• Авторизация


18 ноября родились... 18-11-2025 07:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Филевский   (525x700, 249Kb)
1856
Павел Петрович Филевский
историк, педагог, первый историк города Таганрога. Родился в городе Бахмут, ныне в Донецкой области Украины. Окончил Таганрогскую классическую гимназию в 1877 году, на 2 года раньше А.П.Чехова. Затем окончил историко-филологический факультет Императорского Харьковского университета. Работал преподавателем. Является автором книги «История города Таганрога». Его несколько раз арестовывали «не за определённые деяния, а просто, по мнению властей», как социально опасного. Один из арестов, произведённый в 1927 году привёл к высылке из Таганрога на три года. Срок по амнистии сократили на один год, и он в июне 1929 года вернулся в Таганрог. Умер в Таганроге 2 февраля 1951 года. Похоронен на старом кладбище. Библиография: Преподавание истории: (Практические советы). Учебник для педагогического класса женских гимназий. — Таганрог: Типо-литография Н.И.Холева, 1888. — 40 страниц; История города Таганрога. — Москва: Типо-литография К.Ф.Александрова, 1898. — 376 страниц; Юбилейное приветствие городу Таганрогу 1898 г.: (Стихи к 200-летию Таганрога) //Таганрогский вестник. — 1994. — № 38 (10 дек.). — Страница 5; Веночек на памятник Петру Великому в Таганроге. — Таганрог: Типолит. А.Б.Тараховского, 1903. — 26 страниц; Краткий очерк всеобщей и русской историографии. — Таганрог: Типо-литография Н.Я.Рази, 1910. — 28 страниц; Очерки прошлого Таганрогской Мариинской женской гимназии. По случаю 50-летия её существования. — Таганрог: Типо-литография Н.Я.Рази, 1911. — 38 страниц; Руководство русской истории. Курс систематический. — Таганрог: Типо-литография Н.Я.Рази,1914. — 107 страниц; Конспект истории человечества, его деяний, мыслей и творчества. В 2-х частях. Часть 1: Всемирная хронология. Часть 2: Алфавит. Издательство Книжного магазина М.В.Филевской. — Таганрог: Типо-литография Н.Я.Рази,1914. — 346 страниц; Кулжинское: (Из истории Таганрога) // Таганрогский вестник. — 1991. — № 14. — Страница.5; На берегах Тамринды: (Краеведческий эпизод по документам, рассказам и воспоминаниям)// Таганрогский вестник. — 1997. — № 12. — Страница 7; 1998. — № 1. — Страница 7; № 2. — Страница 7; № 4. — Страница 7; № 5. — Страница 7; № 6. — Страница 7; Нахичевань и нахичеванцы: (Из воспоминаний о детстве) // Донской временник. Год 1996-й. — Ростов н/Д, 1995. — Страницы 168—174; К вопросу о посещении А.С.Пушкиным Таганрога в 1820 г. // ВехиикТаганрога. — 1999. — № 1. — Страницы 5—6; Таганрогский порт. (Публикация И.И.Бондаренко) // Таганрогский вестник. — 1991. — № 18. — Страница 3; Южный берег: (Из истории Таганрога) // Таганрогский вестник. — 1991. — № 2 (январь). — Страница 4; Исторические рассказы и легенды. // Таганрогский вестник. — 1998. — 27 июня. — Страница 5; 4 июля. — Страница 5; 11 июля. — Страница 5; Дневник. // Таганрогский курьер. — 1994. — № 39 (29 сентября — 6 октября). — Страница 12, № 40 (6—13 октября.). — Страница 12, № 41 (13—20 октября.). — Страница 12, № 42 (20—27 октября.). — Страница 8, № 45 (10—17 ноября). — Страница 8, № 46 (17—24 ноября. — Страница 8, № 48 (1—8 декабря). — Страница 8; Странички из дневника // Таганрогский вестник. — 1995. — № 7 (1 апреля). — Страница 6, № 7 11 (29. апреля). — № 17 (8 июля). — Страницы 5, 6. Переиздания «Истории города Таганрога»: История города Таганрога. — Таганрог, «Сфинкс», 1996. — 392 страницы; История города Таганрога. — Таганрог: Сфинкс, 1996. — 380 страниц. — ISBN 5-7280-0033-9; История города Таганрога: Часть 2. Отрывки из рукописи. Подготовка к печати О.Дятловская // Таганрогская правда. — 1998. — 31 июля. — Страница 9; 7 августа — Страницы 8—9; 14 августа — Страницы 8—9; 21 августа; 28 августа; История города Таганрога. — Таганрог: Лукоморье, 2007. — 458 страниц. — ISBN 978-5-902450-09-2.
Автобиографические записки и дневник
«Половина его жизни прошла при царском режиме, другая при Советской власти, которую он встретил явно недоброжелательно, и при всяком удобном случае указывал на это. Свои впечатления о прожитой жизни Павел Петрович изложил в своих двух трудах: «Записки», объёмом в 448 страниц и «Дневник» объёмом в 476 страниц, которые он писал в течение многих лет, оставив в форме рукописных записей. Писались они на чистой, оборотной стороне канцелярских деловых бумаг дореволюционной России. «Записки» охватывают дореволюционный период, «Дневник» — с 1 ноября 1930 года по 26 июня 1941 года, хотя, возможно, и было продолжение, но обнаружить его не удалось, а было бы интересно узнать о днях пребывания немцев в период оккупации ими Таганрога из уст П.П.Филевского.
И «Записки» и «Дневник», с риском для себя сохранила семья Орешко.» — О.П.Гаврюшкин
Из записок
…мы переехали в Таганрог (из Бахмута — О.Г.).
Как только приехали, это было в августе, так и стали меня готовить в гимназию, чем и занялся мой старший брат, но известно, какова бывает подготовка, когда свои готовят. Готовился в третий класс, но попал во второй.
При переходе из VII в VIII класс я получил приглашение на урок в течение каникулярного времени к донскому помещику Михаилу Владимировичу Адрианову заниматься с двумя мальчиками. Я в это время уже был озабочен средствами к продолжению образования в университете, так как знал, что отцу неоткуда взять их, чтобы меня содержать в другом городе и потому поехал на полтора месяца за сто рублей.
Хотя я был не из блестящих учеников гимназии по отметкам, и не получил ни золотой, ни серебряной медали при окончании, а только отметку об исключительной исправности: с пятого класса и до окончания VIII класса и не пропустил ни одного урока, то начальство гимназии меня отличало, и из каких-то сумм выделило мне для продолжения учёбы 150 рублей. Я один получил такое пособие и без всякой просьбы, даже не знал, что такие субсидии выдаются.
В течение каникул шли домашние совещания, куда ехать и на какой факультет поступать. Я решил идти на историко-филологический, потому что любил историю и знал её уже тогда в пределах университетских, т. е. по фактической части даже более, а карьера учительская меня привлекала, я как-то чувствовал себя врождённым педагогом…
Отца моего и мать поздравляли с семейным торжеством, тогда ещё не так много было молодых людей, стремящихся в университеты особенно при скромных средствах и если отец, что называется, из кожи лез ради меня, то только потому, что сам был с университетским образованием.
Так вот я вошёл в класс, познакомиться и удивительное дело, я не почувствовал ни малейшего смущения, точно вошёл в свой кабинет. А между прочим мальчики, между которыми были великовозрастные, готовили мне сюрприз.
