1934
Карл Эдвард Саган (Сейган; Carl Edward Sagan)
американский астроном, астрофизик и выдающийся популяризатор науки. Саган был пионером в области экзобиологии и дал толчок развитию проекта по поиску внеземного разума SETI. Получил мировую известность за свои научно-популярные книги и телевизионный мини-сериал «Космос: персональное путешествие». Он также является автором научно-фантастического романа «Контакт», на основе которого в 1997 году был снят одноимённый фильм. Карл Саган родился в Бруклине (Нью-Йорк), в еврейской семье, исповедовавшей реформистский иудаизм. Отец Самуил (Сэм) Саган (1905—1979) родился в Каменце-Подольском (нынешняя Украина, Хмельницкая область), дед и бабушка по материнской линии эмигрировали из Австро-Венгерской империи. Дед Лейб (Льюис) Грубер (1885—1952) жил в селе Сасов к востоку от Львова и зарабатывал тем, что переносил «пассажиров» на себе через р. Буг В 1904 году бежал в Америку от обвинения в убийстве, оставив дома молодую жену. Мать Карла, Рэйчел Молли Грубер (1907—1982) родилась в Нью-Йорке. Карла назвали в честь бабушки Клары (1876—1909), которую он никогда не видел. У Карла была сестра, Кэрол, и семья жила в скромной квартире недалеко от Атлантического океана, в Бенсонхерст, в районе Бруклин. На четырёхлетнего Карла произвело огромное впечатление посещение Всемирной выставки 1939 года в Нью-Йорке. В пять лет Карл отправился со своей матерью в городскую библиотеку, и первой книгой, которую он там попросил, стала брошюра по основам астрономии. Саган хотел знать, что такое звёзды, и его потрясло известие, что они размером с наше Солнце, а то и больше, но кажутся маленькими из-за огромных расстояний. Именно тогда Карл осознал истинные размеры Вселенной и в дальнейшем активно изучал астрономию. В конце концов, в 12 лет, он уже твёрдо решается стать астрономом. В семь лет Саган посетил планетарий Хейдена на Манхэттене. Экскурсия произвела на него огромное впечатление. В 13 лет у Карла была Бар-мицва. В 1948 году семья Саганов переехала в промышленный городок Рауэй, поблизости от Нью-Йорка. Карл поступил там в Rahway High School — школу, которую окончил в 1951 году. В 1951 году Саган поступил в Чикагский университет, где получил степень бакалавра (1955), а затем магистра (1956) физики, в 1960 году защитил докторскую (PhD) диссертацию по астрономии и астрофизике. Кроме того, он успел поработать в лаборатории генетика Германа Джозефа Мёллера и написал диссертацию о происхождении жизни под началом физикохимика Гарольда Клейтона Юри. Летние месяцы он использовал для работы с планетоведом Джерардом Койпером, физиком Георгием Гамовым и биохимиком Мелвином Кальвином. В 1960—1962 годах Саган работал ассистентом в Йеркской обсерватории Чикагского университета, Калифорнийском университете в Беркли и Стэнфордском университете. В начале 1960-х годов никто достоверно не знал, на что похожа поверхность Венеры. Саган перечислил возможные условия на Венере в своём докладе (который позднее был опубликован в книге «Тайм-Лайф» журнала «Планеты»). Сам Карл Саган считал, что поверхность Венеры сухая и очень горячая. Он работал в качестве приглашённого учёного в Лаборатории реактивного движения (JPL) Калифорнийского технологического института и внёс свой вклад в дизайн и организацию первой миссии к Венере из серии Маринер. Венера-4 в 1967 году подтвердила его предположения об условиях на поверхности Венеры. В 1962—1968 годах Карл Саган преподавал астрономию в Гарвардском университете. В 1968 году он перешёл в Корнеллский университет. В 1971 году Саган становится профессором астрономии и космических исследований, а также директором лаборатории по изучению планет. Он внёс свой вклад практически в каждую автоматическую космическую миссию, которая исследовала Солнечную систему. Он первым предложил идею посылать со всеми космическими зондами, которые покидают Солнечную систему, послание к внеземным цивилизациям. Первое послание, которое было отправлено в космос, представляло собой пластину анодированного алюминия, прикреплённую к космическому зонду Пионер-10. Карл Саган продолжил работу над посланиями. Самым детальным посланием, в разработке которого он принимал участие, была Золотая пластинка «Вояджера», отправившаяся в космос на космических зондах Вояджер.
Научные достижения
Саган был одним из первых, кто выдвинул гипотезу о том, что спутник Сатурна Титан и спутник Юпитера Европа могут обладать океанами (предполагалось, что на Европе океан находится под ледяной поверхностью) или озёрами. Он предполагал, что водный океан Европы может быть пригодным для жизни. Подтверждение существования подлёдного океана на Европе было косвенно получено при помощи «Галилео». Саган также внёс значимый вклад в изучение атмосферы Венеры, сезонных изменений на Марсе и спутнике Сатурна Титане. Он также подметил, что глобальное потепление является искусственной опасностью, созданной человеком, и провёл параллель между этим явлением и естественным превращением Венеры в жаркую, непригодную для жизни планету посредством парниковых газов. Он выдвинул гипотезу, что сезонные изменения на Марсе происходят из-за пылевых бурь, а не явлений, связанных с наличием растительности, как предполагалось ранее.
Учредители Планетарного общества на собрании, посвящённом созданию организации, 1980 год. На переднем плане модели АМС Викинг в сборе и её составной части — автоматической марсианской станции. На заднем плане глобус Марса
Популяризация науки
Карл Саган предложил идею поиска внеземной жизни, призывал научное сообщество к поиску сигналов от разумных внеземных форм жизни при помощи больших радиотелескопов и отправке зондов к другим планетам. Являлся главным редактором журнала «Икар», посвящённого планетарным исследованиям, на протяжении 12 лет. Он был одним из основателей «Планетарного общества» и членом Совета опекунов Института SETI. Карл Саган известен как соавтор научной работы, которая предсказывала, что в итоге ядерной войны наступит ядерная зима; наряду с советским математиком Н.Н.Моисеевым он считается творцом модели ядерной зимы. Саган также предсказывал, что дым от горящей нефти в Кувейте (подожжённой армией Саддама Хуссейна в первую войну в заливе) вызовет экологическую катастрофу в виде чёрных облаков. Ушедший на пенсию атмосферный физик, Фред Сингер, отверг предсказание Сагана как нелепое, предсказывая, что дым рассеется в течение нескольких дней. В своей книге «Мир, полный демонов: Наука — как свеча во тьме» (The Demon-Haunted World: Science as a Candle in the Dark) Карл Саган дал список ошибок, которые он допустил (включая своё предсказание эффекта кувейтских пожаров) как пример того, что в науке всякое утверждение требует веских доказательств и множества экспериментов. С другой стороны, Саган участвовал в качестве исследователя в Проекте А119, секретной операции ВВС США, целью которой был сброс атомной бомбы на Луну. Способность Сагана выражать свои идеи в общедоступной форме позволила многим людям лучше понять космос. В 1977—1978 годах он выступил с рождественской лекцией в Королевском обществе. Саган был автором (совместно со своей третьей женой Энн Друян) известного 13-серийного телевизионного сериала «Космос: персональное путешествие», в котором он снялся в качестве рассказчика. Идею для своего сериала Саган почерпнул из сериала Джейкоба Броновски «Восхождение человека» (The Ascent of Man). В качестве звукового сопровождения в сериале звучит музыка Баха, Вивальди, Моцарта, Стравинского, Шостаковича, Хованесса и других композиторов. Карл Саган также писал книги, популяризировавшие науку. Одной из таких работ была изданная в 1980 году книга «Космос», которая отражает и углубляет некоторые вопросы, поднятые в сериале «Космос: персональное путешествие». Другие сочинения Сагана включают несколько книг об эволюции жизни и разума — «Мозг Брока: Рассуждения о романтике науки» (Broca’s Brain: Reflections on the Romance of Science), «Тени забытых предков: Поиск того, кем мы являемся» (Shadows of Forgotten Ancestors: A Search for Who We Are, в соавторстве с Энн Друян) и «Драконы Эдема: Рассуждения об эволюции человеческого мозга» (Dragons of Eden: Speculations on the Evolution of Human Intelligence), получившую Пулитцеровскую премию. Карл Саган организовал перевод и дополнил собственным текстом книгу советского астрофизика Иосифа Шкловского «Вселенная, жизнь, разум», в 1966 году изданную на английском под названием «Жизнь во Вселенной» в их соавторстве. Переписка двух учёных началась в 1962 году, когда Саган, заинтересовавшись гипотезой Шкловского о вымирании динозавров в результате вспышек сверхновых, отправил препринт своей статьи о межзвёздной связи.

