• Авторизация


11 ноября родились... 11-11-2025 04:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[449x698]
1894
Георгий Владимирович Иванов
русский поэт. С 1922 в эмиграции. Родился в Студенках Ковенской губернии. Сын военного, Иванов воспитывался в Санкт-Петербургском кадетском корпусе. Печататься начал в 17 лет, в 1911 издал свою первую поэтическую книгу Отплытие на остров Цитеру (названа по одноименной картине А.Ватто; под этим же заглавием изданы в 1937 избранные стихи Иванова 1916–1936). По отзыву Н.С.Гумилева, выделившего этот сборник среди книг дебютантов, поэт «не мыслит образами... он вообще никак не мыслит. Но ему хочется говорить о том, что он видит». Визуальная природа лирики Иванова, намного более для нее важная, чем интеллектуальное начало или подчеркнутая эмоциональность, родственна акмеизму, приверженцем которого он оставался в свой Санкт-Петербургский период, хотя его сближали также и с эгофутуризмом И.Северянина, и с эстетикой «прекрасной ясности», возвещенной М.Кузминым. До революции Ивановым были изданы сборники Горница (1914) и Вереск (1916), подготовлена большая книга избранного, прочитанная в рукописи А.А.Блоком, который нашел эти стихотворения почти безукоризненными по форме, однако оставляющими ощущение внутренней пустоты: автор сознательно его добивается, поскольку это творчество «человека, зарезанного цивилизацией». Мотив «бессмыслицы земного испытанья», возникший уже в ранних стихотворениях Иванова, станет одним из основных в его поэзии начиная со сборника Сады (1921) и приобретет доминирующее значение в книгах эмигрантского периода. С 1917 Иванов входил в акмеистский «Цех поэтов», после революции участвовал в деятельности издательства «Всемирная литература», где входил в возглавляемую Гумилевым французскую секцию. Гибель Гумилева означала для Иванова не только закат поэтической школы, к которой примыкал он сам, но и самое бесспорное свидетельство краха всей русской культуры. В книге мемуаров Санкт-Петербургские зимы (1928) Иванов пишет о том, что крах был следствием большевистского насилия, но в большой степени и результатом внутреннего кризиса самой этой культуры, блестящей и по существу беззащитной, зараженной пороками времени: не зная ни идеалов, ни ценностей высшего ряда, оно страдало безответственностью и поверхностным дендизмом. Умирание великой традиции составляет постоянный поэтический сюжет Иванова (сборникики Лампада, 1922, Розы, 1931). Поэтика центона, когда стихотворение составлялось из стихов какого-либо одного или нескольких поэтов, вызывая многочисленные и не всегда проясненные ассоциации с поэтами от Тютчева до Блока, стала наиболее характерной особенностью Иванова в книгах Розы и Портрет без сходства (1950), принесших ему славу первого поэта русской эмиграции. Представляя собой цикл из 41 стихотворения, построенных вокруг повторяющихся лирических сюжетов, Розы доносят типичную для Иванова мысль об эфемерности и ненужности «мировой красоты», которая смиряется перед отталкивающим «торжеством мирового уродства». Многократно возникающая в стихах 1920–1930-х годов нота, которую Иванов афористически выразил в своей прозе Распад атома (1938): «Пушкинская эпоха, зачем ты нас обманула?», определяет звучание его произведений, где показывается, как грубость и примитивизм реальных отношений разрушают последние иллюзии относительно мира как воплощения красоты и добра. Атмосфера деградации и безнадежности, которую Иванов воссоздает в стихотворениях позднего периода, доминирует и в Распаде атома, его «поэме в прозе» (Ходасевич), где с вызываюшей прямотой и точностью описаны будни парижского «дна», восприятого как завершение европейской культуры. Творчество Иванова рядом критиков истолковано как первый (и, возможно, единственный) памятник русского экзистенциализма, для которого, согласно Р.Гулю, мир преврашается либо в «черную дыру», либо в плоскую авантюру. Художественный язык Иванова меняется, с ходом времени все более активно соприкасаясь со сферой тривиальных понятий и вещей, которые осознаются как последнее свидетельство неподдельности в мире, пропитавшемся условностями и фальшью. Вместе с тем для поэтики последних книг Иванова (Портрет без сходства) характерно широкое использование метафоры «сна», который становится специфическим припоминанием давно пережитого, когда «прошлое путается, ускользает, меняется». Иванов воскрешает лица и эпизоды своей Санкт-Петербургской юности, однако действительное портретное сходство оказывается исключено по самому характеру построения рассказа – и поэтического, и мемуарного (цикл очерков 1924–1930 под общим заглавием Китайские тени, отдельным изданием при жизни автора не выходили). В лирике позднего периода важное место занимает тема омертвения традиционных способов художественного изображения мира и резко изменившегося статуса поэзии, которой более не дано пробуждать страстный отклик масс («Нельзя поверить в появление нового Вертера... Новые железные законы, перетягивающие мир, как сырую кожу, не знают утешения искусства»). С этой позиции Иванов, на протяжении первых двух эмигрантских десятилетий активно работавший как критик, подходил к оценке явлений современной литературы. Его взгляды и намеченные им эстетические приоритеты оказали существенное воздействие на поэзию «Парижской ноты», тесно связанную с деятельностью журнала «Числа», где Иванов был одним из главных сотрудников. В годы Второй мировой войны Иванов придерживался взгляда на события, который впоследствии вызвали нападки на него за коллаборационизм. В послевоенные годы общественная позиция Иванова приобрела отчетливо выраженный антисоветский характер, что в новых условиях привело его к конфликту с Г.Адамовичем, своим литератунным единомышенником еще по Санкт-Петербургскому периоду. Умер Иванов в Йере (департамент Вар, Франция) 2 августа 1958 года.

Куманин (516x700, 211Kb)
1895
Михаил Фёдорович Куманин
генерал-лейтенант береговой службы, заместитель командующего Черноморским флотом. В 1914 году окончил Константиновское артиллерийское училище, участник Первой мировой войны, подпоручик. Член РСДРП(б) с 1917 года. В 1918—1920 годах командир батареи, артиллерийского дивизиона, начальник артиллерии бригады. С 1920 по 1923 год командир 143-й стрелковой бригады. В 1923—1924 годах командир 144-го, 50-го стрелковых полков. В 1924 году помощник командира 24-я стрелковая дивизия|24-й стрелковой дивизии. В 1924—1926 годах командир 18-го стрелкового полка, врид командира 55-й стрелковой дивизии. В 1926—1928 годах военный советник в Китае. В 1928 году награждён орденом Красного Знамени. С 1928 по 1932 год военрук Коммунистического университета трудящихся Востока. В 1932—1934 годах помощник командира 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. 1934—1938 годах комендант Совгаванского укрепрайона Тихоокеанского флота. В мае 1938 года репрессирован и уволен из рядов РККФ по статье 44 «в». Освобождён в августе 1939 года. В 1939—1940 годах начальник штаба Северо-Западного УР. В 1940 году начальник штаба Одесской военно-морской базы. 4 июня 1940 года присвоено звание генерал-майора береговой службы. В 1941 году командующий Батумской ВМБ. В 1941—1943 году командующий Потийской ВМБ. В 1943—1944 году заместитель командующего Черноморским флотом. В 1943—1947 годах начальник тыла Черноморского флота. 18 апреля 1943 года присвоено звание генерал-лейтенанта береговой службы. Зам начальника тыла ВМС (май 1947-май 1953), генерал-лейтенант (5 мая 1952). Зам начальника тыла МО СССР (май 1953-июнь 1957). В распоряжении начальника тыла МО СССР (06-август 1957), в составе научно-исследовательской группы №1 при ГШ ВМФ (август 1957-июнь 1960).
