• Авторизация


8 ноября родились... 09-11-2025 08:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Hermann_Weyl (675x700, 185Kb)
1885
Герман Клаус Гуго Вейль [Вайль] (немецкое имя — Hermann Klaus Hugo Weyl)
немецкий математик и физик-теоретик. Лауреат премии Лобачевского (1927). Родился в маленьком городке Эльмсхорн (недалеко от Гамбурга), Шлезвиг-Гольштейн, Германская империя. Посещал гимназию Кристианиум в Альтоне. Его отец, Людвиг Вейль, был управляющим банка; мать, Анна Вейл (урожденная Дик), происходила из богатой семьи. В 1904 году поступил в Гёттингенский университет, где стал учеником Д.Гильберта. В 1908 году закончил обучение, защитил диссертацию и пять лет преподавал в университете. В 1913—1930 годах был профессором Высшей технической школы Цюриха и здесь он познакомился с Эйнштейном. Вейль, который и раньше серьёзно интересовался физическими проблемами, стал одним из первых активных сторонников общей теории относительности, он читал курс лекций по новой теории тяготения и размышлял над возможностью её дальнейшего развития. Эти размышления он изложил в своей нашумевшей книге «Пространство, время, материя» (1918 год), которая в 1927 году получила международную премию имени Н.И.Лобачевского.
[417x698]
В период 1913—1923 годов Вейль опубликовал пять книг и 40 статей по математике и физике, в том числе топологии, теории чисел, математической логике, теории дифференциальных уравнений, дифференциальной геометрии, вопросам распространения электромагнитных волн, общей теории относительности, статистической физике, вопросам обоснования математики и философии науки. Вейль участвует в обсуждении и развитии основ квантовой механики, одним из этапов этого процесса стала его книга «Теория групп и квантовая механика» с общей теорией симметрии, вскоре оказавшейся полезной в квантовой теории поля и атомной физике. В 1930 году Вейль по рекомендации уходящего в отставку Гильберта вернулся в Гёттинген в качестве преемника своего учителя. В 1933 году, после прихода к власти нацистов, Вейль, жена которого — философ-феноменолог Хелена Йозеф (1893—1948) — была еврейкой, эмигрировал в США, работал в Принстонском Институте перспективных исследований. В 1951 году вышел в отставку и вернулся в Цюрих. В ноябре 1955 года научная общественность мира отметила 70-летие Вейля. Умер в городе Цюрих, Швейцария, 8 декабря 1955.
Научная деятельность
Труды посвящены тригонометрическим рядам и рядам по ортогональным функциям, теории функций комплексного переменного, дифференциальным и интегральным уравнениям. Ввёл в теорию чисел т. н. «Суммы Вейля». Наиболее значительны работы Вейля по алгебре (в области теории непрерывных групп, их представлений и инвариантов) и теории функций комплексного переменного (где его книга (1913) «Идея римановой поверхности» (Die Idee der Riemannschen Fläche) стала классической — впервые было совершенно строго определено понятие римановой поверхности, которое немедленно можно было распространить на любое многообразие). Труды Вейля по прикладной линейной алгебре имели значение для последующего создания математического программирования, а работы в области математической логики и оснований математики до сих пор вызывают интерес. В своей философии Вейль принадлежал к сторонникам т. н. интуиционизма, по своим взглядам он был близок к Пуанкаре и Брауэру. В теории чисел известны суммы Вейля, получившие большое значение в аддитивной теории чисел. Большое значение имеют труды в области математической физики, где он вскоре после создания А. Эйнштейном общей теории относительности стал заниматься единой теорией поля. Хотя объединить тяготение и электромагнетизм не удалось, его теория калибровочной инвариантности приобрела огромное значение. Также Вейль известен применением теории групп к квантовой механике, основанным на глубокой идее симметрии в физике. В 1918 г. предложил удобную систему аксиом для аффинного и евклидова точечного пространств (аксиоматика Вейля).
Память
В честь Германа Вейля в 1970 г. назван кратер на обратной стороне Луны. Ряд научных терминов получили название в честь учёного. Среди них: Дифферинтеграл Вейля; Тензор Вейля;Уравнение Вейля; Асимптотическая формула Вейля; Формула трубки Вейля.
Список произведений
Книги: Das Kontinuum: Kritische Untersuchungen über die Grundlagen der Analysis. — Leipzig: Verlag von Veit & Comp., 1918. — 83 p.; Континуум: Критические исследования по основаниям анализа // Математическое мышление. — Москва :Наука, 1989. — Страницы 3 93—168. — 400 страниц. — 28 000 экземпляров. — ISBN 5-02-013910-6; Handbuch der Philosophie / Ed. von A. Baeumler und M. Schröter. — München—Berlin: Druck; Verlag von R. Oldenbourg, 1926. — Vol. 2. Philosophie der Mathematik und Naturwissenschaft. — 162 p.; (сокращённое) Философия математики // О философии математики. — Москва.—Ленинград : ГТТИ, 1934. — Страницы 34—91. — 128 страниц. — 3000 экземпляров; Вейль Г. Алгебраическая теория чисел. Москва : Иностранная литература, 1947; Вейль Г. Классические группы. Их инварианты и представления. Москва: Иностранная литература, 1947; Вейль Г. Симметрия. Москва : Наука, 1968; Вейль Г. Полвека математики. Москва : Знание, 1969; Вейль Г. Избранные труды. Математика. Теоретическая физика. (Серия «Классики науки») Москва : Наука, 1984; Вейль Г. Теория групп и квантовая механика. Москва :Наука, 1986; Вейль Г. Пространство. Время. Материя. Лекции по общей теории относительности. Москва :Эдиториал УРСС, 2004. Статьи: Über die neue Grundlagenkrise der Mathematik // Mathematische Zeitschrift : журнал. — Springer, 1921. — Bd. 10. — S. 39—79. — ISSN 0025-587-4; О новом кризисе основ математики // О философии математики. — Москва—Ленинградд : ГТТИ, 1934. — Страницы 92—128. — 128 страниц. — 3000 экземпляров; Massentragheit und Kosmos. Ein Dialog // Die Naturwissenschaften : журнал. — Springer, 1924. — Bd. 12. — S. 197—204. — ISSN 0028-1042; Инерция и космос. Диалог // Математическое мышление. — Москва : Наука, 1989. — Страницы 170—182. — 400 страниц. — 28 000 экземпляров. — ISBN 5-02-013910-6; Die heutige Erkenntnislage in der Mathematik // Symposion : журнал. — Берлин, 1925. — Bd. 1. — S. 1—32; Современное состояние проблемы познания в математике // О философии математики. — Москва—Ленинград : ГТТИ, 1934. — Страницы 9—33. — 128 страниц. — 3000 экземпляров; Geometrie und Physik // Die Naturwissenschaften : журнал. — Springer, 1931. — Bd. 19. — S. 49—58. — ISSN 0028-1042; Геометрия и физика // Математическое мышление. — Москва : Наука, 1989. — Страницы 194—212. — 400 страниц. — 28 000 экземпляров. — ISBN 5-02-013910-6; Topologie und abstrakte Algebra als zwei Wege mathematischen Verstandnisses // Unterrichtsblätter für Mathematik und Naturwissenschaften : журнал. — Берлин: Otto Salle, 1932. — Bd. 38. — S. 177—178; Топология и абстрактная алгебра как два способа понимания в математике // Математическое мышление. — Москва : Наука, 1989. — Страницы 24—41. — 400 страниц. — 28 000 экземпляров. — ISBN 5-02-013910-6; The Mathematical Way of Thinking // Science : журнал. — Вашингтон: Амер. ассоциация содействия развитию науки, 1940. — Vol. 92. — P. 437—446. — ISSN 0036-8075; Математический способ мышления // Математическое мышление. — Москва : Наука, 1989. — Страницы 6—24. — 400 страниц. — 28 000 экземпляров. — ISBN 5-02-013910-6; Mathematics