• Авторизация


31 октября родились... 31-10-2025 04:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1911Denisov_Konstantin_Petrovich1 (596x700, 113Kb)
1911
Константин Петрович Денисов
начальник станции Москва-Пассажирская Смоленская Московской железной дороги, город Москва. Родился в городе Белгород Белгородского уезда Курской губернии (ныне – административный центр Белгородской области). Русский. Отец Пётр Никанорович Денисов (1881–1965) работал машинистом на железной дороге, а мать Анна Владимировна (1886–1967) занималась воспитанием детей – четырёх дочерей (Виктории, Александры, Валентины, Лидии) и сына Константина. Пойдя по стопам отца, стал железнодорожником, получил высшее образование. Являлся начальником станций Харьков-Сортировочный и Харьков-Пассажирский Южной железной дороги, а затем длительное время – начальником станции Москва-Пассажирская Смоленская Московской железной дороги – пассажирского терминала Белорусского вокзала Москвы. Под его руководством станция приобрела особый лоск, была отработана технология совместной работы двух соседних станций. За высокие производственные достижения по итогам пятилеток неоднократно награждался орденами и медалями. С 1979 года – персональный пенсионер союзного значения, однако успешно продолжал работать на посту начальника станции. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 ноября 1981 года за многолетнюю безупречную работу на железнодорожном транспорте и в связи с семидесятилетием со дня рождения Денисову Константину Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Делегат XXV (1976) и XXVI (1981) съездов КПСС. После ухода на заслуженный отдых жил в Москве. Умер 20 марта 1995 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Заслуженный работник транспорта РСФСР (24 апреля 1981). Награждён 2 орденами Ленина (22 февраля 1974; 12 ноября 1981), орденом Октябрьской Революции (4 мая 1971), 4 орденами Трудового Красного Знамени (1 августа 1953; 1 августа 1959; 4 августа 1966; 16 января 1981), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (21 мая 1951). Старшая сестра – Виктория Петровна Брежнева (Денисова) (1907–1995) – жена Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева.

1911
Луиза Урлих
немецкая актриса.

1912
Антониу Жустиану Душ Сантуш Вилар
португальский и испанский актер. В кино начал работать в 1934 г. как ассистент режиссера А.Лопиша Рибейру, Ж.Лейтана ди Барруша и др. Один из самых популярных актеров португальского и испанского кино. Наиболее значительные работы в фильмах: «Гибельная любовь» (1943), «Иниж ди Каштру» (1945), «Камоэнс» (1946) – в Португалии; «Святая Королева» (1947), «Дон Хуан» (1950), «Муза» (1952) – в Испании. Создал образ Колумба в испанском фильме «Христофор Колумб». Снимался также в Аргентинском фильме «Корсианские братья», «Кинтрала» (1955) и др.

1912
Янош Сентаготаи (Szentagothai)
венгерский физиолог, основатель научной школы функциональной нейрогистологии, член Венгерской Академии Наук (1967; член-корреспондент 1948), иностранный член Российской Академии Наук (1991; иностранный член Академии Наук СССР с 1976) и Академии Медицинских Наук (1982). Родился в Будапеште. С 1936 г. работал в медицинской школе Будапештского университета, с 1963 г. профессор анатомии; директор Института анатомии Венгерской Академии Наук. Основные труды по изучению структуры нервных центров и механизмов нейрогуморальной регуляции функции мозга. Член Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина». Президент Венгерской Академии Наук (1977-1985).

