• Авторизация


18 ноября родились... 18-11-2025 07:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Li_Lisan (499x700, 90Kb)
1899
Ли Лисань (китайское имя — 李立三; имя на пиньинь — Lǐ Lìsān; Имя при рождении — Ли Лунчжи, 李隆郅 , Lǐ Lóngzhì)
китайский революционер, член Коммунистической партии Китая, один из её основателей. Занимал посты секретаря Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, руководителя Отдела пропаганды ЦК КПК, заместителя председателя Всекитайской федерации профсоюзов. В конце 1920-х годов, благодаря своему таланту организатора и оратора, а также заработанному влиянию в партии, фактически исполнял обязанности генерального секретаря КПК. Ли Лисань родился в уезде Лилин провинции Хунань, в помещичьей семье. При рождении получил имя Лунчжи. Получил начальное домашнее образование. Отец Ли, будучи учителем, познакомил его с классической китайской литературой и поэзией. В 1915 году Ли уезжает продолжать обучение в одной из средних школ Чанша, где знакомится с Мао Цзэдуном. После окончания школы Ли отправляется в Пекин, чтобы продолжить своё образование. В Пекине Ли узнаёт о наборе студентов для отправки на обучение во Францию. В сентябре 1919 года Ли вместе с группой студентов прибывает во Францию, где сразу примыкает к группировкам китайских рабочих и студентов, борющихся за свои права и проникается идеями коммунизма. В свободное от учёбы время, чтобы заработать на жизнь, работает помощником токаря. Весной 1921 года вместе с такими активистами китайского студенческого движения, как Чжао Шиян, Чэнь Гунпэй, Лю Боцзянь и другие, Ли создаёт общество китайских коммунистов, организует работу Лиги китайских рабочих и студентов. В октябре этого же года за активное участие в демонстрациях китайских студентов в Лионе высылается французскими властями обратно в Китай.
Начало карьеры
Возвратившись в Китай Ли вступает в недавно созданную Коммунистическую партию Китая, занимается партийной работой в Шанхае. В начале 1922 года направляется в родную провинцию Хунань для организации местного рабочего движения. В Аньюане основывает школу для рабочих, организует и возглавляет партийную ячейку. В это время Ли разворачивает активную пропагандистскую деятельность по привлечению новых членов КПК. Так, работая в должности директора клуба угольной шахты в Аньюане, убедил многих рабочих вступить в КПК: в конце 1924 года у КПК было 900 членов во всём Китае, из которых рабочие Аньюаньской угольной шахты составляли 300 человек. Создает профессиональный союз шахтеров Аньюаньской угольной шахты, принимает активное участие в создании профсоюза рабочих горнорудной компании «Ханьепин» (汉冶萍公司). В марте 1923 года назначается секретарем Уханьского парткома КПК. В апреле 1924 года переводится на работу в Шанхайский партийный комитет, где непосредственно отвечает за организацию рабочего движения Шанхая. В 1925 году занимал пост председателя Шанхайской федерации профсоюзов. Руководит стачечным движением рабочих, организовывает забастовки на иностранных предприятиях Шанхая. В октябре 1925 года отправляется в Москву, где на конгрессе Профинтерна Ли Лисань был избран членом исполкома Профинтерна.
Дальнейшая карьера
В мае 1926 года на III Всекитайском съезде трудящихся Ли избирается членом исполкома Всекитайской федерации профсоюзов и занимает должность руководителя организационного отдела федерации. В сентябре того же года после взятия Уханя войсками Национально-революционной армии Китая назначается руководителем Уханьского отделения Всекитайской федерации профсоюзов. В Ухане как представитель рабочего движения всего Китая организовывает и руководит антииностранными демонстрациями и митингами рабочих. В январе 1927 года руководит захватом бойцами НРА территории английской концессии в Ханькоу. По итогам V съезда КПК избирается членом ЦК КПК, вводится в состав Политбюро ЦК КПК и назначается руководителем рабочего отдела ЦК КПК. После поражения Революции 1925—1927 годов, в ответ на контрреволюционный переворот Вана Цзинвэя и Чана Кайши, Ли вместе с Танем Пиншанем и Дэном Чжунся вносит на рассмотрение ЦК КПК предложение об организации крупного восстания в Наньчане. В период Наньчанского восстания руководит политическим отделом Генерального штаба восстания. А после поражения Кантонского восстания в декабре 1927 года Ли назначается секретарем провинциального парткома КПК провинции Гуандун и направляется в Гонконг для организации работ по созданию партийного комитета и координации вооруженного сопротивления в сельских районах провинции.
Линия Ли Лисаня
В июне 1928 года на VI съезде КПК, который проходил в Москве вновь избирается членом ЦК КПК и назначается секретарем отдела сельского хозяйства ЦК КПК. Позже занимает пост руководителя Отдела пропаганды ЦК КПК. В конце 1929 года и в течение 1930 года, когда генсеком КПК был его друг Сян Чжунфа, фактически играл руководящую роль в партии, занимал ультралевые позиции (в условиях спада революционного движения в Китае выступал за немедленную организацию вооруженных восстаний в городах, втягивание СССР в войну с Японией и т. д.). Инициировал решение Политбюро ЦК КПК от 11 июня 1930 года «О новом революционном подъёме и победе революции первоначально в одной или нескольких провинциях». 28 сентября 1930 года выведен из состава Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. В октябре 1930 года Исполком Коминтерна направил ЦК КПК письмо с развёрнутой критикой т. н. «линии Ли Лисаня», «лилисаневщины». 4-й пленум ЦК КПК в январе 1931 года осудил левацкий курс Ли Лисаня. В этих условиях Ли Лисаню было предложено уехать в СССР. В декабре 1930 года Ли прибывает в Москву, где проживёт следующие 15 лет. Находясь в СССР, Ли неоднократно обращался к советским властям с просьбой разрешить покинуть страну, чтобы вернуться в Китай для включения в борьбу против японских агрессоров, но всякий раз получал отказ. В 1938 году в СССР арестован органами НКВД: «Я ни в чём не виновен ни перед китайской Компартией, ни перед советским народом. Моя совесть чиста», — сказал он тогда. Перед войной был отпущен.
Li_LisanMao_Proclaiming (700x514, 302Kb)
Церемония провозглашения Китайской Народной Республики, слева направо: У Юйчжан, Ли Лисань, Линь Боцюй, Мао Цзэдун.
Возвращение на родину
В 1945 году Ли становится членом Северо-восточного бюро ЦК КПК, а в январе 1946 года возвращается в Китай и сразу же включается в революционную борьбу. Во время Гражданской войны в Китае работает в Северо-восточном бюро ЦК КПК, занимает должности руководителя отдела промышленности бюро, организует восстания в 63-й и 93-й армиях так называемой Юньнаньской клики. В 1948 году на IV съезде Всекитайской федерации профсоюзов избирается её первым заместителем председателя.
