• Авторизация


9 ноября родились... 09-11-2025 08:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Auerbach (700x700, 119Kb)
1892
Эрих Ауэрбах (немецкое имя — Erich Auerbach)
немецкий филолог и историк романских литератур, педагог. Родился в городе Берлин, Германская империя. Из еврейской семьи. Учился в Берлине, Фрайбурге, Мюнхене. В 1913 году получил степень доктора права в Гейдельбергском университете. Участвовал в Первой мировой войне. Затем решил сменить профессию, закончил филологический факультет Грайфсвальдского университета (1921). В 1923—1929 годах — служащий в Государственной библиотеке Пруссии в Берлине. Перевел Дж.Вико (1924). С 1929 года преподавал на филологическом факультете Марбургского университета. Переписывался с В. Беньямином, который высоко оценил диссертацию Ауэрбаха о творчестве Данте. После прихода нацистов к власти был в 1935 году отстранен от преподавания. Эмигрировал в Турцию, преподавал в Стамбульском университете. С 1947 года жил и работал в США. Преподавал в Пенсильванском университете, в Принстоне, Йеле. Умер в городе Уоллингфорд, штат Коннектикут, США, 13 октября 1957 года.
AuerbachGreifswald_-_Alter_Uni-Campus (700x525, 488Kb)
Грайфсвальдский университет
Научные интересы
Главная книга Ауэрбаха «Мимесис» (1946), написанная в Стамбуле, была переведена в 1953 на английский, а затем и другие языки, получила широкую популярность, оказала глубокое воздействие на теорию и практику интерпретации литературы, культуры, истории в гуманитарных дисциплинах и социальных науках Запада; в частности, под влиянием «Мимесиса» складывался микроисторический подход Карло Гинзбурга, ему многим обязаны Дж. Стайнер, Э. Саид, Дж. Хартман, Фр. Джеймисон и др. Составившие книгу очерки о европейской словесности от Гомера до Вирджинии Вулф стали буквально классическими: по ним до нынешнего дня учат и учатся языку зрелой филологии. Проблема репрезентации «реальности» находилась в центре уже первой книги Ауэрбаха — его труда о Данте (1929); здесь же он поставил проблему публики, структур читательского понимания, которой будут специально посвящены его работы о французской публике эпохи барокко (1933) и о литературном языке и публике в поздней античности и Средневековье (1958). Труды: Dante als Dichter der irdischen Welt (1929); Vico und Herder (1932); Das französische Publikum des 17. Jahrhunderts (1933); Romantik und realismus (1933); Neue Dantestudien (1944); Mimesis. Dargestellte Wirklichkeit in der abendländischen Literatur (1946); Introduction aux études de philologie romane (1949); Vier Untersuchungen zur Geschichte der französischen Bildung (1951); Typologische Motive in der mittelalterlichen Literatur (1953); Literatursprache und Publikum in der lateinischen Spätantike und im Mittelalter (1958); Scenes from the Drama of European Literature (1959); Gesammelte Aufsätze zur romanischen Philologie (1962). Публикации на русском языке: Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. Москва : Прогресс, 1976 (переизд.: СПб: Университетская книга, 2000); Данте — поэт земного мира. Москва : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004; Филология мировой литературы // Вопросы литературы / перевод с немецкого Ю.Ивановой, П.Лещенко, А.Лызлова. — 2004. — № 5. — Страницы 123—139. Литература: Green G. Literary criticism & the structures of history, Erich Auerbach & Leo Spitzer. Lincoln: University of Nebraska Press, 1982; Giucci G. Erich Auerbach. Rio de Janeiro: Imago, 1994; Lerer S. Literary history and the challenge of philology: the legacy of Erich Auerbach. Stanford: Stanford UP, 1996; Wahrnehmen Lesen Deuten: Erich Auerbachs Lektüre der Moderne/ Walter Busch, Gerhart Pickerodt, Markus Bauer (Hrsg.). Frankfurt/Main: Klostermann, 1998; Gumbrecht H.U. Vom Leben und Sterben der grossen Romanisten: Karl Vossler, Ernst Robert Curtius, Leo Spitzer, Erich Auerbach, Werner Krauss. München: Hanser, 2002; Erich Auerbach: Geschichte und Aktualität eines europäischen Philologen/ Karlheinz Barck, Martin Treml (Hrsg.). Berlin: Kulterverlag Kadmos, 2007.

Beynar (530x700, 135Kb)
1892
Георгий Александрович Бейнар
русский офицер, герой Первой мировой войны, участник Белого движения. В 1913 году окончил Виленское военное училище, откуда выпущен был подпоручиком в 19-й стрелковый полк. 14 декабря 1913 года переведен в 148-й пехотный Каспийский полк, в рядах которого и вступил в Первую мировую войну. Был удостоен ордена Святого Георгия IV степени «За то, что 21-го апреля 1915 г., командуя ротой при наступлении на сильно укрепленную позицию противника на высоте Макувка, лично повел свою роту в атаку под сильным пулеметным и ружейным огнем, прорвался сквозь проволочные заграждения, выбил противника из окопов и взял с боя действующий против роты пулемет.» Произведен в поручики 4 января 1916 года, в штабс-капитаны — 24 июля 1916 года, в капитаны — 30 июля 1917 года со старшинством с 19 января 1917 года. В Гражданскую войну участвовал в Белом движении на Юге России. Служил в Марковской дивизии в составе Вооруженных сил Юга России и Русской армии Врангеля вплоть до эвакуации Крыма. На 18 декабря 1920 года — капитан пулеметной команды Марковского полка в Галлиполи, осенью 1925 года — подполковник Марковского полка в Болгарии. В эмиграции в Югославии. В годы Второй мировой войны служил в Русском корпусе. 15 февраля 1943 года, будучи тяжело раненным в бою с югославскими партизанами в районе города Косовска-Митровица, застрелился, чтобы не попасть в плен. Похоронен на военном кладбище в Косовской Митровице. Награды: Орден Святой Анны IV степени с надписью «за храбрость»; Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 14 марта 1915); Орден Святого Георгия IV степени (Высочайший приказ 1 сентября 1915); Орден Святой Анны II степени с мечами (Приказ Армии и Флоту 13 мая 1917). Источники: Высочайшие приказы по Военному ведомству к № 1190 // Разведчик. — Санкт-Петербург, 1913. — Страница 315; Высочайшие приказы по Военному ведомству к № 1210 // Разведчик. — СПб. (Петроград), 1914. — Страница 575; Разведчик, № 1374—1375. — Петроград, 1917. — Страница 165; Армия и флот свободной России, № 186. Официальный отдел. — 11 августа 1917 г. — Страница 2; Марковцы в боях и походах за Россию в освободительной войне 1917—1920 годов. Книга вторая. — Париж, 1964; Волков С.В., Стрелянов (Калабухов) П.Н. Чины Русского корпуса: Биографический справочник в фотографиях. — Москва, 2009; Клепов М.Ю. Офицеры — Георгиевские кавалеры Первой мировой войны. — Москва : «Минувшее», 2015.

