1897
Роналд Джордж Рейфорд Норриш (Ronald George Wreyford Norrish)
английский физико-химик. Нобелевская премия по химии 1967 года (совместно с М.Эйгеном и Д.Портером). Родился в Кембридже, в семье фармацевта Герберта Норриша и Эми Норриш. Окончил местную школу. В 1915, получив стипендию для обучения в Эммануэл-колледже Кембриджского университета, приступил к занятиям естественными науками, однако в 1916 он уже на фронте и в 1918 был взят в плен германскими войсками. После репатриации в 1919 Норриш вернулся в Эммануэл-колледж, где, закончив университетский курс, получил ученую степень по химии в 1921. В 1924 ему была присуждена докторская степень по химии, а в 1925 он стал стипендиатом Эммануэл-колледжа и химиком-демонстратором. Его учителем был специалист в области кинетики Э.Ридеаль, ученик известного ученого Р.Аншютца, который в свою очередь был учеником Фридриха Августа Кекуле (1829–1896). Таким образом, Норриш, как и его ученик Д.Портер, принадлежит научной школе Юстуса фон Либиха (1803–1873). В 1930 Норриш читал лекции по физической химии в Кембриджском университете, а в 1937 был назначен профессором физической химии и директором отделения физической химии – должность, которую он занимал до ухода в отставку в 1965. Докторская диссертация Норриша касалась влияния света на растворы марганцовокислого калия. Он был одним из первых, кто занялся исследованиями в области фотохимии. Исследуя процесс горения метана и этилена, Норриш установил, что формальдегид играет роль промежуточного соединения, которое реагирует на ультрафиолетовые лучи взрывом. Он также обнаружил, что при многих фотохимических процессах происходят цепные реакции, в которых под действием света возникают химически активные промежуточные соединения. Норриш также провел широкое исследование кинетики полимеризации в многочисленных химических системах. Во Вторую мировую войну Норриш был председателем правительственного Комитета по боевым зажигательным снарядам, где руководил исследованиями, связанными с подавлением орудийного огня. После войны Норриш и один из его бывших студентов Д.Портер занялись изучением сверхбыстрых химических реакций. На начальной стадии исследования смешивались два потока газа в быстродвижущейся струе, и анализировался характер их взаимодействия друг с другом на различных расстояниях. Норриш и Портер разработали метод импульсного фотолиза, пригодного для изучения химических реакций, которые продолжаются в течение нескольких тысячных долей секунды.. Суть его заключается в следующем: сначала мощный импульс коротковолнового света вызывает разложение фоточувствительного химического вещества на химически активные промежуточные соединения. Второй, более слабый, световой импульс, создаваемый через известный промежуток времени после первого, освещает зону реакции, давая возможность определить спектры поглощения неустойчивых свободных радикалов. Изменяя интервал между двумя импульсами, Норриш и Портер смогли установить протекание химических реакций в интервале до миллионных долей секунды. Заменив второй импульс постоянным источником света и применив детектор света, они смогли наблюдать концентрацию того или иного химического вещества непрерывно как функцию времени в течение реакции, которая была вызвана первым световым импульсом. Этот метод впервые позволил наблюдать и измерять свободные радикалы, а также их химическое поведение. С помощью своего метода исследователи занимались изучением горения и разложения водорода, углеводородов, аммиака, фосфористого водорода и сероводорода. Изучались закономерности реакций в конденсированной фазе, что важно для анализа процессов фотовозбуждения молекул. В результате удалось установить кинетические закономерности переноса электрона и атома водорода. В 1965 к моменту выхода ученого на пенсию его многочисленные коллеги и ученики издали посвященную ему монографию Фотохимия и кинетика реакций. В 1967 Норришу и Д.Портеру за эти исследования была присуждена половина Нобелевской премии по химии «за исследования экстремально быстрых химических реакций, стимулируемых нарушением равновесия с помощью очень коротких импульсов энергии». Вторая половина премии была присуждена М.Эйгену за подобную же работу. В речи на церемонии вручения премии профессор Г.А.Оландер сказал, что «метод, разработанный Норришем и Портером, позволил им изучить многие быстрые реакции», о существовании которых лишь высказывались догадки. Еще совсем недавно, продолжал Оландер, «изучение этих неустойчивых, обладающих высокой энергией молекул и их химических свойств едва ли можно было даже вообразить». Умер Норриш 7 июня 1978 в Кембридже. Работы: Chemical reactions produced by very high light intensities / Nature. 1949. V. 164 (with G. Porter); The application of flash techniques to the study of fast reactions / Discussions of the Faraday Soc. 1954. V. 17 (with G. Porter); The kinetics and analysis of very fast reactions / Chemistry in Britain. 1965. V. 1.
1898
Оуэн Барфилд (Owen Barfield)
британский писатель и филолог, антропософ, член группы «Инклинги», в которой состояли несколько британских писателей, включая Толкина. Родился в городе Лондон, Англия, Великобритания. Автор романов «Серебряная труба», «Эта несходная пара» и работ «Отдельно от мира», «Ненаследственный голос». Его приёмная дочь Люси Барфилд была крестницей Клайва Льюиса, ей он посвятил повесть «Лев, Колдунья и платяной шкаф». Умер в деревне Форрест Роу, графство Сассекс, Англия, Великобритания, 14 декабря 1997 года.
