[566x700]
1850
Артур Горинг Томас (Arthur Goring Thomas)
английский композитор. Родился в Рэттон Парке. Период становления провёл в Париже в, и французское влияние можно услышать в большинстве его произведений. В Лондоне обучался в Королевской Музыкальной Академии у Салливана и Прута, а затем и Бруха. Он сочинял изящные и элегантные оперы и хоровые произведения. Английские речитативы и некоторые арии из его опер Эсмеральда (Esmeralda, 1883) и Надежда (Nadeshda, 1885) содержат его лучшую музыку. Умер в Лондоне 20 марта 1892 года.
[468x700]
1851
Михаил Нилович Альбов
писатель, талантливый беллетрист. Родился в Санкт-Петербурге, в семье дьякона церкви почтового департамента, мать была полудворянского рода. Грамоте его обучила довольно рано тётка по матери Т.М.Башмакова, и он уже с малолетства пристрастился к чтению. Первая книга, произведшая сильное впечатление на восприимчивое воображение ребёнка, была «Робинзон Крузо», затем «Давид Копперфильд» и «Мертвые души». От природы мечтательный, Альбов рос в полном одиночестве, без детского общества и без матери (которой лишился когда ему было полтора года): всё это заставило его целиком уйти в мир созданных им фантазий. Отчасти сказывалась и наследственность: мать его была натура поэтическая, она любила музыку, писала стихи и была «не ко двору» в семье бедного дьякона. На одиннадцатом году жизни Альбов поступил во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию, где со II класса стал писать повести; первая была юмористическая, навеянная «Мертвыми душами» — «Растрепалкин». За ней последовало множество рассказов, где героями являлись испанцы и итальянцы, даже в подражание Монте-Кристо был написан роман «Английский матрос». В 13 лет Альбов написал рассказ в форме дневника «Записки подвального жильца» и отправил в «Петербургский листок», где его и приняли. С этих пор юный романист совсем забросил учёбу и из IV класса, просидев в нём три года, должен был выйти. К этому времени относится сочинение первой большой повести «На новую дорогу» (1866). В 1867 году Альбов опять поступил в гимназию, но уже в Пятую, по окончании которой в 1873 году перешёл в университет на юридический факультет, который и окончил в 1879 году. С лета 1877 года по весну 1878 года он пробыл в качестве брата милосердия в Дунайской армии. По окончании университета Альбов год пробыл на службе в Эстляндском акцизном управлении, с 1879 года посвятил себя исключительно литературному труду. С 1891 года по 1894 год был редактором беллетристического отдела и официальным редактором «Северного вестнике». В 1898 году состоял помощником редактора екатеринославской газеты «Приднепровский край». Кроме того, Альбов участвовал в «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Еженедельном обозрении», «Осколках» и др. Скончался в Санкт-Петербурге 24 июня 1911 года.

Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.
Творчество
Первым произведением Альбова, напечатанным в больших литературных журналах, был роман «Пшеницыны» в «Деле» в 1873 году. Многие рассказы Альбова появлялись отдельными изданиями, другие — собраны в «Повестях М.Н.Альбова» (изданные в Санкт-Петербурге в 1884 году (1-е издание) и в 1887 году (2-е издание)). Произведения Альбова печатались в «Петербургском листке», «Сыне Отечества», «Воскресном досуге» и др. Произведения Альбова делятся на две группы: одна часть рассказов видимо навеяна Достоевским. В них разбираются темы психологические, а часто и психиатрические («День итога», «Как горели дрова» и т. д.). Эти рассказы отличаются мрачным характером. В них сказывается влияние одинокой и грустной молодости автора. Почти все они относятся к раннему периоду творчества и потому носят более субъективный, рефлективный характер, чем последующие. Лучший рассказ этого направления — наиболее законченный, отделанный и типичный — «День итога» (напечанный в «Слове» в 1879 году). Герой его Глазков не лишён болезненной оригинальности. Сам автор прекрасно охарактеризовал его словами: «Ты — сочетание стремлений орла и сил Божьей коровки: так это есть, и переменить этого ты не можешь». В силу этого является раздвоенность личности, вечный самоанализ, парализующий всякое искреннее движение души, болезненно развито самолюбие и рисовка во всём. В Глазкове два человека: один живёт в действительности, другой с насмешкой контролирует его поступки. Отсюда вытекает неестественность, желание так или иначе обратить на себя внимание, Глазков даже лишить себя жизни не может просто: всё делается с разными вычурами: перед смертью он произносит речь, где говорит о высшем блаженстве поклониться самому себе. Он напоминает «Двойника» Достоевского и героя «Записок из подполья» своим возмутительным поведением с несчастными забитыми существами, искренно ему преданными. «Человек — деспот от природы, и любит быть мучителем», — говорит Глазков, подобно герою «Записок из подполья», который находил «жгучее наслажденье оскорблять». Вполне понятно, что люди этого типа остаются совершенно одиноки, тяготятся этим и жизнь становится для них настолько отвратительною и невыносимою, что насильственный исход неизбежен. Вторая группа рассказов Альбова носит совсем другой характер: это ряд жанровых картинок, тепло, искренно и талантливо написанных. Мрачный колорит почти совсем исчезает. На первый план выступает наблюдатель. Таковы: «Конец неведомой улицы», I часть «0 людях взыскующих града» («Воспитание Лёльки»), «Тоска», «Юбилей», «Рыбьи стоны» и др. «Ряса» представляет переходную ступень от первой группы рассказов ко второй. «Конец неведомой улицы» — целая хроника будничной жизни изображённого Альбовым уголка. Нужно иметь незаурядное дарование, чтобы из такого ничтожного материала создать такую занимательную вещь. Очень трогательно, с горячим чувством и поэтично изображён мир забитого ребёнка в «Воспитании Лёльки». В упрёк можно поставить Альбову только то, что он иногда запутывается в подробностях, желая слишком точно (протокольно) изобразить хорошо изученную им среду мелкого Санкт-Петербургского мещанства и духовенства. Остаётся пожалеть, что у Альбова, в силу условий личной жизни, узкий круг наблюдений. Из всего сказанного видно, что Альбов не является представителем какого-нибудь общественного течения, а занят изображением личной жизни, помыслов и чувств действующих лиц. Вот как отзывается о творчестве Альбова Арсеньев: «Если господин Альбов художник, иногда возвышающийся до поэзии, то ему, очевидно, незачем замыкать себя в какой-нибудь один уголок искусства; незачем, например, вырабатывать из себя исключительно жанриста. Пускай он по-прежнему переходит от психологического анализа к картинкам во фламандском вкусе, от изломанных болезненных фигур Лизаветы Аркадьевны или Глазкова к мирным обитателям неведомой улицы; пускай он оставляет для себя открытой дверь в область психиатрии — лишь бы только его произведения становились все более и более законченными и цельными, лишь бы только он не поддавался влиянию крайнего натурализма, не терял художественного чутья в слишком усердной заботе о точном воспроизведении действительности».
