• Авторизация


15 ноября родились... 15-11-2025 05:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


William_Hope_Hodgson (446x700, 254Kb)
1877
Уильям Хоуп Ходжсон (William Hope Hodgson)
английский писатель. Родился в Блэкмор-Энд, Эссекс. Сын англиканского священника, второй из 12 детей, трое из которых умерли в младенчестве (тема, которая потом не раз возникала в прозе писателя). Отец многократно менял приходы, семья путешествовала с ним по всей стране. Уильям мечтал стать моряком и даже в 1885 убежал из дома, но был возвращен, и отец пообещал ему, что он будет учиться на юнгу. Вскоре отец умер, семья без него обеднела. Уильям два года проучился на моряка торгового флота в Ливерпуле, получил диплом и несколько лет проплавал. В 1899 покинул флот, открыл частную школу физической культуры, которая действовала до 1904, выступал как культурист.
William_Hope_Hodgson01 (551x700, 245Kb)
В ходе Первой мировой войны был в 1915 призван в артиллерию и через несколько лет убит снарядом в бою под Ипром 19 апреля 1918 года.
Творчество
C 1901 начал публиковать в прессе статьи о физической культуре, а затем фантастические и детективные рассказы с элементами оккультизма (первый — «Богиня смерти», 1904), в 1905 выпустил первую книгу. Его фантастическим романом «Дом в пограничье» (1908) восхищался Лавкрафт. В 1909 появился роман ужасов Ходжсона «Призраки-пираты», в 1912 — «Ночная земля». Создал сквозного персонажа, охотника за призраками Томаса Карнацки, предвосхитившего героев Жана Рэ и Сибери Квинна; новеллы с его участием («Свистящая комната») Альфред Хичкок включал впоследствии в свои сборники фантастической хоррор-новеллистики.
Наследие
В последние десятилетия романы и новеллы Ходжсона не раз переизданы в Великобритании и США, переведены на многие языки мира, включая японский. Фильм Матанго (Нападение людей-грибов, 1963) по новелле Ходжсона Голос в ночи снял японский режиссёр Исиро Хонда. Публикации последних лет: Out of the Storm: Uncollected Fantasies (1975); The Haunted «Pampero» (1992); Terrors of the Sea (Unpublished and Uncollected Fantasies) (1996); The Boats of the «Glen Carrig» and Other Nautical Adventures: The Collected Fiction of William Hope Hodgson Volume 1 (2004); The House on the Borderland and Other Mysterious Places: The Collected Fiction of William Hope Hodgson Volume 2 (2004); The Ghost Pirates and Other Revenants of the Sea: The Collected Fiction of William Hope Hodgson Volume 3 (2005); The Night Land and Other Romances: The Collected Fiction of William Hope Hodgson Volume 4 (2005); Adrift on The Haunted Seas: The Best Short Stories of William Hope Hodgson (2005); The Lost Poetry of William Hope Hodgson (2005); The Wandering Soul: Glimpses of a Life: A Compendium of Rare and Unpublished Works (2005); The Dream of X and Other Fantastic Visions: The Collected Fiction of William Hope Hodgson Volume 5 (2009).

[541x700]
1879
Алексей Алексеевич Золотарев
литературный критик, публицист, краевед, общественный деятель, религиозный философ. Родился в Георгиевской слободе Рыбинска, в семье священника Спасо-Преображенского собора Алексея Алексеевича Золотарёва. Брат педагога и историка литературы Сергея (1872—1941?), журналиста, заведующего Тургеневской библиотекой в Париже Николая (1877—1915), антрополога и этнографа Давида (1885—1935). После окончания в 1897 году Рыбинской классической гимназии учился в Киевской духовной академии, которую бросил в 1900 году ради получения естественнонаучного образования в Санкт-Петербургском университете, но в 1902 году за участие в студенческой демонстрации у Казанского собора был сослан в Рыбинск. Стал членом РСДРП и вёл агитацию, за что в 1905 году сидел в Бутырской тюрьме вместе с политзаключёнными, после был сослан в Нарымский край, но через год в связи с болезнью туберкулёзом по ходатайству отца выслан за границу. Учился в Сорбонне. По приглашению Максима Горького жил на острове Капри. По его совету занялся писательством и опубликовал вызвавшие интерес у читателей и критиков роман и две повести, в которых нашли выражение идейные искания русской интеллигенции рубежа веков; также ряд публицистических и литературно-критических статей; писал стихи. В 1909—1910 годах занимался общественной и литературной деятельностью в Рыбинске. В 1910—1911 годах жил в Финляндии на нелегальном положении. Под угрозой отправки в Сибирь скрылся за границу. Перевёл книгу Джордано Бруно «Изгнание торжествующего зверя». После Февральской революции вернулся в Рыбинск и к политической публицистике. Член Поместного собора Православной Российской Церкви 1917—1918 годов по избранию как мирянин от Ярославской епархии. Затем занимался общественно-культурной деятельностью и краеведением. В 1918—1930 годах был председателем Рыбинского научного общества. В 1923 году был избран членом-корреспондентом Центрального бюро краеведения, печатался в его органах. Участвовал в музейной деятельности, в работе по сохранению памятников истории и культуры, в создании городской библиотеки-книгохранилища, в организации городского архива, картинной галереи и художественной библиотеки при ней, в редактировании «Известий Рыбинского научного общества» и краеведческого издания «Родной край», первых путеводителей по Рыбинску (1928 и 1929), в организации ежегодных краеведческих съездов и издании их трудов. Руководил отделом народного образования. В 1930 году вместе с другими рыбинскими краеведами был осуждён на три года архангельской ссылки. С 1933 (возвратясь из трехлетней ссылки) жил в Москве без постоянного заработка и пенсии. В 1940-е годы написал несколько религиозно-философских статей, опубликованных лишь недавно. Умер в Москве 13 февраля 1950 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Реабилитирован в 1989 году. Философские и культурологические воззрения писателя наиболее полно выражены в статьях 1940-х гг. Веря в силу “миродержавных устоев”, Золотарев полагал, что “финальные” причины более значимы, чем “каузальные”. “План” мироустройства включает в себя ответств. поручение, которое человек призван выполнять свободно и вместе с тем в послушании “высшей воле”. Основу исторической эволюции составляет “принцип подвига”. Вселенские