…Самое главное в моей деятельности было то, что, прослужив учителем 44 года, я всегда шёл на уроки с удовольствием, иногда просто с наслаждением.
Из дневника:
27 апреля 1933 года:
В три часа ночи явились с обыском из Государственного Политического Управления. Перерыли все, взяли несколько писем и книжек и арестовали… …Мой допрос продолжался около двух часов. Говорили о моей деятельности, о моих исторических трудах, при этом вынул из ящика мою «Историю Таганрога» и сказал: «Я прочитал вашу книгу». В это время вошёл в комнату начальник Государственного Управления и, увидев меня, сказал: — «Мы опять с вами встретились». (Это он меня хотел выселить из квартиры). Следователь, передавая ему «Историю Таганрога», сказал, что это труд Филевского, на что тот, обращаясь ко мне, сказал: А так вы не только капиталист и монархист, а ещё и писатель.
25 июня 1933 года:
Через несколько дней после своего возвращения домой меня постигла новая беда… В результате меня снимают с пенсии. Пенсия, пускай всего 40 рублей, но я теряю правовой облик… Я обжаловал и пенсия тотчас была восстановлена, но хлеб, который перестали выдавать с лишением пенсии, пропал…
26 декабря 1939 года:
…Теперь меня мучает мысль, как сохранить мои записи, чтобы они могли перейти к потомству и передать всё, что пережил, чувствовал один из страдальцев этого ужасного времени. Передать кому-нибудь боюсь, он может в минуту опасности уничтожить, да я этим подвергаю его опасности… …Ко всему этому у меня нет наследника, к которому после моей смерти перейдёт всё моё имущество и оно может попасть в руки финотдела…
Награды: Орден Святой Анны II степени ; Орден Святой Анны III степени; Орден Святого Станислава II степени ; Орден Святого Станислава III степени. Источники: Топтунова Л.М., Покатилова Е.Г. Наследие П.П.Филевского в фондах музея-заповедника // Таганрог. Сборник статей. — Таганрог: Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник, 1997. — 204 страницы;. Гаврюшкин О.П. Из прошлого старого Таганрога. — Таганрог: 2003, — 408 страниц;. Филевский П.П. История города Таганрога. — Таганрог: Лукоморье, 2007. — 458 страниц.. — ISBN 978-5-902450-09-2.

Karl_Graf_Huyn (571x700, 267Kb)
1857
Карл Георг фон Гуйн (немецкое имя — Karl Georg Reichsgraf von Huyn)
австро-венгерский военачальник и администратор, граф. Родился в Вене, в аристократической семье (из которой в том числе вышло два фельдмаршала). Образование получил в Терезианской академии (выпуск 1879 года) и австрийской Академии Генерального штаба (выпуск 1883 года). Выпущен во 2-й драгунский полк, С 1883 года служил в различных штабах. С 13 сентября 1892 года — военный атташе в Румынии. С 26 ноября 1893 года — начальник штаба кавалерийской дивизии в Кракове. С апреля 1899 года командир 2-го уланского полка, с июля 1904 года — командир 17-й кавалерийской бригады, с апреля 1905 года — командир 10-й кавалерийской бригады, с апреля 1907 года — командир 17-й кавалерийской бригады, с апреля 1909 года — командир 7-й кавалерийской дивизии, с ноября 1911 года — командир 12-й пехотной дивизии. 23 октябрем 1912 года назначен генерал-инспектором кавалерии. Руководил подготовкой австро-венгерской кавалерии к войне. При мобилизации в августе 1914 года назначен командиром XVII Армейского Корпуса, который вошел в состав 4-й армии. Отличился в битве при Комарове. В результате конфликта с командованием в сентябре 1914 года отозван в Вену, а 1 ноября 1914 года вышел в отставку. 11 марта 1917 года фон Гуйн вернулся на государственную службу и был назначен наместником королевства Галиции и Лодомерии, а также великого герцогства Краковского (со штаб-квартирой в Кракове). 1 мая 1917 года получил звание генерал-полковника. 28 октября 1918 года возглавил ликвидационную комиссию австро-венгерской армии на польских территориях. 1 декабря 1918 года вышел в отставку. Умер в Больцано, Италия, 12 февраля 1938 года.

Zybin (521x700, 88Kb)
1857
Пётр Митрофанович Зыбин
российский архитектор и педагог, представитель модерна. Пётр Зыбин родился в селе Ордатово Стерлитамакского уезда Нижегородской губернии, в семье крепостного крестьянина. Пётр Митрофанович обнаружил талант рисования будучи учеником церковно-приходской школы. Вскоре Зыбина отправляют учиться в иконописную школу при Троице-Сергиевой лавре, в которой проучился несколько лет. В 1877 году поступает в Училище живописи и ваяния, которое заканчивает с золотой медалью. Золотая медаль позволяла продолжить обучение за счет бюджета в Петербургской академии художеств. Петр Митрофанович оканчивает академию в 1890 году с серебряной медалью. Первые годы после завершения обучения молодой архитектор не мог найти работы, где бы он мог должным образом приложить свой талант. В 1895 году Зыбину предлагают место старшего архитектора технического отдела Рязано-Уральской железной дороги в Саратове. Необходимо отметить, что Саратов на рубеже веков был третьим городом Российской империи по численности населения и по уровню развития промышленности. Так начался основной этап творчества архитектора.
ZybinУтоли моя печали» (446x700, 307Kb)
«Утоли моя печали»
Деятельность в Саратове
Первой работой Зыбина в Саратове была Николаевская церковь-школа (улица Дегтярная, 26). Церковь была освящена в 1898 году. Годом позже архитектор занимается модернизацией железнодорожного вокзала (станция Саратов-1): был изменен фасад здания и построены боковые пристройки, в которых разместились ресторан, залы ожидания и билетные кассы. В 1900 году строит собственный особняк (ул. Киселёва, 76). Это здание по праву считается одним из красивейших зданий, созданных Зыбиным. В архитектуре особняка уже явно прослеживается новый для архитектора стиль модерн: общая асимметрия здания, лоджия в виде замочной скважины, яркие изразцовые вставки. Сейчас это здание занимают структуры правительства Саратовской области. В 1901 году был построен особняк, который впоследствии стал известен как «особняк Бореля». Особняк Э.Бореля представляет собой шедевр провинциальной архитектуры начала XX века. В 1906 году Зыбин строит часовню-церковь «В скорбях и печалях утешение» (улица Волжская, 36). Здание церкви напоминает храм Василия Блаженного в Москве. Элементы модерна присутствовали во внутреннем оформлении церкви, не сохранившемся до наших дней. В Саратове прижилось название «Утоли моя печали». Примечательны 3 здания доходных домов Пташкина Л.И., построенных Зыбиным (улица Советская, 3-5). Комплекс построен в 1911—1913 годах. Кваритры в этих домах были оборудованы по последнему слову техники: паровое отопление, газ, телефон, электричество, лифт (один из первых в Саратове в доме № 5). В последние годы Зыбин также строит здание богадельни им. Миловидова П.С. (1912 год) и здание Городского общественного банка (1913 год). Последнее стало для архитектора одним из главных произведений, наиболее полно и последовательно выразившим его стиль. В данный момент здание занимает Городской Дворец творчества юных. Скончался Пётр Митрофанович в Саратове от цирроза печени в начале 1918 года. Память: Улица в Саратове. Литература: Валеев В.Х. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990; Провоторова М.В. Модерн: Альбом. — Саратов: Полиграфическая студия «ЧАРА», 2008; Семёнов В.Н. В старину саратовскую;: Очерки и рассказы о прошлом нашего края. — Саратов: Региональное Приволжское кн.изд-во «Детская книга», 1994; Семёнов В.Н., Семёнов Н.Н. Саратов купеческий. — Саратов: Издательство журнала «Волга», 1995; Терехин C. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990.

