• Авторизация


22 ноября родились... 22-11-2025 08:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[604x700]
1852
Поль Анри Бенжамен Баллюэ д'Эстурнель де Констан (французское имя — Paul-Henri-Benjamin d'Estournelles de Constant)
французский дипломат и борец за мир, происходил из аристократической фамилии, восходившей корнями к крестоносцам. Он родился в Шато-де-Клермон-Креанс (район Сарт, долина Луары), в семье Леонса Баллюэ д'Эстурнелля де Констана де Ребека. Энергичный и талантливый юноша увлекался парусным спортом, фехтованием, живописью, интересовался возможностями воздухоплавания. Юный барон изучал право в лицее Людовика Великого в Париже, получив степень в 1874 г.; другая степень была ему присвоена в Школе восточных языков, после чего д'Эстурнель совершил поездку в Азию. Поступив на французскую дипломатическую службу в 1876 г., д'Эстурнель провел шесть лет в Монтенегро, Турции, Англии, Нидерландах и Тунисе. Турецкие впечатления легли в основу книги «Французская политика в Тунисе» ("La Politique francaise en Tunisie", 1891), которая получила премию Французской академии. В 1882 г. д'Эстурнель был отозван в Париж и стал заместителем директора ближневосточного бюро министерства иностранных дел. Став в 1890 г. французским поверенным в делах в Лондоне, д'Эстурнель сыграл значительную роль в восстановлении англофранцузских отношений после кризиса 1893 г., вызванного французской блокадой Сиама (ныне Таиланд). Сиамский кризис укрепил его уверенность в том, что возможности дипломата в сохранении мира крайне ограниченны. Вытеснение войны законом, по его мнению, представляло единственный путь к миру, и дипломаты должны уступить первенство законодателям. В связи с этим он решил покинуть «позолоченный мир дипломатии ради настоящей борьбы против невежества». Занявшись политикой, д'Эстурнель надеялся изменить положение, при котором «молчаливое большинство позволяет себя убедить, что ничего не понимает в международных делах». В 1895 г. д'Эстурнель был избран в палату депутатов от округа Сарт, от которого ранее избирался в палату его двоюродный дед Бенжамен Констан де Ребек. Через 9 лет в том же округе д'Эстурнель прошел на выборах в сенат, где представлял радикальных социалистов до самой своей смерти. Д'эстурнель был человеком невысокого роста, но имел аристократическую внешность и властный характер. Он был красноречивым оратором и одаренным писателем. Убежденность в справедливости пацифизма никогда не покидала его. Д'эстурнель стал видной фигурой во французской политике и влиятельным защитником мира в законодательных органах. Вместе с Леоном Буржуа д'Эстурнель представлял Францию на Гаагской мирной конференции 1899 г., которая не принесла заметных результатов, т. к. делегаты не смогли достичь соглашения о мерах по ограничению вооружений. Д'эстурнель тем не менее был удовлетворен и немногим: обязательством ограничить использование некоторых видов оружия, кодифицировать международное право по вопросу о войне, учреждением Международного третейского суда в Гааге. После конференции д'Эстурнель укрепился в мысли, что покончить с войной можно. Он решил посвятить свою жизнь разъяснению народам Европы преимуществ арбитража, с тем чтобы они могли добиваться от своих лидеров мирного решения споров. С этой целью д'Эстурнель совершил поездку по Италии, Франции, Австрии, Скандинавии, Англии. В 1902 г. он помог убедить американского президента Теодора Рузвельта передать спор с Мексикой на рассмотрение Третейского суда в Гааге. Успешные переговоры с Рузвельтом и поездки через Атлантику пробудили в д'Эстурнель веру в особую роль США в деле сохранения мира. Еще сильнее связала его с США женитьба на американке Дейзи Седгвик-Берент, которая родила ему сына Поля. В дополнение к своим лекциям и памфлетам д'Эстурнель учредил ряд организаций для защиты мира. В 1903 г. он создал группу, состоящую из членов палаты депутатов и сената Франции, целью которой была пропаганда идеи международного арбитража. Впечатляющим актом доброй воли стало посещение Парижа в 1903 г. группой британского парламента, после чего группа парламентариев Англии сделала ответный визит. Эти визиты проложили дорогу к франко-британскому договору Тройственного согласия (Антанты) 1904 г. В 1903 г. д'Эстурнель побывал также в Мюнхене, где оформилась франко-германская ассоциация, имевшая в виду улучшение отношений между двумя странами. Поездки во Францию совершили законодатели Дании, Норвегии, Швеции: ответные визиты были нанесены в 1909 г. В Париже д'Эстурнель основал в 1905 г. Ассоциацию международного примирения, издававшую журнал «Международное примирение», который приносил одни убытки, пока ему не оказал поддержки Фонд имени Карнеги. Дружеские отношения с Николасом Мьюррэем Батлером, помощником Эндрью Карнеги, помогли д'Эстурнель стать во главе отделения Фонда Карнеги в Европе. На Гаагской мирной конференции 1907 г. д'Эстурнель, который вновь представлял Францию, неустанно пропагандировал идею арбитража. Д'эстурнель был назначен членом Третейского суда; он решительно поддержал аналогичные усилия Межпарламентского союза, который был основан Уильямом Крамером и Фредериком Пасси. Д'эстурнель верил, что политические разногласия европейцев могут быть преодолены лишь в Европейском союзе; однако у него хватало здравомыслия понять отдаленность этой перспективы. Первым барьером на пути объединения была растущая враждебность европейских народов, например французов и немцев. После сокрушительного поражения Франции во франко-прусской войне 1870 – 1871 гг. реваншизм стал основой французской внешней политики. Необычайно смело в этих условиях прозвучало выступление д'Эстурнель в Берлине, где он назвал «франко-германское сближение условием всеобщего мира». Хотя прошлое нельзя забыть, заявил д'Эстурнель, оба народа должны исходить из того, что мир – настоятельная необходимость, т. к. «война превращает республику в диктатуру и угрожает революцией монархии». Нобелевскую премию мира 1909 г. д'Эстурнель разделил с Огюстом Беернаром. «Результатом усилий д'Эстурнель, – заявил представитель Норвежского нобелевского комитета Иорген Левланн, – стали договоры об арбитраже между Францией и соседними странами; его политика распространилась далеко за пределы Франции». В предвоенные годы д'Эстурнель продолжал писать статьи и читать лекции по проблемам мира. Поездки в США укрепили его авторитет в этой стране. Труд д'Эстурнель «Америка и ее проблемы» ("Les Etats Unis d'Amerique") был опубликован в 1913 г. В годы первой мировой войны д'Эстурнель временно оставил заботы об арбитраже и начал работать для правительства, изучая меры борьбы с германскими подводными лодками; свой замок в Ла-Флеш он передал госпиталю. После войны д'Эстурнель возобновил усилия по укреплению понимания между народами, вместе с Леоном Буржуа он представил в 1918 г. премьер-министру Жоржу Клемансо проект Лиги Наций. Человек широких интересов и большой учености, д'Эстурнель переводил классические греческие тексты, написал книгу о Древней Греции, а также пьесу по мотивам мифа о Пигмалионе. В последние годы он посвятил много сил претворению в жизнь своей программы поездок законодателей. На конференции Межпарламентского союза в 1921 г. д'Эстурнель безуспешно пытался погасить враждебность к членам германской делегации. Разочарованный неудачей, он постепенно отошел от политической жизни. Д'Эстурнель скончался в Париже 15 мая 1924 года.