and Logic // American Mathematical Monthly : журнал. — Мат. ассоциация Америки, 1946. — Vol. 53, no. 1. — P. 2—13. — ISSN 0002-9890; Математика и логика // Математическое мышление. — Москва : Наука, 1989. — Страницы 78—92. — 400 страниц. — 28 000 экземпяров. — ISBN 5-02-013910-6; Relativity theory as a stimulus in mathematical research // Proceedings of the American Philosophical Society : журнал. — 1949. — Vol. 93, no. 7. — P. 535—541. — ISSN 0003-049X; Теория относительности как стимул математического исследования // Математическое мышление. — Москва : Наука, 1989. — Страницы 182—194. — 400 страниц. — 28 000 экземпляров. — ISBN 5-02-013910-6; Uber den Symbolismus der Mathematik und mathematischen Physik // Studium Generale : журнал. — Springer, 1954. — Bd. 6. — S. 219—228. — ISSN 0039-4149; О символизме математики и математической физики // Математическое мышление. — Москва : Наука, 1989. — Страницы 55—69. — 400 страниц. — 28 000 экземпляров. — ISBN 5-02-013910-6; Address on the unity of knowledge delivered at the Bicentennial Conference of Columbia University // Columbia University in the City of New York. Bicentennial Celebration. — N.Y.: Columbia University, 1954; Единство знания // Математическое мышление. — Москва : Наука, 1989. — Страницы 70—78. — 400 страниц. — 28 000 экземпляров. — ISBN 5-02-013910-6; Erkenntnis und Besinnung (Ein Lebensruckblick) // Studia Philosophica. Jahrbuch der Schweizerischen Philosophischen Gesellschaft : журнал. — Женева, 1955. — Bd. 15. — S. 153; Познание и осмысление (Воспоминание о пережитом) // Математическое мышление. — Москва : Наука, 1989. — Страницы 41—55. — 400 страниц. — 28 000 экземпляров. — ISBN 5-02-013910-6. Литература: Боголюбов А.Н. Вейль Герман // Математики. Механики. Биографический справочник. — Киев: Наукова думка, 1983. — 639 страниц; Визгин В.П., Томилин К.А. Вейль, Герман // Новая философская энциклопедия : в 4 томах. / председатель научно-редакционного совета В.С.Стёпин. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва : Мысль, 2010. — 2816 страниц; Элизабета Левин. Селестиальные близнецы. — Москва: Амрита-Русь, 2006. — 560 страниц. иллюстрации. ISBN 5-94355-445-9. — Страницы 364—403; Панов В.Ф. Математика древняя и юная. — Издание 2-е, исправленное. — Москва : МГТУ имени Баумана, 2006. — Страницы 330—332. — 648 страниц. — ISBN 5-7038-2890-2; Храмов Ю.А. Вейль Герман Клаус Хуго // Физики : Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное. — Москва : Наука, 1983. — Страница 58. — 400 страниц. — 200 000 экземпляров; Яглом И.М. Герман Вейль. Москва : Знание, 1967, 48 страниц.

[455x700]
1885
Теодор Франц Эдуард Калуза (немецкое имя — Theodor Franz Eduard Kaluza)
немецкий учёный, член Венгерской Академии Наук, предложивший ввести в математическую физику пятое измерение, послужившее основой для теории Калуцы — Клейна. Калуца родился в маленьком силезском городе Ратибор, принадлежавшем тогда Германии (ныне — польский Рацибуж в 80 км к юго-западу от Катовице). Отец Калуцы был известным лингвистом, чьи работы по фонетике немецкого языка и по анализу стихов Чосера пользовались большой популярностью у современников. Благодаря влиянию отца, Калуца стал редким знатоком лингвистики, изучив 15 языков, включая древнееврейский, арабский, венгерский, и литовский. На всю жизнь у него сохранился интерес к языкам, литературе и философии. В 18 лет Калуца поехал учиться в Кёнигсберг, город Канта. В Кёнигсбергском университете, гордившемся своей математической школой, Калуца проучился на математическом факультете с 1903 по 1908 год. В 1909 году он защитил докторскую диссертацию по теме преобразований Чирнгауза и получил пост приват-доцента. В апреле 1919 года Калуце удалось посредством введения «свернувшегося» пятого измерения доказать возможность объединить уравнения электромагнетизма и гравитации в обычном 4-мерном пространстве. Кроме теории пятимерного пространства и общей теории относительности, Калуца публиковал статьи как по чистой математике, так и по вопросам математической физики; он занимался построениями моделей атомного ядра и общими вопросами энергетики. В 1929 году Калуца получил пост профессора в Киле. В 1933 году он получил ставку профессора в Гёттингене, где проработал до смерти. Калуца скоропостижно скончался в Гёттингене 19 января 1954 года, за два месяца до получения звания «профессор-эмеритус».
Теория Калуцы—Клейна
В 1918 году немецкий математик Герман Вейль предпринял попытку создать первую единую теорию поля, или теорию всего, в которой электромагнитное и гравитационное поля являлись бы геометрическими свойствами временного пространства. Математически и эстетически эта теория была настолько элегантна, что Эйнштейн сразу же увлекся ею. Тем не менее, в том же году выяснилось, что в этой теории были существенные пробелы. Плененный красотой идей Вейля, Калуца решился предложить свой оригинальный подход к единой теории поля. В апреле 1919 году Калуце удалось посредством введения «свернувшегося» пятого измерения доказать возможность объединить уравнения электромагнетизма и гравитации в обычном 4-хмерном пространстве. Таким образом, Калуца пришел к выводу, что в 5-мерном пространстве гравитация и электромагнетизм едины.
[472x700]
Калуца изложил свою теорию в письме к Эйнштейну, и тот посоветовал ему продолжить занятия этой темой. У Калуцы не было никаких доказательств того, что мир является 5-мерным, но инстинкт подсказывал Эйнштейну, что красота его математических выкладок могла свидетельствовать об их верности. В конце концов, Эйнштейн подал статью Калуцы (нем. Zum Unitätsproblem der Physik) в Прусскую академию наук в 1921 году, и сам опубликовал работу о 5-мерном методе. Современники отнеслись к теории Калуцы как к математическому упражнению, лишенному физического смысла. Вскоре и Эйнштейну пришлось разочароваться в этой теории, потому что электрону в ней места не нашлось. В 1926 году теория Калуцы была расширена шведским физиком Оскаром Клейном и стала известна под названием теории Калуцы-Клейна. Эйнштейн вернулся к ней в 1930 году, но и на сей раз его попытки создать теорию всего оказались безуспешными. Большинство физиков скептически отнеслись к Калуце. Его теории более 50 лет пролежали в забвении на пыльных полках истории математики. До 1980-х годов они казались лишь странным математическим казусом, пока Майкл Грин и Джон Шварц не показали, что теория суперструн способна объединить как гравитацию с электромагнетизмом, так и сильные и слабые взаимодействия. Эта теория оперирует 10-мерным пространством, притом, что 6 «лишних» измерений считаются «свернутыми». Таким образом, теория Калуцы-Клейна заново возродилась. Эта судьба теории, сначала отвергнутой и высмеянной, а затем пересмотренной и возродившейся, была описана в исправленном издании книги «The New Ambidextrous Universe», написанной популяризатором науки Мартином Гарднером. Литература: Kaluza T. "Zum Unitätsproblem der Physik" Sitzungsberichte Preußische Akademie der Wissenschaften 966–972 (1921); Храмов Ю.А. Калуца Теодор Франц Эдуард (Kaluza Theodor Franz Eduard) // Физики: Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва: Наука, 1983. — Страница 124. — 400 страниц — 200 000 экземпляров (в переплёте)

Манжара (490x700, 122Kb)
1885
Дмитрий Иванович Манжара
