• Авторизация


9 ноября родились... 09-11-2025 08:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ivanovsky (509x700, 123Kb)
1864
Дмитрий Иосифович Ивановский
русский физиолог растений и микробиолог, основоположник вирусологии. Ученик А.С.Фаминцына. Родился в Санкт-Петербургской губернии в селе Низы (ныне в Новгородской области). Окончил Ларинскую гимназию с отличием. В августе 1883 года поступил в Санкт-Петербургский университет на физико-математический факультет, окончил его в 1888 году и был оставлен при кафедре ботаники. С 1890 — ассистент ботанической лаборатории Санкт-Петербургской Академии Наук. Под руководством А.Н.Бекетова, А.С.Фаминцына и X.Я.Гоби изучал физиологию растений и микробиологию. В 1895 году защитил магистерскую диссертацию и в качестве приват-доцента Петербургского университета начал чтение лекций по физиологии низших организмов, а с 1896 — по анатомии и физиологии растений. С 1901 года — экстраординарный, а с 1903-го — ординарный профессор Варшавского университета. В Варшаве одновременно преподавал на Высших женских курсах.
Ivanovskyдом (700x466, 333Kb)
Дом, в котором жил и работал ученый-вирусолог Д. И. Ивановский (Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 87)
Ещё будучи студентом, интересовался болезнями растений и изучал на Украине и в Молдавии распространение рябухи, уничтожавшей урожаи табака. Позднее его особенно заинтересовала мозаичная болезнь этого растения, ранее смешиваемая с рябухой. Высказал гипотезу о бактериальном происхождении мозаичной болезни табака, считая, что фильтрат содержит либо мельчайшие бактерии, либо токсин, выделяемый ими и способный вызвать заболевание. Особые организмы, вызывавшие болезнь — вирусы мозаичной болезни табака — удалось впервые увидеть в электронный микроскоп только в 1939 году. Пятилетний цикл работ по исследованию болезней табака был начат Ивановским в 1887 году, однако именно 1892 год, когда в февральском номере журнала «Сельское хозяйство и лесоводство» была опубликована статья Ивановского «О двух болезнях табака», считается начальной точкой развития вирусологии, выросшей в самостоятельную область науки. Краткая версия этой статьи на немецком языке была опубликована также в «Трудах Императорской академии наук Санкт-Петербурга». Доклад о своих работах Ивановский сделал на заседании Российской Академии наук 12 февраля 1892 года. Ивановскому удалось разглядеть в световой микроскоп и зарисовать скопления вирусов, которые позднее в СССР называли «кристаллами Ивановского».
Ivanovskyмартка (535x700, 400Kb)
Д.И.Ивановский на почтовой марке СССР, 1964, (ЦФА [АО «Марка»]
Открытие вирусов сыграло огромную роль в развитии ряда научных дисциплин: биологии, медицины, ветеринарии и фитопатологии. Оно позволило расшифровать этиологию таких заболеваний, как бешенство, оспа, энцефалиты и многих других. Ивановский занимался также изучением процесса спиртового брожения и влияния на него кислорода, хлорофилла и других пигментов зелёных листьев, участвующих в процессе фотосинтеза. Известны также его работы и по общей сельскохозяйственной микробиологии. Ивановский был дарвинистом, подчёркивал зависимость организмов от условий окружающей среды и доказывал эволюционное значение этого факта. В 1903 году защитил докторскую диссертацию «Мозаичная болезнь табака» (опубликована на немецком языке), удостоен киевским Университетом Святого Владимира учёной степени доктора ботаники. В дальнейшем Ивановским было проведено научное исследование воздушного питания растений, он сосредоточил своё внимание на изучении состояния хлорофилла растений, значении каротина и ксантофилла для растений, устойчивости хлорофилла к свету в живом листе и второго максимума ассимиляции. Эти исследования Ивановский проводил совместно с М.С.Цветом — создателем метода адсорбированного хроматографического анализа. 1 января 1914 года был произведен в действительные статские советники. В 1915 году Варшавский университет был эвакуирован в Ростов-на-Дону. Эвакуация не позволила перевезти лабораторию, которую Ивановский в течение многих лет создавал в Варшаве. Ивановскому пришлось всё заново организовывать. Работая в Донском университете (профессор с 1915 года), Ивановский участвовал в его общественной жизни как председатель отделения биологии Общества естествоиспытателей природы. Наряду с работами Ивановского по вирусологии, принёсшими ему мировую известность, он проводил и другие исследования. Автор 180 публикаций, в том числе ряда работ в области почвенной микробиологии, физиологии и анатомии растений, 30 статей в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона и двухтомного учебника по физиологии растений. Умер в Ростове-на-Дону 20 апреля 1920 года.
Ivanovskyгроб (525x700, 418Kb)
Похоронен был на ныне не существующем Новопоселенском кладбище в Ростове-на-Дону.
Память
В северо-восточной части Братского кладбища Д.И.Ивановскому установлен памятник. В 1950 году Институту вирусологии Академии Медицинских Наук СССР (ныне Российская Академия Медицинских Наук) было присвоено его имя. В Российской академии медицинских наук учреждена премия имени Д.И.Ивановского, которая присуждается один раз в три года за лучшую научную работу по вирусологии. Имя Д.И.Ивановского носит Академия биологии и биотехнологии Южного Федерального Университета в Ростове-на-Дону. В Санкт-Петербургском государственном университете появится музей Д.И.Ивановского. Сочинения: О двух болезнях табака // Сельское хозяйство и лесоводство : Журнал Министерства государственных имуществ. — Санкт-Петербург, 1892. — Февраль (№ 2). — Страницы 108—121; Избранные произведения. — Москва, 1953 (библиография).
Литература: Вирусология / Альтштейн А.Д. // Великий князь — Восходящий узел орбиты [Электронный ресурс]. — 2006. — Страницы 374—376. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах] / главный редактор Ю.С.Осипов; 2004—2017, том 5). — ISBN 5-85270-334-6; Овчаров К.Е. Дмитрий Иосифович Ивановский. 1864—1920. — Москва: Издательство Академии наук СССР, 1952. — 103 страницы. — (Научно-популярная серия. Академия наук СССР); Дмитрий Гапон. «Фильтрующиеся вирусы». Открытие в гранях времени // Наука и жизнь. — 2015. — № 6. — Страницы 38—50; Дмитрий Гапон. «Фильтрующиеся вирусы». Открытие в гранях времени // Наука и жизнь. — 2015. — № 7. — Страницы —41; A. Lustig, A. J. Levine. One hundred years of virology // Journal of Virology. — 1992. — Том 66, № 8. — Страницы 4629—4631.

