
1895
Валентина Александровна Любимова (Любимова-Маркус)
советский драматург. Лауреат Сталинской премии второй степени (1949). Валентина Любимова родилась в селе Щурово, Коломенский уезд, Московская губерния, Российская империя (ныне в черте города Коломна), в семье священника. Училась в сельской школе. В 1905—1912 годах училась в Рязанском среднем учебном заведении. В формировании её мировоззрения большую роль сыграл местный учитель словесности. В 1912—1917 годах училась на филологическом факультете Высших женских курсов в Москве, затем работала один год учителем русского языка в гимназии города Зарайск. После этого вернулась в Москву и преподавала там в школе на Садовой-Кудринской, где, несмотря на молодость, её избрали председателем школьного совета. Затем работала в отделе народного образования. В 1926 году вышла в свет первая книжка её стихов «Как Гришка с дедом мёд ломал». С этого времени писательница начала сотрудничать в детских журналах. В 1930 году после выхода в свет первой пьесы в стихах «Как бабушка Авдотья в колхоз записалась» Валентина Александровна становится профессиональным детским драматургом. В.А.Любимова умерла в городе Москва, РСФСР, СССР, 26 мая 1968 года. Похоронена в Москве на Введенском кладбище (8 участок.).
Награды и премии: Сталинская премия второй степени (1949) — за пьесу «Снежок» (1948)
Творчество
Автор около 20 пьес: «Сильнее всего», «Школа гордости», «Сережа Стрельцов» (1936), «В начале мая» (1946), «Снежок» (1948), «Настоящий друг» (1949), «У опасной черты» (1954, второе название пьесы после её переработки «В стороне»[2]), «Возле старых ясеней» (1957), «Детям до шестнадцати лет…» (1960), «На каникулах» («Ветрянка», 1962), «Твой дом», «Возле старых ясеней» а также сказки «Одолень-трава», сценарий фильма «Семиклассники» (1938). Автор поднимает и решает вопросы, волнующие каждого пионера и школьника: о дружбе и товариществе, об отношениях в коллективе, о том, каким должен быть юный гражданин Советской Страны. Пьесы Валентины Любимовой ставились в Ереванском ТЮЗе, Владимирском драматическом театре, центральном детском театре, Свердловском ТЮЗе, Рижском ТЮЗе, Московском ТЮЗе, Сызранском театре драмы, Киевском ТЮЗе, Саратовском ТЮЗе («В начале мая» (1947, постановка Ю.П.Киселёва), «Снежок» (1948, постановка Ю.П.Киселёва)). Наибольшую известность получила пьеса В.А.Любимовой «Снежок», рассказывающая о судьбе негритянского мальчика которого расисты изгнали из школы.
Театральные постановки
В 2009 году Московским государственным историко-этнографическим театром поставлен детский спектакль по сказке Любимовой «Одолень-трава».
Сочинения: Пьесы. (Вступительная статья Н.Путинцева), Ленинград, 1965.
Литература: Советские детские писатели. Биобиблиографический словарь (1917—1957), Москва, 1961.

1895
Галина Ивановна Мневская (украинское имя — Галина Іванівна Мневська; литературный псевдоним — Галина Орливна, Галина Орлівна)
украинская писательница, переводчица, актриса, педагог. Родилась в семье земского чиновника и народной учительницы. Отец умер рано, когда Галине шёл шестой год, мать же постоянно болела. До 4 класса училась в Лубенской женской гимназии. В 1906—1907 гг. София Георгиевна, мать Галины, отбывала тюремное заключение за печатание и распространение политической литературы; после этого мать с дочерью уехали в Москву, где Галина окончила гимназию. Ещё в школьные годы заинтересовалась искусством, увлекалась литературой. Большое впечатление произвели на Галину поездка в Ясную Поляну на похороны Льва Толстого, которую она описала в мемуарной статье, опубликованной в львовском журнале «Мир» («Світ». 1925. № 14), и встреча в январе 1914 г. с Н.Вороным. В 1916 поступила на Высшие женские курсы. После революции 1917 г. вернулась в Киев, продолжала обучение в Ольгинском университете; последний курс не окончила из-за недостатка средств. В 1918 начала пробовать силы в литературе и на сцене, взяв творческий псевдоним Орливна. До осени 1919 играла на сцене Киевского молодого театра, затем — в Винницком театре имени Ивана Франко под руководством Гната Юры, фактически оказавшись в эмиграции на Западной Украине.
С мужем К.Поліщуком и дочерью Лесей.
В 1920 по приглашению переехала во Львов. В 1921 вышла замуж за Клима Полищука, 10 марта 1922 у них родилась дочь Леся (умерла 16 апреля 1971 от болезни почек). Львовский период был особенно плодотворным в литературном творчестве Галины Орливны. В 1921 дебютировала новеллой «Жёлтое» в венском журнале «Свобода» («Воля»), тогда же вышел её первый сборник новелл «Путём чувства». Печаталась в журналах Львова, Праги, Вены. Кроме новелл писала рассказы для детей, инсценировки для детского театра («Царевна-лягушка», «Христова ёлка» и др.), занималась переводческой деятельностью («Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Прекрасные сабинянки» Леонида Андреева и др.). Осенью 1925, получив разрешение от советской власти после почти двухлетнего ожидания, семья Полищука и Орливны переехала в УССР (возможно, инициатором переезда была именно Галина), в Лубны, где поселилась у матери Галины. Полищук почти сразу уехал на заработки в Харьков; Галина оставалась в Лубнах, активно занимаясь литературой. Печаталась в журналах «Красный путь», «Глобус», «Жизнь и революция», «Вселенная» и др. Её повесть «Эмигранты» (1929) получила одобрительный отзыв П. Тычины, позже навестившего Галину в Лубнах. Другие заметные произведения этого периода — «Илишва», «Сокровище деда Якова», «Новое поле», «Бабий бунт», «Сибирская язва». Галина Орливна пыталась проникать в психологию героев, реалистично изображала тогдашние процессы в обществе; это вызвало недовольство, писательницу критиковали за то, что она описывает колхозное движение как крепостничество. В 1929 стала членом литературной организации «Плуг». В 1927 у Галины начались отношения с В.Юрезанским, брак с Полищуком распался, однако бывшие супруги продолжали общение, прервавшееся незадолго до гибели Полищука. Предположительно Юрезанский был приставлен к писательнице в качестве осведомителя. В 1930 получила квартиру 27 в писательском доме «Слово», а в ночь с 19 на 20 января 1931 её, едва ли не первой среди жителей дома, арестовали и отправили в тюрьму на Холодную Гору. 19 августа 1931 выслана на 5 лет в Среднюю Азию. В ссылке в Актюбинске занималась тяжёлой работой на железной дороге. Зимой 1934 вышла замуж за волынянина Якова Захаровича Возного (1899—1980), с которым познакомилась ещё в харьковской тюрьме. Продолжала писать, однако её произведения не публиковались. По истечении срока ссылки (20 января 1936) ей было запрещено возвращаться на Украину. В 1938—1953 работала учительницей русского языка и литературы в Мартукской средней школе (Актюбинская область), там же организовала хор, которым руководила на протяжении 10 лет; стала отличником народного образования Казахстана. Умерла 21 марта 1955 года после тяжёлой неизлечимой болезни в посёлке Голобы, Ковельский район, Волынская область, Украинская ССР, на родине мужа. По завещанию похоронена там же.
