• Авторизация


22 ноября родились... 22-11-2025 08:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[496x700]
1881
Мария Вера (словенское имя — Marija Vera; настоящее имя — Франциска Эппих, Frančiška Epich)
словенская актриса. Родилась в городе Камник. Обучалась актёрскому искусству в Вене. В 1908-1919 играла в театрах Цюриха, Мангейма, Берлина, Данцига, Базеля. В 1919-1923 работала в сербских театрах в Белграде, Сараево. В 1923-1954 - актриса Словенской драмы в Любляне. Искусство Веры было отмечено поэтичностью, глубиной психологических характеристик. Вера выступала главным образом в классических пьесах (Софокл, Еврипид, Шиллер, Гёте). Однако свои лучшие роли создала в драмах Хеббеля (Мариамна - "Ирод и Мариамна", Брунгильда - "Нибелунги", Юдифь - "Юдифь", Родопа - "Гигес и его кольцо", Клара - "Мария Магдалина") и Ибсена (Гедда Габлер - оперная постановка, Элида - "Женщина с моря", Ребекка - "Росмерс-хольм", Хедвига - "Дикая утка", фру Альвинг - "Привидения", Хьордис-"Воители в Хельгеланде"). Умерла в Любляне 12 января 19854 года. Литература: Фран Коблар, Вера Мария - артистка, Словенец, 1934; Филип Клан, Европеизация словенской театральной культуры, [s. 1.], 1957. Источники: Театральная энциклопедия. Том 1/Главный редактор С.С.Мокульский - Москва: Советская энциклопедия, 1961.- 1214 столбцов с иллюстрациями, 12 листов иллюстраций.

[700x561]
1881
Матрона Московская (имя в миру — Матрона Дмитриевна Никонова)
святая Русской православной церкви. Матрона родилась в деревня Себино, Епифанский уезд, Тульская губерния (сейчас Кимовский район, Тульская область), в крестьянской семье в 1881 году (житие святой). Существуют версии, что она родилась в 1883 году (данные сельскохозяйственной переписи Тульской губернии 1911 года) или 1885 году (регистрационная книга Даниловского кладбища 1952 года). Девочка родилась незрячей, у неё отсутствовали глазные яблоки. В семье было четверо детей: Пелагея (1873 года рождения (по другим данным Мария)), Иван (1885 года рождения), Михаил (1888 года рождения). Ещё три брата и сестра умерли во младенчестве: Михаил (1870—1871), Устинья (1876—1878), Иван (1879—1880) и Андрей (24 августа 1882—17 августа 1883). Существует мнение, что Матрона была приёмным ребёнком. Согласно житию, когда родилась Матрона, немолодые к тому времени родители, Наталья Никитина и Дмитрий Иванов Никоновы, хотели оставить слепую девочку в приюте князя Голицына в соседнем селе Бучалки. Но матери приснился сон: белая птица необычайной красоты, слепая, села на её грудь. Наталья Никонова решила, что сон вещий, и оставила ребёнка. Житие сообщает, что уже с 8 лет Матрона имела глубокую веру, способность исцелять больных и предсказывать будущее. В 18 лет у неё отнялись ноги. В молодости Матрона имела возможность путешествовать. Дочь местного помещика Лидия Александровна Янькова (1885 г. р.) брала её с собой в паломничества. Они побывали в Киево-Печерской Лавре, Троице-Сергиевой Лавре, в Санкт-Петербурге, других городах и святых местах России. В 1899 году в Кронштадтском соборе Матрона встретила Святого праведного Иоанна Кронштадского. По преданию, по окончании службы он попросил прихожан расступиться перед подходящей к солее Матроной и громко сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена — восьмой столп России». В 1912 году умер Дмитрий Иванов Никонов, отец Матроны. После революции Матрона и её подруга Лидия Янькова, оставшись без крова, подались искать работу и еду в городе. Примерно в 1925 году Матрона перебралась в Москву. Жила где придётся, у друзей и знакомых, но не у своих братьев, которые стали большевиками. Брат Михаил, член ВКП(б) с 1919 года, был избран председателем сельсовета, а затем заместителем председателя исполкома Хованской волости, в 25 километрах от уездного города. В книге Зинаиды Владимировны Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны» описан следующий случай. Когда появилась угроза взятия немцами Москвы, к Матроне приехал Сталин, и она сказала ему: «Русский народ победит, победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы». На основании рассказа Зинаиды Ждановой, эта встреча изображена на так называемой иконе «Матрона и Сталин». Однако рассказ не соответствует каноническому житию святой Матроны и в книге излагается недостоверно. Доказательств, подтверждающих эту встречу, нет. В 1942—1949 годы Матрона жила в Москве, в старинном деревянном особняке по адресу Староконюшенный переулок, дом 30 (не сохранился) близ Арбата, где занимала угол в 48-метровой комнате односельчанки Е.М.Ждановой и её дочери Зинаиды. В 1950—1952 годы — под Москвой, в Сходне, по адресу улица Курганная, дом 23, у дальних родственников, в семье Курочкиных. Согласно житию, Матрона предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей в свои последние дни.
У неё спросили: «Матронушка, как же нам жить? С кем же мы теперь останемся, с кем советоваться будем?» На это она ответила:
«После моей смерти таких не будет как я, а вы приходите на могилку, я там всегда буду, я вам также буду помогать и молиться за вас, как при жизни моей. Разговаривайте со мной, все горести свои поверяйте мне, я буду вас видеть и слышать, что душе вашей скажу, то и делайте.» — Жданова З.В. Сказание о житии блаженной старицы Матроны. — Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. — Страница 26.
Скончалась в Сходне 2 мая 1952 года. Сохранились посмертные фотографии святой. Отпевание в храме Ризоположения на Донской улице совершил хорошо знакомый Матроне и почитавший её протоиерей Николай Голубцов.
Matrona's_Grave_on_Danilov_Cemetery (466x700, 542Kb)
Часовня над бывшей могилой Матроны на Даниловском кладбище, возле могилы видна очередь из паломниц
Похоронена 4 мая, в Неделю святых Жён-мироносиц. На похороны Матроны пришло много народа. Даниловское кладбище было выбрано самой Матроной, чтобы «слышать службу» — в те годы кладбищенская церковь была одной из немногих действующих в Москве. На её похороны пришло много народу. Могила Матроны стала местом паломничества, оставаясь таковым даже после перенесения останков Матроны в Покровский монастырь. На месте могилы возведена часовня. В 1998 году останки Матроны были перенесены из кладбищенского захоронения в московский Покровский женский монастырь.