Serusier-picture (700x692, 243Kb)
1864
Поль Серюзье (французское имя — Paul Sérusier)
французский художник — постимпрессионист. Ученик Поля Гогена, он стал одним из основателей символистской художественной группы «Наби». Предки Поля Серюзье родом из французской Фландрии. Родился в Париже. Учился в лицее Кондорсе. Отец Поля, директор парфюмерной фабрики Убигана (французское название — Houbigant; основан в 1775 году), готовя сына к карьере коммерсанта, находит ему место в писчебумажном магазине Марьон на улице Жубер. В конце концов, благодаря настойчивым просьбам матери и вмешательству семейного врача, Поль добивается разрешения последовать своему призванию. После изучения философии в 1886 г. Серюзье поступил в Академию Жюлиана в Париже. Серюзье представляет в Салоне 1888 года полотно «Мастерская бретонского ткача»: оно удостоено похвального отзыва, вероятно, в силу его традиционности. Родители Поля успокоены. В 1888 г. он побывал у Гогена в Понт-Авене, который, посвятив его в свои открытия, определил дальнейшую творческую судьбу Серюзье, как художника. Серюзье решился подойти к Гогену только накануне отъезда, и так как времени на длительные беседы не оставалось, Гоген повел Серюзье в понт-авенский лес и предложил написать под его руководством небольшой пейзаж, написанный на деревянной крышке коробки из-под сигар и названный «Талисманом». Вернувшись в Париж, Серюзье познакомил с идеями Гогена своих друзей по Академии Жюльена и среди них Мориса Дени, Боннара, Вюйара, Валлотона, Рансона, (всех тех, кто впоследствии составят ядро группы Наби), которые хотя и не приняли целиком новые художественные принципы, но под их влиянием изменили свою живописную манеру. Серюзье несколько раз приезжал к Гогену в Бретань, а в 1889 году длительное время жил вместе с ним в Ле Пульдю, сменив стиль работ с академического ученика на современного живописца. В Ле Пульдю Серюзье знакомится с другими художниками — в частности, Шарлем Филигером и голландцем Меиром де Хааном. Шарль Шассе писал: «Дальнейшее развитие карьеры Серюзье показало, что главное устремление его духа заключалось в достижении равновесия между частным и общим, между собственной душой и миром; в том, чтобы придать таким образом математическую основу своему идеалу, — и точно так же он хотел придать человеческое и религиозное обоснование самой математике». «Синтез, — пояснял Серюзье, — означает сведение всего многообразия форм к малому числу форм, которые мы способны помыслить: к прямым линиям, нескольким углам, дугам окружности и эллипса; выходя за эти пределы, мы теряемся в океане разнообразия». Серюзье перенимает у Гогена метод «клуазонизма», основанный на использовании условного рисунка и четко разграниченных цветовых плоскостей. Этот метод, возникший из творческого переосмысления формальных приемов японской гравюры, средневековых витражей и перегородчатых эмалей, позволял художникам добиться совершенно нового синтеза линии и цветового пятна, не отражать натуру, но преображать ее силой художественной фантазии. Однако если для Гогена «клуазонизм» — это только средство для достижения максимальной экспрессии, то для Серюзье — это декоративный прием, позволяющий передать причудливые узоры форм и красоту расположения локальных тонов. Постепенно художник вырабатывает собственную манеру, характерные особенности которой хорошо видны в картине «Понт-авенский триптих». Серюзье стремился оснастить картину дополнительным интеллектуальным содержанием, вложить в нее целую литературную программу. В «Понт-авенском триптихе», отталкиваясь от конкретного сюжета сбора урожая, художник создает мифо-поэтическую композицию, вмещающую почти все основные символы человеческого бытия. Женщина с младенцем на коленях и женщина, срывающая плод, только своими одеяниями напоминают бретонских крестьянок, эти изображения являются своего рода архетипическими образами, которые должны вызвать у зрителя широкий круг историко-художественных ассоциаций. Интеллектуальное начало в творчестве Серюзье часто подавляло собственно художественное. Не случайно, что теоретическая деятельность мастера пользовалась едва ли не большей известностью, чем его практическая работа как живописца. Серюзье явился одним из идеологов группы «Наби», получившей свое необычное название от древнееврейского слова «пророк». Основу «Наби» составляли соученики Серюзье по Академии Жюльена. Члены группы провозгласили широкую программу живописного символизма, они утверждали, что эмоции и символы можно передать через соотношение форм. В своих теоретических высказываниях Серюзье представлял Гогена как разрушителя традиционных канонов, а живопись группы «Наби» — как новое искусство, синтезирующее лучшие художественные достижения различных культур и эпох. Во французской художественной жизни начала девяностых годов Серюзье вырастает чуть ли не в центральную фигуру. Он руководит целым направлением, ему приписываются многие открытия уехавшего в Океанию Гогена. Французский критик Альбер Орье в программной статье «Символисты» называет его первым среди молодых художников и сулит мастеру большое будущее. В 1895 году Серюзье и Морис Дени, путешествуя по Италии и Германии, в числе первых европейских художников открывают особую красоту итальянских и немецких примитивов, находя в них экспрессивную силу и оригинальность декоративных решений. В Париже Серюзье активно участвует в деятельности литературных кружков символистов, он интересуется неоплатонизмом, восточной философией и мистическими ритуалами. Постепенно в его мировоззрении усиливается влияние католицизма. В 1907 году Серюзье становится профессором Академии Рансона, а некоторое время спустя начинает работу над своим главным теоретическим трудом — книгой «Азбука живописи»(1921), оказавшей влияние на многих художников XX века. После этой книги Серюзье уже не создает ничего значительного. Работе художника сильно мешала тяжелая болезнь жены, омрачившая последние годы его жизни. Поль Серюзье скончался в городе Морле, Финистер, Франция, 7 октября 1927 года.
Галерея
Serusier01 (572x700, 351Kb)
Ливень (1893)
Serusier02 (544x700, 497Kb)
Талисман (1888), Музей Орсе, Париж.
Serusier03 (569x700, 372Kb)
Меланхолия («Бретонская Ева») (ок. 1891), Музей Орсе, Париж.
Serusier04 (700x551, 380Kb)
Пейзаж (1912), Музей Орсе, Париж.
Литература: Амбруаз Воллар. «Воспоминания торговца картинами». Роман / Перевод с французского Г.Генниса. — Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2008. страница 384; Анри Перрюшо. Жизнь Гогена. Издательство: «АСТ», 2013 г. ISBN 978-5-17-078680-0; Жан Кассу. Энциклопедия символизма.: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. (при участии Пьера Брюнеля, Франсиса Клодона, Жоржа Пийемана, Лионеля Ришара). Перевод с французского Н.В.Кисловой, Н.Т.Пахсарьян. Издательство: Республика. 1999. ISBN 5-250-02668-0 Страница 432, Иллюстрации; Virginie Foutel, Sérusier, un prophète, de Paris à Châteauneuf-du-Faou, Éditions Locus Solus, 2014 (ISBN 978-2-36833-034-0).

Dunsterville (469x700, 162Kb)
1865
Лионель Чарльз Денстервиль (Lionel Charles Dunsterville; 9 ноября 1865 — 18 марта 1946)
британский военачальник, генерал-майор. Лионель Денстервиль учился вместе с Редьярдом Киплингом в колледже Юнайтед Сервисес, образовательном учреждении, готовившем молодых британцев к службе в армии Её Величества. Он стал прототипом персонажа «Сталки» в романе Киплинга «Сталки и компания». Денстервиль начал службу в пехотных подразделениях британской армии в 1884 году. Позднее он перевелся в британскую колониальную индийскую армию и служил в Северо-Западной пограничной провинции, в Вазиристане и в Китае.
Dunsterville01 (700x340, 250Kb)
Генерал-майор Л.Денстервиль (крайний слева) с офицерами Денстерфорс. 1918 год
Первая мировая война
В годы первой мировой войны он был сперва направлен в Индию. В конце 1917 года Денстервиль был назначен командиром подразделения союзных сил, состоявшего из около 1000 австралийских, британских, канадских и новозеландских элитных военнослужащих, отобранных с Месопотамского и Западного фронтов, при нескольких бронемашинах, которое прошло около 350 км из Хамадана через Каджарскую Персию в Закавказье, чтобы предотвратить ожидавшееся (но маловероятное) вторжение в Индию со стороны Германии и Османской Турции. Это подразделение было названо «Dunsterforce» по имени своего командующего. Возглавляемый Денстервилем британский экспедиционный корпус прибыл в середине августа 1918 года в Баку. Экспедиционный корпус был малочисленным и состоял из трех батальонов, полевой артиллерии и нескольких бронеавтомобилей. Денстервилю было поручено удерживать имеющий ключевое значение нефтяной порт Баку, контролировавшийся в тот момент Диктатурой Центрокаспия. Однако после битвы за Баку с турецко-азербайджанской Кавказской Исламской армией ему пришлось оставить город и эвакуировать своё подразделение в Персию. В 1918 году Денстервилю было присвоено звание генерал-майора. Он умер в городе Торки, Торбей, Девон, Англия, Великобритания, 18 марта 1946 года.