Frank_Matcham_by_Langfier (527x700, 362Kb)
1854
Фрэнк Мэтчем (Frank Matcham)
английский архитектор и дизайнер. Известен главным образом как строитель многих театров Великобритании. Родился в городе Ньютон-Эббот. Его отец был управляющим пивоваренного завода, располагающегося в Торки. Здесь Фрэнк с рождения ходил в школу Babbacombe. В 1868 году Мэтчем стал обучаться у местного землемера и архитектора, Джорджа Сондона Бриджмана. В середине 1870-х годов Фрэнк переехал в Лондон и стал работать под руководством Джетро Робинсона, театрального архитектора офиса Лорда-Камергера. В 1877 году Мэтчем женился на младшей дочери Робинсона, Эффи, и, в возрасте 24 лет возглавил архитектурную практику. В июне 1879 года открылся театр Elephant and Castle — первый сольный проект Фрэнка. В период с 1890 по 1915 год, Мэтчем, Берти Крю и У.Г.Р.Спрэг спроектировали более двухсот театров и множество дворцов Великобритании. Фрэнк Мэтчем умер в Эссексе от заражения крови 18 мая 1920 году. Память: 22 ноября 2007 года на месте дома Мэтчема установили мемориальную доску синего цвета. Галерея архитектурных работ: The Hackney Empire in August 2005; Blackpool Opera House (1889); Grand Theatre, Blackpool (1894); Grand Opera House, Belfast (1895); Blackpool Tower Ballroom (1897—1898); Richmond Theatre, Richmond, London (1899); County Arcade, Leeds (1900); County Arcade, Leeds (1900); County Arcade, Leeds (1900); London Hippodrome (1900); Gaiety Theatre, Douglas, Isle of Man (1900); Brighton Hippodrome (1901—1902); Buxton Opera House (1903); Shepherd's Bush Empire (1903); Лондонский Колизеум (London Coliseum, 1904); The King' Theatre, Glasgow (1904); His Majesty's Theatre, Aberdeen (1906); The London Palladium (1910); Victoria Palace Theatre, London (1911); Bristol Hippodrome Auditorium (1912); Bristol Hippodrome Auditorium Dome (1912). Литература: Frank Matcham; Theatre Architect / под ред. Брайана Уокера. — Belfast, 1980; Frank Matcham & Co / под ред. Дэвида Уилмора. — Dacre, 2008.

Kyrion_II_of_Georgia (476x700, 316Kb)
1855
Кирион II (грузинское имя — კათოლიკოს-პატრიარქი კირიონ II; в миру — Георгий Иеронимович Садзаглишвили, გიორგი იერონიმეს ძე)
епископ Грузинской православной церкви; с октября 1917 года первый католикос-патриарх Грузии после провозглашения автокефалии Грузинской церкви в марте 1917 года; грузинский историк и духовный писатель. Канонизирован Священным Синодом Грузинской православной церкви в октябре 2002 года; память в Грузинской церкви — 27 июня по юлианскому календарю. Родился в деревне Никози Горийского уезда (ныне в Горийский район), в семье священника. В 1876 году окончил Тифлисскую духовную семинарию; в 1880 году — Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Защитил кандидатскую диссертацию «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии». 1 августа того же года назначен помощником инспектора Одесской духовной семинарии. С 1883 года состоял последовательно на должностях: помощника смотрителя Телавского духовного училища, Горийского духовного училища, преподавателя Кутаисского духовного училища и епархиального женского училища. В этот период опубликовал несколько своих работ по истории Грузинской церкви под псевдонимом Ивериели и Никозели, изучал и собирал грузинские средневековые манускрипты, древние грузинские монеты, записывал грузинский фольклор, спонсировал талантливых грузинских студентов и переписывался с заинтересованными историей Грузии западными историками. После гибели жены и детей, 14 ноября 1896 года пострижен в монашество экзархом архиепископом Владимиром (Богоявленским), 18 ноября рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Квабтахевского Успенского монастыря с возведением в сан игумена; с 12 января 1897 года — благочинный монастырей Грузинской епархии и инспектор школ «Общества восстановления Православного Христианства на Кавказе». 22 мая 1898 года возведён в сан архимандрита. 4 сентября 1898 года в тифлисском Сионском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Алавердского, викария Грузинской епархии; хиротонию совершали: экзарх Грузии архиепископ Флавиан (Городецкий), епископы Гурийско-Мингрельский Александр (Окропиридзе), епископ Имеретинский Виссарион (Дадиани) и епископ Горийский Леонид (Окропиридзе). С 25 августа 1900 года — епископ Горийский, викарий Грузинской епархии. В 1900-х годах, во время дебатов о будущем Грузинской церкви, выступал как горячий приверженец восстановления автокефалии, вследствие чего был сослан в Каменецк-Подольск. С 23 марта 1902 года — епископ Балтский, викарий Подольской епархии. С 16 мая 1903 года — епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии. С 6 мая 1904 года — епископ Орловский и Севский. С 16 февраля 1906 года — епископ Сухумский; переведён на эту кафедру по собственному желанию. С 25 января 1907 года — епископ Ковенский, викарий Литовской епархии. В 1908 году русский экзарх в Тбилиси архиепископ Никон (Софийский) был убит, вследствие чего было решено снять грузинских епископов с их постов. С Кириона сняли сан епископа и сослали в Куряжский монастырь Харьковской епархии, а затем в Санаксарский монастырь Тамбовской епархии.
KyrionКирион (Садзаглишвили) и Амвросий (Хелая) (700x490, 182Kb)
Кирион (Садзаглишвили) и Амвросий (Хелая). 1910 год.
В январе 1915 года был восстановлен в сане и назначен епископом Полоцким и Витебским.
После падения монархии, 14 августа 1917 года уволен, согласно прошению, от управления епархией; переехал в Грузию.
25 марта 1917 года было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской церкви; на соборе Грузинской церкви в Тифлисе в сентябре того же года епископ Кирион был избран патриархом Грузии. Интронизован 14 октября 1917 года во Мцхете, в патриаршем соборе 12-ти Апостолов при громадном стечении народа и всеобщем ликовании. Стоит отметить, что избран Кирион был с очень небольшим перевесом, получив 230 избирательных голосов против 206 неизбирательных. Другой кандидат, митрополит Леонид, набрал 230 избирательных голосов и 218 неизбирательных голосов. Избрание Кириона было утверждено российским Временным правительством 8 октября 1917 года. 27 июня 1918 года был найден убитым в своей резиденции в Марткопи. Обстоятельства гибели остаются не вполне ясными. Был похоронен в Сионском соборе, к югу от амвона.