Награды: Медаль «За трудовую доблесть»
[700x543]
1895
Пауль Хиндемит (немецкое имя — Paul Hindemith)
немецкий композитор, альтист, скрипач, дирижёр, педагог и музыкальный теоретик. Хиндемит родился в городе Ханау, Германская империя, в семье ремесленника и с девяти лет получал уроки игры на скрипке. В 1913 году окончил Франкфуртскую консерваторию Хоха по классам скрипки А.Ребнера и композиции Б.Зеклеса (до 1912 обучался у А.Мендельсона). Хиндемит достиг больших успехов как скрипач, и в 1915 году ему было предложено место концертмейстера в оркестре Франкфуртской оперы, где он и играл до 1923 года. Одновременно с 1915 года он играл вторую скрипку в струнном квартете своего наставника Адольфа Ребнера, а в 1919 году по собственному решению перешёл в составе этого же коллектива на альт. В 1921 году, недовольный более консервативными вкусами Ребнера, вместе с виолончелистом Маурицем Франком перешёл в новосозданный квартет Ликко Амара; этот коллектив много гастролировал по Европе (в том числе, в 1927 в СССР) и просуществовал до 1929 года.
Пауль Хиндемит, 1923
В 1922 году несколько сочинений Хиндемита впервые были исполнены на Всемирных днях музыки в Зальцбурге и привлекли внимание общественности. На следующий год он приступил к обязанностям организатора Фестиваля современной музыки в Донауэшинген, где он продвигал сочинения ведущих авангардных композиторов эпохи начиная с Арнольда Шёнберга и Антона Веберна, а альтовый репертуар (в частности, сонату Артюра Онеггера) исполнял сам. В 1927 году Хиндемита пригласили преподавать композицию в Берлинской Высшей школе музыки. В 1930-е годы Хиндемит посетил Каир и Анкару, неоднократно бывал с гастролями в США, где имел большой успех как альтист.

Башня во Франкфурте, где в 1923—1927 годах жил Хиндемит
Отношения Хиндемита с нацистским режимом были сложными. Его музыка вызывала противоречивые чувства: нацистская критика относила её к «культурбольшевизму» и «дегенеративному искусству» (в основном это относилось к ранним сочинениям композитора, таким как опера «Святая Сусанна»), а 6 декабря 1934 года министр пропаганды Йозеф Геббельс в своей речи публично назвал Хиндемита «атональным шумовиком» (нем. atonaler Geräuschemacher). Другие придерживались мнения, что образ Хиндемита как нового современного композитора (к тому времени уже перешедшего к более традиционным методам сочинения) может продвигать Германию в глазах мировой общественности. Эта позиция заявлена в письме Вильгельма Фуртвенглера в защиту Хиндемита, опубликованном в 1934 году. Дискуссия вокруг статуса Хиндемита продолжалась в течение нескольких лет, и в конце концов он в 1938 году переехал в Швейцарию.
В составе квартета: Хиндемит — крайний справа, за фортепиано Артур Шнабель, слева Бронислав Губерман (скрипка) и Пабло Казальс (виолончель), 1933
В 1935 году во время визита Хиндемита в Анкару Мустафа Кемаль Ататюрк обратился к нему с просьбой предложить план реорганизации системы музыкального образования в Турции и подготовить материал для «Универсальной образовательной программы турецкой полифонической музыки» для всех музыкальных заведений. Хиндемит успешно справился с этой задачей. Существует мнение, что этот проект поддерживался нацистским режимом для внедрения немецких взглядов на музыку (сам Хиндемит говорил, что чувствует себя послом немецкой культуры). Хиндемит решил не оставаться в Турции на длительное время, как это сделали многие другие эмигранты. Тем не менее он оказал огромное влияние на развитие музыкальной жизни в этой стране. Во многом именно благодаря его усилиям в Анкаре была открыта консерватория. До сих пор турецкие музыканты помнят и уважают Хиндемита. В 1940 году Хиндемит перебрался в США. К этому же периоду относится начало разработки его собственного музыкального языка и педагогической системы. По мнению музыкальных критиков (в частности, Эрнеста Ансерме), сочинения Хиндемита этого времени находятся под явным влиянием его собственной теории. Педагогическую деятельность в США Хиндемит вёл в Йельском университете, а также в Гарварде (на основе курса своих лекций он впоследствии создал книгу «Мир композитора»). После окончания Второй мировой войны обсуждалась идея приглашения Хиндемита на пост директора Гамбургской высшей школы музыки. В 1946 году Хиндемит получил гражданство США, однако в 1953 году вернулся в Европу и поселился в Цюрихе, где преподавал в университете. В это время он делает многочисленные записи в качестве дирижёра, в основном своих собственных сочинений. Хиндемит умер в городе Франкфурт-на-Майне, ФРГ, от острого панкреатита, 28 декабря 1963 года.

Похоронен на кладбище Сен-Лежье-Ла-Шезаз в городке Блоне, кантон Во, Швейцария.
Награды: Орден Pour le Mérite; Орден Pour le Mérite в области искусств и науки; Гамбургская премия имени Баха (1951); премия Бальцана (1962); премия Сибелиуса (1955); медаль Гёте города Франкфурта-на-Майне (1955); Берлинская художественная премия (1963); почётный доктор Свободного университета Берлина (1950); почетный доктор Франкфуртского университета имени Иоганна Вольфганга Гёте (1948); почётный доктор Оксфордского университета (1954)4 почётный член Международного общества современной музыки.
