• Авторизация


18 ноября родились... 18-11-2025 07:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Троицкий (700x522, 165Kb)
1900
Николай Владимирович Троицкий
советский архитектор, в основном работавший в Воронеже. Родился в городе Воронеж, Российская империя, в семье служащего городского страхового общества Владимира Макариевича Троицкого и Софьи Васильевны, урожденной Ильинской. В 1917 году окончил Воронежское реальное училище. В сентябре 1918 года вступил добровольцем в РККА. В ноябре 1918 года зачислен на физико-математический факультет ВГУ, в 1920 году — поступил на строительное отделение Воронежского практического института. Вскоре перевёлся в Петроградский институт гражданских инженеров. Закончив его в 1927 году, приобрёл квалификацию архитектора. Тогда же устроился в службу пути управления ЮВЖД, где проработал десять лет. В годы Великой Отечественной войны участвовал в организации обороны Воронежа. Осенью 1943 года назначен главным архитектором города. На этой должности руководил восстановлением Воронежа. Своеобразным символом восстановления города стало перестроенное им здание управления ЮВЖД в новых классических формах. Преподавал (профессор) в ВИСИ. Умер в родном городе 13 февраля 1984 года. Похоронен в Воронеже на Юго-Западном кладбище.
Избранные постройки
Троицкий01 (525x700, 459Kb)
Надстроенное здание Коммерческого банка
В Воронеже: Жилой дом на 70 квартир (Гармошка), улица К.Маркса, 1928—1929; Здание управления ЮВЖД, 1928—1929; Анатомикум ВГУ, 1930—1931; Учебный корпус ВИСИ, 1932—1934; Здание управления строительством магистрали Москва — Донбасс, 1932—1934; Надстройка здания Коммерческого банка, 1934; Дом учёных, 1937; Здание управления ЮВЖД, 1948—1952; Учебный корпус инженерно-строительного института, 1948; Жилой дом на 100 квартир, площадь Ленина.
Троицкий02 (700x525, 409Kb)
Здание управления ЮВЖД
Библиография: Троицкий Н.В. Воронеж. — Москва : Госстройиздат, 1959. — 120 страниц. — (Архитектура городов СССР). — 5000 экземпляров.
Троицкий03 (700x525, 438Kb)
д. 7
Память
Мемориальная доска на доме 7 по улице Освобождения Труда. Именем архитектора назван квартал новых домов между улицами Шишкова и Ломоносова. На аллее Троицкого размещен памятник. Автором памятника выступил народный художник РФ, педагог, профессор, председатель правления Санкт-Петербургского отделения Союза художников РФ, член Президиума Российской академии художеств, ректор Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Альберт Чаркин. Литература: Гордость российской архитектуры: история здания управления Юго-Восточной железной дороги. — Воронеж: Юго-Восточная железная дорога, 2008.

Roparz_Hemon (571x700, 405Kb)
1900
Ропарз Эмон (бретонское имя — Roparz Hemon)
бретонский писатель и учёный. Автор многочисленных словарей, книг по грамматике, сборников поэм и коротких рассказов. Основатель литературного журнала «Gwalarn», в котором в течение 1920-х — 1930-х годов публиковались работы молодых авторов из Бретани. Родился в городе Брест, департамент Финистер, Франция. Основал литературный журнал «Gwalarn». В годы Второй мировой войны служил во французской армии, где получил ранение и был пленён немцами. В августе 1940 года вернулся из концлагеря в Брест, возродил журнал «Gwalarn». В ноябре 1940 года был назначен директором программ бретоноязычного радио «Radio Roazhon-Breizh», которые еженедельно выходило в рамках национал-социалистической пропаганды. С 1941 года руководил изданием еженедельного журнала «Arvor». В октябре 1942 года Эмон был назначен немецким языковедом Лео Вайсгербером помощником в вопросе создания Кельтского института Бретани («Framm Keltiek Breizh»). После освобождения Франции Эмон бежал в Германию, где был заключён под стражу. После года тюремного заключения был приговорён французским судом к десяти годам «национального разжалования» (французское название — Dégradation nationale) за «национальную непригодность» (французское название — Indignité nationale). В 1947 году Эмон эмигрировал в Ирландию, где плодотворно работал в Институте специальных исследований (“Savadur an imbourc'hioù araokaet”). Больше никогда не возвращался в Бретань. Умер в городе Дублин, Ирландия, 29 июня 1978 года. Похоронен в родном городе.

1901
Джордж Гораций Гэллап
американский специалист в области исследования общественного мнения, основатель и руководитель Института Гэллапа (ныне – Организация Гэллапа). Умер в 1984 году.

1901
Чарльз Эдвард Кемп (Charles Edward Kemp)
британский шахматный композитор, международный арбитр по шахматной композиции (1964). Умер 9 ноября 1986 года.

1901Popov_Yakov_Aleksandrovich1 (487x700, 116Kb)
1901
Яков Александрович Попов
бригадир бетонщиков строительно-монтажного управления №5 треста «Уралалюминстрой» Свердловского совнархоза. Родился в станице Невинномысская Баталпашинского отдела Кубанской области (ныне – город Невинномысск Ставропольского края) в крестьянской семье. Русский. С 1927 года участвовал в строительстве Магнитогорского комбината. С 1934 года работал бетонщиком в строительно-монтажном управлении №5 (СМУ-5) строительного треста «Уралалиминстрой» в городе Каменск-Уральский Свердловской области. Принимал участие в строительстве Красногорской ТЭЦ, электролизного и глинозёмного цехов Уральского автомобильного завода. В 1947 году был переведён в город Касли Челябинской области на строительство фабрики. В 1948 году возвратился в Каменск-Уральский, где участвовал в строительстве Байновского моста, заводских и жилых объектов. Позднее был назначен бригадиром бетонщиков СМУ-5. Руководимая им бригада ежегодно перевыполняла производственные задания и досрочно выполнила планы шестой пятилетки (1956-1960) за 2 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1958 года за выдающиеся успехи, достигнутые в строительстве и промышленности строительных материалов, Попову Якову Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1959 году бригаде Я.А.Попова было присвоено звание бригады коммунистического труда. Являясь наставником молодёжи, обучил многих будущих мастеров и бригадиров. Большинство подчиненных по инициативе бригадира владели несколькими профессиями одновременно. Универсализм ускорял работу при запуске объектов, позволял избежать простоев. Молодые кадры, пополнявшие бригаду, перенимали опыт по освоению новых профессий (кровельщики, каменщики, асфальтировщики). В результате любая задача выполнялась успешно. Руководил бригадой до выхода на пенсию. Жил в городе Каменск-Уральский. Умер 9 июня 1961 года. Похоронен на Волковском кладбище (старом) Каменска-Уральского. Награждён орденом Ленина (9 августа 1958), медалями.