Шервинский (506x700, 207Kb)
1892
Сергей Васильевич Шервинский
русский поэт, переводчик, писатель, искусствовед, автор книг для детей. Родился в городе Москва, Российская империя. Сын основателя русской эндокринологии профессора В.Д.Шервинского, брат архитектора Евгения Шервинского. Учился в престижной Поливановской гимназии вместе с С.Эфроном, В.Шершеневичем и Н.Позняковым. Детская дружба со многими продолжилась. Так, Позняков завещал передать свои поэтические тетради Шервинскому, что позволило их сохранить для потомства. Окончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Московского университета. В 1914 году его удостоили университетской премии имени академика Буслаева за конкурсную работу «Архитектура соборов Московского кремля». Статья «Венецианизмы московского Архангельского собора», опубликованная по результатам этого исследования, стала значимой вехой в осмыслении итальянского влияния на древнерусское зодчество.
Шервинский1936 (700x546, 565Kb)
Лето 1936 на даче Шервинских. Крайний справа — С.В.Шервинский; посредине А.Д.Шервинский, между ними — А.Ахматова.
В этой работе Шервинский вписал архитектурную декорацию Архангельского собора в контекст венецианской архитектуры кватроченто. В середине 1920-х был приглашен в Художественный театр в качестве педагога для постановки актёрской речи. Автор теоретических работ по проблемам сценической речи и художественного чтения: «Художественное чтение» (1933), «Ритм и смысл» (1961). В усадьбе Старки, на окраине села Черкизово под Коломной, у него бывали Б.Пастернак и М.Лозинский. Несколько раз туда приезжала и Анна Ахматова. Умер в родном городе 30 июля 1991 года
Шервинскийгроб (700x525, 178Kb)
Похоронен рядом с отцом в Москве на Новодевичьем кладбище (1-й участок 3-й ряд, фото могилы). Отца пережили дочери Анна (родилась в 1932) и Екатерина (1934—2019).
Награды: Орден Трудового Красного Знамени (6 ноября 1972); Орден Дружбы народов (5 ноября 1982).
Литературная деятельность
Дебютировал как поэт в 1913 году (коллективный сборник «Круговая чаша»), как переводчик — в 1916, напечатав переводы из армянских поэтов «Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней». Считал себя учеником В.Я.Брюсова. Переводил произведения Софокла, Еврипида, Вергилия, Овидия, Катулла, Плавта, И.В.Гёте, П.Ронсара, средневековую арабскую поэзию, армянских поэтов (Х.Абовян, О.Туманян, Д.Варужан). Член редакционной коллегии серии книг «Библиотека античной литературы», выпущенной издательством «Художественная литература». В 1934 году опубликовал стихотворный перевод «Слова о полку Игореве», в дальнейшем выступал как его исследователь. Перевод Шервинского считается одним из лучших. При жизни выпустил книги стихов: «Puellula. Сцена из римской жизни» (1916), «Стихи об Италии» (1924) и «Стихи разных лет» (1984), в которые вошли написанные за это время поэтические циклы «Стихи о Венеции (1914—1920)», «Стихи об Армении», «Коктебельские стихи», «Феодосийские сонеты», «Барокко». Посмертно вышел сборник «Стихотворения/Воспоминания» (1997).
В 1933 году опубликовал историко-приключенческий роман «Ост-Индия». С.В.Шервинский — автор пьесы «Вольные фламандцы» (1937) (совместно с А.Кочетковым).
Архив
В Российском государственном архиве литературы и искусства на хранении состоит крупный фонд С.В. Шервинского, состоящий из 2063 единиц хранения за 1843–1991 гг. Среди документов есть рукописи Шервинского: стихотворения; переводы из Вергилия, Гёте, Мольера, Низами, Софокла и др.; пьесы; рассказы; статьи и лекции; автобиография. Также здесь хранятся письма, телеграммы, фотографии, дарственные надписи на оттисках и книгах.
Библиография
Поэзия: Puellula: Сцена из римской жизни. — Москва : Типография В.И.Воронова, 1916. — 36 страниц; Лирика. Стихи об Италии. — Москва : Издание автора, 1924. — 50 страниц; Стихи разных лет / [Худ. М. Лохманова]. — Москва : Советский писатель, 1984. — 144 страниц : иллюстрации; От знакомства к родству: Стихи, переводы, очерки, воспоминания / [Предисловие и составление В.Перельмутера; Худоджник А.И.Яралян]. — Ереван: Советакан грох, 1986. — 414, страниц : 1 лист портретов, иллюстрации; Стихотворения. Воспоминания. — Томск: Водолей, 1997. — 319, страниц : иллюстрации. Для детей: Наши и чабан / Рисунки М.Шервинской. — Москва : Гиз, 1925. — 16 страниц : иллюстрации; То же. Москва —Ленинград : Гиз, 1928. — 16 страниц : иллюстрации; Азбука в стишках. — [Ленинград; Москва.]: Радуга. — страниц : иллюстрации; То же. 3-е издание. / Титульный. лист В. К[онашевича]. — [Ленинград]: Радуга, 1929. — страниц : иллюстрации; То же. 4-е издание. [Ленинград]: Радуга, 1929. — страниц : иллюстрации; То же. 5-е издание. [Ленинград]: Радуга, 1930. — страниц : иллюстрации; Денёк / Рисунки И.Рерберга. — Москва — Ленинград: Гиз, 1927. — 32 страницы : иллюстрации; Звери-поздравители / Рисунки М.Пашкевич. — [Ленинград]: Радуга. — страниц : иллюстрации; Зоологический сад / Картины Л.Бруни. — [Москва]: Гиз, 1927. — страниц : иллюстрации; Вася-грибник / Картины М.Шервинской. — [Москва]: Гиз, — страниц : иллюстрации; Дружно как нужно / Карт. Л.Фейнберга. — Москва — Ленинград: Гиз, 1928. — 14 страниц : иллюстрации; О курочке пеструшке / Рисунки В.Вермель. — [Москва]: Гиз. — страниц : иллюстрации; По грибы / Рис. Сундерланд. — [Ленинград]: Радуга, 1928. — страниц : иллюстрации; Тюля-тюлень / С.Шервинский, Г. Левин. — Ленинград ; Москва: Радуга, 1928. — страниц : иллюстрации; Куры спят / [Рисунки И.Кисиля]. — Киев: Культура, — страниц : иллюстрации; Наше утро / Рисунки И.Француз. — [Москва : Гиз], 1929. — 11 страниц : иллюстрации; Салки / Рисунки Е.Рачева. — [Киев]: Культура. — страниц : иллюстрации; Шалашик / Рисунки М.Плесковской. — [Киев]: Культура. — страниц : иллюстрации. Статьи и проза: Венецианизмы Московского Архангельского собора. — Москва : Бумага известковая, 1917, 1 лист иллюстраций; История апельсина: Рассказ / Рисунки Л.Жолткевич. — Москва : Гиз, 1927; То же. [Издание 2-е]. — [Москва]: Гиз — 23 страницы : иллюстрации; Ост-Индия: Роман. — Москва : ГИХЛ, 1933. — 288 страниц; Художественное чтение: Учебник для театральных вузов, техникумов, студий. — Москва : Гослитиздат, 1935. — 219 страниц; То же. 2-е издание, переработанное. — Москва : ВНМЦНТИКПР, 1988. — 173 страницы; Как читать Чехова. — Москва : Бумага известковая, 1944. — 12 страниц; Ритм и смысл: К изучению поэтики Пушкина. — Москва : Издательство Академи Наук СССР, 1961. — 272 страницы; Ост-Индия: Роман / [Вступительная статья Е.Витковского]. — Москва : Художественная литература, 1991. — 302 страницы. Переводы: Гёте И.В. Римские элегии / Перевод С.Шервинского; офорт и рисунки Игн.Нивинского. — Москва —Ленинград : Academia, 1933. — 85 страниц : иллюстрации; Вагаршян В. Давид Сасунский: Драма в 4 действиях в стихах / Перевод с армянского С.Шервинского. — Москва : Искусство, 1939. — 108 с. Стеклографическое издательство; То же. Москва —Ленинград : Искусство, 1940. — 120 страниц; Абовян Х. Стихотворения / Перевод С.В.Шервинского; редакция, предисловие и примечания Р.В.Заряна. — Ереван: Армгиз, 1948. — 160 страниц, портреты; Галсанов Ц. Ангарский военком (Павел Балтахинов): Поэма / [Перевод с бурят-монгольского С.Шервинского]. — Улан-Удэ: Бурмонгиз, 1950. — 68 страницы : иллюстрации; Манушян М. Моя песня / [Перевод С.Шервинского; Предисловие Ж.Дюкло]. — Ереван: Айпетрат, 1956. — 62 страницы: 1 лист портретов; Из армянской поэзии / [Послесловие Л.Мкртчяна]. — Ереван, Айастан, 1966. — 291 страница; Абовян Х. Раны Армении: Скорбь патриота: Исторический роман / [Перевод С.В.Шервинского]. — Ереван: Айастан, 1971. — 296 страниц : иллюстрации; Истру Б. Похорна: Поэма / [Перевод с молдавского С.Шервинского]. — Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1974. — 95 страниц; Абу Нувас. Лирика / Перевод с арабского С.Шервинского; [составление, вступительная статья и примечания Б.Шидфар]. — Москва : Художественная литература, 1975. — 221 страница : иллюстрации; Из классической арабской поэзии / Перевод с арабского С.Шервинского; [Вступительная статья и примечания. И.Фильштинского]. — Москва : Художественная литература, 1979. — 318 страниц; Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С.В. Шервинского. — Москва : Художественная литература, 1977; Публий Овидий Назон. Любовные элегии; Метаморфозы; Скорбные элегии / Перевод с латинского С. Шервинского; [Вступительная статья С.Ошерова; Послесловие В.Левика; Комментарии М.Томашевской]. — Москва : Художественная литеркатура, 1983. — 512 страниц: иллюстрации; Круг земной: Стихи зарубежных поэтов в переводе С. Шервинского / [Предисл. Е. Витковского]. — Москва : Радуга, 1985. — 231 страница; Катулл, Гай Валерий. Книга стихотворений / Издание подготовили С.В.Шервинский, М.Л.Гаспаров; [перевод С.В.Шервинского; примечания М.Л.Гаспарова]. — Москва : Наука, 1986. — 301 страница : иллюстрации. — (Литературные памятники); Софокл. Царь Эдип в: Греческая трагедия Москва : Гослитиздат, 1950 г. 752 страниц; страницы 253-316. Литература: Левик В.В. О поэте-переводчике Сергее Васильевиче Шервинском // Овидий Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии / Перевод с латинского С.В.Шервинского; Вступительная статья С.Ошерова; Комментарии М.Томашевской; Послесловие В.Левика; Художник Д.Шимилис. — Москва : Художественная литература, 1983. — Страницы 505—508. — 511 страниц. — 50 000 экземпляров; Творогов О.В. Шервинский Сергей Васильевич // Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 томах. — Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1995. — Том 5. Слово Даниила Заточника — Я. Дополнения. Карты. Указатели. — Страницы 231—232. — 399 страниц.

