• Авторизация


16 ноября родились... 16-11-2025 12:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


William Edmund Barrett (568x700, 296Kb)
1900
Уильям Эдмунд Барретт (William Edmund Barrett)
американский писатель, наиболее известный благодаря повести 1962 года «Лилии полевые». Барретт родился в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, в семье Джона Джозефа и Элеоноры Маргарет (Флэннери) Барретт. Его семья была католической. В 1916 году он с семьёй переехал в Денвер, штат Колорадо. Он вернулся на восток, чтобы поступить в Манхэттенский колледж, который окончил в 1922 году. Барретт провёл большую часть своей жизни в Денвере. С 1923 по 1929 год он работал менеджером по рекламе в Скалистых горах в компании Westinghouse. Он женился на Кристин М. Роллман 15 февраля 1925 года. Будучи глубоко увлечённым авиацией, он был гражданским преподавателем в ВВС США и работал консультантом по аэронавтике в Публичной библиотеке Денвера с 1941 года. В 1956 году он получил благодарность от Колледжа Реджис.
Творчество
За свою более чем 50-летнюю писательскую карьеру Барретт написал множество рассказов, биографий, романов, рецензий и научно-популярных книг. В 1929 году он начал писать статьи для бульварных журналов. Его первый роман «Женщина верхом на лошади» был опубликован в 1938 году. В 1964 году он написал «Пастырь человечества» — биографию Папы Римского Павла VI.
Он был членом PEN и Американской лиги авторов. В 1961 году он получил звание почётного доктора литературы в Крейтонском университете. Он был членом Национального пресс-клуба в Вашингтоне, округ Колумбия и Колорадской лиги авторов, а с 1943 по 1944 год был её президентом. По трём его романам были сняты фильмы: «Левая Рука Бога», в главной роли Хамфри Богарт; «Полевые лилии» по его роману «Полевые лилии» с участием Сидни Пуатье; «Обрывки снов» по мотивам «Вина и музыки» — истории о католическом священнике, который решает жениться на разведённой протестантке.
Барретт страдал от проблем со здоровьем после перенесённого сердечного приступа и умер во сне в городе Денвер, штат Колорадо, США, 14 сентября 1986 года.
All_detective_193412 (483x700, 72Kb)
Барретт написал множество детективных историй для бульварных журналов, таких как «All Detective»
Библиография: «Женщина верхом на лошади» (1938); «Бегство от юности» (1939); Авиация как бизнес (1945); «Злое сердце» (1946); «Число моих дней» (1946); До последнего человека (1948); «Левая рука Бога» (1951); Тени образов (1953); «Внезапные незнакомцы» (1956); «Пустая святыня» (1958); Первые военные самолёты (1960); «На краю света» (1960); «Лилии полевые» (1962); «Шуты времени» (1963); «Пастырь человеческий» (1964); Палатка «Слава» (1967); Красные лакированные ворота (1967); «Вино и музыка» (также под названием «Кусочки снов») (1968); «Женщина в доме» (1971); «Форма иллюзии» (1972); Леди Лотоса (1975).

Бордзиловский_Ю._В (491x700, 246Kb)
1900
Юрий Вячеславович Бордзиловский (польское имя — Jerzy Bordziłowski)
советский и польский военный деятель, генерал-полковник инженерных войск (1954). Родился в городе Острув-Мазовецка, Острувский уезд, Ломжинская губерния, Российская империя, в смешанной семье, отец — поляк Мечислав, мать — украинка Вера, в советских документах значится украинцем. Отец был врачом в Русской императорской армии, погиб на фронте в 1917 году во время Первой мировой войны. Детство Юрий провёл в Херсоне, в 1918 году окончил школу.
Гражданская война
1 сентября 1919 года Ю.В.Бордзиловский вступил в РККА, участвовал в Гражданской войне, служил в 422-м стрелковом полку. В составе полка участвовал в советско-польской войне, в 1920 году в боях под Киевом был взят в плен, через два месяца бежал и вернулся на фронт.
Между войнами
После войны, в сентябре 1920 года Ю.В.Бордзиловский поступил в Киевскую военно-инженерную школу, после окончания, в 1922 году был направлен в 16-й саперный батальон (Казань) командиром взвода, с 1925 года — начальник школы младшего командного состава того же батальона. В 1926 году вступил в ВКП(б). С 1926 года преподавал военно-инженерное дело на Смоленских курсах военной переподготовки военруков, с 1928 — в Саратовской школе командиров запаса. В 1931 году окончил Военно-инженерную академию РККА и был назначен начальником инженерной службы 32-й стрелковой дивизии, с декабря 1935 года — помощник начальника инженерных войск Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА). В 1938 году участвовал в боях с японцами на озере Хасан.
Великая Отечественная война
В начале Великой Отечественной войны подполковник Ю.В.Бордзиловский на той же должности, вскоре был назначен заместителем начальника, затем с января 1941 — начальником инженерных войск 21-й армии, участвовал в Смоленском сражении. 14 сентября 1941 года был ранен, но, несмотря на это, лично взорвал захваченный немцами мост на реке Сож, за что был награждён орденом Ленина. После этого Ю.В.Бордзиловский лечился в госпиталях, после выздоровления, с июля по сентябрь 1942 года — начальник инженерных войск 64-й армии, участвовал в Сталинградской битве. 1 октября 1942 года Ю.В.Бордзиловский назначен начальником инженерных войск Воронежского фронта, участвовал в Курской битве, Белгородско-Харьковской операции, Битве за Днепр, руководил разминированием Киева. С ноября 1943 года — начальник инженерных войск 33-й армии, участвовал в Белорусской операции. 24 сентября 1944 года Ю.В.Бордзиловский был назначен начальником инженерных войск 1-й армии Войска Польского, участвовал в Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательной операциях.
После войны
После войны, 15 ноября 1945 года Ю.В.Бордзиловский назначен начальником инженерных войск Войска Польского, на этой должности до 1 сентября 1951 года. Руководил разминированием территории Польши. В 1952—1954 годах учился в Академии Генштаба, после окончания, 23 марта 1954 года назначен начальником Генерального штаба Войска Польского и заместителем министра обороны ПНР, на этих должностях до 6 февраля 1965 года. В 1954—68 годах был членом ПОРП, в 1952—1968 годах избирался депутатом в польский парламент и другие законодательные органы. С февраля 1965 Ю.В.Бордзиловский — главный инспектор боевой подготовки и заместитель министра обороны ПНР. В марте 1968 года Ю.В.Бордзиловский вернулся в СССР, был назначен инспектором в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер Юрий Вячеславович в городе Москва, РСФСР, СССР, 5 апреля 1983 года. Похоронен 8 апреля на Новокунцевском кладбище.
Воинские звания: Майор (1936); Подполковник (1940); Полковник (1941); Генерал-майор инженерных войск (1 октября 1942); Генерал-лейтенант инженерных войск (11 июля 1945); Генерал-полковник инженерных войск (7 июля 1954).
Награды
СССР: Два Ордена Ленина (9 ноября 1941, …); Орден Октябрьской Революции (14 ноября 1980); Шесть Орденов Красного Знамени (14 февраля 1943; 10 января 1944; 15 ноября 1950, …); Орден Богдана Хмельницкого I степени; Орден Кутузова II степени (10 апреля 1945); Орден Отечественной войны I степени (31 мая 1945); Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени; Медаль «За оборону Сталинграда»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «За освобождение Варшавы»; Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938); Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»; Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»; Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»; Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»; Знак «Участнику Хасанских боёв». Польша: Орден Возрождения Польши I, II, III, IV, V степеней; Два ордена «Знамя Труда» I и II степеней; Два креста Заслуги I степени; Орден «Крест Грюнвальда» III степени; Орден Виртути Милитари V степени; Крест Храбрых; Медаль «За участие в боях за Берлин»; Медаль «Вооружённые силы на службе Родине»; Медаль «За заслуги при защите страны»; Медаль «На страже мира». Монголия: Награждённые медалью «30 лет Халхин-Гольской Победы»; Награждённые медалью «50 лет Монгольской Народной Революции»; Награждённые медалью «50 лет Монгольской Народной Армии»; Награждённые медалью «60 лет Монгольской Народной Армии». Литература: Галицкий И.П. Дорогу открывали саперы. — Москва : Воениздат, 1983; Инженерные войска в боях за Советскую Родину. — Москва : Воениздат, 1970; Немчинский А.Б. Осторожно, мины! — Москва : Воениздат, 1973; Поплавский С.Г. Товарищи в борьбе. — Москва : Воениздат, 1974; Лоскутов Ю. Генерал-полковник инженерных войск Ю.В.Борзиловский. // Военно-исторический журнал. — 1980. — № 11. — Страницы 80-81.

