
1914
Хеди Ламарр (полное имя — Хедвиг Ева Мария Кислер)
"Любая девушка может быть обворожительной. Все что нужно – это стоять смирно и выглядеть глупенькой." Эти слова принадлежат Хеди Ламарр голливудской звезде сороковых годов, заслужившей негласный титул "самой красивой девушки в мире". Она получила мировое признание после того, как снялась в таких картинах как «Дама тропиков», «Белый груз». Кинозрителям в бывшем Советском Союзе актриса известна по фильму «Самсон и Далила». Принято считать, что красота и ум – понятия несовместимые. В этой связи трудно поверить, что в годы Второй мировой войны эта блистательная красавица изобрела сигнальное устройство, с помощью которого обеспечивалась секретность военной связи. Без ее изобретения – технологии "прыгающих частот" – не летали бы сейчас военные спутники и не работали бы сотовые телефоны стандарта GSM. А вообще судьба ее удивительна: вся жизнь Хеди Ламарр полна невероятных событий, легенд и скандалов. Будущая знаменитая киноактриса появилась на свет в столице Австрии, в семье банкира, и звали ее тогда Хедвиг Ева Мария Кислер. Там же, в Вене, она ходила в театральную школу и рано начала сниматься в кино. Скандальную известность принесла ей чехословацкая кинолента "Экстаз", один из немногих тогда художественных фильмов с откровенными эротическими сценами. Первая в истории художественного полнометражного кино десятиминутная сцена обнаженного купания в лесном озере, возможно, вполне невинна по современным меркам, но в 1933 году она вызвала бурю эмоций. Картина была запрещена к показу в ряде стран и была выпущена в прокат через несколько лет с купюрами цензуры. После съемок "Экстаза" Ева Мария Кислер вышла замуж за фабриканта – производителя оружия, австрийского миллионера Фрица Мандла. Одно из крупнейших состояний в Европе Мандл нажил, продавая в нарушение Версальского Договора новейшие системы вооружений Германии и Венгрии. Новоиспеченный муж оказался невероятно ревнивым и попытался скупить все копии скандального кинофильма, чем только подогрел к нему общественный интерес. Жизнь Евы в Зальцбургском замке в окружении многочисленных слуг, среди шикарных драгоценностей и модных нарядов со стороны могла показаться безоблачной. На самом деле, прославившаяся актриса стала очередным выгодным приобретением Мандла наряду с породистыми лошадьми и дорогими автомобилями. Супруг не отказывал себе в удовольствии похвастаться красавицей женой не только перед сливками австрийского общества, но и перед своими деловыми партнерами. За неимением других интеллектуальных занятий Хеди присутствовала на производственных совещаниях, внимательно слушала и вникала в сложнейшие технические вопросы. "С детства мне все вокруг было интересно", – писала она в воспоминаниях. Лаборатории Мандла работали над созданием управляемых вооружений различного рода. Вариант управления по проводу, опробованный на пушечных снарядах, оказался неприменим в водной среде, поэтому для торпед было предложено использовать радио. Австрийские специалисты так и не смогли преодолеть технологические недостатки классической радиопередачи. А природного ума молодой женщины, не имевшей специального образования, как выяснилось позже, хватило на то, чтобы понять суть проблемы, пронести информацию через годы и, в конце концов, предложить простое до гениальности решение. После четырех лет неудачного замужества, подсыпав снотворного горничной, фрау Мандл совершила хрестоматийный побег из замка, принадлежащего супругу. Дело обошлось без веревочной лестницы – переодевшись в униформу упомянутой горничной, Ева просто вышла через служебный ход. Вращаясь в окружении мужа, она, вероятно, лучше других представляла масштабы фашистской угрозы и не рискнула остаться в Европе. На пароходе "Нормандия" она храбро отправилась в путешествие из Лондона в Нью-Йорк. Актрисе не пришлось обивать пороги Голливуда, так как ее дебют был настолько громким, что забыть его кинематографистам было бы трудно. Чтобы своим именем не вызывать ассоциаций с эротическими сценами у пуританской публики США, Ева взяла псевдоним, и Хедвиг Кислер превратилась в Хеди Ламарр, которая сразу же подписала выгоднейший контракт с основателем студии MGM Луисом Мейером. За свою кинокарьеру в Голливуде актриса с успехом сыграла во многих популярных фильмах, таких, например, как "Опасный эксперимент" и эпическая лента Сесиля де Милля "Самсон и Далила" В общей сложности Хеди Ламарр заработала на киносъемках 30 млн. американских долларов. Личная ее жизнь также была бурной, во всяком случае замуж она выходила шесть раз. Когда началась Вторая мировая война, ненавидящая фашизм актриса, переполненная техническими идеями, обратилась в созданный в рамках мер по укреплению обороноспособности США Национальный совет изобретателей и предложила свои услуги. Реакцию Совета угадать нетрудно: ей с улыбкой порекомендовали использовать обаяние для продажи облигаций оборонного займа. Она действительно собрала 7 млн. – каждый купивший облигаций на 25 тысяч получал поцелуй красавицы, и таких было немало! Недюжинный интеллект Хеди Ламарр оставался невостребованным до встречи с Джорджем Антейлем, американским композитором-авангардистом. Наиболее известное его произведение – "Механический балет" для симфонического оркестра, двенадцати механических пианино и авиационного пропеллера. Мало кто воспринимал его как серьезного композитора – в Голливуде он писал музыку к кинофильмам и подрабатывал обозревателем в бульварном журнале "Эсквайр". Кстати, в 1936 году он написал книгу, с поразительной точностью предсказав Вторую мировую войну. А вот следующая его книга называлась "Каждый сам себе детектив. Курс эндокринологии". Когда и как композитор стал экспертом по данному вопросу, осталось загадкой даже для ближайших родственников. Итак, Джордж Антейл не имел прямого отношения к высоким технологиям, но, безусловно, был изобретателем в области искусства. Летом 1940 года Хеди Ламарр встретила его на вечеринке. Рассказывают, что звезда читала его статьи в "Эсквайре" и подошла к нему поговорить о возможности изменить пропорции своей фигуры. Так или иначе, разговор быстро сместился на интересовавшую их обоих тему: как помочь стране в войне с фашистами. Не совсем чуждый техники (вспомните пропеллеры) композитор был первым человеком, внимательно выслушавшим Ламарр. Они договорились о встрече, и вскоре идея перескока