[556x699]
1821
Карел Гавличек Боровский (псевдоним - Гавел Боровский; чешское имя — Karel Havlíček Borovský)
чешский политический деятель, поэт, публицист; один из основоположников чешской журналистики, сатиры и литературной критики. Родился в местечке Боров близ современного чешского города Гавличкув-Брод, в семье торговца. Окончив гимназию в Немецком Броде (ныне Гавличкув-Брод), учился в Карловом университете в Праге (1838—1840), затем в духовной семинарии, из которой был исключён за свободомыслие (1841). Изучение языков, литературы и истории славянских народов сблизило с филолгом, поэтом и переводчиком Й.Юнгманом и филолгом и поэтом П.Шафариком. По рекомендации Шафарика нашёл место домашнего учителя в Москве, где прожил в 1843—1844 годах. Русские славянофилы развеяли все иллюзии, с которыми Гавличек, под впечатлением учения Коллара, приехал в Россию. Беззаконие, бескультурие, эгоизм и безнравственность русской аристократии, убогость и отсталость русских деревень - такой увидел в середине 19 века Россию чех Гавличек, будущий писатель и политик, и с тех пор - убежденный противник русизма. «Русские называют все русское славянским, чтобы потом назвать все славянское русским», - так в 1844 году великий чешский писатель Карел Гавличек предупреждал соотечественников об опасности невежественного восхищения Россией. По возвращении в Богемию (Чехия) занялся публицистикой. При содействии Ф.Палацкого стал редактором чешской газеты «Пражске новини» (Pražské noviny; 1846—1848) и литературного приложения к ней журнала «Ческа вчела» (Česka včela). В этих изданиях опубликовал ряд статей, в которых сформулировал идею Австрославизма. Выступал также со статьями в защиту освободительной борьбы ирландского народа. С началом революции 1848 года оставил «Пражске новини» и основал политическую газету «Народни новини» (Národní noviny), которая стала влиятельным и популярным органом чешских либералов. В 1848 был избран в чешский сейм и австрийский парламент. Был одним из организаторов всеславянского съезда в Праге, выезжал в Польшу и Хорватию для того, чтобы привлечь польских и хорватских литераторов к участию в съезде. Выступал против установившегося в стране реакционного режима и в апреле 1849 был предан суду. После запрета газеты «Народни новини» и её сатирического приложения «Шотек» (Šotek; январь 1850) до 1851 года издавал в Кутна-Горе газету «Слован» (Slovan). В 1851 издал памфлетно-полемические книги «Дух народной газеты» и «Кутногорские письма» (Epištoly kutnohorské). В том же году, вопреки тому, что выиграл судебный процесс, в котором ему вменялось в вину содержание статей, был тайно выслан в Бриксен (Тироль, ныне Брессаноне в Италии). В Прагу больному Гавличку было разрешено вернуться в связи с тяжёлой болезнью жены лишь в апреле 1855, незадолго до смерти (и к его возвращению жена скончалась). Умер в Праге 29 июля 1856 года. В последний путь его провожало около пяти тысяч. Произведения Гавличка распространялись большей частью в списках. Написал около 78 эпиграмм. Переводил «Мёртвые души» и «Вия» Н.В.Гоголя, «Казачью колыбельную песню» М.Ю.Лермонтова. Основные произведения: «Кутногорские письма» (Epištoly kutnohorské); «Тирольские элегии» (Tyrolské elegie, поэма; 1852, опубликована в 1861); «Крещение святого Владимира» (Křest svatého Vladimíra, 1848—1854, опубликована полностью в 1876); «Король Лавра» (Král Lávra, 1854, опубликована в 1870); Obrazy z Rus. Издания на русском языке: Тирольские элегии: Поэмы и стихотворения [Перевод с Чешского] / Предисловие С.Никольского // Рисунки И. Семенова. Москва: «Художественная литература», 1963. — 7000 экземпляров.
[514x700]
1821
Карол Микули (румынское имя — Karol Mikuli)
молдавский и румынский композитор, пианист, дирижёр, педагог, фольклорист, музыкально-обшественный деятель. Учился в Париже у Ф.Шопена (фортепиано), Н.А.Ребера (композиция). С 1848 концертировал как пианист в странах Европы. Был преподавателем и директором Львовской консерватории; председатель Галицийского музыкального союза. Составитель и редактор одного из Полных собраний сочинений Ф.Шопена (Лейпциг, 1879). Как композитор работал главным образом в фортепианном жанре. Автор пьес и обработок румынских народных песен для фортепьяно. Собирал и обрабатывал молдавские, польские, украинские (гуцульские) народные песни. Среди его учеников – Р.Кочальский, Д.Сичинский.
Литература: Вuescu С., Restituiri muzicale: С. Miculi si Т. Flondor, Вuс., 1977; Старух Т., К.Микули, Музыкальное исполнительство. Сборник статей, Москва, 1979, № 10.
[541x700]
1825
Эуген Кватерник (хорватское имя — Eugen Kvaternik)
хорватский политический писатель и деятель, один из основателей Хорватской партии права. Эвген Кватерник родился в Загребе, в семье профессора. В 1842—1844 гг. изучал теологию в Сине и Загребе, затем — право (в 1844—1845 гг.) и педагогику (1845—1846 гг.) в Пеште. В 1847 году получил право преподавать, а в 1848 году — право заниматься адвокатской деятельностью. После упразднения в 1848 году баном Йосипом Елачичем феодализма, хорватам была предоставлена бо́льшая независимость от Австро-Венгрии. Это вдохновляло сторонников полной независимости Хорватии, в числе которых был и Кватерник. Проработав адвокатом в городе Брод-на-Купи с 1851 года по 1857, он был вынужден эмигрировать из Австро-Венгрии в связи с запретом профессии адвоката. В 1858 году пытался найти политическую поддержку в Российской империи, где находился в эмиграции. Когда это не удалось, Кватерник решил дистанцироваться ото всех славянских государств и народов и обратиться за помощью к Франции. Возвратившись в Загреб в 1860 году, Кватерник был избран депутатом Сабора. 26 июня 1861 года вместе с другим депутатом — Анте Старчевичем — представил на заседании Сабора программу, декларирующую наделение Хорватии правами широкой автономии в составе Габсбургской монархии (на тот момент Хорватия была разделена на несколько частей). 26 июня 1861 года принято считать днём основания Хорватской партии права. В 1862 году за свою политическую деятельность Кватерник сначала был арестован, а затем — выслан из Австро-Венгрии. Находясь в Италии, сотрудничал с Джузеппе Гарибальди и польскими, венгерскими и чешскими эмигрантами. После коронации Франца Иосифа в 1867 году Кватернику было позволено вернуться на родину. В начале октября 1871 года Кватерник и несколько членов Хорватской партии права, не соглашаясь в том числе и с официальной политикой собственной партии, начали восстание в деревне Раковица в Кордуне.