Надгробье Кириона Второго в Сионском Храме. Тбилиси
KyrionНадгробье01 (627x700, 659Kb)
Кирион Второй - Надгробье
KyrionНадгробье02 (546x700, 546Kb)
Кирион Второй - Надгробье (Вид 2)
KyrionНадгробье03 (570x700, 592Kb)
Кирион Второй - Надгробье (Вид 3)
Канонизация: Канонизирован Священным синодом Грузинской православной церкви 17 октября 2002 года. Сочинения: «Никозский храм и его древности». «Духовный Вестник Грузинского Экзархата» 1881, № 2; «Религиозно-политические сношения Православной Грузии с единоверной Россией». (Юбилейный номер). «Духовный Вестник Грузинского Экзархата»; «Характер Грузинской (Иверской) Церкви и её значение для православия». «Пастырь» 1886, № 3; «К вопросу о Грузинской церковной историографии». «Пастырь» 1886, № 20 и 21, 1887, № 2; «Краткий очерк грузинской церковной истории». «Пастырь» 1999, № 9-11; «Иудеи распространители мессианских идей в древней Иверии и принесение ими Хитона Господня в Мцхет». «Пастырь» 1888, № 1-3; «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии». (Кандидатская диссертация). «Пастырь» 1888, № 16 и 18, 1889 № 1, 4, 5, 6; «Святой царь Мириан Хосриани, первый христианский венценосец Грузии». «Пастырь» 1889, № 23, 24, 1890, № 1, 2; «Перевод священно-богослужебных книг на грузинский язык и значение его для Церкви Грузинской». «Пастырь» 1892, № 2, 4; «История одного из гвоздей, которым пригвожден был ко Кресту Господь наш Иисус Христос». «Пастырь» 1892, № 1, 2; «Последний эпизод из вековой борьбы православной Грузии с мусульманами — шиитами». «Пастырь» 1895, № 23, 24, 1896, № 1, 6; «Воск и восковая свеча». «Пастырь» 1896, № 1; «Никозский Собор». «Духовный Вестник Грузинского Экзархата» 1891, № 21; «Описание Метехского Евангелия 1049 год». «Духовный Вестник Грузинского Экзархата» 1896, № 22; «Описание Мешехского четвероевангелия». «Духовный Вестник Грузинского Экзархата» 1892, № 10; «Описание Никозской Михаило-Архангельской церкви». «Духовный Вестник Грузинского Экзархата» 1888; «Историко-Археологический очерк Метехского храма». 1893; «Исторический очерк Оконской чудотворной иконы Божией Матери»; «История Промского Вознесенского храма». 1896; «Пять дней в Карталинии». 1897; «Ананурский Успенский собор и его окрестные достопримечательности». 1898; «Повествование о чудодейственном камне Давидгареджийской пустыни». «Харистикарная система и её влияние на церковно-поземельные отношения в древней Грузии». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903; «Святой Давид III-й Возобновитель, царь Грузии». (1089—1125). Тифлис, 1899; «Жизнь и подвиги Святого Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского». Тифлис, 1899; «Або, мученик Тифлисский». Тифлис, 1899; «Назревший вопрос» (Ко дню столетия присоединения Грузии и России 1900 г.). Тифлис, 1900; «Заслуги грузинского монашества и монастырей для отечественной церкви и общества». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1896, № 22; «Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом». 1900; «Восковая свеча в Греко-Грузинской Церкви». Тифлис, 1901; «Крест святой Нины в связи с вопросом о значении креста в древности»; «Две святыни в Кахетии».; «Давид Гараджели и его лавра». Тифлис, 1901; «Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата в XIX веке». Тифлис, 1901. Отзыв об этом труде см. "Приб. к «ЦВ» 1901, № 47, страницы 1735—1738; «Состояние христианства в Абхазии в первой четверти XIX столетия и попытка организации в ней миссионерского дела в 1831—1834 гг.». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903; «Ананурская атлешга». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903; «Мцхетский храм и его реставрация». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903; «Народные обычаи и их значение». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903; «Новый вариант творения Александра Сергеевича Грибоедова». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.; "Церковно-исторический очерк основания в Херсоне викариатства и его жизнедеятельность (по поводу его пятидесятилетия 1853—1903 гг.). Одесса, 1905. Отзыв об этом труде в "Прибавлении к «Церковному Вестнику» 1905, № 16-17, страницы732—734; «Четыре доклада в пользу Грузинской Церковной автокефалии». «Журнал и Протоолы Предсоборнного Присутствия», том III. Санкт-Петербург, 1907, страницы 43-58; «Культурная роль Иверии в истории Руси». Тифлис, 1910, страницы 445—448; «Крест в мире языческом и христианском». Харьков, 1912; «Лексикологический материал». (На грузинском языке в сборнике Грузинского Общества истории и этнографии). Тбилиси, 1912—1913; «Грузинские фемы в Византии: Халдия и Иверия». Полоцк, 1916; «Клемакс Святого Иоанна на грузинском языке». Полоцк, 1916; «Санаксарские этюды» печатались в «Полоцких Епархиальных Ведомостях» 1915—1916 гг., а отдельным издания вышли в Полоцке в 1916 году; «Этюды» состоят из двух частей, независимых одна от другой: Первая часть — Обилие церковных древностей в России и настоятельная необходимость открытия кафедр археологии в семинариях; Вторая часть — Страдная эпоха (XVIII в.) русского монашества и его поборник Феодор Ушаков.

Heberjgrantlo (530x700, 156Kb)
1856
Хибер Джедди Грант (Heber Jeddy Grant)
американский религиозный лидер, седьмой президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церкви СПД). Грант ранее работал бухгалтером и кассиром, затем, 16 октября 1882 года был избран апостолом СПД. После смерти Джозефа Ф.Смита в конце 1918 года Грант стал президентом Церкви СПД и оставался на этом посту до своей смерти в 1945 году. Грант был последним президентом Церкви СПД, практиковавшим многоженство. У него было три жены, хотя к тому времени, когда он стал президентом церкви в 1918 году, в живых оставалась только его вторая жена, Огаста Уинтерс. В бизнесе Грант помог в строительстве района Avenues пригороде Солт-Лейк-Сити. В 1884 году он в течение одного срока был представителем в Территориальной легислатуре Юты. Грант родился в Солт-Лейк-Сити, Территория Юта, в семье Рейчел Риджуэй Айвинс и Джедедайи Моргана Гранта. Его отец был советником Бригама Янга в Первом президентстве. Рэйчел Грант была родом из Нью-Джерси, где присоединилась к Церкви СПД в возрасте около 20 лет. Её двоюродный брат, а позднее — зять (он женился на старшей сестре Анне), Израил Айвинс, был первым человеком, крещенным в Церкви СПД в Нью-Джерси. Джедедайя Грант умер, когда Хиберу было девять дней от роду. После смерти супруга Рэйчел вышла замуж замуж за брата Джедедайи, Джорджа Гранта, но он пристрастился к алкоголю, и пара развелась. После этого мать стала иметь доминирующее влияние в жизни Хибера. В течение многих лет она занимала пост президента 13-го прихода Общества милосердия, заходившегося в центре Солт-Лейк-Сити. Грант был известен своей решимости добиваться целей, казавшихся недостижимыми. Будучи ребёнком, он хотел играть в бейсбольной команде, и победить в чемпионате Юты, но многие считали его слишком неуклюжим, чтобы стать успешным игроком. В ответ он купил бейсбольный мяч и многие часы метал его в стену сарае, чтобы повысить ловкость. Его взяли в команду, и позже его команда выиграла благодаря ему чемпионат. Аналогичным образом Грант выразил желание быть успешным бухгалтером, хотя многие его знакомые считали его почерк ужасным. Он стал практиковаться и достиг в письме такого уровня, что был приглашён преподавать чистописание в одной из местных академий. В Солт-Лейк-Сити не было бесплатных общественных школ, но его мать записывала его в другие учебные заведения, пока он рос.
Предпринимательская деятельность
Поработав бухгалтером в страховом бизнесе до 1877 года, Грант стал помощником кассира с Сберегательном банке Сиона, а затем открыл страховой бизнеса в партнёрстве с Нефи Клейтоном. Позже Грант стал партнером с Д.У.Дженнингса а а после этого основал дополнительное страховое агентство в Огден, где некоторое время владел «Ogden Vinegar Works». В конце 1890-х годов Грант работа в качестве менеджера по бизнесу только что созданного официального журнала Церкви СПД «Improvement Era». Грант продолжал заниматься предпринимательством и после того, как стал апостолом. Он открыл множество новых предприятий, включая банк. Он стоял у истоков «Utah Sugar Company», а также выступил как основной учредитель «Salt Lake Theatre». Во время Паники 1893 года Грант потерял крупную сумму денег и так и не оправился от её неблагоприятных финансовых последствий. В это время он был главным представителем Церкви СПД на переговорах в Нью-Йорке о дополнительном финансировании. Его усилия поддержали церковь до того момента, когда Лоренцо Сноу в конце 1890-х годов объявил о сборе десятина, что улучшило финансовое положении церкви.