LouisRheadPortrait_(cropped) (507x700, 175Kb)
1857
Луис Джон Рид (Louis Rhead)
американский художник. Родился в Стаффордшире, Англия. Сын художника по керамике, трудившегося на фирме Веджвуд. В юные годы учился живописи в Париже. В 1880-х уехал в США, где работал художественным директором у нью-йоркского издателя Д.Эплтона. С 1891 года Луис путешествовал по Европе и во время пребывания в Париже посетил там выставку Э.Грассе, известного европейского художника-плакатиста. Его работы затронули Рида и после личной встречи с Грассе он решил заняться дизайном плаката. По возвращении в Нью-Йорк в течение второй половины 1890-х он нарисовал около ста работ. Основная часть работ художника была выполнена для различных периодических изданий (таких, как «The Sun», «The Morning Star», «The Century», «The Journal»). Он также работал и для промышленности, создавая рекламные образы для сигарет, мыла, духов и т. п. Луис оказался практически единственным, кто попытался перенести французский ар-нуво на американскую территорию и этот опыт оказался весьма и весьма удачным. Как художник, он был признан практически до конца своей жизни. В частности, в 1895 у него была персональная выставка в Нью-Йорке, на Международной выставке плаката в Бостоне он стал лауреатом золотой медали. В Париже была устроена его персональная выставка в «Салоне ста». Умер в Эмитивиле, штат Нью-Йорк, США, 19 июля 1926 года.
Особенности стиля
В творчестве Рида хорошо видно влияние Грассе, но сильно американизированное: гораздо более яркие цвета, наглядность (кто-то может сказать — упрощённость), определённая смелость в чередовании простых и сложных элементов. Он также часто использует образы женщин, одетых в узорчатые платья весьма сложной компоновки. Использует также в своих работах основные цвета (а не пастельные).
Галерея
LouisRhead01 (700x506, 735Kb)
«The Century Magazine», 1894
LouisRhead02 (512x700, 183Kb)
«Плакат 1896 года»
LouisRhead03 (700x512, 296Kb)
Иллюстрация к «Идиллии короля Альфреда Теннисона», 1898
LouisRhead04 (488x700, 447Kb)
«Латинский квартал»
LouisRhead05 (700x551, 510Kb)
«Утренний журнал» (Morning Journal)
LouisRhead06 (451x700, 340Kb)
«Нью-Йорк сан» (The New York Sun), 1900
LouisRhead07 (472x700, 411Kb)
«Робин Гуд и Маленький Джон», 1912
LouisRhead09 (519x700, 154Kb)
«Прощание Тристана и Изольды»
LouisRhead08 (477x700, 499Kb)
Реклама духов «Lundborg».

Stanhope_Alexander_Forbes (471x700, 348Kb)
1857
Стэнхоуп Александер Форбс (Stanhope Alexander Forbes)
колонии художников Ньюлинской школы. С.Форбс родился в Дублине, в семье высокопоставленного железнодорожного чиновника, ирландца. Мать художника была француженкой. Форбс начал учиться рисовать в Лондоне, в школе искусств Ламбет, а с 1876 года — в школе Королевской академии. В 1877 он берёт отпуск и уезжает на родину, в Ирландию, где совершенствуется в пейзажной живописи. В 1880 году С.Форбс приезжает в Париж и учится в художественной мастерской Леона Бонна. В 1881 он и художник Генри Ла Танге совершают поездку с Бретань, в городок Канкаль. Во время этого пребывания во Франции художники знакомятся с новой техникой живописи — под открытым небом (пленэр), оказавшей большое влияние на последующее творчество Форбса. В 1883 году он вновь посещает Бретань и останавливается в Кемперле, где знакомится с такими мастерами живописи, как Ральф Тодд, Норман Гарстин, Натаниэль Хилл, Уолтер Осборн и др. В 1882 году работы Форбса выставляются в Королевской академии художеств, в 1884 году — в Королевской Гибернийской Академии. В январе 1884 года он приезжает в Корнуолл и становится одним из ведущих членов Ньюлинской школы. Как художник С.Форбс к этому времени пользовался большим успехом; его работы выставляются в Королевской академии художеств и приобретаются различными художественными галереями, в том числе Тейт. Форбс был также одним из основателей Нового английского художественного клуба. В 1889 году Стэнхоуп и его супруга Элизабет Форбс, тоже художник, открывают в Ньюлине свою школу живописи. В 1910 году Стэнхоуп А.Форбс становится членом Королевской академии художеств. Художник продолжал писать картины вплоть до глубокой старости. Умер в Ньюлине, Корнуолл, 2 марта 1947 года.

[515x700]
1857
Гуннар Эдвард Роде Хейберг (норвежское имя — Gunnar Edvard Rode Heiberg)
норвежский драматург, журналист, критик и театральный режиссёр. Родился в городе Христиания, ныне Осло, Норвегия. Творчество Хейберга находилось под влиянием таких мастеров XIX столетия, как Г.Ибсен и Э.Золя. Работая в 1880-е годы в Бергенском театре, Хейберг ставит там пьесы Г.Ибсена. В драматургии и своей режиссёрской деятельности был сторонником экспрессионизма. Так как театральное новаторство Хейберга зачастую носило скандальный характер, некоторые поставленные им пьесы были освистаны публикой. К наиболее известным написанным им драматическим произведениям относятся пьесы «Тётка Ульрика» (1884), «Король Мидас» (1890), «Балконы» (1894) и «Трагедия любви» (1904). Начиная с 1882 года Хейберг работает журналистом и театральным критиком для крупных норвежских газет — «Дагбладет» и «Фердес Ганг». В 1884—1888 годах он руководил театром «Национальная сцена» в Бергене. Умер в родном городе 22 февраля 1929 года. Сочинения: Sarnlede dramatiske verker, bd 1—4, Kristiania, 1917—18: Hugg og Stikk, Oslo, 1951; в pycском переводе — Собрание сочинений, тома 1—2, Москва, 1911. Литература: Bab J., Das drama der Liebe. B., 1925; Skavlan E., Gunnar Heiberg, Oslo, 1950.

1857
Юлиан Янушевский (польское имя — Julian Januszewski; литовское имя — Julijonas Januševskis)
виленский архитектор польского происхождения, представитель историзма. В 1876—1884 годах учился в Санкт-Петербургском институте гражданских инженеров. В 1884 году основал Техническую контору в Вильне, выполнявшую частные инженерные и архитектурные заказы. Служил инженером-контролёром Варшавской железной дороги, с 1888 года в Виленской городской санитарной комиссии. В 1890—1898 годах занимал должность виленского городского инженера. Под его руководством были оборудованы артезианские колодцы, остробрамская ветка водопровода, укреплена набережная Вилии. В 1905—1909 годах был ковенским городским инженером. Состоял членом Виленской городской думы (1905—1909). Умер не ранее 1914 года.
