1882
Абуталиб Гафурович Гафуров (лакское имя — Гъапуров, АбутӀалиб)
лакский советский поэт. Народный поэт Дагестанской АССР ( 1939). Родился в ауле Шуни, Казикумухский округ, Дагестанская область, Российская империя, в семье многодетного крестьянина. Приобщаться к труду Абуталиб стал с восьми лет — пас телят состоятельных односельчан.В одиннадцать лет он был отдан на обучение к кузнецу-лудилыцику в селение Кумух. Овладев мастерством, он вместе с хозяином-мастером отправляется на отхожий промысел. Абуталиб побывал в Дербенте, Баку, Гяндже, Тбилиси, Астрахани, Царицыне (Волгограде) и выучился говорить по-кумыкски и по-азербайджански, по-грузински и сносно по-русски. Вернувшись в Дагестан восемнадцатилетним парнем, Абуталиб стал аульским чабаном. Смастерив себе камышовую свирельку-балабан, наигрывая на ней, стал сочинять незамысловатые песни. Позже научился играть на зурне, чонгуре и агач-кумузе. К тому периоду (1915-1916 гг.) и относится начало его творческой деятельности. Революционные события 1917 года Абуталиб Гафуров встретил, находясь на заработках в Карабудахкенте. В годы Гражданской войны он вступил в отряд красных партизан и участвовал в боях за установление Советской власти в Дагестане. В бою под Араканами он был ранен. Позже сражался под Манасом с турецкими оккупантами. В 1920-е годы несколько лет работал сезонным рабочим на рыбных промыслах, позже — кустарем-лудилыциком в Махачкале. В годы культсанштурма Абуталиб овладел грамотой и начал записывать свои стихи. С 1929 года А.Гафуров стал работать (по совместительству) музыкантом в национальном ансамбле Даградиокомитета.В начале 1930-х годов произошла встреча А.Гафурова с Э.Калиевым, которая предопределила его дальнейший творческий путь и открыла читателям его самобытное творчество. В 1932 году в альманахе «Шаги революции» впервые были опубликованы на родном языке его стихи: «Ленин», «Красная Армия», «Новый мир» и другие. Позже его стихи стали появляться на страницах областных газет на русском языке в переводе Э.Капиева и на языках народов Дагестана.В 1934 году Даггиз выпустил в свет первый сборник стихов А.Гафурова «Новый мир» на родном языке. Тогда же в школьных хресто¬матиях появились и первые его прозаические произведения — рассказы «Билал-База», «Старик» и другие.А.Гафуров — участник Первого Вседагестанского съезда писателей. Член Союза писателей СССР с 1937 года. В 1939 году ему при¬своено звание народного поэта Дагестана. В годы Великой Отечественной войны А.Гафуров работал на строительстве оборонительных сооружений на подступах к Дагестану. Военное командование высоко оценило самоотверженный труд поэта, представив его к награждению орденом Трудового Красного Знамени и Почетной грамотой Дагестанского государственного Комитета Обороны (ГКО). В 1942 году в Даггизе вышла в свет его книга стихов «За Родину!», а в следующем году — сборник стихов «Голос Дагестана».В послевоенные годы в дагестанских книжных издательствах выходят его книги стихов: «Победа», «Родные горы», «Светлый путь», «Счастливая жизнь», «Избранные произведения», «Достигнутое жела¬ние», «Избранное», «Медоносноя пчела», «Весеннее утро», «Хорошее слово», «Расцвет жизни», «Новая ступень», «Избранное и поэмы» и другие. Всего в дагестанских и московских издательствах в разные годы вы¬шло около тридцати книг А.Гафурова, из них шесть на русском языке. Им написаны поэмы «Садовод Абдулла», «Хадижат», «Солдаты гор», несколько рассказов, новелл, сказок в стихах для детей и книга «Рассказы о моей жизни». Стихи А.Гафурова переводились и публиковались на всех языках народов Дагестана, на многих языках народов СССР и ряда иностранных языков. В 1963 году в Дагестанском книжном издательстве вышел в свет однотомник «Избранные сочинения» на родном языке.А.Гафуров принимал активное участие в общественной жизни республики. С 1955 года он являлся депутатом Верховного Совета Дагестанской АССР шести созывов, членом его Президиума, делегатом второй Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве, членом Правления Союза писателей Дагестана. А.Гафуров был участником Вечеров дагестанского искусства и литературы в Москве (1950), Вечеров кавказской литературы в Тбилиси (1955), Декады искусства и литературы Дагестана в Москве и Вечеров дагестанской литературы в Чечено-Ингушетии (1960). В 1958 году Комитет по Государственным премиям Дагестанской АССР присудил поощрительную премию А.Гафурову за сборник «Стихи», изданный в 1958 году.В 1970 году ему присуждена республиканская премия имени С.Стальского 1969 года (за книгу стихов «Шаги жизни»).В 1974 году в Москве в издательстве «Современник» вышел сборник стихов А.Гафурова «Абуталиб сказал», переведенный на русский язык талантливым русским поэтом В.Солоухиным. Ушел из жизни 29 апреля 1975 года.
Награды: Орден Ленина — 4 мая 1960; Орден Октябрьской Революции — 1972; Орден Трудового Красного Знамени; Орден Трудового Красного Знамени; Медаль «За оборону Кавказа» ; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».
Образ мудрого поэта увековечен Р.Гамзатовым в книге «Мой Дагестан». Его именем названа одна из улиц в Махачкале, в начале которой установлена мемориальная доска.

Бюст поэта установлен в центральном сквере города Махачкалы.
Имя Абуталиба золотыми буквами вписано в историю дагестанской литературы. Его творчество и поныне светит, как солнце. Его жизнь — пример человеческого достоинства и чести.
Он был истинным сыном своего народа, знал жизнь из самых ее глубин и устоев. Он – свидетель и участник своего века, честно отражал всё, что происходило в жизни, и в этом видел предназначение истинного поэта.
Он был не только поэтом, но и ярким выразителем народной мудрости, совести, высокой духовности. «Абуталиб сказал…» — так цитировал поэта–мудреца Расул Гамзатов в своей книге «Мой Дагестан». Вот отрывок из неё.
«Абуталиб вдруг спросил:
- Нельзя ли, Расул, провести мне телефон?
