1874
Крсте Петков Мисирков
македонский и болгарский филолог, фольклорист, публицист, историк, политик, дипломат и переводчик. Один из наиболее выдающихся деятелей македонисткого движения. Был создателем македонского литературного языка; его концепция имела резко-антисербскую, антигреческую и (в отдельные периоды его жизни и творчества) отчасти-антиболгарскую направленность. В отдельные периоды своей жизни и творчества Мисирков был защитником прав болгар в Македонии и Бессарабии. В современной Северной Македонии Мисирков признан величайшим македонцем XX века. Родился Крсте в Эгейской Македонии (входившей тогда в состав Османской империи), село Постол расположено невдалеке от античной македонской столицы Пеллы. В родном селе Крсте окончил начальную школу. Затем отправился в Сербию, где учился в Шабаце, потом жил в Софии (Болгария). Оттуда в 1891 он переезжает в Белград, пропагандируя радикальные националистические идеи в богословской школе среди священников и учителей из Македонии. После восстания в школе возвращается в Шабац, оттуда — снова в Белград, где работает учителем средней школы. В 1895 году окончил учительскую школу и назначен учителем в Приштине. Но Мисирков решает отправиться в Россию, чтобы продолжить своё образование. Однако, в Одессе его белградский диплом не признают и он 2 года учится в Полтавской духовной семинарии. Высшее образование Мисирков получил в Российской империи, окончив с отличием историко-филологический факультет в Санкт-Петербургского университета. Под руководством профессора П.Л.Лаврова, Мисирков написал дипломную работу «К вопросу о национальности и причинах популярности Королевича Марко». В студенческий период Мисирков познакомился с виднейшими русскими славистами — такими как профессор В.И.Ламанский, профессор А.Бодуэн де Куртене, профессор И.А.Лавров, профессор П.Н.Милюков, профессор Г.Ильинский, профессор Т.Д.Флоринский, профессор Б.М.Ляпунов и др. В студенческий же период Мисирков укрепился в своих взглядах на македонскую культурную и национальную самобытность. Благодаря тому, что Крсте получил образование в нескольких европейских городах, он смог увидеть балканские языковые и социокультурные вопросы в разных контекстах.

Статуя Крсте П.Мисиркова на площади Пелла, Скопье, Македония
Во время обучения в России он учредил студенческое объединение «Вардар», которое позднее превратилось в научно-литературное общество имени Святого Климента Охридского и просуществовало с 1902 по 1905 гг. За свою жизнь Мисирков написал более шестидесяти работ, которые имеют огромное значение в деле формирования македонского литературного языка. На базе трёх рефератов, которые были подготовлены для заседаний общества Святого Климента, возникло его крупнейшее произведение «За македонцките работи» («О македонском вопросе»). В пяти разделах книги Крсте размышляет об истории языка македонских славян, обосновывает их право на самостоятельный литературный язык, концепцию которого излагает в пятом разделе. Таким образом, К.П.Мисирков был первым, кто научно подошел к определению специфичности македонского языкового вопроса. Крсте Мисирков поддерживал идею революционной борьбы за автономию македонцев и одобрял путь общемакедонского восстания. В 1902-1903 гг., будучи домашним учителем детей русского консула в Битоли Александра Ростковского, обеспечивал контакты консула с повстанческим комитетом. В 1903 году издал в Софии книгу «О македонском вопросе». В 1913-1918 год жил в Бессарабии, где в 1917 году избран депутатом Сфатул Цэрий как представитель местных болгар и гагаузов. Мисирков участвовал в культурно-национальной борьбе бессарабских болгар, но в октябре 1918 года был выслан румынскими властями. Крсте Мисирков умер в Софии в крайней нищете 26 июля 1926 года. В знак признания роли Крсте Мисиркова в истории македонского языка его имя присвоено Институту македонского языка при Университете Кирилла и Мефодия в Скопье.
[491x700]
1877
Рихард Майр (немецкое имя — Richard Mayr)
австрийский оперный певец (бас). Родился в Хендорфе, Пруссия. Учился на медицинском факультете в Венском университете, параллельно выступал на любительских концертах, где был замечен Густавом Малером. Малер рекомендовал Майру учиться пению. Тот последовал его совету и в 1898 году поступил в Венскую консерваторию, а затем совершенствовался в Байройте под руководством Юлиуса Книзе. В 1902 году был приглашен Малером в Венскую государственную оперу, где дебютировал в партии Гомеса де Сильва в опере «Эрнани» Верди.
[436x700]
Антон Файстауэр. Портрет Майра в костюме барона Окса (1927)
Впоследствии выступал в театре «Ковент-Гарден» в роли барона Окса в опере «Кавалер розы» (1924), в «Метрополитен-опере» исполнял партию Погнера в «Нюрнбергских мейстерзингерах». Скончался в Вене 1 декабря 1935 года.
Творчество
Майр — первый исполнитель партии Барака в «Женщине без тени» Р. Штрауса.
Литература: Главный редактор Ю.В.Келдыш Музыкальная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1976. — Том 3. — Страница 399. — 1103 страницы.
[498x699]
1877
Артур Сесил Пигу (Arthur Cecil Pigou)
английский экономист. Родился в городе Райд, остров Уайт, Юго-Восточная Англия, Англия, Великобритания. Видный представитель Кембриджской неоклассической школы, ученик и последователь основателя этой школы Альфреда Маршалла. В университете изучал математику и историю, что ему дало прочный фундамент знаний для работы в области теоретической экономии. Начинал свою работу под руководством Маршалла. В 1908 г. рекомендует передать свою кафедру в Кембридже любимому ученику Пигу. Этот пост он занимал с 1908 - 1919 гг., не раз привлекался правительством к разработке ряда конкретных решений по экономической политике. Также за свою жизнь он был членом валютного комитета, членом королевской комиссии по подоходным налогам, членом комитета Чемберлина по вопросам денежного обращения. Теоретическое наследие Пигу было велико. Оно представляет собой детальную разработку отдельных проблем, поставленных главным образом в “Экономической теории благосостояния”. Наряду с крупными книгами, такими, как “Экономика стационарных состояний”, “Занятость и равновесие”, “Колебания промышленной активности” и др., Пигу издал ряд небольших работ, представляющих собой как бы теоретическое введение к его основным произведениям: “Доход”, “Дополнительные соображения о доходе”, “Неполная занятость”. В “Экономической теории благосостояния” роль центральной теоретической основы играет понятие национального дивиденда. Важно отметить, что Пигу не разрабатывает теоретико-методологические вопросы “экономикса”, или так называемой “чистой экономии”, а берет за основу предложенные Маршаллом понятия. В историографии Маршалл отмечается как последователь Рикардо Д., взявший прежде всего трудовую теорию стоимости. Выхолостив, таким образом, научное содержание теории Рикардо, Маршалл, а вслед за ним и Пигу полностью перешли на позиции субъективной школы. Важно подчеркнуть, что представителям Кембриджской школы была свойственна своеобразная “биологизация“ экономических явлений. Пигу в этом смысле является ярким представителем Кембриджской школы. Пигу отрицает существование в экономической науке “единого фундаментального и во всех случаях применяемого закона”. Провозглашает множественность законов, которые выражаются уравнениями динамики, но имеют другие константы, сводимые к эластичности спроса и предложения. Маркс, говоря о сложности экономического анализа, видел выход только вопределенной абстракции, позволяющей за чрезмерным многообразием поверхностных фактов вскрыть глубинную сущность явлений. Пигу пытается вести косвенную полемику с Марксом. Указав на особые трудности экономического анализа в виде множественности констант, которые надо определить, недоступность экспериментальных методов и неодинаковость соответствующих констант в разные периоды времени. Маркс раскрыл тайну прибавочной стоимости, все силы буржуазных экономистов были брошены на опровержение марксизма. Именно в этих целях понятие “политическая экономия” было заменено буржуазными последователями понятием “экономикс”. Пигу не только проводит параллели между экономической наукой и