Charles Masson Fox (595x700, 124Kb)
1866
Чарльз Массон Фокс (Charles Masson Fox)
британский корнуоллский бизнесмен и шахматный композитор, добившийся международной известности в мире шахматных задач и занявший достойное место в истории геев Эдвардианской Англии. Массон Фокс родился в семье квакеров (хотя и не состоял в родстве с основателем квакеров Джорджем Фоксом) и приходился двоюродным братом китаисту-мошеннику сэру Эдмунду Бэкхаусу, 2-му баронету. Прожив всю свою жизнь в приморском городке Фалмут в графстве Корнуолл, Фокс в первые десятилетия своей жизни был старшим партнером семейной лесопромышленной фирмы "Фокс Стэнтон энд Компани", а также входил в совет директоров "Г.К. Фокс энд Компани", давно зарекомендовавшей себя фирмы-экспедитора. Шахматный историк Томас Рейнер Доусон (1889-1951) описывает Фокса как “дружелюбного человека, доброго, уравновешенного, привлекательного, приносящего с собой мир, уют и безмятежную радость”. Он также был сдержанным, но активным гомосексуалистом. В 1909 году он посетил Венецию со своим другом Джеймсом Кокертоном, познакомился с писателем Фредериком Рольфом и стал невольным получателем знаменитых венецианских писем Рольфа, в которых ярко описана гей-субкультура Венеции. В 1912-13 годах Фокса шантажировала женщина, обвинявшая его в совращении ее 16-летнего сына. В конце концов Фокс сообщил об этом в полицию, и женщина была отправлена в тюрьму на пять лет, а ее сын - на год каторжных работ. Однако Фокс был глубоко потрясен шумихой, поднявшейся вокруг этого дела, о котором подробно сообщалось в местной прессе. Предсказуемым результатом его мужественного поступка стало разрушение его репутации и подрыв его деловой и общественной жизни в Фалмуте. Хотя он продолжал жить в Корнуолле, центр его общественной жизни переместился в Лондон, и за последние два десятилетия своей жизни Фокс стал заметным игроком в мире шахмат. Он был избран президентом Корнуоллской шахматной ассоциации, сыграл заметную роль в развитии Британского общества шахматных задач и до сих пор известен как один из величайших представителей волшебных шахмат (шахматных задач с вариациями правил). Умер 11 октября 1935 года.
Charles Masson Foxгроб (525x700, 488Kb)
Похоронен на квакерском кладбище Будок-Уотер в Корнуолле

[577x700]
1866
Фердинанд Хануш (немецкое имя — Ferdinand Hanusch)
австрийский государственный деятель, представитель социал-демократической рабочей партии. Родился в Обердорфе (ныне Горни Вес, Чехия). Фердинанд Хануш вырос в бедности. После провозглашения 30-го октября 1918 года Первой республики Временное Национальное собрание сформировало новое правительство, и Фердинанд Хануш занял в нем должность госсекретаря, курирующего социальные вопросы (в те времена этот пост соответствовал министерскому рангу). В последующие два года, вплоть до своей отставки в конце октября 1920 года, Хануш провел ряд важнейших социальных преобразований в истории Австрии. Его реформы можно разделить на три этапа. К первому этапу, охватывающему период с ноября 1918 до марта 1919 года, относится принятие следующих документов: закон о выплате пособий по безработице (6 ноября), закон о нерабочих днях в выходные и праздники (12 ноября), закон о восьмичасовом рабочем дне (19 ноября), положение об оказании поддержки безработным служащим (20 ноября), отмена трудовых книжек (25 января 1919 года), из-за которых работники находились в сильной зависимости от предпринимателей. Следующий этап – реализация – проходил с марта по август. Он включал в себя: закон о социализации (14 марта), закон о выплате пособий инвалидам (25 апреля), запрет на работу в ночное время женщинам и детям (14 мая), закон о производственных советах на предприятиях (15 май), закон об отпуске (30 июля). На третьем этапе были приняты: закон о коллективном договоре (18 декабря), о создании трудовых камер (26 февраля 1920 года), закон о страховании по безработице (24 марта 1920 года). Таким образом, в течение всего нескольких месяцев были удовлетворены многочисленные требования рабочих, выдвигаемые ими на протяжении многих лет, и Австрия переместилась на позицию одной из самых продвинутых в социальном плане стран мира. Во многих случаях, например, в том, что касается поддержки безработных или права на отпуск, Австрия стала первым в мире государством, законодательно закрепившим подобные новации. В январе 1921 года Хануш сменил свою должность на пост директора Венской трудовой камеры, которая была создана на основании одного из законов. Этот пост он занимал вплоть до своей безвременной смерти в Вене 28 сентября 1923 года. В роли главы Венской трудовой камеры он смог закрепить и развить результаты своей деятельности по проведению социально-политических реформ. За весьма короткое время ему удалось заложить основы современного австрийского социального государства.

[518x700]
1868
Мари Дресслер (Marie Dressler)
канадо-американская актриса, обладательница премии «Оскар».Дресслер, урождённая Лейла Мари Кёрбер, родилась в канадском городе Коборг, в семье австрийца Александра Рудольфа Кёрбера и его жены Анны Хендерсон. Её актёрский талант проявился ещё в детском возрасте, а её карьера на сцене началась ещё в четырнадцать лет. В 1892 году она дебютировала на Бродвее. Мари первоначально хотела стать оперной певицей, но всё же склонилась к водевилям. В начале 1900-х годов она была уже одной из самых ярких звёзд в водевилях. Помимо театральной карьера Мари в 1909 и 1910 годах записала две пластинки на «Edison Records». В 1902 году она познакомилась с молодым канадским актёром Маком Саннетом и помогла ему получить работу в театре. После того как Саннет стал владельцем собственной киностудии он пригласил Мари на роль Тилли Бэнкс в свой фильм «Прерванный роман Тилли» (1914). В последующие четыре года она появилась ещё в нескольких фильмах, прежде чем вновь не вернулась в водевили. В 1919 году после забастовки актёров в Нью-Йорке Актёрская ассоциация назначила Дресслер своим первым президентом. В 1927 году Мари попала в чёрный список театральных продюсеров из-за того что придерживалась жесткой позиции во многих актёрских выступлениях. Но у Мари также оставалось много поклонников и среди них был владелец «MGM» канадец Луис Б. Майер. Именно он помог Дресслер в 1927 году возобновить её кинокарьеру. Мари быстро достигла успеха как киноактриса в комедиях, несмотря на то, что уже ей уже было 60 лет. Помимо комедийных ролей у неё также были и серьёзные роли, такие как Мин Дивот в фильме «Мин и Билл» (1930). Эта роль стала одной из самых успешных в её карьере и в 1931 году принесла ей премию «Оскар» как лучшей актрисе. Спустя год она вновь стала номинанткой на «Оскар» за роль в фильме «Эмма» (1932). 7 августа 1933 года Мари стала первой женщиной, чья фотография была опубликована на обложке журнала «Time». Несмотря на такой успех в 1933 году её карьера внезапно закончилась после того как у неё был диагностирован рак. Под конец своей жизни Мари, считавшая себя довольно непривлекательной, написала автобиографию под названием «Биография гадкого утёнка».Скончалась в калифорнийском городе Санта-Барбара 28 июля 1934 года. Похоронена в Глендейле. За свой вклад в киноискусство Мари удостоена звезды на Голливудской аллее славы. Ежегодно в её родном городе Коборг проводится посвящённый ей кинофестиваль. Избранная фильмография: Прерванный роман Тилли (1914) — Тилли Бэнкс; Трус (1928) — Мама Хэррингтон; Божественная леди (1929) — Миссис Харт;Анна Кристи (1930) — Марти Оуэнс; Мин и Билл (1930) — Мин Дивот;Эмма (1932) — Эмма Татчер Смит; Обед в восемь (1933) — Карлотта Вейнс. Премии: «Оскар» 1931 — «Лучшая актриса» («Мин и Билл»). 1914 — «Прерванный роман Тилли» (оригинальное название — Tillie’s Punctured Romance), роль — Тилли Бэнкс; 1915 — Tillie’s Tomato Surprise), роль — Тилли Тодд; 1917— «Тилли проснулась» (оригинальное название — Tillie Wakes Up), роль — Тилли Тинкелпо; 1917 — короткометражный — Fired, н/д; 19177 — короткометражный — The Scrub Lady, роль — Тилли; 19187 — короткометражный — The Agonies of Agnes, роль — Агнес; 19187 — короткометражный — The Red Cross Nurse), роль — н/д; 1927— «The Callahans and the Murphys, роль — миссис Каллахан; 1927 — The Joy Girl, роль — миссис Хит; 1927 — «Завтрак на рассвете» (оригинальное название — Breakfast at Sunrise), роль — королева; 1928 — «Патси» (оригинальное название — The Patsy, роль — Ма Харрингтон; 1928 — Bringing Up Father, роль — Энни Мур; 1928 — «Божественная леди» (оригинальное название — The Divine Lady, роль — миссис Харт; 1929 — «Голливудское ревю 1929 года» (оригинальное название — The Hollywood Revue of 1929), роль — в роли самой себя; 19297 — короткометражный — Dangerous Females, роль — Сара Баском; 1929 — The Vagabond Lover, роль — Этель Берта Уайтхолл; 1930 — «В погоне за радугой» (оригинальное название — Chasing Rainbows), роль — Бонни; 1930 — «Анна Кристи» (оригинальное название — Anna Christie), роль — Марти Оуэнс; 1930 — The Girl Said No, роль — Хетти Браун; 1930 — «Одна романтическая ночь» (оригинальное название — One Romantic Night), роль — принцесса Беатрис; 1930 — Caught Short, роль — Мари Джонс; 1930 — «Позволь нам быть весёлыми» (оригинальное название — Let Us Be Gay), роль — миссис Бьюсиколт; 1930 — «Мин и Билл» (оригинальное название — Min and Bill), роль — Мин; 1931 — Reducing, роль — Мари Траффл; 1931 — Politics, роль — Хетти Бернс; 19317 — короткометражный — «Рождественская вечеринка» (оригинальное название — The Christmas Party в роли самой себя; 1932 — «Эмма» (оригинальное название — Emma), роль — Эмма Тэтчер; 1932 — Prosperity, роль — Мэгги Уоррен; 1933 — «Буксирщица Энни» (оригинальное название — Tugboat Annie), роль — Энни Бреннан; 1933 — «Обед в восемь» (оригинальное название — Dinner at Eight), роль — Карлотта Вэнс; 1933 — «Кристофер Бин» (оригинальное название — Christopher Bean), роль — Эбби.