законы требуют от людей постоянного упражнения своих сил в известном направлении: не только нравственного совершенствования, но и творческих деяний, участия в “охорашивании Земли”. Дух созидания наличествует в каждом человеке. Культура как “великое и гармоническое целое” слагается не только из свершений выдающихся личностей, но и из “миллионов дел” незаметных тружеников. Творчество сближает и объединяет людей, являясь “уплотнением”. Созданные и сохраняемые человечеством ценности составляют “целый вихрь, целый каскад, радугу форм”. Одним из ключевых для Золотарева было слово “богатырство”, характеризовавшее не только воинов, но также государственных и церковных деятелей, ученых и художников, ремесленников и людей физического труда. Взгляд Золотарева на Вселенную, персоналистичен: личностное начало пронизывает всё и вся. Человека делает личностью дар любви, важнейшие свойства которой — возрастание и постоянство. Семья — первообраз межличностного единения, неотъемлемую грань которого составляет союз живых и мертвых, осуществляемый устным преданием, письменными текстами, молитвами и таинствами. Золотарев высоко ценил людей “оседлой культуры” и их “неусыпнотрудолюбивую работу” на познание и пользу среды обитания. Своим предшественником-учителем он считал Н.Ф.Федорова. Золотарев был поборником дружественного общения народов и государств на началах бережного внимания к их разности и самобытности. Восторженно относился к западно-европейской культуре, в особенности — сформировавшейся в свободных городах-государствах Италии; усматривал их подобие в древнерусском Киеве и Новгороде. Россию осознавал как полноправного члена семьи европейских народов. Золотарев был сторонником культурной и административно-хозяйственной независимости каждого российского региона и края. Подобно Г.П.Федотову, он полагал, что централизм московвского и Санкт-Петербургского периодов сковывал духовные силы народа и что возрождение России связано с раскрепощением провинции, ее “культурных очагов”. Считал благоприятным для страны федералистское устроение. В молодости отдал дань революционно-анархическим воззрениям в духе Бакунина. Позже, в 1930-1940-е гг. пришел к убеждению, что благая “устойчивость общественнвх связей”, создаваемая веками, стимулируется и поддерживается церковью и государством, которые обладают “строительной” силой. Золотарев был склонен сопрягать и примирять все сущее, силой мысли устранять такие привычные антитезы, как свобода и единение, дух и материя, индивидуальность и коллектив, личность и семья (род), народ и человечество, средние века и Новое время. Восток и Запад и т.п., так что мир представал как нескончаемая цепь схождений самых разных сущностей, феноменов, фактов, которые между собой перекликаются (“аукаются”). Искусство он мыслил как глубинно связанное с церковной жизнью; в научных открытиях (в том числе современных) усматривал подтверждение смысла канонических христианских текстов. Термины физики наполнял религиозно-нравственным содержанием: центростремительная сила — это благая норма бытия, центробежная — источник всяческого “отщепенства” и зла. Высвобождение атомной энергии трактовалось как интенсивное проявление хаотических центробежных сил. Человек православно-церковный, Золотарев, однако, не противопоставлял друг другу ортодоксию и ересь. Симпатизировал и русскому старообрядчеству (Аввакум, совершив “нравственный подвиг”, “зажег пожар веры в самом сердце народа”), и ориентированной на католицизм культуре романских народов. Восторженно говорил о Лютере как зачинателе новой исторической эры. Золотарев отвергал апологию борьбы в природе и обществе, особенно резко — идею “сверхчеловека”. Дарвинизм, марксизм, ницшеанство расценивал как несостоятельные опыты геоцентрического сужения вселенского бытия. Для Золотарева были неприемлемы нигилизм и релятивистское третирование единой истины. Отречение от культурной традиции и народной веры он называл “безотцовщиной”, которая “ничего, кроме самой себя в мире не видит”. Свою эпоху характеризовал как жестокую, грозную, сумасшедшую. Сочинения: Горький-каприец; Каприйский период в жизни Горького и Горьковский период на Капри; Алексей Максимович Горький; Письма // Институт мировой литературы имени А.М.Горького Российской Академии Нау. Архив А.М.Горького; Письма // Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Фонд 9. Картотека 1. Единица хранения 139; Фонд 410. Картотека 5. Единица хранения 5; В Старой Лавре // Знание. — Санкт-Птербург, 1908. — Книга 23; На чужой стороне // Знание. — 1911. — Книга 35; Во едину от суббот. — Берлин, 1912; [30 статей] // Рыбинский вестник. 1909; Юбилейный год. Письма из Рима; Городские впечатления (Париж, Лозанна, Милан, Болонья); М.А.Бакунин; Три юбилея (Шевченко, Лермонтов, Бакунин); Вопросы рыбинской жизни; К 150-летнему юбилею города Рыбинск; Как бороться с дороговизной // Рыбинская газета. 1911. 13 декабря; 1914. 18-19, 22, 27 февраля, 18-19 марта, 31 мая, 13 октября, 25, 31 октября, 8, 14, 22, 28-29, ноября, 5, 13, 19, 31 декабря; 1915. 5-6 января 28 февраля; 1916. 11 февраля, 5 октября; Запоздалое признание // Современник. 1912. № 12; Доклад на съезде итальянских эмигрантов // Вестник Европы. 1913. № 7; Campo Santo моей памяти; Бытописатель современного духовенства [С.И.Гусев-Оренбургский] // Голос. 1914. 15 ноября (Контекст. Москва, 1991); Письма из Рыбинска; У Света Незаходимого. Памяти основателя Трифоно-Печенегского монастыря // Голос. 1915. 6 марта, 16, 22 апреля, 4 июля, 30 июня; Удлинение навигационного периода на Волге // Мореплавание и судоходство. 1915. № 2; [38 статей] // Вестник рыбинской биржи. 1915—1916; Воцерковление мира и обмирщение Церкви // Вестник рыбинской биржи. 1917. 26 апреля; В.Г.Короленко; Н.А.Некрасов // Народная жизнь. 1918. № 1/2, 4; Конспекты докладов в Рыбинском религиозном обществе // Записки рыбинского религиозно-философского общества. Рыбинск. 1918; Дневник Всероссийской конференции научного общества по изучению местного края // Родной край. Рыбинск, 1922; Наука ли краеведение или только метод? // Краеведение. 1926. Том 3. № 3; Итоги семи краеведческих съездов // Краеведение. 