1860
Иннокентий Михайлович Сибиряков
русский предприниматель, благотворитель и меценат. Купец 1-й гильдии. В конце жизни стал схимником. Иннокентий Михайлович родился в семье купца I гильдии из Иркутска. Его отец Михаил Александрович (1815—1874) — золотопромышленник, основатель города Бодайбо, мать Варвара Константиновна (1826? — 1863) — представительница купеческого рода Трапезниковых. Сибиряковы были известны приверженностью благотворительности: они много жертвовали свои средства на храмы и монастыри, а также на поддержку малоимущих. Имел братьев Александра и Константина Сибиряковых, а также сёстёр: Ольгу (1846—?), Антонину (1857—1879), Анну (1863—после 1911).
«Жизнь наша красна бывает лишь тогда, когда всё нам улыбается вокруг… Но если вы чувствуете подле себя нищету, будучи сами богаты, то вам становится как-то не по себе… — Иннокентий Сибиряков»
Образование
Начальное образование И.М.Сибиряков получил дома, затем в Иркутском реальном училище (позже — Промышленное училище) изучал курсы точных наук. В 1875 году переехал в Петербург и поступил в частную гимназию Ф.Ф.Бычкова, в этот же год здание гимназии было приобретено на имя Сибирякова. В августе 1880 года Иннокентий Михайлович Сибиряков поступил на естественно-математическое отделение Санкт-Петербургского Императорского университета, но из-за болезни прервал учёбу в начале весны 1881 года и уехал на юг в одно из имений брата Константина. Возможно, одной из причин болезни стало потрясение от убийства императора Александра II. Осенью 1881 года Иннокентий возобновил учёбу в университете, но вначале 1882 года опять её прервал по болезни. В октябре 1884 года И.М.Сибиряков ещё раз поступает в Санкт-Петербургский университет, теперь на юридический факультет и учится там весь 1884/1885 учебный год. 12 ноября 1885 года Иннокентий Михайлович решает перейти в разряд вольнослушателей. Таким образом, Сибиряков проучился 9 месяцев на естественнонаучном отделении физико-математического факультета и окончил первый курс юридического факультета Санкт-Петербургского университета. По состоянию здоровья он несколько раз прерывал учёбу, а попытавшись получить частные уроки, столкнулся с тем, что профессора, зная о его финансовом положении, запрашивали немыслимые гонорары. Помимо посещений лекций в университете, И.М.Сибиряков становится слушателем домашних курсов выдающегося российского биолога, анатома, антрополога, врача, педагога, создателя научной системы физического воспитания Петра Францевича Лесгафта. Иннокентий Михайлович был не только богатым коммерсантом, жертвовавшим средства на поддержку научных, культурных и образовательных проектов, но часто и сам выступал их инициатором. Так, по его предложению создан и издан ряд научных трудов, не потерявших актуальности и в наше время, организована Якутская этнографическая экспедиция, которая вошла в историю географической науки как «Сибиряковская», профинансированы индивидуальные путешествия некоторых учёных и литераторов.
Здание Музея прикладных знаний и бесплатной библиотеки в Томске
Благотворительность
Ещё в 1875 г. Иннокентий Сибиряков унаследовал часть паёв «Прибрежно-Витимской К°» и «К° промышленности…». На эти средства Иннокентий начал благотворительную деятельность ещё во время учёбы в гимназии, помогая своим одноклассникам. На протяжении ряда лет выделял средства на образование молодых людей в России и в Европе, помогая им не только окончить вуз, но и встать на ноги. В 26 лет у него было 70 личных стипендиатов. Активно участвовал в работе «Общества вспомоществования учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам». Выделил около 30 тысяч рублей на открытие музеев, школ и библиотек в сибирских городах, среди которых Тара, Минусинск, Томск, Барнаул, Ишим, Ачинск, Красноярск и др. В частности, в Томске в 1882 году им создано «Общество попечения о начальном образовании», в 1884 году открыта первая в России бесплатная народная городская библиотека, а в 1892 году — Музей прикладных знаний. Здание Музея прикладных знаний и бесплатной библиотеки в Томске Внёс вклад в создание новых и развитие ряда существовавших научно-образовательных центров России. На его пожертвования работали Бестужевские курсы, которые под попечительством Сибирякова смогли обзавестись учебным корпусом и двумя общежитиями (ныне входят в состав Санкт-Петербургского университета). И.М.Сибиряков пожертвовал 50 тысяч рублей на создание Первого женского медицинского института в России, нынешний Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова. В 1893—1896 гг. являлся совладельцем АО пароходства и торговли по Амуру. Собрал обширную историческую библиотеку. Финансировал также ряд научных экспедиций ВСОИРГО, в том числе экспедицию Г.Н.Потанина во Внутреннюю Азию и Якутию (1894—1896). В 1893 году он передал своему учителю, учёному-физиологу Петру Францевичу Лесгафту 200 тысяч рублей и свой петербургский дом. Пополнив эту сумму средствами от продажи дома, Лесгафт построил здание Биологической лаборатории с естественно-историческим музеем и собственным издательством, ставшей основой для современного Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта. Сибиряков учредил в банке капитал в 420 тыс. руб. для выдачи пособий приисковым рабочим (1894). Сибиряков поспособствовал созданию Томского университета (первого университета в Сибири) и выделил 10 тыс. рублей на расширение Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. За благие дела современники называли Иннокентия Михайловича «другом науки и литературы». Был избран почётным членом «Общества попечения о бедных и больных детях», «Обществу бедных женщин» подарил свою дачу в Райволе, где был устроен приют для девочек, жертвовал средства на создание библиотек в церковно-приходских школах и в бедных провинциальных училищах. Более 600 тыс. рублей потратил на издание научной и художественной литературы. Благодаря Сибирякову вышли в свет такие книги как: Межов В.И. Сибирская библиография: в 3 томах (1891—1892); Межов В.И. Русская историческая библиография за 1800—1854 гг.: в 3 томах (1892—1893); Ядринцев Н.М. Сибирь как колония (Санкт-Петербург, 1882); Сибирские инородцы, их быт и современное положение. Н.М.Ядринцев. Издание И.М.Сибирякова. Санкт-Петербург, 1891; Рабочие на сибирских золотых промыслах. Историческое исследование В.И.Семёновского. Том I. От начала золотопромышленности в Сибири до 1870 года. Издание И.М.Сибирякова. Типография М. Стасюлевича. Санкт-Петербург, 1898; Семевский В.И. Рабочие на сибирских золотых промыслах (1898); Головачев Д.М. Библиографический указатель по вопросу о золотопромышленности Сибири (Санкт-Петербург, 1890); Худяков И.А. Верхоянский сборник. Якутские сказки, песни, загадки (Иркутск, 1890); Пекарский Э.К. Словарь якутского языка (Якутск, 1899); Фёдоров-Омулевский И.В. Сибирские мотивы (Санкт-Петербург, 1886); Общая сумма средствпереданных на благотворительность, исчисляется миллиардами рублей на современные деньги.
