1904
Стивен Герэй (Steven Geray; венгерское имя при рождении - Иштван Дьёрдяй, István Gyergyay)
американский киноактёр, сыгравший 125 ролей в кино и более 100 ролей в телесериалах на протяжении 1930-1960-х годов. Герэй начал свою кинокарьеру в Венгрии в 1932 году, с 1935 года стал работать в англоязычном кино в Британии, а в 1941 году переехал в США, где снимался в Голливуде вплоть до середины 1960-х годов. «Маленький, с мягкими чертами лица, характерный актёр», Герэй «специализировался на ролях кротких, сдержанных, любезных и доброжелательных джентльменов, часто французского, немецкого или восточноевропейского происхождения». Герэй играл преимущественно небольшие и эпизодические роли, при этом часто его приглашали сниматься во многих успешных и популярных фильмах, среди них фильмы нуар «Маска Димитриоса» (1944), «Заворожённый» (1945), «Гильда» (1946), «В укромном месте» (1950), «Женщина в бегах» (1950) и «Дом на Телеграфном холме» (1951), историческая приключенческая лента «Возвращение Монте-Кристо» (1946), мелодрама «Всё о Еве» (1950), комедия «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953), криминальный триллер «Поймать вора» (1955), военная драма «Атака» (1956) и драма-притча «Корабль дураков» (1965). Свою единственную главную роль в голливудском кино он сыграл в фильме нуар Джозефа Х.Льюиса «Ночь так темна» (1946). Стивен Герэй (имя при рождении — Иштван Гергёи) родился в австро-венгерском городе Унгвар (ныне — Ужгород, Украина) и получил образование в Будапештском университете. Его актёрская карьера началась на сцене Венгерского национального театра в 1924 году, где «в течение многих лет он был на хорошем счету». В 1928 году он дебютировал в кино, сыграв с 1932 по 1937 год в девяти венгерских фильмах. В 1934 году Иштван Гергёи переехал в Британию, где сменил имя сначала на Стефан, а затем — на Стивен Герэй. В 1934 году, уже под новым именем он дебютировал на лондонской сцене, сыграв в спектакле «Весёлый уик-энд!». «Несмотря на некоторые языковые проблемы на начальном этапе, ему тем не менее удалось получить постоянную работу на экране и на радио». В 1935 году Герэй начал сниматься в англоязычных фильмах, сыграв за шесть лет в девяти британских картинах, самыми заметными среди которых стали мелодрама из военной жизни «Высшее командование» (1937) с Лайонелом Этуиллом в главной роли и детектив «Инспектор Хорнли» (1939) с Гордоном Харкером. В 1941 году Герэй прибыл в Голливуд, где «быстро обнаружил, что на него есть значительный спрос в качестве исполнителя ролей официантов, метрдотелей, стюардов, врачей и капитана корабля».Он был «полезен как исполнитель маленьких ролей в фильмах, действие которых происходит в экзотических для Америки странах». В военные годы карьера Герэя стала быстро развиваться. Сначала он промелькнул в эпизоде в качестве игрока в казино в фильме нуар Йозефа фон Штернберга «Жестокий Шанхай» (1941) с Джин Тирни и Виктором Мэтьюром, затем сыграл роль врача с комедийном детективе «Замок в пустыне» (1942) из серии фильмов про частного детектива Чарли Чена, а затем — в нуаровом детективе Фреда Циннеманна «Глаза в ночи» (1942) с участием Эдварда Арнольда, Энн Хардинг и Донны Рид. Его самой заметной ролью в этот период стала, вероятно, роль в драме «Луна и грош» (1942) по одноименному роману Сомерсета Моэма с Джорджем Сэндерсом в главной роли, где он удачно создал образ «фиглярствующего художника Дирка Стрёва». Критика высоко оценила работу Герэя, хотя Босли Кроутер в «Нью-Йорк таймс» посчитал его игру «склонной к чрезмерной аффектации». В 1943 году Герэй сыграл роль Вершере в классическом хоррор-мюзикле «Призрак в опере» (1943). В годы войны Герэй внёс ценный вклад в серию картин на военную и шпионскую тематику, наиболее заметные роли он исполнил в картинах «Отель Берлин» (1945) и «Гильда» (1946).