Восставшие провозгласили следующие цели:
Освобождение хорватов от австрийского и венгерского притеснения.
Провозглашение независимой Хорватии.
Всеобщее равенство перед Законом.
Муниципальное самоуправление.
Упразднение Военной границы и образование свободных жупаний.
Уважение ко всем религиям.
Восставшие также призывали примкнуть к ним православных сербов, что некоторые из них и сделали, тем не менее восстание было быстро подавлено. Убит у деревни Раковица, Кордун, 11 октября 1871 года
Убийство в Раковице. Смерть Эугена Кватерника. Художник Отон Ивекович (1869–1939)
Список работ: Хорватия и итальянская конфедерация (La Croatie et la confédération italienne, 1859 г.); Политические исследования (Politička razmatranja, 1861—1862 гг.); Хорватский капиталист (Hrvatski glabničar, 1863 г.); Восточный вопрос и хорваты (Istočno pitanje i hrvati, 1868 г.). Именем Эвгена Кватерника названы многие улицы и площади городов Хорватии, в том числе и одна из площадей Загреба. В 1869 году Эвгену Кватернику было присвоено звание почётного гражданина города Загреба.
Литература: Sisic ., Kvaternik, Zagreb, 1926: Фреидзон В.И., Общественно-политическая позиция Э.Кватерника, "Учёные записки института славяноведения", том 30, Москва, 1966.
1825
Шарль Лавижери (французское имя — Charles Lavigerie; полное имя — Шарль Марсиаль Альман Лавижери)
французский кардинал, основатель миссионерского общества апостольской жизни белых отцов, известного своей деятельностью в Северной Африке. Епископ Нанси и Туля с 16 марта 1863 по 19 января 1867. Первый архиепископ Алжира с 19 января 1867 по 26 ноября 1892. Первый архиепископ Карфагена с 10 ноября 1884 по 26 ноября 1892. Кардинал-священник с 27 марта 1882, с титулом церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура с 3 июля 1882. Родился в Байонне, учился в Париже. 2 июня 1849 года рукоположен в священники, с 1854 по 1856 год преподавал церковную историю в Сорбонне. Интересовался Востоком и христианством в восточных странах, в 1860 году лично ездил в Сирию, чтобы передать собранные им пожертвования маронитским общинам, преследуемым друзами, в 1857 году возглавил Фонд школ на Востоке. В 1861 году стал кавалером ордена Почётного Легиона. 16 марта 1863 года назначен епископом Нанси. Епископская хиротония состоялась 22 марта того же года. В 1866 году состоялась встреча Лавижери с маршалом Патрисом де Мак-Магоном, на которой тот предложил Лавижери занять кафедру Алжира, которая только что была повышена в статусе до архиепархии. Лавижери принял предложение и начал активную работу в Алжире, совмещая миссионерство с гуманитарной деятельностью среди обездоленных африканцев и борьбой с работорговлей.

Портрет кардинала Лавижери в 1888 году
Миссионерская активность Лавижери столкнулась с противодействием французских властей, не желавших обращения мусульман в христианство, из-за опасения волнений, и ограничивавшего пасторскую деятельность епископа только этническими французами. Это привело к тому, что Лавижери пытался подать в отставку, чтобы сосредоточиться на миссионерстве, но папа Пий IX отказался принять её, ограничившись назначением в помощь для Лавижери епископа-коадъютора. В 1868 году Лавижери основал общество апостольской жизни «Миссионеры Африки», которое стало широко известно под именем белых отцов. В том же году опубликовал пастырское послание о бедственном положении коренного населения Африки. На Первом Ватиканском соборе старался примирить сторонников и противников провозглашения догмата о папской безошибочности, в итоге проголосовал за принятие догмата.
Памятник кардиналу Лавижери в Алжире
В 1877 году учредил мелькитскую семинарию в Иерусалиме, в 1878 году открыл миссии в Экваториальной Африке, а с 1881 года стал апостольским викарием Туниса, где открыл множество миссий. 27 марта 1882 года возведён в достоинство кардинала, стал кардиналом-священником с титулом церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура. 10 ноября 1884 года в дополнение к обязанностям архиепископа Алжира стал исполнять обязанности вновь основанной архиепархии Карфагена (ныне — Архиепархия Туниса). В дальнейшем большое внимание в своей деятельности уделял борьбе с работорговлей, совершил несколько поездок по Европе, встречался с высокопоставленными политиками, обсуждая с ними тему ликвидации рабства, внёс большой вклад в подписание в 1890 году в Брюсселе «Акта об осуждении рабства». По поручению папы Льва XIII старался примирить французских католиков с республиканским режимом, в 1890 году произнёс перед офицерами французской эскадры, зашедшей в Алжир, «тост об Алжире», где призывал их к лояльности к действующей власти. Подвергался за это резкой критике со стороны французских монархистов. Скончался в Алжире 26 ноября 1892 года.
Был похоронен в соборе Святого Людовика в Тунисе.
В 1964 году, после обретения Тунисом независимости и национализации здания собора, останки кардинала Лавижери были перевезены в Рим, где захоронены в куриальной капелле общества миссионеров Африки. Главным трудом Лавижери стала работа «Наставления кардинала Лавижери своим миссионерам», где он изложил свою концепцию проповеди Евангелия в Африке. Согласно ей, миссионер должен приспосабливаться к местным обычаям и традициям, изучать местный язык и обязательно максимально привлекать к служению местных уроженцев. «Любите народы, к которым вы посланы. Любите их тем больше, чем более они слабы и убоги. Любите Африку, такую далёкую от нас, за кровавые раны её рабства, за вопли страдания, столько веков доносящиеся из её глубин» Помимо «Наставлений» Лавижери — автор нескольких богословских работ, многочисленных речей, докладов и памфлетов.