Произведения: Saving the Appearances: A Study in Idolatry
1898
Димитр Ганев Вербанов (болгарское имя — Димитър Ганев Върбанов)
болгарский государственный деятель. Член БКП. Председатель Президиума Народного Собрания НРБ с 30 ноября 1958 по 20 апреля 1964 года. Родился в селе Градец, Сливенская область, Княжество Болгария, Османская империя (ныне Болгария). В 1918 году стал членом БКСМ, в 1921 — БКП. Во время подготовки Сентябрьского восстания был арестован, но затем выпущен. Он был членом и секретарём ЦК Добруджанской революционной организации. Потом переехал в Румынию. С 1934 года стал членом ЦК Румынской Коммунистической Партии. Через год был арестован и осуждён на 10 лет. В 1940 году освобождён. Во время Второй мировой войны участвовал в Движении Сопротивления и стал членом Политбюро ЦК БКП. После 9 сентября 1944 года был главным редактором газеты «Работническо дело» («Рабочее дело») и первым секретарём Софийского Городского и Областного Комитета БКП. Позже был послом НРБ в Югославии, Румынии и Чехословакии. С 1954 — секретарь ЦК БКП, с 1958 и до своей смерти был Председателем Президиума Народного Собрания НРБ. Умер в городе София, НРБ (ныне Болгария), 20 апреля 1964 года.
Награды: Герой Социалистического Труда; Орден «Георгий Димитров».
[496x699]
1898
Эрнесто Хеллманн (итальянское имя — Ernesto Hellmann)
итальянский шахматист, национальный мастер. В составе сборной Италии участник двух шахматных олимпиад (1928 и 1931 гг.) и неофициальной шахматной олимпиады 1936 г. В 1920-1930-х годах Эрнесто Хеллманн был одним из ведущих шахматистов Италии. Выступал за сборную Италии на шахматных олимпиадах: В 1928 году за третьей доской на 2-й шахматной олимпиаде в Гааге (+3, =2, -3). В 1931 году за четвертой доской на 4-й шахматной олимпиаде в Праге (+2, =3, -13). Выступал за сборную Италии на неофициальной шахматной олимпиаде: В 1936 году за второй резервной доской на 3-й неофициальной шахматной олимпиаде в Мюнхене. (+3, =2, -3). Умер 9 сентября 1952 года.
1899
Милтон «Мез» Меззроу (Milton "Mezz" Mezzrow)
американский кларнетист и саксофонист, занявший совершенно особое место в истории джаза – не столько как блестящий исполнитель, сколько как харизматичный персонаж. Он был страстным пропагандистом новоорлеанского и чикагского джаза и невероятно активным борцом за права чернокожих, что иногда проявлялось в самых преувеличенных формах. Он также написал книгу мемуаров “Really the Blues”, полную интереснейших реалий джазового мира, очевидно, перемешанных с не менее захватывающими небылицами. Родился в городе Чикаго, штат Иллинойс, США. Меззроу вырос в еврейско-американской семье, принадлежащей к среднему классу. Уже подростком он проявил своего рода бунтарский характер: в 16 лет попал в исправительное учреждение для несовершеннолетних за угон машины. Там он впервые услышал афроамериканскую музыку. Как он писал в своих знаменитых мемуарах, пение его «сокамерников» поразило его «так же, как смена тысячелетия – философа». Вернувшись к нормальной жизни, Меззроу начал самостоятельно учиться играть на кларнете, слушая ранние записи Луи Армстронга, Сиднея Беше, Кинга Оливера. В 1920-х годах Меззроу был уже активным участником чикагской джазовой сцены. По отзывам многих, сначала он помогал белым молодым исполнителям, а потом начинал надоедать им своими довольно косными музыкальными взглядами. Сам кларнетист в конце 1920-х играл с “Austin High Gang”, записывался с “Jungle Kings” и “Chicago Rhythm Kings”. В 1927 году музыкант переехал в Нью-Йорк, где играл с Эдди Кондоном, часто на тенор-саксофоне. В 1930-х годах он вёл неколько сессий записи свингового ансамбля с разными сборными “all-star” составами, который называл “The Disciples of Swing”. Его большой друг, французский критик Юг Панасье был одним из немногих, кто восхищался игрой Меззроу и часто приглашал его участвовать в записях, в том числе в довольно знаменитых сессиях 1938 года с Томми Ладниером и Сиднеем Беше. Меззроу тогда помог их финансировать и тем самым сыграл немалую роль в возрождении интереса к новорлеанскому джазу – как и в возвращении на большую сцену Сиднея Беше, до этого надолго «ушедшего в тень». Сыгранная тогда ими композиция "Really the Blues", написанная Беше, стала настоящей классикой. Но в целом Меззроу всё-таки считался очень средним музыкантом – хоть и полным энтузиазма. Лучше всего ему удавались блюзы. Вообще же в Гарлеме он прославился в основном как поставщик марихуаны – в частности, самого Луи Армстронга. В 1940-х годах его имя превратилось уже в сленг: слова "mezzrow" или "mezzerole" обозначали толсто cкрученные сигареты с марихуанной. Кроме того, после того как он женился на чернокожей девушке и много лет прожил в Гарлеме, Меззроу начал буквально говорить о себе как об афроамериканце. Он повсеместно заявлял, что считает себя чёрным. Когда его поймали полицейские с марихуаной, которую он пытался протащить в клуб во время Всемирной выставки в Нью-Йорке еще в 1940 году, Мез настаивал на том, что он цветной, и его надо заключить в тюрьму для