1901
Брюс Хамберстоун
американский режиссер.

1901
Шантарам
индийский режиссер. В 1920 г. был членом студии-коммуны «Махараштра-фильм», выпускавшей фильмы, посвященные национальным героям Индии. В 1926 г. дебютировал как режиссер исторического фильма «Вождь Палкар». В 1929 г. основал собственную киностудию «Прабхат филм». Исторические фильмы «Гопал Кришна», «Чандарсена» (оба в 1929), «Царь Айодхьи» (1931, его первый звуковой фильм) отражали национальные традиции и достоверно изображали исторический материал. Фильмы «Добытый нектар» (1934) и «Неугасимое пламя» (1936) были первыми индийскими фильмами, демонстрировавшимися на Международном кинофестивале в Венеции. В этих фильмах содержалась критика обычаев, сохранившихся со времен феодализма. Эта направленность усилилась в последующих фильмах: «Жизнь дана для жизни» (1935), «Не ждали» (1936), «Соседи» (1939). В 1946 г. поставил фильм «Путешествие доктора Котниса» (снимался в главной роли). Дальнейшее творчество режиссера характеризуется возвращением к исторической теме. В 1948 г. экранизировал классическую драму «Шакунтала», в 1949 г. поставил фильм «Бессмертная песня» о поэте Хоне Джи. Почетный президент Союза кинопродюсеров Индии.

[485x699]
1902
Константин Петрович Казаков
советский военачальник, Маршал артиллерии. Родился в городе Тула, в семье рабочего-оружейника. Окончил Тульское городское училище. Начал свою трудовую деятельность на Тульской литейной фабрике промывщиком литья в 1914 году, а в 1915 году начал работать слесарем на Тульском оружейном заводе. В 1921 году был направлен на учёбу в Военную объединённую школу имени ВЦИК. В 1923 году было присвоено звание красного командира. С 1923 года по 1931 служил частях Московского военного округа в Орле и Белгороде: прошёл путь от командира взвода до командира батареи. В 1931 году вернулся в училище командиром батареи, закончил вечернее отделение Академии имени М.В.Фрунзе. В 1938 — 1939 годах преподавал во 2-м Московском артиллерийском училище. С августа 1938 года по март 1941 года служил военным советником в Испании и Китае. Великую Отечественную войну Казаков начал в должности командира 331 гаубичного артиллерийского полка в Житомире. Воевал на Юго-Западном, Западном, Сталинградском, Донском, Воронежском фронтах, в 1942 — 1944 годах был начальником оперативного отдела штаба Главного управления начальника артиллерии Красной Армии. В 1944 — 1945 годах командовал артиллерией 2-ой Ударной армии Ленинградского и 2-го Белорусского фронтов. В 1944 году был тяжело ранен. После излечения участвовал в разгроме немецко-фашистских войск на территории Германии. Войну закончил в звании генерал-майора на острове Рюген. В мае 1945 года К.П.Казаков был назначен командующим артиллерией 1-ой Отдельной Особой Краснознамённой армии на Дальнем Востоке. Участвовал в разгроме японской Квантунской армии на Харбинском направлении. После капитуляции Японии в звании генерал-лейтенанта был назначен комендантом Харбина. В 1948 году К.П.Казаков окончил Высшие академические курсы Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. С июня 1948 года по май 1951 года он командова артиллерией Северной группы войск в Польше, с мая 1951 года по апрель 1953 года артиллерией Приморского военного округа на Дальнем Востоке, с апреля 1953 года по сентябрь 1954 года артиллерией Центральной группы войск в Австрии. В 1954 — 1958 годах Казаков командовал 1-ой Армией противовоздушной обороны особого назначения. Ему было присвоено звание генерал-полковника артиллерии. В 1958 — 1960 годах Казаков командовал зенитно-реактивными войсками и зенитной артиллерией Противовоздушной обороны СССР. С июля 1960 года по март 1963 года в должности командующего зенитными ракетными войсками и Члена Военного Совета ПВО страны. Воинское звание маршала артиллерии К.П.Казакову было присвоено 28 апреля 1962 года. В 1963 — 1969 годах назначен командующим ракетными войсками и артиллерией и Членом Военного Совета Сухопутных войск. С июля 1969 Казаков был Военным инспектором-советником Группы Генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. Скончался 25 августа 1989 года.

1902
Михась (Михаил) Антонович Машара
белорусский советский писатель. Член КПСС с 1943. Родился в деревне Тоболы, ныне Витебской области, в бедной крестьянской семье. Машаре принадлежат сборники стихов: "Рисунки" (1928), "На солнечный берег" (1934), "Накануне весны" (1935), "Из-под крыш соломенных" (1937), "Белорусии" (1944), "Сквозь грозы" (1948), "Моя озерная страна" (1962) и другие, поэмы "Смерть Кастуся (1934), "Мамкина горка" (1936) и другие. Автор романов "Крэсы борются" (1966), "Солнце за решеткой" (1968), "Лукишки" (1970) - о борьбе трудящихся Западной Белоруссии за свои права. Известен также как переводчик. Награжден 2 орденами, а также медалями. Скончался 7 июня 1976 года. Сочинения: Ад родных аселiц, Miнск, 1959; Вершы, Miнск, 1971. Литература: Клimкoвiч М., Mixacь Машара, в его книге: Лiтаратурна-крытычныя артыкулы, Miнск, 1962; Пicьменнiкi Савецкай Беларусi. Кароткi бiябiблiяграфiчны даведнiк, Miнск, 1970.