С июня 1960 - в отставке. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 22 июля 1965 года.
Куманингроб (525x700, 469Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Награды: Орден Ленина; Орден Красного Знамени (20 февраля 1928, 1943, 1944); Орден Красной Звезды (18 августа 1936); Орден Отечественной войны 1 степени; Медаль «За оборону Севастополя»; Медаль «За оборону Кавказа»; Медали. Литература: Лурье В.М. Куманин, Михаил Фёдорович // Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941—1945). — Санкт-Петербург : Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. — Страницы 128-129. — 280 страниц. — 2000 экземпляров. — ISBN 5-86789-102-X; М.Ф.Куманин. Отправляем в поход корабли. Издательство: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1962 г.

Ferdi_Sannamees (499x700, 210Kb)
1895
Ферди (Фердинанд) Саннамеэс (также Саннамеес, эстонское имя — Ferdi Sannamees)
эстонский художник и скульптор. Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1943). Родился в крестьянской семье, где мечтой главы было владеть собственной фермой. Учился в сельской школе. Уже в детстве, при посредственных успехах в учении, проявил способности к рисованию. Работал фотографом в Раквере (1915—1916). Служил в русской армии в 1917 году в Петрограде, в силах эстонской самообороны в Тарту (1918—1920). Изучал живопись, графику, скульптуру в Тартуской высшей художественной школе «Паллас» (1919—1924). Ученик Антона Старкопфа. Стажировался в Дрездене (1923) и Париже (1928, 1932—1933). С 1925 года работал в Таллине. Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Чувашии. В 1944 году возвратился в Эстонию. С 1944 по 1945 год — директор Таллинского государственного института прикладных искусств ЭССР (Эстонская академия художеств), в 1945—1950 годах — профессор и заведующий кафедрой скульптуры, также возглавлял Союз художников Эстонии. Умер в городе Таллин, Эстонская ССР, СССР, 25 января 1963 года.
Ferdi_Sannameesгроб (542x700, 587Kb)
Похоронен на Лесном кладбище в Таллине (надгробие — памятник архитектуры).
Награды: Орден Трудового Красного Знамени — 1946; Медаль «За трудовое отличие» — 30 декабря 1956; Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1943).
Творчество
Оформление интерьера кинотеатра «Атэна» в Тарту, 1926. Голова девушки. Памятник таллинским ученикам и учителям, погибшим во время Освободительной войны 1918—1920 годов (эст. Reaalipoiss) на улице Георга Отса в Таллине (1927, снесён в 1940, воссоздан в 1999 году). Портрет художника и писателя А.Тасса, 1927, гранит. Портрет А. Вага, 1927. Туудур Веттик, 1927, бронза.
Фридеберт Туглас, 1929. Йохан Питка, 1931. Яан Тыниссон, 1932. Антон Хансен Таммсааре, 1935. Юри Вильмс, 1935. Аугуст Гайлит, 1936. Портрет Л.Кенна, 1936, бронза. Памятник писателю А.X.Таммсааре в Альбу, 1936. Константин Пятс, 1937. Портрет Э.Мурдмаа, 1937, бронза. Майт Метсанурк, 1938. Йоханнес Барбарус, 1944. Памятник Эдуарду Вильде, 1959 (в 1965 году установлен перед главным зданием мызы Мууга). Памятник В.И.Ленину в Тарту, 1952. Надгробие Т.Усcисоо, 1961, кладбище Сиселинна
Ferdi_SannameesReaalipoiss (700x525, 519Kb)
«Reaalipoiss»
Семья
Женат с 1931 года на Мари Адамсон (в девичестве — Васильева, 29 февраля 1908 — 3 января 2000).

[600x596]
1895
Виктор Иванович Султанбеев (нидерландское имя — Victor Soultanbeieff)
бельгийский шахматный мастер (1931) российского происхождения. Международный арбитр ФИДЕ (1964). Родился в городе Екатеринослав, Российская империя. В 1914 году победил в чемпионате по шахматам своего родного города Екатеринослава. Во время Первой мировой войны призван в российскую армию. После Октябрьской революции и гражданской войны в 1920 году вместе с армией Врангеля эвакуировался в Турцию. В 1921 году перебрался на постоянное место жительство в Бельгию, где непродолжительное время жил в Брюсселе, а потом переехал в Льеж, где проживал до конца своей жизни. В 1923 году впервые принял участие в чемпионате Бельгии по шахматам, в котором впоследствии пять раз выходил победителем (1932, 1934, 1943, 1957, 1961). В последний раз в чемпионате Бельгии по шахматам участвовал в 1969 году. В 1933 году в составе сборной Бельгии принял участие в шахматной олимпиаде в Фолкстоне, где играл на первой доске (+1, —7, =6). Был шахматистом агрессивного стиля. В 1964 году получил звание международного арбитра ФИДЕ. Умер в городе Льеж, Бельгия, 9 февраля 1972 года.