цветных. Когда призывная комиссия, набиравшая солдат во время Второй мировой, записала его как «негра», он был просто счастлив. Однако на деле его преклонение перед негритянской культурой было полно противоречий и во многом основывалось на самых грубых стереотипах. Для Меззроу джаз был способом протеста против приличий и условностей среднего класса. Он не хотел быть одним из тех «дурней, что каждое утро должны вскакивать и сиять, становясь рабами будильника». Он писал, что креативный музыкант – это анархист с трубой (в широком смысле слова). С другой стороны, для многих черных музыкантов их профессия, напротив, становилась мостиком к миру успеха и респектабельности среднего класса. В 1940-е Меззроу создал свой собственный звукозаписывающий лейбл, “King Jazz”, который просуществовал с 1945 по 1947 годы. В основном он записывал ансамблевые блюзовые джемы с Сиднеем Беше и иногда с «Хот Липс» Пейджем. Меззроу также успел появиться на шести записях Фэтса Уоллера. В 1948 году музыкант выступил в Ницце на фестивале “Nice Jazz Festival”, после чего остался жить во Франции, где продолжал играть и с французскими, и с американскими исполнителями, приезжавшими на гастроли, в том числе с Клодом Луте, Баком Клейтоном, Пинатсом Холландом, Джимми Арчи, Канзасом Филдсом и Лайонелом Хэмптоном. В первой половине 50-х он регулярно записывался, сделал, среди прочего, альбомы с Ли Коллинсом и Баком Клейтоном и выпустил свою последнюю пластинку в 1959 году. Мез Меззроу умер 5 августа 1972 года.
1899
Филипп Мари Жозеф Раймонд Обойно (французское имя — Philippe Marie Joseph Raymond Auboyneau)
офицер французских ВМС, адмирал, командовал в годы Второй мировой войны тихоокеанскими и средиземноморскими соединениями флота Сражающейся Франции. Родился в городе Константинополе, столице Османской империи (ныне Стамбул, Турция). Его отец работал там директором Османского банка. Поступил в 1917 году в Морскую школу, с марта по ноябрь 1918 года служил матросом на миноносце «Тайфун». Спустя 10 лет отправился служить на Дальний Восток, где командовал гидрографическим судном «Алидада» и канонерской лодкой «Дудар де Лагре» на реке Янцзы. После возвращения во Францию поступил во флотскую школу, окончил её в звании капитана корвета (капитан 3 ранга) и занял пост заместителя командира Атлантической флотилии миноносцев. На момент начала Второй мировой войны капитан Обойно находился в Сайгоне, после начала войны неоднократно отправлялся с миссиями в Британское Адмиралтейство. В момент подписания акта о французской капитуляции Обойно, капитан фрегата (капитан 2 ранга), находился на борту дредноута «Уорспайт». Он сыграл важную роль в ведении переговоров между французским адмиралом Рене-Эмилем Годфруа и британским адмиралом Эндрю Каниннгемом, разработав план подписанного ими «Джентльменского соглашения» о регуляции положения французской эскадры в Александрии, но 20 июля 1940 перебрался в Лондон, примкнув к Свободным французским силам. В Тихом океане командовал эсминцем «Триумфант», перевооружив его. После многочисленных миссий в Атлантике произведён в капитаны 1 ранга и назначен командующим Свободных французских военно-морских сил в Тихом океане, находясь ещё на борту «Триумфанта». На момент официального вступления Японии в войну против США находился на пути в Австралию, успев принять участие в нескольких операциях австралийского флота. Провёл эвакуацию гарнизона с островов Банаба и Науру в непосредственной близости от баз Императорского флота Японии. В апреле 1942 года контр-адмирал Обойно вернулся в Лондон и был назначен командующим уже всех ВМС Сражающейся Франции. Будучи национальным комиссаром флота, занимался инспекцией военно-морских частей в Экваториальной Африке, Ливане, Джибути и на Мадагаскаре. После боёв в Северной Африке назначен заместителем начальника Главного штаба Военно-морского флота и генерал-майором военной и гражданской французской администрации, подчиняемой генералу Анри Жиро. Поддержал слияние Свободных военно-морских сил с флотом Северной Африки. Покинул эти посты, чтобы возглавить 3-й дивизион крейсеров, во главе которого участвовал в десантной операции в Провансе в августе 1944 года. В 1945 году в звании вице-адмирала возглавил флотилию Дальнего Востока, которая помогала перебрасывать войска генералу Филиппу Леклерку в южный Аннам, участвовал в Тонкинской десантной операции. После окончания войны включён в Верховный совет по национальной обороне и в совет ВМФ, назначен генеральным инспектором военно-морских сил и морской авиации. С 1952 по 1955 годы руководил дальневосточными военно-морскими силами в Индокитае, с 1955 по 1960 — командующий ВМС Алжира. 13 мая 1958 поддержал возвращение Шарля де Голля. В 1960 году поступил на службу в Государственный совет как советник по чрезвычайным службам. Состоял в совете ордена Почётного легиона. Умер в городе Париж, Франция, 22 февраля 1961 года. Отпевание состоялось в церкви при Доме инвалидов, на отпевании присутствовал Шарль де Голль. Похоронен в Марли-де-Руа, департамент Ивелин.