- Зачем тебе телефон, если ты отказываешься даже от письменного стола и кровати?
- По телефону я буду играть на своей зурне. Иногда Николаю Тихонову в Москву, иногда председателю нашего колхоза. Должен же председатель знать, что я еще жив, что моя зурна поет все те же самые песни. Послушав мою зурну по телефону, председатель поймет, что в моей городской квартире живут звуки и запахи наших гор.
- Полно, Абуталиб, твои мелодии, напоенные ароматами гор, и без телефона долетают и до Москвы, и до родного аула, и до всех дагестанских аулов. Они летят выше гор — во все стороны белого света».
Абуталиб Гафуров славился неиссякаемым оптимизмом, при каждом удобном случае бросал веселые шутки, и даже в письме, адресованном издательству, он остался верен себе: «Уважаемое издательство Дагестана! Я – ваш народный поэт, член Президиума Верховного Совета Дагестана. Персональный пенсионер. В этом году мне исполнится 85 лет.
Я знаю, что если со мной стрясется беда и я умру, вы примете решение выпустить в свет мой двухтомник. Я прошу вас издать одну мою книгу сейчас, пока я жив, вместо тех двух томов, которые вы собираетесь издавать после моей смерти. С приветом, Абуталиб».
А.Гафуров в стихах выражал свои сокровенные мысли, самые яркие озарения и болезненные сомнения. Многое из его наследия переведено на языки народов Дагестана, России и зарубежья.
Притча об Абуталибе и Хатимат.
Абуталиб сначала пас овец. Потом он стал лудильщиком, но свою пастушью свирель носил с собой и в свободные минуты на ней играл.
Ремесло водило его из одного аула в другой, и вот однажды к Абуталибу подошла с худым кувшином девушка по имени Хатимат.
Долго чинил Абуталиб этот кувшин. То он откладывал его в сторону и начинал играть на свирели, то начинал рассказывать Хатимат разные были и небылицы.
Хатимат торопила лудильщика и наконец рассердилась. Абуталиб вынужден был вернуть ей кувшин. Кувшин весь сиял, как новый, так постарался мастер. Однако не успела девушка набрать в кувшин воды, как он потек.
Рассерженная, чуть не плача от обиды, она снова пришла в Абуталибу.
- Сколько времени ты чинил мой кувшин, а он течет сильнее прежнего.
- Зачем ты сердишься, Хатимат, я ведь нарочно оставил дырочку, чтобы ты пришла ко мне еще раз и чтобы я мог посмотреть на тебя. Еще больше рассердилась девушка и ушла навсегда.
Абуталиб сильно тосковал. Любовь его к Хатимат разгоралась все сильнее. И все крепче становилась тоска. И Абуталиб написал песню, в которой воспел Хатимат и свою любовь к ней.
Не тому дивлюсь теперь,
...Что без памяти влюблен,
...Красотой твоей, поверь,
...Я сильнее поражен.
...С той поры, когда тебя
...Я увидел первый раз,
...Не могу, не в силах я
...Отвести влюбленных глаз.
...Чтобы ты могла понять,
...Какова твоя краса,
...Должен я тебе отдать
...Хоть на миг твои глаза.
Потом он написал вторую песню, потом десятую, а потом из лудильщика превратился в знаменитого поэта. А Хатимат вышла замуж за горца по имени Гаджи. А потом разошлась с ним и вышла замуж за Мусу. Однажды, когда уже знаменитый поэт Абуталиб шел через базар, его окликнули:
- Эй, Абуталиб, не починишь ли кувшин?
Поэт оглянулся и видит Хатимат, старую и сгорбленную.
- Наверно, ты зазнался Абуталиб. Еще бы! И депутат, и орден на груди. Видно, забыл ты свою лудильную мастерскую? А ведь если разобраться, то я, сделала тебя поэтом. Не принеси я тогда чинить кувшин, так бы и сидел бы до сих пор лудильщиком на базаре.
- Если на самом деле столько велика твоя власть, о Хатимат, если на самом деле ты умеешь делать из людей поэтов, то почему же ты не сделала поэтом своего первого мужа – Гаджи? Да и песен твоего второго мужа Мусы пока не слышно…
Абуталиб уже ушел, а Хатимат все еще стояла с открытым ртом, не зная, что ответить. И только накрапывающий дождь привел ее в чувство. Да, никто не властен сделать человека поэтом, если он сам не станет им.
Сам Абуталиб говорил, что когда явится к нему смерть, то этой «старушке» он отдаст свое бренное тело, но ни в коем случае не отдаст своей любви.
Абуталиб также говорил, что смерти он отдаст свое тело, но сердце он оставит своему народу, чтобы горело оно, как яркий факел. Его слова сбылись. Имя Абуталиба светит в Дагестане, как яркий факел, к которому люди идут, чтобы еще раз услышать: «Абуталиб сказал…».
Много рассказов, притч, а может и легенд существует об Абуталибе. На дверях Союза писателей Дагестана однажды появилось грозное объявление: «Без глубокой теоретической подготовки не имеешь права входить в эту дверь» Абуталиб шел по какому-то делу в Союз писателей, но, увидев это предупреждение, повернул обратно.
Абуталиб сказал: шляпу-то он купил, как у Льва Толстого, такую же голову где бы ему купить?

В 1982 году в СССР выпущен маркированный почтовый конверт с портретом А.Гафурова (сигиллатия).
Литература: Назаревич А.Ф. Народный поэт Дагестана Абуталиб Гафуров. Махачкала, 1953; Халилов Х.М. Абуталиб Гафуров, Махачкала, 1958
1882
Фрэдерик Э.Гемейдж (Frederick E.Gamage)
американский шахматный композитор. Родился в Вестборо (штат Массачусеттс). Умер в Саюз Хансоне (штат Массачусеттс) 24 декабря 1956 года.