частоты (frequency hopping) получила техническое решение. При полном отсутствии микроэлектроники единственным доступным программируемым устройством было механическое пианино! Валик со штырями и приводом от хронометра выглядел достаточно компактным, чтобы поместиться в корпусе морской торпеды. Система могла использовать набор из 88 радиочастот – число клавиш фортепиано. Детали изобретения отрабатывались еще несколько месяцев, и в декабре 1940 года заявка на изобретение была направлена лично председателю Национального совета изобретателей Чарльзу Кеттерингу. Он, глава исследовательского отдела "Дженерал Моторс", изобретший современную систему зажигания, безопасное стекло и еще многое другое, отобрал ее из сотен тысяч предложений. Изобретение было доработано под его руководством, и в августе 1942 года патент США № 2,292,387 на "Систему секретных сообщений" был наконец получен. Соавторы подарили его правительству, отказавшись от всех возможных выплат. К сожалению, руководство Военно-морских сил США скептически восприняло патент. Он был засекречен и на долгие годы положен под сукно. Концепция перескока частоты опередила свое время и была востребована только с развитием электроники после войны, когда в 1957 году инженеры фирмы "Сильвания" стали экспериментировать с идеей "Системы секретных сообщений" и использовать полупроводниковые компоненты вместо механических. Появился термин "широкополосный сигнал". Идея оказалась настолько плодотворной, что уже в 1962 году американские войска использовали ШПС-радиоаппаратуру во время кубинского кризиса. Наиболее масштабное воплощение технология получила в многомиллиардном проекте военной спутниковой связи "Милстар" – части программы "звездных войн". В середине восьмидесятых Пентагон рассекретил ряд патентов, и достоинства ШПС стали доступны для гражданского применения. Наиболее известным примером на сегодняшний день является стандарт радиотелефонной связи CDMA. Джордж Антейл скончался в 1959 году, так и не узнав о судьбе изобретения. После еще пяти неудачных браков Хеди Ламарр потеряла все свое состояние и вынуждена была провести остаток дней в доме престарелых во Флориде. Энтузиасты беспроводных компьютерных сетей, случайно раскопав ее невероятную историю, пытались представить Хеди Ламарр к Медали Чести Конгресса и к награде IEEE, но их усилия не увенчались успехом. Только в 1997 году награда нашла своего героя, но пожилая женщина отказалась присутствовать на церемонии и не пожелала принять журналистов: "Не думайте, что я плохо выгляжу, просто не хочу никого видеть." Награду фонда «Electronic Frontier» получил ее единственный сын Энтони Лоудери, который, по иронии судьбы, владеет магазином радиотелефонов в Лос-Анджелесе, где половина продаваемых аппаратов использует технологию его матери. В марте 1998 года 83-летняя Хеди Ламарр подала судебный иск против компьютерной корпорации «Corel» за использование ее портрета на упаковке программного пакета «CorelDraw8». Она оценила нанесенный ей ущерб ни много ни мало в 15 млн. долларов. Адвокаты же «Corel» доказывали, что изображение актрисы представляет собой "цифровое подобие", а не фотографию. В результате стороны пришли к соглашению, по которому «Corel» получила пятилетнюю лицензию на право использования внешности актрисы на коробках со своим продуктом, а сама Ламарр – "кругленькую" сумму. Последний год жизни Хеди Ламарр также ознаменовался скандалом: она подала иск на 12 млн. долларов против винной компании «Галло», которая использовала в телерекламе своего продукта экранный образ актрисы. Судья посчитал, что эти рекламные ролики не вторглись в ее частную жизнь и не создали у зрителей ложного впечатления о ней как о человеке. Хеди Ламарр скончалась в доме престарелых 19 января 2000 года.
1914
Джанни Пуччини
итальянский режиссер.
1914
Георгий Константинович Холопов
советский писатель. Долгие годы возглавлял Ленинградскую писательскую организацию и редколлегию журнал "Звезда".
1915
Ганна Белицкая
польская актриса. В 1939 г. окончила Государственный институт театрального искусства (Варшава) и начала работать в Вильнюсском театре. В 1947 г. дебютировала в кино (фильм «Запрещенные песенки»). Наиболее значительная работа – роль жены рабочего Плевы в фильме «Первые дни» (1952). Выступает также на эстраде. Среди других фильмов: «Светлые Ланы» (1947), «Две Бригады» (1950), «Дело, которое надо уладить» (1953), «Целлюлоза» (1954), «Карточные домик», «Ирэна, домой!» (оба в 1955), «Позвоните моей жене» (1958), «Дом без окон» (1962) и др.
[466x700]
1915
Дмитрий Фролович Булашёв
машинист турбинного цеха Иркутской ТЭЦ № 1 Иркутскэнерго Министерства энергетики и электрификации СССР, Иркутская область. Родился в селе Булышево Омской области, в семье крестьянина. Русский. Трудовую деятельность начал в 16-летнем возрасте в местном колхозе. После службы в армии в 1948 году он приехал на строительство города Ангарск, работал машинистом паровоза на специализированном электропоезде, предназначенном для выработки и подачи электроэнергии. 5 ноября 1951 года на Ангарской теплоэлектростанции (ТЭС, с 1954 года - Иркутская ТЭЦ № 1) был произведён запуск самой большой по тем временам в Сибири турбины мощностью 25 мегаватт (МВт), а с 21 февраля 1952 года Д.Ф.Булашев начал её обслуживать. Первым в Иркутской области он перешёл на обслуживание двух турбин одним машинистом без объединения тепловых щитов, став инициатором передового метода многотурбинного обслуживания, который нашёл распространение на многих тепловых электростанциях «Иркутскэнерго». Со временем стал обслуживать три энергоагрегата. Этот метод многоагрегатного обслуживания только на Иркутской ТЭЦ №1 позволил высвободить для работы на других участках 28 человек. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 октября 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана по развитию энергетики страны, Булашёву Дмитрию Фроловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». За годы работы на теплоэлектроцентрали обучил и подготовил 30 машинистов паровых турбин. Его стаж высокопроизводительной работы машинистом турбин составил более 20 лет. Избирался депутатом Ангарского городского Совета депутатов трудящихся. Вышел на пенсию 8 июля 1972 года. Скончался 14 декабря 1973 года. Награждён орденом Ленина (4 октября 1966), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (20 сентября 1962).