1903Brinkel_Pavel_Fed (506x700, 93Kb)
1903
Павел Порфирьевич Брикель
командир 6-й гвардейской кавалерийской дивизии 3-го гвардейского кавалерийского корпуса 2-го Белорусского фронта, гвардии генерал-майор. Родился в селе Малая Рублёвка Котелевского района Полтавской области, в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1926 года. Работал в родном селе. В 1920 году добровольцем вступил в Красную Армию. Служил в кавалерийских войсках. Принимал участие в Гражданской войне. Воевал против махновцев. В 1922 году после ранения вернулся в родное село, где работал секретарём сельского Совета, а затем секретарём райисполкома. В 1925 году окончил два курса геодезического института и был снова призван в ряды Красной Армии. В 1928 году окончил кавалерийскую школу, в 1935 году — курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-политической академии имени В.И.Ленина. Командовал взводом, эскадроном, полком. В боях Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Воевал на Юго-Западном, Донском, Сталинградском, Калининградском, 1-м Прибалтийском, 2-м Прибалтийском, 1-м Белорусском и 2-м Белорусском фронтах. Был дважды ранен. В Сталинградской битве, во время проведения Витебской операции, в боях за освобождение Смоленска и Гродно, в ожесточенных схватках с фашистскими гарнизонами в Восточной Пруссии и Померании воины 6-й гвардейской дивизии покрыли себя немеркнущей славой. 27 апреля 1945 года 6-я гвардейская кавалерийская дивизия под командованием генерал-майора П.П.Брикеля, переправившись через Одер и обогнав пехоту, умелым маневрированием танков и кавалерийских частей разгромила арьергардные части противника, стремительно продвигаясь в направлении Темплина. 28-29 апреля 1945 года умелым сосредоточением артиллерии, танков и спешенных кавалерийских полков 6-я гвардейская кавалерийская дивизия прорвала оборону противника на рубеже железной дороги и шоссе Темплина и подготовленную оборону на западном берегу реки Хавель, разгромила парашютно-егерский полк, части 2-й дивизии "Герман Геринг", несколько специальных батальонов противника, захватив более тысячи пленных. К исходу 29 апреля 1945 года генерал-майор П.П.Брикель, находясь в 28-м гвардейском кавалерийском полку, развернул полк в конном строю и штурмом ворвался в немецкий город Рейнсберг, овладев им, выполнил задачу ранее на 24 часа. За период с 27 по 30 апреля трижды в приказах Верховного Главнокомандующего отмечались успешные действия частей генерала П.П.Брикеля. За два дня, преодолев с боями 120 километров, гвардейцы 2 мая 1945 года встретились на берегах реки Эльбы с солдатами союзных армий. Конники преградили путь отходу большой группировке войск врага и взяли в плен свыше 5 тысяч гитлеровцев. Только у переправы через реку Доссе они захватили 52 орудия и 250 автомашин. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года за высокое командное мастерство, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии генерал-майору Павлу Порфирьевичу Брикелю присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5543). После окончания Великой Отечественной войны — начальник Центрального управления военными конными заводами Министерства обороны СССР. В 1953 году уволился в запас. Работал директором ипподрома. Жил в городе Ростов-на-Дону. Скончался 12 октября 1983 года. Похоронен на аллее Почёта Северного кладбища. Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова II степени, орденом Богдана Хмельницкого II степени, орденом Александра Невского, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, иностранными орденами. Почётный гражданин городов Гродно и Лида. Сочинение: Повесть о последнем рейде. Грозный, 1984.

1903
Акира Ивасаки
японский кинокритик, режиссер и продюсер. В 1927 г. окончил филологический факультет Токийского университета. Еще студентом начал печататься в ведущем кинематографическом журнале «Кинема дзюмпо», где позже возглавил отдел критики. Один из организаторов союза японского пролетарского кино («Прокино»). Снял документальные фильмы «Первомай» и «Асфальтовая дорога» (1930). Во время второй мировой войны был арестован и заключен в тюрьму. Через 1? года выпущен с запертом работать в области кино. В 1946 г. возглавил отдел кинокомпании документальных фильмов «Ниппон эйгася». Был продюсером фильмов «Эффективность действия атомной бомбы» и «Трагедия Японии» (оба в 1946), демонстрацию которых запретила американская военная администрация. Был организатором одной из первых независимых кинокомпаний «Синсай эйгася». Продюсер фильмов «А все-таки мы живем», «Зона пустоты» и др. Автор трудов «История кино» (1930), «Кино и империализм» (1931), «Теория кино» (1936), «Японское кино» (1948), «Как смотреть кинофильмы» (1952), «Современное японское кино» (1958), «Мастера японского кино» (1958), «История японского кино. 1889-1960» (1961).

1903Strokov_Gigory_Ivanovich (446x700, 94Kb)
1903
Григорий Иванович Строков
начальник Кременчуггэсстроя Министерства энергетики и электрификации Украинской ССР, Киевская область. Родился в городе Санкт-Петербург. Русский. Учился в частной гимназии имени В.В.Павловой в Петергофе (ныне – школа №416 Санкт-Петербурга). Служил в Красной Армии. Участник Гражданской войны, за что впоследствии был награждён медалью «За отвагу». Получил высшее образование. С 1927 года – производитель работ на Нижне-Свирской гидроэлектростанции (ГЭС), начальник участка строительства Верхне-Свирской ГЭС, начальник участка оборонительного рубежа Свирьстроя, заместитель начальника работ по восстановлению Волховской ГЭС, начальник отдела капитального строительства Березниковской ТЭЦ, начальник участка восстановления Нижне-Свирской ГЭС, главный инженер строительства Кременчугской ГЭС. За успехи, достигнутые в строительстве, в 1958 году награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени. В последующие годы работал начальником Кременчуггэсстроя. За достигнутые успехи в сооружении Кременчугской ГЭС в 1961 году награждён орденом Ленина. Под его руководством в 1960-х годах была построена и введена в эксплуатацию Киевская ГЭС. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1971 года за особые заслуги в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию энергетики страны Строкову Григорию Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
С 1973 года – на пенсии, персональный пенсионер союзного значения. Жил в Киеве (Украина). Умер 15 мая 1995 года. Похоронен в Киеве на Берковецком кладбище. Награждён 2 орденами Ленина (4 ноября 1961; 20 апреля 1971), 2 орденами Трудового Красного Знамени (28 мая 1952; 9 августа 1958), медалями, в том числе «За отвагу» (28 октября 1967).