Канонизация
До 1993 года первоначальная могила Матроны на Даниловском кладбище в Москве если и почиталась, то очень узким кругом лиц. О жизни Матроны известно прежде всего из книги «Сказание о житии блаженной старицы Матроны», написанной Зинаидой Ждановой (1917—2007), впервые выпущенной в 1993 году. Книга сразу получила огромную популярность, тираж первого издания превысил 150 тысяч экземпляров, затем последовали многочисленные переиздания. Синодальной комиссией была назначена экспертная группа, которая составила канонический текст жития блаженной Матроны, убрав недостоверные, на взгляд экспертов, и несоответствующие официальному богословию сведения. Эта версия жития в настоящее время размещена на православных сайтах: «Православие.ру», «Седмица.ру», сайте Покровского монастыря, а книгу Ждановой некоторые исследователи называют апокрифической. 15―16 сентября 1997 года Комиссия по канонизации святых Священного синода Русской православной церкви рассмотрела материалы к канонизации в лике местночтимых святых Московской епархии приснопамятной Матроны Никоновой, которые представил патриарх Алексий II, и не нашла препятствий для благословения патриархом её местночтимой канонизации. В ночь на 8 марта 1998 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была вскрыта могила Святой Матроны, её мощи доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в Покровский храм на территории Покровского монастыря и помещены в серебряную гробницу (раку). К ним открыт ежедневный доступ с 7 (в воскресенье с 6) до 20 часов. День 8 марта как день обретения мощей Матроны стал одним из православных праздников — дополнительным днём празднования в честь Святой блаженной Матроны Московской. 2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая московская святая Московской епархии РПЦ. Определением Архиерейского Собора РПЦ 3—8 октября 2004 года причислена к лику общецерковных святых. Частицы мощей святой Матроны доставлялись для поклонения в города России: Волгоград, Вологду, Красноярск, Липецк, Новокузнецк, Пермь и другие
MatronaBlajennaya_Matrona (521x700, 296Kb)
Матрона Дмитриевна Никонова
Почитание
Матрона Московская является одной из самых известных и почитаемых в России святых. К её мощам в Покровском храме ежедневно, согласно «Православной энциклопедии», приходят поклониться около 5 тысяч человек; портал «Правмир» сообщает, что в выходные дни очередь к мощам растягивается на 7—8 часов. По данным «Московского комсомольца», в престольные праздники количество прихожан достигает 50 тысяч человек. В Покровском монастыре находится икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная около 1915 года, с которой Матрона не расставалась до конца жизни. В 2008 году в храме святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне Петродворцового района Санкт-Петербурга некоторое время находилась икона «Матрона и Сталин». Некоторые верующие считают, что Сталин хотел посоветоваться со слепой целительницей и провидицей и узнать, может ли она с помощью Бога помочь России победить в войне. Она ответила ему предсказанием о том, что Москва устоит, а Сталин единственный из руководства страны не эвакуируется из охваченного войной города. Факт появления иконы в Санкт-Петербурге вызвал широкий общественный резонанс, повлекший освобождение с должности настоятеля храма. Согласно заявлению представителя Петербургской епархии: «Это неправомочное изображение, так как разговор святой Матроны и Сталина — это всего лишь легенда и не соответствует реальному положению дел». 2 мая 2014 года в селе Себино Кимовского района Тульской области был открыт музей, посвященный Матроне, в котором представлены экспонаты крестьянского быта времен жизни святой, хранятся материалы, рассказывающие об истории села Себино, о жизненном пути старицы. Музейный комплекс включает также оборудованное подворье Никоновых с монументом из белого камня и памятником Матроне, ещё одну бронзовую скульптуру святой на территории комплекса, мраморную плиту у входа на приходское кладбище, где покоятся отец и родственники Матроны, закрытые купели и источник с часовней на берегу реки Мокрая Табола. В церкви Успения Божьей Матери, где святая Матрона была крещена и проводила много времени, хранится святыня — икона с частицей её мощей, подаренная святейшим патриархом Алексием II, и проводятся богослужения. Считается, что по молитвам святой Матроны происходят чудеса и исцеления, в том числе с невоцерковленными и неправославными людьми, ведётся запись письменных свидетельств этого. Поклониться святой Матроне приезжают паломники из других городов и стран. Чудотворная сила святой Матроны признана всей иерархией Русской православной церкви, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который призывал всех обращаться к святой Матроне за помощью не только в решении жизненных проблем, но и в даровании сил несения страданий:
«Мы должны не забывать её страдальческий образ и проникаться не только желанием освободиться от своих крестов, но и глубочайшим убеждением в том, что достойное несение креста — это и есть путь ко спасению. И потому просить Матрону нужно не только о том, чтобы она молитвами своими пред Богом сняла с нас наши кресты, исцелила нас от наших страданий, но и о том, чтобы нам даны были силы достойно нести свой крест, во славу Божию и себе во спасение…
Чудотворная сила Матроны Московской прямо связана с её страданиями, с её муками, с несением ею спасительного креста. И да поможет всем нам Господь, прибегая к помощи святой праведной Матроны, взывая о её содействии в решении наших жизненных проблем, одновременно наполнять свой ум и своё сердце силой её примера, пониманием того, что означает для человека несение креста, который Бог на него возлагает.»
15 февраля 2018 года Священный синод Румынской православной церкви включил блаженную Матрону Московскую в свой месяцеслов. Матрону Московскую стали почитать в Маланкарской церкви после посещения предстоятелем данной церкви Василием Мар Фомой Павлом II Покровского женского монастыря Москвы в ходе официального визита в Россию в 2019 году, когда он провёл много времени в молитвах у раки с мощами Матроны Московской. Незадолго до кончины он оставил предсмертную записку, в которой упомянул, что «пережил духовное обновление, молитвенно обращаясь к святой Матроне». По его благоволению имя Матроны Московской недавно внесено в богослужебный календарь данной церкви. Патриарх Кирилл 25 апреля 2023 года отметил, что описанный факт внесения русской святой в святцы Древней Восточной Церкви — первый в истории.
Критика
Критике подвергаются первоначальное жизнеописание блаженной Матроны и некоторые аспекты её почитания.
Критика «Сказания о житии блаженной старицы Матроны»
Жизнеописание блаженной Матроны впервые увидело свет в 1993 году, в изданной в Свято-Троицком Ново-Голутвина женском монастыре малоформатной книжке «Сказание о житии Блаженной старицы Матроны» и многократно переизданной. (Библиографическое описание первого издания: Сказание о житии Блаженной старицы Матроны. / Составила и написала З.В.Жданова. — Коломна : Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, бумага глянцевая [1993]. — 126 страниц.). Авторство текстов этой книги сомнительно, вряд ли это действительные записи престарелой Зинаиды Ждановой. (Согласно опубликованной в этой же книге биографии З.В.Ждановой, она родилась в 1917 году и к моменту публикации была весьма пожилым человеком.) Маловероятно, что З.Жданова лично посетила деревню Себино Тульской области, указанную в книге в качестве малой родины Матроны. Судя по стилю текста, вероятнее всего, что житие написано профессиональным церковным писателем или группой авторов, собиравших фольклорные рассказы жителей Себено или, что менее вероятно, имитировавших их. Возможным автором текста жития может быть сотрудница монастырского издательства А.Малахова, которая во втором издании книги указана как проводившая розыск людей, знавших Матрону или живших с ней в одном селе. Книга Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны», выпущенная в 1993 году Ново-Голутвинским монастырем и ставшая самой популярной народной версией рассказов о Матроне, подверглась резкой критике со стороны членов Комиссии по канонизации: митрополита Ювеналия (Пояркова), тогдашнего председателя Комиссии; епископа Тихона (Емельянова), тогдашнего председателя Издательского совета; игумена Дамаскина (Орловского), составителя житий новомучеников, секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых; протодиакона Андрея Кураева. Последний посвятил этой книге немало страниц в своей работе «Оккультизм в Православии». Акт о канонизации блаженной Матроны, подписанный патриархом Алексием II, содержит отдельный пункт с указанием на необходимость составления жития подвижницы. Иначе говоря, версия Зинаиды Ждановой не получила статуса официального жития. В церковной среде «Сказание» критиковалось, в частности, из-за ряда высказываний, приписанных Матроне.