1827
Ричард Моррис Хант (Richard Morris Hunt)
американский архитектор, одна из наиболее примечательных фигур в развитии зодчества ХIХ в. Р.М.Хант родился в Брэттлборо, штат Вермонт, США, в семье члена американского конгресса Джонатана Ханта. Мать мальчика, Мэри Джейн Левитт, происходила из влиятельной коннектикутской семьи. После ранней смерти отца Ричард, вместе со своими братьями и сёстрами (среди них — его старший брат Уильям Моррис Хант) воспитывался в Швейцарии и во Франции. Ричард был первым американцем, изучавшим живопись, скульптуру и архитектуру в парижской Школе изящных искусств (1851-1854). По окончании был приглашен инспектором по надзору за работами по замене конструкций Лувра. Вскоре после возвращения в Америку Хант становится наиболее востребованным архитектором Нью-Йорка и сразу же получил заказ на проектирование дома Томаса Росситера (1855-1857). Уже в самом начале своей деятельности он проектирует серию зданий, в которых воплотил привезённые из Франции архитектонические идеи. Хант сумел решить многие новые для современной ему архитектуры задачи: он является автором первого небоскрёба (Трибьюн билдинг (Tribune Building) (1876), базовой части статуи Свободы (1881—1885), входного крыла музея Метрополитен, административного здания Всемирной выставки Колумба (World Columbian Exposition) (1891—1893) и др. Р.М.Хант открыл талантливого австрийского скульптора Карла Биттера и стал его спонсором. Р.М.Хант скончался в Ньюпорте, штат Род-Айленд, США, вследствие инфаркта 31 июля 1895 года.

Трибьюн Билдинг в Нью-Йорке (1875)
В 1860-е гг. построил дом Гринсвольда в Ньюпорте (1861-1863), дом Общества манускриптов в Нью-Хэвене (1867-1869), Пресвитерианский госпиталь в Нью-Йорке (1868-1872), академический зал Хэмптоновского Сельскохозяйственного института (1869-1870), дома Мартина Л.Бриммера в Бостоне (1869-1870), корпус Йельской богословской школы в Нью-Хэвене (1869-1870). Выстроил усадьбу Вильма К.Вандербильта в Оукдэйле (1878-1880) и Нью-Йорке (1878-1882). Им также построены: второй академический зал Сельскохозяйственного института (1880-1881), монумент городу Йорку в Ва (1880-1884); здание офиса Джересси (1881-1882); статуя Лафайетта в Барлингтоне (1882-1883); статуя Вашингтона в Нью-Йорке (1883); усадьба Джеймса Пинхота в Милфорде (1884-1886); мавзолей Вандербильтов на Моравском кладбище в Чикаго (1884-1889, совместно Ф.Ольмстедом); особняк Огден Миллс в Нью-Йорке (1885-1887); химическая лаборатория в Принстоне (1885-1891); особняк Леви П.Мортонап (1886-1887); особняк Арчибальда Роджера (1886-1889); Нью-йоркская свободная библиотека (1887-1888); здание государственной обсерватории в Вашингтоне (1887-1893); особняк Вильяма К. и А.Вандербильтов в Ньюпорте (1888-1892), особняк Джорджа Вандербильта и Эшвиле (1888-1895); особняк Джозефа Баска в Ньюпорте (1889-1891); Кларк-Холл Адельберт Колледжа в Кливленде (1889-1892), гимназиум и Академическое здание Военной Академии в Вест-Пойнте (1889-1895). Последним крупным заказом стало проектирование крыла музея Метрополитен (1894-1895). В 1890-е гг. по-прежнему оставался ведущим архитектором Америки. Он возводил особняки американской элиты – особняк Вильяма Лоуренса (1890-1891); особняк Оливер Бельмонта в Ньюпорте (1891-1894); особняк Асторов в Нью-Йорке (1891-1895); особняк Корнелиуса Вандербильта в Ньюпорте (1892-1895). Наряду с этим ему был поручен и такой заказ, как административное здание Всемирной выставки в Чикаго (1891-1893). Умер 31 июля 1895 года.

Портрет Р.М.Ханта (1895) работы американского художника Джона Сингера Сарджента (John Singer Sargent; 1856–1925).
Спроектированные здания (избранное) : 1870—1873: Stuyvesant Building в Нью-Йорке; 1873—1874: Roosevelt Building в Нью-Йорке; 1873—1876: Tribune Building в Нью-Йорке; 1879—1883: Корнелиус Вандербильт II, резиденция на Fifth Avenue в Нью-Йорке; 1893—1895: Корнелиус Вандербильт II, резиденция The Breakers в Ньюпорте; 1888—1892: Уильям К.Вандербильт Marble House в Ньюпорте; 1888—1895: Джордж Вандербильт II Biltmore Estate в Эшвилле.
Признание заслуг: член Королевского института британских архитекторов, Лондон; член Королевской Академии искусств, Лондон; член Национального общества изящных искусств, Париж.
Литература: Susan Stein. The Architecture of Richard Morris Hunt. — University of Chicago Press, 1986. — ISBN 0-2267-7169-5; Paul R. Baker. Richard Morris Hunt. — The MIT Press, 1986. — ISBN 0-2625-2109-1; John Foreman und Robbie Pierce Stimson. The Vanderbilts and the Gilded Age: Architectural Aspirations, 1879—1901. — St Martins Press, 1991. — ISBN 0-3120-5984-1; Lewis A. American Country Houses of the Gilded Age (Sheldon’s «Artistic Country-Seats»). — Dover Publications, 1982. — ISBN 0-4862-4301-X; John Vredenburgh van Pelt. A monograph of the William K. Vanderbilt house: Richard Morris Hunt. — J. V. van Pelt, 1925.
1828
Джозеф Уилсон Суон (Joseph Wilson Swan)
английский химик и физик, член Лондонского королевского общества, один из изобретателей лампы накаливания. Родился в Сандерленде, Англия. Начал работать над лампой накаливания с углеродной нитью в 1850 г., в 1860 продемонстрировал первые результаты и получил патент, однако трудности в получении вакуума привели к тому, что лампочка Суона работала недолго и неэффективно. Пятнадцатью годами позже Суон вернулся к работе над лампой, получил новый патент в 1878 г. и публично продемонстрировал работающую лампочку в феврале 1879 г. в Ньюкасле. В том же году началась установка электрического освещения в домах Англии. Снижение количества остаточного кислорода в колбе привело к возможности доводить нить до белого каления, при этом она не воспламенялась.
Джозеф Суон в своей лаборатории
Другое значительное достижение Суона связано с фотографией: в 1879 г. он запатентовал так называемую карбоновую печать, обеспечивающую долговечность фотографий, превосходящую альбуминовую печать. Позднее этот же принцип использовался в первой технологии цветной пигментной фотопечати, изобретённой в 1868 году. В 1904 г. Суон был возведён в рыцарское звание Эдуардом VII. Умер в Уорлингхэме, Суррей, Англия, 27 мая 1914 года.
