• Авторизация


22 ноября родились... 22-11-2025 08:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1914Пузырев_Н.Н (573x700, 170Kb)
1914
Николай Никитович Пузырёв
советский и российский геофизик, гравиразведчик, сейсморазведчик, сейсмолог, академик АН СССР (с 26 декабря 1984) и Российской Академии Наук. Родился в селе Яковлево, Елабужский уезд, Вятской губерния, Российская империя (ныне Татарстан), в семье Никиты Григорьевича и Прасковьи Андриановны Пузырёвых. В 1914-м году Никита Григорьевич был мобилизован на германский фронт, в 1918-году на короткое время вернулся домой, вступил в ряды Красной Армии и в 1919-м погиб. Воспитанием Николая занималась мать и дед по отцу, Григорий Федотович. Начальная школа в селе открылась только в 1923-м году, после Гражданской войны. Закончил её Николай в 1928-м году, в 14 лет. До 1930 года обучался в Елабужской средней школе. По настоянию дяди уехал с ним на заработки на нефтяной промысел Доссор (Казахстан), где завершил семилетнее обучение в 1931-м году, в 17 лет.
Работа в Казахстане
В 1931-м году получил направление в гравиметрическую партию геологоразведочной конторы «Эмбанефть» (Гурьев) на работу младшим наблюдателем под руководством Э.Э.Фотиади. В том же году поступает в недавно открытый горно-нефтяной техникум в Гурьеве, в группу геофизиков. Среди преподавателей курса были Н.И.Буялов, Пётр Яковлевич Авров, Олег Алексеевич Шванк, Анатолий Митрофанович Юхно, Каждое лето Пузырёв работал в полевых партиях «Эмбанефть». В 1933 году работает под началом И.А.Шидловского. Летом 1935 года уезжает на родину навестить мать. В 1936 году, после окончания техникума, работает топографом в сейсморазведочной партии. В конце 1935 года поступает на заочное отделение физического факультета Ленинградского университета. Поступил на обучение на физический факультет ЛГУ в 1936 году, но успел окончить до войны четыре курса обучения. Одновременно в 1941 году учился в Ленинградском горном институте. С 1942 года работал в Казахстанской геофизической конторе Министерства нефтяной промышленности СССР (до 1950). Одновременно с 1945 года руководил геофизическими исследованиями в Казахстане. В 1950—1951 годах — консультант по геофизике в Румынии, с 1951 года жил в Москве. В 1951—1959 годах работал в институте геофизических методов разведки, с 1959 года — в Институте геологии и геофизики Сибирского отделения Академии Наук СССР в Новосибирске. Там он получил учёную степень доктора технических наук (1961)[5], в 1969 году — звание профессора. 1 июля 1966 года был избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР и в том же году стал заместителем директора института. Преподавал до своей смерти. Умер в городе Новосибирск 1 октября 2005 года.
1914Пузыревгроб (700x418, 431Kb)
Похоронен в Новосибирске на Южном (Чербузинском) кладбище.
Награды: Орден Дружбы народов (21 ноября 1974); Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998); Государственная премия СССР (1987) за цикл работ «Физико-геологические основы многоволновой сейсморазведки», опубликованный в 1962—1985 гг.; Государственная премия Российской Федерации (1999); Премия имени Б.Б.Голицына Российской Академии Наук (1994); Премия имени О.Ю.Шмидта Российской Академии Наук (1986); Орден «Знак Почёта» (2004).
Научная деятельность
Основные труды посвящены разведочной геофизике. Автор около 230 научных работ, из которых 11 монографий. Разработал теорию кинематической интерпретации сейсмических волн, создал метод многоволновых сейсмических исследований. В научном творчестве Николая Никитовича прослеживаются три главных направления: теория кинематической интерпретации данных сейсморазведки, глубинные сейсмические исследования в Сибири и многоволновая сейсмика. Последняя крупная монография — «Методы и объекты сейсмических исследований. Введение в общую сейсмологию» (1997). В 1999 году Николаю Никитовичу за эту книгу присуждена Государственная премия Российской Федерации в области наук о Земле.
Основные работы: Измерение сейсмических скоростей в скважинах, Москва, 1957; Интерпретация данных сейсморазведки методом отражённых волн, Москва, 1959; Временные поля отраженных волн и метод эффективных параметров. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1979; Методы сейсмических исследований. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1992; Записки геофизика. Новосибирск: Издательство Научно-издательского центра Объединённого института геологии, геофизики и минералогии Сибирского отделения Российской Академии Наук, 1999; Методы и объекты сейсмических исследований. Введение в общую сейсмологию. — Новосибирск: Сибирское отделение Российской Академии Наук: Объединённый институт геологии, геофизики и минералогии, 1999. — 299 страниц. — ISBN 5-7692-0033-2.
Семья
Мария Николаевна Пузырёва.
Литература: Пузырёв Николай Никитович // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах.] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание. — Москва. : Советская энциклопедия, 1969—1978; Ежегодник БСЭ-1967. Москва, 1968. — Страница 614.

[511x699]
1914
Александр Гаврилович Рыбин
командир 1-го мотострелкового батальона 15-й мотострелковой бригады (16-й танковый корпус, 2-я танковая армия, 2-й Украинский фронт), капитан. Родился в селе Правые Ламки ныне Сосновского района Тамбовской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Окончил 6 классов, работал в колхозе. В Красной Армии в 1936—38 и с 1940 года. Окончил курсы младших лейтенантов. На фронте в Великую Отечественную войну с июля 1941 года. Участвовал в битве под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. Командир мотострелкового батальона 15-й мотострелковой бригады 16-го танкового корпуса 2-й танковой армии 2-го Украинского фронта капитан Рыбин особо отличился в боях по освобождению Черкасской области. 12 февраля 1944 года мотострелковый батальон под его командованием занял оборону северо-западнее села Почапинцы (Лысянский район Черкасская область), создав один из рубежей на пути прорывающихся из Шендеровки (Корсунь-Шевченковский район Черкасской области) на Лысянку гитлеровцев. В течение трёх суток батальон прочно удерживал занимаемый рубеж и не пропустил танки противника, стремившиеся на выручку окружённым под Корсунь-Шевченковским дивизиям. При отражении атаки пехоты и танков противника было подбито и сожжено 6 «тигров», а всего уничтожено 13 танков и более ста гитлеровцев. В боях южнее села Журжинцы батальоном капитана Рыбина истреблено 889 солдат и офицеров противника и 114 захвачено в плен. 6 марта 1944 года батальон форсировал реку Горный Тикич в районе села Буки (ныне посёлок городского типа Маньковского района Черкасской области) и захватил плацдарм, обеспечив переправу других частей. 9 марта 1944 года Рыбин со своим подразделением обходом справа первым ворвался в город Умань и быстро продвинулся на юго-западную окраину города. В результате смелого маневра были захвачены большие трофеи. В ходе дальнейшего продвижения батальон с ходу форсировал реки Южный Буг, Днестр, Прут. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Рыбину Александру Гавриловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4444). Заместитель командира бригады подполковник А.Г.Рыбин закончил войну в Берлине. После войны продолжал службу в армии. В 1946 и 1954 годах окончил Курсы усовершенствования офицерского состава. С 1955 года подполковник Рыбин — в запасе. Жил в родном селе где работал сначала председателем колхоза "Большевик", затем директором Сосновского торфопредприятия. Под его руководством колхоз "Большевик" стал одним из передовых хозяйств района. Умер 26 февраля 2003 года. Похоронен в селе Правые Ламки. Награждён орденом Ленина (13 сентября 1944), четырьмя орденами Красного Знамени (16 августа 1943; 7 июля 1944; 1944; 17 февраля 1945), орденом Отечественной войны I степени (6 апреля 1985), двумя орденами Красной Звезды (31 марта 1943; 19 ноября 1951), медалью "За боевые заслуги" (30 апреля 1947), другими медалями. Ему присвоено звание «Почетный гражданин» Сосновского района. В селе Правые Ламки на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