Сюжет о беседе Сталина с Матроной
В книге «Сказание о житии Блаженной старицы Матроны» и других текстах о старице Матроне присутствует эпизод о якобы состоявшемся в 1942 году визите И.В.Сталина к старице. Этот сюжет является одним из проявлений так называемого «церковного сталинизма» или (другое название) «православного сталинизма». Этими терминами публицисты и исследователи называют заметную в российской церковной среде XXI века тенденцию видеть в Сталине православного, а следовательно, «хорошего» правителя. Адепты «православного сталинизма» считают, что получивший семинарское духовное образование Сталин в годы Великой отечественной войны якобы обратился в православие, в результате чего была изменена политика СССР по отношению к РПЦ. Во второе издание «Сказания о житии Блаженной старицы Матроны» были добавлены тексты с сюжетами о встречах Сталина и Матроны, ранее опубликованные у других авторов, в частности, сюжет из книги С.В.Фомина «Россия перед вторым пришествием», вышедшей в 1993 году. Рассказ о встрече Матроны со Сталиным осенью 1941 года был признан не соответствующим действительности самой РПЦ. В частности, историки Московской духовной академии пришли к выводу, что такой встречи не было. Таким же был вывод и Синодальной комиссии по канонизации святых. Иеромонах Иов (Гумеров), занимавшийся в 1997 году подготовкой материалов к канонизации Матроны Никоновой, впоследствии заявил: «Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина».
Критика культа старицы Матроны
Руководитель Экспертной группы по чудесам при Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ Павел Флоренский критически оценивал ажиотаж, возникший вокруг святой Матроны. Также одним из критиков является бывший протодиакон Андрей Кураев, который указывал на непозволительное окружение её образа различными суевериями и на догматически сомнительные истории, содержащиеся в книге Ждановой. Также подверг критике культ Матроны профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, отмечая его языческий характер.
«Открыв первое неофициальное житие Матроны — «Сказание о Матроне» Зинаиды Ждановой, — мы услышим режущие слух христианина истории, например, о кощунственном совете, согласно которому рвота после Причастия — это хорошо: бесы, дескать, так выходят, а «проникают они в человека с воздухом при дыхании, живут в крови». О том, что народ просил блаженную «почитать над ними молитвы», «почитать над водой», что перекликается с практикой, используемой колдунами. О том, что блаженная якобы просила закрывать окна и форточки в дни демонстраций, чтобы полчища бесов не проникали в комнату… Наконец, о том, как возвеличивала сама себя, якобы открывая Зинаиде Ждановой, автору жития, во сне, что имеет регалии и награды от Господа.» — Блаженная Матрона: житие без мифов и домыслов. Фома.»
Бизнес
Ряд СМИ указывает на экономическую выгоду от паломничества в Покровский монастырь, где находятся её мощи:
«Новая газета» считала:
«Грамотный пиар Матроны превратил монастырь в богатейший, а сама Феофания получила премию «Человек года», создав целую бизнес-империю, в которую входят пятизвездочные отели.»
Так издание «Открытые медиа» отмечало, что семья игуменьи Феофании, настоятельницы Покровского женского монастыря, где хранятся мощи Матроны Московской, является одним из крупнейших бенефициаров культа Матроны, зарабатывая на поставках в монастырские лавки икон, церковной утвари и сувенирной продукции. При этом сам культ Матроны изначально был популяризован при непосредственном участии Феофании. СМИ отмечали, что игуменья Феофания построила возле монастыря пятизвёздочную гостиницу «Покровскую», проживание в которой даёт паломникам право прохода к мощам Матроны без очереди. Услуги гостиницы оформляются как пожертвования, поэтому доход не облагается налогами и может составлять сотни миллионов рублей ежегодно. Издание «Открытые медиа» обнаружило, что Феофания приобрела себе автомобиль Mercedes-Benz S-класса, за 9,5 миллиона рублей, после того как история привлекла внимание, патриарх Кирилл обязал игуменью продать машину, а деньги отправить на благотворительность. Также просматривается коммерческий смысл в публикациях книг, пересказывающих в разных вариантах житие старицы Матроны (в том числе акафисты), авторы и издатели которых в ходе рыночной конкуренции подстраиваются под запросы потребителей православной «литературы для народа». Нередко такие книги выпускаются сугубо светскими издательствами. Фильмы о Святой Матроне: «Праведная Матрона Московская», документальный, 2005; «Богом данная», документальный, 2014; «Чудотворица», сериал, художественный, с элементами документального, 2015; «Святая Матрона: Приходите ко мне, как к живой», документальный, 2018; «Ад и рай Матроны», документальный, 2018; «Блаженная Матрона», документальный, 2019 (режиссёр Аркадий Мамонтов); «Мария. Спасти Москву», художественный, 2022 (режиссёр Вера Сторожева). Храмы святой Матроны: Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы (Москва); Храм Матроны Московской Покровского ставропигиального женского монастыря в Москве на пересечении Варшавского шоссе и МКАД; Подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в селе Марково Раменского района Московской области; Подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в Троице-Лыково района Строгино Москвы; Храм Матроны Московской в районе Дмитровский, Москва; Храм Матроны Московской в районе Коньково, Москва; Храм Матроны Московской в Екатеринбурге; Храм Матроны Московской в селе Богородском Ивановской области; Храм Матроны Московской в Белгороде; Храм Матроны Московской в селе Станко Ивановской области; Храм Матроны Московской в городе Верея Московской области; Храм Матроны Московской в городе Икше Московской области; Храм Матроны Московской в деревне Любимовка Московской области; Храм Матроны Московской в посёлке Здравница Московской области;Храм Матроны Московской в посёлке Шкотово Приморский край; Храм Матроны Московской в городе Ногинске Московской области; Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Себино Тульской области с приделом Матроны Московской; Храм-часовня Матроны Московской при Лобненской городской больнице в в городе Лобня Московской области; Часовня Матроны Московской в городе Сходня Московской области (во дворе Троицкой церкви, в 150 метрах от станции Сходня); Церковь Матроны Московской в городе Раменское Московской области; Ансамбль церквей Андрея Первозванного и Матроны Московской в Сочи; Собор Всех святых в земле Российской просиявших в Домодедово с приделом Матроны Московской; Часовня Матроны Московской в посёлке Обухово Московской области; Часовня Матроны Московской в Казани; Часовня Матроны Московской в Ессентуках; Часовня Матроны Московской в посёлке Майском Краснокамского района Пермского края; Часовня Матроны Московской в Архангельске; Храм Матроны Московской в Орле, Орловская область. Литература: Сказание о житии Блаженной старицы Матроны / Составила и написала З.В.Жданова. — Коломна : Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, бумага глянцевая. [1993]. — 126 страниц; Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых. Справка о работе Комиссии по вопросу канонизации местночтимых святых // Канонизация святых в XX веке / по благословению Патриарха Московского и Вся Руси Алексия II. — Москва : Издательство Сретенского монастыря, 1999. — Страница 237. — 256 страниц. — 5 000 экземпляров; Житие и чудеса святой праведной блаженной Матроны Московской. — Москва : Покровский ставропигиальный женский монастырь, 2002. — 128 страниц; Житие святой блаженной старицы Матроны Московской и её чудотворения XX—XXI вв. — Москва : Оранта, 2009; Святая блаженная Матрона Московская. — Москва : Благовест, 2009. — 208 cтраниц. — ISBN 978-5-9968-0051-3; Матушка Матрона. / Составитель Н.А.Круглянская. — Москва : Русский издательский центр, 2012. — ISBN 978-5-4249-0013-6; Зайцев А. Канонизация снизу: Два жития Матроны Московской // Нескучный сад. — 2012. — № 1. — Страницы 12—14; Русский политический фольклор : исследования и публикации. — Новое издательство, 2013. — 404 страницы. — (Новые материалы и исследования по истории русской культуры ; вып. 10). — ISBN 978-5-98379-179-4; Кормина, Ж.В. Старица и смерть: заметки на полях современных житий / Ж. В. Кормина, С. А. Штырков // Государство, религия, церковь в России и за рубежом : журн. — 2014. — Том 32, № 1. — Страницы 107–130; Лясковская, Н.В. Матрона Московская. — Москва : Вече, 2016. — 320 страниц. — (Лучшие биографии). — 1500 экземпляров. — ISBN 978-5-4444-4844-1; Кантинова О.С., Орлова Е.В. Матрона // Православная энциклопедия. — Москва, 2016. — Том XLIV : Маркелл II — Меркурий и Паисий. — Страницы 334-338. — 752 страниц. — 30 000 экземпляров. — ISBN 978-5-89572-051-6; Кормина, Ж.В. Политические персонажи в современной агиографии: как Матрона Сталина благословляла // Антропологический форум : журн. — 2010. — № 12 онлайн. — Страницы 1–28.