RaduszkiewiczДворец Радушкевича (700x525, 409Kb)
Дворец Радушкевича
Проекты
Важнейшие проекты реализованы в Вильнюсе. К наиболее значительным относятся:
Дом А.Снядецкого на Георгиевском проспекте (1886; в советское время Центральный почтамт на проспекте Ленина, ныне Центральная почта Вильнюсского уезда на проспекте Гедимино, Gedimino pr. 7) с формами итальянского Ренессанса. Главный фасад симметричный, с широкой лентой, отделяющей первый и второй этажи. В центре выступают колонны в 3/4 с канелюрами, по краям — канелированные пилястры того же ордера. Сдвоенные окна третьего этажа уже, чем окна на втором этаже. В 1969 году здание реконструировано по проекту архитекторов Альгимантаса и Витаутаса Насвитиса; Резиденция на улице Жигиманту (1886; Žygimantų g. 4); Так называемая Китайская вилла на улице Косцюшкос (1888; T.Kosciuškos g. 30), где располагался Институт истории, а ныне — Департамент национальных меньшинств и эмиграции при Правительстве Литовской Республики; Башня неоготической часовни на кладбище Расу (1888); Неоготический дворец врача Гилярия Радушкевича на Кальварийской улице (1894—1900; в советское время улица Дзержинского, ныне помещение Союза архитекторов Литвы на улице Калвариёс, Kalvarijos g. 1/2) на правом берегу Вилии неподалёку от Зелёного моста. Возвышается на террасе, виден из Старого города и городского центра, формируя вид набережной Вилии. Дворец образуют два соединённых корпуса — трёхэтажный юго-восточный и двухэтажный с мансардой северный. Композиционно доминирует юго-восточный корпус с отчётливым акцентом — восьмиугольной башней в юго-восточном углу (высота 20 м). Узкий и длинный северный корпус расположен несколько выше второго. Между корпусами имеется небольшой внутренний двор, с востока отделённый высокой кирпичной стеной. Построен из жёлтого кирпича, нештукатуренный; крыша крыта жестью. В стиле, помимо элементов неоготики, присутствуют модифицированные формы других исторических стилей (византийского, романского, ренессанса). Строительством на протяжении 6 лет руководили разные архитекторы. После смерти собственника (1900) владельцами стали наследники, затем дворец принадлежал купцу Израилю Донскому (с 1911 года), в 1923 года братьям Зингерам (владельцам стекольной фабрики). В 1926—1931 годах в здании сдавалась 21 жилая квартира. В 1939 году его приобрёл литовец из Риги Казимерас Бурба. После Второй мировой войны здесь некоторое время располагалось общежитие педагогического института, станция Скорой помощи, бюро Судебно-медицинской экспертизы. В 1962—1963 годах была снесена почти половина здания (западный корпус и западная часть северного корпуса). В 1984—1985 годах здание было реконструировано по проекту архитектора Витаутаса Габрюнаса и приспособлено для нужд Союза архитектора;
RaduszkiewiczДом Янушевского (700x525, 446Kb)
Дом Янушевского
Собственный четырёхэтажный жилой дом на улице Виленской (1898; в советское время улица Л.Гирос, ныне Вильняус, Vilniaus g. 21). Фасад по горизонтали членится на две части, объединяющие каждая по два этажа. В нижней части между массивным рустом грубо отёсанного камня располагаются широкие витринные окна. В верхней части кирпичная стена по вертикали членится массивными колоннами. Центр и края фасада подчёркивают балконы. На втором этаже балконы закрытые и украшены барельефами, изображающими грифонов, держащих герб с короной. Балконы третьего этажа более лёгкие, огорожены ажурными металлическими оградами. Окна третьего этажа декорированы лепниной. Узкие окна четвёртого этажа сдвоены. Карниз зубчатый, край крыши украшает низкий аттик с розетками и столбиками. Нижний этаж предназначался для магазина. На верхних этажах сдавались квартиры в наём. С 1913 года участок и здание принадлежали графу Сергею Лопацинскому. В советское время здесь располагалось кафе «Жуведра» и винный магазин; Здание Виленского окружного военного суда на Георгиевском проспекте (не сохранилось). По проекту Янушевского в 1888 году в восточном корпусе бывшего дворца графа Игнацы Корвин-Милевского (ныне дворец Союза писателей Литвы на улице К.Сирвидо (K.Sirvydo g. 6; бывшая улица Рашитою, Rašytojų g.) были проделаны новые ворота во двор, а на месте прежнего подъезда (находившегося южнее) было устроено жилое помещение.
Raduszkiewicz01 (466x700, 347Kb)
Часовня на Расу
Raduszkiewicz02 (700x525, 430Kb)
Дворец Радушкевича
Raduszkiewicz03 (700x525, 451Kb)
Дом А.Снядецкого
Литература: Visuotinė lietuvių enciklopedija. T. VIII: Imhof — Junusas. Vilnius: Mokslo ir enciklopedijų leidybos institutas, 2005. ISBN 5-420-01574-9. P. 530.

Бубнов (512x700, 202Kb)
1859
Михаил Владимирович Бубнов
адмирал Русского императорского флота, товарищ (заместитель) морского министра Российской империи; участник обороны Порт-Артура и автор мемуаров о событиях Русско-японской войны. Из дворян. По окончании морского училища в 1876 году был выпущен в гардемарины и отправлен в заграничное плавание на клипере «Забияка». Из походов, совершенных Бубновым в промежуток 1876—1882 гг., следует отметить плавание в Северный Ледовитый океан и к Мурманску, во время путешествия туда Великого князя Владимира Александровича. В 1882 году Бубнов поступил в морскую академию, которую успешно окончил в 1884 году. Во время путешествия Государя Императора, в бытность его Наследником престола, на крейсере «Память Азова» в 1890—1891 гг. на Дальний Восток, Бубнов был в составе отряда, сопровождавшего «Память Азова»: сначала на клипере «Наездник», потом на броненосном крейсере «Адмирал Нахимов». По возвращении в Россию Бубнов поступил в минный офицерский класс, по окончании которого посвятил себя исследованиям по выработке нового взрывчатого вещества, взамен пороха, для использования на флоте. В 1897 году М.В.Бубнов был назначен командиром миноносца № 119 «Поланген». В начале Боксерского восстания Михаил Владимирович Бубнов занимал должность командира эскадренного миноносца «Скат» (впоследствии «Беспощадный»), отправленного на Дальний Восток. С 1902 по 1904 год Бубнов командовал минным крейсером «Всадник», а перед началом русско-японской войны получил в командование мореходную канонерскую лодку «Бобр». По прибытии в Порт-Артур адмирала Степана Осиповича Макарова, лично хорошо знавшего Бубнова, последний был назначен командующим 2-м отрядом миноносцев, руководя которыми он неоднократно выходил на разведку дислокации японского флота. В середине лета 1904 года Бубнов был назначен командиром Квантунского флотского экипажа и принял деятельное участие в обороне крепости. За проявленные им в Порт-Артуре мужество и распорядительность был награждён золотым оружием с надписью: «За храбрость». После возвращении из японского плена, в который Михаил Бубнов пошел добровольно, желая разделить участь своих подчиненных, он издал составленные им в плену записки об осаде Порт-Артура, представляющие, согласно Военной энциклопедии Ивана Сытина, «незаурядный интерес для историков по их правдивости и осведомленности автора». Записки печатались в «Морском сборнике» и, кроме того были выпущены отдельным томом. В 1907 году Михаил Владимирович Бубнов был назначен командиром строящегося линейного корабля «Андрей Первозванный», который покинул в следующем году будучи переведён на пост начальника отдела заготовлений главного управления кораблестроения и снабжения. В 1910 году Бубнов был произведён в контр-адмиралы, а в апреле 1911 года переведён на должность товарища (заместителя) морского министра; его непосредственным начальником был Иван Константинович Григорович и в следующем году получил чин вице-адмирала. 7 июня 1915 года Бубнов был Высочайше произведён в адмиралы с увольнением от службы «по расстроенному здоровью» с мундиром и пенсией, а его преемником на посту товарища морского министра в тот же день был назначен вице-адмирал П.П.