[458x699]
1929
Пьеро Каппуччилли (итальянское имя — Piero Cappuccilli)
итальянский певец (баритон). Пьеро Каппуччилли родился в Триесте; он занимался вокалом с басом Лючано Донаджио, который привил Пьеро базовые принципы вокальной техники и правильной постановки голоса. В начале пятидесятых певец исполнил несколько ролей второго плана в Театре Верди в Триесте. Певец завоевывал свою репутацию в тот момент истории, когда недостатка в "соперниках" не наблюдалось: в США это был Леонард Уоррен (рано и скоропостижно скончавшийся в 1960 году); затем на сцене Метрополитен прочно обосновался Роберт Меррилл. Не стоит забывать, что в Европе продолжали выступать некоторые весьма достойные баритоны "старой гвардии" - такие, как Карло Тальябуэ, Джино Беки и Джузеппе Вальденго. Каппуччилли держал необъявленный конкурс с Альдо Протти, Джузеппе Таддеи, Уго Саварезе, Тито Гобби, Роландо Панераи, Джан Джакомо Гуэльфи, Паоло Сильвери и, выше всех - Этторе Бастьянини, итальянским баритоном par excellence. После кончины Бастьянини именно Каппуччилли занял место любимца итальянской публики, выступая в очень разнообразном репертуаре. Пьеро Каппуччилли сделал блестящую карьеру не только в Италии, но и за границей - а в последние годы работы также давал и мастер-классы. "Если передо мной возникала необходимость дать какие-то советы молодым баритонам, с азартом стремящимся к Верди, я всегда рекомендовал для начала полностью "выковать" вокальное мастерство. Это подразумевает правильную технику дыхания; постановку, - или направление голоса "в нужное место"; мощь, энергию, благородный звук, умение петь легато и "звенящий", яркий верхний регистр. В конечном итоге, надо просто уметь хорошо читать ноты". Карьера Пьеро Каппуччилли закончилась внезапно и круто: в августе 1992 года баритон, певший в "Набукко" в Арена ди Верона, попал в серьёзную автокатастрофу. Последние годы Каппуччилли жил в Триесте; ничуть не павший духом, он демонстрировал кураж и мужество, которые всегда были частью его характера. Преданная ему всем сердцем дочь Патриция делаа всё возможное, чтобы имя её отца было заметным по-прежнему. Умер 11 июля 2005 года. "На протяжении двух десятилетий, по меньшей мере, Каппуччилли был единственным по-настоящему одарённым итальянским баритоном, который мог взять на себя классические роли итальянского репертуара - и он исполнял их в ведущих оперных театрах всего мира". (Густаво Маркези).
[700x459]
1929
Имре Кертеш (венгерское имя — Imre Kertesz)
венгерский писатель, автор повестей, романов и эссе, посвященных теме жертв Холокоста; лауреат Нобелевской премии 2002 в области литературы. Родился в Будапеште, в еврейской семье. Во время Второй мировой войны союзник Гитлера Хорти проводил на территории Венгрии политику этнических чисток. В результате Имре Кертес в 1944 в пятнадцатилетнем возрасте оказался в Германии среди еврейских узников сначала Освенцима (Аушвица), а затем Бухенвальда, и был освобожден войсками союзников в 1945. Вернувшись в Венгрию, Кертес окончил школу. Работал в столичной газете «Vilagossag» с 1948 по1951, когда редакция газеты взяла курс на партийную идеологию, он был уволен. Затем служил в армии, работал на заводе. В 1953 окончательно решил посвятить себя литературному труду: переводил с немецкого Фрейда, Ницше, Витгенштейна, Шнитцлера, Рота, Хофманшталя, Канетти. К этому времени относятся и его первые самостоятельные литературные опыты. В 1975 ограниченным тиражом вышел первый роман Кертеса «Без судьбы» («Sorstalansag»). Он принес автору определенную известность – антифашистская направленность произведения при социализме поощрялась. Но для Кертеса эта тема не носила узко идеологический или заказной характер. Собственный опыт узника стал для него «конечной истиной о деградации человека в современном существовании», точкой, которая фокусировала в себе всю боль и трагедию современного мира. Осмысление пережитого в фашистских концлагерях продолжалось и в последующих произведениях. Написанные в стиле автобиографической прозы, имеющие выраженную личную авторскую интонацию, они, тем не менее, не являются автобиографическими в строгом смысле слова.
