• Авторизация


16 ноября родились... 16-11-2025 12:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Кістяківський_Богдан_02 (520x700, 289Kb)
1868
Богдан Александрович Кистяковский
российский и украинский правовед, философ и социолог неокантианской ориентации. Родился в Киеве, в семье профессора Киевского университета, юриста, криминалиста и деятеля украинского национального движения Александра Фёдоровича Кистяковского. Имя Фёдор получил при крещении. Среднее образование получал во 2-й Киевской (1878—1886, исключен из 7-го класса) и Черниговской (1886—1887, исключён) гимназиях; аттестат зрелости получил в 1888, сдав экзамен в Ревельской Александровской гимназии. С 1888 по 1892 год последовательно исключался с историко-филологических факультетов Киевского, Харьковского и юридического факультета Дерптского университетов за участие в подпольных украинофильских кружках и студенческих волнениях. Сблизился в это время с марксистскими и социал-демократическими деятелями, получил репутацию «родоначальника марксизма в Киеве». Его арестовывали в австрийской Галиции по подозрению в шпионаже (1889); задерживали в России близ австрийской границы и содержали в киевской тюрьме (1892); он отбывал годовую высылку под полицейский надзор в Либаве. В 1895 году выехал за границу: обучался в Берлинском университете, Сорбонне, Страсбургском университете — в 1898 году защитил докторскую диссертацию по философии «Общество и индивидуальность», которая была опубликована в следующем году в Берлине на немецком языке и получила высокую оценку немецких учёных. В 1901—1906 годах (с перерывом) работал в Гейдельбергском университете. Часто выезжал за границу для продолжения обучения и в дальнейшем. Жил в Петербурге, Киеве, Москве. Участвовал в создании «Союза освобождения». В начале XX века отошёл от марксизма. Принимал участие в журнале «Освобождение», сборниках «Проблемы идеализма» (1902, статья о русской социологической школе) и «Вехи» (1909, статья «В защиту права», о правовом сознании российской интеллигенции). С 1904 в Киеве сотрудничал в журнале «Вопросы жизни». Редактировал сочинения М.П.Драгоманова (том I, Москва, 1908). Являлся редактором «Критического обозрения» (1907—1910), «Юридического вестника» (1913—1917), «Юридических записок» (1912—1914). С 1906 года — преподаватель государственного и административного права в Московском коммерческом институте, одновременно читал лекции на Высших женских курсах. В 1909 году в качестве магистра государственного права был принят приват-доцентом в Московский университет. Поддержал протест профессуры против нарушения университетской автономии, отказался от преподавания в Москве и перешёл в ярославский Демидовский юридический лицей приват-доцентом, позднее профессором по кафедре энциклопедии и истории философии права (1911—1916). С 1917 года профессор Киевского университета. Один из организаторов Украинской Федеративно-Демократической Партии (1917). В 1919 году был избран действительным членом только что созданной Академии наук Украины и вместе с её первым президентом В. И. Вернадским совершил поездку в Ростов-на-Дону к А.И.Деникину с целью защиты интересов академии, во время которой заболел, перенёс операцию и умер в Екатеринодаре (ныне Краснодар) 16 апреля 1920 года..
Семья
Жена — Мария Вильямовна Кистяковская (урождённая Бернштам; псевдоним Верен М.В.; 1869 – 25 февраля 1932), литератор, внучка православного философа О.М.Новицкого. Вместе с Н.К.Крупской преподавала в рабочих школах в Санкт-Петербурге. ". Ее перу принадлежат несколько книг по педагогике, в том числе: "Рассказы о борьбе человека с природой" (с 1897 по 1927 г. книга выдержала 7 изданий), «Первый опыт свободной трудовой школы "Дом свободного ребенка"» (Москва-Петроград, 1923; Издание 2-е: Москва, 1924. В соавторстве с Е.Е.Горбуновой-Посадовой). Сыновья: Георгий (Джорж) Богданович Кистяковский (1900—1982) — американский доктор физики и химии, один из руководителей Манхетенского проекта, советник Эйзенхауэра по науке; Александр Богданович Кистяковский (1904-1983) - видный украинский биолог, ориентолог, доктор биологических наук, профессор.
Вклад в теорию права
Понятие права сводится к основным определениям: государственно-организационному, социологическому, психологическому, нормативному. Государственно-организационное или государственно-повелительное понятие права. Право — есть то, что государство приказывает считать правом. Законы государства — совокупность норм, исполнение которых вынуждается, защищается и гарантируется государством. Социологическое понятие права. Право — этот термин не имеет четкого определения («социальная солидарность», «замиренная среда» и подобные определения). Законы государства составляются на основе складывающихся правовых отношений; учитываются и внутригосударственные и международные прецеденты. Психологическое понятие права. Право — ощущение законности. Законы государства — закрепленная совокупность тех психических переживаний долга или обязанности, которые обладают императивно-атрибутивным характером. Нормативное понятие права. Право — то, что обязан делать. Законы государства — совокупность норм, заключающих в себе идеи о должном, которые определяют внешние отношения людей между собой.
Юридико-догматическое и юридико-политическое понятие права
В рамках этих интерпретаций понятие права понимается, как систематизация правовых явлений для решения чисто практических задач догматической юриспруденции.
Право — совокупность правил, указывающих на то, как находить в действующих правовых нормах решения для всех случаев столкновения интересов или столкновения представлений о праве и неправе. С помощью различных приемов юридической догматики нормы действующего права перерабатываются в юридические понятия, категории и приводятся, таким образом, в логичную правовую систему.
Труды
Заявил о себе рядом работ по методологии социальных наук, общей теории права и государственному праву. Среди них: Gesellschaft und Einzelwesen. Eine methodologische Studie (Берлин, 1899; докторская диссертация); Общество и индивид // Социологические исследования. 1996. № 2. Страницы 103—115. / Перевод Е.М.Довгань; Идея равенства с социологической точки зрения // Мир Божий. 1900, № 4; Категория необходимости и справедливости при исследовании социальных явлений // Жизнь. 1900, № 5-6; Русская социологическая школа и категория возможности при решении социально-этических проблем. (Проблемы идеализма, 1902); В защиту научно-философского идеализма / Б.А.Кистяковский // Вопросы философии и психологии. — Москва: Московское психологическое общество, 1907. — Книга 1 (86); Реальность объективного права // Логос. 1910. книга 2; Право как социальное явление // Вопросы права. 1911, книга 8. № 4; Право как социальное явление // Социологические исследования. 1990. № 3. Страницы 99-109; Страницы прошлаго: к истории конституционного движения в России: по поводу книги: В.Я.Богучарский. Из истории политической борьбы в 70-х и 80-х гг. XIX века. Партия «Народной воли», ее происхождение, судьбы и гибель, Москва, 1912, IV+483 / Б. Кистяковский. — Москва: Типография П.П.Рябушинского, 1912. — IV, 131 страница; Наши задачи // Юридический вестник. 1913, книга 1; Сущность государственной власти / Б.А.Кистяковский. — Ярославль: Типография Губернского правления, 1913. — 41 страница; Кризис юриспруденции и дилетантизм в философии // Юридический вестник. 1914, книга 5; Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права / Б.А.Кистяковский. — Москва: М. и С.Сабашниковы, 1916. — 704 страницы; Непрерывность правового порядка // Юридический вестник. 1917, книга 17; Методология и её значение для социальных наук и юриспруденции // Юридический вестник. 1917, книга 18; В защиту права (Интеллигенция и правосознание) / Б.А.Кистяковский // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. — Москва: Правда, 1991. — Страницы 122—149; В июле 1918 года во время Ярославского мятежа сгорела типография, где находилась рукопись его книги «Право и науки о праве», которую учёный считал главным трудом жизни; Принимал участие в журнале «Освобождение», сборниках «Проблемы идеализма» (1902, статья о русской социологической школе) и «Вехи» (1909, статья «В защиту права» о правовом сознании российской интеллигенции). С 1904 в Киеве сотрудничал в журнале «Вопросы жизни». Редактировал сочинения М.