[476x699]
1878
Лизе Мейтнер (немецкое имя — Lise Meitner)
австрийский физик и радиохимик. Проводила исследования в области ядерной физики, ядерной химии и радиохимии. Лиза Мейтнер родилась в Вене, была третьим из восьми детей в еврейской семье. Как случалось тогда со многими молодыми женщинами, искавшими себя в науке, её родители были против её поступления в университет, однако Лиза настояла на своём, и 1901 году поступила в Венский университет, где начала изучать физику под руководством Людвига Больцмана и Франца Экснера. В 1905 году она первой среди женщин в университете получила степень PhD в области физики. После этого она отправилась в Институт кайзера Вильгельма в Берлин, чтобы начать изучение химии под руководством Макса Планка и работать вместе с Отто Ганом. Используя свои знания по физике и знания Гана по химии, они проработали 30 лет. В 1917 году они открыли первый долгоживущий изотоп протактиния. В 1923, Лиза открыла безизлучательный переход, получивший название эффект Оже в честь французского исследователя Пьера Виктора Оже, который независимо открыл его в 1925 году. В 1926 году Лиза стала профессором Берлинского университета. Она оказалась первой женщиной в Германии, кто достиг таких высот в какой-либо области наук. После открытия нейтрона в 1932 году возник вопрос о создании трансурановых элементов. Началось соревнование между Эрнестом Резерфордом из Англии, Ирен Жолио-Кюри из Франции, Энрико Ферми из Италии, и Лизой Мейтнер вместе с Отто Ганом из Берлина.
[534x699]
Лиза Мейтнер и Отто Ган за работой в Институте кайзера Вильгельма
Всё это время все они предполагали, что это будет абстрактное исследование, за которым последует Нобелевская премия. Ни один из них не предполагал, что эти исследования закончатся созданием ядерного оружия. После аншлюса Австрии в 1938 году Дирк Костер убедил Мейтнер покинуть Германию и отправиться в Швецию. Из-за её еврейского происхождения у неё не было действительного паспорта, и её чуть было не задержали на границе. Благодаря счастливой случайности Лиза Мейтнер сумела пересечь границу с Голландией. Мейтнер продолжила работу в институте Манне Сигбана в Стокгольме, но, вероятно из-за предвзятого отношения к женщинам-учёным у Сигбана, Лиза работала, не получая никакой поддержки. Ган и Мейтнер тайно встретились в Копенгагене в ноябре для того, чтобы обсудить новую серию экспериментов, для этой цели они также обменивались письмами. В лаборатории Гана в Берлине были проведены эксперименты по доказательству расщепления ядра. Из сохранившейся переписки следует, что Ган никогда бы не поверил в расщепление ядра, если бы Мейтнер не продемонстрировала ему. Ей первой удалось расщепить атомное ядро на части: ядра урана распадались на ядра бария и криптона, при этом выделялось несколько нейтронов и большое количество энергии.
Лиза Мейтнер, 1946.
В декабре 1938 года Нильс Бор в своём письме отмечал, что в процессах бомбардировки атомов урана энергии выделяется гораздо больше, чем предполагается теорией нераспадающейся оболочки. Многие утверждают, что Лиза первой провела расчёты с учётом того, что оболочки могут распадаться. По политическим соображениям Лизе Мейтнер запрещалось публиковаться вместе с Отто Ганом в 1939 году. Ган опубликовал данные по химическому эксперименту в январе 1939 года, а Лиза описала физическое обоснование эксперимента месяцем позже, вместе со своим племянником, физиком Отто Робертом Фришем. Лиза заметила, что процесс ядерного деления может породить цепную реакцию, которая может привести к большим выбросам энергии. Это заявление вызвало сенсацию в научной среде. Знания, при помощи которых можно было создать оружие невероятной силы, могли оказаться в немецких руках. Американские учёные Лео Сцилард, Эдвард Теллер и Юджин Вигнер убедили Альберта Эйнштейна написать предупреждающее письмо президенту Франклину Рузвельту, после чего был создан проект Манхэттен. Мейтнер отказалась работать в Лос Аламосе, заявив: «Я не буду делать бомбу!» В 1944 году Отто Ган совместно с Фрицем Штрассманом получили Нобелевскую премию по химии за открытие ядерного распада. По мнению многих учёных Мейтнер заслуживала той же почести, однако Отто Ган заявил, что премия должна вручаться только за достижения по химии. Многие утверждают, что Лизе не дали Нобелевскую премию из-за того, что одним из членов комитета был Сигбан, недолюбливавший Мейтнер. Однако в 1966 году Ган, Штрассман и Мейтнер вместе получили премию Энрико Ферми. В 1946 году «National Women’s Press Club» (США) назвал Лизу «Женщиной года». В 1949 году она получила премию Макса Планка. В 1960 году Мейтнер переехала в Кембридж, где умерла 27 октября 1968 года, за несколько дней до своего 90-летия.
Избранные публикации
Из 169 опубликованных работ основными можно считать следующие:
Книги: Meitner L. Atomvorgänge und ihre Sichtbarmachung. — Stuttg.: Ferdinand Enke, 1926; Meitner L., Delbrück M. Der Aufbau Der Atomkerne: Natürliche und Künstliche Kernumwandlungen. — B.: Springer Verlag, 1935; Meitner L., Hahn O. Atomenergie und Frieden. — W.: Frick-Verlag, 1954.
Статьи: Meitner L. Wärmeleitung in inhomogenen Körpern // Phys. Inst. Wien. — 1906. — Bd. 115. — S. 125—137; Meitner L. Über die Absorption von α- und β-Strahlen // Physikalische Zeitschrift. — 1907. — Bd. 7. — S. 588—590; Meitner L. Die Muttersubstanz des Actiniums, ein neues radioaktives Element von langer Lebensdauer // Zeitschrift für Elektrochemie und angewandte physikalische Chemie. — 1918. — Bd. 24. — S. 169—173. — doi:10.1002/bbpc.19180241107; Hahn O., Meitner L. Über das Protactinium und die Frage nach der Möglichkeit seiner Herstellung als chemisches Element // Naturwissenschaften. — 1919. — Bd. 7. — S. 611—612. — doi:10.1007/BF01498184; Meitner L. Über die Entstehung der β-Strahl-Spektren radioaktiver Substanzen // Zeitschrift für Physik. — 1922. — Bd. 9. — S. 131—144. — doi:10.1007/BF01326962; Meitner L. Der Zusammenhang von α- und β-Strahlen // Ergebnisse der Exakten Naturwissenschaften. — 1924. — Bd. 3. — S. 160—181. — doi:10.1007/978-3-642-94260-0_7; Meitner L. Über den Aufbau des Atominnern // Naturwissenschaften. — 1927. — Bd. 15. — S. 369—378. — doi:10.1007/BF01504760; Meitner L., Frisch O.R. Disintegration of Uranium by Neutrons: a New Type of Nuclear Reaction // Nature. — 1939. — Vol. 143. — P. 239—240. — doi:10.1038/143239a0; Meitner L. The Status of Women in the Professions // Physics Today. — 1960. — Vol. 13, № 8. — P. 16—21. — doi:10.1063/1.3057062; Meitner L. Right and wrong roads to the discovery of nuclear energy // IAEA Bulletin. — 1962. — Vol. 4. — P. 6—8.
Память
В честь Лизы Мейтнер названа улица в немецком городе Боркене. В 1970 году Международный астрономический союз присвоил имя Лизы Мейтнер кратеру на обратной стороне Луны. В 1979 году Международный астрономический союз присвоил её имя кратеру на Венере. В 1997 году Международный союз теоретической и прикладной химии (IUPAC) официально принял название мейтнерий в её честь для химического элемента побочной подгруппы VIII группы 7-го периода периодической системы элементов с атомным номером 109, который ранее был известен как унниленний Une (или эка-иридий).. В 2000 году Европейское физическое общество учредило Премию Лизы Мейтнер.
