• Авторизация


15 ноября родились... 15-11-2025 05:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[461x700]
1883
Сергей Павлович Фиников
выдающийся советский российский и советский математик, геометр, профессор МГУ. Один из создателей современной проективно-дифференциальной геометрии. Основал школу советских геометров. Родился в городе Ноагород, Российская империя. Он был двоюродным братом одного из своих учителей — Д.Ф.Егорова; его мать Мария Ивановна была родной сестрой отца Д.Ф.Егорова — Ф.И.Егорова. После окончания Новгородской гимназии под влиянием дяди и двоюродного брата (Фёдора Ивановича и Дмитрия Фёдоровича Егоровых) в 1901 году поступил на физико-математический факультет Московского университета. В студенческие годы сблизился с С.С.Бюшгенсом и Н.Н.Лузиным. После окончания в 1906 году университета с дипломом 1-й степени был оставлен в нём для подготовки к профессорскому званию. В 1910 году, сдав магистерский экзамен, стал приват-доцентом. В 1911 году покинул университет в связи с делом Кассо; вернувшись в него в 1918 году, защитил диссертацию и в том же году стал профессором. В 1919—1930 гг. работал на кафедре чистой математики (позднее — математики) физико-математического факультета. В 1922—1934 гг. работал также в Институте математики и механики — научно-исследовательском учреждении в системе МГУ. В 1925—1926 годах стажировался во Франции и Италии. В 1930 году в знак протеста Н.Н.Лузин и С.П.Фиников покинули аудиторию, когда на собрании Московского математического общества в связи с делом об «Истинно-православной церкви» сняли с поста председателя общества Д.Ф.Егорова. В 1933 году на только что созданной кафедре дифференциальной геометрии мехмата МГУ был основан Всесоюзный научно-исследовательский семинар по дифференциальной геометрии под руководством С.П.Финикова. Сильное влияние на научную деятельность семинара оказывали методы Э.Картана, получившие своё развитие в работах участников семинара. В 1935 году С.П.Фиников получил звание доктора наук без защиты диссертации (как и большинство других преподавателей, имевших вузовский стаж). В 1939 году академики Н.Н.Лузин и С.А.Чаплыгин рекомендовали С.П.Финикова к избранию в Академию наук СССР как «сильнейшего геометра с заслуженным европейски-известным именем», однако избрание не состоялось. С 1952 года по 1964 год был заведующим кафедрой дифференциальной геометрии мехмата МГУ. Преподавал также в Университете им. Шанявского, Высшем техническом училище, Институте путей сообщения, Институте инженеров связи. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 27 февраля 1964 года.
Finikov01 (700x481, 197Kb)
Золотая свадьбы дедушки и бабушки (по матери) C.П.Финикова (1893, Новгород). Верхний ряд: Николай Иванович Егоров, Мария Ивановна Финикова (урождённая Ег., мать С.П.), Ольга Николаевна Ег. (урождённая Махова, жена Ф.И.), Наталия Фёдоровна Ег. (двоюродная сестра С.П.), Дмитрий Фёдорович Ег., Фёдор Михайлович Тизенгаузен (двоюродный брат С.П.), Екатерина Ивановна (невестка сына П.И.), Михаил Тиз., Евгений Иванович Ег. (младший сын И.П. и Л.А.), Николай Тиз. Средний ряд: Павел Алексанрович Фиников, Фёдор Иванович Ег. (дядя С.П.), Петр Иванович (старший сын И.П. и Л.А.), Лидия Алексеевна Ег. (бабушка С.П.), Иван Петрович Ег. (дедушка С.П.), Людмила Ивановна Тиз. (сестра П.И.), Александра Ивановна Ег. (дочь И.П. и Л.А.). Нижний ряд: Сергей Павлович Фиников, Борис Михайлович Тиз., Христина Николаевна Ег. (приёмная дочь Александры Ивановны).
Научная деятельность
С.П.Фиников в своей научной деятельности развивал идеи и методы классической дифференциальной геометрии[6]. Он стал одним из создателей современной проективно-дифференциальной геометрии. Фундаментальные результаты получены Финиковым в классических задачах изгибания поверхностей, в метрической и проективной теории конгруэнций. Разработал метод канонизации репера, ставший своеобразным синтезом классического метода Дарбу и метода подвижного репера Картана. В 1953 году избран почётным членом Московского математического общества.
Семья: Отец — Павел Александрович Фиников; Мать — Мария Ивановна, урождённая Егорова. Библиография: Фиников С.П. Теория поверхностей. — ОНТИ-ГТТИ, 1934. — 205 страниц; Фиников С.П. Проективно-дифференциальная геометрия. — Москва-Ленинград: ОНТИ, 1937. — 263 страницы; Фиников С.П. Изгибание на главном основании и связанные с ним геометрические задачи. — Москва-Ленинград: ОНТИ, 1937. — 176 страниц; Фиников С.П. Дифференциальная геометрия. Курс лекций. — Москва: МГУ, 1961; Фиников С.П. Аналитическая геометрия: Курс лекций. — УРСС, Москва, 2008; Фиников С.П. Теория поверхностей. — КомКнига, 2010. — 208 страниц. — ISBN 978-5-484-01174-2. Литература: Лаптев Г., Сергей Павлович Фиников, "Успехи математических наук", 1954, том 9, выпуск 3 (литература); Васильев А.М., Лаптев Г.Ф.Сергей Павлович Фиников. Некролог // «Успехи математических наук» — 1964. — № 4. — Страницы 155—162; Лузин Н.Н. Отзыв о научных работах профессора Сергея Павловича Финикова // Историко-математические исследования. — 1985. — № 29. — Страницы 315—322; Малаховский В.С. Избранные главы истории математики. — Калининград: Янтарный сказ, 2002. — 3000 экземпляров — ISBN 5-74060-544-X; Колягин Ю.М., Саввина О.А. Дмитрий Федорович Егоров. Путь ученого и христианина. — Москва: ПСТГУ, 2010. — 302 страницы. — 1000 экземпляров — ISBN 978-5-7429-0611-7.

[474x700]
1883
Александр Васильевич Шишков
участник революционного движения в России, революционер-большевик, председатель Томской губернской ЧК. Член Коммунистической партии с 1904. Родился в городе Москва, Российская империя, в семье рабочего. Экстерном сдал экзамен на звание народного учителя. Во время Революции 1905—1907 вел партийную работу среди железнодорожников Москвы, в 1908 член Московского комитета РСДРП, затем работал в Севастополе, Нижнем Новгороде (Горький). Шишков неоднократно арестовывался; с 1914 в ссылке, был в Нарыме. В 1917 участник борьбы за установление Советской власти в Томске и губернии. В 1918 в Наркомате внутренних дел РСФСР, председатель Владимирского губисполкома. С 1919 член Всеукраинского ЦИК, член Ревтрибунала Украинской ССР, заместитель председателя Всеукраинской ЧК, председатель Владимирской, Томской губернских ЧК, заведующий военным отделом Сибревкома. Застрелился на пароходе "Богатырь", захваченном в селе Дубровино участниками Колыванского восстания, опасаясь мести повстанцев 8 июля 1920 года. В Томске в 1953 году Шишкову был установлен памятник рядом со зданием нынешнего ФСБ работы скульптора Г.Шемберга. В 1983 году была установлена мемориальная доска на доме, где работал Шишков, по адресу пер. Макушина, 8. Литература: Борцы за власть Советов, выпуск 1, — Томск, 1959; Шишкова А.А., Поликаренко И.Е. А.В.Шишков, «История СССР», 1970, № 1.