Он также сыграл в шпионском триллере «Вне подозрений» (1943) о молодой американской паре (Джоан Кроуфорд и Фред МакМюррей), которая в 1939 году под видом свадебного путешествия по Европе собирает сведения о подготовке нацистов к войне, и в шпионском триллере Рауля Уолша «Основание для опасности» (1943) с участием Джорджа Рафта, Питера Лорре и Сидни Гринстрита. В военном шпионском триллере Жана Негулеско «Конспираторы» (1944) с участием Хэди Ламарр, Пола Хенрейда, Лорре и Гринстрита Герэй сыграл небольшую, но значимую роль резидента нацистской контрразведки в Португалии, а в авантюрном фильме нуар «Маска Димитриоса» (1944) с участием Закари Скотта, Лорре и Гринстрита он сыграл трагическую роль тихого и забитого чиновника югославского Военно-морского министерства Карела Билича, который очень боится потерять молодую красивую жену. Международный преступник Димитриос с помощью подкупа, шулерства, шантажа и угроз заставляет Билича выдать секретную карту минных полей. Мучаясь угрызениями совести, Билич рассказывает обо всём своему начальству, а затем кончает жизнь самоубийством. В том же году Герэй сыграл в комедии «В обществе» (1944) с популярным дуэтом Бад Эбботт и Лу Кастелло. Он также сыграл небольшую роль доктора Лёвенештайна в драме Фреда Циннеманна «Седьмой крест» (1944) со Спенсером Трейси в главной роли, фильм рассказывал о бегстве группы заключённых из нацистского концлагеря в 1936 году. В 1945 году Герэй сыграл небольшую роль врача в психологическом триллере Альфреда Хичкока «Заворожённый» (1945) с Ингрид Бергман и Грегори Пеком, а также в нуаровом триллере Эдварда Дмитрика «Загнанный в угол» (1945) с Диком Пауэллом в главной роли. Действие этой картины происходит вскоре после окончания войны в Аргентине, а Герэй исполняет важную роль крупного местного промышленника, работающего под контролем нацистов. Драма Питера Годфри «Гостиница „Берлин“» (1945) рассказывает о постояльцах гостиницы в Берлине не задолго до окончания Второй мировой войны, среди которых есть нацистские офицеры, борцы сопротивления, учёные, шпионы и обычные немцы, Герэй сыграл в картине роль управляющего гостиницей. С 1946 по 1952 год Герэй имел постоянный контракт со студией «Коламбиа». В этот период создаваемые им образы находились в диапазоне от зловещих до симпатичных, а фильмы — от категории А, такие как «Гильда» (1946) до такой халтуры, как вестерн «Эль Пасо» (1949). Действие фильма нуар Чарльза Видора «Гильда» (1946) с участием Риты Хейворт, Гленна Форда и Джорджа Макреди происходит в дорогом казино в Буэнос-Айресе в момент окончания Второй мировой войны, где отношения внутри любовного треугольника переплетаются с историей разоблачения нацистской преступной организации. Герэй сыграл в фильме роль остроумного и наблюдательного «служащего казино, дяди Пио, действия которого в последней сцене картины играют решающую роль для устранения главного препятствия на пути к счастливому концу». В 1946 году «Герэй сыграл редкую для себя главную роль в культовом фильме нуар режиссёра Джозефа Х. Льюиса „Ночь так темна“ (1946)». Действие этой «мрачной маленькой романтической мелодрамы» происходит в сельской Франции, где Герэй предстаёт в образе доброжелательного и трудолюбивого детектива парижской криминальной полиции, который влюбляется в дочь владельцев трактира, при этом вскрывается другая, зловещая сторона его натуры. Многие критики высоко оценили фильм, и прежде всего, его стилистическое решение, достигнутое благодаря усилиям режиссёра. Журнал «TimeOut» отметил, что «фильм содержит больше кинематографических идей и смыслов на квадратный фут экрана, чем любой из современных фильмов категории А… это типичный фильм Льюиса: не выдающийся по мысли, но стильный настолько, что способен потрясти любого поклонника кино». Кинокритик Деннис Шварц отметил, что «фрейдистская история фильма странновата и выходит за рамки правдоподобия, но изящество стиля Льюиса завораживает. Тонкий налёт нуара великолепно передан при богатом изображении сельской жизни, а также при показе распада личности в результате давления на психику, которое приводит к шизофрении. Это создаёт увлекательное зрелище». В том же