1882
Гарольд Годфри Лоу (Harold Godfrey Lowe)
офицер торгового флота Великобритании. Наиболее известен как пятый офицер «Титаника». Гарольд Лоу родился в Лленросе, Карнарвоншир, Северный Уэльс, в семье Джорджа и Генриетты Лоу. Отец был валлийцем, мать — англичанкой. Гарольд был третьим из восьми детей. Амбициозный отец решил отдать Гарольда на обучение к успешному бизнесмену из Ливерпуля, но Гарольд был полон решимости выйти в море. В 14 лет он бежал из своего дома в Бармоуте, где посещал школу, и поступил на службу в торговый флот, работающий вдоль побережья Западной Африки. Лоу начал как юнга на борту прибрежной шхуны. В 1906 году он прошёл сертификацию и получил сертификат второго помощника, потом, в 1908 году, он стал первым помощником. К тому времени он начал работать с компанией «Уайт Стар Лайн», в 1911 году получил сертификат капитана и, по его собственным словам, «надо получать опыт работы на небольших парусниках, далее переходя к более крупным кораблям». Он служил в качестве третьего офицера на кораблях «Уайт Стар», «Belgic» и «Tropic», затем был переведён на Титаник в 1912 году в качестве пятого офицера. Несмотря на годы, проведённые в море, на Титанике он должен был сделать свой первый трансатлантический переход.
На борту «Титаника»
26 марта 1912 года Лоу сообщили, что он будет в первом рейсе «Титаника». 10 апреля он участвовал в спуске двух шлюпок с правого борта, чтобы убедить Совет по торговле, что на Титанике соблюдается техника безопасности. Когда в полдень «Титаник» отплыл из Саутгемптона Лоу находился на капитанском мостике и по телефону отправлял различные сообщения по кораблю.
Крушение
14 апреля 1912 года, в ночь крушения, Лоу в 20:00 передал вахту коллеге, шестому помощнику капитана Джеймсу Муди. Лоу давно спал в своей каюте, когда лайнер столкнулся с айсбергом в 23:40. От столкновения он не проснулся, его удалось разбудить только через полчаса: «Мы, офицеры, не можем долго спать. Когда мы спим — мы мертвы». Когда Лоу проснулся и понял ситуацию, он сразу же оделся, взял револьвер и приступил к своим обязанностям. Третий офицер Герберт Питман обвинил Лоу в излишней перезагруженности шлюпки номер 5. Во время её спуска офицер Лоу накричал на директора-распорядителя «Уайт Стар» Джозефа Брюса Исмея, который маниакально торопил его. «Пошёл к чёрту! Я пытаюсь спустить шлюпку, не утопив её!» — крикнул Лоу своему работодателю.
Около 1:30 ночи Лоу разговаривал с шестым помощником Муди. Хотя спускали спасательные шлюпки номер 14 и 16 по левому борту корабля, оба офицера считали, что в них должен быть кто-то из офицеров. Муди настаивал, что Лоу должен находиться в шлюпке номер 14, а он в 16. К моменту спуска шлюпки дифферент судна уже явно указывал на то, что пароход затонет. При спуске шлюпки Лоу выстрелил три раза из револьвера, чтобы не допустить проникновения в неё мужчин.
После спуска Лоу приказал шлюпке отплыть на 140 метров от «Титаника». Когда в 2:20 ночи судно затонуло, Лоу приказал собрать несколько шлюпок вместе. Он хотел вернуться, чтобы подобрать выживших, но опасался, что паникующие пассажиры затопят их. Лоу перераспределил выживших по шлюпкам, таким образом освободив одну из них. Однако никто из пассажиров и членов команды не хотел возвратиться обратно. Неохотно он ждал, пока крики затихнут. Когда он вернулся, чтобы подобрать выживших, то смог спасти только четверых человек, один из которых скончался позже в ту ночь. Шлюпка Лоу была единственной вернувшейся за оставшимися в живых людьми. После этого на лодке были установлены паруса (Лоу единственный использовал паруса в ту ночь); благодаря ветру он успел спасти уцелевших со складной шлюпки А и взял на буксир складную шлюпку D. Лоу и его флотилия были подобраны утром «Карпатией». На фотографии, сделанной одним из пассажиров Карпатии, ясно видно, что Лоу стоит у руля шлюпки номер 14. Он оставался в шлюпке до тех пор, пока не удостоверился, что мачта и паруса правильно уложены.
Допрос
Выжившие пассажиры «Титаника» прибыли на пирс 54 в Нью-Йорке 18 апреля. Лоу вскоре был вызван американской следственной комиссией для дачи показаний. 2 мая он сел на «Адриатик» и отправился в Англию, для дачи показаний британской следственной комиссии. Показания Лоу на американском сенатском расследовании назвали «легкомысленными», когда на вопрос из чего состоял айсберг, он ответил: «Сэр, я полагаю, что изо льда». Лоу также попал под шквал критики за расистские замечания. Он дважды извинялся за то, что использовал синоним «трус» для слова «итальянец».
Последующие годы и смерть
Когда Лоу вернулся в родной Бармут, 1300 человек приняли участие в приёме, устроенном в его честь. Ему были вручены памятные золотые часы с надписью «Презент Гарольду Годфри Лоу, пятому офицеру «Титаника», от его друзей в Бармуте и других странах, в знак признательности и высокой оценки его доблестной службы во время крушения «Титаника» 15 апреля 1912 года». В сентябре 1913 года Гарольд Лоу женился на Эллен Марион Уайтхауз, у которой потом родилось двое детей, Флоренс Жозефина и Гарольд Уилльям. Он служил в Королевском военно-морском флоте во время Первой мировой войны, достиг ранга коммандера (капитана II ранга), и, выйдя на пенсию, переехал с семьёй в Дедженву. Он умер в посёлке Дедженву, Конуи, Северный Уэльс, от гипертонии 12 мая 1944 года и был похоронен в Рос-он-Си, Северный Уэльс.
В культуре
В телефильме 1996 года «Титаник» офицера Лоу сыграл Каван Смит. В фильме 1997 года «Титаник» офицера Лоу сыграл валлийский актёр Йоан Гриффит. В фильме Лоу спас главную героиню Роуз. В 2004 году меню первого класса «Титаника,» посланное Лоу своей невесте мисс Уайтхауз во время остановки в Ирландии, было продано на аукционе за 51 000 фунтов стерлингов.