1914
Кулахмет Конгырходжаевич Ходжиков
казахский художник. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1966). В 1936 г. окончил театрально-художественную студию при ленинградском Большом драматическом театре. Был художником Центральной объединенной киностудии (ЦОКС). С 1943 г. работал на киностудии «Казахфильм». Среди фильмов: «Батыри степей» (1942), «Под звуки домбр» (1944), «Это было в Щугле» (1955), «Мы из Семиречья» (1959), «Сплав» (1962), «Меня зовут Кожа» (1964), «Земля отцов» (1968). Умер в 1986 году.

Glazov_Evgeny_Mikhaylovich (462x700, 87Kb)
1915
Евгений Михайлович Глазов
бригадир проходчиков строительного управления №2 треста «Нелидовшахтострой» Главцентрошахтостроя Министерства строительства предприятий угольной промышленности СССР, Великолукская область. Родился в деревне Бабаново Бельского уезда Смоленской губернии (ныне – не существует, территория Западнодвинского района Тверской области). Русский. В 1929-1930 годах – коногон деревообрабатывающего комбината в посёлке (ныне – город) Западная Двина Октябрьского района Западной области. В 1930-1933 годах – грузчик в Ленинградском торговом порту «Экспортлес» в городе Ленинград (ныне – Санкт-Петербург). В 1933-1938 годах – мастер известкового завода в городе Андреаполь Западной (с 1935 года – Калининской, ныне – Тверской) области. В 1938-1940 годах – десятник погрузочных работ завода «Серп и молот» в Москве. С июня 1940 года – в Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны. В 1942 году вступил в ВКП(б)/КПСС. С 1942 года служил в железнодорожных войсках, командир отделения 1-й путевой роты 2-го восстановительного железнодорожного батальона 11-й железнодорожной бригады 3-го Украинского фронта, сержант. Награждён орденом Красной Звезды и боевыми медалями. Демобилизовавшись из Красной Армии в 1946 году по партийной путёвке приехал в посёлок (с 1949 года – город) Нелидово Великолукской (с октября 1957 года – Калининской, с июля 1990 года – Тверской) области на строительство шахты и восстановление разрушенного войной посёлка. Работал проходчиком шахты №1, а с июля 1948 года – бригадиром проходчиков строительного управления №2 треста «Нелидовшахтострой» Главцентрошахтостроя. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1957 года за выдающиеся успехи в деле строительства предприятий угольной промышленности Глазову Евгению Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Депутат Верховного Совета РСФСР 4-го (1955-1959) и 5-го (1959-1963) созывов. Жил в городе Нелидово. Умер 29 января 1974 года. Награждён орденами Ленина (26 апреля 1957), Красной Звезды (31 мая 1945), медалями, в том числе «За отвагу» (21 ноября 1944), «За трудовое отличие» (29 августа 1953). Имя В.М.Глазова носит одна из улиц города Нелидово.

[500x700]
1915
Николай Андреевич Жихарев
командир танка "Т-34" 288-го танкового батальона 52-й гвардейской танковой бригады 6-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, гвардии лейтенант. Родился деревне Плочениново ныне Ярославского района Ярославской области, в семье крестьянина. Русский. Образование неполное среднее. Работал слесарем на тормозном заводе в Ярославле. В августе 1941 года был призван в Красную Армию и направлен в военное училище. В декабре 1942 года окончил Горьковское танковое училище и в должности командира танка был направлен на фронт. С июля 1943 года в составе 52-й гвардейской танковой бригады участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Участвовал в освобождении левобережной Украины. Танк лейтенанта Жихарева одним из первым вышел к Днепру и огнем пушки поддержал форсирование реки мотострелковым полком. Ночью был переправлен на пароме на правый берег. В боях на Букринском плацдарме молодой танкист действовал умело и отважно. В бою в районе населенного пункта Григоровка, провел танк по краю оврага. Обойдя гитлеровские позиции с фланга, ворвался на высоту 209,7 и гусеницами уничтожил противотанковое орудие вместе с расчетом. Следом за Жихаревым на высоту ворвались еще два танка, и в считанные секунды батарея врага перестала существовать. В этом бою Жихарев уничтожил более 50 фашистов. Вслед за танком двигались мотострелки, расширяя плацдарм на правом берегу Днепра. 22 октября танкисты подошли к поселку Первомайский. Гвардии лейтенант Жихарев первым повел свою "тридцатьчетверку" в атаку. Он первым вышел на окраину поселка, подавил огонь артиллерийского орудия и уничтожил более 40 гитлеровцев. Когда танк был подбит, экипаж под командованием Жихарева занял оборону. Четверо суток сражались танкисты в окружении, пока на выручку не пришла пехота. В ночь с 5 на 6 ноября начался штурм фашистской обороны и освобождение столицы Украины. Гвардии лейтенант Жихарев, действуя смело и решительно, первым ворвался в пригород Киева - Святошино. Устремившись в глубь обороны немцев, вышел на шоссе Житомир - Киев, сжег два танка, уничтожил 20 автомашин, 40 повозок противника с грузами и солдатами, захватил исправный вражеский танк, 50 пленных солдат и перерезал важную магистраль в тылу обороны немцев. Путь отступления фашистов на Житомир был закрыт. В наградном листе говорится: "В этом бою Жихарев был тяжело ранен, но не бросил своего танка. Оставшись на боевом посту, продолжал вести бой, чем обеспечил ввод главных сил в прорыв и овладение городом Киевом". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанту Жихареву Николаю Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 3634). Отважный танкист несколько месяцев провел в госпиталях. На фронт вернуться не пришлось. По инвалидности весной 1944 года Н.А.Жихарев был уволен из армии. Жил и работал в городе Ярославле. Скончался 23 февраля 1983 года. Был похоронен на Игнатовском гражданском кладбище. В 1994 году останки перезахоронены на аллее Героев воинского мемориального кладбища города Ярославля. Награжден орденом Ленина, медалями.
[700x586]
В Ярославле на доме №101 по улице Автозаводской, у входа в подъезд, где последние годы жил ветеран, установлена мемориальная доска.