Босилков (437x700, 123Kb)
1900
Евгений Левиджов Босилков (мирское имя — Викентий Босилков)
болгарский католический епископ, блаженный мученик. Викентий Босилков родился в городе Белене Княжество Болгария, Османская империя (ныне Плевенская область, Болгария), в семье болгарских католиков латинского обряда.
Карьера
В 14 лет вступил в монашескую конгрегацию пассионистов. Учился в пассионистских обителях в Голландии и Бельгии. Принял монашеское имя Евгений. В 1920 году принес обеты, 25 июля 1926 года рукоположён в священный сан. В 1924—1927 годах продолжал обучение в Болгарии, затем был направлен в Рим, в Папский Восточный Институт (докторская диссертация на тему единства Болгарской Церкви со Святым Престолом в первой половине XIII века, 1931). Вновь вернувшись в Болгарию в 1934 году, служил в разных епархиях, предпочитая активную работу с мирянами. Был настоятелем прихода в селе Бырдарски-Геран. После освобождения Болгарии в ходе Второй мировой войны и установления в стране коммунистического режима, в условиях антицерковной политики властей, 26 июля 1947 года назначен епископом Никопола (рукоположён в епископский сан 7 октября 1947 года). В 1948 году с разрешения властей совершил визит ad liminaв Рим. Отказался от предложения властей объявить о независимости болгарских католиков от Святого Престола.
Арест и казнь
16 июля 1952 года в рамках кампании по аресту католических священнослужителей задержан в Софии. На показательном процессе, состоявшемся 29 сентября — 3 октября 1952 года, в качестве улик были предъявлены два пистолета, обнаруженных в софийском католическом колледже, где они хранились в качестве музейных экспонатов, и старый радиоприемник. Четыре человека (епископ Евгений Босилков и отцы Камен Вичев, Павел Джиджов и Йосафат Шишков) были приговорены к смертной казни через расстрел. На встрече с племянницей после оглашения приговора он сказал:
«Я знаю, что Господь дал мне Свою благодать. Я хочу умереть. Не плачь. Матерь Божия нас не оставит. …Завтра принеси мне два коврика, потому что спать приходится на цементном полу».
Епископ Евгений Босилков был расстрелян на территории тюрьмы, в 23 часа 30 мин. 11 ноября 1952 года. Его тело было сброшено в общую могилу и до сих пор не может быть найдено. Приговор был публичным (Папа Пий XII упоминал ептскопа Босилкова в своей энциклике, обращенной к Восточным Церквам — «Orientales ecclesias» — от 15 декабря 1952 года), однако был ли он исполнен и при каких обстоятельствах, известно не было. Вплоть до 18 ноября (неделю спустя после расстрела) у родственников осужденных принимали продуктовые передачи на их имя. Даже в 1975 году председатель госсовета НРБ Тодор Живков на вопрос Папы Павла VI во время личной встречи ответил, что «Босильков умер в тюрьме».
Прославление
15 марта 1998 года папа Иоанн Павел II беатифицировал владыку Евгения Босилкова. На проходившей в Риме церемонии присутствовали заместитель председателя Народного собрания Болгарии Иван Куртев, а также епископы Христо Пройков, Петко Христов и Георгий Йовчев и паломники со всей страны.