Сазонов (490x700, 142Kb)
1868
Дмитрий Петрович Сазонов
генерал-лейтенант Донской армии. Дмитрий Петрович родился в станице Каменская, Область Войска Донского, Российская империя. Из дворян Области Войска Донского, станицы Каменской. В 1886 году окончил Михайловский Воронежский Кадетский корпус. 18 сентября 1886 года вступил в службу юнкером в Николаевское кавалерийское училище. Выпущен из училища в 1888 году Хорунжим. 21 октября 1889 года — корнет лейб-гвардии Атаманского полка. Окончил Офицерскую артиллерийскую школу. Офицер Донского казачьего войска. С 1909 по 1915 год помощник командира Атаманского полка по хозяйственной части. 5 октября 1915 года Дмитрию Петровичу присвоено звание генерал-майор с назначением командиром Атаманского полка. 5 декабря 1915 года зачислен в Свиту Его Величества (с оставлением в полку). С 11 декабря 1915 года генерал для поручений при походном атамане всех казачьих войск (с оставлением в полку). В августе 1917 года помощник походного атамана всех казачьих войск. Во время Гражданской войны в Донской армии и ВСЮР. С 25 октября по ноябрь 1918 года находился в составе посольства Всевеликого Войска Донского в страны Антанты (Атаман «Зимовой станицы» в городе Яссы). Эвакуирован вместе с женой на корабле «Панама» из г. Новороссийска за границу в начале 1920 года. Умер в Касабланке в эмиграции 25 апреля 1933 года. Похоронен на местном христианском кладбище Бен-Мсик. Семья: Жена: Варвара Семёновна (урождённая Проташинская). Награды: Орден Святого Станислава III степени (7 января 1902); Орден Святой Анны III степени (25 марта 1906); Орден Святого Станислава II степени (20 января 1907); Орден Святого Владимира III степени с мечами (8 февраля 1915); Орден Святого Георгия IV степени; Георгиевское оружие (Высочайший приказ 13 февраля 1915) «за то, что 29 августа 1914 г. под Новорадомском, командуя спешенными сотнями полка, с отличным мужеством и распорядительностью, огнём остановил атаки густых цепей превосходных сил германцев на конную батарею и прикрыл лавой её отход, задержав превосходные силы неприятельской конницы и пехоты и нанеся им значительный урон»; мечи и бант к ордену Святого Владимира IV степени (29 мая 1915); Орден Святого Станислава I степени с мечами (10 мая 1916); мечи к ордену Святой Анны II степени (6 июня 1916); мечи к ордену Святого Станислава II степени (12 января 1917); Орден Святой Анны I степени (14 января 1917). Литература: Список генералам по старшинству на 23 июля 1916 года, страница 181; Волков С.В. Офицеры российской гвардии. — Москва, 2002; Волков С.В.: Словарь участников Белого движения в России (авторская рукопись); Военный орден святого великомученика и победоносца Георгия. Биобиблиографический справочник. — Москва: РГВИА, 2004; Алабин П.В.: Возрождение-Париж, 1939 г., № 2885. 26 апреля — страница 1; От первого лица: Сборник /Составитель И.А.Анфертьев-Москва, 1990, страница 320; Мемуары-Революция и Гражданская война в описаниях белогвардейцев-Москва, 1991, страница 8.

Oscar_Almgren (499x700, 309Kb)
1869
Оскар Альмгрен (шведское имя — Oscar Almgren)
шведский археолог, специализировавшийся на доисторической археологии. Родился в Стокгольме. В 1913 году был назначен профессором северной и сравнительной археологии в Уппсальском университете. Поступил в Уппсальский университет в 1886 году, изучал сначала классическую филологию и скандинавские языки, но затем заинтересовался археологией. Он опубликовал диссертацию о северных типах брошей в 1897 году, став затем доцентом кафедры сравнительной археологии. В 1913 году был назначен профессором северной и сравнительной археологии в Уппсальском университете. В 1914—1925 годах был профессором археологии в университете Упсалы. В 1924 году также стал почётным доктором Кёнигсбергского университета, а в 1930-х годах — почётным членом Шведской археологической ассоциации. Проводил активные полевые исследования, в 1901—1941 годах был редактором журнала организации «Upplands fornminnesförening». Умер в Уппсала 13 мая 1945 года.