[490x700]
1912
Александр Сергеевич Шорников
командир корабля 1-й авиационной транспортной дивизии (Главное командование ВВС Красной Армии), майор. Родился в городе Вязники ныне Владимирской области, в семье рабочего. Русский. Окончил школу ФЗУ, работал на фабрике. В 1933 году окончил авиационную школу пилотов ГВФ в Тамбове. Работал лётчиком в Грузинском управлении ГВФ. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В Красной Армии с 1942 года. С самого начала войны летал в качестве командира корабля в Харьковской, а затем Киевской авиационной группе особого назначения ГВФ на самолёте «ПС-84» (обозначение американского самолёта «Дуглас» «DC-3», выпускавшегося в СССР по лицензии, 17 сентября 1942 года получил наименование «Ли-2»). Авиагруппа выполняла боевые задания в интересах Южного, затем Юго-Западного и Сталинградского фронтов днем и ночью, в любых метеорологических условиях. К 16 октября 1941 года А.С.Шорников совершил 170 боевых вылетов с общим налётом 254 часа. Перевёз на самолете свыше 100 тонн боеприпасов и других грузов военного назначения, 28 раненых и 508 бойцов и командиров Красной армии. Кроме того, совершил 8 ночных вылетов в глубокий тыл противника с задачей выброса парашютистов и листовок. Приказом по Юго-Западному фронту был награждён орденом Красного Знамени. К 31 июля 1942 года капитан А.С.Шорников в ходе выполнения боевых заданий налетал днём 575 часов, перевозя оружие, боеприпасы, раненых, бойцов и командиров. Ночью совершил 57 боевых вылетов с налетом 260 часов, переправив за это время в тыл противника 175 десантников, листовки и грузы специального назначения. Приказом по Сталинградскому фронту был награждён вторым орденом Красного Знамени. 10 декабря 1942 года Киевская авиагруппа была переформирована в 7-й отдельный авиаполк ГВФ. В январе 1943 года А.С.Шорников был в составе группы советских лётчиков и авиаспециалистов 1-й транспортной авиационной дивизии командирован в Великобританию для освоения и перегонки в СССР 200 бомбардировщиков «Armstrong Whitworth» «A.W.41» «Albermarle». Маршрут перегонки проходил на большой высоте из Шотландии через Северное море, Данию, Норвегию, Швецию и Балтийское море (в зоне действий истребителей противника). В ночь с 2 на 3 марта 1943 года с авиабазы Эррол в районе города Данди вылетел первый экипаж: пилот капитан А.С.Шорников, штурман лейтенант П.Н.Якимов, радист лейтенант А.А.Вердеревский и борттехник Г.И.Галактионов. После девяти часов полета самолет сел на Внуковском аэродроме. В течение марта-апреля последовали еще 12 "Албемарлов". В Советском Союзе самолеты подвергли тщательным испытаниям. Они показали, что британские машины значительно уступали по лётным и эксплуатационным качествам отечественным дальним бомбардировщикам и транспортным самолетам «ПС-84». Ознакомившись с результатами первых недель эксплуатации "Албемарла" в нашей стране, комиссия под руководством маршала авиации Астахова рекомендовала отказаться от их дальнейшей приёмки или серьезно их модифицировать. В мае перегонку самолетов приостановили, а затем прекратили вообще. Капитан А.С.Шорников со своим экипажем летом и осенью 1943 года в составе полка обеспечивал подготовку к Тегеранской конференции глав СССР, Великобритании и США (28 ноября – 1 декабря 1943 года), перевезя в Иран большое количество офицеров и солдат Советской Армии, представителей посольств, разведчиков, групп обеспечения, переводчиков, а также различных необходимых для этой цели грузов. Особо отличился А.С.Шорников при выполнении специальных заданий командования по доставке в расположение Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) в 1944 году оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, вывозу раненых и спасению Верховного штаба НОАЮ во главе с маршалом Иосипом Броз Тито. После Тегеранской конференции советское правительство начало переговоры с англичанами по поводу оказания военной помощи Народно-Освободительной армии Югославии (НОАЮ). Помощь планировалось перебрасывать с территории Южной Италии, захваченной англо-американскими войсками, с британской базы близ города Бари. Была срочно сформирована советская военная миссия во главе с генералом-лейтенантом Н.В.Корнеевым. В Югославию отрядили два экипажа самолетов «С-47» (усовершенствованный «Дуглас» «DC-3»): один должен был доставить на базу технические средства, второй – обеспечивать деятельность миссии. Эта «командировка» выдвигала высочайшие требования к пилотам: нужно было летать ночью, сажать самолеты на площадки в горах, сбрасывать грузы у сигнальных костров. Обслуживать военную миссию поручили экипажу А.С.Шорникова, в составе которого, кроме командира, были второй пилот Б.Т.Калинкин, штурман П.Н.Якимов, борттехник И.Г.Галактионов и радист Н.С.Вердеревский. К началу 1944 года был определен маршрут перелета: Москва – Астрахань – Тегеран – Каир – Бизерта – Бари. Военная миссия насчитывала 24 человека, из них 18 человек летели на борту А.С.Шорникова. Самолеты вылетели из Москвы утром 17 января и из-за погодных, технических и организационных проблем добрались до Бари лишь к началу февраля. Советская военная миссия была из Бари доставлена в город Двар (Босния), где находился Верховный штаб НОАЮ, вместе с миссиями союзников. Вплоть до конца мая 1944 года экипаж А.С.Шорникова совершал полёты в различные районы Югославии, доставляя частям народно-освободительной армии боеприпасы, вооружение, медикаменты и обратными рейсами вывозя раненых и больных партизан. Когда Верховный штаб НОАЮ подвергся нападению крупных сил германских десантных подразделений, экипаж майора А.С.Шорникова 4 июня 1944 года, совершив посадку в горах на площадку крайне малых размеров, за два рейса вывез в Бари руководящий состав штаба во главе с маршалом Тито и членов военных миссий. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года за умелое выполнение специальных заданий командования, отвагу и мужество, проявленные в ходе их выполнения, майору Шорникову Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№ 3930). В июле 1944 года в Бари перелетели с территории СССР ещё десять самолётов «С-47». Оттуда начала действовать авиационная группа особого назначения (АГОН) под командованием Героя Советского Союза генерал-майора В.И.Щелкунова. Ее самолеты обеспечивали боевую деятельность Народно-освободительной армии Югославии: туда везли боеприпасы, оружие, медикаменты, обратно - раненых. Из Советского Союза в Бари транспортники доставили четыре разобранных самолёта «По-2» и передали их югославам. Вплоть до окончания войны А.С.Шорников в составе АГОН летал в небе Югославии. После войны продолжал службу в ВВС, был заместителем командира одного из транспортных авиационных полков. В 1953 окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, в 1957 — Центральные лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС) ВВС. С 1957 года подполковник А.С.Шорников— в запасе. Жил в Москве. Работал старшим инженером в Министерстве гражданской авиации. Скончался 18 ноября 1983 года. Похоронен в городе Вязники. В городе Вязники его именем названа улица. Награждён орденом Ленина (20 июня 1944), тремя орденами Красного Знамени (6 ноября 1941; 30 августа 1942; 30 декабря 1956), орденом Красной Звезды (3 ноября 1953), медалями. Народный Герой Югославии.

1913
Альфредо Данте Гравина
уругвайский писатель. Литературную деятельность начал как автор рассказов. Роман "Границы, открытые ветру" (1951, русский перевод 1954) содержит картину социальной борьбы в скотоводческих хозяйствах. Романы "Единственный путь" (1958), "От страха к гордости" (1959, русский перевод 1962), "Время наверх" (1964), а также рассказы посвящены изображению жизни Уругвая. Итогом его поездок по СССР и другим странам явились публицистика и книги "Путешествие по СССР и Чехословакии" (1955), "Знакомство с Румынией" (1956).

[468x699]
1913
Иван Осипович Митрофаненков
заместитель командира моторизованного батальона автоматчиков 56-й гвардейской танковой бригады (7-й гвардейский танковый корпус, 3-я гвардейская танковая армия, 1-й Украинский фронт), гвардии лейтенант. Родился в деревне Лядцо ныне Ельнинского района Смоленской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1942 года. После школы уехал в Москву. Работал на заводе "Серп и молот", учился на рабфаке. В 1940 окончил машиностроительный институт, работал в НИИ. В июле 1941 года добровольцем ушел в Красную Армию. На фронте с 1942 года. Прошел путь от командира отделения до заместителя командира батальона. Был шесть раз ранен, награжден тремя боевыми орденами. Отличился боях в ходе Львовско-Сандомирской операции летом 1944 года. В боях на Львовском направлении гвардии лейтенант Митрофаненков действовал в составе танкового десанта. Батальон вместе с танкистами прорвался в глубокие тылы противника, громил склады и штабы, уничтожал живую силу и технику захватчиков. В одной из схваток вышел из строя командир батальона. Гвардии лейтенант Митрофаненков принял командование на себя и успешно выполнил боевой приказ. Батальон автоматчиков под его руководством за период с 14 по 19 июля 1944 года взорвал склад с боеприпасами, уничтожил самоходное орудие "фердинанд", захватил 17 исправных автомашин и 27 повозок с грузами. Своим мужеством, бесстрашием и решительностью Иван Иосифович содействовал успеху боевой операции и был представлен к геройскому званию. Герой не узнал о высокой награде, он пропал без вести в боях на Висле 23 августа 1944 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования, личную смелость и инициативу в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанту Митрофаненкову Ивану Иосифовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды. В городе Ельня его именем названа улица, установлена мемориальная доска.