Саган в 1987 году
Помимо научно-популярных книг, Саган написал известный научно-фантастический роман «Контакт» (Contact), но не дожил до его экранизации, которая состоялась в 1997 году, а в 1998 году фильм получил Премию Хьюго. Благодаря сериалу «Космос» и частому появлению на популярном телевизионном шоу «The Tonight Show», Саган стал ассоциироваться с фразой «миллиарды и миллиарды» (billions and billions). На самом деле он никогда не употреблял эту фразу в сериале «Космос», но тот факт, что он часто использовал слово «миллиарды», сделало фразу «миллиарды и миллиарды» любимой фразой ведущего телешоу Джонни Карсона и других людей. Он принял это с юмором и озаглавил свою последнюю книгу «Миллиарды и Миллиарды». Была даже создана шутливая мера измерения «саган», которая может быть любым числом больше 4 млрд. Саган написал продолжение книги «Космос» — «Голубое пятнышко: Взгляд на космическое будущее человечества» (Pale Blue Dot: A Vision of the Human Future in Space), которое было отмечено как значимая книга 1995 года в газете «Нью-Йорк Таймс». Саган написал предисловие к книге Стивена Хокинга «Краткая история времени».
Саган в 1988 году
Карл Саган выдвинул предположение о происхождении символа свастики в своей книге «Комета» (Comet). Он выдвинул гипотезу, что комета приблизилась к Земле в древности на такое расстояние, что исходящие из неё струи газа, изогнутые под воздействием вращения, были видны невооружённым глазом. В книге «Комета» Саган приводит копию древнего китайского манускрипта, который показывает разнообразие хвостов комет, в основном простые хвосты, но на последнем изображении ядро кометы нарисовано с четырьмя исходящими из неё загнутыми лучами, изображая свастику. Саган вызывал противоречивые чувства у других профессиональных учёных. С одной стороны, он получил повсеместную поддержку за популяризацию науки и его позицию в пользу научного скептицизма и против псевдонауки, что видно из его разоблачения книги Иммануила Великовского Миры в столкновении (Worlds In Collision). С другой стороны, среди учёных была некоторая обеспокоенность тем, что персональные научные взгляды и интересы Сагана будут приняты публикой за взгляды всего научного сообщества. Некоторые полагают, что эти опасения связаны с беспокойством профессионалов по поводу того, что взгляды, противоположные взглядам Сагана (например, ставящие под вопрос серьёзность ядерной зимы), не получают должного внимания в обществе. Аргументы Сагана против «теории катастроф» Великовского подверглись критике со стороны некоторых его коллег. Доктор Роберт Частроу из института по изучению космоса при НАСА писал:
«Вычисления профессора Сагана игнорируют законы гравитации. В этом доктор Великовский был лучшим астрономом.»
В более поздний период жизни Сагана его книги представляли скептический и натуралистический подход к устройству мира. В книге «Мир, полный демонов: Наука, как свеча во тьме» (The Demon-Haunted World: Science as a Candle in the Dark) он описал методы тестирования идей и нахождения ошибочных и обманных гипотез, по сути призывая к широкому использованию научного метода. В опубликованной после смерти автора работе «Миллиарды и миллиарды: Мысли о жизни и смерти на краю тысячелетия» (Billions and Billions: Thoughts on Life and Death at the Brink of the Millennium) содержатся написанные Саганом очерки, отражающие его взгляды на аборты и многое другое, а также отчёт Энн Друян о том, что Саган умер, оставшись атеистом.
Общественная деятельность
Саган был согласен с уравнением Дрейка, допускающим существование большого числа внеземных цивилизаций. Отсутствие доказательств существования таких цивилизаций (парадокс Ферми) может говорить о том, что технологические цивилизации самоуничтожаются очень быстро. Это заключение побудило его к изучению и публикации способов, какими человечество может уничтожить себя, в надежде на то, что человек избежит этой участи и сможет превратиться в существо, покорившее космические просторы. Он также критиковал «углеродный шовинизм», равно как и антропоцентризм в отношении других живых существ, населяющих Землю (в частности, выступал за гуманное обращение с животными и предоставление высшим приматам прав неприкосновенности личности). Политическая активность Сагана возросла после его женитьбы на знакомой писательнице Энн Друян. Он участвовал в акциях гражданского неповиновения на объектах, связанных с разработкой ядерного оружия во времена обсуждения договора о свёртывании программы по разработке ядерного оружия. Когда рейгановская администрация отказалась последовать примеру советского руководства во главе с Михаилом Горбачёвым, объявившего с 6 августа 1985 года односторонний мораторий на испытания ядерного оружия, Саган был в числе антивоенных активистов, протестовавших в Неваде на протяжении 1986—1987 годов за прекращение «холодной войны», и даже был дважды арестован. Он открыто выступал против Стратегической оборонной инициативы президента США Рональда Рейгана, также известной под именем «Звёздные войны», считая эту программу слишком дорогой, технически невозможной и малоэффективной, а также дестабилизирующей процесс разоружения. По этой причине он трижды ответил отказом на приглашение на президентский ужин в Белый дом. Хотя политические (борьба за мир и социальный прогресс) и идейно-философские (борьба с суевериями и религиозными предрассудками) позиции Сагана были близки к официальным советским, он критиковал не только США, но и СССР, регулярно отправляя туда экземпляры книги Льва Троцкого «История русской революции». Карл Саган был заядлым курильщиком марихуаны, хотя никогда публично не признавал это. В 1971 году в книге «Марихуана: взгляд под другим углом» (Marihuana Reconsidered) под псевдонимом «Mr. X» он написал статью, посвящённую курению конопли. Редактором этой книги был Лестер Гринспун. В статье Саган писал о том, что марихуана помогала ему в некоторых его работах и улучшала восприятие. После смерти Сагана Гринспун открыл эту информацию биографу Сагана. Когда его биография под названием «Карл Саган: Жизненный путь» (Carl Sagan: A Life) была опубликована в 1999 году, факты, касающиеся марихуаны, вызвали большой общественный резонанс.