[700x350]
Кертес – автор повестей «Следопыт» («A nyomkeresо», 1977), «Английский флаг» («Az angol labogo», 1991). Романы «Фиаско» («A kudarc», 1988) и «Каддиш по нерожденному ребенку» («Kaddis a meg nem szuletetett gyermekert», 1990) вместе с первым романом составили трилогию – в них действует один герой. «Каддиш по нерожденному ребенку» (каддиш – еврейская молитва по умершему) – представляет собой своего рода обращение к ребенку, не рожденному из-за того, что мир, в который ему пришлось бы войти, все еще допускает существование Аушвицей, равно как и причин, их порождающих. В 1990-х книги Кертеса стали активно публиковаться на Западе – их переводили на английский, немецкий, шведский языки. В это время он обращается к новым для себя литературным жанрам дневника и эссе. В 1992 был опубликован «Галерный дневник» («Galyanaplо»), описывающий период с 1961 по 1991. Позже выходит «Я – Другой: хроника метаморфоз» («Valaki mas: a valtozas kronikaja», 1997) – внутренний монолог в форме заметок, сделанных в 1991–1995. Выходят сборники лекций и эссе «Холокост как культура» («A holocaust mint kultura», 1993), «Когда расстрельный отряд перезаряжает винтовки» («A gondolatnyi csend, amog kivegzoroztag ujratolt», 1998), «Язык в ссылке» («A szamuzott nyelv», 2001). Почти неизвестный на постсоветском пространстве, Кортес стал основоположником «лагерной темы» в западно-европейских странах. Он отмечает: «Хотя меня официально и признают в Венгрии, все, что я сделал в литературе, на родине осталось по большей части брошенным в пустоту и не оставившими следа словами. В Германии и других странах я пользуюсь большей известностью, чем у себя дома. К тому же Холокост воспринимается здесь на Западе совсем иначе, чем в Венгрии». В целом гражданами соцстран более болезненно воспринимались концлагеря, устроенные собственными тоталитарными правительствами для своих граждан, чем любые формы насилия со стороны внешних врагов. Исторически сложилось, что в западных странах проблему концлагерей наиболее активно поднимали именно бывшие еврейские узники, попавшие в фашистские лагеря по большей части не как военнопленные, а в результате этнических чисток. О жертвах Холокоста в конце 1990-х было снято немало популярных западных фильмов – «Список Шиндлера», «Пианист», «Жизнь прекрасна», что говорит об актуальности этой темы. Кертес – лауреат венгерских и зарубежных литературных премий, в том числе Бранденбургской премии по литературе 1995, Гран-при Лейпцигской книжной ярмарки 1997 и литературной премии «ВЕЛЬТ 2000». В 2002 Имре Кертес становится лауреатом Нобелевской премии по литературе. В представлении Нобелевского комитета отмечалось, что она была дана за «описание хрупкого опыта борьбы индивида против варварского деспотизма истории. В своем творчестве Имре Кертес ищет ответ на вопрос о том, как сохранить свою индивидуальность в то время, когда общество начинает все активнее подчинять себе личность». В последнее время живет в Германии. В России в 2002 в издательстве «Текст» вышли три повести под общим заголовком «Английский флаг».
[502x699]
1929
Александра Николаевна Пахмутова
советский российский композитор, общественный деятель, секретарь правления Союза композиторов СССР, народная артистка СССР. Родилась в посёлке Бекетовка под Сталинградом (ныне Волгоград). Русская. В три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку. Начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война прервала её занятия в Сталинградской музыкальной школе. Несмотря на все трудности военного времени, А.Н.Пахмутова в 1943 году поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории (тогда она называлась Школа одарённых детей). Эта знаменитая на весь мир школа дала путёвку в жизнь многим выдающимся мастерам музыкального искусства. В одном классе с А.Н.Пахмутовой учились будущие всемирно известные пианист Е.В.Малинин, скрипач Э.Д.Грач и многие другие. По окончании музыкальной школы в 1948 году А.Н.Пахмутова поступила в Московскую государственную консерваторию (класс В.Я.Шебалина). В 1953 году окончила консерваторию, а в 1956 году – аспирантуру, защитив диссертацию на тему «Партитура оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Всю свою жизнь А.Н.Пахмутова работала в разных жанрах. Её перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра («Русская сюита», концерт для трубы с оркестром, увертюра «Юность», концерт для оркестра, «Ода на зажжение огня», музыка для ансамбля колоколов), и сочинения кантатно-ораториального жанра («Василий Тёркин», «Прекрасная, как молодость, страна», кантаты для детского хора и симфонического оркестра «Красные следопыты», «Отрядные песни»). На музыку А.Н.Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре и в Одесском Государственном театре оперы и балета был поставлен балет «Озаренность» (1974). Исключительное значение имеет творчество А.Н.Пахмутовой в жанре песни. Поднимая высокие гуманистические темы, композитор воплощает их в лирическом плане. У А.Н.Пахмутовой своя индивидуальная интонация, обладающая большой силой воздействия на слушателей. В песнях композитора есть та мелодическая «изюминка», которая, как заметил Е.Ф.Светланов, «сразу ложится на сердце, надолго остаётся в сознании». Все партитуры своих песен она всегда пишет сама – будь то симфонический оркестр или эстрадный, оркестр народных инструментов или современный компьютер. Среди более чем 400 песен, созданных композитором, широко известны такие, как: «Геологи», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «Девчонки танцуют на палубе», «Песня-сказ о Мамаевом кургане», «Прощание с Братском», «Усталая подлодка», «Орлята учатся летать», «Созвездье Гагарина», «Старый клён», «Хорошие девчата», «Горячий снег», «Поклонимся великим тем годам», «Белоруссия», «Беловежская пуща», «Герои спорта», «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва!» (прощальная песня XXII летних Олимпийских игр 1980 года в Москве), «Надежда», «Как молоды мы были» и многие другие. В 1971 году ей было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», 1 августа 1977 года – звание «Народный артист РСФСР», а 22 июня 1984 года – звание «Народный артист СССР». А.Н.Пахмутовой написана музыка более чем к 20 фильмам, среди которых: «Экран жизни» (1955), «За рулём автомобиля» (1956), «Семья Ульяновых» (1957), «По ту сторону» (1958), «Девчата» (1961), «Яблоко раздора» (1962), «Жили-были старик со старухой» (1964), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Закрытие сезона» (1974), «Камни говорят» (1975), «Начальник стройки», «Моя любовь на третьем курсе», «Рожденная революцией» (все – 1976), «Баллада о спорте» (1980), «О спорт, ты – мир!» (1981), «Полынь – трава горькая» (1982), «Товарищ ЧТЗ» (1983), «Битва за Москву» (1985), «Облака нашего детства» (1990), «Сын за отца» (1995), «Великая Победа. Народная память» (2004). Активная творческая деятельность А.Н.Пахмутовой всегда успешно сочеталась с деятельностью общественной. В течение многих лет она являлась председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Более двадцати лет, начиная с 1968 года, возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика». С 1968 по 1995 год была секретарём правления Союза композиторов СССР и России. С 1969 по 1973 год была депутатом Моссовета, с 1980 по 1990 год – депутатом Верховного Совета РСФСР, избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР. Общественная деятельность А.Н.Пахмутовой – это не только работа в руководящих органах Союза композиторов и Верховного Совета, это и никем не зарегистрированные, никем не подсчитанные сотни, а может быть, тысячи шефских выступлений и встреч с рабочими, воинами, студенческой и спортивной молодёжью. Указом Президента СССР от 29 октября 1990 года за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность композитору Пахмутовой Александре Николаевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Живёт и работает в городе-герое Москве. Награждена советскими двумя орденами Ленина (6 ноября 1979, 29 декабря 1990), двумя орденами Трудового Красного Знамени (27 октября 1967, 2 июля 1971), орденом Дружбы народов (21 февраля 1986), российскими орденами Святого апостола Андрея Первозванного (28 октября 2019), «За заслуги перед Отечеством» I (9 ноября 2009), II (27 декабря 1999) и III (29 сентября 2014) степеней, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе белорусским орденом Франциска Скорины (3 апреля 2000). Лауреат Государственной премии СССР (1975, 1982), премии Ленинского комсомола (1966), премии «Овация» в номинации «Живая легенда» (2002), премии «Российский Национальный Олимп» (2004), премии Союзного государства России и Белоруссии (2004). Почётный гражданин Волгограда (19 октября 1993), Братска (26 августа 1994) и Москвы (13 сентября 2000). В 1976 году её именем была названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в городе Цинциннати (США) малая планета № 1889 между Марсом и Юпитером, открытая крымскими астрономами 20 февраля 1976 года. Супруг А.Н.Пахмутовой – Николай Николаевич Добронравов (родился 22 ноября 1928), крупнейший советский российский поэт-песенник второй половины XX века, практически признанный классиком при жизни. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» II (20 ноября 2008) и III (22 декабря 2003) степеней, медалями. Лауреат Государственной премии СССР (1982).
Литература: Добрынина Е., Александра Пахмутова, Москва, 1973.