[454x700]
1884
Дмитрий Николаевич Бассалыго
советский партийный деятель, организатор кинопроизводства, сценарист и кинорежиссёр. Родился в местечке Дудичи Минской губернии (ныне — Бобруйская область), в семье сельского фельдшера. Обучаясь в Харьковском технологическом институте вступил в Российскую социал-демократическую рабочю партию (РСДРП). Весной 1905 г. участвовал в подготовке и проведении маевки харьковского пролетариата, в феврале 1906 г. организовал похищение следственных докумантов и вещественных доказательств по делу лейтенанта П.П.Шмидта. В 1907 г. был делегатом Пятого (Лондонского) съезда РСДРП от фракции большевиков Пермской губернии. В 1908 г. был арестован в Харкове, в тюрьме заболел открытой формой туберкулеза и был выпущен на свободу как безнадежный чахоточный. Вылечевшись, Дмитрий Бассалыго поступил на юридический факультет Московского университета. С 1912 г. Бассалыго стал заниматься в студии К.С.Станиславского и в 1913-1916 г. играл на сцене Малого театра. В 1915—1917 работал в Акционерном обществе «А.Ханжонков и К» помощником режиссера Евгения Бауэра. В 1917 году Бассалыго был мобилизован в армию и направлен в Саратов для прохождения службы в 92-м пехотном запасном полку. Как утверждал Бассалыго, жизнь сама поставила перед полковым комитетом требование создать профессиональный драматический театр, который был бы созвучен своим репертуаром революционной эпохе и мог-бы ответить на запросы солдатских масс 70-тысячного гарнизона Саратова. Под руководством Д.Н.Бассалыго, Б.Э.Дубовецкой, Н.В.Фирсова вскоре был образован Солдатский Театр Революции, произведён ремонт помещений, начато формирование труппы из саратовских актёров. В 1920 был отозван в распоряжение Наркомпроса для создания и руководства Центрального Управления театров Наркомпроса. В 1923—1926 — организатор, председатель правления, заведующий производством и режиссер Акционерного Общества «Пролетарское кино» («Пролеткино»). С 1938 руководил отделом научной пропаганды искусства в Государственной Третьяковской галерее. Во время Великой Отечественной войны был назначен комиссаром Московских сборных пунктов. В 1944 работал в Наркоминделе заведующим курсов по подготовке ответственных квалифицированных работников при Высшей Дипломатической школе. Скончался 17 апреля 1969 года. Режиcсёр: 1917 — «Из мрака царизма к сиянью свободы»; 1923 — «Борьба за «Ультиматум»»; 1923 — «Красный тыл»; 1924 — «Из искры — пламя»; 1925 — «Мусульманка»; 1926 — «Глаза Андозии»; 1927 — «Рейс мистера Ллойда»;1928 — «Маленькие и большие»; 1930 — «Биюк-Гюнеш» («Великое Солнце»). Сценарист: 1928 — «Маленькие и большие»; 1928 — «Заводной жук». Актёр: 1916 — «Ямщик, не гони лошадей». Признание и награды: 1925, Золотая медаль на выставке декоративных искусств в Париже («Из искры — пламя»). Источники: В.Е.Баранченко, Участник трех революций. Вопросы истории, 1, 1980. страницы 177-180.

1884
Никанор (в миру - Николай Павлович Кудрявцев)
архиерей Православной российской церкви; с 1921 года — единоверческий епископ Богородский, викарий Московской епархии, настоятель Никольского единоверческого монастыря. Николай Кудрявцев родился в городе Москве, в семье единоверческого диакона московского Троицкого храма в Сыромятниках. Получил хорошее образование: окончил духовное училище, затем Московскую Духовную Семинарию. После окончания семинарии в 1905 году поступил в Императорскую Московскую Духовную Академию. В 1909 году окончил Московскую Духовную Академию 1-м магистрантом LXIV курса (1905—1909 годы), и был оставлен при Духовной Академии профессорским стипендиатом. Духовную Академию отец Никанор (Кудрявцев) закончил на следующий год после выпуска LXIII курса (1904—1908 годы) в котором 1-м магистрантом был будущий известный богослов священник Павел Флоренский. Монашеский постриг с именем Никанор, принял во время учёбы в Московской Духовной Академии, и вскоре после окончания Духовной Академии был рукоположён во иеромонаха. В 1866 году в Москве был учрежден мужской Никольский единоверческий монастырь (в память цесаревича Николая Александровича). Торжественное его открытие было совершено епископом Леонидом, викарием Московской епархии. Кроме древлеписанных икон, собранных для Преображенского богаделенного дома И.А.Кавылиным, в монастырь были взяты образы из Озерковской и Монинской моленных. В Никольском единоверческом монастыре были устраиваемы съезды противораскольничьих миссионеров: 1-й с 29 июня по 13 июля 1887 года и 2-й в те же дни 1891 года. Находился склад изданий противораскольнического братства Святого Петра митрополита, куда иногородние обращались за книгами. К 1907 году в монастыре жили: игумен, 22 монаха и 41 послушник. В 1911 году настоятелем Никольского единоверческого монастыря, в возрасте 27 лет, был поставлен архимандрит Никанор, и сразу же он стал играть заметную роль в церковной жизни как своей обители так и всей Москвы. О жизни монастыря в последний период его существования (1913 год) имеется следующее свидетельство: «Монастырь этот имеет очень уединенный вид — настоящее убежище для любителей созерцательной жизни. Красивый, как будто готической архитектуры храм тёмно-красного цвета с желтыми украшениями, довольно стройная кирпичная колокольня, вдали кельи, тоже в готическом стиле, одноэтажный белый домик настоятеля, пятиглавая зимняя церковь над святыми воротами с знаменитой Хлудовской библиотекой при ней (эта церковь, ворота и здание библиотеки — желтоватого цвета)… Всюду — трава, по местам — деревца, яблочный сад, маленькое братское кладбище — и тишина, тишина! Тишина такая, что она мне напомнила Параклит, скит Лавры во Владимирской губернии. Монахи там носят особые куколи — старинного образца: низкие, с выпуклым верхом, в каких изображаются древние преподобные или, например, святитель Митрофан Воронежский. Видел я и молодого их архимандрита о. Никанора: о нем я слыхал от его товарища по семинарии, ещё и сейчас учащегося у нас на философском отделении. По отзыву другого студента-старообрядца, о. Никанор — человек очень строгий, но строгий по любви к аскетизму. Как любезно нас приняли там! Иеромонах, по-видимому, научно знакомый с древним искусством, показал нам подробно всю старину летнего храма; побывали мы с ним и в общих алтарях (главный — Успения, придельный — Святого Николая). Мой Георгий Иванович был чрезвычайно доволен: „Это — настоящий музей“, — говорил он. Особенно восхитил его образ Богоматери в главном алтаре: изображение это там называют „Голубицей“: на руках Богоматери — младенец Христос в белой одежде держит на руках белого голубка. Старинная и прекрасная икона!