году Герэй сыграл второстепенную роль в приключенческом фильме «Возвращение Монте-Кристо» (1946) с Луисом Хейуордом и Джорджем Макреди, а также роль восточноевропейского эмигранта, который смог успешно найти своё место в Америке, в фильме нуар «Крайний срок — на рассвете» (1946). Год спустя он сыграл важную роль шантажиста в фильме нуар Винсента Шермана «Неверная» (1947) с участием Энн Шеридан, Лью Эйрса и Закари Скотта, владельца клуба в нуаровом триллере «Я люблю трудности» (1948) с Франшо Тоуном в качестве частного детектива. А в фильме нуар Рудольфа Мате «Тёмное прошлое» (1948) он сыграл коллегу и друга главного героя, психиатра (Ли Джей Кобб), которому удаётся успокоить и остановить преступника, взявшего его и его семью в заложники (Уильям Холден). «Многие появления Герэя в фильмах 1950-х годов были незначительными и не отражались в афишах, а в титрах его писали чаще всего как „Стив Герэй“» Так, в знаменитой драме Джозефа Манкевича «Всё о Еве» (1950) с Бетт Дейвис и Джорджем Сэндерсом и в успешном фильме нуар Николаса Рэя «В укромном месте» (1950) с Хамфри Богартом в главной роли Герэй сыграл официантов. В 1950 году он также сыграл небольшие роли в трёх фильмах нуар: в психологическом нуаре «Другая женщина» (1950), в триллере Нормана Фостера «Женщина в бегах» (1950) с Энн Шеридан и Денисом О’Кифом он сыграл врача, а в фильме Джозефа Х. Льюиса «Леди без паспорта» (1950) с участием Хэди Ламарр, Джона Ходяка и Джорджа Макреди — роль информатора организатора преступной сети по нелегальной переброске эмигрантов в США. В 1951 году он сыграл небольшую роль врача в фильме нуар Роберта Уайза «Дом на Телеграфном холме» (1951) с Ричардом Бейсхартом, а год спустя в шпионском нуаре Винсента Шермана «Афера на Тринидаде» (1952), вновь с Ритой Хейворт и Гленном Фордом, Герэй сыграл важную роль связанного с вражеской агентурой владельца ночного клуба. Иногда Герэй играл в фильмах других жанров. Он, в частности, сыграл небольшие роль двух фильмах Говарда Хоукса — в вестерне «Большое небо» (1952) с Кирком Дугласом и в музыкальной комедии «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953) с Мерилин Монро и Джейн Расселл. Более значительную роль премьер-министра вымышленной европейской страны Лихтенбург Герэй сыграл в музыкальной комедии Уолтера Лэнга «Зовите меня „мадам“» (1953). В середине 1950-х годов Герэй сыграл эпизодическую роль гостиничного клерка в романтическом триллере Альфреда Хичкока «Поймать вора» (1955) с Кэри Грантом и Грейс Келли, за которыми последовали роли в гангстерском нуаре Расселла Рауса «Секреты Нью-Йорка» (1955) с Бродериком Кроуфордом, Ричардом Конте и Энн Бэнкрофт, и в шпионском нуаре Льюиса Аллена «Пуля для Джоуи» (1955) с участием Эдварда Г.Робинсона, Джорджа Рафта и Одри Тоттер. В 1956 году вышла антивоенная драма Роберта Олдрича «Атака» (1956) с участием Джека Пэланса и Ли Марвина, где Герэй сыграл небольшую роль немецкого сержанта. Последним значимым фильмом в карьере Герэя стала драма-притча Стенли Крамера «Корабль дураков» (1965), где он сыграл второстепенную роль стюарда океанского лайнера. Герэй закончил свою кинокарьеру ролью Рудольфа, живущего на Диком Западе внука доктора Франкештейна, в низкобюджетном эксплуатационном хоррор-вестерне Уильяма Бодина «Джессе Джеймс встречает дочь Франкенштейна» (1966). С середины 1950-х годов Герэй работал «почти исключительно как надёжный телевизионный приглашённый актёр». Он сыграл роль доктора в семи эпизодах семейной комедии «Приготовьте комнату для папочки» (1954-9163). Он также сыграл в отдельных эпизодах таких телесериалов, как «Кульминация» (1955), «Приключения Супермена» (1956), «Майк Хаммер» (1958), «Перри Мейсон» (1958), «Неприкасаемые» (1960), «Бонанца» (1962), «Караван повозок» (1962), «За гранью возможного» (1964), «Я мечтаю о Джинни» (1965), «Правосудие Бёрка» и «Человек из А.Н.К.Л.» (1966). Насыщенная карьера Герэя в кино и на телевидении продолжалась до конца 1960-х годов. В конце 1960-х годов Герэй некоторое время был художественным руководителем театра в Эстес парк, Колорадо, где в 1969—1970 годах также владел баром. Стивен Герэй умер в Лос-Анджелесе 26 декабря 1973 года.