участник революционного движения в Туркестане. Один из руководителей подавления «Осиповского мятежа» в Ташкенте в январе 1919 года. Советский и партийный деятель Узбекистана. Дмитрий Иванович Манжара родился в городе Белополье, Харьковская губерния, Российская империя, в семье железнодорожника. Окончил один класс городского училища. Работал подручным слесаря, затем слесарем на различных предприятиях юга России. Участвовал в работе социал-демократических кружков города Белополья. С 1909 года Д.И.Манжара стал работать слесарем Главных железнодорожных мастерских Ташкента и вести пропагандистскую работу в нелегальном социал-демократическом кружке. За революционную пропаганду был арестован и сослан в Иркутскую губернию. В 1917 году Д.И.Манжара вступил в члены ВКП(б) и был избран председателем «Союза рабочих» Бородинских мастерских, членом Ташкентского совета. В сентябре 1917 года он был одним из руководителей забастовки ташкентских железнодорожников. Во время вооружённого восстания в Ташкенте в октябре 1917 года Д.И.Манжара в составе отряда Красной гвардии участвовал в уличных боях в Ташкенте. С 1918 года Д.И.Манжара являлся председателем райкома профсоюза железнодорожников в Ташкенте, членом ТурЦИКа, членом Ташкентского горкома Коммунистической партии Туркестана и членом Ташгорисполкома. В 1918 году он являлся комиссаром «коммунистической роты», воевавшей на Актюбинском фронте. В январе 1919 он являлся одним из активных участник подавления «Осиповского мятежа» в Ташкенте. С января 1919 года Д.И.Манжара был заместителем председателя Временного Реввоенсовета Туркестанской АССР и секретарь Третьего Железнодорожного райкома Коммунистической партии Туркестана в Ташкенте. С 1922 года — 2-й секретарь ЦК Коммунистической партии Туркестана, секретарь Туркбюро ВЦСПС, нарком РКИ Туркестана. С 1924 года Д.И.Манжара стал уполномоченным Центральной Контрольной Комиссии ВКП(б) — Наркомата РКИ СССР по Средней Азии. В 1930-х — 1934 годах он был уполномоченным Центральной Контрольной Комиссии ВКП(б) — Наркомата РКИ СССР по Узбекской ССР. В 1933—1937 годах — заместитель председателя ЦИК Узбекской ССР. С 13 марта по 26 сентября 1934 Д.И.Манжара являлся председателем ЦК МОПР Узбекистана. С 22 марта 1934 года Д.И.Манжара работал ответственным редактором журнала «Советское строительство и право». С 28 апреля 1934 года являлся заместителем председателя Центральной юбилейной комиссии по подготовке празднования 10-летия Узбекской ССР. С 11 октября 1934 года он работал председателем Центризбиркома УзССР. В 1937 году Д.И.Манжара был уполномоченным Комиссии партийного контроля ЦК ВКП(б) по Узбекской ССР. В 1937 году он был избран заместителем председателя Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. В 1924—1934 годах член Центральной контрольной комиссии ВКП(б), в 1925—1927 годах кандидат в члены Президиума ЦКК ВКП(б). Д.И.Манжара был делегатом 13, 14, 15, 16 и 17-го съездов ВКП(б). Избирался членом ЦК КП Узбекистана. 5 сентября 1937 года Исполнительное бюро ЦК Коммунистической партии Узбекистана постановило «Исключить Манжару Д. как врага народа из рядов партии, пленума и бюро ЦК. Снять с заместителя председателя ЦИК». 28 марта 1938 года Д.И.Манжара стоял 66 номером в утверждённом членами политбюро ЦК ВКП(б) представленным НКВД СССР списке лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного Суда СССР и рекомендованных к наказанию по 1-й категории. Награды: Орден Красного Знамени; Орден Трудового Красного Знамени; Почетная грамота РВС Туркестанского фронта.
Семья
Д.И.Манжара был женат и имел сына Николая, который жил в Ташкенте.
Литературное творчество
Д.И.Манжара автор ряда книг и научно-исторических исследований — «Революционное движение в Средней Азии. 1905—1920-е годы», «Борьба за власть Советов».

Nestor(Anisimov) (466x700, 184Kb)
1885
Нестор (в миру — Николай Александрович Анисимов)
епископ Русской православной церкви, митрополит Кировоградский и Николаевский. Миссионер на Камчатке. Родился в городе Вятка, Российская империя, в семье военного чиновника Свияжского полка, статского советника Александра Александровича Анисимова и Антонины Евлампиевны, дочери протоиерея, настоятеля церкви вятского Ахтырского кладбища. Наиболее сильное религиозное потрясение ожидало Николая Анисимова летом 1904 года. После перехода в выпускной класс Казанского реального училища Николай, как обычно, приехал с семьёй на каникулы к бабушке в Вятку. Тяжело заболела его мама. Болезнь печени, по мнению медиков, была неизлечимой: «Мы сделали всё, что могли, пусть Всемогущий сделает больше, так как врач лечит, а Господь излечивает». В это время по милости Божией в Вятку приехал протоиерей Иоанн Сергиев, которого уже в то время народ называл «Всероссийским батюшкой Кронштадтским». На встречу приехало огромное количество богомольцев из ближайших уездных городов и деревень. С трудом Николаю удалось пробиться через толпу к батюшке. Волнуясь, он сообщил отцу Иоанну о смертельной болезни матери. Батюшка спросил её имя, перекрестился и сказал: «Дай Бог ей здоровья!». Тем не менее, состояние больной ухудшалось, и близкие с минуты на минуту ожидали её кончины. Спустя некоторое время Николаю сообщили, что отец Иоанн направляется в их дом. «Ну, вот видишь, я приехал к твоей маме. Будем молиться, и Господь Бог вернёт ей здоровье!» — сказал он Николаю. К началу молебна верующие заполнили не только зал, в который на кровати вынесли больную, но и прилегающие к нему комнаты, двор и улицу. В воспоминаниях владыка Нестор писал: «Отец Иоанн положил ей на голову свой наперсный крест, прочитал молитву и пригласил всех нас молиться о болящей, а у отца осведомился, чем больна мама. Затем, встав на колени перед столиком с Евангелием и крестом, отец Иоанн громогласно, дерзновенно просил Бога исцелить болящую.
— Ради её детей, Господи, — возглашал он, — яви Твою Божественную милость, пощади рабу Твою Антонину, верни ей жизненные силы и здоровье, прости ей все грехи и немощи! Ты, Господи, обещал просящим исполнить и дать просимое. Услыши же нас, Тебя молящих, и даруй здоровье болящей рабе Твоей Антонине!
Отец Иоанн произносил эти слова, обращённые к Богу, с совершенной уверенностью в милости Всевышнего. По окончании молебна он снова подошёл к матери, благословил её и сказал твёрдо, повелительным тоном:
— Сейчас же позвать священника, он причастит больную, и она с Божией помощью будет здорова!
…Когда мы, домашние, проводив отца Иоанна, вернулись к маме, она лежала как преображенная. Кто-то из нас спросил, сознаёт ли она, что сейчас произошло. Мама чуть слышно прошептала: „Оставьте меня одну!..“.
Мы выполнили её просьбу, к тому же пришёл вызванный мной священник. Мы простились с мамой и вышли, а когда после её исповеди вернулись к причастию, увидели с радостью, что она сидит на кровати, а после приобщения Святых Тайн мама спокойно встала. На следующий день она уже не ложилась и быстро начала поправляться. После этого знаменательного для всей нашей семьи события мама прожила ещё около тридцати четырёх лет… Во мне же, юноше, случай плодотворной силы веры и молитвы ускорил процесс духовного роста, укрепил стремление посвятить свою жизнь Богу и служению на пользу страждущим».
Окончил Казанское реальное училище (1905), миссионерские курсы при Казанской духовной академии по калмыцко-монгольскому отделению.