Музыка
Хиндемит — один из крупнейших немецких композиторов своего времени. Глубоко откликаясь на современную эпоху, Хиндемит искал внесубъективных форм выражения этого отклика и держался в стороне от музыкальной моды, в том числе — от додекафонии. Его ранние работы написаны в позднеромантическом стиле, в дальнейшем композитор обращается к экспрессионистской манере сочинения, отчасти в стиле раннего Арнольда Шёнберга, а в 1920-е годы — к сложному контрапунктическому стилю. Часто этот период в творчестве Хиндемита называют «неоклассическим», но его сочинения этого времени сильно отличаются от работ Стравинского, по отношению к которому обычно применяется этот термин. Манера письма Хиндемита скорее приближается к контрапунктическому языку Баха, чем к ясности классицизма Моцарта. Этот новый стиль прослеживается в серии работ под названием «Kammermusik» (камерная музыка), создававшихся в период с 1922 по 1927 год. Каждая из этих пьес написана для небольшого инструментального ансамбля, часто необычного по составу (например, Kammermusik № 6 — это концерт для виолы д’амур — инструмента эпохи барокко и раннего классицизма. Надо сказать, что сам Хиндемит прекрасно владел этим инструментом). В течение своей творческой карьеры Хиндемит неоднократно обращался к нестандартным составам, например, в 1949 году он написал сонату для контрабаса и фортепиано. В 1930-е годы Хиндемит от камерной музыки переходит к сочинениям для большого оркестра. В 1933—1935 годы он пишет одну из своих самых известных опер — «Художник Матис», в основе сюжета которой — жизнь художника Маттиаса Грюневальда. Эта опера пользуется большим уважением среди музыкантов, но, как и большинство других опер XX века, редко ставится на сцене. (Одна из постановок была осуществлена в 1995 году Нью-Йоркским оперным театром[5]). В этой опере Хиндемит попытался объединить неоклассицизм ранних работ и народную музыку. В дальнейшем музыку из оперы «Художник Матис» Хиндемит использовал в одноимённой симфонии, которая стала одним из самых известных сочинений композитора. Подобно Курту Вейлю и Эрнсту Кшенеку, Хиндемит обращался к так называемой «публичной» музыке (нем. Gebrauchsmusik) — музыке, предназначенной отразить какое-либо политическое или социальное событие, часто написанной для исполнения любителями. Один из известных примеров такого сочинения в творчестве Хиндемита — «Траурная музыка» (Trauermusik), написанная в 1936 году. Хиндемит готовился к концерту на BBC, когда узнал о смерти английского короля Георга V. Буквально за несколько часов композитор написал по этому поводу небольшую пьесу для альта и струнных и исполнил её в тот же день. Возможно, самое известное и часто исполняемое оркестровое произведение Хиндемита — «Симфонические метаморфозы тем Вебера», написанные в 1943 году. В этом сочинении композитор использовал темы из фортепианной музыки Карла Марии фон Вебера и переработал их так, что каждая часть произведения оказывается основанной на одной теме. В 1951 году Хиндемит сочиняет «Симфонию си-бемоль мажор» для духового оркестра. Она была написана для исполнения американским духовым оркестром «Pershing’s Own». 5 апреля того же года состоялась премьера симфонии в исполнении этого оркестра под управлением самого Хиндемита. Это сочинение — образец «позднего», строго контрапунктического периода творчества Хиндемита. «Симфония си-бемоль мажор» — одно из основных произведений в репертуаре духовых оркестров и по сей день.
Пауль Хиндемит на марке Германии 1995 года
Основные сочинения
Оперы: «Убийца, надежда женщин» (Morder, Hoffnung der Frauen; 1919, по драме О.Кокошки); «Нуш-Нуши» (Das Nusch-Nuschi; 1920); «Святая Сусанна» (Sancta Susanna; 1921); «Новости дня» (Neues vom Tage; 1928—1929, вторая редакция 1953—1954); «Художник Матис» (Mathis der Maler; 1934—1935); «Кардильяк» (Cardillac; 1926, вторая редакция 1952, третья — 1961, по новелле Э.Т.А.Гофмана); «Гармония мира» (Die Harmonie der Welt; 1956—1957, о жизни И.Кеплера); «Долгий рождественский ужин» (The Long Christmas Dinner; 1960—1961, либретто Т.Уайлдера).
Балеты: «Демон» (1922); «Достославнейшее видение» (Nobilissima Visione, для Леонида Мясина; 1938); «Иродиада» (1944).
Сочинения для оркестра: Концерт для оркестра, ор. 38 (1925); Концертная музыка для струнных и медных («Бостонская симфония»), ор. 50 (1930); Филармонический концерт (Вариации для оркестра; 1932); Симфония «Художник Матис» по одноимённой опере (1933—1934); Симфония ми-бемоль мажор (1940); «Симфонические метаморфозы тем Вебера» (1943); «Весенняя симфония» (1946); Симфониетта ми мажор (1949); Симфония «Гармония мира» по одноимённой опере (1951); Симфония си-бемоль мажор для духового оркестра (1951); «Питтсбургская симфония» (1958); Пять пьес для струнного оркестра.
Сочинения для солирующих инструментов с оркестром: «Концертная музыка» для фортепиано, медных и арфы, сочинение 49 (1930); Концерт для фортепиано с оркестром (1945); Концерт для скрипки с оркестром (1939); Траурная музыка для альта и струнных (1936); «Der Schwanendreher». Концерт на темы старинных народных песен для альта с оркестром (1935); Концерт для виолончели с оркестром (1940); Концерт для кларнета с оркестром (1947); Концерт для валторны с оркестром (1949); Концерт для органа с оркестром (1962); Концерт для трубы, фагота и струнных (1949); «Четыре темперамента» — цикл для фортепиано и камерного оркестра.
Камерные ансамбли: Квартет для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано; Семь струнных квартетов; Два струнных трио; Трио для геккельфона, альта и фортепиано; Квинтет для деревянных духовых; Септет для духовых; Октет для духовых и струнных; Восемь пьес для струнного квартета и контрабаса (1927).
Инструментальные сочинения
Скрипка и фортепиано: Соната № 1 ми бемоль мажор, соч. 11, № 1 (1918); Соната № 2 ре мажор, соч. 11, № 2 (1918); Соната № 3 ми мажор (1935); Соната № 4 до мажор (1939).
Скрипка соло: Соната № 1, соч. 31, № 1 (1924); Соната № 2, соч. 31, № 2 (1924).
Альт и фортепиано: Соната № 1 фа мажор, соч. 11, № 4 (1919); Соната № 2, соч. 25, № 4 (1922); Соната № 3 (1939); Маленькая соната для виолы д’амур и фортепиано, соч. 25, № 2 (1922).
Альт соло: Соната № 1, соч. 11 № 5 (1919); Соната № 2, соч. 25 № 1 (1922); Соната № 3, соч. 31 № 4 (1923); Соната № 4 (1937).
Виолончель и фортепиано: Соната № 1, соч. 11, № 5 (1919); Соната № 2 (1948); Три пьесы, соч. 8 (1917).
Виолончель соло: Соната, соч. 25, № 3 (1923); Соната для контрабаса и фортепиано (1949).
Духовые инструменты: Каноническая сонатина для двух флейт, соч.31, № 3 (1923); Соната для флейты и фортепиано (1936); Восемь пьес для флейты соло (1927); Соната для гобоя и фортепиано (1938); Соната для английского рожка и фортепиано (1941); Соната для кларнета и фортепиано (1939); Соната для фагота и фортепиано (1938); Соната для трубы и фортепиано (1939); Соната для валторны и фортепиано (1939); Соната для четырёх валторн (1952); Соната для альтовой валторны (или альтового саксофона) и фортепиано (1943); Соната для тромбона и фортепиано (1941); Соната для тубы и фортепиано (1955); Соната для арфы (1939).
Сочинения для фортепиано: Танцевальные пьесы; Соната № 1 (1936); Соната № 2 (1936); Соната № 3 (1936); Соната в четыре руки (1938); Соната для двух фортепиано (1942); Сюита "1922" (1922); Ludus tonalis (1942).
Сочинения для органа: Соната № 1 (1937); Соната № 2 (1937); Соната № 3 (на народные темы) (1940).
Книги по теории: Unterweisung im Tonsatz. Theoretischer Teil (Teil 1). Mainz: Schott, 1937; A concentrated course in traditional harmony; with emphasis on exercises and a minimum of rules. New York: Associated Music Publishers, 1944; Elementary training for musicians. New York: Associated music publishers, inc., 1946; A composer’s world, horizons and limitations. Cambridge: Harvard UP, 1952.
Признание: Премия Бальцана (1962).
