• Авторизация


18 ноября родились... 18-11-2025 07:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[518x700]
1888
Шри Тирумалай Кришнамачарья (имя на языке каннада — ಶ್ರೀ ತಿರುಮಲೈ ಕೃಷ್ಣಮಾಚಾರ್ಯ)
индийский йогин, философ. Был одним из крупнейших специалистов своего времени по древним ведийским и йогическим текстам, индийской философии, астрологии, аюрведе и музыке. Основатель йогашалы в Джаганмоханском дворце в Майсуре. Шри Тирумалай Кришнамачарья был учителем многих известных йогинов, его наиболее известными учениками являются: Б.К.С.Айенгар (1918-2014 гг.), основал Айенгар-йогу в 1975 году; Б.Н.С.Айенгар (1925 года рождения); Индра Деви (1899-2002 гг.); Т.К.В.Десикачар (1938 -2016 гг.) — сын Тирамулай Кришнамачарьи, продолжил традиции отца, преподаёт Вини-йогу с 1976 г.; Паттабхи Джойс (1915–2009 гг.), основал Аштанга-виньяса-йогу в 1948 году; А.Г.Мохан (1945 г.р.), основал Свастха-йогу. Шриватса Рамасвами (1939 г.р.), преподает Виньяса Крама йогу, которую изучал в Мадрасе под руководством Кришнамачарьи с 1955 по 1988). Кришнамачарья родился в Мучукундапурам, расположенном в округе Читрадурга (современный Карнатака), в Южной Индии, в ортодоксальной семье Айенгара. Его родителями были Шри Тирамулай Шриниваса Татачарья, известный учитель вед, и Шримати Ранганайякиамма. Кришнамачарья был старшим из шести детей. У него было два брата и три сестры. В возрасте шести лет, он прошёл обряд упанаяна. Затем он начал учиться говорить и писать на санскрите, по таким текстам как Амара-коша и петь ведические гимны под строгим руководством своего отца. Отец Кришнамачарьи также научил его асанам и пранаяме. Когда Кришнамачарью было десять лет, его отец умер, и семье пришлось переехать в Майсур, второй по величине город в штате Карнатака, где его прадед Шри Шриниваса Brahmatantra Parakala Свами, был главой Parakala Math (между 1835 - 1873 г.г. были известны два человека с таким именем). В Майсуре, Кришнамачарья начал более формальное школьное образования в колледже санскрита Чамарая и в математике. Он практиковал дискуссии по Шастрам с профессорами и приезжающими пандитами. Кришнамачарья сдал экзамен видвана в Майсуре, где он изучал Вьякарану, Веданту и индийскую логику (санскр.tarka IAST). В возрасте шестнадцати лет, Кришнамачарью приснился странный сон, в котором его предок, легендарный йог и вайшнавский святой Натхамуни направил его идти в город Алвартирунагари, в соседнем штате Тамил Наду. Кришнамачарья повиновался сну и отправился туда. Как позже рассказал Кришнамачарья, когда он прибыл на место назначения, он впал в транс и очутился в присутствии трех мудрецов. Он попросил мудрецов дать ему наставления в йоге Рахасья, давно потерянный йогической традиции Натхамуни. Один из мудрецов, которого он позже определил как самого Натхамуни, начал читать текст. Когда Кришнамачарья позже проснулся от транса, он смог вспомнить все стихи этого легендарного трактата. Кришнамачарья провел большую часть своей юности, путешествуя по Индии изучения шесть даршан или индийские философские школы: вайшешика, ньяя, санкхья, йога, миманса и веданта. В 1906 году, в возрасте восемнадцати лет, Кришнамачарья оставил Майсур, чтобы посещать университет в Бенаресе , также известный как Варанаси, города сотни храмов, который считается Северным индийским центром традиционного обучения. В то время как в университете, он сосредоточил свои исследования на изучении логики и санскрита. Работающий с ним Брахмашри Шивакумара Шастри отметил его как одного из наиболее грамотных. Он изучал Мимансу у Брахмашри Трилинга Рамы Шастри, изучал тарку у Вамакарана Бхаттачария. Также у него были крепкие дружественные отношения с главою Каши, управляющим колледжем санскрита — Ганганатхом Джа. После ухода из Бенареса, в 1909 году, Кришнамачарья вернулся в Майсур и изучал Веданту с новым понтификом школы Паракала, Х.Х.Шри Кришны Брахматантрой. В течение этого периода Кришнамачарья научился играть на вине, одном из самых древних струнных инструментов в Индии. Кроме этого, Кришнамачарья также учился в Университете Майсура. В 1914 году, Кришнамачарья вновь уехал в Бенарес посещать занятия в Королевский Колледж, где он получил ряд учебных сертификатов. В течение первого года у него было мало средств на финансовую поддержку от своей семьи, либо их иногда вообще не было. Для того, чтобы поесть, он следовал правилам, которые были заложены у религиозных нищих: он должен был обойти только семь дворов в один день. Кришнамачарью в конце концов оставил Ккоролевский колледж, чтобы изучать ṣaḍdarśana (шесть Даршанов) в ведической философии в университете Патна, в Бихаре, штате в восточной Индии. Он также получил стипендию на изучение Аюрведы в Бенгалии. Кришнамачарья был приглашен на коронацию раджи Диккангхат (княжество в Дарбханга), в котором он победил ученого под названием Бихари Лал в дебатах, и получил награды и почести от раджи. Его пребывание в Бенаресе длилось 11 лет. За все это время Кришнамачарья продолжал практиковать йогу, как учил его отец в детстве. Кришнамачарья также учился у мастера йоги Шри Бабу Бхагавана Даса и прошёл экзамен по йоге санкхьи в Патна. Многие из инструкторов Кришнамачарьи признали его выдающиеся способности в изучении и практике йоги и поддерживали его прогресс. Некоторые просили, чтобы он учил их детей. Во время своих отпусков, которые длились около трех месяцев, Кришнамачарья совершал паломничество в Гималаи По предложению Ганганатхи Джа, Кришнамачарью стремился найти мастера по имени Йогешвара Рамамохана Брахмачари, который, по слухам, жил в горах за пределами Непала. Для этого Кришнамачарье пришлось получить разрешение вице-короля Симлы, господина Ирвина, который в то время страдал от диабета. По просьбе вице-короля, Кришнамачарья отправился в Симл и научил его йогическим практикам в течение шести месяцев. Здоровье вице-короля улучшилось, и он проникся уважением и привязанностью к Кришнамачарье. В 1919 году вице-король принял меры для путешествий Кришнамачарьи в Тибет, сопроводив его тремя помощниками и позаботившись о расходах. После двух с половиной месяцев путешествия, Кришнамачарья прибыл в школу Шри Брахмачари в удаленной пещере у подножия горы Кайлаш, где мастер жил со своей женой и тремя детьми. Под опекой Брахмачари в, Кришнамачарья провел семь с половиной лет изучая Йога-сутры Патанджали, учебные асаны и пранаямы, и обучился терапевтическим аспекты йоги. Он выучил наизусть Йогу-Курунту на языке Гуркха. По традиции, в конце своего обучения, Кришнамачарья спросил у гуру какова будет его плата. Мастер ответил, что Кришнамачарья должен "взять жену, растить детей и быть учителем йоги" Кришнамачарья вернулся в Варанаси. Махараджа Джайпура призвал его служить в качестве главы в Видья Сала в Джайпуре; но так как он не хотел быть подотчетны многим людям, Кришнамачарья вскоре вернулся в Варанаси. В соответствии с пожеланием его гуру, чтобы он жил жизнью домохозяина, Кришнамачарья женился на Намагириамма в 1925 году. После женитьбы обстоятельства вынудили его работать на кофейной плантации в районе Хасана. В 1931 г. после лекции по Упанишадам в городском зале Майсура он привлёк внимание к себе как учёному, что в конечном итоге привело к его занятости во дворце. Под впечатлением от познаний Кришнамачарьи как ученого и его мастерства йоги, Амарнатха Джа, сын Ганганатх Джа, представил Кришнамачарью различным монархам, и он стал широко уважаем ими. В 1926 году махараджа Майсура, Кришна Раджа Водеяр IV (1884-1940) был в Варанаси, чтобы отпраздновать 60-летие своей матери и услышал об обучении и квалификации