…». Архимандрит Никанор активно участвовал и в богословских спорах того времени отстаивая позиции консерваторов, например в 1916 году в журнале «Миссионерское обозрение» он написал резко обличительную рецензию на книгу «Столп и утверждение Истины» священника Павла Флоренского, — он утверждал, что тот «не без выгоды для себя» «захватил» труд Машкина «в свои руки». В 1917 году архимандрит Никанор, как настоятель монастыря, участвовал в Церковном Всероссийском Соборе, проходившем в Москве, а затем 1 июля 1917 года — во Всероссийском съезде монашествующих в Свято-Троице-Сергиевой Лавре. В 1921 году был хиротонисан во епископа Богородского (единоверческого), викария Московской епархии. И при этом продолжал возглавлять монастырь до 1923 года, когда по болезни ушёл на покой. В житии преподобномученика Иоасафа (Боева), который служил с 1918 года иеродиаконом в Никольском единоверческом монастыре, рассказывается, что в 1921 году он был рукоположён во священника епископом Богородским Никанором (Кудрявцев) в церкви этого монастыря. Епископ Никанор был дружен с будущим священномучеником Сергием Голощаповым, в житии которого говорится, что с 1922 года отец Сергий служил без зачисления в штат в Никольском единоверческом монастыре, где в это время служил его товарищ по Духовной Академии епископ Никанор. В биографии патриарха Пимена есть сведения, о том что в начале 1920-х годов, ещё учась в средней школе города Богородска, Сергий Извеков (впоследствии Пимен) пел на клиросе в архиерейском хоре Богоявленского собора города Богородска и иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора и впоследствии у Платона (Руднева), — что может свидетельствовать о регулярном служении в 1921—1923 годах епископа Никанора в Богоявленском соборе города Богородска. Ещё в Духовной Академии Никанор познакомился с будущим своим преемником по епископскому викариатству Платоном (Рудневым), который с 1923 года, после кончины епископа Никанора, стал его преемником по Богородской викарной кафедре. В конце 1921 года большая часть братии монастыря (включая и священников) была мобилизована на службу в армию. А к 1923 году Советские власти закрыли монастырь и на его территории организовали общежитие коммуны завода Радио. В 1922 году епископ Никанор тяжело заболел и 5 августа 1922 года по прошению уволен на покой с оставлением настоятелем Никольского единоверческого монастяря. Вместе с закрытием монастыря закончилась жизнь и епископа Никанора, он скончался от чахотки 30 октября 1923 года. Епископ Никанор был похоронен на Семёновском кладбище Москвы. Могила его почиталась верующими, на ней постоянно заказывали панихиды и литии. В 1931 году власти объявили о ликвидации Семеёновского кладбища и разрешили родственникам перенести останки усопших на другие кладбища, и большая часть останков была перенесена на ближайшее — Преображенское кладбище. В 1946 году оставшиеся могилы на Семеновском кладбище были вскрыты, а останки кремированы, и кладбище было большей частью уничтожено (полностью кладбище было уничтожено в 1970-х годах). Что произошло с останками епископа Никанора, точно не известно, но есть предание, что они также были перенесены и заново захоронены на территории храма Святого. Николая на Преображенском кладбище. Труды: Кудрявцев Н.П. Учение Златоуста о богатстве и его социальный идеал. /Оттиск из «Богословский вестник» 1907. № 12./ — Сергиев Посад: типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1907. 15 страниц; Кудрявцев Н.П. Речь студента Н.П.Кудрявцева, произнесённая на могиле профессора А.П.Лебедева. // «Богословский вестник» 1908. № 7/8. Страницы 602-604; Кудрявцев Н.П. Евстафий Антиохийский: Биографический очерк. /Оттиск из «Богословский вестник» 1910. № 3, № 5, № 7/8, № 9./ — Сергиев Посад: типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1910. 57 страниц; Кудрявцев Н.П. Философия Мэн де Бирана в начальной стадии её развития. — Москва: типо-литография товарицества И.Н.Кушнерев и К°, 1911. 33 страницы; Никанор (Кудрявцев), игумен. К материалам для истории [церкви Живоначальные Троицы] 1812 года. — Москва: Русская печатня, 1912. 16 страниц; Никанор (Кудрявцев), архимандрит. „Великая наука“ Раймунда Люллия в сокращении Андрея Денисова. /Оттиск из «Известий Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук». 1913 г., том 18, книга 2/ - Санкт-Петербург: типография Императорской Академии Наук, 1913. 27 страниц; Никанор (Кудрявцев), архимандрит. Случайное издание: [Об издании священником Флоренским „Службы Софии премудрости божией“] (Библиографическая заметка). — Москва:Печатня А.И.Снегиревой, 1913. 8 страниц; Никанор (Кудрявцев), архимандрит. Разбор учения беспоповцев о духовном священстве. — Москва: «Русская печатня», 1913; Никанор (Кудрявцев), архимандрит. Мораль, основанная на демографии: Изложение и разбор книги А.Дюмона: „La morale basee sur la demographie“. — Харьков: Епархическая типография, 1914; Никанор (Кудрявцев), архимандрит. Идея Логоса в Евангелии ап. Иоанна. — Харьков: Епархическая типография, 1914; Никанор (Кудрявцев), архимандрит. О праве Церкви изменять обрядовую сторону религии. — Москва: «Русская печатня», 1914; Никанор (Кудрявцев), архимандрит. Суждения о расколе и раскольнические суждения академического профессора-священника. [о Павле Флоренском] — Москва: «Русская печатня», 1914; Никанор (Кудрявцев), архимандрит. Кому услугу он сделал?: (По поводу книги «К истории расколо-старообрядчества второй половины XIX столетия» В.С.Макарова). — Петроград: Тип. «Колокол», 1915; Никанор (Кудрявцев), архимандрит. Как это понимать? (Старообрядчество + Старокатоличество). — Москва: «Русская печатня», 1915; Никанор (Кудрявцев), архимандрит. Проторенной дорожкой. — Москва: «Русская печатня», 1915; Никанор (Кудрявцев), архимандрит. Благонамереннейший из „благонамеренных“ австрийцев. [о Кириллове Иване Акимовиче] — Москва: «Русская печатня», 1915; Никанор (Кудрявцев), архимандрит. Вопрос о праздновании Сретения Господня в Великий пост по литургическим данным прошлого и современным. — Киев: Общества «Петр Барский в Киеве», 1915; Никанор (Кудрявцев), архимандрит. Столп и утверждение Истины. // Миссионерское обозрение. — Петроград: 1916. Январь № 1. Страницы 89-97; № 2. Страницы 237—257. Литература: Мануил (Лемешевский В.В.), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). — Erlangen, 1979—1989. Том 5. Страница 474; Дубинский А.Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901—1917 годов (генеалогический справочник). Москва: Прометей, 1998. 123 страниц. Страница 76; «Списки архиереев 1897—1944 гг. Патриарха Алексия», страницы 21, 74; ФАМ I, № 217; Архим. Никанор (Кудрявцев). «Столп и утверждение Истины» // Миссионерское обозрение. Петроград, 1916. Янв. № 1. Страницы 89-97; № 2, Страницы 237—257.

Nijiri_Hoei (525x700, 283Kb)
1885
Хоэй Нодзири (японское имя —. 野尻抱影)
японский астроном и эссеист, известный популяризатор астрономии в Японии. Родился в городе Иокогама, Япония. В 1930 году он предложил для японского языка название для недавно открытой планеты Плутон, которое переводится как «звезда подземного царя» (японское название — 冥王星). Это название закрепилось в японском, корейском, китайском и вьетнамском языках. В его честь назван астероид пояса астероидов (3008) Нодзири (1938 WA). Умер 30 октября 1977 года.