[493x699]
1915
Сергей Константинович Коблов
командир звена 182-го истребительного авиационного полка 105-й истребительной авиационной дивизии противовоздушной обороны (ПВО) страны, старший лейтенант. Родился в селе Коби ныне Казбегского района Грузии, в крестьянской семье. Осетин. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года. Окончил 7 классов, а в 1936 году – авиационную школу Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) в городе Батайске Ростовской области. В Красной Армии с 1941 года. В том же году окончил курсы командиров звеньев истребительной авиации, после чего проходил службу в 160-м авиационном полку. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1941 года. В одном из своих первых боевых вылетов Сергей Коблов вынудил приземлиться в расположение советских войск пилота гитлеровского самолёта-разведчика «Ju-88». С 1942 года С.К.Коблов воевал в составе 182-го истребительного авиаполка. В воздушных боях с группами фашистских бомбардировщиков он неоднократно, несмотря на сильный заградительный огонь и атаки вражеских истребителей, атаковал лидеров групп и, как правило, уничтожал их. Командир звена 182-го истребительного авиационного полка (105-я истребительная авиационная дивизия, ПВО страны) старший лейтенант Сергей Коблов к сентябрю 1942 года в семнадцати воздушных боях сбил девять вражеских самолётов. Обладая отличной лётной выучкой, высоким мастерством пилотажа, отлично владея авиационной техникой, летая в любых погодных условиях, при ограниченной видимости, лётчик-истребитель Коблов С.К. доставал самолёт противника на любых высотах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Коблову Сергею Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 701). Один из лучших своих воздушных боёв капитан Сергей Коблов провёл 11 мая 1943 года, когда, при отражении вражеского налёта на железнодорожный узел Валуйки, он лично сбил три вражеских самолёта: бомбардировщик «Ju-88» и два истребителя «FW-190», а ведомая им четвёрка сбила семь самолётов противника. За годы войны С.К.Коблов сбил двадцать семь вражеских самолётов, среди которых, более половины – это двухмоторные тяжёлые бомбардировщики: «Do-215», «Do-217», «He-111», «Ju-88». После войны отважный лётчик истребитель ПВО продолжал службу в ВВС СССР. В 1947 году он окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал авиационным полком. Подполковник Коблов С.К. трагически погиб 17 июня 1954 года при облёте нового реактивного истребителя. Похоронен в Пантеоне города Владикавказ. Награждён орденами Ленина (14 февраля 1943), Красного Знамени (10 июня 1943), медалями. Имя Героя носят улицы во Владикавказе и Цхинвали. В городе Казбеги установлен его бюст.

1915
Освальд Моррис
англо-американский кинооператор.

[498x699]
1915
Николай Александрович Никитин
командир взвода разведки 267-го гвардейского стрелкового полка 89-й гвардейской стрелковой дивизии 37-й армии Степного фронта, гвардии младший лейтенант. Родился в селе Усть-Чебула ныне Чебулинского района Кемеровской области, в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов. Жил в Красноярске, где окончил школу ФЗО, работал во внутриведомственной охране стрелком. Затем работал старателем на золотых приисках в Якутии. В Красной Армии в 1937-1939 годах и с августа 1941 года, призван Центральным райвоенкоматом города Красноярска. В действующей армии с сентября 1941 года. В 1942 году окончил курсы младших лейтенантов. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. Командир взвода разведки 273-го гвардейского стрелкового полка (89-я гвардейская стрелковая дивизия, 37-я армия, Степной фронт) кандидат в члены ВКП(б) гвардии младший лейтенант Николай Никитин во главе группы разведчиков 29 сентября 1943 года под огнём противника преодолел реку Днепр в районе села Келеберда Кременчугского района Полтавской области Украины. Группа Никитина уничтожила вражеское боевое охранение и захватила плацдарм. В течение пяти суток воины-разведчики под командованием гвардии младшего лейтенанта Никитина Н.А. отразили шесть контратак гитлеровцев. В критическую минуту боя Николай Никитин поднял бойцов в атаку и в рукопашной схватке отстоял захваченный рубеж. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии младшему лейтенанту Никитину Николаю Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1453). После войны Н.А.Никитин продолжал службу в армии. В 1949 году он окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военной академии тыла и снабжения. С 1971 года полковник Никитин Н.А. - в отставке. Заслуженный ветеран жил в Москве, где скончался 26 июня 1992 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве (участок 4). Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, 2-я орденами Красной Звезды, медалями.