Карьера в церкви
Грант ещё в юности стал церковным учителем, что было редкостью в то время. Он был рукоположен в число "Семидесяти" в возрасте 15 лет, что также было редкостью в то время. В июне 1875 года, когда в 13-м приходе Солт-Лейк-Сити была организована первая «Young Men’s Mutual Improvement Association» (YMMIA), Грант, которому было 19 лет, поступил на службу в качестве советника Юниуса Ф.Уэллса в президентстве этой ассоциации. В возрасте 26 лет, с 1883 по 1884 год, он работал в миссии для индейцев. Среди назначений Гранта в ранние годы была работа в Комитете по оплате и совете директоров воскресной школы. Грант стал вторым помощником в суперинтендантстве центральной YMMIA в 1898 году. Когда Джозеф Ф.Смит стал президентом церкви и главой YMMIA, Грант получил должность первого помощник, в которой оставался до тех пор, пока сам не стал президентом Церкви СПД. В 1880 году, Грант стал президентом в кола в Туэле, штат Юта. Он переехал в этот город вместе с женой Люси и детьми. Примерно тогда Люси заболела.
HeberjgrantloГрант в ранние годы (521x700, 251Kb)
Грант в ранние годы в качестве апостола (около 1880—1889)
В 1882 году Гранта вошёл в Кворум двенадцати апостолов. В начале своей работы в кворуме он совершил множество поездок в Аризону, за что получил прозвище Аризонский апостол. Дважды Грант работал в миссиях среди яки в Мексике. В 1901 году Грант был отправлен в Японию, чтобы открыть там миссию. Он был президентом японской миссии до 1903 года, после чего вернулся домой, но почти сразу же был отправлен руководить британской и европейской миссиями Церкви СПД. Обратно в Америку он вернулся в 1905 году. В течение следующего десятилетия далее Грант курировал образовательные программы церкви, Генеалогическое общество Юты и журнал «Improvement Era». В ноябре 1918 года Грант, после смерти Джозеф Ф.Смит, занял пост президента Церкви СПД. Церковное сообщество его не поддержали, однако до июня 1919, в связи с пандемией «испанки», традиционная Генеральная конференции, обычно проходящая весной, не проводилась.
HeberjgrantlГрант в качестве президента  (504x700, 277Kb)
Грант в качестве президента Церкви СПД (конец 1918 или начало 1919 года)
Во время пребывания на посту президента церкви, Грант потребовал исполнять Манифест 1890 года, запрещающий многоженство, и вёл церковь по пути отказа от социальной структуры прежнего общества на полигамной семьи. В 1927 году он ввёл в действие политику добрососедства, которая должна была снизить противоречия между Церковью СПД и правительством Соединенных Штатов. При Гранте впервые стали появляться храм за пределами Юты со времён постройки церкви в Киртланде. Первыми из новых храмов стали церковь в Лайе, штат Гавайи, церковь в Кардстоне, провинция Альберта, Канада (первый за пределами Соединенных Штатов), и церковь в Месе, штат Аризона. Началось строительство церкви в Айдахо-Фолс, штат Айдахо, но он не был завершен до смерти Гранта. Также при Гранте были организованы колы за пределами Межгорного Запада, первый появился в Лос-Анджелесе в 1920-х годах. Грант придерживался в управлении традиционных методов, таких как личная просьба к Леграну Ричардсу переехать в Калифорнию с намерением в дальнейшем сделать его президентом нового кола. Он также лично вел переговоры о покупке участка, в Лос-Анджелесе, где должен был быть построен новый храм. В 1930-е годы колы появились в Нью-Йорке и Чикаго, а в 1940 году — в Портленде, Орегоне и Вашингтоне (округ Колумбия). Грант лично присутствовал на освящение часовни в Вашингтоне в 1933 году, чтобы показать важность события в процессе национальной экспансии церкви. В 1935 году Грант отлучил от Церкви СПД верующих в Шорт-Крик, штат Аризона, отказавшихся подписать обет верности церкви, который включал отказ от многоженства. Отлучение формально обозначило появление мормонского фундаменталистского движения, а вскоре часть отлучённых мормонов основали Фундаменталистскую церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Грант оставил в наследство последователям социальную программу поддержки членов церкви, которую он ввёл в действие в 1936 году. Он говорил: «Нашей главной целью было создать, насколько это возможно, систему, при которой с проклятием праздности будет покончено, зло пособия по безработице отменено, и независимость, промышленность, бережливость и самоуважение снова появились среди наших людей. Цель Церкви — помочь людям помочь самим себе». Его администрация также стимулировала следование кодексу здоровья, известному как «Word of Wisdom». До Гранта соблюдения кодекса здоровья не является обязательным для карьеры священника или для посещения храма. Грант также акцентировал внимание на посещаемости и курировал расширение программ семинаров и создание религиозных институтов. При Гранте была учреждена должность помощника Кворуму двенадцати. Грант умер в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, США от сердечной недостаточности в результате атеросклероза 14 мая 1945 года. Как последний оставшийся в живых член церковного Совета пятидесяти, своей смертью он ознаменовал формальное прекращение существования этой организации.
HeberJGrantLНадпись на монументе (700x525, 404Kb)
Надпись на монументе
HeberJGrantОбщий вид (525x700, 306Kb)
Общий вид монумента
HeberJGrantНадгробие (700x525, 562Kb)
Надгробие
Грант был похоронен на кладбище Солт-Лейк-Сити.
Политика
Грант принадлежал к Демократической партии, но часто критиковал Франклина Рузвельта. Он был решительным сторонником сухого закона и наставлял членов церкви СПД выступать против его отмены и соблюдать «Word of Wisdom». Когда Юта путём народного голосования стала 36-м штатом, ратифицировавшим Двадцать первую поправку к Конституции Соединенных Штатов, завершив тем самым процесс её ратификации и отменив сухой закон, Грант был совершенно сломнен; на Генеральной конференции он сказал своей пастве: «Я никогда не чувствовал себя настолько униженным, как сейчас, когда штата Юта проголосовал за отмену сухого закона».
Жёны
Грант был последним президентом Церкви СПД, практиковавшим многоженство. Он женился в первый раз в 1877 году и затем ещё дважды в 1884 году. К тому времени, когда он стал президентом церкви, только одна из его жен, Огаста, был ещё жива;
Грант женился на Люси Stringham (1858 — 1893) 1 ноября 1877 года. Она была дочерью Брайанта Стрингама, который пришёл в долину Солёного озера с Бригамом Янгом в 1847 году. У Люси и Гранта было шестеро детей; Грант женился на Налде Огасте Уинтерс (1856 — 1952) 26 мая 1884 года. Она была школьной учительницей, её называли самым одарённым преподавателем на Территории Юта. В конце 1880-х Огаста поселилась в Нью-Йорке, чтобы предотвратить арест Гранта по обвинению в многожёнстве. Родила Гранту дочь; Грант женился на Эмили Харрис Уэллс (1857 — 1908) 27 мая 1884 года. Она была дочерью Дэниэла Уэллса, сестрой Брайанта Уэллса, армейского майора, и Хибера Уэллса, будущего губернатора Юты. Чтобы не допустить ареста Гранта за незаконное сожительство, Эмили отправилась в Англию, где жила в британской миссии Церкви СПД, а по возвращении вСША в течение 16 месяцев скрывалась в Юте и Айдахо, а затем полтора года пряталась в Манассе, штат Колорадо. У пары родились четыре дочери и сына, который скончался в раннем возрасте. Работы: Grant, Heber J. Gospel Standards: Selections from the Sermons and Writings of Heber J. Grant (англ.). — Improvement Era, 1941; Grant, Heber J. A Japanese Journal (неопр.). — 1970; Grant, Heber J. Teachings of Presidents of the Church: Heber J. Grant LDS Church, 2011. — (Teachings of Presidents of the Church). Дополнительная литература: Allen, James B.; Leonard, Glen M. The Story of the Latter-day Saints (англ.)русск. (неопр.). — Deseret Book Company , 1976. — ISBN 0-87747-594-6; Johnson, Sherrie Mills. Heber J. Grant: A Prophet for Hard Times (англ.) // Ensign (англ.)русск. : magazine. — 2004. — January. — P. 57; Church History, Selections from the Encyclopedia of Mormonism (англ.) / Ludlow, Daniel H. (англ.)русск.. — Deseret Book Company, 1992. — ISBN 0-87579-924-8; Quinn, D. Michael (англ.)русск.. The Council of Fifty and Its Members, 1844 to 1945 (неопр.) // BYU Studies (англ.)русск.. — 1980. — Том20, № 2. — Страницы 163—198.