биологией, но и заявляет об их генетическом родстве, рассматривая развитие экономической жизни как эволюционный процесс, похожий на биологический. “Биологизация” экономической науки сказывается на предпочтительности благ которая расшифровывается по аналогии с потребностью организма продлить жизнь. Говоря о том, как “хозяйствующие субъекты” распределяют наличные ресурсы между настоящим, близким и отдаленным будущим, Пигу утверждает, что это распределение иррационально, ибо, выбирая между удовлетворяемыми потребностями, люди не обязательно выбирают ту, что приносит большее удовлетворение. Напротив, они “склонны производить или получать меньшее удовлетворение, но сегодня, а не стремиться к получению гораздо большего удовлетворения несколько лет спустя” (том 1, страница 91). Тем самым проводится мысль, будто именно биологическая природа человека диктует ему предпочтение текущих благ будущим. Оно направлено против марксизма, которому ложно приписывается призыв пожертвовать настоящим ради будущего. Итак, выдвинув в центр исследования вопрос о реальном доходе общества, Пигу рассматривает факторы, от которых этот доход зависит. Он занимается изложением не теоретических проблем стоимости, а проблем цены как определенного количественного отношения, меновой пропорции, в которой товары и деньги обмениваются друг на друга. Поскольку доход -центральная для Пигу проблема и поскольку доход определяет уровень благосостояния, свое исследование он начинает с характеристики благосостояния. Во-первых, “... понятие благосостояние отражает элементы нашего сознания и, возможно, взаимосвязь этих элементов, во-вторых, благосостояние может быть описано понятием (том 1, страница 73). Единственным инструментом для измерений в общественно жизни Пигу объявляет деньги. В связи с этим и говорит об ограничении исследования той сферой, в которой можно производит измерения с помощью денег, т. е. процессом обмена товаров на рынке, ценообразованием. Следовательно, цена с самого начала отрывается от ее содержания - стоимости товара, а исследование лишь меновых скрывает тот факт, что различные товары, как качественно различные потребительные стоимости, делаются соизмеримыми благодаря стоимостям, а не ценам, тем самым Пигу снимает вопрос об источнике стоимости и обращается к факторам, определяющим цену товара. Среди факторов, определяющих уровень цены, он выделяет две основные группы: издержки производства и предельную полезность. Они увязываются друг с другом у неоклассиков посредством анализа “производство - спрос”. Цена была тем самым поставлена в прямую зависимость от функций спроса и предложения. Предложение Пигу определял издержками производства, увязывая их с техническими условиями производства. Таким образом, оказались соединенными внешне различные теории - издержек производства и предельной полезности, - а также взгляды Рикардо и концепции субъективной школы. Далее развивая понятие благосостояния, Пигу посвящает главу 1, часть 1, в своей книги описанию различий между общим и экономическим благосостоянием и зависимости общего благосостояния от экономического. Однако \под экономическим благосостоянием Пигу подразумевает не что иное, как общую полезность (богатство), используемую и Маршаллом. Формирование экономического благосостояния Пигу связывает с взаимодействием спроса и предложения. Он пишет, что сумма денег, которую индивид готов заплатить за ту или иную вещь, непосредственно отражает не то удовлетворение, которое он получит от ее использования, а степень желательности для него этой вещи (том 1, страница 88). Просто Пигу заменяет термин “полезность” термином “желательность”. Большое место в теории Пигу занимает концепция национального дивиденда. Национальный дивиденд определяется как та доля материального дохода общества, которая может быть выражена в деньгах. Таким образом, экономическое благосостояние и национальный дивиденд выступают у Пигу как категории однопорядковые. Пигу пишет: “Таким образом, я буду относить к национальному дивиденду все то, что люди покупают на свои денежные доходы, а также услуги, предоставляемые человеку жилищем, которым он владеет и в котором проживает” (том 1, страница 101). Он отстаивает понимание национального дивиденда как потоков товаров и услуг, которые производятся в течение года. Также ставит вопрос об изменении величины национального дивиденда за различные периоды времени. По мнению Пигу цена спроса - это цена которую потребитель готов заплатить за единицу товара. Действительно, уплаченная потребителем цена является предельной ценой спроса. Но эта цена, по существу, измеряет предельную полезность товара для покупателя. Поэтому ее движение зависит от степени удовлетворения потребности и интенсивности желания потребителя, или, иными словами, от того количества товара данного вида, которым он располагает. Цены, с его точки зрения, выражают предельные полезности товаров лишь при условии, что покупательная сила денег и доход потребителей неизменны (неоклассики всегда подчеркивали, что для бедного предельная полезность денег больше, чем для богатого). В качестве основного закона предельной полезности используется первый закон Госсена, согласно которому уменьшение полезности блага для индивида определяется тем, что общая полезность какой-либо вещи для него возрастает вместе с каждым увеличением запаса этой вещи, но не с той скоростью, с какой увеличивается запас. К условиям действия этого закона Пигу относил неизменность вкусов и желаний потребителя. Исходя из ограниченной платежеспособности покупателей, неоклассики считают, что повышение спроса связано с понижением цены, и наоборот. Поэтому максимальная цена за товар зависит от количества покупаемых товаров. При снижении цены растет требуемое количество товара, при ее повышении - спрос на товар понижается. На этой основе были построены кривые спроса, показывающие, какое количество товара можно продать при различных ценах. Инструмент анализа рынка, предложенный неоклассиками, сводится к определению ценовой эластичности спроса. Анализ эластичности спроса означает, по мнению неоклассиков, анализ кривой спроса. Однако в действительности эластичность спроса определяется не только функциональной зависимостью между ценой и спросом, но и покупательной способностью различных слоев населения. Поэтому при любом подходе анализ частичного равновесия всегда носит достаточно ограниченный характер. Пигу попытался преодолеть эту ограниченность путем расширения круга круга исследуемых проблем, которые прежде исключались из рассмотрения. Речь идет прежде всего о влиянии на экономическое благосостояние частных и общественных выгод. В этом вполне определенно проявился буржуазный реформизм Пигу, его благие пожелания увеличить социальную справедливость. Пигу специально рассматривает различные варианты распределения национального дивиденда между имущими и неимущими, стремясь обосновать тезис, что росту экономического и общего благосостояния способствует более равномерное распределение дохода. По мнению Пигу, любой доход подвержен действию убывающей предельной полезности. С ростом денежного дохода полезность дополнительных денежных единиц для владельца падает, а границы его спроса, определяемые величиной желаний, расширяются, причем он готов платить за благо во все большем соответствии интенсивностью желания а не с ограниченностью денег. Из этой ложной посылки делался либеральный вывод о том, будто перераспределение дохода в пользу бедных может увеличить общее благосостояние, т.