• Авторизация


18 ноября родились... 18-11-2025 07:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[516x700]
1881
Юозас Зикарас (литовское имя — Juozas Zikaras)
литовский скульптор. Родился в селе Палюкай, ныне Паневежского района Литвы. Учился в Рисовальной школе И.П.Трутнева и в вечерних рисовальных классах Юзефа Монтвиллы в Вильне (1904—1906), затем в Санкт-Петербурге в школе Общества поощрения художеств (1907—1910). В 1910 был принят в Академию художеств на отделение скульптуры, где занимался под руководством профессоров Г.Р.Залемана и В.А.Беклемишева. Окончив курс Академии художеств в 1915, приступил к работе над дипломной скульптурой, но был мобилизован в армию. Его незаконченная работа «Мать» попала на выставку дипломных работ и Зикарасу в октябре 1916 были вручены диплом и серебряная медаль. После демобилизации преподавал в школах Петрограда. В 1918 с семьёй вернулся в Литву. В 1918—1928 преподавал в гимназии в Паневежисе. С 1928 жил в Каунасе — преподавал в Художественной школе (1928—1940) и в институте прикладного и декоративного искусства (1940—1944). Похоронен на Пятрашюнском кладбище в Каунасе. В 1972 на родине скульптора в селе Палюкай открыт мемориальный музей. В Каунасе также действует мемориальный музей в доме, в котором жил скульптор.
Juozas ZikarasДом-музей (700x466, 414Kb)
Дом-музей в Каунасе
Творчество
В Паневежисе создал несколько скульптур монументального характера (в том числе и статую Свободы, 1922), берельефов, скульптурных портретов. Наиболее выдающиеся образцы его монументально-декоративных скульптур — статуя «Книгоноша» (бронза, 1928—1939) в Каунасе и «Атланты» (банк в Паневежисе, 1931). Создал ряд реалистических скульптурных портретов — бюсты писателя Йонаса Басанавичюса (памятник, бронза, 1930), историка Симонаса Даукантаса (памятник, бронза, 1924), поэта и композитора Винцаса Кудирки, поэта Матаса Григониса, барельефы — президента Антанаса Сметоны, его жены Софии Сметонене, доктора Йонаса Шлюпаса и др., также памятные медали, посвящённые великому князю литовскому Витовту Великому, епископу Мельхиору Гедройцу, писателю Юозасу Тумасу-Важгантасу. Зикарас также автор надгробия М.К.Чюрлёниса (цемент, бронза, 1931) на кладбище Росса (Расу) в Вильнюсе.
Juozas ZikarasKaunas.Laisves_statula (525x700, 490Kb)
Статуя Свободы в Каунасе
Однако самое известное его произведение — статуя Свободы в Каунасе перед Военным музеем Витауаса Великого. Установленная в 1928, она советскими властями была удалена из образовавшегося в сквере перед музеем мемориала и восстановлена 16 февраля 1989, ещё до формального провозглашения восстановления независимости Литвы. Скульптура изображена на реверсе банкноты в 20 литов. Гипсовая реплика статуи установлена в нише Белого зала — главного церемониального зала Президентуры, резиденции президента Литвы в Вильнюсе. Создал также скульптуры святых Петра и Павла, Спасителя и др. для костёлов Паневежиса и окрестных местечек. Монеты независимой Литвы (1918—1940) чеканились по моделям, разработанным Зикарасом. Является также автором юбилейной медали 10-летия Независимости Литвы (1928) и медали отличников воинской службы (1940). Умер в Каунасе 10 ноября 1944 года. Литература: Budrys St., Juozas Zikaras..., Vilnius, 1960.

Gösta_Åsbrink_1912 (588x700, 197Kb)
1881
Карл «Йёста» Осбринк (шведское имя — Karl "Gösta" Åsbrink)
шведский гимнаст и пятиборец, чемпион и серебряный призёр летних Олимпийских игр. Родился в коммуне Экерё, остров Ловён, Стокгольм, Швеция. На Играх 1908 в Лондоне Осбринк участвовал только в командном первенстве, в котором его сборная заняла первое место. Вместе с ним золото выиграли ещё 37 шведов. Через четыре года на Олимпиаде 1912 в Стокгольме Осбринк участвовал в первом соревновании по современному пятиборью. Он занял второе место, набрав 28 очков. Умер в городе Стокгольм, Швеция, 19 апреля 1966 года.

Serhiy_Ostapenko (416x700, 236Kb)
1881
Сергей Степанович Остапенко (укратнское имя — Сергій Степанович Остапенко)
украинский ученый -экономист. Председатель Совета министров Украинской народной республики (УНР) в феврале — апреле 1919. Родился в местечке Троянов, Житомирский уезд, Волынскаяй губерния, Российская империя, ныне село Житомирского района Житомирской области, в семье небогатого украинского крестьянина. Так как доходы семьи были незначительными, то отец занимался гужевой перевозкой грузов. В 1893 Сергей поступил в сельскую начальную школу, которую окончил в 1897. Затем получил образование в Белокриницкой четырёхклассной сельскохозяйственной школе в Кременецком уезде на Волыни. С 1904 — учитель двуклассной школы в местечке Турийск Ковельского уезда. Был членом Украинской партии социалистов-революционеров (УПСР), в 1905 арестован по политическим мотивам, три года находился в заключении. После освобождения не смог устроиться на работу.
Учёный-экономист
В 1909 экстерном окончил Владимирский кадетский корпус в Киеве. В 1909—1913 учился на экономическом факультете Киевского коммерческого института, после успешного окончания которого был направлен в Германию для углубленного изучения экономики. В 1913 вернулся в Россию, работал заведующим статистическим бюро Балтского уездного земства на Подолье, заведующим статическим бюро горнодобывающей промышленности Слобожанщины (Харьков). Вернувшись в Киев, был приват-доцентом Киевского коммерческого института. Автор научных работ «Мясной экспорт» (1912) и «Экономика животноводства и хлебные пошлины» (1914). В революционных событиях 1917 активного участия не принимал.
Serhiy_OstapenkoПодписание (700x466, 286Kb)
Подписание мирного договора между УНР и Центральными державами 27 января (9 февраля) 1918. Остапенко крайний справа.