[595x700]
Почтовая марка ФРГ из серии «Известные женщины», посвящённая Л.Мейтнер, 1988, 130 пфенингов (Скотт 1486). В честь Лизы Мейтнер названа улица в немецком городе Боркене. Из 169 опубликованных работ наибольшего внимания заслуживают эти: 1906: Wärmeleitung in inhomogenen Körpern; 1907: Über die Absorption von α- und β-Strahlen; 1918: Die Muttersubstanz des Actiniums, ein neues radioaktives Element von langer Lebensdauer (совместно с Отто Ганом); 1919: Über das Protactinium und die Frage nach der Möglichkeit seiner Herstellung als chemisches Element; 1922: Über der Entstehung der Betastrahl-Spektren radioaktiver Substanzen; 1924: Über den Aufbau des Atominneren; 1927: Der Zusammenhang von α- und β-Strahlen; 1935: Der Aufbau der Atomkerne (совместно с Робертом Фришем); 1939: Disintegration of uranium by neutrons: a new type of nuclear reaction (совместно с Робертом Фришем); 1954: Atomenergie und Frieden (совместно с Отто Ганом); 1960: The Status of Women in the Professions; 1963: Wege und Irrwege der Kernenergie.
Литература
Книги: Фридрих Гернек «Пионеры атомного века» Москва: Прогресс, 1974. — 372 с текстом; Ферми Л. Атомы у нас дома. Москва, 1959; Crawford D., Lise Meitner, atomic pioneer, N.Y., 1969; Rife P. Lise Meitner and the Dawn of the Nuclear Age. — Birkhäuser, 2006; Sime R.L. Lise Meitner: A Life in Physics (англ.). — University of California Press, 1997; Stolz W. Otto Hahn/Lise Meitner. — Vieweg+Teubner Verlag, 1989; Гернек Ф. Пионеры атомного века. — Москва: Прогресс, 1974; Ферми Л. Атомы у нас дома. — Москва: Иностранная литература, 1959.
Статьи: Bernstein J. Lise Meitner: The Discovery of Nuclear Fission // Inference: International Review of Science. — 2019. — Vol. 5, № 1; Храмов Ю.А. Мейтнер (Майтнер) Лизе (Meitner Lise) // Физики: Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва: Наука, 1983. — Страница 183. — 400 страниц — 200 000 экземпляров (в переплёте)
[454x700]
1878
Ганс Цинсер (немецкое имя — Hans Zinsser)
американский бактериолог и иммунолог немецкого происхождения. После окончания медицинского колледжа Колумбийского университета (1903) работал бактериологом. С 1910 профессор Стенфордского, затем Колумбийского университетов с 1923 — профессор Гарвардского университета. Труды по вопросам сыпного тифа, холеры и других инфекций. Г.Цинсер одним из первых в 1914 г. классифицировал все микроорганизмы на три группы: чистые сапрофиты, которые не способны развиваться в ткани организма и, соответственно, не способные вызывать развитие инфекционных болезней; чистые паразиты, которые легко развиваются в организме человека, вызывая развитие заболевания; и паразиты, которые имеют низкие инвазивные свойства и способные вызывать развитие заболевания только в некоторых случаях. По мнению Г.Цинсера эти группы микроорганизмов «абсолютно не перекрещиваются между собой». Таким образом, основная масса исследований, проводимых в начале ХХ столетия, была ориентирована на доказательство причастности к развитию инфекционных заболеваний ограниченной группы возбудителей, обладающих высокими вирулентными свойствами, определяющих их контагиозность. Данный принцип и был положен в основу выделения инфекционных заболеваний как самостоятельной и даже в определенной степени «изолированной» области клинической медицины и концептуально определить характер развивающегося инфекционного процесса. В 1915 в составе санитарной комиссии Американского Красного креста посетил Сербию, где изучал сыпной тиф, что получило отражение и в его научно-популярной книге «Крысы, вши и история» (1935). Изучал вспышки холеры в Советском Союзе (1923), тюремной эпидемия сыпного тифа в Мексике (1931). Впервые установил (1934), что болезнь Брилла – поздний рецидив сыпного тифа в более лёгкой форме (болезнь Брилла-Цинсера). Разработал методы культивирования анаэробов, бледной трепонемы, риккетсий. К 1939 году он усовершенствовал методику производства и наработал достаточное количество вакцины против сыпного тифа для защиты нации от эпидемии. Известен также как поэт (сборник сонетов «Весна, лето и осень», 1942, и др.). Он написал свою автобиографию в третьем лице «Каким я помню его. Биография Р.С.» (1940). Умер Ганс Цинсер умер от лейкоза 4 сентября 1940 года.

1879
Пимен (в миру — Пётр Захарович Белоликов)
епископ Русской православной церкви, епископ Семиреченский и Верненский, викарий Туркестанской епархии. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году. Родился в деревне Васильевское, Череповецкий уезд, Новгородская губерния, Российская империя, в семье священника Захарии Ивановича Белоликова и его супруги Марии Ивановны. С детских лет был духовно близок к святому Иоанну Кронштатдскому. Окончил Кирилловское духовное училище в 1894 году, Новгородскую духовную семинарию в 1900 году, Киевскую духовную академию в 1904 году со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Отношение Вселенских Соборов к творениям церковных писателей»). 20 августа 1903 года принял монашеский постриг с именем Пимен. Затем возведён в сан иеродиакона, с 16 июня 1904 года — иеромонаха.
Миссионер
25 августа 1904 года назначен в Урмийскую православную духовную миссию на северо-западе Персии. С 20 июля 1906 года — помощник начальника Урмийской миссии.
Быстро изучил древнесирийский и новосирийский языки, тюркские наречия и проповедовал среди сирийских несториан, перешедших в православие, защищал их интересы перед персидскими властями, преподавал в училище при миссии, занимался научными трудами, переводил раннехристианские сирийские тексты (в частности, «Сказание о славных делах Раббулы, епископа благословенного города Ургэй (Едессы)» — биографию древнего сирийского святого, боровшегося против несторианства, «Житие блаженного Мар-Евгена, начальника иноков страны Низибийской на горе Изла»). Издавал миссийский журнал «Православная Урмия». Написал небольшую книгу «Православная Урмия в годы персидских смут» (Киев, 1911). Работал над магистерской диссертацией об одном из древнесирийских письменных источников. С 19 сентября 1908 года возведён в сан игумена. С 16 марта 1911 года — ректор Александровской Ардонской духовной семинарии с возведением по должности в сан архимандрита. Уделял много времени воспитанникам, преподавал курс Нового Завета, восстанавливал расстроенный бюджет семинарии. Занимался духовным просвещением православных осетин. Постепенно у архимандрита Пимена крепло намерение вернуться в Миссию. Кроме этого, в это время в Персии начались беспорядками и волнения. Вновь понадобились опыт и знания отца Пимена. С 7 августа 1912 года — вновь помощник начальника Урмийской миссии. С 21 октября 1914 года — ректор Пермской духовной семинарии. Был соратником правящего архиерея Пермской епархии епископа Андроника (Никольского). Руководил трезвенническим движением в городе. В хронике проводов владыки Пимена из Перми в 1916 году указывалось: «Он был истинным пастырем, был бессребреником, помогал направо и налево». 20 июля 1916 года назначен начальником Урмийской духовной миссии с возведением в сан епископа. 19 августа 1916 года в Петрограде хиротонисан во епископа Салмасского. Перед отъездом в Урмию вновь побывал в Перми.
