1858
Анатолий Оттович Гунст
русский архитектор, художник, преподаватель и актёр. Один из мастеров московского модерна, автор многочисленных построек в Москве. Основатель и директор Училища изящных искусств в Москве. Родился в Москве, в семье обрусевших немцев, проживавшей до середины XIX века в Казани. Сын архитектора Отто Карловича Гунста (1834—1891); двоюродный брат архитектора Александра Ивановича Гунста (1862—1938). В 1878 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1882 году со званием классного художника архитектуры. Во время учёбы состоял помощником при постройке Храма Христа Спасителя и ряда других зданий, одновременно преподавал рисунок в Комиссаровском техническом училище. По окончании МУЖВЗ два года провёл за границей — изучал теорию искусств и деятельность европейских художественных студий в Австрии, Германии и Италии.
Дом Коншиной (сейчас — Центральный дом учёных), 2011
С 1882 по 1884 годы Гунст преподавал строительное искусство в старшем классе реального училища К.К.Мазинга.
Член Московского архитектурного общества с 1894 года. В 1896 году был назначен участковым архитектором (в его ведении находились районы Пречистенки, Хамовников и Сущёвки); помощником Гунста работал архитектор Б.Н.Николаев. Являлся почётным старшиной приюта для грудных детей в Москве. В 1886 году основал «Классы изящных искусств для лиц обоего пола». С 1890 года Классы стали именоваться «Училищем изящных искусств А.О.Гунста». Это было, по воспоминаниям И.П.Машкова, «художественное училище с широкими задачами и значительным составом лучших по тому времени преподавателей». В училище Гунста преподавали: И.И.Левитан, Ф.О.Шехтель, Л.О.Пастернак, К.М.Быковский, И.П.Машков, А.Н.Померанцев и другие. Сам А.О.Гунст вёл в училище класс выжигания по дереву и коже, а также класс акварели. В 1904 году Гунст получил должность сверхштатного техника Строительного отделения Московского губернского правления. В 1905—1906 годах входил в Строительный совет Московской городской управы, являлся участковым архитектором Пречистенского и Хамовнического участков. Являлся основателем ряда обществ: в 1901 году основал Московское художественно-фотографическое общество, в 1913 году — Общество «Московский драматический салон» (его посетителями были М.Ермолова, О.Садовская, О.Правдин, Е.Глаголева, А.И.Южин), а в 1916 году — «Лигу любителей сценического искусства». Совместно с Е.Б.Вахтанговым основал Студию драматического искусства, послужившую в дальнейшем основой для Вахтанговского театра. Увлекался художественной фотографией, состоял членом Всемирного фотографического общества — работы Гунста получили премии на Всемирной выставке в Париже. С 1917 года А.О.Гунст служил актёром Малого театра. Умер в родном городе 14 ноября 1919 года.
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (2 участок).
Был женат на уроженке Швейцарии Матильде Цезаревне Робер-Нику. Сын — переводчик и редактор Е.А.Гунст. Жил в собственном доме в Староконюшенном переулке, 4.
Постройки в Москве: Хамовнический полицейский дом (1897, Комсомольский проспект, 16); Доходный дом (1898, Арбат, 17); Здания служб в усадьбе А.Н.Соймонова (конец XIX в., Малая Дмитровка, 18); Особняк (1901, Погодинская улица, 16); Особняк М.Н.Макшеева-Мошонова (1901, Улица Пречистенка, 37); Жилой дом А.П.Богданова (1901, Проспект Мира, 22), объект культурного наследия регионального значения; Перестройка дома А.С.Александрова (1902, Воронцовская улица, 52); Ограда (1899) и трёхэтажный корпус (1903, Староконюшенный переулок, 4), объект культурного наследия регионального значения. Сейчас в доме размещается Представительство Вологодской области при Президенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации; Службы Пречистенского полицейского дома (1905, Штатный переулок, 25а); Перестройка особняка А.И.Коншиной (1910, Улица Пречистенка, 16), ныне — Центральный дом учёных Российской Академии Наук; Изменение фасада доходного дома Л.М.Матвеевского (1913, Улица Пречистенка, 40/2).
Дом Коншиной (фрагмент)
Литература: Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е. — Москва: Жираф, 2005. — Страницы 161—164. — 535 страниц. — 2500 экземпляров. — ISBN 5-89832-043-1; Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): иллюстрированный биографический словарь / Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева и другие. — Москва: КРАБиК, 1998. — Страницы 86—87. — 320 страниц. — ISBN 5-900395-17-0; Московская энциклопедия / С.О.Шмидт. — Москва: Издательский центр «Москвоведение», 2007. — Том I, Лица Москвы. — Страница 465. — 639 страниц — 10 000 экземпляров — ISBN 978-5-903633-01-2; Пирожкова Ю. Особняк в Староконюшенном, вологодский оттенок за ажурными кружевами.

1859
Николай Петрович Тринклер
российский и советский хирург, учёный и педагог. Родился в Санкт-Петербурге, в семье мелкого служащего. Здесь он получил начальное образование в частной немецкой школе. Затем семья переехала из сырой и холодной столицы на юг империи. В 1877 году Николай Тринклер с золотой медалью окончил Симферопольскую классическую гимназию. У него было желание продолжить учебу на историко-филологическом факультете Дерптского университета. Однако родители настояли на поступлении на медицинский факультет Императорского Харьковского университета. После завершения университетского курса в 1884 году, он получил сразу два предложения продолжить научную работу, поступившие от кафедры патологической анатомии и из факультетской хирургической клиники. По совету своего учителя В.П.Крылова, он выбрал хирургию и получил должность ординатора университетской хирургической клиники, где работал под руководством известного хирурга, профессора В.Ф.Грубе. В 1889 году после защиты докторской диссертации «К хирургии поперечных переломов надколенника», получил должность приват-доцента университета. В это же время совершенствовался в клинике Э.Бергманна, после чего одним из первых в Харькове ввёл в клиническую практику асептический метод. В 1906 году он открыл частную больницу на 75 коек, помещение для которой на улице Чернышевской, безвозмездно передал Тринклеру профессор А.Г.Подрез. С 1905 года — экстраординарный, а с 1910 — ординарный профессор Харьковского университета на кафедре хирургической патологии и терапии; с 1913 года — заведующий факультетской хирургической клиникой. С 1921 года Н.П.Тринклер — профессор Харьковского медицинского института. Он был одним из основателей Общества российских хирургов, возглавлял редколлегию журнала «Врачебное дело». Член Нобелевского комитета. Н.П.Тринклер — автор около восьмидесяти научных трудов. Наиболее крупные работы посвящены вопросам онкологии (об исследовании крови у онкологических больных, о механических причинах возникновения рака). Совместно с Б.Г.Пржевальским и С.В.Коршуном опубликовал монографию о роли воспалительных процессов в этиологии рака. Одной из его крупных работ, имевших важное практическое значение, стала монография «Основы современного лечения ран» (Харьков, 1926). Он также исследовал проблемы этиологии, патогенеза и хирургического лечения тромбофлебита. Неожиданно умер, находясь на отдыхе в Евпатории 10 августа 1925 года. Похоронили его в Харькове, рядом с могилой его учителя В.Ф.Грубе — на 2-м харьковском кладбище. Сразу же после смерти его именем были названы улица, на которой располагалась факультетская хирургическая клиника, сама клиника, а также больница на улице Чернышевской — это бывшая частная больница Тринклера, которую он после революции 1917 года передал государству и она была переименована в «больницу Красного Креста», а затем получила название 29-й советской больницы (теперь в этом здании располагается институт дерматологии и венерологии). Имя Тринклера из названий медицинских учреждений исчезло, но осталось в наименовании улицы Харькова. Его жена, Надежда Викторовна умерла в 1962 году и была похоронена в одной могиле с мужем. Детей у них не было.