1915
Галина Николаевна Власова
заслуженная артистка России, заведующая труппой Театра на Таганке.
[575x700]
1915
Яков Григорьевич Мартынов
заместитель командира 1-го батальона по политической части 722-го стрелкового полка (206-я стрелковая дивизия, 21-й стрелковый корпус, 47-я армия, Воронежский фронт), старший лейтенант. Родился в деревне Бересток ныне Дубровского района Брянской области, в крестьянской семье. Русский. Окончил 5 классов. Работал слесарем в поселке Дятьково (ныне город) Брянской области. В Красной Армии – с 1937 года. Окончил полковую школу. В действующей армии – с 1941 года. В боях был дважды ранен. В 1942 году окончил курсы усовершенствования командного состава. Отличился при форсировании Днепра и в боях за расширение плацдарма. В ночь на 26 сентября 1943 года Я.Г.Мартынов с передовыми подразделениями под огнем противника переправился через реку в районе села Келеберда (ныне Каневский район Черкасской области, Украина). В боях на плацдарме лично уничтожил 10 солдат противника. 30 сентября 1943 года в бою за расширение плацдарма Я.Г.Мартынов был убит. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Мартынову Якову Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
[700x367]
Похоронен в братской могиле в селе Пекари Каневского района Черкасской области (Украина). Награжден орденами Ленина (30 июня 1944) и Красного Знамени (18 октября 1943).
[519x699]
1915
Александр Фёдорович Митронин
лётчик-испытатель I класса, инженер-полковник (1956). Родился в селе Кашаевка Пачелмского района Пензенской области. Детство и юность провёл в городе Сочи Краснодарского края. В армии с 1935. В 1938 окончил Сталинградскую ВАШЛ, оставлен в ней лётчиком-инструктором (до марта 1941). В 1944 окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. Участник Великой Отечественной войны: в 1943 был на боевой стажировке на фронте. С декабря 1944 по декабрь 1960 – работал в ГК НИИ ВВС на должностях ведущего инженера по летным испытаниям и летчика-испытателя. С июля 1958 – начальник 2-го отдела. Провёл госиспытания «Як-200» (1953), «Ил-28» перехватчик (с ТРС-190), испытания по отработке посадки «Ил-28» с одним двигателем, по отработке бездвигательной посадки на «Ту-16» (1956). Участвовал в госиспытаниях «3М» (1956), «Ту-16». С декабря 1960 – в запасе. С 25 января 1961 – лётчик-испытатель, а с 23 марта 1961 – начальник ЛИС ОКБ О.К.Антонова. Участвовал в испытаниях «Ан-8», «Ан-10», «Ан-12», «Ан-24». В 1961 на самолёте «Ан-10А» установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 500-км замкнутом маршруте (730,616 км/ч). Летал и проводил испытания на самолетах: «По-2», «Р-5», «СБ», «Пе-2», «Ту-2», «Си-4БА», «Ут-2», «Ту-6», «Б-25», «Як-3», «Як-11»,»Ту-8», «Ту-12», «Як-17», «Ту-14», «Си-47», «Ту-4», «Ю-388», «МиГ-15», «Як-200», «Як-12», «Ли-2», «Ил-12», «Ил-14», «Ил-18», «Ил-28», «Ту-16», «Ту-104», «Ту-95», «3М», «М-4», «Ан-8», «Ан-8РУ», «Ан-10», «Ан-10А», «Ан-12», «Ан-14», «Ан-24». Общий налет — 3 213 часов, из них испытательный — 1 189 часов. Погиб 16 сентября 1964 года при выполнении испытательного полёта на самолёте «Ан-8РУ» (2-й пилот – А.М.Цыганков). В августе 1958 г. из сборочного цеха выкатили первую серийную машину «Ан-8». В 1959-м летчики-испытатели И.Е.Давыдов и Н.А.Шаров начали заводские испытания серийного самолета. В августе начались государственные испытания, проводившиеся на серийной машине № 9340305 (бортовой № 92). Ведущий инженер Лысенко, летчик А.Я.Брыксин, штурман Алексеев. 30 октября государственные испытания завершились с положительным результатом. При эксплуатации в строевых частях вызвала нарекания недостаточная энерговооруженность самолета, которая не позволяла продолжать взлет с аэродромов третьего класса в случае отказа одного из двигателей. Низкую энерговооруженность пытались компенсировать установкой стартовых ускорителей. Опытная машина «Ан-8РУ» представляла собой серийный самолет «Ан-8» № 133470, в хвостовой части которого установили два пороховых ускорителя «СПРД-159» тягой по 4300 кг каждый. Доработка была выполнена в 1963 г. на Ташкентском авиазаводе по инициативе конструктора антоновского филиала Х.Г.Сарымсакова и при поддержке самого ОКБ. Цель – повысить взлетную массу самолета до 42 т с сохранением его скороподъемности при взлете с одним отказавшим двигателем. Машина прошла совместные ВВС и ГКАТ государственные испытания. Однако 16 сентября 1964 г. в 16 ч 45 мин на аэродроме Гостомель, где находится летно-испытательная и доводочная база ОКБ имени О.К.Антонова, при взлете с имитацией отказа двигателя «Ан-8РУ» потерпел катастрофу. Через 20 сек после начала взлета на скорости 220 км/час были включены оба ускорителя, а еще через 6 сек на скорости 264 км/час стоп-краном отключен левый двигатель. Однако воздушный винт автоматически не зафлюгировался и перешел на режим авторотации. Экипаж не смог парировать прогрессирующие из-за несимметричной тяги крен и скольжение (не хватило рулей). На удалении 1850 м от старта самолет с левым креном 70-80 столкнулся с землей и взорвался. Погибли все члены экипажа: А.Ф.Митронин (командир), А.М.Цыганков (второй пилот), В.Н.Попов (штурман-испытатель), П.С.Мельниченко (бортрадист), Н.А.Петрашенко (бортмеханик), Б.Л.Склярский (инженер-экспериментатор), Г.С.Карпинский (инженер-экспериментатор). Это была первая катастрофа в ОКБ О.К.Антонова. Работы по «Ан-8РУ» не возобновлялись. Жил на станции Чкаловская (в черте города Щёлково) Московской области, с 1961 – в Киеве. Похоронен в городе Щёлково, на Гребенском кладбище. Награждён 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

1915
Александр Петрович Порошин