1927. № 1; Краеведение и дорожное строительство; Новые пути краеведческого движения // Известия центрального бюро краеведения. 1928. № 9-10; Основные методы образования и районирования Рыбинского округа и присоединения его к Северо-Западной обл. // Труды IX-го Рыбинского краеведческого съезда. Рыбинск, 1929; Большая жизнь (к 90-летию со дня рождения Н.А.Морозова) // Северный рабочий. 1944. 9 июля; Воспоминания о встречах с Н.А.Морозовым // Северный рабочий. 1964. 7 июля; Горький-каприец // Позывные сердца. Ярославль, 1969; Письма к М.Горькому // Встречи с прошлым. Выпуск 5. Москва, 1984; Письма (на итальянском языке) // Zanotti-Bianco U. Carteggio 1906—1918. Laterza, 1987; Завзятый византиец или мокрая петербургская курица? (Доклад о В.В.Розанове); Письма // Контекст. Москва, 1991; Соловки. У Света Незаходимого. Богатырское сословие // Литературное обозрение. — 1992. № 2; Р.Р.Сыромятников // Рыбинск. 1993. № 62; О Гегеле и гегельянстве (эссе) // Вопросы философии, 1994. № 5. (опубликовано В.Е.Хализевым); б исторической роли Мичурина и значении его работ в естествознании (эссе), Москва, 1940-е // Вопросы философии, 1994. № 5. (опубликовано В.Е.Хализевым); Вера и знание: Наука и откровение в их современном взаимодействии на человека // Континент. — 1994. № 4. (опубликовано В.Е.Хализевым); Из писем А.М.Горькому // Известия Российской Академии Наук. Отдел литературы и языка. Том 53. 1994. № 2; Campo Santo моей памяти: Образы усопших в моем сознании [Фрагменты] // Русь. 1994, № 1(10); Родина. 1995. № 1; Неизвестный Ярославль // Русь. 1997. № ½; Предисловие // Потехин И. Прошлое Углича. Углич, 2015; Campo santo моей памяти. Санкт-Петербург, 2016; В тысячелетнем Угличе. Углич, 2018; Анциферов Н.П., Золотарёв А.А. Ярославль. История. Культура. Быт. — Ярославль : Академия 76, 2019. — 324 страницы. Литература: Дивильковский А. Российского леса щепки // Современный мир. — Санкт-Петербург, 1914. № 9; Астафьев А.В. Забытый писатель // Горьковские чтения. 1964-65. — Москва, 1966; Ярославские краеведы. Часть 2 / составитель В.П.Алексеев. — Ярославль, 1989. — Страницы 15-17; Астафьев А.В., Астафьева Н.А. Писатели Ярославского края. Издание 2-е, переработанное и дополненное — Ярославль, 1990. — Страницы 234—240;. Аниковская А.Н., Хализев В.Е. О литературной жизни в России 1930 — начало 40 гг.: по страницам архива 3. // Филологические науки, 1992, № 2; Хализев В.Е. Забытый деятель русской культуры // Литературное обозрение. 1992. № 2; Хализев В.Е. Один из «китежан» // Континент. — Москва; Париж. Том 82. Москва, 1994; Чубукова Ю. Гонимый в прошлом, но не забытый // Библиотека. — 1993. — № 7. — страницы 19-22; Хализев В.Е. Campo santo моей памяти (мемуары, худ. проза, стихотворения, публицистика, философ. произвед., высказывания современников) // Санкт-Петербург, 2016. — 960 страниц; иллюстрации.

Melhisedek (486x700, 141Kb)
1879
Мелхиседек (в миру — Михаил Львович Паевский)
епископ Русской православной церкви, архиепископ Енисейский и Красноярский. Родился в селе Витулин Константиновский уезд, Седлецкая губерния, Царство Польское, Российская империя (ныне Витулин, Лесьна-Подляска, Бяльский повет, Польша), в семье сельского священника Льва Семёновича Паевского. В семье было девятеро детей. С восьми лет Михаил уже читал в храме «Апостол». Окончив духовное училище, поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, откуда по слабости легких был переведён в Симферопольскую духовную семинарию. 25 марта 1898 года, на последнем курсе семинарии, принял рясофорный постриг. После окончания семинарии поступил в Казанскую духовную академию. На первом курсе академии принял пострижение в мантию с именем Мелхиседек. Будучи студентом 2-го курса академии, изъявил желание поступить в состав Пекинской духовной миссии. Ввиду этого, 18 января 1902 года был отчислен из состава студентов академии, но по сложившимся обстоятельствам в миссию поехать ему не пришлось, и 8 марта того же года он снова был принят в число студентов. В 1904 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия Могилёвской духовной семинарии. В 1905 году назначен настоятелем (1905 — исполняющий обязанности, с 18 декабря 1906 — игумен) Братского Богоявленского монастыря в городе Могилёве . 24 января 1907 года переведён в Белыничский монастырь в сане архимандрита. С 22 сентября 1907 — настоятель Херсонесского Свято-Владимирского монастыря в Таврической губернии. В 1909—1910 годы — настоятель Преображенского монастыря в городе Новгород-Северский Черниговской губернии. С 1910 по 1914 годы занимал должность смотрителя Владикавказского духовного училища, а в 1914—1916 годы — был назначен ректором Тифлисской духовной семинарии, где предоставил возможность совершать богослужение на грузинском языке. В 1916 году был вызван в Петроград.
Архиерейское служение
8 сентября 1916 года в Казанском соборе был хиротонисан в сан епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии. С 17 июня 1917 года — епископ Ладожский, викарий той же Петроградской епархии. В 1919 году переведён викарием в Минскую и Туровскую епархию с титулом епископ Слуцкий, временно управляющий Минской епархией. Епархия была запущена, архиепископ Минский Георгий (Ярошевский) ушёл с немецкими оккупантами в Варшаву, захватив с собой все средства и ризницу. Несмотря на слабое здоровье, особенно когда у него образовалась опасная болезнь закупорка вен, он неопустительно совершал богослужение каждое воскресенье, после литургии сам руководил общим пением и уезжал из собора около четырёх часов дня, а в шесть часов снова был в соборе на торжественной вечерне с обязательными проповедями и общим народным пением, уезжал из собора уже в десять часов вечера. Собор всегда был переполнен. Из воспоминаний протоиерея Бориса Васильева:
«Мелхиседек (Паевский) ежедневно совершал торжественные богослужения в Свято-Павловском кафедральном соборе. Ежегодно в Великий Четверг сам проводил слезные исповеди в соборе, совершал чин омовения ног. В особенности верующим запомнились крестные ходы, предводительствуемые Мелхиседеком. Они совершались с Крупецкой иконой Божией Матери. Торжественная процессия всегда останавливалась перед Свято-Екатерининской церковью… Здесь служился перед иконой торжественный молебен…».