Муравьёв, ранее занимавший должность начальника Главного управления кораблестроения. В фондах Российского государственного архива военно-морского флота хранятся мемуары написанные Бубновым уже после отставки. Когда в 1917 году при Временном правительстве была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности высших должностных лиц Российской империи, Бубнов допрашивался последним, как один из фигурантов дела. О дальнейшей судьбе Бубнова известно не много, он эмигрировал в Финляндию, где видимо и скончался предположительно в 1930-х годах. Награды: Орден Святого Станислава III степени (1888); Орден Святой Анны III степени (1894); Медаль «В память царствования императора Александра III» (1896); Орден Святого Станислава II степени (1896); Медаль «В память коронации Императора Николая II» (1897); Орден Святой Анны II степени (18 декабря 1899; мечи к этому ордену пожалованы 28 ноября 1904); Медаль «За поход в Китай» (1902); Орден Святого Владимира IV степени с бантом за 20 кампаний (1903); Золотая сабля с надписью «За храбрость» (28 декабря 1905); Медаль «В память русско-японской войны» (1906); Орден Святого Владимира III степени с мечами (1 апреля 1907); Орден Святого Станислава I степени (19 мая 1911); Медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812» (1912); Орден Святой Анны I степени (14 января 1913); Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913); Черногорский орден Князя Даниила Первого III степени (1899); Французский большой офицерский крест ордена Почётного Легиона (1914). Источники: Бубнов, Михаил Владимирович (биография и фото) // Разведчик. № 1139.

Levytsky_Kost-1- (470x700, 239Kb)
1859
Кость Антонович Левицкий
выдающийся политический деятель Галиции конца 19 века — первой половины 20 века. Соучредитель УНДП.С ноября 1918 г. — председатель Государственного секретариата ЗУНР, затем — председатель комиссии по избирательной реформе при правительстве. В июле 1941 г. был основателем и председателем Национального Совета во Львове. Кость Левицкий родился в городке Тысменица (теперь районный центр Ивано-Франковской области), в семье священника шляхтича герба «Рогаля».По окончании 1878 Станиславовской гимназии учился на юридических факультетах Львовского и Венского университетов . 1884 года составил докторат , а 1890 -го открыл адвокатскую канцелярию во Львове. К.Левицкий был человек неиссякаемой общественной энергии. Его избирали заместителем председателя «Академического братства» , он был активным членом первого общества украинских юристов «Кружок права» (1881), соучредителем и ведущим деятелем общества украинских ремесленников «Заря», «Народной торговли» (1883), страхового общества «Днестр» ( 1891), «Краевого союза ревизионного» (1904), «Земельного банка гипотечного» (1910), директором «Краевого союза кредитного» (1898-1939), заседал в управе «Просвиты». Вместе проявил себя в области науки: переводил законы, обрабатывал украинскую юридическую терминологию, составил немецко-украинский законодательный словарь, почетный член Научного общества имени Т.Шевченко , соучредитель и долголетний редактор «Журнале правовой» и квартальника Союза украинских адвокатов «Жизнь и право», автор популярных юридических трудов. Выдающийся политик: соучредитель и секретарь «Народного Совета», член президиума и президент Народного комитета Украинской национально-демократической партии , депутат Палаты Послов австрийского парламента (1907-1918) и Галицкого сейма (1908-1914), президент «Русского клуба» в Галицком сейме (1910-1914), президент украинского клуба в австрийском парламенте (1910-1916). Возглавляя борьбу украинских парламентариев за украинский университет и реформу избирательной ординации в Галицкий сейм, К.Левицкий стал одним из самых авторитетных украинских политиков. Не удивительно, что когда в начале I мировой войны украинские партии создали свой координационный орган - Главная Украинская Рада , впоследствии Общую Украинскую Раду - их возглавил К.Левицкий.
Руководитель ЗУНР
В условиях распада Австро-Венгерской империи парламентарии сформировали Украинский Национальный Совет и взяли курс на создание независимого государства. 31 октября 1918 львовская делегация Совета под руководством К.Левицкого приняла решение о вооруженном восстании. 9 ноября УНРада под председательством К.Левицкого одобрила разработанную по его участия временную Конституцию ЗУНР.
[700x354]
Вместе сформировано первое правительство - Государственный секретариат во главе с К.Левицким. Кроме того, он получил портфель министра финансов. Хотя правительство К. Левицкого действовал только два месяца, именно он сформировал правовые и организационные основы ЗУНР. После отставки Кость Левицкий возглавлял комиссию избирательного законодательства Унради. После отступления УГА в июле 1919 года за Збруч К. Левицкий переехал в Вену, где вновь вошел в состав правительства ЗУНР как уполномоченный по делам прессы и пропаганды, а впоследствии - иностранных дел. Возглавлял делегации ЗУНР на международных конференциях в Риге (1920), Женеве (1921) и был членом делегации ЗУНР на Генуэзской конференции (1922). Одновременно возглавлял Комитет политической эмиграции. После самоликвидации 1923 г. правительства согласно решению Лиги Наций об аннексии Восточной Галиции, К.Левицкий вернулся во Львов.
Межвоенный период
В межвоенный период К. Левицкий входил в Центральный комитет Украинского национально-демократического объединения, однако, поскольку в то время политический провод формировало новое поколение, решающей роли в политике уже не играл. Работал на должностях директора «Центробанка» , возглавлял Союз украинских адвокатов, входил в состав Учебного совета адвокатов Польши. А также проявил себя как историк, написал «Историю политической мысли галицийских украинцев 1848-1914 гг» (1926), «Историю освободительной борьбы галицийских украинцев во время мировой войны 1914-1918 гг» (1928-1930), «Большой срыв» (1931) и т.д. «Историю политической мысли галицких украинцев» до сих пор считают основной работой по истории украинского национального движения XIX в. «Золотой сентябрь» 1939 года снова втянул Костя Левицкого в водоворот политики. Именно Левицкому однопартийцы поручили наладить контакты с красными завоевателями. 22 сентября 1939 г. он представился новой власти, однако его вывезли в Москву. 80-летний сеньор галицкой политики просидел на Лубянке полтора года. Вследствие настояний Кирилла Студинского и других галичан, с мнением которых считалась советская власть, весной 1941 г. К.Левицкого каким-то чудом освободили, и он вернулся. Провозглашение украинского государства
Когда 30 июня 1941 оуновцы провозгласили Украинскую державу, К.Левицкий возглавил Совет сеньоров (предпарламент, с 30 июля 1941 г. - УНРада ). Неоднократно проводил нелегкие переговоры с нацистами, пытался сыграть роль представителя единой легитимной власти в Галичине. В начале 1942-го нацисты поставили перед Унради ультиматум о самороспуске. Однако К.Левицкий не дожил до этого момента. Умер 12 ноября 1941 года. Похоронен на Яновском мемориальном кладбище рядом с генералом М.Тарнавским. В надгробном слове митрополит Иосиф Слипый, отмечая огромные заслуги К.евицкого, назвал его «вождем политической жизни народа до последней минуты». Память: В 1992 г. улицу В.Маяковского в Львове, на которой под номером 34 находился дом К.Левицкого, переименовали в его честь. Левицкий - автор ценных исторических трудов: «История политической мысли галицких украинцев 1848-1914» (1926); «История освободительного движения галицких Украинская во времена мировой войны 1914-1918 гг» (1928); «Большой срыв» (1931) и др. Труды: Левицкий — автор ценных исторических трудов: «История политической мысли галицийских украинцев 1848—1914» (1926); «История освободительного движения галицийских украинцев во времена мировой войны 1914—1918 гг» (1928); «Большой срыв» (1931) и др.