George_Gissing (508x700, 215Kb)
1857
Джордж Роберт Гиссинг (George Robert Gissing)
английский прозаик, социальный реалист, в лучших произведениях которого отразился переход от викторианского романа к современному. Родился в Уэйкфилде (графство Йоркшир). Был зачислен студентом-стипендиатом в Оуэнс-колледже (Манчестер), откуда в 1876 был исключен за кражу. Уехал в США, работал школьным учителем в Уолтеме (штат Массачусетс), затем переехал в Чикаго, писал рассказы и публиковал их в местных газетах. В Англию вернулся в октябре 1877, писал романы, зарабатывая на жизнь репетиторством. В 1879 женился на проститутке, которую знал еще в студенческие годы, надеясь ее перевоспитать; недолго прожив вместе, супруги расстались. В 1888 жена Гиссинга умерла, и в 1891 он женился во второй раз – и также неудачно. После рождения второго сына Гиссинг расстался с женой. В 1899 он сошелся с образованной француженкой, переводчицей его романа Новая Граб-стрит (New Grub Street, 1891). В романах Гиссинга преобладает социальная проблематика. До 1890 он, как правило, писал о бедности, социализме, классовых различиях и попытках социальных реформ. Действие романов, написанных после 1890, разворачивается в буржуазной среде; в них ставятся вопросы нравственности или такие социальные проблемы, как положение женщины и последствия индустриализации. Романы с социальной проблематикой, критикующие в равной мере условия жизни общества и современный реформизм, проникнуты пессимизмом. Наиболее значительные из романов Гиссинга – Рабочие на заре (Workers in the Dawn, 1880), Вне классов (Unclassed, 1884), Изабелла Кларендон (Isabel Clarendon, 1886), Демос (Demos, 1886), Тирза (Thyrza, 1887), Утро жизни (A Life's Morning, 1888), Преисподняя (The Nether World, 1889), Эмансипантка (The Emancipated, 1890), Рожденный в ссылке (Born in Exile, 1892), Лишние (Odd Women, 1893), В юбилейный год (In the Year of Jubilee, 1894), Водоворот (The Whirlpool, 1897), Венец жизни (The Crown of Life, 1899), Наш друг шарлатан (Our Friend the Charlatan, 1901), Веранильда (Veranilda, 1904) и Уилл Уорбертон (Will Warburton, 1905). Гиссинг написал также множество рассказов и весьма содержательную книгу Чарлз Диккенс: критический анализ (Charles Dickens: A Critical Study, 1898). Гиссинг дважды совершал поездки к Средиземному морю и опубликовал книгу путевых записок о своей поездке в Италию «У Ионического моря» (By the Ionian Sea, 1901). Наиболее известную из его книг, сборник коротких эссе Записки Генри Райкрофта (Private Papers of Henry Ryecroft, 1903), относят к «малой классике». Умер Гиссинг в Сен-Жан-де-Люзе 28 декабря 1903 года. Библиография: Гиссинг Д. Тирса. — Санкт-Петербург, 1893 (в журнале «Всемирная библиотека»); Гиссинг Д. Утро жизни. — Санкт-Петербург, 1890; Гиссинг Д. Демос. — «Вестник Европы», 1891, I—V); Yates M. George Gissing. 1922; Swinnerton F. A. G. Gissing. 1923; Cazamian M. L. Le roman et les idées en Angleterre, Strassbourg. 1923. pp. 302–371. Литература: Краткая литературная энциклопедия Том 2. Москва, "Советская энциклопедия", 1964. Страницы 189-190; Путеводитель по английской литературе. Под редакцией М.Дрэббл и Дж.Стрингер. Перевод с английского Москва: ОАО Издательство "Радуга", 2003. Страница 175; Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. Москва, "Высшая школа", 1975. Страницы 341-343; Луйгас А.Л. Общественно-политические и эстетические взгляды Джорджа Гиссинга //Учебные записки Тартусского Университета. Труды по романо-германской филологии. ' Тарту: Б.м., 1991; Ненарочкина А.Г. Джордж Гиссинг и русская литература //В сборнике: Античность - Современность (вопросы филологии) Сборник научных работ. Донецкий национальный университет. Донецк, 2017. Страницы 69-84; Halperin, John (1982). Gissing: A Life in Books. Oxford: Oxford University Press; Korg, Jacob (1975). George Gissing: A Critical Biography. Taylor & Francis; Rawlinson, Barbara (2006). A Man of Many Parts: Gissing's Short Stories, Essays and Other Works. Rodopi. ISBN 978-90-420-2085-6.

Ivan_Al._Musin-Pushkin (486x700, 160Kb)
1857
Иван Александрович Мусин-Пушкин
русский дипломат, генеральный консул во Флоренции. Из потомственных дворян Ярославской губернии. Сын генерал-адъютанта графа Александра Ивановича Мусина-Пушкина (1827—1903) и Ольги Александровны Пашковой (1835—1928). Родился в Санкт-Петербурге, крещен 1 января 1858 года в Пантелеимоновской церкви при восприемстве деда А.В.Пашкова и графини Е.И.Игельстрем. По окончании Пажеского корпуса в 1878 году, выпущен был из камер-пажей в корнеты Кавалергардского полка. В 1882 году был произведен поручиком, а 31 марта 1885 года вышел в запас гвардейской кавалерии. В 1895 году был пожалован камер-юнкером, из наград имел орден Святой Анны III степени. В 1901 году поступил на службу в Министерство иностранных дел в качестве причисленного к департаменту. 13 апреля 1903 года назначен вице-консулом в Берлин, где пробыл до 1910 года и был переведен в качестве консула в Алжир, откуда в 1911 году назначен на пост генерального консула в Лейпциге. С началом Первой мировой войны был отозван в Россию, а в 1916 году назначен генеральным консулом во Флоренции и пожалован в камергеры. После Октябрьской революции в эмиграции в Италии. Умер во Флоренции 19 мая 1928 года. Семья: С 1891 года был женат на Марии Александровне Тимашевой (1857—1943), фрейлине двора, дочери министра внутренних дел А.Е.Тимашева. По словам М.Осоргина, Джон Мусин-Пушкин, по примеру отца своего, в молодости был большой кутила, пил он «между чаном и котлом» так, что чуть было не спился совсем, и спасло его лишь то, что он влюбился в свою двоюродную сестру Тимашеву, женился на ней и слегка остепенился. Их дети: Александр (1893—1938), заключенный Соловецкого лагеря в 1922—1927 годах, расстрелян НКВД в 1938 году. Евдокия (1898—1993), в замужестве Колла. Источники: Пажи за 185 лет: Биографии и портреты бывших пажей (1711—1896) — Санкт-Петербург, 1896. — Страница 692; Сборник биографий Кавалергардов: 1826—1908. — Санкт-Петербург, 1908. — Страница 315; Чины Двора, Свиты Их Величеств и потомственное Российской Империи дворянство. — Киев, 1913; Словарь русской эмиграции в Италии; Осоргин М.М. Воспоминания... Страница 216.

