• Авторизация


11 ноября родились... 11-11-2025 04:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[473x700]
1899
Иван Дмитриевич Бурмаков
командир 31-й гвардейской Витебской ордена Ленина, Краснознамённой, ордена Суворова стрелковой дивизии 16-го гвардейского стрелкового корпуса 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта, гвардии генерал-майор. Родился в селе Погорельцы Сосницкого уезда Черниговской губернии, ныне Семёновского района Черниговской области, в крестьянской семье. Украинец. Образование среднее. Работал в корзиночных мастерских в сёлах Топалевка и Погорельцы Черниговской губернии. В октябре 1918 году добровольно вступил в ряды Красной Армии. Принимал участие в Гражданской войне. Красноармеец 4-го Нежинского полка 1-й Украинской повстанческой дивизии, затем красноармеец и пулемётчик 388-го стрелкового полка 44-й стрелковой дивизии. Воевал против войск С.Петлюры, А. Деникина и польской армии. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1920 года. С апреля 1921 года учился в 2-й Киевской школе червоных старшин, в сентябре 1922 школа была расфирмирована, а курсанты переведёны в Харьков. В 1924 году окончил Харьковскую объединённую школу червоных старшин имени Всеукраинского ЦИК. С сентября 1924 - командир взвода, командир роты, начальник штаба и командир батальона, помощник начальника штаба 300-го стрелкового полка 100-й стрелковой дивизии Украинского военного округа. С марта 1932 - помощник начальника оперативной части штаба 78-й стрелковой дивизии Сибирского военного округа (Томск). С мая 1933 года - начальник штаба и командир 18-го отдельного стрелкового батальона того же округа (Бийск). С ноября 1934 - начальник штаба, с сентября 1937 - командир 213-го стрелкового полка, затем командир 232-го стрелкового полка. С августа 1939 года - начальник штаба 102-й стрелковой дивизии (Канск, Красноярский край). С января 1940 года - помощник начальника Канского пехотного училища по учебно-строевой части, с ноября 1940 - заместитель начальника Кемеровского пехотного училища по строевой части. Окончил 2 курса вечернего отделения Военной академии РККА имени М.В.Фрунзе (1939). Осенью 1941 года полковник И.Д.Бурмаков временно исполнял должность начальника этого училища. С декабря 1941 - начальник штаба формирующейся стрелковой дивизии (Красноярск). С апреля 1942 - командир формирующейся 5-й истребительной бригады (поселок Алабино, Московская область). Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года - командир 38-й мотострелковой бригады 64-й и 62-й армий на Сталинградском и Донском. Первый бой для бойцов И.Д. Бурмакова состоялся в конце августа на южных подступах к Сталинграду. Его солдаты выдержали испытание с честью. В сентябре бригада сражалась в районе Ельшанки, а потом была передана в состав 62-й армии. Отличилась бригада на завершающей стадии Сталинградской битвы, когда в составе 64-й армии именно бойцы 38-й мотострелковой бригады пленили фельдмаршала Паулюса в подвале универмага. В тот день, сломив несколько линий обороны гитлеровцев, бойцы батальона подошли вплотную к центральной площади города. Она была вся в огне. До универмага — рукой подать, но подойти к нему было не так просто. Тогда штурмовые группы пошли в обход. И.Д.Бурмаков лично руководил ими, выискивая наиболее удобные пути к универмагу. Бойцы гранатами и пулемётным огнём уничтожали одну за другой огневые точки врага и медленно, шаг за шагом, продвигались вперёд. Вот они подтянули миномёты и артиллерию. Установили их на прямую наводку. Тут-то и появился в дверях универмага человек с белым флагом. В марте 1943 года бригада была переименована в 7-ю гвардейскую мотострелковую бригаду и получила почётное наименование "Сталинградская". С мая 1943 года её командир - на учёбе. В 1944 году И.Д.Бурмаков окончил ускоренный курс Высшей военной академии имени К.Е.Ворошилова. В мае 1944 года был назначен заместителем командира 16-го гвардейского стрелкового корпуса 11-й гвардейской армии на 3-м Белорусском фронте. С июля 1944 - командир 31-й гвардейской стрелковой дивизии в том же корпусе. Участник Белорусской, Гумбиннен-Гольдапской, Восточно-Прусской наступательных операций. Командир 31-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта гвардии генерал-майор И.Д.Бурмаков проявил выдающиеся отвагу и мастерство при штурме города Кёнигсберг (ныне Калининград). 6 апреля 1945 года в первый день штурма со своей дивизией прорвал оборону противника в юго-западной части города. К исходу второго дня дивизия вышла к реке Прегель (Преголя), форсировала её и захватила плацдарм. В ходе боя её части захватили и уничтожили большое количество солдат и офицеров противника, 96 орудий, 18 танков и самоходных орудий, много различных складов и военного имущества. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за успешное проведение операции на Инстербургском плацдарме, форсирование реки Прегель и штурм города Кенигсберга гвардии генерал-майору Бурмакову Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в Советской Армии. Командовал той же дивизией в Особом военном округе. С декабря 1945 - командир 29-й гвардейской механизированной дивизии в Прибалтийском военном округе. С января 1948 по июнь 1950 - командир 21-й гвардейской механизированной дивизии в Группе советских оккупационных войск в Германии, затем на учёбе. В 1951 году окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е.Ворошилова. С июля 1951 года - начальник Одесского пехотного училища имени К.Е.Ворошилова. С января 1954 года - командир 52-го стрелкового корпуса Одесского военного округа (Первомайск). С апреля 1955 года генерал-лейтенант И.Д.Бурмаков — в запасе. Жил и работал в городе-герое Одессе. Скончался 16 июня 1973 года.
[525x700]
Похоронен в Одессе на Втором христианском кладбище. Генерал-майор (1 марта 1943). Генерал-лейтенант (31 мая 1954). Награждён тремя орденами Ленина (1 апреля 1943, 21 февраля 1945, 19 апреля 1945), тремя орденами Красного Знамени (24 сентября 1944, 3 ноября 1944, ...), медалями "За оборону Сталинграда" (1943), "За штурм Кёнигсберга" (1945), другими медалями. На доме, в котором жил И.Д.Бурмаков, установлена мемориальная доска.
[615x700]
Мемориальная доска установлена в городе Одесса (Украина) на доме, в котором жил И.Д.Бурмаков.
[700x499]
Памятный знак на Аллее Героев установлен в парке города Семеновка Черниговской области (Украина)

Arturo_Moraes_Castro (700x673, 371Kb)
1899
Артур Антунес де Мораэс-э-Кастро (португальско-бразильское имя — Arthur Antunes de Morães e Castro, более известный как Лаис, Laís)
бразильский футболист, выступавший на позиции полузащитника, и футбольный тренер. Родился в городе Рио-де-Жанейро, Бразилия.
Клубная карьера
Лаис начал играть в футбол в 16 лет в клубе «Флуминенсе» из Рио-де-Жанейро и провёл в его составе всю карьеру, до 1924 года. Трижды, в 1917, 1918 и 1919 году он становился чемпионом штата Рио-де-Жанейро.
Международная карьера
Лаис впервые был вызван в сборную Бразилии в 1919 году для участия в Кубке Америки 1919. На том турнире Бразилия стала чемпионом, а Лаис ни разу не вышел на поле. Дебютировал в сборной 1 июня 1919 года в товарищеском матче с Аргентиной. На Кубке Америки 1921 года Лаис принимал участие в качестве играющего тренера (совместно с Феррейра Виана Нето) и стал серебряным призёром турнира. Как игрок, он принял участие в трёх матчах — против Аргентины, Парагвая и Уругвая. В следующем Кубке Америки Лаис снова принял участие как игрок и тренер сборной и привёл её ко второй в истории победе в турнире. Он выходил на поле во всех пяти матчах команды — против Чили, Парагвая, Уругвая, Аргентины и в решающем финальном матче с Парагваем. В 1928—1929 годах Лаис снова возглавлял сборную Бразилии. Умер в городе Маринга, штат Парана, Бразилия, 20 декабря 1963 года.