[451x700]
1915
Карл-Готфрид Нордман (немецкое имя — Karl-Gottfried Nordmann)
военный лётчик Люфтваффе во время Второй мировой войны и позже — президент подразделения компании «Mercedes-Benz» в Северной Америке. Как лётчику-асу ему приписывают 78 сбитых самолетов противника в более чем 800 боевых вылетах. Нордман одержал большинство своих побед на Восточном фронте, а также одну во время вторжения в Польшу и восемь — во Французской кампании и в битве за Великобританию. Нордман пошёл добровольцем на военную службу в Люфтваффе в 1936 году. После лётной подготовки, в октябре 1938 года, он был отправлен в 132-ю истребительную эскадру, и после некоторых перестановок его подразделение было подчинено 51-й истребительной эскадре. Участвовал в воздушных боях над Польшей, Францией и Великобританией и, как утверждается, одержал девять побед. После нападения Третьего рейха на Советский Союз в ходе операции «Барбаросса» он был назначен командиром 4-й группы 51-й истребительной эскадры. После 31-й воздушной победы, 1 августа 1941 года, Нордман был награждён Рыцарским крестом Железного креста, а 16 сентября, после 59 побед, — Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями. 10 апреля 1942 года Нордман был назначен командиром 51-й истребительной эскадры, в которой он состоял уже два года. Травмы, полученные в результате столкновения в воздухе 17 января 1943 года, не позволили ему продолжить полёты, в результате чего он сдал командование дивизией 1 апреля 1944 года и был переведён в истребительное командование Восточной Пруссии, где служил на руководящих должностях. После окончания Второй мировой войны Нордман поступил на работу в отдел продаж компании «Mercedes-Benz». Он работал президентом «Mercedes-Benz» в Северной Америке с 1971 года до своей смерти. Карл-Готфрид Нордман родился в Гессене (на тот момент — Великое герцогство Гессен в составе Германской империи), в семье врача. Поступил на военную службу в Люфтваффе 6 апреля 1936 года, получив звание фанен-юнкера. 1 января 1938 года Нордман был повышен в звании до лейтенанта и с 1 марта по 30 апреля проходил службу в первой эскадрильи 253-й бомбардировочной эскадры (1./KG253). После этого он был направлен на учёбу в школу пилотов истребителей в Вернойхене, под командованием оберста Теодора Остеркампа. С июля 1938 года Нордман служил офицером в штабе группы, ставшей позднее I-й группой 77-й истребительной эскадры «Херц Ас», а позже IV-й группой 51-й истребительной эскадры «Мельдерс». Это подразделение подвергалось ряду реорганизаций, начавшихся 2 ноября 1938 года с переименования 132-й истребительной эскадры в 331-ю. Базируясь на Бреслау-Шёнгартена (в настоящее время — Вроцлавский аэропорт имени Коперника), она снова было переименована 1 мая 1939 года, на этот раз в 77-ю эскадру. Позже группа сменив название вошла в состав 51-й эскадры.
[700x445]
Истребители «Messerschmitt Bf.109» во Франции, август 1940 года.
Вторая мировая война в Европе началась в пятницу 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу. Свою первую воздушную победу, ставшую и первой победой Группы, Нордман одержал 3 сентября, сбив польский самолёт «PZL.43 Czajka». К этому моменту он действовал в составе 2-й эскадрильи (2./JG77). 1 марта 1940 года Нордман был назначен командиром эскадрильи 3./JG77 — 3--я эскадрилья 77-й истребительной эскадры, заменив на этой должности обер-лейтенанта Эрвина Нойерберга (немецкое имя — Erwin Neuerburg), ставшего командиром 7./JG3 — 7-й эскадрильи 3-й истребительной эскадры. На этой должности он 1 апреля 1940 года был произведен в обер-лейтенанты. Вторая победа Нордмана была одержана в ходе Французской кампании. 19 мая 1940 года он сбил над Бельгией британский «Hawker Hurricane». Следующие семь побед он одержал в последовавшей вскоре битве за Британию. В том числе 17 октября 1940 года Нордман одержал победу над двумя истребителями «Supermarine Spitfire» Королевских ВВС Великобритании и свою девятую воздушную победу он достиг 6 мая 1941 года. Всего, в ходе битвы за Британию с 31 августа по 6 мая он сбил три «Hawker Hurricane», три «Supermarine Spitfire» и один «Bristol Blenheim». Попутно, вместе с переименованием Группы и вхождением её в состав 51-й истребительной эскадры, 21 ноября 1940 года эскадрилья Нордмана была переименована в 12./JG51. В июне 1941 года 51-я эскадра и большинство подразделений Люфтваффе были перебазированы в Польшу в ходе подготовки к операции «Барбаросса» — вторжению на территорию Советского Союза. 22 июня, в первый день начала новой кампании, Нордман в одном вылете сбил один «И-153» и три «СБ-2». 30 июня, сбив в двух вылетах «И-16», «Р-10» и «СБ-2», немецкий ас преодолел рубеж в 20 побед. С 1 по 16 июля Нордман поразил пять «ДБ-3», «СБ-2», «Пе-2», «И-15» и «И-16», достигнув планки в 30 побед. 20 июля 1941 года Нордман был назначен командиром IV-й группы 51-й эскадры (IV./JG51), сменив на этом посту майора Фридриха Бека, ставшего командиром эскадры вместо Вернера Мельдерса. Командование 12./JG51 был принято обер-лейтенантом Гейнцем Бэром. Менее чем через две недели, 1 августа 1941 года, Нордман, по представлению генерала авиации Бруно Лёрцера был награждён Рыцарским крестом Железного креста за 31 одержанную победу. 3 августа 1941 года, для личного награждения рыцарскими крестами Нордманна и командира 9./JG51 обер-лейтенанта Карла-Гейнца Шнелла в Шаталовку, где находились пилоты, прибыл фельдмаршал Альберт Кессельринг. В это же время, ведомым Нордмана стал унтер-офицер Франц-Йозеф Биренброк. 16 августа Нордман достиг своей 40-й победы, а 28 августа — 50-й. Всего в августе он сбил 20 самолетов, в том числе: 2 августа в двух вылетах — четыре «Р-5», в двух вылетах 9 августа — три «Пе-2», вечером 25 августа в одном вылете — два «ДБ-3», в двух вылетах 27 августа — два «МиГ» и «Пе-2», и в двух вылетах 30 августа — два «ДБ-3». С 3 по 16 сентября Нордман сбил два «Пе-2», «СБ-2», «ДБ-3», «МиГ» и «Р-5». В тот же день, достигнув 59 побед, он был награждён Рыцарским крестом Железного креста с Дубовыми Листьями, по представлению Адольфа Гитлера (эта награда была высшим военным знаком отличия Третьего рейха на момент представления к ней Нордмана). Три дня спустя, 19 сентября, он был повышен в звании до гауптмана. Сбив 26 сентября «МиГ», Нордман одержал 60-ю победу. С 7 октября по 5 ноября — Нордман сбил девять самолетов: четыре «Пе-2», «ДБ-3», «ПС-84», «МиГ», «И-16» и «Ил-2». На этот момент он являлся ведущим действующим асом JG51.
[467x700]
Пилот Нордман советуется с офицером, Восточный фронт, июнь 1942 года.
Свою 70-ю победу Нордман одержал 1 января 1942 года, сбив «Пе-2», а 19 января — 71-ю — «ДБ-3». 10 апреля Нордман принял на себя командование 51-й эскадрой, после того как Фридрих Бек был переведен в на работу в Имперское министерство авиации. 18 июня Нордман был повышен в звании до майора. 26 июня Норманн разбился на своём самолёте «Messerschmitt» «Bf.109» «F-2» (заводской номер 12 825), перевернувшемся во время посадки в аэропорту Мамоново, в результате получил перелом основания черепа. Однако, не зная о характере травмы, вскоре после крушения он продолжал летать, несмотря на то, что тот испытывал боли и нарушение зрения, сбив 2 августа — «Пе-2», а 4 августа — «Ил-2». После обнаружения серьезности травмы он был госпитализирован. 16 декабря 1942 года Нордманн сбил самолёт «Ил-2». 17 января 1943 года «Focke-Wulf» «Fw 190» «Würger» Нордмана столкнулся в воздухе с самолётом ведомого Рудольфа Буша, командира группы I./JG51. После аварии Буш стал считаться погибшим, так как его самолёт упал за линией фронта, а Нордман смог выпрыгнуть с парашютом, но получил серьёзные ранение, и больше не садился за штурвал самолёта. В общей сложности, Нордман совершил более 800 боевых вылетов и заявил о 78 воздушных победах, последней из которых стал вышеупомянутый «Ил-2». Из них 69 были сбиты на Восточном фронте. Под его руководством 51-я эскадра сообщила о своих 4-тысячной воздушной победе 16 декабря 1942 года, 5-тысячной — 2 июня 1943 года, 6-тысячной — 27 июля 1943 года, и 7-тысячной — 15 сентября 1943 года. 1 августа 1943 года Нордман был произведён в оберстлейтенанты и 1 апреля 1944 года назначен командующим истребительным командованием Восточной Пруссии в составе 6-го воздушного флота. Под его руководством была одержана 8-тысячная победа 51-й эскадры, и 4 мая 1944 года Нордман был упомянут в Вермахтберихте — информационном бюллетене штаба Вермахта. 4 января 1945 года он был назначен инспектором истребительных операций на Востоке и 30 января повышен в звании до оберста. С 4 апреля 1945 года Нордман командовал 1-й истребительной дивизией. В мае, после капитуляции Германии, Нордман был взят в плен военнослужащими Армии США.
[700x466]
Завод «Mercedes-Benz U.S. International» в округе Таскалуга, штат Алабама, США.
После освобождения, Нордман эмигрировал в США, и в 1950 году начал работать в отделе продаж компании «Mercedes-Benz». Позже он стал начальником отдела продаж, и, в 1968 году — главой сервисов по обслуживанию во всём мире. В январе 1971 года Нордман был назначен президентом подразделения «Mercedes-Benz» в Северной Америке, и вышел на пенсию в январе 1981 года. Несмотря на это, он продолжал занимать свой пост в качестве директора компании. Во время своего пребывания в должности, Нордман был одним из первых наставников Юргена Шремппа (англ.)русск., ставшего впоследствии главным исполнительным директором концерна «Daimler». Под руководством Нордмана, продажи автомобилей в США выросли с 30 тысяч в 1970 году до 43 600 в 1972 году, что составило 0,4% доли рынка. В октябре 1973 года Нордман отмечал: «Наш курс продаж так далеко ушёл за первую половину 1972 года, что мы продали практически все автомобили. Ситуация с нашими дизельными стоит особенно остро: почти 5000 таких автомобилей были проданы в течение сентября. Мы надеемся немного облегчить растущий спрос на наш дизель в наступающем году через увеличение доступности.» Для дальнейшего расширения присутствия на рынке в Северной Америке, в 1976 году компанией был открыт центр в Джэксонвилле, штат Флорида, а в 1977 году «Daimler» купил «Euclid Company of Ohio» и в 1981 году — «Freightliner Trucks». В то же время, Нордман любил говорить, что «Mercedes-Benz» является «просто маленькой автомобильной компанией». В 1981 году Нордман посетил авиационный симпозиум Международного ордена символов, состоявшийся в Стэмфорде, штат Коннектикут. На встрече присутствовали четверо бывших летчиков-истребителей Второй мировой войны, и кроме Нордмана — бывшие пилоты Королевских ВВС Дуглас Бадер и Роберт Тук, и бывший пилот армии ВВС Армии США Роберт Джонсон. Карл-Готфрид Нордман умер 22 июля 1982 года в своем доме в Гринвиче, округ Фэрфилд, штат Коннектикут, США. Нордман был женат на Тине Готфрид. У них родились двое детей: сын Питер и дочь Коринн. Награды: Железный крест: I степень (8 октября 1939); II степень (5 января 1940); Почётный Кубок Люфтваффе (28 июля 1941); Авиационная планка Люфтваффе для летчиков-истребителей в золоте с вымпелом; Рыцарский крест Железного креста с Дубовыми листьями: Рыцарский крест (1 августа 1941); Дубовые листья (16 сентября 1941); Упоминание в Вермахтберихте от 4 мая 1944 года с формулировкой «Истребительное крыло Мельдерс, под руководством подполковника Нордмана, сообщило о своей 8000-й воздушной победе» (немецкое название — Das unter Führung von Oberstleutnant Nordmann stehende Jagdgeschwader "Mölders" meldete seinen 8000. Luftsieg). Звания: Фанен-юнкер (6 апреля 1936); Лейтенант (1 января 1938); Обер-лейтенант (1 апреля 1940); Гауптман (19 сентября 1941); Майор (18 июня 1942); Оберстлейтенант (1 августа 1943); Оберст (30 января 1945). Библиография: Jagdgeschwader 51 'Mölders' Eine Chronik – Berichte – Erlebnisse – Dokumente. — Stuttgart, Germany: Motorbuch Verlag, 1993. — ISBN 978-3-613-01045-1; Fellgiebel Walther-Peer. Die Träger des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939–1945 – Die Inhaber der höchsten Auszeichnung des Zweiten Weltkrieges aller Wehrmachtsteile. — Friedberg, Germany: Podzun-Pallas, 2000. — ISBN 978-3-7909-0284-6; Grässlin Jürgen. Jürgen Schrempp and the Making of an Auto Dynasty. — New York: McGraw Hill, 2000. — ISBN 978-0-07-135132-4; Hoppe Heinz C. Ein Stern für die Welt. Vom einfachen Leben in Ostpreußen zum Vorstand bei Daimler-Benz. — Munich, Germany: Südwest-Verlag, 1991. — ISBN 978-3-517-01246-9. Obermaier Ernst. Die Ritterkreuzträger der Luftwaffe Jagdflieger 1939 – 1945. — Mainz, Germany: Verlag Dieter Hoffmann, 1989. — ISBN 978-3-87341-065-7; Scherzer Veit. Die Ritterkreuzträger 1939–1945 Die Inhaber des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939 von Heer, Luftwaffe, Kriegsmarine, Waffen-SS, Volkssturm sowie mit Deutschland verbündeter Streitkräfte nach den Unterlagen des Bundesarchives. — Jena, Germany: Scherzers Miltaer-Verlag, 2007. — ISBN 978-3-938845-17-2; Spick Mike. Luftwaffe Fighter Aces. — New York: Ivy Books, 1996. — ISBN 978-0-8041-1696-1; Stockert Peter. Die Eichenlaubträger 1939–1945 Band 1. — Bad Friedrichshall, Germany: Friedrichshaller Rundblick, 1996. — ISBN 978-3-9802222-7-3; Thomas Franz. Die Eichenlaubträger 1939–1945 Band 2: L–Z. — Osnabrück, Germany: Biblio-Verlag, 1998. — ISBN 978-3-7648-2300-9; Von Seemen Gerhard. Die Ritterkreuzträger 1939–1945 : die Ritterkreuzträger sämtlicher Wehrmachtteile, Brillanten-, Schwerter- und Eichenlaubträger in der Reihenfolge der Verleihung : Anhang mit Verleihungsbestimmungen und weiteren Angaben. — Friedberg, Germany: Podzun-Verlag, 1976. — ISBN 978-3-7909-0051-4; Weal John. Focke-Wulf Fw 190 Aces of the Russian Front. — London, UK: Osprey Publishing, 1998. — ISBN 978-1-85532-518-0; Weal John. Jagdgeschwader 51 'Mölders'. — Oxford, UK: Osprey Publishing, 2012. — ISBN 978-1-78200-547-6; Knight's Cross and Oak Leaves Recipients 1939–40. — Oxford, UK: Osprey Publishing, 2004. — ISBN 978-1-84176-641-6; Die Wehrmachtberichte 1939–1945 Band 3, 1. Januar 1944 bis 9. Mai 1945. — München, Germany: Deutscher Taschenbuch Verlag GmbH & Co. KG, 1985. — ISBN 978-3-423-05944-2.