Гиацинтов (700x671, 179Kb)
1859
Эраст Георгиевич Гиацинтов
русский юрист, действительный статский советник, первый русский городской голова Ревеля (ныне Таллин). Младший брат драматурга Владимира Гиацинтова. Родился в Москве. Из дворянского рода Рязанской губернии Гиацинтовых. Окончил Поливановскую гимназию и юридический факультет Московского университета. Получив степень кандидата права, 8 февраля 1884 года поступил на службу в Московскую судебную палату. В 1885 году был произведён в титулярные советники и назначен правителем канцелярии московского губернатора. Служба его продвигалась успешно. За время службы занимал много ответственных должностей, в том числе, был членом правительства Эстляндской высшей комиссии сельских народных школ. По предложению губернатора продолжительное время занимался ревизией делопроизводства учреждений и должностных лиц МВД в Ревельском, Гапсальском, Вейсенштейнском и Везенбергском уездах. Был мировым судьей, членом Присутствия по крестьянским делам, директором попечительного комитета о тюрьмах. В 1889 году надворный советник Э.Г.Гиацинтов получил назначение комиссаром по крестьянским делам Везенбергского уезда Эстляндской губернии. Человек широких взглядов, левых по тем временам, убеждений. Был членом Комитета по сбору пожертвований на сооружение соборного храма Александра Невского в Ревеле. В 1897 году занимался организацией в Эстляндской губернии первой всеобщей переписи населения Российской империи (По данным переписи в то время в Ревеле проживало 33 462 мужчин и 31 110 женщин). С 22 апреля 1900 года — действительный статский советник; 10 марта 1905 года был утверждён городским головой Ревеля. Он руководил городом в самый тяжёлый момент начала прошлого века — в 1905 году. «Дал путевку» в политическую жизнь Константину Пятсу и Ивану Поска. Стал краеугольным камнем эстонско-русского политического союза, окончательно разрушившего немецкую монополию на власть в городе. Прослужить на посту положенные четыре года Гиацинтову не удалось — помешала первая русская революция. Эраст Георгиевич выразил свое возмущение жёстокими действиями полиции при разгоне демонстрантов в 1905 году в направленной царю телеграмме. Вскоре после своего демарша Э.Г.Гиацинтов был отправлен в отставку с поста городского головы Ревеля. Его карьера продолжилась по финансовой части — сперва в местном Министерстве финансов, а затем в должности управляющего Ревельским отделением крестьянского поземельного банка. Окончательно уволен со службы по состоянию здоровья в 1908 году. Умер в Ревеле 20 апреля 1910 года скончался. Похоронен на Александро-Невском кладбище Таллина. Награды: Орден Святого Станислава II степени; Орден Святого Станислава III степени; Орден Святой Анны II степени; Орден Святого Владимира IV степени; другие награды. Литература: Josef Kats Tallinna linnapea Hiatsintov. — Tallinn: BRI&Ko, 2011.

[490x700]
1859
Сесил Джеймс Шарп (Cecil James Sharp)
английский музыкальный фольклорист и педагог. Родился в Лондоне. Учился музыке в Кембриджском колледже. В 1882-1892 работал в Аделаиде (Австралия), был одним из руководителей музыкальной школы (с 1889), церковным органистом. В 1893-1910 преподавал в школе в Лондоне, одновременно в 1896-1905 руководил консерваторией в Хемпстеде. В 1898 вступил в Лондоне в Общество народной песни, занимавшееся изучением и пропагандой английского музыкального фольклора (существует и ныне). С 1903 записывал народные мелодии в центральных и северных районах Англии (около 4000 песен и 200 танцев), а также в США (здесь в 1916-1918 собрал более 1000 образцов старинных английских песен, сохранившихся в среде английских переселенцев, живущих с 18 в. в Северной Америке в Аппалачских горах. Читал лекции в США о музыкальном фольклоре. В 1911 основал Англии общество народного танца (затем объединилось с Общемтвом народной песни); возглавил Школу народной песни и танца в Стратфорде-он-Эйвон. Шарп видел в национальном музыкальном фольклоре основу для развития английской музыки; это сближало его с деятелями т. н. английского музыкального возрождения. Составленные Шарпом сборники народных песен и танцев и его труды по фольклору оказали большое влияние на развитие английской музыки в 20 в. Записи Шарпа позднее использовали в своей музыке Р.Воан-Уильямс и другие английские композиторы. Шарп сотрудничал в журнале, издававшемся Обществом народной песни ("Journal of the Folk song society"); работы Шарпа об англо-американском фольклоре помещены в ряде номеров этого журнала (1905, v. 2, No 6; 1914, v. 5, No 18; 1916, v. 5, No 20; 1927, v. 8, No 31). Умер в Лондоне 23 июня 1924 года. Издания: A book of British song, for home and school, L., 1902; Folk songs from Somerset, v. 1-5, L., 1904-19 (v. 1-3, совм. с С.L.Marson); Songs of the West, L., 1905; English folk song for the schools, v. 1-2, L., 1906 (обе совм. с S. Baring-Gold); The Morris book, pt 1-5, L., 1907-13 (pt 1-3 совм. с H. С. Маc-Ilwaine, pt. 5 совм. с G. Butterworth), то же, Wakefield (West Yorkschire), 1974-1975 (reprint); Morris dance tunes, v. 1-10, L., 1907-13 (v. 9, 10 совместно с G.Butterworth); Novello s school songs, v. 1-11, L., 1908-22 (v. 8 совместно с Н.Hammond); Children s singing game, (sets) 1-5, L., 1909-12; The country dance book, v. 1-6, L., 1909-22 (v. 3, 4 совместно с G.Butterworth, v. 5 - с M.Karpelйs); Country dance tunes, v. 1-2, section 1-11, L., 1909-22; English folk-carols, L., 1911; The sword dances of Northern England. Songs and dance airs, v. 1-3, L., 1911-1913; Folk songs from various counties, L., 1912; English folkchanteys, L., 1914; English folk songs from the Southern Appalachians, L., 1917, 1932 (ed. by M.Karpelйs); English folk songs. Selected edition, v. 1-2, L., 1920, 1959; Folk song of English origin collected in the Appalachian mountains, series 1-2, L., 1918-20, то же, 1927; English folk songs from the Southern Appalachians, v. 1-2, L., 1932, L. - N.Y., 1960 (compiled by S. Sharp, ed. by M. Karpelйs); Cecil Sharp s collection of English folk songs, v. 1-2, L., 1974 (тексты песен и ноты с комментариями, с библиографией и указателем). Сочинения: English folk song, some conclusions, L., 1907, то же (rev. by M. Karpelйs), L., 1954 (с вступительной статьёй Р.Воана-Уильямса, 1965); The songs and incidental music arranged and composed for Granville Barker s production of "A midsummer night s dream", L., 1914, Oxf., 1930; The dance. A historical survey of dancing in Europe, L., 1924 (совместно с А.Р.Oppй). Литература: Fox-Strangways A. H., Karpelйs M., С. Sharp, L., 1933, 1955; Karpelйs M., C. Sharp, his life and work, L. - Chi., 1967.

Fusajiro_Yamauchi0 (668x700, 332Kb)
1859
Фусадзиро Ямаути (японское имя — 山内 房治郎)
японский предприниматель, основал компанию, которая сегодня известна как «Nintendo Company Limited». У Ямаути не было сына, которому он смог бы передать по наследству семейный бизнес, поэтому, следуя древней японской традиции, он назначил своим преемником своего будущего зятя Сэкирё Канэда (1883—1949). Тому, женившись на дочери Ямаути Тэи, пришлось взять девичью фамилию супруги и отныне его звали Сэкирё Ямаути. В Японии в 1633 году был введён полный запрет на иностранные игральные карты, так власти пытались сдерживать распространение незаконных азартных игр. Запрет на азартные карточные игры поддерживался в течение последующих 250 лет. Затем власти всё же согласились разрешить новую карточную игру «Ханафуда», разработанную Фусадзиро Ямаути. На картах изображались не цифры, а рисунки. 23 сентября 1889 года в Киото Фусадзиро Ямаути основал компанию «Нинтэндо Коппай». Она начала выпускать игральные карты «Ханафуда» в особом японском стиле (они были нарисованы вручную), которые быстро завоевали популярность, и компания прочно закрепилась на японском рынке игрушек. В возрасте 70 лет Ямаути отошёл от дел, назначив своим преемником своего будущего зятя Сэкирё Канэда. В 1947 году Сэкирё основал компанию «Маруфуку», чтобы распространять карты «Ханафуда», а также несколько других брендов карт, которые были введены «Nintendo». Умер Фусадзиро Ямаути 1 января 1940 года.