Volarovich (477x700, 134Kb)
1900
Михаил Павлович Воларович
советский учёный, специалист по торфу, доктор физико-математических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Основоположник отечественной геологии, физики торфа как науки. Родился в городе Москва, Российская империя. В 1926 году окончил физико-математический факультет МГУ. С 1933 по 1964 год — заведующий кафедрой физики Московского торфяного института. Во время Второй мировой войны исследовал проблему оптимального состава смазочных масел для облегчения запуска двигателей в условиях низких температур. Заведующий лабораторией Института физики Земли Акадеимии Наук СССР. Основоположник отечественной физики торфа как науки. В 1970 году — один из авторов открытия пьезоэлектрического эффекта горных пород. Подготовил 27 докторов и 125 кандидатов наук. Умер 28 июля 1987 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Награды и премии: Орден Красной Звезды (10 июня 1945); Орден Ленина — за исследования влияния низких температур на вязкость масел, которые помогли при создании смазки для танковых двигателей во время Великой Отечественной войны; Заслуженный деятель науки и техники РСФСР; Государственная премия СССР (1973) — за открытие пьезоэлектрического эффекта горных пород, разработку и внедрение в практику геологоразведочных работ пьезоэлектрического метода поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.
Семья
Брат — Георгий (1907—1999) — геолог.
Библиография
Автор более 500 научных публикаций. К наиболее значительным относятся: Воларович М.П., Кулаков Н.Н., Самарина К.И. О влиянии различных факторов на пластично-вязкие свойства торфомассы (о вязкости и пластичности дисперсных систем) // Коллоидный журнал. 1935. — Том 3. — № 2. - Страницы 163—168; Воларович М.П., Пухлянко А. Е. Исследование внешнего трения и прилипания торфа // Коллоидный журнал. — 1935. — Том 5. — Выпуски 1-2. — Страницы 89-94; Воларович М.П., Марков С.Н. Определение предельного напряжения сдвига торфа методом конического пластометра // Заводская лаборатория. — 1951. — Том 17. — № 12. — Страницы 1461—1464; Воларович М.П., Чураев Н. В. Исследование степени дисперсности торфа // Коллоидный журнал. — 1955. — Том 17. — Выпуск 3. — Страницы 200—206; Воларович М.П., Щипанов П.К. Вязкопластичное течение торфяной массы с переменными значениями вязкости и предельного напряжения сдвига // Коллоидный журнал. — 1949. Том 11. — № 6. — Страницы 384—389; Воларович М.П. Исследование реологических свойств дисперсных систем (Доклад, прочитанный на совещании по теории упругости, пластичности и реологии в Польской академии наук 27.08.1953) // Коллоидный журнал. — 1954. Том 16. — № 3. — Страницы 237—240; Воларович М.П., Гроздовский Г. Я. О движении материала в шнековом механизме // Торфяная промышленность. — 1948. — № 6. — Страницы 10-15; Воларович М.П., Марков С.Н. Исследование изменения предельного напряжения сдвига торфа в процессе изменения предельного напряжения сдвига торфа в процессе его переработки // Торфяная промышленность. — 1957. — № 10. — Страница 23; Воларович М.П. Исследование работы кафедры московского торфяного института в области физики торфа / Труды МТИ. — 1958. Выпуск 8. Страницы 115—132; Воларович М.П., Чураев Н. В. Изучение процессов передвижения воды в торфяной залежи методом радиоактивных индукторов / В кн. Новые физические методы исследования торфа. — Москва-Ленинград, 1960. — Страницы 192—204; Воларович М.П., Чураев Н. В., Минков Б. Я. Опыт применения радиоактивных изотопов при изучении движения воды в торфяной залежи // Торфяная промышленность. — 1957. — № 7. — Страницы 26-31; Воларович М.П. и др. Электронная микроскопия и его составляющих // Коллоидный журнал. — 1960. — Том 22. — Выпуск 5. — Страницы 553—556; Воларович М.П., Багров А. А. Исследование вязко-пластических свойств верхового и низинного видов торфа в широком интервале влажности / Труды КТИ. 1960. — Выпуск 11. — Страницы 227—241; Ким А.Х., Воларович М.П. Плоская задача о движении вязко-пластичной дисперсной системы между двумя плоскостями, составляющих острый угол // Коллоидный журнал. — 1960. — Том 22. — Выпуск 2. — Страницы 186—194; Воларович М.П., Малинин Н.И. Исследование реологических свойств торфов пониженной влажности // Коллоидный журнал. — 1958. — Том 20. — Выпуск 3. — Страницы 311—317; Воларович М.П., Тропин В.П. Исследование степени дисперсности сапропелей при помощи седиментометра и электронного микроскопа. Коллоидный журнал. — 1958. — Том 20. — Выпуск 1. — Страницы 13-19; Воларович М.П., Гамаюнов Н.И., Чураев Н.В. Исследование термовлагопроводности в торфе. Коллоидный журнал. — 1960. — Том XXII. — Выпуск 5. — Страницы 535—542; Воларвич М.П., Чураев Н.В. Об учёте растворенных веществ при проведении дисперсионного анализа торфа // Коллоидный журнал. 1956. — № 1. — Страница 125; Воларович М.П., Лазовская Н.В. Определение реологических характеристик торфа с помощью ротационного вискозиметра РВ-4 / В книге Новые физически методы исследования торфа. — Москва-Ленинград, 1960. — Страницы 110—118; Воларович М.П., Воронков Г.Я. Электрокинетические свойства торфа // Коллоидный журнал. — 1960. — Том 22. — Выпуск 3. — Страницы 301—304; Воларович М.П., Гусев К.Ф. Рентгеноструктурные исследования торфяных битумов и восков // Коллоидный журнал. — 1956. — Том 18. — Выпуск 6. — Страницы 643—646; Воларович М.П., Лиштван И.И., Чураев Н.В. Изучение торфяных гуминовых золей. Структурно-механические свойства и их изменение при действии добавок // Коллоидный журнал. — 1960. — Том 22. — Выпуск 5. — Страницы 546—552; Воларович М.П., Чургев Н.В. Современное состояние и методы физики и физико-химии торфа. Л., 1963. — 32 страницы; (Международный конгресс по торфу. Ленинград, 1963); Воларович М.П., Лиштван И.И., Чураев Н. В. Методы управления структурно-реологическими свойствами торфа в полутвердой и пониженной концентрации // Коллоидный журнал. — 1963. — Том 25. — Выпуск 3. — Страницы 286—290; Воларович М.П., Лиштван И.И., Чураев Н. В. Сравнительное исследование механических и химических методов измерения дисперсности торфа // Коллоидный журнал. — 1961. — Том 23. — Выпуск 4. — Страницы 399—403; Воларович М.П., Лиштван И. И., Наумович В. М. Структурно-реологические свойства дисперсных и высокомолекулярных систем (Обзор) // Инженерно-физический журнал. — 1962. — Том 5. — № 2. — Страницы 122—132; Воларович М.П., Гуткин А.М., Воларович М.П. О природе предельного напряжения сдвига дисперсных систем с малой концентрацией дисперсной среды // Коллоидный журнал. — 1962. — Том 24. — Выпуск 4 . — Страницы 419—423; Воларович М.П., Ильин Н.И., Чураев Н.В. Процессы передвижения воды при осушении верховых залежей // Торфяная промышленность. — 1961. — № 7. — Страницы 9-13; Воларович М.П., Тропин В.П. Электронно-микроскопическое исследование микрофлоры в различных видах торфа / Труды КПИ. 1963. — Выпуск 13. — Страницы 5-19; Воларович М.П., Багров А.А. Изменение вязко-пластичных параметров торфа в процессе его переработки // Известия вузов. Горный журнал. — 1962. — № 2. — Страницы 64-69; Воларович М.П., Чураев Н.В. Влияние поверхностных сил на передвижение влаги в пористых телах / В сборнике: Исследование в области поверхностных сил. — Москва, 1964. — Страницы 234—243; Воларович М.П., Елиницкая Н. К. Исследование высокодисперсной фракции торфа / В сборнике. Комплексное использование торфа. — Москва-Ленинград, 1965. — Страницы 274—280; Воларович М.П., Лазовская Н.В. Ротационные вискозиметры для исследования реологических свойств дисперсных систем и высокомолекулярных соединений (Обзор) // Коллоидный журнал. — 1966. -Том 28. — Выпуск 2. — Страницы 198—213; Воларович М.П., Тропин В.П. Электронно-микроскопические исследования саморазогревающегося фрезерного торфа // Торфяная промышленность. — 1964. — № 2. — Страницы 26-30; Воларович М.П., Копенкин В.Д., Лиштван И.И., Терентьев А.А. Электронно-микроскопическое исследование высокодисперсной фракции торфа // Заводская лаборатория. — 1966. — Том 32. — № 2. — Страницы 211—212; Воларович М.П., Гамаюнов Н. И., Поляничева А.П. Изучение влагообмена малоразложившегося подстилочного торфа с залежью // Торфяная промышленность. — 1965. — № 3. — Страницы 30-34; Воларович М.П., Лиштван И.И., Форико В.А. Влияние содержания твердой фазы и температуры на реологические свойства торфа // Коллоидный журнал. — 1967. — Том 29. — Выпуск 6. — Страницы 786—791; Воларович М.П. и др. Исследование корреляционных связей между свойствами торфов / Труды КПИ. — 1968. — Выпуск 2 (15). — Страницы 224—230; Воларович М.П., Лиштван И.И., Мамедова Н.М. Влияние торфощелочного реагента на структурообразование в водных суспензиях глин // Коллоидный журнал. — 1968. — Том 30. — Выпуск 2. — Страницы 210—215; Воларович М.П., Дёмкин Н.Б., Беркович И.И. Изучение контакта торфяного брикета с твердой поверхностью расчетным и экспериментальными методами / Труды КПИ. — 1968. — Выпуск 2 (15). — Страницы 214—224. Литература: Коллоидный журнал, Том 50. Воронежское областное книгоиздательство, 1988. Страница 202; Известия Академии наук СССР.: Физика земли, Выпуски 3-6. Наука, 1988. Страница 126; Известия: Физика земли, Выпуски 1-6. Академия наук СССР. Наука., 2001. Страница 3; Тверской государственный технический университет : Люди, события, факты : Мемуаристическо-исторический сборник 1922—1997 / Составители : Ответственные редакторы Миронов В.А., Кудрявцева А.А. — [Тверь] : Издательство Тверского государственного технического унивнерситета. Издательство «Лилия ЛТД», 1997. — 191 страница : портрет ; 21 см. Страницы 52, 63, 108. ISBN 5-230-19433-2; Золотая книга Тверского государственного технического университета / под редакцией профессора А.В.Твардовского. — информационно-справочное. — Тверь: ТвГТУ, 2015. — P. 252. — ISBN 978-5-905621-60-4.

