• Авторизация


31 октября родились... 31-10-2025 04:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


00Шульга_Иван_Николаевич (505x700, 48Kb)
1889
Иван Николаевич Шульга (украинское имя — Ιван Миколайович Шульга)
российский и советский художник (украинского происхождения), педагог, мастер живописи и графики (тематической картины, портрета, пейзажей, бытовых и исторических сцен, натюрмортов), представитель реализма и социалистического реализма. Работал также в газетно-журнальной графике, создавал художественные почтовые открытки, стенки для календарей, панно, политические плакаты, иллюстрировал книги. Внёс большой вклад в развитие украинского национального изобразительного искусства. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (с 1946 г.). Почётный гражданин города Скадовска (посмертно). Член КП(б)У с 1948 года. Входит в «Единый художественный рейтинг 10000 лучших художников мира (XVIII—XXI вв.)» и в список 100 наиболее выдающихся художников Украины. Иван Николаевич Шульга родился в семье крестьянина Николая Шульги, предки которого были переселены в 1833 г. помещиком — генерал-лейтенантом Потье Карлом Ивановичем) из Лукояновского уезда Нижегородской губернии в (основанное им в 1833 г.) село Михайловка, расположенное в 30 км от Скадовска (и в 50-ти км от уездного города Алешки) в то время — Краснянская волость, Днепровский уезд, Таврическая губерния Российской империи, ныне — Скадовский район, Херсонская область Украины. Вскоре вместе с родителями переехал в морскую пристань — Скадовск на берегу Джарылгачского залива Чёрного моря. Из глухого посёлка к 1899 г. Скадовск быстро превратился в небольшой портовый город и морской курорт. В Скадовске c 1901 г. учился и в 1905 г. окончил народную школу (Земское двухкомплектное 4-х классное училище на 97 мест). Уже в детские годы проявил способности к рисованию. Любил копировать иллюстрации к повестям Н.В.Гоголя. А в юношеском возрасте, ещё учась в школе, во время летних каникул, расписал цветами металлические подносы в местном трактире. Получилось красиво и необычно. В 1905 году художник Н.Б.Скадовский (брат основателя Скадовска, потомственного дворянина-землевладельца, польского происхождения, Действительного Статского Советника с 1904 г., Камергера Двора Его Императорского Величества с 1902 г., члена Государственного Совета 1906—1912 гг. — Сергея Балтазаровича Скадовского) обратил внимание на талантливого юношу и организовал сбор средств среди представителей местной интеллигенции для обеспечения финансирования его учёбы в Одессе. Для этого был устроен благотворительный концерт в его пользу. И на собранные деньги (300 рублей) в 1905 г. шестнадцатилетний Иван Шульга уехал в Одессу, где после подготовки в феврале 1906 года поступил в Художественное училище Одесского Общества Изящных Искусств (ныне Одесское театрально-художественное училище) на художественно-живописное отделение. В Художественном училище его учителями были известные художники-реалисты: К.К.Костанди — российский художник-передвижник, живописец, Г.А.Ладыженский — русский художник, живописец-пейзажист, Д.К.Крайнев — русский художник, живописец. Страстное желание учиться живописи, настойчивый характер помогли проявить себя. Художественно-педагогический совет училища неоднократно отмечал конкурсные эскизы Ивана Шульги наградами и денежными премиями. В 1911 г. отлично окончив училище, И.Шульга был рекомендован для поступления в Императорскую Академию художеств на живописное отделение без сдачи вступительных экзаменов.
[700x427]
Императорская Академия художеств (1903).
С 1911 г. учился, и в 1917 г. окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (ныне — Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина). Академическими учителями его вначале, в натурном классе училища были : И.И.Творожников — известный русский живописец-жанрист; Я.Ф.Ционглинский (польское имя — Jan Ciaglinski) — российский художник, живописец,импрессионист. А завершил образование в мастерской исторической живописи у известного живописца и портретиста В.Е.Савинского. Во время учёбы в Академии Иван Шульга не только обогатился знаниями профессиональных основ живописи и рисунка, но и работал над сложными многофигурными композициями, среди которых — «Проводы рекрутов» (1911 г.), «Смерть Тараса Бульбы» (1916 г.), «Поход запорожцев» (1915—1917 гг.), «Тревожная ночь беженцев» (1915 г.). Уже эти академические работы выявляют интерес художника к героико-драматическим темам. Они отличались серьёзностью замыслов и жизненной важностью. Не случайно художник получал от Совета Академии благодарности и награды, а последние три года — стипендию. Наряду с этим он много пишет с натуры, особенно во время летних каникул, стремясь отразить наиболее характерное и неповторимое. В знак благодарности пишет портрет своего мецената — С.Б.Скадовского. В своих академических работах он проявил себя как наблюдательный, пытливый художник, тонкий колорист. Будучи студентом, с 1913 г. участвовал в Отчётных выставках Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств и в Весенних выставках в залах Академии художеств. В стенах Академии Шульга продолжил дружбу со своим земляком А.А.