Награды: Медаль прогресса (Королевское фотографическое общество) (1902); Медаль Хьюза (1904); Медаль Альберта (Королевское общество искусств) (1906).
Литература: Словарь // Фотография. Всемирная история / Джульет Хэкинг. — Москва : «Магма», 2014. — Страницы 554—556. — 576 страниц. — ISBN 978-5-93428-090-2.
[488x699]
1829
Иоанн Кронштадтский (в миру - Иван Ильич Сергиев)
священник Православной Российской Церкви, митрофорный протоиерей; настоятель Андреевского собора в Кронштадте; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года (от участия в заседаниях уклонился), член Союза русского народа. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный и социальный деятель право-консервативных монархических взглядов (крайне негативно оценивался официальной пропагандой в СССР). Тезоименитство — 19 октября (по юлианскому календарю) — перенесение мощей Иоанна Рыльского. Погребён в основанном им Иоанновском монастыре на Карповке (Санкт-Петербург). Канонизирован в лике праведных Русской Православной Церковью заграницей 1 ноября 1964; впоследствии, 8 июня 1990 года, — Русской Православной Церковью (святой праведный Иоанн Кронштадтский). Память совершается 20 декабря и 1 июня по юлианскому календарю (в Русской Зарубежной Церкви — также 19 октября). Родился в селе Сура Пи́нежского уезда Архангельской губернии, был первенцем в бедной семье. «За слабостью здоровья» был крещён в доме в день своего рождения и наречён в честь преподобного Иоанна Рыльского. Дед (по отцу) — Михаил Никитич Сергиев, родился в 1779 году, священник Сурского прихода. Другие предки в роду отца были священниками на протяжении по меньшей мере 350 лет. В документах среди церковнослужителей Пинежского уезда упоминаются Яков Сергиев (1687) и Михаил Сергиев (1755—1756). Крестный — Иоанн Кунников. Отец — Илья Михайлович Сергиев, родился 25 июля 1808 года, окончил уездное Духовное училище, после чего вернулся домой и всю жизнь служил дьячком Никольской церкви села Сура, около которой и был похоронен. По словам самого Иоанна, родитель его «умер рано, 48-и лет, в 1851 году». Дед (по матери) — Власий Порохин, дьячок Сурской церкви. Крестная — Дарья (вероятно тетка Иоанна по отцу), дочь священника Сергиева (вероятно, его дед). Мать — Феодора Власьевна, урождённая Порохина. Родилась 20 февраля 1808 года. Венчалась 3 августа 1828 года. В браке имела шестерых детей, четырёх мальчиков и двух девочек, из которых выжили трое. Скончалась в Кронштадте от холеры, на 63-м году жизни. Над её могилой в Кронштадте построена часовня-усыпальница, восстановленная в 2008 году. Братья — Никита и Василий — умерли в младенчестве; Иван — умер от чахотки в 18 лет. Сестра — Анна Ильинична Фиделина, вышла замуж за дьякона Сурского прихода Василия Фиделина. Их старший сын, Иван Васильевич Фиделин, переехал в Кронштадт и стал личным секретарем отца Иоанна Кронштадтского; в 1892 году издал его собрание сочинений. Сестра — Дарья Ильинична Малкина, вышла замуж за крестьянина деревни Горской Семена Малкина. В Суре проживает её внучка, Любовь Алексеевна Малкина, 1920 года рождения, внучатая племянница Иоанна Кронштадтского.
[700x379]
Учёба
В 1839 году поступил своекоштным воспитанником в Архангельское приходское училище, к окончанию которого был первым учеником. Перешёл в Архангельскую духовную семинарию, окончил её в 1851 году вторым учеником и за успехи был в том же году отправлен учиться на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1855 году со степенью кандидата богословия, защитив работу «О Кресте Христовом в обличении мнимых старообрядцев».
Семья
Был женат, но детей не имел; согласно его «Краткому житию» в официальном издании Московского Патриархата, супруги «приняли на себя подвиг девства». Его супруга — Елизавета — дочь протоиерея кронштадтского Андреевского собора Константина Несвицкого. Первое официально составленное (по благословению священноначалия Русской Зарубежной Церкви) «Житие» (1964) говорило, что «брак о. Иоанна <…> был только фиктивный, нужный ему для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов.» Супруги воспитывали, как своих детей, двух дочерей сестры Елизаветы Константиновны, Анны — Елизавету и Руфину. Последняя впоследствии вышла замуж за мичмана Николая Николаевича Шемякина, получив от отца Иоанна в приданое 6.000 рублей золотом. Руфина Шемякина записала проповеди последних лет жизни отца Иоанна и в 1909 году издала 2 книги о своих дяде и тёте. Судя по записям личного дневника о. Иоанна, его супруга с половины 1870-х стала проявлять ревность, подозрительность и даже враждебность по отношению к нему; запись в дневнике в 1883 году свидетельствует, что «домашние» отца Иоанна не говели (даже на первой неделе Великого поста) и выказывали «неуважение к постановлениям церковных». В конце жизни Елизавета Константиновна перенесла тяжелую операцию, после которой лишилась ног. Скончалась 4 июня 1909 года, отпевал её епископ Гдовский Кирилл (Смирнов), похоронена в ограде Андреевского собора.
Служение
Хотел принять монашество и поступить в миссионеры, чтобы проповедывать христианство народам Сибири и Америки. Но увидев, что жители столицы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии», он решил остаться здесь.