Государственный деятель
С января 1918 — экономический советник в составе украинской мирной делегации на переговорах в Брест-Литовске, возглавлявшейся Всеволодом Голубовичем. С 14 марта 1918 — член комиссии по товарообмену с Центральными державами (руководитель — Николай Порш), созданной при Совете народных министров УНР с широкими полномочиями для переговоров и подписания соглашений. После прихода к власти гетмана Павла Скоропадского, с мая 1918 работал в составе экономической комиссии при украинской мирной делегации на переговорах с Советской Россией в Киеве. Одновременно занимался педагогической деятельностью. Читал лекции по политической экономии, экономической географии Украины, экономической политике и экономике промышленности для студентов Экономико-административного института, учащихся кооперативной школы, слушателей консульских курсов и курсов специалистов по животноводству. После свержения гетманской власти Остапенко как специалист в области экономики и, одновременно, социалист, был включен в состав правительства УНР. Как представитель УНР вошел в состав сформированного 26 декабря 1918 правительства Владимира Чеховского в качестве министра торговли и промышленности по квоте УПСР (при этом отличался более умеренными взглядами, чем большинство украинских эсеров). В феврале 1919, когда в результате наступления Красной армии государственные органы УНР переехали в Винницу, Остапенко приостановил своё членство в УПСР, чтобы не выходить из состава правительства, на чём настаивал ЦК УПСР. После отставки части министров временно исполнял обязанности министра агитации и пропаганды (наряду с основной должностью). 6 февраля 1919 принимал участие в переговорах с начальником штаба французских войск на Украине полковником Фрейденбергом на станции Бирзула близ Одессы. Украинская сторона настаивала на признании независимости Украины и допуске её представителей на международную мирную конференцию в Париже, обещая проведение социальных реформ и обеспечение народовластия. Переговоры закончились безрезультатно, что стало одной из причин отставки правительства Чеховского.
Председатель Совета министров
Новое правительство Директория УНР поручила сформировать Остапенко, известного своим активным стремлением к достижению соглашения с государствами Антанты. С 13 февраля по 9 апреля 1919 Остапенко был председателем Совета министров УНР. В состав его правительства входили представители либерально-демократических партий, в том числе социалистов-самостийников и радикалов, социалистов-федералистов, украинских народных республиканцев, галицких национал-демократов и радикалистов, СДРП «Поалей-Цион». Украинские эсеры и украинские социал-демократы в состав правительства не вошли, оставшись в оппозиции. Правительству Остапенко не удалось договориться с Францией. Оно не занималось реализацией аграрной реформы, не имело влияния на военных командиров. Отношения Остапенко с фактическим лидером Директории Симоном Петлюрой носили сложный характер — Остапенко считал, что именно фигура Петлюры препятствует заключению союза со странами Антанты. В то же время Петлюра отказался уходить в отставку. Эффективной работе правительства препятствовало постоянная смена его местопребывания в результате дальнейшего продвижения Красной армии — в феврале-марте 1919 оно последовательно находилось в Виннице, Жмеринке, Проскурове. 20 марта Директория и правительство были вынуждены эвакуироваться из Проскурова, причем часть их деятелей направились в Ровно, часть — в Каменец-Подольский, часть — в Станислав (ныне Ивано-Франковск). В начале апреля французские войска покинули Одессу, что сделало соглашение УНР с Францией неактуальным. 9 апреля по инициативе Петлюры и под влиянием левых сил Украины правительство Остапенко было отправлено в отставку и заменено кабинетом Бориса Мартоса, в котором ключевые посты заняли украинские социал-демократы. Остапенко в новое правительство не вошел.
Возвращение к преподаванию
После отставки Остапенко отошёл от политической деятельности. Жил в Галиции, затем переехал в находившийся под контролем властей УНР Каменец-Подольский, где 18 июля 1919 стал приват-доцентом юридического факультета Каменец-Подольского государственного украинского университета по кафедре статистики. С 5 ноября 1919, одновременно, преподавал и политическую экономию. С 25 февраля 1920 — штатный приват-доцент кафедры политической экономии и статистики. В начале марта 1920 направил в университетскую литографию для размножения текст лекций по политической экономии, что и было сделано в мае. В 1920 опубликовал в Каменец-Подольском две книги — «Курс статистики та демографії» (издание губернской народной управы) и «Важливіші властивості українського народу в порівнянні з іншими народами» (издание губернской народной кассы государственного кредита). Активно участвовал в деятельности Всеукраинского товарищества экономистов.
На советской Украине
После установления советской власти в Каменец-Подольском в ноябре 1920, в отличие от многих своих коллег не эмигрировал в Польшу, а остался в городе. В конце 1920 выехал в Киев. В мае 1921 был привлечен в качестве свидетеля к участию в процессе над деятелями УПСР, проходившем в Киеве в Верховном чрезвычайном трибунале. В ходе процесса Остапенко стал подсудимым, виновным себя не признал и был приговорён к пяти годам лагерей. Однако, учитывая «ценность Остапенко как научной силы», этот приговор был заменён принудительными работами по специальности. После суда Остапенко работал в литературно-политическом журнале «Червоний шлях», в котором в 1924 (№ 1-2) опубликовал труд «Капіталізм на Україні». Также был профессором Института народного хозяйства в Киеве, преподавал в учебных заведениях Харькова, являлся экономистом-практиком, популяризатором научных знаний. Автор научной работы «Енергетика громадського господарювання за 1913 та 1923 роки» (1925). Дальнейшая судьба неясна. По некоторым данным, в 1931 был арестован, погиб в лагерях. В современной литературе датой смерти Остапенко называются 1933 (в книге В.А.Савченко о Петлюре) и 1937. В память об Остапенко, к 125-летию со дня рождения, Национальный банк Украины выпустил в 2006 монету номиналом 2 гривны с его портретом. Библиография: Савченко В.А. Симон Петлюра. Харьков, 2004.