1883
Роман Петрович Кумов
русский писатель-прозаик, драматург, журналист. Родился в станице Казанская, Область Войска Донского, Российская империя, в семье донских казаков. Отец — отставной генерал, почетный мировой судья, действительный статский советник. По состоянию здоровья Кумов был освобожден от воинской службы. Образование получил в Усть-Медведицком духовном училище (1894—1899), затем Новочеркасской духовной семинарии (1899—1905). Затем продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета, который окончил в 1910 г. кандидатом прав. Еще в младших классах семинарии Кумов начал печататься в донских газетах и петербургских религиозно-философских ежемесячниках. После окончания университета полностью посвятил себя литературе, переехал на Дон и жил, в основном, в станице Усть-Медведицкой (теперь г. Серафимович). Периодически посещал Петербург и Москву, сотрудничал с журналами «Летопись», «Исторический Вестник», «Путь», «Мир», «Нива». Пьесы автора с большим успехом ставились в столичных театрах. Драма Кумова «Конец рода Коростомысловых» (1916), за которую он был награждён первой премией на литературном конкурсе имени А.Островского, с успехом поставлена в 1917 на сценах Петрограда и Москвы. С 1904 по 1916 гг., постоянный автор православного журнала «Отдых христианина», в котором опубликовал около 100 своих произведений. Часть из них вошла в его сборник рассказов «Бессмертники» (Санкт-Петербург, 1909), тепло встреченный церковной общественностью. В произведениях Р.П.Кумова задушевно изображены образы духовенства. Прозаик много трудился над составлением книг для чтения в православной семье. Получили также известность созданные им житийные тексты. Во время первой мировой войны (1914—1915) был мобилизован и служил на фронте санитаром. Октябрьскую революцию Кумов не принял и уехал на родной Дон. Все месяцы войны, начиная с января 1918 года, когда власть в его родной ст. Усть-Медведицкой захватили отряды большевиков во главе с войсковым старшиной Филиппом Мироновым, Кумов оставался на Дону, под пулями уходя в Новочеркасск, если станицу вновь захватывали красные. Здесь обратился к казачьим темам. Активно сотрудничал в белогвардейской прессе, печатался в усть-медведицких и новочеркасских газетах («Север Дона») и в еженедельнике «Донская волна», издававшемся его близким другом Виктором Севским, погибшим в застенках ростовского ЧК в конце 1919 года. К 25-летнему юбилею литературной деятельности писателя Ф.Д.Крюкова с которым Кумов близко сошелся в 1917—1918 году, опубликовал пьесу из казачьего быта: «Уж ты сад, ты мой сад, сад — зеленый виноград». Ряд произведений был написан Р.П.Кумовым в период Гражданской войны на Дону : «Наказ», «В черном море земли» (из романа «Терновая гора»), «Малый огонь» (эпизод из гражданской войны на Дону 1918 года), «Господня земля (Усы жизни)», «Стихотворение в прозе» (посвящено памяти первых усть-медведицких повстанцев) и др. Умер от тифа в городе Новочеркасск 20 февраля 1919 гоода, и был погребен в Новочеркасске с казачьими воинскими почестями, как национальный писатель Дона. Войсковой Круг тогда воздал надлежащие почести талантливому писателю, который морально и духовно поддерживал восставших против большевиков земляков. Получил прижизненное признание — почти все написанное донским прозаиком увидело свет еще до его кончины. Были изданы четыре тома его пьес, очерков и рассказов, а книга «В Татьянину ночь» выдержала 5 изданий.
Сочинения: Бессмертники. Санкт-Петербург, 1909; В Татьянину ночь. Санкт-Петербург, 1913; В гостях у батюшки; Отец Георгий; Очерки и рассказы. 2-е издание. Петроград, 1915; Лиза. Москва, 1916; Конец рода Коростомысловых. Петроград, 1916; Малаша с Перекопских гор // Летопись. 1917. Книги 7—8; Уж ты сад, ты мой сад, сад — зеленый виноград; Игумен Иосаф; Степной батюшка. Неизданными остались подготовленные Кумовым к печати тома рассказов «Малаша с Перекопских гор», «Ясмень-трава», ряд пьес и роман «Пирамида» («Святая гора») о гражданской войне на Дону, закопанный писателем в ст. Усть-Медведицкой накануне захвата её красными.
1883
Жан Ипполит Маршан (французское имя — Jean Hippolyte Marchand)
французский живописец, художник-монументалист, работавший в первой половине XX века. Французский живописец-пейзажист, автор фигурных композиций и натюрмортов; также гравёр, иллюстратор и дизайнер, Жан Ипполит Маршан родился в городе Париж, Франция. Он прошёл основательную школу в парижской École des Beaux-Arts в 1902—1906 годах в мастерской Леона Бонна. В те годы ему приходилось зарабатывать на жизнь проектированием ювелирных изделий, эскизами для текстиля, работой в других видах декоративно-прикладного искусства.

У ручья / La Source, 1911. Холст, масло 162 x 130 см
Ранние работы Жана Маршана содержали дух радикального экспериментаторства. В 1912 году он выставляет живописные работы, написанные в кубистской, отчасти в футуристской манере. Но со временем живопись Маршана развивается (не теряя при этом динамизма, энергии) в сторону большего жизнеподобия. Определённые параллели можно провести с творчеством группы итальянских метафизиков и немецких представителей Новой вещественности. Жан Маршан регулярно участвует в Салоне Независимых и в Осеннем салоне (с 1908 года); а также в программной выставке группы «Section d’Or» 1912 года. Когда некоторые из его работ были показаны на общей экспозиции в галерее Карфакс в 1915 году в Лондоне, критик Клайв Белл (1881—1964) писал:
«Никто из ныне живущих художников не озабочен в такой мере как Маршан процессом создания формы; никто не придаёт цветам и формам такой эмоциональной выразительности, как он.» — A Dictionary of Modern and Contemporary Art
Британский промышленник Сэмуэл Курто (1876−1947), основатель института искусств в Лондоне, приобрёл в свою коллекцию несколько работ Жана Маршана.

Вид Москвы / Vue de Moscou, 1911. Холст, масло 83,8 × 111.8 см
Первая персональная выставка Жана Маршана прошла в той же лондонской галерее Carfax в 1919 году. Впоследствии он регулярно выставлялся как в Париже, так и за границами Франции. В конце 1920-х он предпринял продолжительную поездку на Ближний Восток, в ходе которой он создал фреску в частных апартаментах в Бейруте. Помимо картин Маршан создал множество графических работ, в том числе мастерски исполненных портретов углём, сангиной и мелом. Кроме того, Жан Маршан, как и его жена, Софья, много работал над книжными иллюстрациями в технике литографии и ксилографии.