[487x700]
1903
Михаил Павлович Яковлев
командир 11-й танковой бригады 57-го особого корпуса, комбриг. Родился в деревне Горушка ныне Старорусского района Новгородской области, в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1924 года. Окончил IV класса, работал в Ленинграде (с 1965 года – город-герой, с 1991 года – Санкт-Петербург) на заводе подручным литейщика. В Красной Армии с 1920 года. В 1925 году окончил Рязанскую военную пехотную школу, а в 1937 году – бронетанковые курсы усовершенствования командного состава. С 1935 года командовал стрелковым батальоном в 9-й механизированной бригаде. С 1938 года - командир 33 стрелковой бригады. С сентября 1938 года - командир механизированной бригады. Участник боёв с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол (Монголия) с 11 мая 1939 года. Когда перед рассветом 3 июля 1939 года превосходящие силы японских войск захватили господствующую высоту – гору Баин-Цаган и прилегающие к ней участки местности, создав реальную угрозу для удара во фланг и тыл основной группировке советско-монгольских войск, командование 57-го особого корпуса (с 15 июля – 1-я армейская группа) немедленно подняло по боевой тревоге все имеющиеся резервы. 11-я танковая бригада под командованием комбрига Михаила Яковлева получила приказ атаковать противника с ходу, не дав ему времени окопаться и организовать противотанковую оборону. В 10 часов 45 минут 3 июля 1939 года М.П. Яковлев, находившийся при главных силах авангардного танкового батальона и руководивший его действиями, повёл главные силы 11-й танковой бригады в бой, который продолжался весь день и ночь 4 июля. Лишь к раннему утру 5 июля 1939 года сопротивление противника было окончательно сломлено, и японские войска начали поспешно отступать, оставляя на склонах горы Баин-Цаган тысячи трупов, массы убитых лошадей, множество раздавленных и разбитых орудий, миномётов, пулемётов и автомашин... Мужественный комбриг, проявивший в этом бою и личную храбрость и командирский талант, спустя несколько дней пал смертью храбрых в бою 12 июля 1939 года… Похоронен в областном центре Читинской области - городе Чита. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года за умелое и мужественное командование танковой бригадой и личный героизм, проявленный в Баинцаганском сражении с японскими милитаристами, комбригу Яковлеву Михаилу Павловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Комбриг (9 сентября 1938). Награждён орденом Ленина (29 августа 1939). Имя Героя присвоено танковой бригаде, которой он командовал, и улице в Чите.

1904
Теодор Натаниель Бестермен
английский библиограф. Главный труд — "Всемирная библиография библиографий" ("A world bibliography of bibliographies", v. 1-2, London, 1939-1940, 4 ed., v. 1-5, Lausanne, 1965-1966), в котором перечислено более 100 тысяч библиографических указателей на многих языках с XV в. до настоящего времени. Директор Института и музея Вольтера (Делис, близ Женевы); издал переписку Вольтера (тома 1-107, 1953-1965).

1904
Стяпас Адольфо Жукас
советский график-карикатурист. Родился в деревне Дубелю, ныне Аникщяйского района Литвы. Учился в Каунасской художественной школе (1923-1929). С конца 1920-х гг. участник подпольного революционного движения в Литве. В 1933 был одним из организаторов (в 1940-1941 главный редактор) нелегального литовского сатирического журнала "Шлуота" ("Метла"). Активно работал после установления в Литве Советской власти, особенно в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Произведения: альбом карикатур "Лица и маски"(1933-1936, издан в 1939); карикатуры "Вперед, за родину и за мой кошелек! Уничтожай!" (тушь, 1940), "Пособник оккупантов - палач литовского народа" (тушь, акварель, 1943), "Гитлеризм без маски" (тушь, акварель, 1945) - все в Художественном музее Литовской ССР, Вильнюс. Умер в Каунасе 6 мая 1946 года. Литература: Stepas Žukas, Vilnius, 1968.

1904
Жан-Поль Лемье
канадский художник. Обучался в Школе искусств в Монреале. Жил и творил, в основном, в Квебеке. Скончался в 7 декабря 1990 года.

1904
Ингланд Лондон (England London)
немецкий шахматный композитор, международный арбитр по шахматной композиции (1958), международный шахматный арбитр (1962), международный мастер по шахматной композиции (1974). Умер 17 декабря 1980 года.