00Рогожин (532x700, 48Kb)
1915
Владимир Николаевич Рогожин
советский российский конструктор и инженер, директор научно-исследовательского института № 147 (ФГУП «ГНПП «Сплав»), кандидат технических наук. Родился в городе Тула, в семье служащего. Русский. В 1936 году с отличием окончил Тульский механический институт и был направлен на завод № 187 «Новая Тула» (ныне – АК «Тульский комбайновый завод»). Когда возникла необходимость эвакуации завода во время Великой Отечественной войны, Рогожин принимал активное участие в демонтаже оборудования прессового цеха, отправке его в город Новосибирск и установке на новом месте. В кратчайший срок производство было запущено, а благодаря внедрению сокращённого технологического процесса, без ущерба для качества резко повысился выпуск гильз. За это он был награждён орденом Красной Звезды. В 1943 году, вернувшись в Тулу, Рогожин продолжил работу на своём заводе. К окончанию войны он был начальником цеха. Нужно было решать задачи перехода на выпуск мирной продукции. Но с наибольшей полнотой талант Рогожина как инженера-конструктора, технолога и организатора производства раскрылся, когда он перешёл (1946) в научно-исследовательский институт № 147 (ныне – Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственное научно-производственное предприятие «Сплав», ФГУП «ГНПП «Сплав»). Институт решал проблемы обеспечения армии артиллерийскими гильзами с использованием стали взамен традиционной дорогостоящей латуни. В 1951 году за эту работу группа специалистов, куда входил и начальник бюро Рогожин, была удостоена Сталинской премии. Вскоре Рогожин был назначен главным технологом, в 1960 году – главным инженером, а с 1963 года – возглавлял институт (предприятие). В течение двадцати двух лет, до выхода в 1985 году на пенсию, под руководством Рогожина велась технологическая разработка реактивных систем залпового огня. Базой для них стала реактивная артиллерийская установка «Катюша». Мощность, поражающая способность, дальность стрельбы новых систем не шла ни в какое сравнение с прежними. Для их разработки был создан мощный коллектив конструкторов, технологов, металлургов, химиков и других высококлассных специалистов. Он руководил технологической разработкой реактивных систем залпового огня «Град», «Град-1», «Ураган», «Смерч», организовывал производство снарядов для таких систем на заводах страны. Разрабатывая новые технологии, инженеры, учёные стремились при этом повышать коэффициент использования металла. Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») в 1976 году Рогожину Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Скончался 6 марта 2009 года. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красной Звезды, медалями. Лауреат Сталинской премии (1951). Почётный гражданин города-героя Тулы (24 июля 1995).