Личная жизнь
Жан Ипполит Маршан был женат на художнице Софии Филипповне Левицкой, происходившей с западно-украинского Подолья. Они познакомились во время обучения в парижской Высшей школе изящных искусств. Окончив курс, художник обосновался в Париже вместе с Софией Левицкой. С середины 20-х годов каждое лето Маршан с Левицкой отправлялся на юг Франции (современные регионы Окситания и Прованс — Альпы — Лазурный Берег). Здесь они работали над портретами, писали виды Прованса. В связи с ухудшением ситуации в Киеве в конце 1920-х годов, родственники Софии решают отправить к матери во Францию её больную дочь Ольгу. Приезд Ольги разрушил отношения между Левицкой и Маршаном. И однажды Жан Маршан просто оставил их обеих.Умер Жан Ипполит Маршан в родном городе в 1940 году.
«София Филипповна Левицкая (Софія Пилипівна Левицька), Sonia Lewitska (французское имя —Sophie Lewitska; 1880 — 1937 ) родилась на Подолье, в Российской империи. Семья была культурной; среди родственников Софии были доктора, писатели, дипломаты. Однако личная жизнь Софии Левицкой была несчастливой: от раннего брака с украинским врачом (страдающим алкоголизмом) у Софии родилась психически больная дочь Ольга (Лусия) Маниловская. Молодая мать вынуждена вернуться с ребёнком в Киевский дом к родителям. В 1905 году, с согласия родителей София оставляет дочь и отправляется в Париж, где записывается в ту же Эколь де Бозар, которую с 1902 года посещает Жан Маршан. Уже через год её успехи в искусстве столь ощутимы, что она получает разрешение копировать в Лувре картины Делакруа, Фрагонара и Пюви де Шаванна. София Левицкая быстро эволюционировала от фовизма и кубизма к постимпрессионизму. Она выставлялась в парижском «Салоне Независимых» и Осеннем салоне (с 1910 года она — постоянный член этого Салона), на выставке 1912 года группы Section d'Or. Энтузиаст модернистского искусства, французский поэт и критик Гийом Аполлинер похвалил её «Белого единорога в райском саду». К началу 1930-х годов, после разрыва с мужем, у Софии Левицкой проявляются признаки психического расстройства. В 1937 году она умерла». — Т.Балда
Жан Маршан. Озеро, 1910
Картина «Озеро» (1910) :
Полотно 1910 года Озеро (холст, масло; 56.5 x 67 см) хранится в Национальных галереях Шотландии в Эдинбурге. Чувственная, скульптурная передача форм прибрежных скал и крон деревьев, как и геометрически выверенная дуга дальней кромки озера, свидетельствует о влиянии пейзажей Сезанна, написанных тем в 1880-х годах на побережье Средиземного моря в Эстаке.
Музейные собрания: Произведения Жана Ипполита Маршана хранятся в таких известных общественных коллекциях, как: Галерея Альбертина (Вена); Музей современного искусства (Париж); Королевские музеи изящных искусств (Брюссель); Галерея Тейт (Лондон); Бруклинский музей (Нью-Йорк).
Литература: Chilvers, Ian; Glaves-Smit, John. A Dictionary of Modern and Contemporary Art. — 2 edition. — Oxford University Press, 2009. — С. 439. — 776 с. — ISBN 0199239657; Marchand, Jean Hippolyte. Retrospective exhibition of paintings, watercolors and drawings by Jean Marchand, 1882-1941 : (exhibition) Oct. 22-Nov. 9, 1968. — Selected Artists Galleries, 1968; Selected paintings by Jean Marchand (1882—1941) Exhibition : May—June 1960. — London: Crane Kalman Gallery, 1960; René-Jean (1879—1951) Jean Marchand et son Oeuvre. — Paris: G. Gallimard, 1920. — (Les peintres illustrés, No. 6); René-Jean. Jean Marchand : 26 reproductions de peintures et dessins, précédées d'une étude critique. — Paris: Nouvelle Revue Française, 1920. — (Les Peintres Français Nouveaux, 6); Roussier, François. Sonia Lewitska: 1874-1937 : exposition 28 octobre - 31 décembre 2006. — Voiron: Musée Mainssieux, 2006. — 90 страниц.
[488x700]
1883
Николай Андреевич Стоянов
болгарский ботаник, академик Болгарской Академии Наук (1938). Член Болгарской коммунистической партии с 1946. Родился в городе Гродно, Российская империя. С 1903 года учился в Киевском политехническом институте, в 1906 году интернирован за революционную деятельность, в 1909 году бежал в Болгарию. В 1911 окончил Софийский университет. В 1911 - 1912 стажировался по ботанике в Германии, Англии и Австрии. В 1913 - 1951 работал в Софийском университете (с 1922 - заведующий кафедрой земледельческой ботаники, с 1930 - профессор систематики и фитогеографии, в 1931 - 1932 - декан агрономического факультета, в 1936 - заведующий кафедрой систематики растений). В 1951 - 1962 - директор Ботанического института Болгарской Академии Наук, одновременно в 1951 - 1956 - секретарь Отделения биологических и медицинских наук, в 1956 - 1959 - главный ученый секретарь Болгарской Академии Наук. Основные научные исследования посвящены систематике высших растений и ботанической географии Болгарии и смежных стран, а также истории растительного покрова Балканского полуострова. Флористические исследования проводил на основе геологических, климатических, эдафическнх и других факторов. Описал около 400 новых таксонов. Занимался вопросами акклиматизации растений. Разделил территорию Болгарии на семь фитоклиматическнх районов и дал их экологическую характеристику. Изучал растительные ресурсы страны и использование их в народном хозяйстве. Установил основные типы луговой и пастбищной растительности в целях кормопроизводства. совместно с Б.П.Стефановым опубликовал первые в Болгарии работы по палеоботанике страны. Автор наименований ряда ботанических таксонов. В ботанической (бинарной) номенклатуре эти названия дополняются сокращением «Stoj.». Один из авторов капитального труда «Флора Болгарии» (3-е издание 1948). Награжден орденом Георгия Димитрова. Димитровская премия (1950). Скончался Николай Андреев Стоянов в городе София, Болгария, 9 октября 1968 года.