После образования КНР занимает пост министра труда КНР. В 1956 году состоялся VIII съезд КПК, на котором Ли выступает с самокритикой за приверженность к левацкому курсу, признает ошибки прошлого, что вызывает всеобщее одобрение и Ли вновь сохраняет своё членство в ЦК КПК. В 1960 году назначается секретарем Северокитайского бюро ЦК КПК. Во время Культурной революции стал объектом травли со стороны хунвэйбинов. Покончил жизнь самоубийством в городе Пекин, КНР, 22 июня 1967 года.
Li_Lisanженой (700x436, 260Kb)
Ли с женой Е.П.Кишкиной и дочерью Ли Иннань (1946 год)
Память
В марте 1980 года Ли был реабилитирован и официально объявлен «выдающимся членом КПК, великим революционером и деятелем рабочего движения Китая». Именем Ли Лисаня названа одна из улиц в его родном Лилине в провинции Хунань.
LI_Lisan_and_his_family (700x512, 372Kb)
Слева направо: дочь Алла, жена Лиза, Ли Лисань, дочь Инна (1966)
Семья
Во время ссылки в СССР Ли женился на Елизавете Павловне Кишкиной. После смерти Ли его вдова восемь лет провела в одиночной камере тюрьмы для особо важных заключённых, практически в полной изоляции. После освобождения осталась жить в Китае, будучи гражданкой КНР. Дочь Ли Лисаня и Елизаветы Кишкиной — Ли Иннань — профессор Пекинского университета иностранных языков, переводчик-синхронист. В 2022 году Александр Архангельский выпустил о ней книгу "Русский иероглиф. История жизни Инны Ли, рассказанная ею самой". Литература: Patrick Lescot. Before Mao: The Untold Story of Li Lisan and the Creation of Communist China (Патрик Лескот. Что было до Мао: Нерасказанная история Ли Лисаня и создание коммунистического Китая). Trans. from the French by Steven Rendall. — New York: Ecco. 2004. — ISBN 0-06-008464-2.

Eugene_Ormandy (533x700, 191Kb)
1899
Юджин Орманди (Eugene Ormandy, настоящее венгерское имя — Е́нё Орманди-Бла́у, Ormándy-Blau Jenő)
американский дирижёр венгерского происхождения. В течение сорока четырёх лет являлся музыкальным руководителем Филадельфийского симфонического оркестра. Под его управлением Филадельфийский оркестр выпустил три золотые пластинки и получил две премии Грэмми. Енё Блау родился в городе Будапешт, Австро-Венгрия (ныне Венгрия), в еврейской семье. Родители — Розалия и Беньямин Блау, зубной врач и скрипач-любитель. Обучался игре на скрипке с раннего возраста. В пять лет поступил в Венгерскую королевскую академию музыки, а через два года дал первый сольный концерт. В возрасте девяти лет поступил в класс известного скрипача Енё Хубаи и через пять лет академию окончил. В течение некоторого времени был концертмейстером Блютнер-оркестра в Германии, затем ездил с гастролями по всей Европе. Один из концертных агентов предложил ему перебраться в Нью-Йорк, однако, когда скрипач приехал туда в 1921 году, найти работу ему было крайне сложно. С трудом он смог получить место скрипача в оркестре кинотеатра «Капитолий» в Нью-Йорке (снесён в 1968), куда его пригласил композитор Эрнё Рапе, и примерно к этому же времени относится его решение сменить свои венгерские имя и фамилию на американские. Сведения о происхождении его фамилии (Орманди) расходятся. Возможно, это было либо второе имя самого Блау при рождении, либо имя его матери. В течение следующего года ему удалось выдвинуться в ряды первых скрипачей оркестра, а в сентябре 1924 впервые встать за его пульт из-за болезни дирижёра. В 1927 году Орманди принял американское гражданство и познакомился с меценатом Артуром Джадсоном, который помог ему найти работу дирижёра на радио, а позднее перебраться в Филадельфию, где молодой дирижёр на нескольких концертах заменил заболевшего Артуро Тосканини.
[699x547]
Вскоре Орманди получил приглашение на пост главного дирижёра симфонического оркестра Миннеаполиса, который занимал в течение пяти лет и где получил большую известность, впервые записав сюиту Золтана Кодаи «Хари Янош» и оркестровую версию пьесы Арнольда Шёнберга «Просветлённая ночь». В 1936 году Орманди возвращается в Филадельфию, где в течение двух лет дирижирует концертами попеременно с Леопольдом Стоковским, а после ухода последнего становится главным дирижёром и занимает эту должность вплоть до 1980 года. Под управлением Орманди Филадельфийский симфонический оркестр выдвинулся в число лучших симфонических коллективов мира, много гастролировал в Европе, Австралии, Южной Америке, Восточной Азии. В СССР первые гастроли прошли в 1958 году. Умер в городе Филадельфия, штат Пенсильвания, США, 12 марта 1985 года.
Награды: Рыцарь-командор ордена Британской империи — 1976.
Браки
8 августа 1922 года Орманди женился на Стефани (Стеффи) Голднер (1896—1962), которая приехала в Нью-Йорк в 1921 году из родной Вены, где она училась в Музыкальной академии. Вскоре после приезда в Нью-Йорк она заняла должность в кинотеатре «Капитолий», где Орманди был скрипачом. Более десяти лет она была арфисткой Нью-Йоркского филармонического оркестра, единственной женщиной в его составе. Позже эти двое выступали по радио WABC, где Орманди был одним из штатных дирижеров. Осенью 1946 года пара рассталась. 15 мая 1950 года Орманди женился на Маргарет Фрэнсис Хилч (1909—1988).
Творчество
Орманди обладал очень хорошей памятью и быстро запоминал все сочинения непосредственно по партитуре. Обычно при дирижировании он не пользовался ни палочкой, ни нотами. Звучание оркестра под его управлением отличалось чувственностью и точностью исполнения, и вскоре в среде музыкантов появилось такое понятие, как «Филадельфийский звук». Оркестр давал более ста концертов в год, везде имея большой успех и получая различные награды. Основу репертуара Орманди составляла симфоническая (Орманди не дирижировал в опере) музыка романтизма, импрессионизма и композиторов первой половины XX века (Антонин Дворжак, Антон Брукнер, Клод Дебюсси, Морис Равель, Рихард Штраус, Карл Орф и др.). Орманди охотно исполнял сочинения русских и советских композиторов — П.И.Чайковского (Юджин Орманди стал одним из исполнителей реконструированной советским музыковедом Семёном Богатырёвым его Симфонии ми-бемоль мажор), М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Н.Я.Мясковского, Т.Н.Хренникова. Изредка дирижировал и более сложными по музыкальному языку сочинениями (Ч.Айвза, А. фон Веберна). Под управлением Орманди состоялись мировые премьеры «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова, Третьего фортепианного концерта Белы Бартока, ряда произведений Пауля Хиндемита, Бенджамина Бриттена, Богуслава Мартину, Дариюса Мийо и других современных композиторов. В обширной дискографии Орманди выделяются записи Первого виолончельного концерта и Четвёртой симфонии Дмитрия Шостаковича, Десятой симфонии Густава Малера, а также многочисленные произведения американских композиторов: Сэмюэла Барбера, Уолтера Пистона, Уильяма Шумана и др. Всемирную известность приобрели записи Орманди Первого, Третьего и Четвёртого фортепианных концертов Рахманинова, в которых солирует автор.