Личность
В 1966 году Сагана попросили дать интервью о возможности существования внеземных цивилизаций для предисловия к фильму «Космическая одиссея 2001». Саган ответил, что он хочет иметь редакторский контроль над фильмом и процент со сборов, в чём ему было отказано. В 1994 году компания «Apple Computer» начала разрабатывать новую версию своего компьютера «Power Macintosh 7100». Компания выбрала имя «Карл Саган», как внутреннее кодовое имя продукта в честь известного астронома. Хотя внутреннее имя продукта было строго конфиденциальным и никогда не использовалось на публике, когда Саган узнал об этом, он подал в суд на фирму «Apple Computer», требуя, чтобы она использовала другое название, так как другие проекты имели такие имена как «Холодный синтез» (Cold fusion) и «Пилтдаунский человек» (Piltdown Man). Саган не хотел быть ассоциированным с ненаучными проектами. Хотя он проиграл процесс, инженеры фирмы «Apple» подчинились желанию Сагана и переименовали проект в «BHA» — «Упрямый астроном» (Butthead Astronomer). Саган снова подал в суд на «Apple» за то, что они насмехаются над ним. Он проиграл и на этот раз, но имя проекта 7100 претерпело очередное изменение, теперь он назывался «LAW» — «Все юристы слабаки» (Lawyers Are Wimps). Многие считали Сагана атеистом или агностиком, основываясь на таких его заявлениях, подобных, например, такому:
«Идея Бога как огромного белого мужчины с развевающейся бородой, который сидит на небе и управляет всеми вещами, даже такими мелкими как полёт воробья, является смехотворной. Но если под словом Бог подразумевается набор законов физики, которые управляют Вселенной, тогда такой Бог существует. Идея такого Бога не даёт эмоционального удовлетворения… вознесение молитв закону гравитации не имеет смысла.»
Саган женился трижды: в 1957 году — на известном биологе Линн Маргулис (матери Дориона и Джереми Саган); в 1968 году — на художнице Линде Зальцман Саган (матери Ника Сагана; в 1981 году — на писательнице Энн Друян (матери Саши и Сэма Саганов), с которой прожил до конца своих дней. Саган умер от воспаления лёгких, вызванного двухлетней борьбой организма с миелодисплазией (заболеванием костного мозга) 20 декабря 1996 года, в Центре исследований в области онкологии имени Фреда Хатчисона в Сиэтле (штат Вашингтон) . Похоронен в США, на кладбище Lakeview Cemetery в штате Нью-Йорк.
Наследие и память
Саган был выдающейся личностью. Сторонники Сагана оценили важность его усилий по популяризации естественных наук, его выступлений как против ограничений на научные исследования, так и против реакционного использования плодов науки, в защиту демократии, его противодействие националистическим идеям, в защиту гуманизма, отрицание гео- и антропоцентрических взглядов.
Место посадки беспилотного аппарата, первого марсохода «Марс Патфайндер» было переименовано в «Мемориальную станцию Карла Сагана» после его смерти 5 июля 1997 года. Астероид 2709 Саган был также назван в его честь.
В культуре
Фильм «Контакт», основанный на романе Сагана и законченный после его смерти, заканчивается строкой «Посвящено Карлу» (For Carl). Астрофизик Нил Тайсон является учеником Карла Сагана. В одной из серий фильма «Звёздный путь» показано место посадки «Марс Патфайндера» и историческая надпись, цитирующая Сагана на месте «Мемориальной станции Карла Сагана», которая гласит:
«Какова бы ни была причина того, что вы находитесь на Марсе, я рад, что вы здесь, и желал бы быть с вами».
В 2004 году музыкальная группа «Sagan», исполняющая электронную музыку, выпустила свой альбом «Невидимые Силы» (Unseen Forces). Музыкальный диск сопровождает DVD с юмористическими видеоклипами, выражающими уважение историческим наброскам из сериала «Космос». В декабре 2010 года в продажу поступила игра «Back to the Future: The Game», в которой попавший в прошлое Доктор Эммет Браун именует себя Карлом Саганом. Известно, что Саган называл фильм «Назад в будущее» лучшей фантастикой. Финская группа «Nightwish» посвятила выдающемуся астроному композицию «Sagan», которая издана на сингле «Élan» в 2015 году. Американская группа «Panic! At the Disco» в своей песне «King of the Clouds» упомянула Карла Сагана и сериал «Космос». Брендон Ури, солист группы, является поклонником Сагана. Российская рок-группа "Космонавтика" выпустила в 2016 году музыкальный клип "Pale Blue Dot", где используется речь Карла Сагана, само название композиции заимствовано от придуманного Саганом названия фотографии, полученной от станции «Voyager-1», где запечатлена Земля с расстояния около 6 млрд км. В книге американского писателя Эрнеста Клайна Карл Саган был одним из учёных, знавший, что на Европе есть разумная жизнь.
Премии и награды: Премия достижений проекта Аполлон — НАСА; Медаль НАСА «За выдающуюся общественную службу» — 1977; Премия Little Chicken — почётное упоминание в 1991 году, Центр национальной обеспокоенности, премия за сомнительное достижение от организации, которая относится скептически к оценке состояния окружающей среды и влияния на неё человеческой деятельности; Признание за публичную работу — НАСА; Эмми — Выдающиеся личные достижения — 1981 — за сериал «Космос»; Эмми — Выдающийся Познавательный Сериал — 1981 — за сериал «Космос»; Медаль НАСА «За исключительные достижения»; Премия Хелен Калдикот за лидерские качества — движение женщин за ядерное разоружение; Премия Гомера — 1997 — за «Контакт»; Премия Хьюго — 1998 — за «Контакт»; Премия Хьюго — 1981 — за «Космос»; Премия Хьюго — 1997 — за «Мир, полный демонов»; Гуманист года — 1981 — присваивается Американской ассоциацией гуманистов; Награда за Здравомыслие — 1987 — Комитет по научному подходу к паранормальным явлениям; Награда Айзека Азимова — 1994 — Комитет по научному подходу к паранормальным явлениям; Награда Джона Кеннеди по Астронавтике — Американское астрономическое общество; Награда Мемориала Джона Кэмпбелла — 1974 — «Космические связи» (The Cosmic Connection); Награда Клюмпке-Робертса Тихоокеанского Астрономического Общества — 1974; Медаль Константина Циолковского — Федерация космонавтики СССР; Премия Лео Силарда (1985); Премия Хонда (1985); Премия Локуса — 1986 — за «Контакт»; Награда Томаса Лоуэлла — Клуб исследователей — 75-летний юбилей; Награда Мазурского — Американское астрономическое общество; Награда Пибоди — 1980 — за сериал «Космос»; Медаль за общественное благосостояние — 1994 — Национальная академия наук США; Пулитцеровская премия за литературу — 1978 — за «Драконы Эдема»; Премия Научно фантастической хроники — 1998 — за «Контакт»; Мемориальная награда Карла Сагана — названа в его честь; Назван 99-м «Великим американцем» 5 июня 2005 года на шоу «Самый великий американец» (The Greatest American), показанном по каналу Discovery.