Шовкуненко, первое знакомство с которым произошло ещё в Одесском училище. Оба они завершали образование в Академии художеств по мастерской В.Е.Савинского. Эта дружба и творческое соперничество сохранились и в последующие годы. В бурные годы социальных потрясений, Иван Шульга оказался в вихре революционных событий. В дни Февральской революции, художник вместе со студентами и рабочими Васильевского острова вылавливал и разоружал полицейских. В стенах Академии расписал революционное знамя для рабочих Трубного завода («Санкт-Петербургское общество меднопрокатного и трубного завода бывш. Розенкранц»). С оркестром несли его из Академии на завод и установили возле него почётный караул. В 1917 г. получив диплом об окончании Императорской Академии художеств, и звание художника по живописи исторической и портретной с правом преподавания в учебных заведениях, Иван Шульга возвращается из Петрограда на родину в Скадовск. В сложное для страны время молодой художник ищет свой путь в искусстве. Полученное прекрасное академическое образование и собственные творческие устремления определяют тематику его работ и форму живописного воплощения. Он тяготеет к портрету и бытовому жанру. С первых же шагов своей творческой деятельности Шульга заявил о себе как о талантливом мастере портрета и пейзажа. Впитав за время учёбы лучшее из реалистического наследия передвижников, он остаётся верен этим традициям. Отсюда повествовательность большинства его произведений, верность натуре, стремление во всех деталях раскрыть как можно полнее характер персонажей и сюжет. Из работ, созданных Шульгой в эти годы наиболее значительными являются портреты, в которых он был выдающимся мастером, такие как «Цыганка» (1916 г.), «Портрет отца» (1916 г.). Особенного внимания заслуживает «Портрет девушки» (1917 г.) — это одухотворённый, проникнутый ощущением всепобеждающей юности образ. Нежные блики пробегают по лицу модели, угасая в складках платья. Зелёное пятно головной косынки создаёт настроение праздничности и утренней свежести. (В 1986 году издательством «Мистецтво» издана почтовая открытка по этой работе.) Очень интересны этюды этих лет. Поражает умение художника в небольших по размерам работах в достаточно лаконичной форме и свободной живописной манере убедительно передать ощущение времени (эпохи с присущими ей бытовыми особенностями, своеобразием персонажей), раскрыть сюжет («Нежинские торговки» 1917 г. — завьюжило, запуржило, замело снегом, подхватило подолы тёплых салопов, но не страшен мороз и ветер торговкам из Нежина, только уселись покрепче, да запахнулись плотнее — любая непогода им не страшна; «Пастушки» 1917 г.; «Подворье родителей художника в Скадовске» 1918 г.; портретный этюд «Девушка в белом», 1918 г.). Художник проявил себя в них как подлинный мастер этюда. В 1918 году перебирается в Херсон. Здесь, в январе 1919 года он оказался свидетелем жестокой греко-французской оккупации города и своё впечатление от увиденного гневно отобразил на полотне «Сожжение заложников» (1919 г.). В марте 1919 года, столкнувшись с 6-й украинской советской дивизией Григорьева греко-французские войска (Антанта) оставили Херсон. В это время художник расписывает боевые знамёна для частей Красной Армии, которые дислоцировались тогда в Херсоне, пишет портрет В.И.Ленина. И.Н.Шульга одним из первых принял участие в освоении нового явления в советском искусстве (не имевшем ещё традиций) — в праздничном оформлении городов. В число праздников входили годовщины Октябрьской революции, 1 мая и др. советские праздники. К праздникам создавались монументальные панно, которые характеризовались монументально-агитационным пафосом. К 1 мая 1919 года художник написал четыре больших живописных панно: «Восстал пролетарий — рухнули троны», «Союз Красной Армии, рабочих и крестьян», «Победа революции», «Рабочий и крестьянин куют своё счастье». Этими панно была украшена площадь, где состоялась демонстрация. Много работает в жанре политического плаката. В августе 1919 года Херсон оказался под властью войск Деникина. В октябре 1919 года художник по просьбе Херсонского Общества «Просвіта» заново оформил декорации в открывшемся после ремонта здании Украинского национального театра имени Т.Шевченко (до 1917 г. здание Городской Аудитории [Народного дома]). В апреле 1920 года под ударами Красной Армии Уборевича деникинцы окончательно покинули город. С 1920 года в Херсоне преподавал рисование в Херсонской учительской семинарии (ныне Херсонский государственный университет). Херсонский художник Г.В.Курнаков (ему И.