• Авторизация


17 ноября родились... 17-11-2025 07:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Блажко_Сергей_Николаевич (530x700, 225Kb)
1870
Сергей Николаевич Блажко
русский и советский астроном, профессор Московского университета, член-корреспондент Академии Наук СССР. Родился в Хотимске бывшей Могилевской губернии (ныне Могилевская область, Республика Беларусь). Там же в 1880 году окончил народное училище, в 1888 году — Смоленскую гимназию. Окончил Московский университет в 1892 году, с 1894 года работал в обсерватории университета, с 1918 года профессор, с 1929 года член-корреспондент Академии Наук СССР. В 1920—1931 годах директор обсерватории Московского университета, в 1931—1937 годах заведовал кафедрой астрономии, в 1937—1953 годах — кафедрой астрометрии МГУ. Работы Блажко посвящены исследованию переменных звёзд и практической астрономии. С 1895 систематически фотографировал звёздное небо с целью обнаружения переменных звезд, чем положил начало богатой коллекции «стеклянной библиотеки» Московской обсерватории. Впервые проанализировал влияние потемнения к краю диска звезды на форму кривой блеска и на определение элементов орбиты, указал метод учёта этого эффекта. Обнаружил изменения периодов и формы кривой блеска ряда короткопериодических переменных звёзд типа RR Лиры; эти явления названы «эффектом Блажко». В 1904 году аппаратурой собственной конструкции одним из первых в мире сфотографировал спектры двух метеоров и дал правильное их толкование. Предложил новый метод обнаружения малых планет (1919). Участвуя в наблюдении полного солнечного затмения (1914), прибором собственной конструкции сфотографировал солнечную корону в поляризованном свете. Автор ряда оригинальных конструкций — таких, как бесщелевой звездный спектрограф, прибор для обнаружения переменных звёзд на астронегативах (блинк-микроскоп), приспособления в меридианных инструментах для ослабления блеска при наблюдениях моментов прохождений звёзд, специальная лупа для отсчитывания разделённых кругов и другие. В годы Великой Отечественной войны Блажко руководил работой особого вычислительного бюро, выполнявшего оборонные задания в условиях эвакуации. Под его руководством, в частности, велось составление «Таблиц восхода и захода Солнца и Луны», предназначенных для штурманской службы бомбардировочной авиации дальнего действия. Таблицы рассчитывались на каждый день для 45 пунктов, расположенных западнее 90° восточной долготы и охватывавших театры военных действий на всех фронтах и многие города в тылу врага. Автор неоднократно переиздававшихся учебников: «Курс практической астрономии»; «Курс общей астрономии»; «Курс сферической астрономии». Скончался в Москве 11 февраля 1956 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (3 участок), недалеко от его учителей и коллег, выдающихся русских астрономов В.К.Цераского и П.К.Штернберга. Награды и премии: два ордена Ленина (в том числе 11 июля 1944); два ордена Трудового Красного Знамени (в том числе 10 июня 1945); медали; Сталинская премия второй степени (1952) — за учебники «Курс сферической астрономии» (1948) и «Курс практической астрономии» (1951); заслуженный деятель науки РСФСР (1934); Его имя занесено на карту Луны (имя Блажко носит один из лунных кратеров) и астероид №2445. Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Киев: Наукова думка, 1986. — 512 страниц; Московский университет в Великой Отечественной войне. — 4-е, переработанное и дополненное. — Москва: Издательство Московского университета, 2020. — Страницы 91, 168. — 632 страницы. — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-19-011499-7.

1870
Вальтер Шрив Айвинс (Walter Shreve Ivins)
американский шахматист. Умер 15 декабря 1966 года.

Zhou_Ziqi (525x700, 132Kb)
1871
Чжоу Цзыци (китайское традиционное имя — 周自齊; упрощённок имя — 周自齐; имя на пиньинь — Zhōu Zìqí)
китайский политик периода заката империи Цин и в начале республиканского периода. Был членом Коммуникационной клики. Родился в уезде Хайян Чаочжоуской управы провинции Гуандун, говорил на кантонском и основном северокитайском диалектах китайского языка. Получил высшее образование в США в Колумбийском университете. Вернувшись в Китай, основал Университет Цинхуа, в котором студентов подготавливали к учёбе в Америке, в то же время он возглавлял программу по направлению студентов на учёбу в Америку. В 1911 году занимал должность президента университета. Будучи губернатором провинции Шаньдун, он поддерживал политику Юань Шикая по отмене в Китае народного правления, превращение республики в империю (монархию), так как считал, что 98 % китайского народа неграмотны и не готовы к самоуправлению, они используются политиками и несут нестабильность и хаос в стране. В дальнейшем Чжоу Цзыци занимал следующие должности: президент Банка Китая, министр связи, военный министр, министр финансов, министр сельского хозяйства и торговли, генеральный инспектор соляной промышленности. Способствовал утечке информации в средства массовой информации о двадцати одном требовании Японской империи. Когда Юань Шикай попытался восстановить в Китае монархию, то Чжоу Цзыци был отправлен в Японию в качестве специального посланника. Японское правительство отказалось иметь с ним дело, и он вернулся сообщить Юаню, что его правительство потеряло внешнюю поддержку. В 1915 году инициировал Национальный день посадки деревьев, который проводится по сей день в КНР и на Тайване (изменен лишь день проведения). В 1916 году Чжоу бежал в Японию после того как президент Ли Юаньхун отдал приказ об аресте восьми главных монархистов. Вернулся в Китай в феврале 1918 года после того как обвинения были сняты. В 1920 году назначен министром финансов. В 1921 году потерпел поражение в борьбе за пост премьер-министра и был вынужден уйти в отставку. Позднее кратковременно служил в качестве исполняющего обязанности премьер-министра и исполняющего обязанности президента в 1922 году после того как Сюй Шичан подал в отставку. Его президентство, самое короткое в истории Китая, длилось 8 дней. В период его правления Чжилийская клика пыталась уговорить Ли Юаньхуна снова прийти к власти. Обвинив Чжили во вмешательстве в его работу, Чжоу Цзыци уехал в США изучать кинопроизводство. Вернувшись в Китай, планировал открыть киностудию. Но скончался в Пекине 21 октября 1923 года. Его жена была обезглавлена хунвэйбинами в своем доме в Пекине во время Культурной революции. Её четвёртая дочь была свидетелем экзекуции и сошла с ума.