Монах Иннокентий Сибиряков
Монашество
В 1894 году Сибиряков решил стать монахом и ушёл жить на Старо-Афонское подворье в Санкт-Петербурге. Тогда же он организовал фонд для выплаты пенсий своим рабочим, в который вложил 420 тысяч рублей. 13 октября 1896 года настоятель подворья архимандрит Давид постриг его в иноческий чин — первую ступень к монашеству. После этого инок Иннокентий уехал на Святую гору Афон, в Грецию в Свято-Андреевский скит для молитвенного служения. Иннокентий Михайлович Сибиряков после этого ещё трижды возвращался в Санкт-Петербург. В 1897 году брат Иннокентий пожертвовал Литейно-Таврическому кружку «Общества для пособия бедным женщинам» свою дачу в Райволо для устройства сиротского приюта для девочек от четырёх до десяти лет. Выделил приюту и капитал в размере 50 тысяч рублей. Этот приют уже после смерти схимонаха Иннокентия стал носить имя И.М.Сибирякова. На его средства был устроен храм во имя Святителя Николая в 7-й гимназии Санкт-Петербурга. По его предложению церковь в 7-й гимназии создавалась в память коронования Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Фёдоровны. Обычно такие поступки характерны для убеждённых монархистов. В 1898 году брат Иннокентий вместе с отцом Давидом отправился на Святой Афон. Там 10 декабря 1898 года игумен Давид постриг его в мантию с новым именем Иоанн в честь Пророка и Иоанна Предтечи — Крестителя Господня.Менее чем через год, 26 Августа 1899 года, монах Иоанн (Сибиряков) принял постриг в великий ангельский чин — святую схиму — с именем Иннокентий в честь Святителя Иннокентия Иркутского. Келья Архимандрита Давида и его духовного послушника схимонаха Иннокентия (Сибирякова) находилась рядом с Афонским Андреевским скитом. Множество паломников из России и других православных стран, желавших лично посмотреть на монаха из бывших миллионеров, создавали определённую помеху для уединенного молитвенного жития. Схимонах Иннокентий в вечное пользование приобрёл участок на склоне Карули, принадлежащий Великой Лавре. На Карули русские монахи-отшельники начали селиться с XIX века, и там образовалось целое сообщество подвижников духа из России. По благословению Отца Давида схимонах Иннокентий (Сибиряков) создал на Каруле келлию с трёхпрестольным храмом. Главный Престол был посвящён Святителю Иннокентию Иркутскому, а приделы были освящены во имя Преподобного Давида Солунского (Небесного Покровителя Архимандрита Давида) и Священномученика Дионисия Ареопагита, Апостола Афинского — духовного наставника монахов-исихастов, подвижников неусыпной Иисусовой молитвы. Достроил он также Собор Апостола Андрея Первозванного и больничный корпус с церковью во имя Святителя Иннокентия Иркутского, первые основы которых были заложены в 1868 году. В 1897 году были достроены две церкви: Святителя Иннокентия Иркутского и Благовещения Пресвятой Богородицы. Также были построены храмы Михаила Клопского, Великомученицы Варвары при скитской келье схимонаха Иннокентия (Сибирякова) и во имя Ильи Пророка при скитской мельнице. На западной стороне скита был устроен четырёхэтажный корпус, где размещались хлебная, библиотека, столовая для гостей, там же была построена ктиторская церковь в честь Преподобных Виссариона и Варсонофия и Священномученика Феодорита в память основателей скита. 29 июня 1900 года Константинопольским Патриархом Иоакимом III в сослужении с Епископом Арсением Волоколамским (Стадницким), в то время ректором Московской духовной академии, был освящён знаменитый Афонский Андреевский собор, рассчитанный на 6 000 человек. Это самый большой собор не только на Святом Афоне, но и во всей Греции, благодаря ему Андреевский скит называют «Кремль Востока». Об этом событии писали многие газеты и журналы, были даже изданы книги, но о том, благодаря кому был построен собор, стало известно только через несколько месяцев после смерти схимонаха Иннокентия (Сибирякова) благодаря настоятелю скита — Игумену Иосифу. К этому времени большая часть наследия отца Михаила Александровича Сибирякова и средств, заработанных его старшим сыном Александром Михайловичем, была уже вложена в дела благотворительности, и все дети М.А.Сибирякова жили очень скромно на остатки своих богатств. Схимонах Иннокентий скончался в Афоне, Греция, 19 ноября 1901 года. Его погребли на кладбище Андреевского скита, а через три года по Афонскому обычаю из земли извлекли останки. Плоть истлела полностью, а кости имели жёлтый янтарно-медовый цвет, что по Афонскому церковному преданию свидетельствует об особой праведности человека. Кости скелета по традиции сложили в общую братскую костницу Андреевского скита, а череп поместили там же в деревянном киоте, в костнице Андреевского скита на Афоне на почётное место, где он пребывает и ныне.. Карульская келлия Святителя Иннокентия Иркутского, воздвигнутая схимонахом Иннокентием (Сибиряковым) и его духовногым отцом Архимандритом Давидом (Мухрановым) в начале 2000-х годов пострадала от большого пожара, оставившего после себя только руины. Ныне схимонах Иннокентий Сибиряков на Святом Афоне и в России, особенно в Сибири, почитается как подвижник, ревнители по нём служат панихиды за него. Ревнители почитания памяти схимонаха Иннокентия предлагают решать вопрос о его официальном церковном прославлении в ликах преподобных и бессребреников.
Пожертвования церкви: За свою жизнь И.М.Сибиряков успел пожертвовать огромные средства Православной Церкви, наиболее значительные из них: Несколько сотен тысяч рублей на строительство Казанской церкви в Иркутске и храма во имя Святителя Иннокентия Иркутского в деревне Омолой на реке Лене; 147 тысяч рублей в дар Богоявленскому монастырю в Угличе; 25 тысяч рублей на нужды Свято-Троицкого Николаевского монастыря; 2 млн. 400 тысяч рублей передал своему духовному отцу Давиду, который направил их нуждающимся монастырям России, на возведение построек Свято-Андреевского скита в Санкт-Петербурге, строительство собора апостола Андрея Первозванного и больничного корпуса в Андреевском ските на горе Афон; Средства на устройство кельи с храмом во имя Иннокентия Иркутского и Давида Солунского на Афоне; 10 тысяч рублей на создание Воскресенского скита Валаамского монастыря.
В кинематографе: «Иннокентий Сибиряков. Помогите мне... Я страшно богат!» — документальный фильм (Россия, 2016 год).
Литература: И.М.Сибиряков // Сибирская торговая газета. — 1898. — 1 апреля (№ 73); И.М.Сибиряков // Сибирская торговая газета. — 1901. — 2 декабря (№ 267); Некролог // Сибирская торговая газета. — 1901. — 4 декабря (№ 258); // Сибирская торговая газета. — 1898. — 3 октября (№ 205); Иннокентий Михайлович Сибиряков // Сибирский торгово-промышленный календарь на 1911 год. — Санкт-Петербург, 1911; Иннокентий Михайлович Сибиряков (1861—1901) // Иллюстрированное приложение к газете «Сибирская жизнь». — 1903. — 14 июня (№ 115); Сибиряков, Иннокентий Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Сибиряков, Иннокентий Михайлович / Шиловский М.В. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение [Электронный ресурс]. — 2015. — Страница 137. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах] / главный редактор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 30). — ISBN 978-5-85270-367-5.
