[472x700]
1890
Эрнст Шнеллер (немецкое имя — Ernst Schneller)
немецкий общественно-политический деятель, член ЦК и Политбюро Коммунистической партии Германии, депутат Рейхстага, педагог. Родился в Лейпциге. Сын железнодорожника. В 1910 окончил учительский семинар и в 1911—1913 был помощником преподавателя, а с 1913 учительствовал в разных городах Саксонии. Участник Первой мировой войны. В 1914 году добровольцем вступил в армию, в 1916 стал офицером на Восточном фронте, где познакомился с идеями большевизма. На фронте избран депутатом рабочего и солдатского совета своего подразделения. В 1919 году Шнеллер вернулся в Германию, в Рудные горы, где продолжил работу преподавателем. Вступил в СДПГ. В 1920, учитывая опыт в военном деле, Шнеллер — организатор движения сопротивления Капповскому путчу . В 1921 вступил в Коммунистическую партию Германии. С 1921 по 1924 год — член Саксонского земельного совета, где занимался проектированием системы народного образования. Выдвинул предложения по введению бесплатного питания в школах, медицинского и стоматологического обследования для детей дошкольного и школьного возраста. С 1924 по 1929 Эрнст Шнеллер являлся членом ЦК Коммунистической партии, Политбюро и членом национального руководства Союза красных фронтовиков. Одновременно, избирался кандидатом в Исполнительный комитет на VI Конгрессе Коммунистического Интернационала. С 1924 года — член Рейхстага, где среди прочего выступал в качестве эксперта по вопросам внешней и военной политики. В конце мая 1932 по поручению Секретариата ЦК КПГ возглавлял комиссию для разработки Антифашистского движения. Сыграл значительную роль в обеспечении подавления летом 1932 года нацистского террора, за счет чего распространение фашизма было временно приостановлено. 27 февраля 1933 года, в ночь поджога Рейхстага, Шнеллер был арестован. В апреле того же года отправлен в концентрационный лагерь Зонненбург. С 8 июля 1933 года находился в предварительным заключении в Лейпциге. 9 ноября 1933 года за подстрекательство к государственной измене осужден на шесть лет лишения свободы и на пять лет лишения гражданских прав. 16 ноября 1933 он был переведен в Вальдхаймскую тюрьму, где до 1939 сидел в одиночной камере. В июле 1939 года был переведен в концентрационный лагерь Заксенхаузен, где входил в состав руководства местной нелегальной коммунистической организации. 11 октября 1944 года Шнеллер вместе с 28-ю французскими и немецкими антифашистами был расстрелян командой СС.
[554x700]
В Берлине, рядом с Рейхстагом, в числе 96 мемориальных плит с именами убитых нацистами депутатов Рейхстага есть плита в память о Э.Шнеллере. Во время существования ГДР много школ в Дрездене, Хемнице, Галле и Лейпциге носили имя Эрнста Шнеллера. В Цвикау его именем был назван педагогический колледж. В Лейпциге есть улица имени Эрнста Шнеллера — Ernst-Schneller-Straße. В ГДР в 1977 году был снят 2-серийный фильм «Ernst Schneller», в котором роль Эрнста исполнял Хорст Шульце, а его жену сыграла Рената Блюме.
[594x700]
В 1960 году выпущена почтовая марка ГДР, посвящённая Эрнсту Шнеллеру.
Имя Шнеллера было присвоено торпедному катеру (Torpedoschnellboote) проекта 183 «Большевик». В ГДР была учреждена премия имени Шнеллера.
1891
Нил Миллер Ганн (Neil Miller Gunn)
шотландский писатель, автор романов "Зеленый остров на большой глубине", "Колодец на краю света". Родился в посёлке Данбиат, Шотландия, Великобритания. Нил Миллер Ганн был плодовитым романистом, критиком и драматургом, ставшим одним из главных светителей шотландского ренессанса 1920-х и 1930-х годов. Имея в своем активе более двадцати романов, Ганн, возможно, был самым влиятельным шотландским писателем-фантастом первой половины 20-го века. Умер в городе Инвернесс, Шотландия, Великобритания, 15 января 1973 года,
1891
Олесь Досвитный (украинское имя — Олесь Досвітній; настоящее имя — Александр Фёдорович Скрипаль-Мищенко, Олександр Федорович Скрипаль-Міщенко)
украинский писатель, сценарист и прозаик, редактор. Родился в многодетной семье мелкого лавочника. С самого детства был приучен к самостоятельности и трудолюбию, за два года закончил земскую четырёхлетнюю школу и стал работать писарем земской управы.
Захваченный революционным подъёмом 1905 года, лично участвовал в общественных событиях, выступая с корреспонденциями в местной печати, а также в киевской газете «Рада». За что, вероятно, его и освободили от должности. Ища другой заработок, в то же время настойчиво занимался самообразованием, чтобы получить аттестат зрелости. Сдав экстерном экзамены, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета.
Пропагандистско-агитационная деятельность
За участие в революционных кружках и распространение нелегальной литературы исключён из университета. Вернулся домой и устроился на сахароварню. Во время Первой мировой войны служил писарем в штабе Кавказского корпуса. После двух лет службы, за подстрекательство солдат приговорён военно-полевым судом к высшей мере — расстрелу. Однако ему удаётся бежать из-под ареста и эмигрировать. Через Киргизию, Китай, после изнурительных испытаний добрался до Сан-Франциско, а после революции вернулся на Украину. В 1918 году по поручению Харьковского ревкома проводил агитационную работу среди немецких, деникинских и гетманских войск, доказывая новым товарищам свою преданность революционным идеалам. В 1919 году вступил в ряды Коммунистической партии, выполнял ряд ответственных поручений партии и Украинского Советского правительства. Одна из важнейших среди них — работа во Временном Комитете Компартии Восточной Галиции и Буковины: сначала в Киеве, затем — в глубоком подполье на территории Галиции, захваченной Польшей. В Киеве в течение нескольких месяцев возглавлял партийное пресс-бюро и печатный орган Временного комитета — газету «Галицкий коммунист». Основным заданием коммунистической организации, а следовательно, и её газеты, было опровержение посягательств Польши на Западноукраинские земли, развенчивание галицко-буковинского правительства, призывы к борьбе за воссоединение с Советской Украиной. Содержание и характер публицистическо-пропагандистской деятельности Досвитного иллюстрируют его многочисленные публикации. Во время наступления на Киев войск Деникина, а в дальнейшем и Петлюры, перешёл на подпольное положение. Вместе с женой, Марией Курской-Досвитной, в числе других профессиональных пропагандистов и организаторов поехал в Галицию, где действовало западноукраинское и польское подполье. Однако как следует развернуть запланированную работу не удалось. В результате деятельности провокатора группа Досвитного оказалась в руках польской дефензивы. Сидел в тюрьмах Люблина, Варшавы. Позже эти события легли в основу его романа «Нас было трое» (1928). В январе 1920 года в тюрьме написал свой первый рассказ — «Раскаяние». После семи месяцев заключения был освобождён в результате обмена пленными между польской и советской сторонами.