машинист локомотивного депо Тайга Томской железной дороги, Кемеровская область. Родился в селе Ново-Почитанка Мариинского уезда Томской губернии, ныне – Ижморского района Кемеровской области. Русский. После окончания Анжеро-Судженской 7-летней школы и Тайгинской школы фабрично-заводского ученичества А.П.Порошин получил специальность помощника машиниста паровоза. В 1938 году он окончил Тайгинскую техническую школу машинистов, получив свидетельство на право управления паровозом, был призван в Красную Армию. Военную службу проходил на Дальнем Востоке. Участвовал в войне против японских милитаристов в августе 1945 года. После демобилизации в 1948 году вернулся в родной коллектив – локомотивное депо Тайга и продолжил работать машинистом. А.П.Порошину, как одному из передовых машинистов Томской железной дороги, доверяли водить большегрузные составы. В 1957 году вступил в КПСС. В 1958 году именно ему было предоставлено право открыть движение поездов на электрической тяге по участку Тайга – Болотная. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за большие успехи в развитии железнодорожного транспорта Порошину Александру Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1970 года – персональный пенсионер союзного значения, но даже после ухода на заслуженный отдых он продолжал активно заниматься общественной работой, жил заботами родного коллектива. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 4-го созыва (1955–1959), делегатом XXII съезда КПСС (1961) и XVII съезда профсоюза работников железнодорожного транспорта (1960). Почётный железнодорожник (30 ноября 1961). Почётный гражданин города Тайга (20 октября 1975). Скончался 5 июня 1987 года. Похоронен в городе Тайга. Награждён орденами Ленина (1 августа 1959), Отечественной войны II степени (11 марта 1985), Красной Звезды (14 октября 1945), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (31 июля 1954).

1915
Сергей Исаакович Сердаков
старший мастер плавильного цеха никелевого завода Норильского горно-металлургического комбината имени А.П.Завенягина Красноярского совнархоза. Родился в селе Надеждино Ставропольского уезда Самарской губернии, ныне — Кошкинского района Самарской области. Из крестьянской семьи Исаака Афиногеновича Сердакова и Варвары Петровны Комиссаровой. Русский. Образование IV класса. В 1938 году вместе с товарищами отправился в посёлок Диксон (полуостров Таймыр), где, как он слышал, моют золото. Но из-за закрытия навигации опоздал на последнее судно и решил перезимовать в посёлке (с 1953 года — город) Норильск Таймырского национального округа (ныне — город краевого подчинения). Там полным ходом шло строительство крупнейшего в стране комбината по переработке медно-никелевых руд. В декабре 1938 года С.И.Сердаков поступил плавильщиком на Малый металлургический завод. На тот момент, правда, завода ещё не было, да и плавить руду начинающий металлург пока не умел. В деревянном сарае, у опытной печки с лопатой в руках, он учился азам металлургии. В феврале 1939 года Малый завод был запущен в эксплуатацию, а в 1942 году, когда запускали Большой металлургический завод, молодого горнового, уже набравшегося опыта, перевели туда мастером. 23 февраля 1942 года он стал одним из тех, кто получил на заводе первую плавку никеля. Шла Великая Отечественная война, Сергей Исаакович не раз пытался уйти на фронт, но ему всякий раз отказывали: его работа в тылу имела большое оборонное значение, ведь никель использовался и в производстве броневых сплавов, и в конструкциях военной авиации. Природная сметка, большой интерес к своей работе дали возможность приобрести ему на производстве не только огромный практический опыт, но большие теоретические знания. Для него не оставалось практически никаких секретов, как бы ни менялись условия производства: сырьё, режим плавки, технологические параметры. За время работы на никелевом заводе он освоил все ведущие специальности, внёс немало рационализаторских предложений, в том числе и по рудно-термическим печам. В 1950 году был награждён медалью «За трудовую доблесть», в 1952 году — орденом Трудового Красного Знамени, а в 1954 году — орденом Ленина. В 1959 году с пуском самой мощной в Европе рудно-термической печи был переведён на её освоение. В эти годы предприятие вышло на лидирующие позиции в цветной металлургии СССР, производя треть никеля и кобальта, 10 процентов меди, 90 процентов платиноидов. Немалый вклад в достижение этих результатов был внесён передовым металлургом никелевого завода Сердаковым. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1961 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития цветной металлургии, Сердакову Сергею Исааковичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».Этим же указом высокое звание было присвоено и первому директору Норильского ГМК В.В.Дроздову. Продолжал ударно трудиться на Норильском ГМК ещё многие годы. Охотно делился секретами профессионального мастерства с молодыми металлургами. Среди его учеников были и директора заводов, и будущий Герой Социалистического Труда Н.Н.Михайлов. В 1968 году, выйдя на пенсию, завершил свою трудовую деятельность на комбинате и переехал вместе с женой в город Рязань. Не удержавшись на пенсии, в 1970 году отправился на полгода в город Алаверди (Армения), где потребовался его опыт в ходе пуска местного медеплавильного комбината. Жил в Рязани. Вместе с женой Клавдией Ивановной воспитал двух дочерей. Умер 2 октября 1974 года. Похоронен в Рязани. Награждён 2 орденами Ленина (27 декабря 1954; 9 июня 1961), орденом Трудового Красного Знамени (8 февраля 1952), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (3 марта 1950).