[569x699]
1900
Николай Фёдорович Погодин (настоящая фамилия - Стукалов)
советский сценарист, драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Родился в станице Гундоровской (ныне Донецкой области). Судьба складывалась под влиянием революционных событий 1917. Пошел добровольцем в Красную армию. С 1920 работал в ростовской газете «Трудовая жизнь» репортером, обнаружив в этом свое призвание. С 1925 – очеркист в Москве. Уже в его очерках просматривались драматургическое построение, конфликтность, яркие живые диалоги, колоритный язык. Новизна формы его пьес шла от новизны содержания жизни, новизны современных театральных форм и исканий. Он использовал сценарные приемы кинематографа, более современные и динамичные, более соответствующие времени. Поэтому его первая пьеса Темп, написанная в 1929, залежалась в академическом МХАТе и была принята к постановке молодым режиссером А.Поповым в театр имени Вахтангова. Пьеса была признана новаторской. Своим Темпом автор открыл в драматургии новую производственную тему, которой была суждена долгая жизнь на театральной сцене и в кино. Вторая пьеса Поэма о топоре являлась продолжением первой. Поставленная А.Д.Поповым в 1931 на сцене Театра Революции с участием М.Бабановой (Анка), Д.Орлова (Степан), Поэма имела большой успех. Завершающая часть производственной поэтической трилогии – пьеса Мой друг (1932). Двигаясь от общего к частному, от коллектива к личности, автор впервые раскрыл образ советского руководителя. Благодатный по меркам своего времени драматургический материал стал почвой для рождения яркого сценического образа, созданного М.Астанговым в Театре Революции. Прочно в историю советского театра вошел спектакль Аристократы, написанный в 1934 и поставленный в Реалистическом театре Н.Охлопковым средствами условного театра, как спектакль карнавальной праздничности. Вкладом в решение ленинской темы на советском экране и сцене стала созданная им трилогия о Ленине: Человек с ружьем (1937), Кремлевские куранты(1939), Третья, патетическая (1956). Задачей автора было максимальное человеческое освещение образа вождя, создание обаятельного, сердечного героя, принимающего близко к сердцу все беды простого человека. Таким идеализированным, приукрашенным, очищенным от истинных противоречий и сложностей, должен был предстать вождь перед современным зрителем. Роль Ленина и на сцене театра имени Вахтангова, и в кино, с успехом сыграл Б.В.Щукин. Создатели спектакля по своему искренне выполняли четкий социальный заказ. Создал своего рода эталон решения ленинской темы, надолго закрепив его в искусстве. В пьесе Кремлевские куранты старался последовательно раскрыть найденную им метафору молчащих, а затем оживших кремлевских курантов, символизирующих неизбежную победу ленинского дела. Вне контекста советского времени очевидна иллюстративность приемов пьесы, ее метафор и образов. Автор сценария к фильму Кубанские казаки (1950; Сталинская премия, 1951). Главный редактор журнала «Театр» (1951-1960). Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями. Автор книг Театр и жизнь; Искать, мыслить, открывать. Скончался в Москве 19 сентября 1962 года. Сочинения: Собрание драматических произведений, тома 1-5, Москва, 1960-1961; Собрание сочинений, тома 1-4, Москва, 1972-1973; Театр и жизнь, Москва, 1953; Искать, мыслить, открывать, Москва, 1966; Неизданное, тома 1-2, Москва, 1969; Автобиографическая заметка, в книге: Советские писатели, том 2, Москва, 1959. Литература: Зайцев И., Николай Федорович Погодин, Москва-Ленинград, 1958; Попов А., Воспоминания и размышления о театре, Москва, 1963; Караганов А., Огни Смольного, Москва, 1966; Холодов Е., Пьесы и годы. Драматургия Н.Погодина, Москва, 1967; Слово о Погодине. Воспоминания, Москва, 1968; Потапов Н., Живее всех живых. Образ В.И.Ленина в советской драматургии, Москва, 1969.

[458x698]
1900
Николай Робертович Эрдман
советский драматург, поэт, сценарист, лауреат Сталинской премии (1951). Родился в Москве, в семье бухгалтера из обрусевших балтийских немцев. В юности на него оказала огромное влияние поэзия В.Маяковского. В 1918 Эрдман познакомился с имажинистами А.Мариенгофом, С.Есениным, Г.Якуловым и вместе со старшим братом, театральным художником Борисом Эрдманом (1899–1960), стал принимать участие в деятельности группы. Участвовал в обсуждении «Декларации имажинистов» (1919), подписал расклеенную ими по Москве листовку «Приказ о всеобщей мобилизации № 1» (1920) и литературную декларацию «Восемь пунктов» (1924), участвовал в качестве «свидетеля со стороны защиты» в литературном суде над имажинистами. Первое стихотворение Эрдмана Осени осенью осень... было опубликовано в журнале «Жизнь и творчество русской молодежи» в 1919. В том же году поэт был мобилизован в Красную Армию. И находясь в армии, и по возвращении Эрдман продолжал печатать в различных изданиях свои стихи; в 1922 была издана его первая, имажинистская по духу, поэма «Автопортрет», действие которой происходит в Москве. В 1922 имя Эрдмана уже было хорошо известно театральной Москве. Эрдман был автором либретто для оперетт и балетов, скетчей и куплетов для кабаре, написал пародию «Носорогий хахаль» на спектакль Вс.Мейерхольда «Великолепный рогоносец». В 1923 состоялась премьера его буффонады «Шестиэтажная авантюра» в кабаре «Кривой Джимми», а в 1924 – пьесы «Гибель Европы» на Страстной площади в кабаре «Палас». В соавторстве с В.Массом и др. драматургами Эрдман написал обозрение «Москва с точки зрения», которым в 1924 открылся Театр сатиры. 20 апреля 1925 Мейерхольд поставил в своем театре ГосТИМ пьесу Эрдмана «Мандат». Премьера была триумфальной, пьесу 19-летнего автора в постановке великого режиссера называли важнейшим событием в художественной жизни Москвы. Эрдман получил возможность поехать в творческую командировку в Германию и Италию. Исполнение главной роли Гулячкина принесло славу актеру Э.Гарину. В интервью газете «Вечерняя Москва» Мейерхольд так охарактеризовал пьесу Эрдмана: «Современная бытовая комедия, написанная в подлинных традициях Гоголя и Сухово-Кобылина. Наибольшую художественную ценность комедии составляет ее текст. Характеристика действующих лиц крепко спаяна со стилем языка». Неодолимые обстоятельства советской действительности, в которой человек без «бумаги» не мог существовать, приводили к тому, что герой «Мандата» Гулячкин был вынужден выписать мандат самому себе. Кухарка Настя – Анастасия Николаевна – примеряла явившееся героям пьесы платье императрицы, после чего все были готовы признать в ней великую княжну Анастасию. Для этих и других примет времени Эрдману удалось найти емкие словесные формулы: «Вы в Бога верите? Дома верю, на службе нет»; «А если я с самим Луначарским на брудершафт пил, что тогда?» и т.п. В «Мандате» Эрдман выработал один из своих главных драматургических приемов, открытый Мольером и разработанный Гоголем и Салтыковым-Щедриным: возвращение слову его первоначального значения. Тонко чувствуя природу театра, ввел в пьесу буффонадные эпизоды, использовал сленг и жаргон. В течение года спектакль по пьесе «Мандат» прошел в ГосТИМе 100 раз. Сразу после премьеры Мандата Эрдман начал работать над пьесой «Самоубийца». Головокружительное стечение обстоятельств, воплощенное с присущими Эрдману блеском и динамикой, делало особенно наглядным абсурд советской действительности, о которой один из персонажей говорил: «В настоящее время, гражданин Подсекальников, то, что может подумать живой, может высказать только мертвый». Автор сочувствовал советским «маленьким людям», оказавшимся беззащитными перед системой, хотя и иронизировал над ними. Кульминацией пьесы стала сцена проводов на тот свет живого «самоубийцы» Подсекальникова – своего рода поминки по прежней, нормальной жизни. Попытки протеста против «новой жизни» сочетались у героев (например, у интеллигентного Гранд-Скубика) с конформизмом. Сатирические мотивы «Мандата» приобретали в «Самоубийце» трагическое звучание. В 1928 Эрдман подписал договор на готовую пьесу с Мейерхольдом, и сразу после этого Главрепертком запретил ее. В газете «Рабочая Москва» появилась статья «Попытка протащить реакционную пьесу. Антисоветское выступление в Театре имени Мейерхольда.» Хотел поставить «Самоубийцу» и Театр имени Е.Вахтангова, но ему это тоже не удалось. К.С.Станиславский, восхищенный пьесой и сравнивший Эрдмана с Гоголем, обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на постановку пьесы во МХАТе, ссылаясь на ее высокую оценку Горьким и Луначарским. Сталин разрешил Станиславскому «сделать опыт», а через год, когда репетиции были завершены, лично запретил спектакль. В 1932, после закрытого просмотра, поставленный по Самоубийце спектакль Мейерхольда также был запрещен партийной комиссией во главе с Кагановичем. Безуспешные попытки поставить или напечатать Самоубийцу предпринимались во время хрущевской «оттепели». Спектакли в Театре имени Е.Вахтангова и в Театре на Таганке были запрещены. Спектакль Театра сатиры, поставленный по пьесе в 1982 В.Плучеком, был снят с репертуара вскоре после премьеры. Первая публикация пьесы на русском языке была осуществлена в 1969 в ФРГ. В том же году в Швеции состоялась ее первая постановка. Эрдман продолжал работать в тех жанрах, в которых был признанным мастером. Начал писать сценарии к фильмам, в том числе в соавторстве (Митя, Турбина N 3, Дом на Трубной, Посторонняя женщина и др.). В 1933 в Гаграх, во время съемок фильма Веселые ребята был арестован и сослан в г.Енисейск. Поводом к аресту Эрдмана послужили его басни, неосторожно исполненные В.Качаловым на кремлевском приеме. Из титров вышедшего в 1934 фильма Г.Александрова «Веселые ребята» были сняты фамилии сценаристов Н.Эрдмана и В.Масса. В 1934 местом ссылки Эрдмана был назначен Томск. В Томском театре он написал инсценировку романа М.Горького «Мать» В 1936 Эрдману было разрешено поселиться в Калинине, где он начал работу над сценарием фильма Г.Александрова «Волга-Волга» (Сталинская премия, 1941). До Великой Отечественной войны жил также в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани и других разрешенных для проживания ссыльных городах. В 1938, во время одного из нелегальных приездов в Москву, Эрдман прочитал на квартире у М.Булгакова первый акт пьесы «Гипнотизер», которая не была завершена. В том же году Булгаков обратился к Сталину с письмом, в котором просил для Эрдмана разрешения жить в Москве; письмо осталось без ответа. В начале войны, после неоднократных просьб с его стороны и отказов со стороны властей, Эрдман был призван в армию – в специальную часть для «лишенцев» и бывших священников; солдаты не были ни вооружены, ни обмундированы. После долгого отступления тяжело больной Эрдман попал в Саратов, откуда по личному указанию Л.Берии был вызван в Москву в Ансамбль песни и пляски НКВД. Для этого ансамбля писал сценарии театрализованных представлений вплоть до 1948. Эрдман написал также сценарии художественных («Принц и нищий», «Актриса», «Смелые люди», «Снежная королева», «Морозко» и др.) и мультипликационных («Федя Зайцев», «Чудесный колокольчик», «Приключения Мурзилки» и др.) фильмов, либретто оперетт, интермедии к спектаклям, сценарии цирковых представлений, скетчи и др. произведения. Его соавторами были В.Масс и М.Вольпин. В 1964 Эрдман стал консультантом Ю.Любимова и неофициальным членом художественного совета Театра на Таганке. Написал для этого театра инсценировку Героя нашего времени М.Лермонтова (в соавторстве с Любимовым) и интермедии к спектаклю Пугачев по драматической поэме С.Есенина. Спектакль по пьесе Самоубийца Любимов смог поставить только в 1990. Умер в Москве 10 августа 1970 года.