Литература: Kemp I. Hindemith. London; New York: Oxford UP, 1970; Briner A. Paul Hindemith. Zürich: Atlantis-Verlag; Mainz: Schott, 1971; Skelton G. Paul Hindemith: The Man Behind the Music: A Biography. London: Gollancz, 1975; Preussner E. Paul Hindemith: ein Lebensbild. Innsbruck: Edition Helbling, 1984; Noss L. Paul Hindemith in the United States. Urbana: University of Illinois Press, 1989; Luttmann S. Paul Hindemith: a guide to research. New York: Routledge, 2005; Беляев В. Творчество Пауля Хиндемита. Ленинград : Тритон, 1927; Холопов Ю. Н. Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита // Музыка и современность. Выпуск 1. Москва :: Музыка, 1962, страницы 303—338; Холопов Ю.Н. О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. Вып. 4. Москва : Музыка, 1966, страницы 216—329 (систематический обзор учения Хиндемита с исчерпывающими нотными и схематическими иллюстрациями этого учения); Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит: Жизнь и творчество. Москва : Музыка, 1974; Шахназарова Н. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита. Москва : Советский композитор, 1975; Пауль Хиндемит: статьи и материалы / И.Прудникова, составитель. Москва: Советский композитор, 1979.
1896
Анатолий Несторович Генко
советский языковед, этнограф-кавказовед, историк. Первый исследователь абазин, убыхов, хыналыгцев, цахур. Доктор филологических наук, профессор (1935).
Родительский дом
Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Отец А.Н.Генко, Нестор Карлович Генко (1839—1904), — известный учёный-лесовод и герой русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Мать — Мария Александровна Генко (урождённая Гарф) (1861—1909). Анатолий был младшим, десятым, ребёнком в семье. Трое его братьев — Нестор, Кирилл и Евгений — были расстреляны в 1937 году и впоследствии реабилитированы. Четвёртый, Пётр, покончил с собой. Пятый брат, Александр, затерялся в годы гражданской войны. Три сестры — Людмила, Мария и Татьяна — скончались в 1920-х годах, четвёртая, Елена, дожила до 1979 года.
Годы учёбы
В 1914 году, окончив Санкт-Петербургскую Первую гимназию с серебряной медалью, Анатолий Несторович начал обучаться на классическом отделении историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, где слушал лекции Ф.Ф.Зелинского, М.И.Ростовцева, С.А.Жебелёва, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Б.А.Тураева, С.Ф.Платонова, В.Н.Перетца, Л.В.Щербы, Н.О.Лосского и др. Одновременно на армяно-грузинском отделении факультета восточных языков занимался под руководством В.В.Бартольда, П.К.Коковцова, Н.Я.Марра, И.Ю.Крачковского, И.А.Кипшидзе и др.
Трудовая деятельность
В 1921 году Генко был зачислен научным сотрудником в НИИ сравнительного изучения литератур и языков Запада и Востока при Петроградском университете. С 1922 по 1941 год работал в Азиатском Музее (с 1930 г. — Институт востоковедения Академии Наук СССР, ныне Институт восточных рукописей РАН), где в 1930-е годы заведовал Кабинетом Кавказа. В то же время он сотрудничал с другими научными центрами Ленинграда — Яфетическим Институтом (с 1930 г. — Институт языка и мышления Академии Наук СССР), Государственной Академией истории материальной культуры (с 1937 г. — Институт истории материальной культуры Академии Наук СССР), Институтом антропологии и этнографии Академии Наук СССР (с 1937 г. — Институт этнографии Академии Наук СССР) и Ленинградским восточным институтом. В 1936 году он возглавил по совместительству Кабинет Кавказа в Институте этнографии Академии Наук СССР.
Научные исследования и преподавательская работа
В научной и научно-производственной деятельности Генко главное место занимала лингвистика. В этой области его познания были феноменальны: он свободно владел почти тридцатью языками. Как член Всесоюзного центрального комитета нового алфавита при Президиуме Совета национальностей ЦИК СССР он создал алфавиты для бесписьменных языков Кавказа (цахурского, лезгинского, табасаранского, абхазского, рутульского, хиналугского), составил словари и грамматику. При изучении языка большое внимание Генко уделял выявлению и анализу его диалектов. Взгляды Генко как лингвиста формировались под влиянием Н.Я.Марра. Однако Генко «никогда не разделял крайних взглядов своего учителя…, не пользовался четырёхэлементным анализом, который предложил Н.Я.Марр, и не поверил в учение последнего о так называемом „стадиальном“ развитии языков». Уже в начале 1930-х годов «марристы» отмечали, что Генко «тормозит развитие яфетической теории». Историко-этнографические исследования Генко тесно связаны с лингвистическими и базируются как на разноязычных архивных источниках, так и на полевых материалах, собранных в экспедиционных поездках по многим районам Кавказа. Экскурсы в область арабистики отражены в публикациях, одна из которых подготовлена им в соавторстве с академиком И.Ю.Крачковским. Многие годы Генко преподавал в вузах СССР: Ленинградском государственном университете (ЛГУ), Ленинградском историко-лингвистическом институте (ЛИЛИ) (с 1933 г. — Ленинградский институт философии и лингвистики, ЛИФЛИ), Ленинградском восточном институте (ЛВИ), Московском государственном университете (МГУ), Ростовском государственном университете, НИИ этнических и национальных культур народов востока СССР. Из учеников Анатолия Несторовича, получивших под его руководством специальное этнографическое образование, особо следует отметить К.Г.Данилину, Е.Н.Студенецкую и Л.И.Лаврова. В 1935 году за разностороннюю научно-исследовательскую и научно-организационную деятельность и капитальные работы по языкам кавказских горцев Президиум Академии Наук СССР присудил Генко без защиты диссертации степень доктора языковедения. В этом же году в Ленинградском восточном институте Анатолий Несторович был избран профессором.
Аресты
Профессор А.Н.Генко был дважды арестован: в 1938 году (9 апреля 1938 — 10 января 1940) и в 1941 году (1 сентября 1941 — 26 декабря 1941). При первом аресте Генко выступал в качестве «однодельца» Л.Ф.Векслер (1909—1966), с которой был связан служебными и дружескими отношениями. В обвинительном заключении указано, что А.Н.Генко «на протяжении ряда лет вёл антисоветскую пропаганду, клеветнически утверждал, что Советская власть разрушает научные кадры, сознательно тормозит развитие науки в СССР, … распространял антисоветские клеветнические измышления о якобы неправильной политике ВКП(б) и Советского правительства в управлении страной». Обвинение было подтверждено свидетельскими показаниями. Однако через год все трое свидетелей от своих показаний отказались, следственное производство в отношении А.Н.Генко было прекращено, и он был освобождён из-под стражи. В постановлении на второй арест отмечено, что А.Н.Генко «распространяет клеветнические и провокационные измышления о мероприятиях, проводимых ВКП(б) и Советским правительством, о руководителях ВКП(б) и Советского правительства, о действиях органов НКВД. С начала войны СССР с фашистской Германией высказывает пораженческие измышления о Красной Армии, о сообщениях Информбюро, восхваляет фашистскую армию». В основу обвинения положены показания Е.Э.Бертельса. Вместе с тем, ряд свидетелей отозвались о А.Н.Генко как о выдающемся учёном и незаурядном человеке, об антисоветских настроениях и высказываниях которого им ничего не известно. В протоколе обвинения об окончании следствия по второму делу А.Н.Генко заявляет: «Со следственными материалами ознакомлен полностью, виновным себя в предъявленном обвинении не признаю…»
В период следствия А.Н.Генко содержался в одиночной камере внутренней тюрьмы Управления НКВД по Ленинградской области (улица Воинова, ныне — улица Шпалерная, № 25). С 18 декабря 1941 года находился в больничном изоляторе этой же тюрьмы «с низким упадком питания и заболеванием сердца в форме грудной жабы» (из рапорта лечащего врача). 26 декабря Анатолий Несторович скончался. Место его захоронения неизвестно. Ознакомиться с материалами следствия удалось лишь в 1991 году. Тогда же Генко был посмертно реабилитирован.