Путь служения владыки Мелхиседека приходится на 1920-е годы, наиболее трагические в истории государства и Церкви. В тех условиях его самоотверженная деятельность, организаторский талант были направлены на сохранение Церкви, преодоление раскола, примирение враждующих сторон, защиту мирного населения во время немецкой и польской оккупации. Благодаря его мудрости и дипломатии пагубное влияние обновленческого раскола в Минске был незначительным по сравнению с другими областями Белоруссии. 29 марта 1922 года, во время кампании по изъятию церковных ценностей, стараясь избегнуть резких конфликтов с властью и опубликовал воззвание к пастве, призывающее к сдаче церковных ценностей, не имеющих сакрального значения. Благодаря компромиссной политике владыки, в Минской епархии крупных инцидентов тогда не произошло. В конце мая 1922 года, вскоре после захвата обновленцами патриаршей канцелярии в Москве, в его епархии при его участии была создана первая обновленческая община «Живая Церковь». В конце мая 1922 года был вызван в Секретный отдел ГПУ в Москве, где имел разговор с представителем Наркомюста РСФСР, в ходе которого заявил что «вполне разделяет те принципы и ту программу», которая провозглашена в декларации «Верующим сынам Православной Церкви России», подписанном 13 мая петроградскими, московскими и саратовскими священниками-обновленцами, а также епископом Антонином (Грановским). Также посетил патриарший Священный Синод, после чего изменил свою позицию по отношению к обновленцам. 23 июля 1922 года на съезде духовенства Минской епархии провозгласил автономию Белорусской церкви, был избран митрополитом Белорусским и Минским. В августе 1922 года в Минской епархии создаётся инициативная группа обновленцев, которая ставит целью борьбу против митрополита. 15 мая 1923 году обновленческое ВЦУ на Минскую кафедру назначило могилёвского епископа Сергия (Иванцова). Местное духовенство и верующие вступили в конфликт с вновь назначенным архиереем в поддержку Мелхисидека. В августе 1923 года выпущенный на свободу патриарх Тихон принял Мелхиседека в Московский патриархат, но его титул митрополита не был одобрен. Первый раз был арестован в августе 1924 года в Минске за сокрытие от конфискации церковных ценностей. Власти пробовали судить его, но верующий народ, любя своего архипастыря, в огромном количестве собрался напротив здания, где шёл процесс, и это показалось властям угрожающим. Приговорив владыку условно к 3-м годам лишения свободы, его перед собравшимся народом отпустили.
Местоблюститель митрополит Пётр (Полянский), ставший во главе Патриаршей церкви по конине патриарха Тихона в апреле 1925 года, в «определении по делу о положении Минской православной епархии» от 5 октября 1925 года так описал каноническое положение епископа Мелхиседека и его епархии:
«Покойный Святейший Патриарх не считал Ваше Преосвященство состоящим вне единения с Православной Русской Церковью, почему и не воспрещал Вам служить в московских храмах. Посему нет оснований предполагать, что Минская иерархия является неправославной. Преосвященному Тихону и преосвященному Никону мною дано предложение безотлагательно принять меры к возможно скорейшему прекращению нежелательных результатов от допущенных ими по неведению действий.
Вопрос об автономии Белорусской Церкви и Вашем митрополичьем сане при Святейшем Патриархе не получил канонического разрешения. Вы же сами не позаботились в течение двух лет при жизни покойного Патриарха так или иначе ликвидировать этот вопрос или принять меры к тому, чтобы дать ему определённое каноническое разрешение. Поэтому как объявление автономии Белорусской Церкви, так и принятие Вами сана митрополита является с канонической точки зрения актом самочиния, не одобряемым церковными правилами. Полагаю, что вопрос об автономии подлежит решению Поместного Собора Русской Церкви, а признание за Вами митрополичьего сана — особому епископскому рассмотрению.
В настоящее время при натиске католичества на православие и общих тяжёлых условиях церковной жизни требуется наибольшая сплоченность и теснейшее единение между епархиями. Раздробление же церковного тела Русской Православной Церкви на мелкие автономные части может повести к нежелательным последствиям в интересах православной Церкви. Ввиду этого считаю за лучшее, если бы Вы сами изыскали меры к ликвидации допущенного церковного самочиния и вернулись к нормам канонического устроения белорусской церковной жизни. Тогда бы для нас открылась каноническая возможность, сообразно с местными условиями церковной жизни, предоставить Вам некоторые прерогативы чести.»
22 декабря 1925 года в Москве арестован второй раз по обвинению в сокрытии церковных ценностей и приговорён к трем годам лишения свободы условно. Освобождён 4 мая 1926 года. В январе 1926 года уклонился в григорианский раскол, подписав Послание ВВЦС. В конце июня 1926 года принёс покаяние перед митрополитом Сергием и подал ему заявление, что слагает с себя звание митрополита Белорусского, считая себя только епископом. 23 мая 1927 года опять был задержан, а 4 июня арестован в Москве «за использование религиозного настроения масс в антисоветских целях». 17 сентября 1927 года освобождён из Бутырской тюрьмы под подписку о невыезде из Москвы. Митрополит Сергий, лично знавший владыку во время студенчества и любивший его, принял его в своё общение и возвел его на Пасху 1928 года в сан архиепископа, а 10 сентября того же года назначил на Енисейскую и Красноярскую кафедру. Последние три года архиепископ Мелхиседек служил в Красноярске, при этом он всегда стремился вернуться на родину, в родную Белоруссию. В мае 1931 года был вызван в Москву для участия в сессии Временного Патриаршего Священного Синода. Скончался 17 мая от сердечного приступа в начале литургии у Престола в Покровском храме на Красносельской в присутствии архиепископа Хутынского Алексия (Симанского) и епископа Минского Феофана (Семеняко). Во вторник — в день отдания Пасхи, любимого праздника владыки, митрополитом Сергием, в сослужении 18-ти архиереев и около тридцати священников, при большом стечении молящихся, было совершено отпевание. Захоронен владыка был на Семёновском кладбище в Москве.
Melhisedekгроб (444x700, 469Kb)
После закрытия и ликвидации Семёновского кладбища был перезахоронен родственниками на ближайшем Преображенском кладбище.