Гвидо_Санторсола (600x700, 517Kb)
1904
Гвидо Санторсола (итальянское имя — Guido Santórsola)
уругвайский композитор итальянского происхождения. Родился в городе Каноса-ди-Пулья, Барлетта-Андрия-Трани, Апулия, Италия. В пятилетнем возрасте вместе с семьёй переехал в Бразилию, вырос и начал заниматься музыкой в Сан-Паулу, где его учителями был скрипач и художник Дзаккариа Аутуори и композитор Агостино Канту. Затем, получив стипендию бразильского правительства, обучался как скрипач в Неаполе у Гаэтано Фузелла и в Лондоне у Альфреда Митовского. По возвращении в Бразилию с 1925 г. играл на альте в струнном квартете под руководством своего учителя Аутуори и в оркестре Муниципального театра Рио-де-Жанейро. С 1931 г. обосновался в Уругвае — первоначально как первый альт Оркестра радио и телевидения Уругвая, затем выступал с ним же как дирижёр, с 1942 г. дирижировал также оркестрами Аргентины и Бразилии, под руководством Санторсолы проходила реорганизация Симфонического оркестра Белу-Оризонти. В 1941 г. женился на пианистке Саре Бурдильон, преподавал в основанной сёстрами Бурдильон Нормальной школе музыки Монтевидео. Среди многочисленных учеников Санторсолы, в частности, Диего Легран и Динора Варзи. Уже в 11-летнем возрасте Санторсола сочинил первую оркестровую увертюру. Ранний период его творчества (1926—1944) отмечен сильным влиянием бразильского музыкального фольклора, важнейшие сочинения этого периода — Концерт для альта, виоль д’амур, хора и оркестра (1933), Концерт для фортепиано с оркестром (1939) и Концертино для гитары с оркестром (1943, премьера стала одним из первых заметных выступлений солиста Абеля Карлеваро). Затем в музыке Санторсолы стала сильнее проявляться уругвайская специфика (характерно, что ему принадлежат гимны нескольких уругвайских провинций). Начиная с 1960-х гг. Санторсола много работает в области полифонии (в том числе занимаясь и оркестровыми переложениями органных произведений Иоганна Себастьяна Баха). Среди важнейших работ зрелого периода — Струнный квартет № 1 (1957), Концерт для двух гитар с оркестром (1966), Концерт для двух бандонеонов с оркестром (1976). Творческая активность композитора продолжалась до глубокой старости: его путь завершился двумя масштабными симфониями, написанными в 1990 и 1991 гг. Умер в Монтевидео (Уругвай) 24 сентября 1994 года.

Цыбасов (507x700, 301Kb)
1904
Михаил Петрович Цыбасов
советский художник-авангардист. Один из последователей школы П.Филонова. Автор картины "Обоз на северной Двине", серии графических работ, посвященных Кондопожской ГЭС и финскому эпосу "Калевала". Принимал участие в оформлении кинолент "Музыкальная история", "Антон Иванович сердится", а также научно-популярных фильмов, посвященных космической тематике. Родился в городе Великий Устюг, Вологодская губерния, Российская империя. Первые художественные навыки будущий художник получил в Изостудии Пролеткульта, а также на ювелирной фабрике “Северная чернь”, где работал его отец. Искусное владение ремеслом северной черни по серебру помогало ему выживать в дальнейшем. Его первыми учителями были такие русские художники, как Е.А.Шильниковский (ученик всемирно-известного гравера В.В.Матэ), возродивший на Севере искусство северной черни, и А.А.Борисов (ученик А.И.Куинджи). Им он показывал свои ранние произведения, от них получил напутствие учиться дальше. В 1924 году Михаил Цыбасов приехал в Ленинград и поступил в Художественно-промышленный техникум, где учился у П.А.Мансурова и Н.И.Дормидонтова. А в 1926 году Цыбасов вошел в одно из крупнейших ленинградских объединений – “Мастера аналитического искусства”, именуемого иначе Школой Филонова. Филонов был уверен и убеждал своих учеников в том, что “искусство – это могучее средство преобразования жизни”. На протяжении всех 15 лет пребывания в коллективе Михаил Цыбасов отличался особой преданностью Филонову и неукоснительно следовал основным принципам системы аналитического искусства. Школу Филонова он признавал “единственной школой искусства”. Отличительной особенностью личности начинающего художника были самодисциплина, работоспособность и тщательность исполнения всего, за что бы он ни брался. Эти качества переросли в профессионализм и позволили блестяще освоить принцип “сделанности” – один из важнейших в системе аналитического искусства, разработанной Павлом Филоновым. Первой творческой работой художника было участие в совместном коллективном труде филоновцев по оформлению костюмов и декораций к постановке “Ревизора” Н.В.Гоголя, осуществленной в 1927 году режиссером И.Г.Терентьевым в экспериментальном театре при Ленинградском Доме печати. Тогда же он впервые участвовал со своими эскизами в выставке мастеров аналитического искусства, которая принесла всему творческому коллективу широкий успех. В 1928 году по заданию Института истории партии он берется за создание большой сюжетной картины “Обоз на Северной Двине”. В ней художник использовал многие приемы аналитического искусства, подводя своеобразный итог учебы в Школе Филонова. В основу содержания картины были положены драматические события из жизни северной деревни времён гражданской войны. Цыбасов избрал для работы острый в социальном плане сюжет продразверстки. Картина принесла молодому мастеру широкую известность. Она экспонировалась на таких заметных выставках той поры, как “Современные ленинградские художественные группировки” (1929) и “Художники РСФСР за 15 лет” (1932, ГРМ). Из многочисленного коллектива учеников Филонова только трое – Цыбасов, Глебова и Порет – получили приглашение участвовать в выставке Государственного Русского музея. Рядом с “Обозом на Северной Двине” экспонировалась еще одна работа, принесшая известность Цыбасову – “Кондострой”. Художник отправился в 1929 году в Карелию на одну из новостроек тех лет – Кондопожскую ГЭС. В результате его поездки были созданы два живописных варианта “Кондостроя” и серия графических работ на эту же тему. Все они экспонировались в 1934 году в Петрозаводске на выставке ленинградских художников “Карелия в изобразительном искусстве”. Тогда же в Петрозаводске он побывал и на Онежском заводе, где выполнил серию натурных работ с зарисовками рабочих, цехов. Михаил Цыбасов не стремился в своем творчестве к большому разнообразию мотивов, но много внимания уделял созданию автопортретов, а также портретов его современников. Более поздние работы Цыбасова свидетельствуют о нарастании реалистических черт в его живописи. Он интересуется проблемами связи портрета и окружающего его пейзажа, внимательно изучает натуру. Самыми трудными для художника оказались 1930-е годы – время замалчивания и гонений. В 1930 году Цыбасов выступил в защиту учителя с довольно резкой статьей в ленинградской “Красной газете”, в которой шла речь о том, что почти два года в залах Русского музея была развернута, но так и не открыта для публики персональная выставка картин Павла Филонова. Это было сложное время: в коллективе “филоновцев” произошел раскол, двадцать учеников вышли из объединения. М.П.Цыбасов, А.И.Порет, Т.Н.Глебова, П.М.Кондратьев и другие верные последователи, составлявшие ядро творческой группы, остались с Филоновым. В 1931 году издательство “Academia” по предложению полпреда СССР в Финляндии И. Майского решило выпустить книгу финского этнического эпоса “Калевала”. Оформление эпоса поручили П.Филонову, но он отказался, желая привлечь к работе над иллюстрациями своих учеников. В результате, “Калевалу” оформляло тринадцать художников. П.Н.Филонов, строго контролировал все иллюстрации, добиваясь стилевого единства книги. Цыбасов сделал для “Калевалы” 8 больших работ. Издание «Калевалы» стало вершиной графического искусства филоновской школы, войдя в сознание филоновцев, сформировало их взгляд на мир, их графическое перо, определило на долгие годы тематику и манеру их творчества. Выход книги вызвал резкую критику в прессе и одновременно одобрение в дипломатических кругах — половина тиража ушла в Финляндию. Однако в 1935 году Михаила Цыбасова исключили из Союза художников за “формализм”, это была реакция на его преданное отношение к П.Н.Филонову. После отлучения от Союза художников Михаил Петрович попробовал реализовать себя в качестве художника-постановщика на киностудии “Ленфильм”. Он принял участие в оформлении таких известных кинолент, как “Музыкальная история”, “Антон Иванович сердится” и других. Когда началась Великая Отечественная война, Цыбасов был в Монголии на съемках кинофильма “Его зовут Сухэ-Батор”. Он вернулся в Среднюю Азию и оттуда ушел на фронт. Боевой путь художника отмечен многочисленными наградами, ему довелось освобождать узников концентрационных лагерей. Тогда же, во фронтовом альбоме начала создаваться серия “Фашизм”. Победу Цыбасов встретил в Берлине. В последние годы жизни мастер работал на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов, оформлял киноленты, посвященные теме космоса – “Вселенная”, “Дорога к звездам”, “Циолковский” и другие. В 1966 году, за год до своей смерти, Михаил Петрович создал серию портретов Павла Николаевича Филонова, отдав тем самым дань памяти и уважения своему учителю, которому всегда оставался верен. Умер в Ленинграде 14 июня 1967 года. В 1967 году, после смерти художника, более восьмидесяти живописных и графических произведений М.П.Цыбасова было передано в дар Музею изобразительных искусств Республики Карелия его вдовой. Награды: Орден Красной Звезды (1945).