Juan_Yagüe_y_Blanco (476x700, 215Kb)
1892
Хуан Ягуэ Бланко (испанское имя — Juan Yagüe Blanco)
испанский военачальник, генерал. Участник гражданской войны в Испании 1936—1939.
Командир африканских войск
Родился в городе Сан-Леонардо-де-Ягуэ, Сория, Кастилия и Леон, Испания, в семье врача. Окончил пехотное училище в Толедо вместе с будущим генералиссимусом Франсиско Франко, вместе с которым затем служил в Африке, участвовал в Рифской войне, был несколько раз ранен и награждён. В 1932 году произведён в подполковники. В 1934 году вместе с Франко и генералом Лопесом Очоа участвовал в подавлении восстания рабочих в Астурии, против которых были использованы марокканские вооружённые формирования «регулярес» (Fuerzas Regulares Indígenas) и Иностранный легион. При этом первоначально планировалось, что ими будет командовать другой офицер (подполковник Лопес Браво), но тот выразил сомнение в способности солдат стрелять по гражданскому населению, и Франко сразу же заменил его на Ягуэ, который сомнений не испытывал и выполнил приказ. Придерживавшийся правых взглядов Ягуэ участвовал в деятельности Испанской фаланги и был личным другом руководителя этой организации Хосе Антонио Примо де Ривера.
Juan_Yagüe_y_BlancoEstatua_ (700x525, 419Kb)
Монумент генералу в Сан-Леонардо-де-Ягуэ
Участие в гражданской войне в Испании
В 1936 году подполковник Ягуэ, командовавший вторым Иностранным легионом, стал одним из активных участников заговора против левого правительства Народного фронта, которое намеревалось отстранить его от занимаемой должности. Однако он прибыл на приём к премьер-министру и добился своего оставления в Марокко. После начала военного выступления националистов 17 июля 1936 году Ягуэ руководил взятием под контроль Сеуты (Марокко), а затем во главе марокканских войск и легионеров переправился через Гибралтарский пролив и выдвинулся к Севилье, поддержав уже занявших этот город националистов. В августе 1936 года он руководил наступлением африканских войск, которые в течение недели проделали около 300 км от Севильи до Мериды. Английский историк Хью Томас так описывает особенности этого рейда:
«Тут действовал Ягуэ, фалангистский командир Иностранного легиона, и вместе с ним майоры Асенсио, Кастехон и Телья — все трое ветераны марокканских войн. Каждый из них командовал «бандерой» легиона и «табором» «регулярес», с одной или двумя батареями. В распоряжении отрядов было 100 быстрых мощных грузовиков… Около города грузовики останавливались. Примерно полчаса длились бомбардировка и артиллерийский обстрел. Затем на приступ шли легионеры и марокканцы. В случае сопротивления в дело вступали штурмовые отряды. Если удавалось находить тела жертв революционного террора, то начиналась охота за оставшимися лидерами левых партий, которых расстреливали на месте. Вместе с этими карательными мерами повсюду заново открывались церкви, служились мессы и крестили детей, которые родились в этом месяце.»
(По другим данным, Асенсио к тому времени уже был подполковником).
Взятие Бадахоса
14-15 августа войска Ягуэ взяли штурмом город Бадахос, в котором, по сообщениям прессы того времени, было расстреляно несколько тысяч пленных республиканцев. Многие пленные были убиты на арене для боя быков — убивали всех, у кого на плече находили следы, оставляемые прикладом при отдаче. Журналист Джей Аллен из «Чикаго трибюн» писал, что только на арене погибло две тысячи человек, однако, по мнению историка Хью Томаса, эта цифра «скорее, ближе к двумстам, чем к двум тысячам» (при этом многие республиканцы погибли в других местах). Сам Ягуэ в разговоре с американским журналистом Джоном Уайтекером признал факт расстрела четырёх тысяч человек:
«Конечно, мы расстреляли их. А чего вы ждали? Воображали, что я потащу за собой четыре тысячи красных, когда моя колонна и без того борется со временем? Воображали, что оставлю их на свободе у себя в тылу и позволю им снова сделать Бадахос красным?»
Историк Пол Престон полагает, что свою роль в трагических событиях сыграли традиции, существовавшие в марокканской армии, а также злость африканских войск, которые впервые столкнулись с серьёзным сопротивлением и понесли крупные потери. Взятие Бадахоса стало военным успехом националистов, но массовые расстрелы пленных нанесли сильный удар их имиджу.
Продолжение войны
За военные успехи — наступление «африканцев» позволило соединиться силам националистов на юге и севере страны — Ягуэ был произведён в полковники и продолжил руководить наступлением африканских войск, на этот раз на Мадрид. Войска под его командованием взяли ряд городов — Трухильо, Навальмораль-де-ла-Мата, Талавера-де-ла-Рейна — а в сентябре 1936 вели успешные бои в долине реки Тахо. Однако в том же месяце Ягуэ временно покинул свой пост: по официальной версии, из-за болезни (эту же версию считает наиболее вероятной и историк Пол Престон), по неофициальной — ввиду серьёзных разногласий с Франко, который приказал временно отложить наступление на Мадрид, направив войска в Толедо, где республиканцы осаждали Алькасар, обороняемый отрядом националистов во главе с полковником Хосе Москардо Итуарте. Ягуэ же был сторонником «блицкрига», предусматривавший скорейший прорыв к Мадриду. Позднее Ягуэ вернулся на фронт и за отличия был произведён в бригадные генералы. В июле 1937 года он был назначен командующим первым корпусом Марокканской армии. В 1937 году он поддержал Франко в его конфликте с частью лидеров Испанской фаланги — такая позиция Ягуэ способствовала провалу фалангистского бунта, за которым последовал арест его участников. В 1938 году Ягуэ участвовал в успешном наступлении в Арагоне, его войска заняли города Бельчите и Лериду, после чего он предложил продолжить наступать на Барселону. Однако осторожный Франко и в этом случае отказал стороннику «блицкрига». Как военачальник, Ягуэ отличался хладнокровием и гибкостью, способностью скорректировать утверждённый план операции в случае изменения обстановки. Он считался единственным испанским военачальником, пользовавшимся уважением немецкого Легиона «Кондор», участвовавшего в боевых действиях на стороне националистов.
Речь в Бургосе
19 апреля 1938 года Ягуэ произнёс в Бургосе речь, в которой предложил амнистировать часть политических заключённых — как рядовых республиканцев, так и участников фалангистского выступления против Франко. Ягуэ заявил:
«Ошибочно утверждают, что красные — трусы. Нет, они стойко сражаются, упорно отстаивают каждую пядь земли, мужественно умирают. Ведь они родились на священной земле, которая закаляет сердца. Они — испанцы, следовательно, они отважны… Тысячи и тысячи людей томятся в тюрьмах. В чём их вина? Они состояли в рабочих союзах и уплачивали членские взносы. Но никто не преследует банкиров, которые давали объявления в социалистические газеты. Необходимо как можно скорее освободить невинных. Если я вступаюсь за людей, обвиняемых в марксизме, за моих вчерашних врагов, то тем паче я должен вступиться за основоположников нашего движения, за голубые рубашки, за фалангистов, брошенных в тюрьмы. Они были на улицах, когда мы вели первые бои. Теперь они за решетками. Их нужно тотчас выпустить. Их ждут в тысячах домов. В этих домах не только горе и нищета, в эти дома уже закралось сомнение.»
На следующий день после этого выступления Ягуэ был арестован, публикация его речи запрещена. Однако через несколько дней генерал был освобождён и вскоре вновь принял командование корпусом. Франко не принял предложение об амнистии, но не решился держать в тюрьме популярного среди фалангистов и военных генерала (по словам Хью Томаса, «горячий и пылкий, Ягуэ пользовался большой популярностью в войсках, ничем не напоминая тех холодных, сдержанных немецких генералов, которыми Франко восхищался»). После этого Ягуэ до конца войны уже не делал подобных заявлений.
Битва на Эбро и конец войны
Вернувшись на фронт, Ягуэ командовал войсками националистов во время битвы на реке Эбро — самого масштабного сражения гражданской войны. В ночь с 24 на 25 июля 1938 года республиканские силы предприняли на этом участке фронта решительное наступление с тем, чтобы переломить неблагоприятно складывавшийся для них ход войны. Первоначально войска Ягуэ были вынуждены отступить, а сам генерал чуть не погиб, находясь на передовой. Однако уже к концу июля ему удалось стабилизировать ситуацию, полностью остановив наступление, а в начале августа даже предпринял контратаки. В сентябре-октябре 1938 Ягуэ руководил тремя наступлениями войск националистов в районе Эбро, проходившими при поддержке авиации (лётчиков из Германии и Италии), превосходившей по численности республиканскую в пять раз. Однако эти наступления не привели к значительным успехам из-за своего «лобового» характера. В ноябре 1938 новое наступление войск Ягуэ завершилось успехом — силы республиканцев были отброшены за реку Эбро, их армия потеряла свыше половины своего состава. В декабре 1938 года войска Ягуэ нанесли отвлекающий удар на Эбро, в январе следующего года форсировали реку и 26 января вошли в Барселону, которая была сдана республиканцами без боя. В марте 1939 года Ягуэ принял капитуляцию республиканской армии Эстремадуры, предложив её командиру генералу Антонио Эскобару спасти свою жизнь, бежав на самолёте за границу (Эскобар отказался и в 1940 был расстрелян по приговору военного трибунала).
После войны
В 1939 году Ягуэ был произведён в дивизионные генералы и назначен на вновь учреждённый пост министра авиации. С помощью этого назначения Франко решал две задачи — удалял из сухопутных войск популярного в них генерала и воспрепятствовал назначению на министерский пост монархиста Альфредо Кинделана, командовавшего ВВС националистов в течение всей гражданской войны. Тем самым каудильо ослаблял позиции обоих генералов, в чьей лояльности он не был уверен.
На посту министра авиации Ягуэ проявил себя сторонником расширения сотрудничества с нацистской Германией, использования боевого опыта немецкой авиации. В то же время он восстанавливал в армии квалифицированных офицеров, служивших ранее в республиканских ВВС. 27 июня 1940 года Ягуэ был уволен с поста министра и отправлен в ссылку в родной город. Официально это решение Франко было связано со встречей Ягуэ с английским послом в Испании, во время которой генерал недипломатично заявил о том, что Великобритании было нанесено заслуженное поражение немецкими войсками. Реальной причиной опалы являлись критика Ягуэ в адрес каудильо, а также данные о том, что генерал готовил заговор против Франко. 12 ноября 1942 года Ягуэ был возвращён на действительную службу и назначен командующим войсками в Мелилье (Марокко). В 1943 году он был произведён в генерал-лейтенанты и назначен командующим шестым военным округом со штабом в Бургосе — на этом посту он находился до своей кончины. Это высокое назначение было связано со стремлением Франко установить баланс между германофилами-фалангистами и англофилами-монархистами в военно-политическом руководстве страны. В октябре 1944 года Ягуэ сыграл важную роль в отражении попытки испанских республиканцев, участвовавших во французском Сопротивлении, прорваться на территорию страны. Генерал Ягуэ скончался в городе Бургос, Кастилия и Леон, Испания, 29 октября 1952 года. В следующем году Франко посмертно присвоил ему титул маркиза Сан-Леонардо Ягуэ; это же название получил родной город генерала.
Библиография: Престон П. Франко. — Москва : Центрполиграф, 1999. — 701 страница. — ISBN 5-227-00414-5; Томас Х. Гражданская война в Испании. 1931—1939 гг. — Москва : Центрполиграф, 2003. — 573 страницы. — ISBN 5-9524-0341-7; Данилов С.Ю. Гражданская война в Испании (1936—1939). — Москва : Вече, 2004. — 352 страницы. — ISBN 5-9533-0225-8.