П.Драгоманова (том I, Москва, 1908). Являлся редактором «Критического обозрения» (1907—1910), «Юридического вестника» (1913—1917), «Юридических записок» (1912—1914). Литература: Василенко Н.П. Материалы к научной биографии Б.А.Кистяковского / Н.П.Василенко // Кистяковский Б.А. Философия и социология права. — Москва: РХГИ, 1998. — Страница 492; Голосенко И.А. Социология на неокантианской платформе: Б.Кистяковский и В.М.Хвостов // Российская социология. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского Университета, 1993; Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. Москва: «Онега», 1995; Лушникова, М.В. Трудовое право, теория права и гуманитарные дисциплины : жизнь и научное наследие И.И.Дитятина, Б.А.Кистяковского / М.В.Лушникова // Вестник трудового права и права социального обеспечения. Выпуск 1 : Основатели ярославской школы трудового права и права социального обеспечения: портреты на фоне времени / Под редакцией А.М.Лушникова, М.В.Лушниковой. — Ярославль: Ярославльский. государственный университет, 2006. — Страницы 49—58; Покровский И.А. Иррациональное в области права [Текст] / И.А.Покровский. // Юридический вестник. — 1915. — Книга XI (III). — Страницы 5-18; «Иррациональное» в области права: Отдельный оттиск из журнала «Юридический Вестник» 1915 г., книга XI(III). — Москва: Типография Г.Лисснера и Д.Совко, 1915. — 16 страниц; Савальский В.А. Основы философии права в научном идеализме: Марбургская школа философии: Коген, Наторп, Штаммлер и др. Том 1- [Этико-юридическая проблема в философской системе Германа Когена]. / В.А.Савальский. — Москва: типография Московского университета, 1908. — VIII, 3-361 страницы; Савельев А. О Богдане Александровиче Кистяковском / А.Савельев // Наше наследие. — 1990. — № 14. — Страницы 11—12; Сорокин П.А. Категория «должного» и её применение к изучению общественных явлений // Юридический вестник. 1917. книга 17; Социологическая мысль в России. Ленинград: «Наука», 1978; Фатеев А.Н. Русский методолог теории права. (Б.А.Кистяковский. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. Москва, М. и С.Сабашниковы): [Рецензия] / Ар.Фатеев. — Харьков: типография и литография М.Зильберберг и сыновья, 1917. 45 страниц. Источники: Н.П.Василенко "Академик Богдан Александрович Кистяковский"; Кистяковский Богдан Александрович. ЯрГУ имени П.Г.Демидова; Абушенко В.Л. Кистяковский Богдан Александрович // Социология: Энциклопедия / Составитель А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терещенко. — Минск: Книжный Дом, 2003. — 1312 страницы — (Мир энциклопедий); Голосенко И.А. Кистяковский Богдан /Федор/ Александрович (1868 −1920). СПбГУ: Факультет социологии.

Feodosiy_Kavkazsky (393x700, 135Kb)
1868
Феодосий Кавказский (в миру — Фёдор Фёдорович Кашин)
иеросхимонах Русской православной церкви, служивший на Кавказе, а ранее на Афоне, в Константинополе и Иерусалиме. Руководитель женской монашеской общины. С 1927 года примыкал к непоминающим, однако не подчинялся какому-либо центру непоминающих, живя крайне замкнутой жизнью. Многое в биографии Феодосия Кавказского остаётся неясным или искажённым. Основным источников биографических сведений о нём являются воспоминания женщин, живших при нём, а также сочинения, основанные на их воспоминаниях. Причём эти жития часто противоречат друг другу и содержат явно недостоверные данные. В 1995 году прославлен в Ставропольской и Владикавказской епархии Русской православной церкви по инициативе митрополита Гедеона (Докукина) как местночтимый святой; Синодальная комиссия по канонизации святых категорически отказала в канонизации Феодосия Кавказского, однако митрополит Гедеон, тем не менее всячески способствовал почитанию «старца Феодосия». Почитаемый также рядом групп неканонического православия. Во многих его житиях указывается, что он родился в 1800 году, что представляется фантастическим, так как в этом случае придётся признать, что он умер в возрасте 147—148 лет. Другие жития указывают дату 15 мая 1841 года, но и эта дата сомнительна, так как из неё следует, что он умер 106-летнем возрасте. Очевидно, что дата рождения при этом была записана с чьих-то слов. Достоверной представляется дата 16 ноября 1862 года, основанная на данных архивов. Согласно путеводителю «Спутник русского паломника по Афону» за 1905 год, родился в Пермской губернии. Краткое житие, опубликованное на сайте Православие.ру приводит такие данные о его детстве: «Родители его, Фёдор и Екатерина, были благочестивые и глубоко верующие христиане и, несмотря на бедность и многодетность, приучали детей жить благочестиво. С молоком матери впитывал будущий великий подвижник слова псалмов и песнопений». Насколько точны эти данные — сказать сложно. Вообще сведения о его жизни до ухода на Афон, помещённые его почитателями в составленных ими житиях, поражают нереалистичностью. Олег Болтогаев, исследовавший материалы, опубликованные его почитателями, говорит мифичности биографии Феодосия до 1878 года.
На Афоне
Достоверно известно, что он уехал на Афон. Согласно некоторым его житиям, он уже в три года (!) сознательно ушёл из дома, отправившись на Афон с группой паломников и, якобы прибыв туда, упросил игумена монастыря «Положения Пояса Богоматери» принять его в обитель. В другом источнике сказано, что он впервые отправился на Афон юношей вместе с группой паломников. В кратком житии на сайте Православие.ru со ссылкой на Архив Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю говорится, что он «направил свои стопы в Святую Гору Афон» в 1889 году. То есть ему на тот момент был 20-21 год. На Афоне, согласно путеводителю «Спутник русского паломника по Афону» за 1905 год, он поселился в келии Пояса Богоматери, принадлежащей Иверскому монастырю, где и принял постриг. Келиями на Афоне называют обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли. Митрополит Нил (Смирниотопулос), бывший Карпатский и Касский, рукоположил Феодосия в священный сан с позволением принимать исповедь, о чём выдал справку от 26 декабря 1897 года, которую публикует в своей книге Ильинская с пометкой «Этот документ (перевод с греческого) получен автором в благочинии Кавказских Минеральных Вод в марте 1997 года». По письменному приглашению достопочетных Выборных Старцев Священного Иверского Монастыря отправившись в подведомственную монастырю келлию /Честный Пояс/ почтенного Старца, русского уроженца, иеромонаха Иоанникия, двенадцатого декабря тысяча восемьсот девяносто седьмого года мы рукоположили в Святом Храме /Честный Пояс Божия Матери/ благодатию Всесвятого Духа по церковному чину, согласно Божественным и Священным правилам Матери нашей Церкви и по предварительному письменному свидетельству и одобрению на возведение на такой сан Духовного его старца Иоанникия, — в чтецы, иподиаконы, диаконы и священники, русского уроженца, послушника названного старца, преподобнейшего Феодосия, твердо держащегося православного учения и ведущего беспорочную жизнь и всеми за таково[го] признаваемого. А так как вышеназванный священник имеет все качества, требуемые для духовника, то посему даем ему позволение исповедывать помыслы желающих приступить к исповеди и как с духовным смотрением устроять покаяние и спасение их, соразмерно силе каждого; и возводимых в сан священства он обязан испытывать и исследовать обстоятельно, как того требует Апостольский и Соборный Закон. Дозволяется же ему постригать и в монахи с испытанием их и быть их восприемником. В удостоверение действительности его священства выдали мы настоящее свидетельство ему, упомянутому иеромонаху Феодосию. На Святой Афонской Горе 26 декабря 1897. Митрополит Нил, бывший Карпатский и КасскийВ путеводителе «Спутник русского паломника по Афону» за 1905 год сказано, что в 1901 году скончался настоятель келии иеромонах Иоанникий и «ему наследствовал по преемственному праву его ученик иер[омонах] Феодосий».