Nichiporovich (469x700, 421Kb)
1899
Анатолий Александрович Ничипорович
советский физиолог растений. Родился в городе Саратов, Саратовская губерния, Российская империя. В 1918 году поступил в Саратовский сельскохозяйственный институт, который окончил в 1922 году. С 1922 по 1940 год работал на Саратовской и Северо-Кавказской опытных станциях, во ВНИИ каучука и гуттаперчи, в Брянском лесном институте. С 1940 по 1980-е годы заведовал лабораторией фотосинтеза Института физиологии растений. Читал лекции и работал в Брянске (Брянский лесной институт), Москве (МГУ), Московской области (Московский областной педагогический институт) и Саратове (Саратовский сельскохозяйственный институт). Скончался в городе Москва, РСФСР, СССР, 24 декабря 1995 года. Похоронен на Донском кладбище. Награды и премии: Орден Октябрьской Революции (6 ноября 1979); Орден Трудового Красного Знамени (27 марта 1954); Орден Красной Звезды (10 июня 1945); Заслуженный деятель науки РСФСР (3 августа 1970); Премия Президиума Академии Наук СССР (1952; 1953).
Научные работы
Основные научные работы посвящены изучению фотосинтеза, дыхания, транспирации и других физиологических процессов у растений. Инициатор работ в области космобиологии. 1955-1959 — Разработал представление о разнокачественности продуктов фотосинтеза — углеводов, белков и жиров. Руководил исследованиями по фотосинтезу в СССР и странах СЭВ по Международной биологической программе. Усовершенствовал современные лабораторные и полевые методы исследования газообмена и энергетики фотосинтеза.
Избранные сочинения: Ничипорович А.А. Фотосинтез и теория высоких урожаев. — Москва : Издательство Академии Наук СССР, 1956. — 92 страницы. Членство в обществах: 1970-91 — Член-корреспондент Академии Наук СССР. Литература: Биологи. Биографический справочник.— Киев.: Наукова думка, 1984.— 816 страниц: иллюстрации; Ничипорович Анатолий Александрович // Аврус, А.И. Саратовцы — академики и члены-корреспонденты Российской академии наук : биобиблиографические очерки / А.И.Аврус, И.В.Саунин, В.А.Соломонов. — Саратов, 2005. — Страницы 261—262; Ничипорович Анатолий Александрович // Их жизнь — служение науке : биографический справочник о докторах наук и профессорах Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И.Вавилова, 1913—2013 : 100 лет на благо России / ответственный редактор Н.И.Кузнецов. — Саратов, 2013. — Страницы 167—168.

PatO'Brien1972 (407x700, 190Kb)
1899
Пэт О'Брайен (Pat O'Brien)
американский актёр ирландского происхождения. Родился в городе Милуоки, штат Висконсин, США, в американо-ирландской семье католиков. Назван в честь деда-архитектора. погибшего в Нью-Йорке. В детстве Пэт служил алтарным мальчиком в церкви. Он учился в Академии Маркетт вместе с другим будущим актёром Спенсером Трейси, с которым они дружили всю жизнь. Во время Первой мировой войны О’Брайен и Трейси присоединились к ВМС США. Они оба посещали военно-морской учебный центр Гранд Лейкс, но война закончилась раньше их обучения. Творческая карьера О’Брайена началась в 1920-х с бродвейских постановок. Уже в следующем десятилетии он стал популярным актёром кино. Наиболее часто ему доставались роли полицейских и священников. Первая главная роль была им сыграна в фильме 1931 года «Первая полоса», где его партнёром был Адольф Менжу. Умер в городе Санта-Моника, округ Лос-Анджелес, штат Калифорния, США 15 октября 1983 года.
Награды
Игра Пэта О'Брайена отмечена двумя наградами Daytime Emmy и двумя звёздами на Аллее славы в Голливуде.
Личная жизнь
С 1931 года до самой своей кончины был женат на актрисе Элоизе Тейлор. У них было четверо детей. Тейлор пережила мужа на четыре года и умерла в декабре 1987 года. Избранная фильмография: 1931 — Любовь и честь / Honor Among Lovers; 1931 — Первая полоса / The Front Page; 1931 — Утешительный брак / Consolation Marriage; 1932 — Адский дом / Hell's House; 1932 — Американское безумие / American Madness; 1932 — Воздушная почта / Air Mail; 1933 — Бюро пропавших без вести / Bureau of Missing Persons; 1933 — Взрывоопасная красотка / Bombshell; 1934 — Леди-игрок / Gambling Lady; 1934 — Двадцать миллионов возлюбленных / Twenty Million Sweethearts; 1934 — В дело вступает флот / Here Comes the Navy; 1934 — Дорожка флирта / Flirtation Walk; 1935 — Морская пехота в воздухе / Devil Dogs of the Air; 1936 — Нулевой предел / Ceiling Zero; 1936 — Китайский Клиппер / China Clipper; 1937 — Сан-Квентин / San Quentin; 1938 — Ковбой из Бруклина / Cowboy from Brooklyn; 1938 — Парень встречает девушку / Boy Meets Girl; 1938 — Ангелы с грязными лицами / Angels with Dirty Faces; 1940 — Кнут Рокне настоящий американец / Knute Rockne, All American; 1942 — Флот не подведет / The Navy Comes Through; 1943 — Бомбардир / Bombardier; 1943 — Сестра его дворецкого / His Butler's Sister; 1946 — Катастрофа / Crack-Up; 1947 — Отбросы общества / Riff-Raff; 1948 — Мальчик с зелеными волосами / The Boy with Green Hair; 1949 — Опасная профессия / A Dangerous Profession; 1950 — Огненный шар / The Fireball; 1951 — Народ против О’Хары / The People Against O’Hara; 1958 — Последний салют / The Last Hurrah; 1959 — В джазе только девушки / Some Like It Hot; 1970 — Финкс / The Phynx — в роли самого себя; 1981 — Рэгтайм / Ragtime.