[525x700]
1900
Элишка Юнкова (чешское имя — Eliška Junková; девичье имя — Альжбета Поспишилова, Alžběta Pospíšilová)
чешская автогонщица, которая достигла больших успехов в автомобильном спорте. Родилась в Оломоуце. Благодаря мужу, известному гонщику тех времен, Элишка и попала в автоспорт, а начинала она механиком у Ченека. Чехия тогда входила в состав Австро-Венгрии, и Элишка с малого возраста проявляла склонность к изучению иностранных языков, благодаря чему она после окончания школы нашла работу в банке. Здесь она встретила своего будущего мужа Ченека Юнека, он был управляющим филиала банка. Ченек начал карьеру автогонщика, заявляясь на участие в местных соревнованиях. Свадьба состоялась в 1922-м году, после которой они уже выступали вместе как чета Юнковых. После войны Юнеку стало сложнее выступать, так как он получил ранее в руку и из-за этого впервые за руль «Bugatti Type 30» села его жена. Первой триумфальной победой Элишки стала гонка Лашотин-Тремосна, которая состоялась в 1924 году. После этого, молодая гонщица стала поистине национальной героиней. В следующем году ей вновь не было равных. А по истечении недолгого времени чешская гонщица уже выступала наравне с именитыми мужчинами пилотами тех времен. На швейцарской Клаузенпасс Элишка заняла второе место. Очень ее привлекала знаменитая гонка Тарга Флорио, которая каждый год проводилась на Сицилии. Элишка приплыла на остров заранее и прожила там около месяца, чтобы адаптироваться к местным условиям. В самой гонке Юнкова долгое время шла на четвертом месте, но после поломки рулевого управления сошла с дистанции, вылетев в кювет - к счастью, без серьезных травм.
[700x495]
Так Тарга Флорио в 1928 году закончилась для нее пятым местом. В 1927 году был создан Нюрбургринг, где проводили Гран-при Германии. На новой трассе Элишка Юнкова победила в двухлитровом классе автомобилей. На следующий Нюрбургринг приехали супруги уже вдвоем на новой модели Бугатти. На Гран-при Германии Юнковы подали общую заявку и могли при необходимости сменять друг друга за рулем. Ничто не предвещало беды, но... Ченек на большой скорости вылетел с трассы, автомобиль перевернулся - и гонщик погиб. Элишка не вынесла такого удара, продала автомобили и прекратила выступления. В 1930-х годах она осуществила свою полузабытую мечту, отправившись на четырех колесах на Цейлон (и заодно оказав услугу Этторе Бугатти, искавшему выход на новые рынки), но личное участие в гонках отныне было для нее табу... После Второй мировой Элишка второй раз вышла замуж. Власти постоянно отказывали ей в выезде за рубеж и сжалились лишь в 1966-м, когда состоялся мемориальный заезд Тарга Флорио. Элишка Юнкова скончалась в Праге 5 января 1994 года.

1901
Владимир Григорьевич Касьяненко
украинский зоолог и анатом, академик Академии Наук Украинской ССР (с 1951). Окончил Киевский зооветеринарный институт (1926). До 1950 г. работал там же (с 1938 г. — профессор, с 1947 г. — заведующий отделом эволюционной морфологии), в 1950-1963 гг. — директор Института зоологии Академии Наук Украинской ССР, в 1964-1981 гг. — научный консультант этого института. Основные научные исследования посвящены изучению особенностей строения конечностей млекопитающих с учетом образа жизни, типа опоры и характера передвижения животного. По-новому определил частную и групповую функции мышц конечностей; обосновал новое представление о мускулах «большой» и «малой» работы по одному и тому же суставу. Его школой разработано учение о типах суставного рельефа, соответствующих типам опоры конечностей животных.