Камчатский миссионер
Был послушником Казанского Спасского монастыря. 17 апреля 1907 года пострижен в монашество с именем Нестор в честь Святого преподобного Нестора Летописца, 6 мая 1907 года рукоположён во иеродиакона, 9 мая 1907 года — во иеромонаха. С мая 1907 года настоятель Спасского храма в городе Гижигинск Приморской области, миссионер 11-го благочиннического округа, начальник Корякской духовной миссии. Лечил и обучал грамоте местных жителей грамоте, прививал им навыки гигиены. Написал «Молитву на лов рыбы, на освящение рыбы, рыбных снастей и мрежей», утверждённую Святейшим Синодом в 1910 году. Выдвинул проект создания Камчатского православного братства, которое должно было заняться материальным обеспечением миссионерской и просветительской деятельности в регионе. В начале 1910 года, получив благословение правящего архиерея, владыки Евсевия (Никольского), отправился в Петербург, где его проект был негативно встречен обер-прокурором Святейшего Синода С.М.Лукьяновым. Проявив энергию и инициативу, смог заручиться поддержкой императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, а также депутатов Государственной думы. В результате Камчатское православное братство под официальным покровительством цесаревича Алексея Николаевича было открыто уже в сентябре 1910 года — с центром во Владивостоке и отделениями в Петербурге, Москве, Киеве и других городах. В 1910—1917 годы на средства братства на Камчатке были построены десятки учреждений: церкви, часовни, школы, приюты, больницы, лепрозорий и амбулатории. Деревянные здания строились во Владивостоке, а затем в разобранном виде сплавлялись на пароходах на Камчатку, где собирались. На братские средства была организована община сестёр милосердия. В Петропавловске при содействии братства были открыты второклассная учительская школа и высшее начальное училище. Изучил корякский и, отчасти, тунгусский языки, перевёл на корякский язык Божественную литургию, частично Евангелие, составил словарь и разговорные вопросы и ответы. На тунгусский язык перевёл молитву Господню «Отче наш», заповеди Моисея и заповеди Блаженства. Многие называли его «Апостолом Камчатки». С 1912 года начальник Камчатской духовной миссии, член Петропавловского отделения Владивостокского епархиального училищного совета. В 1914 году возведён в сан игумена.
В годы Первой мировой войны
В 1914 году добровольно отправился на фронт Первой мировой войны в качестве священника лейб-гвардии Драгунского полка, организовал санитарный отряд «Первая помощь под огнём врага» и руководил им на передовых позициях. Во время одного из боёв участвовал в наступлении с крестом в руке под сильным огнём противника. Был награждён наперсным крестом на Георгиевской ленте, орденами Святого Владимира III степени с мечами, Святой Анны II и III степеней с мечами. С 1915 года — архимандрит, был отозван с фронта и продолжил свою миссию на Камчатке. В августе 1916 года император Николай II утвердил доклад Святейшего синода об учреждении кафедры викарного епископа в Камчатской области и назначении архимандрита Нестора епископом Петропавловским, викарием Владивостокской епархии.
16 октября 1916 года рукоположён во Владивостоке во епископа Камчатского и Петропавловского.
Деятельность в годы революции и гражданской войны
В 1917—1918 годах член Поместного собора Православной российской церкви, участвовал во всех трёх сессиях, член Комиссии по фотографированию и описанию повреждений Кремля, II, III, V, IX, XI отделов. Во время боёв в Москве между большевиками и юнкерами оказывал помощь раненым на московских улицах. Написал брошюру «Расстрел Московского Кремля», содержавшую описание ущерба, нанесённого Кремлю вооружёнными красногвардейцами во время революционных событий 1917 года. В ночь на 1 марта 1918 года отрядом красноармейцев был арестован в Москве без предъявления обвинения и помещён в Александровское военное училище, затем переведён в Таганскую тюрьму. Однако начальник тюрьмы отказался принять архиерея. 2 марта Поместный собор в своей специальной резолюции выразил «глубочайшее негодование по случаю насилия над Церковью», потребовал «немедленного освобождения Преосвященного узника» и решил оповестить жителей Москвы об аресте владыки. Вечером 2 марта епископ Нестор был переведён из тюрьмы в Новоспасский монастырь, где пребывал со 2 по 25 марта под домашним арестом. Об том писала газета «Утро России»: «Грязная, узкая лестница в самом заднем углу монастырского двора ведет в келью епископа, похожую на дешевенький номер грязного постоялого двора. На обитой какой то дерюгой двери сделана от руки „визитная карточка“: „Епископ Нестор Камчатский, заключенный“. В комнате всей мебели только маленький кухонный столик, клеенчатый диван и в углу икона. „Тяжело, тоскливо, — говорит епископ Нестор. — Тяжело то, что пришлось перенести, и не менее угнетает и то, что приходится переносить теперь: угнетает бездействие, лишение возможности работать. Пришлось оставить научные занятия, бросить на произвол судьбы коллекции с Камчатки. Скучаю по соборной работе. Большое лишение для меня и то, что я не могу больше проповедовать. Уста замкнуты. Правда, мне здесь разрешено совершать богослужение, но живого общения с верующими я лишён. Немыслимо что-нибудь говорить теперь, в моем положении подследственного арестанта“. — „Что вы считаете причиной ареста?“ — „Причин нет. Я не политик, я всего только церковник, болевший душою об унижении Церкви и не скрывавший этого“». 12 марта владыка был освобождён полностью и принял участие в дальнейшей работе Поместного собора. В 1918 году покинул Москву, выехал в Петроград, а оттуда в Киев, с посланием Патриарха Тихона к митрополиту Антонию (Храповицкому) и к Патриархам Александрийскому и Иерусалимскому. Передал генералу Келлеру шейную икону Божией Матери «Державную» и просфору от патриарха Тихона. После расстрела Келлера петлюровцами нашёл его тело и тела расстрелянных вместе с ним офицеров в морге анатомического театра и похоронил их под чужими именами в Покровском монастыре. В 1919 году после кругосветного путешествия возвратился на Камчатку, в сентябре прибыл в Омск, где неоднократно заявлял в интервью сибирским газетам о переданном им Верховному правителю России адмиралу Колчаку и православным жителям Сибири «благословение Патриарха Тихона с призывом объединяться против большевиков и копию чудотворного образа Святителя Николая с кремлёвских ворот». Активно поддерживал Белое движение, выступал с проповедями в православных храмах Омска и других сибирских городов, призывая к «крестовому походу» против большевизма.
Эмигрант
В конце 1919 года выехал на Камчатку, в 1920 году после утверждения в Петропавловске советской власти переехал в японский город Цуруга. В Харбине встречал тела алапаевских мучеников, вывозимых из России в Пекин. В 1921 году создал Камчатское подворье в Харбине, где организовал Дом милосердия и трудолюбия. Летом 1921 года во Владивостоке при его поддержке возникла первая монархическая организация «Царь и народ» (позднее «Вера, царь и народ»). В 1922 году ненадолго вернулся во Владивосток, участвовал в работе Приамурского земского собора, но вскоре был вновь вынужден эмигрировать. 6 сентября 1922 года направил телеграмму Высшему Церковному Управлению Заграницей прошение о создании самостоятельной Камчаткой епархии: «Согласно Патриаршего указа 1920 года за № 362 совещание епископов Михаила, Мефодия, Мелетия, Нестора постановило выделить Камчасткую епархию в самостоятельную с присоединением Охотского уезда, входящего в состав Камчатской области. Назначить Охотским викарием с пострижением в монашество <…> протоиерея Даниила Шерстенникова, служившего много лет камчатским кафедральным благочинным, любимого населением, в личной жизни подвижника». 11 сентября того же года, Временный Архиерейский Синод РПЦЗ, рассмотрев данное прошение, постановил: «разрешить и благословить выделить Камчатскую область в самостоятельную епархию с присоединением Охотского уезда в качестве викариатства». В 1925 году организовал кружок ревнителей и сестричество, в 1927 году учредил Дом милосердия в пригороде Харбина, с 1931 году служил в Скорбященском храме при нём.