Архиерей в Семиречье
С 16 июля 1917 года — епископ Семиреченский и Верненский, викарий Туркестанской епархии. Прибыл в город Верный 24 октября 1917 года. Возобновил проведение народных чтений и бесед, по воспоминаниям большевиков народ шёл к нему с утра до вечера. Его авторитет был так велик, что советская власть серьёзно опасалась «двоевластия» в Семиречье. Осудил декрет о гражданском браке, добивался сохранения преподавания в школах Закона Божия. Организовал детский духовный кружок. Летом 1918 года воспрепятствовал изъятию церковных ценностей из кафедрального собора. На страницах издававшейся в Китае, в Кульдже, и нелегально распространявшейся по Семиречью газеты «Свободное слово» поддерживал Белое движение и призывал к вступлению в его ряды. В своих проповедях призывал народ молиться «об избавлении от супостата». Осудил расстрел царской семьи. В то же время на Пасху 1918 года посетил раненых красногвардейцев в больнице Красного Креста.
Мученическая кончина
16 сентября 1918 года в дом владыки ворвались красноармейцы из карательного отряда Ивана Мамонтова, отозванного с Семиреченского фронта. Епископа посадили на тачанку и увезли в загородную рощу Баума, где убили. Его тело было глубокой ночью тайно погребено верующими в парке рядом с кафедральным собором справа от семейного склепа Семиреченского генерал-губернатора Г.А.Колпаковского. Позднее представители большевистской власти дистанцировались от этого преступления. Так, в романе «Мятеж» писатель-большевик Дмитрий Фурманов писал: «Безотчётность, безответственность… хулиганство мамонтовского отряда дошло, например, до того, что из домашней церкви пьяной ватагой был выхвачен архиерей и за городом расстрелян без суда, без предъявления должных обвинений». По другим данным, убийство владыки было согласовано с местными руководящими советскими работниками, по тайному распоряжению Верненского исполкома и оформлено решением «полевого суда».
Награды: ОрденСвятой Анны III степени (1908); ОрденСвятой Анны II степени (1912); ОрденСвятого Владимира IV степени (1915); ОрденСвятого Владимира III степени (1916, по ходатайству епископа Андроника).
Семья
Отец — священник Захария Иванович Белоликов. Мать — Мария Ивановна, дочь священника Иоанна Орнатского, двоюродного племянника епископа Пензенского и Саратовского Амвросия.
Братья: Александр (1867—1906) — священник в городе Череповце, кандидат богословия; Павел (1871—1920) — священник в Череповецком и Белозерском уездах; Иван (1873—1937) — священник Рдейской женской пустыни, настоятель Георгиевской церкви Старой Руссы, протоиерей («патриаршей» юрисдикции). Расстрелян; Николай (1881—1936) — преподаватель духовного училища в Красном Холме Тверской губернии, кандидат богословия; Алексей (1883—1937) — священник в родном селе Васильевском, протоиерей («обновленческой» юрисдикции). Расстрелян; Василий (1887—1937) — профессор богословия Киевской духовной академии, деятель обновленческого движения, затем в 1934 году, когда порвал с обновленцами). Расстрелян.
Сёстры: Надежда Иванова (1875-?); Анна Диаконова (1877—1906)
Двоюродные братья: Владимир Орнатский (1893—1977) — доктор медицинских наук, профессор ЛИУВ; Иван Орнатский (1886—1971) — доктор медицинских наук, профессор ГМИ; Николай Орнатский (1895—1964) — доктор технических наук, профессор МАДИ и МГУ, создатель курса и соавтор учебника «Механика грунтов».
Почитание и Канонизация
Имя епископа Пимена было внесено в черновой список поимённый новомучеников и исповедников российских при подготовке канонизации, совершённой РПЦЗ в 1981 году. Канонизация при этом не была поименной, а список новомучеников был издан только в конце 1990-х годов. Канонизован как местночтимый святой Алма-Атинской епархии Русской православной церкви 12 октября 1997 года. На месте гибели епископа установлен гранитный обелиск. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. На звоннице алма-атинского Вознесенского собора в год 2000-летия Рождества Христова в день памяти священномученика Пимена (16 сентября) был установлен стопудовый колокол, который назван «Пимен».
Литература: Стефан (Садо), иером. Российская православная миссия в Урмии (1898-1918) // Христианское чтение. — 1996. — № 13. — Страницы 73—112; Любовью побеждая страх: Жизнеописания новомучеников Российских : Архиепископ Пермский Андроник, Епископ Соликамский Феофан, Архиепископ Черниговский Василий, Епископ Семиреченский Пимен, 1867—1918 / составитель Виктор Королев. — Фрязино : Содружество «Православный Паломник», 1998. — 175 страниц. — ISBN 5-7169-0002-X; Ходаковская О.И. Священномученик Пимен (Белоликов), епископ Семиреченский и Верненский.. — Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. — 430 страниц; Ходаковская О.И. Там, где сияют горные вершины. Документальное исследование жизни и трудов преосвященного Пимена епископа Семиреченского и Верненского, священномученика (1879–1918). — Алма-Ата, 2012. — 247 страниц; Ходаковская О.И. Пимен (Белоликов) // Православная энциклопедия. — Москва, 2019. — Том LVI : «Петр Дамиани — Повечерие». — Страницы 465-468. — 752 страниц. — 39 000 экземпляров. — ISBN 978-5-89572-063-9; Дамаскин (Орловский), архимандрит. Урмийская трагедия. Житие священномученика Пимена (Белоликова), епископа Семиреченского и Верненского. — Москва: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2020. — 511 с. — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-9905640-9-1.
1878
Грейс Э́бботт (Grace Abbott)
американская общественная деятельница, социальная работница. Родилась в городе Гранд-Айленд, штат Небраска, США. Активно участвовала в борьбе за права женщин и детей, в частности за запрет детского труда. Состояла в Женской лиге профсоюзов. Ей был поручен контроль за исполнением первого федерального закона о детском труде (1916). В 1921—1934 годах возглавляла Бюро по делам детей. Участвовала в разработке закона о социальном страховании. Сестра Эдит Эббот. Умерла в городе Чикаго, штат Иллинойс, США, 19 июня 1939 года.
1880
Джимми Геммелл (Jimmy Gemmell)
шотландский футболист, крайний нападающий, поигравший за «Сандерленд», «Сток Сити» и «Лидс Сити». Чемпион Англии в составе «Сандерленда». Родившийся в Глазго Джимми начал свою карьеру в местном клубе «Данточтер Хиберниан». В августе 1900 года он перешёл в «Клайд», вылетевший перед тем во второй шотландский дивизион. Спустя всего три месяца Геммелл оказался в «Сандерленде».
«Сандерленд»
В «Сандерленде» Геммелл дебютировал 8 декабря 1900 года в домашнем матче с «Шеффилд Уэнсдей», закончившимся победой 1:0. В первом его сезоне в английском клубе место для Джимми не находилось и он провёл всего три матча. Следующий сезон 1901/1902 стал более успешным не только для клуба, но и для самого Геммела: «Сандерленд» стал чемпионом в четвёртый раз в своей истории, а Геммелл, забивший в 31 матче 10 голов, стал лучшим бомбардиром команды (вместе с Биллом Хоггом).