Литература: Альбов, Михаил Нилович // Большая энциклопедия под редакцией С.Н.Южакова: В 22 томах (20 тома и 2 дополнения). — Санкт-Петербург, 1900—1907; Альбов, Михаил Нилович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1851
Джон Мерл Коултер (John Merle Coulter)
американский ботаник, миколог, профессор естественных наук. Член Национальной академии наук США (1909). Джон Мерл Коултер родился в китайском порту Нинбо, уезд Иньсянь, Нинбоская управа, Чжэцзян, империя Цин, в котором после проигрыша Цинской империей Первой опиумной войны по условиям мирного договора было разрешено торговать иностранцам. В 1870 году он получил степень бакалавра в Hanover College. В 1874 году Коултер был назначен профессором естественных наук в Ганновере. В 1882 году он получил степень доктора философии в Индианском университете в Блумингтоне, а в 1891 году был назначен президентом Индианского университета в Блумингтоне. В 1893 году Джон Мерл Коултер был назначен президентом Lake Forest College, Иллинойс. В 1896 году он был назначен начальником отдела ботаники в Чикагском университете. В 1925 году Коултер переехал в Йонкерс, Нью-Йорк, чтобы помочь организовать новый Boyce Thompson Institute for Plant Research, в котором он был деканом и главным советником. Коултер внёс значительный вклад в ботанику, описав множество видов семенных растений. Джон Мерл Коултер умер в городе Йонкерс, Уэстчестер, штат Нью-Йорк, США, 23 декабря 1928 года.
Научная деятельность: Джон Мерл Коултер специализировался на семенных растениях и на микологии.
Публикации: Synopsis of the flora of Colorado /by Thomas C. Porter and John M. Coulter. Washington: Govt. print. off., March 20, 1874; Manual of the botany (Phaenogamia and Pteridophyta) of the Rocky mountain region, from New Mexico to the British boundary. By John M. Coulter. Ivison, Blakeman, Taylor, and company, 1885; Plant relations; a first book of botany. By John M. Coulter. New York,D. Appleton, 1900; Plant structures; a second book of botany, by John M. Coulter. New York,D. Appleton and company, 1900 (c 1899); Morphology of spermatophytes, by John M. Coulter and Charles J. Chamberlain. New York, D. Appleton and company, 1901; Morphology of angiosperms (Morphology of spermatophytes, Part II) by John Merle Coulter and Charles Joseph Chamberlain. New York, Appleton & Co., 1903; Plant studies; an elementary botany, by John M. Coulter. New York, D. Appleton, 1905; Plants: a text-book of botany / by John M. Coulter. New York: D. Appleton and Company, 1907; Morphology of gymnosperms. ChicagoUniversity of Chicago Press 1910; Elementary studies in botany, by John M. Coulter. Chicago,D. Appleton and Company (c 1913); Plant genetics / by J.M. Coulter and M.C. Coulter. Chicago: University of Chicago Press, 1918; Synopsis of North American pines, based upon leaf anatomy. I. In: Botanical Gazette. Volume 11, 1886, p. 256—262; Synopsis of North American pines, based upon leaf anatomy. II. In: Botanical Gazette. Volume 11, 1886, p. 302—309; Notes on Umbelliferae of E. United States. In: Botanical Gazette. Volume 12, 1887, p. 12—16, 60—63, 73—76, 102—104, 134—138, 157—160, 261—264, 291—295; Notes on Western Umbelliferae. In: Botanical Gazette. Volume 13, 1888, p. 77—81, 141—146, 208—211; Revision of North American Umbelliferae. Crawfordsville, Ind., Wabash College, 1888; A new genus of Umbelliferae. In: Botanical Gazette. Volume 15, 1890, p. 15—16; Notes on North American Umbelliferae II. In: Botanical Gazette. Volume 15, 1890, p. 259—261; Actinella (Hymenoxis) Texana, n. sp. In: Botanical Gazette. Volume 16, 1891, p. 27—28; New Genus of Umbelliferae. In: Botanical Gazette. Volume 19, 1894, p. 466.
Почести: Род растений Coulterella семейства Астровые и род растений Coulterophytum семейства Зонтичные были названы в его честь.
Литература: William Trelease: Biographical Memoir of John Merle Coulter. National Academy of Sciences, 1929, PDF
1851
Маргарита Савойская (итальянское имя — Margherita di Savoia)
королева Италии, жена (с 1868 года) одного короля (Умберто I) и мать другого (Виктора Эммануила III). В её честь была названа пицца «Маргарита» (по легенде, в 1889 году королева поучаствовала в разработке состава этого изделия).
Королева Италии
Принцесса Маргарита Савойская вышла замуж 21 апреля 1868 года за принца Умберто Савойского, ставшего в 1878 году королём Италии под именем Умберто I. Она стала королевой Италии. Была двоюродной сестрой своего мужа. Король Умберто был убит анархистом Гаэтано Бреши 29 июля 1900 года. Маргарита поддерживала связи со многими писателями и художниками, и основала учреждения культуры. Она была покровителем многих благотворительных организаций, особенно Красного Креста. В 1889 году в честь Маргариты была названа пицца с красными помидорами, зелёным базиликом и белым сыром. Умерла в городе Бордигера, Лигурия, 4 января 1926 года. Похоронена в Пантеоне в Риме. В честь Маргариты Савойской названы мост через Тибр и высший из пиков горы Стэнли. В 1940 г. в городе Бордигера, где она умерла, установлен памятник ей работы скульптора Итало Гризелли. Титулы: 20 ноября 1851 — 21 апреля 1868 Её Королевское Высочество Принцесса Маргарита Савойская; 21 апреля 1868 — 9 января 1878 Её Королевское Высочество Принцесса Пьемонтская; 9 января 1878 — 29 июля 1900 Её Величество" Королева Италии; 29 июля 1900 — 4 января 1926 Её Величество" Королева-мать Италии.
1853
Антонио Феликс Лосано Гонсалес (испанское имя — Antonio Félix Lozano González)
испанский композитор, органист, музыкальный педагог. Родился в Аренас-де-Сан-Педро. Начинал учиться музыке в Авиле у органиста Хуана Аррибаса, затем изучал композицию под руководством Косме де Бенито. В 1878—1883 гг. работал в Саламанке, а затем занял пост музыкального руководителя кафедрального Собора Богоматери в Сарагосе и находился в этой должности до конца жизни. В 1890 г. вместе со своим учеником Теодоро Бальо и рядом других музыкантов основал Сарагосскую консерваторию. Наиболее значительный труд Лосано — монография «Историко-критический очерк церковной и театральной музыки в Сарагосе» (испанское название — Memoria histórico-crítica de la Música Popular Religiosa y Dramática en Zaragoza; 1895), вышедшая с предисловием Фелипе Педреля и охватывавшая период с XVI века до настоящего времени. Кроме того, Лосано написал для консерватории учебники гармонии и сольфеджио, а также некоторое количество церковной музыки. Умер в Сарагосе 4 июня 1908 года.
