[700x505]
1878
Александр Александрович Опокин
профессор факультетской хирургической клиники Томского медицинского института (1930-1938 гг.), крупный специалист в области военно-полевой хирургии и травматологии, основоположник лёгочной хирургии в России, доктор медицинских наук.
Александр Александрович Опокин родился в городе Верхотурье Пермской губернии (ныне город Верхотурье Свердловской области). Его отец — Александр Егорович — работал служащим на Богословских горных заводах. Мать — Ольга Капитоновна (в девичестве Шадрина) — была дочерью верхотурского купца. Среднее образование А.А.Опокин получил в гимназиях гг. Екатеринбурга, куда поступил из двухклассной школы г. Верхотурье, и Перми. Как позже он сам заметит: «В гимназические годы меня особенно интересовали естествознание и медицина». Интерес к естественным наукам во многом формировался под влиянием президента Уральского общества естествоиспытателей О.Г.Клера. Для музея этого общества гимназисты собирали образцы местной флоры, горных пород, энтомологические экспонаты. Наряду с этим Александр пополнял экспонатами и домашний музей. После окончания в 1899 г. гимназии в городе Перми Опокин подал заявление на медицинский факультет Императорского Московского университета под влиянием и по рекомендации земского врача, заведующего больницей в городе Верхотурье Д.М.Соколова, выпускника названного университета. Но в связи с тем, что Пермский учебный округ был закреплен за Казанским университетом, Опокину пришлось для учебы избрать последний. Его учителями в университете были профессора: физиологии — Н.А.Миславский, патологии — И.Г.Савченко, гистологии — К.А.Арнштейн, хирургии— В.И.Разумовский, офтальмологии — Э.В.Адамюк, неврологии — Л.И.Даркшевич, акушерства и женских болезней — В.С.Груздев. Во время каникул Опокин проходил лечебную практику в различных лечебных учреждениях Прикамья. Будучи студентом 5-го курса, заведовал участковой больницей на Туринских рудниках, где начал активно оперировать под наблюдением хирурга-практика Богословского горногоокруга И.И.Белавина. В апреле 1904 г. Он окончил медицинский факультет университета с отличием со степенью лекаря. По окончании университета по предложению попечителя учебного округа А.А.Опокин был оставлен (с 15 июля 1904 г.) сверхштатным ординатором факультетской хирургической клиники, а с 17 апреля 1906 г. назначен на должность штатного ординатора. С 1907 г. — сверхштатный ординатор факультетской хирургической клиники без содержания. Его учителем и научным руководителем был профессор В.И.Разумовский. В 1908 г. А.А.Опокин защитил диссертацию по теме «Пневмотомии в России» на соискание степени доктора медицины. В своей работе он систематизировал собранный материал, а также результаты исследованийдругих авторов и заложил основы хирургической пульмонологии (торакальной хирургии) в России. Опокин первым в мире провел и описал операцию при эхинококкозе сердечной сорочки. Вскоре после защиты диссертации для дальнейшего совершенствования в области хирургии он был откомандирован за границу. Александр Александрович проходил стажировку в лучших хирургических клиниках Берлина, Вены, Парижа, Брюсселя, Берна и Лозанны, где изучал хирургию печени, желудка, желчных путей, урологию, челюстно-лицевую и нейрохирургию у таких известных ученых, как профессора Бир, Шмиден, Гартман, Тюфье, Кохер, Ру, Краус. В процессе стажировки ему удалось ознакомиться с ведущими мировыми хирургическими школами — немецкой и французской, сравнить их достоинства и выявить слабые места. Помимо вопросов общей хирургии Опокин изучал оперативную оториноларингологию у профессоров Геймана и Урбанчича, обучался методикам эзофагоскопии у Глюксмана и цистоскопии — у Франка. За время заграничной командировки А.А.Опокин участвовал в работе трех съездов хирургов, в том числе III Международного съезда хирургов в Брюсселе, был избран членом немецкого общества хирургов (состоял до 1912 г.), а на Международном конгрессе хирургов – постоянным членом Международного общества хирургов (оставался им до последних дней своей жизни). В это время вероятнее всего произошло его знакомство с профессором С.П.Федоровым, талантливым русским хирургом, личностью, ставшей знаковой в дальнейшей судьбе Александра Опокина. После возвращения в Россию А.А.Опокин был уволен с должности ординатора за выслугой установленного срока и в 1909 г. допущен к временному исполнению обязанностей лаборанта факультетской хирургической клиники, которой после назначения В.И.Разумовского ректором Саратовского университета заведовал выпускник Томского университета профессор Н.А.Геркен. В 1910 г. Александр Александрович переехал в Санкт-Петербург и занял место ассистента кафедры госпитальной хирургической клиники Военно-медицинской академии (ВМА), которой заведовал яркий и широко известный хирург профессор С.П.Федоров. К этому времени в активе А.А.Опокина имелось 27 работ, опубликованных в отечественной и зарубежной печати. В 1912 г. Он подал документы на соискание ученого звания приват-доцента и после сдачи экзамена по клинической хирургии (а экзаменаторами были известные хирурги С.П.Федоров, В.А.Оппель, Г.И.Турнер) был допущен к чтению двух пробных лекций. Одна из них — «Пластические операции на сосудах» — была выбрана самим соискателем, другая — «Рак грудных желез» определена конференцией ВМА. Лекции были положительно оценены конференцией, которая присвоила А.А.Опокину звание приват-доцента по кафедре клинической хирургии. В июле того же года его назначили сверхштатным ассистентом при кафедре госпитальной хирургической клиники. Одновременно он заведовал амбулаторией при клинике и читал студентам 5-го курса ВМА лекции «Опухоли с хирургическойточки зрения». По инициативе А.А.Опокина были организованы и проводились клинические конференции, на которых делались сообщения по различным научным направлениям. В клинике С.П.Федорова Александр Александрович сблизился с ассистентом В.Н.Шамовым, будущим действительным членом Академии Медицинских Наук СССР. Совместно они работали над проблемой остановки кровотечений из паренхиматозных органов. Результаты исследования авторы обобщили в докладе «К вопросу о кровоостанавливающем действии мышц при резекции печени», представленном ими в 1912 г. на XII съезде российских хирургов. В 1912 г. решением совета Саратовского университета А.А.Опокин был избран экстраординарным профессором по кафедре общей хирургии с клиникой, однако не был утвержден министром народного просвещения Л.А.Кассо. То же самое произошло и с его избранием вуниверситет Святого Владимира (Киевский) в 1913 г. С началом Первой мировой войны А.А.Опокин в августе 1914 г. был мобилизован и назначен главным врачом 68-го полевого запасного госпиталя, а затем на эту же должность объединенных 68-го и 96-го запасных госпиталей, переименованных в сентябре того же года в 5-й Двинский сводный полевой запасной госпиталь. Помимо работы по созданию госпиталя Александр Александрович занимался консультативной деятельностью в других госпиталях, организовал курсы медицинских сестер, разрабатывал способы борьбы с газовой гангреной, ложными аневризмами, способы лечения ран, изучал особенности различных огнестрельных ранений. Под его председательством проходили заседания военных врачей Двинского гарнизона. В 1916 г. он состоял главным врачом 713-го сводного госпиталяв Минске. В 1917 г. Опокин был назначен хирургом-консультантом 2-й армии Западного фронта. В этот период он проводил работу по организации курсов усовершенствования врачей 2-й армии по военно-полевой хирургии в Лунинце, совещаний военных врачей армии в дивизиях и корпусах, а также по организации помощи раненым на фронте в период боевых действий. В 1917 г. в г. Могилеве он принимал участиев качестве ответственного секретаря на съезде хирургов всех действующих армий, на котором председательствовал профессор В.И.Разумовский. За личное мужество и плодотворную деятельность по оказанию помощи раненым русским воинам А.А.Опокин был награжден орденами Святого Станислава III степени, Святой Анны III степени (1915) и орденом Святого Станислава II степени (1916). В 1915 г. Он получил классный чин надворного советника. Представляется вполне обоснованным считать время работы А.А.Опокина в клинике С.П.