Основные работы: У.Келлог и К.Саган. Атмосферы Марса и Венеры / перевод с английского и предисловие В.И.Мороза. — Москва: Издательство иностранной литературы, 1962; «Планеты», К.Саган и Джонатан Нортон Леонард совместно с редакторами журнала «Life» — Time Inc., 1966; «Разумная жизнь во вселенной» (Intelligent Life in the Universe), К.Саган и И.С.Шкловский. Random House, 1966; «Осуществление связи с внеземным разумом» (Communication with Extraterrestrial Intelligence), К.Саган. MIT Press, 1973; «Марс и Разум человека» (Mars and the Mind of Man), К.Саган и др. Harper & Row, 1973; «Другие миры» (Other Worlds), К.Саган. Bantam Books, 1975; «Звуки Земли: Межзвёздная запись Вояджера» (Murmurs of Earth: The Voyager Interstellar Record), К.Саган и др. Random House, 1977; «Ядерная зима: Мир после ядерной войны» (The Nuclear Winter: The World After Nuclear War), К. Саган и др. Sidgwick & Jackson, 1985; «Контакт», К. Саган. Simon and Schuster, 1985; Переиздано в августе 1997 издательством Doubleday Books, ISBN 1-56865-424-3, 352 страницы; «Путь, о котором никто не задумывался: Ядерная зима и конец гонки вооружений» (A Path Where No Man Thought: Nuclear Winter and the End of the Arms Race), К.Саган и Ричарда Тарко. Random House, 1990; «Драконы Эдема: Рассуждения об эволюции человеческого мозга» (Dragons of Eden: Speculations on the Evolution of Human Intelligence), К. Саган. Ballantine Books, Декабрь 1989, ISBN 0-345-34629-7, 288 страниц; «Мозг Брока: Рассуждения о романсах науки» (Broca’s Brain: Reflections on the Romance of Science), К.Саган. Ballantine Books, 1993, ISBN 0-345-33689-5, 416 страниц; «Тени забытых предков: Поиск того, кем мы являемся» (Shadows of Forgotten Ancestors: A Search for Who We Are), К.Саган и Э.Друян. Ballantine Books, 1993, ISBN 0-345-38472-5, 528 страниц; «Комета» (Comet), К.Саган и Э.Друян. Ballantine Books, 1997, ISBN 0-345-41222-2, 496 страниц; «Голубая точка. Космическое будущее человечества» = Pale Blue Dot. A Vision of the Human Future in Space. — Москва: Альпина нон-фикшн, 2016. — 406 страниц. — ISBN 978-5-91671-573-6; «Миллиарды и миллиарды: Мысли о жизни и смерти на краю тысячелетия» (Billions and Billions : Thoughts on Life and Death at the Brink of the Millennium), К.Саган и Э.Друян. Ballantine Books, 1998, ISBN 0-345-37918-7, 320 страниц; «Мир, полный демонов: Наука — как свеча во тьме» (The Demon-Haunted World: Science as a Candle in the Dark), К.Саган. Ballantine Books, 1997, ISBN 0-345-40946-9, 480 страниц; «Космические связи» (The Cosmic Connection), К.Саган и Джером Эйджел. Cambridge University Press, 2000, ISBN 0-521-78303-8, 301 страница; «Космос» (Cosmos), К. Саган. Random House, 2002, ISBN 0-375-50832-5, 384 страницы; «Наука в поисках Бога» (The Varieties of Scientific Experience: A Personal View of the Search for God), К.Саган под редакцией Э.Друян, 1985 лекции Gifford, Penguin Press HC, ноябрь 2006, ISBN 1-59420-107-2, 300 страниц; Карл Саган. Контакт = Carl Sagan Contact. — Москва: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 531 p. — ISBN 978-5-91671-761-7.
Литература: Дэвидсон Кей, «Карл Саган: Жизненный путь» (Carl Sagan: A Life). John Wiley & Sons, 2000, ISBN 0-471-39536-6, 560 страниц; Том Хейд (редактор), «Разговоры с Карлом Саганом» (Conversations with Carl Sagan). University Press of Mississippi, 2005, ISBN 1-57806-736-7, 170 страниц; Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Киев: Наукова думка, 1986. — 512 страниц;
1934
Тенгиз Ипполитович Сигуа (грузинское имя — თენგიზ სიგუა)
грузинский политический и государственный деятель, глава правительства Грузии 1990—1991 и 1992—1993. Тенгиз Сигуа родился в селе Лентехи на западе Грузии в семье служащего. В 1957 году он окончил Грузинский политехнический институт по специальности инженер-металлург. В августе того же года Сигуа стал инженером Руставского металлургического завода, с 1962 года работал старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией и заместителем директора института в Институте металлургии Академии наук Грузинской ССР, а в 1989 году назначен директором института. Член КПСС с 1982 года до перестройки (1987). Сигуа был Председателем Совета министров в правительстве Звиада Гамсахурдия с 15 ноября 1990 года по 17 августа 1991 года. 2 января 1992 года после свержения Гамсахурдия руководители переворота Джаба Иоселиани и Тенгиз Китовани сформировали Военный совет и Сигуа был назначен временно и. о. премьер-министра, сохранив эту должность и после передачи власти от Военного совета к Государственному совету Грузии под руководством Эдуарда Шеварднадзе. Тенгиз Сигуа был вновь утверждён в должности премьер-министра новым Парламентом 8 ноября 1992 года. Ушёл в отставку 6 августа 1993 года после того, как Парламент отклонил бюджет, представленный правительством. Умер у себя дома в Тбилиси 21 января 2020 года.
1935
Мария Ефимовна Новикова
шлифовщица завода «Ростсельмаш» Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, город Ростов-на-Дону. Родилась в деревне Бахань (Деревня Бахань сильно пострадала от катастрофы на Чернобыльской АЭС и ввиду сильного загрязнения радионуклидами была отселена и прекратила существование после 1990 года.) Баханского сельсовета Журавичского района Белорусской ССР, ныне Славгородского района Могилёвской области Республики Беларусь, в крестьянской семье. С начала войны и по 1943 год находилась на оккупированной немцами территории, пережила все ужасы войны и оккупации. В 1951 году окончила 7 классов школы, а в 1952 году – школу животноводства в городе Чечерск Гомельской области Белорусской ССР и получила специальность младшего зоотехника. Приехала в станицу Ольгинскую Ростовской области и устроилась работать на молочный завод. В 1955 году поступила ученицей сверловщицы в сборочный цех комбайнов завода «Ростсельмаш». Без отрыва от производства освоила семь специальностей для работы на станках (токаря, шлифовальщика, фрезеровщика и др.). В 1957 году избрана бригадиром и комсоргом бригады. Вскоре ее избрали членом райкома, затем обкома ВЛКСМ. Одной из первых на «Ростсельмаше» стала ударником коммунистического труда, в 1959 году назначена мастером и в этом же году вступила в КПСС. В дальнейшем работала шлифовщицей 3-го механосборочного цеха. Обслуживала 5 станков, заменяя труд 10 человек. По 2-3 станка стали обслуживать и другие работницы бригады. Коллектив коммунистического труда стал сдавать продукцию без проверки контролерами-браковщиками ОТК, работницы ставили на изделиях личное клеймо. Одной из первых на «Ростсельмаше» приняла обязательство пятилетку выполнить за четыре года. Но ей удалось достичь большего, выполнив норму десяти лет за пять. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1974 года за выдающиеся успехи в выполнении и перевыполнении планов 1973 года и принятых социалистических обязательств Новиковой Марии Ефимовне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». 1 октября 1982 года по рекомендации Ростовского обкома КПСС была переведена мастером производственного обучения в ПТУ № 1 завода «Ростсельмаш». В настоящее время – на пенсии. Заместитель председателя городского Совета ветеранов труда, член правления Союза белорусов Дона и Совета ветеранов завода «Ростсельмаш». Жила в Ростове-на-Дону. Умерла 21 июня 2018 года. Удостоена звания «Лучший наставник Дона». Делегат XXV съезда КПСС (1976 год). Избиралась депутатом Первомайского райисполкома и Ростовского городского Совета депутатов трудящихся. Награждена орденами Ленина (3 января 1974), Трудового Красного Знамени (5 апреля 1971), медалями, знаком ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Наставник молодежи» (1979).