Награды и премии: Кавалер Большого Креста ордена Почётного легиона; Кавалер французского ордена Освобождения; Военный крест 1939—1945 (Франция); Военный крест иностранных театров военных действий (Франция); Крест Воинской доблести с бронзовой пальмовой ветвью (Франция); Медаль Сопротивления с розеткой (Франция); Командор ордена Морских заслуги (Франция); Великий офицер ордена Звезды Анжуана; Орден «Легион почёта» степени Главнокомандующего; Кавалер Большой ленты ордена Славы; Великий офицер Королевского ордена Камбоджи; Великий офицер ордена Миллиона слонов и белого зонтика; Великий офицер Национального ордена (Южный Вьетнам); Командор ордена Леопольда Первого; Рыцарь-командор ордена Бани; Орден Короны Румынии IV степени.
Литература: Michel Winock, L'agonie de la IVe République, le 13 mai 1958: 13 mai 1958, éditions Gallimard, coll. « Folio histoire », 512 p. (ISBN 9782072482199)
1899
Артур Эдвард Руарк (Arthur Edward Ruark)
американский физик, член Национальной Академии Наук. Родился в городе Вашингтоне, округ Колумбия США. Окончил университет Дж.Гопкинса (1921). В 1921-1926 работал в Бюро стандартов в Вашингтоне, в 1930 —1934 — профессор Питсбургского унта, в 1934—1944 — университета Северной Каролины, 1946-1952-в университете Дж.Гопкинса, 1952 — 1956 — профессор университета Алабамы, 1957—1966 —в Комиссии по атомной энергии. Работы относятся к атомной и ядерной физике, квантовой механике, изучению взаи-модействия электронов с веществом, физике плазмы и проблеме управляемого термоядерного синтеза. В 1957—1966 — руководитель американской программы по управляемому термоядерному синтезу. Умер в родном городе 1 мая 1978 года.

1900
Блюма Вульфовна Зейгарник (урождённая Женя Блюма Герштейн; немецкое имя — Bluma Zeigarnik)
советский психолог, основательница советской патопсихологии. Широко известен результат диссертационной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины в сотрудничестве с Л.С.Выготским. Одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценён Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Премия имени М.В.Ломоносова I степени (1978).
Блюма Зейгарник (1921)
Блюма Вульфовна Герштейн родилась в городе Прены, Мариампольский уезд, Сувалкская губерния, Варшавское генерал-губернаторство, Российская империя (ныне Литва). Родители, Вульф Нотелевич Герштейн (1861—1936), уроженец Волковышек, и Роня-Фейга Орелевна Розенгард (1865—1941), владели магазином. В семье говорили как на идиш, так и на литовском, польском и на русском. Училась в гимназии в Пренах, с 1916 года — в Алексеевской женской гимназии Е.Д.Рейман-Далматовой в Минске. Примерно в 1915 году семья Герштейнов неформально усыновила будущего мужа Блюмы Вульфовны, Альберта Янкелевича Зейгарника (1900—1942), родившегося в Варшаве и проживавшего в Пренах. В 1918 году Блюма Герштейн окончила гимназию с золотой медалью и вместе с будущим супругом (в 1919 году пара обручилась) в 1922 году переехала на учёбу в Берлин и поступила на философский факультет Берлинского университета, в то время как А.Я.Зейгарник поступил в Берлинский политехникум. Там под влиянием лекций Макса Вертхаймера она заинтересовалась психологией. Брак супругов Зейгарник был заключён 9 января 1924 года в Каунасе.