Федорова под руководством и совместно с выдающимися хирургами того времени, а также его личный фронтовой опыт важными этапами становления в качестве специалиста в области военно-полевой хирургии. После демобилизации Опокин приехал для отдыха в город Уфу, откуда намеревался направиться в Томск для работы в университете (еще в 1917 г. он подал заявление для участия в конкурсе на должность профессора по кафедре госпитальной хирургической клиники, вакантной после смерти профессора П.И.Тихова). Однако из-за начавшейся Гражданской войны в Томск Александр Александрович не попал. С лета 1918 г. Он исполнял обязанности хирурга-консультанта при Уфимском сводном госпитале № 4 Российского общества Красного Креста, а с 1919-го — при Омском сводном госпитале того же общества. При отступлении армии адмирала Колчака из Омска осенью 1919 г. Опокин вместе с госпиталем был эвакуирован в Томск. С ноября 1919 г. он — экстраординарный профессор по кафедре хирургической патологии с десмургией и учением о вывихах и переломах (затем — кафедре общей хирургии) Томского университета. 29 ноября 1919 г. он прочитал вступительную лекцию «Принципы и методы общей хирургии, выдвинутые опытом мировой и Гражданской войн» по курсу хирургической патологии и терапии. С приходом в Томск частей Красной армии Опокин начал вести активную хирургическую работу в госпиталераспределителе, располагавшемся в здании бывшего женского епархиального училища (ныне здание Томского военно-медицинского института), возглавив хирургическую клинику на базе госпиталя. В 1925 г. им была организована пропедевтическая хирургическая клиника в помещении губернской больницы, а в 1927 г. — в окружном военном госпитале. С 1930 г. А.А.Опокин заведует кафедрой факультетской хирургической клиники Томского университета (с 1931 г. — Томского медицинского института — ТМИ). Одновременно он возглавил 1-ю хирургическую клинику (бывшая факультетская хирургическая клиника). В 1934 г. А.А.Опокину была присвоена ученая степень доктора медицинских наук. Как педагог, еще в конце 1920-х гг. он выступал за восстановление на медицинском факультете клинических лекций в качестве основного метода преподавания. «Никакие практические занятия, даже наилучшим образом поставленные, не могут заменить клинические лекции», — аргументировал свою позицию ученый. Сам Опокин широко применял метод демонстративнопрактического преподавания. В ходе практических занятий студенты присутствовали на операциях с их последующим разбором, непосредственно участвовали в проведении перевязок прооперированным больным, а также приобретали оперативные навыки, оперируя на животных. Опокин стремился приобщить студентов к научно-исследовательской работе, руководил научным студенческим кружком. Он внес большой вклад в подготовкунаучно- педагогических кадров для отечественной медицины. Среди его учеников были профессора С.А.Смирнов, К.Н.Черепнин, И.Ф.Березин, С.П.Ходкевич. Перу А.А.Опокина принадлежит свыше 110 работ в области хирургии, опубликованных в нашей стране и за рубежом. Им написаны статьи для «Энциклопедии практической медицины», издававшейся с 1907 г. Брокгаузом и Ефроном, а также биографии крупных представителей отечественной медицины Э.Г.Салищева, Д.И.Тимофеевского, М.Г.Курлова, В.С.Груздева, П.В.Кузнецкого и др. А.А.Опокин изучал смешанные опухоли слюнных желез, описал особую форму фибромы под названием «лучистая фиброма» и предложил новую теорию развития лимфангиом. В уже упоминавшемся совместном с В.Н.Шамовым докладе «К вопросу о кровоостанавливающем действии мышц при резекции печени» были даны практические рекомендации по применению мышечной тампонады при кровотечениях из печени и мозговых синусов. Им был предложен особый способ ухода за культей двенадцатиперстной кишки при резекции желудка по способу Бильрот II. Он предложил применять кожные лоскуты, взятые у больного в качестве материала для костного шва при сшивании перелома ключицы. Под руководством А.А.Опокина Были разработаны новые по тому времени методы опера-тивной техники. Имея большой опыт работы в качестве военно-полевого хирурга, ученый написал ряд статей, посвященных ложным и концевым аневризмам, газовой гангрене, торакальной хирургии, а также капитальный труд «Хирургия военно-полевых ранений» (1931), в котором обобщил материалы по лечению раненых в годы Первой мировой и Гражданской войн. Для многих врачей и студентов в стране эта книга стала первым систематизированным руководством по военно-полевой хирургии, появившимся раньше, чем аналогичные труды других авторов.
[700x473]
Юбилей профессора В.М.Мыша. Крайний слева — профессор А.А.Опокин.
В клинике, руководимой А.А. Опокиным, велась работа в области нейрохирургии и ортопедии. Было начато оперативное лечение опухолей и воспалительных заболеваний головного и спинного мозга. Александр Александрович занимался хирургическим лечением пахименингитов (широкое иссечение пораженных воспалительным процессом оболочек мозга и эпидуральной ткани). Помимо этого, он изучал смешанные опухоли неба, подчелюстной железы, стремясь теснее увязать данные клинической хирургии с патологической анатомией. Часть работ ученого имела биологический и биохимический характер (антивирусы и их применение в клинике, лечение гнойных инфекций и др.). Опокин развернул научноисследовательскую и практическую работу по борьбе с последствиями травм конечностей и позвоночника. При клинике им было организовано ортопедическое отделение. Широко эрудированный в вопросах хирургии и смежных областях знаний, профессор Опокин написалряд учебных пособий, в том числе «Руководство по общей хирургии» в 2 томах; «Очерки по частной хирургии». Он принимал участие в написании различных коллективных руководств («Частная хирургия» под редакцией профессора Н.А.Богораза и др.). Опокин является основоположником торакальной хирургии в Сибири. В 1920—1930-х гг. ученый занимался организацией курортного дела в Сибири и на Урале, работал консультантом и научным руководителем на курортах (Карачи, Белокуриха, Озеро Горькое). В 1926 г. он разработал и предложил способ ректального грязелечения, давший эффективные результаты при заболеваниях предстательной железы и сперматоциститах. Он открыл новый диагностический признак сакроилеитов и симфизитов: треск при сдавливании тазового кольца (феномен пробы спелого арбуза). Летом 1934 г. На курорте «Озеро Горькое» выявил новую форму ревматического заболевания грудины — стернит. В начале 1920-х гг. А.А.Опокин выезжал на курорт Карачи в качестве специалиста-хирурга и оториноларинголога. Консультировал Томский институт физических методов лечения (в настоящее время Томский НИИ курортологии и физиотерапии). Вместе с профессорами П.А.Ломовицким и Е.И.Неболюбовым А.А.Опокин входил в консультационное бюро, созданное при ТМИ во 2-й половине 1930-х гг., с целью оказания консультативной и организационно-методической помощи городским и сельским лечебнопрофилактическим учреждениям. Опокин руководил межклинической научной конференцией, был председателем бюро по обслуживанию периферийных врачебных участков, председателем научной конференции врачей Томского окружного военного госпиталя. Принимал активное участие в работе Томского общества практических врачей и общества естествоиспытателей и врачей при Томском университете. А.А.Опокин был участником ряда съездов российских и советских хирургов, организатором и председателем хирургической секции 1-го (1926) и 2-го (1927) съездов врачей Сибири в Томске, 1-го Западно-Сибирского съезда врачей в Новосибирске (1936). На последнем он выступил с докладом «Онкологические подходы и принципы при хирургическом лечении злокачественных новообразований (рак)». Профессор Опокин был ответственным редактором журнала «Сибирский архив теоретической и клинической медицины» (затем «Клиническо-профилактический журнал»), редактором отдела «Сибирского медицинского журнала», членом редколлегии сборника «Труды Томского медицинского института (с 1935 г.), внештатным корреспондентом томской газеты «Красное знамя», на страницах которой регулярно публиковал статьи. Член правления и заместитель председателя Томского общества социалистического здравоохранения, где возглавлял хирургическую секцию (1936—1938). Также А.А.Опокин являлся членом бюро ВАРНИТСО (1933) и членом Президиума Томского городского совета ОСОАВИАХИМ (1929—1938).
