1891
Лиля Юрьевна Брик (имя при рождении — Лиля (Лили) Уриевна Каган)
(окончание)
На возникшие проблемы Брик, привыкшая накрывать для гостей щедрый стол («Икра, лососина, балык, окорок, солёные грибы, ледяная водка, настоянная по весне на почках чёрной смородины»), реагировала с иронией: «Первую часть жизни покупаем, вторую — продаём». Отсутствие денег не мешало ей делать «царские подарки»: так, именно в сложный финансовый период Брик преподнесла Майе Михайловне бриллиантовые серьги, с которыми балерина не расставалась даже после того, как отношения прекратились. Причины, по которым прервалась многолетняя дружба Брик с Плисецкой и Щедриным, неизвестны: о них не упоминали в своих книгах ни Майя Михайловна, ни Родион Константинович; по словам Василия Катаняна-младшего, разлад произошёл по вине Лили Юрьевны.
В театральном сообществе
Общение с представителями театрального мира началось у Лили в молодости: в 1918 году её пригласили в Петроград для участия в постановке «Мистерии-Буфф» (режиссёр Всеволод Мейерхольд). По воспоминаниям Брик, пьеса, написанная Маяковским к первой годовщине революции, была непонятна артистам, привыкшим к классическому репертуару Александринского театра; Лиле Юрьевне была дана задача «научить актёров читать хором стихи». Отношения с Мейерхольдом, ставившим в своём театре сатирические пьесы «Баня» и «Клоп», сохранились и в следующие десятилетия: режиссёр вместе с женой Зинаидой Райх бывал в гостях у Брик и Маяковского в Гендриковом переулке; Лиля Юрьевна, переехав в 1935 году вместе с Виталием Примаковым в Ленинград, старалась не пропускать представления «Пиковой дамы», поставленной Всеволодом Эмильевичем в Малом оперном театре. Спектакль ГосТиМа «Дама с камелиями», в котором Райх сыграла Маргариту Готье, удивил Лилю «ювелирной точностью» работы актрисы и режиссёра: Мейерхольд «ставил ей каждый взмах ресниц, учил с голоса каждой интонации». Известие о том, что в июле 1939 года Зинаида Райх была убита в своей квартире в Брюсовом переулке, настолько потрясло Брик, что она «единственный раз в жизни» потеряла сознание. К числу близких знакомых Брик относился Николай Черкасов, знакомство с которым произошло в послевоенные годы. Актёр был утверждён на роль поэта в ленфильмовской картине «Они знали Маяковского», однако съёмки не состоялись. Для сохранения собранного материала Василий Абгарович Катанян создал на основе готового сценария пьесу — в результате к репетициям спектакля под тем же названием приступил Театр драмы имени А.С.Пушкина. Лиля Юрьевна с энтузиазмом включилась в работу: она участвовала в выборе режиссёра (постановку осуществил Николай Петров), в качестве сценографа пригласила Александра Тышлера, а музыку предложила написать студенту Родиону Щедрину. Брик стала своеобразным консультантом и для Черкасова, которому предстояло воплотить на сцене образ Маяковского: она рассказывала актёру об особенностях речи и поведения «живого, а не превращённого в идола» поэта, напоминала, что тот был весьма респектабелен, сама подбирала ткани для костюмов. В честь премьеры, состоявшейся в ноябре 1953 года, был устроен банкет в ресторане гостиницы «Европейская»: «Главной была Лиля Юрьевна. Почти все тосты были в её честь». Вениамин Смехов, исполнивший роль Маяковского-Циника в поэтическом представлении Театра на Таганке «Послушайте!», рассказывал, как эмоционально вела себя Брик во время обсуждения спектакля весной 1967 года. Замечаний со стороны художественного совета и курирующих инстанций было много, некоторые гости настаивали, чтобы «наш пролетарский поэт» не напоминал рефлексирующего интеллигента. Лиля Юрьевна, слушая их, тоже взяла слово:
«Я много плакала на этом спектакле… Я считаю, что монтаж стихов Маяковского абсолютно оправдан. Хорошо, что спектакль заканчивается стихами современных поэтов, особенно стихами Вознесенского. Я не могу много говорить, мне очень трудно, я очень волнуюсь…»
Лиля Брик в конце 1920-х годов. Фото Осипа Брика
Лиля Брик и мир моды
По словам Ива Сен-Лорана, он знал трёх женщин, способных быть элегантными вне моды, — это Катрин Денёв, Марлен Дитрих и Лиля Брик. В молодости Лиля общалась с театральной художницей Надеждой Ламановой, которая считалась в Москве весьма «дорогой портнихой» и шила под заказ состоятельным актрисам. В 1920-х годах Надежда Петровна создала коллекцию платьев из льна и холста, украшенных орнаментом ручной работы. Брик, отправляясь в Париж, забрала с собой несколько её костюмов. На Лилю и Эльзу, демонстрировавших привезённые наряды, обратил внимание молодой модельер Жак Пат, предложивший показать кому-нибудь из советских руководителей экземпляры своей одежды, — в их основе был образ «шикарной маленькой парижанки». Показ моделей состоялся в квартире Анатолия Луначарского, коллекция Пата произвела хорошее впечатление на гостей дома, однако организовать её массовое внедрение через трест швейной промышленности никто не захотел. Как вспоминала Брик, в советской столице «продолжали шить топорные платья „от Большевички“ и продавать их в Мосторге».
В течение десятилетий вопросами гардероба Лили Юрьевны занималась Эльза Триоле, которая отправляла сестре посылки с одеждой и аксессуарами. В письмах Эльзы нередко упоминалось: «Посылаю тебе пару чулок (американских), два флакона духов (герленовских), галстук (Васе!), два губных карандаша», «Получила ли ты туфли из Варшавы? Я тебе их там заочно заказала», «Посылаю… шубу коричневую из шёлка с шерстью, на котике, не очень богатом, но настоящем, а потому лёгком» . Брик в ответ иногда возмущалась («Я так просила тебя не возиться с шубкой»), но всё-таки признавалась: «Хожу во всём твоём — с ног до головы. Я теперь самая элегантная женщина в Москве!». Знакомство Лили Юрьевны с Ивом Сен-Лораном произошло в аэропорту Шереметьево перед посадкой в самолёт, отправлявшийся в Париж. Во Франции модельер сопровождал Брик и на выставке Маяковского, и в галерее ван Донгена. В дальнейшем Сен-Лоран дарил Лиле Юрьевне немало вещей из собственных коллекций. К её 85-летию он создал платье, в которое можно было облачиться лишь однажды — непосредственно в день юбилея; затем наряд следовало передать в музей дома моды Ива Сен-Лорана. Однако история подарка оказалась более долгой: узнав, что Алла Демидова планирует впервые прочитать со сцены неизданный ахматовский «Реквием», Брик отдала актрисе своё платье от-кутюр.