Возвращение на Украину
В марте 1920 года вернулся на Украину. Был политкомиссаром и главным редактором литературно-агитационного поезда «Большевик», редактировал газеты «Хлеб и железо», «Большевик в пути» (Лозовая), «Крестьянская правда» (Екатеринослав) и «Звезда» (Екатеринослав).
Отозванный в 1924 году ЦК КП(б)У из Екатеринослава в Харьков, возглавлял Украинское общество драматургов и композиторов.
Творчество
Первая книга рассказов — «Раскаяние» и «Чья вера лучшая» — вышла ещё в 1920 году. В 1924 выходит новый сборник рассказов «Тюнгуй» (более позднее название — «Чжунгожень»), который получил широкую известность, при жизни автора четырежды переиздавался и переводился на русский язык. Досвитный становится членом близких ему писательских организаций: «Гарт», ВАПЛИТЕ, ВУСПП, а с 1932 года — после известного постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля «О перестройке литературно-художественных организаций» — членом Союза советских писателей. На протяжении 1920-х годов находился в центре бурной литературной жизни. Из-под его пера, кроме публицистики, вышло много рассказов и повестей: «Алай» (1924), «Гюлле» (1926), «Заметки путешественника»(1929), «На плавнях», «Поймал», «Фигуры», «Серко» (1930), «На ту сторону» (1931), «Новеллы» (1932); романы — «Американцы» (1925), «Кто» (1927), «Нас было трое» (1929), «Кварцит» (1932). Его произведения переведены на русский, английский, немецкий и другие языки. В то же время творчество писателя неоднозначно оценивалось критикой. Микола Хвылевой отдал должное Досвитному, назвав его оригинальным и поистине массовым (в хорошем смысле этого слова) художником. Александр Белецкий прежде всего отмечал тематическую новизну произведений Досвитного, которые расширили мир проблематики молодой украинской советской литературы. Даже во время острых политических противостояний и идеологических поединков Досвитный сумел избежать пропагандистских филиппик в адрес «загнивающего» Запада и «разложенной» украинской буржуазной эмиграции. Герои романов Досвитного всегда отмечены интересным индивидуальным характером, твёрдыми жизненными принципами и сформированным мировоззрением. Но, по мнению советских идеологических работников, подход писателя к описанию действительности коренным образом расходился с единственным методом социалистического реализма, что автоматически ставило Досвитного в разряд врагов народа.
Репрессии
7 декабря 1933 года помощник уполномоченного следственной группы секретно-политического отдела ДПУ Украинской ССР Гольдман, рассмотрев материалы по обвинению Досвитного в «принадлежности к украинской контрреволюционной организации, которая пыталась свалить Советскую власть», постановил: «избрать мерой пресечения против избежания им суда и следствия содержания под стражей в спецкорпусе ДПУ». 19 декабря 1933 года Досвитный был арестован в Харькове. Следствие вел уполномоченный ДПУ Украинской ССР Грушевский, который к упомянутым обвинениям прибавил «участие в террористической деятельности, в частности подготовку покушения на Постышева». На очередном допросе 20 декабря 1933 года О.Досвитный «признал» себя причастным к контрреволюционной организации, а 10 января 1934 года обратился к следователю с заявлением, где осуждал свои преступления и просил дать возможность «преданной работой на социалистическом строительстве доказать свою преданность большому делу партии и Советской власти». В обвинительном заключении следователь предложил судебной тройке отправить подсудимого в исправительно-трудовые лагеря на 10 лет. Заместитель прокурора ДПУ УССР наложил свою резолюцию, в которой предложил расстрел. Судебная «тройка» на закрытом заседании 23 февраля 1934 года поддержала «высшую меру социальной защиты». 3 марта 1934 года Коллегия ОДПУ оставила приговор без изменений. Расстрелян в городе Харьков, Украинская ССР, СССР, в тот же день.
Реабилитация
На ходатайство жены писателя и по протесту прокурора военный трибунал Киевского военного округа 25 октября 1955 года упразднил постановление Коллегии ОДПУ от 3 марта 1934 года и прекратил дело из-за отсутствия состава преступления
Кинематографические работы
В 1924—1929 гг. был главным редактором ВУФКУ (Харьков), одним из организаторов Ялтинской и Одесской кинофабрик.
Автор сценария фильма «Провокатор» (1927).
Библиография
На русском языке: Да здравствует II-й Конгресс III-го Коммунистического интернационала! — [Бумага меловая]: агитационный поезд «Більшовик», 1920. — 8 страниц; Тюн-гуй (Революционный Китай): Повесть / Перевод с украинского. — Ленинград : Государственное издательство, 1925. — 96 страниц; Миссионеры / Перевод с украинского. Д.Выгодского. — Ленинград : Прибой, 1926. — 30 страниц; Тюнгуй / Перевод с украинского Д.Выгодского. — Ленинград : Прибой, 1926. — 61 страница; Американцы: Социальный роман / Авторизованный перевод с украинского Т.Шуба и Е.Коростовцева. — [Харьков]: Пролетарий, [бумага глянцевая.]. — 322 страницы;
Миссионеры: [Рассказ] / Перевод с украинского М.Берлянта. — [Киев, 1931]. — 28 страниц; Избранное / Перевод с украинского К.Трофимова; [Предисл. К. Сторчака]. — Москва : Советский писатель, 1957. — 418 страниц. Содержание : Кто?; Кварцит; Франц и Иоганн; Кварцит: Роман; [В плавнях; Фриц и Иоганн]: Рассказы / Перевод с украинского К.Трофимова; [Вступительная статья М.Пархоменко]. — Москва : Художественная литература, 1963. — 287 страниц; Нас было трое: Роман / [Перевод с украинского З.А.Савадовой-Досвитней; Вступительная статья Ю.Смолича]. — Киев: Рад. письменник, 1966. — 285 страниц; Нас было трое: Романы, рассказы / Перевод с украинского; [Вступительная статья В.Шевчука]. — Москва : Художественная литература, 1990. — 396, страниц. Содержание: Романы: Кто?; Нас было трое; Рассказы: Фриц и Иоганн; В плавнях; Город развлечений; И Корея пробуждается.