к. удовлетворение бедных увеличится больше, чем уменьшится удовлетворение богатых. Эта идея о применении концепции убывающей предельной полезности при анализе совокупного дохода была подвергнута буржуазными экономистами критике. Но Пигу отнюдь не односторонен в вопросе о перераспределении дохода и сопровождает его множеством оговорок. По его утверждению, автоматизм ценообразования может обеспечивать выигрыш неимущих и проигрыш состоятельных даже в том случае, когда величина покупательной способности тех и других остается неизменной. Это происходит при техническом усовершенствовании производства благ, потребляемых неимущими, и ухудшении производства благ, потребляемых богатыми. По мнению Пигу, предельная полезность блага зависит не только от степени интенсивности желания, но и от количества наличных благ, то достаточно технических нововведений и увеличения этого количества, чтобы насытить спрос при понижении цены. В таком случае вопрос о собственности на средства производства, источники стоимости, условиях распределения вновь созданной стоимости между наемными рабочими и капиталистами якобы теряет смысл, а отношения эксплуатации подменяются идиллической картиной удовлетворения потребности всех людей по мере роста общественного благосостояния. Но в том-то и дело, что марксизм доказал неизбежность сохранения (и даже роста) эксплуатации наемного труда капиталом при господстве капиталистических отношений собственности независимо от того, уменьшается или растет масса потребительных стоимостей, и от того, как индивид или группа лиц оценивает полезность тех или иных благ. Сложные рассуждения Пигу об изменении в экономическом благосостоянии, его филигранная экономическая казуистика нисколько не делают неоклассическую теорию спроса более научной и тем более не только не опровергают марксизм, а напротив, свидетельствуют о несокрушимости его научных основ. Пигу поднимает вопрос об источнике вознаграждения неимущих. Он верен вульгарной политической экономии в трактовке последнего тезиса. Главный доход неимущих - их заработная плата - изображается им как плата за труд. Он рассматривает труд не как затрату мускульной энергии, а как ощущение тягостности. Для компенсации неудовлетворенности работников при расширении объема прилагаемого труда (будто бы оно не возникает при прогрессивных методах работы) он предлагает определенное вмешательство, направленное прежде всего на то, чтобы не допустить ошибочного понимания рабочими своих интересов. По мнению Пигу, функцией производства является получение продукта или дохода. Этот продукт (доход) выводится как результат действия в течение определенного времени факторов производства - капитала, земли, предпринимательства и труда. Каждому из этих факторов соответственно “вменяется” определенная часть продукта или дохода. Согласно принципу предельной производительности, общий прирост продукта представляется как сумма предельных продуктов, создаваемых последними единицами факторов производства. Понятие предельного продукта непосредственно вытекает из закона убывающей производительности факторов производства, согласно которому каждая добавочная единица труда, капитала и т. д. обладает меньшей производительностью, чем предыдущая. Абстрактный характер этой теории отмечается многими экономистами, ибо нельзя определить, когда наступает этот предел. Закон убывающей производительности факторов производства полностью игнорирует технический прогресс, рост производительности общественного труда. Фактически толкуя издержки производства как “реальные” издержки, они имели в виду психологические ощущения - жертвы, которые приносят рабочие в силу “тягостности”труда, и жертвы капиталистов в виде их “воздержания” от удовольствия потребить капитал в настоящем. Следовательно, предложение факторов производства увязывается с преодолением этих психологических “тягостей”. Далее идет рассмотрение издержек в их денежной форме, в которой эти издержки выступают на поверхности экономической действительности. Издержки производства представляются как цены, которые предприниматель уплачивает за определенные порции труда и капитала. Капитал Пигу трактует не как воплощение труда, а вульгарно, как результат “воздержания” владельца, когда “мера воздержания или степень риска или то и другое вместе повышаются”. Пигу утверждает, что закон убывающей доходности индивидуальных факторов производства коренным образом отличается от закона убывающей доходности ресурсов и справедлив не только при некоторых условиях, но всегда. Подобный “закон” убывающей производительности и доходности добавочных единиц факторов производства допускает возможность бесконечного варьирования факторов производства при неизменности технического базиса. Это предполагает возможность вложить в один участок земли неограниченный капитал или поставить у одной машины какое угодно число рабочих, что само по себе нелепо, ибо каждый уровень технической оснащенности производства предполагает строгую пропорцию применяемых факторов. Отвергнув наличие объективной основы цены товара - стоимости, неоклассики попали в мифический мир. Ведь если цена товара определяется издержками его производства, то необходимо в свою очередь выяснить, как измерить эти издержки. Ответа на такой вопрос неоклассики дать не в состоянии. Подразумевая под издержками затраты предпринимателя на покупку машин, оплату рабочей силы, аренду земли и т. п., они попросту предполагают, что все эти товары, необходимые для организации производства, уже имеются на рынке, а значит, уже обладают определенной ценой. Пигу рассматривал различные случаи, когда цена предложения регулирует объем производства. Вообще неоклассики смешивали производство отдельных предприятий или отраслей с общественным производством. Такое смешение заметно в “Экономической теории благосостояния”. Пигу пытается решить вопрос о соотношении индивидуальных и общественных экономических интересов. По мнению Пигу, совокупный чистый продукт создается благодаря предельному приращению ресурсов в любой сфере (если принимать в расчет частные и общественные выгоды, а также общественные издержки). Здесь полностью используется идея внутренней и внешней экономии. Пигу построил общую теорию благосостояния, согласно которой лишь выравнивание общественных и частных предельных чистых продуктов обеспечивает достижение максимума производства. Но несостоятельность этой задачи была предопределена использованием принципов вульгарной теории, согласно которой производительность дополнительных единиц ресурсов уменьшается. Пигу утверждает, что выгода, обусловленная экономией, которая делает возможной возрастание доходности достается не производителю, а покупателю благодаря снижению цен. Трактовка труда как фактора производства с позиции уменьшающейся производительности добавочных единиц оставляет ему широкие возможности сочетания пустых либеральных пожеланий с защитой интересов предпринимателей в вопросах заработной платы. Из эмпирического материала о взаимоотношении предпринимателей и рабочих, можно сделать вывод о подлинной классовой позиции Пигу. Уменьшение дохода каждого рабочего при расширении предложения труда Пигу объявляет в конечном счете малозначимым фактором с точки зрения общего уровня благосостояния. Иначе говоря, за либеральными по форме рассуждениями Пигу скрывается их буржуазная суть, в соответствии с которой даже снижение заработной платы при росте предложения труда обеспечивает рост капиталистического богатства. Монополистическая конкуренция и государственное вмешательство в экономику. Идеальным условием достижения максимума экономического благосостояния Пигу продолжал считать совпадение частного и общественного предельных чистых продуктов. По мнению Пигу, союзы капиталистов и монополия могут затормозить рост общественного чистого продукта, увеличить разрыв между предельным частным и предельным общественным чистым продуктом. Отрасли с понижающейся ценой предложения подвержены тенденции к монополизации, так как в них предельные издержки могут оказаться ниже средних. Возможность монополизации он связывал прежде всего с отраслями, которые в силу развившейся специализации производят фирменные товары высшего качества в расчете на маленькие рынки. Далее он допускает, что в связи с производством продукции, характеризующейся неэластичным спросом возникают особенные монополии. Трактуя монополии с позиций рынка, он вводит такое понятие как “монополистическая конкуренция”, которая “возникает в тех условиях, когда один из двух и более продавцов обеспечивает товарами значительную часть рынка, на который они поставляют свою продукцию” (том 1, страница 335). Для условий монополистической конкуренции, согласно Пигу, кривые спроса и предложения изображаются прямыми линиями. Характеристика монополии и монополистической