Шульга в 1922 году передал свою должность в учительской семинарии) в своих воспоминаниях отмечал, что Шульга был скромным, выдержанным и серьёзным человеком. Жил он на ул. Военный проезд. Его квартира до предела была заполнена картинами, эскизами, книгами по искусству. Часто приходили туда способные ученики, и художник дополнительно проводил с ними занятия. В тяжёлые годы разрухи и голода мастеру приходилось выезжать в сёла, и там он писал портреты крестьян, пейзажи в обмен на продукты. Красота родного края вдохновляла на творчество молодого живописца ставшего со временем признанным мастером кисти. В разные годы художник посвятил Херсонщине много талантливых произведений: «В Аскании-Нова. 1917», «На пароме, через Днепр», 1919 г., «Жертвы интервентов в Херсоне», «В селе Збурьевка на Херсонщине», «Возле пристани. Зима. Херсон», 1921 г., «В порту Скадовск», «Херсонщина», «Плоты на Днепре», «Херсонский элеватор» (в 1932 году он отобразил только что построенный Херсонский элеватор — первенец первой пятилетки в Херсонщине) и др. Не забывал мастер и родные места, память о Джарылгачском заливе запечетлена им в картинах «Отдых рыбаков. Скадовск», 1915 г.; «Рыбаки», 1926 г.;, «На побережье моря», «Яхты на причале. Скадовск», «Возле пирса. Скадовск.» — конец 1920-х гг.; «Рыбаки на берегу моря», 1932 г. С 1922 года жил и работал в Харькове (в 1919—1934 — столица Украинской ССР), преподавал живопись и рисунок в Харьковском государственном художественном институте. У него получили первые уроки художественной грамоты многие ученики, впоследствии ставшие известными художниками. Работал в редакциях харьковских газет и журналов. В 1925-34 годах рисунки И. Шульги печатались в первом украинском литературно-художественном иллюстрированном журнале иностранной литературы «Всесвіт» (русское название — Весь мир). С 1926 года — член Ассоциации художников Красной Украины (основана в 1925—1926 гг.). В 1930 г. перешёл из АХЧУ в Украинское Художественное (мистецьке) Объединение (УМО, действовало в 1929—1931 гг.), которое объединяло также вышедших из АХЧУ художников-реалистов старшего поколения (Ф.Кричевский, И.Ижакевич, К. Трохименко, Г.Светлицкий и др.) и претворяло в жизнь лозунг «Искусство в массы». С 1938 г. в Харьковском отделении Союзa советских художников Украины (основано 25 октября 1938). Во второй половине 1920-х и в 1930-е годы в полную силу раскрылось дарование И.Н.Шульги как художника-реалиста. Ещё в Академии художеств он выбрал самое сложное в искусстве направление — реализм и на всю жизнь остался верен избранному пути. Одним из первых украинских живописцев, став членом Ассоциации художников Красной Украины, И.Шульга начал разрабатывать тему индустриализации и коллективизации страны. 1920—1930-е годы отмечены частыми поездками по стране в поисках сюжетов. В 1927 г. участвовал во Всеукраинской художественной выставке «10 лет Октября». В 1930—1931-м ежегодно выезжал на Днепрострой. Посвятил цикл картин строительству первенца социалистических пятилеток: «На строительстве Днепрогэса» 1930 г., «На Днепрогэсе» 1930 г., «Бетонный завод на Днепрогэсе» 1931 г., «В шлюзе. На Днепргэсе им. Ленина» и др. Он создаёт серию индустриальных пейзажей и на долгое время основной темой его произведений становятся индустриальные и городские пейзажи — будни великих строек, жизнь Красной Армии, быт советских людей. Этой теме он посвятил кроме ряда картин («Деревня. Гуси» 1920—1924 гг., «В сельском клубе» 1929 г., «В сельстрое» 1929 г., «На колхозном поле» 1930 г., «Г.И.Петровский у колхозников» 1931 г., «На сооружении Дома Красной Армии. Харьков.» 1932 г. — разрушен в 1943 г. во время войны, «Азовсталь» 1936 г., «Мариупольский порт», «Бессемеровский цех завода им. Петровского в Днепропетровске» 1936 г., «Рыболовецкий колхоз» 1938 г.) много рисунков, которые печатались в газетах, журналах и издавались отдельно. Популярность Красной Армии, достигшая своего пика в 1930-е годы, нашла отражение в таких оптимистических произведениях, как «Дай, дивчина, воды напиться» 1932 г., «Сигнальщик» 1933 г., «После манёвров» 1930-е, «Танкист. Этюд» 1939 г. В творчестве Ивана Шульги видное место занимают работы для печати — газетно-журнальная графика и особое место специальные (авторские) рисунки для художественных почтовых открыток и календарных стенок. Из 15 художественных почтовых открыток разнообразных по тематике (с видами интерьеров зданий, городов, природными пейзажами, портретами, этнографических и жанровых) изданных по авторским рисункам художника в 1930-е годы в Харькове издательствами «Мистецтво» и «Союздрук» (Харьков), целая серия была посвящена архитектурным ансамблям Харькова ["Площадь Тевелева" 1930 г.; «Гостиница Красная» 1932 г. (до революции «Метрополь», разрушена во время войны); «Историко-краеведческий музей имени Г.С.Сковороды» 1932 г. (разрушен во время войны); «Почтамт» 1933 г.; «Вокзал Южной железной дороги» 1933 г. (разрушен во время войны в 1943 г.); «Госпром» 1933 г.]. В этих городских пейзажах узнаются приметы жизни Харькова времён 30-х годов. Точно и тонко отображая реальную действительность 30-х годов, они являются не только предметами искусства, но и художественными документами истории своего времени. Благодаря им сегодня можно представить облик ещё столичного и не разрушенного войной города Харькова. Художник до конца своих дней писал виды Харькова и его городские пейзажи. Кроме того, в этот период были изданы художественные почтовые открытки разнообразной тематики: «Работа ликбеза» (1930 г.), «На Днепрогэсе» (1930 г.), «Первая колхозная весна» (1930 г.), «Херсон. Элеватор» (1935 г.), «На Днепре под Киевом» и ещё 4 открытки по рисункам Шульги. А также календарные стенки: «Украинка. Стенка для календаря» (1928 г.), «С горки. Стенка для календаря» (1928 г.). В живописи конца 1920—30-х гг. большое место в творчестве Шульги заняла тематическая картина — историко-революционная и бытовая. На основе исторических