[451x700]
1861
Владимир Сергеевич Алексеев
русский советский театральный режиссёр, потомственный почетный гражданин, директор правления товарищества «Владимир Алексеев» и Даниловской мануфактуры, театральный деятель, заслуженный артист РСФСР (1935). Родился в семье предпринимателя, владельца золотоканительного предприятия, коммерции советника С.В.Алексеева (1836–1893). Учился на юридическом факультете Московского университета. Старший брат Константина Сергеевича Алексеева (Станиславского). С детства увлекался театром. Был концертмейстером и музыкальным руководителем семейного Алексеевского драматического кружка. Участвовал в работе частной русской оперы С.И.Мамонтова, существил постановку оперы Ш.Гуно «Филемон и Бавкида» и др. Был ближайшим помощником К.С.Станиславского в развитии системы реалистического музыкального театра. Особое внимание уделял преподаванию пластической ритмики и орфоэпии. В 1911 г. осуществил совместно с режиссером П.С.Олениным первую в России постановку оперы «Чио-Чио-Сан». Постановка на сцене оперного театра .И. Зимина имела большой успех и вскоре вошла в репертуар большинства российских оперных театров. В 1918–1939 гг. работал режиссером и педагогом Оперной студии, затем Оперного театра имени Станиславского. Совместно с К.С.Станиславским участвовал в постановке спектаклей «Царская невеста», «Майская ночь» и «Золотой Петушок» Римского-Корсакова, «Богема» Пуччини. Умер 8 февраля 1939 года.
[549x700]
1862
Адольф Бартельс (немецкое имя — Adolf Bartels)
профессор, историк литературы, приверженец национал-социализма. Родился в Вессельбурене. Автор исторических романов, пьес и поэм с ярко выраженными народными персонажами. Сочетал литературное творчество с откровенным антисемитизмом (например, монография "Лессинг и евреи", 1918). Основав в 1920 Союз народных издателей, стал редактором ежемесячного журнала "Дойчес шрифтум" ("Германские произведения"), в котором печатались в основном статьи антисемитского содержания. Опубликовав работу "Национал- социалистическое освобождение Германии" (1924), где восхвалял нацистское движение, получил высокую оценку нацистских лидеров. Умер в Веймаре 7 марта 1945 года.
1862
Николай Николаевич Мариуца
русский химик. Родился в Новомосковске (ныне Днепропетровской области). Окончил Санкт-Петербургский университет (1887). В 1890—1893 — ассистент Новоалександрийского сельско-хозяйственного института; с 1893 преподавал в Варшавском университете. Основная область научных исследований - синтетическая органическая химия. Мариуца впервые получил (1889) диизопропенил (диметилбутадиен) и изучил его хлорирование. Впервые наблюдал (1896) полимеризацию диизопропенила под действием разбавленных кислот. Результаты этих работ были использованы в Германии при организации (1916) производства синтетического каучука. Исследовал (1894) окисление органических соединений, в частности пинена. Умер 4 октября 1896 года.
Сочинения: О действии хлора на тетраметилэтилен и о диметилизопропенилкарбиноле, "Журнал Русского физико-химического общества. Часть химическая", 1889, том 21, выпуск 6, отдел 1 (совместно с А.Хупотским); О действии кислот на диметилизопропенилкарбинол и о новом углеводороде диизопропениле, там же.
Литература: Вагнер Е.Е., Памяти Н.Н.Мариуцы, "Журнал Русского физико-химического общества. Часть химическая", 1897. том 29, выпуск 1.
[574x700]
1863
Поль Синьяк (французское имя — Paul Signac)
французский художник и график, один из виднейших представителей неоимпрессионизма. Родился в Париже. Учился в Париже в свободной мастерской Бинга. В начале своей художественной деятельности испытал влияние импрессионистов, особенно Клода Моне. После знакомства с Жоржем Сера Поль Синьяк с увлечением изучает научные работы химика Эжена Шеврейля, физика Германа Гельмгольца, посвященные закономерностям взаимоотношений света и цвета. Удостоверившись на практике, что звучание цвета усиливается, если краски не смешивать на палитре, а наносить их на холст мелкими мазками, Синьяк начинает писать раздельными точками чистого цвета и становится активным пропагандистом и теоретиком нового художественного метода - дивизионизма, или пуантилизма. Значительная часть его произведений, написанных строго упорядоченными небольшими квадратными мазками, напоминающими мозаику - это виды французских портов и знаменитых приморских городов, таких, как Венеция, Константинополь. В 1886 году оба художника принимали участие в последней выставке импрессионистов. Когда их картины появились на этой выставке в Париже, обескураженная публика, а вслед за ней и критики окрестили их «разукрашенными конфетти» и «художественной оспой». Тогда впервые официально прозвучало название нового направления в живописи, отталкивающегося от опыта импрессионистов и пришедшего им на смену - неоимпрессионизм. В своей книге «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму» (1899) Синьяк настаивает именно на таком названии. С 1912 года и до смерти 15 августа 1935 года Синьяк был президентом Салона независимых, созданных им и Сера в 1884 году. В 1930-е гг. посетил СССР. В течение всего этого времени он ревностно хранил его традиции, основывавшиеся на принципах либерализма и поддержки молодых талантливых художников. Умер в Париже 15 августа 1935 года. Похоронен на кладбище Пер-Лашез. Работы: Les Andelys (1886); Femme lisant (1887), Музей Орсей, Париж. Масло, дерево; Château de Comblat (1887), Музей Льежа, Бельгия; La bouée rouge (1895) Музей Орсей;L’orage, (1895) Musée de l'Annonciade; Le phare d’Antibes, (1909); Capo di noli, Bei Genua (1898); Der papstpalast in Avignon (1900), Museum D`Orsey, Paris.
Сочинения: От Эж.Делакруа к неоимпрессионизму, перевод с французского, Москва, 1913.
Литература: Besson G., P. Signac. 1863—1935, P., ; Жорж Сёра. Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. Москва, 1976.
1864
Алексей Андреевич Бялыницкий-Бируля
русский и советский учёный-зоолог и палеонтолог, член-корреспондент Российской Академии Наук (1923). Родился в селе Бабково, Оршанский уезд Могилёвская губерния, Российская империя. Его отец Андрей Симплицианович Бялыницкий-Бируля — организатор метеостанции Новое Королёво под Витебском, действовавшей с 1864 по 1941 год. Окончил классическую гимназию в городе Вязьма. Высшее образование получил на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета (диплом I степени, 1891); неоднократно посещал биологическую станцию на Соловецких островах. Состоял зоологом в зоологическом музее Императорской Академии Наук. В 1899 г. принял участие в шпицбергенской экспедиции. В 1900—1903 годах принимал участие в Русской полярной экспедиции барона Э.Толля в качестве старшего зоолога. Научные исследования касались преимущественно систематики, морфологии и зоогеографии беспозвоночных животных, в особенности паукообразных, а впоследствии и млекопитающих. Директор Зоологического музея Академии Наук СССР (исполняя.щий обязанности с 1923, директор — с 1927 года). Способствовал организации при музее постоянной комиссии по изучению малярийных комаров, экспедиции в Среднюю Азию (1928), положившей начало широким экспедиционным исследованиям по паразитологии в СССР.
Арест
23 ноября 1929 постановлением комиссии по проверке аппарата Академии Наук снят с должности директора Зоомузея. 15 ноября 1930 арестован по «академическому делу». 10 февраля 1931 г. осужден тройкой ОГПУ при Ленинградском военном округе по ст. 187 (контрреволюция) на 3 года заключения. Отбывал срок лекпомом (помощником врача) в Белбалтлаге (командировка в город Сегежа). Освобожден досрочно и направлен в ссылку в Архангельск.
После освобождения
Зачислен в Архангелогородское отделение Государственного океанографического института (ГОИН), в 1935 освобожден от занимаемой должности. Работал по договору в зоологическом институте Академии Наук СССР. В 1935 присвоена степень доктора биологических наук без защиты. В 1935—1936 гг. старший специалист, позднее руководитель сектора зоологии Казахстанского филиала Академии Наук СССР. Умер в Ленинграде 18 июня 1937 года.
Награды и премии: 1924 — Константиновская медаль — Высшая награда РГО.