В 1933 году возведён в сан архиепископа. Несколько раз совершал паломничества в Святую землю. Указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и временного при нём Патриаршего Священного Синода О Карловацкой группе от 22 июня 1934 года № 50 был, в числе прочих «карловацких» епископов запрещён в священнослужении. Был инициатором строительства в Харбине в 1936 году Часовни-памятника Императору Николаю II и югославскому королю Александру I. В 1938 году член II Всезарубежного Церковного Собора, организатор Малабарской духовной миссии в Индии и основатель Братства во имя Святого апостола Фомы в Лондоне. В 1938 году посетил Индию по приглашению главы местной яковитской церкви, насчитывавшей около шестисот тысяч человек и возводившей свою историю к одному из учеников Христа, апостолу Фоме. Вёл переговоры о присоединении этих христиан к Русской православной церкви за границей. Этот проект не был реализован из-за начавшейся Второй мировой войны. В 1941 году награждён бриллиантовым крестом на клобук. Провел в Харбине Камчатские торжества в честь присоединения в 1643 году Камчатки к России, 200-летия основания Витусом Берингом Петропавловска-Камчатского, 100-летия со дня учреждения самостоятельной Камчатской епархии и 30-летия учреждения Камчатского православного братства. В 1945 году приветствовал в Харбине Красную армию. Посетивший Храбин в октябре-ноябре 1945 года епископ Елевферий (Воронцов) писал в своём докладе Патриарху Алексию I: «Архиепископ Нестор хотя и живёт в Харбине, но не участвует в управлении Харбинской епархии и редко приглашается на епископские совещания. Он является управляющим только учреждённым им „Домом Милосердия“, где имеется в его ведении храм во имя иконы Богоматери „Всех Скорбящих Радости“ с его причтом, приют для престарелых и хроников, приют для девочек-сирот, иконописная мастерская и свечное производство. Управление своим причтом архиепископ Нестор все же согласует с харбинскими архипастырями, доводя до сведения их о производимых переменах в составе причта, рукоположениях и награждениях». 27 декабря 1945 года Священный Синод, заслушав доклад епископа Елевферия, постановил считать воссоединёнными с Русской православной церковью с 26 октября 1945 года митрополита Харбинского Мелетия (Герасимова), архиепископа Димитрия (Вознесенского), архиепископа Нестора (Анисимова), архиепископа Виктора (Святина), епископа Ювеналия (Килина) и начальника Корейской миссии архимандрита Поликарпа (Приймака), клир и мирян Харбинской епархии. В пределах Китая и Кореи был образован митрополичий округ с присвоением его главе титула митрополита Харбинского и Восточно-Азиатского. Митрополиту Мелетию по болезни предоставлялся отпуск, в связи с чем временно управлять митрополичьим округом назначался архиепископ Нестор. 11 июня 1946 года Митрополичий округ был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат; архиепископ Нестор был назначен Патриаршим Экзархом с возведением в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского.
Nestorарест (700x488, 138Kb)
Нестор после ареста. Фотография НКВД. 1948 год.
13 июня 1948 года в кафедральном соборе Харбина духовенство епархии служило молебен перед его отъездом в Москву для участия во Всеправославном совещании. Рано утром в понедельник 14 июня экзарх был задержан китайскими властями. Одновременно с ним были задержаны секретарь Епархиального совета Е.Н.Сумароков, секретарь митрополита Нестора священник Василий Герасимов и монахиня Зинаида (Бридди). 22 июня консульство было информировано о том, что заключённые не подлежат освобождению и депортируются в СССР. 18 ноября 1948 года патриарх Алексий I сообщал председателю Совета по делам РПЦ Г.Г.Карпову о получении им шкатулки с вещами митрополита Нестора, «вплоть до зубного протеза».
Жизнь в СССР
В Хабаровске митрополит Нестор на суде был обвинён в «активной враждебной деятельность против СССР» — она заключалась в написании книги «Расстрел Московского Кремля» и совершении панихид по убиенным в Алапаевске родственникам семьи императора Николая II. Осуждён 25 декабря 1948 года Особым совещанием при МГБ СССР по статье № 58—3, 58—10 часть 1 Уголовного кодекса РСФСР. Приговор: 10 лет ИТЛ, считая срок с 5 июля 1948 года. С 1948 по 10 января 1956 года отбывал срок в Дубровлаге (посёлок Явас, Мордовская АССР). Из записи беседы председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР Георгия Карпова с патриархом Алексием I 17 апреля 1956 года видно, что патриарх имел намерение назначить его на Одесскую кафедру, освободившуюся накануне в связи со смертью архиепископа Одесского Никона (Петина). Против этого возражал Карпов, рекомендовавший назначить туда Бориса (Вика). 18 июля 1956 года назначен митрополитом Новосибирским и Барнаульским. Вступил на кафедру 16 августа. В конце сентября 1956 года, «с целью почтить вновь назначенного на кафедру» митрополита, в Новосибирск прибыли епископ Омский Венедикт (Пляскин) и недавно освобождённый из заключения епископ Иоанникий (Сперанский), бывший Красноярский. 23 сентября они, вместе с викарием Новосибирской епархии епископом Бийским Донатом (Щёголевым), сослужили митрополиту за литургией в кафедральном Вознесенском соборе. 12—13 июля 1958 года возглавил в Иркутске торжества по случаю 40-летия канонизации святителя Иркутского Софрония", участником которой он был, как член Поместного собора 1917—1918 годов. К этой дате составил «Молитву ко святителю Иркутскому Софронию, всея Сибири чудотворцу». Выступал против закрытия храмов; несмотря на болезнь, много ездил по епархии, посещая отдалённые приходы. Принимал в епархию бывших узников лагерей, а также монашествующих, тайно постриженных в «катакомбной церкви». 8 сентября 1958 года после отказа закрыть храм в Новосибирске освобождён от управления епархией с увольнением на покой (одновременно с архиепископом Венедиктом (Поляковым) и с одинаковой формулировкой − без указания «по прошению» или «по болезни»). С 9 декабря 1958 года — митрополит Кировоградский и Николаевский. Продолжал проявлять стойкость в отстаивании храмов, защите прав верующих. Переписывался с владыкой Афанасием (Сахаровым), своим другом, вместе с которым находился в мордовских лагерях. 17 октября 1962 года престарелый архипастырь приехал в Москву для операции, но в день приезда у него произошло кровоизлияние в мозг, в результате чего последовала тихая и мирная кончина (22 октября 1962 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери). Владыка умер вдали от своей паствы, тем не менее 24 октября 1962 года (празднование иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте»), в день его погребения, в храме подворья Троице-Сергиевой лавры в Переделкине собрались много хорошо знавших его людей, чтобы проводить в последний путь новопреставленного архипастыря. Заупокойную литургию и отпевание совершил архиепископ Можайский Леонид (Поляков) в сослужении местного духовенства. В конце отпевания к гробу подошел патриарх Алексий и произнёс краткое надгробное слово, а затем прочитал разрешительную молитву и простился с почившим. Подняв на свои рамена гроб с прахом владыки, священнослужители совершили крестный ход вокруг храма при пении ирмосов «Помощник и Покровитель».
Nestor(Anisimov)гроб (464x700, 407Kb)
В ограде переделкинского храма в честь Преображения Господня, за алтарём, — могила святителя Нестора. На кресте из белого мрамора выбито: «Христос Воскресе!»
Наследие и память
В 2010 году Петропавловской и Камчатской епархией к освящению собора Святой Живоначальной Троицы была разработана и изготовлена епархиальная медаль митрополита Нестора (Анисимова) трёх степеней. По отзыву епископа Петропавловского и Камчатского Артемия (Снигура),
«будучи ещё иеромонахом, оставил большой след в жизни Камчаткого полуострова. Он организовал Православное братство в честь Спаса Нерукотворного, которое занималось сбором средств для строительства приходских храмов, школ и больниц на севере Камчатки. Его трудами на севере Камчатского полуострова была организована общинная жизнь. Для Камчатки фигура митрополита Нестора очень значима. Его опыт по устройству приходской жизни используется нами и сейчас. Епархия также собирает средства для покупки храмов на материке и доставляет их на север Камчатки; в этом [2014] году было принято решение о возрождении Камчатского Православного братства. С 2000 года А.И.Белашов ведёт работу по сбору материалов для канонизации Священным Синодом этого выдающегося миссионера и патриота России. На данный момент более половины работы уже проделано.»