фактов и собственных наблюдений художник создал такие картины, как «Ленский расстрел» (1926 г.), «Сорочинская трагедия» (1931 г.), «Трипольская трагедия» (1932 г.). В них мастером изображены мужественные простые люди в трагических обстоятельствах. Кроме этих работ художник создаёт в 1920—30-х годах такие картины, как «На ярмарке» 1926 г., «Проводы в Красную Армию» 1930 г., «Плоты на Днепре» 1931 г., «Рыболовецкая артель», «Немецкие оккупанты на Украине в 1918 г.» 1931—32 гг., «Херсонский элеватор» 1932 г., «Завод им. Петровского в Днепропетровске» 1936 г., «На базаре. Харьков» 1938 г. и др. На своих картинах он отображает жизнь советских людей прошедших через борьбу с царизмом и Гражданскую войну, которые становятся строителями нового общества, показывая их в обыденных жизненных обстоятельствах. Герои его произведений — люди самого разного социального положения, возраста, внешности, характера. Это рабочие и военные, сельские труженики и рыбаки. Все произведения отличаются прежде всего тематической насущностью. Важно так же, что это не модные в те годы этюды впечатлений и не конструирование абстрактных композиций, а профессионально грамотные и вместе с тем всем понятные тематические картины. Лучшие из них привлекают своей без претенциозностью. Все они запечатлели время, которое автор очень хорошо ощущал. Перед войной И.Шульга написал многофигурную композицию «Братание (французских матросов с краснофлотцами в Севастополе в 1919 г.)» 1937—38 гг.. Сюжетом для своего полотна художник выбрал исторический факт — восстание моряков оккупационного военно-морского флота Франции (Антанта) в Севастополе в апреле 1919 г. Подняв на кораблях красные флаги и сойдя на набережную Севастополя, французские матросы начали брататься с севастопольцами. Это событие вынудило организаторов интервенции немедленно вывести корабли из акватории Чёрного моря. Интервенты потерпели крах. Из произведений предвоенного периода следует упомянуть несложные, проникнутые глубоко человечным чувством композиции «Встреча молодого Т.Шевченко и художника И.М.Сошенко» (1938 г.) и «Т.Г.Шевченко на пароходе возвращается из ссылки» (1939 г.), а также историко-революционную композицию, посвящённую В.И.Ленину «Выступление В.И.Ленина (в июльские дни 1917 года)» В 1937—1938 гг. участвовал в юбилейной художественной выставке (1917—1937) — «Цветущая Украина» в Киеве, Харькове, Москве, Одессе, а также в 1939 г. во Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма» в Москве.
[530x700]
Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского.
Западная Украина (Восточная Галиция и Западная Волынь), после проведения формального референдума, 28 сентября 1939 года была включена в состав Украинской ССР. В эти предвоенные для СССР годы (1939—1940 гг.) художник ездил по Западной Украине для сбора материалов для картин. Поездка в Западную Украину открыла новый этап в творчестве И.Н.Шульги. Красота природы и жизнь самобытного народа вдохновили его на создание серии работ о жизни, быте, этнографии, и природе во вновь воссоединёном регионе Украины: «Пацификация Западной Украины.» Эскиз. 1939 г.; «Встреча первого советского танка в Прикарпатье.» Этюд. 1939 г.; «В Карпатах» 1940 г.; «Гуцульские ворота.»; «Этюд гуцула и гуцулки» 1940 г.; «На Станиславщине.» 1940 г.; «Во Львове»; «Львовский Базар» 1940 г.; «Возле памятника Мицкевичу во Львове» 1940 г. С первых дней войны участвовал в работе по выпуску «агитокон» еженедельно выпускавшихся Домом Красной Армии в Харькове. В августе 1941 года, незадолго до гитлеровской оккупации города, художник принял участие в художественной выставке «Героическое прошлое народов СССР». (Оборонная выставка, открыта в галерее Т.Г.Шевченко). В годы войны Иван Николаевич вынужден покинуть Харьков, он эвакуируется в Уфу. Основная тема его творчества во время войны — тема народа, вынесшего на своих плечах всю тяжесть защиты родной земли. В 1941—1943 гг. в Уфе (Башкирская АССР) в эвакуации находились Правительство, Академия наук, Союзы писателей, художников Украинской ССР. Как член Союза советских художников Украины, И.Н.Шульга эвакуируется в сентябре 1941 г. в Уфу. В Уфе с 1941 г. работал в должности научного сотрудника в институте общественных наук Академии Наук УССР, впоследствии в 1942 г. реорганизованном в институт народного творчества и искусства при Академии Наук УССР. Одновременно много творчески работал. Находясь в эвакуации художник кистью и карандашом боролся с врагом: «Рукопашный бой» (1942 г.), «Бой», «Разгром немцев. Эскиз», «Наши вернулись» (1942 г.). Глубоким страданием проникнуто произведение — «Дорогами войны» (1943 г.). В аквареле — «Бой красной конницы с немецкими фашистами» (1942 г.), художник описал подвиг конногвардейцев 1-го гвардейского кавалерийского корпуса им. Совнаркома УССР (конница усиленная танками), заставивших повернуть вражеские танки вспять в самый напряжённый период обороны Москвы, где военным комиссаром корпуса был член Военного Совета 69-й армии, 2-го Украинского фронта, генерал-лейтенант А.В.Щелаковский (работавший в послевоенное время военкомом Харьковской области), с которым художник был знаком с довоенных времён в Харькове. Тесные связи с жизнью Башкирской АССР, обусловили появление серии портретов, портретных этюдов и пейзажей. К этому времени и принадлежат очень интересные графические работы Шульги написанные с натуры: «О.