Основные труды: Очерки из жизни птиц полярного побережья Сибири // Записки Академии Наук по физико-математическому отделению, 1907, том 18, № 2; Членистобрюхие и паукообразные Кавказского края // Записки Кавказского музея, серия А, № 5, 1917; Скорпионы // Фауна России, том I, Петроград, 1917 (djvu); Фаланги // Фауна СССР. Паукообразные, том 1, выпуск 3, Москва—Ленинград, 1938.
Память
В честь него Э.В.Толль в 1901 году назвал: Залив Бирули — Полуостров Заря, Берег Харитона Лаптева; Река Бирули — на севере острова Новая Сибирь.
Литература: Бялыницкий-Бируля, Алексей Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Любарский Г.Ю. История Зоологического музея МГУ. Идеи, люди, структуры. — Москва: КМК, 2009. — Страница 499; А.А. Бялыницкий-Бируля: письма из Русской полярной экспедиции // Историко-биологические исследования. — 2014. — Том 6. — Выпуск 1.
[546x700]
1864
Джордж Крайл (George Washington Crile)
американский хирург, известный своим вкладом в изучение хирургического шока. Интерес к этой проблеме возник в результате несчастного случая произошедшего с его близким другом, который умер от шока после того как трамвай отрезал ему ноги. Крайл стал экспериментировать на животных и вывел соотношение между развитием шока, величиной артериального давления и началом агонии. Он понял, что борьба с шоком чрезвычайно важна для спасения жизни. Пропагандировал необходимость измерения артериального давления у хирургических больных и популяризировал использование сфигмоманометра. В 1906 году он выполнил первое удачное переливание крови в больнице Святого Алекса в Кливленде. Умер 7 января 1943 года.
1864
Нафанаил (в миру — Николай Захарьевич Троицкий)
епископ Православной российской церкви, митрополит Харьковский и Ахтырский. Родился в станице Кобылянская Второго Донского округа Области Войска Донского (ныне станица Суворовская Волгоградской области), в семье священника. В 1879 году окончил Новочеркасское духовное училище по первому разряду. В 1886 году окончил Донскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию. В 1887 году уволен из академии, согласно прошению. 29 апреля 1888 году рукоположён во священника к Покровскому храму слободы Анастасьевки Таганрогского округа области Войска Донского. Здесь же состоял заведующим и законоучителем Марфинской церковно-приходской школы и женской школы грамоты. В 1893 году овдовел и поступил в Казанскую духовную академию. 28 ноября 1896 года пострижен в монашество ректором академии архимандритом Антонием (Храповицким). В 1897 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Таврической духовной семинарии. В этом же году возведён в сан архимандрита и определён ректором Олонецкой духовной семинарии. В 1898 году — председатель Олонецкого епархиального училищного совета.
Епископ Уфимский и Мензелинский Нафанаил (1908 год)
28 февраля 1902 года назначен ректором Тамбовской духовной семинарии, членом Тамбовской ученой архивной комиссии и Миссионерского братства. 12 февраля 1904 года император утвердил доклад Святейшего Синода о бытии ректору Тамбовской духовной семинарии архимандриту Нафанаилу епископом Козловским, викарием тамбовской епархии. 13 марта 1904 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположён во епископа Козловского, викария Тамбовской епархии. Хиротонию совершили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), архиепископ Финляндский и Выборгский Николай (Налимов), архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Ковальницкий), епископ Тульский и Белёвский Питирим (Окнов), епископ Полтавский и Переяславский Иоанн (Смирнов), епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев) и епископ Киренский Владимир (Филантропов). 13 ноября 1908 года назначен епископом Уфимским и Мензелинским и председателем Уфимского отдела Императорского православного палестинского общества. 30 апреля 1912 года назначен епископом Архангельским и Холмогорским и председателем Архангельского отдела Императорского православного палестинского общества. Член Поместного Собора Православной российской церкви 1917—1918 годов, участвовал во всех трёх сессиях, член III, XIII, XV Отделов. В годы гражданской войны и интервенции не возвращался в Архангельск, поручив временное управление епархией викарному епископу Пинежскому Павлу. 7 апреля 1919 года был возведён в сан архиепископа. 9 января 1920 года назначен временным управляющим Харьковской епархией, в 1921 году назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским. Не признал организованного властями в мае 1922 году обновленческого раскола. В августе того же года был арестован. В октябре 1922 года выслан из Харькова в село Большие Котлы Московской губернии. В 1924 году возведён в сан митрополита. 21 мая 1924 года включён в состав Священного Синода при святейшем Патриархе Тихоне. В 1924 году арестован и приговорён к 3 годам лишения свободы. С 1927 года временно управлял Воронежской епархией. В этом же году уволен на покой. Скончался в селе Федосьино Кунцевского района Московской области 7 апреля 1933 года. Согласно его завещанию, был отпет как мирянин и погребён на кладбище станции Перхушково. Спустя 30 с лишним лет стараниями священника Сергия Орлова гроб с телом владыки был перенесён на церковное кладбище в Акулово. При перезахоронении оказалось, что тело митрополита Нафанаила нетленно.
Библиография: Палеографические труды преосвященного Амфилохия и значение оных в деле разработки греческой и древне-славянской священноцерковной письменности // Православный собеседник. — 1897. — № 12; Речь // Уфимские епархиальные ведомости. — 1909. — № 1; Его Императорскому Величеству Государю Императору // Уфимские епархиальные ведомости. — 1910. — № 3; Помощь населению Царства Польского // Архангельские епархиальные ведомости. — 1914. — № 23; Обращение к духовенству и мирянам епархии // Архангельские епархиальные ведомости. — 1917. — № 6/7; Доклад о деятельности Всероссийского Церковного Собора // Архангельские епархиальные ведомости. — 1918. — № 11; Телеграммы М.В. Родзянко и Святейшему Синоду // Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. 2-е издание, исправленное и дополненное / Составление, предисловие и комментарии М.А.Бабкина. — Москва, 2008. — Страницы 229, 244.