Кришнамачарьи как йога-терапевта. Махарадж встретился с Кришнамачарьей и так был впечатлен поведением молодого человека, харизмой и знаниями, что пригласил Кришнамачарью обучать его и его семью. Первоначально, Кришнамачарья должен был преподавать йогу в Майсурском дворце. Вскоре он стал доверенным советником махараджи и получил признание интеллигенция дворца и титул Asthana Vidwan. В 1920-е годы Кришнамачарья провел много демонстраций, чтобы стимулировать популярность и интерес к йоге. К ним относятся приостановления его пульса, остановка машины голыми руками, выполнение сложных асан и поднятие тяжелых предметов зубами. Архивные записи дворца показывают, что Махараджа был заинтересован в продвижении йоги и постоянно отправлял Кришнамачарью по стране для чтения лекций и демонстраций. В 1931 году, Кришнамачарья был приглашен преподавать в колледжа санскрита в Майсуре. Махараджа считал, что йога помогла вылечить его от многих недугов и поэтому попросил Кришнамачарью открыть школу йоги под своим покровительством. Впоследствии для школы было отведено крыло в соседнем дворце — Джаганмохан, чтобы основать независимую школу йоги. Школа открылась 11 августа 1933. В 1934 году, Кришнамачарья выпустил книгу под названием "Йога Макаранда", которая была опубликована на базе Майсурского университета. Во введении, Кришнамачарья перечисляет Sritattvanidhi, трактат 19-го века, содержащий раздел йоги махараджи Майсура, Кришнараджи Водеяра III (1794-1868) в качестве одного из источников для своей книги. Норман Сьоман утверждает, что на Кришнамачарью оказало влияние Sritattvanidhi а также Vyayama Dipika (Вьяяма дипика) — книга, основанная на руководствах по гимнастике Запада, написанной гимнастами Майсурского дворца. В 1940 году, Кришна Раджа Водеяр IV умер,а его племянник и преемник, Джаячамараджендра (1919-1974) выказал меньшую заинтересованность в йоге и больше не предоставлял поддержки для публикации текстов и отправки групп учителей в соседние районы. После политических изменений в 1946 году, в то время, когда Индия получила независимость, полномочия махараджей были свернуты, возникло новое правительство. Финансирование школы йоги было прекращено и Кришнамачарье пришлось прикладывать много усилий чтобы сохранить школу. В возрасте 60 лет (1948), Кришнамачарья был вынужден много путешествовать, чтобы найти студентов и обеспечить свою семью. Йогашалу в Майсуре было приказано закрыть по указанию K. Ченгаларайя Редди , первого главного министра Майсура, и в 1950 году школа была закрыта. После отъезда из Майсура, Кришнамачарья переехал в Бангалоре на пару лет, а затем был приглашен в 1952 году на постоянное жительство в Мадрас известным адвокатом, который обратился за помощью к Кришнамачарье в исцелении от инсульта. В то время Кришнамачарье было за шестьдесят и его репутация строгого и пугающего учителя несколько смягчилась. В Мадрасе, Кришнамачарью приняли на работу в качестве лектора в Колледже Вивекананды. У него начали появляться ученики йоги из разных слоев общества и разного физического склада, из-за этого ему потребовалось адаптировать учение под способностям каждого учащегося. В течение оставшейся части его преподавания, Кришнамачарья продолжает совершенствовать индивидуальный подход, который стал известен как Вини-йога. Многие считали Кришнамачарью мастером йоги, но он продолжал называть себя студентом, так как чувствовал, что он всегда практикует изучение, исследование и эксперимент. На протяжении всей своей жизни, Кришнамачарья отказывался присваивать себе авторство его новаторских учений, а соотносил принадлежность идей своему гуру или древним текстам. В возрасте 96, Кришнамачарья сломал бедро. Отказавшись от операции, он составил для себя курс практик, которые возможно было делать в постели. Кришнамачарью жил и преподавал в Ченнаи, пока он не впал в кому и умер 3 ноября 1989 года,в возрасте ста лет. Его познавательные способности оставались острыми вплоть до его смерти и он продолжал преподавать и лечить когда в этом возникала необходимость. Литература: T.K.V. Desikachar. Health, Healing, & Beyond. — 2005; Mohan, A.G. Krishnamacharya: His Life and Teachings. — 2010. — ISBN 978-1-59030-800-4; Ruiz, Fernando Pagés. The Legacy of T. Krishnamacharya (En) (2007); Тирумалай Кришнамачарья. Йога Макаранда - Сущность йоги = Yoga Makaranda. — 2012; Норман Сьёман. Йогические традиции Майсорского дворца = The Yoga Tradition of the Mysore Palace. — 1999. — 112 страниц; Марк Синглтон. Тело Йоги. Истоки современной постуральной практики = Yoga Body: The Origins of Modern Posture Practice. — 2010.

[439x700]
1889
Станислав Викентьевич Косиор (польское имя — Stanisław Kosior)
советский партийный и государственный деятель. Генеральный секретарь Коммунистической партии Украины, заместитель председателя правительства СССР, член Политбюро ЦК ВКП(б). Некоторые политические силы на Украине считают его одним из главных организаторов украинского голодомора 1932—1933 годов. Член РСДРП(б) с 1907 года. Член ВЦИК, ЦИК СССР и его Президиума. Депутат ВС СССР с 1937 года. Станислав Косиор родился в городе Венгрув тогдашней Седлецкой губернии (ныне Мазовецкое воеводство, Польша), в семье фабричных рабочих. Поляк. В семье было 5 братьев (по старшинству): Станислав, Владислав, Иосиф, Казимир, Михаил, а также сестра Софья. По крайней мере четверо из них (кроме младшего Михаила) стали революционерами-подпольщиками. Закончив в 1902 году заводское Сулинское начальное училище, Станислав устроился слесарем на Сулинский завод. В ноябре 1905 года он участвовал в заводских забастовках. В 1907 году вступил в РСДРП и с 1908 по 1911 год возглавлял Сулинскую организацию партии. В 1910 году им был создан кружок футболистов, служивший прикрытием подпольной работы и завоевавший популярность в массах. Четырежды он подвергался краткосрочным арестам, а в 1911 году был административно выслан в Екатеринославскую губернию. С 1912 по 1914 год находился на нелегальной работе в Харькове, Киеве, Полтаве. Осенью 1914 года был среди организаторов Киевского комитета РСДРП(б), а после его провала — с 1915 года в Москве. В том же году его сослали на три года в Иркутскую губернию. После Февральской революции переехал в Петроград, где работал в партийной организации Нарвско-Петергофского района, затем был членом Петербургского комитета большевиков в Исполнительной комиссии. В октябре 1917 года — комиссар Петроградского ВРК. В период заключения Брестского мира примыкал к «левым коммунистам». Один из организаторов КП(б) Украины в 1918 году. С марта 1918 народный секретарь (нарком) финансов Украины, с апреля член Оргбюро по созыву I съезда КП(б)У. В августе 1918 года руководил нелегальной партийной работой на Украине, оккупированной немецкими войсками. С ноября 1918 по февраль 1919 года секретарь подпольного Правобрежного (Киевского) областного комитета КП(б)У. С мая 1919 по декабрь 1920 года — секретарь ЦК КП(б) Украины, с дек. 1919 член ЦК КП(б)У, в июле — декабре 1919 года возглавлял также Зафронтовое бюро ЦК КП(б)У. С момента основания (1921 год) Всеукраинской комиссии по истории Октябрьской революции и Компартии Украины (Истпарт) являлся её членом. С 1922 года по 1925 — секретарь Сиббюро ЦК РКП(б). Член ЦК ВКП(б) с 1924 года (кандидат с 1923). С 1925 по 1928 год — член Оргбюро и секретарь ЦК ВКП(б). С 1928 по 1938 год — генеральный (с 1934 — первый) секретарь ЦК КП(б)У. Насаждал собственный мини-культ личности. Среди его задач была коллективизация сельского хозяйства на Украине, после которой последовал голод 1932—1933 годов.