Литература: Тринклер Николай Петрович // Большая медицинская энциклопедия / Б.В.Петровский. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1981. — Том 25.

1859
Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (настоящая фамилия — Иванов)
русский и советский композитор, дирижёр, педагог. Народный артист Республики (1922). Большая часть карьеры Ипполитова-Иванова связана с Московской консерваторией. Ипполитов-Иванов родился в Гатчине, близ Санкт-Петербурга. Музыке учился с детства — сначала игре на скрипке, затем, живя уже в Петербурге, получил музыкальное образование в музыкальных классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе (1872—1875). В 1875 году поступил в Петербургскую консерваторию сначала в класс контрабаса, затем — специальной теории музыки, а через несколько лет (1880) — в класс композиции к Н.А.Римскому-Корсакову. Закончил обучение в 1882 году. С 1882 по 1893 годы работал в Тифлисе (ныне — Тбилиси) в качестве руководителя основанного им отделения Русского музыкального общества, оперно-симфонического дирижёра и преподавателя музыкального училища. В Тифлисе в классе Иполитова-Иванова начинает своё музыкальное образование польский композитор и педагог Витольд Малишевский. В 1895 году, на основе армянских народных мелодий, записанных им в Нахичевани, композитор создаёт «Армянскую рапсодию», а в 1933 году он пишет 4 пьесы на армянские народные темы для струнного квартета. С 1893 года, по приглашению Чайковского, Ипполитов-Иванов — профессор Московской консерватории, а в 1906—1922 годах — её ректор. В 1899—1906 годах дирижёр Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова и Оперы Зимина. С 1909 г. дирижировал в Исторических концертах С.Н.Василенко. С 1925 дирижёр Большого театра. Под его руководством впервые были исполнены оперы «Царская невеста», «Кащей Бессмертный» и др. Жена — оперная певица В. М. Зарудная, много помогавшая Ипполитову-Иванову в его творческой и педагогической работе. Умер в Москве 28 января 1935 года.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Педагогическая деятельность
В Московской консерватории Ипполитов-Иванов преподавал гармонию, инструментовку, композицию, вёл оперный класс. Среди его учеников были А.М.Баланчивадзе, С.Василенко, Р.Глиэр, А.Гольденвейзер, Р.Меликян, К.Закарян, К.Игумнов, Т.Бубек. В 1905 году в качестве заместителя сменил на посту директора Московской консерватории В.И.Сафонова, ушедшего в годичный отпуск. В 1906 году, после отказа Сафонова продолжать работу в консерватории, стал её директором. Отдал много сил сохранению традиций Московской консерватории в годы Первой мировой войны и Октябрьской революции, стремился сохранить её профессорско-преподавательский состав, изыскивал необходимые средства и т. д. В 1917 году совместно с женой организовал Оперно-вокальную студию имени П.И.Чайковского (существовала до 1924 года). 2 октября 1922 года Совет консерватории принял отставку Ипполитова-Иванова с поста ректора.
[511x698]
Творчество
В своём творчестве ориентировался на учителя — Н.А.Римского-Корсакова. Использовал русский, грузинский и армянский фольклор. В области гармонии был чужд новаций. Преимущественное внимание уделял жанру оперы. Сочинял церковную музыку.
Награды: орден Трудового Красного Знамени (30 января1934).
Память: Именем М.М.Ипполитова-Иванова названы музыкальные школы в Москве, Гатчине и Ростове-на-Дону; музыкальная школа № 1 в Костроме, а также известнейшее Московское музыкальное училище ныне Государственный музыкально-педагогический институт (Москва); В ноябре 2019 года в Москве рядом с Государственным музыкально-педагогическим институтом открыт первый памятник М.Ипполитову-Иванову (автор — скульптор Айдын Зейналов).
Музыка Ипполитова-Иванова в кино: «Сны» (1990) — «В ауле» из сюиты «Кавказские эскизы»

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (почтовая карточка, 1912 год)
Оперы
С номером опуса: Ор. 6. «Руфь» (1883—86, 1-я постановка в 1887 году); Ор. 30. «Ася» (1900, 1-я постановка в 1900 году): клавир; Ор. 43. «Измена» (1908—09, 1-я постановка в 1910 году): клавир; Ор. 53. «Оле из Нордланда» (1915, 1-я постановка в 1916 году): клавир; Ор. 74. «Последняя баррикада» (1933).
Оркестровые произведения
С номером опуса: Ор. 1. «Яр-Хмель (Весенняя увертюра)» (1881); Ор. 2. Скерцо (после 1881?); Ор. 10. Сюита № 1 «Кавказские эскизы» (1894): партитура; Ор. 34. Симфониетта (1902?, оркестровая версия скрипичной сонаты); Ор. 42. Сюита № 2 «Иверия» (1896): партитура; Ор. 46. Симфония № 1 (1907); Ор. 48. «Армянская рапсодия на народные темы» (1895); Ор. 50. «На Волге», музыкальная картинка (1910?); Ор. 55. «Тюркский марш» (1926); Ор. 56. «Из песен Оссиана», 3 музыкальные картины (1925): партитура; Ор. 62. Сюита № 3 «Тюркские фрагменты» (1930): партитура; Ор. 65. Сюита № 4 «В степях Туркменистана» (1935); Ор. 69. Сюита № 5 «Музыкальные картинки Узбекистана» (1935?); Ор. 79. «Каталонская сюита» (1932?).
Без номера опуса: Симфония № 2 «Карелия» (1935).
Вокальная музыка
С номером опуса: Ор. 12. «Коронационная приветственная кантата» для детского хора и оркестра (1895); Ор. 14. 6 романсов для голоса и фортепиано (1896); Ор. 18. «5 характерных картинок» для женского или смешанного хора и оркестра (1897): партитура; Ор. 21. 6 романсов для голоса и фортепиано (1897): ноты; Ор. 22. 7 романсов для голоса и фортепиано (1897): ноты (№№ 1—6); Ор. 24. «Новгородская былина о лебеди белой» для смешанного хора (1894 или 98); Ор. 28. 5 романсов для голоса и фортепиано (1899): ноты; Ор. 29. «2 запричастных стиха» для смешанного хора и фортепиано (1899); Ор. 31. 4 романса для баритона и фортепиано (1901): ноты; Ор. 37. «Литургия Святого Иоанна Златоуста» для смешанного хора (1903); Ор. 38. «5 херувимских песней» для женского хора (1903); Ор. 39. «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» для смешанного хора, 10-ти флейт, 2-х арф и тубы (1904): клавир; Ор. 40. «3 библейских стихотворения» для голоса и фортепиано (1904): ноты; Ор. 41. «7 псалмов царя Давида» для голоса и фортепиано или арфы (1905); Ор. 43а. «Избранные молитвословия из Всенощного бдения» для смешанного хора (1909?); Ор. 45. «Сонеты В. Шекспира» для голоса и фортепиано (1913): ноты; Ор. 54. «Мцыри», симфоническая поэма для оркестра и голоса ad libitum (1923—24): партитура; Ор. 58. 3 романса для голоса и фортепиано (1925?): ноты; Ор. 60. «5 японских стихотворений» для голоса и фортепиано (1928): ноты; Ор. 63. 4 романса для голоса и фортепианного трио (1933): ноты; Ор. 66. «2 былинки» для голоса и фортепиано (1933): ноты; Ор. 68. «4 стихотворения Рабиндраната Тагора» для голоса, флейты (или скрипки) и фортепиано (1935): ноты; Ор. 73. «5 русских песен» для голоса и фортепианного трио (1932).