конкуренции у Пигу ограничивается исключительно областью рынка, хотя он и делает несколько замечаний о перераспределении производственных инвестиций. В этом главный недостаток его методологического подхода к оценке такого важного для капитализма явления, как монополия. В отличие от простой конкуренции простая монополия связывается им с наличием только одного продавца определенного вида товара или услуг и существованием незначительной конкуренции (монополистической) со стороны тех, кто производит аналогичный товар или его заменители. Подобные оценки позволяют замаскировать подлинную природу капиталистической монополии и к тому же скрыть то обстоятельство, что господство монополий связано с взвинчиванием цен ради извлечения монопольно высокой прибыли. С момента возникновения монополий конкуренция не преобразуется в безобидную монополистическую конкуренцию, а приобретает новый характер, становится еще более ожесточенной и разрушительной. По мнению Ленина, перед нами уже не конкурентная борьба мелких и крупных, технически отсталых и технически передовых предприятий. Перед нами - удушение монополистами тех, кто не подчиняется монополии, ее гнету, ее произволу. Эта характеристика, глубоко вскрывающая монополистическую действительность, наглядно показывает истинную цену рассуждений Пигу о монополистической конкуренции. Пигу затрагивает вопрос о влиянии в условиях монополистической конкуренции внедрения новой техники и технологии на цену предложения посредством экономии на издержках. Но он стремиться вывести отсюда снижение цены единицы продукции и увеличение экономического благосостояния. Такие выводы находятся в вопиющем противоречии с монополистической хозяйственной практикой. В условиях научно-технической революции новые изобретения позволяют в значительной степени снизить индивидуальную стоимость товара по сравнению с общественной, если они, хотя бы на время, монополизируются. В результате монополии, внедрившие те или иные достижения технического прогресса, снижают свои затраты, но продолжают выбрасывать на рынок товары по монопольно высокой цене. Монополия использует преимущества крупного производства только в корыстных целях, а отнюдь не ради роста экономического благосостояния. А подход Пигу к явлению монополии представляются им как явление рынка. Пигу оценивает труд рабочих как рутинный, ибо имеет дело лишь с рабочими простого физического труда, который не может вызвать такого интереса, как труд “оригинальных” видов. Поэтому, для подхлестывания интенсификации труда рабочих он предлагает использовать потогонные, по существу, системы заработной платы, при которых она ставится в зависимость от количества произведенной продукции. Чтобы сгладить недовольство рабочих он пускается в рассуждения о создании “трудового партнерства” предпринимателей и рабочих для возбуждения в людях “чувства собственности и патриотизма по отношению к нанявшей их фирме” (том 2, страница 76). Это так называемая система мер, направленных на то, чтобы убедить трудящихся, будто потребности предприятия (капиталиста) обусловлены интересами всего общества. То есть, Пигу занимался рассмотрением закономерностей формирования взаимоотношений в коллективе между рабочими и управляющими - представителями власти капитала. Конечно, фирмы, применяющие изощренные приемы по установлению “партнерства”, добились роста производительности труда, увеличения доли высококачественной продукции, сокращения неявок на работу. Но не случайно компании, занятые перестройкой по рекомендациям сторонников “обогащения труда”, резко сократили информацию о своих экспериментах, приравнивая утечку информации о новых формах организации труда к раскрытию производственных секретов. При этом Пигу очень подробно описывает сравнительные достоинства различных систем оплаты труда в зависимости от выработки; не может он обойти и такой злободневный вопрос, как продолжительность рабочего дня. Он уговаривает предпринимателей не стремиться к чрезмерному удлинению рабочего дня. Ратует Пигу и за установление для женщин и детей рабочего дня меньшей продолжительности, чем для мужчин, хотя принципиальных возражений против использования детского труда всячески избегает. Границы рабочего времени для различных по характеру труда групп работников определяются избирательно. Он соглашается с возможностью государственного определения границ рабочего дня, ибо предприниматели в условиях конкуренции идут на “изнашивание” рабочих, не заглядывая в будущее; он считает, что с социальной точки зрения вполне оправданно движение за сокращение рабочего дня до 8 - 9 часов. Пигу предлагает сложный статистический аппарат для определения уровня “справедливой” заработной платы. Ценность этого аппарата сразу становится равной нулю из-за самого принципа, определяющего, “справедлива” заработная плата или нет. Пигу объявляет “справедливой” ту заработную плату, которая равна предельному продукту труда. Иначе говоря, анализ заработной платы с самого начала ставится на сугубо вульгарные позиции. Единственный реальный момент в исследовании заработной платы здесь представляет указание на ее необходимую связь с уровнем производительности труда. Эксплуататорский источник заработной платы оказывается вне сферы внимания Пигу. Лишь в конечном счете Пигу сталкивается с главным - с безработицей, тем хроническим явлением, которое в корне подрывает возможности рабочего немедленно получить большую заработную плату у другого предпринимателя. Для Пигу причина безработицы сначала кроется в простом понижении спроса на продукт производителя. Предприниматель, спрос на продукт которого сокращается, может, как утверждает Пигу, сократить производство тремя различными методами: 1) дать рабочим работать полный рабочий день, уволив часть из них; 2) дать возможность всем рабочим работать полный рабочий день, на осуществлять их чередование таким образом, чтобы одновременно была занята только часть их них; 3) предоставить рабочим возможность работать неполный рабочий день, причем целый штат рабочих окажется занятым в течение всего рабочего дня. Эти посылки основаны на том соображении, что предпринимателю всегда важно иметь под рукой в случае необходимости достаточное число квалифицированных рабочих. И все-таки, в чем же причина безработицы при капитализме? Из его теории заработной платы такой ответ проступает достаточно ясно. Если нарушается “справедливый” предел заработной платы, увязываемый с созданием предельного чистого продукта, создаваемого трудом (иначе говоря, если заработная плата повышается), то уменьшается вознаграждение других факторов производства, и для восстановления справедливости капиталист вынужден сократить предложение товаров (сократив так или иначе часть рабочих), чтобы вызвать впоследствии повышение спроса. Пигу одним выстрелом убивает двух зайцев: полностью скрывает истинную причину безработицы при капитализме, выводя ее из слишком высокой заработной платы трудящихся, и преподносит безработицу не в виде хронического, а в виде временного явления, ибо повышающийся неизбежно спрос на товары, производство которых сокращено, вынудит, с его точки зрения, предпринимателя вновь привлечь дополнительные факторы (прежде всего труд) для удовлетворения возросшего спроса. В вопросах заработной платы и безработицы классовая пристрастность Пигу, антирабочий характер его теории также отслеживается достаточно четко и ясно. Классовое чутье Пигу подсказало, откуда капитализму грозит главная опасность, кто основной противник буржуазии. Поэтому он посвятил большую часть “Экономической теории благосостояния” попыткам замаскировать природу прибавочной стоимости. Артур Пигу вышел в отставку в 1943 году, занимая кафедру политической экономии в Кембридже на протяжении 35 лет. На протяжении ряда лет кейнсианская теория определения уровня дохода, сделавшая упор на функции потребления и инвестиций, отодвинула концепцию Пигу на второй план. В последние же годы по мере обострения социально-экономических противоречий капитализма и провала надежд на государственное регулирование экономики наблюдается определенный ренессанс неоклассических теорий. Умер Пигу в Кембридже 7 марта 1959 года.