[478x699]
1915
Александр Мефодиевич Фурманов
командир отделения 2-го гвардейского понтонно-мостового батальона 4-й понтонно-мостовой бригады, 8-й гвардейской армии, 3-го Украинского фронта, гвардии старшина. Родился в Киеве, в семье рабочего. Украинец. Член КПСС с 1944 года. Окончил неполную среднюю школу в Киеве. Работал формовщиком на заводе имени Артёма. В 1937 году призван в ряды Красной Армии. Участник финляндско-советского вооруженного конфликта. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Сталинградском, 1-м Белорусском, 1-м Украинском и 3-м Украинском фронтах. Осенью 1943 года советские части широким фронтом выходили к Днепру. 2-й гвардейский понтонно-мостовой батальон бросил "якорь" вблизи плотины Днепрогэса. Стали готовить переправочные средства для форсирования реки. Командир батальона распределял по рейсам катера, понтоны, паромы. У катера старшины А.М.Фурманова он остановился. Старшина ещё на подходе к Днепру просил разрешить первым пересечь родную реку. И для открытия "навигации" А.М.Фурманов был самым подходящим кандидатом. Он зарекомендовал себя человеком железной воли, беспримерной храбрости, его рука не дрогнет на штурвале, когда противник обрушит всю силу огня. Но такой храбрец нужен командиру батальона и в резерве. "Успеет отдать должное Днепру!" — после колебаний решил командир. И катер А.М.Фурманова зарезервировал. Переправа началась в ночь с 23 на 24 октября 1943 года. Вначале высадились малочисленные группы в трехстах метрах от плотины вверх по течению. Бесшумно захватив маленький "пятачок", стали его расширять, закрепляться. С левого берега к ним двинулось более мощное подкрепление. И вдруг правый берег, где хозяйничали гитлеровцы, ожил. Взлетели серии разноцветных ракет, осветили переправу. Из темноты застрочили вражеские пулемёты, открыли огонь миномётно-артиллерийские батареи. В ответ наша артиллерия обрушилась на гитлеровские батареи. Выходили из строя переправочные средства. А.М.Фурманов, наблюдая из кабины катера за переправой, сидел как на иголках: "Ну, почему я бездействую, когда все воюют? Отдыхаю, как в санатории",— возмущался он. Но его "отдых" оказался непродолжительным. Не было еще и полуночи, как старшина был вызван на "боевую линию".Старшина А.М.Фурманов артистически проделал петлю на воде, и катер стал кормою к парому. Тут же с понтонов в корму полетели толстые веревочные буксиры. Их на лету подхватили помощники старшины. Еще минута — и соединили паром с катером. А.М.Фурманов отчалил. Быстро набрав скорость, шли на пределе. Огибая вражеские заграждения, А.М.Фурманов искусно лавировал на воде. Воины с восхищением смотрели на удалого старшину. Все хорошо понимали, что от умения катериста и его хладнокровия зависит сейчас их судьба, исход порученного им задания, жизнь многих людей. Рейс за рейсом переправлял старшина пехотинцев, пэтээровцев, миномётчиков, артиллеристов. А.М.Фурманов совершал уже восемнадцатый рейс. Отцепив паром, он в катере переправлял боеприпасы. Рассветало. Недалеко от плацдарма несколько вражеских зажигательных пуль угодили в крышки верхних ящиков. Тара загорелась. Старшина, передав штурвал помощнику, выскочил и, рискуя жизнью, быстро потушил огонь. Пока выгрузили боеприпасы, стало совсем светло. Возвращаться было бессмысленно. А.М.Фурманов получил распоряжение: укрыться до вечера на правом берегу. Он стал загонять катер под обрывистый берег. И тут случилось несчастье. Вражеский снаряд угодил в бензобак. Катер взорвался. А.М.Фурманова, потерявшего сознание, взрывной волной выбросило в воду. Течение подхватило его и понесло. Очнувшись, он выбрался на берег недалеко от плотины Днепрогэса. Осмотрелся вокруг. Вблизи никого. Он разделся, отжал одежду, вылил из сапог воду и во всем сыром дожидался вечера. Ночью по плотине с большим трудом переправился на левый берег, получил другой катер и опять стал за штурвал. Долгое пребывание в холодной воде напоминало о себе. Часто сводило ноги, но А.М.Фурманов мужественно переносил боль. В один из рейсов на правом берегу на его паром поместили около 200 раненых, и он отчалил. На середине Днепра попал под вражеский налет. Два снаряда разорвались рядом с катером. Взрывом были выведены из строя оба помощника старшины и повреждено рулевое управление. Катер и паром понесло течение. На пути зиял пролом в плотине с высоким водопадом. Раненым грозила неминуемая гибель. А.М.Фурманова принял решение установить вспомогательную ручку поворота руля на включение. Он с невероятной быстротой побежал на корму: включил. И с такой же быстротой направился обратно к рулю. Однако в тот момент, когда дорога была каждая доля секунды, внезапно свело судорогой ноги. А паром вот-вот будет у водопада. А.М.Фурманов в безумном порыве пополз, цепляясь окровавленными руками за днище, и все же добрался до руля. Буквально в 20 метрах от водопада он взял управление и лёг на нужный курс. Благодаря исключительному мужеству старшины раненые были спасены. Закончилось форсирование, А.М.Фурманов лег в госпиталь. Его молодой, крепкий организм быстро победил болезнь, и он вскоре опять вступил в строй. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за форсирование Днепра в районе Днепрогэса и проявленные в бою мужество, отвагу и героизм гвардии старшине Александру Мефодиевичу Фурманову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2714). А.М.Фурманов продолжал громить врага до светлого дня Победы. Ему присвоили офицерское звание. После войны служил в Армии до 1955 года. Уйдя в запас, А.М.Фурманов сразу же поступил на Киевский завод по ремонту и изготовлению строительных механизмов. За ударный труд, за военно-патриотическую работу среди молодежи занесен в Книгу почёта завода, ему было присвоено звание ударника коммунистического труда. Жил в Киеве. Скончался 7 мая 1982 года. Похоронен в Киеве на Городском кладбище "Берковцы". Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