[514x699]
1900
Мария Ивановна Бабанова
народная артистка СССР. Многие из созданных актрисой ролей стали образцами театрального мастерства, хотя сыграла меньше ролей, чем могла сыграть. Детство прошло в мещанском Замоскворечье, в размеренной обстановке семьи из рабочей «аристократии», и ничто не предвещало Бабановой ярчайшего театрального пути. Уже в Коммерческом училище (впоследствии Плехановском) многие обратили внимание на белокурую изящную девушку, читающую на концертах стихи и прозу необыкновенно глубоким, поющим голосом. Время, совпавшее с юностью Бабановой, изменяло многие судьбы. Атмосфера театральной игры, бурный расцвет всевозможных сценических направлений в первое послереволюционное десятилетие помогли многим молодым талантам найти себя. Время творческих исканий и открытий определило и ее судьбу. Бабанова окончила театральную студию под руководством Ф.Ф.Комисаржевского, брата Веры Комиссаржевской. Установки студии полностью соответствовали веяниям времени: «Наступает пора рождения нового актера, актера универсального, одновременно и певца, и танцора, и драматического лицедея, актера более развитого, культурного, но все же подобного тем лицедеям, которые были в театре до разделения единого театрального искусства на отдельные отрасли. Когда явится такой актер, тогда будет и настоящий театр, театр единый, театр богатый, располагающий свободно всеми сценическими изобразительными средствами». Бабанова вспоминала, что в студии она «научилась немногому, но если там не учили многим полезным вещам, то не учили и вредным. Ритмика, акробатика, фехтование, даже станок – тогда было новым, вызывавшим непонимание и нападки». Энергичная, пластичная Бабанова как нельзя лучше соответствовала новому, левому театральному направлению. После эмиграции Ф.Комиссаржевского в Англию, здание студии было отдано Театру РСФСР 1 (позже театр Мейерхольда). При нем были созданы Государственные высшие режиссерские мастерские. Здесь пересеклись пути Мейерхольда и начинающей актрисы. Вся последующая театральная жизнь Бабановой будет связана со сценическим мастерством, начало которому было положено именно на подмостках Мастерских. Применительно к Бабановой часто употребляется такое понятие, как «врожденное мастерство». Мейерхольд проницательно отметил на экзамене художественную завершенность юной соискательницы: «Учить ее, пожалуй, нечему, да и вряд ли возможно». Эта точная оценка во многом объясняет последующий разрыв с Мастером в конце 1920-х. Первая роль Бабановой – Стелла в Великодушном рогоносце (1922) Ф.Кроммелинка на сцене Мастерских сделала ее не только знаменитостью, но и символом левого театра. Это был новый вид театрального действия, утверждающего конструктивный подход к жизни, где вместо иллюзии – «прозодежда» и станки, а вместо «переживания» – биомеханика, суть которой в приоритете движения над эмоцией, а точного жеста над словом. Блистательная акробатика мизансцен режиссера, где вместо «атмосферы» – культ театральной игры – слагаемые, составившие главные «университеты» Бабановой, основы ее техники. Никакой психологии, никаких раздумий актера над глубинами образа постановка Рогоносца не предполагала. Рождался гимн свободной игре, человеческому раскрепощению, радости движения; происходила своего рода демонстрация возможностей нового чистого человека, порвавшего со старым миром собственнических страстей. Первая же роль выявила противоречие постановок Мастера с индивидуальностью Бабановой. Лиризм, неотъемлемое качество актрисы, проступал, несмотря на ее полное подчинение воле режиссера. «Мейерхольд дал идею, дал форму. Она сразу заполнила ее своим громадным, нерассуждающим даром, своей личностью», – писала впоследствии критик М.И.Туровская. Детская чистота, искренняя эмоциональная непосредственность Стеллы в исполнении Бабановой придали спектаклю тот особый человеческий объем, который не входил в задачу постановки. Зрители стали «ходить на Бабанову», начиная со Стеллы, и продолжали ходить на нее в Театр имени Мейерхольда (Гостиме), хотя в течение пяти лет роли у нее были эпизодические, почти без слов. Маленьким шедевром молодой актрисы стала роль Боя (Рычи, Китай С.М.Третьякова). Об этом исполнении в театральной литературе написаны сотни страниц, десятки восторженных статей, хотя роль состояла из трех, почти бессловесных выходов. В них актриса давала прочесть всю маленькую, но горькую судьбу китайского мальчика. Сама Бабанова огромное значение для решения этого образа справедливо придавала мизансценам Мейерхольда, позволившим актрисе лирико-комедийного амплуа возвыситься до трагедии. Монументальность постановочного решения пронзительно оттенялась темой детской беззащитности трогательного существа, все это время напевавшего грустную китайскую песенку на неправдоподобно высоких нотах. Маленький эпизод становился эмоциональным центром спектакля. Поиск своей линии в той или иной роли у Бабановой всегда связан с поиском, прежде всего выразительных движений и мизансцен. С особой остротой эта проблема встала в послемейерхольдовский период. Большой творческой удачей актрисы стали сыгранные у Мейерхольда две большие классические комедийные роли – Полинька из Доходного места А.Н.Островского (Театр революции, 1923) и Мария Антоновна из гоголевского Ревизора (Гостим, 1926). Играют их согласно традиции, пустыми мещаночками. Специфика таланта Бабановой в обратном: нигде и никогда актриса не играла убожества или пошлости. Сатирические обвиняющие краски не в ее палитре. В обоих этих бабановских персонажах торжествовала такая искренняя детскость поступков, интонаций, что их не приходило в голову осуждать. Обе роли были безукоризненно выстроены актрисой и отшлифованы до блистательного совершенства. С 1927 – Бабанова только в театре Революции, на сцене которого она играла и раньше, одновременно с работой в Гостиме. В тот период ею были сыграны яркие эпизодические миниатюры с пением и эффектными современными «буржуазными» танцами, символизирующими капиталистическое «разложение», но в исполнении Бабановой, с ее необыкновенной пластичностью и эмоциональностью, имели большой успех (Бьенемэ в Озеро Люль А.Файко, Теа в Учителе Бубусе того же автора, «Фокстротирующая Европа» в спектакле Д.Е.и др.). С.Мокульский, историк зарубежного театра писал: «…Выделим Бабанову, которая в пустячной роли гризетки Бьенемэ дает идеально четкий ритмический рисунок так, что каждая линия ее тела, поворот головы, изгиб корпуса сочетаются со словесной тканью роли, подкрепляя, истолковывая и оформляя ее эмоциональное содержание». В 1928 в театре Революции была поставлена режиссером «мхатовского» толка А.Диким пьеса А.Файко Человек с портфелем, ставшая событием в театральной жизни столицы, а также крупной вехой творческого пути Бабановой. Роль мальчика Гоги, вернувшегося с матерью в Россию из Парижа, русского парижанина, лишенного семьи и родины была прожита актрисой на одном дыхании. Впервые столкнувшись с реалиями психологического театра, для которого важно в первую очередь что, а не как, актриса сделала для себя много открытий. Для Бабановой характерно сочетание глубины драматического содержания с непременным комическим оттенком, что было совсем не случайно. Она избегала откровенного комикования, героического пафоса, «сантимента» в любых романтических образах в истолковании страстей, в любой роли она находила что-нибудь остроумно-смешное. Переигравшая не менее десятка крупных ролей о любви, Бабанова утверждала свое понимание этого чувства, относясь к нему с осторожностью, словно боясь смазать прямолинейностью подачи. У актрисы все завуалировано, выстроено на полутонах-полудвижениях, даже там, где идет открытый текст. И в этом обаяние ее очень разных, классических и современных героинь. В роли рабочей Анки (Поэма о топоре, Н.Погодина) ее любовь к Степану воплощалась в особом импровизационном танце. Целую новеллу сумела разыграть актриса в почти бессловесной роли Колокольчиковой из Моего друга. Оба спектакля поставлены А.Д.Поповым в 1931 и имели огромный успех у зрителя. Эта роль, придуманная Бабановой, «отрицательная» по автору, стала снова чуть не самым центром спектакля, символом женской любви, утверждаемой ею через юмор. О Бабановой-Колокольчиковой писали, что «в своей микроскопической роли она громадна, как комическая актриса».Эпохой для русского театра 1930–1950 стали такие бабановские лирические роли, как Таня в одноименной пьесе Арбузова, восстановленная автором и актрисой во втором варианте; Джульетта (Ромео и Джульетта, У.Шекспир), в спектакле А.Д.Попова (поставленном в 1935 и возобновленном в 1948) и ее лучшая роль испанской аристократки Дианы из комедии Лопе де Вега Собака на сене. Все они составляли настоящий бабановский монотеатр, в котором спектакль выстраивался вокруг главной актрисы. Жизнь подтвердила, что такой подход к постановке с ее участием был самым верным. Ее хрупкие, по-началу светящиеся счастьем, неподходившие под общий ранжир лирические героини (Джульетта или Таня) проходили тяжелейшие пути душевных испытаний. Большую трудность для Бабановой составила Джульетта, к образу которой актриса по-настоящему приблизилась, обогащенная опытом Тани и графини Дианы. Играть трагедию, используя полукомедийный арсенал средств, избегая пафоса, – задача, решить которую удалось Бабановой лишь к 1948, когда возникла проблема возраста. Собака на сене, поставленная Н.Петровым в 1938, более 20 лет не сходила со сцены театра, восхищая не одно театральное поколение. Весь опыт актрисы по безупречно точному выстраиванию линии роли, помноженный на комедийный блеск пьесы и поэтичнейший перевод М.Лозинского, в котором актриса принимала большое участие, счастливо совпали и получился театральный шедевр. Бабанова не перегружала образ Дианы психологическими подробностями. Этот образ, как и должно было быть у испанского автора, складывался из взмаха веера, из поворота шляпки, из движения пышного платья. Искусство великой актрисы Бабановой очищено от быта и свободно от романтических котурнов, но не от самого романтизма. С 1943 театр Революции, по существу являющийся театром Бабановой, с которой работали разные режиссеры, в основном, психологического направления, возглавил Н.П.Охлопков, ученик Мейерхольда. Однако, вопреки ожидаемой логике, пути режиссера и актрисы, казалось бы, одной школы, резко разошлись. Одно время удавалось сохранить под одной крышей театр Бабановой и театр Охлопкова. Но довольно скоро две различные системы вступили в противоречие, обнаружив полное непонимание сторон. В искусстве актрисы всегда таилась загадка, тайна. Возможно, она возникала как результат точных построений. Но несомненно, что столь необходимые актрисе построения рождались из потребности по-своему выразить содержание. В отличие от Охлопкова Бабанова сторонилась навязчивых акцентов, открытых приемов. Между тем именно для Охлопкова все это составляло суть создаваемого театра. Режиссер пытался использовать актрису, как необходимую для спектакля краску, лишенную каких-либо полутонов и оттенков, не говоря уже о творческой свободе поиска. Режиссура Охлопкова нацеливала сразу на результат, обязательно весомый и зримый. Игра Бабановой отличалась прежде всего внутренней содержательностью, с точки зрения Охлопкова с не очень яркой внешней стороной. Для Бабановой наступил труднейший период несоответствий: репертуара с возрастом, сложившейся собственной эстетики с переменами в театре. Вместо театра Бабановой остаются отдельные роли, иные трудные, неровные, сыгранные всего несколько раз, как Любовь Шевцова (Молодая гвардия, А.Фадеева, 1947), Офелия (Гамлет, 1954). Режиссер не скрывал, что его интересовал лишь созданный актрисой внешний рисунок роли. Но были в тот период и большие удачи. В охлопковском репертуаре это роль француженки Мари из пьесы В.Гусева Сыновья трех рек, 1944. Мари стала последней ролью бабановского театра, время которого постепенно уходило, ему на смену пришел театр открытого лиризма, называемый «шептальным». Несмотря на всю любовь актрисы к русской классике, она сыграла на удивление мало ролей классических статей. Ее Лариса из Бесприданицы, (1940, постановка Ю.Завадского) не совпала с душевным строем актрисы, так же как и Раневская из чеховского Вишневого сада. А роль Софьи в Зыковых М.Горького (режиссер А.Дудин, 1951) и роль Москалевой, сыгранная гораздо позже, в постановке М.О.Кнебель из Дядюшкиного сна по Ф.М.Достоевскому стали ее большими творческими достижениями. Обе удавшиеся роли были характерными, в них актриса усматривала именно сильные, неординарные характеры. И если сильная Раневская в чеховской пьесе была неуместна, то у Горького и Достоевского попадание в характер было точным. Но за внешней силой и властностью ума своих героинь Бабанова умела показать самое важное – несбыточные детские мечты о счастье, тоска по несостоявшейся любви, утраченные надежды. Несколько ролей сыграно актрисой в период руководства А.А.Гончарова, возглавившего театр после смерти Охлопкова в 1967. Но основной проблемой Бабановой была невостребованность, отсутствие подходящих ролей. Последнюю свою роль Жены из пьесы Э.Олби Все кончено (постановка Л.Толмачевой) Бабанова сыграла на сцене Московского Художественного Театра в 1979. И вновь актрисой было продемонстрировано редчайшее техническое мастерство в создании незаурядного женского характера. Особое место занимает в творчестве Бабановой ее радиотеатр. Уникальная мелодика бабановского голоса, умеющего передавать тончайшие психологические нюансы разных образов, сделали ее незаменимой на Студии звукозаписи. Здесь были поставлены и записаны поэтичные, наполненные глубоким философским смыслом сказки и притчи Г.Х.Андерсена, О.Уальда, А.С.Экзюпери Маленький принц. Они стали своего рода исповедями, войдя в сокровищницу национальной культуры. Сталинская премия (1941). Награждена 2 орденами. Скончалась 20 марта 1983 года.