1881
Айзек Томас Торникрофт (Isaac Thomas Thornycroft)
британский гонщик на моторных лодках, двукратный чемпион летних Олимпийских игр 1908. Родился в городе Басингстоук, графство Гэмпшир, Англия, Великобритания. На Играх 1908 в Лондоне Торникрофт вместе со своим экипажем участвовал в двух классах лодок — до 60 футов и 6,5—8 м. В каждом только его лодка смогла финишировать, и Торникрофт стал двукратным чемпионом Игр. Умер в родном городе 6 июня 1955 года.

[493x699]
1881
Исмаил Энвер, известный также как Энвер-паша или (первоначально) Энвер-бей (османское имя — اسماعیل انور پاشا‎; турецкое имя — Enver Paşa)
османский военный и политический деятель и один из руководителей басмаческого движения; идеолог и практик пантюркизма, военный. Активный участник Младотурецкой революции 1908 года, один из лидеров младотурецкой партии «Единение и прогресс». Военный преступник, один из участников и идеологов геноцида армян в 1915 году. Исмаил Энвер родился в городе Стамбул, Османская империя, в семье железнодорожного работника Хаджи Ахмед-бея и Айши Диляры. Его отец по этнической принадлежности был турком, а мать — албанкой (бабушка Энвера была черкешенкой). Отец был служащим в ведомстве общественных работ. Кроме Энвера в семье были ещё трое детей: Нури, тоже ставший военным, Кямиль и сестра. После окончания начальной и средней школы Энвер поступил в военный лицей в городе Монастир. Учился он весьма средне, и по завершении учёбы получил звание лейтенанта. Военное образование завершил в Военной академии Генерального штаба, которую окончил в 1903 году в звании капитана. В 1906 году уже в чине майора Энвер вступил в связанное с организацией «Единение и прогресс» тайное общество «Ватан ве хюрриет» («Родина и свобода»). Принимал участие в террористических акциях против присылавшихся Абдул-Хамидом в Македонию пашей. В июне 1908 года среди офицеров османской армии распространилось известие о подписании в Ревеле соглашения между Николаем II и английским королем Эдуардом VII о реформах в Македонии. Оно вызвало эффект разорвавшейся бомбы, так как офицеры в Македонии рассматривали его как предлог к разделу Османской империи. 3 июля в македонском городе Ресен произошло восстание под руководством майора Ахмеда Ниязи-бея. 6 июля к восстанию присоединился Энвер. В течение нескольких дней отряд Энвера вырос до нескольких тысяч человек. 10 июля 1908 года на митинге, после трехкратного залпа орудий, Энвер провозгласил восстановление конституции в Османской империи. После этого началось братание мусульман с христианами. Энергичные действия и успех Энвера сделали его необычайно популярным. Он стал титуловаться Героем свободы, его даже сравнивали с Наполеоном I. Революционная эйфория и внезапно свалившаяся известность породили в Энвере веру в свою «особую судьбу» и «божественное предназначение». После победы революции и восстановления конституции 1876 года Энвер отправился с дипломатической миссией в Берлин. В 1909 году он был назначен военным атташе в Берлине и пробыл там ещё два года. Время, проведённое в Германии, сделало Энвера убежденным германофилом. Особенно его восхищала немецкая армия: её дисциплинированность, уровень подготовки и вооружение». Поражение Османской империи в ходе Итало-турецкой войны 1911—1912 годов привело к падению популярности младотурок. В июле 1912 году в стране произошел переворот, который возглавила партия «Хюрриет ве итиляф» («Свобода и согласие»). Её представители встали во главе правительства, а в августе был распущен меджлис (парламент), в котором доминировали младотурки. В январе 1913 года Энвер осуществил государственный переворот, приведший к свержению правительства Кямиля-паши. После переворота установил военную диктатуру «трех пашей» — вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой образовал неофициальный триумвират, фактически захвативший всю власть в Турции. Занявший пост военного министра Энвер продвигал идеологию пантюркизма и панисламизма. Был сторонником искоренения христианского населения (в частности, армян и ливанцев) на территории Оттоманской империи.
[700x350]
В 1914 году Энвер выступил за военный союз Турции с Германией и содействовал вовлечению Турции в Первую мировую войну. Во время войны занимал высший военный пост заместителя главнокомандующего (главнокомандующим формально числился султан). В 1914-1917 гг. большевики (в полном соответствии с лозунгом «Поражения своего правительства в войне») негласно поддерживали пантюркистский политический проект «Туран Йолу» (Дорога в Туран). Оный проект курировали военные преступники Энвер-паша, Талаат-паша, Назым-бей и Ахмед Агаев. Конечной целью пантюркистов было убедить тюркоязычное население Кавказа, Ирана, Крыма, Поволжья и Туркестана отделиться от России или Ирана - и присоединиться к новой мега-державе «Туран». Одним из живых препятствий к реализации данного проекта оказался армянский народ. Энвер-паша вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой был одним из главных организаторов геноцида армян, геноцида греков и геноцида ассирийцев в Османской империи во время первой мировой войны. После подписания Турцией Мудросского перемирия в 1918 году Энвер вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой бежал в Германию на немецкой подводной лодке, где жил под псевдонимом Али-бей. В его отсутствие послевоенный трибунал в Стамбуле судил Энвера и заочно приговорил его к смертной казни. В 1919 году Энвер встретился в Германии с коммунистом Карлом Радеком, представляющим Советскую Россию. Он решил вступить в прямой, официальный контакт с российскими большевиками и использовать каналы связей между немецкими военными кругами и большевиками, с целью организовать и возглавить в Средней Азии борьбу против Великобритании. В начале 1920 года Энвер-паша прибыл со своими сподвижниками-пантюркистами в Москву. Большевики в то время поддерживали обе ведущие турецкие партии: Националистическую Мустафы Кемаля и Юнионисткую Энвер-паши, боровшиеся за власть в стране. Энвер базировался в Москве около полутора лет, работая в Обществе Единства Революции с Исламом. Въезд в Турцию ему был запрещен Великим Турецким Национальным собранием, выпустившим приказ от 12 марта 1921 года. Запрет был наложен на Энвер-пашу и Халил-пашу за «возможное ухудшение внутренней политики в стране и внешних отношений правительства Анкары». Правительство Советской России надеялось использовать ОЕРИ для защиты своих интересов в Средней Азии и на Кавказе, и Энвер-Паша согласился на определённую программу взаимодействия, при этом стратегической целью было противодействие англичанам. Ахмед Джемаль-паша взял на себя миссию использования отрядов басмачей для операций против англичан, и прибыл в Ташкент с полномочиями от советского правительства с группой турецких офицеров. Однако операция ни к чему не привела, он вернулся в Москву для следующей серии переговоров. В это время Энвер-паша вернулся на короткое время в Берлин, затем по приглашению РСФСР принял участие в Конференции Народов Востока в Баку. Во время конференции его появление было встречено протестами со стороны турецкой делегации и ряда представителей Азербайджана. Выступление Энвера-паши также не понравилось участникам не мусульманам, не понимавшим его идеологии объединения большевизма и ислама. 