Скандал и уход с Афона
Из житий, составленных почитателями Феодосия известно, что он вынужден был покинуть Афон. Анна Ильинская сообщает, что братия монастыря резко озлобилась против Феодосия и закопала его в навозной яме, откуда, согласно Ильинской, он выбрался, следуя советам явившейся ему Богоматери. Далее Ильинская приводит явно фольклорные сведения о том, что братия монастыря написала письмо царю (именно царю, а не султану или Константинопольскому патриарху), в котором Феодосий обвинялся в том, под видом монаха поселил в своей келье женщину, и царь приказал заточить Феодосия в тюрьму. Однако царю во сне явился ангел и повелел освободить Феодосия. Подчинившись, царь повелел привести во дворец Феодосия и определил его священником храма (какого именно не указывается). Согласно Ильинской, Феодосий прослужил в Константинполе 5 лет, пользуясь всеобщей любовью и раздавая нищим и больным деньги, полученные от вельмож. Это, как пишет Ильинская, не понравилось царю, и тогда Феодосий с разрешения царя, отправился в Иерусалим. Эти сведения повторяются и в других житиях. Далее, согласно Ильинской, из Иерусалима он вернулся на Афон, затем вновь отбыл в Иерусалим. Но в упоминавшемся выше путеводителе «Спутник русского паломника по Афону» за 1905 год сказано, иеромонах Феодосий «на Афон прибыл более двадцати лет назад, где и живёт безвыездно в обители Пояса Богоматери». В Константинополе иеромонах Феодосий действительно служил, самовольно устроив там подворье своей келии, за что получил выговор со стороны Константинопольского патриарха. В журнале «Православный собеседник» за 1905 год на страницах 678—681 размещён материал «С православного востока», где было написано: «Настоятель русской посольской церкви в Константинополе архимандрит Иона, в своих письмах о церковных делах Востока, изданных в 1903 году отдельной книгой под заглавием «Свет с Востока», сообщает, между прочим, что в мае 1902 года он получил от Его Святейшества Патриарха Константинопольского, чрез его личного секретаря, такого рода бумагу: просят Высокопреподобнейшаго архимандрита Иону соблаговолить увещать иеромонаха Феодосия из афонской келлии Честнаго Пояса, чтобы он исправился, потому что непослушен: совершает у себя дома литургии без разрешения и благословения, не слушает советов церковных, поддаётся обманчивым обещаниям мошенников, эксплоатирующих его. Совершение обедни в его доме было запрещено. Как старец келлии, он должен был находиться на Афоне во главе своей братии, а не здесь в Константинополе. Келлии не могут иметь подворий.» По-видимому, именно там он познакомился с 15-летней Татьяной Никитиной, которую уговорил поехать с собой на Афон. Однако согласно книге Ильинской, их знакомство произошло в Иерусалиме: «Духовные чада рассказывают, что во время пребывания батюшки в Иерусалиме на поклонение святым местам приехали из станицы Платнировской мать с дочерью Татьяной. Близко общавшийся с соотечественниками, прозревающий духовные судьбы их, о. Феодосий благословил 14-летнюю девицу остаться здесь в монастыре». Если указание на то, что он познакомился с ней ещё в Иерусалиме, когда ей было 14, а не 15 лет верно, то можно предположить, что она до переезда на Афон, уже какое-то время жила с Феодосием. В этом случае становится понятным, почему афонские монахи так озлобились против Феодосия. Поступок Феодосия обернулся громким скандалом, освещавшийся как в русской церковной, так и греческой периодике. Как писал Павел Троицкий, «Греческая печать „выжала“ из этой истории всё, что только представлялось возможным. Только газета „Константинополис“ писала об этом 3, 12, 13 и 21 сентября 1905 г». В упомянутом выше материале из журнала «Православный собеседник» было написано: «В 42 номере официального органа константинопольской патриархии «Εκκλησιαστική Αλήθεια» за настоящий год помещено, между прочим, постановление «Кинота» святой Горы, утвержденное Синодом Великой Церкви 18 октября сего года, по делу о русском иеромонахе — настоятеле афонской кельи Честного Пояса Феодосии, скомпрометировавшем себя небывало-смелым и возмутительным нарушением основных законоположений монашеской жизни и свято-хранимых на Афоне, наиболее дорогих для него традиций. Фактическая сторона этого дела, отмеченного уже, если не ошибаемся, и в некоторых русских газетах, слишком проста и несложна. «Келлиот Афона» — иеромонах Феодосий, располагающий довольно крупными средствами, но лишённый, очевидно, прочной внутренней аскетической настроенности, отвыкший от строгого монашеского режима, благодаря своим постоянным наездам в Константинополь, где он незаконно имел «подворье», задумал разделить своё тяжкое одиночество на Афоне сожительством с женщиной, для чего приглядел временно проживающую в Константинополе астраханскую мещанку Татьяну Никитину — девицу 25 лет. Завязав с нею сношения, он уговорил её уехать с ним на Афон. Чтобы скрыть её пол, (так как вход женщинам на святую Гору не допускается), он заставил её переменить костюм, остричь волосы, достал ей, при содействии своих сожителей по афонской келье и слишком покладистых и податливых на деньги турецких чиновников, мужской паспорт и в таком виде отправил её на Афон. 24-го августа этого года Никитина сошла на берег Афона. Своим нежным, цветущим, слишком уж не мужским видом она не переставала однако обращать на себя внимание посторонних лиц. Секрет был раскрыт. Удалённая с Афона, она по телеграфу просила себе прощения и снисхождения у Кинота Святой Горы, обвиняя во всём происшедшем одного Феодосия. Не трудно понять какое, до болезненности — тяжёлое удручающее впечатление должен был произвести на монахов Афона и, в частности, на Кинот Горы этот поступок русского иеромонаха.» Разумеется, что после такого скандала Феодосий был окончательно и бесповоротно изгнан с Афона. Примечательно, что во «Всеобщем иллюстрированном путеводителе по монастырям и святым местам Российской империи и Афону» Павловского за 1907 год, в том месте где описывается келия Пояса Богоматери, вовсе не упоминает иеромонаха Феодосия: После нескольких фраз об Иоанникии, повторяющего сведения «Спутника русского паломника по Афону» за 1905 год, говорится, что Иоанникию «преемствовал по наследственному праву ученик его нынешний настоятель иеромонах Петр, прибывший на Афон двадцать тому назад, лет где с самого начала поступил в описываемую обитель и живёт безвыездно».
В Иерусалиме
По-видимому, после изгнания с Афона Феодосий жил в Константинополе. Ильинская говорит, что после того, как царь освободил его из заключения, он прослужил в Константинополе 5 лет, однако «Его влекло в Святую Землю, и он, с разрешения царя, отправился в Иерусалим». По видимому под царём, о котором пишет Ильинская, который был недоволен размахом деятельности Феодосия в Стамбуле, надо понимать Константинопольского Патриарха. В краткой биографии на сайте Православие.ру говорится, что «С 1909 по 1913 года будущий исповедник совершал паломничество в Святой град Иерусалим, где неоднократно служил у Гроба Господня». В его «Житиях» есть упоминания о том, что в Иерусалиме он принял великую схиму с оставлением того же имени. В Иерусалиме он продолжал жить вместе с Татьяной, так как в его житиях говорится, что в Россию они бежали вместе.
Возвращение в Россию
Также в житиях говорится, что живая в Иерусалиме, он познакомился с неким, не названным по имени отставным генералом, который предложил ему вернуться в Россию: «Там с ним познакомился помещик из станицы Платнировка, отставной генерал, прибывший в начале XX века поклониться Гробу Господню. Взяв на себя хлопоты по возвращению иеросхимонаха Феодосия на Родину, генерал получил документы на выезд в Россию старца». В 1913 году Феодосий вернулся в Россию, но по всей видимости его возвращение также было связано со скандалом. Диакон Андрей Кураев упоминает о рапорте начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме от 1914 года на имя консула России о «выдворении иеромонаха Феодосия из святого града за поведение, несовместимое с монашескими обетами». Как пишет Ильинская, «По воспоминаниям духовных чад, отец Феодосий вывез из Иерусалима много золотых крестов, покровцы, потиры, священные сосуды. Они с инокиней Татианой везли их в подушках, матрацах. Вопреки проискам супротивного, Иерусалимские святыньки были доставлены на Землю Русскую, на священный Кавказ». Олег Болтогаев делает вывод, что описанный выше вывоз вещей из Иерусалима — не что иное как контрабанда, причём «есть сильное подозрение, что генерал хлопотал о возвращении Феодосия и Татьяны небескорыстно». Таким образом Феодосий с Татьяной приехали в станицу Платнировку, где некоторое время они жили в имении этого помещика-генерала. При этом о вывезенном золоте в его житиях более не упоминается.