Mabelnormand (538x700, 236Kb)
1893
Мэйбл Норманд (Mabel Normand)
американская комедийная актриса немого кино, а также сценарист, продюсер и режиссёр. Мэйбл достигла большой популярности на студии Мака Саннета «Keystone Studios», а на пике своей карьеры в конце 1910-х и начале 1920-х годов она также была владелицей собственной киностудии. В 1920-х годах её имя фигурировало в деле об убийстве актёра и режиссёра Уильяма Десмонда Тейлора. Этот скандал, а также заболевание актрисы туберкулёзом способствовали закату её кинокарьеры в конце 1920-х годов. Мэйбл Этельрейд Норманд родилась в деревне Нью-Брайтон на острове Статен-Айленд, которая теперь является районом Нью-Йорка. Её отец Клод Норманд работал плотником в порту, и поэтому её детство прошло в крайней бедности. В подростковом возрасте Мэйбл зарабатывала деньги, позируя в качестве модели для открыток графика Чарльза Дана Гибсона. В 1910 году, в возрасте 17 лет, она дебютировала в одном из немых фильмов на студии Д.У.Гриффита «Biograph Company». На студии Норманд познакомилась с начинающим актёром Маком Саннетом, а после того, как он в 1912 году открыл собственную киностудию «Keystone Studios», Мэйбл стала одной из главных её звёзд. Там она ярко продемонстрировала свой комедийный талант и быстро завоевала любовь у публики. На экранах Мэйбл Норманд часто появлялась с такими комедийными мэтрами, как Гарольд Ллойд, Чарли Чаплин и Роско Арбакл. В 1914 году, на пике своей карьеры, Мэйбл Норманд снялась в таких знаменитых немых фильмах, как «Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл», «Настигнутый в кабаре», «Деловой день Мэйбл» и «Состоявшееся знакомство». В 1918 году, после расставания с Саннетом, Мэйбл подписала контракт с кинопродюсером Сэмюэлем Голдуином на съёмки в кино за $3 500 в неделю, а позже открыла свою собственную киностудию в калифорнийском городе Калвер-сити. В начале 1920-х годов Мэйбл стала близкой подругой актёра и режиссёра Уильяма Дезмонда Тейлора. 1 февраля 1922 года, спустя несколько минут после того, как Норманд покинула его дом, Тейлор был убит. Полиция много допрашивала актрису по этому делу, но всё же она никогда не была под подозрением. Мэйбл хорошо досталось от газетчиков, которые даже по прошествии времени продолжали обсуждать это убийство, её связь с Тейлором, а также возможные пристрастия актрисы к наркотикам. Спустя пару лет, в 1924 году, Мэйбл Норманд опять стала главной темой для обсуждения в газетах — её шофёр Джо Келли ранил из пистолета крупного нефтяника-миллионера Кортленда С. Дайнеса, который в то время встречался с подругой Мэйбл актрисой Эдной Пёрвиэнс. Несмотря на множество сплетен и нападок в свой адрес, Мэйбл продолжала сниматься в кино, а в 1926 году подписала контракт со студией «Hal Roach Studios». В том же году Норманд вышла замуж за актёра Лью Коуди, с которым снималась вместе в фильме «Микки» в 1918 году, а также была соседкой по дому в Беверли-Хиллз. В то же время у актрисы начались проблемы со здоровьем, вызванные туберкулёзом. Из-за этого ей пришлось распрощаться с кино и много времени провести в санатории. Несмотря на усердие врачей, актрису спасти не удалось, и 23 февраля 1930 года Мэйбл Норманд умерла. За свой вклад в киноиндустрию Мэйбл Норманд удостоена звезды на Голливудской аллее славы.
Интересные факты
Считается что именно Мэйбл Норманд является автором номера с запусканием кремового пирога в лицо. Впервые она осуществила это на съёмочной площадке фильма «Шум из глубины», когда пирог полетел в лицо актёра Роско Арбакла. В фильме Билли Уайлдера 1950 года «Бульвар Сансет» главным персонажем является стареющая звезда немого кино Норма Дезмонд. Её имя является сочетанием имён Мэйбл Норманд и Уильяма Дезмонда Тейлора. В 1992 году в фильме «Чаплин» роль Мэйбл Норманд исполнила Мариса Томей. Книги о Норманд: Jeanine Basinger (1999), chapter on Normand in Silent Stars, (ISBN 0-8195-6451-6); Betty Harper Fussell (1982), Mabel: Hollywood’s First I-Don’t-Care Girl, (ISBN 0-87910-158-X); William Thomas Sherman (2006), Mabel Normand: A Source Book to Her Life and Films.