1869
Уи́льям Гроувз (William Groves; более известный как Вилли Гроувз ,Willie Groves)
шотландский футболист, выступавший за «Хиберниан», «Селтик», «Вест Бромвич Альбион», «Астон Виллу» и сборную Шотландии. Известен как первый игрок, проданный за 100 фунтов стерлингов. Будущий футболист родился в районе Эдинбурга, Лейт. Начал играть в футбол в команде «Эдинбург Тисл», позже играл за «Лейт Харп». В 1886 году стал игроком «Хиберниана». На момент его дебюта ему было 16 лет. С новой командой в 1887 году выиграл Кубок Шотландии, забив один из двух голов своей команды. Ранее, в том же году и в том же турнире, оформил «хет-трик». Полуфинальный матч того турнира также привлёк большое внимание, так как проигравшая команда заявила, что «Хиберниан» заплатил Вилли, что было запрещено, потому что клуб был любительским. Но в итоге команда была оправдана. 10 марта 1888 года дебютировал в сборной Шотландии в матче против Уэльса. Тогда же забил первый гол за сборную. Через год, в матче со сборной Ирландии, отметился «хет-триком». В 1888 подписал контракт с «Селтиком», и в 1889 году вместе с новой командой сыграл в финале Кубка Шотландии, но его команда тогда проиграла (1:2). 5 апреля 1890 года сыграл третий матч за сборную Шотландии, соперником была Англия, матч завершился вничью 1:1. В октябре того же года подписал контракт с «Вест Бромвичем». В Англии в 1892 году выиграл Кубок страны. В 1893 году Вилли Гроувз, вместе с партнёром по команде Джеком Рейнольдсом перешёл в «Астон Виллу», что вызвало негодование руководства «Вест Бромвича», так как переход не был с ним согласован. В итоге «Астон Вилла» была оштрафована и заплатила 100 фунтов стерлингов за переход Гроувза. На тот момент это был самый дорогой переход в мире. В «Астон Вилле» Гроувз стал одним из ключевых игроков выигравших в 1894 году турнир Первого дивизиона Футбольной лиги, однако в том же году покинул клуб из-за разногласий по поводу своего контракта. Вернулся он в Шотландию, в «Хиберниан», которому помог выйти в финал Кубка, но команда проиграла его «Харт оф Мидлотиан». В том же году снова перешёл в «Селтик», но сыграв всего два матча принял решение завершить карьеру из-за развития туберкулёза. Умер Вилли Гроувз в Эдинбурге в нищете 13 февраля 1908 года.
Карьера в сборной
Матчи Гроувза за сборную Шотландии: Итого: 3 матча / 4 гола; 2 победы, 1 ничья.
Командные достижения
«Хиберниан» : Обладатель Кубка Шотландии: 1887; «Вест Бромвич Альбион» : Обладатель Кубка Англии: 1892; «Астон Вилла» : Чемпион Первого дивизиона Футбольной лиги: 1893/1894; Сборная Шотландии: Победитель Домашнего чемпионата Великобритании: 1889; Личные достижения: Лучший бомбардир Домашнего чемпионата Великобритании: 1889.

Skitalec0 (445x700, 369Kb)
1869
Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров)
русский писатель, журналист, поэт и прозаик.
Родился в селе Обшаровка, Самарский уезд, Самарская губерния, Российская империя, в семье Гаврилы Иванова Петрова, бывшего крепостного. Отец, лишившийся во время войны на Кавказе ноги, зарабатывал столярным делом и игрой на гуслях. Играл на гуслях и сам Скиталец. Около двух лет Гаврила с сыном скитались с гуслями по ярмаркам и базарам городов и сёл Поволжья. Об этом Скиталец позже напишет в повести «Сквозь строй». Степан учился сначала в четырехгодичной начальной школе, затем — в двухклассном училище, где впервые начал пробовать себя в поэзии. По окончании училища Скиталец год работал помощником учителя с жалованьем пять рублей в месяц. Затем в 1884 году поступил в Самарскую учительскую семинарию, получал десять рублей стипендии. Вскоре Степан вступил в нелегальный кружок, где семинаристы читали К.Маркса, Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева и вели беседы революционного характера. Скиталец писал фельетоны, рассказы, стихи о крестьянской нужде и бесправии. Некоторые из них публиковались в рукописном литературном журнале «Семинарист». За одно из таких стихотворений Скиталец был исключён из семинарии как «политически неблагонадёжный». Принимал участие в революционном движении России, в 1888, 1901, 1902 и 1905 годах подвергался арестам. С 1908 года отошёл от революционной деятельности.
SkitalecGorky (700x519, 292Kb)
М.Горький и Скиталец (с гуслями)
С 1897 года сотрудничал в газете; в 1898 году познакомился с А.М.Горьким, который оказал на него большое влияние. В 1905 году жил в селе Стоговка, в имении свёкра, симбирского купца Николая Константиновича Ананьева. В 1908 году построил дачу в Крыму в Байдарской долине (деревня Скели). В 1900-х печатался в сборниках организованного Горьким издательства «Знание», в различных газетах и журналах. Активный участник литературного кружка «Среда». В 1902—1907 годах вышли три тома произведений Скитальца, в 1912 году — ещё три. В 1916—1919 годах опубликовано Собрание сочинений в 8-ми томах. В 1900—1910-х годах на стихи Петрова-Скитальца были сочинены несколько романсов, самым популярным из которых стал «Колокольчики, бубенчики…», положенный на музыку Михаилом Штейнбергом (текст оригинального стихотворения для романса был несколько сокращён). Романс исполняли популярнейшие эстрадные исполнители того времени (Н.В.Плевицкая, А.Д.Вяльцева, Н.В.Дулькевич, Ю.С.Морфесси, М.Д.Давыдов, М.И.Вавич), массовыми тиражами выходили грампластинки с записями романса. По следам необычайного успеха песни Михаил Штейнберг досочинил авторский текст, опубликовав «Новые колокольчики-бубенчики», что положило начало народному творчеству: до настоящего времени романс популярен в исполнении многих артистов, когда от первоначального авторского текста остались лишь ключевые слова и припев. Первый вариант текста к вальсу «На сопках Маньчжурии», лёгший в основу последующих вариаций, написал также Скиталец-Петров. В начале Первой мировой войны отправился санитаром на фронт. Опубликовал несколько очерков и рассказов, в которых выступил с осуждением войны. Положительно отнесся к Февральской революции, Октябрьскую революцию не принял. С 1913 по 1921 год жил в Симбирске (ныне — Ульяновск) на улице Пролетарской, в доме № 41. В 1921 году эмигрировал в Китай. С 1922 по 1934 год жил в Харбине. Продолжал активную литературную деятельность, с 1928 года публиковался в советских журналах.
17 июня 1934 года вернулся в Москву. Неоднократно встречался с Горьким, занимался литературной и общественной деятельностью. Принимал участие в работе Первого съезда советских писателей (без права решающего голоса). Скончался в Москве 25 июня 1941 года.
Skitalecгроб (586x700, 314Kb)
Похоронен в Москве на Введенском кладбище (7-й участок).
Некоторые сочинения Петрова-Скитальца опубликованы на иностранных языках. Семья: В 1903 году женился на Александре Николаевне Ананьевой, дочери симбирского купца и банкира; Сын Евгений Степанович Петров — кинорежиссёр. Адреса в Санкт-Петербурге: 1905 год — 8-я Рождественская улица, 25. Память: Имя Степана Скитальца носит улица в Севастополе;В 1960 году в Ульяновске на доме по улице Пролетарской, № 41 открыта мемориальная доска: «В этом доме в 1913—1921 гг. жил писатель С.Г.Скиталец (Петров)». Библиография: «Самарские строфы» (цикл стихотворных фельетонов); «Октава» (1900, повесть); «Сквозь строй» (1901, повесть); «Кандалы» (1904); «Полевой суд» (1905); «В дороге» (1905); «Долго я шёл без дороги» (1906); «Лес разгорался» (1906); «Огарки» (1906); «Этапы» (1907); «Сквозь строй!» (1916); Полное собрание сочинений. Тома 1 — 8. Петроград, 1916 — 1919; «Лаврентий Шибаев» (1921); «Дом Черновых» (1935, роман); «Этапы» (1937, переработанный); «Кандалы» (1940, роман); «Кандалы» (1956, роман, 2-е издание); Повести и рассказы. Воспоминания. Москва, 1960; Избранное. — Москв: Художественная литература, 1988. Литература: История русской литературы конца XIX — начала XX века. Библиографический указатель, Москва — Ленинград, 1963; Королькова Л.К. Творческий путь Скитальца. — Томск, 1964.