Именем Героя назван буксир «Сергей Сердаков», спущенный на воду в Белграде в 1983 году по заказу Норильского ГМК (с 2008 года принадлежит Архангельскому морскому порту).
[525x700]
1916
Николай Сергеевич Конышев
командир эскадрильи 163-го истребительного Седлецкого Краснознаменного авиационного полка (336-я истребительная Ковельская Краснознаменная авиационная дивизия, 15-я воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт), майор. Родился в селе Ляхи ныне Меленковского района Владимирской области, в семье крестьянина. Русский. Окончив пять классов, переехал в рабочий поселок Шиморское Выксунского района Горьковской области к отцу, который работал на судоремонтном заводе. Здесь окончил 7 классов, затем два года учился в Горьковском техникуме речного флота. Работать пошел на Шиморский судоремонтный завод сначала учеником токаря, а затем токарем. На заводе был одним из первых стахановцев, избирался секретарем комитета комсомола. С октября 1936 года – на комсомольской работе, был пропагандистом в политотделе Московско-Окского речного пароходства. Жил в городе Рязань, занимался в аэроклубе. В 1937 окончил Ульяновскую летную школу Осоавиахима. Работал в ней инструктором, затем командиром отряда аэроклуба города Дзержинск Горьковской области. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года был мобилизован в Красную Армию. Летчики аэроклуба на своих самолетах «У-2» («По-2») убыли в город Алатырь (Чувашия) где формировался 708-й легкий бомбардировочный авиационный полк. С февраля 1942 года полк начал боевую работу на Калининском фронте. На биплане По-2 совершил около 50 вылетов. Летал на связь с партизанами в районе города Ржева, с конным корпусом генерала Доватора во время его глубокого рейда по тылам врага. В апреле 1942 года, возвращаясь с боевого задания, обнаружил на земле наш бомбардировщик «СБ», совершивший вынужденную посадку в расположении врага. Конышев оказал помощь пострадавшему экипажу, с напарником за 4 вылета доставил к сбитому самолету канистры с горючим и экипаж смог вернуться на свой аэродром. К апрелю 1942 года совершил 14 боевых вылетов, был награжден орденом Красной Звезды. Весной 1942 года едва не попал под трибунал, отказался вылетать на перегруженном самолете. После беседы с командующим армией М.М.Громовым гроза миновала. С разрешения Громова был направлен на курсы летчиков-истребителей, которые успешно окончил в октябре 1942 года. Освоил истребитель «Як». Боевой путь продолжил в составе 163-го истребительного авиационного полка. В составе полка воевал на Центральном, 1-м Белорусском, 1-м, 2-м и 3-м Украинских фронтах. Был командиром звена, старшим пилотом, заместителем и командиром эскадрильи. Принимал участие в сражении на Курской дуге, освобождении Белоруссии, Польши. Был не только хорошим летчиком-истребителем, мастером ночных полетов, но и отличным разведчиком.
[700x541]
Н.С.Конышев с боевыми товарищами (крайний справа, рядом с ним Герой Советского Союза П.А.Пологов), 1944 год.
К марту 1945 года командир эскадрильи майор Конышев совершил 287 боевых вылетов, провел 41 воздушный бой, в которых сбил 18 самолетов противника. Был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза. День Победы встретил в должности штурмана полка. Всего за годы войны совершил 296 боевых вылетов, из ни 50 – на «По-2», провел 53 воздушных боя и сбил 18 вражеских самолетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майору Конышеву Николаю Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№8042).
[525x700]
Н.С.Конышев, конец 1940-х - начало 1950-х годов.
После войны продолжал службу в армии. С 1960 года подполковник Н.С.Конышев – в запасе. Жил в столице Латвии городе Риге. Работал в Латвийском управлении гражданской авиации. Затем переехал в город Дзержинск Горьковской (ныне – Нижегородской) области. Умер 15 августа 1972 года.
[525x700]
Похоронен на городском кладбище в городе Дзержинск Нижегородской области. Награжден орденом Ленина (18 августа 1945), 3 орденами Красного Знамени (14 апреля 1944; 1 мая 1944; 8 января 1945), орденами Александра Невского (9 сентября 1944), Отечественной войны II степени (27 июля 1943), Красной Звезды (15 июля 1942), медалями. Его имя увековечен на стеле заводчанам в поселке Шиморское. В поселке Шиморское (на здании школы) и в городе Дзержинск (на доме где жил) установлены мемориальные доски.
[338x700]
Мемориальная доска на заводской стеле в посёлке Шиморское Выксунского района Нижегородской области.
[700x525]
Мемориальная доска установлена на здании школы в посёлке Шиморское Выксунского района Нижегородской области.
[700x396]
Мемориальная доска установлена в городе Дзержинск, на доме где жил (проспект Ленина, дом 83).