1931Fokin_Kzm_Gvr_pkos (555x700, 115Kb)
1913
Кузьма Гаврилович Фокин
механик-регулировщик танков 61-й гвардейской танковой бригады (10-й гвардейский танковый корпус, 4-я танковая армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старшина - на момент представления к награждению орденом Славы I степени. Родился в деревне Гавриловка Шацкого уезда Тамбовской губернии, ныне Чучковского района Рязанской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил 5 классов. В 1934-1937 годах проходил срочную службу в Красной Армии. Член ВКП(б) с 1940 года. Работал начальником поездной бригады вагонного участка станции Хилок Забайкальской железной дороги. В июле 1941 года был вновь призван в армию. В боях под Сталинградом был ранен. После госпиталя направлен в формирующийся на Урале Добровольческий танковый корпус и зачислен механиком-водителем танка Т-34 в Свердловскую танковую бригаду. Был избран парторгом роты. С июля 1943 года в составе бригады участвовал в боях на Брянском и 1-м Украинском фронтах. 26 марта 1944 года в боях за город Каменец-Подольский (ныне Хмельницкая область) механик-водитель танка гвардии старший сержант Фокин был ранен, но продолжал выполнять боевую задачу. Одним из первых ворвавшись на своем танке в город, вывел из строя большое количество автомашин и другой техники противника, уничтожил более отделения гитлеровцев. Приказом от 5 апреля 1944 года гвардии старший сержант Фокин Кузьма Гаврилович награжден орденом Славы III степени (№ 27225). 26-27 июля 1944 года, находясь в составе танкового взвода в разведке, у населенного пункта Романов (Перемышлянский район Львовской области) гвардии старший сержант Фокин захватил в плен 7 солдат и унтер-офицера противника. При ведении разведки в районе населенного пункта Давыдов (Пустомытовский район Львовской области) его танк был подбит и загорелся. Фокин вывел его в безопасное место, ликвидировал пожар и вынес с поля боя раненого члена экипажа. Приказом от 13 августа 1944 года гвардии старший сержант Фокин Кузьма Гаврилович награжден орденом Славы II степени (№ 3478). 16 января 1945 года гвардии старшина Фокин, находясь в разведке в районе населенного пункта Слупя (Польша), забросал гранатами бронетранспортер противника, уничтожив 8 солдат и 1 офицера. 20 января в бою за переправу на реке Варта в районе населенного пункта Бурзеник (16 км юго-восточнее города Сарадз, Польша) уничтожил 2 фаустников, чем содействовал удержанию захваченной переправы. За эти бои был представлен к награждению ордtном Славы. Погиб 18 (по другим сведениям, 29) марта 1945 года в районе города Нойштадт (Силезия) при тушении горящего танка во время налета фашистских самолетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшина Фокин Кузьма Гаврилович награждён орденом Славы I степени. Стал полным кавалером ордена Славы. Награжден орденами Отечественной войны II степени (посмертно), Славы 3-х степеней.

[516x699]
1914
Михаил Николаевич Васильев
командир батареи 108-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона 8-й стрелковой дивизии 13-й армии Центрального фронта, капитан. Родился в деревне Михайловка Истринского района Московской области, в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1940 года. Окончил неполную среднюю школу, затем - Московский техникум механической обработки дерева. Работал столяром, мастером в артели «Красный столяр», начальником цеха на фабрике. В июле 1941 года Васильев был призван в армию и направлен в Подольское артиллерийское училище, которое окончил в 1942 году. В конце апреля 1942 года Васильев прибыл на фронт. Попал в 108-й отдельный истребительный противотанковый дивизион 8-й стрелковой дивизии. Дивизия в составе 13-й армии Брянского фронта держала оборону западнее посёлка Долгое Орловской области. Именно в этом месте 28 июня 1942 года командование вермахта начало своё грандиозное летнее наступление. Танковые дивизии устремились на позиции советских войск. Дивизион, в котором служил Васильев, как и стрелковые подразделения, стоял насмерть. Батарея Васильева вела огонь по фашистским танкам прямой наводкой. Но удар противника был настолько силён, что, несмотря на потери, танковые дивизии через позиции павших защитников прорвались в глубину обороны. Советским войскам пришлось отступать. К 5 июля 1942 года фронт докатился до посёлка Тербуны, где советские бойцы, в том числе и Васильев, стали стеной на пути фашистской танковой армады. И тогда гитлеровские полчища повернули на юг в направлении города Воронежа на тылы Юго-Западного фронта. У посёлка Тербуны Липецкой области Васильев пробыл долгих полгода, держа с однополчанами крепкую активную оборону. Неоднократно по приказу командования бойцы Брянского фронта наносили по врагу тактические удары. Артиллеристы Васильева всё время обстреливали гитлеровские позиции, не давая снять ни одного подразделения на помощь войскам в Сталинграде. После поражения фашистов под Сталинградом войска Брянского фронта в январе 1943 года перешли в наступление. Батарея Васильева участвовала в освобождении станции Касторное, а в конце февраля 1943 года вышла на подступы к городу Малоархангельску. Здесь в апреле 1943 года в районе станции Тросно Васильева ранило. Но он остался в строю. За героизм, проявленный в ходе наступления, Васильев получил первую награду – орден Красной Звезды. В июле 1943 года Васильев участвовал в ожесточённый боях на Курской дуге. Его батарея отбила все многочисленные атаки танков и пехоты фашистов, рвавшихся в направлении Курска. В одном из боёв по освобождению станции Глазуновка Васильев был вторично ранен. Но и тут он отказался от госпитализации. Вскоре за успешную организацию оборонительных действий батареи во время боёв на Курской дуге он получил орден Отечественной войны I степени. Началось преследование отступающего противника. В сентябре 1943 года 8-я стрелковая дивизия вышла к Десне у города Коропа Черниговской области. Батарее капитана Васильева было приказано форсировать преграду первой вместе со стрелковыми подразделениями, чтобы потом в боях за плацдарм, поддерживать их своим огнём, оберегая от танков противника. 11 сентября 1943 года на сооружённом сапёрами пароме батарея Васильева переправилась на противоположный берег Десны у села Оболонье. Васильев расположил батарею на высоте 179,0. Всю ночь трудились артиллеристы. Готовили огневые позиции, рыли щели для боеприпасов, для себя на случай бомбёжки. Жестокий бой на плацдарме разгорелся 13 сентября. Сначала самолёт-разведчик немцев пролетел вдоль линии обороны. После разведчика волнами прошли вражеские бомбардировщики. Потом на позиции наших войск обрушился шквал артиллерийского и миномётного огня. Только после этого, наблюдая в свой бинокль, Васильев заметил появление на горизонте танков противника. Васильев насчитал 12 танков и 4 штурмовых орудия. По приказу комбата батарея открыла огонь. Было подбито 3 танка. Уцелевшие машины стали пятиться назад. Атака врагу не удалась. Во второй половине дня, перегруппировавшись, гитлеровцы вновь возобновили атаки. На этот раз угроза создалась на стыке 8-й и 74-й наших дивизий. Батарею капитана Васильева срочно перебросили туда. Артиллеристы быстро развернулись и вступили в бой. Вот вспыхнул танк, который первым шёл в атаку. Подбит и застыл без движения второй. В этот момент стрелковый полк второго эшелона 8-й стрелковой дивизии поднялся в контратаку. Противник отошёл на прежние позиции. Но и оттуда его выбили, погнали дальше на запад. В последнюю декаду сентября 1943 года дивизион вместе с другими частями дивизии уже вёл бои на западном берегу Днепра, а 26 сентября был захвачен плацдарм на реке Припять севернее Чернобыля. Более двух недель артиллеристы Васильева вместе со стрелковыми подразделениями вели почти непрерывные бои. Особенно ожесточённо они проходили в районе станции Янов. Противник, получив подкрепление, отрезал защитников плацдарма от Припяти. Насмерть стояли батарейцы Васильева, бились до последнего снаряда, до последней гранаты. Многие погибли в тех боях на Припяти, но не сдались врагу. В те дни проявил себя командир 229-го стрелкового полка подполковник Д.К.Шишков. Он объединил вокруг себя остатки подразделений и повёл их не к Припяти, где ждала бы их верная гибель, а дальше на запад, навстречу партизанскому соединению А.Н.Сабурова. Батарея Васильева пережила драму: пришлось спрятать орудия в глухом лесу, сняв с них замки и стать пехотинцами, а затем и партизанами. Почти два месяца совместно с партизанскими формированиями группа подполковника Шишкова действовала в тылу противника. А в ноябре сорок третьего опять влилась в войска. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1943 года за успешное форсирование Десны и Припяти, прочное закрепление плацдарма на их западном берегу и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Михаилу Николаевичу Васильеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2628). В 1944 году Васильев стал командиром дивизиона. Артиллеристы под его командованием сражались за освобождение Правобережной Украины, освобождали многие населённые пункты, в том числе в марте 1944 года город Бучач Тернопольской области. В составе 18-й армии дивизион Васильева бил врага в Прикарпатье и в Карпатах, освобождал земли Чехословакии. День Победы капитан Васильев встретил в Праге. Через полтора месяца после войны М.Н.Васильев в составе сводного полка 4-го Украинского фронта с «Золотой Звездой» Героя на груди чеканил шаг на Красной площади сияющей столицы на параде Победы. После войны подполковник М.Н.Васильев продолжал служить в армии. Уволившись в запас, жил и работал в городе Дрогобыче Львовской области, был начальником школы гражданской обороны. Умер 25 августа 1979 года. В городе Бучач Тернопольской области его именем названа улица, установлена мемориальная доска. Награждён орденом Ленина, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.