[700x488]
Политбюро ЦК ВКП(б) в 1934 г.
«Обратите серьёзнейшее внимание на Украину. Чубарь своей разложенностью и оппортунистическим нутром и Косиор своей гнилой дипломатией (в отношении ЦК ВКП) и преступно-легкомысленным отношением к делу — загубят в конец Украину. Руководить нынешней Украиной не по плечу этим товарищам. У меня создалось впечатление (пожалуй, даже убеждение), что придется снять с Украины обоих, — и Чубаря и Косиора.» — Сталин в шифровке Кагановичу и Молотову 2 июля 1932. Был членом редколлегии первого издания Малой Советской Энциклопедии, вышедшей в 1928—1931 годах. В 1930 году Косиор вошёл в состав Политбюро ЦК ВКП(б) (кандидат с 1927). Член Президиума ЦИК СССР. В 1935 году получил орден Ленина «за выдающиеся успехи в области сельского хозяйства». В январе 1938 года стал заместителем председателя Совета народных комиссаров СССР и председателем Комиссии советского контроля при СНК СССР. К этому периоду относится участие Косиора в визировании так называемых сталинских расстрельных списков. Им подписано меньше всех — пять. Коммунист,— говорил Косиор на пленуме Донецкого обкома партии 28 мая 1935 года,— как передовой человек, должен быть со всех точек зрения на голову выше беспартийного. Для того, чтобы иметь твердое мнение, чтобы не колебаться при решении тех или иных вопросов, он должен быть грамотным, образованным всесторонне и особенно образованным в партийном отношении, основательно знать нашу марксистско-ленинскую теорию. 3 мая 1938 года Косиор был лишён всех партийных постов и арестован. Ему предъявили обвинение в принадлежности к так называемой «Польской военной организации». Жена С.Косиора рассказала Р.Г.Алихановой, что, не сумев сломить её мужа пытками, палачи привели в комнату, где шло следствие по делу 16-летней дочери Косиора. Её изнасиловали на глазах отца. После этого Косиор подписал все «показания», а его дочь, выпущенная из тюрьмы, покончила с собой, бросившись под поезд. 26 февраля 1939 года он был приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение в тот же день В.М.Блохиным. После смерти Сталина Косиор был реабилитирован советским правительством 14 марта 1956 года. 13 января 2010 года Апелляционный суд Киева признал Косиора одним из организаторов «геноцида на Украине в 1932—1933 годах». Память: Киевская радиостанция носила имя Косиора; Город Апостолово (Днепропетровская область) с 1936 по 1938 год носил название «Косиорово»; Апостоловский район (Днепропетровская область) с 1936 по 1938 год носил название «Косиоровский»; Село Великая Солёная (Николаевская область) до 1780 г. носило название Гидерим; до 1937 г. – Новокосиоровка; до 2016 г. - Куйбышевка; Имя Косиора носили (а кое-где до сих пор носят) улицы и проспекты в ряде городов Украины и России: в Донецке, Кривом Роге, Вознесенске, Краматорске, Днепропетровске, Харькове, Луганске, Новошахтинске, Шахтах, Свердловске и других; Харьковский станкостроительный завод имени С.В.Косиора; 10 сентября 1926 года был спущен на воду пароход «Коссиор», построенный на Красноярском государственном затоне. Пароход эксплуатировался Енисейским пароходством; В СССР были выпущены почтовые марки, посвященные Косиору:
[500x700]
1969 год.
[493x700]
1989 год, (ЦФА (ИТЦ) #6120; Скотт #5812).
[700x401]
Памятник в Харькове, скульптор В.И.Агибалов;
[700x635]
В 1970-х годах в Киеве на улице Артёма был установлен небольшой памятник Косиору, который позже был заменён на другой, «более парадный» (хотя и значительно худший в профессионально-художественном отношении). Памятник (в обеих версиях) суммарно простоял там около 40 лет. Снесён в 2008 году; В настоящее время на Украине «декосиоризация» топонимики практически завершена, хотя до сих пор его имя носят улицы в ряде городов Украины; 5 августа 2014 года в Днепропетровске на улице, названной в честь Станислава Косиора, была демонтирована памятная доска; ПуАО «Харьковский станкостроительный завод» с 1964 носил имя С.В.Косиора. Источники: Косиор, Станислав Викентьевич на «Родоводе». Дерево предков и потомков; Гуро И., Андреев А. Горизонты: Повесть о Станиславе Косиоре. — Москва: Политиздат, 1977. (Пламенные революционеры). — 407 страниц, иллюстрации. То же. — 2-е издание — 1979. — 407 страниц, иллюстрации; О Станиславе Косиоре: Воспоминания, очерки, статьи / Составитель: М.Б.Погребинский. — Москва: Политиздат, 1989. — 271 страница; Шикман А.П. Деятели отечественной истории(недоступная ссылка). Биографический справочник. — Москва: АСТ-ЛТД, 1997. — 448 страниц ISBN 5-15-000089-2.

[700x675]
1889
Ханнес Мейер (Hannes Meyer)
швейцарский архитектор. Родился в Базеле. Учился в Высшей технической школе в Берлине (1909-1912). В 1910-1920-е гг. жил в Германии, был близок к голландской группе "Стиль" и к Ле Корбюзье. В феврале 1931 года Ханнес Мейер в сопровождении 7 учеников переехал в Москву. Среди сопровождающих были Б.Шефлер и Ф.Тольцинер. Всего приехало около 30 специалистов. Немецкие архитекторы оставили заметный след в строительстве соцгородков при строящихся заводах в Магнитогорске, Свердловске, Орске, Перми, Соликамске и других городах. В 1933 году Ханнес Мейер представил генеральный план развития Биробиджана, выполненный в стиле Баухауз, который был воплощен лишь частично. В 1940-х годах работал в Мексике. В 1949 году вернулся в Швейцарию. Активный пропагандист принципов функционализма, стремился к аналитически чёткому построению объёмно-пространственной композиции здания, логически следующей из системы функциональных процессов (неосуществлённый проект Дворца Лиги Наций, совместно с X.Витвером, 1926-1927; профсоюзная школа в Бернау близ Берлина, 1928-1930). Социально-политические взгляды нашли отражение как в его практической деятельности, отвечавшей реальным потребностям трудящихся (посёлок Фрайдорф близ Базеля, 1919-1921; неосуществлённый проект соцгорода Нижнекурьинска, 1932), так и в педагогической, связывавшей архитектурное образование с требованиями социальной действительности (директор "Баухауза" в 1928-1930). Умер в Крочифиссо-ди-Савоса (Швейцария) 19 июля 1954 года. Сочинения: (Статьи) "Строить" и "Как я работаю", в сборнике: Мастера архитектуры об архитектуре, Москва, 1972, страницы 354-364. Литература: Баухауз. Дессау, Период руководства Ганнеса Майера. 1928-1930. Каталог выставки, Москва, 1931; Schnaidt С., Hannes Meyer, Z., 1965.