1916
Александр Тимофеевич Шаповалов
начальник связи эскадрильи 36-го гвардейского Берлинского орденов Суворова и Кутузова бомбардировочного авиационного полка 202-1 Средне-Донской Краснознамённой ордена Суворова бомбардировочной авиационной дивизии 4-го Львовского Краснознамённого ордена Суворова бомбардировочного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии старшина. Родился в селе Успенка, ныне поселок городского типа Лутугинского района Луганской области (Украина). Из семьи крестьянина. Русский. Летом 1918 года при приближении германско-австрийских войск к Донбассу семья Шаповаловых переехала в город Новороссийск. Александр окончил железнодорожную школу №1 в 1931 году, железнодорожное фабрично-заводское училище в 1933 году по специальности токаря. Работал на вагоноремонтном заводе депо Новороссийск. Также занимался в кружке планеристов, затем окончил школу инструкторов-планеристов. С лета 1935 года работал инструктором-планеристом в Новороссийском аэроморском клубе. В сентябре 1938 года призван в Красную Армию. Как имеющий авиационную подготовку был направлен в Военно-воздушные силы, окончил школу младших авиационных специалистов по специальности стрелок-радист. В сентябре 1939 года участвовал в походе Красной Армии в Западную Украину. Зимой 1939-1940 годов участвовал в советско-финской войне. В боях Великой Отечественной войны младший командир Шаповалов с июня 1941 года, участвовал в оборонительных сражениях на Украине. Затем воевал на Северо-Западном фронте, оттуда с полком переброшен в район Сталинграда. Участвовал в Курской битве, в битве за Днепр, в освобождении Правобережной Украины и Польши. В основном летал на самолётах «Пе-2». К февралю 1944 года совершил в составе экипажей 182 успешных боевых вылета на разведку и бомбардировку войск врага. В воздушных боях сбил лично 3 самолёта. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года гвардии старшине Шаповалову Александру Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза звание героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1985). После получения высшей награды Родины продолжал сражаться с врагом. За время участия в Великой Отечественной войны совершил 214 боевых вылетов, из них 107 на разведку с фотографированием. Уничтожил огнём бортовых пулеметов до 250 вражеских солдат и офицеров, уничтожил и повредил 48 автомашин с военными грузами, до 100 паровозов с грузами, 6 цистерн с горючим, 2 склада с боеприпасами. В воздушных боях сбил 8 самолетов противника, из них 4 лично и 4 - в групповых боях. В ноябре 1944 года Александр Шаповалов был отозван с фронта и направлен на учёбу в Энгельсское военное авиационное училище лётчиков. Окончил его в 1947 году. Продолжал службу в ВВС, в 1952 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава. В последние годы службы был летчиком-инструктором в учебном авиаполку. С 1961 года майор Шаповалов уволен в запас. Жил в городе Казань (Татарстан). Скончался 29 июля 1976 года. Похоронен в Казани. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
1917
Абдусалом Рахимович Рахимов
Актер, режиссер. Родился в Ходженте. Народный артист Таджикской ССР (1962). Окончил актерские курсы при Сталинобадской киностудии (1936), актерский факультет ГИТИСа (1941), историко-филологический факультет Таджикского университета. С 1937 — администратор, с 1939 — редактор и актер Сталинабадской киностудии.
1918
Спиро Агню
губернатор штата Мэриленд (1967-1969), вице-президент США при Ричарде Никсоне (1968-73), снятый с должности за неуплату налогов.
[525x698]
1918
Николай Алексеевич Найдёнов
командир эскадрильи 563-го истребительного авиационного полка (283-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, Центральный фронт), старший лейтенант. Родился на станции Топчиха, ныне посёлок Атайского края, в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил 10 классов и школу ФЗУ. Работал на Ростовском мясокомбинате. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Воевал на Западном, Брянском, Воронежском, Донском, Сталинградском, Центральном, 1-м и 2-м Белорусских фронтах. Указом Президиуму Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Найдёнову Николаю Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1129). Всего за войну выполнил более 500 боевых вылетов, лично сбил 26 и в группе 3 вражеских самолёта. После войны продолжал служить в ВВС СССР. В 1950 году окончил Высшие лётно-тактические курсы командного состава. С 1957 года подполковник Найдёнов Н.А. - в запасе. Жил и работал в городе Харькове. Скончался 10 февраля 1993 года. Похоронен в Харькове на кладбище № 2. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями.

1918
Григорий Михайлович Ротин
начальник участка цеха комбината «Южуралникель», город Орск Оренбургской области. Родился в селе Дедуровка ныне Оренбургского района Оренбургской области, в семье крестьянина. Трудовую деятельность начал в 15 лет, работал каменщиком на новостройках города Орск Оренбургской (в 1938-1957 годах – Чкаловской) области, затем машинистом крана. В 1939 году был призван в Красную Армию. Участник Великой Отечественной войны с первого и до последнего ее дня. В 1945 году – помощник командира взвода связи 28-го гвардейского кавалерийского полка 6-й гвардейской кавалерийской дивизии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший сержант. Награжден орденом Славы III степени и медалью «За отвагу». После демобилизации в 1946 году вернулся на комбинат «Южуралникель» города Орск Чкаловской (с декабря 1957 года – Оренбургской) области, где работал машинистом крана, старшим машинистом. Закончил вечернюю школу, а в 1959 году – Орский индустриальный техникум. В дальнейшем работал техником-металлургом, старшим мастером, а затем начальником участка дробильно-агломерационного цеха комбината «Южуралникель». Возглавляемый им коллектив, досрочно выполнил семилетний план (1959-1965) и выдал сверх плана более 57 тысяч тонн агломерата. За короткий срок им внедрено в производство около 30 рационализаторских предложений, которые способствовали сбережению электроэнергии и материалов, росту производительности труда. Был значительно облегчен труд рабочих на шихтовом участке, улучшено использование оборудования. Агломератчики быстро освоили автоматику и постоянно выдавали плавильщикам сотни тонн сверхпланового агломерата. Зарекомендовал себя как человек, прошедший большую жизненную школу, высококвалифицированный специалист, наставник молодежи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии цветной металлургии, Ротину Григорию Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В начале 1970-х годов вышел на пенсию. Жил в Оренбурге. Умер 10 февраля 1980 года. Награжден орденами Ленина (20 мая 1966), Славы III степени (12 мая 1945), медалями «За отвагу» (23 сентября 1944), «За взятие Кенигсберга», другими медалями.