Без номера опуса: «Привет Горькому» для смешанного хора и фортепиано (1927); «3 киргизские песни» для голоса, деревянных духовых и фортепиано (1931).
Камерно-инструментальная музыка
С номером опуса: Ор. 7. 5 маленьких пьес для фортепиано (1885); Ор. 8. Соната для скрипки и фортепиано (1895); Ор. 9. Фортепианный квартет (1894): партитура; Ор. 13. Струнный квартет (1894): партитура; Ор. 71. «Вечер в Грузии», музыкальная картинка для флейты, гобоя, кларнета, фагота и арфы или фортепиано (1935): партитура и голоса.
Без номера опуса: «9 кавказских танцев» для народных инструментов (1883): ноты; «2 киргизские песни» для деревянных духовых и фортепиано (1931); Вариации для фортепианного трио (1932): ноты; «Сборник восточных мелодий в обработке для фортепиано» (1934); «3 пьесы на армянские темы» для струнного квартета (1934); Ноктюрн для арфы (1934); «Испанская серенада» для альта и фортепиано (опубликована в 1954).
Музыка к фильмам: 1908 — «Понизовая вольница»; 1909 — «Песнь про купца Калашникова» (фильм не сохранился); 1914 — «Волга и Сибирь» (фильм не сохранился); 1934 — «Кара-Бугаз» (фильм остался незавершённым).
Редактирование и обработка чужих сочинений: Ор. 70. «Женитьба» (1931, 1-я постановка в 1931 году): клавир. Инструментовка и завершение одноимённой оперы М.П.Мусоргского.
Утраченные и незаконченные работы: Опера «Азра» (1889—90, оригинал уничтожен автором). Часть музыкального материала вошла в оперу «Измена».
Литературное наследие: Грузинская народная песня и её современное состояние // Артист. — 1895. — № 45; Учение об аккордах, их построение и разрешение. — Москва: Литография общества распространения полезной книги, 1895. — 66 страниц; 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. — Москва: Музгиз, 1934. — 159 страниц.
1860
Аввакум Григорьевич Афанасьев
волостной старшина, депутат Государственных дум II и IV созывов от области Войска Донского. По национальности «малоросс» (украинец). Крестьянин села Маныческо-Рудсковского Манычско-Грузской волости Сальского округа Области войска Донского. Учился в сельской школе. Занимался земледелием на наделе площадью 15 десятин. Два трёхлетия с 1891 по 1896 год служил волостным старшиной Манычско-Грузской волости. С 1900 более 12 лет служил учётчиком волостных средств. Был выборщиком в 1-ю Государственную Думу, но из-за равенства шаров в результате жребия избран не был. 7 февраля 1907 года избран во II Государственную думу от съезда уполномоченных от волостей области Войска Донского. Входил в Конституционно-демократическую фракцию и Казачью группу. Выступал по вопросам об избрании Продовольственной комиссии, по аграрному вопросу, о величине контингента новобранцев на призыв 1907. После роспуска Думы был вынужден около двух лет скрываться в Сибири. Перед выборами в 4-ю Думу уполномоченный по защите волостных дел в судебных учреждениях.
Члены Государственной думы II созыва от области Войска Донского. Стоят: К.П.Каклюгин, А.Ф. Панфилов, А.Г.Афанасьев, Н.В.Фомин. Сидят: М.С.Воронков, А.И.Петровский, В.А.Харламов, А.С.Петров, И.И.Ушаков, М.П. Араканцев
25—26 октября 1912 избран в IV Государственную думу от съезда уполномоченных от волостей области Войска Донского. Вошёл в состав Конституционно-демократической фракции. Был членом думской комиссии по переселенческому делу, земельной комиссии и комиссии по военным и морским делам. Входил в Прогрессивный блок. Предполагалось, что в мае 1916 года Афанасьев вслед за П.А.Леванидовым подаст заявление о выходе из кадетской фракции в связи с принятием фракцией поправки к первой статье закона о крестьянском равноправии о распространении служебных прав и преимуществ на евреев. Однако данных о выходе А.Г.Афанасьева из фракции нет. После Февральской революции действовал по поручениям Временного комитета Государственной думы. Например в апреле 1917 года по поручению Временного комитета посетил Куберле, где по словам станичников «разъяснил все вопросы, касающиеся жизни». Принимал участие в частных совещания членов IV Государственной думы. Дальнейшая судьба и дата смерти неизвестны.
Депутат 4-й Думы, 1913
Семья: Был женат, имел пятеро детей. Сын? — Николай (1899—?), во ВСЮР и Русской Армии, юнкер в Атаманском военном училище до эвакуации Крыма. Эвакуирован на корабле «Лазарев».
Литература: Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Второй созыв. Москва: Типография Товарищества И.Д.Сытина. 1907. Страница 87; Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии. Четвертый созыв. Москва, 1913 Страница 81; Четвертая Государственная дума. Портреты и биографии. — Санкт-Петербург: издание Н.Н.Ольшанскаго, 1913. Страница 17; 4-й созыв Государственной думы: Художественный фототипический альбом с портретами и биографиями. Санкт-Петербург, 1913. Табл. 11; Николаев А.Б. Афанасьев Аввакум Григорьевич. // Государственная дума Российской империи: 1906—1917. Б.Ю.Иванов, А.А.Комзолова, И.С.Ряховская. Москва. РОССПЭН. 2008. Страница 27; Николаев А.Б. Комиссары Временного комитета Государственной думы в апреле 1917 года: персональный состав // Из глубины времен. Санкт-Петербург, 1997. № 8. [страница 34].
Архивы: Российский государственный исторический архив. Фонд 1278. Опись 1 (2-й созыв). Дело 20; Дело 547. Лист 17; Опись 9. Дело 35.