Сочинения: Industrial fluctuations, L., 1929; The economics of stationary states, L., 1935; Employment and equilibrium, L., 1949; A study in public finance, L., 1949. Основные произведения: Экономическая теория благосостояния (The Economics of Welfare, 1920); Колебания промышленной активности (Industrial Fluctuations, 1929); Экономика стационарных состояний (The Economics of Stationary States, 1935); Занятость и равновесие (Employment and Equilibrium, 1949).
Литература: Пигу А.С. Экономическая теория благосостояния. - Москва: Прогресс, 1985; Блауг М. Пигу, Артур С. // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one handred great economists of the past. — Санкт-Петерьург: Экономикус, 2008. — Страницы 240-243. — 352 страницы — (Библиотека «Экономической школы», выпуск 42). — 1 500 экземпляров — ISBN 978-5-903816-01-9; Пигу Артур Сесил / Русаков Е.П. // Большая советская энциклопедия : в 30 томах / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1975. — Том 19 : Отоми — Пластырь. — 648 страниц.

1877
Всеволод Андреевич Чаговец
украинский театровед, театральный критик и либреттист. Родился в городе Староконстантинов, Российская империя, ныне Украина. Окончил Киевскую 4-ю гимназию (1896) и историко-филологический факультет Университета Святого Владимира (1900). На рубеже XIX—XX веков занимался вопросами биографии Николая Гоголя, много встречался с его родственниками; доктор филологических наук В.А Воропаев называет его «наиболее авторитетным специалистом начала XX века по семейным делам Гоголя». Инсценировал для драматического театра «Тараса Бульбу» Гоголя, книги Максима Горького «Детство» и «Мать». Автор оригинальной пьесы «Дойна», либретто к балетам Константина Данькевича «Лилея» и Анатолия Свечникова «Маруся Богуславка». Много выступал как театральный рецензент. Автор очерков о жизни и творчестве Николая Лысенко, Марии Заньковецкой, Панаса Саксаганского, Ивана Паторжинского и других видных деятелей украинского театра. Посмертно издан сборник очерков и мемуаров «Жизнь и сцена» (украинское название — Життя і сцена; Киев, 1956). Умер в Киеве 20 ноября 1950 года.
1878
Эдмунд Буриан (чешское имя — Edmund Burian)
чехословацкий левый политик, депутат Национального Собрания, журналист. Родился в городе Островашиче, Австро-Венгрия, ныне Южная Моравия, Чехия. Окончив учёбу, в 1897 года вступил в Брно в социал-демократическую партию, участвовал в издании социал-демократической газеты «Равенство». Принимал активное участие в большой забастовке текстильщиков 1898 года в городе Брно и его окрестностях. С 1899 по 1910 состоял членом исполкома социал-демократической партии и ответственным редактором её органа «Rovnost» («Равенство»). В 1911 году участвовал в создании Чешской социал-демократической партии в Австрии (так называемые «централисты»). Работал в Брно, в 1910—1914 публиковался в выходившей в этом городе газете «Proletář» («Пролетарий»). В 1918—1920 депутат Революционного Национального собрания Чехословакии от социал-демократов, в рядах которых был одним из активнейших организаторов коммунистического движения в Моравии. На выборах 1920 был избран в Национальное собрание Чехословацкой Республики от социал-демократов. В октябре 1920 года вместе с 22 коллегами основал парламенте фракцию социал-демократической левой. Вскоре перешёл в недавно созданную Коммунистическую партию Чехословакии, до 1924 член исполкома КПЧ, причём на 2-м съезде в том же 1924 году избирался членом Политбюро ЦК. В 1925 году на выборах подтвердил свой депутатский мандат. В 1921 возглавлял делегацию Чехословакии на Третьем конгрессе Коминтерна. 14 июля 1921 вошёл в состав Исполкома Коминтерна. До 1927 работал в Коминтерне. Поддержал объединённую оппозицию в ВКП(б). В 1929 против Буриана выступила группа молодых радикальных коммунистов во главе с Клементом Готвальдом, которых их внутрипартийные оппоненты называли «ребята-карлинисты». После 5-го съезда Коммунистической партии Буриан был исключён из компартии как сторонник Богумила Жилека. В июне 1929 он также был исключён из фракции Коммунистической партии в парламенте и стал членом новой депутатской группы под названием Коммунистическая партия Чехословакии (ленинцы). Несколько лет жил в Германии, где участвовал в деятельности оппозиционных коммунистических групп. В 1932 возвратился в Чехословакию. Вскоре вступил в Социал-демократическую партию. Умер в городе Брно, Чехословакия, ныне Чехия, 23 ноября 1935 года.
Литература: TOMEŠ, Josef, a kol. Český biografický slovník XX. století : I. díl : A-J. Praha ; Litomyšl : Paseka ; Petr Meissner, 1999. 634 s. ISBN 80-7185-245-7. S. 160; VOŠAHLÍKOVÁ, Pavla, a kol. Biografický slovník českých zemí : 8. sešit : Brun-By. Praha : Libri, 2007. 225—368 s. ISBN 978-80-7277-257-5. S. 339; Л.Д.Троцкий. Архив в 9 томах: Том 5.
1878
Кэти Джонсон (Katie Johnson; имя при рождении —Бэсси Кейт Джонсон, Bessie Kate Johnson)
британская актриса. Родилась в деревне Клейтон, Суссекс, Англия. Её актёрский дебют состоялся на театральной сцене в 1890-х годах, после чего она много гастролировала по Великобритании, выступала в лондонском Вест-Энде, в Канаде и на Бродвее. На большом экране актриса впервые появилась в 1932 году, в возрасте 55 лет. Признания критиков и публики Джонсон добилась уже на закате своей карьеры, исполнив роль миссис Уилберфорс в чёрной комедии «Замочить старушку», которая принесла ей премию «BAFTA» в номинации лучшая женская роль. Спустя два года, 4 мая 1957 года, Кэти Джонсон скончалась в деревне Элэм в графстве Кент.
Награды: BAFTA 1955 — «Лучшая женская роль» («Замочить старушку»)
1878
Мицуё Маэда (японское имя — 前田光世)
японский дзюдоист, профессиональный боец, сыграл важную роль в создании бразильского джиу-джитсу. Родился в городе Хиросаки, префектура Аомори, Японская империя. Когда ему было 17 лет, он переехал в Токио, где 6 июня 1897 года вступил в известную школу дзюдо Кодокан. Там он познакомился со знаменитым Дзигоро Кано, став непосредственным учеником Сакудзиро Ёкоямы (японское имя — 横山 作次郎 Ёкояма Сакудзиро:), который был известен как один из «Четырёх Королей Кодокана» за свои достижения в соревнованиях против джиу-джитсу школ во времена образования Кодокана.