Фильмография: 1929 — Моя сестра Мари / Mária növér (как Иштван Гергёи); 1932 — Целуй ещё слаще / Csókolj meg, édes! — Пали, врач (как Иштван Гергёи); 1932 — Весенний дождь / Tavaszi zápor — знакомый в поместье (как Иштван Гергёи); 1932 — Золотые самолёты / Repülö arany — Дьёрдь Балинт, журналист вечерних новостей (как Иштван Гергёи); 1933 — Мари, венгерская легенда / Marie, légende hongroise — управляющий (как Иштван Гергёи); 1933 — Пардон, я был неправ / Pardon, tévedtem (как Иштван Гергёи); 1933 — Украденная среда / Az ellopott szerda — Иштван Тамаш, радиорепортёр (как Иштван Гергёи); 1935 — Танцевальный ансамбль / Dance Band — Стив Сарел; 1935 — Роман студента / The Student’s Romance — Микки; 1936 — Звезда упала с небес / A Star Fell from Heaven — Уилли Уасс; 1937 — Сегодняшние девушки / Mai lányok — Фери Шекей (как Иштван Гергёи); 1937 — Пособие на детей / Családi pótlék — Петер Ковач (как Иштван Гергёи); 1938 — Высшее командование / The High Command — Мартин Клоум; 1938 — Премьера / Premiere — Фролич; 1938 — Молниеотвод / Lightning Conductor — Морли; 1938 — Давай сделаем из этого ночь / Let’s Make a Night of It — Луиджи; 1938 — Круиз кабаре / Cabaret Cruise (телесериал, 2 эпизода); 1939 — Инспектор Хорнли / Inspector Hornleigh — Майкл Каванос; 1940 — Тёмные улицы Каира / Dark Streets of Cairo — коридорный; 1941 — Человек на свободе / Man at Large — Карл Ботани, или С.Б.Холдейн; 1941 — Жестокий Шанхай / The Shanghai Gesture — человек в казино (в титрах не указан); 1942 — Синий, белый и идеальный / Blue, White and Perfect — Вандерхофен; 1942 — В глубине души джентльмен / A Gentleman at Heart — дон Фернандо; 1942 — Замок в пустыне / Castle in the Desert — доктор Ретлинг; 1942 — Секретный агент Японии / Secret Agent of Japan — Александри; 1942 — Безумные Мартиндейлы / The Mad Martindales — Ян Ван Дер Венне; 1942 — Глаза в ночи / Eyes in the Night — мистер Андерсон; 1942 — Луна и грош / The Moon and Sixpence — Дирк Стрёв; 1942 — Жена садится на самолёт / The Wife Takes a Flyer — агент Гестапо (в титрах не указан); 1942 — Однажды в медовый месяц / Once Upon a Honeymoon — официант в кафе (в титрах не указан); 1943 — Задание в Бретани / Assignment in Brittany — священник (в титрах не указан); 1943 — Вне подозрений / Above Suspicion — гравёр по дереву (в титрах не указан); 1943 — Основание для опасности / Background to Danger — Людвиг Радер (в титрах не указан); 1943 — Задание в Берлине / Appointment in Berlin — Генри Радер (в титрах не указан); 1943 — Божественная музыка / Heavenly Music (короткометражка) — Людвиг ван Бетховен; 1943 — Ночной самолёт из Чунцина / Night Plane from Chungking — отец, доктор Вен Дер Лиден; 1943 — Пилот № 5 / Pilot #5 — майор Эйшель, командир эскадрильи; 1943 — Заложники / Hostages — Мюллер; 1943 — Призрак оперы / Phantom of the Opera — Вершер;; 1943 — Свист в Бруклине / Whistling in Brooklyn — Уайти; 1944 — Лёгкая жизнь / Easy Life (короткометражка) — Бэтт; 1944 — Знакомство с людьми / Meet the People — дядя Феликс; 1944 — Маска Димитриоса / The Mask of Dimitrios — Карел Булич; 1944 — Седьмой крест / The Seventh Cross — доктор Лёвенштайн; 1944 — В обществе / In Society — граф Алексис; 1944 — Конспираторы / The Conspirators — доктор Шмитт; 1945 — Отель «Берлин» / Hotel Berlin — Клайберт; 1945 — Тарзан и амазонки / Tarzan and the Amazons — Бреннер; 1945 — Завороженный / Spellbound — доктор Графф; 1945 — Малиновая канарейка / The Crimson Canary — Вик Миллер; 1945 — Мексикана / Mexicana — Ларедо; 1945 — Загнанный в угол / Cornered — сеньор Томас Камарго; 1946 — Гильда / Gilda — дядя Пио; 1946 — Крайний срок — на рассвете / Deadline at Dawn — человек в перчатках (Эдвард Хорник); 1946 — Ночь так темна / So Dark the Night — Анри Кассен; 1946 — Блонди знает лучше / Blondie Knows Best — доктор Шмидт; 1946 — Возвращение Монте-Кристо / The Return of Monte Cristo — Бомбей; 1947 — Мёртвая зона / Blind Spot — Ллойд Харрисон; 1947 — Мистер окружной прокурор / Mr. District Attorney — Беротти; 1947 — Неверная / The Unfaithful — Мартин Бэрроу; 1947 — Стрелки / Gunfighters — Хозе, или дядя Джо; 1947 — Когда девушка красива / When a Girl’s Beautiful — Стейси Дорн; 1947 — Игра криминального доктора / The Crime Doctor’s Gamble — Жюль Доде; 1948 — Я люблю трудности / I Love Trouble — Келлер; 1948 — Порт-Саид / Port Said — Алексис Такка; 1948 — Тёмное прошлое / The Dark Past — профессор Фред Линдер; 1948 — Леди из кордебалета / Ladies of the Chorus — Солсбери; 1949 — Одинокий волк и его дама / The Lone Wolf and His Lady — Мюнхер Ван Гроот; 1949 — Эль Пасо / El Paso — мексиканец Джо; 1949 — Небесный лайнер / Sky Liner — Бокеджиян; 1949 — Ещё раз, моя дорогая / Once More, My Darling — Кальзак; 1949 — Отпуск в Гаване / Holiday in Havana — Лопес; 1950 — Гавань исчезнувших мужчин / Harbor of Missing Men — капитан Коркорис; 1950 — В укромном месте / In a Lonely Place — Пол, главный официант; 1950 — Другая женщина / The Second Woman — Бальтазар Джонс; 1950 — Леди без паспорта / A Lady Without Passport — француз, информатор Палинова; 1950 — Всё о Еве / All About Eve — старший официант; 1950 — Джим из джунглей на острове пигмеев / Pygmy Island — Леон Марко; 1950 — Женщина в бегах / Woman on the Run — доктор Артур Холер; 1951 — Цель неизвестна / Target Unknown — Жан; 1951 — Дом на Телеграфном холме / The House on Telegraph Hill — доктор Бёркхардт; 1951 — Дикие барабаны / Savage Drums — Бородофф; 1951 — Маленький Египет / Little Egypt — паша; 1951 — Детектив с первой страницы / Front Page Detective (телесериал, 1 эпизодов); 1952 — Одержимая женщина / Lady Possessed — доктор Степанек; 1952 — Бал Табарин / Bal Tabarin — инспектор Мане; 1952 — Афера на Тринидаде / Affair in Trinidad — Уиттол; 1952 — Большое небо / The Big Sky — Френчи Жордоннэ; 1952 — Опасное задание / Dangerous Assignment (телесериал, 3 эпизода); 1952—1956 — Небесный король / Sky King (телесериал, 2 эпизода); 1953 — Зовите меня «мадам» / Call Me Madam — премьер-министр Себастиан; 1953 — Джентльмены предпочитают блондинок / Gentlemen Prefer Blondes — управляющий гостиницей; 1953 — Золотой клинок / The Golden Blade — Баркус; 1953 — Королевские африканские ружья / The Royal African Rifles — Ван Стид; 1953 — Сегодня вечером мы поём / Tonight We Sing — Прагер; 1953 — Французский рейс / The French Line — Франсуа, стюард на корабле; 1953 — Телевизионный театр «Форда» / The Ford Television Theatre (телесериал, 1 эпизод); 1953 — Мистер и миссис Норт / Mr. & Mrs. North (телесериал, 1 эпизод); 1954 — Наша мисс Брукс / Our Miss Brooks (телесериал, 1 эпизод); 1954 — Великая кража алмаза / The Great Diamond Robbery — Ван Гуусен; 1954 — Парижские плейбои / Paris Playboys — доктор Гаспар; 1954 — Общественный защитник / The Public Defender (телесериал, 1 эпизод); 1954 — Стучи по дереву / Knock on Wood — доктор Крёгер; 1954 — Тобор Великий / Tobor the Great — шеф иностранных шпионов; 1954 — Телевизионный театр «Моторола» / The Motorola Television Hour (телесериал, 1 эпизод); 1954 — Одинокий волк / The Lone Wolf (телесериал, 1 эпизод); 1954—1955 — Порт / Waterfront (телесериал, 3 эпизода); 1954—1963 — Освободите место для папочки / Make Room for Daddy (телесериал, 7 эпизодов); 1955 — Поймать вора / To Catch a Thief — клерк в гостинице (в титрах не указан); 1955 — Секреты Нью-Йорка / New York Confidential — Моррис Франклин; 1955 — Пуля для Джои / A Bullet for Joey — Рафаэль Гарсия; 1955 — Огненный поцелуй / Kiss of Fire — капитан корабля Беллон; 