В Ставрополье
Затем Феодосий и Татьяна покидают Платнировку, причём причина не называется, сказано только, что «Божья Матерь велела ему поселиться вблизи монастыря под названием Тёмные Буки». В Тёмных Буках до своей кончины 1 марта 1916 года проживал схимонах Иларион (Домрачев), идеолог русского имяславия. В связи с этим появились предположения о том, что Феодосий был соратником или сторонником Илариона. Писатель Владимир Лермонтов в повести «Дельфания» прямо утверждает, что «старцы жили вместе». Однако в архивных документах о схимонахе Иларионе нет ни слова о Феодосии, хотя там упомянуты многие лица, разделившие все тяготы последних лет жизни Илариона. Нет ни слова о Феодосии-имяславце и у иеросхимонаха Антония (Булатовича). Олег Болтогаев делает вывод, что Феодосий поселился в Тёмных Буках позже — в 1917 году, однако не ужился здесь и переселился поближе к разъезду Горный, что в трёх километрах южнее Тёмных Буков. Вместе с ним, съехали несколько женщин. По мнению Олега Болтогаева, общавшегося с местными жителями, «скорее всего местные жители разрешили монашествующим поселиться в одном-двух заброшенных домиках, называемых здесь „хатками“. Строились такие хатки за день-два быстро и споро». В «Житии» Феодосия, подготовленном Сергеем Шумило, говорится «В пустыни, в ущелье на большом камне старец Феодосий молился, не сходя с него, 7 дней и ночей, чтобы Господь указал ему, где должно построить церковь. Ему явилась Матерь Божия и указала место, где должен быть храм и просфорня. На этом месте зеленел барвинок, и до сего дня те два места покрыты барвинком, а больше его нигде нет в ущелье». Однако Олег Болтогаев, хорошо знавший те места отмечает «Барвинок в окрестностях Горного растёт повсеместно». Как писала Людмила Брешенкова, основываясь на материалах вышедшей по благословению митрополита Гедеона (Докукина) книги «Преподобный Феодосий Кавказский», «вместе с ним жили несколько монахинь из монастыря и две девочки — подростки. Именно эти девочки, Анна и Любовь, находились около старца в течение тридцати лет, а позже свидетельствовали о нём потомкам, оставив рукописи о его удивительном житии». Сергей Шумило описывает Феодосия в этот период как старца всероссийского масштаба: «К источнику живой воды, исходящей из уст благочестивого старца Феодосия, потянулись жаждущие и ищущие пути ко спасению, ищущие наставлений и утешений в слове Божием. Он принимал до пятисот человек в день: с Кавказа, Кубани, Сибири, Украины, Белоруссии, России, со всеми беседовал на их родном языке». Олег Болтогаев упоминает, что «Горновские старожили рассказывали, что жившие в Гладушевской щели монахи были крайне замкнуты и нелюдимы. Вокруг построек был плотный забор, внутри на дереве висел кусок железнодорожного рельса, монахи начинали стучать в него, когда к их территории приближался незнакомый человек». Ильинская в своей книге приводит совсем уже сказочные сведения о том, что «в батюшкину пустыньку приезжало начальство, вереница чёрных машин. Выходили люди в костюмах, давали старцу деньги, чтобы он молился за них. Некоторое время отца Феодосия не притесняли: супруга „всесоюзного старосты“ М.И.Калинина, который в 20-е годы работал на Кубани, была его духовной дочерью. <…> Сам Калинин тоже приезжал в пустыньку, — вспоминает м. Александра (город Кропоткин), — осмотрел все и дал дедушке документ, что у него здесь приют. Ведь после гражданской войны было много беспризорных детей, одиноких стариков, многие родители не могли кормить много детей, а дедушка всех собирал, всем находилось дело». Олег Болтогаев отвергает такие данные как недостоверные: «если бы Калинин бывал в Горном, да ещё вручал бы тут какие-то охранные документы, то мы, школьники, и через тридцать лет изучали бы этот вопрос на уроках по истории родного края. Второе. Жена Калинина, Екатерина Ивановна Лорберг (1882—1960), была еврейкой, убеждённой революционеркой, членом Верховного суда СССР, а потому никак не могла быть „духовной дочерью отца Феодосия“. Третье. Что это за приют такой, в двух маленьких турлучных хатках?». А вот сведениям о том, что «о. Феодосий обучал местных детишек грамоте» Олегу Болготаеву удалось найти подтверждения: «Старик Каталевский рассказывал нам, что „грамоте учился у монахов“. Два-три раза в неделю он приходил к монашеским кельям, где его учили читать, писать, считать и молиться. Но не бескорыстно. Платой был мешок муки, кролик, утка или курица».
Арест и ссылка
Жития упоминают, что Феодосий подвергся аресту, но в одних говорится, что это произошло в 1925 году, в других — в 1927 году. Обстоятельства самого ареста в разных житиях разнятся. Упоминается, что Феодосий уже ждал тех, кто придут его арестовывать, а при самом аресте омывал ноги, согласно одним житиям тем, кто пришёл его арестовывать, по другим — монахиням. Интернет-источники утверждают, что в ссылку за Феодосием поехала юная послушница Люба и что там она ему «весь срок прислуживала».
В Минеральных Водах
В 1931 году его освободили, и он приехал в Минводы. Не признал декларацию митрополита Сергия (Страгородского). В Минеральных Водах создал тайный домовой храм, где совершал богослужения до своей кончины 7 февраля 1948 года. После его смерти руководство над общиной перешло к схимонахине Варваре (Моза) и схимонаху Епифанию (Чернову).
Почитание и вопрос о канонизации
В декабре 1994 года в Ставропольском епархиальном управлении на епархиальном совете был поднят вопрос об изучении жизни иеросхимонаха Феодосия и о народном почитании его как угодника Божия. Синодальная комиссия по канонизации святых в общей сложности пять раз отказывала в канонизации Феодосия Кавказского, однако митрополита Гедеона это не остановило. 11 апреля 1995 года, во вторник шестой седмицы Великого поста, в городе Минеральные Воды совершилось торжественное обретение честных останков исповедника. 8 августа 1998 года, в пятидесятую годовщину кончины «старца» было совершено перенесение его останков из Михаило-Архангельского храма в во вновь построенный Покровский собор г. Минеральные Воды. В крестном ходе и богослужениях приняло участие более семидесяти тысяч жителей города и паломников, прибывших со всего Кавказа, Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, ближнего и дальнего зарубежья. Тем не менее, почитание Феодосия Кавказского и поныне поддерживается священноначалием Русской православной церкви. Сайт Православие.ру сообщает, что 10 августа 2015 года «По благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта, архиепископа Пятигорского и Черкесского в Минеральных Водах торжественно отметили память преподобноисповедника Феодосия Кавказского. Тысячи и тысячи людей из разных уголков России и зарубежья стремятся посетить в эти дни Покровский собор, где пребывают святые мощи преподобного». На официальном сайте Владикавказской епархии значится, что «11 августа 2016 года по благословению епископа Владикавказского и Аланского Леонида состоялась традиционная паломническая поездка прихожан Георгиевского храма г. Ардон во главе с настоятелем протоиереем Иаковом Фрилингом в Минеральные Воды к мощам святого преподобного Феодосия Кавказского». Имя Феодосия Кавказского носит улица в посёлке Горячеводский города Пятигорск. Литература: Правда о событиях, происшедших в первое полугодие 1913 года в Пантелеимоновом монастыре. Москва, 1913; "Старец Феодосий Иерусалимский. Серия «Народная библиотека». Москва, 1994; «Иерусaлимский бaтюшкa» — иеросхимонaх Феодосий. Москва: Междунaродный издaтельский центр прaвослaвной литерaтуры, 1994. Страница 89; Старец Феодосий Иерусалимский, Северо-Кавказский чудотворец (1800—1948): Житие, подвиги и чудеса. — Трим, 1994. — 155 страниц; Aннa Ильинскaя. Тaйнa стaрцa Феодосия: Скaзaние о жизни и чудесaх «Иерусaлимского бaтюшки» — преподобного Феодосия Кaвкaзского. Москва : Прaвослaвный пaломник, 1997; Анна Ильинская. «Хранитель южных рубежей России» // «Русь Державная», № 5, 1998; Преподобный Феодосий Кавказский. Житие. Чудеса. Акафист. Издано по благословению митр. Гедеона братством во имя Честного и Животворящего Креста Господня, Москва, 1998; Подоситников Игорь, священнослужитель. Житие преподобного Феодосия Кaвкaзского // «Стaвропольский Блaговест». Стaврополь, 1998. Aвгуст. N 8(17). Страницы 1,2; Диакон Андрей Кураев. Оккультизм в православии. Москва, 1998; Митрополит Гедеон. «Пою Богу моему». Избранные труды. Ставрополь, 1999; Архим. Григорий (Цвинтарный). Трагедия Русской Церкви — трагедия России. Краснодар, 1999; Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). Москва: «Новая книга», «Ковчег», 1999; Игумен Андроник (Трубачёв). Афонский спор об имени Божием и его последующая судьба. — Материалы богословской конференции «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». Москва, 2000; Преподобный Феодосий Кавказский: Житие, чудеса, акафист. — Москва: Аксиос, 2003; Ильинская, Анна. Старец Феодосий Кавказский в сонме подвижников Южной России. — Паломник, 2010. — 619 страниц. — ISBN 9785880601349.