[481x700]
1929
Юрий Степанович Чулюкин
русский кинорежиссер, сценарист, киноактер, автор текстов песен. Народный артист РСФСР (1979). Лауреат премии Ленинского комсомола (1979), лауреат Государственной премии РСФСР (1984). Родился в Москве. Окончив в 1956 режиссерский факультет ВГИКа, где учился у Г.Александрова и М.Чиаурели, некоторое время работал на телевидении (снял около трех десятков очерков), с 1958 – на киностудии «Мосфильм». Известность к режиссеру пришла после первой самостоятельной постановки. Фильм «Неподдающиеся (Главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске, 1960) был типичной молодежной комедией на производственную тему. История об отличной работнице, взявшей «на исправление» отъявленных лентяев и зубоскалов, могла так и остаться данью времени и быстро сойти с экрана, если бы роль комсомолки Нади Берестовой не сыграла актриса чрезвычайно редкого трагикомического дарования Н.Румянцева, а роли не поддающихся ни на какие уговоры шалопаев – Ю.Белов и А.Кожевников. Популярность фильму добавили превосходные актерские работы С.Филиппова и Ю.Никулина. Фильм «Девчата» (Почетный диплом на Международном кинофестивале фильмов для молодежи в Каннах, 1962), где роль главной героини, выпускницы кулинарного училища Тоси Кислицыной, снова исполнила Н.Румянцева, стал лучшей режиссерской работой Чулюкина. За простой, снятой с несомненным мастерством и убедительностью, хотя и не слишком типичной историей о том, как два рабочих парня поспорили об заклад, что Тося всего за неделю влюбится в одного из спорщиков, можно было увидеть вещи, которые заведомо не укладывались в стилистику лирической комедии со счастливым концом. Это и непреднамеренная жестокость, духовная черствость «простых» людей, и скрытый драматизм разных вариантов личного счастья (ведь несчастливы почти все девушки, с которыми жизнь свела Тосю в комнате общежития, да и такое неполное счастье выпало отнюдь не каждой). Хотя в дальнейшем режиссер пробовал силы в самых разных жанрах – спортивная комедия Королевская регата, фильм о цирке Король манежа, музыкальная комедия «Не хочу быть взрослым», – эти попытки вряд ли можно признать удачными. Особую область в творчестве Чулюкина составляют фильмы военно-патриотической тематики, которую он разрабатывал начиная со своей дипломной работы «Дым в лесу» (по А.П.Гайдару). Сюда следует отнести фильм «Р.В.С.» (также по Гайдару), где Чулюкин выступил в качестве сценариста и художественного руководителя, и собственно режиссерские работы: экранизацию партизанских повестей Вс.Иванова «И на Тихом океане», «Юнга со шхуны «Колумб» (о поимке диверсанта), «На пути в Берлин» (об окружении столицы гитлеровской Германии). Высокую официальную оценку получил фильм, посвященный подвигу генерала Д.Карбышева, Родины солдат (Серебряная медаль имени Довженко, 1976), фильм о борьбе партизан на Дальнем Востоке в период Гражданской войны «Поговорим, брат» (приз XII ВКФ в Ашхабаде, 1979). С 1982 Чулюкин преподавал во ВГИКе. Неоднократно выступал как сценарист и актер. Юрий Чулюкин трагически погиб в Мапуту (Мозамбик) 7 марта 1987 года, где он находился в качестве участника недели советского кино. Обстоятельства, предшествующие гибели, до сих пор неизвестны. По одной из версий, он по неосторожности упал в шахту гостиничного лифта. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Был женат (1957—1966) на актрисе Наталье Кустинской. В передаче «Сегодня вечером» (по субботам) в марте 2014 года одной из актрис, снимавшихся в фильме «Девчата» (Инной Макаровой), была названа причина смерти — убийство! "В гостинице у лифта он заступился за советскую актрису (участницу недели советского кино, которая своим поведением спровоцировала приставания негров). Думаю из политических соображений расследования не было!" Награды и достижения: 1960 — Главный приз ВКФ в Минске («Неподдающиеся»); 1962 — Почётный диплом на МКФ фильмов для молодёжи в Каннах («Девчата»); 1976 — Серебряная медаль имени А.П.Довженко («Родины солдат»); Заслуженный деятель искусств РСФСР (28 марта 1974); народный артист РСФСР (21декабря 1979); премия Ленинского комсомола (1979) — за художественные фильмы о молодёжи и на героико-патриотическую тему; приз XII ВКФ в Ашхабаде (1979) — за фильм «Поговорим, брат»; Государственная премия РСФСР имени Н.К.Крупской (1984) — за фильм «Не хочу быть взрослым» (1982). Режиссёрские работы: 1955 — Дым в лесу (с Евгением Кареловым); 1959 — Ребята с нашего двора; 1959 — Неподдающиеся; 1961 — Девчата; 1963 — И в шутку и всерьёз; 1966 — Королевская регата; 1969 — Король манежа; 1969 — Жизнь, ставшая легендой; 1973 — И на Тихом океане…; 1975 — Родины солдат; 1978 — Поговорим, брат…; 1979 — Весенняя Олимпиада, или Начальник хора (с Исааком Магитоном); 1982 — Не хочу быть взрослым; 1983 — Комета; 1986 — Как стать счастливым; 1986 — Микко из Тампере просит совета. Написал сценарии: 1965 — Двое / с Михаилом Богиным; 1967 — Дубравка; 1969 — Король манежа; 1969 — Жизнь, ставшая легендой; 1973 — И на Тихом океане…; 1975 — Родины солдат; 1978 — Р.В.С.; 1981 — Под свист пуль; 1983 — Дело за тобой! / с Альбертом Ивановым; 1986 — Как стать счастливым; 1986 — Микко из Тампере просит совета. Актёрские работы: 1977 — А у нас была тишина… — Михаил Ильич, муж Анны; 1983 — Комета — Грузилов из Епифани.