[493x700]
1853
Оскар Потиорек (немецкое и словенское имя — Oskar Potiorek)
австро-венгерский полководец, фельдцейхмейстер (30 октября 1908 года). В 1911—1914 годах — австро-венгерский наместник Боснии и Герцеговины, участник Первой мировой войны. Родился в Блайбурге, Каринтия. Оскар Потиорек окончил Техническую военную академию в 1867 году и Академию Генерального штаба Австро-Венгрии. C 1879 года служил в Генштабе, в 1886 году стал работать в оперативном бюро, в 1892 году стал его шефом; с 1902 года заместитель начальника Генштаба. С 1898 года командовал 64-й пехотной бригадой. С 1907 года командир III армейского корпуса (Грац). С 1910 года инспектор армии, с 1911 года председатель земельного правительства Боснии и Герцеговины и инспектор армии со штабом в Сараево, наместник Боснии и Герцеговины. 28 июня 1914 года Потиорек был пассажиром в машине, которая везла эрцгерцога Франца Фердинанда, и присутствовал при убийстве эрцгерцога, причём впоследствии убийца Гаврило Принцип утверждал, что пуля, которой была убита супруга эрцгерцога София, предназначалась именно Потиореку. После убийства как наместник Боснии и Герцеговины санкционировал сербские погромы в Сараеве. С началом войны Потиорек был назначен главнокомандующим вооруженными силами на Балканах и командующим 6-й австро-венгерской армией. Потиорек показал себя некомпетентным полководцем и, несмотря на то, что имевшаяся в его распоряжении армия была сильнее сербской, не смог в короткий срок разгромить сербскую армию. Особенно тяжёлыми были для австрийцев поражения в битвах у горы Цер и Колубары. 27 декабря 1914 года Оскар Потиорек был уволен в отставку, на его место назначен эрцгерцог Евгений Австрийский. После войны Потиорек уехал в Австрию, где и прожил оставшиеся годы жизни. Умер в Клагенфурте 17 декабря 1933 года.
Награды: Кавалер рыцарского креста Австрийского ордена Леопольда; Командор Королевского венгерского ордена Святого Стефана.
Литература: Anton Kreuzer, Kärntner Biographische Skizzen, Klagenfurt, Kärntner Druck und Verlagsgesellschaft, 1995. ISBN 3-85391-128-5; H. P. Willmott, La prima guerra mondiale, Mondadori, 2006; Rudolf Jeřábek: Potiorek. General im Schatten von Sarajevo. Styria, Graz/ Köln 1991, ISBN 3-222-12067-6.
1854
Сергей Абрамович (Эдуардович) Варшер
историк литературы и педагог. Родился в Екатеринославе. В 1881 году окончил историко-филологический факультет Императорского Московского университета, был оставлен на кафедре истории всеобщей литературы и начал преподавать в различных учебных заведениях Москвы (в том числе в военном училище, 2-й женской гимназии). Его перу принадлежат статьи: «Литературный противник Шекспира» («Русская мысль». — 1886. — № 8), «День в английском театре времен Шекспира» («Русская мысль». — 1897. — № 10); «Драматурги современные Шекспиру» и «Школа Шекспира» («История всеобщей литературы» под редакцией В.Корша и А.Кирпичникова, выпуск XXI). Был женат на француженке Нине Депельнор. Дочь — Татьяна Сергеевна Варшер (Tatiana Warsher, 1880—1960), итальянский археолог, мемуаристка, журналист. Другая дочь, Нина Сергеевна Варшер, была замужем за видным статистиком и демографом Ф.Д.Маркузоном (1884—1957). Умер в Москве 21 марта 1889 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (6 участок).
Библиография: Варшер С.А. Английский театр времён Шекспира. — Москва: Издательство книжного магазина Гросман и Кнебель, 1896. — IV, 74 страницы: портрет — (Вопросы науки, искусства, литературы и жизни; № 1).
Источники: Варшер, Сергей Абрамович // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — Санкт-Петербург, 1908—1913; Варшер, Сергей Абрамович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
[667x700]
1854
Эрнест Львович (Леопольдович) Радлов
русский историк философии, переводчик. Родился в Санкт-Петербурге. По окончании 6-й Санкт-Петербургской гимназии поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1877 г. со степенью кандидата. Дипломное сочинение Радлова было удостоено золотой медали. Оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. Магистерские экзамены сдал в 1880 г. Проходил стажировку в университетах Берлина, Лейпцига, Вены, где слушал лекции по философии и ее истории (1880-1882). С 3 июня 1880 г. причислен к Министерству народного просвещения с откомандированием для работы в Санкт-Петербургскую публичную Библиотеку, где долгое время проработал заведующим философским отделом, а с 1917 по 1924 г. был ее директором. В 1880-1890-е совмещал службу в библиотеке с преподаванием логики, психологии, истории философии в Училище правоведения, Александровском лицее, на Высших женских курсах. Его лекции этого периода представлены в литографированном виде: "Логика" (1880), "Введение в философию" (1884), "История философии" (1887), "История новой философии" (1897). Его статьи по истории философии регулярно печатались в "Вопросы философии и психологии", "Журнале Министерства народного просвещения", "Вестнике Европы" и др. С 1895 г. Радлов член Ученого комитета Министерства народного просвещения. Возглавлял Комиссию по международному обмену изданиями при Министерстве народного просвещения, призвнной облегчить сношения крупнейших русских библиотек с их зарубужными коллегами (1899-1919). В 1899 г. Радлов утвержден редактором "Журнала Министерства народного просвещения", введен в Совет министра народного просвещения. Продолжая преподавательскую деятельность, читал лекции по истории философии в Женском педагогическом институте (1903-1904), затем - в Санкт-Петербургском (Петроградском) университете (1907-1923), где был профессором. В 1920 г. Радлов избран членом-корремпондентом Академии Наук, где он работал в Комиссии по истории знаний, занимал пост заместителя председателя. По его инициативе в феврале 1921 г. возобновило работу Петроградское философское общество, которое он возглавил. Заседания Общества проходили в Публичной Библиотеке, здесь же в "Кабинете Фауста", где размещался кабинет директора библиотекики, регулярно собирался семинар Радлова., посвященный философским воззрениям Вл.Соловьева (1921-1922). В октябре 1921 г. Общество решило возобновить издательскую деятельность, и Радлов возглавил редакционный комитет. Под редакцией Радлова и Н.О.Лосского начато издание журнала "Мысль" (1922. № 1-3), цель которого "беспристрастно служить всевозможным направлениям философии, лишь бы только в этих направлениях чувствовалось живое искание и живая мысль, а не мертвое топтание на давно сданных и пережитых позициях". В журнале помещен его "Очерк русской философской литературы XVIII в." (№ 2, 3). По инициативе Философского общества было начато многотомное издание "Творений" Платона в новом переводе с вступительной статьей, комментариями и библиографией. (Петроград, 1923-1929). Но советская власть отрицательно относится к представителям прежней философии. Появляются негативные статьи и отзывы в журналах "Печать и революция", "Под знаменем марксизма", закрывается журнал "Мысль" (1922); прекращает существование Филосфское обществово (1923), Радлов лишется права преподавания в университете (1923). В 1898 г. в статье о философии в России, написанной для 55-го тома ("Россия") словаря Брокгауза и Ефрона, утверждал, что нельзя говорить о русской философии в том смысле, в каком говорят о французской, немецкой или английской, и что национального философа типа, например, Р.Декарта, И.Канта, Ф.