[522x698]
1864
Альфред Герман Фрид (немецкое имя — Alfred Hermann Fried)
австрийский журналист и пацифист, лауреат Нобелевской премии мира 1911 совместно с Тобиасом Ассером за масштабную журналистскую деятельность на благо мира. Родился в Вене, однако большую часть своей сознательной жизни провел в Германии. Закончив школу в возрасте 15 лет, работал поначалу продавцом книг в Вене, затем перебрался в Берлин, где открыл собственное издательство в 1887. Под влиянием Берты фон Зутнер, Фрид включился в пацифистское движение. В 1892, по примеру фон Зутнер, которая основала Австрийское общество мира, Фрид создал Немецкое общество мира (Deutsche Friedensgesellschaft) и стал редактировать его ежемесячное печатное издание (с 1894 по 1899). Взяв в качестве названия нового журнала заголовок книги Берты фон Зутнер Долой Оружие, он добился ее согласия возглавить это новое издание. В 1899 журнал был переименован в «Страж мира» (Die Friedenswarte) и Фрид сам возглавил его редактирование. Известный пацифист Норман Энджелл охарактеризовал «Страж мира» как «самый действенный печатный орган пацифистского движения во всем мире». Этот интеллектуальный журнал, посвященный проблемам мира и международных пацифистских организаций, издается в Берлине и поныне. Фрид был его редактором вплоть до последних дней своей жизни. В 1905 он параллельно основал еще один журнал – «Ежегодник международной жизни» («Annuaire de la vie internationale»), который стал реакцией на успехи международного сотрудничества, ознаменованные панамериканским движением и работой Гаагской мирной конференции. Помимо чисто издательской и журналистской работы, Фрид входил в число основателей Общества международного понимания, состоял также в Бернском бюро мира, Международном институте мира, был секретарем Общества умиротворения Центральной Европы и и генеральным секретарем «Международного союза прессы за мир»(«Union internationale de la presse pour la paix»). Он также был страстным приверженцем идей универсального международного языка эсперанто и даже издал в 1903 учебник. В 1913 Лейденский университет (Нидерланды) присвоил ему почетную докторскую степень. Гаагский мирный конгресс 1899 сыграл поворотную роль в становлении пацифистских взглядов Фрида. После него в своих воззваниях к немецкому интеллектуальному сообществу он делал основной акцент на экономическом и политическом сотрудничестве государств как основе для мирного развития, и в меньшей степени – на идеях ограничения вооружений и системы международного правосудия. Войну он считал проявлением ситуации международной анархии, борьба с которой необходима и возможна путем установления четкого международного порядка. Фрид был причастен к основанию Общества международного взаимопонимания (Verband für internationale Verständigung) в 1911. Его теория интернационализма не устраняла полностью национализм. В панамериканском движении он видел модель сохранения национальной компоненты в рамках международной организации. С этой позиции Фрид защищал Германию перед Первой мировой войной, пропагандируя положительное отношение Вильгельма II к идее всеобщего мира (книга Германский император и всеобщий мир, 1912), а во время войны доказывал несостоятельность того, что он считал необоснованной критикой Германии со стороны французской, британской и американской прессы. Начало военных действий застигло Фрида в Вене. Поскольку пацифистская деятельность оказалась затруднена из-за введения военной цензуры и националистически настроенного общественного мнения, Фрид переместил свою журналистскую и организационную работу в Швейцарию. Он активно участвовал в борьбе за улучшение условий содержания военнопленных и продолжал издавать «Страж мира», превратившийся в центральный печатный орган борцов за мир. Обвиненный за свою деятельность австрийским правительством в государственной измене, он не мог вернуться в Вену вплоть до окончания войны. После войны опубликовал Мой военный дневник (Mein Kriegstagebuch), в котором описал свои чувства и поступки, а также деятельность своих коллег по пацифистскому движению. Он выразил свое несогласие с условиями мирного завершения войны и организовал журналистскую кампанию против Версальского договора. В своей пропаганде идей мира он неустанно повторял мысль о том, что война стала доказательством верности пацифистского подхода к международным отношениям. Потеряв все свое состояние в результате распада Австро-Венгерской империи, Фрид умер 5 мая 1921 года в нищете и забвении в Вене от болезни легких в возрасте 57 лет.
Труды: Fried, Alfred Hermann, Das Abrüstungs-Problem: Eine Untersuchung. Berlin, Gutman, 1904; The German Emperor and the Peace of the World, with a Preface by Norman Angell. London, Hodder & Stoughton, 1912. Fried, Alfred Hermann, International Cooperation. Newcastle-on-Tyne, Richardson . Fried, Alfred Hermann, Mein Kriegstagebuch. 4 Bde. Zürich, Rascher, 1918–1920. Fried, Alfred Hermann, ed., Der Weltprotest gegen den versailler Frieden. Leipzig, Verlag der Neue Geist, 1920.
1865
Александр Николаевич Воейков
русский генерал-майор. Сын генерала от кавалерии — Воейкова Николая Васильевича. С 1881 года воспитывался в Пажеском корпусе. 26 августа 1884 года из камер-пажей корнетом произведен в кавалергарды. 26 октября 1888 года зачислен в запас гвардейской кавалерии. 1 мая 1891 года был определён чиновником особых поручении при военном министре. В 1892 году произведен в поручики. В 1894 году назначен адъютантом к военному министру, а в 1896 году — в штабс-ротмистры. В 1901 году произведен в ротмистры, а в 1906 году за отличие — в полковники. 19 мая 1912 года за отличие произведен в генерал-майоры и с этого же дня состоял в распоряжении военного министра. С 10 сентября состоял для особых поручений V класса сверх штата при Главном Управлении Государственного Коннозаводства. Умер в Стокгольме 26 февраля 1942 года (погребен во Франции).
Награды: Орден Святого Станислава II степени (1902); Орден Святой Анны II степени (1904); Орден Святого Владимира IV степени (1906); Орден Святого Владимира III степени (1912).
Источники: Волков С. В. Генералитет Российской империи: Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II, в 2-х томах. Центрполиграф: Москва, 2009.
1865
Карл Августович Кипп (Людвиг Карл Август)
русский советский пианист, педагог. Профессор (1909). Родился в Санкт-Петербурге. Общее среднее и начальное музыкальное образование получил в Минске. В 1880 поступил в Московскую консерваторию, где сначала учился в младших классах в течение года у П.А.Пабста (с 1881 Пабст преподавал только на старшем отделении), затем у Э.Л.Лангера, позднее в старших классах – вновь у Пабста. По окончании консерватории (1888) работал в музыкальных учебных заведениях Тамбова, выступал в концертах. В 1892 приглашен в Московскую консерваторию в качестве преподавателя младших класов по специальности фортепиано (в течение 2-х лет имел несколько учеников и по «обязательному» фортепиано). В 1910–1925 вел занятия с учениками старшего отделения. В 1890–1920-х гг. изредка выступал как концертирующий пианист в основном на вечерах камерной музыки с произведениями В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена, И.Брамса, К.Гольдмарка, Э.Грига, А.С.Аренского. Играл в ансамблях с И.В.Гржимали, Л. Саваром, Квартетом имени А.Страдивари и др. (на бис исполнял сольные произведения, например, Этюд c moll op. 25 №12 Ф. Шопена и «Утешение» Ф.Листа). Большой резонанс имело выступление Киппа с Концертом для фортепиано с оркестром Моцарта d-moll KV 466 9 декабря 1907 г. в одном из «Исторических концертов» (дирижер С.Н.