[377x700]
1930
Дмитрий Никитович Бугаенко
тракторист колхоза имени XX партсъезда Азовского района Ростовской области. Родился в селе Платоно-Петровка ныне Азовского района Ростовской области, в крестьянской семье. Работать начал 14 лет, в 16 лет стал прицепщиком, учился в механизаторской школе. Вскоре стал первоклассным специалистом, механизатором широкого профиля. Работал трактористом колхоза имени XX партсъезда в селе Пешково Азовского района Ростовской области. За 1971-1973 годы добился среднегодовой выработки на тракторе 2090 гектаров условной пахоты. За счет умелого маневрирования техникой, бережного отношения к ней сэкономил 3618 килограммов горючего. Летом 1973 года на уборке урожая его звено намолотило 5040 центнеров за один день, установив рекорд намолота в Азовском районе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 декабря 1973 года за большие успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, и проявленную трудовую доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и продажи государству зерна и других продуктов земледелия в 1973 году Бугаенко Дмитрию Никитовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В Болгарии внедрял уборочно-транспортные комплексы, работающие по круглосуточному графику. Болгарские газеты писали, что благодаря Д.Н.Бугаенко арсенал хлеборобов пополнился новой, прогрессивной организацией труда, позволяющей вести работу быстро и качественно. Выйдя на пенсию, продолжал работать в колхозе. С 2003 года – на заслуженном отдыхе. Умер 21 февраля 2011 года. Отличник сельского хозяйства (1954). Делегат XXVI съезда КПСС (1981 год). Награжден 2 орденами Ленина (1971, 7 декабря 1973), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (1960).
1930
Тамара Дмитриевна Кушелевская
Актриса театра и эстрады, проработала 30 лет с Аркадием Райкиным. Народная артистка России. Старейшая актриса Московского театра "Сатирикон" имени Аркадия Райкина, начавшая свой творческий путь еще в Ленинграде, в Театре эстрадных миниатюр. Умерла 16 февраля 2003 года.
1930
Эмиль Петрович
венгерский композитор. Окончил Будапештскую консерваторию (1956). Автор опер. Несколько лет работал музыкальным руководителем Театра имени Петефи. С 1959 г. писал музыку для кино: «Сорванец» (1959), «Тревога в апреле» (1961), «Украденное счастье» (1962), «Осенняя звезда божья» (1962), «Новый Гильгамеш» (1963), «Сладкое и горькое» (1966), «Здравствуй, Вера!» (1966) и др. Премия имени Кошута (1966), премия имени Эркеля (1960, 1963).
1931
Виталий Сергеевич Артемьев
заслуженный тренер РСФСР по футболу, футболист и хоккеист, полузащитник московского "Локомотива", тренер Федерации футбола РСФСР.
1931
Феликс Моисеевич Люховицкий
доктор геолого-минералогических наук, профессор МГУ.
[466x699]
1931
Валерий Иванович Шумаков
выдающийся советский российский хирург, один из основоположников клинической трансплантологии в СССР и России, директор Научно-исследовательского института трансплантологии и искусственных органов Министерства здравоохранения СССР, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный изобретатель РСФСР. Родился в Москве, в семье инженера-строителя Ивана Андреевича и домохозяйки Натальи Алексеевны Шумаковых. Русский. В 1941 году во время эвакуации жил в посёлке Шилово Рязанской области, учился в Шиловской средней школе № 1. Окончил среднюю школу № 330 города Москвы, в 1956 году с отличием – 1-й Московский медицинский институт имени И.М.Сеченова Министерства здравоохранения СССР, в 1959 году – аспирантуру Кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии того же института. В аспирантуре Шумаков разработал новаторскую методику паллиативного лечения недостаточности митрального клапана. Идеи молодого врача привлекли внимание светила отечественной кардиохирургии – Б.В.Петровского. Он пригласил молодого специалиста в свою академическую группу и лично использовал его метод в лечении двух десятков больных. Кандидатская диссертация Шумакова (1959) была посвящена уже хирургической коррекции недостаточности митрального клапана: во всём мире в клиническую практику внедрялись операции на открытом сердце. После аспирантуры работал в академической группе Б.В.Петровского по проблеме искусственного кровообращения при открытой коррекции пороков сердца. Защитив докторскую диссертацию по протезированию клапанов сердца в 1966 году (усовершенствованный им шариковый протез использовался в СССР более 20 лет) Шумаков продолжил работу под руководством Б.В.Петровского. Сначала он занимался проблемами искусственного кровообращения при открытой коррекции пороков сердца, затем перешёл к разработкам искусственного сердца. В 1963-1966 годах старший научный сотрудник клинической и экспериментальной хирургии, в 1966-1969 годах руководитель лаборатории искусственного сердца и вспомогательного кровообращения, в 1969-1974 годах руководитель отдела трансплантологии и искусственных органов Научно-исследовательского института (НИИ). В 1974-2008 годах директор НИИ трансплантологии и искусственных органов Министерства здравоохранения СССР и России (с 2008 года – НИИ трансплантологии и искусственных органов имени В.И.Шумакова). До конца жизни возглавлял основанную им Кафедру физики живых систем Московского физико-технического института. Первая успешная родственная пересадка донорской почки в СССР была осуществлена Б.