В.Лепешинская. Балерина» 1941 г. (к 1941 году относится знакомство художника и Ольги Васильевны Лепешинской, переросшее затем в их многолетнюю дружбу); «Академик А.А.Богомолец» 1942; «Академик А.В.Палладин» 1943 г.; «Академик В. И. Заболотный» 1943 г. Наряду с портретами Шульга написал в это время ряд интересных пейзажей Уфы и реки Белой: «На околице. Уфа», «За Уфой», «В Уфе», «Вид на реку Белая. Уфа» 1942 г.. В 1942—1943 гг в Уфе издавались „Окна ТАСС“. Находясь в эвакуации в Уфе сотрудничал с „Окнами ТАСС“. В августе 1942 г. участвовал в Выставке произведений группы украинских художников (К сессии Академии Наук Украинской ССР) в Уфе, а в ноябре 1942 г. — феврале 1943 г. в Юбилейной выставке произведений украинских художников к 25-летию образования Украинской ССР в Уфе и Москве. Ещё в годы учёбы в Академии художеств художник обращается к славному историческому прошлому — «Поход запорожцев» (1915—1917 гг.), «Смерть Тараса Бульбы» (1916 г.). В самые трудные годы войны в Уфе он возвращается к этой теме. Вносит свой вклад в развитие исторического жанра в украинской советской живописи. Батальный жанр, историческая живопись занимают важное место в его творчестве военного периода. У него рождается замысел создания цикла больших исторических полотен. Историческая тема нашла своё воплощение в произведениях, посвящённых Национально-освободительной войне украинского народа — восстанию Хмельницкого и Переяславской Раде: «Вручение Богдану Хмельницкому грамоты от московских послов» (1943 г.); «Переяславская Рада» (1944 г.) — в картине показан старшинский совет запорожского казачества во главе с гетманом Войска Запорожского Б. Хмельницким, состоявшийся 6 января 1654 г. в Переяславе; «Казачья песня» (1945 г.). Эти живописные полотна побуждают размышлять о судьбах нации, о роли личности и народа в истории, о единении в годы страшных испытаний. В мае 1943 г. вместе с Академией Наук УССР и Харьковским отделением Союза художников, Шульга был переведен в Москву. Жил и работал в Москве, и в июле 1944 г. вернулся в освобождённый 23 августа 1943 г. от немцев Харьков.
[700x525]
Харьковский государственный художественный институт (1927—1963).
Где, уже в августе принял участие в выставке «Художники Украины — родному Харькову», посвящённой первой годовщине освобождения Харькова от немецких захватчиков. Продолжил преподавательскую деятельность в Харьковском государственном художественном институте. Наряду с произведениями общественно-политическими и историческими, в его творчестве появились и работы лирического звучания. Небольшая пастель «Перед домом» (1945 г.) — тому подтверждение. В ней передано неторопливое течение провинциальной жизни. Скромный малороссийский дом и уютный дворик, окутанный летним зноем, будто тают в полуденном мареве. Художник намеренно не использует ярких тонов, он предельно точен в создании образа украинского местечка, словно сошедшего со страниц повести Н.В.Гоголя. В ноябре 1945 г., И.Шульга участвует в VIII-ой республиканской художественной выставке Украинской ССР, которая подвела итоги развития украинского искусства в годы Великой Отечественной войны. Позднее творчество (1946—1955 гг.) В 1946 г. И.Н.Шульга удостоен почётного звания заслуженного деятеля искусств Украинской ССР. К числу значительных произведений послевоенного времени можно отнести полотна: «Портрет Народного артиста СССР И.А.Марьяненко» (1947 г.); «Портрет генерал-лейтенанта С.Р.Савченко» (1947 г.); «Братание». Повторение эскиза (1949 г.); «Победа! Парад на Красной площади» (1950 г.); «Тарас Бульба». Повторение академического эскиза (1951 г.); «Присяга Богдана Хмельницкого на верность братству» (1954 г.); «Дети вольных народов» (1955 г.); «Друзья». Портреты студентов стран народной демократии (1950—1956 гг.). В многофигурной композиции «Присяга Богдана Хмельницкого на верность братству» (1954 г.) — являющейся заключительной из цикла исторических полотен задуманных мастером ещё во время войны, изображены события в Переяславском Успенском соборе, где духовенство привело к присяге гетмана и старшину. После чего от лица царя Алексея Михайловича гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. В результате Переяславской Рады часть православного населения Украины (Левобережная Украина) входившая в Речь Посполитую избавилась от национального и религиозного угнетения со стороны шляхты и католического духовенства. В содержательных образах полотен «Вручение Б. Хмельницкому грамоты от московских послов», «Переяславская Рада», «Присяга Б.Хмельницкого на верность братству», «Казачья песня» — раскрыта ведущая, героико-патриотическая тема творчества художника 1940—1950-х годов. В стране, возрождающейся после разрухи и набирающей силы, яркое жизнеутверждающее искусство пейзажа и натюрморта приобрело особую выразительность. Детство и юность проведенные в Скадовске и Одессе у Чёрного моря навсегда остались в памяти художника. И поэтому морские пейзажи, корабли и парусники на море и рыбачьи лодки на песке, — постоянная тема в творчестве художника.
[700x364]
Вид на Ялту с моря.