1860
Джон-Антуан Но (французское имя — Эжен Леон Эдуард Торке, John-Antoine Nau; настоящее имя — Эжен Леон Эдуард Торке Eugène Léon Édouard Torquet)
французский писатель и поэт, представитель символизма, первый лауреат Гонкуровской премии (1903). Родственники и приятели дали писателю прозвище Жино, которое можно было написать как «J. Nau». «Джон» отражает американское происхождение, а «Антуан» — французское. В каталонском языке «nau» означает «корабль». Кроме того, был известен гаитянский поэт Игнас Но. Джон-Антуан Но родился в семье французского инженера и предпринимателя, который в 1845 году эмигрировал из Франции в Калифорнию, три года спустя женился на француженке-эмигрантке в Сан-Франциско, в 1860 стал гражданином США и умер от тифа в 1864 году. В 1866 году вдова Торке с тремя детьми вернулась в Гавр, за четыре года вышла замуж и в 1877 переехала в Париж. Джон-Антуан учился в гаврском лицее, а затем в Ролленском колледже в Париже. Там он сошелся с богемными литераторами, в частности с зютистами и гидропатами — предшественниками символизма. Сотрудничал с журналом «Chat noir» («Черный кот»). Родственники хотели, чтобы Джон-Антуан стал чиновником, но он выбрал себе другой жизненный путь. В 1881 Но устроился работать помощником лоцмана на трехмачтовом торговом корабле, который ходил до Антильских островов. Страшная буря, описанная впоследствии в романе «Враждебная сила», побудила его отказаться от парусного плавания. Джон-Антуан стал заместителем комиссара по патентным делам и путешествовал по Нью-Йорку и городам Колумбии и Венесуэлы. В 1883 году Но на судне «La France» вернулся во Францию, остановился в муниципалитете Аньер-ан-Бессен и в 1885 году женился. Во время медового месяца молодая пара поселилась на острове Мартиника, пробыла там год и намеревалась остаться навсегда, но семейные обстоятельства побудили вернуться на родину, а перед тем побывать на Канарских островах и в Португалии. В 1886 году Но пробовал в Сан-Рафаэле, в 1887 перебрался в муниципалитет Пирьяк-Сюр-Мер. В Барневиль-Картере он написал свой первый сборник стихов «Au seuil de l’espoir» («На пороге надежды») и в 1897 году издал его за свой счёт. Писатель часто менял места жительства. В 1898 он оказался на Мальорке, а затем — на Тенерифе. В Пуэрто-де-ла-Оротава начал писать роман «Враждебная сила» и закончил его в Андалусии. В 1903—1906 годах Но проживал в Сен-Тропе. В 1903 году, опять же, за свой счет, он опубликовал этот роман. Произведение не имело коммерческого успеха, не было даже отзывов, потому что автор не посылал критикам ни машинописных текстов, ни печатных экземпляров. Джон не зарабатывал на жительство своей литературной деятельностью, попросту писал в своё удовольствие. В 1906 Джон-Антуан Но перебрался в Алжир, а в 1909 — на Корсику и там прожил семь лет (дольше, чем где бы то ни было). В связи с событиями на Первой мировой войне с 1916 по 1917 находился в Париже, спустя переехал в Руан, после в Требуль, где и умер 17 марта 1918 года. Многие из его произведений не были опубликованы при жизни.
Гонкуровская премия
В декабре 1903 года Джона-Антуана Но наградили Гонкуровской премией за «Вражескую силу». Главный герой романа — поэт Филлип Вели, придя в себя в сумасшедшем доме, только со временем узнаёт, как и почему попал туда. Влюбившись в сумасшедшую пациентку, Филлип теряет её. В него вселяется существо с другой планеты. Избитый врачами, поэт сбегает из психиатрической клиники и странствует по свету, ища возлюбленную. Перед награждением Джон-Антуан Но печатался время от времени — в журналах (в частности в «La Revue blanche»), но его мало кто знал. Жюри Гонкуровской премии (Жорис-Карл Гюисманс, Октав Мирбо, Леон Доде, братья Рони, Поль Маргерит, Люсьен Деклав, Элемир Бурж, Леон Энник и Гюстав Жеффруа) проголосовали за присуждение награды всего шестью голосами против четырех. Зато в 1906 году Поль Леотро (французское имя — Paul Léautraud) сказал: «Гонкуровская премия вручалась только единственный раз, в самый первый, обладателем которой стал Но». Гораздо позже председатель жюри 1903 года Гюйсманс высказался, что «на сегодня это лучшее, что мы отмечали».
1861
Эрнст Теодор Бааш (немецкое имя — Ernst Theodor Baasch)
немецкий историк и публицист. Эрнст Теодор Бааш родился на севере Германии в городе Гамбурге, в весьма уважаемой купеческой семье. По окончании средней школы учился истории, географии и экономике в Берлине, Тюбингене и Марбурге. Одним из его учителей был Георг фон Белов (Georg von Below), с которым его на протяжении всей жизни связывала дружба. В 1888 году он был одним из добровольцев, которые работали в городском архиве Гамбурга. В том же году он стал сотрудником библиотеки, а после смерти Германа Отто Матсена в 1889 году торговая палата избрала его на должность главного библиотекаря (в то время весьма уважаемый пост). Умер в городе Фрайбург 29 декабря 1947 года.
Библиография: «Die Steuer im Herzogthum Baiern bis zum 1. landständischen Freiheitsbrief (1311)» (Гамбург, 1888); «Beiträge zur Geschichte der Handelsbeziehungen Hamburgs und Amerika» (Гамбург, 1892); «Hamburgsseeschiffahrt u. Ware nhandel» (Гамбург, 1893); «Hamburgs Convoyschiffahrt und Convoywesen. Ein Beitrag zur Geschichte der Schiffahrt und Schiffahrtseinrichtungen im 17. und 18. Jahrhundert» (Гамбург, 1896); «Hansestädte und Barbaresken» (1897); «Beiträ ge zur Geschichte des deutschen Schiffbaues und der Schiffbaupolitik» (Гамбург, 1899); «Hamburgs Handel und Verkehr im XIX Jahrhundert» (Гамбург, 1901); «Quellen zur Geschichte von Hamburgs Handel und Schiffahrt im 17., 18. und 19. Jahrhundert» (Гамбург, 1908—1910); «Die Handelskammer zu Hamburg 1665—1915» (Гамбург, 1915).

1865
Мэдисон Грант (Madison Grant)
американский адвокат, известный в основном своей деятельностью в области евгеники и охраны природы. Как евгенист, Грант написал одну из наиболее известных книг по «научному» расизму, включая «нордическую» идею («Конец великой расы», 1916), и активно участвовал в разработке жёстких законодательных ограничений иммиграции и межрасовых браков в США. Как защитнику дикой природы, Гранту ставится в заслугу спасение многих видов животных, основание различных природоохранных и филантропических организаций, а также внесение большого вклада в создание такой хозяйственной отрасли, как управление ресурсами дикой фауны. Грант родился в Нью-Йорке, старшим из четырёх детей в семье Габриэля Гранта (Gabriel Grant) — известного врача, участвовавшего в Гражданской войне в США в качестве военного хирурга, и Каролины Мэйнис (Caroline Manice) — потомка Джессэ де Фореста (Jesse de Forest), валлонского гугенота, в 1632 году возглавившего группу поселенцев, обосновавшихся в Новых Нидерландах. Первым родившимся в Америке предком Мэдисона Гранта со стороны отца был Ричард Трит (Richard Treat), ставший в 1630 году одним из первых пуританских поселенцев в Новой Англии. Среди предков Гранта по отцовской линии были: Роберт Трит (Robert Treat), колониальный губернатор Нью-Джерси; Роберт Трит Пэйн (Robert Treat Paine), один из подписавших Декларацию независимости; Чарльз Грант (прадед Мэдисона Гранта), служивший офицером в англо-американскую войну 1812 года; Габриэль Грант (отец Мэдисона Гранта), выдающийся врач и начальник службы здравоохранения города Ньюарк. За свою службу военным хирургом Второго нью-джерсийского добровольческого полка доктор Габриэль Грант был награждён медалью Почета. Во время битвы при Фэйр-Оукс Габриэль Грант под сильным обстрелом эвакуировал раненых с поля боя. Начальное образование Мэдисон Грант получил у частных репетиторов. Путешествовал с отцом по Европе и Ближнему Востоку. По возвращении в США поступил в Йельский университет и в 1887 году окончил его досрочно и с отличием (бакалавр искусств). Юридическое образование Грант получил в Школе права Колумбийского университета, по окончании которой он занимался адвокатской практикой, хотя его больше привлекала стезя натуралиста. Мэдисон Грант никогда не был женат и не имел детей. Умер в родном городе от нефрита 30 мая 1937 года и был похоронен на кладбище «Сонная лощина» в 48 километрах к северу от центра Манхэттена. На его похоронах присутствовало несколько сотен человек. Не имея наследников, Грант завещал 25 тысяч долларов Нью-Йоркскому зоологическому обществу на создание «Благотворительного фонда имени Гранта для защиты диких животных», 5 тысяч долларов — Американскому музею естественной истории и ещё 5 тысяч долларов — некоммерческой организации Boone and Crockett Club, основанной Теодором Рузвельтом в 1887 году и пропагандирующей этические принципы «честной охоты» на крупных диких животных. Мэдисон Грант был не только активным защитником природы. Он был также противником войны, сомневался в правильности империалистической политики и горячо поддерживал регулирование рождаемости.