1905Pavlov_Mikhail_Aleksandrovich (499x700, 330Kb)
1905
Михаил Александрович Павлов
бригадир колхоза имени 3-й пятилетки Ухтомского района Московской области. Родился в деревне Жулебино Выхинской волости Московского уезда Московской губернии, ныне – микрорайон города Москвы, в семье крестьянина. Русский. С юного возраста трудился в сельском хозяйстве, с созданием в начале 1930-х годов в Жулебино сельскохозяйственной артели одним из первых вступил в неё. В послевоенные 1940-е годы возглавлял полеводческую бригаду в колхозе имени 3-й пятилетки Ухтомского района. По итогам работы в 1947 году был награждён орденом Ленина. В 1948 году труженики его бригады получили урожай картофеля 501,1 центнера с гектара на площади 7,56 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1949 года за получение высокого урожая картофеля в 1948 году Павлову Михаилу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены председатель ухтомского колхоза имени 3-й пятилетки Константин Петриков, передовые звеньевые Анна и Евдокия Кожуханцевы, а также бригадир Фёдор Кожуханцев, с которым Михаил Александрович постоянно соревновался. В последующие годы полеводы возглавляемой им бригады продолжали получать высокие урожаи картофеля и других сельскохозяйственных культур. С 1968 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в родном посёлке Жулебино Ухтомского (с 1959 года – Люберецкого) района. Дата его кончины не установлена. Награждён 2 орденами Ленина (19 февраля 1948; 4 марта 1949), медалями.

1905
Йован Попович ((Поповић; Йован Стерия-Попович)
сербский писатель и публицист. Родился в городе Кикинда. Учился на философском факультете в Белграде. Участник рабочего движения и народно-освободительной борьбы. Член Антифашистского веча народного освобождения Югославии (с 1942). Ранние сборники стихов — «Паломник вечности» (1925), «Пляска над пропастью» (1926) — написаны под воздействием экспрессионизма. В конце 1920-х гг. Попович — один из зачинателей революционного направления в сербской литературе, известного под названием «социальная литература». В сборниках рассказов «Должен быть порядок» (1932), «Лица прохожих» (1933), «Правдивые легенды» (1944) создал галерею образов разных слоев буржуазной Югославии и борцов народно-освободительного движения. Умер в Белграде 13 февраля 1952 года. Сочинения: Песме, Београд, 1951; Изабрана дела, Београд, 1966. Литература: Gligorić V., Jovan Popović, Beograd, 1960; Марковић С. Ж., Joван Поповић. Живот и књижевно дело. Нови Сад, 1968.

1906
Корнелиу Баба
живописец и график, народный художник СРР (1962), член-корреспондент Румынской Академии Наук (1963) и Германской Академии Художеств (ГДР, 1964), почётный член Академии Художеств СССР (1958). Учился в Школе изящных искусств в Яссах (1934-1938) у Н.Тоницы. Автор реалистических монументальных полотен, посвященных жизни румынских крестьян, портретов, натюрмортов, пейзажей, иллюстраций к произведениям румынских писателей. Его картинам, написанным широким густым мазком, свойственны глубокий психологизм образов, напряжённость и насыщенность цвета, выразительная простота композиции. Произведения: "Отдых в поле" (1954), "Крестьяне" (1958), портрет писателя М. Садовяну (1953), "Семья" (1963) - все в Музее искусств СРР, Бухарест. Лауреат Государственных премий СРР.