1914
Хуго Лепнурм
эстонский органист, композитор, педагог, народный артист Эстонской ССР (1974). Ученик М. Дюпре и др. (орган), А.Каппа (композиция). Труды по истории органной музыки. Гастролировал. Профессор Таллиннской консерватории (с 1946).

1915
Евгений Данилович Сурков
российский литературовед, критик и театровед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970). В 1939 г. окончил Горьковский педагогический институт. Печатается с 1931 г. В его работах рассматриваются проблемы кинематографического процесса, теории и практики киноискусства социалистического реализма. Большое внимание он уделяет анализу современного киноискусства. В 1966-1968 гг. главный редактор сценарно-редакционной коллегии Госкино СССР. В 1969-1982 гг. главный редактор журнала «Искусство кино». С 1964 г. преподает во ВГИКе.

Mamonov_Mhl_Ivn_gst81 (440x700, 133Kb)
1917
Михаил Иванович Мамонов
председатель колхоза имени XXII-го партсъезда Сальского района Ростовской области. Родился в станице Бессергеневская Черкасского округа Области войска Донского, ныне Октябрьского района Ростовской области, в семье сельского учителя. Русский. Окончил начальную школу, учился в школе колхозной молодежи в станице Кривянской. В 1932 году семья переехала в Новочеркасск, где он поступил в школу фабрично-заводского обучения при паровозостроительном заводе. Затем работал слесарем третьего разряда на заводе «Ростсельмаш». В 1935 году поступил в Азово-Черноморский сельскохозяйственный институт и закончил его с отличием, получив специальность агронома. По окончании института был призван в армию и направлен в Борисовское военное инженерное училище в Белоруссии. Курсантом встретил начало Великой Отечественной войны. С училищем был эвакуирован в город Архангельск, откуда уже в июле 1941 года в звании лейтенанта инженерных войск направлен в действующую армию. Фронтовыми дорогами прошел до Победы. Был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Сталинграда». После увольнения в запас вернулся на родину. Трудился агрономом конного завода имени Кирова Целинского района. За получение высоких урожаев пшеницы в 1949 году награжден первым орденом Ленина. С 1950 года работал главным агрономом конного завода имени С.М.Буденного Сальского района. С его приходом в это хозяйство значительно оживилась работа по улучшению культуры земледелия и повышению урожаев зерновых культур, кукурузы и овощей. За время его работы урожайность пшеницы поднялась с 14 до 18,1 центнера с гектара. В январе 1962 года был избран председателем колхоза имени XXII-го партъезда в поселке Сеятель Сальского района. Хозяйство под его руководством добилось значительных успехов, как в производстве сельскохозяйственной продукции, так и в улучшении жизни селян. Внедрялись более высокоурожайные сорта пшеницы, улучшалась культура земледелия, позволившая значительно поднять урожайность полей. Были построены: молочный комплекс на 1000 голов, Дом культуры, мельница, масло-крупо-фуражный цех, молзавод, колбасный цех, жилые дома, школа и многое другое. В октябре 1964 года колхозу было присвоено звание «Колхоз коммунистического труда». В 1968 году первому в районе присвоено звание «Коллектива высокой культуры земледелия». В феврале 1977 года он награжден орденом Ленина. Колхоз был передовым не только в районе, но и в области, считался миллионером. Это хозяйство ежегодно продавало государству 6 тысяч тонн зерна, ведя интенсивное научно-обоснованное степное земледелие. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1981 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств по увеличению производства и продажи государству продуктов земледелия и животноводства Мамонову Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Жил в поселке Сеятель. Длительное время возглавлял ветеранскую организацию. Скончался 28 декабря 2002 года. Награжден четырьмя орденами Ленина (3 мая 1949; 11 января 1957; 7 декабря 1973; 13 марта 1981), орденами Октябрьской революции (8 апреля 1971), Отечественной войны II степени (11 марта 1985), «Знак Почета» (23 июня 1966), медалями. Заслуженный агроном РСФСР (1976). Почетный гражданин города Сальска и Сальского района (1995).