В сезоне 1902/03 Геммелл снова стал лучшим бомбардиром клуба, правда забив всего 7 мячей и разделив это звание с Джимми Милларом и Джо Хьюиттом. В дальнейшем его результативность несколько снизилась, и перед началом сезона 1907/08 Геммелл перешёл в только вылетевший из Первого дивизиона «Сток Сити». В сезоне 1910/1911 Джимми возвращается в «Сандерленд». Опытный футболист стал капитаном команды. В «новом-старом» клубе Геммелл провёл ещё два сезона, забив всего 3 гола в 37 матчах после возвращения. Всего за «Сандерленд» в официальных турнирах Геммелл сыграл в 228 матчах, в которых забил 46 голов (сделав в том числе 6 дублей). По мнению современников, Джеммел был хорошим завершителем атак, которые создавали его партнёры.
«Сток Сити» и «Лидс Сити»
Сезон 1907/1908 Геммел начал в «Сток Сити». В 11 матчах, в которых он успел принять участие Джимми забил 2 гола. Из-за организационных проблем (по окончании сезона занявший 10-е место во Втором дивизионе «Сток Сити» был расформирован), а официально по «семейным обстоятельствам» Геммелл покинул команду и 29 ноября 1907 года подписал контракт с «Лидс Сити». В новом клубе Джимми дебютировал уже через три дня 30 ноября 1907 года в выездном матче с «Олдем Атлетик». В первом же матче нападающий забил гол. Однако команда уступила 2:4, а новичок получил нелестную оценку от местной прессы. В следующем сезоне Геммелл забил 7 голов в 28 матчах в которых принял участие (в том числе хет-трик в ворота «Вулверхэмптон Уондерерс»). В конце сезона 1908/09 Геммелл стал капитаном «Лидс Сити». Однако в Лидсе он провёл ещё один сезон и вернулся в «Сандерленд». После «Сандерленда» с апреля 1912 по июль 1913 года Джимми поиграл за «Терд Ланарк», а затем непродолжительное время был играющим тренером «Уэст Стэнли», после чего завершил футбольную карьеру. Сведений о дпльнейшей судьбе нет.
Достижения: Чемпион Англии (1) — 1902; Серебряный призёр чемпионата Англии (1) — 1901; Обладатель Суперкубка Шерифа Лондона (1) — 1903.
Статистика выступлений
[620x700]
1880
Иван Михайлович Заикин
прославленный русский атлет, борец, один из первых русских летчиков. Сценическое имя — Капитан воздуха и Король железа. Родился в селе Верхнее Талызино Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Сеченовский район Нижегородской области). В детстве и юности испытал нужду и нищету. Работать пришлось с 12 лет. В юношеские годы мечтал стать таким же сильным, как отец — известный на Волге кулачный боец. Вскоре удача улыбнулась ему, когда попал на работу к купцам-миллионерам братьям Меркульевым в Царицыне, где они содержали атлетическую арену. Из этой арены и пошёл в «люди» чемпион-борец Иван Заикин. В 1904 году Меркульевы послали его на Всероссийский любительский Чемпионат, где по гирям Заикин выиграл первый приз. С этого года он и стал профессиональным атлетом и борцом. Борцовский дебют его состоялся в Твери.
Вместе с Иваном Поддубным
Иван Михайлович считался учеником Ивана Поддубного. Многие сильные борцы, встретившись с этим чемпионом-чемпионов — Поддубным, потом избегали этого «удовольствия». Борец Заикин встречался с Иваном Максимовичем на ковре 15 раз, начиная с Воронежа в 1904 году до Тифлиса в 1916 . Поддубный, как известно, учил по простому методу: «За одного битого двух небитых дают». Схватки у них проходили по-разному. В Орле 7 февраля 1905 года её описывали так: «… Боролись Поддубный с Заикным в швейцарской борьбе („на поясах“). Поддубный поднял Заикина, взял „на мельницу“ и бросил на лопатки. Это была у них первая схватка.» На Первенстве Мира 1908 года в Париже Заикин и Поддубный, победно справившись со своими соперниками, отодвинув их на второй план, встречались в финальной схватке. Продолжалась она 66 минут. После такого изнурительного поединка вперёд вышел Поддубный. Упорно проходил между ними поединок в марте 1909 года в Санкт-Петербурге в Новом цирке. Вот как его видели и оценили спортивные комментаторы того времени и оставили на память новому поколению борцов: «Нападение ведут поочередно оба противника. На 12 минуте Поддубный переводит Заикина в партер. Идёт напряжённая борьба. Приёмы почти исключительно силовые. На 47 минуте Заикин с изумительной силой выходит из партера и стремительно атакует своего могучего противника. Положения то и дело меняются. Оба борца проявляют большую силу и прекрасную школу. Финал борьбы отличается исключительной красотой. На 56 минуте Поддубный вновь переводит Заикина в партер, берёт его на задний пояс и бросает. Заикин уходит пируэтом, хватает Поддубного задним поясом и, сделав мельницу, бросает его в партер с целью положить на лопатки. Поддубный через мост уходит с партера и моментально ловит соперника на бра-бруле и укладывает его на лопатки». Из 15 схваток Заикин 10 проигрывает, а пять сводит в ничью.
Почта Молдова, 2010 г. Иван Заикин.
Кроме собственно борцовских схваток Заикин выступал и с атлетическими номерами. Он носил по арене на спине якорь на 25 пудов, бочку на 40 вёдер воды, поднимал гриф с десятком зрителей и так далее. Он ложился на арену, а по доскам на его груди проезжал автомобиль с пассажирами. На плече Ивана гнули двутавровую балку, а из листового железа он вил галстуки. С этими номерами он гастролировал в Европе, Африке, Америке и даже Австралии.
Знаменитость
Разносторонний человек, дружил с Куприным, Горьким, Шаляпиным, Блоком, Алексеем Толстым, Каменским…Заикин также дружил с Распутиным. С ним он познакомился через царицынского священника Илиодора. Того, который строил Свято-Духов монастырь. А когда Распутина ранила ножом жительница Царицына Хиония Гусева, Заикин послал ему письмо: «Молю Бога об укреплении вашего душевного и физического здоровья».
Авиатор
Однажды на гастролях в Одессе он увидел, как в небе парит аэроплан, и решил, что обязательно станет авиатором. В то время лётчиков в России можно было по пальцам пересчитать. На показательных полётах можно было заработать, и спонсорами Заикина стали одесские купцы Пташниковы. Атлет прошёл курсы авиаторов во Франции. В 1910 году Иван Заикин совершает серию показательных полётов по городам России на самолёте, принадлежавшем Пташниковым. Его манил риск, новые ощущения в авиации. И, возможно, он продолжил бы успешную карьеру воздухоплавателя, если бы не роковое случайное обещание покатать на хрупком аэроплане знакомого писателя Куприна, обладателя такой же крупной фигуры и большого веса. Они встретились вновь в Одессе, где Заикин выступал уже не как атлет, а в качестве авиатора. Выписывал круги над аэродромом на радость публике, катал храбрецов. На трибуне оказался и писатель Куприн. "В это время, Бог знает почему, я поднял руку кверху и помахал кистью руки. Заметив это, Заикин наивно и добродушно размял толпу, подошёл ко мне и сказал: «Ну, что ж, Лексантра Иваныч, полетим?» — напишет позже чудом спасшийся автор «Олеси» и «Гранатового браслета» в своём очерке «Мой полёт». Кто-то нацепил на писателя меховую шапку, и вот уже Заикин с Куприным идут к аэроплану. Взлетели, поворот и вдруг … «Сначала я видел Заикина немножко ниже своей головы. Вдруг я увидел его голову почти у своих колен. Ни у меня, ни у него (как я потом узнал) не было ни на одну секунду ощущения страха. Я каким-то странным равнодушным любопытством видел, что нас несёт на еврейское кладбище, где было на тесном пространстве тысяч до трёх народа…» — рассказывал Куприн. В этот момент Заикин круто повернул, уводя аэроплан от толпы, решив, очевидно, пожертвовать двумя жизнями, но спасти ещё несколько. Упади аэроплан в зрителей, жертв было бы не избежать. К счастью, и пилот, и пассажир остались живы. Но в небо Заикин больше не поднялся. Спонсоры Пташниковы забрали его летательный аппарат, несостоявшийся авиатор вынужден был вернуться на арену. А писатель Куприн ещё долго корил себя и принародно признавался, что он и только он один виноват в крушении аэроплана, и надеялся, что Заикин не обижается на него.