Василенко). Танеев писал об этом концерте как об «очень удавшемся». Критики характеризовали Киппа как «отличного музыканта, очень хорошо справившегося с трудной задачей» (Н.Д.Кашкин), как пианиста «с хорошей техникой» и «чрезвычайно изящного и музыкального». К.Р.Эйгес отмечал: «Это была такая прекрасная фортепианная игра, какую вообще редко приходится слушать, а такого мастерского исполнения этого концерта Моцарта Москва, быть может, не слышала очень давно». (А.Михальчи указывала позднее: «Моцарта Кипп играл бесподобно».) Обобщающий портрет Киппа-исполнителя оставил К.Н.Игумнов: «Идеалы музыкальной интерпретации сложились у Киппа едва ли не под влиянием И.Гофмана, завладевшего с половины девяностых годов исклю-чительными симпатиями всей музыкальной Москвы. Ясность, точность, строгое исполнение указаний ком-позитора, красивая, всегда уравновешенная звучность, техническое мастерство, стальной ритм, на всей интерпретации лежащая печать благородства и какой-то мудрости — все эти свойства игры Гофмана на всю жизнь очаровали Карла Августовича и заставили его подозрительно относиться к непохожим на Гофмана явлениям, как, например, к Бузони». Более 32 лет Кипп проработал в Московской консерватории Число его учеников огромно, только официальных около 300. Порой его класс достигал 60 человек. Среди его консерваторских воспитанников на младшем и на старшем отделениях: В. Аргамаков, А. Арсеньев, Л. Барабейчик, В. Брайнина, Ю.Брюшков, А.Дьяков, В.Епанешникова, В.Задерацкий (отец В.В.Задерацкого), Е.Н.Калашникова (в замужестве Петрова; бабушка Н.А.Петрова) , П.Ламм, Л.Лукомский, М. Мейчик, А.Михальчи, Н.Орлов, Л.Орлова (впоследствии знаменитая актриса), Т.Островская, Н.Отто, Л.Половинкин, Г.Прокофьев, М.Раухвергер, Е.Славинская, Т.Петрушевская (Руденко), А.Шацкес. Одно время у Киппа занимался Б.Яворский, предлагавший ему позднее написать методику фортепианной игры. Кипп давал много частных уроков. В разное время он был также инспектором музыки в Усачевско-Чернявском училище и в Екатерининском институте, преподавал в Народной консерватории, Техникуме имени Глазунова — здесь у него училась Н.Баратова. Кипп олицетворял собой редкий тип педагога-универсала, который умеет делать все. Он мог заниматься и с младшими учениками (практически «с нуля») и со старшими, оканчивающими конс., и подробно и эскизно, и со слабыми и с сильными («... его громадный класс был исключительно разношерстный», – вспоминала Михальчи); он равно успешно мог проходить и легчайшие пьесы, и труднейшие в виртуозном и художественном отношении опусы, и музыку XVIII в. (Моцарта и особенно Д.Скарлатти), и создания композиторов-романтиков (Шопена, Р.Шумана и особенно Листа), и новейшие, только что созданные соч.инения его современников (Г.А.Пахульского, Аренского, А.К.Лядова, С.В.Рахманинова, А.Н.Скрябина, Н.К.Метнера, А.Ф.Гедике) — его педагогический репертуар был поистине безграничным. В некоторых сферах педагогической работы Киппу не было равных, что было общепризнанно. Так, с первых лет работы в Московской консерватории Кипп, по словам А.Б.Гольденвейзера, «сделался одним из лучших, если не самым лучшим педагогом младшего отделения». Здесь авторитет Киппа был непререкаем, а его значимость можно сопоставить со значимостью его знаменитого предшественника в этой области – Н.С.Зверева. Кипп отличался необычайным умением развивать ученика в виртуозном отношении. «Киппа считали мастером аппарата, и так оно и было, потому что его ученики в смысле техники мастерства играли блестяще» (Шацкес). На квартире Киппа у рояля висела большая фотография Рахманинова с дарственной надписью: «Богу техники – благодарный Сергей Рахманинов». «Профессором-чародеем» называл Киппа А.К.Боровский. Безупречную техническую подготовку учеников Киппа (в шутку их называли «кипповскими рысаками») неоднократно отмечал и Метнер. Умер Кипп в Москве 26 марта 1925 года.
[493x700]
1866
Антуан Мейе (французское имя — Antoine Меillеt)
французский лингвист. Родился в Мулене. Учился в Клермон-Ферране, затем в Париже; с 1885 был студентом Сорбонны, посещал курсы М.Бреаля в Коллеж де Франс и Ф. де Соссюра в Практической школе высших исследований. В 1891 был на Кавказе, где изучал армянский язык и древние армянские манускрипты. По возвращении занял место переехавшего в Женеву Соссюра. С 1906 Мейе получил кафедру сравнительно-исторического и общего языкознания в Коллеж де Франс, ранее возглавлявшуюся Бреалем. В этих двух учебных заведениях Мейе преподавал до 1932; кроме сравнительно-исторического языкознания читал также курсы древнеперсидского и армянского языков. С 1906 – непременный секретарь Парижского лингвистического общества. В 1906 был избран иностранным членом-корреспондентом Российской Академии наук. Умер Мейе в Шатомейане 21 сентября 1936. Мейе – во многом завершитель лингвистики 19 в. Мейе сохранил понимание лингвистики как исторической науки и общее для науки 19 в. понимание языкового родства. В ряде отношений позитивистский подход, свойственный младограмматикам, был проведен у Мейе еще более последовательно. Не отказываясь от представления о том, что индоевропейский праязык когда-то реально существовал, он в то же время предпочитал называть праязыком совокупность «соответствий между различными индоевропейскими языками, отражающих древние общие формы». Отказался Мейе и от широкого понимания языкового закона, еще сохранявшегося у младограмматиков, условно называя «законом» формулу регулярных соответствий между языками. Принимая большинство положений младограмматиков, Мейе под влиянием Э.Дюркгейма разошелся с ними по вопросу об индивидуальном и социальном в языке. Если для младограмматиков единственная реальность – это индивидуальная психика, а язык как общественное достояние – лишь некая абстракция, то для Мейе язык – «социальная реальность», не существующая вне общества. Присущий Мейе интерес к социолингвистическим проблемам проявился в его книге Языки современной Европы (Les langues dans l'Europe nouvelle, 1918). Наличие во взглядах Мейе значительной социологической составляющей в сочетании с тем очень значительным влиянием, которым пользовался ученый, дало основание рассматривать его как основоположника французской «социологической школы в лингвистике». Большую часть многочисленных работ Мейе составляют труды по индоевропеистике и отдельным языкам и группам индоевропейской языковой семьи: славянским, германским, иранским, хеттским, греческому, армянскому и др. Совместно с А.Эрну ученый издал Этимологический словарь латинского языка (Dictionnaire étymologique de la langue latine, 1932). Наиболее известна его книга Введение в сравнительно-историческое изучение индоевропейских языков (Introduction а l'étude comparative des langues indo-européenes), вышедшая первым изданием в 1903 и выдержавшая семь прижизненных изданий. Вместе со своим учеником Марселем Коэном (1884–1975) Мейе был редактором коллективного двухтомника Языки мира (Les langues de monde, 1924), представлявшего собой первую в мировой науке попытку дать унифицированное описание языков.
Сочинения: Les dialectes indo-européens, 2 éd., ., 1922; méthode comparative en linguistique historique. Oslo - (e. a.), 1925; Linguistique historique et linguistique générale, 2 éd., t. 1-2, ., 1926-1936; в русском переводе - Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков, Москва - Ленинград, 1938; Общеславянский язык, Москва, 1951; Основные особенности германской группы языков, Москва, 1952.
Литература: Щерба Л.В., Памяти A. Meillet, "Вопросы языкознания", 1966, № 3; Sommerfelt A., Antoine Meillet, the scholar and the man, в книге: Portraits of linguists, v. 2, Bloomington - L., 1966.