Малиновский_И (512x700, 333Kb)
1868
Иоанникий (Оникий) Алексеевич Малиновский
историк, правовед, общественный деятель, академик Всеукраинской Академии Наук (с 1925). Родился в городе Острог, Острожский уезд, Волынская губерния, Российская империя, в семье ремесленника. Учился в Острожской гимназии. В 1888 году окончил Коллегию П. Галагана в Киеве. Окончил юридический факультет Киевского университета Святого Владимира (1892). В 1892—1895 годах — преподаватель законоведения в Киевском кадетском корпусе; работал также как частный учитель. В 1897—1898 гг сдал экзамены на магистра государственного права и получил звание приват-доцента в Киевском университете. В 1895—1899 гг. — профессор кафедры русской истории Киевского университета. В 1899—1911 гг. — заведующий кафедрой истории русского права Томского университета; одновременно (1906—1912 гг.) — один из редакторов газеты «Сибирская жизнь». После защиты в декабре 1912 г. докторской диссертации, в 1913 году по конкурсу был единогласно избран одновременно на кафедру истории русского права Демидовского юридического лицея (г. Ярославль) и в Казанский университет. Однако до преподавания в этих учебных заведениях Малиновский так и не приступил из-за подозрения в его политической неблагонадежности. В 1913—1917 гг. — профессор кафедры истории русского права Варшавского университета. Летом 1915 г. в связи с оккупацией Варшавы немецкими войсками вместе с университетом был эвакуирован в Ростов-на-Дону. Профессор Донского университета (1917—1920). В течение 1917 г. отметился как активный общественный деятель (председатель Ростовского городского комиссариата, позже — гласный городской думы и председатель культурно-просветительной комиссии городской управы). В 1919 г. — член совета при начальнике управления народного образования Особого совещания при главнокомандующем вооруженными силами на юге России. 30 июня 1920 г. его арестовывают и обвиняют в контрреволюционной деятельности. 24 июля 1920 г. Коллегией ДонНК Малиновский осужден по этому обвинению к высшей мере наказания, которая постановлением Президиума ВЧК от 22 декабря 1920 г. заменена 15 годами лишения свободы, а впоследствии — в соответствии с постановлением Комиссии по пересмотру дел в лагерях от 19 мая 1921 г. на основании декрета ВЦИК об амнистии — срок наказания был сокращён до 5 лет. В 1921—1922 гг. командирован на работу в Институт советского права Наркомюста РСФСР. Работает как действительный член Института в секциях судебного права и криминологии и конституционного права, в отделе правовых материалов, принимает активное участие в разработке проекта Уголовного кодекса РСФСР и учебника по уголовному праву, пишет ряд научных трудов на тематику советского права. С 1 июля 1922 г. до февраля 1924 г. отбывал срок лишения свободы в Ивановском лагере, города Москва. В 1925 году был освобожден по ходатайству Всеукраинской Академии Наук, и в апреле того же года во второй раз был избран академиком Всеукраинской академии наук. С января 1926 г. — председатель Комиссии по изучению обычного права, секции уголовного права в Комиссии советского права, сотрудник Комиссии для выучивания истории западно-русского и украинского права. Также принимал активное участие в работе исторического и юридического обществ при Академии, работал в Археографической комиссии. Одновременно был председателем Общества юристов при Всеукраинской Академии Наук. С 1928 г. временно (до избрания академиком уголовного права) выполнял обязанности председателя Комиссии советского уголовного права. Исследовал историю уголовного права Великого княжества Литовского, советское уголовное и уголовно-исполнительное право. В 1930 г. уволен с должности и исключён из состава Всеукраинской Академии Наук.Умер в городе Киев, Украинская ССР, СССР, 12 января 1932 года. Реабилитирован 12 января 1993 г.
Научное наследие
Как ученый А.А.Малиновский сформировался под влиянием известного специалиста по истории права, профессора Н. Ф. Владимирского-Буданова, который был научным руководителем его магистерской и докторской диссертаций (обе защищены в Киевском университете Святого Владимира). Малиновский был ярким представителем школы исследователей западно-русского права, которую основали М.Ф.Владимирский-Буданов и Ф.И.Леонтович. Малиновский исследовал древнеукраинское право эпохи Киевской Руси, Великого княжества Литовского, историю уголовного права, украинское обычное право, а в своих более поздних работах исследовал ещё и право советского времени.
Основные труды: Малиновский И.А. «Учение о преступлении по Литовскому статуту» (Киев, 1894); Малиновский И.А. Параллельный и систематический указатели уголовных законов Литовского Статута по трем его редакциям// Университетские Известия. — 1896. — № 3. — Страницы 1 — 50; Малиновский И.А. Ссылка в Сибирь : публичные лекции, читанные в Томске в ноябре 1899 года. — Томск : Паровая типо-литография П.И.Макушина, 1900; Малиновский И.А. Сборник материалов, относящихся к истории панов-рады Великого княжества Литовского. — Томск, 1901; Малиновский И.А. Сборник материалов, относящихся к истории панов-рады Великого княжества Литовского. Добавление. — Томск, 1901; Малиновский И.А. Сборник материалов, относящихся к истории панов рады Великого княжества Литовского: Добавление // Императорский Томский университет. Книга 48 (пагин. 4-я); Малиновский И.А. Речь перед диспутом: произнесена в публичном заседании юридического факультета Киевского университета 1 февраля 1904 года при защите диссертации «Рада Великого княжества Литовского в связи с Боярской думой древней России» // Императорский Томский университет. Книга 24. 1904 (пагинация 5-я); «Рада Великого княжества Литовского в связи с боярскою думой древней Руси» тома 1-2. 1903-1914; Кровавая месть и смертные казни. Вып.1-2 / Томск: Типо-лит. Сиб. т-ва печ. дела, 1908—1909. // Известия Томского университета; 1909, Книга 33; Малиновский И. Крепостное право // Сибирская жизнь. 1911. 15, 17 и 19 февраля; Малиновский И. Прошлое Томска // Город Томск / сост. И. Малиновский, И.Г.Фрейдин, И.П.Гавровский. Томск, 1912. Страницы 1-18; Малиновский И.А. Памяти учителя (Опыт характеристики ученой и преподавательской деятельности профессора Н.Ф.Владимирского-Буданова). — Ростов-на-Дону. — 1917. — 44 сек. (переиздание: Малиновский И.А. Памяти учителя (Опыт характеристики ученой и преподавательской деятельности профессора Н. Ф. Владимирского-Буданова) / Под редакцией и с предисловием В.А.Попелюшко. — Острог: Издательство Национального университета «Острожская академия», 2013. — 58 страниц); Малиновский И.А. Древности русского права: Курс, читанный профессором И.А.Малиновским в 1918/19 академических годах в Донском археологическом институте. — Ростов на Дону, 1919. — 460 страниц; Революционное советское обычное право (1928); Советские исправительно-трудовые учреждения сравнивая с буржуазными тюрьмами (1928);. О студии над преступностью и преступниками (1928); Древний государственный строй восточных славян и его более поздние изменения (1929)
Память
Именем Иоанникия Малиновского назван (с 2011 года) Институт права в восстановленном Национальном университете «Острожская академия».