Флёров  (522x700, 145Kb)
1860
Всеволод Александрович Флёров
русский педагог и литератор; автор выдержавшего 41 издание «Нового русского букваря» (Санкт- Петербург: М.М.Гутзац, 1906). Родился в Твери. Первоначальное образование получил в Тверской духовной семинарии. Выпускник Московской духовной семинарии 1885 года, по окончании которой работал в Тульском духовном училище. Затем с 1887 по 1895 годы преподавал в Новоторжской учительской семинарии. В 1895—1901 годах Флёров — инспектор народных училищ в Тверской губернии, а также директор Новинской учительской семинарии в Ярославской губернии. С 1901 по 1906 годы — директор ряда училищ в Вологодской губернии, а также гласный Вологодской городской думы. Затем Флёрова перевели в Вильно, а затем — в Киев. В конце концов он оставил государственную службу и стал директором частных Фрёбелевских курсов. В 1914 году В.А.Флёров поселился в Москве (Остоженка, 8). Читал лекции в Московском городском народном университете. Вплоть до 1918 года он владел издательством в Обыденском переулке (дом 1), которое выпускало авторские методические пособия для детей. После Октябрьской революции Флёров работал руководителем группы лекторов-методистов на учительских курсах, где тоже читал лекции по методике обучения грамоте и русскому языку в начальной школе; им был составлен «Букварь взрослых», неоднократно переиздававшийся (11-е издание — Санкт- Петербург: Государственное издательство, 1920). Умер 26 декабря 1919 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Надгробный памятник Флёрову выполнил скульптор Н.А.Андреев. Его сын — Александр Всеволодович, в 1924—1925 годах владел книжным магазином кооперативного товарищества «Ясное утро» на Остоженке, 4/8, где и проживал.

[483x700]
1861
Даниел Бек-Пирумян (Пирумов; армянское имя — Դանիել բեկ-Փիրումյան)
военный деятель Российской империи и Республики Армении, Национальный Герой Армении. Сражался на Кавказском фронте Первой мировой войны, участник Сардарапатского сражения, где армянские регулярные части под его командованием наголову разбили превосходящие турецкие войска на направлении главного удара. Родился в деревне Нахичеваник Хаченского уезда (ныне Арцах). Даниел окончил Шушинское городское училище, а военное образование получил в Тифлисском пехотном юнкерском училище и на курсах Ораниенбаумской (ныне город Ломоносов Ленинградской области) офицерской стрелковой школы. Службу в российской армии начал в 1881 году. С 1881 - на воинской службе в 13-м лейб-гренадерском Эриваньском полку. В 1881-1883 годах учился в Тифлисском пехотном юнкерском училище. В 1883 - подпоручик. В 1888 - поручик. В 1900 - штабс-капитан. В 1902-1910 - капитан 153-го Бакинского Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Михайловича полка 39-ой пехотной дивизии 1-го Кавказского армейского корпуса. В 1910-1914 - подполковник и командир батальона того же полка. С 1914 - участник Первой мировой войны, командир батальона 156-го Елисаветпольского генерала князя Цицианова полка 39-й пехотной дивизии 1-го Кавказского армейского корпуса. В 1915 - полковник. В 1916 - помощник командира 153-го Бакинского Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Михайловича полка 39-й пехотной дивизии, награжденный за операции на Турецком фронте почетным Георгиевским оружием и орденом. В 1918 - заместитель командующего Эриваньским гарнизоном, генерала М.С.Силикова и командир Сурмалинского военного участка. В том же году командующим Армянским корпусом Армянской республики, генерал-лейтенантом Т.Назарбековым был представлен к званию генерал-майора.Во время Эрзерумской операции во главе 3-го батальона 153-го пехотного Бакинского полка захватил турецкий форт Далангёз и на протяжении дня удерживал его от попыток турецкой армии отбить форт. Из 1400 оборонявших форт русских офицеров и солдат погибло 1100, оставшиеся в живых были ранены. Тем не менее восемь штурмов форта были отбиты, и Далангёз так и не был отдан врагу. Участвовал в Сардарапатском сражении 1918 в качестве общего командира Сардарапатского отряда. Проявил талант военачальника. В 1919 году - комендант Карской области. Попал в плен туркам 30 октября 1920 г., освобождён в осенью 1921 г. После установления советской власти в Армении, в 1921 году, Пирумян был схвачен и расстрелян в Каракилисе (ныне Ванадзор, Армения) 10 октября 1922 года. Похоронен в Эчмиадзине. Генерал-майор (1918). Награды: Орден Святого Станислава II степени; Орден Святого Станислава III степени; Орден Святой Анны II степени; Орден Святой Анны III степени; Орден Святой Анны IV степени; Орден Святого Георгия III степени; Орден Святого Владимира III степени; Золотое оружие. Даниэль Бек-Пирумов двоюродный брат Погоса Бек-Пирумова. Библиография: Տիգրան Հայազն, Գարեգին Ղազարյան: 1000 հայազգի գեներալներ,ծովակալներ.-Ե.,Հեղինակային հրատարակություն, 2009 թ.,էջ 119: ISBN 978-9939-53-105-2; Меружанян А. Маршалы, генералы и адмиралы армянского происхождения в Санкт-Петербурге. - Санкт-Петербург: третье издание, издательство "Роза ветров", 2014, страница 208. ISBN 978-5-906634-11-5; Асадов Ю.А. 1000 офицерских имен в армянской истории. Историко-биографические очерки. Пятигорск. 2004; Аветисян Грант. Генералы - армяне в Российской империи. Ереван, 2008; Саркисян С.Т. Энциклопедия Арцах-Карабаха. Санкт-Петербург, 2005. - 312 страницы: иллюстрации. ISBN 5-9676-0034-5; Худавердяна К.С. Армянский вопрос. Ереван, 1991; Encyclopaedia Orientica.

Ranavalona (555x700, 217Kb)
1861
Ранавалуна III (малагасийское имя — Ranavalona III; имя при рождении — принцесса Разафиндрахети, Razafindrahety)
последняя королева Малагасийского королевства, которое было захвачено Францией в 1895 году и над которым был установлен французский протекторат. Ранавалуна III была объявлена королевой 8 мая 1883 года после смерти королевы Ранавалуны II. Её коронация состоялась 22 ноября 1883 года, когда ей исполнилось двадцать два года. Как и её предшественницы, она вышла замуж за премьер-министра Райнилайаривуни. Ранавалуна III подписала договор с Францией, предоставив французам различные льготы, что стало в дальнейшем основанием для объявления протектората Франции над Мадагаскаром. Великобритания признала этот протекторат Франции англо-французским договором 1890 года. В 1886 году Ранавалуна III пыталась заручиться поддержкой США, выслав президенту Гроверу Кливленду подарки в виде тканей и булавок из слоновой кости. Потерпела поражение во время первой франко-малагасийской войны, которое ослабило её политический вес в малагасийском обществе. 12 декабря 1887 года был заключен мирный договор, который имел значительные выгоды для Франции. В 1894 году Ранавалуна III отказалась исполнять договор. Франция в ответ на это выслала в 1895 году экспедиционный корпус, который захватил Антананариву после сопротивления. После завершения Второй франко-малагасийской войны премьер-министр Райнилайаривуни был сослан в ссылку во французский Алжир, где умер на следующий год. Королева Ранавалуна III и большая часть её свиты оставались на острове, даже когда Франция в 1896 году объявила Мадагаскар своей колонией. После небольшого восстания на Мадагаскаре против Франции, Ранавалуна III была сослана на Реюньон, а затем — в марте 1899 года в город Алжир, где она умерла 23 мая 1917 года. В ноябре 1938 года останки Ранавалуны III были эксгумированы и перезахоронены в гробнице королевы Расухерины рядом с Историческим музеем (Рува) в Антананариву. 6 ноября 1995 года Рува сгорел во время пожара и останки Ранавалуны III были перенесены в гробницу на королевском холме Амбухиманга.