Блюма Зейгарник и её муж Альберт незадолго до переезда в Берлин (Ковно, 1921)
В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в её среде, потребностей и «квазипотребностей» личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К.Гольдштейна, прослушала курс лекций Э.Шпрангера и по эстетике Макса Дессуара. В 1924—1926 годах после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: люди склонны запоминать незавершённые и прерванные действия (задачи) лучше завершённых. Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определённое время решить ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определённый уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (в терминах понятийной системы Курта Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1.9. Таким образом, результат отличается почти в 2 раза. В 1925 году Б.В.Зейгарник окончила Берлинский университет и в 1931 году приехала в СССР, где стала ближайшей сотрудницей Л.С.Выготского, работала в Москве в Институте по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемии и затем в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины. В 1935 году ей присваивается степень кандидата биологических наук. В 1936 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», положившее начало свертыванию экспериментальной психологии в стране на долгие годы. В 1939 году Альберт Янкелевич Зейгарник был арестован и приговорен Особым Совещанием НКВД СССР (постановление 26 февраля 1942 года) года к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере «как агент иностранной разведки и за шпионскую деятельность» без вменения конкретной статьи; в том же году он погиб в лагере (реабилитирован 27 июня 1956 года). Она осталась одна с двумя сыновьями, одному из которых было меньше года, другому шесть лет. По мере сил ей стараются помогать друзья — А.Р.Лурия и С.Я.Рубинштейн. В 1940 году Блюма Вольфовна впервые за долгие годы получает возможность встретиться с матерью и едет в Литву. Во время Великой Отечественной войны Зейгарник с сыновьями эвакуировались из Москвы. В эвакуации работала вместе с А.Р.Лурия и другими психологами в нейрохирургическом эвакогоспитале № 3120 на Урале на базе санатория Кисегач в городе Чебаркуль Челябинской области, где занималась восстановлением высших психических функций после черепно-мозговых ранений. Результаты этих исследований были впоследствии опубликованы. В этот период укрепляются её научные и личные контакты со многими крупнейшими психологами страны — А.Н.Леонтьевым, А.В.Запорожцем, С.Г.Геллерштейном и другими. С большим теплом и любовью вспоминала о них впоследствии Б.В.Зейгарник, отмечая, что именно в этот период под влиянием общения с психологами школы Выготского и оформились её представления о патопсихологии как особой области знания. В послевоенный период Б.В.Зейгарник возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке психологии и психиатрии было сформировано направление психологии — экспериментальная патопсихология. В ходе кампании по борьбе с космополитизмом Б.В.Зейгарник была отстранена от заведования лабораторией (1950) и в 1953 году уволена из лаборатории. В тот период большую роль в ее жизни, в помощи ей и ее сыновьям сыграл Дмитрий Евгеньевич Мелехов, директор НИИ Психиатрии. Восстановлена Блюма Вульфовна в должности заведующей патопсихологической лабораторией в 1957 году и проработала в ЦНИИ психиатрии до 1967 года. В 1959 году защитила докторскую диссертацию «Нарушения мышления у психически больных». В 1965 году ей было присвоено звание профессора по специальности «психология». С 1967 года преподавала на психологическом факультете МГУ, была избрана на должность профессора кафедры психофизиологии и нейропсихологии университета. В 1978 году Б.В.Зейгарник получила премию имени М.В.Ломоносова. В 1980 году Б.В.Зейгарник приняла участие в Международном конгрессе по психологии в Лейпциге. На конгрессе с ней познакомился профессор Дж.Л.Тапп, председатель комитета по присуждению премий Курта Левина. В 1983 году ей присудили эту почетную премию. Умерла в городе Москва, РСФСР, СССР, 24 февраля 1988 года.
Семья
Сыновья — доктора технических наук, теплофизики Юрий Альбертович Зейгарник (1933—2024), главный научный сотрудник и заведующий отделом теплообмена Объединённого института высоких температур Российской Академии Наук; Владимир Альбертович Зейгарник (родился в 1939), с 1993 года исполнительный директор Научного объединения «ИВТАН» (с 2007 года — первый заместитель директора по научной работе). Внуки: Андрей Владимирович Зейгарник (родился в 1967), фотохудожник, преподаватель основ композиции, теории фотографии, а также по химии, физике, математике, искусственному интеллекту, истории психологии, биограф своей бабушки; Михаил Владимирович Зейгарник (родился в 1972), педиатр, диетолог, кандидат медицинских наук.
Основные работы: «Нарушения мышления у психически больных (Экспериментально-психологическое исследование)», Москва, 1958; «Патология мышления», Москва, Издательство МГУ, 1962; «Введение в патопсихологию», Москва, Издательство МГУ, 1969; «Личность и патология деятельности», Москва, Издательство МГУ, 1971; «Основы патопсихологии», Москва, Издательство МГУ, 1973; «Теория личности К. Левина», Москва, Издательство МГУ, 1981; «Психология личности: норма и патология», 1982; «Теории личности в зарубежной психологии», Москва, Издательство МГУ, 1982. «Патопсихология», Москва, Издательство Московского университета, 1986.
Статьи: Zeigarnik, B. (1927). Das Behalten erledigter und unerledigter Handlungen . Psychologische Forschung 9, 1—85.
Литература: Соколова Е.Т. Феномен личности Б.В.Зейгарник : // Вопросы психологии. — 2001. — № 2. — Страницы 94—99; Ясницкий А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2012. — № 1. — Страницы 60—97; Yasnitsky, A. Vygotsky Circle as a Personal Network of Scholars: Restoring Connections Between People and Ideas. // Integr. Psych. Behav. — 2011 — V. 45 — P. 422.
https://doi.org/10.1007/s12124-011-9168-5; Zeigarnik, A. V. Bluma Zeigarnik: A Memoir // Gestalt Theory — 2007 — V. 29 — № 3 — P. 256—268.
1900
Масчян Анаида Яковлевна (армянское имя — Անահիտ Հակոբի Մասչյան)
армянская советская актриса, народная артистка Армянской ССР (1950). Родилась в городе Александрополь, Эриванская губерния, Российская империя (ныне Гюмри, Армения). Училась в Московской драматической студии (1919—1924). В 1928 году поступила в Ленинаканский театр им. Мравяна. С 1930 года работала в Армянском театре имени Сундукяна. Характерная и драматическая актриса. Умерла в городе Ереван, Армянская ССР, СССР (ныне Армения), 3 января 1989 года.