MedvedevRS (548x700, 212Kb)
1894
Степан Романович Медведев
советский инженер-гидротехник. Лауреат Сталинской премии I степени. Родился в городе Гомель Могилёвская губерния,
Российская империя (ныне Беларусь). Окончил Гомельское городское 4-классное училище (1903—1908) и Гомельское железнодорожное техническое училище. В 1911—1914 техник по дорожным и гражданским сооружениям Гомельского уездного земства. В 1914—1920 год в армии, участник Первой мировой и Гражданской войны. Окончил Петроградский институт инженеров путей сообщения (годы учёбы 1920—1925). В 1925—1928 — работал на строительстве Волховской ГЭС (помощник прораба), в проектировании Нижне-Свирской ГЭС. В 1928—1932 — на Днепрострое: прораб, затем заместитель начальника работ левого берега. В 1932—1936 — заместитель начальника строительства Камской ГЭС. В 1936—1941 — главный инженер и начальник строительства Нивагэсстроя. В годы войны возглавлял строительство ряда промышленных объектов. В последующем — участник Камгэсстроя и Горьковгэсстроя, начальник строительства Волжских гидроэлектростанций. В 1950—1956 годах главный инженер Сталинградгидростроя. С 1956 года на преподавательской работе в Волгоградском институте инженеров городского хозяйства, с 1957 профессор, в 1956—1966 годах заведующий кафедрой гидротехники. Ушёл на пенсию 2 января 1980 года. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 22 марта 1985 года. Награды и премии: Сталинская премия первой степени (1950) — за разработку проекта и сооружение ГЭС; Заслуженный деятель науки и техники РСФСР; Орден Ленина; Орден Трудового Красного Знамени; Орден «Знак Почёта». Его именем названа городская межвузовская библиотека, одна из улиц, средняя школа № 30 (Волжский). Сын — Владимир Степанович Медведев, доктор технических наук, профессор МВТУ имени Н.Э.Баумана.