[700x440]
Редакционная коллегия журнала «Сибирский архив теоретическойи клинической медицины», 1936 г.
По характеру Александр Александрович был жизнерадостным человеком, отличался чуткостью и отзывчивостью. Коллеги и друзья всегда могли рассчитывать на его поддержку. Он был ученым высокойнаучной и гуманитарной эрудиции, владел немецкими французским языками. 25-летию врачебной, общественной и преподавательской деятельности профессора А.А.Опокина были посвящены книги 5—6, тома 4 «Сибирского архива теоретической и клиническомедицины», вышедшие в 1929 г. За заслуги в области хирургии профессор Опокин был награжден орденом«Знак Почета». А.А.Опокин умер внезапно 26 октября 1939 г. от острой сердечно-сосудистой недостаточности на станции Томск-I во время торжественной встречи по возвращении из Москвы после вручения ордена «Знак Почета». Он был похоронен в городе Томске на ныне несуществующем Преображенском кладбище. Учитывая огромные заслуги А.А.Опокина в научно-педагогической и врачебной деятельности, приказом Наркома здравоохранения РСФСР от 4 января 1940 г. было разрешено издать специальный сборник трудов ученых ТМИ, посвященный его памяти, а также осуществить посмертное издание подготовленных им к печати «Очерков по частной хирургии». В память о талантливом ученом в медицинском институте были учреждены две ежегодные премии имени А.А.Опокина по 500 рублей каждая за лучшую студенческую работу. В своей книге «Война и военная медицина. 1939—1945 годы» Е.И.Смирнов, бывший в годы войны начальником Главного военно-санитарного управления армии писал: «Успехами в лечении раненых солдат и офицеров действующей армии в годы Великой Отечественной войны советское здравоохранение в немалой степени обязано также таким видным хирургам, как Н.А.Богораз, работавший до войны в Ростове-на-Дону, Я.О.Гальперн, работавший в Днепропетровске, А.П.Крымов — в Киеве, В.М.Мыш — в Новосибирске, Г.М.Мухадзе — в Тбилиси, А.А.Опокин — в Томске, В.В.Успенский — в Калинине». Трудно подобрать более точную и превосходную оценку заслуг Александра Александровича Опокина перед отечественным здравоохранением, перед своим отечеством, служению которому была отдана вся без остатка его жизнь. Личная жизнь А.А.Опокина была счастливой. В 1912 г. он женился на дочери известного уфимского врача Лидии Павловне Соколовой (1891—1976). В 1913 г. у них родилась дочь Лидия. После смерти Александра Александровича его вдова переехала вместе с дочерью, закончившей в 1939 г. ТМИ, в город Новосибирск. Лидия Александровна и в замужестве сохранила фамилию отца. В войну она работала в госпитале в городе Новосибирске, затем заведовала поликлиникой завода «Сибсельмаш» и отделением в больнице. Скончалась Л.А.Опокина в 1965 г. В настоящее время внук профессора А.А.Опокина Александр Андреевич Евдокимов — профессор кафедры теоретической кибернетики Новосибирского государственного университета.
Основные сочинения А.А.Опокина: Пневмотомии в России: Диссертация на соискание учёной степени доктора медицины. Казань, 1907; Лекции по общей хирургии: Курс хирургической патологии и терапии. Томск, 1923. Том 1. Части 1, 2; Томск, 1924. Том 2. Часть 3; Руководство по общей хирургии. Томск, 1929. Том 1; 1930. Том 2; Хирургия военно-полевых ранений: Опыт империалистической И Гражданской Войн Томск, 1931. Ректальное грязелечение // Труды Западно-Сибирского института физических методов лечения и курортологии. Томск, 1935. Том 3. Выпуск 3.
Источники и литература: Архив СибГМУ. Личное дело А.А.Опокина; Гаврилов В.И. Военный хирург // За медицинские кадры. 1989. 24 февраля; Герцберг Б.Г. Профессор А.А. Опокин. Некролог // Казанский медицинский журнал. 1939. № 11—12; Ивченко О.А. Кафедра факультетской хирургии // Материалы по истории кафедр лечебного факультета, 1888—1988. Томск, 1988 г.; Личный архив А.А.Евдокимова; Разумовский В.И. Научная деятельность профессора А.А.Опокина // Сибирский архив теоретической и клинической медицины. 1929. Том 4. Книги 5—6; Разумовский В.И. Несколько слов о научно-литературной деятельности А.А.Опокина // Труды Томского медицинского института. 1935. Выпуск 1; Смирнов С.А. Профессор Александр Александрович Опокин: Биографический очерк // Сибирский архив теоретической и клинической медицины. 1929. Том 4. Книги 5—6; Смирнов С.А. К 30-летию научно-врачебной и педагогической деятельности профессора Томского государственного медицинского института Александра Александровича Опокина // Труды Томского медицинского института. 1935. Выпуск 1; Смирнов Е.И. Война и военная медицина. 1939—1945 годы. Москва: Медицина, 1979. Страница 118; Тихонов В.И. Кафедре общей хирургии СГМУ – 110 лет// Бюллютень сибирской медицины. 2002. Том 1. №1; Фоминых С.Ф., Некрылов С.А., Берцун Л.Л., Литвинов А.В. Профессора Томского университета. Биографический словарь. Томск: Издательство Томского университета, 1998. Том 2; Ходкевич С.П. Памяти профессора-орденоносца А.А.Опокина // Советская медицина. 1940. № 7; Ходкевич С.П. Памяти профессора-орденоносца А.А.Опокина // Хирургия. 1940. № 1; Черепнин К.Н., Смирнов С.А., Ходкевич С.П. и др. Жизненный путь профессора-большевика // Красное знамя. 1939. 28 октября. 16. Александр Александрович Опокин // Вестник хирургии имени И.И.Грекова. 1964. № 11.