Сергей Параджанов
Участие в судьбе Сергея Параджанова
Интерес к творчеству кинорежиссёра Сергея Параджанова возник у Брик после просмотра его фильма «Тени забытых предков». Через некоторое время Параджанов приехал в Москву и был приглашён в дом на Кутузовском проспекте. Это знакомство быстро переросло в дружбу, Лиля Юрьевна и Сергей Иосифович часто созванивались, обменивались новостями; его подарки, присылаемые из Киева, порой были неожиданными: он мог отправить через знакомых блюдо из индейки, платье в крестьянском стиле с необычным орнаментом, собственноручно изготовленный кавказский пояс. По мнению актрисы Аллы Демидовой, Параджанов охотно останавливался в квартире Брик-Катаняна во время визитов в Москву «ещё и потому, что атмосфера этого дома соответствовала его творческому миру».
В 1973 году Параджанов был арестован и приговорён к пяти годам лишения свободы. Лиля Юрьевна не только поддерживала режиссёра посылками, но и прилагала усилия для его досрочного освобождения. Как вспоминал Василий Катанян-младший, однажды в ответ на вопрос о том, что написать в колонию Сергею Иосифовичу, она попросила: «Напиши, что мы буквально грызём землю, но земля твёрдая». К участию в судьбе Параджанова Брик, которая, по словам театрального художника Бориса Мессерера, «ощущала за собой определённую силу», подключила не только западную прессу, но и мужа своей сестры Эльзы Триоле — писателя-коммуниста Луи Арагона. Для этого 86-летняя Лиля Юрьевна отправилась в Париж и лично пообщалась с французским прозаиком. Итогом переговоров стала встреча прилетевшего в Москву Арагона и Леонида Брежнева в ложе Большого театра. О том, что Параджанов будет освобождён за год до установленного судом срока, Арагон сообщил Майе Плисецкой в антракте спектакля «Анна Каренина». Через несколько лет после смерти Лили Юрьевны литературный критик Юрий Карабчиевский изложил свою версию досрочного освобождения кинорежиссёра, увязав самоубийство Брик с «предметом её последней страсти». Эссе Карабчиевского было опубликовано ещё при жизни Параджанова, и в октябре 1989 года тот отправил в журнал «Театр» открытое письмо автору, содержащее, в частности, такие строки:
«Лиля Юрьевна — самая замечательная из женщин, с которыми меня сталкивала судьба, — никогда не была влюблена в меня, и объяснять её смерть «неразделённой любовью» — значит безнравственно сплетничать и унижать её посмертно.»
Идеологическая кампания против Лили Брик
Цензурные запреты
С конца 1950-х годов имя Лили Брик стало исключаться из книг, посвящённых творчеству Маяковского. Начало так называемой «антибриковской кампании» было связано с выходом в свет книги «Новое о Маяковском», представлявшей собой 65-й том серии «Литературное наследство» (издание Академии наук СССР, 1958). В нём было напечатано более ста писем поэта, адресованных Лиле Юрьевне. В предисловии, сопровождавшем публикацию, Брик рассказала о том, какую роль играла эта переписка в их совместной жизни, а также пояснила, почему в письмах часто упоминается Осип Брик. Книга вызвала ряд негативных откликов. Так, в московском издании «Литература и жизнь», выпускавшемся под эгидой Союза писателей РСФСР, появились две статьи: «Новое и старое о Маяковском» (7 января 1959 года) и «Против клеветы на Маяковского» (10 апреля 1959 года). Их авторы — Владимир Воронцов и Алексей Колосков — выразили сомнение в необходимости публикации писем, носящих «в подавляющем большинстве личный, интимный характер». Кроме того, отзывы о 65-м томе «Литературного наследства» были отправлены секретарю ЦК КПСС Михаилу Суслову. Автор одного из обращений — сестра поэта Людмила Владимировна — расценила публикацию как вторжение в частную сферу: «Брат мой, человек совершенно другой среды, другого воспитания, другой жизни, попал в совершенно чужую среду, которая кроме боли и несчастья ничего не дала ни ему, ни нашей семье». Писатель Фёдор Панфёров, также отправивший письмо в ЦК, охарактеризовал книгу как «галиматью», а её составителей назвал «молодчиками». Реакция власти последовала незамедлительно: в специальном закрытом постановлении ЦК КПСС от 31 марта 1959 года книга «Новое о Маяковском» была «подвергнута жёсткой партийной критике»; любые ссылки на неё в научных работах были запрещены; специалисты музея Маяковского, участвовавшие в работе над рукописями и допечатной подготовке материалов, были освобождены от занимаемых должностей. С этого момента контроль за выходом учебных пособий и монографий о творчестве поэта усилился: к примеру, в 1961 году при вёрстке книги «Маяковский. Биография» («Учпедгиз») цензор в служебной записке указала, что в пособии размещены «оскорбительные» рисунки, на которых «автор изображает себя в виде щенка». Кроме того, цензор выступила с предложением удалить из издания сведения о самоубийстве Маяковского. Подобным же образом были запрещены к печати письма, изначально включённые в 13-томное собрание сочинений поэта («Художественная литература», 1961).

Маяковский и Лиля Брик. Нижнее фото — после ретуши в 1960-х годах
В 1966 году очередная работа Лили Юрьевны вновь всколыхнула общественность: её статья «Предложение исследователям», фрагменты которой вышли в «Московском комсомольце», а полная версия — в журнале «Вопросы литературы», вызвала недовольство газеты «Известия», написавшей, что коллеги, допустившие в печать новый материал Брик о Маяковском, проявили «неразборчивость». В защиту Лили Юрьевны выступил писатель Константин Симонов, который в открытом письме отметил:
«Нравится или не нравится Л.Ю.Брик авторам статьи, но это женщина, которой посвящён целый ряд замечательных произведений Маяковского. Это женщина, с которой связано 15 лет творчества поэта. Наконец, это женщина, которая была для Маяковского членом его семьи и о которой в своём последнем письме он писал «Товарищу правительству», прося позаботиться о ней наравне с матерью и сестрами.»
Несмотря на заступничество Симонова и других литераторов, имя Лили Брик вычёркивалось из изданий и в дальнейшем. В 1973 году на совещании, проходившем в Главном управлении по охране государственных тайн в печати, рассматривался вопрос о двух материалах, запланированных к публикации на страницах журнала «Новый мир». В одном из них, написанном Маргаритой Алигер, рассказывалось об обращении Лили Юрьевны к Сталину; в другом — за авторством Василия Катаняна — воспроизводились малоизвестные детали из биографии поэта. Докладывая о принятых мерах, заместитель главы ведомства сообщил, что по указанию ЦК из статьи Маргариты Алигер удалены все упоминания о Лиле Брик, а материал Катаняна снят с номера. О проблемах, связанных с включением имени Лили Брик в книги о Маяковском, рассказывал и сотрудник Института мировой литературы имени А.М.Горького Олег Смола, работавший в начале 1980-х годов над сборником избранной лирики поэта. Пытаясь противостоять цензуре, он обратился к Юрию Андропову с просьбой о содействии: «Изъять из книги имя Л.Ю.Брик — значит, по существу перечеркнуть саму книгу». Ответ, полученный не от генерального секретаря, а из Госкомиздата, оказался обтекаемым: «На наш взгляд, Ваша вступительная статья требует определённой доработки»; фамилия Брик в окончательной редакции была вычеркнута.