Некоторые научные работы: Stojanov, N. Les Graminées de la Bulgarie. — Sophia, 1921. — 118 p.; Stojanov, N.; Stefanov, B. Liste des plantes, croissant spontanément en Bulgarie. — Sophia, 1921. — 244 p.; Stojanov, N.; Stefanov, B. Flore de la Bulgarie. — Sophia, 1924—1925. — 2 vols. — 1367 p.
Некоторые виды растений, названные в честь Н.Стоянова: Alkanna stojanovii Kožuharov, 1989; Crepis stojanovii T.Georgiev, 1926; Ranunculus stojanovii Delip., 1971; Thymus stojanovii Degen, 1925; Viola stojanowii W.Becker, 1924. Некоторые научные работы: Stojanov, N. Les Graminées de la Bulgarie. — Sophia, 1921. — 118 p; Stojanov, N.; Stefanov, B. Liste des plantes, croissant spontanément en Bulgarie. — Sophia, 1921. — 244 p; Stojanov, N.; Stefanov, B. Flore de la Bulgarie. — Sophia, 1924—1925. — 2 vols. — 1367 p.
Сочинения: Диви полезни растения в България, София, 1960 (совместно с Б.Китановым); Флора на България, 4-е издание, части 1—2, София, 1966—1967 (совместно с Б.Китановым и Б.Стефановым).
Литература: Китанов Б. и Велинова Л., Николай Стоянов. Биобиблиография, София, 1955; Стоянов Николай Андреев // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Stafleu, F.A.; Cowan, R.S. Taxonomic Literature. — Ed. 2. — Utrecht, Antwerpen, The Hague, Boston, 1986. — Vol. VI: Sti—Vuy. — P. 13—14. — 926 p. — ISBN 90-313-0714-9.
1884
Анфим (в миру — Никола С.Шивачев)
епископ Болгарской православной церкви, митрополит Ловчанский, богослов. Родился в селе Еникёй (ныне Пашаэнидже, ил Эдирне, Турция), близ города Узункёпрю в провинции Фракия Османской империи. Начальное образование получил в родном селении и городе Узункёпрю, в гимназии Петра Берона в Одрине (ныне Эдирне), и — в 1902—1908 годах — в Цареградской духовной семинарии. 27 декабря 1906 года принял монашеский постриг с именем Анфим и был рукоположён во иеродиакона. В 1908 году был рукоположён во иеромонаха и поступил на Богословский факультет Черновицкого университета в Австро-Венгрии, который окончил в 1912 году. Защитил докторскую диссертацию на тему «История аваров» (История на аварите) на историко-философском факультете того же университета в 1914 году. По возвращении в Болгарию с 1914 по 1915 год преподавал в Софийской духовной семинарии. В 1915 году был направлен в качестве протосинкелла в Струмицкую митрополию. Позже был назначен синодальным проповедником Врачанской епархии, в обязанности которого входило чтение проповедей в воскресные и праздничные дни в различных церквах епархии и наблюдение за проповеднической деятельностью епархиальных священнослужителей. В 1917 году был возведён в сан архимандрита и назначен духовником и преподавателем болгарской истории и немецкого языка в военном училище Софии. Занимал должности протосинкелла Софийской митрополии в 1918—1922 и 1928—1931 годах; настоятеля собора святого Александра Невского в Софии и болгарского железного храма Стефана Первомученика в Константинополе.
16 декабря 1926 года был назначен ректором духовного училища Бачковского монастыря. 19 июня 1931 года в храме-памятнике святого Александра Невского был хиротонисан в викарного епископа с титулом Траянопольский. С ноября 1931 года по август 1936 года — ректор Софийской духовной семинарии. С 16 августа 1936 года по 26 сентября 1937 года занимал должность Синодального инспектора и редактора журналов «Церковный вестник» и «Духовная культура». Автор ряда ценных исследований по церковной истории, член Болгарского археологического, Болгарского исторического и Славянского обществ; Фракийского научного института и др. 26 сентября 1937 года избран, а 14 ноября того же года — настолован митрополитом Ловчанским. Управлял епархией всего один год и три месяца, успев за это время объехать епархию, побывать во множестве затерянных деревушек и преподать Божие благословение всем. Был инициатором строительства нового кафедрального собора в Ловече. Скоропостижно скончался в городе София, Болгария, 4 марта 1939 года. Был погребён у алтаря кафедрального храма Святой Троицы в Ловече.