После рукоположения был направлен в Кронштадт — место административной высылки ассоциальных личностей и многочисленных нищих и чернорабочих. В Кронштадте о. Иоанн «стал посещать лачуги, землянки и бедные квартиры. Он утешал брошенных матерей, нянчил их детей, пока мать стирала; помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц; раздавал все свое жалованье бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой в церковный дом». Это привело даже к тому, что одно время его жалование выдавалось не ему, а его жене. 22 декабря 1855 года в кафедральном соборе Петра и Павла в Санкт-Петербурге епископом Ревельским Христофором (Эмаусским), викарием Санкт-Петербургской митрополии, был посвящен во диакона, а через день, 24 декабря, хиротонисан во иерея к Андреевскому собору Кронштадта, в котором и прослужил 53 года, до самой кончины. С 1857 года — законоучитель Кронштадтского городского училища; с 1862 года преподавал Закон Божий в местной классической гимназии — в течение последующих 25 лет. Его новаторское отношение к своим пастырским обязанностям, выражавшееся, в частности, в чрезвычайной эмоциональности его проповедей (как говорили очевидцы, он нередко на них обливался слезами), встречало в 1860-е годы непонимание и неодобрение у других клириков собора, в котором он был тогда только 3-м священником, а также школьного начальства. Согласно его личному дневнику, первый случай того, что было воспринято им как исцеление больного по его молитве, произошёл 3 марта 1867 года, когда он сделал запись: «Господи! Благодарю Тебя, яко по молитве моей, чрез возложение рук моих священнических исцелил еси отрока (Костылева). 3 марта 1867. <…>» С 1875 года — протоиерей; c 1894 года — настоятель Андреевского собора; c 1899 года — митрофорный протоиерей. С самого начала своего служения занимался частной благотворительностью, с 1880-х расширил её: основал «Дом трудолюбия» (работный дом с мастерскими), школу для бедных, женскую богадельню, детский приют. Богослужения в приходах Санкт-Петербурга, совершаемые им по приглашению купечества, временами вызывали трения с местным духовенством, а также недовольство Санкт-Петербургского митрополита Исидора (Никольского). Вопреки принятой тогда в Российской Церкви практике, ввёл общую исповедь (в таинстве покаяния), призывал к частому приобщению Святых Таин (в России того времени распространено было обыкновение приобщаться дважды или даже единожды в год, великим постом). Состоял почётным членом в Свято-Князь-Владимирском братстве.
Всероссийская известность
В 1870-е рекламой особых духовных дарований протоиерея Сергиева в масштабах Кронштадта занималась Параскева Ковригина; после цареубийства 13 марта 1881 года она перенесла свою деятельность в Санкт-Петербург. 1 января 1884 года в столичной газете «Новое время» Алексея Суворина было напечатано от имени ряда частных лиц «Благодарственное заявление», которое, по мнению составителей «Жития» отца Иоанна («Журнал Московской Патриархии», 1990), явилось «началом всероссийской известности кронштадтского священника». К началу 1890-х гг. получил такое почитание в народе, что всюду в России, где только становилось известно о его приезде, заранее собиралось множество людей; вокруг него собирались толпы и буквально рвали его одежду (один раз жители Риги разорвали его рясу на куски, каждый желая иметь у себя кусочек). Ежегодно, с 1891 года, ездил к себе на родину в Суру; все поездки, как пишет игумен Иоанн (Самойлов), описаны: спустя несколько дней в местных газетах появлялось подробное описание визита: его встречали многотысячные толпы народа, создавая трудности для обеспечения перемещения и безопасности. Отец Иоанн предпринимал поездки в разные города России, в которых десятки тысяч людей желали получить у него благословение. Множество народа бежало по берегу во время проезда отца Иоанна на пароходе, многие люди при приближении парохода становились на колени. Во время служения отца Иоанна 15 июля 1890 года в Харькове, собор не мог вместить всех молящихся, которые заполнили площадь перед собором и все прилегающие улицы. Во время служения молебна отцом Иоанном на Соборной площади Харькова собралось более 60 тысяч верующих. Аналогичные картины происходили в поволжских городах: в Самаре, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде.
Благотворительная деятельность
Рост известности и почитания Иоанна Кронштадтского привели к тому, что ему стали жертвовать большие денежные суммы — лично и почтовыми переводами. Крупные суммы (до 50 тысяч рублей) жертвовал отец Иоанн на строительство и поддержание благотворительных учреждений, школ, больниц, монастырей и храмов, жертвовал в благотворительные общества в том числе других конфессий (татарам, еврееям). О своей благотворительности отец Иоанн говорил так: «У Бога нет ни эллинов, ни иудеев. У меня своих денег нет. Мне жертвуют и я жертвую. Я даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне то или другое пожертвование. Поэтому и я жертвую туда, где есть нужда и где эти деньги могут принести пользу». Секретарь отца Иоанна говорил, что за июнь 1895 г. им было послано по почте различным просителям 25 тысяч рублей, не считая личных жертв из рук в руки, сумму которых никто не знал, даже сам отец Иоанн. С другой стороны, известность о щедрости Иоанна Кронштадтского привлекала к нему огромное число просителей — от простых нищих до богатых купцов, пришедших в отчаяние из-за критической ситуации (банкротство, проигрыш в карты и т. п.). Передвигался по Кронштадту отец Иоанн в сопровождении целой «армии» нищих, которым он раздавал милостыню дважды в день — утром и вечером. Перед раздачей толпа нищих распределялась на десятки, каждому из которых давался рубль, который далее разделялся на 10 человек. Этой суммы — 10 копеек утром и 10 копеек вечером — хватало, чтобы найти дневное пропитание и оплатить ночлег. Чем более он раздавал деньги, тем более ему жертвовали. По разным источникам, через руки отца Иоанна проходило от 150 тысяч до миллиона рублей в год. В 1891 году построил в родной ему Суре, представлявшей группу из 16 деревень, расположенных как по реке Пинеге, так и её притоку Суре, каменную приходскую церковь; в другой части села основал женский монастырь (Иоанно-Богословскую женскую общину). К 1890-м в Кронштадте сложилась местная индустрия по обслуживанию значительного потока паломников, приезжавших в надежде на встречу с Иоанном. Ввиду физической невозможности уделить внимание всем желающим, Иоанн был вынужден нанять штат сотрудников (женщин-секретарей), ведавших отбором посетителей; в итоге, неизбежно, вокруг него сложился своеобразный бизнес, причём некоторые его секретари, беря себе в карман мзду за возможность визита, «сколотили себе небольшой капитал и снискали гнев тех, кто обращался к ним за содействием».

Церковь, построенная в селе Сура отцом Иоанном Кронштадтским. Фото 1986 г.
У одра умирающего Александра III
20 октября 1894 года прибыл одновременно с королевой Эллинов Ольгой и великой княгиней Александрой Иосифовной (по инициативе последней) в Ливадию к умирающему императору Александру III. В годовщину спасения царской семьи в 1888 году, 29 октября, служил литургию в Ореанде, затем, прибыв во дворец, причастил императора Святых Таин; 1 ноября, в последние часы жизни императора, помазал его тело елеем из лампады, после чего, по просьбе умирающего, возложил свои руки на его голову. Пребывание у одра умирающего царя способствовало дальнейшему росту его популярности в обществе. В то же время, после смерти Александра III отец Иоанн более не приглашался к императору и императрице. По мнению исследователя Надежды Киценко, основанному на записях в его личном дневнике, пребывание в Ливадии (а также публикация в печати состоявшегося, согласно изложению самого отца Иоанна, между ним и царём диалога) сделало отца Иоанна неуязвимым для имевших до того место критики со стороны священноначалия и попыток усмирить его; кроме того, оно окончательно сформировало политическое мировоззрение отца Иоанна, в котором самодержавие было абсолютным религиозно-политическим идеалом.