[532x700]
1859
Николай Иванович Тихомиров
один из основоположников современной ракетной техники и реактивной артиллерии, начальник Газодинамической лаборатории. Pодился в Москве. Русский. Из дворян, сын действительного статского советника. Беспартийный. Окончил лицей в Москве, физико-математический факультет химического отделения Московского университета. Ещё в студенческие годы занимался активными химическими исследованиями и даже получил серьёзные травмы при взрыве в лаборатории. Работал в Технической лаборатории Московского университета и в Киевском университете в лаборатории профессора Н.А.Бунге. Затем работал помощником директора на суконной фабрике товарищества братьев Бабкиных, главный химик свеклосахарных и рафинадных заводов одного из крупнейших российских сахарных обществ – товарищества братьев Терещенко. Автор ряда научных и практических пособий в этой и смежных областях химии. Был выдающимся изобретателем, получил привилегии (патенты) на изобретение ряда новых способов производства сахара, походных и переносимых полевых очагов для армии и промышленности, на прибор для использования теплоты дымовых газов для нагревания и очищения воды с попутным обесцвечиванием дыма и ряд других работ. С 1909 года жил в Москве, организовал частную химическую лабораторию и полностью отдался исследованиям в области разработки вопросов производства сахаристых, крахмальных и инулиновых веществ, а также способов замены пищевых веществ, применяемых как исходные материалы для выработки сахаристых, крахмалистых, клеевых и вкусовых фабрикатов, – не пищевыми. В российской и иностранной промышленности долго применялось фильтры Тихомирова с автоматической промывкой фильтрующего материала для сахарных, винокуренных, маслобойных и других заводов. Однако наряду с этой работой ещё с 1894 года занимался разработкой «самодвижущихся мин реактивного действия». Проводил опыты с небольшими моделями, перемещавшимися в воде с помощью реактивной работы пороховых газов. В 1912 году представил проект «самодвижущихся мин» морскому министру адмиралу Бирилёву. В ноябре 1915 года подал прошение в Комитет по техническим делам отдела промышленности Министерства торговли и промышленности на выдачу привилегии, получив охранительное свидетельство на тип самодвижущихся мин для воды и воздуха. Это означало, что заявка принята к рассмотрению. В отзыве экспертной комиссии под председательством профессора Н.Е.Жуковского изобретение было оценено высоко, но Комитетом 23 марта 1916 года в выдаче привилегии было отказано. После Октябрьской революции, 3 мая 1919 года Н.И.Тихомиров обратился к управляющему делами Совета народных комиссаров В.Д.Бонч-Бруевичу с просьбой оказать помощь в дальнейших исследованиях. При поддержке Главнокомандующего Вооруженными силами Республики С.С.Каменева ему была выдана субсидия, предоставлены помещение лаборатории и штат сотрудников. Так с 1 марта 1921 года при Народном комиссариате военных и морских дел РСФСР начала работу первая в России научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация по разработке снарядов на бездымном порохе – Лаборатория по разработке изобретений Н.И.Тихомирова. В дальнейшем лаборатория подчинялась Главному артиллерийскому управлению (ГАУ). Несмотря на крайне трудные условия работы и нехватку практически всех необходимых компонентов и оборудования, в лаборатории были изготовлены толстосводные пироксилиновые шашки на летучем растворителе, разработанные профессором И.П.Граве, рецептура реактивного пороха на нелетучем растворителе, начата непосредственная разработка ракетного снаряда. В 1925 году Лаборатория была переведена в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) для использования Главного артиллерийского полигона ГАУ. В 1926-1927 годах проведен комплекс испытаний по внутренней баллистике, изготовлены опытные образцы корпусов ракетных снарядов. Историческим событием явились успешные стрельбы реактивными снарядами на бездымном порохе 3 марта 1928 года. Впервые в СССР и в мире был осуществлен пуск ракетного снаряда на бездымном порохе. После этого успеха были форсированы работы в СССР по дальнейшему развитию ракетной техники. В апреле 1928 года лаборатория стала именоваться Газодинамической лабораторией ВНИК при РВС СССР. В марте 1928 года приступила к работе Комиссия, назначенная приказом начальника ГАУ по рассмотрению хода работ Лаборатории Тихомирова. «Воздушная мина» Тихомирова после дальнейших исследований и доработки стала реальным грозным оружием. Сам Тихомиров в последние годы жизни занялся исследованиями по выявлению основных закономерностей горения реактивного пороха в камерах с соплом и по экспериментальной отработке основных конструкторских элементов будущих ракет. Эти исследования уже после его кончины привели к созданию принципиально новых систем. Н.И.Тихомиров – автор ряда теоретических работ, среди которых: «Полет реактивного снаряда», «Определение наивыгоднейшего времени горения пороха в реактивном снаряде», «Внешняя баллистика реактивных снарядов».В июне 1929 года Н.И.Тихомиров подал заявление в Отдел военных изобретений Комитета по делам изобретений на выдачу патента «Способ изготовления прессованного бездымного пороха на твердых растворителях», такой патент был выдан 20 июня 1930 года. На этом порохе были отработаны все основные виды реактивного вооружения вплоть по 1939 года. Н.И.Тихомиров был незаурядным организатором, оставившим вполне сформировавшуюся научную реактивную школу (В.А.Артемьев, Б.С.Петропавловский, Г.Э.Лангемак, И.И.Кулагин и другие), которая уже под руководством С.П.Королева и В.П.Глушко прославила Родину. Скончался 28 апреля 1930 года в Ленинграде. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, впоследствии место захоронения было утеряно. На этом кладбище в 1971 году был установлен символический надгробный памятник Н.И.Тихомирову. В 1971 году именем учёного назван кратер на обратной стороне Луны.
[525x700]
В 1987 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на доме № 92 по Невскому проспекту, где жил Н.И.Тихомиров установлена мемориальная доска в его честь. За выдающиеся заслуги в укреплении оборонной мощи Советского государства и большой личный вклад в создание отечественного реактивного оружия, Указом Президента СССР от 21 июня 1991 года Тихомирову Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда (посмертно). Этим же Указом звание Героя Социалистического Труда (посмертно) было также присвоено И.Т. Клеймёнову, Г.Э. Лангемаку, В.Н. Лужину, Б.С. Петропавловскому, Б.М. Слонимеру. Награждён орденом Ленина (21 июня 1991, посмертно).