1867
Александр Феликсович Парадовский
участник гражданской войны. Инженер-технолог, директор Красноярского железнодорожного училища, красногвардеец, комиссар железной дороги, член Красноярского Совета рабочих и солдатских депутатов. Настоящая фамилия — Порадовский, буква «о» в первом слоге была ошибочно заменена на «а» уже в советское время. Родился в Санкт-Петербурге. В 1897 г., окончил Санкт-Петербургский технологический институт, получил специальность инженера-технолога. В 1907 г. возглавил железнодорожное техническое училище Красноярска. В 1913 году Порадовский был принят в Союз Сибирских инженеров, имел чин статского советника. Никогда не скрывал, что поддерживает социал-демократов. В апреле 1917 г. предоставил помещение училища для проведения Общесибирской конференции социал-демократов, в августе 1917 г. в училище прошла Среднесибирская областная конференция большевиков. По инициативе Парадовского в железнодорожном техническом училище было отменено преподавание Закона Божьего, таким образом, училище стало первым учебным заведением Красноярска, где был отменен данный предмет. Этот факт вызвал протесты со стороны консервативно настроенных педагогов и накануне Октябрьской революции Порадовский был уволен с должности директора училища. Вскоре он вступил в партию большевиков, пообещав, что «…все свои знания, весь опыт моей жизни я отдам за дело пролетариата». Прекратив преподавательскую работу, Порадовский перешёл в технический отдел Главных железнодорожных мастерских, стал организатором профсоюза металлистов в Красноярске. Весной 1918 г. Порадовский становится комиссаром железной дороги и начинает формировать отряды красногвардейцев. 25 мая в Мариинске восстали чехословаки, которые при поддержке белого подполья с двух сторон стали продвигаться к Красноярску. 17 июня по приказу Порадовского, чтобы остановить наступление белочехов на губернский центр, начались взрывы железнодорожных мостов и средств связи. 18 июня 1918 года Енисейский губисполком эвакуировался из Красноярска по Енисею. На последнем пароходе, прикрывая отступление советских служащих, вместе с Адой Лебедевой и Григорием Вейнбаумом, Порадовский покинул Красноярск. В районе Туруханска красноярские большевики были взяты в плен белогвардейцами и возвращены в Красноярск. 25 октября 1918 года за «действия, направленные против легионеров Чехословацкого корпуса» по приговору чехословацкого военно-полевого суда при эшелоне № 49 был расстрелян белочехами на станции Красноярск вместе с Г.С.Вейнбаумом, Я.Ф.Дубровинским, И.И.Белопольским и В.Н.Яковлевым. Тело Парадовского после казни не было найдено, его могила не установлена.
Интересные факты: До Первой мировой войны Александр Феликсович единственным из красноярцев был обладателем мотоцикла.
Память: В честь Парадовского названа улица в Красноярске.
Источники: Первый красноярский мотоциклист (улица Парадовского)
1867
Кэролайн Харрис (Caroline Harris)
американская актриса немого кино. Кэролайн В 1895 году родила сына Ричарда, который впоследствии также стал актёром. В некоторых источниках указывается, что Кэролайн была матерью-одиночкой, в других — что отцом мальчика был преуспевающий коммерсант, который обеспечивал семью. Давала уроки английского языка недавно прибывшей в Нью-Йорк Алле Назимовой. В 1907 году, 6 мая, Харрис дебютировала на Бродвее в спектакле «Путь наслаждений». К тому времени Кэролайн было уже тридцать девять лет. Следующую роль ей предложил Бенджамин Чепин в своём спектакле «Линкольн» по мотивам исторических событий. Вместе они сыграли главные роли. Премьера спектакля состоялась 5 февраля 1909 года. Всего дано было семнадцать представлений. В этом же году состоялся дебют Кэролайн Харрис в кинематографе. Дэвид У. Гриффит задействовал её в своём фильме «Ожерелье». Это была экранизация одноимённой новеллы Ги де Мопассана. Кэролайн сыграла собственницу пропавшего ожерелья, из-за потери которого главная героиня десять лет выплачивала долги, не зная, что бриллианты в украшении были фальшивыми. В небольшой роли была задействована Мэри Пикфорд. Несмотря на то, что это был и её первый год в кино, для Мэри это была уже шестнадцатая короткометражка. В следующем фильме Кэролайн сыграла мать героини Мэри Пикфорд, девушки, чьё пение в сельской церкви слышит менеджер водевилей и предлагает ей работу в городе. Премьера фильма состоялась в первую субботу после Рождества, 27 декабря 1909 года. А до этого Кэролайн успела поучаствовать в 65 представлениях. Из них 64 раза она выходила на бродвейскую сцену театра Daly’s Theatre, где играла роль в комедийном спектакле «Билли», по сценарию Джорджа Кэмерона (псевдоним Глэдис Ренкин, более известной как миссис Сидни Дрю), и единожды в спектакле под названием «В конечном итоге». В 1910 году Харрис играла в мелодраматическом спектакле «Вихрь». После него актриса на четыре года исчезла как с театральной сцены, так и с киноэкрана. Её возвращение состоялось только в 1914 году. В апреле вышла короткометражка «The Claws of Green», а в мае состоялась премьера «Пантеи» в недавно построенном Театре Бута, названном так в честь известного американского актёра XIX века Эдвина Бута. Этот спектакль был для Кэролайн Харрис последним на Бродвее. В 1915 году вышли ещё два фильма, в которых участвовала Кэролайн. Оба сняты в жанре драмы. В одном из них, «Мадам Баттерфляй», Харрис вновь играет мать героини Мэри Пикфорд, на этот раз юной гейши Чио-Чио-Сан, прозванной за легкость и красоту американскими военными Баттерфляй (Бабочка). А в «Полыни» ненадолго появляется на экране в небольшой роли второго плана. 1916 год оказался для актрисы самым плодотворным в плане киносъёмок. Она снялась в экранизации «Вечная Сафо» по роману Альфонса Доде «Сафо». Её роль была небольшой, в главной же блистала Теда Бара. В том же году Кэролайн ещё раз оказывалась на площадке с этой знаменитостью. На этот раз в фильме «Золото и Женщина». Умерла в Нью-Йорке, США, 23 апреля 1937 года.
Фильмография: Ожерелье (1909) — собственница ожерелья; Сохранить её душу (1909) — мать Агнес; The Claws of Green; Мадам Баттерфляй (1915) — мать Чио-Чио-Сан; Полынь (1915) — Марго; Золото и Женщина (1916); Вечная Сафо (1916) — мать Груббонса; Принцесса-оборванка (1916) — экономка; Честь Мэри Блейк (1916) — миссис Харди; Одна из многих (1917) — миссис Брайсон; The Boy Girl (1917) — Марта Ченнинг; The Gulf Between (1917) — миссис Фаррелл.
[539x700]
1868
Эдуар Жан Вюйяр (французское имя — Jean-Édouard Vuillard)
французский художник, представитель символизма и модерна. Вместе с Пьером Боннаром, Морисом Дени и Полем Серюзье входил в художественную группу Наби (группа). Эдуар Вюйар родился в маленьком городке Кюизо, в предгорьях Юры, недалеко от швейцарской границы. Отец его, Оноре Вюйар, был капитаном морской пехоты, но когда-то изучал живопись в Париже. Он умер, когда Эдуару исполнилось уже двадцать лет. Но с самого детства Эдуар оказался, главным образом, под влиянием женщин — матери, бабушки и старшей сестры. Его старший брат Александр выбрал военную карьеру, и рано покинул дом. А Эдуар остался в семье, и вместе с ней переехал в Париж. Эдуар жил с матерью до 60 лет, до самой её смерти. Она была портнихой и немного модисткой, и потому с ранних лет Эдуара окружал мир тканей и нарядов. Это ему нравилось. Он был тихим, симпатичным человеком, но иногда его переполняли эмоции, которые требовали творческого выхода, поэтому он предпочел военной карьере искусство. В лицее Кондорсе, где обучался вместе с Морисом Дени и Кер-Ксавье Русселем, будущим живописцем и мужем старшей сестры Вюйара, он утвердился в своём желании стать художником. Он поступает сначала в художественное училище, где встречает Пьера Боннара, а затем в парижскую Академию Жюлиана. С 1886 года учился в Школе изящных искусств и Академии Р. Жюлиана в Париже. Совместно с Морисом Дени и Кер-Ксавье Русселем основал группу «Наби», в 1892 году, сотрудничал в символистском журнале «Ревю бланш». Эдуар Вюйар много путешествовал, изучал искусство в разных городах Европы — Венеции, Флоренции, Милане, Лондоне. Ездил в Испанию. Но больше всего любил проводить лето среди неброских пейзажей Нормандии и Бретани.