«В сравнительно недавние времена в официальной печати явно поощрялась и раздувалась тенденция: притушить роль Бриков в жизни и творчестве Маяковского, а то и свести её на нет. Доходило до курьёзов: на одной из известных фотографий путём плутовской ретуши Лилю отсекли от Владимира, от неё остался только… каблук.»
Реорганизация музея Маяковского
Стремление отделить имя Лили Брик от биографии Маяковского привело к закрытию музея в Гендриковом переулке и созданию нового — в проезде Серова. Инициатором реорганизации выступила Людмила Владимировна Маяковская, которая в 1962 году рассказала в письме к Михаилу Суслову о том, что её брат значительную часть жизни прожил в комнате в Лубянском проезде, тогда как квартира в Гендриковом переулке «фактически принадлежала О.М.Брику и Л. Ю.Брик». Отметив, что в 1930-х годах при создании музея «никто не счёл нужным посоветоваться с родной семьёй поэта», сестра Маяковского предложила расселить жильцов из коммунальной квартиры дома в проезде Серова и после ремонта разместить там новый мемориальный музей. Людмилу Маяковскую поддержал литературовед Алексей Колосков, написавший Суслову о том, что «гнусную обстановку» вокруг поэта создавали «бездельник О. Брик и проповедница разврата Л.Брик, живущие за счёт средств и славы Маяковского».
Музей Маяковского в Лубянском проезде, 3/6 (бывшем проезде Серова)
24 октября 1967 года секретариат ЦК КПСС выпустил постановление «О музее Маяковского». Документ, вышедший под грифом «Совершенно секретно», предписывал перемещение музея по адресу: проезд Серова, 3/6. В то же время на площадях квартиры в Гендриковом переулке предполагалось основать массовую библиотеку имени Маяковского, сохранив комнату поэта в том виде, какой она была при жизни Владимира Владимировича. Это решение вызвало недовольство со стороны Людмилы Маяковской, сообщившей в письме Леониду Брежневу (16 декабря 1971 года) о том, что наличие двух музеев Маяковского в одном городе ведёт «к созданию арены для постоянных классовых идеологических столкновений»:
«Я категорически, принципиально возражаю против оставления каких-либо следов о поэте и моём брате в старом бриковском доме».
Ситуация, связанная с созданием нового мемориального учреждения, вызвала живую реакцию в литературном сообществе. Так, Константин Симонов, выступая на заседании рабочей группы по ознакомлению с экспозицией музея в проезде Серова, отметил, что лишить Бриков «того места, которое они занимали в биографии Маяковского, можно только временно и насильно». Поэт Борис Слуцкий сообщил, что в основе деятельности отдельных литературоведов лежит стремление «опорочить Лилю Юрьевну Брик, самого близкого Маяковскому человека». По словам Роберта Рождественского, «если у человека 40 или 50 процентов лирических произведений посвящено Лиле Брик, то хоть мы все застрелимся, они всё равно будут посвящены Брик и никому другому». При создании экспозиции директор нового музея Владимир Макаров отправил Лиле Юрьевне письмо, в котором напомнил, что в 1930 году Брик получила в прокуратуре 2113 рублей 82 копейки и два золотых кольца, найденные в комнате застрелившегося поэта. Попросив предоставить документы о перечислении части денег в налоговые органы, директор одновременно предложил Лиле Юрьевне передать музею золотые кольца (на одном из которых Маяковский в своё время выгравировал буквы Л. Ю. Б.), оригинал стихотворения «Лиличка!», рукописи поэм «Люблю» и «Про это», а также некоторые рисунки и личные вещи поэта. Лиля Юрьевна, перешагнувшая в ту пору восьмидесятилетний рубеж, не ответила ни на это, ни на следующее письмо от Макарова. В настоящее время в бывшей квартире Маяковского-Брик в Гендриковом переулке, не сохранившей, по словам литературоведа Анны Сергеевой-Клятис, никакого «мемориального пространства», базируется культурно-информационный центр посольства Корейской Республики.
Последние годы. Самоубийство
В июне 1970 года умерла Эльза Триоле. В последнем письме Лиле, отправленном за десять дней до кончины, Эльза сообщала о хлопотах Арагона в связи с возможным приездом Брик и Катаняна в Париж, — речь шла о визовых проблемах, которые писателю пришлось решать на уровне посольств. После возвращения с похорон младшей сестры Лиля Юрьевна призналась, что Луи Арагон предложил ей с мужем сменить место жительства и переехать во Францию. Она отказалась: «У меня в Москве всё, там мой язык, там мои несчастья. Там у меня Брик и Маяковский». С конца 1960-х годов Лиля Юрьевна жила в основном в Переделкине, где семья имела небольшой дом, в котором почти постоянно находились гости. Среди тех, кто в ту пору приезжал к Брик и Катаняну, были Юрий Любимов, Татьяна Самойлова, Андрей Миронов, Мстислав Ростропович, Микаэл Таривердиев. Лиля Юрьевна поддерживала контакты с Пабло Нерудой, знакомство с которым произошло благодаря Эльзе Триоле, — чилийский поэт периодически звонил Брик, иногда присылал подарки: книги, глиняные игрушки, корзины с бутылками кьянти. В одном из писем он отправил посвящённое ей стихотворение, в котором были строки: «Я не знал костра её глаз и только по её портретам на обложках Маяковского угадывал, что именно эти глаза, сегодня погрустневшие, зажгли пурпур русского авангарда». Когда в Москву приехал на гастроли театр «Марсельский балет», то возглавлявший его Ролан Пети несколько раз навестил Лилю Юрьевну. В репертуаре его театра был спектакль «Зажгите звёзды», в основе которого лежала история любви Брик и Маяковского. По словам Майи Плисецкой, в этом балете присутствовали «картины, поражающие своим психологизмом, своей многозначностью», — к примеру, «дуэт с возлюбленной, Лилей, которая становится Вечной Музой поэта, и воображаемая встреча зрелого поэта с юным Маяковским». Брик не смогла посмотреть этот спектакль, но в знак благодарности передала Ролану Пети рисунок Фернана Леже «Танец». Бывавший в Переделкине французский литератор и фотограф Франсуа-Мари Банье в декабре 1975 года опубликовал на страницах газеты «Le Monde» статью, в которой рассказал, что возлюбленная Маяковского осталась привлекательной даже в весьма зрелом возрасте: «Внешний угол её глубоко посаженных глаз подчёркивает линия чёрного карандаша… Руки у неё маленькие и очень тоненькие, разговаривая, она пользуется ими, словно играя гаммы. Что у Лили удивительно — это голос и её манера говорить. Голос как струнный квартет. Обаяние её сверкает, как весна». Брик почти до последних дней вела большую переписку — в частности, обменивалась корреспонденцией с пережившими ГУЛАГ литераторами Александром Солженицыным и Татьяной Лещенко-Сухомлиной, детьми репрессированных военных деятелей Петром Якиром и Владимирой Уборевич. Специально для Владимиры Иеронимовны Лиля Юрьевна подготовила воспоминания о её близких, которые начинались словами: «Мирочка, дорогая, постараюсь написать для Вас то, что помню о Вашей, милой моему сердцу, семье». Незадолго до кончины Брик нашла адрес проживавшей в США Татьяны Яковлевой и сообщила ей, что сумела сохранить все письма «парижской возлюбленной» Маяковского. Позже Яковлева рассказала писательнице Зое Богуславской, что