1881
Конрад фон Госслер (немецкое имя — Konrad von Goßler)
немецкий военачальник, генерал кавалерии (1938). Родился в имении Цихтау, провинция Саксония, королевство Пруссия, Германская империя. Вступив в 1902 году фанен-юнкером в 1-й Бранденбургский драгунский полк № 2 Королевской прусской армии, 18 августа 1902 был произведен в лейтенанты. Осенью 1908 года он был переведен в конно-егерский полк № 5 и 18 августа 1910 стал обер-лейтенантом. В годы первой мировой войны, в основном, занимал штабные должности. С 8 октябре 1914 — ротмистра. До завершения боевых действий успел заслужить два Железных креста и многие другие награды. По окончании войны переведён в Рейхсхеер. На момент сокращения армии до 200 000 весной 1920-го года — в штабе 1-й кавалерийской дивизии (Франкфурт-на-Одере). После дальнейшего сокращения (до 100 000 человек) — при штабе 3-й кавалерийской дивизии (Веймар). С 1 ноября 1922 назначен командиром эскадрона в 14-м кавалерийском полку. 1 апреля 1923 произведен в чин майора, далее командир 1-го эскадрона в Людвигслюсте. 1 октября 1924 переведен в штаб 5-й дивизии Рейхсвера (Штутгарт), где и провёл несколько последующих лет. С 1 февраля 1929 — подполковник. 1 октября 1929 года назначен начальником штаба 2-й кавалерийской дивизии (Бреслау). С 1 апреля 1931 — командир 7-го (Прусского) конного полка там же. 1 октября 1931 повышен в чине до полковника. 1 октября следующего, 1932-го года был переведен в военное министерство, позднее назначен главой отдела сухопутных войск (T1). 1 февраля 1934 года сменил полковника Эрвина фон Вицлебена на посту командующего VI округом в Ганновере. С 1 апреля 1934 — генерал-майор. Название тогдашней должности фон Госслера (просуществовавшее до октября 1934) призвано было скрывать подлинное назначение — командира будущей 6-й пехотной дивизии. 1 февраля 1935 назначен начальником артиллерии VI округа. После начала переформирования частей Рейхсвера в Вермахт, 15 октября 1935 был назначен командовать 19-й пехотной дивизией. 1 января 1936 произведен в генерал-лейтенанты, а 1 февраля 1938 — в генералы от кавалерии. 1 марта 1938 Госслер сдав пост генерал-майору Гюнтеру Швантесу, был переведен в OKH в Берлине где стал начальником инспекции кавалерии (In 3). C ноября 1938 года — в распоряжении главкома сухопутных войск. 31 марта 1939 года уволен в отставку. Скончался в районе Груневальд, Берлин, нацистская Германия, вскоре после начала Второй мировой войны, 9 сентября 1939 года.
Награды: Железный крест (1914) II и I классов (Королевство Пруссия); Королевский орден Дома Гогенцоллернов рыцарский крест с мечами (Королевство Пруссия); Крест Фридриха Августа I класса (Великое герцогство Ольденбург); Орден Альбрехта командорский крест II класса с мечами (Королевство Саксония); Орден Фридриха командорский крест II класса с мечами (Королевство Вюртемберг); Орден Церингенского льва рыцарский крест II класса с мечами (Великое герцогство Баден); Орден Вендской короны рыцарский крест (Великое герцогство Мекленбург-Шверин); Крест «За военные заслуги» III класса с воинским отличием (Австро-Венгрия); Почётный крест Первой мировой войны 1914/1918 с мечами (1934); Медаль «За выслугу лет в вермахте» (1936) I класса; Орден «За военные заслуги» офицерский крест (Царство Болгария).
[521x699]
1881
Робер Альбер Шарль Эно-Пельтри (французское имя — Robert Esnault-Peltererie)
французский учёный, лётчик, один из пионеров авиации и космонавтики, член Французской Академии Наук (1936).
Робер Эсно-Пельтри в 1902 г. окончил физический факультет Парижского университета. Сконструировал первый в мире моноплан (1906-1907) - прототип современных самолётов, первый авиационный звездообразный двигатель, изобрёл систему управления самолётом ("ручку управления") и др. Разрабатывал теорию межпланетной навигации (проводил расчёты наивыгоднейших траекторий полёта космических аппаратов). Экспериментировал с ракетными топливами, предложил использовать атомную энергию для получения сверхвысоких скоростей. Впервые применил теорию относительности при разработке теории движения ракеты со скоростями, близкими к скорости света.
[699x516]
Робер Эсно-Пельтри получил свыше 200 патентов на изобретения в области авиации, авиамоторостроення и др. В 1927 г. совместно с французским промышленником А.Гиршем учредил первую международную премию по астронавтике ("Международная премия Эно-Пельтри - Гирша"). Его именем назван кратер на обратной стороне Луны. Скончался в Ницце 6 декабря 1957 года.
Сочинения: L’Ashonautique, P., 1930; L’Astronautique. Complément, P., 1935; в русском переводе — Космические полеты, Москва, 1950.
[525x700]
1881
Михаил Аристархович Шуваев (партийный псевдоним — Тузовский)
участник революционного движения в России, большевик с 1903. Родился в селе Трубетчино нынешнего Добровского района Липецкой области, в крестьянской семье. По профессии – часовой мастер. В 1903 году вступает в ряды липецкой социал-демократической организации. Революционную деятельность продолжает вести в Ельце. У себя на квартире Шуваев оборудует подпольную типографию, где печатаются агитационные листовки и воззвания. В 1906 по доносу провокатора Михаил был арестован, осужден на 8 лет каторги, замененной вечной ссылкой в Сибирь и выслан на поселение в Енисейскую губернию. В 1911 году из ссылки он бежит в Китай, а затем в Японию и Америку. После Февральской революции Шуваев возвращается в Россию, и в сентябре 1917 года приезжает в Липецк. Здесь он активно включается в борьбу за установление Советской власти и создание липецкой организации большевиков. В феврале 1918 года Шуваева избирают в уездный Совет рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, он входит в состав оргкомитета по созданию партийного горкома. В том же году Михаил Аристархович становится уездным комиссаром почты, телеграфа и телефонной связи. В Липецке Шуваев жил до 1920 года. Затем был направлен на работу в город Ташкент. Позже окончил рабфак, получил высшее образование в Ленинградском лесном институте. Впоследствии занимал руководящие должности в Туапсе, Москве, Ессентуках, работал на Дальнем Востоке и Средней Азии. Последние годы жизни персональный пенсионер союзного значения (с 1952) и кавалер ордена «Знак Почета» провел в Москве, где умер 7 июня 1974 года. Звание «Почетный гражданин города Липецка» за заслуги перед трудящимися Михаил Шуваев удостоился в апреле 1967 года.
Сочинения: Моя революционная работа в Липецке и Ельце, в книге: По ленинскому пути, Москва, 1972.