30 июля 1921 года, после конференции Энвер-паша поехал в Батуми навестить родственников, и попытался проникнуть в Анатолию, но попал в бурю и вернулся назад в Батуми. В батумский период он стал объединять оппозиционные Мустафе Кемалю силы, аппелируя к тому что в борьбе за независимость против Греции Турция должна быть едина. Однако победа Анкарского режима в битве при Сакарии (2-13 сентября) против греков кардинально изменили расстановку сил в борьбе за власть в Турции. Москва в этой борьбе выбрала Мустафу Кемаля. Чичерин посчитал, что популярность идей пантуркизма Энвера-паши поможет Советской власти в Туркестане в борьбе с басмачеством, куда он и был послан в ноябре 1921 года. Энвер-паша имел крайне поверхностное знание о ситуации в Туркестане, полученное в основном во время Бакинского конгресса от мусульманских делегаций из Туркестана. Один из делегатов, Хаджи Сами (Kushji Bashi Zade Sami Beg), восторженно рассказывал паше: "В 1916 я, простой и скромный турок, поднял весь Киргизстан против русских. Перед твоей славой и популярностью в Туркестане не устоит никто!". В то же время Энвер-паша стал чувствовать потерю интереса к себе со стороны Советской власти. Это чувство резко усилилось после отказа посла в Бухаре Юрьева разрешить проезд из Афганистана Кемаль паши, который ехал на встречу с пашой. Юрьев заявил паше, что знает о его планах, не распространяясь. Это испугало пашу, и он стал боятся что большевики уничтожат его. Советские власти в середине 1921 года отправили Энвер-пашу в Бухару, где он должен был представлять интересы Советской России, в переговорах с членами правительства БНСР, так как он сам предложил советским властям себя в качестве советника Красной армии по формированию национальных частей в составе Красной армии и взаимодействию с басмачами против эмира. После консультаций с местными властями Бухары и с правительством БНСР, он написал в Москву письмо с требованиями уважения независимости БНСР и вывода войск Красной Армии с территории Бухары. Уже в это время он стал вынашивать планы перехода на сторону басмачей, поделившись о них во время тайных встреч с главой антисоветского Туркестанского национального совета, башкиром Ахмед-заки Валидовым, который предостерегал его от прямой конфронтации с большевиками. Через 23 дня после приезда под предлогом поездки на охоту Энвер-паша выехал за пределы города и сдался басмачам. Оттуда он послал письмо экс-эмиру Бухары в Афганистан о своем желании воевать на его стороне. Одновременно договорившись о встрече с человеком эмира, Ибрагим-баем, одним из лидером басмачества. Однако встретили басмачи Энвер-пашу совсем не как союзника. Как бывшие большевики, он и его люди были разоружены и три месяца находились в положении пленников. За это время он понял, что на самом деле происходит в Туркестане, убедился в недружелюбии басмачей, считавших джадидизм младо-бухарцев даже большей угрозой, чем непосредственно русских большевиков. Униженный и ограбленный, Энвер-паша вынужден был уничтожить все свои книги и фотографии, боясь консерватизма своих хозяев. Ибрагим-бай отпустил пашу только после получения приказа от экс-эмира поддержать зятя бывшего турецкого султана. В конце октября 1921, имея в руках информацию о составе, численности и дислокации частей Красной армии на территории БНСР, он принял решение противодействовать большевикам и поднять панисламское движение за освобождение Средней Азии от большевиков, для чего взял на себя миссию объединения отрядов басмачей в борьбе с советской властью, и перешёл в восточную часть бухарского государства, где возглавил басмаческие силы в этом регионе. Этому способствовал и созданный ещё ранее по его инициативе подпольный антисоветский Комитет национального объединения во главе с Верховным муфтием Ташкента Садретдином-ходжой Шарифходжаевым. Энвер-паша с группой турецких офицеров двинулся в Восточную Бухару, переговариваясь с лидерами басмаческих отрядов. Службу басмачам паша начал в отряде Ишон-Султана. После этого он развернул активную деятельность по координации басмаческого движения, и был признан эмиром Сейид Алим-ханом главнокомандующим всеми басмаческими отрядами Бухары и Хивы и части Туркестана. В феврале 1922 руководимые Энвер-пашой басмаческие войска захватили Душанбе, затем был организован поход на Бухару. За короткое время он смог занять практически всю территорию Восточной Бухары и значительную часть запада эмирата. Советские представители неоднократно предлагали ему мир и признание его власти в Восточной Бухаре, однако Энвер-паша занял непримиримую позицию и требовал полного ухода советских войск из всего Туркестана. В мае 1922 Красная Армия предприняла контрнаступление, использовав реки Амударью, Пяндж и Вахш для переброски войск. Обладающий большим авторитетом Ибрагим-бек, который так и не признал окончательного главенства Энвер-паши, не пришёл ему на помощь. Энвер-паша потерпел несколько тяжёлых поражений, оставил Душанбе. При попытке передислокации энверовых войск в Локайской долине, - Ибрагим-бек неожиданно напал на отряды Энвер-паши с двух сторон, и нанёс ему значительный урон. Энвер-паша переместился в окрестности Бальджуана, где был выслежен Красной Армией, и проиграл большую битву. Энвер-паша был убит 4 августа 1922 в бою с частями Красной Армии (8-я советская кавалерийская бригада) в кишлаке Чагана в 25 км от города Бальджуана на территории бухарского государства (сегодня территория Таджикистана). Чекист Георгий Агабеков в своих мемуарах описывает операцию по обнаружению местонахождения Энвер-паши (Агабеков с напарником под видом торговцев внедрились в местное население и с помощью подкупа выяснили дислокацию штаба Энвер-паши) и цитирует рапорт командира конного дивизиона, атаковавшего штаб Энвер-паши: «Штаб басмачей во главе с Энвер-пашой бросился в горы, но наткнувшись на эскадрон, посланный в обход, принял бой. В результате боя штаб противника уничтожен. Успели спастись только трое. 28 трупов остались на месте боя. Среди них опознан и Энвер-паша. Ударом шашки у него снесена голова и часть туловища. Рядом с ним был найден Коран». Согласно воспоминаниям генерал-лейтенанта в отставке В.И.Уранова, Энвер-паша был убит в перестрелке в кишлаке Чагана в 25 км от города Бальджуана (Таджикистан). В своих мемуарах помощник Энвера-паши Явер Суфи-бей заявил, что Энвер-паша скончался от пулевого ранения, полученного во время кавалерийской атаки. В РСФСР Энвер-паша лавировал между советской властью, бывшим бухарским эмиром, басмачами, однако при всём этом он старался проводить свою линию, пытаясь создать в Средней Азии пантюркское государство. В частности, он пользовался титулом «Главнокомандующего Вооружёнными силами ислама и наместника эмира Бухарского». На личной печати Энвер-паши была выгравирована надпись: «Верховный Главнокомандующий войсками Ислама, зять Халифа и наместник Магомета». В одно время Энвер выпускал прокламации, в которых провозглашал себя сеидом, то есть потомком пророка Мухаммеда
Память
Могила Энвер-паши была местом паломничества до середины тридцатых годов, потом советскими властями холм был срыт, но могила продолжала посещаться местными жителями. Эта могила получила название мазора Хазрати-шох (мавзолея Святого Шаха). Прах Энвер-паши был торжественно передан президенту Турции Сулейману Демирелю таджикским лидером из Бальджуана Изатулло Хаёевым 4 августа 1996.