Литература: Писатели Советской Украины. 1917—1987: Биобиблиографический справочник/ Распорядители В.К.Коваль, В.П.Павловская. — Киев : Советский писатель, 1988. — Страницы 199-200; С порога смерти : Писатели Украины — жертвы сталинских репрессий/Авторский коллектив: Бойко Л.С. и другие. — Киев : Советский писатель, 1991. — Выпуск І/Распорядитель О.Г.Мусиенко. — Страницы 161-164.
1893
Михаил Петрович Жаков
комиссар народного образования Донецко-Криворожской советской республики. Биография этого наркома ДКСР наименее изучена. Некоторые мемуаристы называли его «ростовским рабочим». Родился в селе Старый Кувак, Казанская губерния, Российская империя. Учился в 1-м Казанском реальном училище. Во время учёбы в Казани присоединился к партии РСДРП, партийный псевдоним «Жук». В 1909 году исключён из училища и отдан под надзор. Вторично арестован в марте 1910 и после 4 месяцев заключения отдан под надзор полиции на два года. Вёл революционную работу под кличкой «Вибрион». В третий раз его арестовали в апреле 1912. 18 января 1913 года Казанский суд осудил Жакова по ст. 129-132 УУ, за хранение и распространение запрещённой литературы и агитацию. Михаил был сослан на поселение в Тутурскую волость Иркутской губернии.
Сибирь
В 1914 году бежал из ссылки в Иркутск. Вся его публичная деятельность связана с другим наркомом ДКР, Васильченко. Известно, что в 1915 они вдвоём отбывали ссылку в Иркутске (Жаков служил в городской лаборатории). Создал подпольный «Союз Сибирских рабочих» и нелегально выпустил два номера газеты «Пролетарий», за что летом 1915 года был арестован и находился в Иркутской тюрьме до революции.
Ростов
Осенью 1917 года Жаков уже являлся одним из лидеров большевиков Ростова, настаивал на объединении Донской области с Донкривбассом, вместе с Васильченко издавал на Дону газету «Наше знамя». Являлся делегатом II-го Всероссийского съезда Советов, который провозгласил победу Октябрьской революции. Ему приписывают фразу, произнесённую осенью 1917: «Мы утопим в крови Каледина, если он пойдёт на Ростов». Однако убежать из Ростова пришлось Жакову, который вместе с Васильченко прибыл в Харьков.
Народный комиссар образования ДКСР
В 1918 он один из редакторов «Донецкого пролетария», нарком образования ДКР. На IV областном съезде Жаков собственноручно набросал несколько вариантов схем структуры наркомата. На заседании областного комитета ДКР 18 февраля предложенная Жаковом структура была утверждена. В марте вместе с Васильченко, Филовым вышел из Совнаркома, протестуя против вхождения ДКР в состав Украинской ССР.
РСФСР
В конце 1918 г. уже появляется в Казани. С 1921 г. в Ростове служил в обкоме. С 1922 с перерывами, вызванными арестами — на преподавательской работе в Институте истории Комакадемии, автор воспоминания о революции, книги по доклассовой истории. С 1923 года преподаватель УТК до середины 1927 г. В этот же период лидер троцкистской оппозиции Хамовнического района города Москвы. В 1928 был исключён из партии за троцкизм, восстановлен в партии и в институте в 1929 после личного приёма у Сталина. Протокол допроса 29 мая 1936 года. Расстрелян в городе Москва, РСФСР, СССР, в 1936 году как «матёрый троцкист», «террорист» и «критик теории Энгельса о происхождении первобытного общества».
Семья
Брат: Жаков Анатолий Петрович (1895—?) — преподаватель УТК до 1927 г. Член троцкистской оппозиции. Репрессирован.
Творчество: М.Жаков. Справочная книжка по марксистскому самообразованию. — Москва : Московский рабочий, 1923; М.Жаков. Отражение феодализма в «Мен Дзы». — Москва, 1927.
Источники: Корнилов В.В. Донецко-Криворожская Советская Республика: Расстрелянная мечта. — Харьков: Фолио, 2011. — ISBN 978-966-03-5760-0; Жаков Михайло Петрович; Политическая каторга и ссылка : Биографический справочник членов общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев. — Москва : Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1929. — 686 страниц.
1893
Прачадипок (он же Рама VII; тайское имя — พระปกเกล้าเจ้าอยู่หัว; имя при рождении — ประชาธิปกศักดิเดชน์ ชเนศรมหาราชาธิราช จุฬาลงกรณนารถวโรรส อุดมยศอุกฤษฐศักดิ์ อุภัยปักษนาวิล อสัมภินชาติพิสุทธ์ มหามงกุฎราชพงษบริพรรต บรมขัตติยมหารชดาภิสิญจนพรรโษทัย มงคลสมัยสมากร สถาวรวรัจฉริยคุณ อดุลยราชกุมาร)
седьмой король Сиама с 1925 по 1935 из династии Чакри. Рама VII был последним абсолютным монархом и первым конституционным монархом Сиама. В результате революционных событий 1932 года Сиам перешёл к конституционной форме правления, а в марте 1935 года король Прачадипок отрёкся от престола. Сомдет Чаофа Прачадипок Сакдидет (тайское имя — สมเด็จเจ้าฟ้าประชาธิปกศักดิเดชน์) родился в Пхра Накхон, остров Раттанакосин, Бангкок, Королевство Сиам (ныне Таиланд), в семье короля Чулалонгкорна и одной из его жён — королевы Саовабхи. Принц Прачадипок был самым младшим из девяти детей, рождённых от пары. Он был вторым самым младшим ребёнком короля (в общей сложности 77), а также 33-м и младшим из сыновей Чулалонгкорна. Понимая, что претендовать на трон вряд ли удастся, принц Прачадипок решил продолжать военную карьеру.