[572x699]
1860
Игнацы Ян Падеревский (польское имя — Ignacy Jan Paderewski)
польский пианист, композитор, государственный и общественный деятель, дипломат. С января по декабрь 1919 года занимал пост премьер-министра и министра иностранных дел Польши. Рыцарь Большого Креста ордена Британской империи. Будущий музыкант родился в селе Куриловка на Подолье (ныне — территория Украины), в семье крестьянина Яна Падеревского и Поликсены Новицкой, умершей вскоре после рождения сына. Ранние годы Падеревский провёл с отцом и сестрой в поместье под Житомиром, однако после ареста отца по подозрению в участии в Польском восстании 1863 года, его взяла на воспитание тётка. Вскоре Ян Падеревский был освобождён и, женившись во второй раз, вместе с семьёй переехал в город Судылков (близ Шепетовки), где смог устроиться на постоянную работу. К этому времени относятся первые музыкальные опыты Падеревского-младшего. Он брал уроки игры на фортепиано у Петра Совинского, но в основном был самоучкой. Прирождённый талант и большое трудолюбие позволили ему быстро добиться значительных успехов, и летом 1872 года он смог поступить в Варшавский институт музыки (ныне Варшавская консерватория), который окончил в 1878 г. (ученик Юлиуша Яноты, Павла Шлёцера, Рудольфа Штробля). В последующие несколько лет Падеревский жил в Варшаве, зарабатывая на жизнь преподавательской и композиторской деятельностью. В 1880 году он женился на Антонине Корсак, но через год она умерла, а родившийся сын Альфред оказался инвалидом. Чтобы пережить эти события, Падеревский принимает решение полностью посвятить себя музыке, и в конце 1881 года уезжает в Берлин, берёт уроки композиции у Фридриха Киля и Генриха Урбана, а также знакомится с Рихардом Штраусом и Антоном Рубинштейном. Последний, отметив дарование Падеревского, советует тому продолжать карьеру пианиста и композитора, и в 1884 он переезжает в Вену, где становится учеником Теодора Лешетицкого. Проведя затем некоторое время в Страсбурге на должности профессора консерватории, пианист вновь возвращается в Вену, где в 1887 году состоялся его первый сольный концерт. Вскоре имя музыканта получает широкую известность, в 1889 году проходят его концерты в Париже, на одном из которых публика вызывала его на бис в течение часа. Год спустя с не меньшим успехом Падеревский выступает в Лондоне, а ещё через год — в Соединённых Штатах. Благодаря своему выдающемуся мастерству (которого он добивался огромной работой, проводимой при подготовке к концертам), Падеревский становится культовой фигурой музыкального общества, везде пользуясь огромным успехом. Публику привлекала не только музыкальная составляющая исполнения Падеревского, но и его яркий, вызывающий, гипнотический внешний вид. Критики признавали его одним из наиболее выдающихся музыкантов своего времени, несмотря даже на то, что его трактовка сочинений была зачастую весьма смелой с точки зрения динамики и темпов.
[700x350]
В 1897 году Падеревский покупает в Швейцарии усадьбу «Рион-Боссон», неподалёку от города Морж на берегу Женевского озера, где проводит дни отдыха между концертами, а два года спустя женится на Елене Гурской, добившейся ради этого развода с первым мужем, скрипачом Владиславом Гурским. Заработав к этому времени достаточно большое состояние, пианист приобретает дополнительно поместье в Польше и ведёт жизнь «светского льва», не переставая, тем не менее, активно давать концерты по всему миру (в 1904 году он посетил даже Новую Зеландию), значительную часть гонораров с которых он тратил на благотворительность. Падеревский получает известность и как композитор — его опера «Манру» была с большим успехом поставлена в Европе (премьера состоялась 29 мая 1901 в Дрездене) и США (это единственная в истории польскоязычная опера польского композитора, исполненная в театре Метрополитен-опера). На время прекратив выступления в 1907 году, Падеревский заканчивает ряд крупных сочинений, в том числе Симфонию h-moll, однако, вернувшись к концертной деятельности в 1909, переживает очередной творческий кризис. Позднее в своих воспоминаниях пианист напишет: «Я не хотел играть… для меня это была пытка». С начала 1910-х годов Падеревский начинает участвовать в политической жизни Польши, поддерживая идею о её независимости. В 1913 году он обосновался в США, однако с началом Первой мировой войны вернулся в Европу, где стал одним из членов Польского Национального комитета в Париже, который вскоре был признан представителем Польши при Антанте. Он также принимал участие в создании аналогичных политических и общественных организаций в других городах, в том числе Лондонского фонда помощи. Ораторский дар и яркая харизма позволили Падеревскому убедить президента США Вудро Вильсона объявить одной из заявленных целей при вступлении в войну за независимость Польши, однако поддержка не понадобилась, так как к концу войны три державы, делившие Польшу между собой, распались, и она получила самостоятельность. В этот период Падеревский должен был стать посредником между поддерживавшимся Антантой «правительством Польши в изгнании» и новым главой государства Юзефом Пилсудским, и в январе 1919 последний назначил его премьер-министром. На этой должности он пробыл менее года, однако успел поучаствовать в Парижской мирной конференции. После этого политическая карьера Падеревского была сравнительно недолгой: условия договора были далеко не самыми благоприятными для Польши, и музыкант, поняв, что не сможет разобраться во всех политических тонкостях и опасностях, которые он сулил, подал в отставку в декабре 1919. Летом следующего года, когда войска Красной Армии двигались в варшавском направлении, Падеревский участвовал в Конференции послов, являвшейся по сути продолжением Парижской конференции, однако, вновь разочаровавшись в перспективах развития Польши, которые предлагала Антанта, окончательно ушёл из политики, вернувшись к концертам. Первое после долгого перерыва выступление пианиста состоялось в Карнеги-холле и имело огромный успех.
[700x359]
В рамках концертного тура по США музыкант дал ещё ряд концертов, всюду собирая полные залы. После этого он вернулся в Рион-Боссон, но уже в 1926 году, узнав о произошедшем в Польше Майском перевороте под предводительством Пилсудского, вновь заявил о своей активной политической позиции и выступил против Санации. В усадьбе Падеревского была подписана декларация членов оппозиции, получившей название «Моржский фронт» (по имени города). В 1936 Падеревский снялся в фильме «Лунная соната», посвящённом его исполнительскому искусству. Музыкант мало занимался преподаванием. Наиболее известным его учеником был польский пианист Витольд Малцужиньский, завоевавший вторую премию на Конкурсе имени Шопена. На рубеже 1920-1930-х гг. в усадьбу Падеревского приезжала брать уроки группа польских пианистов, в которую входили, в частности, Зыгмунт Дыгат, Александр Брахоцкий, Хенрык Штомпка. В более ранний период под руководством Падеревского занимались в Париже Зыгмунт Стоёвский и Антонина Шумовская. После Польской кампании 1939 года восьмидесятилетний Падеревский решает вновь вернуться к активной общественной деятельности. В 1940 он входит в состав польского марионеточного правительства, находящегося в Лондоне, и возрождает свой Фонд. Чтобы обеспечить его деньгами, музыкант вновь даёт концертные туры в США, во время одного из которых он заболел воспалением лёгких, от которого и умер в Нью-Йорке 29 июня 1941 года. Падеревский был похоронен на Арлингтонском национальном кладбище, а 5 июля 1992 года его останки были перевезены в Варшаву и торжественно перезахоронены в соборе Святого Иоанна.