1906
Алек Иссигонис
английский дизайнер автомобилей, создатель моделей "Мини".

1906Kim_Khon_Seb (502x700, 116Kb)
1906
Ким Хон-Себ
бригадир колхоза «Дальний Восток» Каратальского района Талды-Курганской области Казахской ССР. Родился в посёлке Тимкан Сучанской волости Ольгинского уезда Приморской области Приамурского края (ныне — посёлок Руднево в составе ЗАТО Фокино Приморского края). Кореец. В связи с ранней смертью отца и тяжёлым материальным положением семьи начал работать с 14 лет, окончив 3 класса начальной школы. В 1926-1928 годах проходил срочную службу в рядах Красной Армии. В 1929-1937 годах был рабочим колхоза «Морфлот» в селе Надеждинском Владивостокского района Приморской области Дальневосточного края. Осенью 1937 года, вскоре после вторжения в Китай японских милитаристов, в СССР началась массовая депортация корейского населения из приграничных районов Дальневосточного края. Ким Хон-Себ был переселён с семьей в Алма-Атинскую область Казахской СССР (ныне — Казахстана). Работал колхозником в сельскохозяйственной артели «Дальний Восток» Каратальского района Алма-Атинской (с 1944 года — Талды-Курганской) области. В 1939 году возглавил полеводческую бригаду по выращиванию зерновых, которая в 1945 году перевыполнила план на 122 процента, в 1946 году — на 191 процент, а в 1947 году — на 237 процентов. По итогам работы в 1947 году бригада Ким Хон Себа со всей площади посевов 164,5 гектара собрала урожай пшеницы 23,7 центнера с гектара, а на высокоурожайном участке площадью 57 гектаров – по 34,24 центнера с гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 марта 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы, ржи, хлопка и сахарной свёклы в 1947 году Ким Хон-Себу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В последующие годы труженики его бригады, многие из которых были награждены орденами и медалями, продолжали получать высокие урожаи зерновых. В 1956 году переехал с семьёй в колхоз «Политотдел» Верхне-Чирчикского района Ташкентской области Узбекской ССР (ныне — Узбекистан), где до выхода на пенсию в 1965 году работал плотником в столярной мастерской. Умер 19 июня 1966 года. Похоронен на кладбище колхоза «Политотдел» Верхне-Чирчикского (ныне — Юкорычирчикского) района Ташкентской области. Награждён орденом Ленина (28 марта 1948), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (6 июня 1945).

1906
Михаил Михайлович Майоров
актёр. Окончил ЦЕТЕТИС (ГИТИС, 1930). В 1930-1936 — актер МХАТа 2-го, с 1936 — актер Центрального театра Советской Армии. Народный артист РСФСР (1962). Скончался 23 февраля 1993 года.

1906
Клаус Манн (Klaus Mann)
немецкий писатель, сын Томаса Манна. Родился в Мюнхене. С 1925 театральный критик в Берлине, вместе с сестрой выступал с театральной труппой. В 1933 покинул Германию. Вместе с Адольфом Хаксли, Генрихом Манном и Андре Жидом издавал во Франции эмигрантский журнал "Ди заммлунг" ("Коллекция"). В 1942 переехал в США, где редактировал журнал "Решение", в котором подвергал острой критике гитлеровский режим. Вступив в американскую армию, служил корреспондентом армейской газеты "Старс энд стрипс" ("Американский флаг"). Покончил с собой в Каннах 21 мая 1949 года.

1906
Еко Ота
японская писательница. Родилась в Хиросиме. Начала печататься в 1930-е гг. как сторонник "искусства для искусства". В произведениях этих лет преобладают мелодраматические любовные приключения: роман "Берег скитаний" (1939), повесть "Страна вишен" (1940). В 1945, во время взрыва бомбы, находилась в Хиросиме; после этого в творчестве Ота произошел перелом: оно прониклось пафосом гражданственности, сознанием ответственности перед временем. Основная тема послевоенного творчества Ота - трагедия катастрофы в Хиросиме: повести "Город трупов" (запрещенная оккупационными властями; опубликована 1948), "Человеческие лохмотья" (1951), "Получеловек" (1954); рассказы "Заболевшие листья" (1958), "На дне" (1960) и др., исполненные протеста против войны, призывов к борьбе за мир. Умерла от последствий радиации в префектуре Фукусима 10 декабря 1963 года. Сочинения в русском переводе: До каких пор, "Иностранная литература", 1955, № 3. Литература: Рехо К., Хиросима и литература, в книге: Идеологическая борьба в литературе и искусстве, Москва, 1972.

1906
Михаил Федорович Ошурков
российский кинооператор, режиссер, народный артист СССР (1979). Снял документальные фильмы: «Киров» (1935), «День нового мира» (1940). Участвовал в съемках фильмов: «69-я параллель» (1942), «Юбилей науки» (1974), «Великая армия труда» (1977), «О спорт, ты — мир!» (1981) и др. Сталинская премия (1942, 1948, 1949, 1950), Государственная премия СССР (1969).