Bochkov (518x700, 222Kb)
1900
Виктор Михайлович Бочков
советский военный и государственный деятель, Прокурор СССР в 1940—1943, генерал-лейтенант (1944). Родился в деревне Казимирова Слобода, Мстиславский уезд, Могилёвская губерния, Российская империя, ныне в городской черте Мстиславля, в семье крестьянина, белорус. Из бедняцкой семьи, поэтому трудовую жизнь начал очень рано. С 10-ти лет был работником в Пустынском Свято-Успенском монастыре под Мстиславлем. Окончил начальную школу, учился на педагогических курсах. После октябрьской революции был членом Пустынской трудовой коммуны. В марте 1919 года вступил в РКП(б). В 1919 году призван в Красную Армию, служил в отдельном эскадроне конной разведки Особой кавалерийской бригады 15-й армии, в составе бригады попал на Западный фронт, где воевал с польскими войсками. В ноябре — декабре 1921 года воевал в составе отдельного кавалерийского эскадрона 6-й стрелковой дивизии, после чего был направлен командованием Западного фронта на учёбу на 43-е Полоцкие командные курсы Западного военного округа, которые окончил в 1922 году. В октябре 1922 года переведён в войска ОГПУ, командовал взводом 3-го кавалерийского дивизиона войск ОГПУ (Гомель). В феврале 1923 направлен в пограничные войска ОГПУ служил командиром взвода 9-го пограничного батальона Западного пограничного округа, с мая 1923 — инструктор кавалерийского дела 88-го Севастопольского дивизиона ОГПУ, с февраля по октябрь 1924 года — начальник пограничной заставы 25-го пограничного отряда. В 1925 году окончил Высшую пограничную школу ОГПУ СССР. С октября 1925 года — вновь начальник пограничной заставы 23-го пограничного отряда, с марта 1930 года — начальник маневренной группы 24-го погранотряда, начальник штаба 8-го кавалерийского полка. С июня 1932 года — начальник Киевской зенитно-пулемётной школы ОГПУ. С января 1933 года командовал зенитно-пулемётным дивизионом, командиром дивизиона, начальником отделения в 1-й школе погранохраны и войск ОГПУ имени К.Е.Ворошилова (Новый Петергоф). В 1935—1938 гг. учился в Военной академии РККА имени М.В.Фрунзе. После окончания академии переведён в центральный аппарат НКВД, начальник Главного тюремного управления НКВД СССР (ноябрь-декабрь 1938), начальник 4-го (Особого) отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР (декабрь 1938 — август 1940). Участник боев с японцами на Халхин-Голе, а также войны с Финляндией 1939—1940. 7 августа 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР назначен Прокурором СССР и находился на этом посту до ноября 1943 г. Находясь на посту Прокурора СССР, фактически подчинялся Берии. В начале Великой Отечественной войны, 5 июля 1941 г. В.М.Бочков решением Ставки был назначен членом Военного Совета Северо-Западного фронта и непосредственно возглавил Особый отдел фронта. С этого времени и до начала января 1942 г. обязанности Прокурора Союза ССР исполнял Г.Н.Сафонов. В 1940—1941 гг. входил в состав секретной комиссии Политбюро ЦК ВКП(б) по судебным делам. Комиссия утверждала все приговоры о смертной казни в СССР. В 1940 году была расстреляна без суда и составления каких-либо бумаг жена маршала Кулика К.И.Кулик-Симонич. По словам Влодзимирского, Бочков опоздал к моменту казни и «выругал Блохина, <…>, что он привел приговор в исполнение, не дождавшись его». В октябре 1941 года по предписанию Берии в г. Куйбышеве и Саратове были без какого-либо оформления бумаг расстреляны 25 человек, в конце февраля — начале марта 1942 начальник следственной части НКВД Влодзимирский составил задним числом «заключения» с указанием, что расстрелы произведены по «специальным указаниям директивных органов Союза ССР». Все эти заключения имели подпись: «Согласен. Бочков. 17 октября 1941 г.». По приказу В.М.Бочкова в 1943 года с целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины были введены классные чины и форменная одежда для сотрудников прокуратуры. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. «Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры» предусматривал введение классных чинов, а постановлением Совнаркома СССР от 16 сентября 1943 года была введена форменная одежда для прокурорско-следственных работников. 22 сентября 1943 г. Бочков издал приказ «О порядке аттестования прокурорско-следственных работников органов Прокуратуры Союза ССР». Мероприятие предполагалось провести с 1 октября 1943 г. по 1 апреля 1944 г. Но в ноябре 1943 Бочков подал заявление в ЦК ВКП(б) с просьбой об освобождении его от занимаемой должности, и 13 ноября 1943 Указом Президиума Верховного Совета СССР он был освобождён от должности Прокурора СССР и вернулся на службу в наркомат внутренних дел. C 3 января 1944 по 8 июня 1951 года — начальник Управления конвойных войск НКВД (с 1946 — МВД) СССР. В начале 1944 года участвовал в операциях по выселению карачаевцев, калмыков, чеченцев и ингушей. 8 марта 1944 года за участие в этих операциях награждён орденом Красной Звезды (награждение отменено Указом Президиума ВС СССР от 4 апреля 1962). За участие в операции по выселению из Крыма крымских татар, болгар, греков, армян награждён орденом Отечественной войны 1-й степени (награждение отменено Указом Президиума ВС от 3 февраля 1964). С 8 июня 1951 по 3 мая 1955 года — начальник управления охраны — заместитель начальника ГУЛАГ МВД СССР. В январе — феврале 1954 года В.М.Бочков был допрошен на основании показаний Влодзимирского и других о его участии в бессудных расстрелах. 25 января 1954 года Прокурор Р.А.Руденко направил Г.М.Маленкову письмо, в нём сказано: «сам факт подписания т. Бочковым задним числом сфальсифицированных заключений о расстреле 25 арестованных является должностным преступлением. По действующему законодательству т. Бочков в настоящее время не может быть привлечён к уголовной ответственности и предан суду ввиду истечения 10-летней давности с момента совершения преступления». В. М. Бочков не только не был осуждён, но и сохранил свою должность зам. начальника ГУЛАГа на протяжении ещё более года. В мае — июне 1954 года сначала руководит, а после приезда Долгих участвует в комиссии, занятой переговорами и позднее организацией подавления Кенгирского восстания. С 3 мая 1955 по 1957 год — начальник отдела конвойной охраны — заместитель начальника ГУЛАГ. С 1957 года — заместитель начальника Главного управления исправительно-трудовых колоний (ГУИТК) МВД СССР — начальник отдела охраны. С мая 1959 года — в отставке. Жил в Москве. В 1961—1963 — начальник сектора Всесоюзного проектно-технологического института «Стройдормаш» Московского СНХ, в 1963−1969 — заместитель начальника отдела Проектно-конструкторского технологического института машиностроения Московского СНХ. Вышел на пенсию в августе 1969 года. Сын — Борис Викторович Бочков, советский военачальник, генерал-полковник авиации. Умер в Москве 2 августа 1981 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Специальные и воинские звания: Полковник; старший майор государственной безопасности (28 января 1939); комиссар государственной безопасности III ранга (14 марта 1940); генерал-майор (28 июля 1940); генерал-лейтенант (17 ноября 1944). Награды: Два ордена Ленина (26 апреля 1940, 21 февраля 1945); Два ордена Красного Знамени (29 августа 1939, 3 ноября 1944); Орден Суворова II степени (21 сентября 1945); Три ордена Отечественной войны I степени (7 июля 1947, 29 октября 1948, 24 августа 1949); Орден Трудового Красного Знамени (19 сентября 1952); Орден Красной Звезды (8 марта 1944); Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»; Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»; Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»; Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»; 7 медалей; «Заслуженный работник НКВД» (1942). Награждения орденом Красной звезды и одним из орденов Отечественной войны I степени (награжденным по указу от 7 июля 1944 г.) отменены Указами Президиума Верховного Совета СССР соответственно в апреле 1962 и марте 1964, как полученные за участие в операциях по выселению народов Кавказа и Крыма. Литература: Белобородов Г.С. История Внутренних войск. Хроника событий (1811—1991 гг.). — Москва: ГУВВ МВД России, 1995. — Страницы 135-136; Кокурин А.И., Петров Н.В. Лубянка: Органы ВЧК—ОГПУ—НКВД—МКГБ—МВД—КГБ. 1917—1991. Справочник / Яковлев А.Н. — Москва : МФД, 2003. — Страницы 71, 105, 193—202. — 768 страниц; Петров Н.В., Скоркин К.В. Бочков В.М. // Кто руководил НКВД, 1934—1941 : справочник / Под редакцией Н.Г.Охотина и А.Б.Рогинского. — Москва : Звенья, 1999. — 502 страницы. — 3000 экземпляров. — ISBN 5-7870-0032-3; Соловьев Д.Ю. Все генералы Сталина. Том 3. — Москва, 2019. — ISBN 9785532106444. — Страницы 11—12; Штутман С.М. Внутренние войска: история в лицах. — Москва : «ГАЗОйл пресс», 2015.