«Экспансия протогерманских нордидов», карта из книги Мэдисона Гранта «Конец великой расы» (1916)
Нордизм
Грант получил широкую известность прежде всего как автор популярной книги «Конец великой расы» (1916) — тщательной и подробной работы по вопросам расовой гигиены, детально описывающей «расовую историю» Европы. Книга выразила обеспокоенность Гранта изменением расового состава иммигрантов в Америку в начале XX века: рост числа иммигрантов из Южной и Восточной Европы, тогда как ранее преобладали более «нордические» иммигранты из Западной и Северной Европы. Книга даёт расистскую интерпретацию современной Гранту антропологии и истории, рассматривая расу как основной двигатель цивилизации. Сходные идеи выдвигались в Германии Густафом Коссинной.
Грант пропагандировал идею «нордической расы» — не имеющей чёткого определения биологически-культурной группы, происходящей из Скандинавии — как культуртреггеров, основной группы, обеспечивающей прогресс человечества, что выражено в подзаголовоке книги: «Расовая основа европейской истории». Как убежденный евгеник, Грант выступал за вычленение, изоляцию и, в конечном счёте, устранение из человеческого генофонда, по его мнению, «нежелательных» характерных черт и «бесполезных расовых типов». Он считал необходимым поощрение, распространение и, в конце концов, восстановление желательных характерных черт, благоприятных для «нордического» общества, и «полезных расовых типов»:
«Жёсткая система отбора посредством устранения слабых телом или здоровьем — другими словами, социально неудовлетворительных субъектов — полностью разрешила бы этот вопрос за одну сотню лет, а также позволила бы нам избавиться от нежелательных элементов, переполняющих наши тюрьмы, больницы и психиатрические лечебницы. Сами такие субъекты могут получать от окружающих питание, образование и защиту на протяжении всей их жизни, но государство, используя стерилизацию, должно обеспечить пресечение их биологических линий, иначе на будущие поколения падёт проклятие в виде всё увеличивающегося гнёта потерявшей всякие ориентиры сентиментальности. Стерилизация — практичное, милосердное и неизбежное решение всей этой проблемы, и она может последовательно применяться ко всё более широкому кругу социальных отбросов — начиная во всех случаях с преступников, болезненных и сумасшедших, постепенно переходя к тем типам, которые можно назвать скорее слабаками, чем ущербными, и, в конечном счёте, возможно и на не имеющие никакой ценности расовые типы.»
В своей книге Грант рекомендовал сегрегацию «нежелательных» рас в специальных районах проживания, обеспечиваемую созданием в рамках системы общественного здравоохранения неправительственных организаций с квази-диктаторскими полномочиями. Он утверждал, что рост числа представителей «не-нордических» расовых типов в «нордической» системе, основанной на свободе, будет фактически означать рабскую зависимость от желаний, страстей и низменного поведения.
По его мнению, такое растление общества, в свою очередь, приведёт к подчинению «нордического» населения «качественно худшим» расам. Результатом этого будет падение исконных «нордических рас» на дно развращённой и бессильной системы, над которой доминируют «менее качественные» расы. Причём и одни, и другие окажутся под властью новой правящей расы.
«Нордическая» теория в формулировке Гранта была схожа со многими расовыми теориями XIX века, разделявшими человечество, в основном, на три основные ярко выраженные расы: европеоидную (с базовым ареалом в Европе), негроидную (с базовым ареалом в Африке) и монголоидную (с базовым ареалом в Азии). «Нордическая» теория предусматривала дальнейшее подразделение европеоидной расы на три части: «нордическую» (обитающую в Северной Европе и на других частях Европейского континента), альпийскую (чья территория включала в себя Центральную Европу и некоторые части Азии) и средиземноморскую (обитавшую в Южной Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке).
По мнению Гранта, нордики, вероятно, развивались в таком климате, который
«должно быть, налагал на ущербных жёсткие ограничения посредством суровой зимы и необходимости в трудолюбии и в предвидении в течение короткого лета для обеспечении себя пищей, одеждой и убежищем на большую часть года. Такие потребности в энергии при их длительном наличии приводят к образованию сильной, жизнеспособной и самодостаточной расы, которая будет неизбежно побеждать в бою те нации, слабые элементы которых не были предварительно вычищены настолько же суровыми условиями окружающей среды (страница 170).»
Грант выдвигал аргументы в пользу того, что наиболее вероятным регионом формирования «прото-нордического» человека перед его миграцией на север в Скандинавию были Восточная Германия, Польша и Россия.
По его гипотезе нордики были Homo europaeus, или «белыми людьми» в полном смысле этого слова. Во всех местах своего обитания нордики демонстрируют уникальные характеристики: высокиц рост, волнистые тёмно-русые или белокурые волосы; голубые, серые или светло-карие глаза; светлую кожу; высоко расположенный, узкий и прямой нос; вытянутый череп, а также густую шевелюру и оволосение по мужскому типу". Альпийцев Грант полагал низшей из трех европейских рас, а нордиков — вершиной цивилизационного развития:
«Во всём мире нордики — это раса солдат, моряков, искателей приключений и исследователей, но превыше всего — раса правителей, организаторов и аристократов, ярко контрастирующая с преимущественно крестьянских характером альпийцев. Рыцарство и благородство, как и их пока ещё существующие, хотя и значительно ослабленные эквиваленты, являются характерными «нордическими» чертами, а распространённые среди европейцев феодализм, классовые различия и расовая гордость прослеживаются, по большей части, к их истокам на Севере.»
Будучи знакомым с теорией «нордической» миграции в Средиземноморье, Грант, похоже, отвергает эту теорию, как объяснение высокого уровня развития греко-римской цивилизации:
«Умственные характеристики средиземноморской расы хорошо известны, и эта раса, будучи по своей физической силе слабее как нордиков, так и альпийцев, вероятно, превосходит их, в особенности альпийцев, в области интеллектуальных достижений. В области искусства превосходство средиземноморцев над двумя другими европейскими расами является бесспорным.»