Труды: Письмо к архиеп. Иннокентию (Фигуровскому) // Государственный архив Российской Федерации. Фонд Р-6343. Дело 233. Лист 55;Воззвание о помощи жертвам наводнения // Владивостокские епархиальные ведомости. 1907. № 24; Из Камчатки // Владивостокские епархиальные ведомости. 1909. № 5-7, 10-12, 23-24.; 1910. № 2, 5; Записки камчатского миссионера // Православный благовестник. 1909. № 1/2, 12.; 1910. № 1-3, 5; Речь при открытии Камчатского братства; Слово к паломникам-богомольцам и к братии Свято-Троицкого Уссурийского монастыря // Владивостокские епархиальные ведомости. 1910. № 19-21; Православие в Сибири. — Санкт-Петербург, 1910; Открытие мощей свт. Иоасафа; К пребыванию в Европейской России // Владивостокские епархиальные ведомости. 1911. № 21, 23-24; Из жизни камчатского миссионера и записки из дневника иеромонаха Нестора. — Санкт-Петербург, 1912; Послание к камчатской пастве // Камчатский листок. 1917. № 790; Расстрел Московского Кремля (27 октября — 3 ноября 1917 г.). — Москва, 1918 (Токио, 1920; Москва, 1995); Слово на молебне при закрытии Съезда представителей несоциалистического населения в гор. Владивостоке // Двуглавый орел. Берлин, 1921. № 17; Светлой памяти доброго пастыря; На ниве Божией; Божия благодать; Письмо маленьким друзьям; К второй годовщине светлой памяти епископа Ионы // Хлеб небесный. 1927. № 3-4, 9, 12; Светлой памяти доброго пастыря; Благодарность; Письмо к архимандриту Ювеналию // Хлеб небесный. 1928. № 8-9, 12; Житие святителя Иннокентия. — Харбин, 1931; Облик женщины при свете христианства. — Шанхай, 1932 (2-е издание. Белград, 1933); Харбин — Маньчжурия. — Белград, 1933; Житие святителя Арсения. — Харбин, 1934; Старая Русь. — Харбин, 1934; Египет, Рим, Бари. Архивная копия от 26 октября 2020 на Wayback Machine — Шанхай, 1934; Очерки Дальнего Востока. — Белград, 1934; Святая Земля. — Харбин, 1935; Очерки Югославии: Впечатления путешественника. — Харбин: Обитель милосердия. — 1935. — 67 страниц; Часовня — памятник памяти Венценосных Мучеников в городе Харбин. Харбин, 1936; Смута в Киеве и мученичество митрополита Владимира в 1918 г. (По личным воспоминаниям). Харбин, 1937; Митрополит Антоний (Биографический очерк). Харбин, 1938; Личные воспоминания о прославлении мощей святейшего Иоасафа Белгородского. Харбин, 1939; Святейший Патриарх Гермоген. Харбин, 1940; Женщина-христианка в свете правды, любви и красоты // Хлеб небесный. 1940. — № 5; Обращение [к Патриарху Алексию]; Приветственное слово победоносному воинству Красной Армии; Слово на молебне по случаю победы над Японией и установления мира во всем мире // Журнал Московской Патриархии. 1945. — № 10-11; Слово на молебне в городе Харбин 19 августа по случаю победы над Японией и установления мира во всем мире // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1945. — № 11. — Страницы 27-28; Приветственное слово победоносному воинству Красной Армии на митинге 2 сентября в городе Харбин // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1945. — № 11. — Страницы 29-31; Пасхальное приветствие // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1946. — № 6. — Страница 59; Радостная Пасха [в колонии прокаженных] // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1956. — № 6. — Страницы 41-42; Пока не поздно // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1961. — № 4. — Страницы 42-43; Мои воспоминания: Материалы к биографии, письма / Подготовка текста и публикация М.И.Одинцова, — Москва : Крутицкое Патриаршее подворье, 1995; Моя Камчатка. Записки православного миссионера. Москва, 1995; Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова) : В 2 томах. том 1 / Автор-составитель О.В.Косик. — Москва : Издательство ПСТГУ, 2005; Воззвание к казачеству // Баконина С. Церковная жизнь русской эмиграции… Москва, 2014. Источники: Герасимов В. 25 лет святительской деятельности // «Хлеб небесный». — 1941. — № 11. — Страницы 47-52; Четверть века святительского подвига владыки Нестора // Харбинское время. 1941. 28 октября; Хлеб небесный. 1941. — № 11. — Страницы 47-52; Митрополит Нестор [(Анисимов)] (некролог) // Журнал Московской Патриархии. 1962. — № 12. — Страницы 17—20; Надежда. 1980. — № 7. — Страницы 45-69; Разжигаева Н.П. Неугасимая свеча // Русская Атлантида. — Челябинск, 2000. — № 3. — Страницы 3-11; Караулов А.К., Коростелев В.В. Поборник церковного единения: (К 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора) // Русская Атлантида. — Челябинск, 2001. — № 8. — Страницы 36-50; Божией милостию архиерей Русской Церкви: Три жизни митрополита Нестора Камчатского / Автор-составитель С.В.Фомин. — Москва: Правило веры, 2002. — 559 страниц. — ISBN 5753301266; Фомин С.В. Божией милостию архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского. — Москва : Издательство Сретенского монастыря, 2003. — 560 страниц; Караулов А.К., Коростелев В.В. Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. — Челябинск, 2003. — № 9. — Страницы 17-24; Караулов А.К., Коростелев В.В. Арест экзарха // Русская Атлантида. — Челябинск, 2003. — № 11. — Страницы 11-26; Фомин С.В. Апостол Камчатки. Митрополит Нестор (Анисимов). — Москва : Форум, 2004. — 447 страниц. — ISBN 5-89747-059-6; Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова). В 2 томах. / Автор-составитель О.В.Косик. — Москва : Издательство ПСТГУ, 2005. — Том 1. — 575 страниц. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). — ISBN 5-7429-0219-0; Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова). В 2 томах. / Автор-составитель О.В.Косик. — Москва : Издательство ПСТГУ, 2005. — Том 2. — 575 страниц. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). — ISBN 5-7429-0221-2; Смышляев А.А. 300 лет Камчатка со Христом : краткая хроника христианского возрождения Камчатки, а также юбилейных торжеств, посвященных 300-летию Православия на Камчатке в 2005 году. — Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2006. — 62 страницы. — ISBN 5-9610-0026-5; Баконина С.Н. «Церковник а не политик…»: несколько замечаний о биографии митрополита Нестора (Анисимова) // Вестник церковной истории. — 2008. — № 1 (9). — Страницы 99—108; Белашов А.И. Очерк истории Петропавловской и Камчатской епархии : в 3 книгах. — Книга 3: XX век. Смерть и воскресение. — Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс; Скрижали Камчатки, 2009. — 490 страниц. — 32 страницы; Баконина С.Н. Церковная жизнь русской эмиграции на Дальнем Востоке в 1920—1931 гг.: на материалах Харбинской епархии. — Москва : Издательство ПСТГУ, 2014. — 391 страница. — ISBN 978-5-7429-0884-5; Дроботушенко Е.В. Деятельность Восточно-Азиатского экзарха Нестора (Анисимова) // Вестник Бурятского государственного университета. История. — 2015. — № 7. — Страницы 201—207; Дроботушенко Е.В. Малоизвестные факты биографии митрополита Нестора (Анисимова) // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. — 2018. — Выпуск 2. — Страницы 24-30; Митрополит Камчатский Нестор: миссионер, эмигрант, духовный пастырь : письма и документы 1919—1961 гг. / подготовил М.И.Одинцов // Исторический архив. — 2018. — № 4. — Страницы 115—135; Смышляев А. Камчатский владыка Нестор и Николай Второй: (глава из документальной хроники «Камчатка в 1917 году») // Камчатка. Литература. Краеведение. 2018. — Петропавловск-Камчатский, 2018. — Страницы 507—518; Баконина С.Н. Нестор (Анисимов) // Православная энциклопедия. — Москва, 2018. — Том XLIX : Непеин — Никодим. — Страницы 97—105. — 752 страницы. — 39 000 экземпляров. — ISBN 978-5-89572-056-1; Ефимов А.Б. Благотворительная деятельность митрополита Нестора (Анисимова) в Китае // Гуманитарное пространство. — 2019. — № 5. — Страницы 661—677; Коростелёв В.А., Караулов А.К. Православие в Маньчжурии. 1898—1956 / под редакцией О.В.Косик. — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2019. — 888 страниц. — (Очерки истории). — ISBN 978-5-7429-1307-8; Косик О.В. Священник на войне Письмо игумена Нестора (Анисимова) Великой княгине Марии Павловне // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. — Выпуск 88. — Страницы 101—115.