Magnus_Enckell (518x700, 211Kb)
1870
Магнус Энкель (шведское имя — Magnus Enckell)
финский художник. Родился в Фредериксхамне, в семье викария, был младшим из 6 сыновей. Живопись изучал в Хельсинки (1889—1891). Первые свои работы молодой художник создаёт в традициях натуралистической школы. В 1891 году уезжает в Париж, где поступает в Академию Жюлиана; среди его преподавателей здесь — Жюль Жозеф Лефевр и Бенжамен Констан.
[512x700]
В этот период Энкель увлекается символизмом, подпадает под влияние мистицизма Жозефена Пеладана и творчески — живописи Пюви де Шаванна и Эдуарда Мане. В 1893 году Энкель вновь посещает Париж. Разочаровавшись в парижском мистицизме, художник в 1894—1895 годах совершает путешествие по Италии, посещает Милан, Венецию и Флоренцию, а затем уезжает в Швейцарию и Германию, где знакомится с работами Арнольда Бёклина. На рубеже XIX—XX столетий Энкель порывает с символизмом, и его живопись приобретает яркие краски, характерные для постимпрессионизма. В 1907 году Энкель получает заказ на создание фресок для приалтарного придела в Кафедральном соборе Тампере. На гигантской картине размером 10 на 4 м художник изобразил Воскрешение из мёртвых и Вознесение на небеса представителей всех рас человеческих. Умер в Стокгольме 27 ноября 1925 года.
Галерея
Magnus_Enckell01 (700x569, 561Kb)
«Фавн» (1914)
Magnus_Enckell02 (700x484, 409Kb)
«Мальчик с черепом» (1893)
Magnus_Enckell03 (512x700, 211Kb)
«Девушка у зеркала» (1902)

1870
Альфред Владимирович Мольков
советский гигиенист, основоположник гигиены детей и подростков в СССР, заслуженынй деятель науки РСФСР (1934), профессор (1935). Член КПСС с 1919. Родился в Иркутске. В 1895 окончил медицинский факультет Московского университета, работал земским и санитарным врачом. Член правления Общества русских врачей в память Н.И.Пирогова, председатель комиссии по распространению гигиенических знаний этого общества (1901-1919). Директор Музея социальной гигиены (1919-1923), института социальной гигиены (1923-1931). Организатор и заведующий первыми кафедрами школьной гигиены на медицинских факультетах 2-го МГУ (1924; с 1930 - 2-й Московский медицинский институт), 1-го МГУ (1926; с 1930 - 1-й Московский медицинский институт) и в Центральном институте усовершенствования врачей (1934). Автор первого советского учебника по школьной гигиене (1934), выдержавшего 5 изданий. Мольков руководил первым социально-гигиеническим исследованием физического развития и состояния здоровья детского населения СССР, разработал гигиенические требования к планировке и строительству школ, детских садов и пионерских лагерей, режиму труда и отдыха детей, а также многие вопросы медицинского обслуживания и санитарного просвещения. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер в Москве 20 в мая 1947 года. Литература: Кардашенко В.Н., Деятельность А.В.Молькова в развитии гигиены детей и подростков в СССР, "Гигиена и санитария", 1967, № 11; Кардaшенко В.Н., К 85-летию со дня рождения Альфреда Владиславовича Молькова, "Педиатрия", 1955, № 6; "Гигиена и санитария", 1947, № 12 (имеется ряд статей, посвященных А.В.Молькову).

Alwin_Berger_1906 (579x700, 193Kb)
1871
Альвин Бергер (немецкое имя — Alwin Berger)
немецкий садовник и ботаник, известный своими работами по систематике суккулентных растений кактусов и агав. Автор многих книг о суккулентах, в том числе первой книги об агавах «Die Agaven». Родился в посёлке Мёшлиц близ города Шлайц, Германия. В период с 1897 по 1914 годы Бергер был главой ботанического сада Giardini botanici Hanbury в окрестностях итальянского города Вентимилья в Лигурии. Умер в городе Штутгарт, Германия, 21 апреля 1931 года.
Alwin_Berger01 (525x700, 322Kb)
Austrocilindropuntia subulata
Вклад в систематику растений: Бергером было описано около 40 родов растений из трёх семейств Алоевые (Aloaceae), Кактусовые (Cactaceae), Толстянковые (Crassulaceae) и большое количество видов. Примеры некоторых таксонов, введённых Бергером: Austrocilindropuntia exaltata (A.Berger) Backeb.[syn. Pereskia subulata Muehlenpf.]; Brasiliopuntia (K.Schum.) A.Berger; Brasiliopuntia brasiliense (Willd.) A.Bergertypus. Научные работы: Die Agaven. Gustav Fischer Verlag, Jena 1915 (mit 70 Abbildungen und 2 Karten)

Jess_Dandy (486x700, 291Kb)
1871
Джесс Денди (Jess Dandy, настоящее имя — Джесси Данциг, Jesse A. Danzig)
американский актёр немого кино и театра. Родился в городе Рочестер, штат Нью-Йорк, США, в семье эмигрантов из Пруссии. Наиболее известен своим участием во многих фильмах Чарли Чаплина.
Charlie_&_Jess_Dandy_in_His_New_Profession;_Keystone_c.1914 (700x633, 128Kb)
Джесс Денди и Чарли Чаплин в фильме «Его новая профессия»
Выступал на Бродвее до начала карьеры в кино, а также после её завершения. Умер в городе Бруклайн, Норфолк, штат Массачусетс, США, 15 апреля 1923 года. Похоронен на кладбище Вудлон.
Избранная фильмография
Jess Dandy01jpg (700x372, 224Kb)

[483x700]
1871
Иван (имя при рождении - Иоганн) Романович Пельтцер
российский и советский актёр театра и кино, режиссёр, лауреат Сталинской премии (1941), Заслуженный артист РСФСР (1925). В 1893 году окончил Московское театральное училище. В 1900—1910 годах работал в театре Корша в Москве. Начал сниматься в кино с 1916 года. В 1940—1946 годах работал в Московском театре имени Моссовета. Был дважды женат, второй раз — в 75 лет. Дочь Ивана Пельтцера — известная актриса Татьяна Пельтцер. С 1950-х годов и до второй женитьбы жил со своей дочерью в актёрском доме на улице Черняховского. Современники вспоминают необычайно жизнелюбие и прекрасное чувство юмора Ивана Романовича. Иван Пельтцер скончался в Москве 29 марта 1959 года.
Peltcerгробв (700x525, 391Kb)
Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище (участок № 29).
Семья: Первая жена — Эсфирь Боруховна (Евгения Сергеевна) Ройзен (18 декабря 1884 — 28 ноября 1962), дочь первого казённого раввина Киева в 1862—1863 годах Боруха Ройзена (из бердичевской купеческой семьи); Дочь — актриса Татьяна Ивановна Пельтцер; Сын — автоконструктор Александр Иванович Пельтцер (28 ноября 1906 — 26 ноября 1975); Вторая жена — актриса Ольга Георгиевна Супротивная (1903—1976).
Фильмография
Актёр: 1916 — Как он устранил своего соперника; 1916 — Елена Деева; 1916 — Огородник лихой; 1916 — Пляска миллионов — Жуков, биржевой маклер; 1916 — Сибирская атаманша — Яшка; 1917 — Жертвенник страстей — Троцкий;1917 — Жуткая правда о ленском расстреле; 1917 — Из бездны к солнцу; 1917 — Ясновидящая; 1917 — Лгущие богу; 1918 — Эпизод любви; 1918 — Зверь внутри нас; 1918 — Заёмная жена; 1924 — Красный тыл — Зейц; 1927 — Дон Диего и Пелагея; 1936 — Последняя ночь — Захаркин, отец; 1937 — Как будет голосовать избиратель — рабочий; 1937 — Белеет парус одинокий — дедушка Гаврика; 1937 — Граница на замке — председатель колхоза; 1938 — Честь — Костров Назар Петрович, машинист; 1938 — Медведь — Лука, лакей у Поповой; 1938 — Люди долины Сумбар — Иван Петрович; 1939 — Большая жизнь — Кузьма Петрович Козодоев; 1939 — Человек в футляре — гость; 1939 — Степан Разин — дед Тарас;1939 — Огненные годы — дед Яухим; 1940 — Цена жизни — доктор Ястребов; 1941 — Приключения Корзинкиной — спящий вахтёр; 1941 — Дочь моряка — Захаров Пётр Федосеевич; 1943 — Она защищает Родину — Степан Орлов; 1943 — Во имя Родины — эпизод (нет в титрах); 1945 — Это было в Донбассе — Кулыгин; 1950 — Заговор обречённых — Стебан; 1950 — Донецкие шахтёры — Петрович, старый шахтёр; 1952 — Неразлучные друзья — старый рыбак;1953 — Налим; 1954 — Море студёное; 1955 — Васёк Трубачёв и его товарищи — Иван Васильевич «грозный», школьный сторож; 1955 — В один прекрасный день — дед Фома, бывший барабанщик егерского полка. Режиссёр: 1916 — Как он устранил своего соперника; 1917 — О чём просила его жена. Награды: Орден Трудового Красного Знамени (6 марта 1950); орден «Знак Почёта» (1 февраля 1939); 1925 — присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР; 1941 — лауреат Сталинской премии второй степени — за исполнение роли рабочего Захаркина в фильме «Последняя ночь» (1936), снятом на киностудии «Мосфильм»; Орден «Знак Почёта».