Северную Африку Грант рассматривал, как часть европейского Средиземноморья:
«Как сейчас, так и во все времена, начиная с третичного периода, территория Африки к северу от Сахары с точки зрения зоологии является частью Европы. Это справедливо как в отношении животных, так и в отношении человеческих рас. В настоящее время берберы Северной Африки расово идентичны испанцам и жителям юга Италии.»
И все же, несмотря на признание способностей средиземноморцев к искусству, далее Грант пишет о возможной зависимости достижений средиземноморцев от нордических идеалов и нордической структуры общества:
«Эта раса дала миру великие цивилизации Египта, Крита, Финикии и Карфагена, Этрурии и Микенской Греции. Она дала нам, смешавшись с нордическим элементом и воодушевившись им, наиболее великолепную из цивилизаций — древнюю Элладу и наиболее долговечную из политических организаций — Римское государство. Теперь трудно сказать, насколько средиземноморская раса вошла в кровь и цивилизацию Рима, однако, традиции Вечного города, его любовь к организованности и закону, его военная эффективность, также как и римские идеалы семейной жизни, верности и правды — все чётко указывает на их скорее нордическое, чем средиземноморское происхождение.»
По мнению Гранта, современное ему состояние нордиков было плачевным вследствие их отказа от культурных ценностей, коренящихся в исконном религиозном или суеверном расовом чувстве. Нордики оказались на грани «расового суицида», обусловленного смешанными браками и низкой рождаемостью сравнительно с качественно худшими расами, которые не упускали возможности воспользоваться таким положением дел. Книга была необычайно популярна, выдержала несколько переизданий в США, была переведена на несколько языков, в том числе, в 1925 году, на немецкий. К 1937 году в США было продано 16 тысяч её экземпляров. Стивен Гулд назвал книгу «Конец великой расы» наиболее влиятельным трактатом американского научного расизма. В 1920—1930-х годах «нордическая» теория нашла широкую поддержку среди сторонников движения расовой гигиены в Германии. Они обычно использовали термин «арийцы» вместо «нордики», хотя один из главных идеологов нацизма Альфред Розенберг предпочитал термины «арийско-нордический» или «нордическо-атлантский». Работа Гранта была с восторгом встречена сторонниками национал-социализма в Германии, и после прихода нацистов к власти эта книга была первой напечатанной ими книгой иностранного автора. «Эта книга — моя Библия» — так написал Адольф Гитлер в своём письме Мэдисону Гранту. Книга Гранта считалась одной из наиболее влиятельных и мощных американских работ по научному расизму и евгенике. Одним из постоянных оппонентов Гранта был антрополог Франц Боас, к которому Грант испытывал неприязнь и увольнения которого из Колумбийского университета он пытался добиться в течение нескольких лет. Боас и Грант вели жёсткую борьбу за контроль над американской антропологией, хотя после Первой мировой войны они оба стали (наряду с другими лицами) членами Комитета по антропологии Национального Исследовательского Совета США. В то время Грант — несмотря на свой не совсем профессиональный статус — представлял «наследственную школу» физической антропологии и вёл непримиримую борьбу с Боасом и его учениками, выступавшими с позиций культурной антропологии. В конечном счёте Боас со своими учениками отобрали у Гранта и его сторонников контроль над Американской антропологической ассоциацией и использовали эту организацию, как флагман пропаганды своих воззрений на антропологию. В ответ на это и в качестве альтернативы Боасу Грант вместе с американским евгеником и биологом Чарльзом Девенпортом основал в 1918 году «Гальтоновское общество».
Борьба с иммиграцией
Грант был сторонником уменьшения иммиграции в США путём ограничения иммиграции из Восточной и Южной Европы, а также полного запрета иммиграции из Восточной Азии. Он пропагандировал очищение населения страны посредством селекции. С 1922 года и до своей смерти Грант являлся вице-президентом Лиги за ограничение иммиграции. В качестве привлечённого эксперта Грант подготовил расовую статистику, использованную при принятии Закона об ограничении иммиграции от 1924 года, установившего иммиграционные квоты для некоторых европейских стран. Уже после принятия этого закона Грант не скрывал раздражения по поводу того, что ежегодно небольшое количество «не-нордиков» всё же получало право на въезд в США. Также Грант содействовал принятию и исполнению нескольких законов, направленных против смешанных браков, в частности Закона штата Вирджиния о расовой чистоте от 1924 года, которым Грант хотел кодифицировать собственную версию «правила одной капли крови». Несмотря на исключительную влиятельность в законодательном продвижении своей расовой теории, в 1930-х годах Грант стал терять популярность в США. Снижение интереса к его деятельности связывалось как с последствиями Великой депрессии, вызвавшими негативную реакцию широкой общественности на социал-дарвинизм и связанные с ним теории, так и с изменением динамики расовых проблем в США в межвоенный период. В результате «Великого переселения» афроамериканцев из южных в северные и западные штаты США на первый план выдвинулась «двухрасовая» (чёрные против белых) теория ученика Гранта Лотропа Стоддарда, которая привлекала больше внимания, чем вопрос разделения населения Европы на расовые группы. Снижению популярности Гранта среди интеллектуалов также способствовал приход к власти в Германии нацистов, поскольку их открыто расистские теории были сходны с теориями Гранта, что ставило его в неловкое положение ещё до того, как нацистская Германия оказалась в состоянии войны с США.
Защита природы
Грант был близким другом нескольких президентов США, включая Теодора Рузвельта и Герберта Гувера, а также активным защитником природы. Ему в заслугу ставится спасение от исчезновения многих видов живых организмов и совместное с Фредериком Бернхемом, Дж. Мерриамом и Генри Осборном создание в 1918 году Лиги «Спасти Секвойю». Также он принимал участие в разработке первых законов об оленьей охоте штата Нью-Йорк, которые со временем были приняты и в других штатах США. Грант был создателем такой отрасли хозяйства, как управление ресурсами дикой фауны; участвовал в основании Бронксского зоопарка, строительстве бульвара Bronx River Parkway, внёс вклад в спасение американского бизона, организовав «Общество американского бизона»; был одним из создателей национальных парков Глейшер и Денали. В 1906 году, будучи секретарем Нью-Йоркского зоологического общества, он настойчиво предлагал поместить конголезского пигмея Ота Бенга в Бронксском зоопарке рядом с человекообразными обезьянами. В 1920-х — 1930-х годах Грант был членом правления многих евгенических и филантропических обществ, включая попечительский совет Американского музея естественной истории. Занимал пост директора Американского евгенического общества и пост вице-президента Лиги за ограничение иммиграции, был одним из основателей Гальтонского общества и одним из восьми членов Международного комитета по евгенике. В 1921 году он был награждён золотой медалью Общества искусств и наук. В 1931 году Управление парков штата Калифорния посвятило самое большое в мире дерево (находившееся в городе Дайервиль) Гранту, Мерриаму и Осборну в знак признания их усилий по защите природы. Также в честь Гранта был назван вид оленей карибу (Rangifer tarandus granti), известный под названием «карибу Гранта». С 1893 года Грант был членом охотничьего клуба Boone and Crocket Club, где он подружился с президентом Теодором Рузвельтом. С 1925 года и до своей смерти Грант возглавлял Нью-Йоркское зоологическое общество. Как считает историк Дж. Спиро (Jonathan Spiro), природоохранная и евгеническая деятельность Мэдисона Гранта имели определённую взаимосвязь — защита природы и евгеника были символами движения прогрессивизма, зародившегося в начале 1920-х годов, и обе они предполагали необходимость в разумном руководстве при решении насущных задач. По мнению Гранта, природные ресурсы нуждались в их сохранении для нордической расы и только для неё. Грант относился к нордической расе с такой же любовью, с какой он относился к исчезающим видам растений и животных, и считал, что современное ему индустриальное общество настолько же сильно угрожает существованию нордической расы, насколько оно угрожает существованию секвойи. Подобно многим евгеникам Грант считал современную цивилизацию нарушением принципа естественного отбора, проявлявшимся как в виде чрезмерной вырубки лесов, так и в виде выживания бедных при помощи социальной защиты или благотворительности.