Ivan_Gavrilovich_Blinov (549x700, 178Kb)
1872
Иван Гаврилович Блинов
русский каллиграф и художник-миниатюрист, книгописец. Иван Гаврилович Блинов родился в деревне Кудашиха, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя, в крестьянской семье Гавриила Андреевича и Любови Клементьевны Блиновых. Семья принадлежала к беглопоповцам. Дед и дядя по материнской линии — иконописцы, также занимались росписью прялок. Детство провел в доме деда в деревне Косково на реке Узоле, там же выучился чтению и письму. Рано начал рисовать. В подростковом возрасте увлекся перепиской книг. Первыми работами юного И.Блинова были тетради с текстами канонов избранным праздникам и святым, которые он переписывал по заказу одного из городецких книготорговцев. В 1887 году начинающий каллиграф создает своё первое крупное произведение — Канонник объёмом в 219 листов, а год спустя Блинов переписывает лицевой Толковый Апокалипсис. На рубеже 1880—1890-х годов художник начинает работать на городецких купцов-коллекционеров Петра Овчинникова и Григория Прянишникова, а с 1895 года — на горбатовского купца Николая Никифорова. Из произведений, выполненных Иваном Гавриловичем с 1894 по 1901 год, выделяются несколько лицевых списков «Повести о Петре и Февронии Муромских», «Канон Честному Кресту», демонстрировавшийся на палеографической выставке 1899 года, и роскошный лицевой Канонник, куда вошли десять канонов на двунадесятые праздники. В процессе работы Блинов параллельно изучает богатейшие книжные собрания своих заказчиков, знакомится с другими переписчиками, художниками-миниатюристами и иконописцами, ещё более шлифуя собственный навык. Таким образом, к концу 1890-х годов Иван Гаврилович становится общепризнанным мастером — каллиграфом и миниатюристом, чьи работы с охотой приобретались многочисленными коллекционерами: Е.В.Барсовым, А.П.Бахрушиным, С.Т.Большаковым и другими. С середины 1890-х годов Блинов стал пробовать себя в реставрации: досконально освоив манеру и технику различных книгописных школ, художник дописывает утраченные фрагменты различных рукописей, украшает неиллюминированные манускрипты орнаментами и «картинами». Свидетельством признания заслуг Ивана Гавриловича в качестве реставратора явилось приглашение мастера на открывшийся во Владимире в конце июня 1906 года 3-й областной историко-археологический съезд. В 1905 году по заданию Нижегородской городской думы художник приступает к созданию лицевого списка «Иудейской войны» Иосифа Флавия, работает в библиотеках Казанского университета и КазДА. В конце 1900-х годов связи в среде старообрядческих предпринимателей приводят Блинова в Москву, где он посещает Московский публичный и Румянцевский музеи, работает в хранилищах Исторического музея и Третьяковской галереи, изучает Синодальную библиотеку и библиотеку Троице-Сергиевой лавры, штудируя манускрипты, созданные лучшими мастерами своего времени. В Санкт-Петербурге художник знакомится с книжно-рукописным собранием Императорской публичной библиотеки. Оттачивая собственный стиль, особое внимание Иван Гаврилович уделяет манускриптам, созданным в кремлёвских мастерских в XVI — начале XVII века, в первую очередь, Лицевому летописному своду Иоанна Грозного, — именно эти книги становятся образцами для большинства его работ. С начала 1909 по 1916 год (с небольшими перерывами) Блинов работает в Московской старообрядческой книгопечатне, принадлежавшей беглопоповскому предпринимателю и коллекционеру, доверенному лицу Н.А.Бугрова Л.А.Малехонову, который по рекомендации Г.М.Прянишникова предложил Ивану Гавриловичу должность старшего корректора славянского шрифта с окладом 25 рублей в неделю. Помимо основной работы в типографии, Блинов также выполнял частные заказы, причем его профессиональная репутация как каллиграфа и мастера-книгописца была к тому времени столь высока, что в числе его заказчиков был и Императорский двор. Работая в Нижнем Новгороде, Казани, Москве и Санкт-Петербурге, Иван Гаврилович с лихвой пользовался теми возможностями, что предоставляли ему книгописные собрания вышеперечисленных городов: мастерство Блинова росло год от года. На рубеже 1900-х — 1910-х годов Иван Гаврилович знакомится с художником Д.С.Стеллецким. Плодом их совместных творческих усилий стал лицевой список «Слова о полку Игореве» (не сохранился). Текст «Слова» был написан И.Блиновым, а иллюстрации выполнены Д.Стеллецким. В 1912 году вместе с другим известным художником, А.И.Савиновым, И.Г.Блинов работает под Харьковом, в усадьбе Натальевка, принадлежавшей крупному предпринимателю-сахарозаводчику, коллекционеру и меценату П.И.Харитоненко. Иван Гаврилович выполняет надписи в возводившейся в 1911—1913 годах по проекту А.В.Щусева церкви Всемилостивейшего Спаса. В 1912—1914 годах Блинов создаёт три новых списка «Слова о полку Игореве». Первый приобрёл московский купец 2-й гильдии Е.Е.Егоров, а третий — известный ценитель старины, член Государственного совета князь А.А.Ширинский-Шихматов. Помимо Д.С.Стеллецкого и А.И.Савинова, Иван Гаврилович сотрудничает и с прочими не менее знаменитыми художниками своего времени: В.М.Васнецовым, М.В.Нестеровым, Б.В.Зворыкиным. С 1916 года художник трудится в «Товариществе скоропечатни А.А.Левенсон», выполняя заказы для Императорского двора. — В частности, им были созданы рисунки трёх статутов к дамскому ордену св. блгв. княгини Ольги: для императора Николая II, императрицы Александры Феодоровны и вдовствующей императрицы Марии Феодоровны. Для выполнения заказа Блинов был затребован в Царское Село, где 3 недели прожил у начальника Царскосельского дворцового управления князя М.С.Путятина. За эту работу Иван Гаврилович получил 500 рублей, золотую медаль на Андреевской ленте с надписью «За усердие» и письменную благодарность от государыни. В том же, 1916 году, Блинова мобилизовали на службу в Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны. В период прохождения воинской службы книгописец знакомится с рядом известных современников: художниками И.А.Шарлеманем и П.С.Наумовым, поэтом С.А.Есениным. Революционные события февраля — октября 1917 года застали Ивана Гавриловича в расцвете творческих сил и на пике карьеры, однако для новой власти его талант оказался совершенно чужд. Тем не менее художник продолжает активно работать, и следующий, 1918 год, стал, вероятно, наиболее плодотворным в творчестве И.Блинова. В материальном отношении наиболее тяжёлым для Ивана Гавриловича стал 1919 год. В тот год Блинов пишет полотно «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» (Ин. 21:15-17). По признанию художника, сюжет картины нарисовался в его голове во время молитвы за службой. В марте 1919 года Блинов вошёл в состав Учёной коллегии Российского Исторического музея. В 1920 году художник становится директором и по совместительству научным сотрудником Городецкого краеведческого музея, одним из организаторов которого он являлся. В 1925 году Иван Гаврилович по семейным обстоятельствам возвращается в родную деревню. Во второй половине 1920-х — 1930-х годов сменил несколько профессий: работал в колхозе, был лектором и оформителем в сельском клубе, ответственным редактором городецкой газеты «Колхозный ударник», учителем в колонии. Постоянно находясь под подозрением властей, художник то и дело возвращается к любимому занятию — переписке и оформлению рукописей: составляет и украшает красочными миниатюрами «Историю города Городца», для детей и внуков переписывает маленькие книжечки с канонами. Но в советских реалиях книгописный труд не только не приносит Блинову какого-либо дохода, но лишь усиливает его репутацию «неблагонадежного». Незадолго до кончины Блинов получает письмо от своего давнего друга, историка и археографа Г.П.Георгиевского, в котором последний предлагал Блинову выполнить для него новую книгу, «Слово о полку Игореве» Однако, принявшись за данный заказ, Иван Гаврилович не успел его завершить. И.Г.Блинов скончался в родной деревне 8 июня 1944 года. В 1985 году кладбище, на котором покоился Иван Гаврилович, было уничтожено. Могила самого художника по настоянию родственников и общественности Городца восстановлена в 1988 году. Награды: Золотая медаль «За усердие» на Андреевской ленте (1916).