Молодой Прачадипок и его мать,Саовабха Пхонгшри
Как и многие из детей короля, он был отправлен учиться за границу, посещал Итонский колледж в 1906 году, затем Военную академию Вулиджа, которую окончил в 1913 году. Он получил назначение в Королевскую конную артиллерию в британском Armybased в Олдершота. В 1910 году Чулалонгкорн умер и его сменил старший брат Прачадипока (также сын королевы Саовабха), кронпринц Вачиравуд, который стал королем Рамой VI. Принц Прачадипок тогда служил как в британской армии, так и в Королевской сиамской армии. С началом Первой мировой войны и провозглашением сиамского нейтралитета, король Вачиравуд приказал своему младшему брату оставить свою британскую комиссию и вернуться в Сиам немедленно, что было вразрез с желаниями принца, который хотел служить со своими людьми на Западном фронте. После этого Прачадипок стал высокопоставленным военным чиновником в Сиаме. В 1917 году Прачадипок на три месяца был рукоположён как монах, как это было принято для большинства буддийских сиамских мужчин. В августе 1918 года князь Прачадипок женился на своей подруге детства и кузине Мом Чао Рампхаипханни, потомке короля Монгкута (дед Прачадипока), и его королевского консорта Пиам. Они поженились во дворце Сукхотай с благословения короля. После окончания войны в Европе, он обучался в Сен-Сир во Франции, а затем вернулся в Сиам в качестве военного. За это время он получил дополнительный титул Кром Луанг Сукотаи (Принц Сукхотае). Прачадипок жил со своей женой в дворце Сукхотай , рядом с рекой Чао Прайя. У пары не было детей. Прачадипок вскоре начал быстро продвигаться в очереди на престолонаследие, так как все его братья умерли в течение относительно короткого периода времени. В 1925 году король Вачиравуд умер в возрасте 44 лет. Прачадипок стал абсолютным монархом всего в тридцать два года. Он был коронован королем Сиама 25 февраля 1926 года.
Правление
Его правление было самым коротким в истории династии Чакри. В его короткое правление Сиам, как и сам король, переживал период великих исторических событий, политических стремлений, социально-политического изменения и экономической модернизации.
Последний абсолютный монарх
Относительно неподготовленный к своим новым обязанностям, Прачадипок тем не менее был умён, дипломатичен в отношениях с другими, скромен и стремился учиться. Однако он унаследовал серьезные политические и экономические проблемы от своего предшественника. Бюджет был дефицитным, а королевские финансовые счета были в серьезном расстройстве. Весь мир был в агонии от Великой депрессии. В рамках институциональной инновации, направленной на восстановление доверия к монархии и правительству, Прачадипок объявил о создании Верховного совета Государства Сиам. Этот совет состоял из пяти опытных членов королевской семьи. Таким образом, в совет вошли трое членов королевской семьи (дяди короля): принц Бханурангси, принц Нарис и принц Дамронг Ратчанубаб, а также два его сводных брата, принц Китиякон (принц Чантабури) и принц Борипхат. Многие принцы Верховного совета считали своим долгом исправить ошибки предыдущего правления, но их действия не получили всеобщего признания, поскольку правительство не сообщило общественности о цели проводимой ими политики, чтобы исправить крайнюю финансовую расточительность короля Вачиравуда. Постепенно эти принцы присвоили себе власть, монополизировав все основные министерские должности и назначив своих сыновей и братьев как на административные, так и на военные должности. К апрелю 1926 года почти весь кабинет министров был заменен вновь назначенными принцами или дворянами, и только три бывших члена были назначены повторно. Семейные назначения вернули талантливых и опытных людей, но также ознаменовали возвращение к королевской олигархии. Король явно хотел продемонстрировать явный разрыв с дискредитировавшим себя правлением Рамы VI, и выбор людей для назначения на высшие должности, по-видимому, в значительной степени отвечал его желанию восстановить правительство типа Чулалонгкорна. В отличие от своего предшественника, король читал практически все государственные газеты, которые приходили к нему, от министерских представлений до петиций граждан. Король был скрупулезным и добросовестным; он получал комментарии и предложения от ряда экспертов и изучал их, отмечая положительные моменты в каждом представлении, но когда были доступны различные варианты, он редко мог выбрать лучший и отказаться от других. Он часто полагался на Верховный совет, чтобы подтолкнуть его в определенном направлении. С самого начала своего правления король Прачадипок остро осознавал необходимость политических изменений для сохранения монархии. Он рассматривал свой недавно созданный Верховный совет как институциональный контроль над властью абсолютного монарха. В 1926 году Прачадипок экспериментировал с использованием Тайного совета, который в то время насчитывал более 200 членов, в качестве квази-законодательного органа. Это большое собрание оказалось слишком громоздким, и в 1927 году Прачадипок создал Комитет Тайного совета, состоявший из 40 членов, выбранных из королевской семьи или знати. Комитет был положительно воспринят прессой и был задуман как предшественник парламента или Национального собрания. Однако на практике Комитет оставался относительно малоэффективным и, к сожалению, не превратился в более мощный или представительный орган. В 1926 году Прачадипок написал своему американскому советнику Фрэнсису Б.Сейру обширный меморандум под названием «Проблемы Сиама», в котором изложил девять вопросов, которые, по его мнению, были наиболее серьезными, с которыми сталкивается нация. Третий вопрос заключался в том, должна ли Сиам иметь парламентскую систему, в чем Прачадипок сомневался. Четвертый вопрос касался того, готов ли Сиам к представительному правительству, на что Прачадипок ответил: «Мое личное мнение — категорически НЕТ». Однако король действительно видел возможность провести реформу на местном уровне как «следующий шаг в нашем образовательном движении к демократии». В 1926 году он начал разработку концепции prachaphiban, или «муниципалитета», которая появилась в конце правления Рамы V как закон, касающийся общественного здравоохранения и санитарии. Была получена информация о местном самоуправлении в соседних странах, и были составлены предложения, позволяющие некоторым муниципалитетам повышать местные налоги и управлять своими собственными бюджетами. Тот факт, что общественность не была достаточно образована, чтобы заставить данную схему работать, препятствовал успеху этого административного предприятия короля. Тем не менее, идея научить сиамцев концепции демократии посредством децентрализации власти в муниципалитетах стала, по мнению Прачадипока, фундаментальной для разработки политики в будущем. Однако, Ясукити Ятабэ, японский посланник в Сиаме, раскритиковал путь короля за то, что он не будет достигнут через сто лет. В сентябре 1931 года Великобритания отказалась от золотого стандарта и девальвировала фунт стерлингов на 30 процентов. Это создало кризис для Сиама, поскольку большая часть его иностранной валюты хранилась в фунтах стерлингов. Министр финансов поддерживал в Сиаме золотой стандарт, привязав валюту к доллару США, но дебаты об этой политике бушевали в правительстве до 1932 года. Одним из последствий этой политики было то, что экспорт риса из Сиама стал дороже, чем у экспортеров-конкурентов, что отрицательно сказалось на доходах страны. В середине октября 1931 года король вернулся из поездки в Канаду и США и приказал принцу Девавонгсе Варопракару, министру иностранных дел, подготовить конституцию. Задача составления этого документа была поручена американцам Раймонду Б.