[459x700]
1935
Николай Викторович Рудавин
комбайнер колхоза «Заря коммунизма» Новооскольского района Белгородской области. Родился на хуторе Косые ныне Новооскольского района Белгородской области. С 1953 года работал в колхозе «Заря коммунизма» Новооскольского района Курской (с 1954 года – Белгородской) области комбайнером-механизатором широкого профиля. В 1956-1959 годах служил в Советской Армии. В 1959 году вернулся в родной колхоз на прежнюю должность. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1966 года за успехи, достигнутые в увеличении производства и заготовок пшеницы, ржи, гречихи, других зерновых и кормовых культур и высокопроизводительном использовании техники, Рудавину Николаю Викторовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1971 года – начальник механизированного отряда колхоза «Золотое руно». Депутат Верховного Совета РСФСР 8-го созыва (1971-1975 годы).
[493x700]
Делегат XXIV съезда КПСС (1971 год). Жил в Новооскольском районе Белгородской области. Умер 28 декабря 2017 года. Награжден орденами Ленина (23 июня 1966), Трудового Красного Знамени (8 апреля 1971), медалями. В 2008 году на Аллее Славы в городе Новый Оскол установлен бюст Н.В.Рудавину.
[556x700]
1936
Михаил Нехемьевич Таль
восьмой чемпион мира по шахматам (1960–1961). Родился в городе Рига, Латвийская республика, в семье врача. Научился играть в 10 лет. Занимался в шахматном кружке рижского Дворца пионеров. Звание мастера получил в 1954 за победу в матче над многократным чемпионом Белоруссии мастером В.Сайгиным со счетом 8:6 (+6–4=4). Заняв 1 место в полуфинале 23 первенства страны, получил право играть в финале (1956), где разделил 5–7 места. Выйдя во второй раз в 24 чемпионат страны (1957), с блеском завоевал первое место, опередив 8 гроссмейстеров, в том числе П.Кереса, Д.Бронштейна и Б.Спасского, и был удостоен звания гроссмейстера. Игру нового чемпиона отличали исключительно агрессивный стиль игры, связанный со значительной долей риска, что сразу же привлекло к нему множество болельщиков. Следующие три года характеризуются его триумфальным взлетом. 25 чемпионат страны (Рига, 1958) был одновременно зональным турниром на первенство мира. Победив и в этом соревновании, Таль получил право игры в межзональном турнире (Порторож, 1958), где также одержал убедительную победу. И наконец, в блестящем стиле победив в турнире претендентов (Блед, Загреб, Белград, 1959), Таль завоевывает право сыграть матч за шахматную корону с М.Ботвинником. Матч этот (Москва, 1960) завершился триумфальной победой Таля – 12,5:8,5 (+6–2=13), ставшего самым молодым чемпионом мира в истории шахмат: ему не исполнилось тогда и 24-х лет. Однако в следующему году Таль потерпел поражение в матче-реванше с Ботвинником со счетом 8:13 (+5–10=6). Изучив творчество своего противника, Ботвинник хорошо подготовился к матч-реваншу и выявил недостатки в его игре. Справедливости ради, следует отметить, что перед началом матча Таль заболел, и рижские врачи представили ему соответственную справку. Когда же Ботвинник потребовал, чтобы Таль прибыл в Москву для обследования, то, по словам его многолетнего тренера и друга А.Кобленца, Таль будто бы заявил: «Тогда я его обыграю и так!». Из-за проблем с почками Таль был вынужден выйти из турнира претендентов (Кюрасао, 1962), однако в следующем цикле снова попытался побороться за первенство мира. Сначала он разделил 1–4 места в межзональном турнире (1964), затем победил в кандидатских матчах Л.Портиша – 5,5:2,5 (+4–1=3), затем Б.Ларсена – 5,6:4,5 (+1–2=5), но проиграл финальный матч претендентов Спасскому – 4:7 (+1–4=6). В 1967 в чемпионате СССР Таль разделил первое-второе места с Л.Полугаевским, и оба были провозглашены чемпионами страны. В следующем цикле кандидатских матчей (1978) он победил Глигорича – 5,5:3,5 (+3–1=5), но проиграл Корчному – 4,5:5,5 (+1–2=7). В 1969 у него была удалена почка, однако это не освободило его от проблем со здоровьем, что нередко мешало ему добиваться более высоких результатов.
[700x662]
Однако и в эти годы его успехи были достаточно выразительны. Он еще трижды становился чемпионом страны (Баку, 1972; Ленинград, 1974, вместе с А.Белявским и Тбилиси, 1978, вместе с В.Цешковским). Побеждал или делил первые места в 11-ти международных турнирах. Победив в рижском межзональном турнире (1979), он сделал очередную попытку борьбы за высший шахматный титул, но уже в четвертьфинальном матче проиграл Полугаевскому – 2,5:5,5 (+0–3=5). В последний раз он играл в межзональном турнире в Монпелье, разделив 4 место с Я.Тимманом, свел вничью матч с ним – 3:3 (+1–1=4), но уступил по дополнительным показателям. Большой любитель игры в блиц, он в 1988 году победил в I неофициальном чемпионате мира по молниеносной игре. Свою последнюю официальную партию Таль сыграл уже будучи тяжело больным — 5 мая 1992 года на турнире в Барселоне, в котором он с 5½ очками из 11 занял место в нижней части таблицы. Его соперником был Владимир Акопян, эту партию Таль выиграл. 28 мая Таль занял третье место в чемпионате Москвы по блицу (первые два остались за Каспаровым, у которого Таль выиграл, и Бареевым). Таль собирался выступить за независимую Латвию на шахматной олимпиаде в Маниле, но не смог это сделать из-за ухудшившегося здоровья. 28 июня он умер в 15-й московской больнице, причиной смерти были указаны «профузное кровотечение. Варикоз вен пищевода».
[700x525]
Таль был похоронен на еврейском кладбище Шмерли в Риге.