1882
Дмитрий Михайлович Байда-Суховий (украинское имя — Дмитро Михайлович Байда-Суховій)
советский украинский актёр, режиссёр, бандурист, собиратель и пропагандист украинских народных песен, один из основателей украинского кино. Байда-Суховий родился в селе Нагорное на Полтавщине, в семье рабочего. Через несколько лет после его рождения семья переехала в Харьков, где его отец работал литейщиком на заводе, а мать — поварихой в больнице профессора Тринклера. Дмитрий работал на заводе подручным, мечтая стать актёром. В 1895 году был приглашён в труппу Марии Заньковецкой, сначала в качестве танцора и солиста-бандуриста. Сценическую деятельность начал в 1899 году, играл в труппах Николая Садовского, Анисима Суслова, Дмитрия Гайдамаки, Льва Сабинина. В начале XX века имел собственную труппу. В конце 1900-х заключил договоры о сотрудничестве с организаторами кинопромышленности Александром Дранковым и Александром Ханжонковым, по которым участвовал в съёмках и показах кинофильмов на Украине и Кубани. В 1910—1916 годах одним из первых на Украине снимал театральные постановки. Как режиссёр-постановщик снял фильмы по популярным тогдашним представлениям. Во всех своих фильмах он выступал также как актёр, в частности, в комедии «Кума Хвеська» он играл как мужские, так и женские роли. Немые фильмы озвучивались актёрами, которые за экраном дублировали сами себя, а также музыкой, в частности игрой на бандуре самого Байды-Суховия. Во время Первой мировой войны переехал в Санкт-Петербург, где вместе с отцом работал на Путиловском заводе, выполняя военные заказы. С 1917 года служил в народной милиции Петрограда. В 1920 году Дмитрия Байду-Суховия пригласили в только что освобождённый от белогвардейцев Геленджик, где он создал народный театр. Основой труппы театра были актёры, которые во время революции остались в Геленджике, молодые комсомольцы и старые актёры-любители. Параллельно он обучал местную молодёжь театральному делу. Впоследствии в театре создал мастерскую декораций и костюмов. В Геленджике Байда-Суховий женился на представительнице местной семьи творческой интеллигенции Неклюдових, Фаине Квитке. В конце 1920-х выступал дуэтом с Досенко-Журбою. В 1930-е играл в харьковских театрах, гастролировал с украинскими мелодрамами и лирическими комедиями. Во время Второй мировой войны снова создал в Геленджике театр, который действовал с 1941 года до разрушения немецкими войсками в 1942 году. С 1950-х жил на пенсии в Геленджике, периодически принимал участие в праздничных концертах, постановках и творческих вечерах, поездках агитбригады. В этом же городе он и умер в 1974 году. Как режиссёр-постановщик и одновременно актёр участвовал в фильмах: «Кума Хвеська» (1910); «Жидовка-выхрестка» (1911); «Змея подколодная» (1911); «Сватовство на вечерницах» (1911); «Три любви в мешках» (1911); «Кругом измена» (1912); «Шельменко-денщик» (1912); «Запорожский клад» (1912); «Спите, орлы боевые» (1914). Как певец-бандурист успешно выступал на профессиональной сцене, давал концерты на Дальнем Востоке, Кавказе, Средней Азии, по России и др. В частности, в феврале 1930 года играл на гуслях в краевом музее Днепропетровска.
Литература: Мистецтво України — біографічний довідник Киев, 1997; Олексій Нирко. Неповний реєстр кубанських кобзарів-бандуристів // «Вісник» № 39-4-5; Галина Клименко. К 100-летию курорта Геленджик. Здесь звучали струны его бандуры. // Экономический путеводитель, 9 февраля 1999; Шимон О. Байда-Суховій та його фільми // Прапор. — 1973. — № 5. — Страницы 101—103; Шимон А.А. Страницы биографии украинского кино / А.А.Шимон. – Киев : Мистецтво, 1974 — 150 страниц.

1882
Этель Клейтон (Ethel Clayton)
американская актриса. Родилачь в городе Шампейн, штат Иллинойс, США. Её актёрская карьера началась в 1909 году с участия в короткометражках студии «Essanay Film». в то же время состоялся её дебют на театральной сцене Бродвея, где последующие годы она часто играла в мюзиклах и ревю, в том числе в знаменитых «Безумствах Зигфелда» в 1911 году. В период пика своей популярности с 1912 по 1926 год Клейтон появилась более чем в ста немых картинах, среди которых фильмы «Волк» (1914), «Во тьме» (1915), «Конец поездки» (1918) и «Принцесса из Хобокена» (1927). С началом эры звукового кино карьера Клейтон начала затухать. Актриса всё же продолжила сниматься, но ей приходилось довольствоваться лишь ролями в эпизодах. В 1947 году, после ряда таких ролей, она ушла из кино. Первым супругом Клейтон был актёр и её партнёр по экрану Джозеф Кауфман, который в 1918 году умер во время эпидемии испанского гриппа. Её вторым мужем также был актёр Ян Кейт, с которым она была вместе с 1928 года до развода в 1931 году. Этель Клейтон умерла в городе Окснард, штат Калифорния, США, в больнице Святого Иоанна 6 июня 1966 года. Похоронена на кладбище города Вентура. Её вклад в киноиндустрию США отмечен звездой на Голливудской аллее славы.
Источники: New York Times, «Sues For 316 Pearls», March 26, 1931, Page 56; New York Times, «Decree To Ethel Clayton», February 27, 1932, Page 20; New York Times, «Film Couple Re-Divorced», July 20, 1932, Page 20; New York Times, «Ethel Clayton», June 12, 1966, Page 86.
[425x700]
1882
Вацлав Устинович Ластовский (белорусское имя — Вацлаў Юстынавіч Ластоўскі)
белорусский писатель, общественный и политический деятель, академик (1928), историк, филолог, директор Белорусского государственного музея, Премьер-Министр Белорусской Народной Республики. Обвинён по делу о «Союзе за освобождение Белоруссии», приговорён к высылке, расстрелян. Родился в бывшем имении Колесников. Вацлав Устинович Ластовский был активистом Белорусской социалистической громады, редакционным секретарём газеты «Наша Ніва» (с 1909 года), входил в руководство партии «Хрысціянская злучнасць», являлся Председателем Кабинета Министров Белорусской Народной Республики (1919—1922). В.Ластовский выступал против советской власти и польской оккупации за независимую и целостную Белоруссию. В начале 1920-х годов он посетил ряд стран Западной Европы, где агитировал за идею независимости Белоруссии. С апреля 1927 года работал директором Белорусского государственного музея, заведующим кафедрой этнографии при Институте белорусской культуры, секретарём Белорусской академии наук. Исследовал древне-белорусскую историю, литературу и происхождение названия «Белоруссия». Автор исторических литературных произведений, рассказов, воспоминаний и статей об известных деятелях белорусского национального возрождения. Переводил на белорусский язык произведения классиков русской, английской, польской и датской литературы.
[700x473]
Мемориальная доска в честь Вацлава Ластовского в Вильнюсе на здании по улице Пилимо, 5, где находилась его коллекция старины.
Как отметил в интервью БелаПАН кандидат филологических наук Язеп Янушкевич, своим творчеством Ластовский доказал: лучшим университетом для человека является «глубоко прочитанная и добросовестно написанная книга». Несмотря на начальное четырёхлетнее образование, Вацлав Ластовский стал членом-корреспондентом Украинской академии обществоведения в Праге (Чехия) в 1926 году и академиком Академии наук Белоруссии в 1928 году. «О том, что Вацлав Ластовский был ученым энциклопедистом, свидетельствует его капитальное исследование „Гісторыя беларускай (крыўскай) кнігі“, написанное в 1926 году», — отметил Я. Янушкевич. По его словам, Ластовский смог сделать больше, чем несколько академических институтов. 21 июля 1930 года вместе с другими выдающимися деятелями науки и культуры Беларуси Вацлав Ластовский был арестован Томским ГПУ по делу так называемого «Союза Освобождения Белоруссии». 6 декабря 1930 года постановлением СНК Белорусской ССР лишён звания академика (восстановлено в 1990 году). 10 апреля 1931 г. осуждён к высылке на 5 лет за границы Белорусской ССР в Саратов, где работал заведующим отдела редкой книги и рукописей библиотеки Саратовского университета. В начале 1938 года повторно арестован в Саратове и 23 января расстрелян. Реабилитирован в 1958 и 1988 году.
[700x525]
Бюст Вацлава Ластовского установлен на территории Глубокского историко-этнографического музея.
Доцент кафедры гуманитарных дисциплин Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники А.Гронский критикует Ластовского как фальсификатора. Так, Гронский утверждает, что именно Ластовский выдумал миф о Калиновском как белорусском деятеле, а также придумал ему имя «Кастусь». Также Ластовский сфальсифицировал текст произведения Калиновского. Например, в оригинальном тексте Калиновского:
Братья мои, мужики родные!
Марыська, черноброва голубка моя
Тот же текст у Ластовского превращается в:
Белорусы, братья родные!
Белорусская земелька, голубка моя.