Shestopyorov (528x700, 254Kb)
1885
Евгений Львович Шестопёров
русский орнитолог и энтомолог, пионер исследований орнитофауны Туркестана. Родился в городе Житомир, Российская империя, в обедневшей дворянской семье. В детстве коллекционировал насекомых, мечтал о путешествиях. По настоянию отца поступил в Петровский кадетский корпус, а затем в Михайловское артиллерийское училище, окончив которое, определён на военно-административную службу в Туркестан. Служил в Ташкенте, в 1912—1913 годах — в Кульдже. Всё свободное время уделял сбору коллекций насекомых и птиц, изучению зоологической литературы. В 1913 году оставил службу и устроился на должность энтомолога Ташкентской станции защиты растений. Начавшаяся первая мировая война заставила вернуться в армию, служил в Самарканде, Фергане и Джаркенте. Начиная с конца 1918 года, принял активно участие в организации краеведческого музея в Фергане. Собирает энтомологические, орнитологические и оологические коллекции. В 1921—1922 годах ведёт артиллерийское дело на курсах красных командиров в Полторацке (позднее — Ашхабад). Выйдя в отставку, преподавал естествознание в одной из ашхабадских школ, сотрудничал с местным краеведческим музеем. С 1924 по 1938 год старший научный сотрудник Туркменской научно-исследовательской зоологической станции (ТНИЗС). В 1920—1930-х годах работал в Восточных Каракумах (Репетек), в Большом и Малом Балханах, Копетдаге, Кугитанге, обследовал долины Атрека, Теджена, Мургаба, средней и нижней Амударьи у озера Эльджик и в Ташаузе соответственно. Исследовал Западный Узбой в окрестностях озера Ясхан. Собранные коллекции составили несколько тысяч птиц и более ста тысяч жуков. Автор первого определителя птиц Туркмении. В 1938 году арестован по политическим мотивам. Умер, по-видимому, в ашхабадской тюрьме в 1940 году.
Память
В честь Е.Л.Шестопёрова описан ряд таксонов: подвид кеклика Alectoris chukar shestoperovi Sushkin, 1927; саранча Hyalorrhipis shestoperovi Uvarov & Moritz, 1929; златка Julodella shestoperovi Stepanov, 1959; хрущ Chioneosoma shestoperovi Semenov & S. I. Medvedev, 1936; пилильщик Allantus shestoperovi Ushinskij, 1936; Кивсяки: Cylindroiulus schestoperovi Lohmander, 1932; Peltopodoiulus schestoperovi Lohmander, 1933; Dendroiulus schestoperovi Lohmander, 1932; Caspiopetalum schestoperovi Lohmander, 1931. . Библиография: Шестоперов Е.Л. Определитель позвоночных животных Туркменской ССР. Птицы. Ашхабад — Баку, 1937. выпуск 4.

Schmalenbach_herman (618x700, 799Kb)
1885
Герман Шмаленбах (немецкое имя — Herman Friedrich Schmalenbach)
немецкий философ и социолог. Родился в городе Бреккерфельд, Северный Рейн-Вестфалия, Германская империяю Учился в Йене, Берлине, Мюнхене у Рудольфа Эйкена и Георга Зиммеля. Преподавал в Геттингенском университет и Ганноверской высшей технической школе. С 1931 года до конца жизни — ординарный профессор Базельского университета. Умер в городе Базель, Швейцария, 3 ноября 1950 года. Брат — Ойген Шмаленбах (1873—1955), ученый-экономист. Сын — Вернер Шмаленбах (1920—2010), историк искусства.
Научные идеи и интересы
Издавал труды Лейбница и Гоббса. Как философ был близок к феноменологии Гуссерля, в социальной философии и социологии развивал идеи Тённиса и Макса Вебера. Ввел в социальные науки (не без влияния Георге и фундаменталистской лексики его кружка, в который с 1908 входил) понятие союз (Bund), воспринятое позднее, среди других, Раймоном Ароном, Жоржем Батаем и Роже Каюа. Труды: Das Seiende als Objekt der Metaphysik: erster Teil einer Erkenntnistheorie der Metaphysik. 1. Die erste Konzeption der Metaphysik im abendländischen Denken, Jena 1910 (диссертация); Leibniz, 1921; Kant und die Philosophie der Gegenwart, 1924; Die Kantsche Philosophie und die Religion, 1926; Das Mittelalter. Sein Begriff und Wesen, 1926; Kants Religion, 1929; Das Ethos und die Idee des Erkennens, 1933; Geist und Sein, 1939; On society and experience, 1977 (английский перевод). Литература: Zürcher M. Unterbrochene Tradition: die Anfänge der Soziologie in der Schweiz. Zürich: Chronos, 1995; Ganser F. Strukturen des Logos: zur Phänomenologie des Bewusstseins bei Herman Schmalenbach. Bern; New York: P. Lang, 1995; Ballmer K. Ehrung des Philosophen Herman Schmalenbach. Siegen: Edition LGC, 2006.

Matvij_Javorski (484x700, 242Kb)
1885
Матвей Иванович Яворский
украинский советский историк-марксист, политический деятель, академик Всеукраинской Академии Наук. Родился в селе. Корчмина, Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия. Изучал право в Львовском и Венском университетах. Во время Первой мировой войны был старшим офицером полевой жандармерии австрийской армии. В 1918 г. вместе с оккупационной армией прибыл в Киев, где был политическим референтом-переводчиком при генерале Линзингене. В 1919 г. служил сотником в полевой жандармерии Украинской галицкой армии. В 1919 году остался в Киеве, впоследствии переехал в Харьков, где в 1920 году вступил в КП(б)У и стал официальным историографом марксистской исторической школы. В 1920-х годах некоторое время заведовал управлением Укрнауки в Харькове, впоследствии возглавлял исторический отдел Всеукраинского института марксизма-ленинизма (ВИМЛ), а некоторое время — весь институт. Сотрудничал с Николаем Скрипником. Одновременно преподавал историю Украины в вузах Харькова. В 1929 году избран действительным членом Всеукраинская Академия Наук. С этого времени работал в Киеве, будучи членом президиума I Отдела (Историко-филологического) Всеукраинской Академии Наук, его секретарём и фактическим руководителем, потому что глава этого отдела Дмитрий Багалей находился в Харькове. В 1929 году был обвинён в «националистическом уклоне» и отстранён от руководства историческим отдела Института марксизма, в феврале 1930 года исключён из партии, лишён звания академика Всеукраинской Академии Наук и академика Академии Наук Белорусской ССР. В 1932 г. арестован в Киеве; решением КОГПУ был приговорён к 6 годам исправительно-трудовых лагерей и сослан на Соловецкие острова. В лагере был одним из лидеров украинской «внутренней эмиграции». В 1936 году отправил заявление в Центральную аттестационную комиссию ГУЛАГ НКВД СССР:
«Настоящим сообщаю, что я отказываюсь от зачетов рабочих дней не только за истекший период, но и вообще. Я считал таковой (зачет) издевательством над человеком, которого, как и многих других, сталинское "правосудие" сперва бросает в тюрьму за то, что он украинец, не поменявший любви к своей родине на русский патриотизм, подкрашенный "интернационализмом", — которого названное правосудие без суда осуждает за несуществующее дело на медленное уничтожение в лагере, в условиях тяжелого принудительного труда, на полуголодном пайке, в сетях гнусной провокации и нравственных мучений, — а после всего этого оно, это правосудие, обещает ему сократить его медленное уничтожение — моральное и физическое — при условии так называемой "перековки", т.е. безропотного самоподчинения этому уничтожению и подкупного славославия его политики. Я лично "перековывать" себя не стараюсь, обоготворять "гениального, любимого, родного вождя всех народов" не желаю, да и вообще считаю для себя позором таким путём покупать себе волю, тем более, когда десятки тысяч украинской интеллигенции погибают в тюрьмах и лагерях в условиях, означенных выше, когда их семьи осуждены на медленную голодную смерть в условиях так называемой "культурной и зажиточной жизни", в условиях сталинской "заботы о человеке", когда сотни тысяч ограбленных украинских крестьян засевают Россию своими костями на каторжных стройках, лесозаготовках и других видах принудительных работ, когда столько же погибает их у себя на родине от голода, хотя как будто и там жить стало "веселей". Я считаю, что при таком положении вещей на Украине для меня больше будет чести умереть уже вместе с ними в общей нашей каторжной жизни, чем стремиться на волю, чтобы жить жизнью хамелеона, раболепствующего перед современным Нероном и его преторианцами, хамелеона, захлебывающегося в восторге перед политикой национального гнета и крестьянского грабежа в царстве — не строящегося социализма, а всеобщего обмана провокации и произвола. Л/п Кремль-Соловки, 30/VI-1936 года.»