Память
17 мая 2011 года, в день 80-летия со дня кончины владыки Мелхиседека, для увековечения его памяти в центре Минска, на здании бывшего архиерейского подворья (ныне здание Института теологии БГУ) была открыта бронзовая мемориальная доска с барельефным изображением митрополита Мелхиседека. Труды: Участие правительственной власти (в лице генерал-губернатора) в восстановлении православия в северо-западном крае 1839—1867 гг. (Исторический очерк). указатель на литературный труд: Журнал «Православный Собеседник» 1905. Июль-август, Страница. 25; Речь при наречии его во епископа Кронштадтского. Прибавление к газете «Церковный Вестник», 1916. № 41, Страница 989. Литература: Мелхіседэк // Маракоў Л.У. Рэпрэсаваныя літаратары, навукоўцы, работнікі асветы, грамадскія і культурныя дзеячы Беларусі, 1794—1991. Энц. даведнік У 10-ці тамах Том 2. — Минск, 2003; Мелхіседэк // Маракоў Л.У. Рэпрэсаваныя праваслаўныя свяшчэнна- і царкоўнаслужыцелі Беларусі 1917—1967. Энц. даведнік у 2-х тамах. Том 2. — Минск, 2007; Максимович И.Н. Минская епархия в начале 20-х гг. XX В. : деятельность митрополита Мелхиседека (Паевского) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. Выпуск: 4. — Cтраницы 96—106; Мазырин А.В., священник. О пребывании в обновленческом и григорианском расколах Преосвященного Мелхиседека (Паевского), его «митрополитстве» и автономии Белорусской Православной Церкви в 1920-е гг. // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. — Выпуск 2 (39). — Cтраницы 63-86; Мазырин А., свящ. Обстоятельства ареста Преосвященного Мелхиседека (Паевского) в конце 1925 года и вопрос о пребывании его в григорианском расколе // Минские епархиальные ведомости. 2011. — № 1 (96). — Cтраницы 90-94; Кривонос Ф., свящ. Человек глубокой веры: жизнь и архипастырское служение Преосвященного Мелхиседека (Паевского) во время пребывания на Минской кафедре (1919—1925 гг.) // Минские епархиальные ведомости. 2011. — № 2. — Cтраницы 74-76; Бараненко В.В. Епископ Мелхиседек (Паевский) и обновленческое движение в Советской Белоруссии (1922—1923 гг.) // Клио. — 2015. — № 4. — Страницы 195—202; Пидгайко В.Г., Никитин Д.Н.Мелхиседек (Паевский) // Православная энциклопедия. — Москва, 2016. — Том XLIV : «Маркелл II — Меркурий и Паисий». — Страницы 631-635. — 752 страницы. — 30 000 экземпляров. — ISBN 978-5-89572-051-6; Протоиерей Валерий Лавринов. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской православной церкви (1925—1945). — Москва: Общество любителей церковной истории, 2018. — 607 страниц. — (Материалы по истории Церкви. Книга 59). — ISBN 978-5-604-11711-8; Веремеев С.Ф. Освящение деятельности митрополита Мелхиседека (Паевского; 1879—1931) в советской, эмигрантской и современной историографии // Церковно-исторический альманах ΧΡΟΝΟΣ. 2018. — Cтраницы 113—127

[509x700]
1879
Льюис Стоун (Lewis Stone)
американский актер, номинант на премию «Оскар» в 1929 году. Родился в городе Вустер, штат Массачусетс, США. В 1898 году принимал участие в Испано-американской войне, после окончания которой занялся карьерой писателя. Спустя некоторое время состоялся актёрский дебют Стоуна на театральной сцене, а с развитием индустрии кино он стал появляться и на большом экране. В годы Первой мировой войны Льюис Стоун служил в рядах американской армии, а после её окончания вновь вернулся к съёмкам. К тому времени актёр был почти полностью седым, и несмотря на свой возраст, стал часто играть более старых персонажей. В 1920-х годах он запомнился своими ролями в немых фильмах «Норманы севера» (1920), «Пленник Зенды» (1922) и «Затерянный мир» (1925). В 1929 году Льюис Стоун был номинирован на премию Американской киноакадемии за роль графа Палена в немой драме «Патриот». В дальнейшие несколько лет актёр часто снимался вместе с Гретой Гарбо, как в немых фильмах, так и в её первых звуковых картинах, но наиболее яркими стали его роли в фильмах «Гранд-отель» (1932) и «Королева Кристина» (1933). Также развитию его карьеры способствовала успешная роль в оскароносной криминальной драме «Казённый дом» в 1930 году. В дальнейшие годы самой яркой в его карьере стала роль судьи Джеймса Харди в серии комедий «MGM» о Энди Харди, которого играл Микки Руни. Актёр исполнил свою роль в пятнадцати картинах о Харди, начиная с 1937 и заканчивая 1946 годом. Всего на счету этого замечательного актера около 160 фильмов, которые он прекрасно прочувствовал и просто великолепно исполнил свои роли. Все помнят этого актера, он является эталоном актерской красоты и таланта, он представлял собой классических героев, которых всегда любили и которыми всегда восхищались. Льюис Стоун оставил о себе добрую память, все его работы, которые были показаны широкому кругу зрителей, достойны самых наивысших наград и премий. Его необыкновенные глаза и улыбка приобретали глубокий смысл, когда он исполнял очередную роль и показывал талант, показывал, на что он способен. В последние годы своей жизни вышли следующие картины с его участием: «Эта большая страна» (1951 год), «Скарамуш» (1952 год), «Узник крепости Зенда» (1952 год) и «Все братья были храбрецами» (1953 год). Он снимался практически до самой смерти, в возрасте 73 лет он все равно великолепно смотрелся на экране. Льюис Стоун скончался возле своего особняка в Беверли-Хиллз 12 сентября 1953 года. Как сообщается, у актёра случился сердечный приступ в то время как он разгонял окрестную детвору, бросавшую камни в его гараж. Его вклад в американскую киноиндустрию отмечен звездой на голливудской «Аллее славы». У него была жена Флоренс Окли, с которой Льюис при жизни еще развелся, но у них осталось двое прекрасных детей.