[497x700]
1889
Арнольд Яковлевич Нейбут (настоящее имя — Арнольд Екабович Нейбут)
участник революционного движения в России. Член Коммунистической партии с 1905. Родился в Мепсотнинской волости Баусского уезда Курляндской губернии, ныне Бауского района Латвии, в крестьянской семье. Учился в гимназии, из выпускного класса которой был исключен за участие в подпольном кружке марксистского направления и крестьянского восстания. В 1905-1907 Нейбут работал в Елгаве (Латвия). Здесь, вступив в Латышскую социал-демократическую партию, участвовал в пропаганде деятельности местной партийной организации. В 1907, скрываясь от полицейских преследований, был вынужден уехать сначала в Ригу, а затем в Баку. После обыска, произведенного полицией у него на квартире летом 1910, Нейбут покидает Баку и перебирается в Омск. В течение последующих двух лет Нейбут активно работал в омском социал-демократическом подполье. Он являлся автором широко известного обращения "К товарищам социал-демократам Сибири", которое содержало призыв к восстановлению Сибирского социал-демократического союза и объединения всех партийных организаций. В 1912 Нейбут вынужден был уехать из Омска на родину - в Латвию и вскоре эмигрировать в Америку: сначала в Бостон, а затем в Чикаго. За границей Нейбут участвовал в работе латышских социал-демократических групп, в 1915 его избрали секреторём латышской Федерации при американской социалистической партии. В апреле 1917 Нейбут, возвращаясь в Россию через Дальний Восток, остался на партработе во Владивостоке. До конца 1917 он руководил краевым бюро РСДРП(б), редактировал большевистскую газету "Красное знамя". С января 1918 Нейбут работал в Петрограде, а затем в Москве, откуда в мае был направлен комиссаром по иностранным делам на Дальний Восток. 26 мая 1918 с воинским эшелоном, следовавшем на Восток, он прибыл в Омск, где к этому времени начался мятеж чехословацкого корпуса.
[700x505]
Войдя в военно-оперативный штаб, Нейбут принимает активное участие в формировании интернациональных отрядов, один из которых принял бой под Марьяновкой. После эвакуации большевиков Нейбут остается в Омске на подпольной работе. В начале сентября 1918 он возглавил Омский комитет РКП(б), участвовал в большевистских подпольных конференциях. С ноября 1918 Нейбут являлся председателем Сибирского обкома РКП(б). Нейбут - один из руководителей восстания 22 ноября 1918 в Омске и 1 февраля 1919. 3 февраля 1919 он был арестован и 8 февраля расстрелян. Одна из улиц Владивостока носит имя Нейбута. Литература: Шлевко Г., А.Е.Нейбут, в книге: Вечная слава, Москва, 1967.

[582x700]
1889
Золтан Тилди (венгерское имя — Zoltán Tildy)
влиятельный венгерский политик христианско-демократического толка, занимавший должность премьер-министра в 1945—1946 гг. и президента в 1946—1948 г. в послевоенный период, вплоть до перехода власти к ВПТ. Родился в Лученце (ныне Словакия), в семье венгерского чиновника. Получил степень по теологии в Реформатской теологической академии в Папе, затем провёл год, обучаясь в Белфастском академическом колледже в Ирландии. Служил священником Реформатской церкви с 1921 г., редактировал ежедневную газету Венгерской Реформатской церкви «Христианская семья» (Keresztény Család) и ряд других периодических изданий. В 1929 г. вступил в Независимую партию мелких хозяев (НПМХ), вскоре после чего стал вице-президентом партии. Он был избран в венгерский парламент, переизбирался в 1936 и 1939 гг. В парламенте лоббировал вывод Венгрии из 2-й мировой войны. После того, как в 1944 г. Венгрия была оккупирована гитлеровцами, Тилди был вынужден скрываться. После освобождения Венгрии советскими войсками Тилди возглавил Независимую партию мелких хозяев. В период с 15 ноября 1945 г. по 1 февраля 1946 г. он был премьер-министром Венгрии, после чего он был избран президентом Венгрии. Также по должности он входил в состав Высшего национального совета с 7 декабря 1945 г. по 2 февраля 1946 г. Тилди занимал должность первого Президента Венгерской республики до 31 июля 1948 г., когда его вынудили уйти в отставку вскоре после того, как его зять был арестован за коррупцию и супружескую неверность. Тилди находился под домашним арестом в Будапеште до 1 мая 1956 г. В коалиционном правительстве, сформированном в дни Венгерского восстания 1956 г., Тилди был назначен на должность государственного министра и заместителя премьер-министра Имре Надя. После подавления восстания он был арестован советскими войсками. 15 июня 1958 г. Верховный суд приговорил его к 6 годам тюремного заключения, однако уже в апреле 1959 г. он был освобождён по индивидуальной амнистии ввиду преклонного возраста и болезни. После этого он практически не участвовал в общественной жизни. Умер в Будапеште 3 августа 1961 года.
[525x700]
Похоронен в Будапеште на кладбище Фаркашре́ти (венгерское название — Farkasréti temető).

[490x700]
1890
Пётр Иванович Вергун (украинское имя — Петро Іванович Вергун)
блаженный Украинской грекокатолической Церкви, священник, мученик. Родился в Городке (ныне — Львовская область, Украина). После получения докторской научной степени по философии в Праге Пётр Николаевич Вергун был 30 октября 1927 года рукоположен в священника митрополитом Андреем Шептицким и был направлен в Берлин для пастырской деятельности среди украинских греко-католиков. В 1940 году был назначен апостольским визитатором в Германии. В июне 1945 года был арестован и депортирован в Сибирь, где умер в посёлке Ангарском (около Ангарска, Иркутская область, СССР) 7 февраля 1957 года. Пётр Иванович Вергун был беатифицирован 27 июня 2001 года Римским папой Иоанном Павлом II. Источник: Рубльова Н.С. Вергун Петро Іванович. // Енциклопедія історії України. — Том 1. — К.: Наукова думка, 2005. — Страница 480.

[527x700]
1890
Михаил Васильевич Винокуров
специалист в области конструкций железнодорожных экипажей, динамического взаимодействия подвижного состава и пути, педагог и организатор новых направлений в транспортной науке, генерал-директор тяги II ранга, доктор технических наук, профессор. Михаил Васильевич Винокуров родился в городе Саранске Пензенской губернии (ныне Республика Мордовия), в многодетной семье мещан. Отец — Василий Евлампиевич Винокуров (1851—1904), русский, работал приказчиком. Мать — Александра Степановна Галицкая (1865—1936), русская, домохозяйка.
[585x700]
М.В.Винокуров во время учёбы в Пензенском реальном училище, около 1908 г.