1955 — Лесси / Lassie (телесериал, 1 эпизод); 1955 — «Ридерс дайджест» на ТВ / TV Reader’s Digest телесериал, 2 эпизода); 1955 — Миллионер / The Millionaire (телесериал, 1 эпизод); 1955 — Видеотеатр «Люкс» / Lux Video Theatre (телесериал, 1 эпизод); 1955 — Театр Дэймона Раниона / Damon Runyon Theater (телесериал, 1 эпизод); 1955 — Кульминация / Climax! (телесериал, 1 эпизод); 1955—1956 — Театр «Дженерал Электрик» / General Electric Theater (телесериал, 3 эпизода); 1955—1956 — Театр «Пепси-колы» / The Pepsi-Cola Playhouse (телесериал, 2 эпизода); 1955—1956 — Театр Четыре Звезды / Four Star Playhouse (телесериал, 2 эпизода); 1955—1956 — Паспорт опасности / Passport to Danger (телесериал, 3 эпизода); 1955—1957 — Кавалькада Америки / Cavalcade of America (телесериал, 2 эпизода); 1955—1958 — Театр звезд «Шлитц» / Schlitz Playhouse of Stars (телесериал, 2 эпизода); 1956 — Дилижанс ярости / Stagecoach to Fury — Николс; 1956 — Атака / Attack — Отто, немецкий сержант; 1956 — Шоу Джорджа Бернса и Грейси Аллен / The George Burns and Gracie Allen Show (телесериал, 3 эпизода); 1956 — Это всегда Джен / It’s Always Jan (телесериал, 1 эпизод); 1956 — Студия 57 / Studio 57 (телесериал, 1 эпизод); 1956 — Приключения Супермена / Adventures of Superman (телесериал, 1 эпизод); 1956 — Театр кинорежиссёров / Screen Directors Playhouse (телесериал, 1 эпизод); 1956 — Звезда и история / The Star and the Story (телесериал, 1 эпизод); 1956 — Утренний театр / Matinee Theatre (телесериал, 1 эпизод); 1956 — Приключения доктора Фу Манчу / The Adventures of Dr. Fu Manchu (телесериал, 2 эпизода);1956 — Приключения Джима Боуи / The Adventures of Jim Bowie (телесериал, 1 эпизод); 1956 — Театр Зейна Грея / Zane Grey Theater (телесериал, 1 эпизод); 1956—1957 — Телефонное время / Telephone Time (телесериал, 2 эпизода); 1957 — Театр «Алкоа» / Alcoa Theatre (телесериал, 1 эпизод); 1957 — Солдаты удачи / Soldiers of Fortune (телесериал, 1 эпизод); 1957—1959 — Театр «Гудйир» / Goodyear Theatre (телесериал, 2 эпизода); 1958 — Шоу Гейл Сторм / The Gale Storm Show: Oh! Susanna (телесериал, 1 эпизод); 1958 — Майк Хаммер / Mike Hammer (телесериал, 1 эпизод); 1958—1962 — Перри Мейсон / Perry Mason (телесериал, 2 эпизода); 1958 — Определённая улыбка / A Certain Smile — Денис; 1959 — Считай свои благословения / Count Your Blessings — гид; 1959 — Запрещено! / Verboten! (телесериал, 1 эпизод); 1959 — Декабрьская невеста / December Bride (телесериал, 1 эпизод); 1960 — Островитяне / The Islanders (телесериал, 1 эпизод); 1960—1962 — Приключения в раю / Adventures in Paradise (телесериал, 3 эпизода); 1960—1963 — Неприкасаемые / The Untouchables (телесериал, 3 эпизода); 1961 — 87-й участок / 87th Precinct (телесериал, 1 эпизод); 1961 — Настоящие Маккой / The Real McCoys (телесериал, 1 эпизод); 1962 — Бонанца / Bonanza (телесериал, 1 эпизод); 1962 — Шоу Дика Пауэлла / The Dick Powell Show (телесериал, 1 эпизод); 1962 — Доктор Килдэр / Dr. Kildare (телесериал, 1 эпизод); 1962 — Хэйзел / Hazel (телесериал, 1 эпизод); 1962 — Караван повозок / Wagon Train (телесериал, 1 эпизод); 1963 — Десятицентовик с ореолом / Dime with a Halo — священник; 1963 — Шоу Донны Рид / The Donna Reed Show (телесериал, 1 эпизод); 1963 — Третий человек / The Third Man (телесериал, 1 эпизод); 1964 — Неукротимый и прекрасный / Wild and Wonderful — бармен; 1964 — Путешествие на дно океана / Voyage to the Bottom of the Sea (телесериал, 1 эпизод); 1964 — За гранью возможного / The Outer Limits (телесериал, 1 эпизод); 1964 — Путешествие Джейме МакФитерза / The Travels of Jaimie McPheeters (телесериал, 1 эпизод); 1965 — Кто видел ветер? / Who Has Seen the Wind? (телефильм); 1965 — Я мечтаю о Джинни / I Dream of Jeannie (телесериал, 