Полыгалин ( (700x367, 231Kb)
1899
Сергей Александрович Полыгалин
советский инженер-строитель. Известен как главный ответственный за строительство Дома науки и культуры, позже переименованного в Новосибирский театр оперы и балета, автор инженерно-технологического решения по возведению купола здания театра. Родился в селе Городец, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя, в семье Александра Ивановича Полыгалина, приказчика, и Надежды Ивановны, домохозяйки; в семье были ещё старшая дочь и младший сын. В 1917 году окончил Елабужское приходское начальное народное училище, затем — реальное училище Вятской губернии, в 1924 году — инженерно-строительный факультет Томского технологического института. В ноябре 1924 года направлен на работу в Новониколаевск, куда приехал приехал с супругой. С 7 января 1925 года работал техником водопроводной комиссии при Новониколаевском отделе местного хозяйства по изысканию и составлению проекта городского водопровода, с 20 мая 1926 года — в Сибкрайземуправлении в составе технического надзора по постройке сельхозтехникума в Закаменском районе. Затем был переведён в строительный трест «Окргосстрой» (впоследствии — «Сибкоммунстрой»), где вёл строительство кирпичного завода № 3 и руководил работами по надстройке третьего этажа типографии «Советская Сибирь» (Советская, 6). В 1927 году участвовал в строительстве «Доходного дома» (ныне — Центральная гостиница), руководил строительством поликлиники № 1. В 1930 году назначен начальником 7-го строительного участка треста «Запсибстройобъединение» и ответственным за подготовку работ на постройке Дома науки и культуры. 31 марта 1931 г. комитет содействия строительству Дома науки и культуры командировал С. А. Полыгалина в Москву; 15 мая 1931 г. научно-технический совет Наркомпроса РСФСР утвердил эскизный проект Дома науки и культуры, создателями которого были московский архитектор А.З.Гринберг, М.И.Курилко и архитектор Т.Я.Бардт. Возведение здания началось 22 мая 1931 года; сооружением купола занимались профессор П.Л.Пастернак, В.К.Дмоховский и инженер Б.Ф.Матэри, которые вскоре отказались выполнить технологическую схему возведения купола из-за сложных условий Новосибирска. С.А.Полыгалин разработал, а затем и осуществил возведение купола нестандартной конструкции: его диаметр составил 60 метров, высота — 25 метров при толщине рабочей оболочки 8 см (соотношение толщины и диаметра составило 1/750), при этом была достигнута наивысшая мера использования железобетона в качестве материала. С 1 декабря 1932 г. назначен главным инженером строительства Дома науки и культуры. С.А.Полыгалин также был автором главного решения по установки ферм опалубки путём сборки в блоки двух ферм и сдвижения их к центральной части амфитеатра. 14 декабря 1931 года был в командировке в Москве, затем — в Ростове-на-Дону, знакомился со строящимся там Большим театром; в марте 1931 г. вернулся в Новосибирск с новым проектом конструкции здания театра. К 1933 году стоимость строительства предполагалась в 5-6 млн рублей, к 1935 году в связи с необходимостью решения сложнейших вопросов по акустике и оптике в театре стоимость будущего сооружения превысила 20 млн рублей. В 1935 году научно-технический совет Наркомпроса принял решение привести театр к обычному виду. Строительство оперного театра должно было закончиться 1 сентября 1937 года. Осуществил в Новосибирске следующие стройки: Руководство строительством Дома науки и культуры (1932—1937 г.); Участие в строительстве Доходного Дома (ныне — Центральная гостиница, (1937 г.); Надстройка 3 этажа типографии «Советская Сибирь» (Советская, 6); Реконструкция театра «Красный факел»; Жилой дом артистов (Романова, 35) (1935 г.); Правое крыло жилого дома Крайплана (Красный проспект, 56); Внутреннее архитектурное оформление клуб имени Сталина (Дом Культуры имени «Октябрьской революции»); Институт Марксизма и Ленинизма на территории аффинажного завода (4 угол улицы Бориса Богаткова); Школа № 42; Поликлиника № 1 (1931 г.); Кирпичный завод № 3. В связи с осложнившейся обстановкой на стройке Дома науки и культуры президиум Запсибкрайисполкома в июле 1937 года заявил, что С.А.Полыгалин вместе с Б.А.Ержембовичем «не поняли ещё до конца всей ответственности, возложенной на них партией и правительством, и не сумели обеспечить правильную организацию работ и должной борьбы за повышение производительности труда». В июле 1937 года был арестован Б.А.Ержембович «за развал руководства и запущенность финансового дела». Следом были арестованы и другие специалисты. 15 декабря 1937 года С.А.Полыгалин был арестован органами НКВД и обвинён «врагом народа и членом монархической организации, контрреволюционером, проводившим на стройке театра диверсионно-вредительскую работу». 24 декабря 1937 года он был расстрелян. Место захоронения остаётся неизвестным.
Реабилитация
22 октября 1956 года С.А.Полыгалин реабилитирован военным трибуналом СибВО — дело было прекращено за отсутствием состава преступления.
Семья
Жена — Мария Григорьевна; дети: Ирина (родилась в 1926) — инженер-технолог, работала в Новосибирске до 1988 года; Мария (родилась в 1930) — доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии Новосибирского университета.
Память
Славой Касаткиной в 2011 г. снят фильм «Помнить буду» о вкладе С. А. Полыгалина и о строительстве Дома Науки и Культуры. Дирекция Новосибирского театра оперы и балета планировала в 2015 году разместить на здании театра мемориальную доску (в рамках празднования 70-летия театра).