[519x698]
1901
Лев Наумович Свердлин
советский актер, режиссер, педагог. Родился в Астрахани. В 1921 поступил в Театральный техникум имени А.В.Луначарского (курс Мейерхольда); учился в Государственных высших театральных мастерских Мейерхольда (ГВЫТМ). В период учебы сыграл роли: Муж Флеранс, Парень (Великодушный рогоносец Ф.Кроммелинка, постановка Мейерхольда, 1922, Вольная мастерская Мейерхольда при ГВЫТМ) Чиновник, Кредитор (Смерть Тарелкина А.Сухово-Кобылина, постановка Мейерхольда, 1922, Театр ГИТИС, Мастерская Мейерхольда) Третий солдат, Первый солдат, Комиссар (Земля дыбом С.Третьякова по пьесе М.Мартине Ночь, постановка Мейерхольда, 1923, Театр имени Мейерхольда). С 1926 – в Театре имени Мейерхольда. Играет роли: Тренер, Секретарь французской палаты, Министр, Апаш (Чечетка в кафе «Риш»), Парикмахер в пустыне, Негр, Биомеханист, Руководитель спортплощадки, Рабочий с винтовкой («Д.Е.» (Даешь Европу!) по И.Эренбургу и Б.Келлерману, постановка Мейерхольда, 1924); 1925: Лакей, Танцующий в парке (Учитель Бубус А.Файко, постановка Мейерхольда), Акробат, Товарищ жениха, Гость (Мандат Н.Эрдмана, постановка Мейерхольда); 1926: Аркашка Счастливцев (Лес А.Островского, постановка Мейерхольда), Первый лодочник (Рычи, Китай! С.Третьякова, постановка В.Федорова), Седьмой военный, Заезжий офицер (Ревизор Н.Гоголя, постановка Мейерхольда, Государственный театр имени Мейерхольда); Телеграфист (Окно в деревню (обозрение), коллективная режиссура, 1927); Платон Михайлович, Гусар в кабачке (Горе уму А.Грибоедова, постановка Мейерхольда, 1928); 1929: Пьяный с зонтом, Первый шофер, Человек в толпе (Клоп В.Маяковского, постановка Мейерхольда), Комдив Бой (Командарм 2 И.Сельвинского, постановка Мейерхольда), Техсекретарь Дундя (Выстрел А.Безыменского, постановка В.Зайчикова, С.Козикова, А.Нестерова); Помощник режиссера (Баня В.Маяковского, постановка Мейерхольда, 1930); Самушкин (Анатоль-Едуард), Танец красного моряка (Последний решительный Вс. Вишневского, постановка Мейерхольда, 1931); Гуго Нунбах (Вступление Ю.Германа, постановка Мейерхольда, 1933); Сема Зельцер (Одна жизнь Е.Габриловича по роману Н.Островского Как закалялась сталь, постановка Мейерхольда, 1937 – спектакль не сыграли для зрителей). В 1937–1941 – в Театре имени Евг.Вахтангова: Сталин (Человек с ружьем Н.Погодина, постановка Р.Симонова, 1937); Семен Котко (Я, сын трудового народа (Шел солдат с фронта) В.Катаева, постановка Р.Симонова, 1938); Буденный (Путь к победе А.Н.Толстого, постановка Р.Симонова и Б.Захавы, 1939); Багратион (Фельдмаршал Кутузов В.Соловьева, постановка Н.Охлопкова, режиссёр В.Куза, Л.Шихматов, 1940). С 1943 – в Театре Революции (с 1954 – Театр имени Вл.Маяковского): Гвоздиков (Свидание хотя и состоялось, но… (Пестрые рассказы по А.Чехову, постановка В.Власова, 1944); 1947: Валько (Молодая гвардия по А.Фадееву, инсценировка и постановка Н.Охлопкова), Сталин (Великие дни Н.Вирты, постановка Н.Охлопкова); Академик Верейский (Закон чести А.Штейна, постановка Н.Охлопкова, режиссёры Е.Зотова, С.Каминка, 1948); Бенджамен (Леди и джентльмены Л.Хеллман, постановка Е.Зотовой, 1949); 1950: Тан Шу-и (Сампаны голубой реки В.Пушкова, постановка Н.Охлопкова), Степанов (Директор С.Алешина, постановка Н.Акимова); Академик Квашнин (Третья молодость братьев Тур, постановка В.Дудина, 1952); Тихон (Гроза А.Островского, постановка Н.Охлопкова, 1953). 1954: Илья Журбин (Семья Журбиных В.Кочетова и С.Кара, постановка Е.Зотовой), Полоний (Гамлет У.Шекспира, постановка Н.Охлопкова); Хлебников (Персональное дело А.Штейна, постановка Е.Зотовой, 1955); Павел Михайлович (Сонет Петрарки Н.Погодина, постановка Е.Зотовой, 1957); Косогоров (Побег из ночи братьев Тур, постановка В.Дудина, 1958); Петрищев (Весенние скрипки А.Штейна, постановка Е.Зотовой, 1959); Харитонов (Время любить Б.Ласкина, постановка Б.Толмазова, 1960); Астронавт Ярослав (Фауст и смерть А.Левады, постановка В.Дудина, 1961); Грек (Нас где-то ждут А.Арбузова, постановка Н.Охлопкова, 1963); Аздак (Кавказский меловой круг Б.Брехта, постановка В.Дудина, 1964); Ксенофонтов (История болезни Б.Ласкина, постановка В.Дудина, 1965); Корнелиус Мелоди (Душа поэта О'Нила, постановка Л.Свердлина и С.Кузьмина, 1967). Снимался в кино: Парень (На верном следу, режиссер А.Дмитриев, 1925); Баиз (Мечтатели, режиссер Д.Марьян, 1934); 1936: Юсуф (У самого синего моря, режиссер Б.Барнет), Зритель в цирке» (Цирк Г.Александрова); 1937: Цой (На Дальнем Востоке, режиссер Д.Марьян), Усижима (Волочаевские дни, режиссеры Г. и С.Васильевы); 1939: Чубенко (Всадники, режиссер И.Савченко), Григорий Орлов (Минин и Пожарский, режиссер Вс.Пудовкин); 1940: Сторож (Мои университеты, режиссер М.Донской), Военрук Строев (Юность командиров, режиссер В.Вайншток); Тукай (Романтики, режиссер М.Донской, 1941); Сухэ-Батор (Его зовут Сухэ-Батор, режиссеры А.Зархи, И.Хейфиц, 1942); 1943: Миша Вайнштейн (Жди меня, режиссер А.Столпер), Ходжа Насреддин (Насреддин в Бухаре, режиссер Я.Протазанов), Гайдар (Фронт, режиссеры Г. и С.Васильевы); Шарманщик (Свадьба, режиссер И.Анненский, 1944); Проценко (Дни и ночи, режиссер А.Столпер, 1945); Мэтт (Белый клык, режиссер А.Згуриди, 1946); Японский консул (Крейсер «Варяг», режиссер В.Эйсымонт, 1947); Наумов (Повесть о настоящем человеке, режиссер А.Столпер, 1948); 1950: Алитет (Алитет уходит в горы, режиссер М.Донской), Залкинд (Далеко от Москвы, режиссер А.Столпер); 1955: Владимир Васильевич (Повесть о лесном великане, режиссер А.Згуриди), Беимбетов (Дорога, режиссер А.Столпер); Огнев (Разные судьбы, режиссер Л.Луков, 1956); Полковник Кречетов (Ночной патруль, режиссер В.Сухобоков, 1957); Буденный (Олеко Дундич, режиссер Л.Луков, 1958); Профессор Сардарлы (Тени ползут, режиссеры И.Эфендиев, Ш.Шейхов, 1959); Григорий Афанасьевич (Разноцветные камушки, режиссер С.Микаэлян, 1960); Профессор Бороздин (Две жизни, режиссер Л.Луков, 1961); Максимо Эрнандес (Кубинская новелла, режиссер С.Колосов, 1962); Андрей Степанович (Большие и маленькие, режиссер М.Федорова, 1963); Отец Светланы (Первый троллейбус, режиссер И.Анненский, 1964); Буденный (Неуловимые мстители, режиссер Э.Кеосаян, 1968); Ибрагим Каримов (Как велит сердце, режиссер Б.Кимягаров, 1969). Графические фильмы: Аждах (День рождения, режиссеры Б. и З.Брумберг, 1960); Верховный жрец (Человечка нарисовал я, режиссеры Б. и З.Брумберг, 1961); Доктор Гаспар (Три толстяка, режиссеры Б. и З.Брумберг, 1963). Телеспектакли: 1961: Менделеев (Менделеев, постановка В.Дудина), Карл Маркс (Страницы жизни, постановка В.Дудина); Старый актер (Окинава, постановка Б.Ниренбурга, 1964). С 1962 – художественный руководитель актерского курса во ВГИКе, с 1963 – в ГИТИСе. Сталинская премия (1947, 1949, 1951). Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалью. Умер Свердлин в Москве 29 августа 1969 года. Сочинения: Разговор с товарищем по искусству, Москва, 1960. Литература: Кисельгоф Я., Лев Свердлин, в сборнике: Актеры советского кино, Ленинград, 1972.