она откликнулась на неожиданное послание из Москвы: «Так что перед смертью мы объяснились. И простили друг друга». В 1973 году в СССР широко отмечалось 80-летие со дня рождения Маяковского. На официальных мероприятиях Брик не присутствовала, но в её дом на семейный вечер по случаю дня рождения поэта прибыло немало гостей. Через три года, когда Лиле Юрьевне исполнилось 85 лет, торжество в её честь устроил Ив Сен-Лоран: на обед в парижский ресторан Maxim’s были приглашены многие её друзья и знакомые, включая Полину и Филиппа Ротшильдов — владельцев винодельческих предприятий, которые, бывая в Москве, неизменно навещали Брик. Один из подарков Полины — норковую шубу из коллекции Кристиана Диора — Лиля Юрьевна носила вплоть до последней своей зимы. 12 мая 1978 года Лиля Юрьевна, находясь в Переделкине (по другим сведениям — в московской квартире), получила перелом шейки бедра, после которого утратила возможность вести прежний образ жизни. Несмотря на хороший уход и постоянное присутствие близких, она постепенно угасала и всё больше чувствовала собственную беспомощность. 4 августа, дождавшись, когда Василий Абгарович уедет в Москву, а домработница отлучится на кухню, Брик написала записку, в которой извинилась перед мужем и друзьями и попросила никого не винить в своей смерти. Затем она приняла большую дозу нембутала. Спасти её не удалось. Через три дня состоялось прощание. На панихиде выступали Валентин Плучек, Константин Симонов, Рита Райт, Маргарита Алигер, Александр Зархи. Проститься с Брик прилетел из Грузии Сергей Параджанов с сыном Суреном. Кремировали её в том же здании, где и Маяковского. Единственным советским изданием, поместившим небольшой некролог в связи со смертью Брик, оказалась «Литературная газета». Зато зарубежная пресса подготовила много публикаций — так, одна из японских газет откликнулась на кончину «музы русского авангарда» словами: «Если эта женщина вызывала к себе такую любовь, ненависть и зависть — она не зря прожила свою жизнь». Разбирая архивы, Василий Абгарович нашёл написанное Лилей Юрьевной завещание, в котором она просила развеять её прах в Подмосковье (по другим сведениям — поле без указания адреса). Катанян выполнил просьбу жены: последний обряд был проведён на одном из полей под Звенигородом. Позже там появился памятник-валун с буквами — ЛЮБ.
Дневники и воспоминания
Инна Генс-Катанян о Лиле Брик:
«…шли вдоль дома в сторону Кутузовского проспекта, где на углу в те годы стояла овощная палатка. И в ней продавали длинные толстые огурцы, которые были в новинку и пользовались большим успехом. Очередь стояла небольшая. Я предложила Лиле Юрьевне встать в очередь, чтобы купить килограмм огурцов ей и нам. Что, мол, какая разница, где дышать свежим воздухом — в очереди или прогуливаясь. Она согласилась. Мы постояли минут двадцать, купили огурцы и двинулись в сторону дома.
— Инна, а вы знаете, что я сегодня первый раз в жизни стояла в очереди? — сказала мне Лиля Юрьевна. Я была потрясена. Прожить почти шестьдесят лет при советской власти и ни разу не стоять в очереди! Это надо было уметь!» —Инна Генс-Катанян
В течение многих лет жизни — начиная с гимназического возраста — Лиля Брик вела личный дневник. В настоящее время её тетради и блокноты находятся в архивах; содержание некоторых откровенных записей, согласно решению правонаследников Лили Юрьевны, не может быть обнародовано ранее 2028 года. Поэтому после смерти Брик опубликованной оказалась только малая часть её дневников. Так, в книге «Пристрастные рассказы» (2003, 2011), одним из составителей которой была распорядитель архива искусствовед Инна Генс-Катанян, напечатаны фрагментарные записи от 1955 года с подробностями поездки Лили Юрьевны и Василия Абгаровича Катаняна в Париж. В том же издании помещены дневники, охватывающие весьма драматичный период жизни Маяковского и Брик — с 1929 по 1932 год. Однако эти записи, по мнению исследователей, лишь конспективно воссоздают картину того времени; в них беглым пунктиром отмечены отдельные вехи из литературной биографии Маяковского и дана краткая информация о Бриках. Подобная лаконичность и осторожность объясняется тем, что в 1930-х годах, после ареста Виталия Примакова, Лиля Юрьевна уничтожила свои дневники, в которых могли содержаться какие-либо компрометирующие сведения. Позже она восстановила их по памяти — в сокращённом варианте, без лишних подробностей.
Воспоминания о своей жизни, Маяковском, Осипе Брике, встречах с разными людьми Лиля Юрьевна писала с перерывами в течение нескольких десятилетий. В СССР при жизни автора были напечатаны лишь небольшие отрывки из её мемуарного наследия (первая публикация относилась к 1932 году, последняя — к послевоенному периоду). В середине 1970-х годов в Италии вышла закамуфлированная под интервью её книга «С Маяковским». В 1975 году литературовед Бенгт Янгфельдт издал в Швеции фрагмент воспоминаний Брик о последних месяцах жизни поэта. Незадолго до своей смерти Лиля Юрьевна завизировала мемуарный текст, который в начале 1990-х вошёл в виде отдельной главы в книгу Василия Васильевича Катаняна «Имя этой теме: любовь». В XXI веке Инна Генс, собрав хранившиеся в доме Брик-Катаняна рукописи, подготовила к печати книгу «Пристрастные рассказы» (название, среди прочих вариантов, было некогда придумано самой Лилей Юрьевной), в которую были включены не только воспоминания разных лет, но и часть эпистолярного наследия Брик.
Аудиозаписи
В 1950-х годах в доме Брик-Катаняна появился катушечный магнитофон. Благодаря записям, сделанным в их квартире в разные годы, сохранилось авторское чтение стихов тех литераторов, что бывали в гостях у Брик. Так, существует запись от 1954 года, когда на устроенном Лилей Юрьевной вечере собрались Назым Хикмет, Пабло Неруда, Луи Арагон, Давид Бурлюк, Эльза Триоле. В 1961 и 1966 годах в доме Брик-Катаняна отмечались дни рождения поэта Алексея Кручёных, который также читал при включённом магнитофоне свои произведения. Электромеханическое устройство использовалось Лилей Юрьевной для написания звуковых писем, адресованных Триоле и Арагону, а также Константину Симонову. Брик придавала большое значение умению литераторов донести свои стихи до слушателей. К примеру, в начале 1960-х годов, познакомившись со стихами студента-филолога из Ленинграда Виктора Сосноры, она призналась автору: «Жаль, что нельзя послушать Вас. Только иногда магнитофонную запись. Я убеждена, что Вы сейчас № 1». При жизни Лили Брик её единственное «аудиопоявление» перед массовой аудиторией состоялось в 1968 году, когда на гибкой пластинке, являвшейся приложением к советскому литературно-музыкальному журналу «Кругозор», прозвучали её комментарии к стихотворению Маяковского «А вы могли бы?» (поэт читал его в 1920 году в фонетической лаборатории Института живого слова; Брик в этот момент находилась рядом). Уже после её смерти студия книгозаписи «Ардис» выпустила диск, на котором Лиля Юрьевна в течение 56 минут читает поэму Маяковского «Про это». Запись, как уточняется в аннотации, была сделана Василием Абгаровичем Катаняном в 1950 году.