Бэкона в России не было. Философские науки (метафизика, логика, этика, психология, история философии и эстетика) развивались у нас, как и на Западе, считает он, в связи, главным образом, с университетским преподаванием. 2-е издание вышедшего в его редакции "Философского словаря" примечательно тем, что в нем формируется "пантеон" русских философов и фиксируется философский термин "всеединство". В указанный "пантеон" вошли: арх. Феофан (П.С.Авсенев), А-р И.Введенский, Владиславлев архитектор Гавриил (В.Н.Воскресенский), Галич, Гогоцкий, Голубинский, Грот, Данилевский, Дебольский, Кавелин, Каринский, Кареев, Карпов, Козлов, Кудрявцев-Платонов, Лавров, Лопатин, Новиков, Новицкий, Сидонский, Сковорода В.С.Соловьев, Страхов, Е.Н. и С.Н.Трубецкие, Юркевич и несколько авторов учебных пособий. Относительно русской философии в словаре было сказано, что только за последнее время она стала обретать определенную самостоятельность (благодаря работам Кудрявцева-Платонова, Каринского и Соловьева), но и теперь в целом еще находится в зависимости от западноевропейских течений. В 1912 г. в "Очерке истории русской философии" Радлов утверждал, что, хотя русский народ пока не внес в общую сокровищницу философского творчества нового принципа, у русских нет вполне оригинальной философии, тем не менее было бы несправедливым считать, что существует лишь философия в России и нет русской философии. Нельзя не отметить, пишет он ту смелую последовательность и решительность, с которой русская мысль делает выводы из посылок, хотя бы они и казались неприемлемыми. В основе этой решительности в крайних выводах лежат две характерные черты, общие всем тенденциям русской мысли. Во-первых, чисто отвлеченные вопросы философии, например, гносеологические, лишь в небольшой степени привлекают внимание русской философов; их интересуют по преимуществу вопросы практики и основа всякой практики — искание правды и смысла жизни. Этика излюбленная отрасль исследования, и именно в этой сфере особенно поражает настойчивость и прямолинейность, с которой русская мысль стремится к оправданию самых крайних выводов. Во-вторых, и это непосредственно вытекает из указанной практической тенденции, все проявления русской мысли проникнуты "мистицизмом". Всем этим чертам мышления соответствуют некоторые характерные особенности русской жизни: жажда чудесного, искание пророчества, стремление к оправданию личного и общественного спасения, жажда мученичества, искание подвига и искупительной жертвы. Силе веры, выражающейся в жажде чудесного и в подвижничестве, соответствует и глубина разочарования. Ни в одной стране неверие и отрицание не принимали столь резких форм, как в России. Во 2-м издании "Очерка" (1920) Радлов сделал значительные добавления био- и библиографического характера. Изменяется также и его представление об отличительных чертах русской философии. В качестве первой ее черты он отмечает преимущественный интерес к этическим вопросам, но не к самим по себе, а именно к применению этических теорий на практике, к проверке их на опыте, к переустройству жизни согласно принятым на веру принципам. Вторую характерную черту Радлов усматривает в "любви к объективному", в отрицании субъективизма как в области гносеологии, так и в обосновании этики. Умер в Ленинграде 28 декабря 1928 года.
Сочинения: Этика Аристотеля, Санкт-Петербург, 1884; "Об истолковании" Аристотеля, Санкт-Петербург, 1891; Учение Вл. Соловьева о свободе воли, Санкт-Петербург, 1911; Философский словарь, 2-е издание, Москва, 1913; Очерк истории русской философии, 2-е издание, Петроград, 1920.
1855
Джосайя Ройс (Josiah Royce)
американский философ-неогегельянец. Член Национальной академии наук США (1906), член-корреспондент Британской академии (1916). Родился в Грасс-Валли, Невада, штат Калифорния, США.
Получил образование в незадолго до того учрежденном Калифорнийском университете. В 1875—1876 стажировался в Германии у Виндельбанда и Лотце в Геттингенском университете. В том же году получил назначение преподавателем английского языка Калифорнийского университета. Четыре года спустя по ходатайству Джемса его пригласили в Гарвардский университет, и все 34 года работы там он был одним из самых известных его профессоров. Ройс также был президентом Американской философской ассоциации и Американской психологической ассоциации. Вместе со своими коллегами в Гарварде У.Джемсом, Дж.Палмером и Дж.Сантаяной повлиял на формирование взглядов многих известных американских философов. Умер Ройс 14 сентября 1916 года в Кеймбридже (штат Массачусетс). Умер Ройс в Кеймбридже, штат Массачусетс, США, 14 сентября 1916 года.
Философия
Ройс придерживался позиции абсолютного идеализма. В своей главной работе «Мир и индивид» (The World and the Individual, 1900–1901) он начинает рассуждение с анализа познания. Каким образом идея относится к объекту? В идее можно выделить два типа значения: внутреннее и внешнее. Внутреннее значение есть, в сущности, целенаправленный процесс воплощения в нашем опыте присущих объекту характерных черт. Внешнее значение есть объект – такой, как он есть в действительности. Всякое мышление является попыткой внутреннего значения «догнать» внешнее и уравнять себя с ним. Что здесь требуется для успеха? В качестве ответа можно привести иллюстрацию. Представим себе некую гору. Наше мышление об этой горе абстрактно, оно содержит лишь несколько отдельных характерных ее черт. Чтобы сделать его вполне определенным, мы должны добавить определяющие особенности и уточнить их отношения к другим вещам. Когда мы включим в мышление все особенности и отношения, между мышлением и его объектом не останется различий. Внутреннее значение завершит себя во внешнем значении. Однако, достигнув этого, мы обнаружим, что в итоге имеем дело не просто с отдельной вещью, но с системой, в которую включены все вещи, – завершенной и разумной целостностью. Эта целостность есть Абсолют. Для Ройса Абсолют – это разум. Отдельные человеческие разумы суть его фрагменты, и в каждом имеется, как в идее, цель, которая может найти окончательное осуществление только в самом Абсолюте. Эти идеи Ройса послужили основой для его теорий истины и заблуждения, правильного и неправильного, общества и религии. Верование истинно постольку, поскольку может войти без исправления в более широкое сознание; если оно не может этого сделать, то оно ложно. Поступок правилен постольку, поскольку может найти одобрение у более широкого человеческого сообщества, членами которого мы являемся. Ройс не связывал себя какой-то конкретной религией, однако был глубоко религиозным человеком. Известны его «религия преданности» и соответствующая этическая система, согласно которой высшее благо состоит в полной преданности человека какому-либо делу. Концепция Абсолюта Ройса для многих была единственным понятием Бога, недоступным для нападок «высокомерной критики» и науки. Возможно, именно с религиозной точки зрения его система и оказалась наиболее уязвимой. Ройс так и не разъяснил, каким образом конечные самости могут сохранять свою отдельность внутри абсолютного Я; почему совершенный разум должен воплощать себя в ошибках и зле и почему вообще он должен себя воплощать.
Библиография: Религиозный аспект философии (The Religious Aspect of Philosophy, 1885); Дух современной философии (The Spirit of Modern Philosophy, 1892); Понятие Бога (The Conception of God, 1897); Исследование Добра и Зла (Studies of Good and Evil, 1898); Философия преданности (The Philosophy of Loyalty, 1908) и посмертная работа Лекции о современном идеализме (Lectures on Modern Idealism, 1919).