[468x700]
1902
Михаил Адольфович Стырикович
советский учёный-теплоэнергетик и теплофизик, академик Академии Наук СССР. Родился в Санкт-Петербурге, в семье дворянина — служащего земской управы. В 1927 году окончил механический факультет Ленинградского химико-технологического института. В 1928-1946 годах работал в Центральном котлотурбинном институте имени И.И.Ползунова в городе Ленинград (ныне – Санкт-Петербург) где прошел путь от рядового инженера до заведующего отделом. В 1939 году ему без защиты была присвоена степень доктора технических наук. Одновременно в 1930-1941 годах – доцент кафедры теплотехники Ленинградского политехнического института. В 1939-1971 годах заведовал кафедрой котельных установок в Московском энергетическом институте, а в 1939-1960 годах также трудился в Энергетическом институте Академии Наук СССР. Во время Великой Отечественной войны во главе бригады научных работников выезжал на Урал и активно работал над проблемами повышения мощности и надежности тепловых электростанций. В 1943 году вернулся в Москву и вновь продолжил преподавать в Московском энергетическом институте и научные исследования в Центральном котлотурбинном институте. С 1961 года – заведующий отделом массообмена в Лаборатории высоких температур (с 1962 года – Институт высоких температур Академии Наук СССР). В 1964-1980 годах – академик-секретарь отделения физико-технических проблем энергетики Академии Наук СССР. С 1980 года – член Президиума Академии Наук СССР. Основные труды ученого посвящены исследованию теплосиловых установок и рабочих процессов паровых котлов, вопросов теплопередачи в кипящей жидкости при высоких давлениях. Разработал лучевую диаграмму, нормы теплового и аэродинамического расчётов котлоагрегатов, исследовал гидродинамику, тепломассообмен и накипеобразование в двухфазных потоках, структуру кипящего пограничного слоя, массообмен и физико-химические процессы в магнитогидродинамических генераторах. 18 марта 1971 года Президиум Академии Наук СССР принял постановление об организации «для улучшения международных связей в области тепло- и массообмена и обеспечения систематического участия в ряде международных организаций» Национального комитета по тепло- и массообмену Академии Наук СССР) при Отделении физико-технических проблем энергетики Академии Наук СССР. Первым председателем Национального комитета по тепло- и массообмену Академии Наук СССР был утвержден академик М.А.Стырикович, который оставался на посту председателя Национального комитета по тепло- и массообмену Российской Академии Наук вплоть до 1994 года.
[688x700]
Также являлся председателем Комитета Академии Наук СССР по водородной энергетике, почётным вице-председателем Исполкома Мировых энергетических конференций, президентом Международного центра по тепло- и массообмену (в 1972-1976 годах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1972 года за большие заслуги в развитии энергетической науки и в связи с семидесятилетием со дня рождения академику Стыриковичу Михаилу Адольфовичу присвоено звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1977 году по его инициативе в Центральном экономико-математическом институте создана лаборатория экономических проблем энергетики. Внес большой вклад в разработку вопросов экономики энергетики и ее прогнозирования. Им введено понятие «расчетные затраты», с помощью которых соразмеряются капитальные и текущие затраты. Жил в Москве. Умер 27 октября 1995 года.
[525x700]
Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. Член-корреспондент Академии Наук СССР (4 декабря 1946). Действительный член (академик) Академии Наук СССР – Российской Академии Наук (26 июня 1964). Доктор технических наук (1939). Награжден орденами Ленина (15 ноября 1972), Октябрьской Революции (16 ноября 1982), 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Основные научные труды: Курс паровых котлов, части 1—2, Ленинград— Москва, 1934—1939 (совместно с другими); «Внутрикотловые процессы» (1954); «Гидравлика газожидкостных систем» (1958, в соавторстве с С.С.Кутателадзе); «Методы экспериментального изучения внутрикотловых процессов», Москва— Ленинград, 1961 (совместно с М.И.Резниковым); «Процессы генерации пара на электростанциях» (1969, в соавторстве с О.И.Мартыновой и З.Л.Миропольским); «Тепломассообмен и гидродинамика в двухфазных потоках АЭС» (1982, в соавторстве с B.C.Полонским и Г.В.Циклаури); «Топливно-энергетический баланс СССР», Москва— Ленинград, 1962 (совместно с Л.А.Мелентьевым и Е.О.Штейнгаузом). Литература: Михаил Адольфович Стырикович. (К 70-летию со дня рождения), "Инженерно-физический журнал", 1972, том 23, № 5; Проблемы теплоэнергетики и теплофизики в трудах академика М.А.Стыриковича, "Известия Академии Наук СССР. Энергетика и транспорт", 1972, № 6.

1903
Торолд Дикинсон
английский режиссер. Окончил Оксфордский университет. В кино с 1925 г. Работал редактором, затем ассистентом режиссера. Снял в Испании (совместно с А.Ментегю) во время Национально-революционной войны испанского народа против фашистских захватчиков (1936-1939) короткометражный фильм «Испанская азбука». В 1937 г. впервые выступил в художественном кино, поставив уголовную драму «Высшее командование». Наиболее крупные работы: экранизация пьесы П.Гамильтона «Газовый свет» (1940), историко-биографический фильм об английском государственном деятеле Б.Дизраэли «Премьер-министр» (1941), «Пиковая дама» (1948, по А.С.Пушкину). Был режиссером одного из первых фильмов Израиля «Высота 24 не отвечает» (1954). В 1956-1960 гг. возглавлял киноотдел при ООН. С начала 1960-х гг. занимался преподавательской деятельностью.

1903
Эдуард Адольфович Пенцлин
режиссер, сценарист, документалист. В 1927 окончил режиссерское отделение ГТКа. Соавтор сценария своего фильма «Журавлиная песнь» (совместно с А.Бикчентаевым). Автор документальных и научно-популярных фильмов.