Последние годы
С 1928 года и до конца жизни жил в Кишинёве, в Бессарабии, тогда принадлежавшей Румынии, и присоединённой в 1940 году к СССР. Организовал «Спортивную арену» — ансамбль профессиональных атлетов-борцов. Их выступления, проходившие на территории Бессарабии и Румынии (в Кишинёве, Оргееве, Ганчештах, Яссах, Галаце), носили зрелищно-просветительскую направленность. Великолепно сложенные, сильные и ловкие богатыри были прекрасными агитаторами физической культуры и здорового образа жизни. 20 июля 1930 года во время исполнения трюка «Живой мост» в Ганчештах получил серьёзную травму плеча и головы; другую серьёзную травму перенёс в Плоештах. Принял участие в борцовском турнире 1934 года в Риге. В декабре 1945 г., когда отмечалось 60-летие отечественной атлетики, знаменитый богатырь был приглашён на чествование в Ленинград. Здесь произошла его встреча со знаменитым борцом и арбитром И.В.Лебедевым, которая произвела на зрителей неизгладимое впечатление. Иван Михайлович Заикин скончался в Кишинёве 22 ноября 1948 года. Похоронен на Центральном (Армянском) кладбище в Кишинёве. В памяти благодарных потомков остался пионером авиации, ярчайшим представителем отечественной атлетики. Чемпион Российской Империи по тяжёлой атлетике (1904), двукратный Чемпион Мира по французской борьбе (1908; 1913).
Память: «Воздухоплаватель» (фильм) — советский художественный фильм, биографическая драма о русском борце Иване Заикине. (Режиссёр Анатолий Вехотко; в роли Ивана Заикина Леонард Варфоломеев) В доме, где он жил в Кишинёве, был открыт музей. А улица Каменоломная, на которой находился дом, стала улицей Заикина. В 2010 году Молдавия выпустила почтовую марку с изображением И.Заикина.
Семья
У И. Заикина было две племянницы — Дарья Алексеевна Заикина и Тамара Моргунова была замужем за физиком, академиком Академии Наук Молдавской ССР Тадеушем Малиновским (1921—1996).
Мнения современников
Популярность борца Заикина была огромной. Как вспоминает его ученик, цирковой атлет В.Херц: «Огромная, из ряда вон выходящая сила Заикина, его высочайшее мастерство, артистичность и неотразимый шарм неизменно обеспечивали ему громкий успех». Когда дело шло о принципиальных, буровых схватках, Заикин не шёл ни на какие компромиссы. А.Куприн, друживший с Иваном Михайловичем, писал в журнале «Геркулес»: «Всякий вид спорта должен заключать в себе хотя бы оттенок риска, пренебрежения к боли и презрение к смерти». Всего этого хватало в судьбе борца-авиатора И.М.Заикина! Очень высоко его оценивал знаток борьбы И.В.Лебедев: «Один из умнейших борцов мира, беспощадный в борьбе и пользующийся своей колоссальной силой в такие моменты, когда противник менее всего ожидает его нападение… Страшно силён, очень ловок и очень хитёр в борьбе». Художник Цитович 15 августа 1920 года, в год 40-летия И.М.Заикина, в альманахе «Гималаи» (город Сингапур), под репродукцией своей картины, где был изображён пахарь-богатырь написал: «Иван Заикин, вышедший из самой толщи великого русского народа, сам является его ярким, как бы символическим, отражением: нечеловеческая сила, львиная смелость, острая сметка, несокрушимая энергия и во всём широкий размах — сочетались в нём с душой нежной и открытой, с сердцем кротким, смиренным. От того и люб так Заикин русскому народу…»
Интересные факты
В 1909 году в цирке Чинизелли боровшийся там знаменитый чемпион поляк Станислав Збышко-Цыганевич сделал вызов всем борцам: «Кто устоит против меня полчаса, тому плачу 500 рублей». Заикин принял вызов. Станислав Збышко, как не старался, ничего не мог сделать с Заикиным. Только раз ему удалось взять Ивана на передний пояс, но тот силой спины моментально разорвал захват своего могучего соперника. Схватка закончилась вничью, и Заикин выиграл 500 рублей. Несмотря на очень трудное начало жизни, Иван Михайлович не вырос мрачным человеком, который борется с «челом нахмуренных бровей». Вот что о нём рассказывали очевидцы: «Высокого роста, пропорционально сложённый, с мощной борцовской мускулатурой без рельефа. Постоянно добродушное выражение на широком лице со светлыми бровями и весёлыми серо-зелёными глазами хорошо гармонировало с общей манерой борьбы Заикина — без суеты, с плавными движениями рук, с неизменным движением вперёд на противника. Лишь в решительный момент происходило едва уловимое, как взрыв, молниеносное движение — и противник лежал на лопатках».
Литература: Борис Порфирьев «Борцы», Волго-Вятское книжное издательство, Горький, 1974, 100 000 экземпляров; Александр Светов «Иван Заикин», издательство «Физкультура и спорт», Москва, 1957, 90 000 экземпляров (часть этой книги вошла в сборник «Русские богатыри», издательство «Советская Россия», Москва, 1960, 32 000 экземпляров.

1880
Рудольф Цветко (немецкое и словенское имя — Rudolf Cvetko)
австрийский фехтовальщик-саблист, словенец по национальности. Серебряный призёр летних Олимпийских игр 1912 года в командном соревновании фехтовальщиков на саблях. Первый в мире словенский спортсмен, ставший олимпийским призёром. Родился в посёлке Сеножече, ныне Словения, в семье полицейского Янеза Цветко в Сенжече, в детстве переехал с семьёй в Любляну, где окончил начальную школу. Среднюю школу окончил в Триесте, после её окончания служил в 16-м венгерском (хорватском) пехотном полку в Загребе (Беловар). С 1900 по 1913 годы служил в полку, дослужившись до звания лейтенанта. В 1904 году начал заниматься фехтованием в учебном спортивном зале в Винер-Нойштадте, с 1905 года был инструктором по фехтованию на саблях, с 1908 по 1912 годы был основным преподавателем фехтования. В 1912 году участвовал в Олимпийских играх в Стокгольме: в индивидуальном первенстве Рудольф выбыл в первом же раунде, зато в командном первенстве со сборной Австрии завоевал серебряные медали (чемпионами стали венгры). Уволившись из армии, он продолжил работать учителем в государственной школе в Горице. В начале Первой мировой войны был снова мобилизован в армию, дослужился до звания капитана в том же 16-м пехотном полку. Награждён Бронзовой медалью за заслуги. После войны Рудольф продолжил службу в полиции, дослужившись в 1926 году до звания полковника. Ушёл на пенсию и возглавил секцию фехтования спортивного клуба «Иллирия», повлияв на развитие спорта между мировыми войнами. После Второй мировой войны Цветко занялся воспитанием молодых спортсменов в клубе «Табор» и устроился в Союз фехтовальщиков Словении. Был инструктором по фехтованию в Академии театральных искусств и Институте физической культуры в Любляне. За свой вклад был награждён многочисленными медалями. Умер в городе Любляна, Словения, 15 декабря 1977 года. В 2012 году посмертно принят в Зал словенских спортивных героев.