1909 год — окончил Пензенское реальное училище. 1909—1914 годы — учился на механическом факультете Донского политехнического института (город Новочеркасск), по окончании которого защитил дипломный проект по конструкции паровоза и получил диплом I степени на звание инженера-технолога. 1914—1915 годы — работал на Владикавказской железной дороге в должности помощника машиниста и поездного машиниста, полностью отбыв паровозный ценз, а затем инженером технического отдела Главных Ростовских мастерских. 1915—1916 годы — помощник начальника механического цеха Главных Ростовских мастерских. 1916 год — инженер-конструктор по разработке проектов нового оборудования (прессы, аккумуляторы, насосы, станки, печи) для изготовления трёх- и шести-дюймовых фугасных снарядов. 1918 год — начальник технического отдела и заведующий вагонными цехами Главных Ростовских мастерских. 1920 год — организовал школу ФЗУ при Главных Ростовских мастерских Северо-Кавказской железной дороги. 1922 год — заместитель начальника Ростовского паровозовагоноремонтного завода (бывшие Главные Ростовские мастерские Владикавказской железной дороги). В результате проведённых М.В.Винокуровым в 1922—1923 годах организационно-технических мероприятий по специализации работы бригад, внедрения графиков ремонта, — простой паровозов снизился с 56 дней до 22 дней, а простой вагонов при постройке, восстановительном и капитальном ремонте понизился с 80 до 25 дней. В то же время, расход рабочей силы на восстановительный ремонт вагона уменьшился с 12000 чел•час до 7000 чел•часов. Помимо работы на производстве, в период 1920—1934 годов Винокуров М.В. преподавал проектирование в Ростовском политехникуме путей сообщения по курсу паровозов и тяговому хозяйству, а также, читал лекции по паровозам, вагонам и двигателям внутреннего сгорания. 1926 год — избран членом Правления и проректором Донского политехнического института и старшим ассистентом по кафедре «Железнодорожного дела». 1927 год — работал по совместительству главным инженером Ростовского отделения треста «Тепло и сила». 1923—1928 годы — Винокуров М.В. был членом Горсовета в городе Ростове-на-Дону. Сентябрь 1929 года — утверждён ГУС-ом Наркомпроса доцентом Донского Политехнического института по кафедре «Железнодорожное дело». Август 1929 года — назначен заместителем директора и проректором по учебной части вновь открытого Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта, а также заведовал кафедрой «Подвижной состав желелезных дорог». За отличную организацию учебного процесса в Ростовском институте он был премирован золотыми часами и «Почётной грамотой» ВЦСПС. 1932 год — по распоряжению Наркома путей сообщения организовал филиал Центрального научно-исследовательского теплотехнического института, где был директором до 1 сентября 1934 года. Сентябрь 1934 года — перешёл на работу в Днепропетровский Транспортный институт имени Л.М.Кагановича, где заведовал кафедрой «Вагоны», был заместителем директора по учебной части и заведующим научно-исследовательским сектором. 1936 год — утверждён ВАК ВКВШ в учёной степени кандидата технических наук. 1934—1939 годы — был членом Горсовета в городе Днепропетровске. Март 1939 год — Винокуров М.В. утверждён ВАК ВКВШ профессором по кафедре вагонов и назначен членом начно-технического совета НКПС. 1940 год — назначен директором Научно-исследовательского института паровозо-вагонного хозяйства и энергетики НКПС СССР. 1942 год — после объединения всех отраслевых научно-исследовательских институтов в один — Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) — назначен начальником отделения «Паровозо-вагонного хозяйства и энергетики». 1943 год — Винокурову М.В. присвоено звание генерал-директора тяги II ранга. 1944—1955 годы — начальник отделения «Вагонного хозяйства» ВНИИЖТ. 1945—1955 годы — член научно-технического совета НКПС (НТС НКПС). 1945—1946 годы — назначен председателем междуведомственной комиссии по переделке вагонов метро на широкую колею. 1946 год — утверждён ВАКом МВО СССР в учёной степени доктора технических наук.
[511x700]
М.В.Винокуров, 1947 г.
1946—1947 годы — назначен председателем Правительственной комиссии по приёмке вагонов Московского трамвая. 1946—1955 годы — член Технического Совета Министерства Транспортного Машиностроения. 1946—1955 годы — утверждён заведующим кафедрой «Вагонов и вагоно-литейного хозяйства» в МИИТе (Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта). 1947—1955 годы — Винокуров М.В. назначен членом Учёного Совета Академии железнодорожного транспорта. 1948—1955 годы — назначен членом методической комиссии ГУУЗа Министерства путей сообщения и ответственным редактором всех учебников, выпускаемых Трансжелдориздатом по вагонным специальностям. Профессор М.В.Винокуров умер в Москве 25 апреля 1955 года. Похоронен на 25-м участке Введенского кладбища в Москве. Проектные работы: воздушные компрессоры, станки, гидравлические и пневматические аккумуляторы, переделки газогенераторных двигателей на жидкое топливо, паровые машины, мостовые и линейные краны, заводские печи (мартены, обжигательные), пародутьевые топки, система вентиляции цехов, вагоны разных типов, цистерны, спецпоезда (бани, ремонтные поезда, водокачки, дезинфекторы, бронепоезда), градирни, котельные установки, теплоэлектроцентрали, холодильники, чугунно-литейные и механические заводы. Научно-исследовательская, инженерная и педагогическая деятельность профессора М.В.Винокурова имеют разностороннюю направленность. Инженерная деятельность М.В.Винокурова с 1915 года в роли начальника технического отдела, главного инженера Главных Ростовских железнодорожных мастерских (впоследствии реорганизованных в паровозовагоноремонтного завода имени В.И.Ленина) по ремонту и модернизации паровозов и вагонов, проектирование теплотехнических и силовых установок, станков, компрессоров и другого заводского оборудования, проектирование и монтаж учебных лабораторий с 1920 года дополняется педагогической работой по курсам паровозов и тяговому хозяйству в Ростовском Политехникуме Путей Сообщения (впоследствии переименованном в Ростовский государственный университет путей сообщения) и с 1926 года в Донском политехническом институте по кафедре «Железнодорожное дело». Разработанные М.В.Винокуровым в этот период теплотехнические установки и топки паровозов с приспособлениями для использования жидкого и низкосортного твёрдого топлива нашли широкое распространение на железнодорожном транспорте. Спроектированные и построенные под руководством М.В.Винокурова котельные установки в пятидесяти основных и оборотных депо Закавказской, Среднеазиатской, Ташкентской и Оренбургской железной дороги, теплоцентрали завода «Ростсельмаш», Новороссийской ГРЭС, на табачной фабрике в городе Ростове-на-Дону, станция Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги и другие эксплуатируются до настоящего времени. Также действуют до настоящего времени отремонтированные и построенные под руководством М.В.Винокурова лаборатории тепловых двигателей, сварочная, прикладной механики, чугунно-сталелитейный и механический завод Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта, вагоны-лаборатории по испытанию тормозов и динамометрии. Печатные труды: курс паровозов, научная организация труда, динамика, колебания и устойчивость вагонов, топочное оборудование, выносные топки, конструирование, эксплуатация, экономика и ремонт всевозможных типов вагонов, повышение экономичности паровозов. В 1925 году М.В.Винокуров написал «Теоретический курс паровозов» для студентов ж.д. техникумов, который содержал в себе много нового материала по усовершенствованию системы топки, теории теплопередачи, динамики и кинематики паровозов, явившегося в большой части результатом собственных исследований и разработок М.В.Винокурова. По мнению М.В.Винокурова: «Проблема опасных скоростей, приводящих к сходу с рельсов подвижного состава, и динамического воздействия подвижного состава на верхнее строение пути является одной из наиболее трудных, но актуальных задач прикладной механики». В 1936 году им была защищена кандидатская диссертация, посвящённая исследованию колебаний и устойчивости вагонов. В 1939 году М.В.Винокуровым опубликован капитальный труд «Исследование колебаний и устойчивости вагонов» (Труды ДИИТа, выпуск XII, 1939, 19 печатных листов), явившийся первым серьёзным вкладом в эту важную и сложную область транспортной механики. В этой работе дано строгое изложение методов аналитической механики применительно к исследованиям свободных и вынужденных колебаний грузовых и пассажирских вагонов, разработаны методы определения динамической устойчивости вагонов при их движении в поезде, указаны пути согласования параметров, повышающих плавность хода вагонов с требованиями необходимой динамической устойчивости. Этот труд М.