Адреса в Новосибирске
С.А.Полыгалин с семьёй проживал по адресам: улица Октябрьская, 90; улица Чаплыгина, 35. Литература: Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства 1893—1945 гг. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1978. — 135 строаниц; Баландин С.Н. Строительство театра // Новосибирск: что остается в наследство?… История стр-ва и архитектура здания Театра оперы и балета. — Новосибирск: Книжное издательство, 1990. — 104 страницы. — ISBN 5-7620-0402-3; Грантовский А.И. Здание Новосибирского академического театра оперы и балета // Сценическая техника и технология. — 1983. — № 2. — Страница 8; Невзгодин И.В. Архитектура Новосибирска. — Новосибирск : Издательство Сибирского отделения Российской Академии Наук, 2005. — 203 страницы. — Страницы 128—137. — ISBN 5-7692-0736-1; Невзгодин И.В. Конструктивизм в архитектуре Новосибирска. — 2013; Пастернак П.Л., Матэри Б.Ф.Конструкции Большого театра в Новосибирске // Проект и Стандарт. — 1935. — № 1. — Страница 26; Пивкин В.М., Евстешина Д.С. Архитектор Траугот Бардт. известный и неизвестный. — Новосибирск : бумага известковая, 2007. — 195 страниц. — Страницы 77, 161. — ISBN 978-5-94301-049-1; Сидоров В. Народная стройка // Советская Сибирь. — 1981, 23 мая; Созвездие земляков. Знаменитые мужи Новосибирска. — 2008. — Книга 5. — Страница 432; Строители оперного // Проект Сибирь. — 2005,. — № 22; Строитель Оперного : Полыгалин Сергей Александрович (1899—1937) // Созидатели: очерки о людях, вписавших своё имя в историю Новосибирска / Составитель: Н.А.Александров; Редактор: Е.А.Городецкий. — Новосибирск, 2003. — Том 1. — Страницы 367—375; Цыплаков И.Ф. Он знал цену риска // Советская Сибирь. — 1999, 22 июля; Энциклопедия Новосибирск. — 2003. — Страницы 608, 685. — ISBN 5-7620-0968-8

Beaulahannan (542x700, 238Kb)
1899
Бьюла Эннан (Beulah Annan; имя при рождении — Beulah May Sheriff, Бьюла Мэй Шерифф)
американка, которая в 1924 году попала в заголовки чикагских газет после того, как при не до конца ясных обстоятельствах убила своего любовника. Эннан стала прототипом Рокси Харт в пьесе Морин Даллас Уоткинс «Чикаго», написанной в 1924 году. На основе пьесы в 1975 году был поставлен одноимённый мюзикл, который в 2002 году был экранизирован. Бьюла Мэй Шерифф родилась в городе Оуэнсборо, штат Кентукки, США,у Джона Шериффа и Мэри Нил. Там же она вышла замуж за Перри Стивенса, газетного оператора линотипа. Позже они развелись, и Бьюла затем заключила в Луисвилле повторный брак с автомобильным механиком Альбертом Эннаном. Спустя некоторое время они переехали в Чикаго, где Альберт устроился механиком в гараж, а Бьюла — на работу бухгалтером в прачечную «Теннантс Модел». Здесь же она встретила Гарри Калстеда, который тоже там работал и с которым у неё через некоторое время началась любовная связь.
Убийство
3 апреля 1924 года в своей супружеской спальне Бьюла застрелила Калстеда на смерть из пистолета мужа. В тот же день она позвонила Альберту и сказала, что убила человека, который «попытался заняться любовью» с ней. Согласно результатам вскрытия, пуля прошла через торс Калстеда сбоку. Из-за такой траектории полёта пули оказалось невозможно определить, повернулся ли Калстед в момент выстрела боком к Бьюле, чтобы отодвинуться от неё, или же в момент выстрела он собирался повернуться в её сторону всем корпусом, предположительно, в попытке отобрать у неё пистолет. В её первоначальных показаниях, данных прямо на месте, Бьюла сообщила только, что Калстед попытался её изнасиловать. Тогда она бросилась в спальню к пистолету, который лежал на кровати (у Альберта была привычка держать его под подушкой) и выстрелила в Калстеда, когда тот к ней подошёл. После интенсивного допроса в полицейском участке Гайд-парка Бьюла в конце концов призналась, что у них с Калстедом был роман, и что она пригласила его принести ей вина, после чего у них на диване «был джазз» (то есть, секс), но затем у них завязался жаркий спор из-за того, что он солгал ей о своём грязном прошлом. В какой-то момент Калстед, по её словам, вскочил, после чего они оба бросились в спальню, где одновременно потянулись к пистолету на кровати, но Бьюла первой схватила револьвер и выстрелила в него. Во время этого допроса её так и не спросили, почему она застрелила Калстеда или что Калстед сделал непосредственно перед этим. В следствие чего, её ответы (на которые позже опиралось обвинение в суде над нею) не раскрывали, отступал ли Калстед, когда она стреляла в него (обвинение настаивало именно на этом) или же пытался отобрать у неё пистолет. Протерев лицо упавшего Калстеда влажной тканью и нажав на его веки, чтобы проверить, жив ли он, Бьюла пришла к заключению, что он мёртв. Врач-коронер впоследствии подтвердил, что Калстед умер практически мгновенно, потому что пуля прошла сквозь сердце. Опасаясь, что соседи услышали выстрел, Бьюла включила джазовую грамзапись фокстрота «Hula Lou». Из-за неразберихи, толчок к которой дали первые заявления полиции (которые на деле оказались неточными), некоторые чикагские СМИ распространили ложную версию, что Калстед якобы медленно умирал в течение четырёх часов, в то время как Бьюла всё это время проигрывала пластинку раз за разом, пила алкогольные коктейли и бесконечно танцевала по квартире. На деле же, будучи одурманенной алкоголем изначально, Бьюла в панике размышлала о том, какие выводы сделает полиция, когда увидит место преступления.
Суд
На протяжении следствия и вплоть до суда Бьюла несколько раз меняла показания. Изначально она признала себя виновной в убийстве, но потом (вероятно, следуя прямому совету или, по крайней мере, намёкам своих адвокатов) снова вернулась к изначальной версии и заявила, что выстрелила в Калстеда в целях самообороны, потому что боялась, что он её изнасилует. Прокуроры в свою очередь отрабатывали версию, что Бьюла застрелила Калстеда в ярости, потому что он угрожал её бросить. Заключительная версия её показаний, которые она дала уже на суде, заключалась в том, что она сказала Калстеду, что беременна, у них завязалась драка, в процессе которой оба одновременно схватились за пистолет, пытались вырвать его друг у друга и Бьюла в какой-то момент случайно нажала на курок. В итоге 25 мая 1924 года суд вынес оправдательный приговор, поскольку версия, показания и доказательства обвинения были признаны неодназначенными. Альберт Эннан на протяжении всего суда поддерживал жену финансово и морально. В 1926 году они развелись, но существуют противоречивые сведения относительно того, кто именно стал инициатором развода.
Дальнейшая жизнь
В 1927 году, после того, как завершился её развод с Эннаном, Бьюла вышла за боксёра Эдварда Харлиба, но этот брак продержался всего три месяца, после чего Бьюла подала на развод, обвинив мужа в жестокости. Чтобы урегулировать развод, Харлиб заплатил ей пять тысяч долларов. Разведясь с Харлибом, она очень скоро сошлась с неким Эйблом Маркусом. Бьюла умерла в городе Чикаго, штат Иллинойс, США, 10 марта 1928 года от туберкулёза в Чикагском санатории «Фреш-Эйр», где была зарегистрирована под именем Бьюла Стивенс. Её похоронили на Камберлендском пресвитерианском кладбище «Маунт-Плезант» в Кентукки. По неизвестным причинам, год смерти на надгробии её могилы указан как 1927, а не 1928.