Расстрелян в лесном урочище Сандармох, Медвежьегорский район, Карельская АССР, РСФСР, СССР, 3 ноября 1937 года. В 1989 году реабилитирован; в 1991 году восстановлен в звании академика Академии Наук Украины, в 1994 г. — в звании академика Академии Наук Беларуси.
Научная деятельность
Яворский — первый украинский историк, который пытался составить историю Украины в рамках «марксистско-материалистического закона». Без соответствующей профессиональной практики и достаточной документации его произведения отмечены идеологическими манипуляциями исторических фактов. Среди произведений Яворского известны прежде популярные учебники: «Нарис історії України», том І (до кінця литовської доби, 1923), том II (до упадку Гетьманщини, 1924); «Коротка історія України» (1927), що охоплювала події до 1920; «Історія України в стислому нарисі» (три видання 1928—1929). В соответствии с идеологическим направлением работал над трудами о революционном движении на Украине: «История революционного движения на Украине» (1922); «Революція на Україні в її головніших етапах» (1923); «Нариси з історії революційної боротьби на Україні» (том І 1927, том II, часть 1 1928); «Україна в епоху капіталізму» (тома І — III, 1924 — 25). Кроме того, опубликовал ряд статей в специализированных сборниках и журналах: «К истории КП(б)У» // Октябрьская революция. Первое пятилетие. — 1922; «Емський акт 1876 р.» // Прапор марксизму. — 1927. — Том 1; «Проблема української національно-демократичної революції у 1917 p., її історичні основи та її рухові сили» // Червоний шлях. — 1927. — Часть 2, № 4; «Сучасні течії серед української історіографії» // Криза сучасної буржуазної науки та марксизм. — 1929; «Провідні думки в розвиткові іст. науки» // Прапор марксизму. — 1929. — № 1; «Современные антимарксистские течения в украинской исторической науке» // Всесоюзная конференция историков-марксистов (28 декабря .1928 — 4 января 1929), 1-я: Труды. — 1930. — Том 1; «Das Ergebnis der ukrainischen Geschichteforschung in den Jahren 1917—1927» // Osteuropäische Forschungen. — 1929. — 6. В Австралии переиздан «Очерк истории Украины», тома I—II (Аделаида, 1986). Труды М.И.Яворского были остро раскритикованы в украинской национальной историографии за тенденциозность и непрофессионализм (Дмитрий Багалей, Дмитрий Дорошенко, Иван Крипякевич, Александр Оглоблин), а с 1929 также в советской историографии, которая «яворщиной» прозвала «националистический уклон» в истории. Обвинён в идеологических ошибках: «преувеличении места национального вопроса в революционной борьбе, идеализации мелкобуржуазных националистических партий» и трактовке украинской революции не как части русского, а отдельного произведения украинского исторического процесса. Литература: Енциклопедія українознавства. У 10-х т. / Гол. ред. Володимир Кубійович. — Париж; Нью-Йорк: Молоде Життя, 1954—1989; Малий словник історії України / Відповідальний редактор Валерій Смолій. — К.: Либідь, 1997; Багалій Д. Перша спроба начерку історії України на тлі іст. матеріалізму // Червоний шлях. — 1923. — № 9; Скрипник М. Помилка та виправлення академика М. Яворського // Більшовик України. — 1930. — № 24 Підгайний С. Академік Матвій Яворський // Українська інтелігенція на Соловках. — 1947; Mace J. Е. Matvii Yavorskyi and the Vicissitudes of Interpreting of Past // Communism and the Dilemmas of National Communism in Soviet Ukraine, 1918—1933. — Cambridge, 1983; Довідник з історії України / За ред. І. Підкови та Р. Шуста. — К.: Генеза, 1993.

[691x700]
1886
Рене Генон (французское имя — René Jean-Marie-Joseph Guénon)
французский философ, автор трудов по метафизике, традиционализму, символизму и инициации. Рене Генон считается родоначальником интегрального традиционализма — направления мысли, фундамент которого составляет положение о существовании Примордиальной традиции, или «Вечной мудрости» (Sophia Perennis, Санатана Дхарма). При этом Генон не использовал термин «традиционализм» и не связывал себя с конкретными направлениями философии, считая последнюю выражением индивидуальных «мнений». Рене-Жан-Мари-Жозеф Генон родился недалеко от Парижа в городе Блуа, в католической семье архитектора Жан-Батиста Генона и Анна-Леонтины Жолли. Молодой Рене обучался в католической школе Нотр-Дам дез Эд. Затем, в 1902 году, он продолжает обучение в коллеже Огюстен-Тьерри, где получает звание бакалавра. В 1904 году он переезжает в Париж, где поступает в коллеж Роллена для изучения математики. В 1906 году девятнадцатилетний Генон знакомится с оккультистом Жераром Анкоссом (Папюс). В 1908 году он участвует в конгрессе масонов и спиритуалистов, где заводит новые знакомства и расширяет свои познания в области восточной философии. В 1909 году Генон был возведён в сан «епископа» так называемой «Гностической церкви» под именем Палингениус (греч. «возрождённый», перевод имени René). В том же году он выступает с собственным учением в журнале La Gnose («Гнозис», 1909–1912), отмежёвываясь от своих прежних учителей. В 1910 году 24-летний Генон знакомится с суфийской традицией через арабского богослова Абдер Рахмана эль-Кебира, шведского художника Ивана Агуэли (арабское имя Абд-эль-Хади, 1868 — 1917) и Леона Шампрено (Абд-эль-Хакк, 1870 — 1925). Кроме того, при посредстве графа Альбера де Пувурвиля (выступал под псевдонимом Матжиои, 1862 — 1939) Генон становится осведомлённым о традиции даосизма. Издатель и биограф Генона Поль Шакорнак писал: «Нам известно, что Генон не изучал восточные учения по книгам. По этому вопросу мы имели его категорическое свидетельство». В 1912 году Генон принимает ислам и посвящается в суфийский орден Шазилия, получив имя Абдель-Вахид Яхья (Служитель Единого). Тогда же он вступает в брак (по католическому обряду) с Бертой Лури. С 1915 году Генон начинает преподавать философию и получает в Алжире (Сетиф) звание профессора. В 1917 году он возвращается в Париж и с 1924 по 1929 год читает лекции по философии в коллеже Сен-Луи. В 1921 году выходит в свет первая работа Генона, посвящённая восточным метафизическим учениям, «Общее введение в изучение индуистских доктрин» («Introduction générale à l’étude des doctrines hindoues»), где декларируется ключевой элемент традиционализма — «перенниализм», постулат о «вечной философии», источником которого, по мнению Марка Сэджвика, являются не столько восточные доктрины, сколько ренессансный платонизм. Критика в адрес данного труда отмечала недостаток историзма в подходе, а также сведе́ние всей индуистской мысли к одной из даршан индуизма — веданте. В 1920-е годы статьи Генона, несмотря на принятие им ислама, появлялись в католическом журнале Regnabit («Воцарится»), где он сотрудничал с Луи Шарбонно-Лассэ. В работах «Теософизм — история псевдорелигии» («Le Théosophisme — Histoire d’une pseudo-religion», 1921) и «Заблуждение спиритов» («L’erreur spirite», 1923) Генон вводит такие важные для философии традиционализма понятия, как «контринициация», то есть инициация в «лжетрадицию» и «инверсия» (частный случай которой и есть контринициация), то есть переворачивание смыслов, когда, например, деградация считается прогрессом. В 1920-х годах Генон опубликовал ещё ряд книг, в частности, развивающую идеи «Общего введения» работу «Человек и его осуществление согласно