Награды
Османская империя: Орден Меджидие I степени; Орден Меджидие III степени; Орден Османие I степени (24 марта 1915); Орден Османие III степени; Военная медаль (лето 1915). Германская империя (Королевство Пруссия): Орден «Pour le Mérite» (23 августа 1915); Дубовые листья к ордену «Pour le Mérite» (10 января 1916); Железный крест I класса (26 февраля 1915); Железный крест II класса; Шеф Гвардейского фузилёрного полка (13 сентября 1916). Австро-Венгрия: Крест «За военные заслуги» 1-й степени с военными украшениями; Большая Военная медаль «За заслуги».
До сих пор довольно трудно разобраться во всех тонкостях политики Энвер-паши, лавировавшего между эмиром, басмачами, Красной Армией, и поочерёдно вступавшим в союзы и конфликты то с теми, то другими силами, однако при всём при этом он старался проводить свою линию, пытаясь создать в Средней Азии пантюркское государство. В частности, он пользовался титулом «Главнокомандующего Вооруженными силами ислама и наместника эмира Бухарского». На личной печати Энвера-паши была выгравирована надпись: «Верховный Главнокомандующий войсками Ислама, зять Халифа и наместник Магомета». В одно время Энвер выпускал прокламации, в которых провозглашал себя сейидом, то есть потомком пророка Мухаммеда. Имеются, однако, реальные сведения о том, что предок Энвера по мужской линии был гагаузом православного вероисповедания, служил крымским ханам, принял ислам, женился на одной из придворных в Бахчисарае, а после завоевания Крыма Россией переселился в Дунайские княжества. Так что никакого отношения к потомкам пророка Энвер не имел. Он лишь использовал самозванно свой тезис для собственного возвеличения. Во время суда над Тейлеряном, который расстрелял Талаата-Пашу, немецкий адвокат Тейлиряна, в частности, сказал: «Талаат-паша, Энвер-паша, Джемаль-паша и Назым-бей, именовавшие себя «защитниками ислама», в действительности, были атеистами!» Литература: Советская военная энциклопедия/ под. Редакцией А.А.Гречко /Воениздат, 1978. том 5; Энвер-паша // Малая советская энциклопедия / под редакцией Н.Л.Мещеряков — 2 — Советская энциклопедия, 1936; М.Веллер, А.Буровский «Гражданская история безумной войны» Приложения: Зеленые, Народные вожди, Националисты ISBN 978-5-17-45470-9, 978-5-9713-5930-2 Издательство АСТ-2007; Зевелев А.И., Поляков Ю.А., Чугунов А.И. Басмачество: возникновение, сущность, крах / Главная редакция восточной литературы. — Москва : Наука, 1981. — 244 страницы; История Востока: в 6 томах. — Москва : Восточная литература, 2005. Том 4. Книга 2; Силантьев Р.А. / Мусульманская дипломатия в России: история и современность / ИПК МГЛУ "Рема, ", 2010 ISBN 5-88983-291-3, 9785889832911; Hayit, Baymirza: Basmatschi. Nationaler Kampf Turkestans in den Jahren 1917 bis 1934. Köln, Dreisam-Verlag (1993).

[551x700]
1882
Шарль Вильдрак (французское имя — Charles Vildrac; настоящее имя — Шарль Meссажe, Charles Messager)
французский поэт, драматург и прозаик, один из основателей литературного содружества «Аббатство». Родился в V округе Парижа, Париж, Франция, в семье коммунара, книгоиздателя А.Мессаже. Вместе с другими членами «Аббатства» — Рене Аркосом и Жоржем Дюамелем, не примкнувшими к унанимизму, Вильдрак должен быть отнесён к числу пионеров возрождения социальной поэзии и реакции против эстетизма во французской литературе последних двух десятилетий XIX века. Творчество Вильдрака насыщено эмоциональным содержанием и проникнуто общественными тенденциями. Поэзия Вильдрака, как и творчество Дюамеля, — возврат к подлинной простоте повседневности в противоположность искусственности предшествовавшего поколения, позднее снова возродившейся в предвоенные годы. Социальная обстановка этих лет, когда наряду с копившим свои силы империализмом началось усиленное развитие социалистического движения в легальных формах (синдикализм, кооперация и т. п.), — как нельзя более соответствовала тематике поэтов типа Коппэ, которые учли и технический опыт модернизма. Наряду с этим особое значение приобрело знакомство французских поэтов с творчеством Уолта Уитмена. В фокусе пересечения всех этих влияний, к которым надо ещё присоединить Достоевского, и возникает «поэзия будней»; одним из лучших и типических образцов её является ранняя книга Вильдрака «Livre d’amour». Стремление избежать какого бы то ни было намёка на искусственность неизбежно влекло за собой не только отказ от канонических форм стихосложения и рифм, но также и отказ от традиционных стилистических приёмов. Если в области «свободного стиха» можно было многое почерпнуть у символистов, то для нового содержания приходилось, исходя из Уитмена и Гиля, создавать новую «поэтику прозаизмов». Вильдрак более других пытался стереть грань между обыденным языком разговорной речи и языком поэтическим.
Общественная деятельность
В годы войны 1914—1918 Вильдрак, как и вся группа, к которой он принадлежал, примкнул к антиимпериалистическому пацифизму («Chants du désesperé»). Его песни в эти годы — «песни отчаявшегося». В плане своего раннего творчества Вильдрак написал драму «Le paquebot Tenacity», мотивы которой продолжал развивать в стихах и небольших драматических произведениях. Вильдрак и его группа принимали участие в общественной жизни, они подписывали либеральные декларации и протесты. Вильдрак участвовал в группе Барбюса «Clarté» в первый период её существования (1919), но отошёл от неё, когда её деятельность стала принимать явно революционный характер. В 1928 Вильдрак посетил Москву. Умер в городе Сен-Тропе, департамент Вар, Франция, 25 июня 1971 года. Издания на русском языке: Вильдрак Ш. «Открытия», Ленинград, «Прибой», 1927, 75 страниц; Вильдрак Ш. «Мило». Повесть, Москва, «Детская литература», 1970, 176 страниц; Вильдрак Шарль, Дюамель Жорж. «Теория свободного стиха» (Заметки о поэтической технике.), Москва, «Имажинисты», 1920, 48 страниц; Дюамель Ж. и Вильдрак Ш. «Теория свободного стиха» // Шершеневич В.Г. «Листы иманжиста. Стихотворения. Поэмы. Теоретические работы», Ярославль, Верхне-Волжское изд-во, 1996, 528 страниц. Издания на французском языке: Le verslibrisme, P., 1902. Сборники стихов: «Poèmes», P., 1905; Images et mirages, P., 1907; Написанные совместно с Ж.Дюамелем «Notes sur la technique poétique», P., 1910, русский перевод Шершеневича, Mосква, 1920; Livre d’amour, P., 1910; дополнительное издание, Р., 1915; P., 1920; P., 1921; Chants du désesperé, P., 1920. Драмы: Le Paquebot Tenacity, P., 1919; Michel Auclair, P., 1922; Un Pèlerin, P., 1926. Литература: Мандельштам О.Э. Charles Vildrac. Découvertes // О.Э. Мандельштам. Собрание сочинений в 4 томах. Москва : Арт-Бизнес-Центр, 1994. Том 3. Страница 592; Луначарский А.В. Шарль Вильдрак (Литературные силуэты) // Киевская мысль. 1914. № 148. 1 июня; Павлов Л. Воспоминания Вильдрака // Литературная газета. 1969. 22 января, № 4.