Литература: Enciklopedija Slovenije, s.v. «Cvetko, Rudolf»; Rudolf Cvetko : zbornik, ur. Tomaž Pavlin, Pomembne osebnosti slovenskega športa, ur. Rajko Šugman (Ljubljana, 2002).
1881
Иринарх (в миру — Иван Васильевич Парфёнов)
предстоятель Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию) с титулом архиепископ Московский и всея Руси. Родился в слободе Печёры, Ельнинская волость, Нижегородский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя (ныне в границах Нижегородского района Нижнего Новгорода) в семье потомственных старообрядцев. Отец был кузнецом, мать — батрачка. Отец скончался 26 октября 1888 года, когда мальчику было 7 лет. После смерти отца был отдан матерью в школу, в которой «проучился три зимы — 1890, 1891 и 1892 годов» и окончил школу с похвальным листом. Далее из-за бедности семьи учёба оказалась невозможной: в двенадцать лет он был вынужден работать. В 12 лет поступил «мальчиком» в контору фирмы «У.С.Курбатов». Одновременно начал прислуживать в старообрядческом молитвенном доме при этой фирме. Как он вспоминал в своих «Автобиографических заметках»: «С первого же года в моем ведении были угли да кадило, а затем, со временем, и все облачения, и порядок во святом алтаре, где должна была поддерживаться образцовая чистота. Спрашивали с меня очень строго. В первые два года дьячки выдрали с моей головы столько волос, что можно было бы свалять добрые сапоги…». Через семь лет работы он заслужил должность приказчика второго разряда. В 1900 году, женился на Александре Дмитриевне Красильниковой, внучке старообрядческого священника Михаила Дубровина, и переехал в село Большое Мурашкино Нижегородской губернии. Военную службу не проходил. 15 июня 1913 года на праздник Троицы, по избранию прихожан села Большое Мурашкино епископом Иннокентием (Усовым) был рукоположен во диакона, а на следующий день — во священника. Исполнял обязанности благочинного. 27 марта 1925 года года овдовел. «В совместной супружеской жизни прожили мы 24 года, 2 месяца и 27 дней. Детей у нас было всего семь человек. Из них пять умерло в младенческом возрасте: девочка и четыре мальчика…». В одном из частных писем писал о смерти жены, ушедшей из жизни за десять дней до Пасхи: «Что же меня поддержало в эти минуты? Что меня окрыляло? Это только св. молитва. Мы здесь, на земле, все временны, и разница только в том, что одни умирают раньше, другие позднее, одни умирают в молодых летах, другие в средних, третьи — в преклонных, но умирают все. Но только мы, христиане, должны понимать, что мы родимся на смерть, а умираем в живот, то есть, умирая, оставляя позади себя всю эту суетную земную жизнь, вступаем в жизнь вечную».
Епископ Самарско-Ульяновский и Уфимский
На Самарском соборе 1927 года и Нижегородском епархиальном съезде 1928 года был избран и утверждён кандидатом в епископы. 19 ноября 1928 года в селе Чернуха епископом Нижегородским и Костромским Гурием (Спириным) был пострижен в иночество. Освященный Собор 1928 года поручил архиепископу Мелетию (Картушину) и другим епископам хиротонисать священноинока Иринарха по возможности в Самаре. 10 (23) декабря того же года в Самаре архиепископ Мелетий единолично хиротонисал Иринарха (Парфёнова) во епископа на Самарско-Ульяновскую и Уфимскую кафедру, так как вызванный туда же епископ Гурий (Спирин) задержался из-за смертельной болезни сына, которого требовалось срочно причастить. После хиротонии епископ Иринарх окончательно переехал в Самару. 25 января 1930 года здешний старообрядческий храм был закрыт, епископ Иринарх прослужил там только 13 месяцев. Последующие два года провёл в поездках по епархии, имея лишь временное жильё. Решением Совета архиепископии от 1 июня 1930 года ему было поручено временное управление Семипалатинско-Зайсанской епархией, которая осталась без управления после ссылки епископа Андриана (Бердышева). Чтобы выплатить государственное налоговое обложение, был вынужден продавать вещи. В ноябре 1932 года при обыске церковной сторожки в селе Большое Мурашкино были изъяты книги и переписка епископа Иринарха, сам же он в тот день избежал ареста. Однако 20 декабря того же года был арестован и решением Коллегии ОГПУ от 4 июня 1933 года осужден по статье 58, пункты 10 и 11, УК РСФСР на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Обвинялся в том, что якобы возглавлял межкраевой центр антисоветской организации «на повстанческо-монархической платформе», проводил контрреволюционную и антиколхозную агитацию, поддерживал связи с зарубежными старообрядцами, а в России — с епископом Геронтием (Лакомкиным). Архивное уголовное дело № П-7216 на епископа Иринарха хранится в архиве УФСБ Российской Федерации по Самарской области. Заключение отбывал в Красновишерском лагере (короткое время — вместе с епископом Геронтием (Лакомкиным) в Горной Шории, затем в Мариинском лагере. В 1936 году был досрочно освобождён и в начале декабря того же 1936 года прибыл на жительство в Кострому, где поселился у сына и дочери. Никакой епархией во 2-й половине 1930-х годов не управлял.
Избрание архиепископом Московским и всея Руси
О епископе Иринархе узнали члены Московской старообрядческой общины, которые решили избрать его на Московскую кафедру. Вызванный к начальнику городской милиции и ожидая нового ареста, был удивлён, когда в органах ему сообщили, что архиерея разыскивают московские староверы и просят его незамедлительно прибыть на Рогожское кладбище. В это время на территории СССР на свободе кроме него оставался всего один престарелый старообрядческий епископ — Савва (Ананьев). Приехав в Москву в период между Пасхой и Троицей (в апреле), епископ Иринарх вместе с протоиереем Василием Королёвым, настоятелем Покровского собора, отправился в Калугу к епископу Савве, который возвёл Иринарха в сан архиепископа Московского и всея Руси. Как вспоминал впоследствии сам архиепископ Иринарх: «Я занял осиротевший первосвятительский престол не по своему желанию. Меня этот пост очень смущал, я трепетал душой принять такую великую ответственность. Я не искал его, но был найден, потому что в то время я был только один-единственный епископ. Второй епископ, Сава Калужский, был болен. Так волею Божиею я пришёл к вам на московский престол. Пришёл не для того, чтобы мне служили, но чтобы вам послужить, согласно слову Господню: „Хотяй быти в вас первый, да будет всем слуга“ (Мф. XX, 26). Что же касается моей деятельности и моих заслуг, то я могу сказать здесь одними словами св. апостола Павла: „Аще хвалитимися подобает, похвалюся о немощех моих“» К тому времени на территории СССР действовало более 40 храмов.
Иринарх, архиепископ Московский и Всея Руси.
Деятельность в период Великой Отечественной войны
Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 6 июля 1941 года, архиепископ Иринарх обратился к пастве с посланием, в котором среди прочего говорилось: «Старообрядцы никогда не были изменниками Родины. Они до последней капли крови всегда защищали свое родное отечество. Мы уверены, что в годину тяжёлых испытаний, которые нам в настоящее время приходится переживать, старообрядчество, также верное своим вековым традициям, дружно даст отпор коварному врагу, посягнувшему на наши священные границы. <…> по примерам прошлых лет, по примерам наших святых воителей, с благословения молитв всех святых и аз благословляю Вас на подвиги ратные». Послание было отпечатано в виде листовок и отправлено в приходы, находящиеся в тылу и расположенные за линией фронта на оккупированных врагом территориях. 14 октября 1941 году вместе c управляющим делами архиепископии К.А.Абрикосовым был эвакуирован в Ульяновск. Одновременно в Ульяновск были эвакуированы местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) и лидер обновленцев Александр Введенский. 7 апреля 1942 года возвратился в Москву и с этого времени занялся укреплением церковного управления.