«Корона» Ранавалуны III
5 ноября 2020 года Франция передала властям Мадагаскара украшение балдахина королевы Мадагаскара, с 1910 года хранившееся в парижском музее Армии. Ввиду внешней схожести с короной, этот предмет в прессе часто называли «королевской короной», зачастую даже иллюстрируя новость о реституции изображением настоящей короны королевы Ранавалуны III. Украшение имеет размеры 70 сантиметров в высоту и 35 сантиметров в диаметре, выполнено из цинка, обитого тканью жёлтого (охра) и красного (гранат) цветов. В 1910 году его передал в Музей Армии Жорж Ришар (французское имя —Georges Richard), «судья в отставке, родом с Реюньона», как гласит сопровождающая украшение в музее табличка. В феврале 2020 года президент Мадагаскара Андри Радзуэлина обратился в письме к президенту Франции Эмманюэлю Макрону с просьбой о передаче «королевской короны», уточнив пожелание получить «корону» до 26 июня 2020 года — даты празднования 60-летия независимости Мадагаскара. Французское законодательство позволяет вывод предметов из коллекции государственных музеев только путём принятия отдельного закона по поводу реституции каждого выводимого из коллекции предмета. Принятие подобного закона до июня не было возможным, и французское правительство ответило на запрос Мадагаскара с предложением одолжить «корону» для проведения празднований 26 июня, одновременно продолжив рассмотрение закона о реституции. Мадагаскарское правительство ответило отказом, предпочтя дождаться результатов предложенного закона о реституции. Во время рассмотрения закона, Французский Сенат запросил у Музея Армии информацию о происхождении украшения. Точное происхождение его у Жоржа Ришара неизвестно, но вместе с украшением он передал музею несколько фотографий, в частности два изображения королевы Ранавалуны III под сенью, украшенной «короной», во время торжественных обращений её к народу. На одной фотографии королева призывает народ Мадагаскара к восстанию против французов в 1895 году. На другой она объявляет о поражении и окончании войны. На обеих фотографиях видно украшение, из чего эксперты Музея Армии делают вывод о невозможности считать эту «корону» военным трофеем. В отсутствие доступа к мальгашским архивам, остаётся только гадать, была ли «корона» в списке предметов, подлежащих сохранению после падения монархии как представляющая историческую ценность, либо же она могла быть проданной вместе с остальными вещами, принадлежавшими королеве. Записка Музея Армии Французском Сенату также предостерегает от опасности путаницы между украшением королевской сени — и настоящей королевской короной, остававшейся в Мадагаскаре до 2011 года, когда она была похищена из музея Андафиаваратра.
Ranavalona01 (395x700, 434Kb)
«Корона» Ранавалуны III, до ноября 2020 года Музей армии в Париже
Ranavalona02 (700x467, 422Kb)
Гробница королевы Расухерины рядом с Историческим музеем (Рува) в Антананариву, в которой находились останки Ранавалуны III в 1938—1995 гг.
Ranavalona03 (700x525, 465Kb)
Гробницы на королевском холме Амбухиманга
Ranavalona04 (488x700, 324Kb)
Королева Ранавалуна с короной и скипетром.
Литература: Helen Chapin Metz, ed. Madagascar: A Country Study. Washington: GPO for the Library of Congress, 1994.

[431x700]
1861
Сергий (в миру - Николай Нилович Васильков)
епископ Русской Православной Церкви; с 8 мая 1935 года и до расстрела — архиепископ Новосибирский. Николай Нилов Васильков родился в селе Подоклинье, Порховского уезда Псковской губернии, в семье протоиерея. В 1886 году со степенью кандидата богословия окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. По окончании два года был учителем церковноприходской школы погоста Михайлова Псковской епархии. педагог. 6 ноября 1888 года рукоположён в сан иерея, назначен помощником смотрителя Рижского духовного училища, с 1891 года стал в нём преподавателем, а в 3 октября 1906 года назначен смотрителем училища. Позднее занимал должности смотрителя в Пинском (с 25 января 1908 года) и Арзамасском (с 24 января 1913 года) духовных училищах. С 20 ноября 1918 года по 24 мая 1926 года был приходским священником в двух сёлах Арзамасского уезда. В июне 1922 года овдовел. В 1924 году награждён митрой. После смерти жены священник Николай принял монашеский постриг под именем Сергия. 24 мая 1926 года пострижен в монашество, 25 мая того же года хиротонисан в Нижнем Новгороде во епископа Челябинского и Миасского. 6 июня 1927 года был арестован, осуждён постановлением Особого совещания ОГПУ к трёхлетней ссылке в город Ирбит. С 6 июня 1930 года после отбытия ссылки был отправлен на поселение в Шадринск, епископской кафедры не имел. 27 января 1933 года был вновь арестован по делу о контрреволюционной монархической организации в Челябинском районе Уральской области «Союз спасения России». 11 августа 1933 года следствие прекращено за недоказанностью.
Епископ_Сергий_(Васильков)._Следственное_фото (700x372, 136Kb)
Епископ Сергий (Васильков). Фото из уголовного дела, 1933 год.
10 октября 1933 года назначен на Томскую кафедру. 9 июля 1934 года по предложению митрополита Сергия (Страгородского) за многолетнее церковное служение возведён в сан архиепископа. 8 мая 1935 года назначен архиепископом Новосибирским. 17 марта 1936 года награждён крестом на клобук. Последнее богослужение совершил 2 мая 1937 года на Пасху. 3 мая участвовал в погребении своего предшественника на новосибирской кафедре митрополита Никифора (Асташевского). В ночь с 4 на 5 мая архиепископ Сергий вместе с рядом духовенства и мирян был арестован. Ему было предъявлено обвинение в руководстве церковно-монархическим контрреволюционным центром, организации диверсий и повстанческих групп, контрреволюционной агитации. 25 июняили 25 июля 1937 года приговорён к расстрелу Тройкой УНКВД по Запсибкраю по статьям 58-2, 58-6, 58-11 УК РСФСР. Архиепископ Сергий расстрелян 29 июля 1937 года в городе Новосибирске Западно-Сибирского края, ныне — административный центр Новосибирской области. Вместе с ним были казнены архимандрит Сергий (Скрипальщиков) — настоятель Никольского храма с. Новолуговое Новосибирского района, Щукин Тихон Акимович — счетовод Вознесенской церкви Новосибирска и другие. 7 февраля 1958 года реабилитирован Военным трибуналом Сибирского военного округа. Награды: Митра, 1924 год; Крест на клобук, 17 марта 1936 года. Семья: Жена Людмила (в девичестве Доманская), дочь Софья, сыновья. Литература: "Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия", страницы 24, 76; "Именной список ректоров и инспекторов духовных академий и семинарий на 1917 год", страница 95; "Журнал Московской Патриархии" 1934, № 22, страница 4; "Послужной список епископа Челябинского Сергия (Васильева), от 14 ноября 193 года; ФМП № 59, страница 9; ФПС I № 229, страница. 9; ФПС II страница 5; ФПС IV страница 7; ФПС V № 169; ФАМ I, № 237, страница 19; Regel'son Tragedija Russkoj Cerkvi 1917 (1945. Paris 1977. (Лев Регельсон. Трагедия русской Церкви, Париж, 1977, страница 544: 1927 арестован; страница 556: 1937 арестован.)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 22 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»