В.Петровским в 1965 году. С этого времени в стране началось создание центров трансплантации, занимавшихся пересадками почки как от родственных, так и от трупных доноров. Шумаков сумел убедить Б.В.Петровского в необходимости расширить направление исследований: с его приходом в НИИ трансплантологии институт стал заниматься проблемами не только донорских, но и искусственных органов. Усилиями Шумакова новое научное учреждение быстро превратилось в многопрофильный центр, объединяющий лучших специалистов по целому ряду отраслей современной науки. В моделировании биологических систем ведущую роль играли специалисты по физике, математике, кибернетике. К конструированию первых моделей искусственных органов привлекался потенциал оборонной промышленности, в частности, знаменитого ОКБ имени Сухого. В начале 1970-х годов Шумаков возглавил совместную советско-американскую группу по разработке искусственного сердца. Равноправное сотрудничество между двумя сверхдержавами в этой области продолжалось более 20 лет. С американской стороны совместным исследовательским проектом руководил знаменитый кардиохирург Майкл Дебейки. В течение последующих лет специалистами НИИ трансплантологии, и в первую очередь самим Шумаковым, были проведены сотни исследований по проблеме прогноза и предотвращения реакций отторжения, иммуносупрессорной терапии, консервации и повышению качества трансплантатов. НИИ Шумакова принимало активное участие в создании всесоюзной системы забора, хранения и обмена донорскими органами, активно сотрудничая в этой области со всеми странами «советского блока». В конце 1970-х годов Шумаков много внимания уделял хирургическим проблемам трансплантации печени. Он совместно с Э.И.Гальпериным разработал оригинальный метод пересадки левой доли печени, провёл многочисленные эксперименты на животных, а в 1977 году впервые в клинике осуществил гетеротопическую пересадку левой доли печени в левую подвздошную область. Накопленный экспериментальный и клинический опыт обобщён Шумаковым и Э.И.Гальпериным в монографии «Трансплантация печени» (1981). В октябре 1979 года Шумаковым была осуществлена первая в СССР и одна из первых в мире успешная клиническая трансплантация островковых клеток. 12 марта 1987 года Шумаков провёл первую в России успешную пересадку сердца.
[502x700]
Также впервые в России успешно выполнил пересадку печени и поджелудочной железы, а также двухэтапную пересадку сердца. Указом Президента СССР от 26 декабря 1990 года за выдающийся вклад в развитие советской трансплантологии и применение её на практике, плодотворную научную и общественную деятельность директору Научно-исследовательского института трансплантологии и искусственных органов Министерства здравоохранения СССР Шумакову Валерию Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (№ 21063). Большое значение Шумаков придавал развитию исследований по эпидемиологии хронической почечной недостаточности для научного обоснования развития службы хронического гемодиализа и центров трансплантации почки. Внедрение трансплантации почки в широкую клиническую практику привело к возникновению новой области современной медицины – трансплантационной нефрологии, развивавшейся на стыке клинической трансплантологии и нефрологии. Её возникновение и успешное развитие в нашей стране тесно связано с именем Шумакова. Он совместно с профессором М.Я.Ратнером – выдающимся нефрологом страны – выступил инициатором создания первого отечественного отделения нефрологических проблем трансплантации почки. В 1997 году за разработку и внедрение в клиническую практику операций по пересадке сердца Шумакову с группой сотрудников института была присуждена премия Правительства Российской Федерации. Автор трёх научных открытий, 20 монографий, более 450 научных работ, более 200 изобретений как в клинической медицине, так и на стыке медицины и точных наук. Будучи учёным, изобретателем и разработчиком десятков трансплантологических технологий и методик, Шумаков до последних дней жизни оставался активно оперирующим хирургом. Его стандартное рабочее расписание включало 4-5 операций в неделю. Он лично выполнил около 100 пересадок сердца, более 1000 пересадок почки и сотни других сложнейших операций. Шумаков – академик Российской академии медицинских наук (1988), академик Российской Академии Наук (1993), академик Академии медико-технических наук РФ (1994), академик Российской академии естественных наук (1998), Почётный доктор Российской военно-медицинской академии (1999), академик Европейской академии наук (2002). Достигнутые успехи способствовали признанию Шумакова лидером отечественной трансплантологии и разработки искусственных органов. На протяжении всей своей жизни Шумаков боролся с непониманием и предрассудками, тормозящими развитие трансплантологии в нашей стране. Сделать удалось немало: так, благодаря непосредственному участию Шумакова о допустимости использования донорских органов в медицине официально заявили представители Русской православной церкви. Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 27 января 2008 года от сердечной недостаточности. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом со своим учителем Б.В.Петровским.