Наследие
Генко проработал на научном поприще чуть более 20 лет. Тем не менее его научное наследие насчитывает свыше 50 работ, из которых 39 изданы. После кончины ученого публикация его трудов была приторможена как необходимостью получения разрешения НКВД, так и небескорыстным стремлением некоторых бывших коллег использовать материалы, подготовленные к изданию, но не изданные. С 1998 г. публикация трудов А.Н.Генко и работ, ему посвящённых, была продолжена. Имя Генко внесено на расположенную в здании ИВР Российской Академии Наук мемориальную доску в список сотрудников, погибших в период Великой Отечественной войны. Многие кавказоведческие труды А.Н.Генко носят новаторский характер, поднимают неизученные пласты лингвистики, этнографии и истории народов региона. Он первый исследователь абазин, убыхов, хыналыгцев, цахур. Открытие им средневековой цахурской письменности в корне изменило представления о грамотности в средневековом Дагестане. Благодаря трудам Генко сформировалось и получило импульс для дальнейшего развития чрезвычайно важное направление в кавказоведении — исследование горских народов, которые до 1920-х годов нечасто были предметом специального изучения.
Библиография
Основные изданные работы: Из культурного прошлого ингушей // Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее Академии Наук СССР. Ленинград, 1930. Том V. Страницы 681—761; Задача этнографического изучения Кавказа // Советская этнография. Москва, 1936. № 4-5. Страницы 6-20; Арабские письма Шамиля в Северо-Осетии // Советское востоковедение. Москва-Ленинград., 1945. Том 3. Страницы 36-58 (в соавторстве с академиком И.Ю.Крачковским); Абазинский язык. Грамматический очерк наречия тапанта. Москва, 1955. 202 страницы. 1000 экземпляров; Абхазско-русский словарь. Сухум, 1998. 395 страниц. 500 экземпляров; Абхазские фольклорные тексты (материалы А.Н.Генко). Под редакцией З.Дж.Джапуа. Сухум, 2001 (на абхазском языке). 207 страниц. 300 экземпляров; Табасаранско-русский словарь / Под общей редакцией доктора филологических наук, профессора М.Е.Алексеева; Институт языкознания Российской Академии Наук. — Москва: Academia, 2005. — 332 страницы. — (Справочники. Энциклопедии. Словари). — 800 экземпляров. — ISBN 5-87444-167-0. (в переплёте); Об одном забытом источнике по истории горцев // Caucasica: Кавказоведение. Страницы прошлого. По материалам архива и библиотеки Северо-Кавказского горского историко-лингвистического научно-исследовательского института имени С.М.Кирова (1926—1937): Антология / Составители, авторы биографических справок К.Э.Штайн, Д.И.Петренко. — Ростов- на- Дону: «Полиграф-Сервис», 2017 (1148 с.). — Страницы 83-92. ISBN 978-5-9906581-7-2; К вопросу о языковом скрещении (два случая с греческим языком) // Caucasica: Кавказоведение. Страницы прошлого. По материалам архива и библиотеки Северо-Кавказского горского историко-лингвистического научно-исследовательского института имени С.М.Кирова (1926—1937): Антология / Составители, авторы биографических справок К.Э.Штайн, Д.И.Петренко. — Ростов- на- Дону: «Полиграф-Сервис», 2017 (1148 страниц.). — Страницы 604—611; О названиях ’плуга’ в северокавказских языках (Представлено академиком Н.Я.Марром в ОГН 3.IV.1930) // Caucasica: Кавказоведение. Страницы прошлого. По материалам архива и библиотеки Северо-Кавказского горского историко-лингвистического научно-исследовательского института имени С.М.Кирова (1926—1937): Антология / Составители, авторы биографических справок К.Э.Штайн, Д.И.Петренко. — Ростов- на- Дону: «Полиграф-Сервис», 2017 (1148 страниц.). — Страницы 612—616; Из области чеченской диалектологии // Caucasica: Кавказоведение. Страницы прошлого. По материалам архива и библиотеки Северо-Кавказского горского историко-лингвистического научно-исследовательского института имени С.М.Кирова (1926—1937): Антология / Составители, авторы биографических справок К.Э.Штайн, Д.И.Петренко. — Ростов- на- Дону: «Полиграф-Сервис», 2017 (1148 страниц.). — Страницы 617—630; Из культурного прошлого ингушей // Caucasica: Кавказоведение. Страницы прошлого. По материалам архива и библиотеки Северо-Кавказского горского историко-лингвистического научно-исследовательского института имени С.М.Кирова (1926—1937): Антология / Составители, авторы биографических справок К.Э.Штайн, Д.И.Петренко. — Ростов- на- Дону: «Полиграф-Сервис», 2017 (1148 страниц.). — Страницы 1103—1143.
Неизданные работы: Материалы по лезгинской диалектологии (Рукописный фонд Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра Российской Академии Наук); О вновь открытой письменности средневековья Азербайджана (1941 г.) (Архив Института истории АН Азербайджанской Республики); Отчет о работе Рутуло-цахурского отряда Дагестанской экспедиции (1933 г.) (Архив Санкт-Петербургского филиала Института Востоковедения Российской Академии Наук); Рутульско-русский словарь (Архив Санкт-Петербургского филиала Института Востоковедения Российской Академии Наук); Рутульские тексты-переводы (1938 г.) (Архив Санкт-Петербургского филиала Института Востоковедения Российской Академии Наук); Лезгинско-русский словарь (1934—1938 гг.) (Архив Санкт-Петербургского филиала Института Востоковедения Российской Академии Наук); Лезгинские тексты-переводы (Архив Санкт-Петербургского филиала Института Востоковедения Российской Академии Наук); Цахурско-русский словарь (Архив Санкт-Петербургского филиала Института Востоковедения Российской Академии Наук); Материалы по источниковедению Кавказа (личный архив доцента кафедры русского языка Чеченского государственного университета А.А.Сумбулатова, город Грозный).