Аладжалов (465x700, 182Kb)
1900
Константин Ивинович Аладжилов (Constantin Alajalov)
художник-график, иллюстратор, акварелист, эмигрант первой волны. В 1923 году эмигрировал в США. Сотрудничал с журналами «The New Yorker», «The Saturday Evening Post» и «Fortune». Его работы находятся в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке (сокращённо MoMA) и в Бруклинском музее. Умер в городке Амения, штат Нью-Йорк, США, 24 октября 1987 года.
Годы в России
Константин Аладжалов родился в городе Нахичевань-на-Дону, Российская империя, в армянской семье. Его младшими братьями были Семён и Степан Аладжаловы, ставшие впоследствии знаменитыми советскими художниками-плакатистами. Детство провёл в Ростове-на-Дону. Окончив гимназию, самостоятельно занялся рисованием. В 1917-18 годах учился в Петроградском университете. Во время революции 1917 года примкнул к группе художников, обслуживающих революционную власть. По заказу рисовал агитплакаты, портреты вождей революции, расписывал агитпоезд. В 1918 году вернулся в Ростов, где начал сотрудничать с журналом «Искусство». Участвовал в 8-й Весенней выставке Ростовско-Нахичеванского общества изящных искусств (1918), создавал графические декоративные элементы для журнала «Донская волна» (1918—1919). В 1920 году встречался с Сергеем Есениным и нарисовал его портрет, который через девять лет был опубликован в книге Мэри Дэсти «Конец Исидоры Дункан» (Detsi M. Isadora Duncan’s end. London, 1929). В 1923 году эмигрировал в США. По некоторым данным до этого пару лет провел в Персии и Турции В 1928 году Аладжалов получил американское гражданство.
Годы эмиграции
В 1924 году, после долгого поиска работы, Аладжалов был приглашён расписать стены в новом ресторане русской графини Анны Зарнекау. Первые годы он часто писал фрески в частных домах, оформлял русские ночные клубы на Манхэттане («Bi-Ba-Bo Club» и др.), писал заказные портреты, занимался сценографией, рисовал афиши для театра и кино. Он также продавал свои работы журналу «The New Yorker». Его иллюстрация на обложке этого журнала впервые оказалась на номере от 25 сентября 1926 года.
Приобретя популярность среди американских представителей прессы, он стал автором иллюстраций в таких популярных американских журналах как «Life», «Vogue», «Fortune», «New Masses», «Vanity Fair» и др. Большинство из них выполнены в мягкой юмористической манере. Также иллюстрировал книги по заказам издательств, в частности «Золушку» Элис Дюэр Миллер, «Книгу песен» Джорджа Гершвина («George Gershwin’s Song-Book»), «Семейный альбом» Павла Чавчавадзе, «От Иеговы до джаза» Хелен Кауфман и детские книги Корнелии Скиннер. В 1940-1950-е Аладжалов стал преподавателем композиции и рисунка в рисовальной школе «Феникс» в Нью-Йорке. Также он читал лекции по композиции в художественной школе Parsons и в художественной студии Александра Архипенко. В эти же годы он провёл несколько персональных выставок в Нью-Йорке (в галерее Carstairs, 1942 год), Далласе, Голливуде и Уичито (штат Канзас). Также Аладжалов состоял в Филадельфийском акварельном клубе. В 1942 вышел в свет альбом репродукций его рисунков под названием «Жанровые картины» («Conversation pieces»), текст для которого написала известная американская журналистка Жанет Фланнер.
Стиль
В Нью-Йорке Аладжалова вначале называли кубистом из-за похожести некоторых его иллюстраций на кубистические произведения. Аладжалов работал в разных жанрах, но полюбился публике благодаря сатирическими зарисовкам о современной Америке. В своих иллюстрациях он уделял большое внимание мелким деталям, изображая комичность повседневности в собирательных чертах своих персонажей. Некоторые считали его реалистом, работающим в очень изощрённой манере Четкие и жёсткие линии в его рисунках отсылали к жанру карикатуры. Однако сочетание их с продуманностью каждого мелкого элемента, изящной работой с цветом и сюжетом делало карикатуру в иллюстрации Аладжалова более утончённой.
Наследие
Архив художника хранится в библиотеке Сиракузского университета, в Институте Смитсониан в Вашингтоне, в Архивном исследовательском центре Ховарда Готлиба в Бостонском университете. Представлен в Бруклинском музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке, художественных музеях Филадельфии и Далласа.
Работы
Иллюстрирование книг
Книги представлены в хронологическом порядке: Dreier, Katherine S. Modern Art. New York: The Societe Anonyme, Inc., Museum of Modern Art, 1926; Dreier, Katherine S. (intr.); Brinton, Christian. Modern Art at the SesquiCentennial Exhibition. New York: The Societe Anonyme, Inc., Museum of Modern Art, 1926; Herbert, A. P. Tantivy towers, a light opera in three acts, the words.. Garden City, N. Y.: Doubleday, Doran & company, inc., 1931; Skinner, C.O. Dithers and Jitters. New York: Dodd, Mead & Co., 1938; Skinner, C. O. Soap behind the Ears. New York: Dodd, Mead & Co., 1941; Skinner, C. O; Kimbrough, E. Our Hearts were Young and Gay. New York: Dodd, Mead & Co., 1942; Miller, A.D.Cinderella retold in Verse. New York: Coward McCann, 1943; Feld, Rose C. Sophie Halenczik, American. Boston: Little, Brown and company, 1943; Lederer, Virginia. Married at leisure. Garden City, N. Y.: Doubleday, Doran & co., inc., 1944; Davis, E. Esmé of Paris. New York / London: D. Appleton-Century Co., 1944; Rorick, I. S. Outside Eden. Boston: Houghton Mifflin company, 1945; Specialities de la Maison. New York: American Friends of France, 1949; Chavchavadze, P. Family Album. Boston: Houghton Mifflin Co., 1949; Skinner, C.O. Nuts in May. New York: Dodd, 1950; Skinner, C. O. Bottoms Up! New York: Dodd, 1955;
Aurora dawn; or, The true history of Andrew Reale, containing a faithful account of the great riot, together with the complete texts of Michael Wilde’s oration and Father Stanfield’s sermon. Garden City, N. Y.: Doubleday, 1956; Orpheus in America: Offenbach’s diary of his journey to the New World. Bloomington, Indiana University Press; Skinner, C. O. The Ape in Me. Boston: Houghton Mifflin Company, 1959; Kaufmannб Helen L. From Jehovah to jazz; music in America from psalmody to the present day. Freeport, N.Y.: Books for Libraries Press. Другие работы
На 8-й весенней выставке Ростово-Нахичеванского Общества Изящных Искусств и Ростово-Нахичеванского союза художников участвовал работами: «Тореадоры»; «Смерть Авеля»; «Cafe-concert»; «В Бретани»; «Желтый парус»; «Отдых» (эскиз к декорациям); «Купальщицы»; «Апаши»; «Два монаха». Графические вставки в журнале «Донская волна»: № 5, 8 июля 1918 г.; № 14, 9 сентября 1918 г.; № 15, сентябрь 1918 г.; № 19, 21 октября 1918 г.; № 20, 28 октября 1918 г.; № 27, 16 декабря 1918 г.; № 7(35), 10 февраля 1919 г. Библиография: Каск А.Н. «Легкий» жанр Константина Аладжалова (1910—1987) // История газетно-журнальной иллюстрации. Сборник статей; Часть II. Составитель: О.Н. Ансберг, Е.С.Сонина. — Санкт-Петербург: Своё издательство — 2016. — Страницы 85—94. http://jf.spbu.ru/about/825-10743.html; Кузнецова В. Портреты Есенина // Наука и бизнес на Мурмане. — Мурманск. — 2000. — № 6. Том 4. Страница 18; Лейкид О., Махров К., Северюхин Д. Художники русского зарубежья. Биографический словарь. — Санкт-Петербург : Нотабене. — 2000. — Страницы 77-78; Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Том 5. Ростов-на-Дону: Гефест. — 1999; Стоммельс С.-А., Лемменс А. Альманах пилигримов: русские в Нью-Йорке (1925—1926) // Деятели американской культуры из Российской империи. Сб. статей по итогам выставки и научной конференции в ГРМ. СПб. — 2009. — Страницы 131—141; Рязанов В. От первого приюта до наших дней. Из истории изобразительного искусства Нахичевани-на-Дону. — Ростов-на-Дону: Ковчег. — 2011. — Страница 22; Constantin Alajalov. Conversation pieces / Сommentary by Janet Flanner / New York; London: The Studio publications Inc. — 1942; Dreier K. S. Constantin Alajalov // Collection of the Société Anonyme: Museum of Modern Art 1920. New Haven: Yale University Art Gallery. — 1950. — P. 70-71; Herbert R. L., Apter E. S., Kenny E. K. The Société Anonyme and the Dreier Bequest at Yale University: A Catalogue Raisonné. New Haven; London: Yale University Press. — 1984. — P. 36-37.