[507x699]
1885
Аурелиано Пертиле (итальянское имя — Aureliano Pertile)
итальянский оперный певец, драматический тенор. Родился в коммуне Монтаньяне, провинция Падуя, Италия. Учился в Падуе, затем в Милане. Дебютировал 16 февраля 1911 г. в Виченце партией Лионеля («Марта» Флотова). Он никогда не был столь популярен, как его соотечественник Энрико Карузо, но поражал всех музыкантов совершенной техникой исполнения, которой в то время большинство вокалистов пренебрегали. Как исполнитель сформировался в период конца романтизма и начала реализма в искусстве, и в этом особо проявилось его актерское дарование — он внес в исполняемые партии не только вокальный талант, но в первую очередь психологическое изучение создаваемого им образа, что было новшеством в то время в оперном искусстве. Зрители стали приходить на спектакли с его участием не только слушать оперу, но и смотреть. Он выступал в огромном количестве оперных спектаклей: «Риголетто», «Норма», «Паяцы», «Андре Шенье», «Адриана Лекуврёр», «Манон Леско», «Аида», «Бал-маскарад», «Трубадур», «Кармен» и многих других. Театр «Ла Скала», где он долго выступал, одно время даже прозвали театром Пертиле. Приглашался и выступал во многих театрах, в том числе в Метрополитен-опера в Нью-Йорке — "единственном месте, где за всю свою блестящую карьеру он не завоевал симпатий зрителей, а американские критики упорно его игнорировали и лишь однажды появилась статья, в которой было замечено, что в Метрополитен-опера выступает один итальянский тенор, который «весьма неправильно поет» — Encyclopedia. Opera. (перевод с английского Виктора Коршикова), — где, впрочем, провёл всего один сезон 1921/1922 гг., выступив в нескольких спектаклях, среди которых «Борис Годунов» (партия Григория) с Ф.И.Шаляпиным в главной партии. В последние годы Пертиле работал в основном в Риме, где в последний раз выступил в 1946 году в партии Нерона в одноименной опере Масканьи, написанной специально «на Пертиле», однако иногда он выступал в концертах вплоть до своей смерти в городе Милан, Италия, 11 января 1952 года.
Творчество
«По мнению В.Коршикова, успех Пертиле был связан не с его вокальными данными: Как уже было отмечено, голос его нельзя было назвать действительно красивым. Более того, многие партии он был вынужден переносить на целый тон вниз, так как даже си-бемоль давалось ему не всегда очень легко. Внешне он был невысокого роста, полным, и так и не избавился от привычки постоянно сутулиться, в том числе и на сцене. Но Пертиле был самым эмоциональным тенором своего времени. Он был прекрасным актёром, и никто не мог упрекнуть его в малейших признаках вульгарности, которые были так заметны у Мазини, Джильи, Дель Монако, Корелли и Паваротти, а такого богатства обертонов и различных красок попросту не было ни у одного другого тенора. Но в первую очередь Аурелиано Пертиле был величайшим вокальным артистом — он продумывал свои образы, для него не было «проходных» моментов. Все ноты в партитуре были для него важны, и в каждый звук он вкладывал не душу, а мысли. Именно за это его любили композиторы, написавшие массу опер, забытых после ухода Пертиле со сцены, несмотря на желание Мирто Пикки и Карло Бергонци как-то возродить их. «Нет, не Джильи, нет, не Мазини, лишь Пертиле должен петь Нерона», — написал Масканьи в письме Тосканини.»
Отзывы музыкантов
Пертиле был одним из предпочитаемых певцов и располагал исключительным уважением Артуро Тосканини. По мнению Пласидо Доминго, Пертиле был одним из немногих артистов своего времени, чей стиль не устарел и кто был бы полностью уместен на современной оперной сцене. Карло Бергонци, Франко Корелли в своём искусстве равнялись на образцовое исполнение Пертиле. Лучано Паваротти выделял Пертиле как наиболее показательного тенора школы веризма — воплощавщего чистейшие и важнейшие принципы творчества, непревзойдённо гармоничного и вдохновенного. Альфредо Краус в интервью назвал его «величайшим тенором всех времён». Аурелиано Пертиле участвовал в премьере оперы «Нерон» Пьетро Масканьи в 1935 в Ла Скала

Matvej_Skobelev (434x700, 105Kb)
1885
Матвей Иванович Скобелев
участник социал-демократического движения в России, меньшевик. Депутат IV Государственной думы, один из лидеров социал-демократической фракции, заместитель председателя Петроградского совета рабочих депутатов, заместитель председателя ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов (июнь 1917 г.), один из лидеров эсеро-меньшевистского блока Петроградского совета и I Съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, министр труда Временного правительства России. После Октябрьской революции член РКП(б), сотрудник Наркомата внешней торговли РСФСР, член Главного концессионного комитета СССР и председатель Концессионной комиссии РСФСР, сотрудник Всесоюзного радиокомитета. Родился в городе Баку, Российская империя, в семье промышленника-молоканина, административно высланного в середине XIX века за религиозные убеждения из центральных губерний России. В 18 лет вступил в РСДРП. Участвовал в Революции 1905 года — возглавил стачку рабочих-нефтяников, из-за угрозы ареста бежал за границу. Связался с организацией РСДРП (Плеханов, Мартов), жил за рубежом на средства партии, писал статьи, участвовал в издании партийных газет социал-демократов, в том числе венской «Правды». Принимал участие в конгрессе Второго Интернационала в Копенгагене (1910 год) в качестве делегата РСДРП. Поступил в Высшую техническую школу в Вене, окончил её в 1912 году. Параллельно был близким сотрудником Л.Д.Троцкого, работая в его венской газете «Правда». По окончании учёбы вернулся в Россию. В Думу был избран в 1912 году, как представитель русского населения Закавказья — от русской курии Закавказья. В Государственной Думе выступал в основном по бюджетным и экономическим вопросам. Летом 1914 руководил Бакинской стачкой. Она вылилась в самую мощную предвоенную забастовку на бакинских нефтяных промыслах, в результате чего нефтедобыча была практически прекращена. За статью в бакинской рабочей газете в 1915 году отсидел 4 месяца в тюрьме (без лишения депутатских полномочий). По вопросам Первой мировой относился к оборонцам, критиковал царя, но публично не выступал за его поражение в войне, а, наоборот, декларировал задачу доведения войны до победного конца. Масон (входил в одну из петербургских лож Великого Востока народов России).
1917 год
Во время Февральской революции Скобелев стал одним из организаторов петроградского совета рабочих депутатов, избран товарищем председателя Петроградского совета рабочих депутатов, затем стал заместителем председателя Петроградского Совета. Так были отмечены его заслуги в деле совершения революции — в первые дни Февральской революции он успешно руководил организацией революционного восстания в Свеаборгском и Кронштадтском флоте. В конце мая был делегирован петроградским советом в Стокгольм на Циммервальдскую конференцию; по постановлению исполкома петроградского совета возвратился с дороги и вступил 5-го мая в коалиционное Временное правительство министром труда. С 5 мая министр труда Временного правительства второго и третьего (первого и второго коалиционных) составов. На первом съезде Советов рабочих и солдатских депутатов в июне 1917 г. избирался заместителем председателя ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. После принятия 31 августа Петроградским советом большевистской резолюции «О Власти» вместе со всем эсеро-меньшевистским Президиумом Петроградского Совета 6 сентября Скобелев сложил свои полномочия. После Корниловского восстания 5 сентября 1917 г. демонстративно отказался от дальнейшего участия во Временном правительстве. Участник Государственного совещания в Москве и Демократического совещания, член Предпарламента.