Историческое наследие
Грант стал частью американской массовой культуры 1920-х годов, в особенности это было характерно для Нью-Йорка. Его позиция защитника природы и его увлечение зоологической естественной историей сделали Гранта весьма влиятельной личностью среди нью-йоркской элиты, которая была согласна с его идеями, в особенности это касалось Теодора Рузвельта. Френсис Скотт Фитцджеральд в «Великом Гэтсби» упомянул Гранта в эпизоде, где Том Бьюкенен — муж Дейзи Бьюкенен, основной героини романа, читал книгу «Возвышение цветных империй» за авторством «этого Годдарда», в которых угадывается объединение книг «Конец великой расы» и «Волна цветных, поднимающаяся против господства белых над миром», написанных Грантом и его коллегой Лотропом Стоддардом. Грант написал предисловие к книге Стоддарда.
«Цивилизация разваливается на части, — сказал вдруг Том с немалой страстью. Я уже стал отчаянным пессимистом по поводу всего этого. Вы читали „Возвышение цветных империй“ этого Годдарда?
Нет, а что? — ответил я немало удивленный его тоном.
Это хорошая книга, и её следует прочитать каждому. В ней говорится о том, что если мы не будем начеку, то белая раса… её просто захлестнёт и потопит. Это научное исследование, там всё доказано.
Том становится очень глубокомысленным, — сказала Дейзи тоном одновременно беззаботным и печальным. Он читает умные книги, в которых длинные слова. Как там было?..
Это всё научные книги, — настаивал Том, бросив на неё нетерпеливый взгляд. Там автор все объяснил: если мы, как доминантная раса, потеряем бдительность, то командовать начнут другие расы.
Мы должны сломить их, — прошептала Дейзи, ожесточенно моргая, но не отворачиваясь от палящего солнца.
Вам бы следовало жить в Калифорнии… — начала мисс Бейкер, но Том прервал её, начав ворочаться в своём кресле.
Идея заключается в том, что мы — нордики. И я, и вы, и вы, и… — после краткого мига колебания он лёгким кивком причислил к нордикам и Дейзи, которая ещё раз подмигнула мне. …И мы создали все то, что составляет цивилизацию — ну, науку, искусство и всё такое. Понимаете?
В его одержимости этой идеей было нечто беспомощное, как будто его самоуверенности, заметно возросшей по сравнению с былыми временами, ему самому было уже недостаточно.»
В мае 1921 года, вскоре после своей первой неудачной поездки в Европу, Фитцджеральд писал американскому литературному критику Эдмунду Вильсону:
«Проклят будь европейский континент. Он интересен только как антиквариат. Риму осталось всего несколько лет до участи Тира и Вавилона. Негры тонкой змейкой ползут на север, чтобы осквернить нордическую расу. Итальянцы уже стали неграми в душе. Поставьте препоны иммиграции и впускайте только скандинавов, тевтонов, англосаксов и кельтов. От Франции меня тошнит. Её глупое позёрство — как будто она есть нечто, что мир просто обязан спасти… Совершенно напрасно — я думаю — Англия и Америка не позволили Германии завоевать Европу. Лишь так можно было бы спасти это сборище старых шатающихся развалин.»
Фицтджеральд признавал, что в этих словах сквозит расизм, и — казалось — сам испытывал к этому отвращение. Он писал: «Моя реакция была насквозь обывательской, анти-социалистической, провинциальной и расово-чванливой». Тем не менее, он продолжал в том же духе: «Наконец, я поверил в бремя белого человека. Мы настолько же выше современного француза, насколько тот выше негра. Даже в искусстве! Да и во всём».
Адольф Гитлер очень благожелательно отзывался о книге «Конец великой расы». В начале 1930-х годов он написал Гранту типичное письмо восторженного поклонника, в котором назвал книгу Гранта «своей Библией». В ходе послевоенных Нюрнбергских процессов книга Гранта приводилась в качестве доказательства защитой Карла Брандта, личного врача Гитлера и руководителя нацистской программы эвтаназии. Защита хотела оправдать расовую политику нацистской Германии или хотя бы показать, что её идеологические основы не были уникальными. Работы Гранта по «научному» расизму цитировались с целью демонстрации того, что связываемый с нацистской Германией набор идей, базирующихся на геноциде и евгенике, имеет вовсе не исключительно германское происхождение, и что многие из таких идей развивались в других странах, включая США. Вследствие широких связей Гранта и его дружбы с влиятельными людьми на него часто указывали, как на пример наличия в США расовой ветви евгенической философии, имевшей определённое влияние до начала Второй мировой войны. Из-за того, что работы Гранта в области евгеники были использованы руководителями нацистской Германии в своих целях, деятельность Гранта в области охраны природы стала в какой-то степени игнорироваться и скрываться, поскольку многие организации, с которыми Грант был когда-то связан (такие как Sierra Club), стремились свести эту связь к минимуму. Андерс Брейвик упомянул Мэдисона Гранта в своём обращении «2083: Европейская декларация независимости», в которой Брейвик говорит о необходимости сохранения «нордической расы» и критикует смешанные браки.
1865
Константин Иванович Гучков
российский банкир и предприниматель, младший из четырёх братьев-предпринимателей Гучковых. Возглавлял «Московское городское общество взаимного от огня страхования», состоял членом правления «Московского частного коммерческого банка» и «Московского учётного банка».
Родился в Москве, в семье купца Ивана Ефимовича Гучкова, потомственного почётного гражданина. К.И.Гучков женился (в конце 1890-х) на Варваре Ильиничне Зилоти (1868—1939), сестра которой Мария была замужем за его братом А.И.Гучковым. В браке у К.И.Гучкова было трое детей: сыновья Владимир и Юрий, дочь Наталия, чья внучка Екатерина Максимова стала выдающейся балериной. После революции Константин Иванович оказался в эмиграции вместе с младшим сыном (Владимиром), служившим в белой армии. А его жена (Варвара Ильинична) со старшим сыном Юрием и дочерью Наталией остались в России. Константин Гучков умер в эмиграции в Париже 14 сентября 1934 года и был похоронен на Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Некоторые объекты подмосковного города Дедовск носили название по фамилии Гучкова. Константин Гучков купил землю рождественского помещика Иллариона Толстого при деревне Дедово рядом с Московско-Виндавской железной дорогой. Южнее нынешнего города Гучков построил усадьбу. В 1911 году он продал 90 гектаров земли за сумму около 100 тысяч рублей акционерному обществу прядильно-ткацкой фабрики, вокруг которой позднее разросся город Дедовск. В обиходе он долгое время назывался «Гучково». По другую сторону от железной дороги одновременно с фабрикой построили керамический завод, получивший название «Гучковского». До 1965 года название «Гучково» сохраняла железнодорожная станция около ткацкой фабрики.