В.Винокурова является основной базой усовершенствования ходовых качеств новых вагонов советского грузового и пассажирского парка и положил начало чтения курса лекций в железнодорожных ВТУЗах по динамике вагонов. В дальнейшей своей научно-исследовательской деятельности М.В.Винокуров работал над рядом конкретных вопросов динамики вагонов и усовершенствования топочных устройств паровозов. Им выполнено и частично опубликовано большое количество работ по выбору рессорного подвешивания пассажирских вагонов, влиянию трения в рессорах на совместные колебания кузова вагона, теоретическим основаниям выбора характеристик рессорного подвешивания для вагонов с несимметричной нагрузкой, анализу причин аварийности некоторых видов подвижного состава, и в частности, четырёхосных угольных хопперов, по выбору типов новых вагонов и многие другие. Особые заслуги М.В.Винокурова в области создания теплотехнических расчётов пассажирских вагонов создали ему славу крупного специалиста в этой области. По вопросам динамики вагонов М.В.Винокуровым написана в 1945 г. докторская диссертация «Основные динамические характеристики вагонов», в которой подведён итог исследованиям в этой области М.В.Винокуровым, отработаны методы динамического расчёта вагонов, на основании которых, а также по данным экспериментальных исследований, оценены достоинства и недостатки отечественных вагонов и установлены пути дальнейшего их усовершенствования. Результаты исследований, вошедших в докторскую диссертационную работу, нашли достойное признание научных работников железнодорожного транспорта и широкое внедрение в практике научных исследований и проектирования новых вагонных конструкций. В результате многолетней плодотворной научно-исследовательской и педагогической деятельности М.В.Винокурова, вокруг него создался и вырос большой коллектив научных работников в области теоретических и экспериментальных исследований подвижного состава. По существу М.В.Винокуров стоит во главе созданной им научной школы советских вагонников и учителем многих советских паровозников. Обобщение всех достижений по исследованиям прочности, динамики и теплотехники вагонов нашло своё выражение в выпущенном в 1949 г. капитальном труде «Вагоны» (Государственное Транспортное Железнодорожное Издательство, 1949 г., 612 страниц), написанном М.В.Винокуровым с участием ряда его учеников. Книга «Вагоны» неоднократно переиздавалась и была переведена на несколько иностранных языков. Этот труд является не только учебником по вагонам для транспортных ВТУЗов, но также и повседневным руководством в практической деятельности научных работников и заводских конструкторов-вагонников. За короткий отрезок времени книга «Вагоны» получила самые лестные отзывы специалистов, одобрена коллегией Министерства путей сообщения и представлена на соискание Сталинской премии. Профессор М.В.Винокуров также является автором седьмого тома «Технического справочника железнодорожника» в 13 томах — том 7 «Локомотивное и вагонное хозяйство» Москва. Железнодорожное издательство. 1953, 568 страниц. Академик Сергей Петрович Сыромятников так охарактеризовал Михаила Васильевича Винокурова: «Мы привыкли думать, что инженер с такой необычайной широтой диапазона деятельности в наше время немыслим, при этом необычайном прогрессе науки и техники, свидетелями которого мы являемся в течение последних десятилетий: это бурное развитие науки и техники невольно приводит к доминирующему типу инженера «узкой специальности». Пример М.В.Винокурова блестяще опровергает этот взгляд. Ясно, что такое блестящее выдвижение даром не дается. Оно является следствием, во-первых, высокой личной одаренности человека, а, во-вторых, его прекрасной общей подготовленности в области математики, физики и технической культуры. Эти качества, накопленные упорным трудом всей жизни, и присущи в высокой степени доктору М.В.Винокурову, инженеру в полном и самом лучшем значении этого слова.» Награды: Орден Ленина (1953); Орден Трудового Красного Знамени (1945); Медаль «За трудовую доблесть» (1936); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945); Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948); Железнодорожный нагрудный знак «Ударник сталинского призыва» (1936); Два нагрудных знака «Почётный железнодорожник» (1940, 1945); Нагрудный знак «Отличный паровозник». Литература: Винокуров М.В. Вагоны, М. Трансжелдориздат, 1949. — 612 страниц. (Тираж 10000 экземпляров); Винокуров М.В. Вагоны, Москва. Трансжелдориздат, 1953. — 704 страницы. (Тираж 10000 экземпляров); Винокуров М.В. Исследование колебаний и устойчивости вагонов.// Сборник научных трудов ДИИТа, выпуск XII, Днепропетровск, 1940. — 292 страницы; Винокуров М.В. Новый тип оборудования для паровозов с нефтяным отоплением, Техника железных дорог № 9, 1913; Винокуров М.В. Технический справочник железнодорожника, Том 7. Локомотивное и вагонное хозяйство. Москва. Трансжелдориздат 1953 г. 568 страниц. Твердый переплёт. Энциклопедический формат. (Тираж 15000 экземпляров); А.В.Гайдамакин, И.И.Галиев, В.А.Четвергов. История железнодорожного транспорта России: учебное пособие. Омский государственный университет путей сообщения, 2002, 242 страницы; Под редакцией министра путей сообщения СССР Н.С.Конарева. «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941—1945.» Москва: Транспорт, 1987. — 591 страница; Памяти М.В.Винокурова. Газета «Гудок» — орган Министерства путей сообщения СССР и Центрального Комитета профессионального союза рабочих железнодорожного транспорта. 27 апреля (среда) 1955 г. № 99(9006); Газета «Железнодорожник». Орган партбюро, дирекции, месткома и комитета ВЛКСМ, Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. № 47 (224) вторник, 21 ноября 1950 г.

Кожов (563x700, 193Kb)
1890
Михаил Михайлович Кожов
советский зоолог, гидробиолог, эколог и биогеограф, крупнейший знаток фауны озера Байкал. Доктор биологических наук, профессор, заведующий Кафедрой зоологии беспозвоночных и гидробиологии Иркутского государственного университета (1930—1968), директор Биолого-географического института при ИГУ (сейчас НИИ биологии «ИГУ») (1931—1962 гг.). Заслуженный деятель науки РСФСР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Знак Почёта. Участник Первой мировой и Гражданской войн. Родился в селе Тутура, Верхоленский округ, Иркутская губерния, Иркутское генерал-губернаторство, Российская империя (ныне Жигаловский район Иркутской области), в русской крестьянской семье, имел сестёр Клавдию и Ольгу, брата Александра. Рано осиротел, в десять лет начать работать батраком, с 1904 года – почтальоном, с 1905 – писарем канцелярии волостного правления, с 1912 – счетоводом кредитного товарищества. Добился разрешения посещать занятия в Верхоленском горном училище, в 1913 году экстерном сдал экзамен на звание народного учителя, учительствовал в родной Тутуре. Во время Первой мировой войны был призван в армию, воевал на Западном фронте, дослужился до командира роты. В 1918 году вернулся домой, в Гражданскую войну был мобилизован в Белую армию, однако бежал и воевал на стороне красных и был участником повстанческого движения против колчаковцев. После Гражданской войны был направлен в распоряжение Верхоленского уездного отдела народного образования, в котором в 1920–1921 годы работал школьным инструктором. В 1921 году поступил Иркутский университет и в 1925 окончил биологическое отделение физико-математического факультета ИГУ, после чего остался работать на кафедре зоологии беспозвоночных. В этом же году написал свою первую научную работу «Очерк по фауне пресноводных губок Иркутской губернии и Прибайкалья». В 1931 году вышла в свет первая монография М.М.Кожова — «К познанию фауны Байкала, её распределения и условий обитания». В 1936 году Михаил Михайлович защитил докторскую диссертацию «Моллюски озера Байкал (систематика, экология, распространение, некоторые данные по генезису и истории)». Профессор Иркутского госуниверситета, Кожов Михаил Михайлович совмещал научную и преподавательскую деятельность (заведовал кафедрой зоологии беспозвоночных с 1930 по 1968 год) с общественной деятельностью, был организатором и первым председателем Иркутского отделения общества «Знание». М.М.Кожов — создатель сибирской школы гидробиологов и ихтиологов. Он подготовил более 20 кандидатов и докторов наук. Михаил Михайлович автор 136 научных работ, в том числе 6 монографий. Умер 4 ноября 1968 года. Похоронен в селе Большие Коты на берегу Байкала. Награды и звания: Орден Трудового Красного Знамени; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Орден «Знак Почёта»; Заслуженный деятель науки РСФСР; Доктор биологических наук; Профессор.