[469x699]
1882
Амелита Галли-Курчи (итальянское имя — Amelita Galli-Curci)
итальянская артистка оперы (колоратурное сопрано). Родилась в городе Милан, Королевство Италия. Выдающаяся представительница итальянского оперного искусства. В 1901 окончила Международный институт имени А.Мандзони в Милане, в 1905 - лицей при институте. Училась игре на фортепиано у профессора В.Аппиани в Миланской консерватории, где изучала также теорию музыки. В 1903 Галли-Курчи окончила консерваторию и занималась педагогической работой как преподаватель игры на фортепиано. По совету композитора П.Масканьи начала самостоятельно заниматься пением и в короткий срок достигла выдающихся результатов. Впервые выступила на оперной сцене в 1906 в Трани (партия Джильды - "Риголетто" Верди), после чего пела в Риме (1908), Египте (1908-1909), Аргентине, Уругвае (1910 и 1912), Бельгии, Испании (1913-1914), России (Петербург, февраль-март 1914, вместе с Л.В.Собиновым) и других странах. С 1916 Галли-Курчи живет в США; в 1916- 1924 - солистка оперы в Чикаго, одновременно (в 1920-1930) солистка театра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). В 1930-1938 занималась в осноаном концертной деятельностью. С 1938 выступала только эпизодически. Галли-Курчи пользовалась славой одной из самых известных певиц своего времени; её искусство явилось важным этапом в истории итальянской вокальной культуры. Галли-Курчи покоряла слушателей совершенной техникой исполнения, легкостью вокализации, редчайшим по красоте тембра голосом. Галли-Курчи достигла высот виртуозного искусства и одновременно была подлинным мастером пения в кантилене. Эти качества сочетались у Галли-Курчи с высоким сцениеским мастерством и ярким темпераментом. Простота и непринуждённость исполнения, тонкий художественный вкус проявились и в концертном репертуаре Галли-Курчи, в котором её достижения были не менее значительны, чем в опере. В 1930 завершила оперную карьеру; последующие 7 лет ее жизни были отданы концертной деятельности. Умерла Галли-Курчи в районе Ла-Холья, город Сан-Диего, штат Калифорния, США, 26 ноября 1963 года. Партии: Розина, Джильда, Виолетта, Лакме; Лючия ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Амина, Эльвира ("Сомнамбула", "Пуритане" Беллини), Динора (оперная постановка Мей-ербера), Филина ("Миньон" Тома), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Шемаханская царица ("Золотой петушок" Римского-Корсакова) и др. Литература: Тимохин В., Песня, обращенная к сердцу, "Советская музыка", 1958, N 2; La Massenа С.E., Gralli-Curci's life of song; N.Y., 1946; Lauri-VolpiGr., Voci parallele, Mil., 1955; Warrack, John and West, Ewan (1992), The Oxford Dictionary of Opera, 782 pages, ISBN 0-19-869164-5; Lanfranco Rasponi, Alfred A Knopf. The Last Prima Donnas, 1982. ISBN 0-394-52153-6

Paweł_Garapich (587x700, 382Kb)
1882
Павел Гарапих (польское имя — Paweł Garapich)
польский юрист. Воевода лодзинский и львовский. Родился в селе Цебрув, Австро-Венгрия, в крестьянской семье. В 1900 году окончил гимназию в Тарнополе и в 1906 году юридический факультет Ягеллонского университета. Работал как чиновник в управлении наместника Королевства Галиции и Лодомерии. В характеристиках отмечался как службист и компетентный чиновник. 3 февраля 1910 года заключил брак с графиней Людгардой Любеньской. Начало Первой мировой войны застало его на посту тарнопольского вице-старосты. Был эвакуирован вглубь империи перед наступающей российской армией. В 1915 году назначен референтом политического отдела оккупационного Люблинского генерал-губернаторства, правительство которого размещалось в Люблине. Явно проявлял свои симпатии к польскому национальному движению. В марте 1918 году, после подписания брестского мира, на основании которого Центральные державы передали Украинской Народной Республике Холмщину, в обмен на поставки продовольственных товаров, демонстративно подал в отставку. Публично осуждал берлинские и венские власти за предательство польских союзников, вместе с ними воюющий против России. Отставка принята не было, но в наказание был переведен на должность в маленький городок Скалат. Политическая ссылка закончилась после восстановления независимости Польши. В Польше был сразу назначен на пост тарнопольского старосты. 15 февраля 1920 года стал вице-воеводой Лодзинского воеводства. Совместно с воеводой Антонием Каменьским создавал и организовывал административные структуры нового воеводства. После назначения Каменьского на должность министра внутренних дел в правительстве Антония Пониковского, был 10 марта 1922 года назначен воеводой Лодзинского воеводства. В этой должности работал до 24 февраля 1923 года. 2 апреля 1923 года получил назначение на пост вице-воеводы в Станиславовском воеводстве. Занимался продолжением организации административных структур нового воеводства и продвижением идей примирения между основными народами, населяющими воеводство — поляками, украинцами и евреями. С 12 августа 1924 по 30 декабря 1924 вновь воевода Лодзинского воеводства. Закончил множество начатых ещё в воеводство Каменьского административных проектов, в том числе проект школьного образования в воеводстве. Сыскал славу скрупулезного бюрократа галицкого стиля. 30 декабря 1924 года был назначен воеводой Львовского воеводства. На этой должности, последней в его карьере, оставался до 28 июля 1927 года. После окончания карьеры жил в родных местах. Работал нотариусом в Злочуве. Участвовал в работе множества общественных организаций. Был председателем местного отделения Товарищества развития Восточных Земель и Польского Красного Креста. Курировал интернат для слабовидящих во Львове и Высшую женскую хозяйственную школу в Снопкове. Не подвергался репрессиям и преследованиям советских, немецких и польских коммунистических властей. После переселения поляков в Польшу жил в Пулавах. Умер в городе Пулавы, ПНР, в 1957 году. Был награждён Золотым крестом Заслуг. Литература: Waingertner Przemysław Wojewodowie łódzcy (cz. 1). Paweł Garapich W: «Kronika miasta Łodzi» nr 3(51)/2010 ISSN 1231-5354 ss.127-132; Stanisław Łoza, Czy wiesz kto to jest?, t. 1, Warszawa, 1938; Kto był kim w Drugiej Rzeczypospolitej (pod redakcją Jacka Majchrowskiego), Polska Oficyna Wydawnicza «BGW», Warszawa 1994; Baranowski J. Organizacja władz administracji ogólnej szczebla wojewódzkiego w Łodzi w latach 1919-1939-1945, W: «Rocznik Łódzki» 1994, t. XLI. s. 66-67; Badziak K., Baranowski J., Polit K., Powstanie i główne kierunki aktywności administracji województwa łódzkiego w okresie międzywojennym W: Województwo łódzkie 1919—2009, Studia i materiały red. Badziak K., Łapa M., Łódź 2009; Waingertner Przemysław Historie znad Łódki czyli 47 opowieści z dziejów Ziemi Obiecanej, Łódź 2009 ISBN 978-83-92970-10-1.

Joseph_Cardijn_Colored (511x700, 182Kb)
1882
Йозеф Лео Кардейн (нидерландское имя — Jozef Leo Cardijn; французскоеимя — Joseph Léon Cardijn)
бельгийский кардинал. Титулярный архиепископ Тусуро с 15 по 21 февраля 1965. Кардинал-дьякон с 22 февраля 1965, с титулярной диаконией Сан-Микеле-Арканджело с 25 февраля 1965. Родился в коммуне Схарбек, Брюссельский столичный регион, Бельгия, в рабочей семье. В 1919 году вместе с Тонне, Гарсе и Меертом основал движение «Профсоюзная молодежь» (французское назсание — La Jeunesse Syndicaliste). В 1925 году Кардейн получает благословение Пия XI и 18 апреля 1925 года состоялся I конгресс союза Христианской рабочей молодежи (Young Christian Workers). В июле 1925 года кардинал Мерсье и бельгийский епископат также поддержали создание союза. Умер в городе Лёвен, Бельгия, 25 июля 1967 года. Награды: кавалер ордена Почётного легиона; командор ордена Леопольда I; почётный доктор Университета Лаваля (1956); почётный доктор Оттавского университета (1947); почётный доктор Университета Сантьяго-де-Чили (1948); почётный доктор Шербрукского университета (1960); почётный доктор Монреальского университета (1947); почётный доктор (1948); почётный доктор Федерального университета Рио-де-Жанейро (1948); почётный доктор (1950); почётный доктор (1962).