К.И.Гучков с женой (1890)
Семья
Отец — Иван Ефимович, совладелец торгового дома «Гучкова Ефима сыновья», купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник, председатель Совета Московского учётного банка, почётный мировой судья. Мать — Корали Петровна Вакье; француженка, которую Иван Ефимович во время поездки во Францию отбил у её мужа. Бывшая гувернантка. Перешла в православие, и её дети по паспорту числились уже православными.
Брат — Николай Иванович (1860—1935) — московский городской голова (1905—1912), действительный статский советник. Брат — Фёдор Иванович (1860—1913) — брат-близнец Н.И.Гучкова, один из создателей «Союза 17 октября», фактический руководитель газеты «Голос Москвы». Брат — Александр Иванович (1862—1936) — российский политический и государственный деятель, лидер партии «Союз 17 октября». Председатель III Государственной думы (1910—1911), член Государственного совета, Председатель Центрального военно-промышленного комитета (1915—1917). Военный и временно морской министр Временного правительства (1917). Жена — Варвара Ильинична, урождённая Зилотти (Зилоти) (1868—1939), сестра которой Мария была замужем за А.И.Гучковым, брат, профессор Московской консерватории А.И.Зилотти, был женат на дочери и наследнице П.М.Третьякова, брат, генерал-майор С.И.Зилотти, был заместителем начальника Главного морского штаба, двоюродный брат Сергей Васильевич Рахманинов — известным композитором и венчурным инвестором. Дети — Юрий, Владимир и Наталия (Шпет) (1892—1956).
Литература: Статья Гучков Константин Иванович из книги Российское зарубежье во Франции 1919-2000. Л.Мнухин, М.Авриль, В.Лосская. Москва. Наука; Дом-музей Марины Цветаевой. 2008 — Том 1, Страница 452. на сайте Дома-музея Марины Цветаевой

1865
Отто Экман (немецкое имя — Otto Eckmann)
живописец, график, мастер книжной иллюстрации и проектировщик мебели немецкого югендстиля. Отто Экман родился в Гамбурге, учился в коммерческом училище, затем в Гамбургской Школе художественных ремёсел (Kunstgewerbeschule), продолжал образование в Нюрнбергской академии художеств. В 1885—1890 годах учился в Мюнхенской академии художеств. До 1894 года Экман успешно работал в качестве живописца, преимущественно в жанре пейзажа. С 1894 года увлёкся изучением японской гравюры и техники цветной ксилографии (многокрасочной гравюры на дереве). Также под влиянием японского искусства Экман работал в книжной графике, проектировал мебель, создавал рисунки для набивных тканей. Именно Экман успешно соединил характерные для культуры модерна флоральные (растительные) мотивы северной природы с приёмами японской графики, что со временем стало характерной чертой немецкого югендстиля. Отто Экман сотрудничал с многими архитекторами-декораторами югендстиля и раннего конструктивизма: Б.Панкоком, Г.Обристом, Р.Римершмидом. Отто Экман с 1895 года работал в качестве художника-иллюстратора в литературно-художественном журнале Pan, с 1896 года был постоянным сотрудником и одним из авторов журнала Jugend. Сотрудничал в немецких издательствах (Cotta, Diederichs, Scherl and Seemann, S.Fischer Verlag). Разработал логотип журнала "Неделя" (Die Woche). Отто Экман в 1900—1902 годах, до прихода Петера Беренса, сотрудничал с Всеобщей электрической компанией (AEG). Будучи сотрудником Школы художественного текстиля Шерребек, художник создал эскиз тканого настенного полотна «Пять лебедей», ставшего одним из символов немецко-австрийского югендстиля. Экман преподавал декоративное искусство в Берлинской художественной школе и рисунок в Мюнхенской академии художеств. По заказу Карла Клингспора, руководителя литейного цеха типографского производства в Оффенбахе, в 1899 году О.Экман разработал новую гарнитуру немецкого алфавита, известную под названием "экманский шрифт", ставшую наиболее распространённым шрифтом югендстиля. В 1902 году О.Экман создал серию рисунков для «шоколадного короля» Людвига Штольверка за гонорар в 1000 рейхсмарок. Отто Экман скончался от туберкулёза в Баденвайлере в 1902 году.

Похоронен на Ольсдорфском кладбище (южный похоронный форум) в Гамбурге.
В честь художника названа одна из улиц его родного города (Eckmannsweg).
Литература: Hans H. Hofstätter: Geschichte der europäischen Jugendstilmalerei. Ein Entwurf. Köln 1977 (6. Aufl.), ISBN 3-7701-0246-0, pp. 28f., 167, 229.
Галерея
Обложка журнала «Jugend» работы О.Экмана, 1896

«Лесное озеро»
«Пять лебедей», 1897
«Лилии».
[565x700]
1866
Ндре Мьеда (албанское имя — Ndre Mjeda)
албанский поэт, лирик, лингвист, католический священник, член монашеского ордена иезуитов. Родился в Шкодере, в бедной крестьянской семье. C 1880 по 1887 год изучал литературу в Картузианском монастыре в Валенсии (Испания), риторику, латинский и итальянский языки в Иезуитском коллежде в Далмации, в Папском Григорианском университете в Риме и в Григорианском колледже в Кьери (Италия). Во время своего обучения начал писать стихотворения. С 1887 по 1891 год преподавал музыку в Кремоне в Колледже «Marco Girolamo Vida». В это же время занимался переводом на албанский язык католической религиозной литературы. Позднее отправился в Краков, где изучал философию и филологию в Иезуитском колледже, по окончании которого отправился в Далмацию, где работал библиотекарем в Григорианском колледже в Кральевице. В этом же колледже преподавал логику и метафизику. В 1898 году был исключён из профессорского состава после конфликта между Австро-Венгрией и Ватиканом. В 1887 году основал литературный журнал «Agimi» (Свет). Переехав в Шкодер, работал в Литературной комиссии в австро-венгерской администрации.

Почтовая марка Албании, посвящённая 100-летию со дня рождения Ндре Мьеда
После обретения независимости принимал активное участие в политической жизни страны, был членом албанского парламента (1921—1924). За патриотические мотивы, содержавшиеся в его первой поэме «Плач соловья» (1887), он был арестован турецкими властями. После поражения правительства Ноли ушёл из политической деятельности и стал служить настоятелем в католическом приходе в населенном пункте Кукель и преподавать албанский язык и литературу в Иезуитском колледже. Умер в родном городе 1 августа 1937 года.
Творчество:
В 1917 году вышел сборник стихов и поэм «Ювеналия», в который кроме «Плача соловья», вошли патриотические произведения «Истощённый», «Мечта жизни», «Тоска по родине», «Могила Скандербега» и др. Известны также его поэмы «Лисус», «Скутари» (незаконченная), «Свобода», в которой поэт выступает против иностранного засилья в албанскую жизнь и экономику и против местных властей. Также Ндре принадлежит ценный лингвистический труд «Замечания об артикулах собственных местоимений албанского языка» (1934).
Сочинения: Vjersha dhe poema, Tiranе, 1953; в русском переводе — Стихотворения и поэмы, Москва, 1959.
Литература: Historia е letеrsisе shqipe, v. 2, Tiranе, 1959.