На основании этого Гронский утверждает, что «обращаясь к крестьянам [в газете „Мужыцкая праўда“] он [К.Калиновский] не называл их белорусами», хотя в широко известных «Письмах из-под виселицы» К.Калиновский писал: «…а пісьмо аддрукуйце, каб знаў свет Божы, як мужыкі Беларусы глядзяць на маскалёў і паўстанне польскае, чаго яны хочуць і чаго па сваей сіле дабіваціся будуць». Согласно исследованиям белорусского публициста Олега Лицкевича, Ластовский сочинил ряд песен, которые выдал за аутентичные фольклорные произведения.
Литература: Беларусь: Энциклопедический справочник = Беларусь: Энцыклапедычны даведнік / Рэдкал.: Б.І.Сачанка і інш. — Минск: БелЭн, 1995. — 800 страниц — 5000 экземпляров — ISBN 985-11-0026-9; Vytautas Žeimantas. Vaclovas Lastauskas ir Lazdynų Pelėda // XXI amžius, 2010 gegužės 19 d., 8-9 pusl.
[499x700]
1882
Лазар (собственное имя — Лазарь Семенович) Саминский (Lazare Saminsky)
российский и американский композитор, дирижер и музыковед, музыкально-общественный деятель. Родился в селе Валегоцулово Валегоцуловская волость, Ананьевский уезд, Херсонская губерния, Российска\ империя (ныне село Долинское Ананьевского района Одесской области Украины). Учился в Одесском музыкальном училище Императорского русского музыкального общества (ИРМО) и Московском филармоническом училище. Изучал математику и философию в Санкт-Петербургском университете (1906-1909), одновременно (1906-1910) учился в консерватории у Н.А.Римского-Корсакова и А.К.Лядова (композиция), у H.H.Черепнина (дирижирование). Участвовал в этнографич. экспедициях по Кавказу (в 1910). В 1911-1918 работал в Тифлисе (ныне Тбилиси), преподавал в народной консерватории, был её директором (1917-1918), дирижировал симфоническими концертами (1915-1918). С 1919 жил за границей; был в Палестине, познакомился с еврейской синагогальной музыкой; посетил Париж, Лондон. С 1920 жил в Нью-Йорке; с 1924 музик-директор синагоги. Гастролировал в качестве дирижёра и лектора. Был одним из основателей Лиги композиторов, участвовал в организации американского музыкального Фестиваля 3 хоров (с 1936) и других музыкальных учреждений. В творчестве Саминский следовал традициям позднего романтизма, тяготел к мелодике широкого дыхания, свободной, рапсодической форме; во многих произведениях использовал элементы европейского мелоса, ряд музыкально-сценических и программных симфонических сочинений Саминского основан на библейских мотивах. Автор книг по проблемам современной музыки, исследований о еврейском музыкалдьном фольклоре и др. Саминскому принадлежат обработки еврейских народных песен для фортепиано (10 обработок изданы в сборнике, 1922). Умер в Порт-Честер (штат Нью-Йорк, США) 30 июня 1959 года.
Сочинения: опера «Юлиан Отступник» (Julian, the apostate Caesar, 1938); оперы-балеты – «Видение Ариэля» (The vision of Ariel, 1916), «Гальярда весёлой чумы» (Gagliarda of merry plague, камерная, 1925, Нью-Йорк), «Дочь Иевфая» (The daughter of Jephta, 1928); "библейский балет" «Жалоба Рахили» (Lament of Rachel, 1913, 2-я редакция 1920); для солистов, хора и оркестра – «Реквием» (1946), кантата «Царь Саул» (King Saul, с камерным оркестром, 1929), 137-й псалм; для оркестра - программные симфонии: «На великих реках» (Of the great rivers, 1917), «Симфония вершин» (Symphonie des sommets, 1918), «На морях» (Symphony of seas, 1924, 2-я редакция 1926) «Иерусалим, град Соломона и Христа» (City of Solomon and Christ, с хором, 1930, 1-е исполнение в 1958), симфонический триптих «Бдения» (Vigiliae, 1911), симфоническая поэма «Три тени» (Three shadows, 1935), оркестровая пьеса «Застывшее шествие» (Stilled pageant, 1938); сюита для скрипки с оркестром «Восток и Запад» (East and West, 1943); для голоса и камерного оркестра – «Литании женщин» (Litanies of women, 1925), 6 песен русского Востока (6 Songs of the Russian Orient, 1911); для голоса и камерно-инструментального ансамбля – «Сокровища песен древнего Израиля» (A Song treasury of Old Israel, 1951); Антология духовных и обрядовых еврейских песен (Anthology of Hebrew sacred and traditional songs, для кантора, солистов, хора и органа, 1946); песни для кантора, хора и органа, в том числе «Праздничное богослужение» (Holiday service, 1929), «Из американской поэзии» (From the American poets, для хора, фортепиано и ударных, 1948), циклы пьес для фортепиано.
Литературные сочинения: Об еврейской музыке. (Сборник статей), Петроград, 1914; Художественный итог последних работ Общества еврейской теории музыки, "Рассвет", 1915, No 5; Music of our day, N.Y., (1932), (1939); Music of the ghetto and the Bible, N.Y., 1934; Living music of the Americas, N.Y., (1949); Physics and metaphysics of music and essays on the philosophy of mathematics, The Hague, 1957; Essentials of conducting, L., (1958).
Литература: Petit R., Lazare Saminsky et la musique hйbraпque, "RM", 1929, No 10; Lazare Saminsky. Composer and civic worker, a collection of essays, N.Y., 1930; Weisser A., The Modern Renaissance of Jewish music. Events and figures, N.Y., 1954.
1883
Арнольд Эдуард Тревор Бакс (Arnold Edward Trevor Bax)
британский композитор, дирижёр, пианист и педагог. Родился в раийоне Стретем, Южный Лондон, Великобритания, в традиционной викторианской семье. Отец Альфред Ридли Бакс (Alfred Ridley Bax; 1844—1918), мать Шарлотта Эллен урождённая Леа (Charlotte Ellen, née Lea; 1860—1940). Брат писателя Клиффорда Бакса. В 1890-е годы посещал Хампстедскую консерваторию. В 1900—1905 годах учился в Королевской академии музыки у Фредерика Кордера (композиция) и Тобайаса Маттея (фортепиано). В 1910 году предпринял путешествие по России, где влюбился в Наталью Скаргинскую, ставшую на многие годы его музой. Будучи в Санкт-Петербурге полюбил балет. Тем не менее, вернувшись в 1911 году в Англию, женился на пианистке Эльсите Луисе Собрино (испанское имя — Elsita Luisa Sobrino). Писал музыку к спектаклям и фильмам («Оливер Твист», «Версия Браунинга» и другие). Преподавал в Дублине и Корке. В 1942 году ему присвоено звание Мастер королевской музыки. В 1992 году британский режиссёр Кен Расселл снял телесериал о композиторе «Тайная жизнь Арнольда Бакса» (роль композитора исполнил сам Рассел). Бакс внезапно умер от сердечной недостаточности в городе Корк, Ирландия 3 октября 1953 года. Похоронен на кладбище Святого Финбарра в Корке.
Сочинения: Симфония № 1 Ми-бемоль мажор (1922); Симфония № 2 Ми минор/До мажор (1926); Симфония № 3 (1929); Симфония № 4 (1931); Симфония № 5 (1932); Симфония № 6 (1934); Симфония № 7 (1939); балет «Король Коята» («Тамара») / King Kojata (Tamara) (1911); балет «Между закатом и рассветом» / Between Dusk and Dawn (1917); балет «Лягушачья кожа» / The Frog Skin (1918); балет «Правда о русских танцовщицах» / The Truth about the Russian Dancers (1920); балет «Золотой орёл» / Golden Eagle (1945).