Литература: Бальтазар Н., Дебольский Н.Г., Яковенко Б.В. Метафизика на рубеже эпох: Лёвенская школа. Томас Хилл Грин. Джосайя Ройс. — Москва: Издательство ЛКИ, 2007. — 144 страницы. (Издание 2-е.) — ISBN 978-5-382-00375-7; Богомолов А.С. Буржуазная философия США XX в. Москва, 1974, страницы 24-35; Ройс / Ю.Р. Селиванов // Новая философская энциклопедия : в 4 томах / председатель научно-редакционного совета В.С.Стёпин. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Мысль, 2010. — 2816 страниц; Сидоров И.Н. Трансформация абсолютного идеализма в философии Дж. Ройса // Общественные науки. Ленинград, 1970; Шервадзе Б.А. Англо-американский абсолютный идеализм. Тбилиси, 1998.
1856
Михаил Илларионович Алеманов
полковник, участник Русско-турецкой войны 1877—1878, Русско-японской войны, Первой мировой войны и Гражданской войны в России. Командир крупного повстанческого отряда во время восстания на территории Оренбургского казачьего войска. Из Алемановых станиц Никитинской и Пречистенской Первого (Оренбургского) военного отдела Оренбургского казачьего войска. На службе с 25 января 1875 года. Участник Русско-турецкой войны 1877—1878. Окончил Оренбургское Казачье Юнкерское Училище по 2 разряду, был произведён со старшинством от 21 февраля 1884 года в хорунжие. Сотник (с 7 января 1889 со старшинством с 9 февраля 1888). Подъесаул (с 13 июля 1898). Есаул (на 1909). Войсковой старшина (с 1909 в отставке). Полковник (за боевые отличия в борьбе с большевиками — УВП № 93. 23 августа 1918 со старшинством с 20 июня 1918 с оставлением в отставке). В 6 ОКП (1886—1889). Исполняющий должность учителя станицы Пречистенской (на сентябрь 1895). Командирован в Забайкальское казачье войско 3 мая 1904. В составе льготного 2-го Верхнеудинского полка ЗабКВ участвовал в Русско-японской войне. Есаул 4-го ОКП. Уволен в отставку в чине войскового старшины (июнь 1909). Командир повстанческого отряда (март 1918). В партизанском отряде есаула Жукова (апрель 1918). Убит в бою 4 декабря 1918 года. «…Душа отряда, редкостный пример бойца-фанатика, верящего свято в правоту своего дела и в его конечный успех… 70-летний богатырь с серебряной бородой по пояс … фигура по своим духовным качествам, как и по внешности, чрезвычайно выдающаяся» — Из персональной характеристики на весну 1918 года.
Награды: Орден Святого Станислава III степени (8 августа 1896); Орден Святого Станислава II степени с мечами (1906); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1915).
[510x700]
1856
Михаил Петрович Сквери
революционер, член Южнороссийского союза рабочих (Одесса, 1875). Родился в Одессе. Сын итальянского подданного и русской крестьянки. Учился в Одесском лютеранском реальном училище, где пробыл шесть лет. В 1871 г. оставил школу за смертью отца и поступил счетчиком в контору завода Гулье-Бланшарда в Одессе. Сблизившись с рабочими (Ян Ребицкий, Ст.Лущенко), организовал ссудо-сберегательн. кассу; составил ее устав. После знакомства с Е.О.Заславским вошел в организованный последним Южно-Российский рабочий союз и принимал в нем деятельное участие; посещал сходки, распространял запрещённую литературу; был кассиром и депутатом Бланшардовской группы союза. Арестован в Одессе 22 января 1876 г. и привлечен к дознанию по делу союза; вскоре освобожден под денежное поручительство, но при дальнейшем развитии следствия снова арестован и содержался под стражею в помещении Киевской гостиницы в Одессе. По окончании дознания переведен в Санкт-Петербург, где содержался в Доме предварительного заключения. Предан 5 апреля 1877 г. суду особого присутствия Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества (процесс Южно-Российского рабочего союза). Судился с 4 июня 1877 г. и 8 июня признан виновным в весьма деятельном и сознательном участии в составлении сообщества и приговорен к лишению всех прав состояния и к ссылке на поселение в менее отдаленные места Сибири. "Передан" из Дома предварительного заключения 22 августа 1877 г. в Санкт-Петербургскуий тюремный замок, откуда 23 августа отправлен через Москву в Сибирь. В сентябре 1877 г. водворен в селе Пелымском (Туринский округ, Тобольская губерния) и подчинен строгому гласному надзору полиции. В марте 1881 г. отказался принять присягу Александру III. До 28 апреля 1883 г. переведен в Туринск. Всеподданейшее прошения в ноябре 1881 г. матери его о помиловании и его собственное, поданное 1 января 1883 г. тобольскому губернатору о снятии гласного надзора, оставлены без последствий. По постановлению Особого совещания от 28 ноября 1883 г. в виду его хорошего поведения испрошено высочайшее соизволение на перечисление в разряд сосланных на житье с восстановлением некоторых прав и на сокращение срока его пребывания в Сибири; доклад министра внутренних дел по этому поводу был высочайше утвержден 14 февраля 1884 г. По окончании пятилетнего срока ссылки (27 июня 1884 г.) выехал в Одессу, где был подчинен негласному надзору, прекращенному 12 июля 1885 г. В Одессе работал по организации воскресных школ, больничных касс, фабричных библиотек, читален. В 1907 г. за участие в организации Всероссийского с’езда учителей недолгое время сидел в тюрьме. Неоднократно подвергался преследованиям за организацию и работу в общественной библиотеке в рабочем районе в Одессе, на Молдаванке. С 1917 г. деятельно работал в области общественного библиотековедения, был заведующим отделом Одесской публичной библиотеки, работал в одесском революционном архиве, сотрудничал в "Каторге и Ссылке" и других журналах. Умер в Одессе 13 октября 1924 года.
Литература: Итенберг Б.С., Южнороссийский союз рабочих. Возникновение и деятельность, Москва, 1974 (в приложении воспоминания М.П.Сквери).
1858
Сельма Оттилия Лувиса Лагерлеф (шведское имя — Selma Ottilia Lovisa Lagerlöf)
шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909) и третья, получившая Нобелевскую премию (после Марии Кюри и Берты Зуттнер). Сельма Оттилия Лувиса Лагерлёф родилась в родовой усадьбе Морбакка (лен Вермланд). Отец — Эрик Густав Лагерлёф (1819-1885), отставной военный, мать — Элизабет Ловиса Вальрот (1827-1915), учительница. Величайшее влияние на развитие поэтического дарования Лагерлёф оказала среда её детства, проведенного в одной из самых живописных областей центральной Швеции — Вермланде. Сама же Морбакка — одно из ярких воспоминаний детства писательницы, она не уставала описывать её в своих произведениях, особенно в автобиографических книгах «Морбакка» (1922), «Мемуары ребенка» (1930), «Дневник» (1932). В трехлетнем возрасте будущая писательница тяжело заболела. Она была парализована и прикована к постели. Девочка сильно привязалась к своим бабушке и тете Нане, которые знали множество сказок, местных преданий и родовых хроник, постоянно рассказывали их больной девочке, лишенной других детских развлечений. Сельма тяжело пережила смерть бабушки в 1863 году, ей казалось, что захлопнулась дверь в целый мир. В 1867 году Сельма переехала в Стокгольм для лечения в специальной клинике, где ей вернули способность двигаться. Уже в это время она лелеяла мысль о собственном литературном творчестве. В автобиографической новелле «Сказка о сказке» (1908) Лагерлёф описала свои попытки детского творчества. Но, встав на ноги, Сельма должна была задуматься о том, как зарабатывать на жизнь. Семья к тому времени совсем обеднела.