[516x699]
1900
Степан Федосеевич Проценко
командир 269-го стрелкового полка 136-й стрелковой дивизии 38-й армии Воронежского фронта, подполковник. Родился в городе Конотопе Сумской области, в семье рабочего-железнодорожника. Украинец. Окончил четыре класса городского училища. В 1920 году добровольцем ушёл в Красную Армию. Принимал участие в Гражданской войне. В 1935 году окончил Военно-инженерную академию. В боях Великой Отечественной войны с 1941 года. Воевал на Воронежском фронте. В ночь на 2 октября 1943 года 269-й стрелковый полк 136-й стрелковой дивизии под командованием С.Ф.Проценко форсировал Днепр южнее Киева и закрепился на острове Казачьем, имевшем важное тактическое значение. Наши передовые подразделения получили возможность перерезать шоссе Киев — Обухов и занять командные высоты, что создавало благоприятную обстановку для переправы через Днепр основных сил. Немецкое командование принимало срочные меры для усиления своей обороны. К этому участку реки были подтянуты резервные части, эсэсовские отряды. Противник всеми силами стремился выбить советских воинов с острова. Контратаки вражеской пехоты поддерживались артиллерией из районов Печерска и Лысой Горы, а также авиацией. Огонь не прекращался ни на минуту. Но ничто не могло сломить боевой дух наших бойцов. Подразделения полка С.Ф.Проценко действовали смело и решительно, отбивая контратаки гитлеровцев. В наиболее опасных местах солдаты видели своего боевого командира с оружием в руках. Фашистам удалось вклиниться в оборону полка. Создалась угроза окружения одного из батальонов. Узнав об этом, подполковник С.Ф.Проценко с группой артиллеристов немедленно прибыл в расположение подразделения, которому угрожала опасность, и организовал там надежную оборону. Благодаря решительности и высокому командирскому мастерству С.Ф.Проценко батальон не только избежал окружения, но и нанёс удар по врагу, принудив его к отступлению. Сотни гитлеровцев нашли себе смерть на острове Казачьем. 3 октября 1943 года, несмотря на большие потери, немцы возобновили контратаки. Над островом появились вражеские самолеты. Вокруг рвались снаряды и бомбы. Одна из бомб взорвалась вблизи от командного пункта. Отважный командир 269-го стрелкового полка Степан Федосеевич Проценко был смертельно ранен осколками.
[700x620]
Похоронен в Киеве в Парке Вечной Славы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Степану Федосеевичу Проценко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, медалями.
[489x698]
В городе Конотопе на улице Свободы на доме №9, где Герой родился и жил, установлена мемориальная доска. О боевом пути Героя повествуют материалы экспозиции Конотопского краеведческого музея.