1 эпизод); 1965 — Правосудие Бёрка / Burke’s Law (телесериал, 1 эпизод); 1965 — Шоу Люси / The Lucy Show (телесериал, 1 эпизод); 1965 — Карен / Karen (телесериал, 1 эпизод); 1965 — Жулики / The Rogues (телесериал, 1 эпизод); 1966 — Шоу Дика Ван Дайка / The Dick Van Dyke Show (телесериал, 1 эпизод); 1966 — Туннель времени / The Time Tunnel (телесериал, 1 эпизод); 1966 — Человек из А. Н. К. Л. / The Man from U.N.C.L.E. (телесериал, 1 эпизод); 1966 — Свингер / The Swinger — человек с рыбой; 1966 — Джесси Джеймс встречает дочь Франкенштейна / Jesse James Meets Frankenstein’s Daughter — доктор Рудольф Франкенштейн.
[496x699]
1904
Михаил Николаевич Горский
командующий артиллерией 52-й армии 1-го Украинского фронта, гвардии полковник. Родился в городе Красноярск, в крестьянской семье. Русский. Окончил среднюю школу. Вскоре после освобождения Красноярска войсками Красной Армии от белых войск адмирала А.В.Колчака, в феврале 1920 года Михаил Горский добровольцем вступил в Красную Армию. В частях Восточного фронта до 1922 года сражался против войск Колчака и атамана Семёнова, других белогвардейских формирований, японских интервентов. До июня 1923 года участвовал в боевых действиях против многочисленных банд на Дальнем Востоке. В 1924 году окончил Томскую артиллерийскую школу комсостава, с июня 1925 по ноябрь 1927 года служил в ней помощником командира учебной батареи. Затем служил на различных командных должностях. В 1941 году окончил Военную артиллерийскую академию имени Ф.Э.Дзержинского. Член ВКП(б) с 1932 года. С июня 1941 года - на фронтах Великой Отечественной войны. Командовал артиллерийским полком, был командующим артиллерией гвардейского стрелкового корпуса. Участвовал в битве за Москву, в обороне Кавказа, в Курской битве, в освобождении Правобережной Украины. Трижды был ранен в боях, в том числе тяжело ранен в декабре 1942 года, легко ранен в сентябре 1942 и августе 1943 года. В 1945 году гвардии полковник Михаил Николаевич Горский командовал артиллерией 52-й армии 1-го Украинского фронта. Отличился в марте 1945 года, когда противник предпринял серию мощных танковых контрударов против войск армии в Силезии. В этих боях умело организовывал действия артиллерии армии, смело маневрировал имеющимися силами, быстро сосредотачивал артиллерийские части на танкоопасных направлениях. Во-многом благодаря умелому применению артиллерии все контрудары врага были отражены с большими потерями для него. В апреле 1945 года умело руководил артиллерийскими частями в ходе Берлинской наступательной операции. В Пражской операции отличился при подготовке артподготовки перед вступлением армии в сражение 7 мая 1945 года. В результате противнику были нанесены значительные потери и серьёзно нарушена система обороны. Перешедшие в наступление стрелковые и танковые части прорвали вражескую оборону при первом натиске. Всего в марте - мае 1945 года артиллеристами 52-й армии было уничтожено до 80 танков и до 40 батарей полевой артиллерии врага. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года гвардии полковнику Горскому Михаилу Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6070). После Победу продолжал службу в Советской Армии. В 1948 году окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е.Ворошилова. Несколько лет был командующим артиллерией Сибирского военного округа. После увольнения в запас жил в Новосибирске. Скончался 7 сентября 1960 года. Похоронен в городе Сочи Краснодарского края. Награждён двумя орденами Ленина (30 апреля 1945, 29 мая 1945), четырьмя орденами Красного Знамени (9 ноября 1943, 3 ноября 1944, 7 апреля 1945, 13 июня 1952), Отечественной войны II степени (12 апреля 1944), медалью "За боевые заслуги" (15 января 1940), другими медалями.