[525x700]
1900
Симон Николаевич Джанашиа (грузинское имя — სიმონ ნიკოლოზის ძე ჯანაშია)
советский историк, академик Академии Наук Грузинской ССР (1941), академик Академии Наук СССР (1943). Член КПСС с 1940. Родился в селе Макванети, ныне Махарадзевского района Грузии. В 1922 окончил Тбилисский университет. В 1936-1941 директор Института языка, истории и материальной культуры Грузинского филиала Академии Наук СССР, с 1941 вице-президент Академии Наук Грузинской ССР и директор её Института истории. Исследовал вопросы происхождения грузинских племён и их генетические связи с народами Кавказа и Древнего Востока, вопросы происхождения грузинского государства ("Происхождение общественных классов и государства среди грузинских племён", 1932), а также исторической географии Грузии. На основе анализа разнообразных источников Джанашиа утверждал наличие этнического родства грузинских племён с древними народами Передней Азии и др. народами Кавказа ("Тубал - Табал, Тибарен, Ибер", 1937, "Древнейшее национальное предание о первоначальном расселении грузинских племён в свете истории Ближнего Востока", 1940). Большой вклад внёс в изучение возникновения и развития феодальных отношений в Грузии ("Феодальная революция в Грузии", 1935, "Грузия на путях ранней феодализации", 1937, и др.). Автор работ по археологии Грузии. В 1940-1947 руководил Мцхетской археологической экспедицией, работы которой дали ценный материал для истории Грузии и всего Кавказа. Д. принадлежат исследования по источниковедению, а также по грузинскому, сванскому, абхазскому, адыгейскому и др. языкам. Участвовал в написании и редактировании первого учебника по истории Грузии. Сталинская премия (1942, 1947). Награждён 2 орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Умер в Тбилиси 15 ноября 1947 года. Литература: Шанидзе А.Г., Бердзенишвили Н.А., Читая Г.С., Памяти академика С.Н.Джанашиа, "Вестник Академии наук", 1948, № 12.

Мазурова (700x505, 129Kb)
1900
Екатерина Яковлевна Мазурова
советская актриса театра и кино; заслуженная артистка РСФСР (1951). В 1970-х годах — краеведческий деятель Ивановской области. Родилась в городе Иваново-Вознесенск, Владимирская губерния, Российская империя (ныне Иваново), в семье рабочих. После школы работала в Шуйском драматическом театре, потом — в театрах Кинешмы, Иванова, Ярославля, Москвы. В годы ВОВ, отказавшись эвакуироваться, играла в театре для фронтовиков. В 1947—1951 годах работала в ГДР в театре при советской военной части. Затем, около 20 лет, — в Театре на Таганке. Одновременно снималась в кино: роли были эпизодические, но колоритные. В 1970-х Екатерина Яковлевна решила посвятить себя местам, где она выросла. Принимала активное участие в создании краеведческого музея в городе Шуя и селе Васильевское Шуйского района Ивановской области, куда безвозмездно передала свою личную коллекцию антиквариата, среди которых русская и зарубежная живопись и графика XIX—XX веков, керамика, вышивка бисером, антикварная мебель — всего около тысячи экспонатов. Умерла в городе Москва, Российская Федерация, 8 октября 1995 года. Похоронена на Введенском кладбище (26 участок). Фильмография: 1954 — Анна на шее — женщина в церкви (нет в титрах); 1956 — Долгий путь — мать Раисы (нет в титрах); 1957 — Дело было в Пенькове — Марья Фёдоровна, жена Ивана Саввича и мать Ларисы; 1957 — Дом, в котором я живу — Серафима, домработница Ксении Николаевны; 1958 — Трое вышли из леса — мать Генадия Скворцова; 1960 — Пусть светит (короткометражка) — бабка Веры; 1961 — Когда деревья были большими — Анастасия Борисовна (тётя Настя), бывшая жительница деревни Селиваново; 1961 — Командировка — старушка в клубе; 1963 — Ты не один — няня в больнице; 1963 — Полустанок — бабка Татьяна; 1964 — Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён — бабушка Кости Иночкина (в титрах — И.Мазурова); 1964 — Непридуманная история — тёща Степана Ивановича; 1965 — Мимо окон идут поезда — тётя Агаша, сестра-хозяйка в школе-интернате; 1968 — Встречи на рассвете — бабка Мотя Пуговкина; 1968 — Урок литературы — бабушка Коли Собакина; 1968 — Хозяин тайги — Семёновна, бабка Носкова; 1969 — В деревне Загадкино (короткометражка) — бабушка; 1969 — Последние каникулы — Евдокия Анисимовна; 1970 — Дядя Ваня — Марина; 1970 — О друзьях-товарищах — бабушка Кости Жохова; 1971 — Джентльмены удачи — мать Евгения Ивановича Трошкина; 1972 — Руслан и Людмила — Кикимора; 1972 — Инженер Прончатов — бабуля в магазине; 1973 — Большая перемена — баба Маня, соседка Нестора Петровича Северова (нет в титрах); 1974 — Кыш и Двапортфеля — соседка снизу; 1974 — Романс о влюблённых — соседка Тани; 1975 — Пузырьки — соседка Лаптева, больная радикулитом; 1976 — Сибирь; Побег | 1 серия, Неонила Терентьевна; Нет, не будем бояться бури | 6 серия, Терентьевна; 1976 — Стажёр — Валентина Ивановна, санитарка; 1976 — «Сто грамм» для храбрости… (киноальманах) — Какая наглость | История 1-я.