1916
Михаил Григорьевич Греку
российский живописец. Учился в Академии Художеств в Бухаресте (1937-1940) и Республиканском художественном училище имени И.Е.Репина в Кишинёве (1945-1947). Автор ряда картин на темы истории молдавского народа, отмеченных глубоким драматизмом и повышенной эмоциональной выразительностью цвета ("Татарбунарское восстание", 1956-1957). С начала 1960-х гг. в творчестве (композиции жанрового характера, пейзажи) преобладало стремление к поэтическому осмыслению жизни современного молдавского села; однако поиски национального характера художественного образа и его эмоциональности сочетаются с приёмами примитива и подчёркнутой условностью живописной манеры ("Чадырлунгские девушки", 1960, "Проводы", 1964-1965, триптих "История одной жизни", 1966; все упомянутые произведения - в Художественного музее Молдавской ССР, Кишинёв).

[481x700]
1916
Екатерина Матвеевна Калязина (Никитина)
звеньевая колхоза «Труженик» Бежецкого района Калининской области. Родилась в деревне Корницы ныне Бежецкого района Тверской области (с 1935 по 1990 год – Калининская область), в семье крестьянина. Русская. Получив начальное образование, вступила в местный колхоз «Труженик», работала в полеводческой бригаде. С началом Великой Отечественной войны была мобилизована на трудовой фронт и первые два года в составе женской бригады совместно с подругой А.И.Апышевой трудилась на рытье окопов и строительстве оборонительных сооружений на линии фронта. В 1943 году Е.М.Калязина вернулась к мирному труду и одна из первых в колхозе «Труженик» (центральная усадьба – деревня Михайлова Гора) возглавила полеводческое звено по выращиванию технической культуры - льна. По итогам работы в 1948 году её звено, состоящее из восьми тружениц, получило урожай волокна льна-долгунца 10,1 центнера и семян 5,2 центнера с гектара на площади 4,1 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 февраля 1949 года за получение высоких урожаев волокна и семян льна-долгунца при выполнении колхозами обязательных поставок и контрактации по всем видам сельскохозяйственной продукции, натуроплаты за работу МТС в 1948 году Калязиной Екатерине Матвеевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом ещё трое льноводов колхоза «Труженик», в том числе звеньевая А.И.Апышева и бригадир, соревнующийся с их бригадой - И.И.Варганов, были удостоены высокого звания. В последующие годы звено Е.М.Калязиной-Никитиной (в замужестве за колхозным бригадиром Николаем Никитиным) продолжало получать высокие урожаи льна и зерновых до выхода её на заслуженный отдых в глубокой старости. Жила в родной деревне Корницы. Умерла 31 января 1994 года. Награждена орденом Ленина (28 февраля 1949) и медалями, в том числе «За трудовое отличие» (18 мая 1948).

Kononenko Ivan Platonovich (521x700, 121Kb)
1916
Иван Платонович Кононенко
бригадир тракторной бригады Кисляковской МТС Кущевского района Краснодарского края. Родился на территории современной Запорожской области Украины, в семье крестьянина. Украинец. После окончания технического училища с 1946 года работал бригадиром тракторной бригады Кисляковской машинно-тракторной станции (МТС) Кущевского района Краснодарского края. По итогам работы в 1948 году в колхозах, обслуживаемых механизаторами его бригады, получен урожай пшеницы 24,8 центнера с гектара на площади 268 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1949 года за получение высоких урожаев пшеницы и табака в 1948 году Кононенко Ивану Платоновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». После упразднения МТС с 1958 года продолжил трудиться бригадиром тракторной бригады №2 местного колхоза имени Ленина. Проживал в станице Кисляковской Кущёвского района. Скончался в 1970 году. Награждён орденами Ленина (16 апреля 1949), «Знак Почёта» (31 октября 1957), медалями.

1916
Виктор Иванович Меньщиков
участник войны, танкист, дважды представлявшийся к званию Героя Советского Союза, но из-за недисциплинированности так им и не ставший.