Стивенсу и Пхая Шри Висарн Ваджа. В марте следующего года они представили «Обзор изменений в форме правления» вместе со своими комментариями. Первоначально Прачадипок планировал объявить о новой конституции нации 6 апреля на открытии Мемориального моста в ознаменование 150-летия династии Чакри. Эти предложения встретили сильное сопротивление со стороны принца Дамронга и других членов королевской семьи. Верховный совет, и, несмотря на его собственные опасения, что отказ от продолжения приведет к перевороту против его правительства, король в конечном итоге отказался от запланированного объявления. 20 января 1932 года, когда страна погрузилась в глубокую депрессию, король созвал «круглый стол», чтобы обсудить множество конкурирующих аргументов и договориться о том, как справиться с кризисом. На этой встрече было принято решение о значительном сокращении государственных расходов и реализация программы сокращения расходов. Две недели спустя, 5 февраля, король обратился к группе офицеров и подробно рассказал об экономической ситуации. В этой речи он заметил: «Я сам вообще ничего не знаю об управлении финансами, и все, что я могу сделать, это прислушаться к мнению других и выбрать лучшее ... Если я совершил ошибку, я считаю, что действительно заслуживаю прощения народом Сиама». Ни один из предыдущих монархов никогда не говорил так честно. Речь широко освещалась, и многие интерпретировали его слова не как откровенный призыв к пониманию и сотрудничеству, а как знак о слабости и доказательстве того, что система правления ошибающихся автократов должна быть отменена.
Сиамская революция 1932 года
24 июня 1932 года в Таиланде произошла революция, в ходе которой Прачадипок принял предложение о провозглашении в стране конституционной монархии. Небольшая группа солдат и государственных служащих начала тайный заговор с целью свержения абсолютной монархии и установления конституционного правительства. Утром 24 июня 1932 года партия «Кхана Ратсадон» осуществила почти бескровную «революцию». Пока Прачадипок находился во дворце Клай-Кангвон в Хуахине, заговорщики взяли под свой контроль тронный зал Ананда-Самакхом в Бангкоке и арестовали ключевых должностных лиц (в основном принцев и родственников короля). Народная партия потребовала, чтобы Прачадипок стал конституционным монархом и предоставил тайскому народу конституцию. В случае отрицательного ответа они оставляли за собой право объявить Сиам республикой. Король немедленно принял предложение Народной партии, и 10 декабря была обнародована первая «постоянная» конституция Сиама. Прачадипок вернулся в Бангкок 26 июня и принял заговорщиков на королевской аудиенции. Когда они вошли в комнату, Прачадипок поприветствовал их, сказав: «Я встаю в честь Кхана Ратсадона». Это был значительный жест, потому что, согласно предыдущим королевским ритуалам, монархи должны были оставаться на своих местах, пока их подданные делали почтение. Прачадипок признал изменившиеся обстоятельства. Эра абсолютной монархии в Таиланде закончилась.
Первый конституционный монарх
На ранних этапах конституционной монархии король и роялисты, казалось, могли пойти на компромисс с «Кхана Ратсадон». Конституционный законопроект, разработанный Приди Паномионгом и задуманный как постоянный, стал временным. Новая конституция частично восстановила утраченную власть и статус монарха. Среди них — введение неизбираемой половины Палаты представителей и право королевского вето. Первый премьер-министр страны Пхрая Манопхакон Нититхада был дворянином-консерватором и роялистом. Но вскоре компромисс перерос в противостояние роялистов и сторонников «Кхана Ратсадон». В октябре 1933 года принц Боворадет, бывший министр обороны, возглавил вооруженное восстание против правительства. Во время «восстания Боворадета», мятежный принц мобилизовал несколько провинциальных гарнизонов и двинулся на Бангкок, заняв аэродром Донмыанг. Принц Боворадет обвинил правительство в неуважении к монарху и в продвижении коммунизма и потребовал отставки лидеров правительства. Восстание было подавлено. Король не поддерживал восстание Боворадета напрямую, лишь тайно финансируя. Восстание снизило престиж короля. Когда началось восстание, Прачадипок немедленно сообщил правительству, что сожалеет о раздоре и гражданских беспорядках. Затем королевская чета нашла убежище в Сонгкхла, на крайнем юге. Уход короля со сцены «Кхана Ратсадон» истолковало как невыполнение своего долга. Не оказав полной поддержки правительственным силам, он (король) подорвал их доверие к монарху. В 1934 году Национальная ассамблея проголосовала за внесение поправок в гражданский и военный уголовные кодексы. Король наложил вето на изменения в разделении между личным и королевским имуществом, поскольку он не хотел платить налоги, и протестовал против поправки, по которому уменьшалась роль короля в рассмотрении смертного приговора в судах. После многих поражений от «Кхана Ратсадон» король, казалось, изменил свою позицию и выразил поддержку демократии и обвинил «Кхана Ратсадон» в антидемократических действиях. Прачадипок, отношения которого с «Кхана Ратсадон» еще более испортились, отправился в путешествие по Европе, прежде чем приехать в Англию для лечения. Он продолжал переписываться с правительством относительно условий, при которых он будет продолжать выполнять королевские обязанности. Прачадипок пытался сохранить за собой некоторые королевские полномочия, такие как право вето на закон без возможности отмены (другие разногласия касались королевских активов и королевских льгот). После того, как правительство не подчинилось, 14 октября Прачадипок объявил о своем намерении отречься от престола, если его просьбы не будут выполнены. Народная партия отклонила ультиматум, что стало последней каплей в решении Прачадипока отречься от престола.