Paderewski_grave (617x700, 278Kb)
Саркофаг Падеревского в соборе Святого Иоанна в Варшаве
Сочинять небольшие пьесы Падеревский начал ещё в юношеском возрасте, но уже в произведениях конца 1870-х (Скрипичная соната, «Песни странника») начинает проявляться его индивидуальный композиторский стиль в духе позднего романтизма. Первые крупные сочинения Падеревского — Фортепианный концерт, написанный и впервые исполненный в 1889, а также Фантазия на польские темы для того же состава, созданная четырьмя годами позднее, сперва имели успех, в основном, благодаря тому, что Падеревский сам блестяще их исполнял, но к 1930-м годам ушли в неизвестность, в чём немалую роль сыграла незрелая, сырая гармонизация и излишняя высокопарность изложения обоих произведений. Творческая активность Падеревского затем проявлялась в течение коротких периодов, связанных с перерывами в его интенсивной концертной деятельности. Одним из таких периодов был 1903 год, когда композитор окончил Фортепианную сонату, Двенадцать романсов на стихи Катюля Мендеса и Вариации и фугу — одно из лучших своих сочинений.
[700x466]
Памятник Падеревскому в Варшаве.
Крупнейшее оркестровое сочинение Падеревского — Симфония h-moll — было начато в 1903 году, однако работу над ним композитор возобновил лишь в 1907—1908 годах, когда в очередной раз отошёл от концертов. Симфония не пользовалась большой популярностью: написанная в национально-романтическом духе и отмеченная некоторым стилистическим непостоянством, она казалась неким анахронизмом на фоне бурно развивавшейся европейской музыкальной культуры начала XX века. Сочинение длится семьдесят минут, в нём отображены различные эпизоды польской истории. Общеевропейское уважение к Падеревскому позволило этой симфонии, тем не менее, некоторое время оставаться в репертуаре оркестров и получать одобрительные отзывы критиков. Своим важнейшим сочинением сам Падеревский считал оперу «Манру». Начав работу над ней в 1893 году, он завершил её в 1901, премьера состоялась 29 мая в Дрездене. Опера написана на либретто Альфреда Носсига по роману Юзефа Крашевского «Дом за деревней» («Chata za wsią») и повествует о любви молодого цыгана к польской крестьянке. Как и в случае с симфонией, после успешных первых представлений публика потеряла интерес к опере из-за недостатка драматизма в её музыке. Композитор не смог полностью реализовать решение сюжета, основанного на проблеме расовых и культурных конфликтов, которая в начале XX века стала весьма актуальной.
[700x568]
Памятник Падеревскому в Кракове.
Опера: «Манру» (1901). Оркестровые сочинения: Симфония h-moll (1903—1908); Увертюра Es-dur (1884); Концерт для фортепиано a-moll (1882—1888); Концерт для скрипки с оркестром (1886—1888, восстановлен в 1991); Сюита G-dur для струнных (1884). Сочинения для фортепиано: Соната Es-dur (1887—1903); Вариации и фуга Es-dur (1885—1903). Прелюдии: Сюита Es-dur; Интродукция и токката; Вальсы, мазурки, полонезы, менуэты, краковяки и др. Камерные сочинения: Соната для скрипки и фортепиано a-moll (1885); Песня и Романс для скрипки и фортепиано (начало 1880-х); Вариации и фуга для струнного квартета (1884). Вокальные сочинения: Песни для голоса и фортепиано на слова польских поэтов; Хоры для мужских голосов a capella и в сопровождении духового оркестра. Библиография: A.Zamoyski. Paderewski. — New York, London, 1982.

Панфёров (610x700, 275Kb)
1860
Константин Александрович Панфёров
генерал-майор флота в Российской империи. Родился в Херсонской губернии. 1875 г. сентября 28. Поступил в морское училище воспитанником. 1881 г. апреля 24. Произведён в гардемарины. 1882 г. июня 12. Произведён в мичмана. 1884 г. мая Утверждён в должности экипажного адъютанта. 1889 г. апреля 21. Произведён в лейтенанты. 1892 г. августа 23. Назначен командующим конфискованной английской шхуны «Медотот» для отвода её из Петропавловска во Владивосток, которой командовал по 22 сентября 1892 г. 1893 г. мая 23. Утверждён в должности командира роты крейсера «Забияка». 1893 г. мая 23. Назначен исполнять обязанности артиллерийского офицера. 1896 г. июня 8. Назначен командиром 1-й роты команды крейсера 1-го ранга «Россия». 1898 г. января 4. Зачислен на оклад капитан-лейтенанта. 1899 г. марта 4. Назначен старшим офицером крейсера 1-го ранга «Адмирал Корнилов». 1901 г. ноября 18. Назначен командиром миноносца «Сова». 1902 г. окября 11. Назначен ротным командиром школы машинных квартирмейстеров. 1902 г. октября 17. Командир судна «Ижора». 1902 г. декабря 6. Произведён в капитаны 2-го ранга. 1902 г. июня 23. Назначен командиром миноносца «Прочный». 1904 г. марта 7. Назначен в Кронштадте флаг-капитаном берегового штаба старшего флагмана 1 флотской дивизии. 1908 г. Произведён в капитаны 1-го ранга. 14 ноября 1911 года назначен командиром Кронштадтского флотского полуэкипажа. 1913 г. ноября 19. Произведён в генерал-майоры флота. 1917 г. июля 6. Зачислен в резерв флота. 1917 г. сентября 3. Назначен членом комиссии по выработке положения о разгрузке и эвакуации учреждений Морского министерства и заводом морского ведомства. После октябрьской революции 1917 года, якобы был главным интендантом Кронштадта, а в 1918 или 1919 г. у него случился инсульт и он ушёл в отставку. Последние годы перед смертью жил в принадлежащем ему доме на реке Оредеж.Умер не ранее 1920 года. Награды: Орден Святого Станислава III степени (13 января 1894 г.); Серебряная медаль «В память царствования императора Александра III» (2 апреля 1896 г.); Орден Святой Анны III степени (26 мая 1896 г.); французский орден Почётного легиона кавалерского креста и прусский орден Короны III класса (20 сентября 1897 г.); Орден Святого Станислава II степени за труды по занятию портов Квантунского полуострова (26 сентября 1899 г.); бронзовая медаль «За поход в Китай» (19 декабря 1902 г.); Орден Святой Анны II степени (1904 г.); Орден Святого Владимира IV степени (1906 г.); Орден Святого Владимира III степени (1912 г.); Орден Святого Станислава I степени (1915 г.); Орден Святой Анны I степени (19 декабря 1916). Семья: В 1888 г. женился на Бугольц Евгении Александровне. Дети: Варвара (15 декабря 1889); Владимир (29 августа 1891); Георгий (26 марта 1895). Источники: Личное дело Панферова К.А., Список личного состава судов флота, строевых и адмиралов. Учреждений морского ведомства. Исправлено по 24 апреля 1916 г. Петроград.1916 г., форма № 249, опись 1, единиц хранения 99, лист 71, 105, лист 159, 108, лист 3, 105, лист 396; ВМА, фонд 406, опись № 9, дело № 3098.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 18 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»