1900
Иосиф Адамович Руцкий
доктор биологических наук. Был деканом биолого-почвенного факультета Воронежского государственного университета в 1933-1960 гг. Умер в 1985 году.

[552x700]
1900
Михаил Фёдорович Тихонов
командир 39-го гвардейского Венского стрелкового корпуса 9-й гвардейской армии 3-го Украинского фронта, гвардии генерал-лейтенант. Михаил Фёдорович Тихонов родился в городе Одесса. Русский. Из рабочих. Образование среднее. Работал слесарем на патронном заводе в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). В Красной Армии с апреля 1918 года. В годы Гражданской войны воевал на Южном фронте: красноармеец и младший командир 3-го запасного кавалерийского полка, командир эскадрона кавалерийских курсов комсостава 8-й армии, командир взвода и заведующий разведкой 1-го кавалерийского полка 22-й стрелковой дивизии, адъютант образцового дивизиона 9-й Кубанской армии. В 1919 году окончил Московские кавалерийские курсы. В Гражданской войне был трижды ранен, в том числе в 1920 году получил тяжелое ранение. За личное мужество награждён Постановлением ВЦИК РСФСР именными золотыми часами (1920). После окончания войны в 1921 году окончил повторные курсы высшего комсостава кавалерии в Харькове. С августа 1921 года - командир эскадрона 44-го кавалерийского полка 3-й отдельной кавалерийской бригады, в 1921 - 1922 годах участвовал в боевых действиях против банд Чернова в Троицком уезде Челябинской губернии. В апреле - августе 1923 года учился на повторных кавалерийских курсах комсостава Приволжского военного округа, по их окончании - вновь командир эскадрона в 44-м кавалерийском полку. С апреля 1925 по 1928 годы - помощник командира 68-го Терского кавалерийского полка Северо-Кавказского военного округа. В 1925 году участвовал в подавлении антисоветского восстания в Чечне, был ранен в бою. За отличие в боях награждён именным огнестрельным оружием (1928). В 1930 году окончил Военную академию РККА имени М.В. Фрунзе. С мая 1930 года - начальник штаба 33-го кавалерийского полка, с апреля 1931 года - начальник первой части штаба и исполняющий должность начальника штаба 6-й кавалерийской дивизии. С ноября 1931 года - в 1-м управлении Штаба РККА (в будущем - Генеральный штаб), помощник начальника и начальник сектора, помощник начальника и начальник отделения в Оперативном отделе. С июня 1935 по март 1938 года находился в длительной командировке в Монгольской Народной Республике, служил инструктором в Народно-революционной армии МНР. В феврале - марте 1936 года участвовал в боевых действиях во время крупномасштабного пограничного конфликта между японскими и монгольскими войсками в районе Тамсак-Булак. За боевые заслуги и за большую работу по повышению боеспособности монгольской армии награждён двумя орденами МНР. С марта 1939 года - командир 71-го запасного кавалерийского полка, с декабря 1939 года - командир 1-го кавалерийского полка 1-й отдельной кавалерийской бригады. С января по март 1940 года участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов в должности командира 28-го кавалерийского полка 1-й отдельной кавалерийской бригады 13-й армии. После войны направлен на учёбу в Военную академию командного и штурманского состава ВВС Красной Армии. После её окончания, с мая 1941 года - командир 7-й воздушно-десантной бригады Западного Особого военного округа. С первых дней Великой Отечественной войны полковник М.Ф.Тихонов в боях на Западном фронте в составе 4-го воздушно-десантного корпуса. Проявил себя храбрым и отважным командиром. В критические моменты неоднократно возглавлял атаки воинов-десантников и участвовал в рукопашных схватках, в то же время проявил себя волевым и энергичным командиром, уверенно руководившим войсками в исключительно трудной обстановке. 4 июля 1941 года в бою на реке Березина был тяжело ранен. После выхода из госпиталя в сентябре 1941 года назначен командиром формируемого 2-го воздушно-десантного корпуса. В мае 1942 года корпус был переформирован в 32-ю гвардейскую стрелковую дивизию, которая в составе 47-й армии Закавказского фронта была развёрнута для обороны Черноморского побережья Кавказа. При прорыве немецких войск на Кавказ в августе 1942 года дивизия была переброшена под Туапсе и своей упорной обороной сорвала планы врага по захвату этого города. За героизм бойцов и командиров дивизия была награждена орденом Красного Знамени. Генерал-майор (17 ноября 1942). С января 1943 года в составе 18-й и 56-й армий Северо-Кавказского фронта 32-я гвардейская стрелковая дивизия действовала в наступательном этапе битвы за Кавказ и в Краснодарской наступательной операции. С 9 марта по 2 апреля - командир 11-го гвардейского стрелкового корпуса 9-й армии Северо-Кавказского фронта, наступавшего на Таманском полуострове. С июля 1943 - заместитель командующего 58-й, в августе - ноябре 1943 - заместитель командующего войсками 56-й армии Северо-Кавказского фронта, участвовал в Новороссийско-Таманской наступательной операции. С января 1944 года - командир 108-го стрелкового корпуса 42-й армии Ленинградского фронта. В ходе Ленинградско-Новгородской операции части корпуса прорвали долговременную оборону врага под Ленинградом, освободили города Ропша, Красногвардейск, Гдов, Койвисто. Весной 1944 года корпус был переброшен на выборгское направление и в составе 21-й армии Ленинградского фронта принял участие в Выборгской наступательной операции, прорвал в своей полосе наступления "Линию Маннергейма", занял город Уурас (ныне г.Высоцк Ленинградской области) и участвовал в штурме Выборга. С августа 1944 года генерал-лейтенант М.Ф.Тихонов командовал формирующимся в Калинине (Тверь) 39-м гвардейским воздушно-десантным корпусом. В январе 1945 года корпус был переформирован в 39-й гвардейский стрелковый корпус и включен в состав 9-й гвардейской армии. В марте 1945 года армия прибыла на 2-й Украинский фронт, затем передана 3-му Украинскому фронту. В ходе Венской наступательной операции части корпуса под командованием гвардии генерал-лейтенанта М.Ф.Тихонова успешно действовали в составе 9-й гвардейской армии 3-го Украинского фронта. Корпус был введён в сражение 21 марта 1945 года. Развивая успех частей армии, корпус стремительно вырвался вперёд, преследуя и громя отходящие части противника и срывая его планомерный отход. Выйдя на оперативный простор, гвардейцы генерала Тихонова прошли с боями свыше 350 километров за три недели, освободив 11 городов Венгрии и Австрии, 227 населённых пунктов и 69 железнодорожных станций. Были форсированы с ходу 8 водных преград. Совершив глубокий охват, гвардейцы перерезали пути отхода Венской группировки противника и участвовали в штурме столицы Австрии города Вены. Всего в боях с 21 марта по 13 ареля 1945 года бойцами 39-го гвардейского стрелкового корпуса уничтожено 12053 солдат и офицеров врага, 130 орудий, 80 танков, 35 бронетранспортёров, 92 самолёта, захвачено 11500 пленных, 155 танков и самоходных орудий, 54 бронетранспортёра, 40 орудий, 240 самолётов, 121 склад. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии генерал-лейтенанту Тихонову Михаилу Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". После Великой Победы генерал-лейтенант М.Ф.Тихонов находился в распоряжении Военного совета 9-й армии. С октября 1945 года - помощник начальника Военной академии имени М.В.Фрунзе по строевой части, затем первый заместитель начальника академии по научной и учебной работе до сентября 1952 года. В 1953 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С сентября 1953 года - Главный военный советник в Венгерской Народной Армии и военный атташе при посольстве СССР в Венгерской Народной Республике. С марта 1957 года - начальник кафедры общей тактики и оперативной подготовки Военно-инженерной академии имени В.В.Куйбышева. С октября 1962 года - в отставке. Жил в городе-герое Москве. Скончался 11 февраля 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок 7). Генерал-лейтенант (22 февраля 1944). Награждён тремя орденами Ленина (29 июня 1944; 21 февраля 1945; 29 июня 1945), четырьмя орденами Красного Знамени (13 декабря 1942; 30 января 1943; 3 ноября 44; 20 июня 1949), орденами Кутузова I степени (28 апреля 1945), Суворова II степени (21 февраля 1944), Отечественной войны I степени (25 октября 1943), Красной Звезды (22 февраля 1941), медалями, иностранными орденами - Красной Звезды (Монгольская Народная Республика, 1936), "Полярная Звезда" (Монгольская Народная Республика, 1938), иностранными медалями.