Избранная фильмография:
Screenshot 2023-11-04 at 05-14-42 Стоун Льюис — Википедия (651x619, 64Kb)
Актерские работы: Узник крепости Зенда (1952); Крупная ставка (1949); Ледовое безумство (1939); Любовь находит Энди Харди (1938); Провинциалка (режиссёр Уильям Уэллмен) (1936); Королевы киноэкрана: Королева Кристина / Дама с камелиями / Кровавая императрица / Шанхайский экспресс. Выпуск 2 (4 в 1) (1936) Сюзи (1936); Аллея звезд 4 в 1: Джуди Гарлэнд (1936); Девид Копперфилд (1935); Моря Китая (1935); Девид Копперфилд (1935); Возвращенные шедевры: Королева Кристина (1933); Королева Кристина (1933); Коллекция Греты Гарбо. Королева Христина (1933); Возвращенные шедевры: Гранд Отель (1932); Аллея звезд 4 в 1: Мирна Лой (1932); Аллея звезд 4 в 1. Джин Харлоу и Кларк Гейбл (1932); Невеста Франкенштейна. Маска Фу Манчу (1932); Женщина с рыжими волосами (1932); Гранд Отель (1932); Коллекция Греты Гарбо. Гранд Отель (1932); Тайная шестерка (1931); Королевы киноэкрана: Подарочное издание (4 DVD) (1931); Аллея звезд 4 в 1. Грета Гарбо (1931); Вдохновение (1931); Мата Хари (1931); Мата Хари (1931); Коллекция Греты Гарбо. Мата Хари (1931); Коллекция Греты Гарбо 2. Мата Хари. Мария Валевска. Королева Христина (3 DVD) (1931); Легенды кино: Кэри Грант, Ингрид Бергман, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Оливия Де Хэвилленд (3 DVD) (1930); Легенды кино: Марлен Дитрих, Грета Гарбо (4 в 1) (1930); Аллея звезд 4 в 1: Джин Харлоу (1930); Роман (1930); Дикая орхидея (1929); Аллея звезд 4 в 1: Грета Гарбо. Выпуск 2 (1926).

1879
Чарльз Генри Роберт Тиас (Charles Henry Robert Thias)
американский перетягиватель каната, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1904.На Играх 1904 в Сент-Луисе Тиас входил в состав третьей команды США, которая заняла третье место и выиграла бронзовые медали. Умер в городе Сан-Франциско, штат Калифорния, США, 19 ноября 1922 года.

Фетисов_Михаил_Алексеевич_казак (457x700, 274Kb)
1880
Михаил Алексеевич Фетисов
донской казачий военачальник во время Гражданской войны. Станичник генерала Бакланова, внук его адъютанта. 1904 — Окончил Новочеркасское казачье училище. Выпущен хорунжим в 4-й Донской казачий полк. Август 1914 — Командирован в 53-й Донской казачий полк особого назначения (гвардейский 53-й запасной казачий полк). Апрель 1916 — Есаул. Строевой помощник командира 7-го Донского казачьего полка. Июнь 1917 — Войсковой старшина. Ноябрь 1917 — Избран делегатом от полка на Первый Донской Войсковой круг и на Общеказачий съезд в Петрограде. Вернулся в Новочеркасск и демобилизовался. Март 1918 — После разгона отряда "красных" казаков Голубова в результате ссоры с Ростовским Ревкомом ушел в ст. Кривянскую, где из восставших казаков, бывших сослуживцев по 7-му Донскому казачьему полку, сформировал отряд. 14 апреля 1918 — Во главе отряда взял Новочеркасск. 17 апреля 1918 — Выбит из Новочеркасска превосходящими силами красных. 28 апреля 1918 — Объединившись с отрядом походного атамана генерал-лейтенанта П.Х.Попова, выбил красных из Новочеркасска. Май 1918 — Командующий Южным участком обороны Дона. Август 1918 — Полковник. Сентябрь 1918 — Командир Донской казачьей дивизии в войсках ВСЮР. Март 1920 — Эмигрировал в Турцию. Жил в Болгарии, Югославии, Чехословакии. Скончался в городе Санс, департамент Йонна, Франция 16 сентября 1934 года. Среднего роста, ладно сложенный, черноглазый и смуглый красавец-брюнет, Михаил Алексеевич Фетисов был ярким представителем распространенного среди Казаков туранского типа; благодаря своей наружности, ом получил у своих друзей шутливое прозвище "Ахмет мирза Пей Наливай Бей Выталкивай Выгоняй Бек Фетисов.". Прекрасный строевик и смелый офицер, он вместе с тем отличался корректной независимостью со старшими начальниками, особым тактом и отеческой справедливостью в отношениях с подчиненными. Воспитанный на преданиях казачьей вольной старины, он, не в пример большинства казачьих начальников, открыто стал в ряды возникшего за границей Вольно - казачьего идеологич. движения, как сторонник народоправства, равенства и братства в казачьем независимом государстве.

Грибовский (490x700, 202Kb)
1881
Роман Ильич Грибовский
русский военный деятель, полковник (1915). Сын коллежского советника. Родился в Санкт-Петербургской губернии, Российская империя. Первоначальное образование получил в Александровском кадетском корпусе (1899). Затем окончил Константиновское артиллерийское училище (1902). Окончил также Электротехническую офицерскую школу. На службу поступил 13 сентября 1900 года юнкером рядового звания; 23 декабря 1903 года был переведён в 37-ю артиллерийскую бригаду.
Русско-японская война
В январе 1904 года командирован вместе с 1-й батареей 37-й артиллерийской бригады в крепость Порт-Артур, для сформирования 7-го Восточно-Сибирского стрелкового артиллерийского дивизиона. Участник русско-японской войны 1904-1905 в составе гарнизона крепости Порт-Артур. В бою под Цзиньчжоу 26 мая 1904 года занимал позицию на Товашинских (Тафашинских) высотах в составе 1-й батареи 7-го дивизиона. С 26 по 28 июля 1904 года участвовал с первой полубатареей в боях на Шининзинском перевале. В бою на Шининзинском перевале 26 июля 1904 года был ранен шрапнельной пулей в правую ногу и осколком фугасной бомбы в левую ногу. 17 июля 1904 года участвовал в бою на Волчьих горах. После сдачи крепости Порт-Артур находился в плену в Японии с 5 января по 2 декабря 1905 года. 4 апреля 1905 года, за отличие в делах против японцев, награждён производством в поручики со старшинством с 20 ноября 1904 г. По окончании войны и возвращении из плена переведен в 23-ю артиллерийскую бригаду. Награждён орденом Святого Георгия IV степени (Высочайший приказ 10 марта 1907; «за отличный подвиг мужества и храбрости, выказанный при защите крепости Порт-Артур 1 января 1905, когда японцы открыли сильный сосредоточенный огонь по Большому Орлиному гнезду и 4-орудийная батарея противника громила Китайскую стенку, он, вступив в командование полубатареей, смело начал борьбу с неприятелем и удачными выстрелами завалил амбразуры неприятельской батареи и привел её в молчание, а затем, видя обходное движение неприятеля, выкатил свои орудия на дорогу на совершенно открытое место и губительным картечным огнём 4 раза отбрасывал противника, не допустив его выполнить своего намерения»). 25 августа 1911 года переведён в роту Дворцовых гренадер.
Первая мировая война
Участвовал в 1-й мировой войне в составе 23-й артиллерийской бригады; полковник (5 января 1916); командующий 1-й батареей 23-й артиллерийской бригады (с 24 января 1916).