Творчество
За свой творческий период Блинов переписал и оформил около 200 средневековых рукописей самых разных жанров, ряд из которых до сих пор не выявлен и не описан. Некоторые книги создавались в двух или в нескольких списках. Среди переписанных Блиновым произведений: «Житие Василия Нового» (1893), «Сказание о Мамаевом побоище» (1894), «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (1890-е годы, 1900, 1901), «Сказание о князе Михаиле Черниговском и о его боярине Феодоре» (1895), «Изборник Святослава» 1073 года (1896), «Повесть об убиении царевича Димитрия» (1896), «Слово о полку Игореве» (конец 1890-х, 1911, 1912, 1913, 1914, 1929, 1944), «Житие Павла Обнорского» (1903), «Иудейская война» (1909), «Акафист преподобному Серафиму Саровскому» (1917), «Мудрость Менандра Мудрого» (1918), «Житие Анастасии Узорешительницы» (1918), «Повесть Аммония мниха о святых отцах, в Синае и Раифе избиенных» (в соавторстве с сыном Иваном, 1918), «История города Городца» (1937), многочисленные канонники, синодики, сборники, отдельные службы, каноны и акафисты избранным праздникам и святым и многое др. Кроме того, Иван Гавриловичем было мастерски отреставрировано (в том числе восполнено и иллюминировано) значительное количество рукописных книг, созданы отдельные миниатюры, два настенных листа «Ополчение и поход великого князя Димитрия Иоанновича…» (1890-е годы) и несколько картин на духовно-историческую тематику («Протопоп Аввакум и боярыня Морозова», «Жалованная грамота Григорию Орлову», «История Городецкой старообрядческой часовни», «Симоне Ионин, любиши ли Мя?»).
Блинов безупречно воспроизводил стиль любого периода эпохи XI—XVII веков, причем делая это как путём точного копирования соответствующего манускрипта, так и посредством творческого подхода, обусловленного глубочайшим знанием книгописных образцов означенного времени. В своем творчестве Иван Гаврилович применял все типы славянского письма, опираясь на наиболее совершенные средневековые образцы. Более того, целый ряд рукописей он переписал крупным уставным письмом собственного изобретения.
Рисунок Блинова четкий, уверенный, виртуозный. Во многих и без того миниатюрных произведениях прописаны мельчайшие детали. Манера письма по большей части динамична и эмоциональна. Работы Ивана Гавриловича явились своеобразным итогом развития восточнославянской каллиграфии и книжной живописи, вобрав в себя лучшее из художественного наследия предыдущих столетий.
«Ивану Гавриловичу Блинову, — отмечает Е.М.Юхименко, — <…> принадлежит особое место в художественной культуре эпохи модерна. В нём зримо воплотилась связь новорусского стиля с подлинными, древнерусскими корнями этого искусства».
Сегодня труды И.Г.Блинова хранятся в Российской государственной библиотеке, Историческом музее, Городецком краеведческом музее, Российской национальной библиотеке и в ряде др. мест. Некоторое количество работ находится также в частных коллекциях, включая зарубежные.
Семья
Когда Ивану Блинову исполнилось 19 лет, он женился на 18-летней крестьянке Вере Павловне, в браке с которой родилось семеро детей: сыновья Иван (унаследовал от отца «любовь ко всему художественному»), Филарет и Андрей; дочери Надежда, Александра, Таисия, Васса. Иван Гаврилович и Вера Павловна находились в теплых отношениях с 17 лет, и их брак был счастливым: в архиве художника сохранились исполненные нежных чувств и привязанности письма к жене, написанные народным языком в характерной архаичной манере. От Александры у Ивана Гавриловича родилась внучка Валентина Кондратьевна Романова (в девичестве Горячева), сохранившая множество памятников жизни и творчества своего деда. Правнуки: Алексей Викторович Жарёнов, Сергей Дмитриевич Романов. Праправнуки: Александр Александрович Кротиков, Дмитрий Сергеевич Романов — нижегородский артист.
Память
Мемориальная доска установлена на здании Городецкого краеведческого музея 7 сентября 2005 года.
В 2018 году Ивану Блинову был посвящён документальный фильм «Мир Ивана Гавриловича», созданный его праправнуком, нижегородским режиссером Дмитрием Романовым.
Галерея
Ivan_Gavrilovich_Blinov01 (413x700, 547Kb)
Миниатюра из "Сказания о князе Михаиле Черниговском и о его боярине Феодоре" (1895)
Ivan_Gavrilovich_Blinov02 (700x415, 432Kb)
Фрагмент настенного листа (лубка) "Ополчение и поход великого князя Димитрия Иоанновича, самодержца Всероссийского..." (между 1895 и 1900)
Ivan_Gavrilovich_Blinov03 (700x658, 425Kb)
Миниатюра из "Повести об убиении царевича Димитрия" (1896)
Ivan_Gavrilovich_Blinov04 (700x571, 428Kb)
Фрагмент "Хроники Георгия Амартола" (начало XX в.)
Ivan_Gavrilovich_Blinov05 (420x700, 319Kb)
Фрагмент "Повести о святейшем Василии Рязанском" (начало XX в.)
Ivan_Gavrilovich_Blinov06 (469x700, 439Kb)
Миниатюра из "Притчи о временах года" (начало XX в.)