Маэда и его семья в Бразилии
В декабре 1904 года, вместе с Томита и Сатаке, приехал в Нью-Йорк. В феврале 1905 года публично продемонстрировал приемы дзюдо сначала в Принстонском университете, затем в Военной академии США в Вест-Пойнте. Затем побывал в Париже, на Кубе и в других странах Центральной Америки. В 1914 году прибыл в Бразилию, посетив города Порту-Алегри, Ресифи, Манаус и др., повсюду пропагандируя дзюдо и набирая учеников. В 1915-1916 годах путешествовал по Западной Европе, посетив Англию, Францию, Испанию и Португалию. В 1917 году вернулся в Бразилию, обосновавшись в Белене, столице штата Пара, где женился и открыл собственную школу дзюдо. Завоевал огромный авторитет у бразильцев, успешно выступая на публике с демонстрацией приемов японских боевых искусств. Обладая скромными внешними данными — ростом 164 см и весом около 70 кг — неоднократно побеждал на поединках более высоких и массивных соперников. В 1929 году Кодокан присвоил Маэде 6-й дан по дзюдо. В 1940 году японское правительство попросило его вернуться жить обратно на родину. Маэда отказался, несмотря на то, что переезд его семьи из Бразилии был бы оплачен правительством Японии. Маэда умер в Белене 28 ноября 1941 года и был похоронен на католическом кладбище Святой Изабеллы. Официальной причиной смерти была названа болезнь почек. Маэде был присвоен 7-й дан по дзюдо, за один день до его смерти. В мае 1965 года Кодокан поставил Маэде памятный камень в городе Хиросаки за его заслуги в распространении дзюдо в Бразилии.

1880
Серафим (в миру — Михаил Митрофанович Остроумов)
епископ Русской православной церкви; с 1927 года архиепископ Смоленский и Дорогобужский. Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2001 году. Родился в городе Москва, Российская империя, в семье псаломщика храма Илии пророка, что на Воронцовом поле в городе Москва. Окончил Московское Заиконоспасское духовное училище, Московскую духовную семинарию (1900) и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, был оставлен при ней профессорским стипендиатом (1904). 14 сентября 1904 года пострижен в монашество, с 13 сентября 1904 года — иеродиакон, с 19 сентября 1904 года — иеромонах. С 28 октября 1904 года — исполняющий должность доцента Московской духовной академии по кафедре теории и истории проповедничества. Был назначен на должность митрополитом Владимиром (Богоявленским), желавшим увеличить в академии количество консервативно настроенных преподавателей-монахов. Однако совет академии отказался одобрить назначение, и иеромонаху Серафиму не удалось приступить к чтению лекций. В 1906 году был вынужден вместе с архимандритом Иосифом (Петровых) покинуть академию под давлением либеральной части преподавательской корпорации и студентов.
Служение в Яблочинском монастыре
С 1906 года — наместник Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии, заместитель настоятеля архимандрита Иосифа (Петровых). С 1907 года — настоятель монастыря и заведующий Яблочинской второклассной школой с церковно-учительскими курсами. С 2 февраля 1908 года — архимандрит; благочинный монастырей Холмской епархии. Приложил много сил к обустройству Яблочинского монастыря. При его настоятельстве были построены Успенская часовня, храмы при двухлетней и сельскохозяйственной школах. В монастырском скиту над озером Белым сооружён храм во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, а сам скит благоустроен для монашеской жизни. Близ монастыря, за рекой Буг, была построена Сретенская часовня. В 85 километрах от монастыря было открыто его подворье в Дратовском лесу, посвящённое святому пророку Илье, там были возведены церковь и школа. При монастыре действовали гостиница и чайная для паломников, работали аптека и медицинская амбулатория. Монастырь бесплатно кормил обедами нищих. Кроме церковно-приходской школы при монастыре работали две одноклассные школы, ремесленная с интернатом, а с 1911 года — и сельскохозяйственная, знакомившая учеников с сельхозмашинами, огородничеством, садовничеством, лесничеством, разведением домашних животных, производством и переработкой молока, бортничеством. В 1914 году в разных монастырских и примонастырских школах училось более 400 учеников.
В монастыре были приняты правила преподобного Василия Великого, введены общежитие и общая трапеза. Зимой для монахов организовывались специальные занятия, во время которых углублялись знания таинств, служб, истории и аскетизма. Монахи активно занимались миссионерской деятельностью. 31 августа 1909 года архимандрит Серафим был освобождён от обязанностей настоятеля и назначен миссионером-проповедником Холмской епархии. Однако уже 8 декабря это назначение было отменено, и архимандрит вернулся на прежнюю должность.
Ректор семинарии
С 28 января 1914 года — ректор Холмской духовной семинарии. Был председателем Холмского Епархиального училищного совета, членом совета Свято-Богородицкого братства, редактировал издаваемые епархией газеты «Холмская церковная жизнь» и «Народная газета». В 1915 году, перед оставлением Холма русскими войсками, семинария была эвакуирована в Москву.
Архиерейство
24 февраля 1916 года утверждён епископом Бельским, викарием Холмской епархии; хиротонисан 3 апреля в храме Христа Спасителя в Москве. С 27 мая 1917 года временно управлял Орловской епархией. С 18 августа 1917 года — епископ Орловский и Севский, избран паствой. Почётный член Орловского церковно-исторического общества, автор фотоальбомов местности Орловского края, делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян. Член Поместного Собора по должности, участвовал в 1-й сессии, член I, II, III, VI, VIII, XVIII отделов. В 1918 году дважды заключался под домашний арест. В 1922 году был арестован, обвинён в «активном сопротивлении против конфискации церковного имущества» и приговорён к 7 годам тюрьмы с полной изоляцией, затем срок заключения был сокращён. В этот период епископу Серафиму маленьким мальчиком прислуживал в храме Иоанн Крестьянкин. 29 мая 1924 года возведён в сан архиепископа. Активно боролся с обновленчеством. В 1926 году выслан за пределы епархии. С 1 ноября 1927 года — архиепископ Смоленский и Дорогобужский. В период его управления епархией власти постоянно усиливали давление на Церковь — закрывали храмы, изымали колокола и литургические облачения.
Арест, ссылка, мученическая кончина
Арестован 11 ноября 1936 года, вместе с девятью священнослужителями обвинён в антисоветской пропаганде и «руководстве контрреволюционной группой церковников», виновным себя не признал. Был приговорён к 5 годам лишения свободы. В ноябре 1937 года следствие возобновилось в Карлаге, владыка был этапирован в Смоленск и приговорён тройкой при Смоленском УНКВД к высшей мере наказания. Расстрелян в Катынском лесу около Смоленска 8 декабря 1937 года.
Канонизация и почитание
Решением Священного синода Русской православной церкви от 17 июля 2001 года его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. 7 декабря 2013 года у поклонного креста на русской стороне мемориального комплекса в Катыни были совершены молебен святому и заупокойная лития по всем невинно убиенным в годы репрессий. В 2014 году в Катыни по инициативе Патриарха Кирилла открыли памятник священномученику Серафиму Остроумову. Почтить память архиепископа Серафима и всех безвинно убиенных в годы лихолетий в храм-памятник в честь Воскресения Христова в Катыни пришли смоленское, польское и белорусское православное духовенство, представители местной власти, военнослужащие, верующие (smolnarod.ru). В 2017 году, к 80-летию со дня мученической смерти священномученика Серафима (Остроумова), вышла книга епископа Серафима (Амельченкова) «Пастырство священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского в Польше и России», в которой на основе архивных материалов представлен анализ служения иерарха. Презентация книги состоялась 7 декабря 2017 года в стенах Смоленской духовной семинарии.