1918Volovikov_Petr_Mitro (530x700, 116Kb)
1918
Петр Митрофанович Воловиков
председатель колхоза председатель колхоза «Прогресс» Дубновского района, колхоза имени Жданова Гощанского района, оба Ровенской области. Родился в селе Телеши, ныне Гомельского района Гомельской области Беларуси, в крестьянской семье. Белорус. Окончил школу-семилетку и в 1936 году - Гомельский финансово-экономический техникум. Трудовую деятельность начал в том же 1936 году старшим бухгалтером отделения НКВД станции Бира Еврейской автономной области. Затем работал бухгалтером сельпо на станции Марьяновка (Омская область). Осенью 1939 года Марьяновским райвоенкоматом был призван в красную Армию. Службу проходил в артиллерийских частях на Дальнем Востоке. В 1942 году окончил артиллерийское училище Дальневосточного фронта. В марте 1943 года направлен на фронт. В 1943 году вступил в ВКП(б)/КПСС. Весь боевой путь прошел в составе 1668-го артиллерийского полка 8-й кавалерийской дивизии. Воевал на Центральном, Западном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Был командиром огневого взвода, офицером разведки, один раз ранен. В 1947 году лейтенант Воловиков уволен в запас. Приехал на место жительство в Дубновский район Ровенской области. Работал бухгалтером педагогического училища, инструктором дубновского райкома партии. В 1950 году направлен на работу в сельское хозяйство, был избран председателем колхоза «Прогресс» в селе Тараканов Дубенского района. Со временем село объединилось с соседним селом Великие Загорцы в единое, более крупное хозяйство. Председателем его остался Воловиков, в одном из документов о работе председателя были написано: «Умелое руководство колхозным производством обеспечило миллионные доходы». С 1954 года колхоз «Прогресс» стал участником Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1958 года за особые заслуги в развитии сельского хозяйства и достижение высоких показателей по производству зерна, сахарной свеклы, мяса, молока и других продуктов сельского хозяйства и внедрение в производство достижений науки и передового опыта Воловикову Петру Митрофановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1961 году направлен в отстающий колхоз имени Жданова в селе Горбаков Гощанского района той же области. За сравнительно небольшой период времени сплотил трудовой коллектив, укрепил экономику и вывел хозяйство в число передовых.
[700x494]
Герой Социалистического Труда, председатель колхоза имени Жданова Гощанского производственного управления Ровенской области П.М.Воловиков и звеньевая колхоза Ф.А.Корнейчук за осмотром картофеля нового урожая.
На протяжении трех пятилеток колхоз обеспечивал рост и выполнение планов производства и продажи государству всех видов сельхозпродукции. С 1972 года колхоз полностью отказался от кредитов государства, а в 1977 году перешел на полный хозрасчет. За два года Двенадцатой пятилетки рост валовой продукции хозяйства в сравнении с предыдущей составил 33,8%. Чистый доход колхоза в 1987 году составил 4,4 млн. рублей. Стабильные высокие конечные результаты хозяйственной деятельности позволили провести значительные социально-культурные преобразования. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 августа 1988 года за выдающиеся заслуги в развитии сельскохозяйственного производства, большой личный вклад в увеличение производства продукции земледелия и животноводства на основе интенсивных технологий и передовых методов организации руда Воловиков Петр Митрофанович награжден орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот». Стал дважды Героем Социалистического Труда. Избирался делегатом 25 съезда КПСС, 17 съезда профсоюзов СССР, 6 Всесоюзного съезда колхозников, неоднократно избирался членом райкома партии, депутатом областного и сельского Советов депутатов. Последние годы жил в городе Ровно. Скончался 14 марта 1996 года. Похоронен в Ровно на Новом кладбище. Награжден четырьмя орденами Ленина (26 февраля 1958, 24 декабря 1976, 4 марта 1982, 17 августа 1988), орденом Октябрьской революции (8 апреля 1971), двумя орденами Отечественной войны I степени (30 апреля 1945, 11 марта 1985), орденами Отечественной войны II степени (20 февраля 1945), Трудового Красного Знамени (6 сентября 1973), Красной звезды (15 февраля 1944), медалями, в том числе медалями «За отвагу» (7 октября 1943), «За боевые заслуги» (27 октября 1944).