1901
Евгений Иванович Чарушин
советский график и детский писатель, скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Родился в городе Вятка, ныне Киров. Учился во Вхутеине в Ленинграде (1922—1926) у А.И.Савинова и А.А.Рылова. Испытал влияние В.В.Лебедева. В проникнутых теплым юмором, исполненных в манере свободного акварельного рисунка анималистические иллюстрации Чарушина к своим собственным книгам ("Волчишко и другие", 1931; "Никитка и его друзья", 1938; "Про Томку", 1957) и произведениям других авторов ("Детки в клетке" С.Я.Маршака, издана в 1935) для детей младшего возраста познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина). К иллюстрациям Чарушина близки по духу его эстампы и мелкая фарфоровая пластика. Произведения Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Умер в Ленинграде 18 февраля 1965 года. «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка - я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Все это надо наблюдать и почувствовать», - так писал о себе Е.И.Чарушин. «Вот яркие, памятные моменты из моего детства. Положив в лукошко только что вылупившихся цыплят, мать ставит их на тёплую русскую печь «обсыхать». Цыплята копошатся, попискивают, а я лежу на печке и наблюдаю. По утрам, не умывшись, лез на дерево, чтобы меня не заставили, чего доброго, учить уроки. Я читал Брема и чуть не плакал, так мне хотелось иметь тапира или жирафу. Ходил бы зверь, ел… А я бы смотрел… Я приучился с детства понимать животное — понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное. Так, например, на одном рисунке была изображена собака. Собака явно «улыбается». Вывалила язык, «рот до ушей», словом, собака в прекрасном расположении духа. А один педагог «объяснял» этот рисунок детям примерно так: «Смотрите, какая злющая собака. Смотрите, как она рычит!»… Критика моих работ такими людьми для меня очень страшна и обидна. Формы моих наблюдений за животными необычны и непонятны им». Короткую автобиографическую статью, названную «Моя работа», Евгений Иванович Чарушин заканчивает такими словами: «…главным образом радует меня то обстоятельство, что я работаю для миллионов наших ребят. Плохо ли, хорошо ли у меня это получается, не знаю. Но в работе моей я честен». Сочинения: Про больших и маленьких, Москва, 1960; Рассказы. (Предисловие Г.П.Гроденского) Ленинград, 1971; Автобиография, "Детская литература", 1937, № 23. Литература: Чарнецкий Я., Кузнецов Э., Е.И.Чарушин, Ленинград, 1960: Гроденский Г.П., Е.Чарушин, Ленинград, 1962.

1901
Георгий Филиппович Шолохов-Синявский (псевдоним; настоящая фамилия — Шолохов)
русский советский писатель. Член КПСС с 1938. Родился в хуторе Синявский, ныне Неклиновского района Ростовской области, в крестьянской семье. Первое опубликованное произведение — повесть "Преступление" (1928). Романы "Суровая путина" (части 1—3, 1932—1937), "Далекие огни" (книги 1—2, 1939—1941), повесть "Семья Кудимовых" (1941) рассказывают о дореволюционном быте рыбаков и об их участии в революции. О героизме советского народа в годы Великой Отечественной войны написаны рассказы в сборнике "Змей-Горыныч" (1944), роман "Волгины" (книги 1—3, 1947—1951). Роман "Беспокойный возраст" (1959) ставит проблемы жизненного определения молодежи. Последнее произведение Шолохова-Синявского — автобиографическая трилогия "Горький мед" (1961—1964). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер в Москве 1 мая 1967 года. Сочинения: Разговор по душам. Заметки писателя, Ростов на Дону, 1963. Литература: Каджуни Н., Георгий Филиппович Шолохов. Критико-биографический очерк, Ростов на Дону, 1961; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, том 6, часть 2, Москва, 1969.