Веданте» («L’homme et son devenir selon la Védânta», 1925), а также «Кризис современного мира» («La crise du monde moderne», 1927). Последний труд был создан по предложению Гонзага Трюка (1877 — 1972), литературного директора издательства «Боссар» и друга Генона, как обобщение его статей, посвящённых критике современного Запада. В 1930 году Генон переехал в Каир. В 1934 году, через 6 лет после смерти своей первой жены, он женится на дочери торговца Мухаммеда Ибрагима, происходившей из рода потомков дочери пророка Мухаммеда, фатимидов. В 1930-е и 1940-е годы в Европе опубликованы такие труды Генона, как «Символизм креста» («Le symbolisme de la croix», 1931), «Множественные состояния бытия» («Les états multiples de l’Être», 1932), «Царство количества и знамения времени» («Le règne de la quantité et les signes des temps», 1945), «Заметки о посвящении» («Aperçus sur l’initiation», 1946) «Великая Триада» («La Grande Triade», 1946) и другие. В 1944 и 1947 году у Генона родились две дочери, а 1949 году — сын (ещё один сын родился спустя четыре месяца после смерти Генона в 1951 году). В 1948 году Генон получил египетское гражданство. В 1950 году врачи заподозрили у него заражение крови. 7 января 1951 года Рене Генон умер, произнося перед смертью слово «Аллах» (Бог). Генон выступал адептом и толкователем некоего «вечного учения», «первоначальной истины» (французское название — une vérité première) — Примордиальной (то есть «первопорядковой», «изначальной», «первозданной», от латинского primordialis) традиции. Примордиальная традиция — целостная совокупность метафизических знаний сверхчеловеческого происхождения, относящихся к области Высшего принципа, или Первопринципа (Абсолюта), к законам его проявления (циклической манифестации) и направленных на осуществление метафизической реализации, то есть реального отождествления человека с Высшим принципом путём приобщения к инициатической цепи посвящения. Истинное постижение этих знаний, воплощённых в символах, возможно лишь с помощью интеллектуальной интуиции, сверхрациональной, но не иррациональной. Согласно Генону, возникнув в легендарной Гиперборее, Примордиальная традиция в дальнейшем подвергается «оккультации», то есть сокрытию для большинства, и распадается на ряд частных традиционных форм. Подлинный эзотеризм присущ только опирающимся на традицию метафизическим доктринам. Метафизика, в отличие от онтологии, не ограничивает свой горизонт Существованием (экзистенцией), и даже его принципом (бытием, или Единым), она простирается дальше — в область непроявленного, не охватываемого никакими положительными (а, следовательно, и устанавливающими границы) определениями. По мнению Генона, западные метафизические доктрины, в сравнении с восточными, ещё со времён греков были несколько «ущербными», неполными, «интеллектуально близорукими» (за исключением нёсших на себе отпечаток восточных влияний — александрийская школа, неоплатонизм), именно вследствие того, что, даже в лучшем случае, были лимитированы онтологией, то есть учением о бытии, но не обращались к сверхбытийному первоначалу, универсальному и бесконечному. Традиция не является частью «соответствующей» ей религии (например, суфизм, или тасаввуф, — ислама), напротив, религия — законный экзотерический посредник между эзотерической традицией и профанным «миром». Лишь индуизм, как считает Генон, не знает размежевания на эзотеризм и экзотеризм, представляя собой учение «чистой метафизики». К сугубо профаническим типам мировоззрения относятся, согласно Генону, современные философия и наука. Высший принцип, Брахман, тождествен Высшей «самости» (французское название — Soi), или «личности», то есть Атману. Существование множества индивидуальных «эго» (французское название — moi), а равно и количественной множественности вообще, обладает ограниченной степенью реальности и вызвано условиями низших уровней манифестации Атмана как общей и единой основы для всего проявленного. Подлинно реален только Принцип, понимаемый строго апофатически — «не-двойственный», «бес-конечный» и тому подобное. Генон утверждает примат его неманифестированных состояний («Не-Бытия», французское название — Non-Être) по отношению к манифестированным. Бесчисленные «миры», или состояния манифестации, образованные тремя ступенями проявленности — плотной, тонкой и сверхформальной, — возникают в результате взаимодействия двух «сторон» непосредственного первоисточника проявления (Единого) — сущностной и субстанциальной (латинское название — materia prima), рассматриваемой Геноном как начало множественности и разделения, при том, что субстанция отражает на своём уровне универсальную «всевозможность» Принципа. Проявление (манифестация) Высшего принципа происходит циклически. Две фазы этой манифестации — сгущение и растворение (латинское название — coagula et solve) — Генон уподобляет фазам дыхания или сердцебиения. «Расширение» Принципа определяет коагуляцию проявленного, а его «сжатие» — растворение проявленного, или пралайю, и возвращение к Принципу. Две указанные тенденции — нисходящая и восходящая — действуют постоянно и одновременно, несмотря на то, что видимым образом, во «внешней» истории проявляется, скорее, первая из них, состоящая в последовательном удалении от Принципа. Самый большой цикл проявления — Кальпа — лишь символически описывается в форме временной протяжённости, поскольку характеризует данный уровень манифестации в целом, время же является одним из определяющих условий частной, ограниченной области этого уровня. Только меньшие, вторичные циклы — Манвантары — непосредственно «длятся» в мире телесного проявления. Основой историософии Генона является положение о закономерно нисходящем, деградирующем движении мирового процесса от первоначального «Земного рая» к окончательной катастрофе, которая, однако, станет моментом «переворачивания полюсов» и началом нового цикла. Актуальный цикл, Манвантара, состоит из четырёх периодов — Юг, соотношение длительностей которых составляет 4:3:2:1, и сейчас мы находимся в продвинутой стадии последнего из них, Кали-юги. Заключительный этап Кали-юги начался, возможно, в VI веке до нашей эры. Это важная граница, отмечающая конец многих традиционных цивилизаций, ставших отныне для историков малопонятными, и возникновение таких новых и «профанных» форм мышления, как, например, философия. Отклонение Запада от «нормального», традиционного строя существования окончательно определилось в XIV веке. Нынешний мир — «Царство количества», итог прогрессирующего оплотнения, «солидификации» космической среды, ослабления качественного начала и усиления количественного. Все разновидности человеческой деятельности — науки, искусства, ремёсла, даже денежное обращение, изначально осуществлявшиеся в связи с «надчеловеческими» принципами и опиравшиеся на традицию, приобретают, расходясь с ней, сугубо профанный характер. В работе «Кризис современного мира» (1927) Генон оценивает состояние, к которому пришло человечество к началу XX столетия, как «Тёмный век», предвещавшийся всеми традиционными доктринами. Его черты даны автором в названиях глав книги ― «социальный хаос», «индивидуализм», «профаническая наука», «материальная цивилизация», примат «действия» над «знанием», «экспансия Запада». Генон