[489x698]
Сельма Лагерлёф (1881)
В 1881 году Лагерлёф поступила в лицей в Стокгольме, в 1882 в Высшую учительскую семинарию, которую и закончила в 1884 году. В том же году она стала учительницей в школе для девочек в Ландскруне на юге Швеции. В 1885 году умер отец, а в 1888 году любимая Морбакка была продана за долги, и в усадьбе поселились чужие люди.
Начало литературного творчества
В колледже талантливая девушка стала популярной благодаря своим стихам, несколько её сонетов были опубликованы в журнале Dagny, издававшемся крупнейшим теоретиком женского движения Софи Адлерспарре. Адлерспарре, видя, что поэзия Сельмы не имела успеха у читателей, посоветовала той обратиться к прозе и помогла ей с первым романом, «Сагой о Йёсте Берлинге». В Ландскруне с 1881 по 1891 год Сельма работала над своим первым произведением — романом «Сага о Йёсте Берлинге». Действие романа происходит в 20-х годах XIX столетия в Вермланде. В его основу положены истории о похождениях местных кавалеров. В 1880-е годы реализм в литературе начинает сменяться неоромантическим направлением, в произведениях которого воспевалась жизнь дворянских усадеб, патриархальная старина, земледельческая культура, противопоставлявшаяся городской (промышленной). Это направление было патриотическим, крепко державшимся земли и её живых традиций. Именно в этом ключе и был написан роман начинающей писательницы. Весной 1890 года газета «Идун» объявила конкурс на произведение, которое заинтересовало бы читателей. В августе 1890 Лагерлёф отослала в газету несколько глав ещё не оконченного произведения и получила первую премию. Писательница завершила роман, который был опубликован полностью в 1891 году. Книга была замечена датским критиком Георгом Брандесом и получила широкое признание. Отказавшись от точного копирования действительности и природы, Лагерлёф отдала дань фантазии, сказочности и обратилась к прошлому, она создала мир, полный празднеств, романтики и красочных приключений. Большинство эпизодов романа, построенного как цепь отдельных историй, основаны на легендах Вермланда, известных писательнице с детства. В последующий период писательница продолжала работать в сказочной манере, публикуя основанные на фольклорном материале, главным образом на народных легендах, сборники новелл «Невидимые узы» (1894), «Королевы из Кунгахэллы» (1899), романы «Предание о старом поместье» (1899), «Деньги господина Арне» (1904). Несмотря на зло, проклятья, тяготеющие над многими людьми, основная сила, движущая миром, по Лагерлёф, — доброта и любовь, которые побеждают благодаря вмешательству высшей силы, откровения или даже чуда. Это особенно проявляется в сборнике новелл «Легенды о Христе» (1904).
[700x382]
Некоторые философские, религиозные и моральные проблемы писательница рассматривает на ином материале. В 1895 году Лагерлёф оставила службу и всецело посвятила себя литературному творчеству. В 1895—1896 годах она посетила Италию, в которой происходит действие её романа «Чудеса антихриста» (1897). В романе «Иерусалим» (1901—1902) в центре повествования консервативные крестьянские традиции шведской Далекарлии и их столкновение с религиозным сектантством. Судьба крестьянских семей, которые под давлением руководителей секты отрываются от родной земли и переселяются в Иерусалим, чтобы там ожидать конца света, с глубоким сочувствием изображается писательницей.
Вершина литературного творчества и мировое признание
Центральное произведение Сельмы Лагерлёф — сказочная книга «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (шведское название — Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige) (1906—1907) вначале задумывалась как учебная. Написанная в духе демократической педагогики, она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях. Книга построена на народных сказках и легендах. Географические и исторические материалы скреплены здесь сказочной фабулой. Вместе со стаей гусей, ведомой старой мудрой Аккой Кнебекайзе, на спине гуся Мартина Нильс путешествует по всей Швеции. Но это не просто путешествие, это и воспитание личности. Благодаря встречам и событиям во время путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает волноваться о чужих несчастьях, радоваться успехам другого, переживать чужую судьбу, как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек — не человек. Защищая и спасая своих сказочных попутчиков, Нильс полюбил и людей, понял горе своих родителей, страдания сирот Оосы и Матса, трудную жизнь бедняков. Из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком. Книга получила признание не только в Швеции, но и во всем мире. В 1907 Лагерлёф была избрана почетным доктором Уппсальского университета, в 1914 году стала членом Шведской академии. В 1909 году писательнице была вручена Нобелевская премия по литературе «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».
Зрелое творчество
Нобелевская премия позволила Лагерлёф выкупить её родную Морбакку, куда она переезжает и где живёт уже до конца жизни. На родине появляется новый роман из жизни людей Вермланда «Дом Лильекурна» (1911), новые новеллы, сказки, легенды, собранные в сборниках «Тролли и люди» (1915, 1921), антимилитаристский роман «Изгнанник» (1918), сказочно-фантастическая повесть «Возница» (1912). Самое значительное произведение этого периода — роман «Император Португальский» (1914), рисующий жизнь бедняка-тропаря, в результате психологической травмы возомнившего себя императором. Единственное, что связывает его с реальностью, — это любовь к дочери, заполняющая все его существо. Этой любовью спасается он сам, спасается и его заблудшая дочь. Последнее крупное произведение Лагерлёф — трилогия о Лёвеншёльдах: «Перстень Лёвеншёльдов» (1925), «Шарлотта Лёвеншёльд» (1925) и «Анна Сверд» (1928). Это роман, посвященный истории одной семьи на протяжении пяти поколений. Действие начинается около 1730 и заканчивается в 1860 году. Но роман Лагерлёф отличается от традиционной европейской семейной хроники. Не стал он и историческим, история является для него только фоном. И история, и семейная жизнь Лёвеншёльдов преображается в присущем Лагерлёф духе в цепь таинственных происшествий, роковых предзнаменований и тяготеющих над людьми проклятий. Но как всегда у Лагерлёф, добро и справедливость побеждают зло, и на этот раз — даже без вмешательства высших сил, силой доброты и воли героев — Карла-Артура Экенстедта, Шарлотты Лёвеншёльд и Анны Сверд. Перед началом второй мировой войны в нацистской Германии её приветствовали как «нордическую поэтессу», однако стоило Лагерлёф начать помогать немецким писателям и деятелям культуры спасаться от нацистских преследований, германское правительство резко её осудило. За год до смерти Лагерлёф помогла оформить шведскую визу немецкой поэтессе Нелли Закс, чем спасла её от нацистских лагерей смерти. Глубоко потрясенная началом мировой войны, а также разразившейся советско-финской войной, она пожертвовала свою золотую нобелевскую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии. Правительство нашло необходимые средства другим способом, а медаль писательницы была ей возвращена. Лагерлёф умерла в своем доме в Морбакке от перитонита после продолжительной болезни 16 марта 1940 года.