Литература: Малая советская энциклопедия, 3-е издание. / Главный редактор Б.А.Введенский., Том 1. — Москва, БСЭ, 1958. — страницы 744—745; Foreman L. Bax : A Composer and His Times : / Lewis Foreman. — 2nd ed. — Aldershot, England : Scolar Press, 1988. — xix, 506 p., 24 p. of plates. : ill., ports., plans, music, facsims. — ISBN 0-85967-721-4. — LCCN 88-18334. — OCLC 610470159.
[419x700]
1883
Чарльз Демут (Charles Demuth)
американский художник, представитель прецизионистского направления в живописи США. Чарльз Демут родился в городе Ланкастер, штат Пенсильвания, США, в семье, державшей табачную торговлю. Изучал живопись и рисунок в пенсильванской Академии изящных искусств в Филадельфии. Во время учёбы там познакомился с будущим поэтом Уильямом Карлосом Уильямсом, с которым находился в близких отношениях до самой своей смерти. Позднее Ч.Демут продолжает своё обучение в Париже, в академии Коларосси и в академии Жюлиана. В Париже он дружит с художником Марсденом Хартли, сумевшим свести Ч.Демута с известным американским галеристом Альфредом Стиглицем. Художник также входит в круг постоянных гостей салона меценатки Гертруды Стайн. После возвращения в США, в 1926 году именно в нью-йоркской галерее А.Стиглица Intimate Gallery прошла первая персональная выставка художника.
[453x700]
Чарльз Демут. Автопортрет.
Ч.Демут часто посещает Нью-Йорк, где проводит время на встречах гомосексуалистов (в частности, в Лафайетских банях), однако живёт в доме своих родителей в Ланкастере. Был в течение длительного времени тяжело болен; художник страдал от повреждения бедра и тяжёлой формы диабета, вследствие которой и скончался в родном городе 23 октября 1935 года.
Ч.Демут был создателем ряда выдающихся полотен американской живописи ХХ столетия.
«Я видел цифру 5 в золоте» (Дерево, масло, 1928 г; Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Его наиболее известное произведение — Фигура № 5 в золоте, написанное в 1928 году, было инспирировано стихотворением У.К.Уильямса Большая фигура (The Great Figure). Это один из 9 постеров-портретов, которые Ч.Демут нарисовал в честь своих коллег по творчеству: Джорджии О’Киф, Артура Доува, Чарльза Стаффорда Дункана, Мардсена Хартли, Джона Марина, а также Гертруды Стайн, Юджина О’Нила, Уоллеса Стивенса и У.К.Уильямса.
Мой Египет, 1927
В других своих картинах (Мой Египет (My Egypt)) художник прославляет индустриализацию своей малой родины, Пенсильвании. Эти работы стали одним из ярчайших проявлений американского модернизма в живописи ХХ века. Ч.Демут был также автором многих эротических (на грани порнографии) акварелей, о существовании которых знал лишь узкий круг его знакомых.
Литература: Jonathan Weinberg: Speaking for Vice. Homosexuality in the Art of Charles Demuth, Marsden Hartley, and the First American Avant-Garde. New Haven and London: Yale University Press 1993 (Yale publications in the history of art) ISBN 0-300-05361-4; Stephan Lidl: Art Companies: Bild und Text in William Carlos Williams' Lyrik der 20er Jahre.
Галерея
Три моряка (1917);
Джазист (1916);

Деревья и амбары Бермуд (1917);

Автопортрет в турецкой бане (1918);

Дикие орхидеи (1920);

Весна (1921);
Вид на новую церковь (1921);
Окассен и Николетт (1921);

Любовь, любовь, любовь. В честь Гертруды Стайн (1928);
Четыре фигуры акварелью (1930).
1883
Вацлав Устинович Ластовский (польское имя — Wacław Łastowski)
белорусский общественный и политический деятель, писатель польского происхождения. Академик (с 1928 года), историк, филолог, директор Белорусского государственного музея, Премьер-министр Белорусской Народной Республики. Ластовский выступал против советской власти и польской оккупации за независимую и целостную Белоруссию. Обнаружил Крест Ефросинии Полоцкой. Обвинён по делу о «Союзе за освобождение Беларуси», приговорён к высылке, расстрелян. Родился в застенке Колесники, Дисенский уезд, Виленская губерния, Российская империя (ныне Браславский район Витебская область Республика Беларусь), в семье безземельного польского шляхтича. Учился дома, потом окончил школу в Погосте. В школе учился хорошо, выделялся фундаментальными и глубокими знаниями. После окончания школы некоторое время учился латинскому языку у своего дяди Франтишека Ластовского. С детства много читал, занимался самообразованием, пробовал получить высшее образование. В 1896 году, пройдя пешком 70 вёрст до ближайшей железнодорожной станции, Ластовский уехал в Вильнюс. Работал в винной лавке, служащим канцелярии в Шауляй (Литва). В 1905—1906 работал библиотекарем в студенческой библиотеке в Санкт-Петербурге, где «зайцем» посещал лекции на историческом факультете Санкт-Петербургского университета.
Вацлав Ластовский в редакции газеты «Наша Ніва»
В 1902 году вступил в Польскую социалистическую партию, которая действовала в Литве. В 1906 году жил в Риге, где работал конторщиком на товарной станции. Тут пробовал экстерном сдать экзамен на аттестат о среднем образовании, но русский язык сдать не удалось, хотя остальные предметы сдал хорошо. После этого Ластовский уже не пытался получить диплом об образовании. В это время в Риге присоединился к белорусскому национальному, общественному и культурному движению. В 1906—1908 годах был активистом Белорусской социалистической громады. В 1906 году арестован за социалистическую пропаганду и сидел несколько месяцев в тюрьме. С 1909 — редакционный секретарь газеты «Наша Ніва» и руководитель первого белорусского книжного магазина, который находился в Вильнюсе. В «Нашай Ніве» Ластовский имел оклад 25 рублей.
Политическая деятельность
Белорусское национальное движение
С 1915 года занял жёсткую позицию по независимости Беларуси от Польши и России. В январе 1915 вместе с В.Святаполк-Мирским, Иваном Луцкевичем и Антоном Луцкевичем подписал обращение немецкой оккупационной власти об издании белорусских газет. Управлял виленской «Беларускай кнігарняй» и Белорусским издательским обществом, руководил изданием школьных учебников в частном издательстве, сам участвовал в их написании. В 1915 году входил в руководство партии «Хрысціянская злучнасць». Один из авторов «Меморандума представителей Беларуси», в котором отстаивалось право белорусского народа на национально-государственное развитие и который был представлен на международной конференции в Лозанне в 1916 году. В 1916—1917 годах — редактор газеты «Гомон», в 1918 издавал газету «Krywičanin». В начале 1918 года создал в Вильнюсе «Союз независимости и неделимости Беларуси», которая вырабатывала главные направления создания независимой Беларуси. В 1918—1919 член «Виленскай белорускай рады». В марте 1918 года отправлен от Виленской рады в состав Рады БНР. 23 марта 1918 приехал с Вильнюса в Минск и участвовал в заседании Рады БНР 25 марта 1918 года, где было объявлено о независимости Белорусской народной республики.