Море в любую погоду, при луне («Луна над водой.», 1920-е), море освещённое солнцем («На берегу Чёрного моря „Купальщицы“.», 1930), море вечером («На побережье вечером», начало 1920-х). И на склоне лет он снова пишет море, лодки, закаты («Море. Этюд», 1947 г.; «Море. Прибой», 1949; «Коктебель. Уголок дома творчества писателей», 1954 г.; «На рейде. Одесса»; «На рейде. Ялта», 1955 г.). На протяжении всей жизни мастер писал натюрморты, сирень, пионы, полевые цветы, розы — это были его любимые модели («Увядшие цветы. Натюрморт» 1916 г.; «Полевые цветы и кобза. Натюрморт» 1925 г.; «Натюрморт» 1927 г.; «Букет роз на столе. Натюрморт» 1920-е.; «Праздничный день. Цветы» 1931 г.; «Ваза с цветами» 1935 г.; «Цветочный базар» 1939 г.; «Натюрморт с пионами» 1940 г.; «Сирень в кувшине» 1940-е; «Розы» 1947 г.). В натюрмортах художник изображал предметы, неотделимые от жизни, украшающие её: садовые и полевые цветы, изящные вазы, книги, музыкальные инструменты. Он создавал полную гармонию цветов на своих полотнах. В последние годы жизни И.Н.Шульга много и плодотворно работает, отдавая предпочтение камерным сюжетам. Пишет интерьерные композиции («жанр в комнатах» — русское название подразделения бытового жанра, а именно изображение интерьера): «В прихожей (художника). Интерьер», 1949 г.; «Кабинет (художника). Интерьер»; «Интерьер»; «Этюд в интерьере» — 1950-е гг. Вновь обращается к жанру натюрморта («Цветы у окна», 1950-е.), («Натюрморт.», 1950-е), («Цветы. Натюрморт», 1955 г.). В 1950-е годы художник будто заново пересмотрел своё отношение к жизни, искусству. Его новые работы всё чаще приобретают камерный характер. Красота и радость бытия передаётся мастером через букет цветов в вазе («Розы», 1947 г.; «Сирень в кувшине»), уголок осеннего парка («В парке. Осень.») и зимний сад («В саду. Зимой» 1950 г.) или маленькую сельскую церквушку («Старинная церковь» 1950-е). Художнику интересны различные состояния природы. Средствами пейзажа он выражает целый набор чувств: радость, грусть, одиночество, тревогу, смятение, надежду. Пишет портреты: («Портрет девушки» 1951 г.), («Портрет жены», 1951 г.), («Автопортрет.», 1955 г.). Кроме непосредственной творческой деятельности Шульга много времени отдаёт педагогической работе. Он продолжает преподавать в Харьковском государственном художественном институте. У него учились сотни художников и среди них немало известных мастеров кисти. Находит время для общественной деятельности. Его избирают депутатом Кагановичского (ныне Киевского) районного Совета города Харькова. К сожалению не все замыслы мастера воплотились в жизнь, и не все его живописные возможности осуществились, но вместе с тем без его произведений трудно представить украинское искусство 1920—1950-х годов. Иван Шульга был не только одним из зачинателей украинского советского изобразительного искусства, но и многое сделал для его становления. Он обладал особенным художественным дарованием позволявшим ему жёсткие рамки соцреализма наполнять жизненным, оптимистическим содержанием. Жизнь и творчество его оборвались внезапно. Умер художник в Киеве от воспаления лёгких 23 апреля 1956 года, где как делегат участвовал в работе II-го съезда Художников Украинской ССР. Похоронен в Харькове на городском кладбище № 2, квартал № 5А, ряд № 2, улица Пушкинская (напротив Молодёжного парка). Творческое наследие мэтра украинской живописи Ивана Николаевича Шульги — это продолжение лучших реалистических традиций художников-передвижников. С 1927 г. он был участником многочисленных региональных, всеукраинских, республиканских, всесоюзных, международных и зарубежных (по форме: постоянных, передвижных, групповых, персональных, отчётных и юбилейных) художественных выставок. С 1926 г. член Ассоциации художников Красной Украины (АХЧУ), с 1930—1931 гг. член Украинского Художественного Объединения (УМО). С 1938 г. член Союза советских художников Украины. В 1920—1922 гг. преподавал в Херсонской учительской семинарии, а с 1922—1956 гг. в Харьковском художественном институте. Иван Шульга имел многосторонний талант и работал в разных жанрах. Писал портреты, жанровые картины, пейзажи (морские пейзажи, ландшафтные, архитектурные, индустриальные), в жанре ню, историческом жанре, натюрморты, панно, рисунки для художественных почтовых открыток, политические плакаты, иллюстрировал журналы и книги, оформлял театральные декорации. Работал в технике акварели (был большим мастером акварельной живописи), рисунка карандашом, гуашью, тушью и сангиной, пастели, масляной и темперной живописи. У Ивана Николаевича огромное творческое наследие, его имя хорошо известно ценителям живописи. Его замечательные работы издавались массовыми тиражами и висели на стенах в десятках тысяч домов. Лучшие его произведения кажутся художественными документами недавнего прошлого и первых десятилетий социалистических преобразований. Конечно значение творчества профессионального художника Ивана Шульги не только в документальной достоверности его композиций.
[636x700]
Харьковский художественный музей.