[525x700]
Памятник установлен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 10). Открыт 19 октября 2009. Архитектор А.И.Фомина, скульптор Е.В.Мунц.
Награждён советским орденом Ленина (26 декабря 1990), российскими орденом Святого апостола Андрея Первозванного (3 ноября 2001, № 6), орденом «За заслуги перед Отечеством» II (12 апреля 1999) и III (20 марта 1995) степеней, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств. Заслуженный изобретатель РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии СССР (1971), премии Правительства РФ (1997), Национальной премии имени Петра Великого (2000). Награждён Международной золотой медалью академика Б.В.Петровского «Выдающемуся хирургу мира» (1996), медалью «Человек уходящего тысячелетия» Американского биографического института (1999), «Звездой Вернадского» I степени Международного межакадемического союза (1999). Почётный гражданин Москвы (3 сентября 1997) и Рязанской области (24 января 2002). В 1998 году имя «Хирург Валерий Шумаков» было присвоено звезде в созвездии Скорпиона.
[600x731]
1932
Игорь Владимирович Мелихов
заведующий лабораторией радиохимических методов исследования гетерогенных процессов химического факультета, лауреат Государственной премии СССР (1989 г.), лауреат 2-ой премии имени М.В.Ломоносова за работу "Кинетика кристаллизации при больших движущих силах" 1989 г.
1933
Александр Федорович Алимов
российский ученый-зоолог, директор Зоологического института Российской Академии Наук (Санкт-Петербург), академик Российской Академии Наук (2000) , член Президиума Санкт-Петербургского НЦ Российской Академии Наук. Президент Гидробиологического общества Российской Академии Наук. Автор трудов по биологической продуктивности и стабильности водных экосистем.
1933
Виктор Иванович Зазулов
генеральный директор – главный конструктор НПП “Электронно-гидравлическая автоматика” (Россия). Участвовал в создании систем автоматического управления для ряда авиационных двигателей, в том числе для самолётов марки “Су”, “МиГ”, “Ту”, ВКС “Буран” и др.
1933
Лучиан Пинтилие
румынский режиссер. По окончании Института имени Караджале (1956) режиссер телевидения. С 1960 г. в Театре имени Стурдзы-Буландры. Работал с режиссером В.Илиу над фильмом «Сокровище Старого Брода» (1964). В 1966 г. поставил фильм «Воскресенье в 6 часов» (премия Международного кинофестиваля в Канне, 1967) принесший ему известность. В 1969 г. снял фильм «Реконструкция». Снимал фильмы и за рубежом. В 1981 г. поставил фильм «Карнавал».
1933
Михаил Андреевич Сорокин
сталевар Магнитогорского металлургического комбината имени В.И.Ленина Министерства чёрной металлургии СССР, Челябинская область. Родился в селе Борки Вознесенского района Горьковского края (ныне – Нижегородской области). Русский. В 1951 году окончил ремесленное училище в городе Выкса Горьковской (ныне – Нижегородской) области по специальности «подручный сталевара» С 1951 года работал подручным сталевара в мартеновском цехе Красносулинского металлургического завода в городе Красный Сулин Ростовской области. В 1957–1960 годах – подручный сталевара, а с 1960 года – сталевар на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК) в городе Магнитогорск Челябинской области. Принимал участие в освоении новых методов сталеварения в мартеновском цехе №2 ММК, усовершенствовании сталеплавильных агрегатов (двухванных печей), выплавке в них конструкционных марок стали, благодаря чему удвоилась производительность труда. Был участником Плавок дружбы в Грузии, ГДР, на Кубе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию чёрной металлургии, Сорокину Михаилу Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». В 1973 году окончил Магнитогорский индустриальный техникум, получив квалификацию «техник-металлург». В 1973–1980 годах – мастер производства, в 1980–1984 годах – старший мастер, начальник смены, а в 1984–1992 годах – инструктор производственного обучения в мартеновском цехе №1 ММК. Член ЦК профсоюза рабочих металлургической промышленности СССР (1972–1982), член Магнитогорского горкома КПСС (1968–1972), председатель совета мастеров ММК (1988–1992). Делегат XXIV съезда КПСС (1971). Почётный металлург СССР (1967). С марта 1985 года – персональный пенсионер союзного значения, с 1992 года – на заслуженном отдыхе. Жил в Магнитогорске. Умер 20 июня 2004 года. Почётный гражданин города Магнитогорска (1984). Награждён орденом Ленина (30.03.1971), медалями, а также серебряной медалью ВДНХ СССР (1980). В 2005 году на здании дома в Магнитогорске, где жил М.А.Сорокин, установлена мемориальная доска. В 2012 году остановка «Советская улица, 168» переименована в остановку «Улица Героя Социалистического труда Михаила Сорокина».