критикует присущие западной ментальности психологизм, то есть сведение метафизических концепций, например, такой категории, как «Самость», к индивидуальному и сугубо психологическому уровню, и морализм, то есть переоценка важности «нравственных законов», которые, согласно Генону, определяются, скорее, преходящими условиями и предрассудками того или иного социума. Отнюдь не чрезмерный «интеллектуализм», но, напротив, недостаток подлинной интеллектуальности свойственен современному вестерналистскому сознанию. Одним из выражений этого умственного упадка Генон считает такие доктрины, как спиритизм и теософия, или, точнее, «теософизм», поскольку истинная теософия ― это опирающиеся на христианство учения Бёме, Гихтеля, Эккартсгаузена, содержащие подлинно эзотерические черты. Теософизм же представляет собой искусственную компиляцию неправильно понятых элементов восточных и западных традиций (откуда, в частности, ложная идея реинкарнации индивидуальной души), сгруппированных вокруг нескольких теорий, например, «эволюции» и «прогресса», возникших лишь в Новое время. Выходом из того состояния, которое Генон называл «кризисом современного мира», может послужить формирование на Западе настоящей элиты, способной к восприятию метафизических принципов и к пониманию их первичности по отношению к любой профанной активности. Антропология Генона основывается на тезисе об аналогии и, в конечном счёте, тождестве микрокосма (человека) и макрокосма (мира). Троичная структура человека (дух, душа, тело) отражает тройственность проявленности в Универсуме (Spiritus Mundi, Anima Mundi, Corpus Mundi). В нашем «мире», или состоянии проявления, человек, согласно Генону, занимает центральное положение. Однако манифестации в целом человеческое существо тождественно только в своём высшем состоянии «Универсального человека», по отношению к которому индивидуальный человек есть лишь частный модус его проявления. Генон рассматривает различные аспекты инициации (посвящения), понимаемой как осознанный и упорядоченный процесс восприятия духовных влияний, протекающий в рамках традиционных инициатических организаций и имеющий целью достижение человеческим существом высших (сверхиндивидуальных) состояний «Универсального человека». В нынешний исторический период, согласно Генону, лишь инициация, передаваемая по цепи преемственности, открывает подобную перспективу. «Регулярной» инициации противостоят псевдоинициация и контринициация. Символы для Генона — это посредники между областью Высшего принципа и эмпирическим миром относительной реальности, одна из главных опор синтетического, интуитивного познания. В основе символизма лежит аналогия всех уровней бытия. Все феномены «нашего» состояния проявления имеют главным своим значением символическое соответствие метафизическим принципам и высшим состояниям. Существует своеобразное перевёртывание значений при переходе, или транспозиции, от низшего к высшему, которое Генон называет «обратной аналогией». Символы многозначны, при этом низшее не может символизироваться высшим, а только наоборот. В посмертном издании сборника статей Генона «Символы священной науки» («Symboles de la Science Sacrée», 1962) разнообразные символы сгруппированы в следующие разновидности: символы центра и мира, символы циклической проявленности, символическое оружие, символы космических форм, строительная символика, осевая символика и символика перехода, символика сердца. Один из наиболее ёмких и многозначных символов — крест, образ «Универсального человека» и, одновременно, множественности состояний Сущего). Все так называемые «традиционные науки» (алхимия, астрология, «священная геометрия», исламская и каббалистическая «наука о буквах») имеют символический смысл. Идеи Рене Генона повлияли существенным образом на многих представителей философской мысли. Работы Генона отличаются фундаментальной критикой современного мира и призывом к интеллектуальной реформации. Он по-новому оценивает метафизику, традиционные науки, символизм и пути духовной реализации, подвергает резкой критике психологические теории и различные формы иррационализма. Как и основоположник фундаментальной онтологии Мартин Хайдеггер, понимает современность как завершение цикла и преддверие новой исторической эпохи. Известный эзотерик и суфий Мишель Вальзан сказал однажды: «Явление Рене Генона — самое большое интеллектуальное чудо со времен Средневековья». По замечанию одного из мыслителей-традиционалистов, Фритьофа Шуона, Рене Генон был «пневматиком» в гностическом смысле этого слова, то есть воплощал в себе «духовный архетип», обладая врождённым знанием, которое для других людей является лишь целью, но не отправной точкой. Критически настроен по отношению к Генону Умберто Эко, находя в его традиционалистской доктрине одну из составляющих теоретического фундамента воззрений крайне правого спектра. Эко характеризует традиционализм как синкретическое учение, пренебрегающее логическими противоречиями. В книге Повеля и Бержье «Утро магов» (1960) утверждается, что «фашизм — это генонизм плюс танковые дивизии». Однако, оценивая соотношение теорий Генона и фашистской идеологии, следует иметь в виду, что Генон избегал высказываний по актуальным политическим вопросам своего времени и выражения поддержки каких-либо партий и движений. В работе «Символизм креста» (1931), обращаясь к традиционному символу свастики, образу неподвижного Принципа, «вращающего» мир, он иронически упоминает германских «расистов», сделавших из свастики знак антисемитизма, что является совершенно произвольным и антитрадиционным. Несмотря на то, что Генон рассматривал свой переход в ислам как сугубо личный выбор, с его именем часто связывают идею «возврата к традиции» путём исламизации, при том, что европейские «новые правые» не одобряют данную идею. Публикации: «Общее введение в изучение индуистских доктрин» («Introduction générale à l’étude des doctrines hindoues», 1921); «Теософизм — история псевдорелигии» («Le Théosophisme — Histoire d’une pseudo-religion», 1921); «Заблуждение спиритов» («L’erreur spirite», 1923); «Восток и запад» («Orient et Occident», 1924); «Человек и его осуществление согласно Веданте» («L’homme et son devenir selon le Vêdânta», 1925); «Эзотеризм Данте» («L’ésotérisme de Dante», 1925); «Царь мира» («Le Roi du Monde», 1927); «Кризис современного мира» («La crise du monde moderne», 1927); «Духовное владычество и мирская власть» («Autorité Spirituelle et Pouvoir Temporel», 1929); «Святой Бернар» («Saint-Bernard», 1929); «Символизм креста» («Le symbolisme de la croix», 1931); «Множественные состояния бытия» («Les états multiples de l’Être», 1932); «Восточная метафизика» («La metaphysique orientale», 1939); «Царство количества и знамения времени» («Le règne de la quantité et les signes des temps», 1945); «Заметки о посвящении» («Aperçus sur l’initiation», 1946); «Принципы вычисления бесконечно малых» («Les principes du calcul infinitésimal», 1946); «Великая Триада» («La Grande Triade», 1946). Посмертные издания: «Инициация и духовная реализация» («Initiation et réalisation spirituelle», 1952); «Взгляд на христианский эзотеризм» («Aperçus sur l’ésotérisme chrétien», 1954); «Символы священной науки» («Symboles de la Science Sacrée», 1962); «Очерки о масонстве и компаньонаже» («Études sur la Franc-Maçonnerie et le Compagnonnage», 1964); «Очерки об индуизме» («Études sur l’Hindouisme», 1966); «Традиционные формы и космические циклы» («Formes traditionelles et cycles cosmiques», 1970); «Заметки об исламском эзотеризме и даосизме» («Aperçus sur l’ésotérisme islamique et le Taoïsme», 1973); «Comptes rendus», 1973; «Mélanges», 1976. Публикации на русском языке: Генон Р. Человек и его осуществление согласно Веданте. Восточная метафизика / Рене Генон; Перевод с французского Н.