[462x700]
1903
Виктор Сергеевич Васянин
лётчик-испытатель III класса (1954), старший лейтенант. Родился в селе Сорочинское ныне Самарской области. С 1910 жил в Самаре, с 1918 - в Москве. С 1923 работал электромехаником на заводе в Запорожье. В 1925 окончил Запорожский электромеханический техникум. В армии в 1926-1937. В 1927 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 - Борисоглебскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС. В 1931-1934 - начальник летной части Высшей летно-планерной школы. В 1934-1937 - лётчик-испытатель НИИ ГВФ. Провел испытания АИР-9бис (1935), САМ-3 (1935), самолета «Фанера-3» на бафтинг (1935), участвовал в испытаниях «АИР-2», «АИР-3», «АИР-6», «СБ», «К-5», «ПС-9», «Сталь-3», «САМ-3», «УТ-1». В 1937-1941 - лётчик-испытатель ЦАГИ. Провел ряд испытательных работ на самолетах. С апреля 1941 по 1945 - на летно-испытательной работе в ЛИИ. Участвовал в отработке методики ночной буксировки планеров, отработке методов ночной посадки на неосвещенный аэродром с помощью специального приспособления на «По-2» и «ТБ-3». Автор 15 авторских свидетельств, разработал метод и конструкцию подцепки планера в полете, совместно с И.И.Шелестом разработал систему заправки самолетов «с крыла на крыло». В 1945-1949 - командир тренировочного отряда летчиков ЛИИ. С 1949 - ведущий инженер ЛИИ. Жил в Жуковском. Умер 26 сентября 1954 года. Похоронен в Москве, на Рогожском кладбище. Награжден орденом Красной Звезды, медалями.

1903
Александр Константинович Ильинский
белорусский советский актёр, народный артист СССР (1953). Член КПСС с 1945. Родился в ныне поселок Мир Гродненской области. В 1919 начал сценическую деятельность в Минске. В 1921-1926 учился в Белорусской театральной студии в Москве. С 1926 работал во 2-м Белорусском государственном драматическом театре (ныне Белорусский театр имени Я.Коласа, Витебск). Играл главным образом комедийные роли, создавал образы, народные по характеру, богатству языка, юмору: Талаш ("В пущах Полесья" Коласа), Нестерка ("Нестерка" Вольского), Пытлеванный ("Поют жаворонки" Крапивы), Мочек-Мочульский ("Лявониха" Данилова) и др. Депутат Верховного Совета БССР 4-5-го созывов. Лауреат Сталинской премии (1946). Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. Скончался в Витебске 23 марта 1967 года. Литература: Cкiбнеускi А., Народны артыст СССР А.К.Iльiнскi, Miнск, 1954.

[478x698]
1903
Кузьма Степанович Пургин
командир отделения связи 1848-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 30-й отдельной истребительно-противотанковой артиллерийской бригады 7-й гвардейской армии Степного фронта, сержант. Родился в селе Троицкое ныне Богдановичского района Свердловской области, в крестьянской семье. Русский. Образование начальное. Работал бригадиром пути на железнодорожной станции «Богданович». В Красной Армии с 1942 года. В действующей армии с августа 1942 года. Член ВКП(б) с 1944 года. Воевал на Воронежском и Степном фронтах. Командир отделения связи 1848-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка (30-я отдельная истребительно-противотанковая артиллерийская бригада, 7-я гвардейская армия, Степной фронт) кандидат в члены ВКП(б) сержант Кузьма Пургин в числе первых в полку 26 сентября 1943 года под сильным огнём противника переправился через реку Днепр у села Бородаевка Верхнеднепровского района Днепропетровской области Украины и, проложив кабельную линию, установил связь с батареей на плацдарме. Мужественный связист своевременно устранял повреждения на линии, участвовал в отражении контратак гитлеровцев. 7 октября 1943 года в бою у села Погребная сержант Пургин К.С. сумел обеспечить бесперебойную связь при смене огневых позиций подразделений полка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм сержанту Пургину Кузьме Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1395). Но не суждено было К.С.Пургину встретить долгожданный День Победы над фашистской Германией. Он пал смертью храбрых в бою 12 октября 1944 года. Похоронен в румынской деревне Влаха. Награждён орденом Ленина. Имя Героя носит улица в городе Богданович Свердловской области.
[550x699]
Мемориальная доска установлена в городе Богданович Свердловской области на здании железнодорожной станции «Богданович» Свердловской железной дороги.

1903
Сэм Спигел
американский продюсер (родом из Австро-Венгрии).

Andrzej_Bogucki (511x700, 299Kb)
1904
Анджей Богуцкий (польское имя — Andrzej Bogucki)
польский актёр театра, оперетты, ревю, кино, радио и телевидения, также певец. Анджей Богуцкий родился в Варшаве. Дебютировал в театре в 1930 году в Варшаве. Актёр театров в Варшаве и Лодзи, также оперетты, ревю и кабаре. Выступал в спектаклях «театра телевидения» в 1962—1978 годах и во многих радиопередачах «Польского радио», пел в радио и на эстраде. Во время войны помогал евреям и укрывал их от преследований нацистов, в частности спас пианиста и композитора Владислава Шпильмана. За это в 1978 году израильским Институтом Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» ему было присвоено почётное звание праведника мира. Умер в Варшаве 29 июля 1978 года.
Andrzej_Bogucki_monument (525x700, 340Kb)
Похоронен на кладбище Старые Повонзки.
Избранная фильмография: 1917 — Тайна аллей Уяздовских / Tajemnica alei Ujazdowskich; 1917 — Тайна отеля / Pokój nr 13; 1933 — Его превосходительство субъект / Jego ekscelencja subiekt; 1933 — Шпион в маске / Szpieg w masce; 1934 — Обеты уланские / Śluby ułańskie; 1935 — Любовные маневры / Manewry miłosne; 1936 — Пан Твардовский / Pan Twardowski; 1936 — Болек и Лёлек / Bolek i Lolek; 1937 — Господин редактор безумствует / Pan redaktor szaleje; 1937 — Недотёпа / Niedorajda; 1938 — За несовершённые вины / Za winy niepopełnione; 1939 — Бродяги / Włóczęgi; 1939 — Золотая Маска / Złota maska; 1953 — Солдат Победы / Żołnierz zwycięstwa; 1953 — Дело, которое надо уладить / Sprawa do załatwienia; 1956 — Необыкновенная карьера / Nikodem Dyzma; 1968 — Ставка больше, чем жизнь / Stawka większa niż życie (только в 13-й серии); 1970 — Нюрнбергский эпилог / Epilog norymberski; 1973 — Большая любовь Бальзака / Wielka miłość Balzaka (только во 2-й серии); 1973 — Яношик / Janosik; 1975 — Её возвращение / Jej powrót; 1975 — Сорокалетний / 40-latek (только в 12-й серии); 1977 — Кукла / Lalka (только в 3-й серии); 1978 — Жизнь, полная риска / Życie na gorąco (только в 7-й серии). Признание: Награда Премьер-министра ПНР за радио творчество для детей (1959); Кавалерский крест Ордена Возрождения Польши;
Диплом праведника мира (1978).

Shirley_Graham (513x700, 152Kb)
1904
Грэм Шерли Грэхем (Shirley Graham Du Bois)
негритянская писательница и общественный деятель США. Родилась в Индианаполисе, штат Индиана, США. Дочь священника. Один из руководителей прогрессивного журнала "Мейнстрим", участница движения в защиту мира. Автор беллетризованных биографий: "Поль Робсон, гражданин мира" (1946), Ф.Дугласа - "Жил-был раб" (1947, русский перевод 1959), "История Филлис Уитли" (1949); учёного и писателя Б.Баннекера - "Ваш покорный слуга" (1949, русский перевод 1962). Умерла в Пекине 27 марта 1977 года. Литература: Беккер М., Прогрессивная негритянская литература США, Ленинград, 1957; Aptheker Н., Benjamin Banneker, «Masses and Mainstream», 1949, v. 2, № 11; Newberry М., A talk with editor of «Freedomways», «The Worker», 1961, 18 June.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 11 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»