Серафим (Остроумов) и Михаил Поздеев
В 1939 году за погибшего к тому времени владыку Серафима выдавал себя Михаил Поздеев (1887—1971). На допросе в 1940 году он так описывал начало своего «самозванчества»:
«Я отправился в село Лепёшкино, посетил церковь и имел разговор со священником Дмитрием. На вопрос последнего, как меня зовут, я ответил: «Серафим», после чего священник Дмитрий заявил, что он меня узнал и что моя фамилия Остроумов, приняв меня за Смоленского епископа Остроумова. Находясь в тяжёлых материальных условиях, я был рад тому, что он меня наталкивает на мысль назвать себя Остроумовым, которого он во мне узнал, и поэтому заявил ему, что я есть действительно Смоленский епископ Остроумов Серафим.»
Вплоть до ареста в 1940 году Михаил Поздеев, согласно данным следствия, представлялся как Серафим (Остроумов) и другим верующим. Он был приговорён к восьми годам лишения свободы. После освобождения именовал себя владыкой Серафимом (Поздеевым).
Библиография: Записка о Долголисской Свято-Покровской церкви // Холмская церковная жизнь. 1906. — № 8; Отчет о приходе, расходе и остатке сумм // Холмская церковная жизнь. 1911. — № 2; От Яблочинской сельскохозяйственной школы // Холмская церковная жизнь. 1912. — № 6, 16; Яблочинский Свято-Онуфриевский монастырь // Холмская церковная жизнь. 1913. — № 16; Рапорт еп. Анастасию // Холмская церковная жизнь. 1914. — № 4; Речь при наречении во епископа Бельского // Церковные ведомости. Приб. 1916. — № 20; Речь при открытии Братского съезда духовенства и мирян Холмщины // Холмская церковная жизнь. 1916. — № 24; Пасхальное обращение к духовенству // Холмская церковная жизнь. 1917. — № 5/6; Обращение; Открытое письмо московскому духовенству // Холмская Русь. 1917. — № 14-18; Открытое письмо московскому духовенству // Московский церковный голос. 1917. — № 2; Распоряжения; Отцам заведующим ЦПШ Орловской епархии; Резолюция; Благочинническим советам; В епархиальный училищный совет; В духовную консисторию; К предстоящему Епархиальному съезду духовенства и мирян; Речь на епархиальном собрании; Слово в Троицком соборе; Моим дорогим соработникам // Орловские епархиальные ведомости. 1917. — № 23-28, 32-35, 48/49; Нашим дорогим соработникам // Орловские епархиальные ведомости. 1918. — № 1.
Литература: На память о наречении и священной хиротонии преосвященнейшего Серафима, первого епископа Бельского и викария Холмской епархии 2-3 апреля 1916 г. — Москва : Холмское Православное Свято-Богородицкое Братство, 1916. — 38 страниц; Житие новомученика и исповедника святителя Серафима Остроумова, 1880—1937 гг. / [Под редакцией Секретаря Орловско-Ливенской епархиального управления протоиерея Иоанна Троицкого]. — Орел : Воробьев, 2002. — 39 страниц; 20 см. — (Святые земли орловской); Патерик новоканонизированных святых (продолжение): Священномученик святитель Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский и Дорогобужский (по материалам дипломной работы Л. Кошеверовой) // Альфа и Омега. — 2006. — № 3 (47). — Страницы 199—208; J. Charkiewicz. Męczennicy XX wieku. Martyrologia Prawosławia w Polsce w biografiach świętyc. — Warszawa: Warszawska Metropolia Prawosławna, 2008. — Страницы 95-115. — ISBN 978-83-60311-11-0; Протоиерей Георгий Урбанович Церковь и советская власть в Смоленске в 20-е годы XX века: (по материалам смоленских архивов) : исследование. — Смоленск : Смоленская Православная Духовная Семинария, 2012. — 239 страниц. — ISBN 978-5-9902770-2-1; Серафим (Амельченков), иером. Дорогой веры, любви и правды: исторический очерк жизни и служения священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского и Дорогобужского, 1880-1937. — Смоленск: Свиток, 2012. — 301 страница. — ISBN 978-5-902093-52-7; Серафим (Амельченков), иером. Пастырство священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского в Польше и России: 80-летию мученической смерти посвящается. — Смоленск: Свиток, 2017. — 414 страниц. — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-9909340-6-1; Serafin (Amielczenkow), bp. Polski i rosyjski wymiar duszpasterstwa świętego męczennika Serafina (Ostroumowa), arcybiskupa smoleńskiego — Warszawa: Warszawska Metropolia Prawosławna, 2019. — 334 страницы.
1881
Григорий Григорьевич Бондарь (португальское имя — Gregório Bondar; украинское имя — Григорій Григорович)
бразильский агроном, ботаник, миколог, фитопатолог, энтомолог. Родился в Золотоношском уезде, Полтавская губерния, Российская империя (ныне Золотоношский район, Черкасская область, Украина). Был арестован полицией царской России за подрывную пропаганду в 1905 году. В 1906 году работал в Северном Китае, потом получил диплом агронома в сельскохозяйственном институте Университета Нанси (Франция), работал в агрономическом институте Кампинаса (1911—1913) и сельскохозяйственном колледже Луиса де Кейруша Университета Сан-Паулу (1913—1916). После возвращения в Россию опять был арестован, освобождён большевиками, а потом помещён в тюрьму уже самими большевиками. После побега из тюрьмы в 1920 году, поселился в штате Баия в 1921 году. Работал на должности начальника сельскохозяйственного департамента штата Баия в городе Салвадор. Некоторое время помощником у него был известный австрийско-парагвайский фотограф и натуралист Адольфо Мария Фридрих. Возглавлял экспериментальную станцию Института какао. В конце 1932 года в Багию (прежнее название города Салвадор) приехал Николай Иванович Вавилов, который путешествовал по Бразилии. Он посетил Институт какао и с удивлением узнал, что директором этого учреждения является его соотечественник Григорий Бондарь. Умер в городе Салвадор, Бразилия, 20 февраля 1959 года.
Научная деятельность
Автор больше 200 научных трудов. Автор биологических описаний: по крайней мере, 12 новых видов растений семейства Arecaceae; почти 400 новых видов насекомых (Insecta); 35 родов и около 300 видов жуков (Coleoptera); 11 родов клопов (Hemiptera); 2 рода трипсов (Thysanoptera). Специалист по жукам-долгоносикам. Собрал коллекцию из более чем 16 000 экземпляров долгоносиков Южной Америки, описал 318 новых видов. В области фитопатологии выявил бактериальную гниль маниока. Описал Xanthomonas campestris pv. manihotis — возбудитель гомоза маниока.
Некоторые труды: Gregorio Bondar. A Cultura do Cacao na Bahia. — São Paulo: Empresa Gráfica da Revista dos Tribunais, 1938; Gregorio Bondar. New palms of Bahia; v. 22, no. 9. — Chicago: Field Museum of Natural History, 1942. — (Botanical series).; Gregorio Bondar. Os insectas damninhos na agricultura. — S. Paulo: Secretaria de agricultura, industria, e commercio, 1950; Gregório Gregorievitch Bondar. A Cultura do Coqueiro (cocos nucifera) no Brasil. — Tipografia Naval, 1955.