«Прочитала четко и почти вдохновенно. Никакой аффектации, словно бы идя за текстом, почти повинуясь ему. В некоторых местах явственно слышится и волнение, и боль. Это записывалось на тот же самый магнитофон, который «часто ставили на стол во время ужина (с согласия присутствующих), и таким образом сохранились разговоры людей, которые приходили в дом».
Адреса проживания
Санкт-Петербург (Петроград) - Улица Жуковского, дом 7, квартира 42; Сокольники, дача. Москва: Большой Чернышёвский переулок; Арбат дом № 5; Гендриков переулок дом № 15/13; Спасопесковский переулок, 3/1; Кутузовский Проспект дом № 4/2 подъезд 9, квартира 431; Переделкино, дача.
Правонаследники: 1978—1980 Василий Абгарович Катанян; 1980—1999 Василий Васильевич Катанян; 1999—2014 Инна Генс; с 2014 Юлия Генс (Julia Gens)-
Воспоминания: Брик Л.Ю., Катанян В.А., Катанян В.В. Письма и воспоминания. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 111 страниц. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08462-7.
Литература: Быков Д.Л. Тринадцатый апостол. Маяковский: Трагедия-буфф в шести действиях. — Москва : Молодая гвардия, 2016. — ISBN 978-5-235-03910-0; Ваксберг А.И. Пожар сердца. Кого любила Лиля Брик. — Москва : Астрель; Олимп, 2010. — ISBN 978-5-7390-2318-6; Ваксберг А.И. Лиля Брик. Жизнь и судьба. — Москва : Олимп, 1999. — ISBN 5-7390-0582-2; Валюженич А.В. Пятнадцать лет после Маяковского. Лиля Брик — жена командира. — Москва : Кабинетный учёный, 2015. — Том 1. — ISBN 978-5-7525-2924-5; Валюженич А.В. Пятнадцать лет после Маяковского. Последние годы Осипа Брика. — Москва : Кабинетный учёный, 2015. — Том 2. — ISBN 978-5-7525-2923-8; Гройсман Я.И., Генс И.Ю. Диалог-предисловие. Даты. События // Лиля Брик. Пристрастные рассказы / Составители Я.И.Гройсман, И.Ю.Генс. — Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2011. — Страницы 7—15. — 368 страниц. — ISBN 978-5-89533-226-9; Гройсман Я.И. Предисловие редактора // Лиля Брик. Пристрастные рассказы / Составители Я.И.Гройсман, И.Ю.Генс. — Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2011. — Страницы 209—210. — 368 страниц. — ISBN 978-5-89533-226-9; Карабчиевский Ю.А. Воскресение Маяковского. — Москва : Русские словари, 2000. — ISBN 5-93259-010-6; Катанян В.В. Прикосновение к идолам. — Москва : Захаров, 2002. — ISBN 5-8159-0255-1; Михайлов А.А. Маяковский. — Москва : Молодая гвардия, 1988. — ISBN 5-235-00589-9; Скорятин В.И. Тайна гибели Маяковского. — Москва : Звонница-МГ, 2009. — ISBN 978-5-88093-185-9; Лиля Брик — Эльза Триоле. Неизданная переписка. — Москва : Эллис Лак, 2000. — ISBN 5-88889-036-7; Янгфельдт Б. Любовь — это сердце всего: В.В.Маяковский и Л.Ю.Брик Переписка 1915 — 1930. — Москва : Книга, 1991. — ISBN 5-212-00601-5; Янгфельдт Б. Ставка — жизнь. — Москва : КоЛибри, 2009. — ISBN 978-5-389-00417-7.

1891
Ким Сонсу (корейское имя — 김성수?, 金性洙?)
корейский педагог, идеолог независимости страны, журналист, предприниматель, политик и каллиграф. Родился в уезде Кочхане, провинция Чолла-Пукто, Республика Корея. Учился в Японии (Университет Васэда), изучая политические науки. Имел прозвище «Инчхон». Поддерживал Движение 1 марта, в годы японского колониального правления арестовывался. Более всего известен как основатель университета Корё и (в 1920 году) газеты Тона ильбо (동아일보). В 1945 году основал Демократическую партию Кореи, в 1951 — 1952 годах — вице-президент Республики Корея. Умер в городе Сеул, Республика Корея, 18 февраля 1955 года.
1891
Михаил Алексеевич Саверин
один из крупнейших деятелей советскогомашиностроения. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1942). Родился в городе Москва, Российская империя. Окончил Императорское московское техническое училище в 1914. С 1918 работал в Главметалле Высшего Совета народного хозяйства. Разработчик первых отечественных стандартов в машиностроении, организатор комплексной стандартизации советского машиностроения. С 1920 преподавал в МВТУ им. Баумана, в частности разработал и вел предметы: взаимозаменяемость деталей машин, технология машиностроительного производства и другие. Заведующий кафедрой «Детали машин» с 1929 по 1952 г. Декан факультета холодной обработки с 1933 г. Доктор технических наук, профессор. С 1930 г. — член Комитета по стандартизации при Совете труда и обороны СССР. Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени. Лауреат Сталинской премии второй степени. Умер в родном городе 5 марта 1952 года.
Похоронен на Донском кладбище.
Библиография: Московское высшее техническое училище им. Баумана. Кафедра «Детали машин» : Основные требования и вопросы по курсу «Детали машин»… / [Профессор М.Саверин] ; … Сектор учеб. пособий. — [Москва] : типография «Рабочая Москва», [1933]. — 4 страницы; Московское высшее техническое училище им. Баумана. Методическая инструкция к зачетной сессии по курсу «Детали машин» [Текст] / [Профессор М.А.Саверин] ; Краснознаменный Московский механико-машиностроительный институт имени Н.Э.Баумана. Сектор учебных пособий. — [Москва] : типография МММИ, [1933]. — 2 страницы; Московское высшее техническое училище им. Баумана. Программа по курсу Грузоподъемные и транспортные машины [Текст] : Для всех специальностей кроме подъемно-трансп. сооружений и экскаватостроения / Зав. Кафедрой детали машин профессор М.А.Саверин ; Краснознаменный Московский механико-машиностроительный институт имени Н.Э.Баумана. — [Москва] : типография КрМММИ имени Баумана, [1935]. — 7 страниц.
Литература: Русский метод подготовки инженеров. ИМТУ — МВТУ — МГТУ [Текст]. — Москва : Издательство МГТУ имени Н.Э.Баумана, 2015. — 279 страниц : иллюстрации; 31 см; ISBN 978-5-7038-4262-1.