1900
Агафия (Агафья) Власовна Паниско
звеньевая виноградарского совхоза «Трифешты» Кагульского района Молдавской ССР. Родилась в селе Матроска Измаильского уезда Бессарабской губернии, ныне – Измаильского района Одесской области Украины, в семье безземельного крестьянина. Украинка. С раннего детства приобщалась к труду. Её семья в поисках заработка вынуждена была скитаться по селам. После установления в 1940 году в Бессарабии советской власти проживала в Молдавской ССР (ныне – Молдавии). Во время Великой Отечественной войны находилась в эвакуации, где самоотверженно трудилась на благо родины. После окончания Великой Отечественной войны вернулась домой и участвовала в восстановлении разрушенных войной виноградников в селе Новые Трифешты, где с 1949 года работала звеньевой в созданном виноградарском совхозе «Трифешты» Кагульского района Молдавской ССР (ныне – Молдавии). После восстановления хозяйства культура выращивания винограда ещё оставалась низкой. Значительную часть насаждений составляли низкосортные и малопроизводительные гибриды. В засушливые годы даже европейские сорта виноградников давали низкие урожаи. Бытовало мнение в совхозе, что европейские сорта нерентабельны, якобы выгодней выращивать малоприхотливые гибриды, ибо они дают гарантированный урожай. Умело руководя своим небольшим коллективом, тщательно изучая передовой опыт, правильно соблюдая требования агротехники и прилагая много труда, доказала, что мнение это ошибочно. В первый же год работы возглавляемое ею звено собрало на 15 центнеров в год с гектара больше, чем давали лучшие гибридные сорта. Успехи множились. В 1950 году возглавляемое ею звено получило урожай винограда 95,8 центнера с гектара на площади 3,2 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1951 года за получение в 1950 году высоких урожаев винограда при выполнении виноградарским совхозом плана сдачи государству сельскохозяйственных продуктов и обеспеченности семенами всех культур в размере полной потребности для весеннего сева 1951 года Паниско Агафии Власовне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом звания Героя Социалистического Труда была удостоена ещё одна звеньевая винсовхоза «Трифешты» – Матрёна Лупу. В 1953 году вступила в КПСС и в этом же году возглавляла виноградарскую бригаду совхоза, которая также получала высокие урожаи. Избиралась депутатом Верховного Совета Молдавской ССР 4-го созыва (1955-1959) и местных Советов депутатов трудящихся. С 1958 года – на пенсии, с 1968 года – персональный пенсионер союзного значения. Жила в селе Новые Трифешты Кагульского района. Умерла в 1981 году. Награждена орденом Ленина (23 июля 1951), медалями, Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Молдавской ССР (1977).

[509x698]
1900
Иосиф Леонидович Прут
русский драматург, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983). Родился в Таганроге. В раннем возрасте, заболев туберкулезом, лечился в Швейцарии.. Окончив в 1918 Эколь Нувэль в Шаи под Лозанной, поступил в Политехнический институт в Париже, но вскоре ушел добровольцем на фронт и служил в Русском экспедиционном корпусе, был награжден Преображенским крестом. Вернувшись в 1919 на родину, участвовал в боях в составе Первой Конной армии Буденного. С 1922 жил в Москве, сотрудничал в «Крестьянской газете», газетах «Кооперативный путь» и «Вечерняя Москва», работал в пресс-бюро Центросоюза. Во время Великой Отечественной войны служил на передвижном танкоремонтном заводе, был начальником клуба 222-й Смоленской Краснознаменной стрелковой дивизии, при этом регулярно ходил с разведчиками в тыл врага. Награжден медалью «За боевые заслуги». Смелость, общительность, неплохое образование, необычный жизненный опыт и редкое везение помогли не блиставшему особыми талантами человеку, бравшемуся если и не за самые животрепещущие, то без сомнения конъюнктурные темы, оставаться на плаву в самые трудные времена. Подавляющее большинство пьес Прута так или иначе повествует об армии социалистического государства – по обстоятельствам, Красной либо Советской. Пьеса Князь Мстислав Удалой (поставлена в 1932) рассказывает о героической гибели команды бронепоезда, окруженной бандами Мамонтова, пьесы Я вас люблю (1935), Восточный батальон (1935, совместно с братьями Тур), Год девятнадцатый (Член Реввоенсовета, 1936), историческая хроника Дорога на Юг (постановка в 1938) – также о событиях революционного прошлого; о тематике Артиллеристов (пост. в 1939) и Западной границы (1949, совместно с Н.Шпановым) нетрудно догадаться по названиям. Многие пьесы были поставлены в театре Красной Армии, с которым долгие годы был связан Прут. В соавторстве с В.Кожевниковым написал пьесу Судьба Реджинальда Дэвиса (1947), разрабатывающую, по тогдашней формулировке, «тему мира», сделал инсценировки романа А.Фадеева Разгром (1955) и романа Г.Мопассана Милый друг (Господин Дюруа, 1950). Начало кинематографической деятельности Прута относится еще ко времени армейской службы, в 1924–1928 он работал на киностудии «Межрабпом-Русь», в 1928–1932 на Ленинградской кинофабрике. Среди фильмов, сделанных по его сценариям, заметное место занимают ленты патриотической тематики. Среди не всегда ловких поделок, вроде картины «Богатырь» идет в Марто (1954, режиссёры С.Навроцкий, Е.Брюнчугин), выделяется такой несомненный шедевр, как лента Тринадцать (1937) режиссера и соавтора сценария М.Ромма. Сходную задачу – создать советский вариант фильмов с Диной Дурбин и Марикой Рёкк – решали авторы, делая картину Моя любовь (1940, режиссёр В.Корш-Саблин), триумфально прошедшую по экранам страны и открывшую актрису Л.Смирнову. Искусство для Прута, собеседника-острослова и приятеля едва ли не всех знаменитых писателей и актеров довоенного и послевоенного периода, было не самоцелью, а способом существования. Его устные рассказы и байки, которыми он и прославился в среде ценителей этого непростого искусства, отчасти запечатлены в книге мемуаров, вышедшей через несколько лет после смерти автора. Умер Прут в Бресте 16 июля 1996 года. Урна с прахом захоронена в Москве на 45-м участке Химкинского кладбища.
Награды и звания: Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983); Орден Отечественной войны II степени (6 апреля 1985); Орден Дружбы народов (17 ноября 1980); Орден «Знак Почёта» (4 декабря 1970); Медаль «За боевые заслуги» (24 августа о1944; был представлен к ордену Красной Звезды).