Литература: Арутюнов С.А., Волкова Н.Г., Сергеева Г.А. Вклад А.Н.Генко в этнографическое изучение Кавказа // Советская этнография. Москва, 1987. № 3. Страницы 61-72; Волкова Н.Г., Сергеева Г.А. Трагические страницы кавказоведения: А.Н.Генко // Репрессированные этнографы. Составитель и ответственный редактор Д.Д.Тумаркин. Москва, 1999. Выпуск I. Страницы 101—134; Васильков Я.В., Сорокина М.Ю. Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917—1991). Санкт-Петербург, 2003. Страницы 113—114; Джапуа З.Д. Анатолий Несторович Генко (К 125-летию со дня рождения) // Вестник Академии наук Абхазии. Серия «Гуманитарные науки». — 2021. — № 11. — Страницы 246—256; Лавров Л.И. Памяти А.Н.Генко // Кавказский этнографический сборник. Москва, 1972. Выпуск V. Страницы 213—222; Решетов А.М. А.Н.Генко как этнограф (к 100-летию со дня рождения) // Кунсткамера. Этнографические тетради. Санкт-Петербург, 2003. Страницы 318—332; Штайн К.Э., Петренко Д.И. Анатолий Несторович Генко. Биографическая справка // Caucasica: Кавказоведение. Страницы прошлого. По материалам архива и библиотеки Северо-Кавказского горского историко-лингвистического научно-исследовательского института имен и С.М.Кирова (1926—1937): Антология / Составители, авторы биографических справок К.Э.Штайн, Д.И.Петренко. — Ростов- на- Дону: «Полиграф-Сервис», 2017 (1148 страниц). — Страницы 79-82; Памяти ученого-востоковеда. Анатолий Несторович Генко (1896—1941) // Кавказоведение. Москва, 2004. № 5. Страницы 9-54; Генко Г.А. Кавказовед: лингвист-полиглот, этнограф, историк А.Н.Генко // Знаменитые универсанты. Очерки о питомцах Санкт-Петербургского Университета. Том III. Санкт-Петербург, 2005. Страницы 371—384.
1896
Андрей Иванович Зеленцов
советский военнослужащий, командир 163-й стрелковой дивизии в период Советско-финской войны (1939—1940), 88-й стрелковой дивизии, Карельский фронт, в период Великой Отечественной войны (1941 год). Родился в городе Нижний Новгород, Российская империя. Отец — Зеленцов Иван Васильевич, дворянин, служащий государственного департамента. Мать — Райнова Екатерина Андреевна, дочь священнослужителя. В семье было 6 детей: Ольга, Михаил, Наталья, Андрей, Нина и Василий. До службы в Русской императорской армии с 1907 по 1915 год учился в Нижегородской губернской гимназии, частным образом получил хорошее музыкальное образование, изучал иностранные языки, затем поступил в Алексеевское военное училище в Москве.
Семья
Венчался 2 сентября 1918 года в городе Ардатов. Жена — Полина Ивановна (Соловьёва) Зеленцова (3 ноября 1899, Нижний Новгород — 10 августа 1983, Оренбург); Сын — Андрей Андреевич Зеленцов (24 июня 1919 — 19 февраля 1981); Дочь — Ирина Андреевна Зеленцова (18 февраля 1922 — 30 декабря 2002).
Первая мировая и гражданская войны
В Первую мировую войну 1 июня 1915 года окончил ускоренный курс Алексеевского военного училища по 4-х месячной программе обучения. Пройденный курс полностью исключал из себя военную историю, географию, химию, законоведение, зато славился крепкой тактической и фортификационной подготовкой. Как и все юнкера военного времени, выпущен из училища в чине прапорщика. В июле 1915 года убыл в Брест-Литовскую крепость для укомплектования новых формируемых частей. По прибытии назначен в 132-ю Курскую дружину, которая должна была войти в 112-ю пехотную дивизию. Однако в связи со сложной обстановкой на фронте её формирование было задержано. До конца 1915 года командиром роты этой дружины участвовал в боях на Западном фронте. В начале января 1916 года 112-я пехотная дивизия была сформирована, а А.И.Зеленцов назначен в 448-й пехотный Фатежский полк. Командиром роты и начальником конной разведки этого полка участвовал в боях в районах Скробово, Барановичи, Огинский канал. В январе 1917 года по личному желанию был переведён в авиацию и назначен в 21-й корпусной авиаотряд. После Февральской революции был направлен в Киевскую офицерскую школу лётчиков-наблюдателей, по окончании которой 25 августа 1917 года вернулся в часть и служил в ней лётчиком-наблюдателем, дослужился до поручика. За боевые отличия награждён орденами Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом, Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. В Гражданскую войну 7 марта 1918 года добровольно вступил в РККА и был назначен инструктором авиации Нижегородского губернского военкомата, с июля был военруком Ардатовского уездного военкомата. Участвовал в подавлении восстаний в г. Нижний Новгород (апрель 1918), а также офицеров под командованием полковника Н. П. Сахарова в г. Муроме (июль 1918). 20 ноября 1918 года зачислен слушателем в Академию Генерального штаба Красной Армии (РККА). В мае 1919 года сдал зачёт за курс обучения и был назначен помощником начальника авиации 3-й Украинской советской армии, а после её расформирования в июле вернулся в Нижегородский губернский военкомат и назначен инспектором пехоты. В декабре 1919 года был выделен на формирование военных комиссариатов Донецкой губернии.
П.И.Зеленцова:
« 20 января 1920 года мы уезжали 2 эшелоном, организованным горьковской областью в станицу Каменскую, бывшую область Войска Донского, для укрепления там Советской власти. Я поехала с ним, хотя у меня был маленький грудной ребёнок… Выехали мы в морозную, двадцатиградусную ночь в товарных вагонах, отапливаемых тёмными печками… Стояли по 2 недели в пути, занесённые снегом, солдаты-красноармейцы выходили расчищать путь.»
По прибытии в станицу Каменская в марте 1920 года он назначается начальником тыла и уездным военкомом Каменского уезда. В августе переведён в Старобельский уезд, а с мая 1921 года служил в той же должности в Юзовском военкомате. В должности начальника Каменского, Старобельского и Юзовского боевых участков участвовал в ликвидации врангелевского десанта полковника Назарова, а также вооружённых формирований Н.И.Махно на Украине. Осенью 1920 года в Старобельске по приказу военного командования вёл переговоры с Н.И.Махно о союзничестве с Красной Армией. Участвовал под руководством командарма М.В.Фрунзе в боях под Перекопом. После окончания операции три месяца считался погибшим и похороненным в том же месте, где шли сражения.
И.А.Зеленцова:
«В Каменскую прибыло новое воинское подразделение, маме была предложена помощь в организации её возвращения на родину в Горький, но она не верила этим слухам и ждала его возвращения. И отец приехал… гимнастёрка буквально истлела на нём,… но задача, поставленная перед его полком, была выполнена.»
За участие в Перекопско-Чонгарской операции А.И.Зеленцов был награждён командармом М.В.Фрунзе именной саблей с дарственной надписью.
Время реорганизаций и переименований
В ноябре 1921 года был назначен помощником начальника, а потом начальником мобилизационного отдела управления штаба Харьковского военного округа. В декабре переведён в 51-ю Перекопскую стрелковую дивизию, где был назначен командиром 457-го стрелкового полка.
И.А.Зеленцова:
«Отца в качестве командира полка направили в Слободзей, молдавский городок, тогда ещё находившийся на границе, городок, в котором я родилась, но в котором никогда больше не была… Отец сразу же уехал принимать полк, объезжать границу с Румынией, на которой в то время было особенно беспокойно.»