1918Kleshnin_Mhl_Ivn_pkos (457x700, 108Kb)
1918
Михаил Иванович Клешнин
воздушный стрелок самолета "Ил-2" 75-й гвардейского штурмового Сталинградского Краснознаменного ордена Суворова авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой Сталинградской ордена Ленина дважды Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, гвардии старший сержант. Родился в деревне Новики ныне Куженерского района Республики Марий Эл, в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1970 года. Окончил 7 классов. Трудился в колхозе. В 1939 году был призван в Красную Армию. Служил в частях аэродромного обеспечения. На фронте в Великую Отечественную войну с ноября 1942 года. Службу проходил в 449-м отдельном батальоне аэродромного обслуживания на вещевом складе. Написал несколько рапортов с просьбой об отправке в действующую часть. Только в январе 1943 года пятый по счету рапорт был удовлетворен. Михаил был направлен на курсы, готовящие воздушных стрелков для штурмовиков Ил-2. Весной 1944 года сержант Клешнин прибыл в 75-й гвардейский штурмовой авиационный полк, в эскадрилью гвардии капитана Недбайло. Был назначен стрелком в экипаж гвардии лейтенанта Масленцева, с которым и летал до конца войны. Шли бои за окончательное освобождение Крыма. Боевое крещение воздушный стрелок Клешнин получил в боевом вылете над Севастополем. В составе эскадрильи участвовал в штурмовке вражеских кораблей в Северной бухте. В одном из следующих вылетов эскадрилья Недбайло получила приказ атаковать вражеские бомбардировщики. В этом бою Клешнин сбил две вражеские машины. После разгрома гитлеровских войск в Крыму 1-я гвардейская штурмовая дивизия передислоцировалась под город Смоленск. Гвардейцы наносили удары по вражеской группировке в районе Орши. Они разрушали мосты, железнодорожные станции, громили эшелоны с живой силой и техникой противника. Затем участвовал и в боях за освобождение литовской земли. Особо отличился воздушный стрелок Клешнин в ходе разгрома гитлеровской группировки в Восточной Пруссии. С 12 по 15 января 1945 года в боевых вылетах в районе северо-восточнее города Гумбиннен (ныне город Гусев Калининградской области) гвардии сержант Клешнин из пулемета подавил огневую точку противника, уничтожил несколько гитлеровцев. В воздушном бою отразил 2 атаки истребителей неприятеля. Приказом от 9 февраля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и отвагу гвардии сержант Клешнин Михаил Иванович награждён орденом Славы III степени (N183134). 18 марта 1945 года в воздушном бою в районе населенного пункта Хайлигенбайль (ныне город Мамоново Калининградской области) гвардии старший сержант Клешнин отразил атаку шести истребителей противника. 22 марта 1945 года в боевом вылете в составе группы уничтожил около 10 автомашин, 20 повозок с грузом, большое количество пехоты противника. К этому времени имел на своем счету более 60 боевых вылетов. Приказом от 19 апреля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и отвагу гвардии сержант Клешнин Михаил Иванович награждён орденом Славы III степени (N12724). При штурме Кенигсберга экипаж Масленцев-Клешнин проявил исключительное мужество, отвагу и большое мастерство, подавляя железобетонные крепостные форты, уничтожая полевые сооружения и заграждения. С 15 по 25 апреля 1945 года в ходе Земландской наступательной операции, поддерживая действия подразделений 39-й армии, экипаж совершил более 20 боевых вылетов. Только 15 апреля за четыре успешных боевых вылета Клешнин огнем из пулемета уничтожил автомашину с боеприпасами и подавил точку зенитной артиллерии противника. 4 мая 1945 в бою на косе Фрише-Нерунг (Балтийская коса) близ населенного пункта Фогельзанг (8 км севернее города Эльбинг - ныне Эльблонг, Польша) при выполнении боевого задания Клешнин точно засек расположение зенитной батареи, мешавшей самолетам штурмовать вражескую пехоту. При повторном заходе экипаж уничтожил ее, чем создал благоприятные условия для дальнейшего проведения атаки. К концу войны гвардии старший сержант Клешнин совершил 93 боевых вылета на разведку и штурмовку опорных пунктов противника и авиационную поддержку наших войск и был представлен к награждению орденом Славы I степени. После Победы продолжил службу в полку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за исключительное мужество, отвагу и бесстрашие, проявленные на заключительном этапе Великой Отечественной войны в боях с гитлеровскими захватчиками гвардии старший сержант Клешнин Михаил Иванович награждён орденом Славы I степени (N3116). В связи с демобилизацией в 1946 году и переменой места жительства гвардии старшина Клешнин не узнал о награде и своевременно ее не получил. Жил в город Докучаевск Волновахского района Донецкой области. Работал на местном флюсо-доломитном комбинате агентом по доставке товаров, начальником отдела рабочего снабжения, заместителем начальника торгового отдела. Только в феврале 1970 года последний орден был вручен герою в торжественной обстановке. Скончался 7 ноября 1981 года. Награжден орденами Красной Звезды, Славы 3-х степеней, медалями.

1918
Игорь Павлович Шаскольский
ученый, доктор исторических наук. В 1949-1953 годах работал старшим научным сотрудником в Институте языка, литературы и истории Карельского филиала Академии Наук СССР. С 1953 года - старший научный сотрудник Ленинградского отделения Института истории Академии Наук СССР. Основное направление его научной деятельности - история Скандинавских стран, Финляндии, Карелии, Древней Руси, историческая география. Опубликовал около 300 работ, в том числе «История Карелии с древнейших времён до середины XVIII в.» (Петрозаводск, 1952). Умер в 1996 году.

1919Makarov_Zosim_Isa (514x700, 96Kb)
1919
Зосим Исаакович Макаров
командир эскадрильи 91-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии капитан. Родился в селе Лома ныне Кезского района Удмуртской Республики, в семье крестьянина. Удмурт. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Детство прошло в родной деревне. Потом переехал в город Пермь. Там окончил 8 классов, работал воспитателем в детском приемнике НКВД, комендантом Пермского аэродрома. В 1936 году поступил на рабфак Пермского педагогического института, учился в аэроклубе. В 1939 году Пермским горвоенкоматом призван в армию и направлен в Пермскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1940 году. В действующей армии – с 29 ноября 1941 года. Прошел боевой путь от Волги до Дуная, сражался на Западном, Калининском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. На Западный фронт попал с самолетом Р-5, на котором совершил 12 боевых вылетов. Освоив штурмовик Ил-2, Макаров прибыл на Калининский фронт в составе штурмового авиаполка. Здесь он в группе из 9 штурмовиков уничтожил немецкий штаб в деревне Голахово, за что получил благодарность командования фронта. 2 августа 1942 года группа штурмовиков, в которой находился самолет лейтенанта Макарова, вылетела на Рижском направлении к цели в районе населенного пункта Добрая. Во время штурмовки цели наши самолеты подверглись нападению «мессершмиттов». Макаров увидел, как к хвосту ведущего пристраивается один из вражеских истребителей. Он развернул свой самолет и открыл огонь по врагу. Фашистский самолет стал заваливаться на крыло. Однако зенитным огнем самолет Макарова был подбит. Обожженный летчик дотянул горящую машину до нейтральной полосы и выбросился с парашютом. Его подобрали наши пехотинцы и доставили в госпиталь. Он был награжден орденом Красного Знамени. Летал на боевые задания при любой погоде, днем и ночью. Вскоре получил еще одну боевую награду – орден Отечественной войны II степени. Летом 1943 во время сражения на Курской дуге Макаров воевал на Воронежском фронте в гвардейском авиаполку. Командирами соединений здесь были легендарные летчики Каманин и Байдуков. Вылеты следовали один за другим. Смелость и дерзость, мужество и хладнокровие в бою, отличная техника пилотирования – эти качества летчика Макарова командование часто ставило другим в пример. По четыре вылета в день совершали летчики. На счету каждого из них было большое количество уничтоженной боевой техники и живой силы врага. За бои на Курской дуге Макаров был награжден орденом Красного Знамени. Как лучшему летчику полка, в 1943 году командование вручило ему самолет, подаренный украинским колхозником Жаданом. На этом самолете он совершил 45 успешных боевых вылетов. Прикрытие наших войск и подавление сопротивляющихся немецко-фашистских войск при форсирования Днепра – следующая веха в боевой биографии З.И.Макарова. В наградном листе на него командование отмечало: «Товарищ Макаров всегда летает ведущим групп из 9-18 самолетов «Ил-2». Он воспитал в себе великую ненависть к врагу и непоколебимую веру в победу. Все задания выполняет успешно». К ноябрю 1943 года совершил 94 боевых вылета на штурмовку скоплений живой силы и боевой техники противника, нанеся ему значительный урон. Был представлен к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Макарову Зосиму Исааковичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№2384). Всего З.И.Макаров совершил 150 боевых вылетов. На его счету 40 уничтоженных танков, до 200 автомашин, 2 штаба воинских соединений противника. В 1944 году З.И.Макарову довелось еще повоевать над территорией Венгрии. В сентябре 1944 года он был направлен на учебу в Военно-воздушную академию, которую окончил в 1949 году. В 1959 году окончил Военную академию Генерального штаба. Продолжал служить в Военно-воздушных силах. С 1975 года генерал-майор авиации З.А.Макаров – в запасе. Жил в Ростове-на-Дону. Работал на вертолетном заводе. Скончался 11 октября 1994 года. Похоронен в Ростове-на-Дону. Награжден орденом Ленина (4 февраля 1944), двумя орденами Красного Знамени (26 августа 1942; 27 августа 1943), двумя орденами Отечественной войны I степени (5 сентября 1944; 11 марта 1985), орденами Отечественной войны II степени (20 февраля 1943), Красной Звезды, медалями. Именем З.И.Макарова названы улица и переулок в районном центре Удмуртской Республики поселке Кез.Имя Героя увековечено на стеле у Вечного огня в сквере Победы в Ижевске.
[700x466]
Мемориал "Вечный огонь" в Ижевске.
[476x700]
Фрагмент стелы Героев.