[466x700]
1884
Нестор (в миру — Николай Александрович Анисимов)
епископ Православной Российской Церкви; впоследствии РПЦЗ, затем РПЦ, митрополит Кировоградский и Николаевский. Миссионер на Камчатке. Родился в Вятке. Отец — Александр Александрович, военный чиновник, статский советник. Мать — Антонина Евлампиевна, дочь протоиерея. Окончил Казанское реальное училище, миссионерские курсы при Казанской духовной академии по калмыцко-монгольскому отделению. Был послушником Казанского Спасского монастыря. 30 апреля 1907 года пострижен в монашество, 19 мая 1907 года рукоположён во иеродиакона, 22 мая 1907 года — во иеромонаха. В мае 1907 года был назначен миссионером на Камчатку. В 1907—1909 годы проповедовал христианство камчадалам в Гижигинском уезде, кроме того, лечил и обучал грамоте местных жителей грамоте, прививал им навыки гигиены. Написал «Молитву на лов рыбы, на освящение рыбы, рыбных снастей и мрежей», утверждённую Святейшим Синодом в 1910 году. Ранее в этом регионе миссионерской деятельности практически не велось, школ для коренного населения не было, а само это население подвергалось эксплуатации со сторону русских и зарубежных торговцев. В этой ситуации иеромонах Нестор выдвинул проект создания Камчатского православного братства, которое должно было заняться материальным обеспечением миссионерской и просветительской деятельности в регионе. В начале 1910 года, получив благословение правящего архиерея, владыки Евсевия (Никольского), отправился в Санкт-Петербург, где его проект был негативно встречен обер-прокурором Святейшего Синода С.М.Лукьяновым. Проявив энергию и инициативу, смог заручиться поддержкой императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, а также депутатов Государственной думы. В результате Камчатское православное братство под официальным покровительством цесаревича Алексея Николаевича было открыто уже в сентябре 1910 года — с центром во Владивостоке и отделениями в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах. В 1910—1917 годы на средства братства на Камчатке были построены десятки учреждений: церкви, часовни, школы, приюты, больницы, лепрозорий и амбулатории. Деревянные здания строились во Владивостоке, а затем в разобранном виде сплавлялись на пароходах на Камчатку, где собирались. На братские средства была организована община сестёр милосердия. В Петропавловске при содействии братства были открыты второклассная учительская школа и высшее начальное училище. Изучил корякский и, отчасти, тунгусский языки, перевёл на корякский язык Божественную литургию, частично Евангелие, составил словарь и разговорные вопросы и ответы. На тунгусский язык перевёл молитву Господню «Отче наш», заповеди Моисея и заповеди Блаженства. Многие называли его «Апостолом Камчатки». В 1913 году возведён в сан игумена. В 1914—1915 годы находился на фронте Первой мировой войны в качестве священника лейб-гвардии Драгунского полка, организовал санитарный отряд «Первая помощь под огнем врага». Руководил отрядом на передовых позициях, сам вместе с отрядом оказывал помощь раненым, выносил их из огня, перевязывал, напутствовал и направлял в госпитали и лазареты. Во время одного из боёв участвовал в наступлении с крестом в руке под сильным огнём противника. Был награждён наперсным крестом на Георгиевской ленте, орденами Святого Владимира III степени с мечами, Святой Анны II и III степеней с мечами. С 1915 года — архимандрит, был отозван с фронта и продолжил свою миссию на Камчатке. В августе 1916 года император Николай II был утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении кафедры викарного епископа в Камчатской области и назначении архимандрита Нестора епископом Петропавловским, викарием Владивостокской епархии. 29 октября 1916 года архимандрит Нестор был рукоположён во Владивостоке во епископа Камчатского и Петропавловского. В 1917—1918 годах участвовал в работе Поместного собора Русской православной церкви. Во время боёв в Москве между большевиками и юнкерами оказывал помощь раненым на московских улицах. Написал брошюру «Расстрел Московского Кремля», содержавшую описание ущерба, нанесённого Кремлю вооружёнными красногвардейцами во время революционных событий 1917 года. В ночь на 1 марта 1918 года отрядом красноармейцев был арестован и заточён в Таганскую тюрьму. 2 марта Поместный собор в своей специальной резолюции выразил «глубочайшее негодование по случаю насилия над Церковью» и потребовал «немедленного освобождения Преосвященного узника». Поместный собор решил оповестить жителей Москвы об аресте владыки. Вечером 2 марта епископ Нестор был переведён из тюрьмы в Новоспасский монастырь под домашний арест. 25 марта владыка был освобождён полностью и принял участие в дальнейшей работе Поместного собора. В 1918 году покинул Москву, выехал в Петроград, а оттуда в Киев, где передал генералу Ф.А.Келлеру шейную икону Божией Матери «Державную» и просфору от Патриарха Тихона. Летом 1919 года прибыл в Омск, где неоднократно заявлял в интервью сибирским газетам о переданном им Верховному Правителю России адмиралу А.В.Колчаку и православным жителям Сибири «благословение Патриарха Тихона с призывом объединяться против большевиков и копию чудотворного образа Святителя Николая с кремлевских ворот». Активно поддерживал белое движение, выступал с проповедями в православных храмах Омска и других сибирских городов, призывая к «крестовому походу» против большевизма. В 1920 году эмигрировал в Китай, стал одним из видных деятелей русской эмиграции в Маньчжурии. В Харбине встречал тела алапаевских мучеников, вывозимых из России в Пекин. В 1921 году создал Камчатское подворье в Харбине, где организовал Дом милосердия и трудолюбия. В 1922 году ненадолго вернулся во Владивосток, участвовал в работе Приамурского Земского собора, но вскоре был вновь вынужден эмигрировать. Основал приюты для детей сирот русской и китайской национальностей, приют для старцев-хроников, слепых и больных калек, приют для юношей-наркоманов, приют глухонемых, дом для душевнобольных, школы, в которых учили различным прикладным искусствам: живописи-иконописи, рукоделия, шитья и кройки, ремесел: столярных, ткацких, сапожной мастерской; бесплатные столовые для бедноты, бесплатную амбулаторию, зубоврачебный кабинет в Доме милосердия. С 1933 года — архиепископ. Несколько раз совершал паломничества в Святую землю. Указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и при нём Патриаршего Священного Синода О Карловацкой группе от 22 июня 1934 года № 50 был, в числе прочих «карловацких» епископов запрещён в священнослужении. Был инициатором строительства в Харбине в 1936 году Часовни-памятника Императору Николаю II и югославскому королю Александру I. В 1938 году посетил Индию по приглашению главы местной яковитской церкви, насчитывавшей около шестисот тысяч человек и возводившей свою историю к одному из учеников Христа, апостолу Фоме. Вёл переговоры о присоединении этих христиан к Русской православной церкви за границей. Этот проект был согласован, однако не был реализован из-за начавшейся Второй мировой войны. Будучи на Цейлоне, взял под покровительству общину «независимых католиков», отделившихся от Ватикана из-за конфликта с иезуитами и намеревавшихся присоединиться к православию. В 1945 году приветствовал в Харбине Красную армию. В том же году перешёл в юрисдикцию Московского Патриархата был назначен управляющим вновь в его составе созданной Харбинской епархией. С 1946 года — митрополит Харбинский и Маньчжурский.
[700x488]
Нестор после ареста. Фотография НКВД. 1948 год.