Майсурян (534x700, 101Kb)
1896
Николай Александрович Майсурян
советский учёный-растениевод и селекционер, педагог. Академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1958), член-корреспондент Академии Наук Армянской ССР (1945), профессор (1934), доктор сельскохозяйственных наук (1944). Профессор Тимирязевской сельскохозяйственной академии (Москва; ныне РГАУ – МСХА), с которой был связан почти 40 лет — с 1928 года, один из ведущих её учёных, с 1958 года заведующий там кафедрой растениеводства, в 1941—1961 гг. декан агрономического факультета. «Один из самых ярких патриотов Тимирязевки», — называл Майсуряна её ректор В.М.Баутин в 2007 г. Дважды кавалер ордена Ленина. Родился в городе Тифлис, Российская империя (ныне Тбилиси, Грузия). Сын известной армянской актрисы XIX — начала XX веков Ольги Майсурян (1861—1931). Участвовал в Первой мировой войне, офицер в действующей армии на Кавказе. Окончил Тифлисский политехнический институт (1922). Работал лаборантом Контрольно-семенной лаборатории Тифлисского ботанического сада (1921—1922), ассистентом кафедры частного земледелия Тифлисского политехнического института (1922—1928), одновременно заведующим отделом агропомощи Закавказского хлопкового комитета (1925—1927). На протяжении двух лет, с 1927 г., Н.А.Майсурян вёл исследовательскую работу под началом Д.Н.Прянишникова, заведовавшего кафедрой частного земледелия МСХА, который в 1929 году пригласил его занять место ассистента этой кафедры. В Тимирязевской сельскохозяйственной академии: с 1928 г. ассистент, с 1932 г. доцент, с 1934 г. профессор, с 1941 г. профессор и с 1958 по 1967 год заведующий кафедрой растениеводства (являлась одной из крупнейших кафедр академии), в 1941—1961 гг. декан агрономического факультета. Одновременно заведующий кафедрой растениеводства Всесоюзной академии соцземледелия (1932—1941). Ученик Д.Н.Прянишникова, подготовил более 60 кандидатов наук. Член КПСС с 1953 года. Вывел ряд сортов сои (Тимирязевская 1 и Северянка), чумизы, ячменя (Тимирязевский 85), алкалоидного и безалкалоидного люпина (Северный 3, Ранний 79, Краснолистный 54), два гибридных сорта сахарной свеклы (триплоидной) и один триплоидный гибрид сахарно-кормовой свеклы. Основные труды по систематике и биологии зерновых и зернобобовых культур, морфологии семян и плодов сорных растений, теории сортирования семян культурных растений. Разработал методы дефолиации зернобобовых культур, биолого-физиологические основы растениеводства, вопросы экологической физиологии полевых культур. Создал научную школу исследователей люпина и возглавил селекцию этой культуры в Тимирязевской академии. В 1950-е годы на основе теоретического вывода («самые репродуктивные семена имеют большую плотность») разработал метод отбора по плотности самых тяжёлых семян в солевых растворах, что давало прибавку к урожаю в 15-20 % по сравнению с контролем. Опубликовал около 300 научных трудов, в том числе 37 книг и брошюр, включая зарубежные издания. Свободно говорил по-французски, читал практически на всех основных европейских языках. Вице-президент общества «СССР-Франция». Президент сельскохозяйственной секции Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. Принял активное участие в научной и общественной реабилитации Николая Вавилова. Одним из первых после юридической реабилитации Н.И.Вавилова стал публиковать биографические материалы о нём. 8 июля 1966 года по инициативе Н.А.Майсуряна и Марка Поповского последовало Постановление Президиума Академии Наук СССР № 476, в котором было предложено создать комиссию по изучению наследия академика Вавилова. Его имя вернулось в учебники, были переизданы его труды. Н.А.Майсурян выступал как активный защитник научного наследия Вавилова, он так оценивал его деятельность: «Истинным подвигом Н.И.Вавилова-учёного были его выдающиеся научные исследования и созданные им теории. Подвигом путешественника были его научные экспедиции. Подвигом было его блестящее руководство крупнейшими научными учреждениями… Вавилов — один из тех немногих на земном шаре людей, вокруг имени которых потомки слагают легенды». Выступая в защиту открытого Н.И.Вавиловым закона гомологических рядов и отвечая на упрёки, что этот закон «ограничивает эволюцию живого мира строгими рамками, а потому не может быть всеобщим и объективным», Майсурян замечал, что тот же упрёк обращали в своё время и к закону периодической системы элементов, выведенному Менделеевым. Последние десятилетия жил и работал в Москве, 22 ноября 1967 года скончался в Тбилиси, куда прибыл на научную конференцию. Похоронен на Армянском кладбище в Москве. На здании Тимирязевской академии в Москве по Лиственничной аллее установлена (20 декабря 2006 года, в день завершения Года Армении в России) мемориальная доска в память Н.А.Майсуряна, с текстом: «Здесь с 1928 по 1967 год работал выдающийся учёный растениевод, академик ВАСХНИЛ, профессор Майсурян Николай Александрович». Награды: два ордена Ленина (1953, 1965); Орден Трудового Красного Знамени (1945); 4 медали СССР; 2 медали ВСХВ; Диплом почёта ВДНХ (1965).
Семья
Супруга — Анаида Иосифовна Атабекова (1903—1991), также доктор наук и профессор Тимирязевки. Принадлежала к известному карабахскому княжескому роду Атабекян (Атабековых), дочь Иосифа Атабекова. Являлась ученицей Николая Вавилова, автором мемуарных очерков о нём. В соавторстве с А.И.Атабековой Н.А.Майсурян написал и опубликовал ряд научных трудов. Сын — Александр (5 октября 1931 — 6 ноября 2013) — доктор биологических наук, профессор. Внук — Александр (родился в 1969).
Основные сочинения
Научные труды: Избранные сочинения. — Москва : Колос, 1970. — 576 страниц. — 3000 экземпляров; Биологические основы сортирования семян по удельному весу. — Москва : типография Оборонгиза, 1947. — (Московская сельско-хозяйственная академия: Труды. – Выпуск 37). — 3000 экземпляров; Зерновые злаки. — Москва—Ленинград : Сельхозгиз, 1933. — 6000 экземпляров; Зимостойкость сельскохозяйственных культур. — Москва, 1960. Значение улучшенных семян в хлопководстве. — Тифлис: Закавказский хлопковый ком, 1926; Культура зернобобовых растений. — Москва : Колос, 1947. — 1500 экземпляров; Люпин. — Москва : Колос, 1974. — 3000 экземпляров; Определитель главных сорных растений Закавказья по семенам и плодам. — Тифлис: Гос. Тифлисский Политехнический институт имени В. И.Ленина, 1927; Определитель семян и плодов сорных растений. — Москва : Колос, 1978. — 25 000 экземпляров; Полеводство. Лабораторно-практические занятия. — Москва : Просвещение, 1964. — 7000 экземпляров; Практикум по растениеводству. — 6-е издание. — Москва : Колос, 1970. — 446 с. — 28 000 экземпляров; Проблема растительного белка. — Москва : Издательство Министерства сельского хозяйства СССР, 1957; Прогрессивные способы посева зерновых культур. — Москва : Издательство Министерства сельского хозяйства СССР, 1959. — 2500 экземпляров; Растениеводство. — Москва : Колос, 1971. — 60 000 экземпляров; Резервы увеличения производства зерна в СССР. — Москва : Знание, 1962. — 10 000 экземпляров; Руководство по морфологии и систематике полевых культур. — Москва : Мосполиграф, 1932. — 6000 экземпляров; Селекция и семеноводство кормового люпина. — Москва : Колос, 1964. — 1700 экземпляров; Семеноводство люпина. — Москва : Издательство Министерства сельского хозяйства СССР, 1956. — 5000 экземпляров; Уход за растениями. — Москва : Молодая гвардия, 1950. — 50 000 экземпляров. Воспоминания: Записки декана. — Москва : издательство ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА, 2005. — 148 страниц; «Мои воспоминания», в сборнике: Ольга Майсурян. — Ереван: Издательство Академии наук Армянской ССР, 1961. Литература: Вавилов П.П. К 70-летию Николая Александровича Майсуряна. — Вестник сельско-хозяйственной науки, 1966, № 10, страницы 141—143.