За достижения в области шахмат награждён орденом «Дружбы народов» (1981) и орденом «Знак Почёта» (1960). Таль был трижды женат. Его первой женой стала актриса рижского ТЮЗа Салли (Суламифь) Ландау. Они поженились в 1958 году, а в 1960 году родился сын (в разных источниках называются имена Герман и Георгий), позднее ставший врачом и эмигрировавший в Израиль. В 1970 году супруги развелись. Таль заключил брак с грузинской актрисой, который оказался фиктивным, и в том же году женился на машинистке Ангелине, с которой жил до конца жизни. В третьем браке в 1975 году родилась дочь Жанна. Долгое время жили в Германии. В 2016 году Жанна переехала в Россию. Таль пользовался популярностью у женщин и был известен своими романами. Среди его поклонниц называли актрису Ларису Соболевскую, пианистку Беллу Давидович, танцовщицу Миру Кольцову. Таль больше всего известен как мастер комбинационной игры, обладавший огромным талантом, неповторимым «романтическим» стилем, способностью быстро просчитывать многоходовые варианты и исключительной интуицией. Журналисты называли его «волшебником», «пиратом», «шахматным Паганини», гроссмейстеры Владимир Крамник и Сергей Шипов, говоря об одновременном сочетании исключительного таланта и яркой игры, характеризовали Таля как «инопланетянина». Многие жертвы Таля при последующем анализе оказывались некорректными. Таль нередко жертвовал материал не потому, что видел конкретный выигрывающий вариант, а ради получения игровой инициативы. Таль вынуждал соперника защищаться и ставил перед ним всё новые и новые задачи, так что тот, в конце концов, допускал ошибку. Стиль Таля радикально отличался от рационального позиционного стиля его предшественников — Ботвинника и Смыслова. С течением времени творчество Таля эволюционировало от острокомбинационного до универсального стиля. Если молодой Таль придавал особое значение интуитивной оценке позиции, необходимости творческого риска в сложной игре (многие жертвы, по его мнению, вообще не нуждаются в конкретном расчёте; достаточно взгляда на возникающую позицию, чтобы убедиться в том, что жертва правильна), то более позднюю игру Таля отличали глубина идей, высокое техническое мастерство, умение проводить на практике цельные стратегические планы. На рубеже 1970-х — 1980-х Таль выиграл большое количество партий, играя строго позиционно. Таль не был дебютным теоретиком, но хорошо ориентировался в новинках дебютной моды. Он помогал Карпову в подготовке к несостоявшемуся матчу с Фишером, был в команде Карпова на матче против Корчного в Багио. Из-за особенной манеры держаться за доской во время игры, надолго задерживая взгляд на сопернике, на пике карьеры Таля ходили слухи, что он гипнотизирует соперников. Известен случай, когда в последнем туре турнира претендентов 1959 года по этой причине Бенко пришёл на партию против Таля в тёмных очках. На что Таль, под смех зрителей, также надел большие пляжные темные очки, одолженные им у Т.Петросяна. Партию затем он быстро выиграл.
Таль был натурой артистической, на сцене, в присутствии зрителей, он загорался, испытывал душевный подъем, играл не только за доской, но и на сцене. Любил выступать перед любителями шахмат, обожал давать интервью, причем за словом в карман не лез, что очень импонировало журналистам. Часто облекал свои мысли в образную, афористичную форму. Из него получился бы замечательный конферансье или шоумен. Борьба за шахматной доской требует самоограничения, жесткого, иногда даже аскетического режима. Аскетизм же был совершенно чужд холерической, даже демонической натуре восьмого чемпиона мира. Выиграв у Таля матч-реванш, Ботвинник заметил: «Если Таль научится правильно программировать себя, то с ним будет невозможно играть». Однако самопрограммирование было органически чуждо его натуре. Владимир Высоцкий в песне «Честь шахматной короны. Подготовка», посвящённой подготовке вымышленного персонажа к матчу с Фишером, пел: «Мы сыграли с Талем 10 партий: в преферанс, в очко и на бильярде. Таль сказал: „Такой не подведёт!“». Снялся в научно-популярном фильме «Семь шагов за горизонт» (1968 г.), в котором дал сеанс одновременной игры вслепую на 10 партий с шахматистами-перворазрядниками. Результат: 4 выигрыша и 6 ничьих. Выступлению Таля на межзональном турнире в Риге посвящён документальный фильм Ансиса Эпнера «Двадцать лет спустя» (1980). У Таля от рождения было три пальца на правой руке, тем не менее он играл на рояле. В Риге существует инициатива за переименование одной из городских улиц в честь Таля.
[525x700]
В Верманском парке в Риге установлен памятник Михаилу Талю.
В 2001 году была выпущена почтовая марка Латвии, посвящённая Талю. С 2006 года в Москве проходит шахматный турнир — Мемориал Таля. 5 сентября 2011 года в Элисте в конференц-зале шахматного городка Сити-Чесс открылся Музей шахматной славы, посвящённый Михаилу Талю и названный его именем.
[700x525]
Памятная доска Михаилу Талю в Риге.
Многие книги были написаны Талем в соавторстве с мастером Яковом Дамским. Некоторые из книг, авторами которых указаны оба шахматиста, вышли после смерти Таля, но включают его интервью, комментарии к партиям и др.
Книги: «Матч Ботвинник-Таль» (1961); «В огонь атаки» (совместно с Я.Дамским, 1978); «Когда оживают фигуры» (1983); «Компоненты успеха» (совместно с Я.Дамским, 2005); «На алтарь Каиссы» (совместно с Я.Дамским, 2006).
Биографии: Васильев В.Л. Загадка Таля. Второе «я» Петросяна. — Москва, 1973; Каспаров Г.К. От Эйве до Таля // Мои великие предшественники. — Москва: РИПОЛ классик, 2005. — Том 2. — Страницы 415-515. — 512 страниц. — ISBN 5-790-52239-4; Кобленц А.Н. Дорогами шахматных сражений (из дневника тренера). — Рига, 1963; Кобленц, А.Н. Воспоминания шахматиста. — Москва: Физкультура и спорт, 1986. — 240 страниц; Линдер И.М., Линдер В.И. Михаил Таль. Жизнь и игра. — Москва: АСТ, Астрель, 2008. — 312 страниц. — ISBN 978-5-17-052409-9; Ландау С. (литературная запись Аркадия Арканова). Элегия Михаила Таля. — Москва: Наука, 1998. — 215 страниц. — ISBN 5-784-60012-5.
Сборники партий: Михаил Таль. Творчество. — Рига: RETORIKA — А, 2002 — В шести томах (автор — составитель В.Кириллов). ISBN 9-984-67049-X + доп. том Говорит и показывает Таль (Там же, 2006. — ISBN 9-984-67061-9).
1936
Мэри Треверс
вокалистка группы «Mary of Peter», соло: LP: «No Easy Walk to Freedom».