Гражданская война
В 1918 году был полковником в армии Украинской державы гетмана Скоропадского. С 13 октября 1918 года помощник командира 3-й легкой артиллерийской бригады. После падения режима гетмана участвовал в Белом движении в составе ВСЮР. С февраля 1920 года командир 2-й батареи Сергиевского артиллерийского училища, с весны 1920 командир дивизиона того же училища. В Русской Армии — до эвакуации Крыма.
В эмиграции
Эвакуирован из Севастополя на транспорте «Херсонес», затем на о. Проти на судне «Кизил Ермак» и в Катарро (Югославия) на судне «Истерн-Виктор». После эвакуации находился в Галлиполи, с апреля 1922 года — в Болгарии, с осени 1925 — в Югославии в составе Сергиевского артиллерийского училища. Член Общества офицеров-артиллеристов. Награды: Орден Святой Анны IV степени (1905); Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1905); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1905); Орден Святого Станислава II степени с мечами (4 ноября 1905); Золотое оружие с надписью «за храбрость» (31 января .1906); Орден Святого Георгия IV степени (10 марта 1907).

Maurice_Germot (389x700, 155Kb)
1882
Морис Жермо (французское имя ― Maurice Germot)
французский теннисист и олимпийский чемпион. Родился в городе Виши, департамент Алье, Франция. Дважды был удостоен золотой олимпийской медалью, победив всех соперников в парном разряде. В 1906 выступал вместе с Максом Декюжи и с Андре Гобером в 1912. Также был серебряным призером в одиночном зачёте в 1906 году. Жермо выиграл Открытый чемпионат Франции по теннису в 1905, 1906 и 1910 годах и был финалистом в 1908, 1909 и 1911 годах. Среди прочих крупных соревнований, Жермо также выступал в финале чемпионата мира на крытых кортах в Стокгольме в 1913 году, заняв второе место и уступив Энтони Уайлдингу. Он также дошел до четвертьфинала чемпионата мира по теннису на твёрдых кортах и Уимблдонского турнира в 1914 году. Умер в родном городе 6 августа 1958 года.

Raboy (506x700, 36Kb)
1882
Айзик Рабой (имя на идиш — אײַזיק ראַבאָי)
еврейский писатель. Писал на идише. Айзик Рабой родился в хасидской семье, в завальском лесничестве неподалёку от села Завалье, Каменец-Подольский уезд, Подольская губерния, Российская импеия, где его отец был лесничим. Вскоре после рождения ребёнка вся семья (отец Йосл-Хаим, мать Хая-Рейзл и сыновья) перебралась в местечко Липканы Хотинского уезда соседней Бессарабской губернии (теперь в Бричанском районе Молдавии), и через несколько лет (когда будущему писателю было 3 года) — в Рышканы соседнего Белецкого уезда (теперь райцентр Рышканского района Молдавии), где отец арендовал почтовое отделение. Здесь Рабой учился в хедере, самостоятельно выучил русский язык и увлёкся литературой. В Рышканах Рабой вместе с группой друзей под влиянием идей просветительства создал двухклассную еврейскую школу и библиотеку. Некоторое время жил в соседнем городке Единцы того же Хотинского уезда, а в 1904 году переехал в США. Первоначально поселился в штате Нью-Джерси и уже в 1906 году под псевдонимом «Рубин» дебютировал рассказами на идише в нью-йоркской прессе, в газете «Ди Варhайт» (Действительность) и журнале «Дэр Арбэтэр» (Рабочий). Работал шляпником, в 1908 году окончил агрономическую школу барона Гирша в городке Вудбейн. В эти годы Рабой присоединился к литературной группе «Ди Юнге» (Молодые), в которую входили начинающие поэты Мани-Лейб, Г.Лейвик, Мойше-Лейб Гальперн и прозаики Мойше Надир, Йосэф Опатошу, Довид Игнатофф, Моррис Йойнэ Хаимович и другие, — в скором будущем цвет еврейской литературы в Америке. Участвовал в издании двух сборников группы «Ди Югнт» (Молодость), вышедших в 1907 и 1908 годах. Объединение открыто противопоставляло себя господствующей тогда пролетарской еврейской литературе Америки, провозглашало намеренно аполитичную литературу с основным упором на эстетическую сторону творческого процесса. По окончании агрономической школы, Рабой занимался фермерством в Северной Дакоте, потом выращиванием табака в Коннектикуте, к 1913 году вернулся в Нью-Йорк. В следующем году выходит его роман «hэр Голденбарг» (Господин Гольденбарг), о жизни бессарабских иммигрантов перебравшихся из Нью-Джерси в Глэдстоун, штат Северная Дакота и ставших ковбоями и фермерами, очевидно базирующийся на собственных недавних впечатлениях автора. Роман моментально принёс Рабому широкую известность и впервые внёс в американскую еврейскую литературу тему земледельчества и фермерства. На его основе Рабой написал пьесу «Штэхик Дрот» (Колючая проволока), поставленную многими труппами США и Европы. Дальнейшие произведения писателя также носили автобиографический характер, например романы «Най-Эйнгланд: Дэр Пас Фун Ям» (Новая Англия: морская коса, 1918), «Ин Дэр Вайтэр Вэст» (На далёком Западе, 1918), «Простэ Мэнчн» (Простые люди, 1927), «Эйгенэ Эрд» (Собственная земля, 1928), «Эргец-Ву Ин Дакотэ» (Где-то в Дакоте, 1928), «Найн Бридэр» (Девать братьев, 1935), «Дэр Идишер Каубой» (Еврейский ковбой, 1942), «Из Гекумэн А Ид Кин Амэрике» (Приехал еврей в Америку, 1944), повесть «Бесарабэр Идн» (Бессарабские евреи, 1922-1923). Многие произведения перерабатывались автором на протяжении ряда лет и выходили под разными названиями в виде повестей, романов, пьес. С 1920-х годов Рабой сотрудничал с нью-йоркской коммунистической прессой, газетами «Фрайhайт» (впоследствии «Моргн Фрайhайт», (Утренняя) свобода), журналом «hамэр» (Молот) и другими изданиями. Был секретарём литературной организации «Пролетпен» и соредактором её официального органа журнала «Сигнал». Автор нескольких книг рассказов, пьес «Идише Минhогим» (Еврейские обычаи, 1926), «Митн Понэм Цум