Оставаясь один на один с природой, он всеми фибрами своей души понимал, ощущал её жизнь и умел выявить всё это в единственно возможном сплаве красок. Так появились прекрасные этюды мастера конца 1910-х, 1920—30-х годов — «Подворье родителей художника в Скадовске», «Гостиная. Интерьер», «На пароме через Днепр», «Вечереет», «Возле пристани», «Лодки на воде», «Яхты на причале. Скадовск», «Морской пейзаж» и другие. Талантливый портретист — он создал целую галерею портретов не только известных государственных деятелей, деятелей науки, культуры и искусства, но и простых людей. Он был одним из первых создателей произведений живописи и графики отражающих советскую тему, и принадлежал к художникам старшего поколения (А.А.Шовкуненко, П.Г.Волокидин, К.Д.Трохименко), воспитанникам русской (до революционной) художественной школы, которые получили хорошее академическое образование (в Императорской Академии художеств), внесли большой вклад в развитие украинского национального изобразительного искусства и вынесли на своих плечах важнейшее дело воспитания молодого поколения украинских художников. За многолетний плодотворный труд и за большой вклад в развитие украинского советского изобразительного искусства Ивану Николаевичу Шульге в 1946 г. было присвоено почётное звание — заслуженный деятель искусств Украинской ССР. В 1961 г. в Харьковском государственном музее изобразительного искусства состоялась персональная выставка произведений художника. В 1989 г. в Харьковском художественном музее состоялась персональная выставка произведений художника из фондов музея, а также из частной коллекции, принадлежащей внуку И.Н.Шульги. Работы хранятся в собраниях: Государственный центральный музей современной истории России (Москва); Государственный исторический музей (Москва); Картинная галерея г. Красноармейска Московской области; Национальный художественный музей Украины (Киев); Национальный музей Тараса Шевченко (Киев); Полтавский музей-усадьба В.Г.Короленко; Харьковский художественный музей; Херсонский художественный музей; Скадовский народный краеведческий музей; Луганский областной художественный музей; Галерея АртСвит (Днепропетровск); Во многих других музеях Украины и России; В частных коллекциях собирателей живописи на Украине, в России, а также в странах дальнего зарубежья. На родине художника в Скадовске, решением городского совета, И.Н.Шульге было присвоено звание «Почётный гражданин города Скадовска» (посмертно). В 1957 году в Харькове на 2—ом городском кладбище (улица Пушкинская, напротив Молодёжного парка) .Н.Шульге был установлен памятник (бронзовый бюст на прямоугольном постаменте из серого гранита). В Харькове состоялись персональные выставки произведений художника (в Харьковском художественном музее, ул. Совнаркомовская, 9/11): В 1961 г. — «Посмертная выставка произведений художника» (проходила в сентябре—декабре). К открытию выставки были отпечатаны: Приглашения на открытие выставк; Иллюстрированный чёрно-белый каталог (укр. яз.) работ автора содержащий биографические данные мастера и описание творчества. В 1989 г. — «К 100—летию со дня рождения художника» (проходила в ноябре 1989 — январе 1990). К этой дате были сделаны: Приглашения на открытие выставки; Иллюстрированный цветной каталог работ автора содержащий биографические данные мастера и описание творчества. Мемориальные цветные плакаты, развешенные на трамвайных и троллейбусных остановках города Харькова. В Харькове, в конце мая 2011 г. бронзовый бюст И.Н.Шульги, установленный на 2-м городском кладбище был сорван с постамента и похищен неизвестными вандалами-мародёрами. Литература: Владич Л.В., Портнов Г.С. Изобразительное искусство Украинской ССР — Москва.: Советский художник. — 1957. Страницы 8—9; Е.М.Белоусова, М.Л.Каган, М.П.Кулик, Д.С.Самойлова, Т.Е.Сколибог. «Херсон. Путеводитель» — Симферополь. Издательство «Таврия» — 1977. Страница 65; Изобразительное искусство Харькова /Авторы-составители Барышников Р.В., Корольков Б.П. и др./. — Москва: Советский художник. — 1978; История Украинской ССР. Краткий очерк— Киев: Академия Наук Украинской ССР, «Наукова думка», 1982. — Страницы 243; 337; Украинское советское искусство. 1941—1960 гг. под редакцией Юхимца Г.М. — Киев. 1983; Володимир Тимошенко. «Скадовськ. Сторінкі історії. 1894—1994.». — ХМД, 1993. — 63р. — 25000 прим; Від червоного до жовтоблакитного + помаранчеве. Березницька Л. І. — автор проекту та головний редактор — Киев: «Оранта». 2004—2005. — 668 страниц. Страницы 133, 647, 657. — ISBN 966-8754-06-9. Олег Лиховид. «Скадовськ та скадовчани». — Скадовськ: АС, 2005. — 317р.

[700x466]
1890
Жозеф Жан Камиль Перес (французское имя — Joseph Jean Camille Pérès)
французский математик и механик, член Парижской Академии Наук (с 1942 г.). Родился в Клермон-Ферране. Окончил Высшую нормальную школу в Париже (1911). С 1919 г. преподавал в Страсбургском университете, в 1921-1932 гг. — профессор Марсельского, с 1932 г. — Парижского факультетов наук, с 1946 г. — один из директоров Национального центра научных исследований. Основные работы посвящены функциональному анализу, общей механике, гидромеханике. Развил теорию интегральных уравнений Вольтера, разработал теорию символического исчисления, более общую, чем операционное исчисление Хевисайда. Внес существенный вклад в динамику вязкой жидкости.
[700x645]
Работал в области истории науки. Член Национальной академии деи Линчеи, Национальной Академии Наук США, Международной академии истории наук. Умер в Париже 12 февраля 1962 года. Источники: А.Н.Боголюбов. Математики Механики. - Киев, Наукова думка, 1983.