Сельма Лагерлёф, портрет Карла Ларссона, 1908
Личная жизнь: Сельма Лагерлёф была лесбиянкой. На протяжении жизни она поддерживала отношения со шведской политической деятельницей, суфражисткой Вальборг Оландер и писательницей Софи Элькан, с которой познакомилась в 1894 году. Связь Лагерлёф и Оландер, длившаяся в общей сложности 40 лет, задокументирована в любовной переписке. В то же время П.У.Энквист отмечает, что, по его мнению, из текстов Лагерлёф ничего нельзя извлечь относительно её сексуальной ориентации.
В кинематографе: В мини-сериале «Сельма» (2008) роль Сельмы Лагерлёф исполнила шведская актриса Хелена Бергстрём.
Память: В память о писательнице в 1947 году в Гамбурге в районе Веллингсбюттель улицу Buchenweg переименовали в Lagerlöfstrasse; В Иерусалиме есть улица, названная в честь писательницы: Ma’alot Selma Lagerloef St. (название на иврите — מעלות סלמה לגרלף); В её честь в 1985 году назван кратер Лагерлёф на Венере; Портрет Лагерлёф изображён на банкноте 20 шведских крон образца 1991 года. На другой стороне этой банкноты изображён Нильс верхом на гусе; В шведском городе Фалун установлен памятник писательнице; В её доме создан музей; Удостоена золотой медали за выдающиеся заслуги в шведской культуре — Иллис Кворум (1927); В Швеции в 1996 г выпущена монета 5 евро Медь-Алюминий-Цинк-Олово, 36 мм, 19,7 г.
[499x700]
В 1959 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая писательнице.
Сочинения: Сага о Йёсте Берлинге (Gösta Berlings saga, 1891); Невидимые узы (Osynliga länkar, 1894); Чудеса антихриста (Antikrists mirakler, 1897); Королевы из Кунгахэллы (Drottningar i Kungahälla, 1899); Предание о старом поместье (En herrgårdssägen, 1899); Иерусалим (Jerusalem, том 1. Далекарлия, 1901; том 2. Иерусалим, 1902); Деньги господина Арне (Herr Arnes penningar, 1904); Легенды о Христе (Kristuslegender, 1904); Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции (Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige, тома 1-2, 1906—1907); Сказка о сказке и другие сказки (En saga om en saga och andra sagor, 1908); Дом Лильекруны (Liljecronas hem, 1911); Возница (Körkarlen, 1912); Император Португальский (Kejsarn av Portugallien, 1914); Тролли и люди (Troll och människor, тома 1-2, 1915—1921); Изгнанник (Bannlyst, 1918); Морбакка (Mårbacka, 1922); Историческая трилогия: Перстень Лёвеншёльдов (Löwensköldska ringen, 1925); Шарлота Лёвеншёльд (Charlotte Löwensköld, 1925); Анна Сверд (Anna Svärd, 1928); Мемуары ребенка (Ett barns memoarer, 1930); Дневник (Dagbok för Selma Ottilia Lovisa Lagerlöf, 1932); Издание сочинений в русском переводе: Собрание сочинений в 4-х томах. — Ленинград: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1991—1993.

1858
Клаас-Густав-Роберт Робертович (Николай Робертович) Шарпантье (шведское имя — Claes Gustav Robert Charpentier)
российский и финляндский генерал, участник Первой мировой войны. Лютеранского вероисповедания. Родился в Выборгском уезде, Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское, Российская империя. Из шведской дворянской семьи французского происхождения, имевшей владения в Финляндии и принявшей российское подданство после присоединения Финляндии к России. В службу вступил в 1876. Окончил Николаевское кавалерийское училище, в 1879 выпущен корнетом в Гродненский гусарский лейб-гвардии полк, в котором служил на различных должностях до 1901. Поручик (1882), штабс-ротмистр (1884), ротмистр (1888), полковник (1896). Командир 3-го драгунского Сумского полка (1901—1904). Командир Гродненского лейб-гвардии гусарского полка (1904—1907). Генерал-майор (1904). Начальник отдельной гвардейской кавалерийской бригады (1907—1910), генерал-лейтенант (1910). Начальник Кавказской кавалерийской дивизии (22 декабря 1910—29 декабря 1915). Участвовал в Первой мировой войне на Кавказском фронте. В 1915 году прославился 800-километровым кавалерийским рейдом по Иранскому Азербайджану и Турецкой Армении, затем участвовал в битве при Манцикерте. С 29 декабря 1915 состоял в распоряжении Главнокомандующего Кавказской армией. После Октябрьского переворота возглавил в ноябре 1917 Военный комитет Финляндии, занимавшийся мобилизацией в шюцкоры для предстоявшей гражданской войны; из-за конфликта с Маннергеймом 15 января 1918 ушел в отставку. Умер в Хельсинки 18 декабря 1918 года.
Награды: Орден Святого Станислава III степени (1884); Орден Святой Анны III степени (1887); Орден Святого Станислава II степени (1891); Орден Святой Анны II степени (1895); Орден Святого Владимира IV степени (1899); Орден Святого Владимира III степени (1903); Орден Святого Станислава I степени (1907); Орден Святой Анны I степени (1912); Орден Белого Орла с мечами (17 октября 1915); Греческий кавалерский крест ордена Спасителя (1889); командорский крест ордена Звезды Румынии (1899); Персидский орден Льва и Солнца II степени (1901); Датский командорский крест ордена Данеброга (1903).
Литература: Мери В. Карл Густав Маннергейм — маршал Финляндии. — Москва: Новое литературное обозрение, 1997. — ISBN 5-86793-014-9
[449x700]
1859
Сергей Михайлович Волнухин
русский художник, скульптор, один из основоположников символизма и модерна в русской пластике. Родился в Москве. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ, 1873–1881 и 1883–1886) у С.И.Иванова, видного скульптора-романтика, а также в Санкт-Петербургской Академии художеств (1882). Жил в Москве. Первоначально получил известность как мастер портрета, вылепленного импрессионистически-фактурно, с тонкой передачей личной психологической «ауры» модели. Одни композиции превращались в своего рода интерьерные памятники, полные внутренней значительности и достоинства, – таков задумчивый П.М.Третьяков (1899, бронзовый бюст, установленный внутри Третьяковской галереи, Москва). Другие принимали вид острохарактерных, не лишенных иронии этюдов – подобно статуэтке С.В.Иванов (1901–1901, гипс – Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань; бронза – в Третьяковской галерее); маститый живописец работает здесь на натуре, с пытливой, «едкой» проницательностью вглядываясь в мотив. Психология в такого рода вещах как бы оплотнялась, являя зрителю уже не фигуры как таковые, а сгустки их духовной жизни. Замечателен волнухинский памятник русскому первопечатнику Ивану Федорову, открытый в 1909. Он выделяется как величавым силуэтом, так и ярким историзмом, выраженным и в средневековых одеждах героя, и в древнерусской надписи на постаменте, и в архитектурной привязке памятника, расположенного на фоне средневековых стен Китай-города. Конкретный мотив (Федоров изображен читающим только что полученный оттиск листа первой печатной книги) органично претворен здесь в символ отечественного просвещения. После Октябрьской революции 1917 Волнухин участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды (временные памятники Т.Г.Шевченко и К.Д.Ушинскому, 1918; не сохранились; от Ушинского остался лишь фрагмент в виде бронзовой отливки головы в Третьяковской галерее). С 1895 преподавал в МУЖВЗ (позже – Свободные художественные мастерские). Став преемником своего учителя С.И.Иванова по скульптурному отделению, был наставником значительной части ведущих русских ваятелей первой половины 20 в. (Н.А.Андреева, А.С.Голубкиной, С.Т.Коненкова и А.Т.Матвеева). К концу жизни уединился в своем доме в Геленджике. Умер в Геленджике 11 июня 1921 года.