Современные переиздания отдельных трудов ученого
Современные переиздания отдельных трудов ученого осуществлено Институтом права имени Оникія Малиновского Национального университета «Острожская академия» при участии Западного регионального научного центра Национальной академии правовых наук Украины. По состоянию на начало 2014 г. переиздано в серии «Антология правовой мысли»: Малиновский И.А. Народ и власть в русской истории/ Под редакцией и с предисловием В.А.Попелюшко. — Острог: Издательство Национального университета «Острожская академия», 2012. — 92 страницы; Малиновский И.А. Древнейшая русская аристократия / Под редакцией и с предисловием В.А.Попелюшко. — Острог: Издательство Национального университета «Острожская академия», 2012. — 32 сек; Малиновский И.А. О том, как сражались в старину и как теперь воюют / Под редакцией и с предисловием В.А.Попелюшко. — Острог: Издательство Национального университета «Острожская академия», 2012. — 36 сек; Малиновский И.А. Ссылка в Сибирь / Под редакцией и с предисловием В.А.Попелюшко. — Острог: Издательство Национального университета «Острожская академия», 2012. — 92 страницы; Малиновский И.А. Война и суд (по поводу юбилея судебной реформы 1864 года) / Под редакцией и с предисловием В.А.Попелюшко. — Острог: Издательство Национального университета «Острожская академия», 2012. — 32 сек; Малиновский И.А. Памяти учителя (Опыт характеристики ученой и преподавательской деятельности профессора Н.Ф.Владимирского-Буданова) / Под редакцией и с предисловием В.А.Попелюшко. — Острог: Издательство Национального университета «Острожская академия», 2013. — 58 сек. Литература: Малиновский, Иоанникий Алексеевич // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города. / Под редакцией Н.М.Дмитриенко. — 1-е издание. — Томск: Издательство НТЛ, 2004. — Страница 201. — 440 страниц. — 3000 экземпля\ров. — ISBN 5-89503-211-7; Морозова О. Цари, казаки, красные командиры… Семь очерков в жанре историко-психологического портрета. — Ростов н/Д: Издательство ЮНЦ РАН, 2010. — 276 страниц. ISBN 978-5-902982-94-4; Морозова О. Нарратив профессора И.А.Малиновского // История научной интеллигенции Юга России: межрегиональные и международные аспекты / Ответственный редактор А.Н.Еремеева. — Краснодар: Издательство «Кубанькино», 2008. — Страницы 61—70; Профессора Томского университета: биографический словарь / ответственный редактор С.Ф.Фоминых. — Томск: Издательство Томского университета. 1996. — Выпуск 1: 1888—1917. — 288 страниц; Фоминых С.Ф., Некрылов С.А. Томский период деятельности профессора русского права И.А.Малиновского/ //Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 4(20). — Страницы 21—26; Хаминов Д.В. Историческое образование и наука в Томском университете в конце XIX — начале XXI в. — Томск: Издательство Томского университета, 2011. — 270 страниц. — Страница 21;. Вялікае княства Літоўскае: Энцыклапедыя. У 2 т. Т. 2: Кадэцкі корпус — Яцкевіч / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (гал. рэд.) [і інш.]. — Мн.: БелЭн, 2006. — Страница 266; Михальченко С. И. Киевская школа в российской историографии (школа западно-русского права). М.-Брянск: Прометей, 1996. — С. 93—126; ЕІУ. — Киев, 2009. — Том 6. — Страница 474; Юридична енциклопедія. Т. 3.- К., 2001; Берзін П. С. Київська школа кримінального права (1834—1960 рр.): історико-правове дослідження: Монографія. — К., 2008; Попелюшко В. О. Академік Іонікій Олексійович Малиновський (1868—1932 рр.) — видатний науковий, просвітницький, політичний та громадський діяч // Часопис Національного університету «Острозька академія». Серія «Право». — 2011. — № 2(4); Некрылов С.А.,Фоминых С. Ф. Томский период в жизни Иоаникия Алексеевича Малиновского // Часопис Національного університету «Острозька академія». Серія «Право». — 2012. — № 1(5); Берзін П. С. Міграція представників київської школи кримінального права в період громадянської війни (1918—1920 рр.)// Митна безпека. (Науковий журнал Національної академії Державної митної служби України) — 2010 — № 2. Серія «Право» — С. 100—110. // www.nbuv.gov.ua/portal/Soc…/Berzin.pdf; Наукова спадщина академіка О.О. Малиновського і сучасність: матеріали Всеукр. наук.-практ. конф., 4-6 груд. 2008 р., м. Рівне / Ін-т держави і права ім. В. М. Корецького НАН України [та ін.]; [редкол.: І. Б. Усенко (голова) та ін.]. — К.: [б. в.], 2010. — 231 с. — Бібліогр. в кінці ст. — 250 экз. — ISBN 978-966-02-5769-6; Антологія української юридичної думки. В 10-ти тт. Т. 7: Кримінальне право. Кримінальний процес [Текст] / упор.: О. М. Костенко, О. О. Кваша; за заг. ред. Ю. С. Шемшученко. — К.: ВД «Юридична книга», 2004. — 616 страниц; Матеріали І Міжнародної науково-практичної конференції «Малиновські читання», м. Острог, 16-17 листопада 2012 року. — Острог: Видавництво Національного університету «Острозька академія», 2012. — 316 страниц; Матеріали ІІ Міжнародної науково-практичної конференції «Малиновські читання», м. Острог, 15-16 листопада 2013 року. — Острог: Видавництво Національного університету «Острозька академія», 2013. — 368 страниц; Матеріали ІІІ Міжнародної науково-практичної конференції «Малиновські читання», м. Острог, 14-15 листопада 2014 року. — Острог: Видавництво Національного університету «Острозька академія», 2014. — 302 страниц.