Слева направо: Кер-Ксавье Руссель, Эдуар Вюйар, Ромен Коулус и Феликс Валлотон в 1899 году
Творчество
Сначала писал в манере, близкой к голландцам XVII века и Ж.Б.С. Шардену, со временем включая в картины всё больше элементов импрессионизма. Испытал большое влияние Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека и японской гравюры. Сначала он писал только интерьеры, потом стал вводить в них женщин. Постепенно его картины становились всё больше и больше, и наконец выросли до размеров панно. Одновременно Вюйяр работал над портретами представителей преуспевающих французских буржуа, что давало ему средства к существованию. Всё это время его творчество оставалось в достаточной степени фигуративным, но иногда он был уже на грани абстракции. Искусство Вюйара, варьировавшее узкий круг тем, привлекательно свежей непосредственностью восприятия повседневной жизни, тонкой эмоциональностью, цветовой и ритмической выразительностью силуэтов, изысканной гармонией матовых, как бы вибрирующих красок преимущественно родственных друг другу переходных оттенков. Излюбленной его темой, помимо интерьера, были сады. Увлеченно работал также в сфере настенной живописи, высветляя колорит и превращая композиции в «ковровые» красочные арабески (Сад Тюильри, панно для дома А.Натансона, 1894, ныне в музее Орсе, Париж; панно в фойе театра Елисейских полей, 1913; росписи в Пале-Шайо, 1937, а вне Парижа – в женевском здании Лиги наций, 1939). Выступал как сценограф (в частности, сотрудничал в конце 1910 – начале 1920-х годов с антрепризой С.П.Дягилева). Среди его характерных станковых произведений – В постели (1891, Национальный музей современного искусства, Париж), В комнате (1893, Эрмитаж, Санкт-Петербург), цикл Сады Парижа (1894, Национальный музей современного искусства, Париж, и другие собрания), Супружеская жизнь (ок. 1900, частное собрание, Париж), Дамы Натансон за вышиванием на веранде (1913, музей Орсе, Париж). В поздний период писал светские портреты. Умер Вюйар в Ла-Боле (департамент Луара) 21 июня 1940 года.
Мизиа Натансон и Феликс Валлоттон в Вильнёве 1899 масло на доске 72 х 53 см
Настоящее время: 13 ноября 2017 года работа Эдуара Вюйара «Мизиа Натансон и Феликс Валлоттон в Вильнёве» (1899) была продана на аукционе Christie's за 17,75 миллионов долларов, став самой дорогой из картин художника.
1869
Михаил Евстафьевич Земцов
депутат Государственной думы I созыва от Екатеринославской губернии. Православного вероисповедания. Родился в хуторе Шумилин Казанской станицы, Область Войска Донского. Казак станицы Вешенской. Из дворянской семьи хорунжего Евстафия Яковлевича Земцова. Окончил Усть-Медведицкую гимназию, в 1894 — юридический факультет Московского университета с выпускным свидетельством. Работал в Сибири по переселенческой статистике. В 1897—1900 уездный земский статистик в Александровске Екатеринославской губернии. Помощник податного инспектора, затем податной инспектор в городе Мариуполь. Член Московского юридического общества. С 1906 года член Конституционно-демократической партии. 14 апреля 1906 избран в Государственную думу I созыва от общего состава выборщиков Екатеринославского губернского избирательного собрания.

М.Е.Земцов, 1906 год
Входил в Конституционно-демократическую фракцию. 10 июля 1906 года в г. Выборге подписал «Выборгское воззвание» и осужден по статье 129, части 1, пункты 51 и 3 Уголовного Уложения, приговорен к 3 месяцам тюрьмы и лишен права быть избранным. В 1910—1917 годах возглавлял в Мариуполе Товарищество взаимного кредита. Тогда же имел чин коллежского советника, помощник присяжного поверенного, позднее присяжный поверенный. 6 марта 1917 года на заседании объединенного комитета общественных организаций города Мариуполя М.Е.Земцов избран председателем мариупольского общественного исполнительного комитета. В июне 1917 года Земцова избирают делегатом на VII съезд конституционно-демократической партии, на нём он выступил с докладом. Дальнейшая судьба неизвестна.
Адреса: Мариуполь, Марии-Магдалиновской ул. в доме Цыплакова (1910).
Сочинения: Еврейские крестьяне. Краткий очерк экономического положения евреев-землевладельцев Екатеринославской губернии. Санкт-Петербург, 1908. 113 страниц.
Литература: Центральный исторический архив г. Москвы. Фонд 418. Опись 303. Дело 938. Лист 6 (Метрическое свидетельство). Листы 7-8 оборот (Определение дворянского депутатского собрания Области Войска Донского); Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Первый созыв. Москва: Типография Товарищества И.Д.Сытина. 1906 Страница 100; Первая Государственная Дума. Алфавитный список и подробные биографии и характеристики членов Государственной Думы. — Москва: Тип. Товарищества И.Д.Сытина, 1906. — 175 страниц; Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. — Москва: «Возрождение», 1906. Cтраница 112; Государственная дума Российской империи: 1906—1917. Б.Ю.Иванов, А.А.Комзолова, И.С.Ряховская. Москва. РОССПЭН. 2008. Страница 211; Российский государственный исторический архив. Фонд 1278. Опись 1 (1-й созыв). Дело 80. Лист 6; Фонд 1327. Опись 1. 1905 год. Дело 141. Лист 69 −69 оборот; Центральный исторический архив города Москвы. Фонд 418. Опись 303. Дело 938. Лист 6 (Метрическое свидетельство). Листы 7-8 оборот (Определение дворянского депутатского собрания Области Войска Донского)

1868
Маргарита Георгиевна Савицкая
русская драматическая актриса. Родилась в городе Семёнов, Нижегородская область. Работала народной учительницей в Казани. В 1895 году поступила в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (вместе с О.Л.Книппер), которое окончила в 1898 году, и сразу была приглашена своим педагогом Вл.И Немировичем-Данченко в только что основанную труппу МХТ. Станиславский, увидя её, записал: «Восхитительная. Выйдет толк», «Пришел в восторг от её голоса и темперамента».
Как отмечает Театральная энциклопедия, игре Савицкой были присущи психологическая глубина, одухотворённость, лиризм, внутренняя драматическая сила. Преподавала в классе драматической игры при МХТ. Муж — Георгий Бурджалов (1869—1924) — актёр Художественного театра с момента основания и до конца жизни; внёс большой вклад в собирание материалов по истории Художественного театра, один из основателей Музея МХАТа. Умерла 9 апреля 1911 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Портрет М.Г.Савицкой в роли Ольги (вверху) на обложке первого издания пьесы «Три сестры» А.П.Чехова. 1901 г.
Актерские работы в Московском Художественном театре: Магда («Потонувший колокол» Г.Гауптмана, 1898); Антигона («Антигона» Софокла, 1899); Весна («Снегурочка» А.Н.Островского, 1900); Ольга («Три сестры» А.Чехова, 1901); Ирэн («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Г.Ибсена, 1901); Анна («На дне» М.Горького, 1902); фру Альвинг («Привидения» Г.Ибсена, 1905); царица Ирина («Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого, 1906); царица Марина («Смерть Иоанна Грозного» А.К.Толстого); фея Бирилюна, Бабушка («Синяя птица» М.Метерлинка, 1908); Турусина («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского, 1909); Маша — в «Чайке» А.П.Чехова; Варя — в «Вишнёвом саде» А.П.Чехова и др.