Награды: Народная артистка Армянской ССР (1950); Медаль «За трудовое отличие» (27 июня 1956).
Семья
Муж — народный артист АрмССР — Армен Карпович Гулакян. Внучатый племянник — кинокритик и продюсер — Армен Николаевич Медведев.
Театральные работы
ТЮЗ: Фелисата Герасимовна Кукушкина («Доходное место»); Нато («Гикор» по Туманяну); Устиан («Храбрый Назар» Демирчяна); Театр имени Сундукяна; Анна («На заре» Гулакяна); Мария Александровна («Семья» Попова); Каренина («Живой труп») и др.
Фильмография: 1961 — Тжвжик — прихожанка церкви; 1968 — Братья Сарояны — мать.
1900
Илья Юльевич Шлепянов
советский театральный режиссёр и художник. Заслуженный артист РСФСР (1933), лауреат Сталинской премии (1946, 1951).
Родился в городе Чернигов, Российская империя; в 1904 году семья переехала в Киев, где в 1919 году он окончип 1-е коммерческое училище и одновременно живописную школу художника А.С.Монко. Тогда же начал заниматься у петроградских педагогов, учеников В.Э.Мейерхольда в 1914—1917 годах А.М. и А.В.Смирновых, открывших в Киеве театральную студию. Продолжал занятия и поступив добровольцем в РККА, во время службы в Политуправлении 12-й армии в Киеве. В 1922 году Шлепянов стал учеником В.Э.Мейерхольда в Государственных высших режиссёрских мастерских, которые окончил в 1925 году. Ещё во время учёбы оформил в Театре им. Мейерхольда три спектакля — «Д.E.» М.Подгаецкого (1924), «Учитель Бубус» А.Файко и «Мандат» Н.Эрдмана (1925), под руководством Мейерхольда разработал для них новаторские приёмы сценического оформления: подвижные щиты, трансформирующие сцену, вращающиеся концентрические круги-кольца и другие. Поскольку в театре Мейерхольда спектакли мог ставить только сам художественный руководитель, Шлепянов вместе с несколькими молодыми актёрами (М.И.Жаровым, В.Ф.Фёдоровым и другими) в 1926 году покинул учителя, недолгое время был главным художником Бакинского рабочего театра, затем Реалистического театра в Москве, а с 1928 года — главным художником и режиссёром московского Театра Революции. Здесь Илья Шлепянов работал до 1937 года, оформил, в частности, получившие известность спектакли по пьесам Н.Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932) и «После бала» (1934). Осуществил вместе с А.Д.Поповым знаменитую постановку «Ромео и Джульетты» (1935) с М.Бабановой, М.Астанговым, О.Пыжовой. Отдавал предпочтение конструктивно-архитектурному принципу оформления, используя фотомонтаж и отказываясь от плоскостных живописных декораций. Поставил ряд пьес современных советских драматургов, в том числе «Улицу радости» Н.А.Зархи и «На Западе бой» В.В.Вишневского. Со второй половины 30-х годов Илья Шлепянов занимался преимущественно режиссурой. В 1938—1939 годах работал в Ленинградском Малом театре оперы и балета, где поставил, в частности, оперу Д Кабалевского «Кола Брюньон». В 1939—1940 — художественный руководитель Большого театра оперы и балета БССР (Минск). В 1940—1942 в Москве руководил Театром имени Ленсовета, во время эвакуации театра в город Бийск выступал на сцене Бийского городского театра. В 1942—1944 руководил Театром Сатиры. В 1944 — 1951 годах был главным режиссёром ЛАТОБ имени С. М. Кирова. Поставил «Орлеанскую деву» П.Чайковского и «Семью Тараса» Д.Кабалевского. В этот же период поставил в Большом драматическом театре «Много шума из ничего» Шекспира и «Бесприданницу» А.Островского. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 21 декабря 1951 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище.
Семья
Был женат на актрисе Наталье Семёновне Свитальской; старший сын, Юрий (1925—1985) — участник Великой Отечественной войны, имел боевые награды, в том числе орден Красной Звезды и медаль «За взятие Берлина»; был ведущим конструктором в оборонной промышленности, награждён орденом «Знак Почёта. Вторым браком был женат на дочери флигель-адъютанта царской армии Евгении Николаевне Страховой; младший сын, Александр Шлепянов, стал сценаристом, среди его работ — сценарии фильмов «Мёртвый сезон» и «Пиковая дама».
Награды и звания: Заслуженный артист РСФСР (1933); Орден Трудового Красного Знамени (20 июня 1940) — за выдающиеся заслуги в деле развития белорусского театрального и музыкального искусства; Сталинская премия первой степени (1946) — за постановку оперы «Орлеанская дева» П.И.Чайковского; Сталинская премия второй степени (1951) — за постановку оперы «Семья Тараса» Д.Кабалевского
И.Шлепянов (слева) и В.Фёдоров в работе над макетом декорации к спектаклю «Гоп-ля, мы живём!», 1928 г.