Arhibalds fon Keizerling (476x700, 172Kb)
1882
Граф Архибальд фон Кейзерлинг (латышское имя — Arhibalds fon Keizerlings; немецкое имя — Archibald Peter Theophil, Graf von Keyserling)
адмирал из рода Кейзерлингов, командующий латвийскими ВМС с 1924 по 1931 годы. Родился в родовом имении Тельс-Паддерн, город Гробиня, Гробинский уезд, Курляндская губерния, Российская империя. Его дядя Эдуард был известным писателем. Сестра Беатриса (1884—1961) была замужем за миллионером-самолётостроителем Ф.Ф.Терещенко. На службе с 1898 года. 19 мая 1901 года окончил Морской кадетский корпус (72-й по успеваемости) с произведением в мичманы. По окончании Морского корпуса служил на Балтике и на Тихом океане. Последовательно проходил службу на минном транспорте «Енисей», крейсере II ранга «Забияка», крейсере I ранга «Диана», участвовал в русско-японской войне. После боя в Жёлтом море 10 сентября 1904 года и интернирования «Дианы» в Сайгоне, назначен на миноносец «Быстрый» на котором участвовал в Цусимском сражении и попал в плен. 19 декабря 1905 года произведен в лейтенанты. В 1907 году по личной просьбе направлен на курсы подводников в Либавский учебный отряд и в августе 1908 года прибывает во Владивосток с зачислением в Сибирский флотский экипаж. В октябре 1908 года вступает в должность командира подводной лодки «Фельдмаршал граф Шереметьев», командуя которой, в составе дивизиона подводных лодок, Кейзерлинг принимал активное участие в учебных плаваниях и стрельбах в бухтах Разбойник и Воевода. 19 декабря 1911 года произведён в старшие лейтенанты и командует лодкой до 1912 года, после чего переводится на Балтику. В 1913 году становится командиром эскадренного миноносца «Исполнительный». В 1914 году Старший офицер минного заградителя «Волга». С началом Первой мировой войны участвовал в морских сражениях. Командир эсминцев «Сторожевой» (1914—1916 годы) и «Десна» (1916—1917 годы). 14 января 1915 года получает чин капитана 2 ранга. После Октябрьской Революции оставил службу и поселился в родовом имении на территории независимой Латвии. В ноябре 1919 года становится офицером Латвийского флота, командует флагманом латвийского флота тральщиком «Вирсайтис». Адмирал с 1927 года. С 1926 года и до сентября 1931 года, когда был уволен со службы, являлся командующим латвийским флотом. Репатриировался в Германию в сентябре 1939 года. В Гробине установлен памятник первому адмиралу латвийского флота Кейзерлингу. Умер в городе Франкфурт-на-Майне, ФРГ, 15 декабря 1951 года.
Arhibalds fon KeizerlingsLatvian_naval_officers (700x473, 196Kb)
Слева направо: капитан-лейтенант Оскар Зариньш, полковник Паул Роберт Хасманис, кавалер военного ордена Лачплесиса капитан-лейтенант Волдемарс Якубовс, капитан Карлис Зивертс, капитан-лейтенант Хуго Розенштейн, адмирал Архибальд Кейзерлинг, два финских офицера, генерал Мартыньш Пеникис. 1926 год.
Награды: Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1905); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (21 января 1907); Орден Святого Станислава II степени с мечами (31 июля 1907); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (18 октября 1915); Георгиевское оружие (8 июля 1916); Крест Свободы I класса III степени Орден Трёх звёзд II степени (1928); Орден Почетного легиона, Франция. (Великий офицер?). Литература: Robert Wendelin Keyserlingk. «Across Many Oceans: A Family Saga», Montreal, Librarie Renouf (1984).

Wyndham_Lewis (510x700, 311Kb)
1882
Перси Уиндем Льюис (Percy Wyndham Lewis)
английский художник, писатель и теоретик искусства. Родился в океане, на борту яхты отца, у берегов Новой Шотландии. В 1899—1901 годах изучал живопись в Лондоне. В 1902—1909 годах совершает большое путешествие по Европе с длительным пребыванием в Париже. В 1911 году принимает участие в лондонской выставке художественной группы «Кэмден Таун», одним из основателей которой и являлся. В 1913 году вступает в группу «Лондон». Вскоре после этого П.У.Льюис разрабатывает собственную художественную теорию, «вортицизм», близкую по духу итальянскому футуризму и французскому кубизму и пропагандирует её на страницах издаваемого им журнала «Blast» (Мировой пожар). Вышедший из-под пера П.У.Льюиса в 1914 году «вортицистский манифест» был как бы ответом на «Футуристический манифест» итальянцев. В нём говорилось, что только сильнейшие взрывы чувств могут быть источником художественного творчества. Свой духовный образец вортицисты нашли в американском поэте Эзре Паунде. Кроме вортицистских работ П.У.Льюис писал также натуралистские и сюрреалистические полотна и работал иллюстратором для журнала «The Enemy» (Враг). В своём романе «Праздник, который всегда с тобой» в главе «Эзра Паунд и его „Бель эспри“» Хемингуэй отзывается о П.У.Льюисе весьма резко и нелицеприятно, называя его «человеком, гнуснее которого никогда ещё не видел».Умер в городе Лондон, Великобритания, 7 марта 1957 года. Литература: Die Welt der Malerei, Gütersloh-Amstelveen 1997; Бирченоф, Том. Уиндем Льюис. Портреты друзей и недругов.— Третьяковская галерея : журнал. — 2016. — № 2 (51).

Maritain_Jacques_ (461x700, 171Kb)
1882
Жак Маритен (французское имя — Jacques Maritain)
французский философ, теолог, математик, один из основателей и виднейших представителей неотомизма. Профессор Принстона (1948—1960). Родился в городе Париж, Франция. В 1901 году в Сорбонне он познакомился с эмигранткой-еврейкой из Ростова, поэтессой Раисой Уманцовой (1883—1960); в 1904 году они поженились. Её сестра Вера Уманцова большую часть жизни прожила с ними. Получивший протестантское воспитание и изучавший в университете биологию, в 1906 году Жак Маритен вместе с женой принимает католичество. Маритен преподавал в США в 1940-х и 1950-х годах, затем вернулся во Францию и поселился в Тулузе. В 1965 во время посещения Рима был принят с почестями папой Павлом VI. Умер в городе Тулуза, Франция, 28 апреля 1973 года.
Научная деятельность
Своей задачей он видел интегрировать современную философию с идеями Святого Фомы Аквинского. В своих лекциях и многочисленных книгах Маритен защищает католичество от влияния многочисленных модернизаторов и «подновителей» веры, считая необходимым интегрировать прогресс и традицию в рамках строгой католической традиции. Любые современные проблемы могут и должны быть решены христианскими средствами. Кроме того, работы Маритена посвящены, например, политике и эстетике.