Ivan_Gavrilovich_Blinov07 (435x700, 307Kb)
Выходная миниатюра из "Повести о Петре и Февронии Муромских" (1900)
Ivan_Gavrilovich_Blinov08 (399x700, 531Kb)
Миниатюра из "Повести о Петре и Февронии Муромских" (1901)
Ivan_Gavrilovich_Blinov09 (440x700, 454Kb)
Заголовок "Слова о полку Игореве" (1912)
Ivan_Gavrilovich_Blinov10 (521x700, 429Kb)
Титульный лист "Акафиста преподобному. Серафиму Саровскому" (1917)
Ivan_Gavrilovich_Blinov11 (525x700, 374Kb)
Миниатюра из "Повести о Савве Грудцыне" (1919)
Ivan_Gavrilovich_Blinov12 (700x459, 387Kb)
Фрагмент картины "Симоне Ионин, любиши ли Мя?" (1919)
Опубликованные работы: Сказание о князе Михаиле Черниговском и о его боярине Феодоре: Факсимильное воспроизведение лицевого списка из собрания ГИМ / Перевод с древрусского и приложения И.В.Левочкина. — Москва, 1988; Слово о полку Игореве: Факсимильное воспроизведение лицевого списка работы И.Г.Блинова из собрания ГБЛ / Л.А.Дмитриев, Н.К.Гаврюшин, В.П.Гребенюк, И.И.Шкляревский. — Москва, 1988; Покровители семьи и брака святые Петр и Феврония Муромские / Издание выполнено по рукописи Государственного исторического музея: Повесть о Петре и Февронии Муромских. Художник и писец И.Г.Блинов. 1901 г. / Составление, перевод и вступительная статья. Е.М.Юхименко. — Москва, 2012. Сочинения: Автография жизни моей (1919) / Публикации Е.М.Юхименко // Искусствознание. — 2013. — № 1—2. — Страницы 433—438; Обзор городецких храмов и некрополя (1920) / Публикации С.В.Сироткина // Городецкие чтения: Материалы научно-практической конференции 23—24 апреля 2004 г. — Выпуск 5. — Городец, 2004. — Страницы 46—51; История города Городца Горьковской области (1937). Литература: Аксёнова Г.В. Живописные сокровища из Городца Архивная копия от 28 января 2015 на Wayback Machine // Московский журнал. История государства Российского. Москва,2003. № 9. Страницы 2-7; Аксёнова Г.В. И.Г.Блинов — городецкий книгописец и изограф // Городецкая старина. Выпуск 3. Городец, 1997; Аксёнова Г.В. Книжных дел мастер Иван Блинов // Московский журнал. История государства Российского. Москва,2003. № 11. Страницы 4-9; Аксёнова Г.В. Русская книжная культура на рубеже XIX—XX веков. Москва, 2011. Страницы 148—173; Белоброва О.А. Блинов Иван Гаврилович // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Том 1: А — В. Москва, 1995. Страница 123; Гудков А.Г. Иван Гаврилович Блинов: «книжных дел мастер» из Городца. К 70-летию со дня кончины. Москва, 2015; Иткина Е.И. Памятники Куликовского цикла в творчестве художника-миниатюриста И.Г.Блинова // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. Москва, 1983. Страницы 216—224; Иткина Е.И. Русский рисованный лубок конца XVIII — начала XX века из собрания Государственного Исторического музея. Москва, 1992. Страницы 13-15, 22-24, 222—224; Рыков Ю.Д. Блинов Иван Гаврилович // Православная энциклопедия. Том 5. Москва, 2002. Страницы 359—361; Сироткин С.В. Из рукописного наследия И.Г.Блинова // Городецкие чтения: Материалы научно-практической конференции 23 — 24 апреля 2004 г. Выпуск 5. Городец, 2004. Страницы 43-45; Юхименко Е.М. Иван Гаврилович Блинов — крестьянин, книгописец, художник // Искусствознание. 2013. № 1 — 2. Страницы 423—443.

1874
Шарль (Жан Эжен) ван ден Боррен (Charles Jean Eugene Van den Borren)
бельгийский музыковед, историк музыки. Член Бельгийской Королевской академии (с 1937). Родился в Икселе. Музыке обучался самостоятельно, затем занимался теорией музыки под руководством Э.Клоссона. В 1919-1940 библиотекарь консерватории в Брюсселе. Преподавал историю музыки в университетах Брюсселя (1926-1945) и Льежа (1927-1945). Президент Бельгийской королевской академии (с 1953) и Бельгийского общества музыкознания (с 1946). Был членом правления Международного общества музыковедения (1927-1954), членом зарубежных академий. Боррен - один из организаторов и председатель Бельгийского общества музыковедения (с 1946), научный руководитель общества пропаганды старинной музыки «Pro Musica Antiqua» (с 1932); издатель произвелений полифонистов 15 в. (светских и церковных). В центре интересов Боррена - музыка эпохи Возрождения, искусство вёрджинелистов, история нидерландской и бельгийской музыки. Автор монографий об О.Лассо (1920, 1943), Г.Дюфан (1925), П.Бенуа (1942), С.Франке (1950). Умер в городе Икль 14 января 1966 года. Сочинения: L'Œuvre dramatique de César Franck (Brüssel, 1907); Les Origines de la musique de clavier en Angleterre (Brüssel, 1912); Les musiciens belges en Angleterre à l'époque de la renaissance (Brüssel, 1913); Les Origines de la musique de clavier dans les Pays-Bas (Brüssel, 1914); Les Débuts de la musique à Venise (Brüssel, 1914); Orlande de Lassus, P., 1920; Brux., 1943; Le manuscrit musical M. 222 C. 22 de la Bibliothèque de Strasbourg (XVe siècle) brulé en 1870 (1924); Guillaume Dufay: son importance dans l'évolution de la musique au XVe siècle (Brüssel, 1925); Peter Benoit (Brüssel, 1942); Études sur le XVe siècle musical (Anvers, 1943); Geschiedenis van de muziek in de Nederlanden, dl. 1-2, Amst. - Antw., 1948-1951; César Franck (Brüssel, 1950); La musique en Belgique du moyen вge а nos jours, Brux., 1950 (совместно с Э.Клоссоном) и др.; Polyphonia sacra: a continental miscellany of the fifteenth century (Brüssel, 1963).

1874
Райнхард Густав Пауль Кнут (немецкое имя — Reinhard Gustav Paul Knuth)
немецкий ботаник. Райнхард Кнут родился в Берлине. В 1893 году поступил в Берлинский университет, где изучал естественные науки, в частности, ботанику и зоологию. В 1898 году окончил университет и начал подготовку к защите докторской диссертации с Адольфом Энглером. В 1902 году Райнхард Кнут стал доктором философии в Ботаническом музее Берлин-Далем. Его диссертация была посвящена роду Герань. С 1900 по 1905 Кнут преподавал в школе в Бреслау, а также работал над монографией семейства Первоцветные для книги Энглера Pflanzenreich совместно с Ф. Паксом (1905), после чего вернулся в Берлин. Он продолжил преподавать в средней школе в Шарлоттенбурге, в 1919 году стал её директором. С 1912 года Кнут — профессор ботаники. В 1937 году он ушёл на пенсию. Райнхард Кнут скончался 25 февраля 1957 года. Гербарий Р.Кнута, включавший более 26 тысяч образцов растений, хранился в Ботаническом музее Берлин-Далем. В ночь с 1 на 2 марта 1943 года он был уничтожен вместе с множеством рукописей, включая законченную, но не изданную монографию семейства Элеокарповые. Некоторые научные работы: Pax, F.; Knuth, R. (1905). Primulaceae. In: Engler, A. Pflanzenreich. Heft 22; Knuth, R. (1912). Geraniaceae. In: Engler, A. Pflanzenreich. Heft 53; Knuth, R. (1924). Dioscoreaceae. In: Engler, A. Pflanzenreich. Heft 87; Knuth, R. (1926—1928). Initiae florae venezuelensis. 768 p; Knuth, R. (1930). Oxalidaceae. In: Engler, A. Pflanzenreich. Heft 95; Knuth, R. (1930). Dioscoreaceae. In: Engler, A.; Prantl, K. Die natürlichen Pflanzenfamilien. Ed. 2. Heft 15; Knuth, R. (1931). Oxalidaceae, Geraniaceae. In: Engler, A.; Prantl, K. Die natürlichen Pflanzenfamilien. Ed. 2. Heft 19. Литература: Melchior, E. Reinhard Knuth, 1874 - 1957 (англ.) // Taxon — Wiley, 1957. — Vol. 6, no. 7. — P. 185—186; Stafleu F. A., Cowan R. S. Taxonomic Literature :— Ed. 2. — Utrecht, The Hague, 1979. — Vol. II: H—Le. — P. 585—586. — 991 p. — ISBN 90-313-0343-7. — doi:10.5962/bhl.title.48631.