Творчество
Режиссёрские работы
Театр Революции: 1931 — «Стройфронт» А.И.Завалишина; художник И.Шлепянов; 1932 — «Улица радости» Н.А.Зархи; художник И.Шлепянов; 1933 — «На Западе бой» В.В.Вишневского; художник И.Шлепянов; 1934 — «Личная жизнь» В.А.Соловьёва; 1935 — «Ромео и Джульетта» У.Шекспира (совместно с А.Д.Поповым); художник И.Шлепянов; 1936 — «Концерт» («Александр Шигорин») А.М.Файко; 1936 — «Гибель эскадры» А.Е.Корнейчука.
Театр имени Ленсовета, Москва: 1940 — «Севильский цирюльник» Бомарше (художник Н.Прусаков); 1941 — «Бабий бунт» Д.Смолина (по Аристофану) (художник Н.Прусаков); 1941 — «Сокровище Сампо» Д.А.Щеглова (художник М.Черемных).
Театр оперы и балета имени С.М.Кирова: 1944 — «Травиата» Д.Верди; 1945 — «Евгений Онегин» П.И.Чайковского; 1945 — «Орлеанская дева» П.И.Чайковского; 1946 — «Дуэнья» С.Прокофьева; 1947 — «Князь-озеро» И.Дзержинского; 1949 — «Борис Годунов» М.Мусоргского; 1950 — «Мазепа» П.И.Чайковского; 1950 — «Семья Тараса» Д.Кабалевского; 1951 — «Иван Болотников» Л.Степанова.
Большой драматический театр: 1946 — «Много шума из ничего» У.Шекспира; художники Т.Г.Бруни и И.Ю.Шлепянов; 1948 — «Бесприданница» А.Островского; художник В.В.Дмитриев.

Сцена из спектакля «Мой друг» Н.Погодина. Гай — М.Ф.Астангов (справа).Руководящее лицо — М.М.Штраух.Постановка А.Попова.Художник И.Шлепянов.Театр Революции, 1932 г.
Сценография
Театр имени Мейерхольда: 1924 — «Д.E.» Подгаецкого; режиссёр В.Э.Мейерхольд (совместно с В.Ф.Фёдоровым); 1925 — «Учитель Бубус» А.Файко; режиссёр В.Э.Мейерхольд; 1925 — «Мандат» Н.Эрдмана; режиссёр В.Э.Мейерхольд (совместно с П.В.Вильямсом.
Реалистический театр: 1929 — «Норд-Ост» Д.Щеглова; режиссёр В.Ф.Фёдоров.
Театр Революции: 1928 — «Гоп-ля, мы живём!» Э.Толлера; режиссёр В.Ф.Фёдоров; 1929 — «Гора» З.А.Чалой; режиссёр К.А.Зубов; 1930 — «Партбилет» А.И.Завалишина; режиссёр В.Ф.Фёдоров; 1930 — «История одного убийства» М.Ю.Левидова по М.Андерсону и Г.Хикерсону; режиссёр Л.А.Волкова; 1931 — «Поэма о топоре» Н.Погодина; режиссёр А.Д.Попов; 1932 — «Мой друг» Н.Погодина; режиссёр А.Д.Попов; 1934 — «После бала» Н.Погодина; режиссёр А.Д.Попов; 1935 — «Ромео и Джульетта» У.Шекспира.
Библиография: Илья Шлепянов. Статьи, заметки, высказывания. Современники о Шлепянове / Составитель Б.М.Граева. — Москва : «Искусство», 1969. — 272 стракницы. — 5000 экемпляровз.
[481x698]
1901
Михаил Михайлович Барсуков
командующий артиллерией 3-го Белорусского фронта, генерал-полковник артиллерии. Родился в деревне Сокулино ныне Старицкого района Тверской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1924 года. В 1915 году окончил неполную среднюю школу. С 1915 года работал слесарем на Балтийском судостроительном заводе в Петрограде. В Красной Армии с февраля 1920 года, красноармеец 16-го запасного артиллерийского полка и 1-й запасной артиллерийской бригады Московского военного округа. В ноябре 1920 года направлен на учёбу в 1-ю Московскую учебную бригаду, в феврале 1921 года переведён для продолжения обучения в Киев. В 1923 году окончил 4-ю Киевскую артиллерийскую школу. С сентября 1923 года - командир отделения конно-артиллерийского дивизиона 3-й Бессарабской кавалерийской дивизии Украинского военного округа. С декабря 1923 года - орудийный начальник управления начальника артиллерии дивизии, начальник связи батареи гаубичного артиллерийского дивизиона 30-й Иркутской стрелковой дивизии имени ВЦИК. С августа 1924 года - командир взвода, начальник разведки, помощник командира и командир батареи4-й Киевской артиллерийской школы. В 1931 году окончил Ленинградские артиллерийские курсы усовершенствования командного состава РККА. С октября 1931 года - вновь в 4-й Киевской артиллерийской школе, командир дивизиона, с июля по август 1934 года - исполняющий должность начальника штаба этой школы. С марта 1935 года - командир и военком 45-го артиллерийского полка Резерва главного командования в Киевском военном округе. С августа 1937 года - начальник 1-го отделения отдела артиллерии, а с мая 1938 года - начальник 1-го отдела Управления начальника артиллерии штаба Киевского военного округа. В 1938 году окончил курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского. Участник освободительного похода советских войск в Западную Украину в сентябре 1939 года. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов в должности начальника артиллерии стрелкового корпуса. С апреля 1940 года - начальник артиллерии армейской кавалерийской группы, затем начальник артиллерии 10-й армии Западного Особого военного округа. Генерал-майор артиллерии (4 июля 1940). Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С июня 1941 года по апрель 1943 года он - начальник артиллерии 3-й армии на Западном, Центральном и Брянском фронтах. Участник приграничного сражения в Белоруссии, Смоленского оборонительного сражения, прорыва из Брянского котла, Московской битвы. С апреля 1943 года по февраль 1944 года – командир 2-го артиллерийского корпуса прорыва РГК на Брянском, Прибалтийском, 2-м Прибалтийском фронтах. Участник Курской битвы, Брянской и Ленинградско-Новгородской наступательных операций. Генерал-лейтенант артиллерии (7.06.1943). С февраля по май 1944 года - заместитель командующего артиллерией Западного фронта. С мая 1944 года до конца войны - командующий артиллерией 3-го Белорусского фронта. Организованные им мощные артиллерийские удары по вражеской обороне обеспечивали советским войскам успешное продвижение в Белорусской наступательной операции 1944 года (Витебско-Оршанская, Минская, Вильнюсская, Каунаская фронтовые операции), в Прибалтийской наступательной операции, в Восточно-Прусской операции. Особое мастерство и талант артиллерийского военачальника проявил при штурме города-крепости Кёнигсберга 6-9 апреля 1945 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, генерал-полковнику артиллерии Барсукову Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6197). После войны с 1945 года - заместитель командующего войсками - командующий артиллерией Белорусского военного округа. С июня 1946 года - генерал-инспектор артиллерии Главной инспекции Сухопутных войск СССР, с мая 1953 года - генерал-инспектор Инспекции артиллерии Главной инспекции Министерства обороны СССР. С марта 1957 года - генерал-инспектор реактивного вооружения, с июля 1959 года - генерал-инспектор противовоздушной обороны (ПВО) Сухопутных войск Инспекции Сухопутных войск Главной инспекции Министерства обороны СССР. С января 1961 года генерал-полковник артиллерии М.М.Барсуков – в отставке. Жил в Москве. Скончался 22 сентября 1963 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Генерал-полковник артиллерии (15 июля 1944). Награждён 3 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова I и II степеней, медалями. Именем Героя был назван траулер.
1901
Вивиан Рис Дэвис (Rhys Davies; урождённый - Vivian Rees Davies)
Валийский прозаик, писал на английском языке. Романы и рассказы из жизни промышленного Южного Уэльса, откуда был сам родом. Умер в Лондоне 21 августа 1978 года.
1902
Энтони Асквит
английский режиссер. Один из ведущих мастеров английской кинематографии. Деятельность в кино начал в 1926 г. Уже в своей первой самостоятельной работе - фильме «Подземка» (1926), рассказывающем о жизни простых людей Англии, появилось стремление изобретательно использовать приемы и средства кинематографической выразительности. В фильме «Говори Англия» (1931) он добивался правдивого изображения событий 1-й мировой войны; особенно интересны в этом фильме военные сцены, постановленные в стиле, близком документальному кино. Режиссер раскрывает в своем творчестве типичные черты английского народа, его нравы, обычаи. Наибольших успехов добивался при экранизации произведений английской драматургии: «Пигмалион» (1938), «Как важно быть серьезным» и др. В 1949 г. удостоен премии Американской академии киноискусства и наук. Был первым английским директором основанной в 1933 г. Ассоциации кинематографистов (в 1937-1968 гг. председатель).
1902
Поль ла Кур
датский поэт, писатель и эссеист. Родился в семье образованного датского фермера. После ранней смерти отца в 1917 в течении долгого времени Ла Кур вел скитальческий образ жизни (большей частью - в 1920-е - во Франции, где знакомится с Р.М.Рильке, Г.Аполлинером и другими видными поэтами того времени), после чего в 1930-е он возвращается на родину и работает редактором и литературным обозревателем в разного рода периодических изданиях. Основная проблематика творчества Ла Кура - преодоление чувства неустроенности человека в мире (поэтические сборники "Галльское лето", 1927; "Третий день", 1928; "Домашний очаг", 1931; "Дождь над миром", 1933), стремление к единению с природой и другими людьми (поэтические сборники "Такова наша жизнь", 1936; "Я требую всего", 1938; "Сотни лет", 1940). В более поздних произведениях поэт приходит к утверждению животворного начала, которым, по его мысли, проникнуто подлинное, классическое искусство (поэтические сборники "Живая вода", 1946; "Между корой и древесиной", 1950; сборники эссе "Отрывки из дневника", 1948; "Солнечные высоты", 1959). Ла Кур много переводил современных ему зарубежных писателей, в том числе Ж.Ануя, А.Камю, П.Элюара и Ф.Гарсиа Лорку. Его перу принадлежат также психологический роман о супружестве "Пепел" (1929) и автобиографический роман "Крамер снимается с места" (1935).