Новицкий (521x700, 246Kb)
1882
Юрий Петрович Новицкий
русский юрист, историк права, профессор Санкт-Петербургского университета, православный общественный деятель, сподвижник митрополита Вениамина (Казанского). Арестован и расстрелян по приговору Петроградского ревтрибунала. Причислен Русской православной церковью к лику святых как новомученик в 1992 году для общецерковного почитания.
Семья
Родилсяв городе Умань, Уманский уезд, Киевская губерния, Российская империя. Выходец из старинного дворянского рода, происходившего, видимо, из Польши. Один из его предков был полковником в Запорожском войске. Отец окончил Санкт-Петербургский университет, служил мировым судьёй. Юрий Петрович в юношеские годы воспитывался в семье родственника (дяди) — философа, профессора Киевского университета и Киевской духовной академии Ореста Марковича Новицкого.
Образование
Окончил 1-ю гимназию в Киеве, затем юридический факультет Киевского императорского университета св. Владимира с дипломом 1-й степени и был оставлен стипендиатом для «приготовления к профессорскому званию» на кафедре уголовного права и уголовного судопроизводства. Этапом этой подготовки явилась командировка в Германию, в Гёттинген, где молодой юрист, последователь школы Б.А.Кистяковского, писал диссертацию по проблемам преступлений против личности.
Юрист-практик
Научную деятельность сочетал с работой судебного следователя одного из участков Киевской судебной палаты. Участвовал в расследовании убийства П.А.Столыпина, подготовив доклад с критикой действий генерала Курлова в вопросе обеспечения безопасности главы правительства. В 1911 году он создаёт «приют для детей ссыльно-каторжных, которые оставались сиротами», а в 1912 году «создал в Киеве суд по делам малолетних». С 1910 по 1914 год «работал в тюрьме в качестве члена „Патронажа“ над заключёнными, учредителем которого являлся». В июле 1916 года стал чиновником по особым поручениям при Главном управлении по делам печати Министерства внутренних дел. В 1917 году принимал участие в ликвидации этого органа.
НовицкийRussia_stamp (698x700, 509Kb)
Почтовая марка 2018 год
Учёный и преподаватель
Преподавал в гимназии в Киеве, участвовал в организации Педагогического музея Киевского учебного округа. С 1913 года — приват-доцент Киевского университета. С 1914 года — приват-доцент Петербургского университета. Затем получил звание профессора. Читал лекции в Политехническом институте, духовной академии. В университете читал курсы по истории западноевропейского и русского права, истории русского государственного и общественного строя в связи с историей хозяйства, истории прокурорского надзора в России, а также «Киевский период истории государственного и общественного строя», «Важнейшие моменты в истории законодательства о печати в России», «Законодательство и суд по делам печати в России со II половины XIX столетия», вёл практические занятия по истории русского права. Пользовался популярностью как у студентов-юристов, так и у изучавших историю. Автор работ по истории судебных доказательств по Литовскому статуту 1529, 1566 и 1588 годов и особенностям Литовского права, «О праве мести по „Русской правде“». К 1922 году закончил большую монографию «История русского уголовного права». Она не была опубликована до его ареста, а позднее текст её затерялся. Дружил с известными учёными — историком М.Д.Присёлковым, историком и философом Л.П.Карсавиным, социологом П.А.Сорокиным. Собирал деньги в помощь семьям арестованных профессоров и преподавателей, помогал профессору А.Е.Ферсману добиваться их освобождения. Организатор и учёный секретарь Петроградского Педагогического института социального воспитания дефективного ребёнка, заведовал созданными при этом институте Курсами по защите и охране детства. Одновременно был профессором Педагогического института дошкольного образования. В 1919 году активно участвовал в организации в Костроме Рабоче-Крестьянского университета в память Октябрьской революции и несколько лет регулярно читал там лекции по советскому законодательству. Создал в Костроме кабинет и библиотеку по этой теме.
Церковно-общественный деятель
Под влиянием идей Фёдора Достоевского был активным противником смертной казни, сторонником идей христианского социализма. Был религиозен с детства, мальчиком прислуживал в церкви, читал и пел на клиросе. С молодых лет увлёкся русской идеей, под влиянием книги Владимира Соловьёва. В 1913—1914 годах в Киеве посещал заседания религиозно-философского общества. В Петрограде был членом совета духовной академии. Был избран председателем правления Общества объединённых петроградских православных приходов, созданного при активной поддержке митрополита Вениамина (Казанского). Считал недопустимым политизацию общества и неуклонно проводил свои взгляды. Был среди членов правления общества, которые выступали за компромисс с властями по вопросу о помощи голодающим, за добровольные пожертвования на это дело.
Суд и расстрел
В 1922 году арестован и с 10 июня 1922 года был одним из основных подсудимых на Петроградском процессе «по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Вёл себя во время процесса очень спокойно, ответы его были ясными и чёткими. Не признал свою вину, но подробно охарактеризовал деятельность руководимого им правления Общества, подчёркивая, что она заключалась в решении церковных вопросов и проблем приходского быта. Пытался принять на себя часть вины, вменяемой священнику Н.К.Чукову (будущему митрополиту Григорию), рассчитывая сохранить его жизнь ради нескольких маленьких детей Чукова. В своём заключительном слове вновь заявил о своей невиновности и сказал: «Но если кому-то нужна в этом деле жертва, я готов без ропота встретить смерть, прошу лишь о том, чтобы этим ограничились и пощадили остальных привлечённых…».
О Новицком говорил на суде и защитник Равич: «Он всю жизнь боролся против смертной казни, за облегчение участи семей осуждённых, а теперь ему самому грозит смертная казнь».
Был приговорён к смертной казни. По воспоминаниям очевидца, перед расстрелом плакал. Расстрелян в городе Петроград, РСФСР, 13 августа 1922 года, вместе с митрополитом Вениамином (Казанским), архимандритом Сергием (Шеиным) и адвокатом И.М.Ковшаровым.
Память
Причислен к лику святых как новомученик в 1992 году на Архиерейском соборе Русской православной церкви. Имя Ю.П.Новицкого с 2013 года носит юридический факультет Костромского государственного университета. На здании одного из учебных корпусов КГУ размещена памятная доска с портретом учёного. Литература: Коняев Н.М. Святой профессор. — Москва : Русь, 2008. — 212 страниц. — ISBN 978-5-8090-0048-2; Дамаскин (Орловский), архим. Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина) мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова. — Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019. — 348 страниц. — 3000 экземпляров. — ISBN 978-5-86594-256-6; Гольцов Н.В., Петров И.В. Новомученик Юрий Петрович Новицкий: служение праву и правде. — Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2022. — 200 страниц. — ISBN 978-5-288-06135-6; Плюснина О.В. Юрий Петрович Новицкий — профессор, юрист, святой // Историческая память и духовный опыт формирования российской государственности (к 140-летию со дня рождения мученика Ю.П.Новицкого) : сборник трудов V Международной научно-практической конференции, Кострома, 16 сентября 2022 года. — Кострома: Костромской государственный университет, 2022. — Страницы 18-23.