[433x698]
1904
Ннамди Бенджамин Азикиве (имя на языке игбо - Benjamin Nnamdi Azikiwe)
первый президент Нигерии. Родился в Зангеру (Нигерия). В 1925 Азикиве отправился на учебу в США, окончил Сторер-колледж (штат Виргиния), где получил степень бакалавра гуманитарных наук, а затем степень магистра гуманитарных наук по политологии в университете Линкольна (штат Пенсильвания), аттестат журналиста в Колумбийском университете и звание магистра естественных наук по антропологии в Пенсильванском университете. В 1934 Азикиве вернулся в Африку и стал редактором ежедневной газеты в Аккре (Золотой Берег, совр. Гана). В 1937 написал книгу "Возрождающаяся Африка" (Renascent Africa), оказавшую влияние на формирование идей африканского национального движения. После возвращения в Нигерию в 1937 основал в Лагосе газету 'Уэст Африкен пайлот' ('West African Pilot'), сыгравшую важную роль в политической истории страны. В 1944 Азикиве вместе с Гербертом Маколи, "отцом нигерийского национального движения", создал Национальный совет Нигерии и Камеруна. В 1953 Азикиве стал главным министром, а затем премьером Восточной Нигерии, а его главные политические соперники, Обафеми Аволово и Ахмаду Белло, заняли аналогичные посты в Западной и Северной Нигерии. В 1960, когда Федерация Нигерия обрела независимость, Азикиве поддержал кандидатуру другого лидера северян, Абубакара Тафавы Балевы, на пост премьер-министра, а сам стал председателем сената, затем генерал-губернатором и в 1963 - президентом Нигерии. Военный переворот привел к распаду федерации в январе 1966. Когда в 1967 Восточная Нигерия попыталась отделиться и образовать Республику Биафра, Азикиве оказал сепаратистам дипломатическую поддержку. Однако в 1969 он отошел от движения за образование Биафры и выступил за единую Нигерию. В 1979, после возобновления деятельности политических партий, Азикиве был выдвинут кандидатом от Нигерийской народной партии на пост президента Второй Республики, но проиграл на выборах. Скончался Азикиве в Восточной Нигерии 11 мая 1996 года. Литература: Ннамди Азикиве (Люди и события) // Новое время. — Москва, 1960. — № 5. — Страница 30.

[452x699]
1904
Михаил Львович Воинов
старший радиотелеграфист 384-го артиллерийского полка (193-я стрелковая дивизия, 65-я армия, Центральный фронт) ефрейтор. Родился в посёлке Верхняя Хортица ныне в черте города Запорожье, в семье служащего. Украинец. Окончил Новохопёрский педагогический техникум, работал учителем. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. В Красную Армию призван в августе 1941 года и направлен на фронт. 15 октября 1943 года ефрейтор Воинов одним из первых в составе штурмовой группы форсировал Днепр в районе посёлка Лоев (Гомельская область), установил бесперебойную связь плацдарма с левым берегом. Участвовал в отражении контратак противника. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1644) ефрейтору Михаилу Львовичу Воинову присвоено 30 октября 1943 года. С 1945 года лейтенант Воинов в запасе. Был на партийной работе и общественной работе, работал учителем в школе села Антиповка Камышинского района Волгоградской области. Умер 11 декабря 1970 года. Похоронен на воинском кладбище в городе Камышин. Награждён орденом Ленина, медалями.

Eddie Condon1 (533x700, 213Kb)
1904
Алберт Эдвин Кондон (Albert Edwin Condon; более известен как Эдди Кондон, Eddie Condon)
американский джазовый музыкант, гитарист, композитор, бэнд-лидер. Обычно ассоциируется с так называемой Чикагской школой раннего диксиленда, «белым» джазом. Считается, что именно Эдди Кондон создал эталон звучания гитары в ритм-группе джаз-оркестра. Родился в городке Гудланд, штат Индиана в 1905 году. Детство музыканта прошло в городках Моменс и Чикаго Хайтс в Иллинойсе. В раннем возрасте Эдди Кондон осваивал укулеле, но позднее переключился на банджо. В 1920 году молодой музыкант перебрался в Чикаго и в 1921 году, в шестнадцатилетнем возрасте, стал профессиональным музыкантом. Его первой группой была «Hollis Peavey's Jazz Bandits». В Чикаго Эдди Кондон работал в группах «Austin High School Gang» и «McKenzie-Condon Chicagoans», имеющих устойчивую местную популярность, а также время от времени выступал с такими звёздами джаза, как Бикс Байдербек и Джек Тигарден. В 1928 году Эдди Кондон переехал в Нью-Йорк, где переключился с банджо на гитару. В течение 1930-х годов он постоянно находился в составе коллективов «Red Nichols' Five Pennies» и «Red McKenzie's Mound City Blue Blowers», а также играл и записывался с различными музыкантами, в том числе с Луи Армстронгом и Фэтсом Уоллером. В 1929 году музыкант решился на невиданный по тем временам шаг: по его инициативе было записано несколько композиций в смешанном составе оркестра: белыми и чёрными музыкантами. До 1938 года под своим именем Эдди Кондон выпустил немного записей, среди них «Eddie Condon and his Footwarmers» и «Eddie' Hot Shots». В 1938 году началось многолетнее сотрудничество Эдди Кондона с лейблом Commodore Records, что позволило музыканту обрести большую популярность. Он много выступал c именитыми музыкантами, особенно в клубе «Nick's», где их выступления по аналогии с термином диксиленд были прозваны Nicksieland. Эти выступления сделали Эдди Кондона «иконой джазового Нью-Йорка». В 1944—1945 годах Эдди Кондон был частым гостем на радиопередаче «America's Town Meeting of the Air», которая пользовалась успехом по всей стране. В 1945 году Эдди Кондон открыл собственный клуб «Greenvich Village», где до 1967 года выступал и записывался со многими известными джазменами. В 1958 году музыкант открыл ещё один клуб, который был закрыт лишь в 1985 году. В 1948 году Эдди Кондон опубликовал автобиографию «We Called It Music», которая вызвала большой интерес у читательской аудитории. Вёл еженедельную колонку «Pro and Condon» в журнале «New York Journal-American». Музыкант гастролировал вплоть до 1971 года. Умер в Нью-Йорке 4 августа 1973 года. Харуки Мураками написал эссе о музыканте в Джазовых портретах, сказав что: «В истории джаза записано немало чудаков, и Эдди Кондон был несомненно одним из них. Большой любитель выпить, всегда безупречно одетый, с бесстрастным выражением лица, он отличался прекрасными манерами и едким чувством юмора. Его инструментом была совершенно необыкновенная четырехструнная гитара, и он никогда не играл соло. Кондон не признавал бесчисленные музыкальные стили, возникшие после войны. Он содержал собственный джаз-клуб и до самой смерти играл там старый добрый диксиленд». Избранная дискография: 1951: Eddie Condon’s Chicago Doubles; 1956: Louis Armstrong and Eddie Condon — At Newport; 1956: Red Nichols And His Five Pennies; 1956: Ivy League Jazz; 1958: Confidentially … It’s Condon; 1958: Dixieland Dance Party; 1958: Jazz Olympus Series; 1958: Eddie Condon Is Uptown Now!; 1961: Chicago And All That Jazz!; 1962: Condon A La Carte; 1965: A Legend; 1967: Gershwin Program Vol. 1 (1941-1945); 1969: Eddie Condon And All That Pjazz; 1972: Jazz At The New School; 1973: Eddie Condon & Bud Freeman; 1973: Eddie Condon On Stage; 1974: The Immortal Eddie Condon; 1975: Tommy Dorsey On Radio; 1975: All Stars Sessions; 1976: The Eddie Condon Concerts Con Pee Wee Russell; 1977: Eddie Condon In Japan; 1977: Live At Eddie Condon's; 1979: Windy City Seven And Jam Sessions At Commodore; 1981: Here Is Eddie Condon At His Rare Of All Rarest Performances Vol.1; 1982: Eddie Condon & His Jazz Concert Orchestra; 1984: Eddie Condon All Stars 1945; 1984: Eddie Condon All Stars 1944; 1984: Ringside At Condon's; 1985: That Toddlin' Town; 1992: We Dig Dixieland Jazz; 2009: Home Cooking; 2010: Eddie Condon 1927-1964.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 16 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»