August_Sander (528x700, 177Kb)
1876
Август Зандер (немецкое имя — August Sander)
немецкий фотограф, крупнейший немецкий фотохудожник первой трети XX в. Родился в городе Хердорф, Альтенкирхен, Рейнланд-Пфальц, Германия. Сын плотника. Зандер начал свою взрослую жизнь работая в сфере горнодобывающей промышленности. Там же ему открывается мир фотографии, благодаря фотографу компании которому помогал Август. После чего обзавелся фототехникой при финансовой помощи дяди. Занимался фотографированием во время воинской службы (1897—1899). В начале 1900-х годов в Линце, Австрии, он устраивается в одно из фотоателье, в течение года он становится совладельцем бизнеса, а спустя два года и вовсе единственным владельцем этого фотоателье. В 1909 переселился в Кёльн, куда перенес и фотостудию. С 1911 работал над большим проектом «Люди XX века». В 1929 опубликовал свой первый альбом Лицо нашего времени (c предисловием Альфреда Дёблина), принесший ему известность. Тяжело пережил период нацизма: его сын как член Социалистической рабочей партии был в 1934 арестован и заключен в тюрьму, книга Лицо нашего времени была запрещена, сам Зандер в 1942 переехал в провинцию, пытаясь спасти негативы, а его студия в Кёльне была в 1944 разрушена при бомбёжке. В 1946 его дом ограбили, большинство негативов были уничтожены. Имя Зандера было практически забыто в Кёльне, до тех пор пока Л. Фриц Губер не выставил его работы на «Photokina» в 1951 году. С начала 1950-х известность постепенно вернулась к мастеру: музей Кёльна купил его довоенные фотографии, несколько вещей были показаны на знаменитой выставке Эдварда Стейхена «Род человеческий» (1955). Только в 1980 году была издана объединенная серия под первоначальным названием «Люди XX века». Полностью материалы авторского проекта были изданы лишь после смерти фотографа: Архив Зандера опубликовал его в 2002 в семи томах. Умер в городе Кёльн, Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ, 20 апреля 1964 года.
August_Sanderгроб (700x464, 590Kb)
Похоронен на кладбище Мелатен в Кёльне
Признание
В 1969 выставку работ Зандера показал МОМА. В дальнейшем они ежегодно по несколько раз проходили во многих музеях и галереях Европы и США. Именем Зандера в 2008 был назван кратер на Меркурии.
Август Зандер в России
В 1994 выставка мастера состоялась в ГМИИ имени А.С.Пушкина. В феврале 2013 года в Мультимедиа Арт Музее в рамках VIII московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии» открылась первая в России ретроспектива Августа Зандера «Портрет. Пейзаж. Архитектура», сделанная правнуком фотографа Джулианом Зандером совместно с кельнской галереей Приски Пасквер и Театром фотографии и изображения Шарля Негра из Ниццы.

1876
Михаил Игнатьевич Лакин
российский социал-демократ, агитатор, один из участников стачки рабочих в Иваново-Вознесенске в 1905 году. Родился в деревне Саксино Владимирской губернии. В 1902 году вместе с десятками других обезземеленных крестьян уехал из родной деревни Саксино на заработки в Иваново-Вознесенск, где с трудом устроился в красильный цех на фабрику Грязнова. Здесь он вступил в подпольный кружок, которым руководили большевики. Решающее значение в выдвижении Лакина в первые ряды пролетарских борцов имела 72-дневная всеобщая стачка рабочих в Иваново-Вознесенске летом 1905 года. Лакин был избран в состав Совета рабочих уполномоченных, который возглавил стачку. Хорошо зная жизнь и заботы простого народа, владея метким народным словом, Лакин часто выступал на митингах. Он являлся одним из самых активных организаторов митингов на реке Талке. 15 июня 1905 года накануне расстрела рабочих на Талке, Лакин был арестован и просидел в одиночной камере до 27 июля 1905 года. На следующий день после выхода из тюрьмы он выступил на Талкинской сходке. Затем последовал вторичный арест и высылка на родину под надзор полиции. Устроившись кочегаром на фабрику И.Д.Зворыкина в Муроме, он принимал активное участие в революционных событиях города. Для проведения агитационной работы Владимирский окружной комитет РСДРП направил Лакина в Ковров, в котором бастовали рабочие. В конце ноября 1905 года Лакин поехал в село Ундол Владимирского уезда для создания социал-демократического кружка на фабрике братьев Бажановых. В ночь с 11 на 12 декабря 1905 года был убит черносотенцами.
Память
В 1922 году именем Михаила Игнатьевича Лакина были названы Ундольская текстильная фабрика Бажановых и посёлок при фабрике, в 1969 году преобразованный в город Лакинск. В память о революционере также названы улица и проезд во Владимире, улица в Иваново, улица и съезд в Муроме, улицы в Собинке и Кохме. В селе Ундол, вошедшем в состав Лакинска, на улице, также названной именем Лакина, на месте его гибели установлен мемориальный камень. В сквере напротив прядильно-ткацкой фабрики «Лакинская мануфактура» поставлен памятник. На одном из домов по улице Лакина в Иваново укреплена мемориальная доска. В 1985 году в связи с 80-летием стачки в Иваново-Вознесенске на мемориальном комплексе «Красная Талка» был установлен бронзовый бюст Лакина. В 1967 году в Муроме был установлен памятник Лакину. На церемонии торжественного открытия присутствовали родственники революционера.

František_Kobliha_(1877-1962) (564x700, 338Kb)
1877
Франтишек Коблига (чешское имя — František Kobliha)
чешский художник и график, представитель второго поколения чешского символизма. Родился в городе Прага. Ф.Коблига изучал живопись в Высшей школе прикладного искусства в Праге (UMPRUM) в 1901—1905 годах, под руководством Франтишека Женишека, однако графическим искусством он овладел самоучкой. Впервые его работы были выставлены в Праге в 1901 году, в 1910 году состоялась выставка работ художника в Брно. В 1923 он вступает в Союз чешских художников-графиков Голлар. С 1932 года Ф. Коблига — председатель этого союза. Автор ряда книг по графическому мастерству. Работы Ф.Коблиги относятся к произведениям позднего символизма и инспирированы творчеством таких мастеров, как Одилон Редон, Карел Главачек и британских прерафаэлитов. Автор многочисленных экслибрисов, литографий и ксилографий. Работал также как книжный иллюстратор. Умер в родном городе 12 декабря 1962 года. Работы (избранное): листы графики Фантазии лунной ночи; 1909 — цикл Тристан; 1910 — цикл иллюстраций к книгам Карла Главачека; 1911 — цикл Жена; 1916 — цикл Баллады; 1917 — цикл Предания и легенды; 1925 — Искушение святого Антония.; Апокалипсис; Эндимион — иллюстрации к сборнику басен Йиржи Карасека.