4 июля 1942 года из лагерного заключения освободился епископ Ленинградский и Калининский Геронтий (Лакомкин). Избрав местом жительства деревню Дурасово Костромской области, он приступил к управлению Ярославско-Костромской епархией. В 1943 года епископ Геронтий был вызван в Москву и назначен помощником архиепископа Иринарха. Все три года они вместе обращались к пастве с патриотической проповедью — как устной, с церковного амвона, так и в виде листовок. В 1944 годы советские войска освободили Украину, Бессарабию, Буковину и перешли довоенную границу СССР. Перед Московской архиепископией встала задача налаживания духовной жизни в этих районах. Чтобы понять, что представляет собой старообрядчество этих земель и как сказались на нем годы румынского владычества по поручению архиепископа Иринарха в Черновицкую область и в село Белая Криница был откомандирован протоиерей Василий Королёв, а в Кишинёв направлен протоиерей Панкратий Дементьев. Из их докладов явствовало, что на территориях Бессарабии и Буковины румынские власти проводили политику «румынизации» старообрядческого населения и требовали от белокриницкой иерархии введения нового стиля в церковный богослужебный обиход. За неприятие этого нововведения старообрядческое духовенство и миряне подвергались арестам. Некоторые приходы всё же перешли на новый стиль, что привело к резкому снижению посещаемости в храмах, принявших его. Всего на освобождённых территориях Украины, Бессарабии и Буковины насчитывалось до 70-ти старообрядческих приходов. Самые большие приходы насчитывали до 7 000 прихожан, а малые состояли из 15 дворов и насчитывали примерно 200—300 человек. Вакантные общины обслуживались соседними священниками. Организация церковного пения в приходах при богослужениях была на низком уровне. Все приходы освобожденных территорий дали официальное согласие находиться в подчинении Московской архиепископии и поминать за богослужением имя архиепископа Московского и всея Руси. К 23 февраля 1945 года, двадцать седьмой годовщине Красной армии и флота, архиепископ Иринарх от имени всех старообрядцев направил И.В.Сталину приветственную телеграмму, известив его о желании старообрядческой архиепископии «внести посильную лепту в дело нашей победы». Старообрядцы Сибири, Урала, Дальнего Востока своим трудом вносили вклад в победу над врагом. От Московской архиепископии в фонд обороны было внесено 1 милион 200 тысяч рублей. Архиепископия планировала создать танковую колонну имени казака-старообрядца Матвея Платова, но этот план не осуществился. В мае 1945 года вместе с епископом Геронтием (Лакомкиным) и протоиереем Василием Королевым направил поздравительную телеграмму Сталину: «Слава о знаменательной победе вашей не померкнет вовеки, и будущие поколения с гордостью будут вспоминать об этих днях русской славы».
Деятельность в послевоенный период
Архиепископ Московский и всея Руси Иринарх (Парфёнов) (в центре) и епископ Ярославско-Костромским Геронтий (Лакомкин) после хиротонии Флавиана (Слесарева) (справа) во епископа Донецко-Донского и Кавказского. Рогожское кладбище. 22 марта 1948 года. После окончания войны происходило воссоздание и регистрация старообрядческих общин, постепенно в них налаживалась духовная жизнь, при Московской архиепископии открылись курсы по обучению церковно-славянскому языку, знаменному пению и богослужебному уставу будущих священнослужителей; в 1945 году начал ежегодно издаваться церковный календарь. Над созданием первого церковного календаря потрудились епископ Геронтий и К.А.Абрикосов — ответственный секретарь и управляющий делами архиепископии. Впоследствии в это ежегодное издание кроме календаря церковных праздников и святых входили послания и обращения предстоятеля древлеправославной церкви к пастве, хроника церковной жизни, исторические, полемические и богословские статьи, некрологи, поучения отцов церкви и богослужебные тексты. В 1945 году у советской власти возник проект объединения всех поповских старообрядческих согласий в одну церковную организацию. Предполагалось, что беглопоповцы войдут в подчинение Московской архиепископии. Председатель Совета по делам религиозных культов при СНК СССР И.В.Полянский 7 декабря 1945 г. адресовал В.М.Молотову просьбу: «Совет намечает следующее: 1. Предоставить для архиепископа Иринарха и Совета при нем помещение… бывшей старообрядческой богадельни (Рогожский поселок, № 1), занятой… Таганским РОНО под вечернюю школу рабочей молодежи. 2. Оказать помощь в ремонте и оборудовании помещения путем отпуска необходимых строительных материалов. 3. Разрешить созыв весной 1946 г. церковного собора с ориентировочным количеством делегатов в 60-70 человек. Собор должен будет учредить московскую митрополию и избрать митрополита; осудить прогитлеровскую деятельность Тихона Качалкина; принять устав, определить количество и границы епархий и решить вопрос об объединении с другими старообрядческими течениями — беглопоповцами и неокружниками». В 1946 году в день своего 65-летия архиепископ Иринарх получил официальное поздравление от председателя Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР И.В.Полянского. За всю историю старообрядчества, начиная с середины XVII века это был первый случай, когда правительственный чиновник официально поздравил предстоятеля старообрядческой церкви. При личных встречах архиепископа Иоанна с епископом Геронтием были намечены конкретные планы объединения с Московской архиепископией, но с конца 1947 года со стороны беглопоповцев пошёл вал яростной критики в адрес белокриницкой иерархии. Причиной стало изменение вектора государственной политики. Глава Совета по делам религиозных культов И.В.Полянский писал в письме от 26 февраля 1948 года: «Нельзя рассматривать старообрядцев беглопоповцев и старообрядцев белокриницкого согласия как одно целое. Они из себя представляют пока два самостоятельных культа». Это резко противоречило всему тому, что И.В.Полянский писал и говорил до этого. Вероятно, власти решили, что гораздо выгоднее иметь раздробленное старообрядчество. К концу 1949 года были хиротонисаны три епископа (Иосиф (Моржаков) в 1945 году, епископ Вениамин (Агальцов) в 1946 году и епископ Флавиан (Слесарев) в 1948 году), было поставлено около 50 новых священников и диаконов. В этот период удалось добиться передачи архиепископии ряда зданий на Рогожском посёлке: часовни, где ныне располагается резиденция Московского митрополита, а главное, колокольни, построенной в память распечатания алтарей рогожских храмов, В 1946 года состоялся крестный ход на праздник жен-мироносиц. Было налажено полноценное управление церковными делами. С 1945 года начался регулярный выпуск церковного календаря. 13 мая 1950 года газеты «Известия» и «Труд» опубликовали приветственную телеграмму «Старообрядческая церковь присоединяется к воззванию Постоянного Комитета Всемирного Конгресса сторонников мира». Таким образом с 1950 года старообрядческая архиепископия вслед за Московским Патриархатом постепенно подключается к движению борьбы за мир. Скончался Рогожском посёлке, Москва, 7 марта 1952 года от повторного инфаркта. Погребён в Москве на Рогожском кладбище, на участке архиерейских могил. Постановлением Президиума Куйбышевского областного суда от 21 августа 1957 года дело в отношении Ивана Васильевича Парфёнова прекращено; таким образом, он по данному делу реабилитирован.