[525x700]
Созданный им памятник первопечатнику Ивану Федорову был открыт в Москве в 1909 г. (бронза).
Литература: Волнухин, Сергей Михайлович // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание. — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Волнухин Сергей Михайлович // Художественная энциклопедия // Популярная художественная энциклопедия. — Москва : Издательство «Советская энциклопедия», 1986; Волнухин Сергей Михайлович // Москва. Энциклопедический справочник. — Москва : Большая Российская Энциклопедия. — 1992. // Москва. Энциклопедический справочник. — Москва : Большая Российская Энциклопедия. 1992

1859
Александр Константинович Гирс
русский военно-морской деятель, генерал-майор по Адмиралтейству (6 апреля 1912 года). Офицер Гвардейского экипажа. Участник похода военных действий в Китае 1900—1901 годов. Сын контр-адмирала Гирса К.А. Брат вице-адмирала В.К.Гирса. Из дворян Санкт-Петербургской губернии. С 27 сентября 1875 года воспитанник Морского Училища. 13 мая 1879 года — гардемарин (Приказ ЕИВ генерал-адмирала № 38). 27 мая 1879 года назначен в 1-й флотский экипаж. Плавание на яхте «Штандарт» (3 июня — 13 сентября 1879 года). 21 сентября 1879 года прикомандирован к Гвардейскому экипажу. 11 сентября 1880 года — мичман (Высочайший приказ по МВ № 1435). Заграничное плавание на фрегате «Светлана» (7 июня 1880 — 9 сентября 1882 годов; с 28 июня 1882 года — вахтенный начальник). 14 февраля 1881 года переведен в Гвардейский экипаж. Заграничное плавание на клипере «Стрелок» (24 июня 1883 — 27 июля 1885 годов; ротный командир и вахтенный начальник) 13 января 1885 года — лейтенант (Высочайший приказ № 209). Старший штурманский офицер Императорской яхты «Марево» (22 мая — 21 октября 1886 года) и в плавании на яхте «Держава» (16 мая — 29 октября 1887 года). 28 мая — 28 августа 1888 года — вахтенным начальником на фрегате «Светлана» в отряде судов Морского училища. 30 августа — 3 октября 1888 года временно командующий сводной ротой нижних чинов Гвардейского экипажа. Со 2 апреля 1889 года — врид. экипажного адъютанта и одновременно командир музыкантской и писарской команд с 20 марта 1889 года. В обеих должностях до 5 мая 1899 года. 30 мая — 26 сентября 1889 года — заграничное плавание на яхте «Держава». 27 мая — 27 сентября 1890 года — вахтенный начальник яхты «Держава». Заведующий катером Государя Императора «Бунчукъ» с 29 января 1891 года и одновременно врид. флаг-офицера при флаг-капитане Его Величества. Назначен вахтенным начальником и командующим 1-й ротой на императорской яхте «Полярная звезда» (1 октября 1894). 9 апреля — 9 июня 1896 года — адъютант 3-го сводного полка на коронации в Москве. 20 февраля 1897 года назначен старшим офицером яхты «Стрела» (временно командовал 19 декабря 1899 — 17 января 1900 годов; одновременно с 9 сентября 1898 года заведующий катерами Императорской Фамилии). 30 апреля 1899 года — капитан 2-го ранга за отличие по службе. 22 июня 1899 года — председатель экипажного суда ГЭ. 3 октября 1900 года назначен командиром миноносца «Сом» (вступил в командование 6 октября). Участник перехода на Тихий Океан и Китайской компании. 3 июня 1901 года — отчислен и возвращен в Гвардейский экипаж. Командовал яхтой «Стрела» (1902—1907), крейсерами «Диана» (1907), «Олег» (1907—1908). Командир 2-го Балтийского флотского экипажа (16 января 1911 года). С 1913 года — командир 1-го Балтийского флотского экипажа. Переведен из Адмиралтейства во флот (21 апреля 1913 года). Убит революционной толпой из матросов экипажа 14 марта 1917 года на квартире в Петрограде во время событий Февральской революции. Погребен на кладбище Александро-Невской Лавры.
Семья: Женат 1-м браком на дочери умершего генерал-лейтенанта фон Мейер, девице Ядвиге Карловне.
Имел 4 детей: сына Евгения, родилась 28 декабря 1891; дочь Ксению, родилась 25 октября 1893; сына Дмитрия, родился 22 октября 1897; дочь Наталию, родилась 14 ноября 1902.
Послужной список: 13 мая 1879 — по экзамену произведен в гардемарины; 11 сентября 1880 — за выслугу лет и по экзамену произведен в мичмана; 13 января 1885 — произведен в лейтенанты; 30 апреля 1899 — за отличие по службе произведен в капитаны 2-го ранга; 25 апреля 1906 — произведен в капитаны 1 ранга с оставлением в должности в Гвардейском экипаже; 7 апреля 1912 — произведен в генерал-майоры с зачислением по Адмиралтейству.
Награды: 29 июня 1889 — пожалован персидским орденом Льва и Солнца IV степени; Пожалован орденом Святого Станислава III степени; 13 июня 1891 — пожалован Его Высочеством королём Датским орденом Данеброг III степени. Разрешено принять и носить турецкий орден Меджидие III степени; 15 июня 1889 — пожалован Его Высочеством князем Черногории орденом князя Даниила I IV степени; 9 апреля 1892 — награждён орденом Святой Анны III степени; — награждён орденом Святого Станислава II степени; 6 ноября 1895 — разрешено принять и носить греческий орден Спасителя офицерского креста; 2 ноября 1896 — пожалован Саксен-Кобург-Готским орденом Саксен-Эрнестинского дома командорского креста II класса ; 20 сентября 1897 — высочайше разрешено принять и носить французский орден Почётного Легиона кавалерского креста; 2 июня 1902 — пожалован французским орденом Академических пальм степени офицера народного просвещения (officier de l’Instruction publique); 18 апреля 1903 — награждён орденом Святой Анны II степени; 16 августа 1903 — разрешено принять и носить мекленбург-шверинский орден Грифона почётного креста; 5 октября 1904 — пожалован орденом Святого Владимира IV степени с бантом за выслугу 25 лет в офицерских чинах и совершение 8 шестимесячных кампаний; 22 августа 1905 — высочайше разрешено принять и носить прусский орден Короны II степени; 27 апреля 1913 — пожалован орденом Святого Станислава I степени; 25 октября 1908 — высочайше разрешено принять и носить французский орден Почётного Легиона офицерского креста.