Памятник Прачадипоку в Нонтхабури
Отречение от престола
2 марта 1935 года, обвинив правительство в несоблюдении демократических принципов король Сиама Рама VII отрекся от престола, передав трон своему племяннику Ананде Махидону. Прачадипок сделал краткое заявление с критикой режима: «Я готов передать полномочия народу, которыми я прежде обладал, но я не желаю передавать их какому-либо человеку или какой-либо группе для использования в автократическом стиле, не прислушиваясь к голосу людей». Реакция на отречение Прачадипока была сдержанной. На смену абсолютизму монархии пришел абсолютизм Народной партии, а за кулисами вырисовывались военные в качестве окончательного арбитра власти. Экс-король Прачадипок умер в графстве Суррей, Англия, Великобритания, от сердечного приступа, 30 мая 1941 года.
Награды: Кавалер ордена Королевского дома Чакри (Таиланд); Кавалер ордена Девяти камней (Таиланд); Рыцарь Большой ленты ордена Чула Чом Клао; Великий рыцарь-командор ордена Рамы; Кавалер Большой ленты ордена Белого слона; Кавалер Большой ленты ордена Короны Таиланда;
Иностранные: Кавалер ордена Хризантемы; Кавалер Высшего ордена Святого Благовещения; Кавалер Большого креста ордена Святых Маврикия и Лазаря; Кавалер Большого креста ордена Короны Италии; Кавалер ордена Слона; Большой крест ордена Карлоса III; Кавалер Большого креста ордена Лепольда Первого; Кавалер Большого креста ордена Нидерландского льва; Рыцарь (Дама) Большого креста ордена Бани; Орден Белого льва I степени; Кавалер Большого креста ордена Святого Олафа; Кавалер Большого Креста ордена Почётного легиона; Кавалер ордена Серафимов; Большой крест ордена Заслуг (Венгрия); Большой крест ордена святого Карла; Кавалер ордена Мухаммеда Али; Большой крест ордена Звезды Карагеоргия.
Литература: Wyatt, David K. Thailand: A Short History. — New Haven, 1982; Batson, Benjamin. The End of the Absolute Monarchy in Siam. — Oxford University Press, 1984; B. J. Terwiel. Thailand's Political History: From the Fall of Ayutthaya in 1767 to Recent Times. — River Books, 2005.

1893
Леннарт Вильгельм Ханнелиус (шведское имя — Lennart Vilhelm Hannelius)
финский военный, призёр Олимпийских игр. Леннарт Ханнелиус родился в городе Ханко, Великое княжество Финляндское, Российская империя, ныне Финляндия. В годы Первой мировой войны в составе финских егерей служил в Германии, во время гражданской войны в Финляндии воевал на стороне белофиннов, после войны остался в финской армии, служил на Аландских островах. В 1924 году на Олимпийских играх в Париже Леннарт Ханнелиус завоевал бронзовую медаль в стрельбе из скорострельного пистолета на дистанции 25 м. Позднее он представлял Финляндию на чемпионатах мира 1924, 1929, 1931 и 1933 годов. Во время Зимней войны Ханнелиус служил на Аландских островах, во время «войны-продолжения» участвовал в боях под Печенгой и Кестеньгой. В 1942 году был переведён в Турку. После войны эмигрировал в Швецию. Умер в городе Стокгольм, Швеция, 4 мая 1950 года.
1894
Клод Шаффер Бек (Claude Schaeffer Beck)
один из пионеров кардиохирургии. Родился в городе Шамокин, Пенсильвания, США. Известен изучением патофизиологии тампонады сердца (триада Бека), разработкой техники ушивания ран и повреждений при тупых травмах сердца, первыми операциями при опухолях сердца, при постинфарктной аневризме левого желудочка, а также операциями при ишемической болезни сердца (операции Бек I и Бек II). Кроме того, в 1947 г. Клод Бек впервые выполнил успешную дефибрилляцию сердца в клинике. Умер в городе Кливленд, Огайо, США, 14 октября 1971 года. Награды: Орден "Легион Почёта".
1895
Фотис Кондоглу (греческое имя — Φώτης Κόντογλου)
греческий писатель, художник, реставратор и переводчик первой половины XX века. В обзорном издании века «100 лет Греция» именуется «первым и основным представителем течения возврата искусства к греческой народной традиции и православной эстетике». Родился в городе Кидониес (Айвалык) на эгейском побережье Малой Азии в 1895 году, в семье Николаоса Апостолелиса и Деспо Кондоглу. Отец умер через год после рождения Фотиса и попечительство над ним и тремя его старшими братьями взял на себя его дядя, Стефанос Кондоглу, который был игуменом монастыря Святой Параскевы. Дяде Фотис обязан тем, что за ним закрепилась фамилия семьи матери. Детские и юношеские годы он прожил в Айвалыке. Здесь он окончил школу в 1912 году. В гимназии его одноклассником был будущий писатель и художник Стратис Дукас. Фотис был членом редколлегии учеников, которая издавала журнал «Мелисса»(«Μέλισσα» — «Пчела»). Кроме этого Кондоглу иллюстрировал журнал. После окончания школы в Айвалыке Кондоглу поступил в Афинскую школу изящных искусств, которую, однако, так и не окончил. В 1914 году он оставил школу и отправился в Париж, где изучал работу различных школ живописи. Одновременно он сотрудничал с журналом Illustration и в 1916 году выиграл первый приз в конкурсе журнала за иллюстрацию романа «Голод» норвежского писателя Кнута Гамсуна. В 1917 году совершил путешествия в Испанию и Португалию и в 1918 году вернулся во Францию. В этот период он написал свою первую книгу, «Педро Казас».
Кидониес
После окончания Первой мировой войны и капитуляции Османской империи, в мае 1919 года, греческая армия, по мандату Антанты, взяла регион под свой контроль и Кидониес вошёл в оккупационную зону Смирны. Мандат предписывал Греции контроль региона на 5 лет (до проведения референдума). Кондоглу вернулся на Родину, в Айвалык, который официально именовался по гречески Кидониес. Здесь он создал культурное общество "Новые люди" (Νέοι Άνθρωποι), в котором также участвовали Венезис, Дукас, Дадиотис, Валсамакис и другие местные литераторы и художники. Здесь он также издал своего Педро Казас. Одновременно Кондоглу был назначен в женскую гимназию Кидониес, где преподавал французский язык и историю искусства. Тем временем, межсоюзнические антагонизмы привели к тому, что Италия, а затем Франция стали оказывать поддержку туркам. Греческая армия нанесла поражение кемалистам в Сражении при Афьонкарахисаре-Эскишехире, но, не разрешив вопрос о судьбе греческого населения Ионии, не решалась оставить Малую Азию и совершила в 1921 году поход на Анкару, которую не смогла взять. Как писал греческий историк Д.Фотиадис, «тактически мы победили, стратегически мы проиграли». В 1921 году Кондоглу был мобилизован в греческую армию, но в том же году был демобилизован. Фронт застыл на год. В августе 1922 года он был прорван. 29 августа турки вошли в Айвалык. Практически всё мужское население было отправлено в рабочие батальоны вглубь Анатолии, где было истреблено в ходе маршей смерти Митрополит Григорий Кидонийский сумел получить разрешение на заход судов с соседнего Лесбоса, под американским флагом и под гарантии Американского Красного креста, чтобы вывезти оставшихся 20 тысяч греческого гражданского населения. Сам Григорий отказался покинуть свою митрополию и вместе с другими священниками был казнён 3 октября сожжением заживо.