[497x699]
1919
Николай Иванович Ященко
командир 214-го гвардейского Вороповского ордена Богдана Хмельницкого стрелкового полка 73-й гвардейской Сталинградско-Дунайской Краснознамённой стрелковой дивизии 57-й армии 3-го Украинского фронта, гвардии майор. Родился в городе Новосибирск, в семье рабочего-железнодорожника. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. В 1937 году окончил среднюю школу в Новосибирске, для получения дальнейшего образования уехал в Алма-Ату и там в 1941 году окончил Казахский горно-металлургический институт. В июле 1941 года был призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Алма-Атинское пехотно-пулемётное училище. В боях Великой Отечественной войны с апреля 1942 года. Воевал на Юго-Западном (с апреля 1942), Сталинградском (с августа 1942), Воронежском (с февраля 1943), Степном (с июля 1943), 2-м Украинском (с октября 1943) и на 3-м Украинском (с февраля 1944) фронтах. Участвовал в оборонительных сражениях в Донбассе и на Дону лета 1942 года, в Сталинградской битве, в Курской битве, в битве за Днепр, освобождал Правобережную Украину, Румынию, Югославию, Венгрию, Австрию. На фронте был командиром стрелковой роты, начальником штаба батальона, помощником начальника штаба 48-го стрелкового полка по разведке, заместителем начальника штаба и начальником штаба 343-го (затем 214-го гвардейского) стрелкового полка. Затем стал командиром полка. 13 ноября 1944 года командир 214-го гвардейского стрелкового полка (73-я гвардейская стрелковая дивизия, 57-я армия, 3-й Украинский фронт) гвардии майор Н.И.Ященко с передовым стрелковым батальоном под огнём противника успешно форсировал реку Дунай в районе населённого пункта Батина на территории Югославии. В боях на плацдарме вверенный ему полк овладел господствующей высотой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество и героизм, проявленные при форсировании Дуная и удержании плацдарма на его западном берегу, гвардии майору Ященко Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3486). После войны Н.И.Ященко продолжал службу в армии. В 1948 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе. В 1950-1953 годах заместитель начальника Воронежского суворовского военного училища по строевой части. Был военным комиссаром Челябинской области с мая 1967 года по ноябрь 1980 года. С 1980 года генерал-майор Н.И.Ященко – в запасе. Жил в городе Челябинск. Скончался 8 июня 2001 года. Похоронен в Челябинске на Успенском (Цинковом) кладбище (18-й квартал). Награждён 2 орденами Ленина (24 декабря 1943, 24 марта 1945), орденами Красного Знамени (21 августа 1943), Александра Невского (30 ноября 1944), Отечественной войны I (11 марта 1985) и II (3 февраля 1943) степени, 2 орденами Красной Звезды (30 сентября 1942, 30 декабря 1956), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30 апреля 1975), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденами «Партизанская звезда» II степени (1945, Югославия) и «9 сентября» (Болгария). В мае 2003 года на фасаде здания военного комиссариата Челябинской области в торжественной обстановке была открыта мемориальная доска в честь Героя.
[677x699]
В июле 2010 года на фасаде здания средней школы № 1 Новосибирска (улица Владимировская, 15), где в 1927-1937 годах учился Н.И.Ященко, торжественно была открыта мемориальная доска в честь её выпускника Героя Советского Союза Н.И.Ященко.