[480x699]
1918
Анатолий Фёдорович Шаманский
командир эскадрильи 156-го гвардейского Львовского Краснознамённого ордена Богдана Хмельницкого истребительного авиационного полка 12-й гвардейской Знаменской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского Кировоградско-Берлинского Краснознамённого орденов Суворова II степени и Кутузова II степени штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант. Родился в посёлке Седаново ныне Усть-Илимского района Иркутской области. Из семьи крестьянина. Русский. В 1932 году окончил 7 классов в селе Братск (ныне город Иркутской области), затем поступил в фабрично-заводское училище в Иркутске. После окончания училища работал слесарем-модельщиком в литейном цехе завода тяжелого машиностроения имени Куйбышева в Иркутске. В 1935 году окончил курсы шоферов и работал шофером на железной дороге в Иркутске. Одновременно занимался в Иркутском аэроклубе. В 1940 году призван в Красную Армию на срочную службу. Подал рапорт о направлении в авиационную школу, который был удовлетворён командованием. В 1942 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов. С мая 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал на Южном, Закавказском, Степном, Воронежском, 1-м и 2-м Украинском фронтах. Летал на истребителях Як. Участвовал в оборонительных боях в Донбассе, в битве за Кавказ, в воздушной битве на Кубани, в Курской битве, в битве за Днепр, в Корсунь-Шевченковской и Ясско-Кишиневской операциях. В боях несколько раз был ранен, в том числе тяжело. Был повышен в должности до командира звена, затем стал командиром эскадрильи. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Командир эскадрильи 156-го гвардейского истребительного авиационного полка 12-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта гвардии старший лейтенант Анатолий Шаманский к февралю 1945 года совершил 253 боевых вылета (подавляющее количество - на сопровождение штурмовиков), в 61 воздушном бою сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в группе с товарищами. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года гвардии старшему лейтенанту Шаманскому Анатолию Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6088). После войны продолжал службу в Советской Армии, но вследствие полученных ранений переведён из истребительной авиации в военно-транспортную. В 1954 году капитан Шаманский по состоянию здоровья уволен в запас. Жил в городе Сухуми (Абхазская АССР, Грузинская ССР). Скончался после тяжелой болезни 16 июля 1965 года (эта дата указана в кратком биографическом словаре "Герои Советского Союза", однако по материалам Братского государственного объединённого музея Герой скончался 16 июля 1966 года). Похоронен на Михайловском кладбище в Сухуми. Награждён орденом Ленина (10 апреля 1945), тремя орденами Красного Знамени (10 ноября 1943; 21 июня 1944; 17 августа 1944), орденами Отечественной войны II степени (24 июля 1943), Красной Звезды (11 июля 1943), медалями "За отвагу" (16 июня 1943), "За боевые заслуги" (15 ноября 1950), "За взятие Берлина", "За освобождение Праги", "За победу над Германией".
[700x525]
Его именем названа улица в городе Братск Иркутской области. На ней в 1983 году установлена памятная стела с мемориальной доской.
1919
Николай Дмитриевич Пахотищев
штурман эскадрильи 22-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 321-й бомбардировочной авиационной дивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, гвардии капитан. Родился в городе Тайшет Иркутской области, в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил семь классов. В 1936 году призван в ряды Красной Армии. Учился в Иркутской школе военных техников и в лётно-планерной школе. В 1940 году окончил Челябинское военно-авиационное училище. В боях Великой Отечественной войны с августа 1941 года. Воевал на Западном, 1-м Украинском и 4-м Украинском фронтах. Н.Д.Пахотищев одним из первых освоил ночные вылеты на боевые задания. Доставлял грузы, выполнял ночное фотографирование в боевых условиях, бомбил вражеские объекты. Штурман эскадрильи 22-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии капитан Н.Д.Пахотищев к маю 1945 года совершил 236 боевых вылетов на бомбардировку живой силы и техники противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Пахотищеву Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8913). После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в ВВС. В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1965 года полковник Н.Д.Пахотищев — в запасе. Жил в городе Серпухов Московской области. Скончался 5 июня 1980 года. Похоронен в Серпухове на Ивановском кладбище. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
[525x699]
Барельеф установлен на здании школы в городе Тайшет Иркутской области.
[700x525]
На доме, где жил Герой, в городе Тайшет Иркутской области установлена мемориальная доска.
[493x699]
1919
Анатолий Васильевич Смирнов
заместитель командира эскадрильи 6-го гвардейского отдельного штурмового Московского ордена Ленина Краснознаменного ордена Суворова авиационного полка 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта, гвардии старший лейтенант. Родился в селе Большое Погорелово ныне Рыбинского района Ярославской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. После окончания школы работал слесарем на Рыбинском машиностроительном заводе, одновременно занимался в аэроклубе. В 1940 году был призван в Красную Армию и направлен в авиационное училище. Начало Великой Отечественной войны Смирнов встретил курсантом Балашовской военной авиационной школы пилотов которую окончил в 1942 году. С октября 1942 году летчик-штурмовик Смирнов участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками на Калининском, Центральном и 1-м Прибалтийском фронтах. Сражался в эскадрильи И.Ф.Павлова. В один из весенних дней 1943 года лейтенант Смирнов во время штурмовки разъезда Власье, преодолевая сильный заградительный огонь зенитной артиллерии, трижды заходил в атаку на железнодорожный состав. В результате точного удара воина-гвардейца был взорван паровоз и подожжены вагоны с боеприпасами. В одном из боевых вылетов в составе шестерки «илов» Смирнов участвовал в бою против 13 «юнкерсов» и 6 «мессершмиттов». Силы были явно неравные. Но летчики смело атаковали превосходящего противника и сорвали выполнение им боевой задачи. Анатолий Смирнов лично сбил один «юнкерс». По два-три раза в день Смирнов вылетал на боевые задания во время крупной наступательной операции советских войск в районе Духовщины. Летал в паре с братом Николаем. В первых числах ноября 1943 года в разведывательном полете самолет Николая был подбит и он направил горящую машину на вражескую переправу. Анатолий Смирнов продолжал водить группы Ил-2 на задания, громить немецко-фашистских захватчиков. Он мстил врагу за брата. К марту 1944 года гвардии старший лейтенант Смирнов совершил 100 боевых вылетов на штурмовку скоплений живой силы и техники противника, а также на разведку, свободный поиск, постановку дымовых завес. В этих вылетах им уничтожено более 60 автомашин с боеприпасами и грузом, 20 повозок, 9 орудий, 5 минометов, 10 железнодорожных вагонов с техникой и боеприпасами, более 300 фашистов, несколько складов с боеприпасами, дзоты. Отважный летчик-штурмовик был представлен к высокому званию. Пока ходили наградные документы бои продолжались. В составе полка летчик-штурмовик Смирнов участвовал в боях по освобождению Прибалтики, разгрому врага в Восточной Пруссии. В боевом вылете в район Риги в бою с немецкими истребителями был подбит. Будучи раненым сумел дотянуть неисправный самолет до своей территории. Это была единственная за всю войну вынужденная посадка летчика-гвардейца. В бою над Кенигсбергом точным залпом своих пушек сбил вражеский истребитель. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Анатолию Васильевичу Смирнову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6960). После Победы остался в армии. В 1953 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). С 1954 майор Смирнов - в запасе. Жил в городе Рыбинске. До выхода на пенсию работал на судостроительном заводе. Скончался 17 февраля 2005 года. Он был последним из проживавших в Рыбинске Героев Советского Союза. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями. В родном селе установлена мемориальная доска.