Тирос. — Москва: Беловодье, 2004. — ISBN 5-93454-052-1 (в переплёте); Генон Р. Символы священной науки / Рене Генон; Перевод с французского Н.Тирос. — Москва: Беловодье, 2004. — 480 страниц — ISBN 5-93454-053-x ((в переплёте); Генон Р. Восток и Запад / Рене Генон; Перевод с французского Т.Любимовой. — Москва:Беловодье, 2005. — ISBN 5-93454-059-9 (в переплёте); Генон Р. Заметки об инициации // Символика креста / Рене Генон; Перевод с французского Т.М.Фадеевой. — Москва: Прогресс-Традиция, 2008. — 704 страницы — ISBN 5-89826-196-6. (в переплёте); Генон Р. Кризис современного мира / Рене Генон; Перевод с французского — Москва: Эксмо, 2008. — 784 страницы — (Антология мысли). — 3 000 экземпляров — ISBN 978-5-699-30172-0. (в переплёте); Генон Р. Царь мира. Очерки о христианском эзотеризме / Рене Генон; Перевод с французского Н.Тирос. — Москва:.:Беловодье, 2008. — ISBN 978-5-93454-087-7 (в переплёте); Генон Р. Масонство и компаньонаж: Легенды и символы вольных каменщиков / Рене Генон; Перевод с французского — Москва: TERRA FOLIATA, 2009. — 192 страницы — ISBN 5-89981-611-2, ISBN 978-5-89981-611-6. (в переплёте); Генон Р. Великая Триада / Рене Генон; Перевод с французского Т.Любимовой. — Москва: Беловодье, 2010. — (серия Избранные произведения) — ISBN 978-5-93454-130-0 (в переплёте); Генон Р. Царство количества и знамения времени / Рене Генон; Перевод с французского Т.Любимовой. — М.:Беловодье, 2011. — (серия Избранные произведения) — ISBN 978-5-93454-142-3 (в переплёте); Генон Р. Духовное владычество и мирская власть // = Autorite Spirituelle et Pouvoir temporel / Рене Генон; Пер. с франц. Н. Тирос. — Москва: Беловодье, 2012. — 196 страниц — 1000 экземпляров — ISBN 9-785934-541607. (в переплёте); Генон Р. Множественные состояния бытия / Перевод с французского Ю. Темникова // Волшебная Гора: Традиция, Культура, Религия, № XIV, — Москва: Волшебная Гора, — 2007, с. 140—212. — ISSN 1813-6028; Генон Р. Множественные состояния бытия (сборник) / Рене Генон; Перевод с французского Т.Любимовой. — Москва: Беловодье, 2012. — ISBN 978-5-93454-153-9 (в переплёте); Генон Р. Наука чисел. Наука букв (комплект из 2-х книг) / Рене Генон; Перевод с французского В.Быстрова. — Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2013. — ISBN 978-5-93615-126-2, ISBN 978-5-93615-128-6 (в переплёте); Генон Р. Общее введение в изучение индусских учений / Рене Генон; Перевод с французского М.Маковчика. — Москва: Беловодье, 2013. — 321 страница. — ISBN 978-5-93454-173-7 (в переплёте).Литература: Грицанов А.А., Филиппович А.В. Рене Генон. — Минск: Книжный Дом, 2010. — 320 страниц — (Тайны Посвящённых). — 1 550 экземпляров — ISBN 978-985-17-0120-5; Всемирная энциклопедия: Философия/Главный научный редактор и составитель А.А.Грицанов.― Москва: АСТ, Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. — ISBN 5-17-001948-3 (Статья «Генон»); Люсьен Мероз. Рене Генон. Премудрость посвящения. — Москва: Энигма, 2013. — 240 страниц — (Incognito). — 2 200 экз. — ISBN 978-5-94698-108-8; Марк Сэджвик. Наперекор современному миру. Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века. — Москва: Новое литературное обозрение, 2014. — 534 страницы — ISBN 978-5-4448-0145-1. Публикации Т.Б.Любимовой: Рене Генон об изначальном духовном принципе, Традиции и контртрадиции. // Сборник. Эстетика на переломе культурных традиций. Москва, 2002; Конец мира — это конец иллюзии.// В книге: Р.Генон. Восток и Запад. Москва, 2005; Рене Генон и дух Индии // Рене Генон. Избранные произведения. Москва, 2003; Рене Генон об универсальных символах. // Рене Генон. Символизм креста. Москва, 2008; Генон о традиции. // в книге Становление неоевразийской цивилизации в постиндустриальную эпоху. Том 1. Москва, 2008; Рене Генон о традиционном посвящении. // Полигнозис. № 2. 2009; Нескрываемая тайна. // Рене Генон. Заметки о посвящении. Москва, 2010; Точка зрения и Принцип. // Рене Генон. «Великая Триада». Москва, 2010; Это чистая метафизика Принципа. // Рене Генон. «Множественные состояния бытия». Москва, 2012. Публикации Ю.Н.Стефанова: Рене Генон и философия традиционализма. — «Вопросы философии», 1991, № 4; Не заблудиться по пути в Шамбалу. — «Вопросы философии», 5. 1993, № 3; Рене Генон, великий суфий. — «Наука и религия», 1994, № 8; Рыцарь традиции. — «Литературное обозрение», 1994, № 3. Изложение метафизики традиционализма: Александр Дугин. Пути Абсолюта, Москва, 1990; Chacornac, Paul. La Vie simple de René Guénon, Éditions traditionnelles, Paris, 1958. — ISBN 2-7138-0028-5; Charles-André Gilis. Introduction à l’enseignement et au mystère de René Guénon, Editions Traditionnelles, Paris, 1986. — ISBN 2-7138-0179-6; Mark Sedgwick. Against the Modern World: Traditionalism and the Secret Intellectual History of the Twentieth Century. — New York: Oxford University Press, 2004.

Pedro Sanjuán Nortes (560x700, 24Kb)
1886
Педро Санхуан Нортес (испанское имя — Pedro Sanjuán Nortes)
испанско-американский дирижёр и композитор. Родился в Сан-Себастьяне. Учился в Мадридской консерватории у Хоакина Турины и Бартоломе Переса Касаса и в парижской Schola Cantorum у Венсана д’Энди. Наиболее важным в историческом отношении периодом в деятельности Санхуана была его работа в Гаване, куда он приехал в 1923 г. Уже через год под его руководством возник Филармонический оркестр Гаваны, ключевые позиции в котором заняли его молодые ученики — в частности, 23-летний Амадео Рольдан, ставший первым концертмейстером. Санхуан прилагал много усилий для того, чтобы оркестр не был провинциальным, привлекая для этого заметных солистов и исполняя актуальную музыку: так, скрипичный концерт Игоря Стравинского был исполнен в Гаване Самуилом Душкиным 29 февраля 1932 г., через 4 месяца после мировой премьеры. В 1932—1936 гг. Санхуан Нортес преподавал в Испании, затем на несколько лет вернулся на Кубу, а в 1942 г. окончательно обосновался в США, первоначально в Северной Каролине. С 1947 г. гражданин США. Среди сочинений Санхуана наибольшую известность приобрела симфоническая сюита на афрокубанские мотивы «Чёрная литургия» (испанское название — Liturgia negra; 1930), шокировавшая испанскую публику своими антильскими ритмами, однако удостоенная в Испании национальной музыкальной премии. Многие другие произведения Санхуана, однако, носят отчётливый кастильский или андалузский колорит. Умер в Вашингтоне18 октября 1976 года. Источники: Roberto Méndez Martínez. Stravinski en La Habana de Alejo Carpentier // Cubaliteraria, 2005; Obituaries // The Time, November 01, 1976; Enrique Franco. Pedro Sanjuán, olvidado y muerto // El País, 2.01.1977.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 15 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»