Интегральный гуманизм
Социальные идеи Жака Маритена направлены на решение проблем современности в христианском ключе. «Выход из ситуации кризиса современной ему эпохи виделся Маритену в утверждении „теоцентрического гуманизма“, „персоналистической демократии“, христианизации всех областей духовной культуры и экуменическом сближении религий». В работе «Сумерки цивилизации» Маритен описывает становление гуманистических идей, и ошибки, приведшие к их вырождению. Гуманизм понимается мыслителем как развитие всех возможностей человека, раскрытие его первоначального величия. Но гуманизму, начиная с античности, свойственен порок замыкания человека на самом себе. Именно в изоляции человеческой природы от Высшего существа, согласно Маритену, коренятся проблемы современного человечества. В отсутствие Бога, человек теряет и свою душу, что приводит к появлению таких теорий отчаяния и абсурда как философия Ницше или экзистенциализм. Две крайности представляют марксизм, полностью замкнувшийся в своем рационализме, и христианский гуманизм, изолировавший разум на поисках «Града человека-бога вместо обращения к идеалу Града личности, сотворенной по образу Божию». Духовное преобразование и обновление цивилизации Маритен связывал с выдвигаемым им проектом «интегрального гуманизма», преодолевающего отпадение человека от Бога через восстановление трансцендентных оснований человеческой жизни. В такой новой цивилизации христианская вера будет сочетаться с секулярными институтами. Источником суверенитета государства будет Бог, главными целями государства станут социальные, и христианские идеалы станут для социальной политики государства каноном. В такой христиански инспирированной демократии религия будет регулировать на высшем уровне отношения между индивидами, и человеческая свобода будет развиваться. Фашизм и коммунизм искореняли такую свободу, а либерализм, поощряющий эгоизм и индивидуализм, противоречит христианским нормам. Интегральный же гуманизм рассматривает человека как единство божественного и человеческого начал. Маритен не считает свою концепцию, в отличие от марксистского гуманизма, утопичной. Социалистический гуманизм абсолютизирует коллективное начало, либеральный — индивидуальное, а интегральный гуманизм придерживается золотой середины, сочетая обновление с сохранением традиционных ценностей. Соблюдение трех основных принципов интегрального гуманизма — утверждение ценностей личности, совместное существование людей в стремлении к общественному благу, а также христианско-теистическая направленность, ведущая к экуменическому сближению верующих, с точки зрения Маритена, приведет к существованию общества, в котором наиболее полно смогут раскрываться способности личности, а также будет воплощаться человеческая свобода. Чтобы охарактеризовать значение интегрального гуманизма Маритена для развития католической церкви в XX веке, достаточно упомянуть, что в 1967 г. в энциклике «О прогрессе народов» («Populorum progressio») Павел VI писал о стремлении католической церкви к реализации идеала «интегрального гуманизма».
Научные труды
La Philosophie bergsonienne: études critiques. Marcel Rivière et Cie., 1914. [Bergsonian Philosophy and Thomism. New York: Philosophical Library, 1955.]; Art et scolastique. Librairie de l’Art Catholique, 1920. (The 1927 edition contains «Frontières de la poésie» and important notes.) [Art and Scholasticism and The Frontiers of Poetry. Tr. Joseph W. Evans. New York: Charles Scribner’s Sons, 1962.]; Éléments de Philosophie I: Introduction générale à la philosophie. Téqui, 1920. [An Introduction to Philosophy. Tr. E. I. Watkin. London: Sheed and Ward, 1944.]; Théonas ou les entretiens d’un sage et deux philosophes sur diverses matières inégalement actuelles. First publication in the Revue Universelle, April 1920 to April 1921, 1st edition, Nouvelle Librairie Nationale, 1921; 2nd edition, corrected, 1925. [Theonas: Conversations of a Sage. Tr. F.J. Sheed. London: Sheed and Ward, 1933.]; Antimoderne. Éditions de la Revue des Jeunes, 1922. De la vie d’oraison. 1st edition privately printed, Saint-Maurice d’Augaune, 1922; 2nd edition revised, l’Art Catholique, 1925. [with Raïssa Maritain] [Prayer and intelligence. New York: P. J. Kennedy, 1928.]; Éléments de philosophie II: L’ordre des concepts, I — Petite logique (Logique formelle). Téqui, 1923. [An Introduction to Logic. New York: Sheed and Ward, 1937; Formal Logic. New York: Sheed and Ward, 1937.]; Réflexions sur l’intelligence et sur sa vie propre. Bibliothèque français de philosophie, Nouvelle Librairie Nationale, 1924, 1926, 1930; Desclée, 1938. Trois Réformateurs: Luther, Descartes, Rousseau. Librairie Plon, 1925. [Three Reformers: Luther, Descartes, Rousseau. New York: Charles Scribner’s Sons, 1929.]; Georges Rouault, peintre et lithographe. Éditions Polyglotte, Frapier, 1926. [George Roualt. New York: Harry N. Abrams, Inc., in association with Pocket Books, Inc., 1954.]; Reponse à Jean Cocteau. Librairie Stock, 1926 [Art and Faith: Letters between Jacques Maritain and Jean Cocteau. New York: Philosophical Library, 1948.] Une opinion sur Charles Maurras et le devoir des catholiques. Plon, 1926;. Primauté du spirituel. Plon, 1927. [The Things That Are Not Caesar’s. Tr. J.F. Scanlan. New York: Charles Scribner’s Sons, 1930.]; Quelques pages sur Léon Bloy. Cahiers de la Quinzaine, 10e de la 18 serie, á l’Action du Livre, 1927; Clairvoyance de Rome par les auteurs du ‘Pourquoi Rome a parlé.' (J. Maritain et D. Lallement), Ed. Spes, 1929; Le Docteur angelique. Desclée de Brouwer, 1930. [St. Thomas Aquinas. Tr. F.J. Scanlan, London: Sheed and Ward, 1931; Tr. revised Peter O' Reilly and Joseph W. Evans. New York: Meridian Books, 1958.]; Religion et culture. dition originale: premier numéro de la collection des questions disputées. Desclée de Brouwer, 1930. 2nd edition, with a preface, 1946. [Religion and Culture. London: Sheed and Ward, 1931.]; Distinguer pour unir: ou, les degrès du savoir. Desclée de Brouwer, 1932. [Distinguish to Unite: or, The Degrees of Knowledge. Tr. under the supervision of G.B. Phelan. New York: Charles Scribner’s Sons, 1959.]; Le songe de Descartes. Correa, 1932. [The Dream of Descartes. Tr. Mabelle L. Andison, New York: Philosophical Library, 1944.]; Du regime temporel et de la liberté. Desclée de Brouwer, 1933. [Freedom in the modern world. Tr. Richard O’Sullivan. London: Sheed & Ward, 1935.]; De la philosophie chrétienne. ["Questions disputées, " Vol. IX], Desclée de Brouwer, 1933.