[466x699]
1916
Михаил Петрович Ренц
командир авиаэскадрильи 30-го гвардейского истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии майор. Родился в городе Курск. Русский. В 1932 году окончил 7 классов школы, в 1934 году – ФЗУ. Работал техником-нормировщиком, слесарем в паровозном депо Курск-Северное. В армии с апреля 1938 года. В 1939 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. До июля 1941 года служил в строевых частях ВВС (на Дальнем Востоке). В 1941-1942 – лётчик-инструктор Мелитопольской военной авиационной школы лётчиков. В августе-октябре 1942 – лётчик-инструктор 22-го запасного авиационного полка (город Иваново), занимался переучиванием строевых лётчиков на американские истребители «Р-39» «Аэрокобра». Участник Великой Отечественной войны: в марте 1943-мае 1945 – старший лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 30-го гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве, освобождении Белоруссии и Польши, в Берлинской операции. Всего за годы войны выполнил 261 боевой вылет на истребителе «Р-39» «Аэрокобра», в 63 воздушных боях сбил лично 16 и в составе группы 2 самолёта противника. Дважды был сбит, один раз был вынужден покинуть самолёт с парашютом. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года гвардии майору Ренцу Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№9083). После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. Командовал истребительным авиационным полком, был лётчиком-инспектором по технике пилотирования авиакорпуса (в Прибалтийском военном округе). В 1949 году окончил Высшие авиационные курсы слепой и ночной подготовки (город Тамбов). В марте 1951-июле 1953 – лётчик-инспектор по технике пилотирования 64-го истребительного авиационного корпуса, лётчики которого воевали в Корее. В 1953-1956 – лётчик-инспектор 4-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава (город Воронеж), в 1956-1958 – лётчик-инспектор Управления Закавказского корпуса ПВО. С июля 1958 года подполковник М.П.Ренц – в запасе. Жил в городе Воронеж. С 1968 года работал на Воронежском авиационном заводе командиром лётного отряда, затем – в музее трудовой славы завода. Умер 29 сентября 2008 года. Похоронен на Лесном кладбище в Воронеже. Полковник (1975), военный лётчик II класса (1950). Награжден орденом Ленина (15 мая 1946), 4 орденами Красного Знамени (26 мая 1943, 30 июля 1944, 4 февраля 1945, 16 июня 1945), орденами Отечественной войны I степени (11 марта 1985), Красной Звезды (30 декабря 1956), медалью «За боевые заслуги» (20 июня 1949) и другими медалями. В Воронеже на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. В Воронеже на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

[466x698]
1916
Александр Андреевич Соломонов
командир взвода 61-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона (7-я моторизированная понтонно-мостовая бригада, 65-я армия, 1-й Белорусский фронт) старший лейтенант. Родился в селе Панкратово ныне Починковского района Нижегородской области, в крестьянской семье. Русский. В 1932 году окончил восемь классов сельской школы. Работал в колхозе. В 1936 году в Починках окончил курсы ветеринарных фельдшеров. В 1937 году был призван в Красную Армию. Член ВКП(б) с 1937 года. По окончанию срока службы в 1940 году вернулся домой, работал ветеринарным фельдшером Починковской ветеринарной лечебницы. В марте 1942 года по мобилизации был направлен в запасный стрелковый полк. В 1943 году окончил офицерские курсы при Ленинградском военно-инженерном училище, эвакуированном в Кострому. В действующей армии с марта 1943 года. Командовал взводом 61-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона. Продвигаясь вперед с наступающими частями, понтонный взвод Соломонова обеспечивал переправу войск через водные преграды. В сентябре 1943 года при форсировании Днепра Соломонов руководил переправой, совершил несколько рейсов на правый берег с пехотой и боеприпасами. Особенно отличился в сентябре 1944 года при форсировании реки Нарев. 5 сентября 1944 года при форсировании реки Нарев в районе города Остроленка (Польша) старший лейтенант Соломонов обеспечивал переправу частей армии на пароме. Под непрерывным вражеским минометно-артиллерийским огнем за 10 часов совершил с бойцами взвода 24 рейса, переправил через реку 8 полковых, 18 самоходных орудий с расчетами и 24 автомашины. За эту операцию был представлен к званию Героя Советского Союза. Наступление продолжалось. Отважный офицер с боями дошел до Одера. 16 апреля 1945 года взвод старшего лейтенанта Соломонова обеспечивал под бомбежкой переправу пехоты и техники на западный берег районе населенного пункта Шветиг, южнее города Франкфурт-на-Одере. Прямым опаданием вражеского снаряда в паром офицер был убит, тело утонуло в реке. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Соломонову Александру Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, двумя орденами Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды. В селе Панкратове на доме, где родился и жил Соломонов, и на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски.

1917Gavrilin_Nikolai_Mitro (490x700, 32Kb)
1917
Николай Митрофанович Гаврилин
командир 2-го стрелкового батальона 212-го гвардейского стрелкового полка 75-й гвардейской Краснознаменной Бахмачской стрелковой дивизии 60-й армии Центрального фронта, гвардии старший лейтенант. Родился в селе Гордеевка ныне Троицкого района Алтайского края, в семье крестьянина. Русский. Окончил среднюю школу. С 1938 года литературный сотрудник районной газеты. В Красной Армии с июля 1941 года. В октябре 1941 года окончил ускоренный курс военного пехотного училища. Участник Великой Отечественной войны с ноября 1941 года. Командир 2-го стрелкового батальона 212-го гвардейского стрелкового полка (75-я гвардейская стрелковая дивизия, 60-я армия, Центральный фронт) гвардии старший лейтенант Николай Гаврилин особо отличился при форсировании реки Днепр 29 сентября 1943 года в районе села Глебовка Вышгородского района Киевской области Украины. Весь личный состав вверенного гвардии старшему лейтенанту Гаврилину Н.М. 2-го стрелкового батальона был отлично подготовлен к форсированию Днепра. В момент приближения к реке, воины батальона заметили гитлеровский пароход с баржей и грузом. Комбат Н.М.Гаврилин выделил десант в количестве тридцати человек, а во главе его поставил своего заместителя по политической части гвардии старшего лейтенанта Суркова. После чего батальон открыл ружейно-пулемётный и миномётный огонь по пароходу, а десант в это время быстро форсировал Днепр и пошёл в атаку на пароход. Благодаря умелой организации, смекалке, военному умению, вражеское судно было захвачено и два гитлеровца взяты в плен без единой потери с нашей стороны. Батальон Н.М.Гаврилина первым в полку форсировал Днепр, перенеся на себе все средства вооружения и боеприпасы. Его подразделение ворвалось во вражеские боевые порядки и почти без потерь в рукопашной схватке выбило их с оборонительного рубежа и закрепилось на нём. Бойцы 2-го стрелкового батальона расстреляли в упор из винтовок и автоматов пять немецких офицеров и 700 солдат, взяли несколько пленных и доставили их в штаб. Тем самым батальон под командованием гвардии старшего лейтенанта Гаврилина Н.М. прорвал вражескую оборону и, закрепившись на западном берегу Днепра, обеспечил переправу остальным подразделениям 212-го гвардейского стрелкового полка. В течение нескольких дней отважный командир батальона со своими бойцами вёл бои на плацдарме. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Гаврилину Николаю Митрофановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1552). В мае 1944 года капитан Гаврилин Н.М. по ранению уволен из армии. Член ВКП(б)/КПСС с 1946 года. С 1949 года - заместитель директора зерносовхоза, заведующий отделом пропаганды, затем организационного отдела Алейского райкома КПСС Алтайского края, начальник автомотоклуба и председатель райкома ДОСААФ. Скончался 29 сентября 1979 года. Похоронен в городе Алейск Алейского района Алтайского края. Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды, медалями. Имя Героя увековечено на Мемориале Славы в городе Барнаул – административном центре Алтайского края. Именем Героя Советского Союза Николая Гаврилина назван один из переулков города Алейска Алтайского края.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 22 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»