Heidenreich (700x581, 120Kb)
1897
Екатерина Николаевна Гейденрейх (настоящее отчество — Никодимовна)
артистка балета и педагог; основатель и первый художественный руководитель Пермского хореографического училища. Родилась в городе Киев, Российская империя. Училась с 1906 года на балетном отделении Петербургского театрального училища. С 1915 по — 1936 год танцевала в Санкт-Петербургском Мариинском театре, с 1920 года исполняла сольные партии в классических балетах: фея Сирени, фея Золота («Спящая красавица» П.И.Чайковского), Гамзатти и Уличная танцовщица в балетах Людвига Минкуса «Баядерка» и «Дон Кихот», Повелительница нереид, Царица вод, Царь-девица в балете «Конёк-горбунок» и Рамзея в балете «Дочь фараона» Цезаря Пуни) и другие. Одновременно с артистической деятельностью в 1925—1941 годах преподавала в Ленинградском хореографическом техникуме (с 1937 года — училище). С 1936 по 1941 годы — педагог-репетитор Ленинградского Малого театра оперы и балета. Жила в блокадном Ленинграде до 2 апреля 1942 года, когда была арестована по доносу, осуждена на 10 лет с поражением в правах сроком на 5 лет и этапирована на Урал, в Усольский лагерь, находившийся в Соликамске Молотовской области. 5 декабря 1942 года как инвалид была освобождена по Постановлению Верховного суда СССР от 1 августа 1942 года (в 1956 году реабилитирована). В 1943 году возобновила преподавательскую работу в Ленинградском хореографическом училище, находившимся в эвакуации в Молотове. В 1944 году, после снятия блокады, училище вернулось в Ленинград, а Екатерина Гейденрейх, лишённая права покинуть край и въехать в свой родной город, осталась в Молотове руководить созданной при Молотовском театре оперы и балета хореографической студией. В 1945 году, когда студия была преобразована в Молотовское хореографическое училище, Екатерина Гейденрейх стала его первым художественным руководителем, оставаясь на этом посту до 1956 года. В 1958 году после перерыва более чем в четверть века возобновила для труппы московского Большого театра балет Михаила Фокина на музыку Фредерика Шопена «Шопениана». Умерла в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 28 января 1982 года. Репертуар: «Спящая красавица» П.И.Чайковского — Фея Сирени, Фея Золота; «Баядерка» Л.Минкуса — Гамзатти; «Дон Кихот» Л.Минкуса — Уличная танцовщица; «Дочь фараона» Ц.Пуни — Аспиччия, Рамзея; «Конёк-горбунок» Ц.Пуни — Царь-девица, Повелительница нереид, Царица вод. Некоторые ученики: Фея Балабина, заслуженная артистка РСФСР; Елена Быстрицкая, балетный педагог, заслуженный учитель школы РСФСР; Галина Исаева, народная артистка РСФСР; Татьяна Колотильщикова, заслуженная артистка РСФСР; Ирина Красногорова, заслуженная артистка Украинской ССР; Вероника Кузнецова, заслуженная артистка Казахской ССР; Сергей Курлаев, заслуженный артист Латвийской ССР; Клара Малышева, заслуженная артистка РСФСР, народная артистка Белорусской ССР; Нина Меновщикова, народная артистка СССР; Пётр Пестов, балетный педагог, заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств России; Нинель Пидэмская, балетный педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный работник культуры Монголии; Марианна Подкина, народная артистка РСФСР; Вера Станкевич, заслуженная артистка РСФСР; Лидия Уланова, балетный педагог, заслуженный учитель школы РФ, заслуженный деятель искусств Северной Осетии-Алании; Анатолий Шекера, народный артист Украинской ССР.
Признание
В 1997 году, к 100-летию со дня рождения Екатерины Гейденрейх, на стене основанного ею Пермского хореографического училища была установлена памятная доска. В 2000 году балерине посмертно присвоено звание «Выдающийся деятель пермского балета XX столетия».
Образ в изобразительном искусстве
Образ Екатерины Гейденрейх неоднократно запечатлела в своих пастельных работах Зинаида Серебрякова: «Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном», «Портрет Е.Н.Гейденрейх в голубом», «Портрет Е.Н.Гейденрейх» (все — 1923), «Портрет Е.Н.Гейденрейх в белом парике» (1924). Литература: Стецура Ю.А. Жизнь и судьба Екатерины Гейденрейх. — Пермь: Арабеск, 1997. — 164 страницы — (Именитые граждане Перми); Шереметьевская Н. Длинные тени: о времени, о танце, о себе. — Балет, 2007. — 446 страницы; Коробков С. Путь в большой балет. Семь уроков в Пермском хореографическом училище. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1989. — 141 страница.

Дратвин (462x700, 185Kb)
1897
Михаил Иванович Дратвин
советский военный деятель, генерал-лейтенант (1 сентября 1943 года). Михаил Дратвин родился в деревне Екимово (ныне — Галичский район Костромской области). После окончания в 1911 году городского училища работал в Управлении Петербургских городских телеграфов. В 1914 году окончил телеграфную школу.
>Военная служба
Первая мировая и гражданская войны
В 1916 году был призван в ряды Русской императорской армии, после чего чиновником полевой почтово-телеграфной конторы принимал участие в боевых действиях в ходе Первой мировой войны на Северном и Западном фронтах. В июне 1918 года был призван в ряды РККА, после чего служил красноармейцем-телеграфистом в батальоне связи районных войск Петрограда, затем — помощником начальника кабельного отделения Петроградского инженерного батальона, с октября — начальником кабельного отделения батальона связи районных войск Петрограда. С октября 1919 года Дратвин состоял для поручений при начальнике связи внутренней обороны Петрограда, в декабре был назначен на должность помощника начальника, а затем — на должность начальника связи Петроградского укреплённого района. Находясь на должностях начальника и комиссара отдела связи штаба Петроградского укреплённого района, в марте 1921 года принимал участие в ходе подавления Кронштадтского восстания.
Межвоенное время
После окончания военных действий Дратвин назначен на должность начальника и комиссара отдела связи штаба Ленинградского военного округа, а в октябре 1924 года в качестве военного советника по связи направлен в специальную командировку в Китай от Главного управления РККА. После возвращения из Китая в сентябре 1926 года был назначен на должность командира и комиссара 2-го полка связи (Ленинградский военный округ). В октябре 1927 года направлен на учёбу в Военную академию имени М.В.Фрунзе, после окончания которой в марте 1931 года назначен на должность начальника войск связи Московского военного округа, в июле 1935 года — на должность начальника отдела и помощника начальника Управления связи РККА, в мае 1936 года — на должность помощника начальника кафедры тактики высших соединений Военной академии Генерального штаба, а с декабря того же года исполнял должность военкома и помощника начальника этой же академии по политической части. В августе 1937 года назначен на должность начальника Военной электротехнической академии РККА, однако в ноябре того же года вновь был направлен в Китай, где назначен на должности военного атташе при советском полпредстве и главного военного советником. С июля 1938 года состоял в распоряжении Разведывательного управления РККА и в январе 1939 года — назначен на должность начальника 11-го отдела Генштаба РККА, при этом курировал специальные командировки советских военных специалистов в Китай и Испанию. В декабре того же года назначен на должность начальника Управления делами НКО СССР, а в апреле 1941 года — на должность старшего преподавателя Военной академии Генерального штаба.