Беженец
Кондоглу оказался в числе беженцев из Айвалыка и первоначально прибыл в соседний Митилини, держа в руках спасённую им икону Святой Параскевы. Но затем, после восторженных отзывов о его книге со стороны таких литераторов, как Алексиу, Авгерис, Казандзаки и Казандзакис, он был приглашён в Афины. В 1923 Кондоглу совершил поездку на Афон. Здесь он обнаружил для себя византийское изобразительное искусство, обращая внимание в особенности на Критскую школу, выполнил множество копий и написал много текстов. По возвращении со «Святой горы» он издал альбом Искусство Афона и организовал первую выставку со своими работами живописи. В 1925 году он издаёт в Афинах журнал «Филики Этерия», в котором печатались Дукас, Варналис, Авгерис, Алексиу и др. В том же 1925 году он женился на своей землячке Марии Хадзикамбури и обосновался в афинском муниципалитете Новой Ионии.
Реставратор и церковный художник
С 1931 года Кондоглу стал работать реставратором икон в музеях (Византийский и Христианский музей (Афины) и др) и расписывал храмы (Богородицы Капникарея, Храм Святой Варвары (Эгалео), Храм Святого Андрея по улице Левкосии (Афины), Храм Святого Георгия (Кипсели), часовни Заимиса в Рио и Песмазоглу в Кифисия, Живоносного Источника в Пеании, Кафедральный храм Родоса и другие). В 1933 году Кондоглу начал преподавать Историю искусств и живописи в американском колледже Афин. В последующие годы принял участие в организации византийского отдела в Музее Керкиры (1935). В 1935-1937 годах Кондоглу реставрировал росписи в византийском городе-крепости Мистра. В 1937 году он был приглашён в Египет, где производил реставрационные работы в Коптском музее Каира.
Муниципалитет
В 1938—1939 годах он исполнил настенные росписи в здании Муниципалитета Афин. Своими росписями Кондоглу хотел показать непрерывность в веках греческого духа. Он отобразил 40 персонажей древней мифологии и греческой истории на четырёх продолговатых поверхностях, следуя манере византийской живописи. Его работы располагались в зале-читальне Муниципальной библиотеки. Сегодня здесь располагаются приёмные залы службы регистрации актов гражданского состояния муниципалитета.
Эрехтей и Евмолп. Зал муниципалитета Афин
Назад, к традиции
Н.Зикас пишет, что вклад Кондоглу в греческую живопись можно подвести к трём единствам: его живописи, основанной на византийской технике; его церковным росписям, возвращавшим православную живопись в греческие церкви; его дидактическим работам, ставшим рычагом поворота современной греческой живописи к открытию художественных и духовных ценностей греческой традиции. Когда Кондоглу произвёл свой «бурный вход» в художественную жизнь Греции, там происходил поворот от Мюнхенской школы к новаторствам Парижа. Кондоглу своей работой игнорировал обе чужеродные тенденции и обратил своё внимание к забытой в течение более одного века художественной традиции страны. Трагедия греческой Малой Азии дифференцировала его от Запада, придав ему чувство ответственности за продолжение традиции, пережившей разрушение Византии, которая находилась в опасности после искоренения турками коренного православного населения Малой Азии и угрозы вестернизации искусства жизни и самой религии в свободной Греции. Сопротивляясь вестернизации, Кондоглу боролся за возрождение традиционной церковной росписи: вместе с Костисос Бастиасом и Василисом Мустакисом он издавал журнал «Ковчег» (Κιβωτός), в котором статьями и фотоматериалами поддерживал свою борьбу. Эта его борьба имела и изъяны: Кондоглу нёс собой из периода своей учёбы в Париже любовь импрессионистов к примитивному искусству и, вернувшись в Грецию, изучал и копировал византийскую живопись, основываясь на этих критериях. Так, византийская икона должна была быть чистой и не подверженной любому другому влиянию. Идейная ангажированность будет характеризовать его творчество, поскольку «он сам после Второй мировой войны напишет, что он решил посвятить свой талант Христу», что внесло качественную разницу между довоенным и послевоенным Кондоглу. Ещё до войны он обратился к Анастасию Орландосу, бывшему тогда директором Службы реставрации и поддержания древних и византийских памятников, с предложением, чтобы церкви строились и украшались фресками в византийском стиле.
Признание
Кондоглу получил Приз Афинской академии (1961 за книгу Выражение православной иконописи (Έκφρασις της Ορθοδόξου Εικονογραφίας), Приз Пурфина «Группы двенадцати» (1963) за книгу Айвалык, моя родина и Национальное Отличие Искусств и Литературы Афинской академии за его труды в целом. Многие из литературных работ Кондоглу были изданы после его смерти. Кондоглу умер в городе Афины, Греция, из-за послеоперационной инфекции, 13 июля 1965 года.

Дом Кондоглу в Афинах
Дом Кондоглу
В 1932 году он построил свой дом по улице Визиину 16, где Кондоглу и его ученики Яннис Царухис и Никос Энгонопулос расписали все комнаты. В годы тройной германо-итало-болгарской оккупации Греции и наступившего голода в Афинах Кондоглу был вынужден продать дом за мешок муки и переселиться с семьёй в гараж. Новый хозяин закрасил стены.