1937
Александр Александрович Грязев
писатель. Детство прошло в селе Железный Борок Буйского района Костромской области и совпало с Великой Отечественной войной. Воспоминания о нём описаны в рассказе «Гармошка». В январе 1960 г. переехал в Череповец, где поступил работать на ремонтно-механический завод треста «Череповецметаллургстрой». С 1964 г. до лета 1973 г. трудился в сортопрокатном цехе Череповецкого металлургического завода. Одновременно заочно учился в Московском историко-архивном институте, который окончил в 1972 г. Тогда же участвовал в танцевальной группе ансамбля песни и танца металлургов. Вместе с ансамблем выезжал в гастрольные поездки в Финляндию (1968) и Австрию (1970). Печатался череповецкой газете «Коммунист». В 1973 г. переехал в Вологду. Работал в газетах «Красный Север» и «Вологодский комсомолец», научным сотрудником музея и архива области, директором бюро пропаганды художественной литературы при Вологодской писательской организации, стереотипером в областной типографии, редактором епархиальной газеты «Благовестник». В 1978 г. в Москве окончил Высшие театральные курсы по специальности «Драматургия» при ГИТИСе. Автор двух пьес, поставленных на сцене Вологодского областного драматического театра и Череповецкого народного театра Дворца культуры: «Всего два дня» (1976), «Одиноким предоставляется общежитие» (1983). В 1981 г. в Северо-Западном книжном издательстве вышла первая книга прозы А. Грязева «Подобру да поздорову». Член Союза писателей России с 1991 г. С 1993 г. до марта 1998 г. – ответственный секретарь Вологодской писательской организации. В 2002–2005 гг. – председатель правления областной писательской организации. Работал активно в историческом жанре. Автор книг «Чтобы свеча не угасла», «Грех игумена», «Отечески пенаты», «Русский Сокол», «Откровение Дионисия», «Тайна Соборной горы», Расскажи мне про Париж», «Калифорнийская славянка». Скончался в Вологде 7 сентября 2012 г. Имя писателя присвоено Боровской сельской библиотеке – филиалу Буйской межпоселенческой библиотеки Костромской области. После смерти писателя благодаря усилиям члена Союза писателей России Г.А.Сазонова в 2013 г. была издана книга «В рай с пересадкой», куда вошли 18 рассказов разных лет и киноповесть.
Литература:Армеева В.И. Грязев Александр Алексеевич / В.И. Армеева, И.А. Армеева, Т.Н. Малышева // Писатели-вологжане / В.И.Армеева, И.А.Армеева, Т.Н.Малышева. – Вологда, 2011. – Страницы 21–22 ; Александр Алексеевич Грязев // Вологодские писатели-юбиляры 2012 года / Вологодская областная детская библиотека, Информационно-библиографический отдел ; [составитель Ю. С Попова]. – Вологда, 2012. – Страницы 26–28 : портрет ; Дементьев В.В. Грязев Александр Алексеевич – прозаик, драматург, публицист / В.В.Дементьев // Русская литература XX века : прозаики, поэты, драматурги : биобиблиогр. слов. : в 3 томах / Российская академия наук, Институт русской литературы (Пушкин. Дом). – [Москва], 2005. – Том 1. – Страницы 578–580 ; Сазонов Г. Не надо кричать о любви к России / Г.Сазонов // Маяк. – Вологда, 2014. – 22 февраля. – Страница 6 : фототографии ; Стариков Е. Именем вологодского писателя назвали библиотеку в Костромской области / Е. Стариков // Красный Север. – Вологда, 2013. – 12 июня. – Страница 36 : фототографии.
1937
Микс Эгонович Звирбулис
латвийский оператор. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1970). С 1961 г., по окончании ВГИКа, на Рижской киностудии. Первый фильм – «Спасибо за весну» (1961). Среди его лучших работ: «День без вечера» (1962), «Капитан Нуль» (1965), «Я все помню, Ричард!» (1967), «Клав – сын Мартина» (1971), «Танец мотылька» (1972), «Нападение на тайную полицию» (1975), «Мой друг – человек несерьезный» (1976), «Подарки по телефону» (1978), «Ралли» (1979), «Три дня на размышление» (1980), «Моя семья» (1982). Мастер портрета. Его фильмы отмечены высоким профессиональным мастерством и творческим поиском. С 1968 г. 1-й секретарь правления СР СССР.
1937
Роджер Макгаф (Roger McGough)
английский поэт-авангардист, участник группы «Scaffold». Родился в Ливерпуле. Преподавал в Ливерпульской школе искусств и в 1962-1969 был участником рок-группы "The Scaffold", в которой, кроме него, пел Мак Макджир - младший брат Пола Маккартни. Сборники: "Звуки Мерси" (1967; совместно с А.Хенри и Б.Пэттеном; имеется в виду реки Мерси, на которой стоит Ливерпуль и которая дала имя такому течению в поп-музыке 1960-х, как мерси-бит), "Лето с Моникой" (1967), "Лозунги" (1969), "После праздника" (1971), "Кабриолет" (1973), "В классной комнате" (1976) и "Качаясь в поездах" (1982).

1937
Татьяна Прокопьевна Рогачёва
доярка совхоза «Новоёловский» Тальменского района Алтайского края. Родилась в селе Маклаково Енисейского района Красноярского края. Русская. В 1950 году переехала с родителями на остров Диксон, после окончания 7 классов работала официанткой в столовой, затем разнорабочей в СМК «Диксонстрой». В 1955 году Татьяна Прокопьевна вышла замуж, в 1959 году переехала с мужем на его родину Алтай, в село Курочкино Тальменского района. В 1960 году она поступила разнорабочей в Курочкинское отделение Тальменского совхоза, через год стала работать дояркой. За короткий период Т.П.Рогачёва освоила тонкости работы с животными и вошла в число передовых доярок совхоза. После реорганизации совхоза «Тальменский» она продолжила работать дояркой в 3-м отделении совхоза «Новоёловский», за высокие производственные показатели в период 8-й пятилетки (1966–1970) была награждена орденом Ленина. Татьяна Прокопьевна неоднократно становилась участницей Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР. В начале 1970-х годов надой на корову в её группе стабильно превышал 4 тысячи килограммов, а в 1973 году составил 4250 килограммов, что явилось рекордом для животноводов Алтайского края. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1973 года за большие успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, и проявленную трудовую доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и заготовок продуктов животноводства в зимний период 1972–1973 годов Рогачёвой Татьяне Прокопьевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». После переименования совхоза с 1975 года она работала оператором машинного доения в совхозе «30 лет Победы» до ухода на пенсию в ноябре 1992 года. Избиралась делегатом XXIV съезда КПСС (1971). Почётный житель Тальменского района (17 августа 2001) и член Совета старейшин при Губернаторе Алтайского края с 2010 года. Проживает в селе Курочкино Тальменского района. Награждена 2 орденами Ленина (8 апреля 1971; 6 сентября 1973), медалями, а также 4 медалями ВДНХ СССР.
1937
Владимир Дмитриевич Сороколетов
один из создателей Центра Управления полетами (ЦУП), лауреат Госпремии.
1937
Владимир Александрович Утилов
российский киновед. Кандидат искусствоведения (1966). В 1961 г. окончил ВГИК. Печатается с 1958 г. Автор многих работ по вопросам киноискусства. С 1964 г. преподает во ВГИКе историю зарубежного кино. Составитель сборника «Кино Великобритании» (1970, совместно с И. И. Трутко) и автор статей «Режиссеры английского кино» и «Актеры английского кино» в нем. Написал отдельные главы к «Истории зарубежного кино» (тома 3, 1981).