Mae_Marsh0 (476x700, 167Kb)
1894
Мэй Марш, или Мей Марш (Mae Marsh)
американская актриса немого кино. Мэри Уэйн Марш родилась в деревне Мадрид округ Санта Фе, штат Нью-Мексико, США. Согласно её собственным рассказам, когда ей было четыре, отец умер, и мать вскоре вновь вышла замуж. Семейство перебралось в Сан-Франциско, где в апреле 1906 во время землетрясения погиб и отчим. После этого двоюродная бабушка Мэй забрала её вместе с сестрой к себе в Лос-Анджелес, где она надеялась, что девочки смогут пробиться хоть в какое-нибудь направление начавшегося развиваться там шоу-бизнеса. Но если верить данным переписи, то её отец был жив по крайней мере в июне 1900, когда Мэй было уже шесть, а отчим не мог погибнуть в 1906, так как значился в данных переписи 1910 года, живущим с женой и двумя приёмными дочерьми в Сан-Франциско.
Карьера
В юности Мэй Марш работала продавщицей, но после того, как её старшая сестра стала пробиваться в кино, последовала её примеру и уже в 1910 году в возрасте 15 лет дебютировала в фильме «Рамона» с Мэри Пикфорд в главной роли. В последующие пару лет Марш много работала с Дэвидом Уорком Гриффитом на его киностудии Biograph. Звёздным для неё стал 1912 год, когда Мэри Пикфорд отклонила предложение сняться в картине «Происхождение человека» и вместо неё там появилась Мэй Марш. Спустя год она появилась ещё в одном приметном фильме студии Biograph — «Юдифь из Бетулии».
Mae_Marsh1916 (700x560, 158Kb)
Мэй в фильме «Нетерпимость» (1916)
Мэй Марш вскоре стала довольно плодовитой актрисой, сотрудничая с Маком Саннетом и Дэвидом Уорком Гриффитом и появляясь примерно в 15 их картинах ежегодно. Одной из самых успешных её ролей стала Флора Камерон, юная сестра, дожидающаяся двоих братьев с войны, в фильме «Рождение нации» (1915). Второй не менее успешной и примечательной роль стала «прелестнейшая из девушек» в фильме «Нетерпимость». Картина, с крахом провалившаяся в своё время в прокате, в настоящее время считается одним из величайших шедевров эпохи немого кино. После выхода фильма на экраны она подписала успешный контракт на $2,500 в неделю с Самуэлем Годуином, но ни один из последующих фильмов не смог повторить успеха двух предыдущих работ.
Последние годы
В 1918 году, после замужества с Луисом Ли Армсом, её контракт был урезан на год. Её последняя примечательная роль была в 1923 году в фильме «Белая роза» с Айвором Новелло в главной роли. С началом эры звукового кино её карьера в качестве успешной звезды завершилась. Мэй Марш всё же очень любила кинематограф и по-прежнему старалась добиваться новых киноролей. За последующие 40 лет она снялась более чем в сотне фильмов, но её роли были настолько эпизодичны, что в большинстве из них она даже не указывалась в титрах. Марш лишь изредка доставались более крупные роли в картинах Джона Форда, который был большим её поклонником. Последний раз на киноэкранах она появилась в 1964, а 13 февраля 1968 года Мэй Марш скончалась от сердечного приступа в небольшом городке Хэрмоза-Бич, штат Калифорния, США. За вклад в кино она удостоена звезды на Голливудской аллее славы.

Dietrich_v._Choltitz (466x700, 155Kb)
1894
Дитрих фон Хольтиц (немецкое имя — Dietrich von Choltitz)
германский генерал от инфантерии. Известен как последний немецкий комендант Парижа, отказавшийся выполнить приказ Гитлера сравнять город с землёй и уничтожить основные достопримечательности (включая Эйфелеву башню). За это его нередко называли спасителем Парижа. В октябре 1944 года, находясь в плену в Англии, в записанном без его ведома разговоре признал свою ответственность за уничтожение евреев в СССР во время Второй мировой войны.
Военная карьера
Фон Хольтиц оказался в армии за несколько месяцев до начала Первой мировой войны, во время которой начал своё восхождение по служебной лестнице. Затем служил Веймарской республике. Во время Второй мировой войны первым его сражением стала Польская кампания вермахта, затем Битва за Роттердам в 1940 году, во время которой подчинённые фон Хольтица должны были овладеть ключевыми мостами. Затем он принимал участие в операции «Барбаросса», кровавом сражении под Севастополем (в котором его войска понесли большие потери, а сам Дитрих был ранен) и Курской битве. В марте 1944 года переведён в Италию, где участвовал в противодействии Анцио-Нетуннской операции союзников. С июня 1944 года сражался на Западном фронте во Франции, где возглавил LXXXIV армейский корпус и пытался помешать наступлению союзников.
Комендант Парижа
1 августа 1944 года он был произведён в генералы от инфантерии, а уже 7 августа — в военные губернаторы Парижа. Фон Хольтиц получил приказы Гитлера уничтожить все исторические и религиозные здания в городе. Позднее он говорил, что не выполнил этих распоряжений, так как в этом не было никакого военного смысла, Париж он полюбил, а самого фюрера к тому времени считал безумцем. 15 августа началась забастовка парижской полиции. Через несколько дней комендант сначала подписал перемирие и прекращение огня, проигнорированные, впрочем, некоторыми группами Сопротивления, а затем сдался 25 августа Свободной Франции.
Trent_Park_Camp,_deutsche_Offiziere (700x475, 79Kb)
Фон Хольтиц (стоит слева) в плену в Трент-Парке, Англия
После войны
Содержался сначала в Англии, затем в США. В 1947 году освобождён союзниками. В 1951 году написал мемуары. После войны, в 1956 году, он посетил свою бывшую ставку в парижском отеле. Скончался через десять лет после этого от продолжительной болезни в Баден-Бадене, в Западной Германии, 4 ноября 1966 года. На похоронах генерала присутствовали французские офицеры высокого ранга. Награды: Железный крест (1914) II и I классов (Королевство Пруссия); Военный орден Святого Генриха рыцарский крест (26 декабря 1917) (Королевство Саксония); Орден Альбрехта рыцарский крест II класса с мечами (Королевство Саксония); Орден Заслуг рыцарский крест II класса с мечами (Королевство Саксония); Нагрудный знак «За ранение» (1918) в серебре (Германская империя); Почётный крест Первой мировой войны 1914/1918 с мечами (1934); Медаль «В память 1 октября 1938 года» с пряжкой «Пражский замок»; Медаль «За выслугу лет в вермахте» с IV по I классы; Пряжка к Железному кресту (1939) II и I классов; Нагрудный знак «За ранение» (1939) в золоте; Нагрудный штурмовой пехотный знак; Рыцарский крест Железного креста (18 мая 1940); Немецкий крест в золоте (8 февраля 1942); Крымский щит (июль 1942); Орден Звезды Румынии большой офицерский крест с мечами (февраль 1943) (Королевство Румыния); Орден Михая Храброго III класса (май 1943) (Королевство Румыния).
В культуре: «Горит ли Париж?» — франко-американский фильм 1966 года; «Дипломатия» — франко-немецкий фильм 2014 года; Secrets of the Dead: Bugging Hitler's Soldier's — документальный фильм; «Commandos 2: Men of Courage» — миссия «Париж горит?». Библиография: Хольтиц, Дитрих фон Солдатский долг: воспоминания генерала вермахта о войне на западе и востоке Европы, 1939-1945 / Дитрих фон Хольтиц ; [перевод с немецкого В.Е.Климанова]. - Москва : Центрполиграф, cop. 2015. - 285, страниц : иллюстрации; 21 см. - (За линией фронта. Мемуары).; ISBN 978-5-9524-5160-5 : 2500 экземпляров. Литература: Fellgiebel, Walther-Peer. Die Träger des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939–1945 — Die Inhaber der höchsten Auszeichnung des Zweiten Weltkrieges aller Wehrmachtteile (нем.). — Friedberg, Germany: Podzun-Pallas, 2000. — ISBN 978-3-7909-0284-6; Patzwall, Klaus D.; Scherzer, Veit. Das Deutsche Kreuz 1941 – 1945 Geschichte und Inhaber Band II (нем.). — Norderstedt, Germany: Verlag Klaus D. Patzwall, 2001. — ISBN 978-3-931533-45-8; Scherzer, Veit. Die Ritterkreuzträger 1939–1945 Die Inhaber des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939 von Heer, Luftwaffe, Kriegsmarine, Waffen-SS, Volkssturm sowie mit Deutschland verbündeter Streitkräfte nach den Unterlagen des Bundesarchives (нем.). — Jena, Germany: Scherzers Miltaer-Verlag, 2007. — ISBN 978-3-938845-17-2; Thomas, Franz; Wegmann, Günter. Die Ritterkreuzträger der Deutschen Wehrmacht 1939–1945 Teil III: Infanterie Band 4: C–Dow (нем.). — Osnabrück, Germany: Biblio-Verlag, 1998. — ISBN 978-3-7648-2534-8.