Работы: Путешествия в различные части Греции и Востока, описания того что мы слышали с от византийцев, франков, венецианцев и турок, 1928. -Ταξείδια σε διάφορα μέρη της Ελλάδας και της Ανατολής, περιγραφικά του τί ακούμε από τα χρόνια των Βυζαντινών, των Φράγκων, των Βενετσάνων και των Τούρκων, 1928; Бог Конан и его монастырь погружения, 1943.-Ὁ θεός Κόνανος καί τό μοναστῆρι του τό λεγόμενο καταβύθιση, 1943; Истории и случаи и другие всевозможные писания, 1944. -Ἱστορίες καί περιστατικά κι' ἄλλα γραψίματα λογῆς λογῆς, 1944; Корсар Педро Казас, 1944. '- 'Ὁ κουρσάρος Πέδρο Καζᾶς, Γλάρος, 1944; Греческий моряк в южных морях, 1944. -Έλληνας θαλασσινός στίς θάλασσες τῆς νοτιᾶς, Γλάρος, 1944; Африка и моря Юга, 1944. -'Η Αφρική και οι θάλασσες της Νοτιάς, Γλάρος, 1944; Древние люди Востока: Настоящая история, 1945.- Οἱ ἀρχαῖοι ἄνθρωποι τῆς Ἀνατολῆς: Ἱστορία ἀληθινή, Νικολόπουλος, 1945; Детский календарь 1949- Ἡμερολόγιον παιδικόν τοῦ 1949, Ἀποστολική Διακονία, 1949; Айвалык, моя родина, 2000. -'Το Αϊβαλί, η πατρίδα μου, Παπαδημητρίου, 2000; Богородица и Пресвятая: По рождестве Дева и по смерти жива, 2000. -Παναγία και Υπεραγία: Η μετά τόκον παρθένος και μετά θάνατον ζώσα, Αρμός, 2000; Скромные гиганты, 2000. -Γίγαντες ταπεινοί, Ακρίτας, 2000; Непоколебимый фундамент, 2000. -Το ασάλευτο θεμέλιο, επιμέλεια Κώστας Σαρδελής, Ακρίτας, 2000; Малое празднование, 2000 -Μικρό Εορταστικό, Ακρίτας, 2000; Воскресший Христос: Испытание разумного, 2001 -Ανέστη Χριστός: Η δοκιμασία του λογικού, Αρμός, 2001; Тайные цветы: То есть : Тексты о бессмертных ценностях православной жизни, 2001 -Μυστικά άνθη: Ήγουν: Κείμενα γύρω από τις αθάνατες αξίες της ορθόδοξης ζωής, Παπαδημητρίου, 2001; Рождество Христово: Удивительное таинство, 2001-Χριστού γέννησις: Το φοβερόν μυστήριον, Αρμός, 2001; Чтобы получить представление о живописи, 2002.- Για να πάρουμε μια ιδέα περί ζωγραφικής, Αθήνα : Αρμός, 2002; Жестокий обет, 2003. -Σκληρό τάμα, εικονογράφηση Γιώργου Κόρδη, Αρμός, 2003; Захват Города (Константинополя), 2003. -Το πάρσιμο της Πόλης, εικονογράφηση Σταμάτης Μπονάτσος, Ακρίτας, 2003; Путешественники и мечтатели, 2005. -Ταξιδευτές κι ονειροπόλοι, επιμέλεια Νίκος Αγνάντος, Ακρίτας, 2005.
Переводчик
В 1937 году Кондоглу перевёл пьесу Мольера "Проделки Скапена", которая в следующем, 1938, году была поставлена на сцене Национального театра. В 1952 году Кондоглу перевёл книгу Л. Успенского «Икона».
Литература: π. Σταμάτης Σκλήρης, Φόβος και ελευθερία στο λειτούργημα της εικονογραφίας, Σύναξη, τ/χ.82,(Απρίλιος-Ιούνιος 2002),σελ.26-33,ιδ.31-32; Μαρία Καζαμία-Τσέρνου, Ο Κόντογλου υπομνηματίζει τον Κόντογλου, Επιστημονική Επετηρίδα Θεολογικής Σχολής-τμ.Θεολογίας, Θεσσ/ίκης, τομ.15 (2005),σελ.65-118; Ιφιγένεια Μποτουροπούλου, «Ο Φώτης Κόντογλου μεταφραστής του Μολιέρου», Πρακτικά Β΄ Πανελληνίου Θεατρολογικού Συνεδρίου Σχέσεις του Νεοελληνικού Θεάτρου με το ευρωπαϊκό, περ. Παράβασις, 2004, σελ. 323-334

1884
Отто Вильгельм Краус (также Вольдемар Теодорович Краус; немецкое имя — Otto Krauss)
сотрудник немецкой политической разведки (СД); штурмбанфюрер СС (1940). Родился в городе Гота, Германская империя. Балтийский немец. До войны проживал в Риге, член организации «Айзсарги». По специальности архитектор (учился вместе с П.П.Делле). С 1939 года — сотрудник РСХА. Отвечал за репатриацию балтийских немцев из Латвии и сам эмигрировал в Германию, получив в январе 1940 года чин штурмбанфюрера СС. С августа 1941 года — начальник зондеркоманды СД в Гатчине. Руководитель разведывательного органа СД Фельдпост № 28344 (Хаупкоманда Норд-фронт) при отделе «Руссланд-Норд» (с конца 1942 года по 1944 год). По другим данным, в конце 1944 года назначен начальником отдела 6-Ц РСХА. В марте 1945 г. вместе с персоналом Цеппелина-Норд выехал в Плотцен (20 км от Мариенбада, Чехословакия). 10 мая выехал в город Катшино около Праги. Возможно, он пробрался в американскую зону оккупации вместе со всем персоналом Цеппелина-Норд. Умер в городе Эрфурт, ГДР, 1 мая 1971 года.
1894
Вацлав Махек (чешское имя —Václav Machek)
чешский лингвист. Родился в деревне Бродек Кёниггрец, Австро-Венгрия, ныне Чехия. Вацлав Махек был профессором Университета имени Яна Эвангелисты Пуркине в Брне на кафедре славистики и сравнительного языкознания. Занимался сравнительной индоевропеистикой и мифологией, балтистикой, и особенно этимологией. Являлся членом Чехословацкой академии наук. Умер в городе Брно, Чехословакия, 26 мая 1965 года, ныне Чехия. Был награждён Орденом труда (чешское название — Řád práce).
Научные труды
К важнейшим работам Махека относятся «Чешские и словацкие названия растений» (чешское название — Česká a slovenská jména rostlin) и «Этимологический словарь чешского языка» (чешское название — Etymologický slovník jazyka českého). Некоторые свои работы Махек опубликовал по-французски.