Великая Отечественная война
С началом войны находился на прежней должности. В июле 1941 года назначен на должность командира 275-й стрелковой дивизией, которая принимала участие в боевых действиях на Днепре, а затем в районе города Красный Лиман. За успешное выполнение дивизией заданий командования, умелое командование и личный героизм в этих боях Михаил Иванович Дратвин был награждён орденом Красного Знамени. В январе 1942 года назначен на должность заместителя командующего 37-й армией по тылу, в сентябре — на должность заместителя начальника управления тыла Закавказского фронта, а в марте 1943 года — на должность заместителя командующего войсками этого же фронта по тылу. Дратвин организовал работу тыловых частей фронта, что позволило обеспечить воинские части необходимым для ведения боевых действий, за что награждён орденом Отечественной войны I степени. С апреля 1944 года состоял в распоряжении Маршала Советского Союза Г.К.Жукова и выполнял задачи по координации действий 47-й и 48-й армий, которые вели наступательные боевые действия от Днепра до Вислы. В январе 1945 года назначен на должность командира 47-го стрелкового корпуса, который вёл боевые действия в ходе Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операций. За отличия при освобождении города Гданьск корпус получил почётное наименование «Гданьский».
Послевоенная карьера
В июне 1945 года Дратвин направлен в Советскую военную администрацию в Германии, где служил на должностях заместителя начальника, начальника штаба и заместителя главноначальствующего. Затем его перевели в Генеральный штаб на должность начальника Управления по связи с армиями стран народной демократии. В декабре 1949 года назначен на должность заместителя начальника 2-го Главного управления — начальника 10-го отдела Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, отвечавшего за военное сотрудничество и в марте 1951 выделенного в отдельное 10-е управление МО. В декабре 1951 года направлен на учёбу на Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е.Ворошилова, после окончания которых в январе 1953 года назначен на должность заместителя начальника Военно-дипломатической академии. Генерал-лейтенант Михаил Иванович Дратвин умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 12 декабря 1953 года.
Дратвингроб (525x700, 461Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Оценки деятельности
М.И.Дратвин был эрудированным и опытным работником, хорошим организатором и исполнителем. И вот как-то заходит ко мне возбужденный Дратвин и спрашивает: «Как вы работаете со Штеменко?» Я ему ответил, что,мол, трудновато, грубит часто. А он мне в ответ: «Я с ним работать не могу!» Через несколько дней после еще одного «крупного» разговора со Штеменко генерал Дратвин скончался от инфаркта. - генерал-полковник Глебов И.С. Воинские звания: Комбриг (2 декабря 1935 года); Комдив (19 февраля 1938 года); Генерал-майор (4 июня 1940 года); Генерал-лейтенант (1 сентября 1943 года). Награды: Литература: Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М.Г.Вожакина. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Том 1. — Страницы 180—182. — ISBN 5-901679-08-3; Великая Отечественная. Комдивы : военный биографический словарь / [Д.А.Цапаев и другие. ; под общей редакцией В.П.Горемыкина] ; Министерство обороны Российской Федерации, Главное управление кадров, Главное управление по работе с личным составом, Ин-т военной истории Военной акад. Генерального штаба, Центральный архив. — Москва : Кучково поле, 2014. — Том III. Командиры стрелковых, горнострелковых дивизий, крымских, полярных, петрозаводских дивизий, дивизий ребольского направления, истребительных дивизий (Абакумов — Зюванов). — Страницы 851—853. — 1102 страницы. — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-9950-0382-3; Алексеев М.А., Колпакиди А.И., Кочик В.Я. Энциклопедия военной разведки: 1918—1945 гг. — Москва, 2012;
Соловьев Д.Ю. Все генералы Сталина. Том 4. — Москва, 2019. — Страницы 33—34.

Лаврова-Берг_МД (700x658, 197Kb)
1897
Марина Давыдовна Лаврова-Берг (до замужества Лаврова)
советский астроном, специалист по спектрофотометрии. Работала в Пулковской обсерватории в 1931—1942 годах. М.Д.Лаврова родилась в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Её отец, Давид (Дмитрий) Мелитонович Лавров (21 февраля 1867, Елец — 1929, Одесса), был доктором медицины (1897), фармакологом и биохимиком, и возглавлял в то время противочумную лабораторию в Кронштадте, а мать, А.А.Лаврова, окончила Парижский университет и преподавала иностранные языки. В 1903 году семья переехала в Юрьев, где отец был назначен экстраординарным профессором кафедры фармакологии Юрьевского университета (с 1911 года ординарный профессор, в 1918—1922 годах он заведовал кафедрой фармакологии Воронежского университета, затем до конца жизни возглавлял кафедру фармакологии Одесского медицинского института). Окончив в 1914 году гимназию в этом городе, Лаврова поступила на физико-математическом факультет Высших женских курсов (Герье) в Москве, а в 1919 году перешла на физико-математический факультет Воронежского университета, который окончила в 1921 году, успешно защитив две работы по теоретической физике. Параллельно она работала на кафедре физики Воронежского университета в качестве ассистентки профессора А.А.Добиаша, а в 1920—1924 преподавала физику в школе. В Воронеже Лаврова вышла замуж за астронома В.Р.Берга, которого в 1925 году пригласили на работу в Пулковскую обсерваторию. В следующем году Лаврова-Берг переехала к мужу в Пулково и поступила в аспирантуру Пулковской обсерватории — её руководителем стал А.А.Белопольский. Осенью 1930 года она успешно защитила диссертацию «Orbit of β Aurigae from observations in Pulkovo 1913—1925». В дальнейшем, с 1 августа 1931 года и до конца своей жизни М.Д.Лаврова-Берг работала в астрофизическом отделе Пулковской обсерватории. По совместительству в 1929—1932 годах она состояла в штате Ленинградского отделения по аэрофотосъёмке Института геодезии и картографии. Научная деятельность Лавровой-Берг в основном была связана с вопросами фотометрии и спектрального анализа, и проходила под руководством и в тесном сотрудничестве с Г.А.Тиховым. Она изучала спектральную отражательную способность различных земных объектов, занималась изучением освещённости и спектральной прозрачности земной атмосферы, проводила наблюдения с помощью большого пулковского («бредихинского») астрографа, собрав большой фотографический материал. Известны также её работы по исследованию избирательного поглощения света в тёмной туманности Цефея. В 1939 году Лаврова развелась с мужем, взяв старую фамилию. В августе 1941 года Лаврова вместе с группой пулковских астрономов во главе с Г.А.Тиховым уехала в Алма-Ату для наблюдения полного солнечного затмения 21 сентября 1941 года — для участников эта экспедиция стала одновременно и эвакуацией. Затем небольшая группа Тихова осталась в Алма-Ате, не переехав в Ташкент — основное место эвакуации Пулковской обсерватории. Лаврова, в качестве ассистентки Тихова, продолжала исследование прозрачности земной атмосферы и изучение отражательной способности земных образований. 28 сентября 1942 года в Алма-Ате Марина Давидовна Лаврова покончила жизнь самоубийством. В честь Лавровой названа малая планета (Марина), открытая Г.Н.Неуйминым 13 сентября 1931 года в Симеизской обсерватории. Научные труды: Berg M. Orbit of β Aurigae from observations in Pulkovo 1913—1925 // Mitteilungen der Nikolai-Hauptsternwarte zu Pulkowo. — 1929. — Том 11. — Страницы 359—371; Berg M. D. Research of the 15-inch Pulkovo Refractor Lens // Mitteilungen der Nikolai-Hauptsternwarte zu Pulkowo. — 1929. — Том 11. — Страницы 299—311; Berg M. Dark Nebula in Cepheus // Mitteilungen der Nikolai-Hauptsternwarte zu Pulkowo. — 1935. — Том 15. — Страницы B1-B15. Литература: Соболева Т.Б. Памяти Марины Давидовны Лавровой-Берг (1897–1942) // Астрономический календарь. — 2006. — Страница. 192.