Советский период
Октябрьскую революцию Матвей Скобелев принял сдержанно. Осудил разгон Учредительного собрания, членом которого он был избран от Закавказья, и расстрел демонстрации протеста. Но затем официально отошёл от меньшевиков, работал в системе «рабочей» кооперации. В 1918 г. работал в «Петросоюзе» (центр петроградской рабочей коопераций). В конце 1918 г. Скобелев пробрался через Киев, Одессу, затем морем в Закавказье. По дороге, в Херсоне и Николаеве выступал с публичными докладами о необходимости укрепления советской власти и о насущных задачах диктатуры пролетариата. Как агент Советского правительства, был арестован в Киеве гетманскими и в Новороссийске деникинскими властями, однако под давлением социал-демократов его быстро освобождали. Добравшись до Закавказья, 1919 год и часть 1920 г. провёл в Баку, принимая участие в нелегальном снабжении продовольствием через Красноводск Красной армии в Закаспии в целях организации успешных военных операций Красной армии против «белых». После неудачных попыток склонить грузинских социал-демократов к совместному с Красной армией выступлению против Деникина в конце 1920 г. Скобелев пробирается за границу, оседает во Франции. После встречи в Лондоне с послом Ленина Леонидом Красиным и членом Политбюро Львом Каменевым начинает в 1921 г. полулегальную работу во Франции по подготовке торговых сношений с Францией и признания ею советского правительства. Коммерческая деятельность велась из частной парижской конторы, созданной на его имя, широко освещалась в прессе и была тесно связана с лондонским Аркосом. До конца 1923 г. руководит в Париже торговыми сношениями Советов с Францией. Содействовал установлению торговых отношений Советской Россией с Францией и Бельгией. В 1922 году, как только это стало возможным по условиям работы во Франции, приезжает в Москву и оформляет свою принадлежность к РКП(б), получает партийный билет. В январе 1924 г., после судебного ареста советских товаров во Франции, по распоряжению из Москвы ликвидирует все дела в Париже и переезжает в Лондон, где до ноября 1924 г. работает членом лондонской торговой делегации. После признания Францией советского правительства возвращается в Париж и как уполномоченный НКВТ СССР принимает участие в организации парижского полпредства и торгпредства; в начале 1925 г. сдает им все французские дела и возвращается в Москву.
Вернувшись в 1925 году в Россию, с мая 1925 г. по июнь 1926 г. состоит председателем секции Внешней торговли Госплана СССР. С июня 1926 г. состоит членом Главного концессионного комитета и председателем Концессионной комиссии РСФСР, входит в коллегию Наркомата внешней торговли. Сотрудничает с Троцким по вопросам внешней торговли. В 1936—1937 годах работал во Всесоюзном радиокомитете, в НИИ радиокомитета.
Matvej_Skobelevгроб (700x525, 330Kb)
Семейное захоронение Скобелевых на Новом Донском кладбище (участок у колумбария 11)
В конце 1937 года по распоряжению Н.И.Ежова арестован. Решением первичной партийной организации исключен из членов ВКП(б) как «враг народа». Расстрелян вм городе Москва, РСФСР, СССР, по обвинению в участии в террористической организации, 29 июля 1938 года. Реабилитирован в 1957 году. Дочь — Инна Матвеевна Скобелева (12 декабря 1935 — 20 февраля 2019), работала научным сотрудником в НИИ механики МГУ.
Киновоплощение
1927 — «Октябрь». Эпизодическую роль Скобелева сыграл Чибисов. Литература: Скобелев Матвей Иванович Большая российская энциклопедия; Государственная дума Российской империи, 1906—1917 : Энциклопедия. Москва: Российская политическая энциклопедия, 2008. Страница 562. ISBN 978-5-8243-1031-3; Историческая энциклопедия

[489x699]
1885
Велимир Хлебников (в прижизненных изданиях также Велемір, Велемир; настоящее имя — Виктор Владимирович Хлебников)
русский поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и зауми, «председатель земного шара». Высшую оценку Хлебникову дал знавший его лично Роман Якобсон: «Был он, коротко говоря, наибольшим мировым поэтом нынешнего <двадцатого> века…». Виктор Владимирович Хлебников родился в главной ставке Малодербетовского улуса, Черноярский уезд, Астраханская губерния, Российская империя (ныне село Малые Дербеты, Калмыкия). Отец — Владимир Алексеевич Хлебников — естественник-орнитолог, мать — Екатерина Николаевна Хлебникова (урождённая Вербицкая), историк по образованию. Виктор был третьим ребёнком в семье (позже у его родителей родилось ещё двое детей, одна из которых — художница Вера Хлебникова). О месте своего рождения Хлебников писал: «Родился… в стане монгольских исповедующих Будду кочевников… в степи — высохшем дне исчезающего Каспийского моря». По отцовской линии поэт происходил из старинного купеческого рода — его прадед Иван Матвеевич Хлебников был купцом первой гильдии и потомственным почётным гражданином Астрахани. Имеет также армянские корни (Алабовы). Семье Хлебниковых по службе Владимира Алексеевича приходилось часто переезжать с места на место: в 1891 году отец семейства был переведён в Волынскую губернию, в 1895 — в Симбирскую. В Симбирске Виктор начал свою учёбу в гимназии. В 1898 году семья переехала в Казань, где Виктор поступил в 3-ю казанскую гимназию. Летом 1902 года посещал орнитологические курсы. Через пять лет он окончил курс гимназии, осенью 1903 года поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. В ноябре того же года после участия в студенческой демонстрации был арестован и месяц провёл в тюрьме. В феврале 1904 года Виктор подаёт прошение об увольнении из числа студентов университета. Летом этого же года подаёт прошение о зачислении на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета, где и продолжает обучение.
К 1904 году относятся первые известные литературные опыты Хлебникова, он даже пытается опубликовать пьесу «Елена Гордячкина», послав её в издательство «Знание» Максиму Горькому, но безуспешно. В 1904—1907 годах занимается орнитологическими исследованиями, участвует в экспедициях в Дагестан и на Северный Урал, публикует несколько статей по орнитологии. Тогда же пытался самостоятельно начать изучение японского языка, думая найти в нём особые формы выразительности, и увлёкся творчеством русских символистов, особенно Фёдора Сологуба.
Khlebnikov_1908 (584x700, 145Kb)
Велимир Хлебников (1908)
Русско-японская война и произошедшее в ходе неё Цусимское сражение оказали большое влияние на Хлебникова и побудили его начать поиски «основного закона времени», пытаться найти оправдание смертям. Впоследствии Хлебников писал: «Мы бросились в будущее с 1905 года».
Принятый в декабре 1906 года в Общество естествоиспытателей Казанского университета на правах члена-сотрудника и издавший статью об открытии во время одной из экспедиций нового вида кукушки, Хлебников уже после 1906 года практически перестал уделять внимание как орнитологии, так и занятиям в университете, сосредоточившись на литературе. Примерно в это время он пишет масштабное прозаическое произведение «Еня Воейков», которое осталось незаконченным, но явилось важным этапом творческого становления Хлебникова. Кроме того, в этот период им было написано большое количество стихотворений. Начался «словотворческий» период в творчестве Хлебникова.
В марте 1908 года решился послать свои стихи поэту-символисту Вячеславу Иванову, чья статья «О весёлом ремесле и умном веселии», опубликованная в 1907 году в журнале «Золотое руно», произвела на него большое впечатление. Весной 1908 года в Судаке состоялось и личное знакомство. Попавший под влияние Иванова Хлебников в этот период написал около сотни стихотворений и пьесу «Таинство дальних», полную аллюзий на античную мифологию. В этих произведениях прослеживается влияние символизма. В сентябре 1908 был зачислен на третий курс естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и переехал в Санкт-Петербург. Главной причиной переезда было желание серьёзно заниматься литературой.
В кругу символистов (1908—1909)
В Петербурге сблизился с кругом молодых поэтов и начал, по его собственным словам, вести богемную жизнь. В этот период Хлебников знакомится с символистами Алексеем Ремизовым и Сергеем Городецким, посещает поэтические вечера. Увлечение языческой Русью и народным русским языком способствовало особенному сближению с Ремизовым. Квартира Ремизова стала первым литературным домом, где стал появляться Хлебников. Славянская тема же нашла отражение во многих произведениях Хлебникова того периода. В частности, в пьесе «Снежимочка» в числе действующих лиц оказывается целый пантеон выдуманных Хлебниковым языческих божеств, таких как снезини, смехини, Березомир, Древолюд и другие.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 8 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»