[An essay on Christian philosophy. Tr. Edward H. Flannery. New York, Philosophical Library, 1955.]; Sept leçons sur l'être et les premiers principes de la raison spéculative. Téqui, 1934. [A Preface to Metaphysics: Seven Lectures on Being. New York and London: Sheed and Ward, 1939.]; Frontières de la poésie. Louis Rouart et Fils, 1935. [Art and Poetry. Tr. E. de P. Matthews. New York: Philosophical Library, 1943.]; Science et sagesse, suivi d'éclaircissements sur ses frontières et son objet. «Cours et documents de Philosophie.» Téqui, 1935. [Science and Wisdom. New York: Charles Scribner’s Sons, 1940.]; Lettre sur l’indépendance. Desclée de Brouwer, 1935; La philosophie de la nature, essai critique sur ses frontières et son objet. Téqui, 1935. [Philosophy of Nature. Tr. Imelda C. Byrne. New York: Philosophical Library, 1951]; Humanisme intégral: problemes temporels et spirituals d’une nouvelle chrétienté. Fernand Aubier, 1936. Two translations: True humanism. Tr. M.R. Adamson. London: Bles, 1938; Integral Humanism: Temporal and Spiritual Problems of a New Christendom. Tr. Joseph W. Evans New York: Charles Scribner’s Sons, 1968.]; Situation de la poésie. Desclée de Brouwer, 1938. [with Raïssa Maritain] [The Situation of Poetry. Tr. Marshall Suther. New York: Philosophical Library, 1955.]; Les Juifs parmi les nations. Éditions du Cerf, 1938. [A Christian Look at the Jewish Question. New York: Longmans, Green, 1939.]; Questions de conscience. ["Questions disputées, " Vol. XXI] 2nd edition. Desclée de Brouwer, 1938; Quatre essais sur l’esprit dans sa condition charnelle. Bibliothèque français de philosophie, Desclée de Brouwer, 1939. Nouvelle Édition revue, Alsatia, 1956. Antisemitism. London, G. Bles, 1939; De la justice politique, notes sur la presente guerre. Collection "Presences, " Plon, 1940; Scholasticism and Politics. New York, The Macmillan Company, 1940. [with Mortimer Jerome Adler]; A travers le désastre. New York: Éditions de la Maison française, 1941 [France, My Country, Through the Disaster. New York: Longmans, Green, 1941.]; La pensée de Saint Paul, textes choisis et présentés. New York: Éditions de la Maison française, 1941. [The Living Thoughts of Saint Paul. Tr. Harry Lorin Binsse. New York: Longmans, Green, 1941.]; Ransoming the Time. New York: Scribner’s, 1941. Tr. Harry Lorin Binsse. [A translation of essays written in French, but not collected in a single volume.] Confession de foi, New York: Éditions de la Maison française, 1941. [French translation of an essay published in I Believe. Ed. Clifton Fadiman. London: Allen and Unwin, 1940.]; Le Crépuscule de la civilisation. Montréal: Éditions de l’Arbre, 1941. [The Twilight of Civilization. London: Sheed and Ward, 1946.]; Les droits de l’homme et la loi naturelle. New York: Éditions de la Maison française, 1942. [The Rights of Man and Natural Law. Tr. Doris C. Anson. New York: Charles Scribner’s Sons, 1943.]; Saint Thomas and the problem of evil. Tr. Mrs. Gordon Andison. Milwaukee: Marquette University Press, 1942; Christianisme et Démocratie. New York: Éditions de la Maison française, 1943. [Christianity and Democracy. Tr. Doris C. Anson. New York: Charles Scribner’s Sons, 1944.]; Sort de l’homme, Neuchâtel: Éditions de La Baconnière, 1943; Education at the Crossroads. New Haven: Yale University Press, 1943. [L'éducation à la croisée des chemins. Egloff, 1947; republished, with additional material, as Pour une philosophie de l’education. Arthème Fayard, 1959. Nouvelle édition, 1969.]; Principes d’une politique humaniste. New York: Éditions de la maison française, 1944; A travers la victoire. Hartmann, 1945; Messages 1941—1944. New York: Éditions de la Maison française; Hartmann, 1945; Pour la justice. New York: Éditions de la Maison française, 1945; Court traité de l’existence et de l’existant. Hartmann, 1947. [Existence and the Existent. Tr. Lewis Galantière and Gerald B. Phelan. New York: Pantheon Books, 1948.]; La personne et le bien commun. Desclée de Brouwer, 1947. [The Person and the Common Good. Tr. John J. Fitzgerald. New York: Charles Scribner’s Sons, 1947.]; De Bergson à Thomas d’Aquin, essais de métaphysique et de morale. New York: Éditions de la Maison française, 1944. Hartmann, 1947; Art and faith. New York, Philosophical Library, 1948. [see Réponse a Jean Cocteau, 1933.]; Raison et raisons, essais détachés. Egloff, 1948. [The Range of Reason. New York: Charles Scribner’s Sons, 1952.]; La signification de l’athéisme contemporain. Collection «Courier de Iles.» Desclée de Brouwer, 1949; Man’s destiny in eternity. Boston: Beacon Pr., 1949. [with Arthur H. Compton, Maude Boyden et al.]; Etienne Gilson, philosophe de la chrétienté. Cerf, 1949; Man and the State. Chicago: University of Chicago Press, 1951. [L’Homme et L'État. Tr. into French by Robert and France Duval. Presses Universitaires de France, 1953.]; Lettres inédites sur l’inquiétude moderne. Éditions universelles, 1951. [with René Schwob]; Neuf leçons sur les notions premières de la philosophie morale. «Cours et documents de philosophie.» Téqui, 1951. [An Introduction to Basic Problems of Moral Philosophy. Albany, N.Y.: Magi Books, 1990.]; Approches de Dieu. Collection «Sagesse et cultures.» Alsatia, 1953. [Approaches to God. New York: Harper and Brothers, 1954.]; Creative Intuition in Art and Poetry. New York: Pantheon Books, 1953. [L’Intuition créatrice dans l’art et dans la poésie. Desclée de Brouwer, 1966.]; On the Philosophy of History. New York: Charles Scribner’s Sons, 1957. [Pour une philosophie de l’histoire. Tr. Mgr Charles Journet. Éditions du Seuil, 1959.] Reflections on America. New York: Charles Scribner’s Sons, 1958. [Réflexions sur l’Amérique. Fayard, 1959.]; Pour une philosophie de l'éducation. Fayard, 1959; Liturgy and contemplation. London: G. Chapman, 1960. [with Raïssa Maritain]; The Responsibility of the Artist. New York: Charles Scribner’s Sons,1960. [La responsabilité de l’artiste. Tr. Georges and Christianne Brazzola, Fayard, 1961.]; Le philosophe dans la cité. Alsatia, 1960; La philosophie morale. I. Examen historique et critique des grands systemes. Gallimard, Bibliothèque de Idées, 1960. [Moral Philosophy. Ed. Joseph W. Evans. London: G. Bles, 1964.]; On the use of philosophy; three essays. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1961; The Education of Man. Ed. Donald and Idella Gallagher. New York: Doubleday and Co., 1962; Dieu et la permission du mal. Desclée de Brouwer, 1963. [God and the Permission of Evil. Milwaukee: The Bruce Publishing Co., 1966.]; Carnet de notes. Desclée de Brouwer, 1965. [Notebooks. Tr. Joseph W. Evans. Albany: Magi Books/ Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1984.]; Le mystère d’Israël et autres essais. Desclée de Brouwer, 1965; Le paysan de la Garonne: Une vieux laïc s’interroge à propos du temps présent. Desclée de Brouwer, 1967. [The Peasant of the Garonne: An Old Layman Questions Himself about the Present Time. Tr. Micheal Cuddihy and Elizabeth Hughes. New York: Holt, Rinehart, and Winston, 1968.]; De la grâce et de l’humanité de Jésus, Bruges: Desclée de Brouwer, 1967. [On the Grace and Humanity of Jesus. Tr. Joseph W. Evans. New York: Herder and Herder, 1969.]; De l'église du Christ, la personne de l'Église et son personnel. Desclée de Brouwer, 1970. [On the Church of Christ: The Person of the Church and Her Personnel. Tr. Joseph W. Evans. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1973.]; Approches sans entraves. Librairie Arthème Fayard, 1973; Jacques Maritain, Emmanuel Mounier (1929—1939): [Correspondance]. Desclée de Brouwer, 1973; Une grande amitié: correspondance, 1926—1972 / Julien Green et Jacques Maritain. Présentée et annotée par Jean-Pierre Piriou. * Précédée de Jacques Maritain vivant de Julien Green. Plon, 1979. [The story of two souls: the correspondence of Jacques Maritain and Julien Green. Ed. Henry Bars and Eric Jourdan. Tr. with an introduction and revised notes by Bernard Doering. New York: Fordham University Press, 1988.]; La loi naturelle ou loi non écrite: texte inédit, établi par Georges Brazzola. Fribourg, Suisse: Éditions universitaires, 1986. [Lectures on Natural Law. Tr. William Sweet. In The Collected Works of Jacques Maritain, Vol. VI, Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, (forthcoming).]; Exiles and fugitives: the letters of Jacques and Raïssa Maritain, Allen Tate, and Caroline Gordon. Ed. John M. Dunaway. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1992; L’Europe et l’idée fédérale: textes publiés par le Cercle d'études Jacques et Raïssa Maritain. Mame, 1993. Переводы на русский язык: Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли : Реферативный сборник. Выпуск 1 / Ответственный редактор Р.А.Гальцева. — Москва: ИНИОН, 1990; Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли. Выпуск 2 / Ответственный редактор Р.А.Гальцева. — Москва : ИНИОН, 1992; Маритен Ж. Философ в мире / Перевод с французского Б.Л.Губмана. — Москва : Высшая школа, 1994; Маритен Ж. О человеческом знании/ Предисловие к публикации А.В.Апполонова // Вопросы философии. — 1995. — № 5. — Страницы 106—117; Маритен Ж. Знание и мудрость / Перевод с французского Л.М.Степачева. — Москва : Научный мир, 1999; Маритен Ж. Святой Фома, апостол современности // Знание и мудрость. — Москва : Научный мир, 1999; Маритен Ж. О христианской философии // Знание и мудрость. — Москва : Научный мир, 1999; Маритен Ж. Человек и государство / Перевод с английского Т.Лифинцевой. — Москва : Идея-Пресс, 2000. — ISBN 5-7333-0033-7; Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики / Ответственный редактор и составитель Р.А.Гальцева; переаод с французского В.П.Гайдамака. — РОССПЭН, 2004. — (Книга света). — ISBN 5-8243-0508-0; Маритен Ж. Творческая интуиция в искусстве и поэзии. — Москва: РОССПЭН, 2004. — 400 страниц. — (Книга света). — ISBN 5-8243-0413-0; Маритен Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому: очерки метафизики и этики / Перевод с французского В.П.Гайдамака. — Москва: Институт философии, теологии и истории Святого Фомы, 2006. — (Bibliotheca Ignatiana). — ISBN 5-94242-015-7. Литература: Бандуровский К.В. Маритен, Жак // Новая философская энциклопедия / Институт философии Российской Академии Наук; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В.С.Стёпин, заместители председателя : А.А.Гусейнов, Г.Ю.Семигин, учёный секретарь А.П.Огурцов. — 2-е издание, исправленное. и дополненное. — Москва: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9; Бердяев Н.А. Существует ли в православии свобода мысли и совести? // Путь. — 1939. — № 59. — Страницы 46—54; Вульфсон Б.Л. Маритен, Жак // Российская педагогическая энциклопедия / Под редакцией В.Г.Панова. — Москва : Большая Российская Энциклопедия, 1993; Губман Б.Л. Проблема единства знания в неотомизме Ж.Маритена // Вопросы философии. — 1980. — № 3. — Страницы 141—146; Губман Б.Л. Символ Веры Ж. Маритена // Маритен Ж. Философ в мире. — Москва: Высшая школа, 1994; Губман Б.Л. Маритен, Жак // Культурология. XX век. Энциклопедия. — Москва, 1998; Губман Б.Л. Маритен, Жак // Современная западная философия. Энциклопедический словарь / О.Хеффе, В.С.Малахов, В.П.Филатов. — Москва : Культурная революция, 2009; Долгов К.М. Социальный смысл эстетической концепции Жака Маритена // Вопросы философии. — 1963. — № 11. — Страницы 132—142; Жак Маритен: Жизнь и сочинения. Антиномии бытия и свободы человеческой личности // История философии: Запад-Россия-Восток (книга четвёртая. Философия XX в.). — Москва: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1999. — 448 страниц; Зеньковский В.В. Jacques Maritain. Le songe de Descrates. Paris 1932. // Путь. — 1932. — № 34. — Страницы 72—73; Косиков Г.К. Маритен // Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А.А.Сурков. — Москва: Советская энциклопедия, 1967. — Том 4: Лакшин — Мураново. — Страница. 619; Маритен, Жак // Новейший философский словарь / Составитель А.А.Грицанов. — Минск : Издательство В.М.Скакун, 1998. — 896 строаниц. — ISBN 985-6235-17-0; Маритен, Жак // История философии: Энциклопедия / Составитель А.А.Грицанов. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — 1376 страниц. — (Мир энциклопедий). — ISBN 985-6656-20-6, ISBN 985-428-461-1; Маритен, Жак // Эстетика: Словарь / Под общей редакцией А.А.