[471x700]
1890
Максим Густавович Тракман (эстонское имя — Max-Alfred Trakmann)
эстонский большевик, сподвижник Р.И.Эйхе, заведующий Западно-Сибирским краевым отделом здравоохранения (1928—1937). Макс-Альфред Тракман родился в деревне Пирцу, волость Амбла, Вейсенштейнский уезд, Эстляндская губерния, в крестьянской семье. В 1910 году окончил Александровскую гимназию в Ревеле. В 1910—1916 гг. обучался на медицинском факультете Московского университета, по окончании которого работал врачом в волостях Мярьямаа и Кулламаа Эстляндской губернии. Специальность — акушер-гинеколог. В 1917 году мобилизован в царскую армию, в которой выделялся своими левыми настроениями. Во время Февральской революции избран в солдатский комитет. Энергичная деятельность М.Г.Тракмана в Исполнительном комитете Совета солдатских депутатов 12-й армии Северного фронта (Искосол) не осталась без внимания. В конце мая 1918 года заведующий Оперативного отдела (Оперод) Наркомата по военным делам РСФСР С.И.Аралов поручил двадцатисемилетнему Тракману организовать военное контрразведывательное отделение. В начале июня отделение, получившее название Военный контроль, начало функционировать. Костяк его составили коммунисты, соратники Тракмана по Искосолу. С октября 1918 по январь 1919 — военком 6-й стрелковой дивизии 7-й армии и член Совета комиссаров Эстляндской трудовой коммуны, ноябре 1918 года начальник 1-го отдела (отдела военного контроля) Регистрационного управления Полевого штаба РВСР.
[700x535]
Выборный командный состав управления 12-й армии.
С декабря 1918 года отпущен для руководства эстонским движением. По окончании Гражданской войны секретарь Сибкрайкома ВКП(б), затем заместитель заведующего Сибкрайздравом. В 1928 году сменил М.И.Баранова на должности заведующего Сибирским краевым отделом здравоохранения. Помимо руководящей работы в Сибкрайздраве, с 1 сентября 1928 года по 1932 год занимал должность директора Томского ГИДУВа (с 1931 года — Новосибирский, ныне — Новокузнецкий институт усовершенствования врачей), заведовал кафедрой социальной гигиены и общественного здоровья Новосибирского медицинского института. Арестован 14 августа 1937 года по обвинению в причастности к контрреволюционной диверсионно-вредительской организации по статье 58-1а-8-9-11 УК РСФСР. «Вслед за уничтожением Зиновьева, Каменева, Бухарина, Рыкова и других очередь дошла и до сообщников. Нашли очаг правобухаринского заговора и в среде партийного и советского начальства в Новосибирске. Заведующий крайздравом Тракман, который так весело за ужином распевал «Моряк был с крейсера „Аврора“, он был без страха и позора» и потом играл в преферанс с профессорами, вдруг был арестован. Одновременно арестовали председателя крайисполкома Грядинского и некоторых других видных местных советских работников. Нам сказали, что они предатели.» — А.Л.Мясников, Е.И.Чазов. «Я лечил Сталина». - Москва: Эксмо, 2011 г. ISBN 978-5-699-48731-8. Приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР 27 октября 1937 года к высшей мере наказания, в этот же день расстрелян в Новосибирске. Реабилитирован 3 октября 1957 года. Тракман, Гуго Густавович (1900—после 1940) — брат. Военинженер 3 ранга, помощник начальника мобилизационного отдела Управления Восточно-Сибирской железной дороги. Тракман, Карл Густавович (1887—1938) — брат. Советский военный деятель, интендант 1 ранга (1936).

1891
Мирхайдар Мустафович Файзи (псевдоним; настоящая фамилия – Файзуллин)
татарский советский драматург. Один из зачинателей татарской советской литературы. Родился в деревне Кукшелово, ныне Оренбургской области. Учился в медресе. В 1918–1926 вел культурно-просветительскую работу в татарской и башкирской деревне. Писать начал в 1905. Первый сборник "Мои стихи" опубликовал в 1912. Комедии "Два Хасана" (1909), "Молодежь не даст обмануть себя" (1911, поставлен в 1913); социально-критические пьесы "Жалкая" (1913), "На реке Урал" (1917–1918, опубликована в 1919), "Белый колпак" (1922–1923) и др. Особое влияние на развитие татарской драматургии оказала реалистическая драма "Галиябану" (1916, постановка, 1917, опубликована в 1922, русский перевод, 1958) о дореволюционной татарской деревне. Пьеса "Красная звезда" (1921–1923) – о рождении новых человеческих отношений в советское время. Файзи изучал и собирал фольклор, составил сборник народных песен. Умер в городе Баймак Башкирской АССР 9 июля 1928 года. Сочинения: Сайланма эсарлэр, т 1–2, Казан, 1957; Галиябану. Пьесалар, Казан, 1962; в русском переводе – Драмы, Москва, 1961. Литература: История татарской советской литературы, Москва, 1965; Нуруллин И., ХХ йез башы татар адэбияты, Казан, 1966.

[544x700]
1891
Герман Хогланд (нидерландское имя — Herman Hoogland)
чемпион мира по международным шашкам с 1912 по 1925 год. Родился в Утрехте. Первый обладатель мирового титула из Нидерландов. Чемпион Нидерландов (1913). Гроссмейстер Голландии по шашкам. Умер в Утрехте 25 ноября 1955 года.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 31 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»