В июне 1922 года, при реорганизации армии, назначен помощником командира 152-го стрелкового полка этой же дивизии, с января 1925 года вступил в командование 151-м Бауманским стрелковым полком. Занимался ликвидацией вооружённых формирований в районе города Тирасполь. В 1925 году в г. Одессе при переформировании части лечился в госпитале от плеврита, долго восстанавливался после болезни. С марта по июнь 1925 года исполнял должность начальника строевой части в 1-й военной школе лётчиков имени А.Ф.Мясникова в пгт Кача (Крым), затем вновь командовал 151-м Бауманским стрелковым полком. В июле 1925 года направлен в 100-ю стрелковую дивизию УВО командиром 298-го стрелкового полка.
М.И.Садогурский:
«В памяти всплыли 20-е годы. Окончание Гражданской войны на Украине… Сквира… Фастов… Белая церковь, лагеря около села Трушки… 298-й стрелковый полк… И, конечно же, он — командир полка. Встретили его сначала с недоверием. Говорили, что он из офицеров царской армии. Он и сам не скрывал это: «Да, кончал юнкерское, имел офицерский чин, воевал в конной разведке… С первых дней революции в Красной гвардии, потом в Красной Армии, коммунист с 1918 года, был комиссаром, теперь командир. Какие ещё вопросы? Нет? Значит, познакомились!»… «Бивали мы белых и без тактики», — ерепенились, попадая впросак, отдельные командиры. Но первый же бой, — а воевать приходилось: бродили ещё банды, — разъяснил лучше всяких слов, какое большое значение имеют военные знания и железная воинская дисциплина. Авторитет командира полка стал непререкаем.»
В этой должности совместно с органами ГПУ с 1925 года принимал участие в ликвидации польской диверсионной группы Шкрабаненко в городе Сквир.
И.А.Зеленцова:
«1927 год… Переезд в Москву помню хорошо. Ехали мы из Фастова очень долго, поезд еле тащился, подолгу стоял на полустанках, и папа «бегал» в посёлки, чтобы обменять что-либо из нашего скромного имущества на хлеб и молоко для детей, а так как поезд шёл вне всякого расписания, то нередко отец опаздывал и догонял нас на каком-нибудь товарняке.»
Московский период
С сентября 1927 года исполнял должность помощника начальника 4-го отдела штаба МВО, в период с июля 1928 по март 1929 года временно исполнял должность начальника этого отдела. С мая 1931 года был преподавателем, затем тактическим руководителем на курсах «Выстрел», с февраля 1933 года там же исполнял должность начальника курса. Учился на вечернем факультете Военной академии РККА имени М.В.Фрунзе, который окончил в 1932 году.
И.А.Зеленцова:
«Вечерами, когда зажигался свет, папа раскладывал свои карты, разрисовывая их цветными карандашами,…, я усаживалась около него и тоже рисовала, но не кукол и зверушек, а тоже карты. Папа мне объяснял, как обозначаются на топографических картах болота, леса, дома, железная дорога. Я ему, конечно, мешала, но он никогда не прогонял меня… Академию отец окончил с отличием…»
В декабре 1933 года курсы «Выстрел» влились в состав Военной академии механизации и моторизации РККА имени И.В.Сталина, а Зеленцов назначен в ней начальником учебной части академических курсов технического усовершенствования начсостава. 4 декабря 1935 года ему присвоено воинское звание полковник.
Предвоенный период
И.А.Зеленцова:
«Папу перевели на работу в Харьков начальником штаба 5-й тяжёлой танковой бригады… Мы уезжали в конце мая налегке, ехали прямо в военные лагеря, где для комсостава были выделены домики. Лагеря эти назывались Чугуевскими, так как располагались недалеко от г. Чугуев. Место было великолепное: сосновый бор, рядом река Донец, песчаная почва… Осенью мы переехали в Харьков.»
С марта 1936 года А.И.Зеленцов исполнял должность начальника штаба 5-й отдельной тяжёлой танковой бригады. В 1937 году в Харьковском Военном Округе начались массовые аресты военных и членов их семей.
«От мамы я узнала, что в его части объявлено закрытое партсобрание, на котором должно было быть «рассмотрено» отцовское персональное дело, возникшее в результате того, что он, как комбриг, выступал в защиту многих своих репрессированных командиров, а сынишка одного из них, 6-летний мальчонка: после ареста родителей жил у нас в семье. И вдруг буквально за 2-3 дня до собрания отца срочно вызвали в Москву по распоряжению зам наркома обороны Шапошникова.»
А.И.Зеленцов был вызван в Москву на совещание комбригов тяжёлых танковых бригад. В 1-м Доме Реввоенсовета Б.М.Шапошниковым ему был вручён приказ о немедленном отъезде в город Иваново. В декабре 1937 года он приступил к выполнению обязанностей начальника автобронетанковой службы 3-го стрелкового корпуса.
«Возвращаться в Харьков для передачи новому комбригу бригады Шапошников отцу запретил. Так, как мы поняли позднее, был отведён меч, нависший над головой моего папы.»
С августа 1939 года командовал 163-й стрелковой дивизией ЛВО. Комбриг (4.11.1939). Участвовал с ней в Советско-финляндской войне 1939—1940 гг., за что в мае 1940 года был награждён орденом Красного Знамени. Сражался в боях при Суомуссалми, позже принимал участие в операции под Кухмо, где 54-я дивизия находилась в окружении. В ходе боевых действий получил ранение (был ранен в ногу), но оставался в строю. По окончании войны с Финляндией направлен в Москву в Центральный военный клинический госпиталь имени П.В.Мандрыка, там лечил осложнение после ранения, — остеомиелит. 4 июня 1940 года ему было присвоено звание генерал-майора. С 14 июня 1940 года исполнял должность командира 88-й стрелковой дивизии Архангельского ВО.
Великая Отечественная война
В июне 1941 года на базе управления округа было сформировано полевое управление 28-й армии, которая с началом Великой Отечественной войны была отправлена на фронт. В связи с убытием на фронт значительной части руководящего состава округа, генерал-майор А.И.Зеленцов, оставаясь командиром 88-й стрелковой дивизии, с 27 июня по 5 июля временно исполнял обязанности командующего войсками округа. За этот период в округе была проделана большая работа по отмобилизованию войск округа, формированию новых частей и соединений для действующей армии. По прибытии в округ нового командующего, генерал-лейтенанта В.З.Романовского вновь командовал 88-й стрелковой дивизией. В июне — июле 1941 года её части охраняли побережье Белого моря. В период с 8 по 11 августа дивизия была передислоцирована в район станции Лоухи в Карелии, где вошла в состав 14-й армии Северного фронта, и с 15 августа вела напряжённые наступательные и оборонительные бои на Кестеньгском направлении с превосходящими силами противника, пытавшимися перерезать железнодорожную магистраль Мурманск—Ленинград. В этих боях на подступах к станции Лоухи 15 августа 1941 года А.И.Зеленцов погиб от прямого попадания авиабомбы в блиндаж командного пункта. Командование 88-й стрелковой дивизии временно принял начальник артиллерии 14-й армии полковник Д.Ф.Паниткин.