Gordon Willard Allport (527x700, 101Kb)
1897
Гордон Виллард Оллпорт (Gordon Willard Allport)
американский психолог, разработчик теории черт личности и шкалы описания поведенческого компонента предубеждений. Родился в городе Монтезума, штат Индиана, США, в интеллигентной семье. Блестяще окончив школу, он вслед за старшим братом Флойдом (впоследствии также известным психологом) поступил в знаменитый Гарвардский университет. В начале 20-х годов Олпорт совершает двухлетнюю поездку в Европу, которая оказала огромное влияние на его дальнейшую научную работу. В большинстве текстов упоминается встреча с Зигмундом Фрейдом, в ходе которой он был поражён неадекватностью попыток искать во всех поведенческих проявлениях скрытые мотивы, отказа от явно очевидной мотивации.[источник не указан 4874 дня] Однако собственные работы и дальнейшая деятельность Олпорта были связаны скорее с взглядами Уильяма Штерна, Эдуарда Шпрангера и гештальтпсихологов — Макса Вертгеймера, Курта Коффки и Вольфганга Кёлера. Избирался президентом Американской психологической ассоциации (1939), президентом Общества изучения социальных проблем, получил награду «За выдающийся вклад в науку» (1964) и множество других наград. Наиболее известные из непосредственных учеников Олпорта — Стэнли Милгрэм, Томас Петтигрю, Джером Брунер, Лео Постман, Филипп Вернон, Роберт Уайт, Брюстер Смит, Гарднер Линдсей. Умер в городе Кембридж, штат Массачусетс, США, 9 октября 1967 года.
Награды и премии: Премия Американской психологической ассоциации за значительный научный вклад в психологию (1964); Член Американской академии искусств и наук; Kurt Lewin Award (1950); Honorary Fellow of the British Psychological Society.
Научная деятельность
Идеи Олпорта в контексте своего времени
В 1920—1940-е годы американскую психологию можно было разделить на три лагеря. В научных исследованиях поведения человека доминировал бихевиоризм в различных версиях, в то время как вся область внутреннего мира человека была вотчиной психоанализа. Однако были независимые от этих лагерей исследователи, в основном шедшие от практической задачи измерения психических явлений — интеллекта, черт личности, мотивации. Олпорт в своих работах был эклектиком и систематизатором, используя идеи всех этих направлений.
Функциональная автономия мотивов
В ходе исследования мотивации человека Олпорт сталкивается с неадекватностью традиционных проективных методик, основанных на психоаналитической идее о скрытом характере истинных мотивов поведения. Он указывал на то, что при изучении здоровой личности самоотчёт испытуемых оказывается весьма согласован с результатами психоаналитических техник, однако в ситуации личностного конфликта самоотчёт отличается от анализа скрытой мотивации (но без данных самоотчёта и обнаружения этих различий невозможно обнаружить наличие этого отнюдь не обязательного конфликта). Гордон Олпорт выдвигает идею функциональной автономии мотивов, согласно которой, появившись для удовлетворения какой-либо детской потребности, мотивы начинают жить своей автономной жизнью, превращаясь в самостоятельные потребности, удовлетворение которых может само по себе быть источником удовольствия. В отечественной психологии сходная концепция под названием «сдвиг мотива на цель» была выдвинута А.Н.Леонтьевым.
Личность, общие и личностные черты (диспозиции)
«Личность — это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление». Олпорт обращал большое внимание на проблему общего и индивидуального в личности, обособляя общие черты и личностные черты (диспозиции, от латинского disposition — расположение). Под общими чертами понимаются такие универсальные признаки, которые присущи всем людям, но в различной степени, по которым людей можно сравнивать друг с другом, которые можно измерять номотетическими методами. Личностные диспозиции — такие уникальные индивидуальные особенности поведения, которые устойчиво повторяются у данной личности, но отсутствуют у подавляющего большинства других людей. Олпорт настаивал на диалектическом единстве идиографических и номотетических методов в исследовании личности.
Олпорт разделил диспозиции на:
кардинальные диспозиции выражают черту настолько всепроникающую и оказывающую столь сильное влияние на поведение человека, что практически в каждом поступке, каждом действии можно проследить её влияние. Так, например, ярко выраженная авторитарная личность воспринимает мир через призму своих, весьма специфических стереотипов, что проявляется в огромном количестве бытовых ситуаций. Эта диспозиция очень редка. В качестве примеров кардинальных диспозиций Олпорт приводит исторические и вымышленные характеры. Например, Макиавелли, Дон Жуан или Жанна д'Арк. Весь ход жизни этих людей обнаруживает полное влияние кардинальных диспозиций;
центральные диспозиции (такие как доброта, приветливость, напористость) проявляются в ограниченном спектре ситуаций. Они наиболее типичны для индивидов. Мы легко можем определить личность по тем или иным чертам, они наиболее характерны и их очень просто выявить. Однако сам Олпорт считал, что их сравнительно немного — от пяти до десяти важных характеристик;
вторичные диспозиции представляют собой черты, которые наименее заметны, обобщены и согласованны. Менее важные, но регулярно проявляющиеся характеристики. Данная диспозиция более ограничена в проявлении и, следовательно, имеет меньший диапазон для «обсуждения», описания личности. Нужно досконально знать человека, чтобы определить его вторичные диспозиции (предпочтения в еде и одежде, например).