[560x700]
1871
Флоренс Рене Сэбин (Florence Rena Sabin)
американский анатом, одна из первых женщин врачей, выбравших карьеру исследователя. В 1903 году она стала первой женщиной студенткой Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса. Ф.Сэбин стала первой женщиной-профессором в Johns Hopkins School of Medicine, в 1926 году первой женщиной-академиком Национальной Академии Наук США, а также первой женщиной, возглавившей один из отделов Рокфеллеровского Института Медицинских Исследований. Ее исследование лимфатической системы доказало, что она развивается из вен эмбриона, что было совершенно новым для того времени. Внесла большой вклад в исследование лимфатической и кровеносной систем, создала модель сложных групп клеток и нервных волокон. Скончалась Флоренс Сэбин 3 октября 1953 года. Несколько учреждений США носят её имя. В здании Конгресса США в Вашингтоне поставлена бронзовая статуя Ф.Сейбин. Метод Сэбин — способ выявления форменных элементов крови (гранул цитоплазмы лейкоцитов и митохондриальной зернистости) путем окрашивания мазков смесью нейтрального красного (0,1 г) в 10 мл абсолютного спирта и януса зелёного (спиртового раствора такой же концентрации). Библиография: Sabin F. R. Chemical agents. Supravital stains. Handbook of microscipical technique. — New York, 1929.

1872
Раиса Тимофеевна Адлер (урождённая Эпштейн; немецкое имя —. Raissa Timofejewna Adler / Epstein)
русская и австрийская деятельница феминизма, троцкистка. Жена психиатра Альфреда Адлера. Родилась в Москве, в еврейской купеческой семье. Её отец, потомственный почётный гражданин Тимофей Моисеевич Эпштейн (1850—?), жил с женой Анной Захаровной и детьми в собственном доме № 6 в Хлебном переулке. С 1898 года — директор правления Московского товарищества резиновой мануфактуры. Её дед, купец первой гильдии Моисей Тимофеевич Эпштейн (1832—?), перебравшись из Таганрога в Москву, в 1879 году открыл на Арбате механическое заведение «М.Т.Эпштейн с сыновьями», владел домами № 12, 14 и 16 в Хлебном переулке. Получила домашнее начальное образование, в 1895 году уехала из Российской империи в Швейцарию по той причине, что не имела права получить высшее образование на родине. В Цюрихе в течение трёх семестров изучала биологию, в конце 1896 года осела в Австрии, в Вене, где присоединилась к местным феминисткам. Встретила там Альфреда Адлера и вышла за него замуж в 1897 году в Смоленске. В браке родились четверо детей: Валентина (1898), Александра (1901), Курт (1905) и Корнелия (1909). Благодаря своей вере в свободу мысли и убеждений Раиса установила контакт с эмигрировавшими из Российской империи революционерами, а при помощи эмигрировавшей из России Алины Фюртмюллер Раиса познакомилась с Львом Троцким, с которым сотрудничала с 1929 года. Адлер вошла в состав Венского горсовета вместе с Юлиусом Тандлером и Маргарете Хильфердинг в комитет по делам женщин и стала соучредительницей Комитета помощи Международной солидарности трудящихся в Австрии, а также вошла в комитет Красной помощи и в Коммунистическую партию Австрии. В начале 1930-х годов состояла в Обществе индивидуальной психологии. После гражданской войны в феврале 1934 года была арестована за свои убеждения и пробыла в тюрьме в течение двух дней, вследствие чего семья Адлеров эмигрировала в 1935 году в США. После Второй мировой войны Раиса Адлер была председателем исполкома Ассоциации индивидуальной психологии в Нью-Йорке, а в 1954 году избрана почётным президентом Совета. Умерла в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 21 апреля 1962 года.
Семья
Брат отца — Ефим (Ехиель) Моисеевич Эпштейн (1857—1939), русский экономист, публицист и финансист, автор трудов по истории денежного обращения, банковского и биржевого дела в России и других странах. Директор банкирского дома «Братья Джамгаровы» в Москве (1890-е годы), директор московского отделения Петербургского Международного коммерческого банка (1900-е годы), член правления Азовско-Донского банка в Петербурге (1910-е годы). Преподавал в Петербургском и Московском коммерческих институтах. Публиковался в журнале «Юридический вестник», автор монографий «Бумажные деньги в Италии, Австрии и Северо-Американских Соединённых Штатах» (1895), «Банковое дело: Лекции, читанные в Московском коммерческом институте в 1909/1910 академическом году» (4 издания, 1910—1917), «Эмиссионные и кредитные банки в новейшей эволюции народного хозяйства» (1913), «Les Banques de commerce russes» (1925), «La Circulation monétaire et les banques de dépot» (1936), «Российские коммерческие банки (1864—1914 гг.): Роль в экономическом развитии России и их национализация» (2011, русское издание). В эмиграции во Франции. Его сын (двоюродный брат Раисы Адлер) — Самуил Ефимович Эпштейн (1887—1942), юрист, член правления Азовско-Донского коммерческого банка, директор Общества Северной бумажной целлюлозной фабрики, в эмиграции кинопродюсер; погиб в депортации. Другой сын, Михаил Ефимович Эпштейн (1896—1942), инженер-электрик и физик, был женат на французской писательнице Ирэн Немировской (оба были депортированы и погибли). Литература: Karl Fallend: Raissa Adler, in: Brigitta Keintzel (Hrsg.): Wissenschafterinnen in und aus Österreich: Leben - Werk - Wirken. Böhlau, Wien 2002, ISBN 3-205-99467-1, S. 12–13.