Ralph_Canine (544x700, 365Kb)
1895
Ральф Джулиан Канин (Ralph Julian Canine)
американский военный деятель, генерал-лейтенант, первый директор Агентства национальной безопасности США (1952—1956).
Родился в городе Флора, штат Индиана, США, в семье директора местной школы. Получил медицинское образование в Северо-западном университете, после чего участвовал в Первой мировой войне в звании младшего лейтенанта. Служил в армии на различных должностях во Франции, и после окончания войны остался на военной службе. Во время Второй мировой войны служил начальником штаба XII корпуса, входившего в состав Третьей армии Джорджа Паттона во время боевых действий во Франции в 1944. После войны был назначен командиром Первой пехотной дивизии — одна из наиболее престижных должностей в американской армии. В 1951 году Ральф Канин стал директором «Агентства безопасности вооруженных сил» (AFSA). Через год, в 1952 году, после создания Агентства национальной безопасности, стал его первым директором и находился в этой должности до 1956 года. Скоропостижно скончался от легочной эмболии 8 марта 1969 года, похоронен на Арлингтонском национальном кладбище. В 1999 году его имя было увековечно в Зале Славы Агентства национальной безопасности.

Uray_Tivadar0 (477x700, 186Kb)
1895
Тивадар Ураи (венгерское имя — Tivadar Uray)
венгерский актер. Народный артист Венгрии (1954). Родился в городе Мункач, Венгерское королевство, Австро-Венгрия (ныне Мукачево, Украина). Окончил театральное училище при Объединении артистов. В 1916 г. начал сценическую деятельность. С 1917 г. – актер Национального театра, с 1945 г. – Театра имени Мадача. Один из видных деятелей венгерского театрального искусства. С 1917 г. снимался в кино. В период «немого» кино сыграл роль великого венгерского поэта Ш.Петефи в одноименном фильме (1923). Снимался в фильмах: «Бедные богачи» (1938, М.Йокаи), «Земмельвейс» (1939, И.Земмельвейс), «Странный брак» (1951, по К.Миксату), «Эркель» (1952), «Восстало море» (1953), «Облава» (1958), «Случай с Мари Тоот и Ности» (1960), «Последняя вечеря» (1962) и др. Награжден премией имени Кошута (1955). Умер в родном городе 22 июня 1962 года.

KotovMI (499x700, 391Kb)
1896
Михаил Иванович Котов
советский ботаник-систематик, геоботаник, исследователь флоры сосудистых растений Украины, Закавказья, Сибири, Урала и других областей России. Заслуженный деятель науки Украинской ССР (1969) и Заслуженный деятель науки БАССР (1967), Лауреат Сталинской премии (1951) и Государственной премии Украинской ССР в области науки и техники (1969), профессор, доктор биологических наук. Родился в городе Задонск, Воронежская губерния, Российская империя. Среднее образование получил в 3-й Харьковской мужской гимназии. 1917—1922 гг. — студент Харьковского университета, физико-математический факультет, одновременно лектор курсов Наробраза и Дорпрофсоюза. 1920—1922 гг. — служба в Красной Армии. 1922—1927 гг. — специалист-геоботаник Наркомзема Украинской ССР. 1923—1926 гг. — аспирант кафедры ботаники Харьковского института народного просвещения. 1927—1930 гг. — научный сотрудник кафедры ботаники Наркомпроса. 1931—1938 гг. — заведующий отделом дикорастущих растений Института прикладной ботаники. 1938—1941 гг. — старший научный сотрудник Института ботаники Академии Наук Украины. 1941—1943 гг. — заведующий отделом высших растений Института ботаники Академии Наук Украинской ССР (город Уфа, город Москва). 1943 г. — профессор по специальности систематика и география растений и геоботаника. 1943—1972 гг. — заведующий отделом систематики высших растений Института ботаники Академии Наук Украинской ССР. 1972—1978 гг. — старший научный сотрудник-консультант отдела систематики высших растений Института ботаники Академии Наук Украинской ССР. Умер в городе Киев, Украинская ССР, СССР, 25 августа 1978 года.
Награды и премии: Орден Ленина; Орден «Знак Почёта»; Сталинская премия III степени — 1952; Заслуженный деятель науки Украинской ССР; Заслуженный деятель науки Башкирской АССР.
Научная деятельность
Виды, описанные М.И.Котовым
Screenshot 2025-10-13 at 17-19-50 Котов Михаил Иванович — Википедия (700x264, 123Kb)
Виды, названные в честь М.И.Котова
Высшие растения: Asperula kotovii Klokov; Herniaria kotovii Klokov; Medicago kotovii Wissjul; Polygonum kotovii Klokov; Agrotrigia kotovii Tzvelev; Alyssum kotovii Iljinskaja; Elytrigia kotovii Dubovik; Euphorbia kotovii Klokov. Мхи: Bryum kotovii Lazarenko. Лишайники: Placodium kotovii Oxner; Xanthoanaptychia kotovii S.Kondr. и I.Kudratov. Источники: Михайло Іванович Котов: до 120-річчя від дня народження / Протопопова В. В., Ільїнська А. П. — Киев: Інститут ботаніки ім. М. Г. Холодного НАН України, 2016. — 76 страниц