1891
Груня Ефимовна Сухарева
советский психиатр, основоположник детской психиатрии в СССР. Известна первым в научной литературе описанием симптомов детского аутизма (1925). Заслуженный деятель науки РСФСР. Родилась в городе Киев, Российская империя, в семье Хаима Файтелевича Сухарева (?—1941) и Рахили Иосифовны Сухаревой (?—1951). В 1915 году окончила Киевский женский медицинский институт, после чего в течение двух лет работала врачом эпидемиологического отряда. С 1917 по 1921 годы работала психиатром в Киевской психиатрической больнице. Работала в психоневрологической клинике Института охраны здоровья детей и подростков. В 1921 году переехала в Москву, где организовала санаторные и психоневрологические лечебные учреждения для детей и подростков. С 1933 по 1935 годы заведует кафедрой психиатрии в Харькове. В 1935 году защитила докторскую диссертацию. В 1935 году создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей и возглавляла её до 1965 года. С 1938 по 1969 годы — заведующая клиникой психозов детского возраста Института психиатрии РСФСР (в клинике работала до 1979 года). Г.Е.Сухарева много лет была научным руководителем психиатрической больницы имени П.П.Кащенко. Являлась членом правления Всесоюзного, Всероссийского и Московского общества невропатологов и психиатров. Была председателем детской секции Московского общества невропатологов и психиатров. Скончалась в городе Москва, РСФМСР, СССР, 26 апреля 1981 года. Похоронена на Востряковском кладбище. Приказом Департамента здравоохранения города Москва от 26 марта 2015 года № 243 с 18 мая 2015 имя Г.Е.Сухаревой было присвоено Московскому Научно-практическому центру психического здоровья детей и подростков (бывшая клиника психозов детского возраста). Центр находится по адресу Москва, 5-й Донской проспект, 21, является ведущим профильным медицинским учреждением по лечению суицидальных состояний у детей и подростков до 18 лет. Сестра — Мария Ефимовна Сухарева (1897—1991), педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук (1946), профессор (1947).
Мемориальная доска на здании администрации НПЦ психического здоровья детей и подростков им Г.Е.Сухаревой в Москве, в котором Груня Ефимовна работала 40 лет
Вклад в развитие отечественной психиатрии
В начале XX века детской психиатрии как науки в мире не существовало, а немногочисленные научные работы, посвящённые психозам детского возраста, основывались, главным образом, на казуистических наблюдениях. Однако ценность этих научных работ (де Санктис, Вейгандт, Геллер) состояла в том, что они подтвердили возможность появления и развития психозов даже у детей раннего возраста, дали импульс к систематическому изучению клиники психозов детского возраста. Эти исследования с 1920-х годов были творчески развиты и обогащены молодым советским психиатром Груней Сухаревой. Г.Е.Сухарева разработала эволюционно-биологическую концепцию психических заболеваний. Изучила влияние фактора возрастной реактивности на клинические проявления при различных психических заболеваниях у детей и подростков. Г.Е.Сухаревой впервые описаны отдельные нозологические формы психических заболеваний в детском и подростковом возрасте. За 20 лет до классических описаний детского аутизма Л.Каннером и Г.Аспергером описала сходные состояния. Г.Е.Сухарева выяснила закономерности динамики шизофрении, влияния на неё остроты начала и темпа развития процесса. Ею были впервые выделены три типа течения шизофрении: непрерывное вялое, в форме приступов и смешанное. Первый тип течения она считает более характерным для детского типа шизофрении, а течение в форме приступов — более типичным для начала шизофрении в подростковом возрасте. Г.Е.Сухаревой установлено, что тип течения шизофрении в большей степени отражает особенности её патогенеза, чем синдромальная форма заболевания. Г.Е.Сухарева установила закономерности взаимосвязи между типом течения и ведущим психопатологическим синдромом, изучена возрастная эволюция проявлений заболевания. Установлено единство основных закономерностей шизофрении у детей и взрослых при наличии значительных возрастных особенностей. Г.Е.Сухарева изучала клиническую картину психозов у олигофренов. Ею предложена оригинальная клинико-патогенетическая классификация олигофрении. Работы Г.Е.Сухаревой по изучению пограничных состояний, олигофрении, психопатии у детей и подростков имеют большое значения для дефектологии. Г.Е.Сухарева создала научную школу детских психиатров (М.Ш.Вроно, В.Н.Мамцева, К.С.Лебединская).
Основные труды: Деянов В.Я., Сухарева Г.Е. Психические нарушения при ревматизме у детей и подростков. В кн.: Труды Государственного научно-исследовательского института Минздрава РСФСР. Москва : 1962; 188; Сухарева Г.Е Анализ детских фантазий как метод изучения эмоциональной жизни ребёнка. Киев 1921; Cухарева Г. Е. Шизоидные психопатии в детском возрасте. В книге: Вопросы педологии и детской психоневрологии, выпуск 2. Москва : 1925; 157—187; G. E. Ssucharewa. Die schizoiden Psychopathien im Kindesalter. Monatsschrift für Psychiatrie und Neurologie 60:235—261, 1926; Сухарева Г.Е. К проблеме структуры и динамики детских конституционных психопатий (шизоидные формы). Журнал невропатологии и психиатрии 1930; 6; Сухарева Г.Е. Особенности структуры дефекта при различных формах течения шизофрении (на детском и подростковом материале); Невропатология, психиатрия, психогигиена 1935; IV: II: 57-62; Сухарева Г.Е. Клиника шизофрении у детей и подростков. Часть I. Харьков: Госмедиздат УССР 1937; 107; Сухарева Г.Е. Клиника эпилепсии у детей и подростков. Проблемы теоретической и практической медицины. Москва, 1938; 234—261; Сухарева Г.Е. Психогенные типы реакций военного времени. Невропатология и психиатрия 1943; 12: 2: 3-10; Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Том 1. Москва : Медгиз 1955; 459; Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Том II, часть 2. Москва : Медицина 1959; 406; Сухарева Г.Е. Лапидес М.И. О работе психоневрологического кабинета для детей и подростков при психоневрологическом диспансере и детской поликлинике. Москва, 1959; Сухарева Г.Е., Юсевич Л.С. Психогенные патологические реакции (неврозы). В книге: Многотомное руководство по педиатрии, том 8. Москва,1965; Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Том 3. Москва : Медицина 1965; 270; Сухарева Г.Е. Роль возрастного фактора в клинике детских психозов. Журнал невропатологии и психиатрии 1970; 70: 10: 1514—1520; Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста (Избранные главы). Москва : Медицина 1974; 320.
Источники: Г.Е.Сухарева (к 80-летию со дня рождения)//Дефектология.- 1972.- № 1.- Страница 88; Психиатрия детского возраста/Под редакцией В.В.Ковалёва.- Москва, 1995; Журнал неврологии и психиатрии имени С.С.Корсакова, 4, 2012, Страницы 67-71.