[700x525]
Имя Героя высечено на памятнике в городе Рыбинск Ярославской области на Аллее Славы на Волжской набережной.
[510x699]
1920
Дмитрий Григорьевич Бачинский
командир батареи 116-й тяжёлой гаубичной артиллерийской бригады 3-й артиллерийской дивизии 7-го артиллерийского корпуса прорыва 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта, капитан. Родился в селе Смотрич, ныне посёлок городского типа Дунаевецкого района Хмельницкой области Украины, в крестьянской семье. Украинец. Окончил 9 классов местной школы, работал в ней учителем начальных классов. В Красной Армии с 1939 года. В 1941 году окончил Киевское артиллерийское училище. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Первый бой принял в районе города Лида (Гродненская область, Белоруссия). Воевал на Калининском, Западном, Брянском, 1-м Белорусском фронтах. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. К началу 1943 года лейтенант Бачинский командовал батареей 360-го гаубичного артиллерийского полка. В феврале 1943 года, при прорыве обороны противника в районе деревне Пузановка (Думничский район Калужской области), со своей батареей находился в непосредственной близости от противника. Артиллеристы, расчищая путь наступающей пехоте, уничтожили противотанковое орудие, два пулемета и дзот, разрушили два блиндажа. При отражении контратаки противника ему был нанесен большой ущерб. За этой бой получил первую боевую награду – орден Красной Звезды. В летний боях 1943 года Брянском фронте был дважды ранен. К лету 1944 года воевал в составе 116-й тяжёлой гаубичной артиллерийской бригады, в составе которой прошел до конца войны. Отличился в боях в ходе Львовско-Сандомирской операции. При прорыве обороны противника на территории современной Тернопольской области батарея старшего лейтенанта Бачинского подвила 2 батареи противника, 5 пулеметных точек и до 25 солдат противника. Вывел свою батарею на прямую наводку, чем способствовал отражению танковой контратаки. В дальнейших боях за деревни Гукаловце (Зборовский район, Тернопольская область) и Яцковце (Дунаевецкий район Хмельницкой области) огнем батареи были подавлены 3 артиллерийские и 1 минометная батареи врага, 5 пулеметных точек, подожжен бронетранспортер. За эти бой старший лейтенант Бачинский награжден орденом Отечественной войны II степени. Особо отличился в боях в ходе Висло-Одерской операции в январе 1945 года. Во время прорыва обороны противника и в дальнейших наступательных боях от Вислы до Одера батарея капитана Бачинского находилась в боевых порядках пехоты, поддерживая своим огнем наступление пехоты. 12 января 1945 года в районе местечка Стопница (Свентокшиское воеводство, Польша) огнем батареи были уничтожены дзот, наблюдательный пункт, 4 пулеметные точки идо 80 гитлеровцев. В бою у населенного пункта Волица было уничтожено 2 тягача с орудиями, 5 пулеметных точек. 13 января у местечка Буско-Здруй (Свентокшиское воеводство, Польша) артиллеристы уничтожили минометную батарею, наблюдательный пункт, отразили контратаку пехоты и танков противника. 22 января капитан Бачинский вместе с пехотой форсировал реку Одер в районе деревни Эйхенрид (в 16 километрах к северо-западу от города Оппельн, ныне - Ополе, Польша). Ворвавшись с боем на восточную окраину деревни, руководил огнем совей батареи по ее западной окраине, давая возможность пехоте продвигаться вперед и овладеть плацдармом. Принимая участие в отражении контратак противника лично гранатой уничтожил бронемашину и 15 гитлеровцев. 26 января на плацдарме у деревни Линден (ныне –Липки, в 7 километрах северо-западнее города Бжег, Польша), когда наблюдательный пункта батареи оказался в окружении, капитан Бачинский выбрал огонь на себя. Контратака был отбита. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Бачинскому Дмитрию Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8894). После войны Д.Г.Бачинский продолжал службу в армии. В 1960 году он окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе. С 1971 года полковник Бачинский Д.Г. - в запасе. Жил в городе Львове (Украина). До ухода на заслуженный отдых работал в политехническом институте, на строительном факультете, избирался парторгом.
[460x700]
Избирался народным депутатом СССР (26 марта 1989 года - 26 декабря 1991 года). Вёл общественную работу на посту председателя Львовской областной организации ветеранов Украины. Скончался 30 ноября 2007 года после продолжительной и тяжёлой болезни. Похоронен в городе Львов, на Голосковском кладбище (возле Брюховичского леса). Награждён орденом Ленина, орденами Отечественной войны I (11 марта 1985) и II (30 августа 1944) степеней, двумя орденами Красной Звезды (4 марта 1943, …), медалями; украинским орденом «За заслуги» III степени (3 мая 2006). Почетный гражданин села Смотрич.