Frank_calder (488x700, 89Kb)
1877
Фрэнк Колдер (Frank Calder)
хоккейный функционер, первый президент NHL. Родился в городе Бристоль, Англия. В его честь назван два престижных хоккейных трофея — Колдер Трофи (приз лучшему новичку сезона НХЛ) и Кубок Колдера (приз, вручаемый победителю плей-офф АХЛ). Умер в городе Монреаль, Квебек, Канада, 4 февраля 1943 года.

Lubbi_Avgust (567x700, 309Kb)
1877
Август Янович Лубби (эстонское имя — August Lubbi)
эстонский и российский политический деятель, депутат Государственной думы I созыва от Эстляндской губернии. Эстонец, по происхождению из крестьян Ампельского прихода Вейсенштейнского уезда Эстляндской губернии. Родился в волости Амбла, Ярвамаа, ныне Эстония. Cын местного школьного учителя Яана Мартовича Лубби (29 мая 1847—11 сентября 1901) и его жены Луизы Юрьевны, урождённой Прунн (17 сентября 1851—16 июля 1925). Окончил Ревельское 4-классное городское училище. С 1899 учитель в Эндельском волостном училище. Взял в аренду крестьянский участок. В 1906 году участвовал в создании Ампельского отделения Эстонского общества просвещения молодежи (Э.Н.К.С., эстонское название — Eesti Noorsookasvatuse Selts) для строительства старшей средней школы. 14 апреля 1906 избран в Государственную думу I созыва от съезда уполномоченных от волостей. Входил в эстонскую подгруппу группы Западных окраин. Трудовики в своём издании «Работы Первой Государственной Думы» указывают, что Лубби также входил и в кадетскую фракцию. Подписал законопроект «О гражданском равенстве». Выступил в Думе по законопроекту «Об отмене смертной казни». Умер в посёлке Амбла, ныне Эстония, 19 апреля 1944 года. Cемья: Сестра — Анна Мария Элизабета в замужестве Кург (16 января 1871—?); Брат — Иоханнес Лубби (4 июня 1873—?); Сестра — Паулина в замужестве Пралиц (Pauline Pralits, 9 мая 1876—1943); Сестра — Луиза Аманда Лубби (23 октября 1879—9 ноября 1909); Сестра — Алида Матильда Лубби (22 февраля .1884—18 августа 1888); Брат — Фридрих Леопольд Лубби (18 июля 1885—31 августа 1933); Сестра — Ида Аврора в замужестве Вильде (Vilde, 2 декабря 1888—?), псевдоним "Wilde"; Брат — Херманн Вольдемар Лубби (4 января 1893—27 марта 1909). Литература: Государственная дума Российской империи: 1906—1917. Б.Ю.Иванов, А.А.Комзолова, И.С.Ряховская. Москва. РОССПЭН. 2008. Страницы 333-334; Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Первый созыв. Москва: Типография Товарищества И.Д.Сытина. 1906 Страница 406; Первая Государственная Дума. Алфавитный список и подробные биографии и характеристики членов Государственной Думы. — Москва: Типография. Товарищества И.Д.Сытина, 1906. — 175 страниц; Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. — Москва: «Возрождение», 1906. Страница 53; Российский государственный исторический архив. Фонд 1278. Опись 1 (1-й созыв). Дело 79. Лист 5, 6; Фонд 1327. Опись 1. 1905 год. Дело 141. Лист 110 оборот; Дело 143. Лист 158 оборот;. August Lubi 50-aastane. // Postimees (1886-1944), nr. 315, 19 november 1927; Источники: Suusõnaline traditsioon - 1917. a. revolutsioon; August Lubi mälestused "Esimese Vene Riigiduuma päevilt" (1938) // Venestamine Eestis 1880-1917 Dokumente ja materjale. Tallinn 1997, p. 69-70.

[514x700]
1877
Авенир Авенирович Снятков
горный инженер, геолог. Родился в Санкт-Петербурге. Детские годы провёл в Вологде. Окончил Вологодское реальное училище (1896). Учился в Санкт-Петербурге в Горном институте; за участие в студенческом движении выслан в Вологду (1905). Участвовал в геологических экспедициях: на реку Ухту и реку Ижму (1898), на Урал (1899, 1900), на остров Челекен (1908), в Кузнецкий бассейн, в Казахстан. Вёл изыскания в Донецком каменноугольном бассейне. С 1912 г. был сотрудником Санкт-Петербургского геологического комитета. Выбран председателем XIII (Горного) отдела Русского технического общества. Один из организаторов и член редколлегии журнала «Поверхность и недра» (1916–1918), член Особого совещания по горным делам при Временном правительстве (1917). В 1917–1918 гг. изучал горное дело в США. В 1918 г. с семьёй приехал в Вологду, вёл геологические изыскания в Кадниковском уезде. Первый председатель научно-технического комитета при губсовнархозе, товарищ председателя, а с октября 1919 г.председатель правления Вологодского общества изучения Северного края. Во время командировки в Тотьму с целью обследования солеваренных заводов заболел тифом и 3 ноября 1919 года умер. Погребен на Горбачевском кладбище города Вологды. Основные труды по Вологодской области: Снятков А.А. Холерные эпидемии в Вологодской губернии за время 1830 — 1871 // Труды I-го Съезда земских врачей Вологодской губернии. — Вологда, 1881; Снятков А.А. Ботаническое исследование заливных лугов в долине рек Северной Двины и Вологды. – Вологда, 1889. – 82 страницы; Снятков А.А. Очерк Вологодской флоры // Вологодский иллюстрированный календарь на 1894 год. — Тип. Бр. Гудковых-Беляковых, 1893. — Страницы 45 – 49. — Электронный ресурс: http://www.booksite.ru/fulltext/illu1/text.pdf; Снятков А.А. Исследование заливных лугов Сольвычегодского и Холмогорского уездов (к Нижегородской выставке). — 1896; Снятков А.А. Санитарное состояние школ Устюгского, Никольского. Сольвычегодского и Устьсысольского уездов; Снятков А.А. Вопрос о влиянии маслоделия на здоровье населения (Доклад Вологодскому Врачебному Совету) // Врачебно-санитарный обзор Вологодской губернии. — 1903. — № 1. — Страницы 19 — 26; Снятков А., Ширяев Г., Перфильев И. Определитель растений лесной полосы северо-востока Европейской России. Губернии Вологодская, Вятская, Костромская, Пермская (кроме степи), Ярославская, юг Архангельской и Северный Урал. – Вологда: Типография П.А.Цветова, 1913. – 208 с. — Электронный ресурс: http://www.booksite.ru/fulltext/snya/text.pdf; Снятков А., Ширяев Г., Перфильев И. Определитель растений лесной полосы северо-востока Европейской России. Губернии Вологодская с Северо-Двинской, Вятская, Костромская, Пермская (кроме степей), Ярославская, юг Архангельской и Сверный Урал. Издание 2-е, исправленное и дополненное / Под редакцией И.