На коронации Николая II
26 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля, среди некоторых иных лиц белого духовенства, принимал участие в служении литургии, которая последовала сразу по совершении обряда священного коронования императора Николая II императрицы Александры Феодоровны.
Посещения Москвы
Бывший с сентября 1894 года слушателем Московского университета, почитатель отца Иоанна Н.Ястребов, будучи в эмиграции опубликовал свои воспоминания о регулярных (в среднем не менее одного раза в месяц) посещениях Москвы Иоанном Сергиевым в тот период, — которые всегда проходили в будничный день (в пределах одного дня, без ночёвки). Прибывал в Москву утренним скорым или курьерским поездом Николаевской дороги; его приезд всегда держался в секрете, а допуск в храм (всегда домовый или иногда монастырский), где он имел служить (всегда со своим псаломщиком Пельдсом), был только по билетам. На вокзале его встречала в карете (и с отдельной коляской для Пельдса) вдова-купчиха Софья Яковлевна Бурхард, заведовавшая посещениями Сергиева в Москве, и чины жандармской полиции; с вокзала он сразу ехал в ту или иную церковь для служения литургии; потом посещал знакомых, больных (по списку Бурхард); отбывал из Москвы более торжественно и публично чрез парадные комнаты Николаевского вокзала. Хозяин дома, который посетил Иоанн Сергиев (обычно в частных домах он совершал водосвятный молебен по особому чину: значительно сокращённому и с добавлением своих собственных молитв), после «чаю» («стол, богато и красиво уставленный всякими яствами») передавал ему при прощании в конверте некоторую сумму денег, количество которых, по свидетельству Ястребова, никогда не интересовало отца Иоанна, хотя он никогда не отказывался от платы (Ястребов писал, что знал лиц, вручивших ему за посещение 500 рублей и тех, кто давал 5 рублей). Проезд из Кронштадта в Москву и обратно в отдельном купе (130 рублей) оплачивался тем лицом, которое специально приглашало его и к которому в таком случае делался первый визит после церковного богослужения; карета (30 руб) оплачивалась богатой вдовой статского советника Марией Павловной Дюгамель (умерла 23 сентября 1907), у которой в особняке на Никитском бульваре он всегда обедал и немного отдыхал. К служению литургии обычно приглашались те или иные лица из московского духовенства, но неизменно — протоиерей Благовещенской, что на Житном дворе в Кремле, церкви (не сохранилась) Николай Константинович Лебедев. На обед в доме Дюгамель, дружба с которой восходила к дням юности Сергиева, когда она помогала ему материально, обычно (если не было строгого поста) подавались рыбные закуски: селёдка, сёмга, отварная белуга и икра; мясного, за исключением бульона из куриных потрохов, он не ел ничего; из вина выпивал 1—2 рюмки «Елесеевского» хереса «Золотой кораблик» — по рекомендации самого Елисеева За чашкой кофе в гостиной Дюгамель неизменно читал газету «Московские ведомости», тогдашний редактор которой Владимир Грингмут, пользовался его одобрением и уважением за крайне правую редакционную линию.
Образ жизни
Вставал около четырёх часов утра, после службы в кронштадтском соборе, оканчивавшейся около полудня, посещал приезжих и местных жителей Кронштадта, пригласивших его по той или иной нужде. Обычно это были просьбы о молитве у постели больного. Затем отправлялся в Петербург. Летом на пароходе до Ораниенбаума, а зимой по льду на санях. В Санкт-Петербурге также посещал людей, просивших его о посещении, а также общественные мероприятия и торжества, например, открытие фабрик. Поздним вечером, нередко после полуночи отец Иоанн возвращался домой в Кронштадт. В период Великого Поста отменял ежедневные поездки в Санкт-Петербург, но, после посещения квартир в Кронштадте, принимал исповедь в Андреевском соборе. Поскольку было большое число желающих попасть к нему на исповедь, она была очень продолжительной и часто длилась с часу или двух дня до двух часов ночи, а иногда отец Иоанн исповедовал до самой утренней службы. Сильно утомившись к одиннадцати вечера, он прерывал исповедь на полчаса, чтобы проехаться в коляске по свежему воздуху и восстановить силы, после чего снова возвращался в собор и продолжал исповедь. Нередко в течение дня не имел возможности подкрепиться пищею надлежащим образом. Не имел личного времени. Спал очень мало, не всегда даже 3-4 часа. В таком режиме он жил ежедневно в течение нескольких десятилетий
Внешний облик
Отец Иоанн Кронштадтский был среднего роста, движения были порывистыми и резкими, был очень бодр для своего возраста и выглядел не по годам молодо, «на лице светилась обычная приветливая улыбка». По мнению его почитателей и агиографов, «самый внешний вид отца Иоанна был особенный, какой-то обаятельный, невольно располагавший к нему сердца всех: в глазах его отображалось небо, в лице — сострадание к людям, в обращении — желание помочь каждому». Многие «самовидцы» отмечали у отца Иоанна его голубые «пронизывающие насквозь собеседника» глаза. «Батюшка взглянул на меня каким-то особенным взглядом, который в редкие минуты мне удавалось наблюдать у него, — какой-то, если можно выразиться, потусторонний взгляд. Зрачки исчезали, и точно голубое небо смотрело из глаз, казалось, что и Батюшка исчезал и только один этот взгляд оставался». Из рассказа одного бывшего пьяницы, который после взгляда отца Иоанна перестал пить: «Я стал у кареты, отворил ему дверцы, сам стараюсь держаться попрямее… Потом взглянул ему в глаза, а глаза то его смотрят на меня не то гневные, но глубокие без конца, чем дальше смотришь, тем глубже и горят таким огнем, что мне стало жутко. Я за голову схватился, не в шапке мол я: так страшно стало. Разгневался батюшка видно. Потом видно смиловался. — „Зачем ты, голубчик, пьешь?“. Вот с тех пор я не пью». Ряд авторов отмечали дорогую одежду отца Иоанна; а также то, что он передвигался по России (кроме Москвы) в министерском салон-вагоне, стоимость которого оплачивала принимающая сторона. Дорогую одежду некоторые лица ставили в вину отцу Иоанну. Однако, по свидетельству очевидцев, он не заказывал её себе, и принимал лишь для того, чтобы не обидеть даривших лиц, искренно хотевших чем-либо отблагодарить его или услужить ему.