Marian_Thayer (542x700, 204Kb)
1872
Мариан Тейер (Marian Thayer; имя при рождении — Мариан Лонгстрит Моррис, Marian Longstreth Morris)
жена Джона Тейера, вице-президента железной дороги штата Пенсильвания. Супруги и их сын Джек Тейер были пассажирами «Титаника». Мариан и сын Джек Тейер выжили, но Джон Тейер погиб. Стала одной из героических женщин, которые гребли в тяжёлой шлюпке.
Marian_ThayerHouse_on_Dundale_Estate (700x489, 340Kb)
Дом, в котором провела своё детство Мариан
Мариан Лонгстрит Моррис родилась в городе Филадельфия, штат Пенсильвания, США. Её отцом был Фредерик Уистар Моррис, мать — Элизабет Пол. В семье было семеро детей: три мальчика и четыре девочки. Отец был одним из владельцев металлургической компании «Morris Wheeler and Co.» Её дед купил недвижимость в штате Пенсильвания. На этой недвижимости он построил несколько домов для своей семьи. На фотографии слева показан дом, в котором Мариан провела большую часть детства. В 1892 году в возрасте 20 лет Мариан вышла замуж за Джона Тейера (1862—1912), который был на десять лет её старше. Через несколько лет Джон стал вице-президентом сети железных дорог в штате Пенсильвания. В семье родилось семеро детей. Лишь один из детей, Джек Тейер, был с родителями во время гибели «Титаника». Семья жила в Хейверфорде, в большом доме под названием «Redwood».
Marian_ThayerJohn_Borland_Thaye (465x700, 185Kb)
Джон Тейер, супруг Мариан, погибший на борту «Титаника»
На борту Титаника
Семья Джона Тейера вместе со служанкой Маргарет Флеминг заняли каюты С68/С70. В воскресенье, во второй половине дня, когда «Титаник» затонул, Мариан вместе со своей подругой Эмили Райерсон гуляли по палубе и столкнулись с Джозефом Брюсом Исмеем. По словам Эмили Райерсон, Исмей показал им телеграмму, в которой упоминалось, что в их районе много айсбергов.
Marian_ThayerTitanic_Brochure (700x525, 338Kb)
Брошюра Мариан, которая находилась в кармане её пальто
После того, как «Титаник» наткнулся на айсберг, Мариан вместе со своей служанкой Маргарет Флеминг села в шлюпку № 4. Вместе с ней там находились Мадлен Астор, Люсиль Картер и её подруга Эмили Райерсон. Её 17-летнего сына Джека не пустили в шлюпку, но когда корабль ушёл под воду, он нырнул в холодную воду и смог уцелеть, взобравшись на перевёрнутую шлюпку B, на которой также спаслись радист Гарольд Брайд и второй помощник капитана Чарльз Лайтоллер. Позже Мариан записала в своих воспоминаниях о «Титанике»:
«Часть корабля вздымалась в воздух, пока не приняла почти вертикальное положение. Казалось, он остался неподвижным течении нескольких секунд (может, двадцати), и вдруг нырнул вниз с глаз долой. Это было в 2:20 утра, когда „Титаник“ пошёл на дно. Такое время было на часах одной из пассажирок».
«Мы приплыли к тому месту, где он пошёл на дно. Подобрали шесть человек, двое из которых были пьяными. Двое умерли в лодке. Мы должны были спастись. Я стояла в ледяной воде до самого верха сапог и взяв весло в руки, я гребла в течение почти пяти часов. Мы подобрали около 15 человек и на борту оказалось то ли 65, то ли 66 человек. В нашей лодке не было места. Нашу шлюпку подобрала „Карпатия“ в 7 часов утра понедельника».
Мариан, её сын и служанка пережили катастрофу. Но её муж погиб на борту. Когда Мариан добралась до континента, её ждал брат, который отвёз её вместе с сыном в их имение в Хейверфорд. В кармане её пальто находилась брошюра с информацией о «Титанике» и списком пассажиров первого класса.
Дальнейшая жизнь
В отличие от большинства вдов с «Титаника», Мариан не выходила повторно замуж и осталась жить в Хейверфорде. Мариан вместе с Мадлен Астор присутствовала на обеде, устроенном в честь команды корабля «Карпатия», который спас пассажиров «Титаника». Мариан пригласила капитана «Карпатии» и доктора Франка Макги погостить в её доме, где она и другие пассажиры «Титаника» выразили им свою благодарность. Мариан скончалась в своём доме в коммуне Хейверфорд, штат Пенсильвания, США, 14 апреля 1944 года.

Rudolf_Kassner (579x700, 226Kb)
1873
Рудольф Каснер (немецкое имя — Rudolf Kassner)
австрийский писатель, философ культуры, мыслитель-эссеист, переводчик греческой философии, английской, французской и русской словесности. Родился в городе Гросс-Павловиц, Моравия, тогда Австро-Венгрия, ныне Вельке Павловице, Чехия. Родители — выходцы из Силезии: отец — чешского, мать — немецкого происхождения. Вырос в маленьком провинциальном городе, воспитывался дома, часто и подолгу жил в деревне. С детства страдал полиомиелитом, последствия которого перебарывал волей и творчеством. Университетское образование (филология, философия) получил в Вене и Берлине, среди его преподавателей были Моммзен, Трейчке, Гарнак. Защитил диссертацию об образе Вечного Жида в мировой поэзии (1897). Много путешествовал (Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия, Северная Африка, Индия, Бирма, Египет, Россия — не только Москва и Петербург, но и Крым, Кавказ, Средняя Азия). Входил в избранные артистические круги Мюнхена, Вены, Берлина, Парижа. Был знаком с Ф.Ведекиндом, Андре Жидом, Полем Валери, Метерлинком, Т.С.Элиотом, А.Эйнштейном, Г.Зиммелем, Гауптманом, С.Цвейгом, Д.Мережковским, дружил с Гофмансталем (с 1902) и Рильке (с 1907). В годы нацизма и Второй мировой войны жил и работал в изоляции (его жена была еврейкой, и публиковаться ему в 1933 запретили). С помощью друзей жене удалось перебраться в Швейцарию, куда в 1945 переехал он сам и где прожил оставшиеся годы. Умер в городе Сьер кантон Вале, Швейцария, 1 апреля 1959 года.
Творчество и признание
Сам Каснер делил им написанное на три периода: «эстетический» (1900—1908), «физиогномический» (1908—1938), «автобиографический и мета-политический» (после 1938-го). В целом его мысль движется в русле «философии жизни». Его идеи и книги высоко ценили Зиммель, Вальтер Беньямин, Дьёрдь Лукач (в ранний период), Томас Манн и многие другие. Гофмансталь и Рильке считали Каснера крупнейшим философом культуры; Рильке посвятил ему восьмую из своих «Дуинских элегий». Каснер был удостоен премии Готфрида Келлера (1949), Большой государственной премии Австрии по литературе (1953), мемориальной премии Шиллера (1955). Кроме собственных сочинений, в которые входит и гигантская переписка, Каснеру принадлежат переводы Платона, Аристотеля, Лоренса Стерна, Пушкина, Гоголя, Л.Толстого, Достоевского, Андре Жида.
Произведения: Der ewige Jude in der Dichtung (1897); Der Tod und die Maske: Gleichnisse (1902); Motive: Essays (1906); Melancholia: eine Trilogie des Geistes (1908); Der Dilettantismus (1910); Von den Elementen der menschlichen Groesse (1911);
Der indische Gedanke (1913); Die Chimäre (1914); Zahl und Gesicht: nebst einer Einleitung: Der Umriss einer Universalen Physiognomik (1919); Die Grundlagen der Physiognomik (1922); Die Mythen der Seele (1927); Narciss: oder Mythos und Einbildungskraft (1928);
Physiognomik (1932); Transfiguration (1946); Die zweite Fahrt (1946, автобиография); Das neunzehnte Jahrhundert. Ausdruck und Grösse (1947); Das inwendige Reich: Versuch einer Physiognomik der Ideen (1953); Das Antlitz des Deutschen in fünf Jahrhunderten deutscher Malerei (1954); Buch der Erinnerung (1954, воспоминания); Geistige Welten (1958). Собрание сочинений: Sämtliche Werke, Bände I—X/ Ernst Zinn, Klaus E. Bohnenkamp (Eds). Pfüllingen: Günther Neske, 1969—1991. Литература: Wieser T. Die Einbildungskraft bei Rudolf Kassner; Studie mit Abriss von Leben und Werk. Zürich: Speer-Verlag, 1949; Rudolf Kassner zum achtzigsten Geburtstag. Gedenkbuch/ Kensik A.C., Bodmer D., Hrsg. Winterthur: Rentsch, 1953; Mayer G. Rilke und Kassner; eine geistige Begegnung. Bonn: H. Bouvier, 1960; Kensick A.C. Narziss: im Gespräch mit Rudolf Kassner: Sierre, 1947—1958. Zürich: A. Cl. Kensik, 1985; Leśniak S. Thomas Mann, Max Rychner, Hugo von Hofmannsthal und Rudolf Kassner: eine Typologie essayistischer Formen. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2005; Лукач Г. Платонизм, поэзия и формы: Рудольф Касснер// Лукач Г. Душа и формы. Москва : Логос-Альтера, 2006, страницы 65-73; Алексей Жеребин. Мастер философской прозы Рудольф Касснер.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 9 ноября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»