Письмо с фронта: начальник штаба 88-й стрелковой дивизии, полковник С.П.Перков:
«Уважаемая т. Зеленцова!.. Ваш муж погиб в Отечественной войне за благо Родины, за счастье народов нашей любимой страны, за прекрасную будущую жизнь… Я не буду писать подробности, как погиб Андрей Иванович, так как Вы уже их знаете… Вы просите отомстить фашистским бандитам за гибель Вашего мужа и других… В течение 2-4 сентября мы нанесли значительное поражение фашистским бандам, полностью уничтожили финский полк, основательно разбили немецкую северную дивизию СС, финскую пехотную дивизию и успешно продолжаем громить врага. О нас писалось во всех газетах. Это отчасти заслуга Вашего мужа, который воспитывал части. Я уверяю Вас, наши части и вся наша армия нанесёт сокрушительный удар фашистским бандам и выбросит их навсегда с нашей священной земли.»
Похоронен в городе Мурманске, на кладбище советских воинов (Старое мурманское кладбище, участок советско-финляндской войны). На могиле установлена наземная плита. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1942 года Зеленцов Андрей Иванович награждён орденом Ленина (посмертно).
Награды: Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом; Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом; Орден Ленина (посмертно); Орден Красного Знамени; Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии».
Память
Средняя общеобразовательная школа имени Андрея Ивановича Зеленцова, посёлок городского типа Лоухи, Республика Карелия, Лоухская средняя общеобразовательная школа
Литература: Великая Отечественная. Комдивы : военный биографический словарь / [Д.А.Цапаев и другие ; под общей редакцией В.П.Горемыкина] ; Министерство обороны Российской Федерации, Главное управление кадров, Главное управление по работе с личным составом, Институт военной истории Военной академии Генерального штаба, Центральный архив. — Москва : Кучково поле, 2014. — Том III. Командиры стрелковых, горнострелковых дивизий, крымских, полярных, петрозаводских дивизий, дивизий ребольского направления, истребительных дивизий (Абакумов — Зюванов). — Страницы 1052—1054. — 1102 страницы — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-9950-0382-3; Нечаев П.А. Алексеевское военное училище. — Париж: Le Passẻ Militaire, 1964. — 42 страницы — ISBN 1-234-56789-0; Соловьёв Д.Ю. Все генералы Сталина. Том 5. — Москва, 2019. — Страницы 18-20; Семейный архив Зеленцовых. — 1918—2000; Ари Раунио, Юрий Килин. Сражения зимней войны. — Петрозаводск: Издательство Петрозаводского Государственного Университета, 2013. — страницы 118—169. — ISBN 978-5-8021-1993-8.
1896
Григорий Алексеевич Зиновьев
начальник политического управления и член Военного совета Уральского военного округа, корпусной комиссар (1937).
Родился в русской рабочей семье (дед был крестьянином, отец — служащим лесных бирж, приказчиком на заводах, но из-за пьянства разорился и в дальнейшем работал столяром). Окончив начальную школу, стал работать на заводе в Санкт-Петербурге смазчиком и станочником-деревообделочником. Принимал участие в массовых протестах и забастовках, состоял членом нелегальной рабочей дружины. Член РСДРП(б) с марта 1917 года. Во время октябрьских событий в 1917 году принимал участие в боях, охранял мосты Петрограда. Был избран членом исполкома и заведующим сельскохозяйственным отделом Новодеревенского района Петрограда. В Красной армии добровольно с июля 1918 года, участник Гражданской войны, в годы которой находился на должностях политического состава. В 1918 г. красноармеец-агитатор, политрук роты, военком батальона и полка в 1-м Брянском стрелковом полку, в 1919 году помощник военкома бригады и военком снабжения бригады в отдельной Симбирской стрелковой бригаде, военком 13-й Сибирской кавалерийской дивизии, в 1920 году военком отдельной партизанской бригады, 7-й отдельной Туркестанской кавалерийской бригады. После Гражданской войны занимал ответственные должности политического состава в войсках Красной армии. В 1921—1922 годах инспектор партизанской части политического управления войск Сибири, помощник командира 86-й стрелковой бригады по политической части, начальник организационной части политического отдела 29-й Вятской стрелковой дивизии, с апреля 1923 года начальник политотдела этой же дивизии. В боях был дважды ранен и контужен. С января 1924 года помощник начальника политического управления Западно-Сибирского военного округа по учётно-мобилизационному отделу. С июня 1924 г. помощник начальника политического управления Сибирского военного округа по работе в специальных частях. Затем до осени 1925 года работал в должности военкома и начальника политического отдела 21-й Пермской стрелковой дивизии. С октября 1925 слушатель КУВНАС при Военной академии имени М.В.Фрунзе. С июля 1926 года военком, с мая 1927 года помощник командира по политической части и начальник политического отдела 1-й Туркестанской стрелковой дивизии. С марта 1929 по сентябрь 1930 года помощник командира по политической части и начальник политического отдела 9-й Донской стрелковой дивизии. Затем несколько месяцев работал в должности военкома и начальника политотдела 15-й авиабригады. В 1931—1932 годах помощник командира 5-го стрелкового корпуса по политической части. С февраля 1932 по май 1935 год заместитель начальника политического управления Белорусского военного округа. 26 января—10 февраля 1934 года делегат XVII съезда ВКП(б) с решающим голосом от Западной парторганизации. С мая 1935 года начальник политического управления, с мая 1937 года член Военного совета Уральского военного округа. С июля 1937 г. член Военного совета Краснознамённого Балтийского флота. Арестован 20 июня 1938 года. Внесен в сталинский список осуждённых к ВМСЗ (за 1-ю категорию Сталин, Молотов). Военной коллегией Верховного суда СССР 22 августа 1938 по обвинению в «участии в контрреволюционной организации и в военно-фашистском заговоре в РККА» приговорён к расстрелу. Приговор приведен в день вынесения обвинительного приговора (расстрелян в числе 120 осужденных). Место захоронения — спецобъект НКВД «Коммунарка». Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 2 июня 1956 посмертно реабилитирован.
Звания: дивизионный комиссар (20 ноября 1935); корпусной комиссар (15 февраля 1937).
Награды: Орден Красного Знамени СССР (1933, знак ордена № 135); Орден Трудового Красного Знамени Туркменской ССР.
Документы
Предписание на расстрел

Акт о приведении приговора в исполнение (подписи заместителя Прокурора СССР Г.К.Рогинского, коменданта НКВД СССР В.М.Блохина)
Литература: Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные): 1937—1941. Биографический словарь. — Москва : Кучково поле; Мегаполис, 2012. — 496 страниц. — 2000 экземпляров. — ISBN 978-5-9950-0217-8; И.И.Барсуков, В.М.Йолтуховский, А.Б.Кондрашов. «Адмиралы и генералы Военно-морского флота. Руководители структур политической и воспитательной работы. Биографические хроники (1917—2013)». — Москва : «Кучково поле», 2014. — 432 страницы. — ISBN 978-5-9950-0408-0. — Страница 144; Чураков Д. Репрессированные военнослужащие Красной Армии. 2004.