Левман (506x700, 175Kb)
1896
Семён Семёнович Левман
советский шахматный композитор, литератор, переводчик. Родился в городе Витебск, Российская империя. Окончил Витебскую мужскую гимназию (1913), учился на юридическом факультете Московского университета (1914—1917). В 1919—1921 был заместителем председателя Витебского губсовпрофа, в 1922 году отозван в Москву на профсоюзную работу. С 1929 жил литературным трудом, член Союза писателей с 1934. Редактор шахматных отделов газет «Правда» и «Труд» (1920-е годы), задачного отдела журнала «64. Шахматы и шашки в рабочем клубе» (1924—1929, совместно с Л. Исаевым), член редколлегии сборников «Задачи и этюды» (1927—1929). Автор темы в задачной композиции, носящей его имя. Писатель. С 1923 опубликовал свыше 250 композиций разных жанров, преимущественно двух- и трёхходовые задачи. На конкурсах удостоен свыше 120 отличий, в том числе 85 призов (32 — первых). В двухходовку внёс ряд оригинальных предложений, в трёхходовке специализировался в составлении задач с правильными матами и острой стратегической игрой в стиле Э.Палькоски. В годы войны был в народном ополчении, затем литработником Всесоюзного радиокомитета, с января 1943 — корреспондентом армейской газеты (звание — капитан). Погиб на Сталинградском фронте 31 марта 1943 года.
Задачи
Screenshot 2023-10-29 at 07-58-23 Левман Семён Семёнович — Википедия (254x322, 21Kb)
1.g7 ~ 2.Kg6+ Ф:g6 3.f4#, 1. ... b5 2.Kd3+ Ф:d3 3.f4#, 1. ... С:g5 (Ке7) 2.Kg4+ (Kf7+) Kpf5 3.Се6#
Библиография: Шашечная задача. Москва, 1925; Современная шахматная задача. Москва, 1927; Оползень. Москва, 1931; Линия горизонта. Москва, 1932; Простые рассказы. Москва, 1938. Литература: Кофман Р. Проблемист, писатель // Шахматная композиция, 1974—1976. Москва, 1978. Страницы 91—104; Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 199. — 621 страница — 100 000 экземпляров — ISBN 5-85270-005-3.

Heidemann (525x700, 199Kb)
1896
Ханс Хансович Хейдеманн
деятель революционного движения Эстонии. Член Коммунистической партии с 1922. Родился в волости Таагепера, ныне село Таагепера Валгаского района Эстонии, в крестьянской семье. Во время 1-й мировой войны 1914-18 солдат царской армии, затем эстонской буржуазной армии; демобилизовавшись, работал бухгалтером. Вступил в Эстонскую независимую социалистическую рабочую партию (с 1922 партия поддерживала КП Эстонии). С 1922 член Центрального совета Всеэстонского союза рабочих союзов, председатель Тартуского центрального совета профсоюзов, Тартуского союза сельских рабочих. В 1923 избран во 2-е Государственное собрание, с трибуны которого вел революционную пропаганду. С 1924 на нелегальном положении, партийный организатор в Тартуском уезде, руководил подготовкой Перводекабрьского вооруженного восстания 1924. Арестован 18 сентября 1924; расстрелян по приговору суда в 8 км от Тарту на холме Инглимяги 29 августа 1925 года.
Память
В 1940–1941 и 1944–1991 годах улица Юлиуса Куперьянова носила имя Ханса Хейдеманна. Его имя также носила одна из типографий научной литературы в Тарту. Литература: Знаменосцы революции, том 1, Таллин, 1964; Советский энциклопедический словарь / Главный редактор А.М.Прохоров. — 4-е издание. — Москва: Советская энциклопедия, 1988. — Страница 1451; Знаменосцы революции, том 1. — Таллин, 1964.

1897
Мартин Виллемсон (Martin Villemson)
эстонский шахматист и издатель. Умер 22 июня 1933 года.

Yakiv_Kachura (533x700, 262Kb)
1897
Яков Демьянович Качура
украинский советский писатель и педагог. Родился в селе Юрковка,Подольская губерния, Российская империя, которое теперь относится к Тульчинскому району Винницкой области Украины. Участвовал в Первой мировой войне. Работал сельским учителем в 1918—1922 годах. Начал печататься с 1923 года. В 1925 году закончил Киевский институт народного образования. Входил в организацию крестьянских писателей «Плуг» и Всеукраинский союз пролетарских писателей. Участвовал в Великой Отечественной войне. Писал очерки о фронтовой жизни. В мае 1942 года попал в плен к немцам после боёв под станцией Лозовая. Содержался в концентрационном лагере под Днепропетровском, где силами пленных строилась шоссейная дорога. Качура читал узникам стихи Тараса Шевченко, Ивана Франко и Павла Тычины, что заметил надзиратель и после чего его перевели в Сталино в концентрационный лагерь строгого режима, организованный в здании дворца культуры имени В.И.Ленина, где он погиб в октябре 1943 года.
Творчество
В своём творчестве Яков Демьянович обращался к темам: Гражданской войны в России и Первой мировой войны «Чад» (роман, 1928); жизни донецких шахтёров и металлургов «Ольга» (роман, 1931); Национально-освободительной войне украинского народа против господства польской шляхты 1648—1654 годов «Иван Богун» (повесть, 1940); жизни колхозников «Счастье» (сборник рассказов, 1940).
Yakiv_Kachuraдоска (700x466, 343Kb)
Мемориальная доска на здании ДК металлургов
Память
Личный архив писателя хранился в ИЛ АН УССР (фонд 51, 116 единиц хранения, 1941—1943). В 1977 году на родине писателя, в селе Юрковка был открыт памятник работы скульптора М.П.Ковтуна. В Донецке на здании дворца культуры металлургов, где размещался концлагерь установлена мемориальная доска.
Произведения: «Две силы» (1925, рассказ); «История одного коллектива» (1925, сборник рассказов); «Без хлеба» (1927, сборник рассказов); «Нарушенная присяга» (1928); «Чад» (1928); «Похороны» (1929); «Ольга» (1931); «Иван Богун» (1940); «Счастье» (1940, сборник рассказов).
Библиография
Публикации Качуры: Вибранi твори, тома 1—2, Киев, 1958; Качура Я.. Люди й факти: Оповідання. — [К.] : ЛІМ, 1934. — 288 страниц; Качура Я.. Люди й факти: Оповідання. — Бумага меловая : ЛІМ, 1934. — 288 страниц; Качура Я.. Ольга. — Х. ; К. : Література і мистецтво, 1931. — 293 страницы; Качура Яків Дем’янович. Зламана присяга: Оповідання. — Х. : Держвидав України, 1928. — 187 страниц; Качура Яків Дем’янович. Чад: Роман. — Х. : Книгоспілка, 1929. — 188 страниц. Публикации о Качуре: История украинской советской литературы, Киев, 1965; Буряк Б. С., Яків Качура. Життя i творчість, К., 1962.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 9 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»