1893
Поль Гийом ван Зеланд (французское имя — Paul Guillaume van Zeeland)
бельгийский юрист, экономист, католический государственный и политический деятель, виконт. Родился в коммуне Суаньи провинция Эно, Бельгия. Ван Зеланд был профессором права. Он возглавлял Институт экономических наук в Католическом университете (Лёвен), а позднее стал заместителем руководителя Национального банка Бельгии. В марте 1935 года он стал премьер-министром правительства национального единства (коалиция в составе трёх основных партий: католики, либералы и социалисты). Обладая властью, он смог уменьшить последствия экономического кризиса, переживаемого страной, путём девальвации национальной валюты и прибегая к экспансивной бюджетной политике. Правительство ван Зеланда подало в отставку весной 1936 года в связи с агитацией рексистов, но он смог вновь прийти к власти (занимал пост премьер-министра в июне 1936 — ноябре 1937 года). После объявления военного положения правительство смогло подавить рексистов. Второе правительство ван Зеланда провело программу прогрессивных социальных реформ, установив 40-часовую рабочую неделю и приняв меры по борьбе с безработицей, которая помогла облегчить политическую напряжённость. Также во время второго срока правления его кабинета Бельгия отказалась от военного союза с Францией и вернулась к своей традиционной политике нейтралитета, которую в настоящее время называют «политикой независимости». В 1939 году ван Зеланд стал президентом комитета по делам беженцев, созданного в Лондоне, а в 1944 году был назначен Верховным комиссаром по делам репатриации перемещённых бельгийцев. В 1946 году он был одним из основателей Лиги Европы по экономическому сотрудничеству. После Второй мировой войны он занимал должность министра иностранных дел в нескольких католических правительствах в период между 1949 и 1954 годами и был экономическим советником правительства Бельгии и Совета министров НАТО. Умер в городе Брюссель, Бельгия, 22 сентября 1973 года.
Литература: Michel Dumoulin et Vincent Dujardin, Paul van Zeeland — 1893—1973, Éditions Racine, Bruxelles, 1997; Donald Markwell, 2006, John Maynard Keynes and international relations, Oxford University Press.
1893
Леон Зингер (итальянское имя — Leone Singer)
итальянский шахматист. Умер 21 сентября 1975 года.

1893
Владимир Алексеевич Милашевский
русский советский график и живописец, деятель поздней волны московского авангарда, участник группы «13», автор мемуаров. Родился в городе Тифлис, Российская империя (ныне Тбилиси, Грузия). Общее образование получил в Саратовском Александро-Мариинском реальном училище. Рисованию начал учиться в Саратове, в Боголюбовском рисовальном училище у В. Коновалова (1906—1907). В 1911—1913 занимался в Харькове в студии А.Грота и Э.Штейнберга, в 1913–1915 — в Петербурге — Петрограде в Высшем художественном училище при Академии художеств; состоял студентом Николая Бруни, Ивана Творожникова, Гуго Залемана и Александра Маковского. Работал в «Новой художественной мастерской» (1915—1916) под руководством Мстислава Добужинского, Евгения Лансере и Александра Яковлева. В 1920 году иллюстрировал несколькими эротическими рисунками сборник Михаила Кузмина «Занавешенные картинки», в следующем году оформил книгу «Что такое театр» Николая Евреинова. Первая выставка Милашевского — экспозиция участников Петроградского Дома искусств («Диска») в 1921.
Портрет Ирины Одоевцевой (1921)
С 1924 работал в Москве. Один из наиболее активных участников и идеологов группы «13» (1929—1931). Защищая спонтанный рисунок, Милашевский писал: «Пусть перо, обмокнутое в тушь, „резвится“ по бумаге, как счастливая молодая девушка в танце, пусть оно острит, улыбается, иронизирует». В последние десятилетия Милашевский много работал как книжный график: с его иллюстрациями выходила русская (Пушкин, «Конёк-горбунок» Ершова — переиздавался неоднократно, Достоевский, Чехов, Блок) и зарубежная классика («Посмертные записки Пиквикского клуба» Диккенса, Флобер), а также книги современников («Тринадцать трубок» Эренбурга, «Уральские сказки» Бажова), детские книги. Автор мемуаров («Вчера, позавчера… Воспоминания художника», М., 1972, 2-е, существенно дополненное издание, Москва, 1989; «Моя работа в издательстве „Academia“» и др.). Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 7 января 1976 года. Прах захоронен на Миусском кладбище.
Персональные выставки: Москва — 1973, 1978; Пушкин — 1965; Воронеж — 1966; Пермь — 1976.
Публикации текстов: Милашевский В.А. Вчера, позавчера : Воспоминания художника / В.Милашевский; предисловие — Д.А.Шмаринова, подбор иллюстраций и составление раздела «Воспоминания о В.А.Милашевском» — А.И.Милашевской. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва : Книга, 1989. — 402 страницы : иллюстрации. — (Художник и книга). — 40 000 экземпляров. — ISBN 5-212-00164-1.
Литература: Панов М.В. Сказочное разноцветье : (В.А.Милашевский — художник детской книги) / М.Панов // Детская литература. 1972. — Москва : Детская литература, 1972. — Страницы 176–198.

1893
Платон Ойунский (Платон Алексеевич Слепцов)
якутский советский писатель, учёный-филолог и общественный деятель, основоположник якутской советской литературы. Ойун-Усовский наслег, Таттинский улус, Якутская область, Российская империя. В 1914 году он поступил в Якутскую учительскую семинарию, которую окончил в 1917 году. В 1917—1918 годах учился в Томском учительском институте. Член КПСС с марта 1918 года. В 1921 году председатель Губревкома Якутии, в 1922 году председатель Совнаркома, в 1923 году председатель Центрального Исполнительного Комитета Якутской АССР. В 1924 году выдвинул идею о создании Якутской национальной военной школы. В 1928—1931 годах — нарком просвещения и здравоохранения Якутии. В 1935 году по его инициативе был создан НИИ языка и культуры при СНК Якутской АССР, где он был первым директором. В этом же году защитил в Институте национальностей (Москва) диссертацию на степень кандидата лингвистических наук. Член правления Союза писателей СССР в (1934—1938) годах Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Первое стихотворение опубликовал в 1917 году. В 1919 году написал ставшее широко известным в то время в Якутии стихотворение «Син биир буолбаат?» (Не всё ли равно?). Его рассказы, повести, драмы вошли в золотой фонд литературы народа саха. В качестве этнографа собрал и подготовил к изданию якутские эпосы олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» (Нюргун Бо́тур Стремительный) и «Туналыйбыт ньуурдаах Туйаарыма Куо» (Прекрасная Туйа́рыма Куо). Обосновал использование силлабо-тонического стиха в якутском языке. Переводил на якутский язык классику русской и мировой литературы. 3 февраля 1938 года был арестован органами НКВД в городе Иркутске, когда возвращался с 1-й сессии Верховного Совета СССР. Было инкриминировано обвинение в «руководстве буржуазно-националистической контрреволюционной организацией». Умер в городе Якутск, РСФСР, СССР, в тюремной больнице, 31 октября 1939 года. Полностью реабилитирован 15 октября 1955 года. В начале девяностых годов И.Ласков обнаружил в якутских архивах, что Ойунский был информатором НКВД. Дочь — Сардана Платоновна Ойунская. Внуки — Платон , Марина, Лина Соловьевы

Участники I Всеякутской языковедческой конференции. Сидят (слева направо): Г.У.Гермогенов (Эргис), П.А.Ойунский, неизвестный, Г.В.Ксенофонтов; стоят: Н.И.Степанов, В.М.Новиков
(Якутск. 1934 год)
Память об Ойунском
Именем Платона Алексеевича Ойунского названы: Саха академический театр в Якутске; Литературный музей в Якутске; Аэропорт Якутск имени Платона Ойунского; Музей государственности республики в селе Черкёх; улицы в населённых пунктах Якутии, в том числе в городах: Якутск, Мирный, Нерюнгри, Вилюйск, Ленске. В 1993 году Указом Президента Республики Саха (Якутия) учреждена Государственная премия имени П.А.Ойунского, присуждаемая за выдающиеся произведения в области литературы, искусства и архитектуры, которые получили широкое общественное признание и стали национальным достоянием Республики. На центральной площади города Якутска установлен памятник Ойунскому. 10 сентября 2003 года в честь П.А.Ойунского назван астероид 16407 Oiunskij, открытый в 1985 году астрономами Николаем и Людмилой Черных.