В июне 1948 году арестован китайскими властями и отправлен в СССР. Был приговорён к 10 годам лишения свободы по обвинению в активной враждебной деятельности против Советского Союза (одним из пунктов обвинения стало написание брошюры «Расстрел Московского Кремля» за три десятилетия до ареста). В 1948—1956 годах находился в лагере в Мордовии. Освобождён в январе 1956 года. Из записи беседы председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР Георгия Карпова с Патриархом Алексием I 17 апреля 1956 года видно, что Патриарх имел намерение назначить его на освободившуюся накануне в связи со смертью Одесского архиепископа Никона (Петина) Одесскую кафедру, против чего возражал Карпов, рекомендовавший назначить туда Бориса (Вика). С 18 июля 1956 года — митрополит Новосибирский и Барнаульский. Выступал против закрытия храмов, несмотря на болезнь, много ездил по епархии, посещая отдалённые приходы. Принимал в епархию бывших узников лагерей, а также монашествующих, тайно постриженных в «катакомбной церкви». 8 сентября 1958 года освобождён от управления епархией с увольнением на покой (одновременно с архиепископом Венедиктом (Поляковым) и с одинаковой формулировкой − без указания «по прошению» или «по болезни»). Вскоре был возвращён к архиерейскому служению. С 9 декабря 1958 года — митрополит Кировоградский и Николаевский. Продолжал проявлять стойкость в отстаивании храмов, защите прав верующих. Переписывался с владыкой Афанасием (Сахаровым), своим другом, вместе с которым находился в мордовских лагерях. Умер в Москве 4 ноября 1962 года.
[463x700]
Могила митрополита Нестора в Переделкине
Труды: Православие в Сибири. Санкт-Петербург, 1910; Из жизни камчатского миссионера и записки из дневника иеромонаха Нестора. Санкт-Петербург, 1912; Расстрел Московского Кремля (27 октября — 3 ноября 1917 г.). Москва, 1917 (2-е издание. Токио, 1920); Моя Камчатка; Житие святителя Иннокентия. Харбин, 1931; Облик женщины при свете христианства. Шанхай, 1932 (2-е издание. Белград, 1933); Харбин — Маньчжурия. Белград, 1933; Житие святителя Арсения. Харбин, 1934; Старая Русь. Харбин, 1934; Египет, Рим, Бари. Шанхай, 1934; Очерки Дальнего Востока. Белград, 1934; Святая Земля. Харбин, 1935; Очерки Югославии. Харбин, 1935; Мои воспоминания: Материалы к биографии, письма. Москва, 1995; Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова). В 2 книгах. Москва, 2005.
Литература: Божией милостию архиерей Русской церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского / Автор-составитель Фомин С.В. — Москва: Правило веры, 2002; Фомин С.В Апостол Камчатки. Митрополит Нестор (Анисимов). — Москва: Форум, 2004; Караулов А.К. Митрополит Нестор. Камчатский миссионер. 1885-1962. — Петропавловск-Камчатский, 2000; Баконина С.Н. «Церковник а не политик…»: несколько замечаний о биографии митрополита Нестора (Анисимова) //Вестник церковной истории. 2008. № 1(9). Страницы 99-108.
1884
Князь Николай Павлович Ухтомский
адъютант Корниловского ударного полка, участник Белого движения, ротмистр. В эмиграции — протоиерей Русской православной церкви. Из потомственных дворян Казанской губернии. Сын свияжского уездного предводителя дворянства князя Павла Леонидовича Ухтомского (1861—1916) и жены его Александры Германовны Молоствовой. Окончил Санкт-Петербургский политехнический институт. Воинскую повинность отбывал в одном из гвардейских полков, был произведен в прапорщики запаса армейской кавалерии. С началом Первой мировой войны был призван в Текинский конный полк. Произведен в корнеты командующим 9-й армией (производство утверждено Высочайшим приказом от 8 января 1916 года), в поручики — 15 сентября 1916 года. Из наград имел орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 2 июля 1916). В 1917 году участвовал в формировании ударного отряда 8-й армии, в июне того же года был назначен его адъютантом. После укрупнения отряда — адъютант Корниловского ударного полка. С началом Гражданской войны в составе Корниловского полка присоединился к Добровольческой армии, участвовал в 1-м Кубанском походе в должности полкового адъютанта. Затем служил в Корниловской дивизии в составе Вооруженных сил Юга России и Русской армии вплоть до эвакуации Крыма.

Адъютант Ударного отряда 8-й армии поручик князь Ухтомский (крайний справа).
На 18 декабря 1920 года — в штабе Корниловского полка в Галлиполи, осенью 1925 года — в составе Корниловского полка в Болгарии, ротмистр. В эмиграции в Болгарии. Опубликовал ряд статей в журнале «Корниловец», выступал с докладами «Первый Кубанский поход» и «Возникновение Добровольческой армии, её творцы и первоначальные задачи армии» на торжественных собраниях в честь годовщин основания Добровольческой армии. Написал статью «История Корниловского ударного полка» (рукопись хранилась в Русском заграничном историческом архиве, затем в Государственном Архиве Российской Федерации. В 1929 году был рукоположен в священники. Был настоятелем храма-памятника на Шипке, затем в течение 25 лет — настоятелем церкви во имя Святого Великомученика Пантелеймона в Княжеве (София), основанной Союзом русских военных инвалидов. В 1937 году был возведен в протоиереи, в 1945 году перешел в юрисдикцию Московского патриархата. Скончался в городе София, БНР, ныне Болгария, 31 января 1960 года. Похоронен на русском инвалидном кладбище в Княжеве. Был женат на Марии Алексеевне Нейдгарт (1890—?), дочери члена Государственного совета А.Б.Нейдгардта. Дочь Антонина скончалась вскоре после рождения в Екатеринодаре.
Награды: Орден Святой Анны IV степени (Высочайший приказ 6 февраля 1916); Орден Святого Станислава III степени (Высочайший приказ 11 мая 1916); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 2 июля 1916).
Источники: Князь Н. Ухтомский Первый корниловец // Донская волна, № 25. — 2 декабря 1918. — Страница 3; Протоиерей Николай Ухтомский (Некролог) // Журнал Московской патриархии. 1960, № 4; Левитов М.Н. Материалы для истории Корниловского ударного полка. — Париж, 1974. — Страницы 41, 44; Казанское дворянство 1785—1917 гг. Генеалогический словарь. — Казань, 2001. — Страница 571; А.Н.Нарбут Род и потомки генералиссимуса А.В.Суворова. — Москва: Грааль, 2001. — Страница 60; Волков С.В. Русская армия на чужбине: Галлиполийская эпопея. — Москва : Центрполиграф, 2003. — Страница 443; История храма Святого Великомученика Пантелеимона в Княжево; Русское кладбище в Княжево. Альфавитный список имен похороненных.