1937
Владимир (Вельвель) Борисович Цинклер
заслуженный тренер Молдавии по футболу, левый полусредний нападающий, полузащитник кишиневской "Молдовы", технический директор "Конструкторула" (Кишинев).
1938
Евгений Алексеевич Месяцев
российский кинодраматург. Сценарист фильмов "В зоне особого внимания", "Ответный ход", "Случай в квадрате 36-80", "Одиночное плавание", "Перехват"
1939
Марко Беллоккьо
итальянский кинорежиссер. Антибуржуазный пафос режиссера сильно радовал советских прокатчиков, и они с удовольствием приобретали его антиимпериалистические картины и, существенно их урезая, показывали совгражданам. Учился на философском отделении Миланского университета и в институте изящных искусств в Лондоне. В 1962 окончил актерское и режиссерское отделение Римского Экспериментального киноцентра. В начале 1960–х снял несколько короткометражных фильмов. Сыграл одну из ролей в фильме Л.Кавани «Франциск Ассизский» (Francesco/St. Francis of Assisi, 1966). Вызвавший сенсацию в европейском кино, его полнометражный игровой дебют стал исторической вехой в итальянском кинематографе. Фильм «Кулаки в кармане» (I Pugni In Tasca, 1965) стал произведением поистине новаторским, впитав в себя идеи зарождавшейся итальянской молодежной контестации, идейно сопрягаясь с последними по времени фильмами Пазолини, Бертолуччи, братьев Тавиани. Исполненная смелой и яркой индивидуальности, лента породила массу эпигонских поделок, тогда как сам автор в политическом фарсе «Китай близко» (La Cina e Vicina, 1967) стремительно расширил сферу своего анализа: вслед за семейными взаимоотношениями он здесь ниспровергает мнимых революционеров буржуазного кругаФильмом «Помести чудовище на первую полосу» (Sbatti Il Mostro In Prima Pagina, 1972) - (в советском прокате – «Об убийстве на первую полосу») - органично вливается в ряды художников политического кино. Определенные приемы последнего удачно использует в фильме «Триумфальный марш» (Marcia Trionfale, 1976), вторгаясь в заповедную сферу современной итальянской армии. Локальная психологическая драма «Прыжок в пустоту» (Salto Nel Vuoto, 1980) выявляет самоповторы в режиссерской манере автора. Экранизировал «Чайку» (Il Gabbiano, 1977) Чехова, «Генриха IV» (Enrico IV, 1984) Пиранделло, «Принца Гомбургского» (1997) фон Клейста. Однако прежние элементы провокативности и откровенной эротики становятся доминирующими в его последующих фильмах: «Дьявол во плоти» (Il Diavolo In Corpo,1986), «Видение шабаша» (La Visione Del Sabba, 1988) и др., утративших пафос ниспровержения. Соавтор сценариев ряда фильмов других режиссеров и большинства собственных фильмов.
1939
Суйменкул Чокморов
киргизский актер и художник, народный артист СССР (1981). Родился в кишлаке Чон-Таш в Киргизской ССР. В детстве тяжело заболел, долго лежал в больнице. По совету врачей стал заниматься спортом, получил первый разряд по волейболу, играл за сборную Ленинграда и Киргизии. Окончил Фрунзенское художественное училище (1958) и ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (1964). В кино с 1969. Снимался в фильмах: «Джамиля» (1968), «Алые маки Иссык-Куля» (1971), «Седьмая пуля» (1972), «Лютый» (1973), «Красное яблоко» (1975), «Улан» (1977), «Мужчины без женщин» (1981) и др. В 1984 г. снялся в фильме "Волчья яма". Умер 26 сентября, 1992 года.
1939
Ульрих Шамони
немецкий режиссер. Брат П. и Т.Шамони. Учился в Мюнхене. В 1959-1964 гг. ассистент режиссера (У. Дитерле и др.). Автор литературных произведений. Дебютировал в художественном кино фильмом «Это» (1966), посвященном проблемам молодых семей. О современной западногерманской действительности рассказывает и его фильм «Все годы опять» (1967). Среди других фильмов: «Квартет в постели» (1968), «Нас двое» (1970), «Раз» (1971) и «Шапокляк» (1973) – в обоих исполнитель главных ролей, «Дом-мечта» (1980). Автор популярной телевизионной комедии «Кем были бы мы без нас?».
1940
Иван Семенович Криворучко
актёр. Окончил актерский факультет Харьковского театрального института в 1952 году. Работал в Московском драматическом театре им А.Н.Островского, Одесском театре юного зрителя имени Н.Островского, Ивановском драматическом театре, где одновременно руководил театральной студией «Современник» при Химико-технологическом институте и два с половиной года преподавал режиссуру и мастерство актера в Ивановском культпросветучилище. Народный артист России.
[699x464]
1940
Игорь Константинович Шевцов
сценарист. Написал сценарии к художественным фильмам (в одиночку или в соавторстве): «Расмус-бродяга», «Мерседес уходит от погони», «Личная жизнь директора», «Ребячий патруль», «Зеленый фургон», «Визит дамы», «Трест, который лопнул», «И черт с нами», «Тень», «Ребенок к ноябрю», «Светлая личность», «Сукины дети»... Один из нескольких человек, выполнивших просьбу Марины Влади не откладывая записать свои воспоминания, обращенную к людям, окружавшим ее мужа, и прозвучавшую вскоре после похорон. Этот текст выделяет порой ощутимая в устных рассказах очевидцев, но исчезающе редко воспроизводимая на бумаге атмосфера, от степени достоверности которой буквально перехватывает дыхание. И дело не только в профессиональном владении словом, но и в том неподдельном, глубоком и вполне осознанном интересе, который И.Шевцов испытывал к своему соавтору и товарищу на протяжении всего периода общения, прерванного уходом поэта из жизни. Воспоминания впервые опубликованы газетой «Высоцкий: время, наследие, судьба» и доступны на нашем сайте. В 1980-1990-х гг. И.Шевцов проделал громадную работу по поиску и сохранению наследия поэта, в первую очередь — кино- и видеохроники. На этих материалах основаны все наиболее известные фильмы и сериалы о Высоцком и — задолго до появления таких лент в эфире — легендарная лекционная программа «Творческий поиск В.Высоцкого», одним из создателей и ведущих которой был И.Шевцов. Эта программа, объездившая весь (в то время) Советский Союз, многие годы дарила единственную возможность увидеть документальные съемки поющего — и просто живущего поэта. И.Шевцов стал одним из составителей серии еще виниловых дисков «На концертах Высоцкого» — первой и самой знаменитой попытки создать звучащее «собрание сочинений». Он приложил немало и других, неафишируемых, усилий по «пробиванию» публикаций поэзии Высоцкого, увековечению его памяти. Уникальными материалами, сбереженными Шевцовым, пополнился Одесский литературный музей, ГКЦМ В.Высоцкого в Москве. Трагически погиб в автокатастрофе 30 ноября 2003 года.
1941
Герман Суфадинович Паштов
российский график, член-корреспондент Pоссийской Академии Художеств, заслуженный художник Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, профессор. Лауреат Государственной премии Кабардино-Балкарской Республики.