Личные диспозиции помогают нам создать полную картину поведения личности, её индивидуальность и своеобразие.
Проприум
Г.Олпорт не использует в своей теории личности понятие самость как таковое, а оперирует понятием проприум (proprium от лат. личная собственность). Проприум — это совокупность всех сторон личности, её внутреннее единство. Введя понятие проприум в теорию психологии личности, Олпорт не открыл нового феномена, а только расширил её понятийный аппарат. Другие теоретики психологии, занимающиеся изучением личности, для определения ощущения «своего собственного» (проприум) используют термины «я» (self) и «эго», предполагая их взаимосвязь. Г.Олпорт выделяет ряд аспектов «самости», которые участвуют в развитии проприума на протяжении всей жизни индивида. Назовем их проприативными функциями. Конечным результатом их развития становится сформировавшееся, зрелое «Я», как объект субъективного познания и ощущения.
Проприативные функции

1. Ощущение тела — это «стержень становления личности», другими словами телесное Я. Сюда относятся все органические ощущения, которые испытывает человек. Чаще всего они не осознаются, но стоит появиться болезненным ощущениям, как телесные ощущения начинают осознаваться человеком. Благодаря этой функции, появляющейся от рождения, формируется фундамент для ощущения себя. Все своё мы воспринимаем как теплое и приятное, все отдельное от нашего тела является холодным и чужим.
2. Самотождественность, ощущение себя собой — чувство, которое растет постепенно. Важную роль при формировании данной функции играет социальное взаимодействие. Сначала ребёнок начинает узнавать своё имя среди потока других звуков, а со временем он начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на внешние (происходят в процессе роста) и внутренние (мысли, например) изменения.
3. Возвеличивание эго — это не что иное, как эгоцентризм, присущий человеку от природы. Сосредоточенность на себе обусловлена потребностью в выживании. Каждый человек стремится к самоутверждению, ему необходимо испытывать чувство гордости за себя, быть удовлетворенным собой.
4. Расширение эго. Эта функция в раннем детстве проявляется как отождествление ребёнком себя с своими родителями, игрушками и другими предметами, которые ему принадлежат. Позднее она распространяется на другие группы людей (класс в школе, соседи, нация). В зрелости же процесс расширения эго может осуществляться посредством развития интереса к каким-то абстрактным идеям, моральным ценностям.
5. Рациональный субъект. Данная функция обеспечивает «адекватное приспособление, точное планирование и относительно безупречное решение жизненных уравнений». Данная функция имеет непосредственную связь с развитием мышления.
6. Образ себя — это то, каким человек видит себя в данный момент времени (способности, статус, роли) и то, каким он хочет стать, то есть идеальное Я. Образ себя как проприативная функция задает направление движения человека, его развития. Кроме того, она дает возможность согласовать наше видение настоящего с видением будущего.
7. Личное стремление, или другими словами мотивация. Г. Олпорт утверждает, что как только личность переходит на стадию расширения эго и выбирает образ себя, который непосредственно связан с образом Я идеального, речь заходит не о простых природных импульсах и влечениях, а о личном стремлении человека, которое отражает собственное, то есть самость. Личное стремление связано с временной категорией будущего. Олпорт ставит в один ряд с понятием стремления такие термины, как интерес, тенденция, предрасположенность, ожидание, планирование, решение проблем, направленность, интенция.
8. Субъект познания — функция, которая, по словам Г. Олпорта, возвышается над остальными проприативными функциями и синтезирует их. Она заключается в том, что человек познает не только объекты материи, но и самого себя. Итогом развития становится способность человека к самопознанию и самоосознанию.

Первые три функции — ощущение тела, самотождественность и возвеличивание себя — развиваются в раннем детстве. Остальные же более продолжительны по времени и зависят от индивидуальных особенностей человека, его жизненного пути. Г. Олпорт подчеркивает, что на любой стадии становления личности развивается не одна, а целый сплав проприативных функций. Так, например, в ситуации обретения зрелой личностью самопонимания (самообъективации) активизируется познающий аспект, рациональный субъект проприума, личное стремление, расширение эго и образ себя. Проприум — это позитивное свойство человеческой природы, связанное с творческим развитием личности. Научные труды: Studies in expressive movement (with Vernon, P. E.) (1933) New York: Macmillan; Attitudes, in A Handbook of Social Psychology, ed. C. Murchison, (1935). Worcester, MA: Clark University Press, 789–844; Personality: A psychological interpretation. (1937) New York: Holt, Rinehart, & Winston; The Individual and His Religion: A Psychological Interpretation. Oxford, England: Macmillan, 1950; Letters from Jenny. (1965) New York: Harcourt Brace Jovanovich; Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality. (1955). New Haven : Yale University Press. ISBN 0-300-00264-5; The Nature of Prejudice. (1954; 1979). Reading, MA : Addison-Wesley Pub. Co. ISBN 0-201-00178-0; The Nature of Personality: Selected Papers. (1950; 1975). Westport, CN : Greenwood Press. ISBN 0-8371-7432-5; The Person in Psychology (1968). Boston: Beacon Press; The Psychologist's Frame of Reference (1940). Classics in the History of Psychology -- Allport (1940); Pattern and Growth in Personality. (1961). Harcourt College Pub. ISBN 0-03-010810-1; Personality & social encounter. (1960). Boston: Beacon Press; Psychology of Rumor [совместно с Лео Постманом] (1947). Переводы на русский язык: Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Перевод с английского Л.В.Трубицыной и Д.А.Леонтьева]; под общей редакцией Д.А.Леонтьева. Москва : Смысл, 2002. Литература: Коржова Е. Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. — Санкт-Петербург: Институт психологии человека, 2004. — 542 страницы; Олпорт, Гордон : / Д.А.Леонтьев // Океанариум — Оясио. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2014. — Страница 128. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах.] / главный редактор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 24). — ISBN 978-5-85270-361-3; Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности / Перевод И.Б.Гриншпун. — Москва: "КСП+", 1997. — 719 страниц; Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. / Перевод С.Меленевской и Д.Викторовой. — Санкт-Петербург: Питер Пресс, 1997. — 606 страниц. (Мастера психологии). ISBN 5-88782-044-6.