А.Перфильева. – Вологда: ОГИЗ, 1922. – 215 страниц; Снятков А.А. К истории изучения флоры Вологодского края (18–19 века) // Север. – Вологда, 1927. – №2 (6). – Страницы 82–90. — Электронный ресурс: http://www.booksite.ru/fulltext/jurn/sever2.pdf; Об А.А.Сняткове: Веселовские А. и А. Вологжане – краеведы. Источник словаря. – Вологда: Издание Вологодского отделения Государственного издательства, 1923. – 166 страниц (Снятков А.А. – Страницы 99–100) — Интернет-ресурс: http://www.booksite.ru/fulltext/kra/yev/edy/index.htm; Дилакторский П.А. Вологжане-писатели. – Вологда, 1900. – Страница 111; Тарутин А. Авенир Алексеевич Снятков // Материалы по изучению и использованию производительных сил Северного края. – Вологда, 1921. – Вып. 2. – Страницы 20 – 22; Макаров К. Врач и ботаник // Крайний Север. – 1976. 21 апреля; Панов Л.С. Снятков Авенир Авенирович / Л.С.Панов // Вологодская энциклопедия / главный редактор Г.В.Судаков ; редколлегия: С.Ю.Баранов [и другие]. – Вологда, 2006. – Страница 437; Сняткова О.Л. Сто пятьдесят лет рядом с Саблиными : (очерк семи поколений вологодского рода Снятковых) / О.Сняткова // Саблины : годы. События. Люди / составитель В.В.Саблина. – Санкт-Петербург, 2007. – Страницы 55–58.

[466x700]
1878
Павел Варфоломеевич Кузнецов
советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР. Родился в Саратове, в семье иконописца (дед его был садоводом). Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891—1896 гг.) под руководством В.В.Коновалова и Г.П.Сальвини-Баракки, там же встреча с В.Э.Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь. Блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897, мальчик легко и страстно учился: сначала у А.Е.Архипова, потом у иронично-элегантного К.А.Коровина и точного и тонкого В.А.Серова. Учёба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза».Потрясающий художественный дар сочетался в Кузнецове с колоссальной, неиссякаемой энергией души, в конце концов выразившимися в поразительном творческом долголетии мастера мирового уровня. В 1902 сблизился с В.Я.Брюсовым и символистами. Сотрудничал с изданиями символисткого толка: журналами «Искусство», «Золотое руно», входит в объединение «Мир искусства». В 1902 г. Кузнецов совместно с К.С.Петровым-Водкиным и П.С.Уткиным взялись за роспись саратовской церкви Казанской Божьей Матери.
kuznetsov_(selfportrait,_1906) (488x700, 290Kb)
Автопортрет с музой (1906)
Находясь на острие художественной мысли того времени (участвуя в деятельности «Мира искусства»), талантливая молодёжь и в церкви попыталась вольно обойтись с канонами, что вызвало взрыв общественного негодования и их росписи были уничтожены. В 1904 г. Кузнецов был одним из организаторов выставки «Алая Роза», а также принял деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая Роза», окончательно определившимся после одноимённой выставки в 1907 году. В 1906 по приглашению С.П.Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии и его работы приняли участие в выставке русского искусства, по результатам которой Кузнецов был избран членом Осеннего Салона (пожизненно). Был членом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства».В конце 1900-х в творчестве художника наступил кризис. Начались повторы, казалось, что мастер исчерпал себя. Но предприняв поездки в Заволжские степи (1911—1912) и Среднюю Азию (1912—1913), творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь, ещё выше, чем в «голуборозовский» период. Оставшись тонким, тончайшим художником, способным «отделить один сон от другого сна», он из своих странствий по Азии привозит ритм и поэтику Востока, привозит дыхание тысячелетней истории восточных народов. Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и всё та же ирреальность сюжета — его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по времени «Бухарская серия» ставят Павла Варфоломеевича в ряд художников мирового уровня.
Kuznecov_Matveev_1909_1910 (700x477, 197Kb)
П.В.Кузнецов и А.Т.Матвеев. 1909—1910
В годы революции работал с огромным подъёмом, принимал участие в издании журнала «Путь освобождения», вёл педагогическую работу, заведовал секцией живописи в отделе ИЗО Наркомпроса (1919—1924). Создаёт новые вариации восточных мотивов, в которых заметно влияние древнерусской живописи, пишет прекрасные портреты жены Е.М.Бебутовой (1921—1922 гг.), оформляет литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922—1923 гг.). В 1923 по командировке Наркомпроса побывал с персональной выставкой в Париже (ездил совместно с Е.М.Бебутовой), после чего появляются знаменитые «Парижские комедианты». Творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925—1929 гг.). Светом и движение дало глубину его композициям, например, широко известно его панно «Сбор винограда» (1928). Живописец стремится расширить тематику своих полотен, обращаясь к темам труда и спорта. По словам художника, поездка в Армению в 1930 году дала импульс целому ряду картин, в которых «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд». Работы конца 1920 — начала 1930-х были последним, третьим пиком взлёта творчества Павла Варфоломеевича. Организатор и председатель художественного общества «Четыре искусства» (1924—1931). 1928 — заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1917—1937, 1945—1948 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском институте изобразительных искусств и других институтах. Работал в области театральной декорации. Зарекомендовал себя как самобытный художник театра («Сакунтала» Калидасы в Камерном театре, 1914, постановка А.Я.Таирова). Скончался в Москве 21 февраля 1968 года. Литература: Ромм А.Г., П.В.Кузнецов, Москва, 1960; (Алпатов М.В.), П.В.Кузнецов, Москва, (1972).