Беляева и другие. — Москва: Политиздат, 1989. — 447 страниц; Маритен, Жак // Философский энциклопедический словарь. — Москва: Советская энциклопедия, 1989; Маритен (Maritain), Жак // Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — Москва, 2002. — Страница 380; Маритен, Жак // Большой энциклопедический словарь. — Москва, 2000; Маритен (Maritain), Жак // Философский энциклопедический словарь / Редактор-составитель Е.Ф.Губский и другие. — 2003; Морозова И.Н. Ж.Маритен об образовании: культурологические идеи в системе взглядов теолога и философа // Вестник МГУКИ. — Москва: МГУКИ, 2010. — № 4. — ISSN 1997-0803; Сахарова Т. А. Маритен, Жак // Философская энциклопедия. В 5-х томах / Под редакцией Ф.В.Константинова. — Москва: Советская энциклопедия, 1960—1970; Маритен, Жак / Сахарова Т.А. // Ломбард — Мезитол. — Москва: Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров ; 1969—1978, том 15); Симонова С.А. Жак Маритен: Неотомистский опыт этико-эстетического синтеза // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. — Тамбов: ТГУ имени Г.Р.Державина, 2008. — Выпуск 7 (63). — Страницы 400–406; Шишков К.А. Современный неотомизм: история и политика в философии Ж. Маритена : Конспект лекций. — Тверь: Тверский государственный университет, 1999; Allard, Jean-Louis. L'éducation à la liberté ou la philosophie de l'éducation de Jacques Maritain. Ottawa: Éditions de l’Université d’Ottawa, 1978; Allard, Jean-Louis. Education for Freedom: The Philosophy of Education of Jacques Maritain. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1982; Allard, Jean-Louis. Jacques Maritain, Philosophe dans la Cité/ A Philosopher in the World. Ottawa: University of Ottawa Press, 1985; American Maritain Association. Selected Papers from the Conference-Seminar on Jacques Maritain’s The Degrees of Knowledge. St. Louis, MO: American Maritain Association, 1981; Bars, Henry. Maritain en notre temps. Paris: Bernard Grasset, 1959; Croteau, Jacques. Les fondements thomistes du personnalisme de Maritain. Ottawa: Éditions de l’Université d’Ottawa, 1950; Daly, Mary F. Natural Knowledge of God in the Philosophy of Jacques Maritain. Rome: Officium Libri Catholici-Catholic Book Agency, 1966; Daujat, Jean. Maritain: Un maître pour notre temps. Paris: Téqui, 1978; DiJoseph, John. Jacques Maritain and the Moral Foundation of Democracy. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 1996; Doering, Bernard. Jacques Maritain and the French Catholic Intellectuals. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1983; Dunaway, John M. Jacques Maritain. Boston: Twayne Publishers, 1978; Eco, Umberto. Storiografia Medievale ed Estetica Teorica Appunti Metodologici su Jacques Maritain. Turin: Edizioni di "Filosofia, " 1961; Evans, Joseph W. Jacques Maritain (1882—1973): A Biographical Memoir. Washington, D.C.: National Academy of Education, 1973; Evans, Joseph W., ed. Jacques Maritain: The Man and His Achievement. New York: Sheed and Ward, 1963; Fecher, Charles A. The Philosophy of Jacques Maritain. Westminster, MD: Newman Press, 1953; Floucat, Yves. Pour une philosophie chrétienne: éléments d’un débat fondamental. Paris: Téqui, 1983; Gallagher, Donald and Idella. The Achievement of Jacques and Raissa Maritain: A Bibliography. New York: Doubleday and Co., 1962; Hubert, Bernard and Yves Floucat, eds. Jacques Maritain et ses contemporains. Paris: Desclée, 1991; Hudson, Deal W. and Matthew J. Mancini, eds. Understanding Maritain: Philosopher and Friend. Macon, GA: Mercer Univ. Press, 1987; Institut International Jacques Maritain. International Jacques Maritain Institute. Droits des peuples, Droits de l’homme. Paris: Éditions du Centurion, 1984; Jimenez Berguecio, Julio, S.J. La ortodoxia de Jacques Maritain, ante un ataque recente. Talca, Chile: Libreria Cervantes, 1948; Jung, Hwa Yol. The Foundation of Jacques Maritain’s Political Philosophy. Gainesville, FL: University of Florida Press, 1960; Knasas, John F. X., ed. Jacques Maritain: The Man and His Metaphysics. [Volume IV of Études maritainiennes/Maritain Studies.] Mishawaka, IN: American Maritain Association, 1988; McInerny, Ralph. Art and Prudence: Studies in the Thought of Jacques Maritain. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1988; Michener, Norah Willis. Maritain on the Nature of Man in a Christian Democracy. Hull (Canada): Éditions "L’Eclair, " 1955; Minkiel, Stephen J., C.M., ed. Jacques Maritain: The Man for Our Times. Erie, PA: Gannon University Press, 1981; National Academy of Education. Proceedings of the National Academy of Education. Jacques Maritain, A Biographical Memoir, Joseph W. Evans. Washington, D.C.: National Academy of Education, 1978, pp. 92-127.; Nielsen, Kai. «An Examination of the Thomistic Theory of Natural [Moral] Law.» In Natural Law Forum 4 (1959), 44-71. Reprinted in his God and the Grounding of Morality. Ottawa, ON: University of Ottawa Press, 1991, ch. 3, pp. 41-68; Nottingham, William J. Christian Faith and Secular Action: An Introduction to the Life and Thought of Jacques Maritain. St. Louis, MO: The Bethany Press, 1968; Papini, Roberto, ed. L’Apporto del Personalismo alla Costruzione dell' Europa. Milan: Massimo, 1981; Papini, Roberto, ed. Jacques Maritain e la Società Contemporanea. Milan: Massimo, 1978; Possenti, Vittorio. Una Filosofia per la Transizione. Milan: Massimo, 1984; Possenti, Vittorio, ed. Jacques Maritain: Oggi. Milan: Vita e Pensiero, 1983; Possenti, Vittorio, ed. Maritain e Marx. Milan: Massimo, 1978; Possenti, Vittorio. «Philosophie du droit et loi naturelle selon Jacques Maritain». In Jacques Maritain: philosophe dans la cité / a philosopher in the world. Ed. Jean-Louis Allard. Ottawa: University of Ottawa Press, 1985, pp. 313—326; Prouvost, Géry. Catholicité de l’intelligence métaphysique: La philosophie dans la foi selon Jacques Maritain. Paris: Pierre Téqui, 1991; Prouvost, Géry. Étienne Gilson-Jacques Maritain: Correspondance 1923—1971. Paris: Librairie Philosophique J. Vrin, 1991; Ramsey, Paul. Nine Modern Moralists. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1962; Redpath, Peter A., ed. From Twilight to Dawn: The Cultural Vision of Jacques Maritain. Mishawaka, IN: American Maritain Association, 1990; Torre, Michael D., ed. Freedom in the Modern World: Jacques Maritain, Yves R. Simon, Mortimer J. Adler. Mishawaka, IN: American Maritain Association, 1990.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 18 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»