[503x698]
1904
Михаил Борисович Ивенков
командир роты 575-го стрелкового полка 161-й стрелковой дивизии 40-й армии Воронежского фронта, младший лейтенант. Родился в селе Веть ныне Хомутовского района Курской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил IV класса. Работал в колхозе. В Красной Армии с 1939 года. Участник освободительного похода советских войск в Западную Украину 1939 года и советско-финляндской войны 1939-1940 годов. В боях Великой Отечественной войны с сентября 1942 года. Сражался на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Принимал участие в освобождении Украины. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Рота 575-го стрелкового полка (161-я стрелковая дивизия, 40-я армия, Воронежский фронт) под командованием кандидата в члены ВКП(б) младшего лейтенанта Михаила Ивенкова первой в полку под огнем врага на трех лодках и двух плотах 22 сентября 1943 года форсировала Днепр в районе села Трахтемиров Каневского района Черкасской области Украины, что южнее Киева. 28-30 сентября, ведя ожесточенные бои на букринском плацдарме, рота отразила многочисленные контратаки противника, удержала и улучшила свои позиции. Младший лейтенант Михаил Ивенков умело руководил действиями роты во время боев на плацдарме, проявляя при этом образцы мужества и героизма, презрение к смерти. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, младшему лейтенанту Ивенкову Михаилу Борисовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2548). В 1945 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). С 1945 года старший лейтенант М.Б.Ивенков — в запасе. Жил и работал в родном селе. Скончался 25 августа 1979 года. Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, медалями.
1904
Джордж Маршалл Кей (Кэй; Кау)
американский геолог. Родился в Пейсли, штат Онтарио, Канада Окончил Колумбийский университет в Нью-Йорке (1927). Профессор Колумбийского университета (с 1944). Действительный член Американской академии наук и искусств и Нью-Йоркской академии наук (вице-президент в 1944-1945). Основные труды по стратиграфии ордовика (по остракодам) и тектонике Северной Америки.
Сочинения: Geology of the Utica quadrangle, N. Y., 1953; Stratigraphy and life history, N.Y., 1965 (совместно с E.H.Colbert и D.B.Me Laughlin); в русском переводе — Геосинклинали Северной Америки, Москва, 1955.

1904
Мэри Коулшед (Mary Coulshed; полное имя — Дама Мэри Фрэнсис Коулшед, Dame Mary Frances Coulshed)
британская военнослужащая, бригадир Британской армии, в 1950—1954 годах командир Женского королевского армейского корпуса. Родилась в Шеффилде. Во время Второй мировой войны служила в войсках территориальной обороны, в 1953 году награждена Орденом Британской империи (дама-командор) и Территориальным знаком отличия. Умерла в Хендоне (Лондон, Великобритания) в 1998 году.
1904
Карл-Жан Лонге (французское имя — Karl-Jean Longuet)
французский скульптор и участник движения Сопротивления во время Второй мировой войны. Родился в городе Париж, Франция. Сын Жана Лонге (правнук Карла Маркса) и брат Робера-Жана Лонге. Учился в Школе декоративных искусств и Школе изящных искусств (французское название — École des Beaux-Arts). Женой Лонге была скульптор Симона Буасек. В апреле 1968 г. посетил Москву. Умер в родном городе 20 июля 1981 года.

Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Литература: Michel Seuphor, La sculpture de ce siècle, Éditions Griffon, Neuchâtel, 1959; Karl-Jean Longuet, Les Cahiers d’art — Documents, n° 139, Genève, Editions Pierre Cailler, 1960; Dictionnaire de l’Art contemporain, Paris, Larousse, 1965; Michel Ragon et Michel Seuphor, L’art abstrait, 4, 1945—1979, Paris, Maeght éditeur, 1974.