Участники Белорусской конференции 25—27 января 1918 года, Вильнюс
Вместе с другими белорусскими социалистами не подписал телеграмму Вильгельму II, в которой буржуазные представители Рады БНР благодарили императора за освобождение Беларуси. При этом не видел перспективы для независимой Беларуси в сотрудничестве с большевиками, которые разогнали Первый Всебелорусский съезд в Минске и начали репрессии в отношении руководства Съезда и деятелей белорусского национального движения. В ноябре 1918 вошёл в состав Литовской Тарибы, а в конце 1918 года возглавил представительство правительства БНР при Тарибе, позже был белорусским атташе при литовском посольстве в Берлине. Вацлав Ластовский негативно отнесся к созданию 1 января 1919 года ССРБ, а через два месяца и ЛитБел ССР. На территории этих республик не было ни белорусского издательства, ни белорусских школ. Особенно болезненно он воспринял то, что в скором времени после объявления Белорусской ССР одним росчерком пера большевистских лидеров в Москве Беларусь потеряла большую часть своих этнических территорий — Витебскую, Могилевскую и Смоленскую губернию. В 1919 году вместе с Томашом Грибом, Клавдием Дуж-Душевским, Александром Цвикевичем и другими вступил в Комитет иностранных групп Белорусской партии социалистов-революционеров. В августе 1919 года поддержал программу федерации Беларуси с Польшей, но быстро разубедился в настоящих целях польского руководства и возвращается на позиции независимости и высказывается за разворачивание всенародной борьбы против поляков и подготовку национально-освободительного восстания против них.
Премьер-министр БНР
Антон Луцкевич ориентировался на сотрудничество с польскими властями и искал формы осуществления белорусской государственности на основе федерации с Польшей. Луцкевич считал, что в союзе с Польшей белорусы могут не только создать автономию, но и сохранить земли на востоке, вплоть до Смоленска. Вацлав Ластовский, Петр Кречевский и Василий Захарко протестовали против «колонизаторской политики» Польши и в качестве союзников рассматривала прибалтийские республики. Они обвинили Луцкевича в «полонофильской политике» за постоянные встречи с Игнацием Падеревским и Юзефом Пилсудским. Луцкевич в это время был интернирован поляками и находится под фактическим арестом в варшавской гостинице. Таким образом Рада БНР раскололась на про-польскую верховную Раду БНР под руководством Лёсика и Луцкевича и про-литовскую народную Раду БНР под руководство Ластоского и Кречевского. Являлся Премьер-министром народной Рады Белорусской Народной Республики с декабря 1919 года до марта 1923 год. Польская власть не признала Народную раду БНР и 17 декабря 1919 года Ластовский был арестован польскими властями. В феврале 1920 года освобожден с разрешением выехать в Ригу. Участвовал в организации антипольского партизанского движения. После заявления Ластовского о праве Литвы на Виленский край Антон Луцкевич назвал Ластовского «бандитом» за антипольскую политику. После подписания Рижского мирного договора между Советской Россией и Польшей в октябре 1920 года начал выступать и против советской власти, и в официальном послании Парижской мирной конференции просил страны Антанты оказать помощь правительству БНР. 20 октября 1920 года на белорусской конференции в Риге, возглавляемая Вацлавом Ластовским, был создан блок белорусских партий для борьбы против советской власти и польской оккупации за независимую и неделимую Беларусь. Из-за разногласий в вопросах тактики Комитета иностранных групп и ЦК БПС-Р, куда входили Полута Бодунова и Иосиф Мамонько, на съезде БПС-Р в Минске в декабре 1920 исключен из партии белорусских эсеров, которые на советской территории в то время поддерживали советскую власть. В 1920—1923 с дипломатическими миссиями посетил Бельгию, Германию, Ватикан, Италию, Чехословакию, Франция, Швейцарию и другие страны, выступал за правы белорусского народа, особенно в Западной Беларуси. 20 марта 1923 подал в отставку с должности премьер-министра БНР и отошёл от активной политической деятельности.
Научная деятельность
С 1923 по 1927 год живёт в Каунасе и возглавлял белорусское движение в Литве. За этот период он активно занимался научными исследованиями, в результате которых были изданы «Подручный российско-кривский(белорусский) словарь» в 1924 году и «История белорусской (кривской) книги» в 1926 году, подобного которому к тому времени ещё не было ни у русских, ни у украинцев, ни у литовцев.
Билет участника Академической конференции по реформе белорусского правописания и азбуки 1926 год. Билет Вацлава Ластовского.
В 1927 году Ластовский стал гражданином СССР и переезжает в Минск. В апреля 1927 года работал директором Белорусского государственного музея, заведующим кафедрой этнографии при Институте белорусской культуры, секретарём Белорусской академии наук. Исследовал древне-белорусскую историю, литературу и происхождение названия «Белоруссия». Он стал первым белорусским историком, писавшим о Белоруссии и для белорусов на белорусском языке. Автор исторических литературных произведений, рассказов, воспоминаний и статей об известных деятелях белорусского национального возрождения. Переводил на белорусский язык произведения классиков русской, английской, польской и датской литературы. Организовывал этнографические экспедиции в разные регионы Беларуси, во время одной из них был найден Крест Ефросинии Полоцкой. В 1929 г. В. Ластовский вместе с Николаем Щекотихиным подготовил «Праваднік па аддзеле сучаснага беларускага малярства і разьбярства» и начал свой следующий большой труд — «Матэрыяльная культура Беларусі (XVI—XX стст.)», свидетельствующие о фундаментальности подходов учёного, о его панорамном видении национальной истории и культуры, о понимании их востребованности для будущего Беларуси. Несмотря на начальное четырёхлетнее образование, Вацлав Ластовский стал членом-корреспондентом Украинской академии обществоведения в Праге (Чехия) в 1926 году и академиком Академии наук Белоруссии в 1928 году.
Репрессии и расстрел
21 июля 1930 года вместе с другими выдающимися деятелями науки и культуры Белоруссии Вацлав Ластовский был арестован Томским ГПУ по делу так называемого «Союза Освобождения Белоруссии». 6 декабря 1930 года постановлением СНК БССР лишён звания академика (восстановлено в 1990 году). 10 апреля 1931 г. осуждён к высылке на 5 лет за границы БССР в Саратов, где работал заведующим отдела редкой книги и рукописей библиотеки Саратовского университета. Его книги и научные статьи были запрещены и долгое время были неизвестны на Родине. В начале 1938 года повторно арестован в Саратове и 23 января расстрелян. По второму делу был реабилитирован в 1958 г., а по первому - лишь в 1988 году.
Оценки деятельности
Историк Анатолий Сидаревич считает его великими самоучкой, так как имея только оконченное начальное образование, написал первый сборник истории Белоруссии «Краткая история Беларуси». Кандидат филологических наук Язеп Янушкевич отмечал, что своим творчеством Ластовский доказал: лучшим университетом для человека является «глубоко прочитанная и добросовестно написанная книга». «О том, что Вацлав Ластовский был учёным энциклопедистом, свидетельствует его капитальное исследование «Гісторыя беларускай (крыўскай) кнігі», написанное в 1926 году», — отметил Я. Янушкевич. По его словам, Ластовский смог сделать больше, чем несколько академических институтов. Ряд учёных критикует Ластовского, как фальсификатора истории. Так белорусский публицист Олег Лицкевич, утверждал, что Ластовский сочинил ряд песен, которые выдал за аутентичные фольклорные произведения.
Память
В 2012 году ко Дню белорусской письменности в Глубокое на Аллее знаменитых земляков был установлен бюст Вацлаву Ластовскому
Литература: Беларусь: Энциклопедический справочник = Беларусь: Энцыклапедычны даведнік / Рэдкал.: Б. І. Сачанка і інш. — Минск: БелЭн, 1995. — 800 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 985-11-0026-9; Vytautas Žeimantas. Vaclovas Lastauskas ir Lazdynų Pelėda // XXI amžius, 2010 gegužės 19 d., 8-9 pusl.