Библиография
На русском языке: Якутская сказка, её сюжет и содержание. Сборник трудов научно-исследовательского об-ва «Саха кэскилэ», Якутск, 1927, № 1 (4); О якутском стихосложении, «Бюллетень Наркомпроса ЯАССР», Якутск, 1929, № 6—8; Сборник стихотворений, Якгиз, 1925; Большевик, Пьеса, Якгиз, 1927; Сборник революционных стихотворений, Якгиз, 1927; Материалы о происхождении якутов, журн. «Чолбон», Якутск, 1928, № 4; Дни и годы. О революционном движении в Якутии, журнал «Чолбон», № 4—7, 1928; Туйарыма-Куо, Поэтическая драма, 1930; О шаманизме и религии, Якгиз, 1930; Великий Кудангса, Якгиз, 1930; Нюргун-Ботур, сказка-олонхо, 1930—1931; Стихотворения, Советский писатель (Ленинградское отделение), 1978, страница 414, 25000 экземпляров, Дата релиза книги: 10 Февраля 2009.
Литература: Абрамов О.К. Молох ГУЛАГа: сходство судеб трёх лидеров сибирских национальных республик. (Платон Ойунский, Элбек-Доржи Ринчино, Михей Ербанов) // Философский факультет Томского государственного университета. Томск, 16 мая 2015 года. / Под редакцией В.С.Шутова. — Томск, 2015. — Страницы 106—120. ISBN 5-87307-083-0. — vital.lib.tsu.ru; Пестерев В.И. История Якутии в лицах. — Якутск: Бичик, 2001. — Страницы 194—197. — 464 страницы. — ISBN 5-7696-1606-7.
1894
Аарон Авшаломов (имя при рождении —Арон Аширович Авшалумов)
российский, китайский и американский композитор. Отец композитора Якова Авшаломова. Родился в городе Николаевск, Приморская область, Российская империя, в еврейской купеческой семье — его дед Моношир Авшалумович Авшалумов переселился с детьми на Дальний Восток с Кавказа в 1870-е годы. Был отправлен своим отцом Аширом Моношировичем Авшалумовым в Цюрих для учёбы на медицинском факультете, но предпочёл посещать занятия в музыкальной школе Штерна Цюрихской консерватории. Вернулся домой в Хабаровск и с началом революционных событий в России был направлен родственниками в Сан-Франциско, там женился, однако в 1918 году осел в Пекине, где открыл книжный магазин. В 1925—1929 годах композитор находился в Америке, затем вернулся в Китай, на этот раз поселившись в Шанхае и посвятив себя профессиональной композиторской карьере. За исключением кратковременного обучения в Цюрихе, Авшаломов изучил композицию самостоятельно. Китайская музыка произвела на него очень сильное впечатление, и он пытался адаптировать её ритмы и гармонии к возможностям западного оркестра. В то же время он в полной мере использовал весь спектр китайских ударных инструментов, тем самым придавая особый окрас пентатоническому ладу и обогащая его интересными аккордовыми гармониями. Под знаком такого синтеза культур находятся оперы Авшаломова «Куань Инь» (1925), «Сумеречные часы Ян-гуйфэй» (1933), «Великая стена» (1941, поставлена 1945), «Сон Вэй Линь». Авшаломову принадлежат также четыре симфонии, фортепианный, флейтовый, скрипичный концерты и др. Помимо китайской, начиная с 1940 года, Авшаломов включал в свои композиции элементы традиционной индийской музыки и писал музыку на еврейские литургические мотивы («Four Biblical Tableaux», 1928). В годы японской оккупации композитор вместе со своей второй женой Татьяной Авшаломовой находился под домашним арестом, затем жил в шанхайском гетто и на протяжении трёх лет был дирижёром Шанхайского симфонического оркестра. В 1947 году перебрался в США, жил в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 26 апреля 1965 года. Усилиями сына Авшаломова в 1990-е гг. начало происходить воскрешение музыки Авшаломова-старшего для внимания публики; несколько дисков с его сочинениями записал, в частности, Московский симфонический оркестр.
Литература: Русские в Китае 1926-1946 гг. Генеалогический индекс / К.В.Чащин. — 2014. — ISBN 9781936531158.
1894
Беверли Бейн (Beverly Bayne, настоящее имя — Перл Беверли Бейн, Pearl Beverly Bain)
американская киноактриса. Родилась в городе Миннеаполис, штат Миннесота, США, и в шестилетнем возрасте с семьёй переехала в Чикаго. В шестнадцатилетнем возрасте подписала контракт с киностудий «Essanay Studios», и в 1912 году дебютировала в одной из короткометражек. На студии она познакомилась с актёром Фрэнсисом Х. Бушменом, вместе с которым появилась в главной роли в 24 картинах. Одним из самых кассовых и успешных их совместных фильмов стала мелодрама «Ромео и Джульетта» в 1916 году. Их экранный романтический дуэт перерос в брак, оформленный в 1918 году. В 1916—1918 годы пара работала вместе на студии «Metro Pictures», а в дальнейшем они также участвовали в театральных постановках и водевилях. После развода с Бушманом в 1924 году карьера Бейн пошла на спад, и год спустя она прекратила съёмки в кино. Их единственный сын, Ричард Стенсбери Бушман, покончил жизнь самоубийством в 1957 году. В 1930-е и 1940-е годы актриса играла в театре, в том числе выступала и на Бродвее, а также работала на радио. В 1948 году она вернулась на большой экран, появившись в эпизодической роли в своём первом и последнем звуковом фильме «Обнажённый город». В 1950 году она окончательно завершила свою карьеру, уединившись в Аризоне в городе Скотсдейл, где 18 августа 1982 года скончалась от сердечного приступа. Её вклад в американскую киноиндустрию отмечен звездой на Голливудской аллее славы.
Литература: The First Female Stars: Women of the Silent Era by David W. Menefee. Connecticut: Praeger, 2004. ISBN 0-275-98259-9; Oakland, California Tribune, Beverly Bayne Is Still Active, Sunday, September 7, 1941, Page 107; Francis X. Bushman A Biography and Filmography. By Richard Maturi and Mary Buckingham Maturi. Jefferson, NC.: McFarland & Company, Inc., 1998; Beverly Bayne, Queen of the Movies. By Richard Maturi and Mary Buckingham Maturi. Jefferson, NC.: McFarland & Company, Inc., 2001.