[496x698]
1898
Рене Клер (René Clair; настоящая фамилия - Шомет, Chomette)
французский кинорежиссер ("Соломенная шляпка", "Под крышами Парижа", "Последний миллиардер", "Молчание - золото"). Член Института Франции (1960). Участвовал в Первой мировой войне, был журналистом и кинокритиком. В кино дебютировал как актер в фильме-балете Л.Фуллер "Лилия жизни" (1920), снимался в фильмах Л.Фёйада и Я.И.Протазанова. Был ассистентом режиссера Ж. Баронселли. Первая работа Рене Клера - фантастическая комедия "Париж уснул" ("Дьявольский луч", 1923). В этом фильме, как и во многих последующих, Клер был автором сценария. Короткометражный фильм "Антракт" (1924) предназначался для дадаистического балетного спектакля "Представление отменяется" (сценарий Ф.Пикабия, композитор Э.Сати, балетмейстер Ж.Бёрлин). Фильм "Призрак Мулен Ружа" и "Воображаемое путешествие" (1925) были построены на сказочно-фантастических сюжетах. В ранних фильмах Клер широко пользовался приемами фарсового комизма, эксцентрики, формальными трюками (последнее послужило основанием для причисления его к направлению "Авангард"). Лучшая картина немого периода - "Соломенная шляпка" (по Э.Лабишу, 1927), где Клер, не отказываясь от трюкового комизма, больше внимания уделил жизненным наблюдениям. С 1930-х годов в творчестве Рене Клера определились две линии: лирическая, связанная с поэтическим переосмыслением жизни социальных низов, и сатирическая, направленная на обличение буржуазного общества. В своем первом звуковом фильме "Под крышами Парижа" (1930) Клер широко использовал музыкальные лейтмотивы и крайне сдержанно - возможности звучащего слова. Наивный сюжет послужил Клеру канвой для создания стилизованной картины жизни "маленьких людей". Проникнутый лиризмом, фильм связан с традицией парижской уличной песенки. К той же линии принадлежат фильмы "Миллион" (1931), где сильны также пародийные и сатирические моменты, и "14 июля" (1933). В фильме "Последний миллиардер" (1934, премия Международного кинофестиваля в Москве, 1935) Клер подверг осмеянию буржуазный парламентаризм, политические интриги, нарождающийся фашизм. Комедийно-ироничной направленностью отличались и два фильма, поставленные в Великобритании, - "Призрак едет на Запад" (1935) и "Ошеломляйте новостями" (1938). В 1940-1946 годы Клер жил в США, где поставил несколько фильмов: из них наибольший интерес представляет комедия "Я женился на ведьме" (1942), в которой характерные для для режиссера фантастические мотивы сочетаются с саркастическими выпадами по адресу американского образа жизни. В фильмах, поставленных за пределами Франции, Клер сохранил излюбленные темы и комедийные приемы, но его манера во многом утратила свое поэтическое очарование. Во Франции Клер поставил фильм "Молчание - золото" (1947) - ностальгическую комедию о ранних годах кинематографа. В фильме "Красота дьявола" (1949, сценарий с А.Салакру) - современном варианте легенды о Фаусте - решался вопрос: способно ли человечество совладать с разрушительными силами, которые предоставила в его распоряжение наука. Фильм "Ночные красавицы" (1952) в форме пародии на фильм Д.У.Гриффита "Нетерпимость" развивал клеровскую тему мечтательного, неприспособленного к жизни композитора. В фильме "Большие маневры" (1955) Клер раскрывал душевную диалектику своих героев, превращающих легкую любовную интрижку в серьезное чувство. В этой драматической комедии, как и в двух предыдущих картинах, ярко проявилось актерское дарование Ж.Филипа. Картина "Порт де Лила" (1957, в нашем прокате "На окраине Парижа") продолжила тему поэтизации жизни "маленьких людей", вытесненных буржуазным обществом. В фильме "Все золото мира" (1961) осмеивались дельцы, готовые эксплуатировать все, что попадает к ним в руки. Творчество Клер завершает "костюмная" комедия "Галантные празднества" (1965, в нашем прокате "Праздники любви"). В 1971 году вышла его пьеса "Странное творение небес", в 1976 - сборник рассказов "Игра случая". Вклад Рене Клера во французское киноискусство определяется оригинальностью его авторского видения, высокой общей культурой, опорой на театральные и литературные традиции, чуткостью к проблемам современной жизни, демократической направленностью творчества. Рене Клеру присуждена Юбилейная премия на Международном кинофестивале в Москве (1979). Умер 14 марта 1981 года. Сочинения: Размышления о киноискусстве, перевод с французского, Москва, 1958. Литература: Лепроон П., Современные французские кинорежиссеры, перевод с франц., Москва, 1960; Авенариус Г., Рене Клер, в сборнике: Французское киноискусство, Москва, 1960, Брагинский А.В., Рене Клер, Москва, 1963.

1898
Наум Львович Чернявский
российский оператор. В 1930 г. окончил Государственный техникум киноискусства. В 1931-1933 г. оператор киностудии «Культурфильм», с 1933 г. – киностудии «Мостехфильм», в дальнейшем – студии «Моснаучфильм» (ныне – «Центрнаучфильм»). В годы Отечественной войны снял кинокурс «Немецкая оборона и ее преодоление» (1944), фильмы «Случай с ефрейтором Кочетковым», «Северный полюс» (оба в 1955) и др. Выступал в качестве автора-оператора.

Emmaussky (511x700, 483Kb)
1898
Анатолий Васильевич Эммаусский
советский историк, кандидат исторических наук (1941), доктор исторических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР (1970). Родился в посёлке городского типа Лотошино, Московская губерния, Российская империя. Учился в Тверской духовной семинарии, но не завершил в ней полного обучения по собственному желанию. После учился на естественном отделении физико-математического факультета МГУ, который покинул из-за нехватки средств. С 1919 года начал работать в школе. Из-за желания заниматься научной деятельностью закончил Тверской педагогический институт (1926). С 1930 года работал преподавателем Вятского педагогического института, с 1966 года профессор. В 1941 году получил степень кандидата наук. Заведующий кафедрой истории СССР (в 1937—1938 и 1941—1953 годах), декан исторического факультета (в 1937—1939 и 1941—1950 годах). Умер в городе Киров, РСФСР, СССР, 9 июля 1987 года.
Научные труды
Автор 7 монографий, 8 коллективных работ и более 130 научных статей и очерков, преимущественно по истории Вятского края с древности до второй половины XIX века. В них нашла отражение и история Удмуртии и удмуртского народа. Определил дату основания города Вятки — 1374 год, с помощью астрономических вычислений уточнил день битвы на Калке. Основные работы: Вятская земля в период образования русского государства. Киров, 1949; Очерк истории Вятской земли в XVI — начале XVII в. Киров, 1951; Исторический очерк Вятского края XVII—XVIII веков. Киров, 1956; К вопросу о времени основания города Вятки (Кирова). Киров, 1971; История Вятского края в XII — середине XIX веков. Киров, 1996; Вятская земля в XII—XIX вв. Киров, 1996. Литература: Удмуртская республика: Энциклопедия / Главный редактор В.В.Туганаев. — Ижевск: Удмуртия, 2000. — 800 страниц. — 20000 экземпляров. — ISBN 5-7659-0732-6; Калнберзина А.М., Эммаусская М.М.Эммаусский Анатолий Васильевич. Киров, 1991; Судовиков М.С. А.В.Эммаусский: штрихи к биографии учёного
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 11 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»