Научный вклад
Виднейший байкаловед. Объяснил происхождение байкальской фауны. Изучал распределение и генезис фауны Байкала и его бассейна; особенности видообразования в гигантских озерах. Основным направлением научной деятельности, профессора-байкаловеда, Михаила Михайловича Кожова были проблемы происхождения животного и растительного мира озера Байкала. Выдающийся учёный видел в байкаловедении научное направление, охватывающее геологические, географические, биологические науки, изучающие озеро Байкал как единое уникальное природное явление. На основе многолетних экологических наблюдений за жизнью толщи вод и дна озера были впервые сформулированы основные закономерности биологических процессов в Байкале. Михаил Михайлович был первый против проекта прорези скалистого порога в истоке Ангары и одним из первых поднял голос в защиту Байкала, против строительства в 1960-е годы на его берегах целлюлозного комбината. М.М.Кожов говорил: «С полным основанием трудящиеся нашей Родины требуют, чтобы Байкал был сохранен во всей его первобытной величественной красоте и целостности, с его кристально чистыми водами, великолепной горной тайгой, украшающей берега Великого озера, с его уникальной древнейшей фауной и флорой…»
Прототипы
Михаил Михайлович Кожов стал прототипом одного из главных героев фильма «У озера» режиссёра Сергея Герасимова, снятого в 1969 году.
Память
Именем М.М.Кожова названы: музей байкаловедения на биолого-почвенном факультете ИГУ; музей байкаловедения в посёлке Большие Коты; исследовательское судно «Профессор М.М.Кожов». В Иркутском университете традиционно проводятся чтения, посвящённые памяти профессора М.М.Кожова. В городе Иркутске в честь него названа улица.
Основные труды
Кожов М.М. Состав фауны Восточной Сибири и её распределение // Известия Восточно-Сибирского отделения Русского государственного географического общества. 1926. Том 51. Страницы 3-50; Кожов М.М. К познанию фауны Байкала, её распределения и условий обитания // Известия Биолого-географического НИИ при Иркутском государственном университете. 1931. Том 5, выпуск 1. Страницы 3-177; Кожов М.М. Моллюски озера Байкал : систематика, распределение, экология, некоторые данные по генезису и истории. — Москва ; Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1936. — 352 страницы; Кожов М.М. Животный мир озера Байкал. — Иркутск : Иркутское областное издательство, 1947. — 303 страницы; Кожов М.М. Пресные воды Восточной Сибири : (бассейн Байкала, Ангары, Витима, верхнего течения Лены и Нижней Тунгуски). — Иркутск : Иркутское областное государственное издательство, 1950. — 368 страниц; Кожов М.М. Байкал и его жизнь : (научно-популярный очерк). — Иркутск : Книжное издательство, 1955. — 44 страницы [2-е, 3-е и 4-е исправленное издание. — Иркутск : Иркутское книжное издательство, соответственно: 1956. — 44 страницы; 1960. — 50 страниц; 1963. — 98 страниц; кроме того — Москва : Знание, 1953. — 47 страниц : Kozhov, 1963]; Кожов М.М. О генезисе основных экологических комплексов в современной байкальской фауне // Известия Биолого-географического НИИ при Иркутскском государственном университете. 1958. Том 17, выпуски 1-4. Страницы 68-83; Кожов М.М. О видообразовании в озере Байкал // Бюллетень МОИП. Отдел биологический. 1960. Том 65, № 6. Страницы 39-47; Кожов М.М. Биология озера Байкал. — Москва : Издательство Академии Наук СССР, 1962. — 315 страниц; Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. — Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1972. — 254 страницы. Литература: Васильева Г.Л. Памяти Михаила Михайловича Кожова (исследователя животного мира Сибири и Байкала) // Гидробиологические и ихтиологические исследования в Восточной Сибири : чтения памяти профессора М.М.Кожова / Под редакцией О.М.Кожовой. — Иркутск: [бумага известковая] , 1977. — Выпуск 1. — Страницы 5-13; Собенников А.С. Профессор М.М.Кожов : Биографический очерк. — Иркутск: [бумага известковая], 1990. — 61 страница; Краснопольский А.В. Отечественные географы (1917—1992): Биобиблиографический справочник (в 3-х томах) / Под редакцией профессора С.Б.Лаврова; Российская Академия Наук, Русское географическое общество. — Санкт-Петербург: Бумага известковая, 1993. — Том 1 (А—К). — Страница 408. — 492 страницы — 1000 экземпляров.

[624x700]
1890
Георгий Андреевич Степанов
советский военно-морской деятель, вице-адмирал. Георгий Андреевич Степанов родился в городе Кронштадт Санкт-Петербургской губернии. Русский, дворянин. Сын флотского офицера Андрея Ивановича Степанова — минного офицера крейсера «Рюрик» и старшего минного офицера линкора «Андрей Первозванный»; племянник капитана 1 ранга Степанова Константина Ивановича, командира крейсера «Адмирал Макаров». С 1905 по 1907 год учился в Александровском кадетском корпусе, с 1905 года по 1911 год — в Морском корпусе. В службе на флоте с 1908 года. В 1911—1912 годах служил на учебном судне «Николаев» в должности вахтенного офицера. В 1912—1914 годах обучался в Минном офицерском классе с дополнительным курсом радиотелеграфии. В 1913 году был назначен на должность младшего минного офицера линкора «Андрей Первозванный», на котором застал начало Первой мировой войны. С февраля 1916 года служил в должности старшего минного офицера линкора«Слава», с марта 1917 года по сентябрь 1918 года — в должности флагманского минного офицера штаба дивизии сторожевых судов Балтийского флота. После Октябрьской революции перешёл на сторону большевиков, продолжив службу в РККФ. В феврале — мае 1918 года участвовал в Ледовом походе Балтийского флота. С сентября 1918 года по март 1919 года командовал минным заградителем «Шексна». С марта 1919 года по март 1920 года служил в должности начальника штаба Онежской военной флотилии, а с марта по май 1920 года временно исполнял обязанности командующего этой флотилией. Принимал участие в боевых действиях против белофиннов на Онежском озере. В мае 1920 года был переведён на Черноморский флот на должность начальника штаба действующего Отряда судов Морских Сил Чёрного моря, которую занимал до июня 1921 года. С июня по август 1921 года временно исполнял должность начальника Западно-Черноморского сектора обороны побережья (от Очакова до Одессы). С августа 1921 года по декабрь 1924 года занимал должность начальника Оперативного управления морского штаба РККФ, а с декабря 1924 года по октябрь 1925 года — начальника штаба Морских Сил Чёрного моря. В октябре 1925 года был направлен для обучения на Высшие морские академические курсы при Военно-Морской академии, которые окончил в апреле 1926 года, после чего вернулся на должность начальника штаба Морских Сил Чёрного моря, которую занимал до марта 1928 года. С января по март 1928 года временно исполнял обязанности командующего Черноморским флотом. В марте 1928 года был направлен на преподавательскую работу в Военно-морскую академию имени К.Е.Ворошилова. До сентября 1939 года находился на различных должностях в Военно-морской академии (преподаватель, старший руководитель, начальник кафедры, зам. начальника по НУР). В сентябре 1939 года был назначен на должность начальника Военно-морской академии имени К.Е.Ворошилова и по совместительству на должность начальника Военно-морской инженерно-технической академии. 4 июня 1940 года Г.А.Степанову было присвоено воинское звание вице-адмирала. В октябре 1941 года был назначен на должность начальника Беломорской военной флотилии. Под его руководством была организована оборона портов и полярных станций, проливов Югорский Шар и Карские ворота, осуществлялась защита морских коммуникаций в арктических водах, обеспечивалась проводка конвоев. В марте 1943 года отозван в Москву и назначен временно исполняющим обязанности начальника Главного морского штаба. 2 марта 1944 года за неудовлетворительную организацию проведения набеговой операции кораблей и катеров Черноморского флота на Южное побережье Крыма 6 октября 1943 года, в результате которой от действий немецкой авиации погибли лидер эскадренных миноносцев «Харьков» и два эсминца — «Беспощадный» и «Способный», по Постановлению Государственного Комитета Обороны был отстранён от должности и понижен в звании до контр-адмирала. С июля 1944 года являлся начальником Управления военно-морских учебных заведений и, одновременно, старшим морским начальником в Ленинграде. Восстановлен в звании «вице-адмирал».