Герман_(Ряшенцев) (455x700, 162Kb)
1883
Герман (в миру — Николай Степанович Ряшенцев)
епископ Русской православной церкви, епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии. Брат архиепископа Варлаама (Ряшенцева).
Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2001. Родился в городе Тамбов, Тамбовская губерния, Российская империя, в купеческой семье. Окончил тамбовскую гимназию. В 1906 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1903 году был пострижен в монашество, а в 1905 году рукоположён в сан иеромонаха. С 30 августа 1906 года преподавал в Псковской духовной семинарии. С 14 декабря 1907 годы был назначен инспектором Псковской духовной семинарии. С 12 февраля 1910 года назначен инспектором Вифанской духовной семинарии. С 5 июля 1912 года — ректор Вифанской духовной семинарии, архимандрит. В период его ректорства был проведён капитальный ремонт здания семинарии. Летом 1915 года, а также в 1917 году находился среди личного состава действующей армии в качестве проповедника.
Герман_(Ряшенцев)Архимандрит (511x700, 154Kb)
Архимандрит Герман (Ряшинцев)
С 1918 года, после закрытия Вифанской семинарии, жил в московском Даниловом монастыре, где вместе с епископом Феодором (Поздеевским) составил акафист благоверному князю Даниилу Московскому.
Архиерей
14 сентября 1919 года рукоположён в епископа Волоколамского, викария Московской епархии. 19 февраля 1921 года был арестован за чтение проповедей, 14 сентября освобождён без права выезда из Москвы. В июле 1922 года вновь арестован, заключён в Бутырскую тюрьму и в июле 1923 года приговорён к ссылке на три года в Западную Сибирь. В сентябре 1923—1924 — в ссылке в селе Самарово. В декабре 1924—1925 — в ссылке в деревне Чучелинские Юрты Тобольского округа. В августе 1925 года освобождён, вернулся в Москву. 30 ноября 1925 года был арестован в Москве вместе с другими архиереями по обвинению в создании нелегального Синода при Патриаршем местоблюстителе митрополите Петре (Полянском). Заключён во внутреннюю тюрьму ОГПУ и 21 мая 1926 года приговорён к двум годам ссылки в Среднюю Азию. С мая 1926 года находился в городе Турткуле Аму-Дарьинской области, а с февраля 1927 года — в городе Ходжейли Каракалпакской автономной области. В январе 1928 года освобождён.
Герман_(Ряшенцев)1928 (516x700, 188Kb)
Епископ Герман (Ряшенцев). Фото из следственного дела, 1928 год
С 26 июня 1928 года — епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии. В октябре 1928 года прихожане вязниковского Казанского собора выступили против планов закрытия храма. После этого 14 декабря епископ Герман был арестован по делу о «группировке вязниковских церковников». 17 мая 1929 года Особым совещанием ОГПУ Владимирского округа приговорён к трём годам исправительно-трудовых лагерей. В июне 1929—1930 находился в заключении в Кемском лагере, с 6 января 1930 года — в Соловецком лагере особого назначения, где тяжело заболел тифом. В конце 1930 года вместе с другими больными был вывезен из лагеря, и с 1931 года находился в ссылке под Котласом, затем в Великом Устюге, с октября 1931 года — в северных сёлах. Освобождён в феврале 1933 года. В 1933—1934 годах жил в городе Арзамасе, где в марте 1934 года был арестован вместе с епископом Арзамасским Серапионом после того, как верующие помешали обновленцам захватить Рождественский храм города. В мае 1934 года был приговорён к трём годам ссылки. В 1934—1937 годах находился в ссылке на станции Опарино Северо-Котласской железной дороги (ныне — Кировская область), затем в селе Кочпон под Сыктывкаром, где под его руководством сложилась община из ссыльных священнослужителей и мирян, которые старались оказывать помощь нуждающимся, в первую очередь, находившимся в лагерях. Организовал кружок любителей духовного пения при местном храме. Сохранились его письма из ссылок, в одном из которых он писал: «Многие из нас предназначены, быть может, быть искупительными жертвами, и надо, таким образом, думать более не о том, чтобы получить возможность жить где-либо в городе, а о граде грядущем, где всё наше земное со всеми скорбями и невзгодами только путь и дверь». Последний арест и мученическая кончина
23 февраля 1937 года арестован в городе Сыктывкаре, обвинён в организации «контрреволюционной группы „Священная дружина“». 13 сентября 1937 года приговорён по ст. 58—10 Уголовного кодекса РСФСР к расстрелу. Расстрелян в городе Сыктывкар 15 сентября 1937 года.
Канонизация
При подготовке канонизации новомучеников и исповедников, совершённой РПЦЗ в 1981 году, его имя было внесено в черновой поимённый список новомучеников и исповедников Российских. При этом дата его смерти составителям не была известна. Поимённый список новомучеников и исповедников РПЦЗ, куда вошло и имя епископа Германа, был издан только в конце 1990-х годов. 6 октября 2001 года Священный синод Русской православной церкви постановил включить имя епископа Германа в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Труды
Нравственное воззрение преподобного Симеона, Нового Богослова. // Православный собеседник. 1907, январь; Письма владыки Германа: Жизнеописание и духовное наследие священномученика Германа, епископа Вязниковского. Москва, 2004.

КонрадБаварский (471x700, 183Kb)
1883
Принц Конрад Баварский (немецкое имя — Konrad Luitpold Franz Joseph Maria Prinz von Bayern)
принц Баварский из династии Виттельсбахов, сын принца Леопольда Баварского и австрийской эрцгерцогини Гизелы, дочери императора Франца Иосифа I и императрицы Сисси. Принц Конрад Баварский родился в городе Мюнхен, Бавария, Германская империя. Он был младшим ребёнком принца Леопольда Баварского и Гизелы Австрийской, старшей дочери императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I и его супруги Елизаветы Баварской, более известной как Сисси. Во время Первой мировой войны Конрад, как и его брат Георг служил в баварской армии на Восточном фронте в качестве командира второго королевской баварской тяжелой кавалерии «эрцгерцога Франца Фердинанда Австрийского» Конрад дослужился до звания майора и ушел в отставку с военной службы 6 февраля 1919 года. В конце Второй мировой войны принц Конрад был арестован французскими военными в Hinterstein и его временно держали в отеле Bayerischer Hof. Среди других задержанных был немецкий кронпринц Вильгельм и бывший нацистский дипломат Ганс Георг фон Макензен. Его супруга, принцесса Бона Савойская, которая работала во время войны медсестрой, осталась со своими родственниками в Италии. Ей был запрещён въезд в Германию и супруги не виделись до 1947 года. В последние годы принц Конрад работал в совете немецкого автопроизводителя «NSU Motorenwerke». Умер в деревне Хильтерштейн, Бад-Хинделанг, Верхний Альгой, Швабия, Бавария, ФРГ, 3 сентября 1969 года.
Семья
8 января 1921 года Конрад женился на итальянской принцессе Боне Маргарите. Принцесса была дочерью принца Томмазо Генуэзского и принцессы Изабеллы Баварской. Свадьба состоялась в замке Эгли в Пьемонте. В браке родилось двое детей: Амалия Изабелла Баварская (1921—1985) была замужем за Умберто Полетти; Евгений Баварский (1925—1997) женился на графине Елене фон Кевенгюллер-Метш, детей не имел.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 22 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»