Память
В честь Григория Бондаря названо 3 рода насекомых: Bondaria Sampson & Drews 1941 (Hemiptera); Bondariella Hustache 1942 (Coleoptera); Bondarius Rosado-Neto 2006 (Coleoptera). Почти 50 видов также носят его имя. В городе Санта-Крус-Кабралия (штат Баия) в 1968 году открыто исследовательскую станцию, которая названа именем Григория Бондаря (португальское название — Estação Experimental Gregório Bondar). На этой станции разработана программа диверсификации разных культур, таких как: кокос, банан, вишня, сметанное яблоко, пальмовое масло, ананас, померанец и арбуз. В то же время также разработаны исследования для улучшения урожайности гевеи бразильской и выведения новых сортов какао. Американский поэт Уильям Стэнли Мервин посвятил Бондарю один из стихов в своей сборке «Путешествия» («Travels») 1993 года. Мёрвин изображает известного ботаника, который покидает исследуемые им джунгли ради возвращения на родину, где его могут убить. Отрывок из стиха описывает чувства оторванного от родины учёного:
«Он был уже вполне
хорош в языке поскольку
не слышал других и все новости
из России, которые достигали его, вещали
на португальском некоторое время до того,
как прибыли старые многонедельные газеты из
Франции и ещё более старые письма
на русском, как лохмотья
сухих листьев прошлого сезона.»
Литература: Gilbert M. Joseph. Reclaiming the political in Latin American history: essays from the North. — Durham: Duke University Press, 2001. — ISBN 9780822383260; Н.И.Вавилов, А.Н.Краснов. Пять континентов. Под тропиками Азии. — Москва: Мысль, 1987; Silva Filho. José Tavares da, NOMURA, Hitochi. Gregório Gregorievitch Bondar (1881–1959). — Salvador: Instituto do Cacau da Bahia, 1981; Garcez, Angelina Nobre Rolim. Centenário de Gregório Bondar. — Salvador: Instituto do Cacau da Bahia, 1981; Teixeira, Alcides Ribeiro. Apresentação. P. 5-6 in: BONDAR, Gregório. Palmeiras do Brasil. — São Paulo: Instituto de Botânica, 1964.

1881
Густав Барди (французское имя — Gustave Bardy)
французский католический богослов, патролог, общественный деятель. Густав Барди родился в городе Бельфор, Франция. Образование получил в Семинарии Святого Сульпиция в Париже. В 1906 году Барди был рукоположен во священника. О.Густав Барди закончил Католический институт в Париже в 1909 году, после чего на протяжении пяти лет читал лекции по философии в университете Святого Иоанна в Безансоне. В 1914 году, во время Первой мировой войны, он был призван на военную службу в качестве санитара, получил ранение, и впоследствии от этого страдал частичной глухотой. С 1919 по 1927 гг. преподает на факультете богословия в Лилльском университете. Здесь он получает научное звание доцента. Но из-за разногласий по поводу его книги, посвященной Павлу Самосатскому, о. Густав Барди был вынужден уйти из университета Лилля. С 1927 года он переходит в университет Дижона. Профессор Густав Барди был удостоен ордена Почетного легиона. Во всех учебных заведениях он занимается исследованием в области патрологии. В 1910 году выходит его работа, посвященная Дидиму Слепцу, а в 1914 году — святому Афанасию Александрийскому. О.Густав Барди защищает докторскую диссертацию, исследуя текст трактата Оригена «О началах». Его главная работа была посвящена Павлу Самосатскому (1923 г.). Профессор Барди автор многих монографий по патрологии и церковной истории, более ста статей по разным вопросам христианской жизни. В словаре церковной истории и географии (Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastiques (DHGE)) профессором Г.Барди было опубликовано множестно церковноисторических статей. Скончался отец Г.Барди в городе Дижон, Франция, 31 октября 1955 года.
Награды и премии: Кавалер ордена Почётного легиона
1881
Гавриил (в миру — Николай Николаевич Абалымов или Аболымов)
епископ Русской православной церкви, епископ Тотемский, викарий Вологодской епархии. Родился в селе Шигали (Воскресенское), Цивильский уезд, Казанская губерния, Российская империя, в семье крестьянина. Окончил земскую школу. Окончил Чебоксарское духовное училище, затем В 1904 году окончил Казанскую духовную семинарию. В 1905 году пострижен в монашество с именем Гавриил. В 1908 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Нравственно-аскетические воззрения прп. Макария Египетского (Великого)», в том же году рукоположен в сан иеромонаха. С 4 октября 1908 года — преподаватель Таврической духовной семинарии. С 8 августа 1911 года — смотритель Торопецкого духовного училища в Псковской губернии. В 1914 году был возведён в сан архимандрита. С 13 июня 1914 до 1917 года — смотритель Вольского духовного училища. В 1917—1919 годах — находился в числе братии Хвалынского Троицкого монастыря. С 1918 года — настоятель Нило-Столобенской пустыни в Тверской епархии. 18 февраля или 26 мая 1920 был хиротонисан во епископа Осташковского, викария Тверской епархии. Противодействовал обновленчеству. С 1 декабря 1922 года вступил в управление Тверской епархией. С февраля 1923 года — в отставке, предназначался митрополитом Сергием в Самарскую епархию. В 1923 году был арестован, приговорён к 3 годам концлагерей. Долгое время находился в заключении, в том числе в лагере на Соловках с 1923 по 1926 год. В июне 1926 года принимал участие в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству СССР православных епископов с Соловецких островов). В 1926 году по обвинению в «недонесение об оставшихся церковных ценностях» был приговорен к 1,5 годам заключения, которое отбывал в Твери. С 1927 года был в разных монастырях на покое. После выхода июльской Декларации 1927 года перешёл в оппозицию к митрополиту Сергию (Страгородскому), примыкал к «даниловской» группе. С 1927 года служил в Ново-Соловецкой пустыни, затем до июля 1930 года — в лесном скиту Хвалынского монастыря, в 3-х верстах от Хвалынска. В июле 1930 года принял от митрополита Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода назначение на кафедру в город Тотьма Вологодская области, но из-за противодействия со стороны вологодских властей был вынужден возвратиться в Москву. С августа 1930 года был в Москве, в Черкизове. В сентябре 1930 года назначен управляющим делами Бугурусланского викариатства Оренбургской епархии. 29 сентября 1930 года был арестован, на адрес в Черкизове выписан ордер на арест и обыск. В период следствия находился в Бутырской тюрьме, а далее место заключения неизвестно. По освобождении до 1946 года проживал на покое в Ташкенте и других городах, а в последние годы в Сызрани. В феврале 1950 года был направлен в распоряжение архиепископа Днепропетровского и Запорожского Андрея (Комарова), но по болезни не смог выехать к месту назначения. С 1954 года проживал на покое в Успенском монастыре в городе Одессе. Последнее время перед кончиной (по данным ПСТБИ, с того же 1954 года) проживал и настоятельствовал в Балтском Феодосиевском монастыре Одесской области. Скончался в городе Балта, Одесская область, Украинская ССР, 31 июля 1958 года. Отпевание совершил епископ Балтский Донат (Щёголев). Погребен на городском кладбище Балты.