[700x493]
1906
Джордж Уолд (George Wald)
американский биохимик, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, 1967. Родился в Нью Йорке, в семье эмигрантов: его отец, Исаак Уолд, был родом из маленькой деревушки неподалеку от Пшемысля, а мать из баварской деревни, расположенной в нескольких часах езды от Мюнхена. Закончил общественную начальную школу и школу первой ступени в Бруклине, а потом поступил в Колледж Вашингтон Сквер при Нью Йоркском университете. В 1927 получил степень бакалавра и продолжил обучение в Колумбийском университете по специальности зоология. В 1932 получил степень доктора философии. Во время работы над дипломом работает также ассистентом у профессора Зелига Хечта. В том же 1932 он получил стипендию Национального исследовательского совета, благодаря которой поехал на стажировку в Германию, сначала в лабораторию Отто Варбурга (Нобелевская премия,1931) в Берлине. Именно в этот период профессору Варбургу удалось впервые идентифицировать витамин А в сетчатке глаза. Под его руководством Уолд выделил родопсин и продукты его распада, один из которых он назвал опсином, а второй оказался альдегидом витамина А.Приблизительно в это же время химику Паулю Карреру из Цюриха удалось выделить витамин А.Уолд поехал в Цюрих знакомиться с работами Каррера и окончательно идентифицировать витамин А в выделенном им родопсине. После этого он некоторое время стажировался в лаборатории Отто Мейерхофа в институте имени Кайзера Вильгельма в Гейдельберге. Второй год обучения он работал в лабораториях департамента физиологии в университете Чикаго. В 1934 он стал преподавателем биохимии в Гарвардском университете. С 1935 по 1939 работал там преподавателем биологии; с 1939 по 1944 – инструктором факультета; с 1944 по 1948 – адьюнкт-профессором и с 1948 – профессором биологии. Все эти годы он исследовал свойства родопсина. К концу первой трети 20 в. уже было известно, что сетчатка глаза человека состоит из множества светочувствительных палочковых и колбочковых клеток. Палочковые клетки обеспечивают черно-белое зрение, а колбочковые клетки – цветовое. Выделенный Уолдом родопсин содержится только в палочковых клетках. К концу 1940-х, после многочисленных экспериментов по изучению химических свойств родопсина и продуктов его распада, ученый Портер смог сделал вывод, что все известные к тому времени зрительные пигменты построены по единому плану. Они состоят из альдегида витамина А, связанного с опсином. В начале 1950-х Уолд предпринял попытку синтезировать родопсин в лабораторных условиях. В первом опыт использовался витамин А в виде рыбьего жира. В результате реакции образовался родопсин, обесцвечивался, а потом восстанавливался при различных режимах освещения. Реакция восстановления синтезированного родопсина ничем не отличалась от реакции восстановления естественного родопсина. Для проведения второго эксперимента он выбрал витамин А в кристаллическом виде, однако в этом случае родопсин не синтезировался. Казалось, что где-то была допущена ошибка. Уолд продолжал эксперименты и вскоре понял механизм действия родопсина. Дело в том, что альдегид витамина А состоит из молекул с длинной цепочкой атомов углерода, которые могут располагаться различными способами, т.е., существует достаточно большое количество так называемых изомеров. Эти соединения обладают разной степенью стабильности, самым стабильным является транс-изомер, в котором атомы углерода расположены в одной плоскости. Существует также изомер, точно соответствующий молекуле белка опсина. Так называемый 11-цис-изомер представляет собой одну из форм альдегида витамина А, не подвергшуюся воздействию света. Расположение атомов углерода в 11-цис-изомере таково, что теоретически такая форма не должна обладать никакой стабильностью, однако на практике, при соблюдении определенного условия (полной темноты) 11-цис-изомер обладал умеренной стабильностью. Таким образом, под воздействием света умеренно стабильная в полной темноте 11-цис-изомерная форма превращалась в устойчивую транс-изомерную. Это единственная реакция в глазу, которая протекает под воздействием света, все остальные процессы могут проходить в темноте. В конце 1950-х Уолд заинтересовался рецепторами, чувствительными к различной длине световых волн. Еще в середине 1940-х шведский нейрофизик Рагнар Гранит доказал, что в глазу существует три вида рецепторов, чувствительных к красному, зеленому и голубому. Уолд выяснил, что колбочковые клетки содержат один из трех пигментов, а те, в свою очередь, содержат 11-цис-изомерную форму альдегида А. Различия же в восприятии цвета возникают за счет другой составляющей, белка опсина. В 1967 Уолд (совместно с Рагнаром Гранитом и Холденом Кеффером Хартлайном) был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине «за открытия, связанные с первичными физиологическими и химическими зрительными процессами». Среди других наград: премия Эли Лилли «За фундаментальные исследования в биохимии» (Американское Химическое общество,1939); премия Ласкера(Американская Ассоциация национального здравоохранения,(1953); медаль Проктора (1955); медаль Румфорда (Американская Академия искусств и наук (1959); медаль Ивеса (Оптическая Ассоциация Америки, 1966); медаль Пауля Каррера, присуждаемая университетом Цюриха (1967); мемориальная премия Т.Дакетта Джонса, присуждаемая Фондом Уитни (1967). В 1950 избран в Американскую Академию наук, в 1958 – в Американское философское общество. Член Американской академии искусства и науки, Оптического общества Америки. Он был также почетным доктором университетов Берна, Йеля, Нью Йоркского университета, университета МакГилл, университета Кларк и Амхерст колледжа. Сочинения: General Education in a Free Society «Cambridge, MA: Harvard Univ. Press» (1945); Visual Pigments and Photoreceptors: Review and Outlook «New York: Academic Press» (1974). Умер 13 апреля 1997 года. Сочинения: The molecular basis of visual excitation. Nobel lecture, Stockh., 1968. Литература: Физиология сенсорных систем, часть 1 – Физиология зрения, Ленинград, 1971 (Руководство по физиологии).

1907
Чойжи-Нима Генинович Генйнов
бурятский советский актёр. Народный артист РСФСР (1957). Член КПСС с 1942. В 1932 окончил в Улан-Удэ Техникум искусств и вошёл в труппу Бурятского драматического театра. Острой характерностью отмечено исполнение Генйновым ролей: Вурма ("Коварство и любовь"), Лу Гуя ("Тайфун" Цао Юя). Создал комедийно-сатирические образы: Пэлхэндэй, Порни ("Первый год", "Хитрый Будамшу" Шагжина), Кандыба ("Калиновая роща" Корнейчука). Среди лучших ролей Генйнова: Пэк ("Сон в летнюю ночь"), Кулигин ("Гроза"), Нима Гармаев ("Пламя" Балдано). Популярен как исполнитель бурятских народных песен. Литература: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. Москва, 1954; Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 18 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»