Личный дневник
С 26 декабря 1856 года вёл дневник, который хранится в Российском государственном историческом архиве и который впервые был использован в исследовании (2000) профессора университета штата Нью-Йорк в Олбани Надежды Киценко (q.v.). Содержание записей дневника, отражающего личные переживания и мысли Иоанна, отличают крайняя самокритичность и «даже откровенно негативный» к самому себе тон. Правда, подобное отношение к себе вполне характерно для православной аскетики. По мнению Н.Киценко, записи в дневнике о. Иоанна свидетельствуют о том, что в первые десятилетия своей пастырской деятельности испытывал и болезненно переживал чувство сословной приниженности; его психологическое неприятие среды бедняков и нищих обусловливалось его собственным социальным происхождением, которое тяготило его. Почётный член «Казанского Общества Трезвости». В 1903 году, вместе с епископом Волынским Антонием (Храповицким), выступил с осуждением кишинёвского погрома (их совместно подписанное «Слово о кишиневских событиях» (Кишинев, 1903, и Одесса, 1903) распространялось еврейскими обществами), чем навлёк на себя гнев и негодование со стороны крайне правых. Приветствовал создание Союза русского народа (монархической организации, основанной в 1905 году, и впоследствии ставшей крупнейшей в Империи), а в 1907 году вступил в него рядовым членом, написав в заявлении: «Желая вступить в число членов Союза, стремящегося к содействию всеми законными средствами правильному развитию начал Русской государственности и русского народного хозяйства на основах Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской Народности, — прошу зачислить меня как единомышленника». 28 октября 1907 года, за год и 2 месяца до кончины, был избран пожизненным почетным членом Союза; участвовал в мероприятиях, организовываемых «союзниками», выступал на монархических собраниях и крестных ходах. Был известен как большой подвижник и популяризатор трезвеннического движения в Российской Империи. Являлся, в частности, почётным членом и жертвователем «Казанского Общества Трезвости», издававшего массовыми тиражами «Слова отца Иоанна Ильича Сергеева против пьянства» и другие его проповеди и обращения. С начала 1890-х всё резче критиковал популярного и влиятельного в обществе писателя графа Льва Толстого. Писатель Лев Толстой разработал религиозную систему пантеистического характера («Бога Творца нет; я — часть Бога»), имевшую, по словам прот. Иоанна Восторгова ряд противоречий, и изложил её в опубликованных им сочинениях. Также он стал резко критиковать, «хулить» священное писание и православную церковь. В результате чего 4-6 марта 1901 года определением святейшего синода № 557 был отлучён от общения с нею. Толстой отвергал учение о божественности Христа, догматы о троичности Божества, об искуплении, о непорочном зачатии и воскресении из мертвых. Вслед за отвержением главных догматов писатель подвергает критике все учение Церкви: о сотворении мира, о мире духовном… В «Ответе Синоду» (1901) Толстой писал: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо». «Сказано также, что я отвергаю все таинства. Это совершенно справедливо. Все таинства я считаю грубым… колдовством». В «Обращении к духовенству» (1902) Толстой писал: "…Есть ли в христианском мире книга, наделавшая больше вреда людям, чем эта ужасная книга, называемая «Священной историей Ветхого и Нового завета»? Отец Иоанн обличал Толстого в проповедях, им также было написано более 20 статей в защиту православного вероучения, среди них "Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству» (Санкт-Петербург, 1903), «О душепагубном еретичестве графа Л.Н.Толстого»(Санкт-Петербург, 1907, 4-е издание), «В обличение лжеучения графа Л.Толстого. Из дневника» (Санкт-Петербург, 1910). Отец Иоанн критиковал Толстого, в частности, за то, что последний «извратил весь смысл христианства», «задался целью… всех отвести от веры в Бога и от Церкви», «глумится над Священным Писанием», «хохотом сатанинским насмехается над Церковью», «погибает вместе с последователями». Считал, что учение Толстого усилило «развращение нравов» общества, что его писаниями «отравлено множество юношей и девиц», что толстовцы «испровергают Россию и готовят ей политическую гибель». Предсказывал ему «лютую» смерть: «Смерть грешника люта. И смерть его — Толстого — будет страхом для всего мира. (Конечно, это скроют родные.)» — писал Иоанн Кронштадтский в дневнике 1907—1908 года. Это предсказание исполнилось, по словам И.К.Сурского, описывающего в своей книге неофициальную версию смерти Льва Толстого.
Болезнь и кончина
Впервые серьёзно заболел в декабре 1904 года; 16 января 1905 года над ним, по его просьбе, причтом Андреевского собора было совершено таинство елеосвящения, которое проходило при большом стечении народа вокруг дома отца Иоанна. Последние 3 года страдал «мучительной болезнью мочевого пузыря» (последнее, возможно, связано с ранением в паховую область, нанесенным ему, согласно некоторым свидетельствам, в одном из домов, куда его пригласили якобы для молитвы над больным, о чём отец Иоанн попросил своих спутников никому не рассказывать «чтобы не было погромов»). Ежедневно приобщаясь Святых Таин; последнюю литургию совершил 9 декабря 1908 года; в последние дни Святые Дары ему приносили ежедневно в дом. Скончался в Кронштадте 2 января 1909 года, в 7 час. 40 мин. утра; не оставил духовного завещания и каких-либо денежных сбережений.
Погребение
Заупокойные службы в Андреевском соборе возглавлял епископ Гдовский Кирилл (Смирнов); присутствовали местные военные чины, в частности дальний родственник почившего — командир Кронштадтского порта контр-адмирал Иван Григорович. 4 января 1909 года тело было доставлено из Кронштадта на санях по льду в Ораниенбаум, далее в траурном салон-вагоне — на Балтийский вокзал. В Санкт-Петербурге по пути следования процессии были расставлены усиленные наряды полиции; у вокзала, который был полностью оцеплен, «полиции масса». Чрез градоначальника Драчевского последовало повеление процессии идти мимо Зимнего дворца, по набережной. В Иоанновский монастырь на Карповке тело было доставлено около 20 час. 30 мин., после чего начался парастас, совершённый епископом Архангельским и Холмогорским Михеем (Алексеевым), духовным чадом почившего. 5 января, в 5 часов утра, по распоряжению полицеймейстра полковника Галле, доступ народа в храм был прекращён; корреспонденция газеты «Московские ведомости» из Санкт-Петербурга, гласила: «<…> В 9 часов утра, 5 января, начинает съезжаться в Иоанновский монастырь духовенство. Вокруг обители и в храме довольно пустынно: богомольцы сюда впускаются только по особым пригласительным именным билетам от игумении Ангелины, без которых полиция не пропускала даже духовенство… И вместо вчерашней религиозно-возбужденной толпы народной, рвавшейся на поклонение праху возлюбленного пастыря, виднеются лишь избранные и официальные лица… Наблюдается также чрезмерное обилие полицейских чинов, равных почти по численности приглашенной публике… Обидно было это безлюдье у гроба пастыря-народолюбца <…>». Заупокойную литургию и последующее отпевание возглавил митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) в сослужении архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) и иных архиереев, с сонмом духовенства; надгробное слово в конце литургии, вместо запричастного стиха, произнёс свойственник почившего протоиерей Философ Орнатский; пред отпеванием слово также сказал митрополит Антоний (Вадковский).