[561x700]
1920
Фридрих Вальтер (немецкое имя — Friedrich Walter; более известный как Фриц Вальтер, Fritz Walter)
немецкий футболист. Капитан сборной ФРГ на победном чемпионате мира 1954 года, когда в финале Германия сенсационно обыграла «Золотую команду» Венгрии. Фриц Вальтер родился в Кайзерслаутерне в 1920 году. Он имел двух сестер (Гизела и Соня) и двух братьев (Людвиг и Оттмар). Фриц уже в возрасте 8 лет поступил в детско-юношескую школу футбольной команды города. Оба его брата также играли в футбольной команде Кайзерслаутерна. В 1938 году, в 17 лет, он дебютировал за главную команду, а в 1940 году состоялся и его дебют за сборную страны, когда в матче против сборной Румынии он забил 3 мяча. В 1942 году он был призван в немецкую армию рядовым солдатом. Ближе к концу войны Вальтера перевели в концлагерь на территории Венгрии, где он в основном играл в футбол с венгерскими и словацкими охранниками. Об этом упоминается в книге советского писателя Вадима Бойко «…И если на Земле есть Ад…», который несколько раз встречался с ним в концлагере. От перевода в Сибирь, а, возможно, и от расстрела его спасли показания одного из венгров, который видел игру Вальтера за сборную Германии. Он сказал, что Фриц — не немец, а австриец, попавший под действие Аншлюса. После возвращения в Германию, Фриц Вальтер становится капитаном в сборной ФРГ и в своём родном клубе «Кайзерслаутерн», который Фриц вместе с партнёрами привёл к чемпионству в 1951 и 1953 годах. На чемпионат мира 1950 года сборная ФРГ не поехала, поскольку подпадала под действие международных санкций, а уже в 1954 году Западная Германия становится чемпионом мира по футболу. Явным фаворитом на том турнире была знаменитая «Золотая команда» Венгрии, общепризнанно сильнейшая сборная мира на тот момент. Единственной командой, которая могла бы оказать сопротивление мадьярам, признавался действующий чемпион мира, Уругвай. Но после того, как венгры обыграли в трудном полуфинальном матче Уругвай, финальную игру против ФРГ многие расценили как формальность. Тем более, что на предварительной стадии Венгрия легко разгромила этого же соперника. Но в результате чемпионом мира стала сборная ФРГ, лидером и капитаном которой был именно Фриц Вальтер. Существует несколько объяснений причин поражения Венгрии. Это и травма их лидера, Ференца Пушкаша, от которой он не до конца оправился, выйдя в финальном матче в стартовом составе. Во-вторых, матч проходил в сырую погоду, а в Германии до сих пор такие условия применительно к футбольным матчам называют «погодой Фрица Вальтера». Дело в том, что из советских лагерей капитан сборной вернулся больным малярией и чаще всего показывал свою лучшую игру, когда не было яркого солнца, а ещё лучше — в дождливую, сырую, прохладную погоду. Но главное, в чём сходятся все специалисты — это сила спортивного духа германских футболистов, которые продолжали бороться даже при счёте 0:2 не в их пользу. В результате, матч был выигран 3:2, и это в какой-то мере способствовало объединению униженной и разрушенной страны, осознающей ошибки прошлого и стремящейся побеждать теперь на мирной, например, спортивной, арене.
[546x700]
Вместе с Фрицем чемпионом мира в 1954 году стал и его младший брат Оттмар Вальтер, забивший на турнире 4 мяча. По иронии судьбы, в тот вечер Вальтер стал причастен к величайшему спортивному горю всей Венгрии за всю её историю. Однако, он не забывал про помощь солдата и, когда в 1956 году в Венгрии было подавлено восстание, он оказал многим венграм материальную помощь. Последним матчем для Фрица в составе сборной ФРГ стал поединок полуфинала чемпионата мира 1958 года против Швеции, в котором он получил тяжёлую травму. От неё он так до конца и не оправился и завершил карьеру футболиста год спустя, в возрасте 39 лет. За время игровой карьеры Фрица часто звали более богатые клубы Германии и зарубежных стран, но он не покидал родного города. Во многом этому способствовала жена Фрица, Италия Вальтер, итальянка по национальности. Она желала, чтобы муж больше времени уделял домашней обстановке, а переезды в другие города и страны могли бы помешать этому. У Фрица и Италии детей не было. В 1985 году домашний стадион «Кайзерслаутерна» «Бетценберг» был переименован в стадион имени Фрица Вальтера, в честь «Легенды Берна».
[700x664]
Памятник Фрицу Вальтеру возле его дома в предместье Кайзерслаутерна.
Фриц мечтал увидеть матч чемпионата мира в родном Кайзерслаутерне, ведь уже было известно, что ЧМ-2006 пройдёт в Германии, но этому помешала смерть спортсмена в Энкенбах-Альзенборне (Германия) 17 июня 2002 года. Впрочем, желание Фрица Вальтера сбылось и матч групповой стадии ЧМ-2006 между сборными Италии и США, прошедший в Кайзерслаутерне, начался с минуты молчания. В 2003 году, в опросе, приуроченном к 50-летию УЕФА, именно Вальтер занял первое место в Германии, опередив таких звёзд, как Франц Беккенбауэр и Герд Мюллер. Фриц Вальтер входит в клуб четырёх почётных капитанов сборной Германии, вместе с Уве Зеелером, Беккенбауэром и Лотаром Маттеусом. Достижения: Чемпион мира: 1954; Чемпион ФРГ (2): 1951, 1953; Лучший игрок от Германии в списке УЕФА за 50 лет; Лучший бомбардир в истории «Кайзерслаутерна»: 414 голов

[466x699]
1920
Яков Ильич Верников
штурман 147-го гвардейского истребительного авиационного полка (Прибалтийский фронт), гвардии капитан. Родился в городе Спас-Деменск Калужской области. Еврей. С 1921 жил в Смоленске. Окончил 10 классов школы. Занимался авиамодельным и планерным спортом в Смоленском аэроклубе. В 1938 году окончил самолётное отделение Смоленского аэроклуба и был оставлен в нём лётчиком-инструктором. В армии с октября 1938 года. В мае 1940 года окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. После её окончания служил в строевых частях ВВС (истребительная авиация) в Белоруссии. С июля 1941 года Я.И.Верников участвовал в Великой Отечественной войне в составе 234-го истребительного авиационного полка, который входил в состав Западного фронта ПВО. В этом полку Яков Ильич прошёл должности лётчика, заместителя командира авиаэскадрильи, командира авиаэскадрильи. С апреля 1944 года – штурман 147-го гвардейского истребительного авиационного полка (Прибалтийский фронт). Войну закончил помощником командира полка по воздушно-стрелковой службе. За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии капитану Якову Ильичу Верникову 18 ноября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5294). Всего за время войны совершил 424 боевых вылета, провёл 68 воздушных боёв, в которых сбил лично 16 самолётов противника и 1 в паре с ведомым. С февраля 1946 года – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию (Монино).
[700x410]
Верников - справа, Антонов – слева.
С июля 1966 по 1975 годы – старший лётчик-испытатель ОКБ С.В.Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания пассажирского самолёта «Ил-62М». Участвовал в испытаниях самолётов «Ил-18», «Ил-38», «Ил-62», «Ил-76». В 1972 году провёл испытания системы дозаправки в воздухе самолёта «Ил-38» (в том числе – ночью). В 1975 году установил 4 мировых авиационных рекорда грузоподъёмности на самолёте «Ил-76». С декабря 1975 года генерал-майор авиации Я.И.Верников – в запасе. За время лётной работы он освоил около 140 типов самолётов и планеров. С июня 1976 года работал в ОКБ А.С.Яковлева, вначале – заместителем начальника лётно-испытательного комплекса, а в 1979-1985 годах – исполняющим обязанности начальника лётно-испытательного комплекса. С августа 1985 года – ведущий инженер по лётным испытаниям. В июне 1988 года Я.И.Верников ушёл на пенсию. Жил в городе Жуковский Московской области, в последние годы жизни - в Москве. Умер 30 сентября 1993 года. Согласно его завещанию, был похоронен в Жуковском на Быковском кладбище.
[523x698]
На родине, в городе Спас-Деменск Калужской области, в Аллее Славы установлен обелиск. Генерал-майор авиации (1971). Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1960), заслуженный мастер спорта СССР (1975). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды и 13 медалями.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 31 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»