[700x656]
После окончания Великой Отечественной войны оставался в прежней должности. С февраля по апрель 1947 года в распоряжении главкома Веонно-морского флота. С апреля по ноябрь 1947 года был на должности начальника кафедры «Организация и мобилизация» Военно-морской академии. 12 января 1948 года Г.А.Степанов вместе с Н.Г.Кузнецовым, Л.М.Галлером и В.А.Алафузовым был предан Суду чести Министерства Вооружённых Сил СССР под председательством Маршала Советского Союза Л.А.Говорова. Обвинение состояло в том, что в 1942—1944 годах они без разрешения Правительства СССР передали Великобритании и США секретные чертежи и описания высотной парашютной торпеды, дистанционной 130 мм гранаты, нескольких корабельных артиллерийских систем, схемы управления стрельбой, а также некоторое количество секретных морских карт. Суд чести признал их виновными и постановил ходатайствавать перед Советом Министров СССР о предании виновных суду Военной коллегии Верховного суда СССР. 3 февраля 1948 года Г.А.Степанов был осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР и приговорён к 10 годам лишения свободы. 10 февраля 1948 года постановлением Совета Министров СССР лишён воинского звания «вице-адмирал». 13 мая 1953 года полностью реабилитирован и восстановлен в прежнем воинском звании «вице-адмирал». С июня 1953 года по январь 1957 года являлся членом редколлегии и главным редактором III Военно-исторического тома Морского атласа. Скончался в Ленинграде 3 января 1957 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище. Награды и премии: Орден Святого Станислава III степени; Орден Святой Анны IV степени; Орден Святой Анны III степени; Орден Святого Владимира IV степени; Орден Ленина — 1945; Орден Красного Знамени — 1921; Орден Красного Знамени — 1943; Орден Красного Знамени — 1944; Орден Красного Знамени — 1947; Орден Нахимова I степени; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Использованная литература и источники: Газета «Северный Рабочий» 8 мая 1910 года; В.М.Лурье Адмиралы и генералы Военно-Морского Флота СССР в период Великой Отечественной и Советско-японской войн (1941—1945).— Санкт-Петербург, Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2001.— 280 страниц. иллюстрации. ISBN 5-86789-102-X. Указатель сочинений — Страницы 209—210; В.Д.Доценко Морской биографический словарь.— Санкт-Петербург, Логос, 1995.— 496 страниц. иллюстрации. ISBN 5-87288-095-2. Указатель сочинений. — Страницы 390—391. Литература: Лурье В.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского Флота СССР в период Великой Отечественной и Советско-японской войн (1941-1945). — Санкт-Петербург: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2001. — 280 страниц. — 1000 экземпляров. — ISBN 5-86789-102-X; Доценко В.Д. Морской биографический словарь. — Санкт-Петербург: Логос, 1995. — 496 страниц. — 3000 экземпляров. — ISBN 5-87288-095-2; Близниченко С.С. Флагманы флота Азовского и Чёрного морей 1917—1945 гг.. — Краснодар: Диапазон-В», 2010. — 336 страниц. — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-91050-079-6.

[518x700]
1890
Александр Алексеевич Шеншин
советский композитор, дирижёр, педагог и искусствовед. В 1915 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета, преподавал историю и латинский язык в средних учебных заведениях. Давал также уроки фортепиано (среди учеников - А.В.Мосолов). В 1921-1925 гг. - дирижировал оркестром в Московком театре для детей, заведовал музыкальной частью этого театра. В 1922-1924 г. также преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской консерватории. В 1924-1929 г. преподавал в Музыкальном техникуме имени А.Н.Скрябина. Преподавал в музыкальных учебных заведениях, готовил с певцами камерный репертуар (Большой театр, радио), работал дирижером в детском театре. Как композитор Ш. — представитель лирико-романтического направления с ясно выраженными импрессионистскими тенденциями. Написал много театральной музыки. Автор оперы и оперетты, балетов, симфонических и камерных инструментальных произведений, вокальных сочинений. Шеншин бросил свою профессию историка ради музыки довольно рано, получив поддержку своей жены Н.В.Шеншиной, пианистки, первой отметившей его дарование, уверовавшей в него и настоявшей на серьезных занятиях музыкой. Его учителями по теории и композиции были А.Т.Гречанинов и Р.М.Глиэр. Первое симфоническое сочинение Шеншина «Паутинки», исполненное в Павловске в 1913 году, привлекло внимание молодого критика Н.Я.Мясковского, посвятившего ему сочувственный отзыв в журнале «Музыка». Автор произведений для музыкального театра: опера "О'Тао" (1927), балеты "Античные пляски" (1933) и "Кармен" (1935), оперетта "Двенадцатая ночь" (1939), сочинений для фортепиано, для голоса с фортепиано, музыки к спектаклям драматических театров, песенных циклов на стихи А.С.Пушкина, И.В.Гёте, М.А.Волошина, М.Ю.Лермонтова. Написал музыку к двум фильмам "Привидение, которое не возвращается" (1929) и "Томми" (1931).
Скончался А.А.Шеншин 18 февраля 1944 года,
[525x700]
похоронен на Ваганьковском кладбище (участок 34) в Москве.

Bohlmann-Combrinck-Theodor (487x700, 176Kb)
1891
Теодор Больман-Комбринк (немецкое имя — Theodor Bohlmann-Combrinck)
немецкий военачальник, генерал-майор вермахта, командующий 111-м гренадерским полком во время Второй мировой войны.Родился в городе Дельменхорст, Нижняя Саксония, Германская империя. Кавалер Рыцарского креста Железного креста, высшего ордена нацистской Германии. Взят в плен войсками союзников в мае 1945 года. Отпущен из плена в 1947 году. Умер в городе Бад-Хоннеф, Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ, 18 ноября 1956 года. Награды: Железный крест II класса (25 декабря 1914); Железный крест I класса (31 мая 1917); Нагрудный знак «За ранение» (1914) в чёрном; Почётный крест ветерана войны; Медаль «В память 1 октября 1938 года»; Железный крест II класса (27 сентября 1939); Железный крест I класса (14 октября 1939); Нагрудный знак «За ранение» (1939); Нагрудный знак «За ранение» в серебре (20 июля 1941); Нагрудный знак «За танковую атаку» в бронзе (7 февраля 1942); Медаль «За зимнюю кампанию на Востоке 1941/42» (27 августа 1942); Рыцарский крест Железного креста (8 августа 1941). Литература: Walther-Peer Fellgiebel. Die Träger des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939—1945. — Friedburg: Podzun-Pallas, 1986. — 472 p. — ISBN 3-790-90284-5; Veit Scherzer. Ritterkreuzträger 1939—1945 Die Inhaber des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939 von Heer, Luftwaffe, Kriegsmarine, Waffen-SS, Volkssturm sowie mit Deutschland verbündeter Streitkräfte nach den Unterlagen des Bundesarchives. — 2. — Jena: Scherzers Miltaer-Verlag, 2007. — 864 p. — ISBN 978-3-938845-17-2.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 18 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»