1934
Хуан Луис Бунюэль
французский режиссер.
1934
Игорь Игоревич Гелейн
российский режиссер. С 1962 г., по окончании ВГИКа, на ЦСДФ. Поставил: историко-революционные фильмы – «На штурм царского самодержавия» (1967), «Москва, товарищу Ленину» (1969), «Декомпарт» (1972), «Бестужевки» (1973); фильмы о Великой Отечественной войне – «Поле, где умирал Воронин» (1969), «Рядом с солдатом» (1975; главная премия международного кинофестиваля в Кракове, 1976). В киноэпопее «Великая Отечественная» поставил фильмы «Освобождение Белоруссии» и «От Балкан до Вены» (1978; Ленинская премия, 1980). Ставил также фильмы о международной жизни и спорте.
1934
Александр Иванович Гриценко
специалист в области разработки и эксплуатации месторождений природных газов, промысловой подготовки и переработки газа и газового конденсата. Член-корреспондент Российской Академии Наук по Секции наук о Земле (горное дело и экология) с 7 декабря 1991 г. Лауреат Государственных премий СССР (1987) и Российской Федерации (1997)

1934
Владимир Николаевич Заведеев
проходчик шахты «Молодёжная» производственного объединения «Карагандауголь» Министерства угольной промышленности СССР, Карагандинская область, Казахская ССР. Родился в селе Шахово Судиславского района Костромского округа Ивановской Промышленной области (ныне – Судиславского района Костромской области). Русский. Трудовую деятельность начал в 1950 году на шахте №3-бис в посёлке Тентек (с 1961 года – город Шахтинск) Карагандинской области Казахской ССР (ныне – Казахстана). Служил в Советской Армии. После увольнения из Вооружённых Сил СССР в 1956 году вернулся на шахту. В этом же году вместе с 18 проходчиками перевёлся на шахту №13 «Чурубай-Нуринская», которая была сдана в эксплуатацию в 1962 году (в июле 1971 года переименована в шахту «Молодёжная»). В 1963 году назначен бригадиром проходчиков. А спустя 2 года, в 1965 году, возглавляемая им бригада установила республиканский рекорд проведения выработки породным забоем: за 31 рабочий день было пройдено 359 метров квершлага. Владимир Заведеев стал одним из инициаторов соревнования «Проходке – высокие темпы», а его бригада свыше двух десятков лет по темпам проходки, производительности труда была одной из лучших в Карагандинском бассейне. За успехи в выполнении заданий семилетнего плана (1959-1965) награждён орденом Ленина. За высокие трудовые достижения по итогам девятой пятилетки (1971-1975) награждён орденом Трудового Красного Знамени, а в 1978 году за высокопроизводительный труд, достижение высоких показателей проходки горных выработок был удостоен звания лауреата Государственной премии Казахской ССР. По итогам десятой пятилетки (1976-1980) награждён орденом «Знак Почёта». Особенно отличилась бригада в годы одиннадцатой пятилетки (1981-1985). За пятилетку бригада прошла 28910 метров горных выработок (из них 2200 метров сверх плана), или 5782 метра в год. Это самый высокий средний показатель проведения выработок бригадой за пятилетку в Карагандинском бассейне. Выработки, пройденные бригадой Заведеева, отличались высоким качеством, пройдены строго по заданному направлению, рамы крепи установлены строго по линии, узлы податливости затянуты до предела. Это говорит о высочайшей организации труда в этой проходческой бригаде. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1986 года за выдающиеся производственные достижения, досрочное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки и социалистических обязательств по добыче угля и проявленный трудовой героизм Заведееву Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В последующие годы вышел на пенсию и выехал из Казахстана в Челябинскую область. Жил в городе Златоуст. Умер 2 мая 2021 года. Лауреат Государственной премии Казахской ССР (1978). Почётный гражданин города Шахтинска (1986). Награждён 2 орденами Ленина (29 июня 1966; 29 апреля 1986), орденами Трудового Красного Знамени (5 марта 1976), «Знак Почёта» (2 марта 1981), медалями, знаком «Шахтёрская слава» трёх степеней.
1934
Ингвар Карлссон
шведский политик. В 1986-1991 - премьер-министр Швеции и (с 1986) председатель Социал-демократической рабочей партии Швеции.