Shkulev_FS (465x700, 126Kb)
1868
Филипп Степанович Шкулёв
русский поэт. Автор текста песни «Мы кузнецы» (1905). Псевдонимы: Злой сатир, Фиша Пастушок. Родился в Печатниках Московской губернии, в крестьянской семье. Отец умер от холеры за два месяца до его рождения. В 9 лет Филипп был отдан на текстильную фабрику, где повредил в станке правую руку и остался инвалидом (писал левой рукой). В 1881—1890 годах работал мальчиком в овощной лавке в Москве. Его образование — два месяца в церковно-приходской школе. Первые стихи опубликовал в 1890 году, печатался в товарищеских сборниках простых выходцев из народа. Первая его книга вышла в 1895 году и называлась «Думы пахаря». В 1905 году вместе с М.Л.Леоновым (отцом писателя Л.М.Леонова) открыл на Тверском бульваре книжный магазин и книгоиздательство «Искра», которые в 1906 году были закрыты. Участвовал в Декабрьском вооружённом восстании в Москве. В 1911 г. Московской судебной палатой за редактирование журнала «Народный Рожок» был приговорен по 129 статье к 6 месяцам одиночного тюремного заключения, которое отбыл в Таганской тюрьме, где занимался чтением (читал стихи П.Якубовича, «Американскую республику» Д.Брайса, «Галерею французских знаменитостей» Русанова). С наступлением войны ему угрожала высылка в Нарым, но он бежал в Архангельск, где прожил до Февральской революции. С 1907 по 1917 годы выступал как сатирик и редактор сатирических журналов «Гроза», «Народный рожок». После Февральской революции занимался общественной деятельностью — был председателем волостного земства в Печатниках. С 1918 года — член РКП(б), председатель волостного комитета партии, секретарь партийной ячейки, военный комиссар, судья. Одновременно продолжал публиковаться в газетах «Беднота», «Рабочая Москва», журналах и сборниках пролетарской поэзии «Коммунар», «Кузница», «Чернозем», «Рабочая весна», «Поэзия рабочих профессий» и других изданиях. Также участвовал в литературном движении, был членом литературного объединения «Кузница» и почётным членом литературной группы «Рабочая весна». Стихи Шкулёва несколько раз выходили в Москве отдельными сборниками. В 1930 в Москве состоялось торжественное чествование поэта в связи с сорокалетием его творческой деятельности. Умер в Печатниках Московской области 16 ноября 1930 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (20 участок). Память: В честь Ф.С.Шкулёва названа улица и парк в Москве. Также до 1968 года его имя носила Лисичанская улица в Москве. Музей поэта расположен в московской школе № 773 (улица Полбина, 18); на здании имеется мемориальная доска, установленная в 1970 году с надписью: «Здесь жил и умер поэт Ф.С.Шкулёв». В Ленинском районе Московской области существует литературное объединение имени Шкулёва (город Видное). Библиография (основные произведения): Думы пахаря. Москва, 1895; Не всем счастье. Москва, 1902; Кто виноват? Москва, 1903; Гимн труду. Москва, 1922; Кузнецы. Москва-Петроград, 1923; К счастию ключи… Москва, 1960; Стихотворения. Москва, 1973; Алые песни. Москва, 2016; Шкулёв Ф.С. Песнопевец пролетарской революции. Москва, 2018.

[518x700]
1869
Герман Онкен (немецкое имя — Hermann Oncken)
немецкий историк консервативного направления. Родился в Ольденбурге. Профессор университетов Чикаго (1905—1906), Гейдельберга (1907), Мюнхена (1923), Берлина (1928—1935). Последовательный сторонник теории примата внешней политики над внутренней, Онкен придерживался в своих исследованиях исторического метода Л.Ранке. Выступал за установление тесного торгово-политического союза и Австро-Венгрии. Онкен изображал экспансионистскую политику германского империализма как оборонительную, обусловленную расположением в центре Европы. В то же время Онкен критически относился к расовой теории, призывал "объективно" оценивать историческое прошлое, вследствие чего фашисты в 1935 лишили его кафедры в Берлине. Умер в Геттингене 28 декабря 1945 года. Сочинения: Das alte und das neue Mitteleuropa, Gotha, 1917; Lassalle. Eine politische Biographie, 4 Aufl., Stuttg. — ., 1923; Die Rheinpolitik Kaiser Napoleons ..., Bd 1—3, Stuttg., 1926.

Slonov_MA (466x700, 118Kb)
1869
Михаил Акимович Слонов
русский певец (баритон), композитор, переводчик и педагог. Родился в Харькове на Холодной Горе, в купеческой семье. Близкий друг его матери — Анны Ивановны Слоновой — известный харьковский купец и благотворитель — Яков Николаевич Лысиков — устроил способного мальчика в церковный хор певчим, а позже следил за его учёбой в Московской консерватории (1887—1893), где Михаил учился пению у И.Миллера и позже — у знаменитой певицы Мариинского театра Елизаветы Лавровской, а также композиции у А.С.Аренского и позднее — у С.И.Танеева. В конце 1890-х годов вместе с Михаилом учились А.Н.Скрябин, А.Н.Корещенко, А.Б.Гольденвейзер, Г.А.Алчевский, Ю.С.Сахновский.Но ближе всего он сошёлся с Сергеем Рахманиновым и Федором Шаляпиным. В декабре 1892 года Михаил Слонов организовал для Рахманинова концертные поездки по городам России. Молодые музыканты приехали с концертами в Харьков. Летом 1893 года Слонов повёз Рахманинова в городок Лебедин. В феврале 1903 года Михаил Слонов привозил в Харьков певца Фёдора Шаляпина, на концерте 24 февраля 1903 года Шаляпин пел в оперном театре Коммерческого клуба. Затем Слонов и Шаляпин из Одессы отплыли для путешествия в Египет. В Константинополе Шаляпин со Слоновым выступали на званом вечере с исполнением русских народных песен. М.А.Слонов преподавал пение в женской гимназии Арсеньевой. После Октябрьской революции дороги всех троих друзей расходятся: Шаляпин и Рахманинов покидают Россию, а Слонов остался в Советской России. После 1917 года он становится музинструктором Госиздата. В середине 1920-х годов руководит хоровыми самодеятельными коллективами. Михаил Акимович подготовил ряд сборников песен для учащихся музыкальных школ. Неоценима его роль в облегчении вокалистам знакомства с зарубежным вокальным искусством. Слонов перевел на русский язык свыше 100 текстов вокальных произведений зарубежных композиторов. Были изданы его романсы и хоры; наиболее известны его романсы «Тихо вечер догорает» на слова Тютчева, «Любви цветок необычайный», «Я боюсь, что любовью кипучей» на слова Бальмонта, «Да, я люблю тебя» на слова Плещеева. Умер в Москве 11 февраля 1930 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (3 участок.).
Семья:
Дед — Иван Васильевич Слонов, крестьянин с. Непецино. Отец — Аким (Иоаким) Иванович Слонов (1848—?). Мать — Анна Ионовна Слонова, урождённая Яковлева (1849—?), родом из Орловской губернии, служила смотрителем в Народном доме Харькова. Первая жена — Анна Тимофеевна Слонова, урождённая Соловьёва (?—1923), стенографистка. Сын — Юрий Михайлович Слонов (1906—1981) — пошел по стопам отца, закончил Московскую консерваторию по классу А.В.Александрова и стал композитором, участвовал в обороне Севастополя и имел звание капитана первого ранга. Двоюродный брат — Иван Артемьевич Слонов (1882—1945) — актёр, режиссёр, педагог.

Operti (583x700, 300Kb)
1871
Джузеппа Оперти или Мария Ангелов (итальянское имя — Maria degli Angeli)
раба Божия Римско-католической церкви, монахиня, основательница Конгрегации Кармелиток Святой Терезы (Турин) (ит. Suore Carmelitane di Santa Teresa di Torino (ST). Джузеппа Маргарита Оперти родилась в Турине, в семье министерского чиновника Джакомо Оперти и баронессы Адели Синалья. Джузеппина (так звали её близкие) начальное образование получила на дому, затем продолжила обучение в церковных школах Турина. В 14 лет она потеряла брата и отца, и приняла на себя заботы о матери, их доме в Турине и имении в Марене. Тогда же Джузеппина свершила ряд паломничеств к санктуариям в Италии. Во время одного из них к чудотворному образу Богоматери Оропской в ней пробудилось стремление к монашескому призванию в духе кармелитов. В 1887 году она вступила в третий орден кармелитов. В июле 1893 года духовник приходской священник Джованни Баттиста Ролле предложил ей основать конгрегацию, в которой созерцательная жизнь сочеталась бы с апостольским служением. 6 июля 1894 года в Марене ею была основана Конгрегация Сестер Кармелиток Святой Терезы (Турин). Джузеппина более склонялась к затвору в монастыре, но по благословению священноначалия осталась с матерью. В руководстве новой конгрегацией она полагалась на советы прелата Георгия Галлина, который помогал ей в составлении Устава, соединявшего созерцательные и апостольские черты. Этот Устав был одобрен архиепископом Турина Давиде Риккарди, и вскоре в Марене ею были открыты приют святого Иосифа и школа-интернат для детей из бедных семей. 16 марта 1895 года основательница приняла облачение кармелиток и новое имя Марии Ангелов, а спустя три дня она принесла монашеские обеты и была поставлена в настоятельницы новой конгрегации. Вместе с ней постриг приняла её мать, взяв в монашестве себе новое имя Марии Иосефины Святой Терезы. 6 октября 1897 года Конгрегация Сестер Кармелиток Святой Терезы (Турин) была официально принята в семью кармелитов. В 1899 году был основан второй дом в Хераско, затем — другой в Турине, впоследствии ставший главным домом конгрегации. На следующий год после упокоения матери — 3 мая 1905 года на первом генеральном капитуле нового учреждения в Турине, Мария Ангелов отказалась от избрания в настоятельницы. И 26 августа того же года она вступила в монастырь босых кармелиток в Монкальери, основанный её соотечественницей — блаженной Марией Ангелов (в миру Мария Анна Фонтанелла). Спустя несколько месяцев ей пришлось оставить обитель из-за плохого здоровья и вернуться в Марене. Здесь Мария Ангелов основала ещё один монастырь — на этот раз созерцательного порядка и на генеральном капитуле 1908 года конгрегация окончательно разделилась на созерцательную и созерцательно-апостольскую ветви. Вместе с несколькими сёстрами основательница удалилась в затвор. Такое двойное устройство конгрегации было признано местным епископом в 1914 году. В это время Марию Ангелов избрали в настоятельницы ордена босых кармелиток и это служение она несла до 1941 года. Созерцательная ветвь института переехала из Марене в новый монастырь в Кашине Вика. Ветвь же апостольская развилась очень широко, открыв много новых домов не только в Италии, но и за её приделами. Мария Ангелов скончалась в коммуне Риволи, Туририн, Италия, 7 октября 1949 года.