Berta Lask (499x700, 86Kb)
1878
Берта Леопольдовна Ласк (немецкое имя — Berta Lask; псевдоним — Герхард Виланд, Gerhard Wieland)
немецкая поэтесса, драматург и журналистка. Родилась в городе Вадовице, Галиция, ныне Польша. Берта Ласк была третьим ребёнком в семье владельца бумажной фабрики еврейского происхождения. Старший брат Берты — философ Эмиль Ласк, друг Дьёрдя Лукача. Два брата Берты погибли в Первую мировую войну. В 1885 году семья Ласков переехала в Бранденбург, где Берта училась в гимназии в Бад-Фрайенвальде. К этому времени относятся её первые литературные опыты. В 1894—1895 годах Берта Ласк училась в гимназии для девочек Елены Ланге в Берлине. Родители воспрепятствовали желанию Берты учиться дальше. В 1901 году Берта Ласк вышла замуж за Луи Якобсона, врача-невролога и доцента Берлинского университета. У супругов родилось четверо детей. В 1912 году Берта Ласк написала своё первое театральное произведение под названием «На заднем дворе, четыре ступеньки слева», которое не было опубликовано. После Первой мировой войны Берта Ласк опубликовала сборник стихов «Голоса» и «Зов из темноты», которые по своему стилю были близки экспрессионистскому активизму Курта Хиллера. Берта Ласк участвовал в буржуазном женском движении, но берлинская нищета, которую она видела на приёме у мужа, впечатления от Октябрьской революции в России и Ноябрьской революции в Германии радикализировали её взгляды. Ласк публиковалась в газете Die Rote Fahne и других изданиях коммунистического толка и в 1923 году вступила в Коммунистическую партию Германии. В это время она занималась пропагандистской литературой, написала «Мёртвые зовут — Хоровая декламация памяти Карла Либкнехта и Розы Люксембург», театральные пьесы «Лойна 1921 год» и «Томас Мюнцер», детские книги «На крылатом коне через время» и «Как Франц и Грета поехали в Россию». В первый раз Ласк побывала в России в 1925 году. В годы Веймарской республики Берта Ласк не раз обвинялась в государственной измене, тиражи её театральных пьес конфисковались, а представления подвергались запрету. В процессах против коммунистических книготорговцев упоминались её сочинения. Тем не менее, обвинение против Берты Ласк в 1927 году было снято. Вместе с Иоганнесом Р. Бехером, Фридой Рубинер, Ф.К.Вайскопфом Берта Ласк стала членом подготовительного комитета и учредителем Союза пролетарских революционных писателей. На учредительном собрании 19 октября 1928 года Ласк была избрана вторым секретарём правления. Берта Ласк также состояла в Союзе защиты немецких писателей. Занималась журналистикой. После прихода к власти национал-социалистов Берта Ласк подверглась аресту, затем в июне 1933 года эмигрировала через Прагу в СССР. Один из её сыновей в том же году погиб в концентрационном лагере Дахау. Сестра Елена Ласк также погибла в 1933 году в концлагере. В Москве Берта Ласк занималась публицистикой, иногда публиковалась под псевдонимом Герхард Виланд. В начале 1936 года в СССР приехали её 73-летний муж и невестка Дора Диамант с двухлетней внучкой Франциской Марианной Ласк. Сын Берты Ласк Луц и Дора Диамант, последняя возлюбленная Франца Кафки, поженились в 1932 году. Берта Ласк с мужем выехала в Севастополь, где Якобсон работал врачом. В 1938 году Ласки лишились гражданства. Луц Ласк, дипломированный экономист и сотрудник Института Маркса и Энгельса в Москве, был арестован в 1938 году и содержался в лагере на Колыме. После смерти супруга в 1940 году Берта Ласк проживала с лета 1941 по осень 1944 года с сыном Германом Ласком в Архангельске, затем до 1953 года жила в Москве. После освобождения сына из заключения Берта Ласк в августе 1953 года вернулась в Германию, проживала в ГДР. Умерла в Берлине 28 марта 1967 года.
Berta Laskгроб (392x700, 442Kb)
Похоронена на Центральном кладбище Фридрихсфельде в Берлине.
Сочинения: Stimmen. Gedichte. Steegemann, Hannover 1919; Rufe aus dem Dunkel. Auswahl 1915—1921. (Soziale anti-militaristische Dichtungen, 1). Arbeiter-Kunst-Ausstellung, Berlin 1921; Unsere Aufgabe an der Menschheit. Aufsätze. Verlag «Der Syndikalist», Berlin 1923; Auf dem Flügelpferde durch die Zeiten. Bilder vom Klassenkampf der Jahrtausende. Erzählung für junge Proletarier. Mit 8 Bildern von Rudolf Schlichter. Vereinigung Internat. Verlagsanstalten, Berlin 1925; Wie Franz und Grete nach Rußland kamen. Erzählung für die Arbeiterjugend und Arbeitereltern. Vereinigung Internat. Verlagsanstalten, Berlin 1926; Die Befreiung. Sechzehn Bilder aus dem Leben der deutschen und russischen Frauen, 1914—1920. Vereinigung Internationaler Verlagsanstalten, Berlin 1926; Giftgasnebel über Sowjetrußland. Revue-Drama in 35 Scenen. Friedrich, Berlin 1927; Leuna 1921. Drama in fünf Akten. (Rote Dietz-Reihe 19). J. H. W. Dietz Verlag, Berlin 1927; Kollektivdorf und Sowjetgut. Ein Reisetagebuch. Internationaler Arbeiter-Verlag, Berlin 1931; Ein Dorf steht auf. Johann, der Knecht. Erzählungen aus Hitlerdeutschland. Staatsverl. der nat. Minderheiten der USSR, Kiew 1935; Januar 1933 in Berlin. Staatsverl. der nat. Minderheiten der USSR, Kiew 1935; Mira Lask (Hrsg.): Stille und Sturm. Roman. Mitteldeutscher Verlag, Halle (Saale) 1955; Mira Lask (Hrsg.): Aus ganzem Herzen. Mit einem Vorwort von Johannes Schellenberger. Deutscher Militärverlag, Berlin 1961; Otto und Else. Eine Erzählung vom Kampf der deutschen Arbeiterjugend. Verlag Kultur und Fortschritt, Berlin 1962. Литература: Carola Tischler: Als Flüchtling in der Sowjetunion. Berta Lask und ihre unveröffentlichte Bauernkriegs-Erzählung «Flüchtlinge» von 1938. In: Jahrbuch für Forschungen zur Geschichte der Arbeiterbewegung. 9(2010), H. 3, S. 97-121; Waltraud Schade: Berta Lask. In: Bezirksamt Treptow-Köpenick von Berlin, Gleichstellungsbeauftragte (Hrsg.): Frauenmosaik. Texte von Renate Bäuerlein. Trafo-Verlag, Berlin 2001, ISBN 3-89626-343-9, S. 95-113; Edeltraud Korosa: Die schreibende Revolutionärin. Versuch einer Biographie über die Schriftstellerin Berta Lask. Diplom-Arbeit. Universität Wien, 1996; Andreas Anter: Männer mit Eigenschaften: Max Weber, Emil Lask und Georg Simmel als literarische Figuren in Berta Lasks Roman «Stille und Sturm». In: Martin Lüdke (Hrsg.): Siegreiche Niederlagen: Scheitern: die Signatur der Moderne. Rowohlt, Reinbek bei Hamburg 1992, ISBN 3-498-03875-3, S. 156—169; Lask, Berta. In: Gisela Brinker-Gabler, Karola Ludwig, Angela Wöffen: Lexikon deutschsprachiger Schriftstellerinnen 1800—1945. (dtv 3282). Deutscher Taschenbuchverlag, München 1986, ISBN 3-423-03282-0, S. 180—182.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 17 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»