Шоп» (Лицом к мастерской/sweat-shop, 1933), детских произведений, двух томов опубликованных посмертно воспоминаний «Майн Лэбм» (Моя жизнь, 1945 и 1947). Романы переводились на английский язык. В 1964 году первый роман Рабого «hэр Голденбарг» (Господин Гольденбарг) и повесть «Пионерн Ин Амэрике» (Пионеры в Америке) составили 19 том монументального стотомного издания «Мустэрвэрк Фун Дэр Идишер Литэратур» (Классические образцы еврейской литературы), издаваемого Шмуэлем Рожанским (1902-1995) при филиале ИВО (Идише Висншафтлэхэ Организацие — Еврейский научный институт) в Буэнос-Айресе между 1957 и 1984 годами. Умер в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 8 января 1944 года. Библиография: הער גאָלדענבאַרג (hэр Голденбарг — господин Гольденбарг, роман), Литэраришер Фарлаг: Нью-Йорк, 1914 и 1916. Переиздано в серии «Мустэрвэрк Фун Дэр Идишер Литэратур» (Классические образцы еврейской литературы), т. 19, ИВО: Буэнос-Айрес, 1964; אין דער װײַטער װעסט (ин дэр вайтэр вэст — на далёком Западе, роман), Фарлаг Америка: Нью-Йорк, 1918. Перевод на иврит: «баАрава», издательство Давир: Тель-Авив, 1952; נײַ-ענגלאַנד: דער פּאַס פֿון ים (Най-Эйнгланд: дэр пас фун ям — Новая Англия: коса моря, роман), Фарлаг Америка: Нью-Йорк, 1918; איך דערצײל: שטאָט נאָװעלן (их дэрцейл: штот новэлн - я повествую: городские новеллы), Фарлаг Америка: Нью-Йорк, 1920; אײגענע ערד (эйгэнэ эрд — своя земля, роман), Фарлаг Борис Клецкин: Вильна, 1928; נײַן ברידער (найн бридэр — девать братьев, роман), Фарлаг Интэрнационалэр Арбэтэр Ордн: Нью-Йорк, 1935; דער ייִדישער קאַובױ (дэр идишер каубой — еврейский ковбой, роман), Нью-Йорк, 1942; איז געקומען אַ ייִד קײן אַמעריקע (из гекумэн а ид ин Амэрике — прибыл еврей в Америку, роман), Фолкс-Фарлаг Алвэлтлэхэр Идишер Култур-Фарбанд (ИКУФ): Нью-Йорк, 1944; מײַן לעבן (майн лэбм — моя жизнь, в 2 тт.), ИКУФ (Идишер Култур-Фарбанд): Нью-Йорк, 1945 и 1947; דאָרף פֿון קינדער (дорф фун киндер — деревня детей), Нью-Йорк, 1953; פּיִאָנערן אין אַמעריקע (пионерн ин Амэрике — первопроходцы в Америке), первое издание 1926; второе издание ИВО: Буэнос-Айрес, 1969; די ייִדישע ליטעראַטור אין אַמעריקע: אַנטאָלאָגיִע (ди идише литэратур ин Амэрике — еврейская литература в Америке, том 2), Yiddish Literature in America 1870-2000, vol. 2, Congress For Jewish Culture: Нью-Йорк, 1999; Nine Brothers: a novel (девять братьев), YKUF: New York, 1968; Jewish Cowboy: a novel (ковбой-еврей), Tradition Books: Westfield, New Jersey, 1989. Литература: Mikhail Krutikov Yiddish Fiction and the Crisis of Modernity: 1905-1914, Stanford University Press, 2001.

John-Amadio (555x700, 318Kb)
1883
Джон Амадио (John Amadio)
австралийский флейтист. Родился в городе Крайстчерч, Южный Остров, Новая Зеландия. Потерял отца на первом году жизни. В 1890 г. мать Амадио вышла замуж повторно за Генри Антонио Амадио, флейтиста-любителя, который дал её детям от первого брака свою фамилию и навыки игры на деревянных духовых инструментах. В 1900 г. семья переехала в Австралию, и уже на следующий год Амадио играл в оркестре Итальянской оперы в Мельбурне. В 1902 году он сопровождал французско-американское оперное сопрано Клементину де Вере Сапио, которая подарила ему рубиновое кольцо от ее пальца и букет цветов после их исполнения «Безумной сцены» от Люсии ди Ламермур. Здесь молодого музыканта заметила певица Нелли Мельба, и в течение последующего десятилетия Амадио сопровождал в гастрольных поездках её самоё, а также её протеже Элизабет Паркину. На протяжении первого 20-летия XX века Амадио играл также в различных австралийских оркестрах. В 1919 г., расставшись с первой женой, он покинул Австралию вместе со своей новой возлюбленной, певицей Флоренс Острел, и отправился в Европу. Здесь они нередко выступали вместе. В 1947 г. Амадио вернулся в Австралию и в течение последующего десятилетия играл в составе Мельбурнского симфонического оркестра. Умер в городе Сидней, Австралия, 4 апреля 1964 года.

[452x700]
1883
Линардс Петрович Лайценс (латышское имя — Linards Laicens)
латышский писатель. Член КП Латвии с 1929. Родился в селе Метумы Валкского уезда Лифляндской губернии, в семье арендатора. Печататься начал в 1904 г. Участник Революции (1905-1907, подвергался репрессиям. Видный организатор легальной рабочей печати и революционной культуры в буржуазной Латвии. С 1932 г. жил и работал в СССР. Творчество Лайценса проникнуто идеями революционной борьбы, ненавистью к капитализму. Автор сборников стихов: "Караван" (1920), "Хо-Тай" (1922), "Семафор" (1924), "Берлин" (1924), "Азиат" (1929); сборников рассказов "Оправданные" (1921), "Прекрасная Италия" (1925), "Камеры" (1929). Роман "Взывающие корпуса" (1930) - одно из лучших произведений латышской революционной литературы, разоблачающее тюремный режим буржуазного государства. Арестован 2 июня 1937 года. Военной коллегией Верховного суда СССР по обвинению в участии в антисоветской террористической организации приговорен к расстрелу 3 августа 1938 года. В этот же день расстрелян. Место захоронения – Московская область, Коммунарка. Реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР 11 сентября 1954 года. Сочинения: Raksti, sëj. 1-9, Riga, 1958-1960; в русском переводе - Избранные произведения, тома 1-4, Ленинград, 1929-1930; Собрание сочинений, тома 1-5, Москва-Ленинград, 1931-1934; Эмигрант, Роман. (Вступительная статья Ю.Розенблюма), Москва, 1967. Литература: Äbola М., Linards Laicens, в книге: Latviešu_literatüras vësture, sëj. 5, Riga, 1959; Tabüns В., Linards Laicens, Riga, 1972.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 15 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»