Почитание
6 октября 1995 года был закрыт епархиальный процесс по её канонизации, начатый 21 января 1991 года.

Bulat (479x700, 223Kb)
1872
Андрей Андреевич Булат (Андрюс Булота; литовское имя — Andrius Bulota)
литовско-русский юрист, адвокат, политический деятель, публицист. Родился в деревне Путришки, Мариампольский уезд, Сувалкская губерния, Российская империя. Из литовских крестьян, католик. Окончил Мариампольскую гимназию; родители перестали ему помогать средствами, когда он отказался продолжать образование в семинарии, чтобы стать ксендзом. В 1892—1897 годах учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Некоторое время был председателем тайного литовского студенческого общества.
BulatКарикатура на А. Булата (403x700, 139Kb)
Карикатура на А.Булата (1907)
Поддерживал связи с деятелями литовской печати Винцасом Кудиркой, Йонасом Кряучюнасом, Стасисом Матулайтисом. С 1893 года сотрудничал в журнале «Варпас», газете «Укининкас» и других литовских изданиях, в которых публиковал свои стихотворения и корреспонденции. В 1898—1903 годах кандидат, секретарь при прокуроре и исполняющий обязанности судебного следователя Ревельского окружного суда. В 1902 году участвовал в учредительном собрании Литовской демократической партии и до Первой мировой войны был заметной фигурой её радикального крыла. В 1905 году принял участие в работе Великого Вильнюсского сейма. С 3 февраля 1904 года состоял присяжным поверенным в городе Вильне. Многократно выступал по различным политическим процессам, например, по процессу Фондаминского в Санкт-петербургской судебной палате в 1907 году, по различным процессам крестьян Сувалкской губернии, обвиняемых в аграрных и тому подобных преступлениях и т. д. В декабре 1905 года Булат был арестован по обвинению в организации почтово-телеграфной и железнодорожной забастовки, через 3 месяца освобождён под залог 10000 руб., но затем дело было прекращено. В 1907 году был выбран от Сувалкской губернии во вторую Государственную думу, где примкнул к трудовой группе и был деятельным её членом; выступал с речами по вопросам об отмене военно-полевых судов, аграрному, немедленном рассмотрении законопроекта трудовиков об амнистии и об отмене смертной казни и т. д. Был переизбран в III Думу и в ней почти всё время состоял председателем фракции трудовой группы и её представителем в так называемом сениорен-конвенте Государственной думы. Выступал по весьма разнообразным вопросам: говорил против избирательного закона 3 июня 1907 года и в защиту всеобщего избирательного права, против исключительных положений, смертных казней и т. д., в защиту местного самоуправления, по вопросу о наделении крестьян землею и т. д. Особенное значение имели его речи по вопросу о национальных и религиозных преследованиях.
BulatДепутаты-литовцы  (526x700, 238Kb)
Депутаты-литовцы в Таврическом саду: В.Сташинский, А.Булат, А.Купстас
В начале 1909 года по поручению трудовой группы ездил в Париж для расследования обстоятельств дела Азефа. Член масонской ложи «Полярная звезда» (ВВФ) в Петербурге, посвящён в мае 1908 года. В 1913 году женился на Александре Степановой (1891—1941; в замужестве Булотене), уроженке Омска, приехавшей в Вильно из Швейцарии, где она училась. Их сыновья — юрист и деятель антифашистского движения Андрюс Булота, журналисты Йонас Булота и Юозас Булота. Перевела на русский язык рассказы Юлии Жемайте, опубликованные в журнале «Современник» (1913, № 9) с предисловием Андрея Булата. Александра Булотене так же, как и муж, участвовала в общественной и политической деятельности. В начале Первой мировой войны работал в Виленском комитете литовцев, в комитете граждан Сувалкской губернии по оказанию помощи беженцам войны. С приближением фронта эвакуировался вглубь России.
Bulat1921 (515x700, 316Kb)
Андрей Булат 1921 г.
В 1915—1917 годах жил в США и Канаде, где вместе с женой Александрой Булотене и писательницей Юлией Жемайте собирал средства для помощи беженцам. Объехав свыше ста городов, они собрали около 50 тысяч долларов. В 1917 году вернулся в Россию через Владивосток. На Первом съезде советов был избран членом ВЦИК от объединённой фракции трудовиков и народных социалистов. Стал руководителем юридического отдела ВЦИК, был председателем комиссии по расследованию организованного большевиками Июльского восстания и комиссии по делам национальностей (секретарём которой был малоизвестный в то время Сталин). В сентябре 1917 года на демократическом совещании был избран членом предпарламента. В ноябре 1917 года был избран во Всероссийское учредительное собрание по Витебскому округу по списку эсеров (был единственным литовцем в Учредительном собрании). После разгона Учредительного собрания в 1918 году возвратился в Литву. Работал адвокатом в Мариамполе. В 1920-е вместе с женой основал в городе реальную гимназию, занимался также издательской деятельностью. Член ЦК Демократической партии Литвы и Социалистической партии Литвы. Его стараниями было издано собрание Юлии Жемайте в четырёх томах (1924—1929). В 1929 году был арестован за участие родственников в покушении на А.Вольдемараса. Содержался в Варняйском концентрационном лагере, был освобождён при условии выезда за границу. Некоторое время жил в Чехословакии, в 1930 году вернулся в Мариямполе, занимался адвокатской практикой. В 1931 году участвовал в конгрессе Социалистическoго интернационалa в Вене («Венский интернационал»). Во время советизации Литвы в 1940 году был членом республиканской избирательной комиссии по выборам в Народный сейм. В 1940—1941 годах заведующий юридическим отделом Президиума Верховного Совета Литовской ССР. После оккупации нацистской Германией расстрелян вместе с женой немцами в посёлке Панеряй (около Вильнюса), Рейхскомиссариат Остланд, Третий Рейх 16 августа 1941 года. Источники: Водовозов В.В. Булат, Андрей Андреевич // Новый энциклопедический словарь: В 48 томах (вышло 29 томов). — Санкт-Петербург, Петроград., 1911—1916; А.И.Серков. Русское масонство 1731—2000. Энциклопедический словарь. Москва. РОССПЭН. 2001; Miknys, Rimantas. Bulota Andrius // Visuotinė lietuvių enciklopedija. — Vilnius: Mokslo ir enciklopedijų leidybos institutas, 2003. — Том III: Beketeriai—Chakasai. — 608 страниц. — ISBN 5-420-01512-9; 3-й созыв Государственной Думы: портреты, биографии, автографы. — Санкт-Петербург: издание Н.Н Ольшанскаго, 1910.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 16 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»