Семья
Жёны: Софья Ефимовна Прут (брак закончился разводом); Эмма Михайловна (Этель Моисеевна) Прут (1913—1975); Елена Евсеевна Черняк (1926—2015), драматург, в первом браке была замужем за сценаристом М.З.Цейтлиным.
Произведения
Драматургия: Маршал удалой: Пьеса. Ленинград, 1932; Князь Мстислав Удалой: Пьеса. Москва, 1933 (по мотивам пьесы в 1973 году снят фильм «За час до рассвета»); О.К.Б.: Этапы человеческой жизни. Ленинград; Москва, 1934; Восточный батальон. Москва, 1935. В соавторстве с братьями Тур; Я вас люблю: Лирические сцены. Москва, 1935; Член Реввоенсовета. Москва, 1936; Год девятнадцатый: Пьеса. Москва, 1937; Две ночи: Пьеса. Москва, 1940; Дорога на юг: Историческая хроника. Москва, 1940; Молодая гвардия: Пьеса. Москва, 1940; Секретарь райкома: Пьеса. Москва, 1943; «Судьба Реджинальда Дэвиса» Пьеса. Москва, 1947. В соавторстве с В.М.Кожевниковым; Тихий океан: Пьеса. Москва; Ленинград, 1949; Пьесы. Москва, 1951; Конёк-Горбунок: Пьеса по мотивам одноимённой сказки. Москва,1959; Золотой песок: Пьеса. Москва, 1959 (1968 г. — радиоспектакль режиссёра Алексея Шипова); Пьесы. Москва, 1963; Останемся верны: Пьеса. Москва, 1970. В соавторстве с Г.Д.Красильниковым; На новой улице: Пьеса. Москва, 1973; Солдаты: Пьеса. Москва, 1975; Разгром: Драматическая поэма. Москва, 1976. В соавторстве с Н.Захаровым; Ну и ну! или довольно странная история, изложенная в 2-х действиях, 6 карт. Москва, 1977; Пьесы. Москва, 1982; Катрин: Музыкальная комедия по мотивам В.Сарду. Москва, 1984. В соавторстве с А.Дноховским.
Фильмография
Актёр: 1924 — Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков. Сценарист: 1929 — Сто двадцать тысяч в год — совместно с Г.Черняком; 1931 — Огонь («Костер с далёкой реки»); 1931 — Человек из тюрьмы («Человек за решёткой»); 1932 — Запах великой империи, совместно с М.Герасимовым; 1932 — Для вас найдётся работа, совместно с И.З.Траубергом; 1936 — Тринадцать, совместно с Михаилом Роммом; 1938 — Год девятнадцатый, совместно с И.Траубергом; 1938 — Пограничная застава; 1939 — Эскадрилья № 5; 1940 — Моя любовь; 1942 — Секретарь райкома; 1942 — Боевой киносборник № 12 (новелла «Сын бойца»); 1943 — Одна семья (фильм на экраны не вышел) — совместно со Львом Вайсенбергом и М.Джалалом; 1948 — Мальчик с окраины, совместно с В.Кожевниковым; 1950 — В мирные дни; 1954 — «Богатырь» идёт в Марто; 1955 — Случай с ефрейтором Кочетковым; 1960 — Девичья весна, совместно с М.Долгополовым и Н.Надеждиной; 1962 — Здравствуйте, дети!, совместно с И.Донской; 1964 — Ждите нас на рассвете — совместно с Э.В.Лотяну; 1965 — Последняя ночь в раю, совместно с Г.Маларчуком; 1966 — Сурайя (в прокате под названием «Жизнь прошла ночью»), совместно с У.Назаровым; 1966 — Чернушка, совместно с Ш.Махмудбековым; 1969 — Взрыв после полуночи, совместно с Э.Карамяном; 1970 — «Совесть заела» (сюжет в киножурнале «Фитиль» № 90); 1973 — За час до рассвета.

[503x699]
1900
Роман Семёнович Смищук
красноармеец 3-й стрелковой роты 2-го Краснознамённого стрелкового полка 50-й Запорожско-Кировоградской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии. Родился в селе Крыклывец ныне Крыжопольского района Винницкой области Украины. Украинец. В годы Первой мировой войны, ещё мальчишкой поехал на фронт рыть окопы, вернулся домой перед самой революцией. После Великой Октябрьской социалистической революции, в семнадцать лет был избран председателем сельского комитета малоимущих крестьян, потом работал в уголовном розыске Ольгопольского поселкового Совета Подольской губернии, позже - на строительстве "Азовстали". В начале Великой Отечественной войны вместе с односельчанами оказался в оккупации, а на фронт попал в конце весны 1944 года, и в первом же бою совершил подвиг, не успев даже примерить военную форму и получить оружие... О том, что (!) совершил в своём первом бою Р.С.Смищук, красноречиво свидетельствуют строки наградного листа, подписанного командиром полка майором Твердохлебовым: "4 июня 1944 года 3 стрелковая рота, ведя тяжёлые бои с превосходящими силами противника, оказалась отрезанной. Стремясь уничтожить роту, занявшую круговую оборону, противник ввёл в бой 16 танков и много пехоты. В этот критический момент проявил исключительное мужество красноармеец Смищук: подпуская вражеский танк вплотную, подбивал его ходовую часть гранатой, а затем броском бутылки КС поджигал. Перебегая из окопа в окоп, товарищ Смищук буквально атаковал танки, бесстрашно выбегая к ним навстречу, и таким путём уничтожил один за другим шесть средних танков. Танки противника не выдержали поединка, отошли. Дрогнула и ошеломлённая пехота противника, а личный состав роты, воодушевлённый подвигом Смищука, успешно прорвал кольцо и присоединился к своим подразделениям... Достоин присвоения звания Героя Советского Союза"....Уже 5 июня части 50-й дивизии вместе с частями 6-й танковой бригады перешли в контрнаступление и отбросили вражеские войска с захваченных ими позиций. Как выяснилось позже, совсем рядом, в составе 6-й танковой бригады сражался сын Романа Семеновича - Григорий, который по просьбе отца вскоре был переведён в состав 2-го стрелкового полка. До самой Победы бок о бок сражались отец и сын Смищуки. За мужество, проявленное при сражении с вражескими танками, Григорий Романович был награждён орденом Славы III степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1944 года Роман Семёнович Смищук удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2604). Вскоре Герой вместе с сыном был принят командующим 2-м Украинским фронтом генералом армии Р.Я.Малиновским. Будущий Маршал Советского Союза горячо поздравил солдата и вручил ему высшие знаки отличия. После войны старшина запаса Р.С.Смищук работал председателем родного колхоза. Скончался 29 октября 1969 года. Похоронен в посёлке городского типа Крыжополь Винницкой области,
[420x700]
в центре которого благодарные земляки установили ему памятник-бюст. Имя Героя носит улица поселка Крыжополь, его подвигом наделены Самойло Полищук из повести "Знаменосцы" Олеся Гончара и Роман Клунный из "Повести пламенных лет" Александра Довженко. Г.Р.Смищук посвятил памяти отца-героя книгу "Отцовская слава".
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 18 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»