Литература: Мануил (Чибисов), игумен. Тенденции развития древлеправославной церкви в СССР (1941-1949 гг.) // Вестник Волгоградского государственного университета. — Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. — 2011. — № 1. — Страницы 39—46; Боченков В.В. Старообрядчество советской эпохи. — Москва: Вече, 2019. — Страницы 198—206. — 320 страниц. — (Историческая литература). — ISBN 978-5-4484-0925-7; Иринарх (Парфёнов), архиепископ Московский и всея Руси. Проповеди, речи, послания. — Москва: ЯСК, 2019. — 456 страниц. — ISBN 978-5-907117-85-3.
[481x698]
1882
Ринальдо Бьянкетти (итальянское имя — Rinaldo Bianchetti)
основоположник итальянской школы шахматного этюда. Основная профессия: инженер. Считается одним из крупнейших шахматных аналитиков первой половины XX века. Родился в городе Генуя, Италия. Бианкетти — автор более 100 этюдов. Наряду с Николаем Григорьевым, виртуоз пешечного этюда. В 1925 году опубликовал монографию «Вклад в теорию пешечных окончаний» (Contributo alla teoria dei finali di soli Pedoni). Был другом Анри Ринка. Бианкетти редактировал отдел этюдов в газете «L’Italia Scacchistica» с 1923 по 1926 и с 1946 по 1957 годы. Итальянская шахматная федерация присвоила ему звание почётного мастера (Maestro Ad Honorem). Умер в посёлке Рута ди Камольи, Генуя, Лигурия, Италия, 21 ноября 1963 года.
Избранные этюды
Решение
1. Сb2!
Теперь чёрным надо быть осторожными, чтобы не потерять ладью, например: 1… Крg8 2. Лg3+ . Возможные варианты ответа:
1… Лh6 2. Лg3+ Крh7 3. Лg7+ Крh8 4. Крb1!! с выигрышем
1… Лg6 2. Лc8+ и 3. Лh8 ×
и ещё два варианта, симметричных относительно диагонали a1-h8.
Литература: Бондаренко Ф.С. Триумф советского шахматного этюда. Киев: Здоров’я, 1984, страницы 149—150; Adriano Chicco, Giorgio Porreca. Dizionario enciclopedico degli scacchi, Mursia, Milano: 1971.
[498x700]
1882
Жермен Дюлак (французское имя — Germaine Dulac; настоящая фамилия Сессе-Шнейдер, Saisset-Schneider)
французский кинорежиссёр, сценаристка и теоретик кино. Настоящая фамилия Сессе-Шнейдер. Родилась в городе Амьен, департамент Сомме, Франция. В юности она увлекалась музыкой и фотографией. С 1909 года Дюлак работала в качестве театрального критика и журналиста, а в 1914 году она начала работать в кино. В её творческой практике чередуются заурядные коммерческие постановки с экспериментальными фильмами. Уже в 1915 году она самостоятельно поставила фильм. В 1919 году Жермен поставила фильм по сценарию Луи Деллюка (его первый сценарий) — «Испанский праздник», а в 1923 году на экраны вышел её фильм «Улыбающаяся мадам Бедэ», в основу которого была положена пьеса Андре Обея и Дени Амьеля, который приносит Дюлак международную известность. С точки зрения сюрреалистического опыта особый интерес представляет фильм «Раковина и священник», поставленный по сценарию поэта Антонена Арто. Считается, что последовавший за этим разрыв Дюлак с сюрреалистами немало способствовал тому забвению, в котором на несколько десятилетий оказалась режиссер. Вместе с Луи Деллюком, Абелем Гансом, Марселем Л’эрбье и Жаном Эпштейном её относят к французскому киноавангарду, который пытался превратить искусство кино в некоторую особую область, утверждая свое желание разорвать связь с другими видами искусства (литература, театр). Именно она первой употребила термин «авангард» для обозначения экспериментального направления во французском кино (а в 1932 г. написала раздел «Кино авангарда» для фундаментального труда «Кино от возникновения до наших дней»). Автор тридцати художественных лент, «кинохроник» и документальных фильмов, Дюлак была и известным теоретиком, которая в своих многочисленных статьях и лекциях пыталась определить «кино как таковое» и ратовала за то, чтобы оно было воспринято широкой публикой. Признавая движение главным компонентом кинематографического образа, она выступала за повествование не через механическое разворачивание фабулы, но через фотогеническое движение, способное, по её мнению, тоньше передать человеческую психологию. Дюлак считает, что кинематограф порождает особую чувствительность, мобилизует иной, нежели прочие искусства, тип восприятия. Фильм должен вызывать у зрителя такое же ощущение, как музыка у слушателя. В своих картинах ("Приглашение к путешествию", "Пластинка № 927", "Арабеска") она искала зрительные эквиваленты музыкальных произведений Бетховена, Шопена, Дебюсси, соединяя кадры на основе ассоциаций и мелодико-ритмической закономерности. Подобно тому, как звук непосредственно достигает слуха, кино точно так же способно стать настоящей музыкой для зрительного нерва. В период 1930—1940 Жермен работала директором хроники «Пате-журнал», возглавляла также киножурнал «Франс актюалите» и ввела в обиход термин «авангард» для обозначения экспериментального направления французского кино 1920-х годов. Жермен Дюлак является автором нескольких порнографических фильмов. Умер в городе Париж, Франция, 13 июля 1942 года.
Фильмография: 1915 — Сестры-враги / Sceurs enemies; 1916 — Ураган жизни / Geo le mysterieux. L’ouragan de la vie; 1917 — Души безумцев / Ames defua; 1919 — Испанский праздник / La feteespagnole; 1921 — Смерть солнца / La mortdusoleil; 1923 — Улыбающаяся мадам Беде / La Souriante Madame Beudet; 1924 — Дьявол в городе / Le diable dans la ville; 1925 — Душа артистки / Âme d’artiste; 1926 — Приглашение к путешествию; 1927 — Раковина и священник / La Coquille et le clergyman; 1929 — Пластинка 927 / Disque 927; 1929 — Арабеска / Arabesque; 1929 — Темы и вариации / Themes et variations; Любовь поэта; Ноги-руки.
Библиография: Les esthétiques, les entraves, la cinégraphie integrale. «L’artcinematogra-phique» v. 2, 1927.//Le cinéma d’avantgarde, Le cinéma des origines à nos jours. P., 1932.
Литература: С.В.Комаров. История зарубежного кино. Том 1. Немое кино. — Москва: «Искусство», 1965; Ж.Садуль. Всеобщая история кино. — Москва: Искусство, 1958. — Том 1; Ежи Тёплиц. История киноискусства 1895-1928. — Москва: Прогресс, 1967. — Том 1; Из истории французской киномысли: Немое кино 1911-1933 гг. Перевод с французского /Предисловие С.Юткевича. — Москва: Искусство, 1988. - 317 страниц.
1882
Генрих Раабе (польское имя — Henryk Raabe)
польский учёный, зоолог. Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя. Был доцентом Ягеллонского университета, организатором и первым ректором Университета Марии Кюри-Склодовской (1944—1945). В 1945—1946 годах был послом Польши в СССР. Скончался в городе Люблин, Польша, 21 января 1951 года. Похоронен в Люблине на кладбище на улице Липовой.
Памятник в Люблине
Его старший сын Здзислав, герой Второй мировой войны, кавалер ордена Virtuti Militari, также был учёным, профессором зоологии. Младший сын Лешек, социалист, член движения сопротивления против немецкой оккупации, погиб во время восстания в Варшавском гетто, помогая евреям.