Иоанновский монастырь
Усыпальница
Отец Иоанн, согласно его воле и с Высочайшего соизволения, был похоронен в храме-усыпальнице, который он устроил для себя в крипте Иоанновского монастыря на Карповке. Храм был освящен по его желанию в честь небесных покровителей его родителей — святого пророка Илии и святой царицы Феодоры лаврским благочинным 3 января, на следующий по его кончине день. По мнению исследователя Н.Б.Киценко, повесть Н.С.Лескова «Полунощники», вышедшая в свет в конце 1891 года, была жестокой сатирой как на самого отца Иоанна, так и его окружение. После издания Высочайшего манифеста 30 октября 1905 года и последовавшей либерализации цензуры, в русской прессе стали печатать негативные статьи и карикатуры на Иоанна Кронштадтского, порой носившие непристойный и насмешливый характер. Возмущенные такого рода публикациями его почитатели хотели учредить общество для защиты отца Иоанна от нападок прессы, но проект Устава общества не был утвержден митрополитом Антонием (Вадковским). Некто В.Протопопов на основе критических газетных публикаций про Иоанна Кронштадтского написал пьесу «Чёрные вороны», вызвавшую «шумное одобрение» критически настроенной печати и негодование верующей части русского общества, расценившей пьесу как кощунственную и клеветническую. В «благонамеренной печати» появился ряд статей против «Черных воронов». Ситуацию осложняло то, что актёры в пьесе выполняли ряд «подлых и возмутительных» жестов и действий помимо программы. Благодаря деятельности и приезду в Санкт-Петербург епископов Саратовского Гермогена (Долганёва) и Орловского Серафима (Чичагова) показ пьесы был прекращён. Лейб-хирург Н.А.Вельяминов, проведший вместе с о. Иоанном в Ливадии последние дни жизни императора Александра III так оценивал о. Иоанна и отношение к нему императора в книге, изданной в эмиграции в 1920 году: «Ливадия дала мне тоже достаточно материала для наблюдений над этим бесспорно недюжинным священником. Думаю, что это был человек по-своему верующий, но прежде всего большой в жизни актёр, удивительно умевший приводить толпу и отдельных более слабых характером лиц в религиозный экстаз и пользоваться для этого обстановкой и сложившимися условиями. Интересно, что отец Иоанн больше всего влиял на женщин и на малокультурную толпу; через женщин он обычно и действовал; влиять на людей он стремился в первый момент встречи с ними, главным образом, своим пронизывающим всего человека взглядом — кого этот взгляд смущал, тот вполне подпадал под его влияние, тех, кто выдерживал этот взгляд спокойно и сухо, отец Иоанн не любил и ими больше не интересовался. На толпу и на больных он действовал истеричностью тона в своих молитвах. Я видел отца Иоанна в Ливадии среди придворных и у смертного одра государя — это был человек, не производивший лично на меня почти никакого впечатления, но бесспорно сильно влиявший на слабые натуры и на тяжело больных. Потом, через несколько лет, я видел его на консультации больным в Кронштадте, и это был самый обычный, дряхлый старик, сильно желавший еще жить, избавиться от своей болезни, и нисколько не стремившийся произвести какое-либо впечатление на окружавших. Вот почему я позволил себе сказать, что он прежде всего был большой актер…».
[700x525]
Памятник в городе Кронштадте работы скульптора Андрея Соколова.
ПАМЯТЬ О НЁМ
Почитание и канонизация
Почитался весьма широко как великий молитвенник, чудотворец и прозорливец уже при жизни. В 1880-е из среды его почитателей обособилась группа фанатичных поклонников, получившая наименование иоаннитов, которые почитали его за воплотившегося вновь Христа (что расценивалось как разновидность секты хлыстов; были признаны Святейшим Синодом как секта 25 апреля 1912 года); сам отец Иоанн их отвергал и осуждал, но само её наличие создавало в определённых кругах скандальную репутацию. Значительная часть покаявшихся иоаннитов в 1919 году были приняты митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) в общение с Церковью, а Патриарх Тихон утвердил их общину в Ораниенбауме, рукоположив её члена Алексия Вяткина в 1923 года во священника. По случаю кончины отца Иоанна последовал рескрипт императора Николая II от 25 января 1909 года на имя митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), во исполнение которого святейший синод издал определение от 28 января того же года. В нём, в частности, предписывалось творить ежегодное «молитвенное поминовение» протоиерея Иоанна Сергиева в день его кончины, а в текущий год — в сороковой день по смерти: «28 сего января совершить в Иоанно-Богословском города Спнкт-Петербурга женском монастыре, месте погребения почившего, заупокойную литургию, а после оной, по прочтении высочайшего рескрипта, полным составом святейшего синода панихиду по усопшем.». Определённую роль в распространении почитания Иоанна Кронштадтского в русском зарубежье сыграл Яков Илляшевич, более известный под псевдонимом Сурский. Распоряжение председателя архиерейского синода митрополита Антония (Храповицкого) (Русская Зарубежная Церковь) от 28 сентября/11 октября 1929 года предписывало в связи с 100-летием со дня рождения «великого молитвенника земли русской, праведника отца протоиерея Иоанна Сергиева» совершить 19 октября 1929 года литургию и «молитвенное поминовение в Бозе почившего отца Иоанна Кронштадтского». Впервые вопрос о канонизации Иоанна Сергиева в Русской Зарубежной Церкви был поднят в ноябре 1950 года бывшим графом А.А.Соллогубом, выступившим с инициативой подать прошение от мирян митрополиту Анастасию (Грибановскому) рассмотреть вопрос о канонизации на проходившем тогда в Нью-Йорке Архиерейском соборе РПЦЗ (первом на территории США); Архиерейский Собор в ответ на прошение благословил создать при Архиерейском Синоде комитет по увековечению памяти о. Иоанна Кронштадтского, состоящий из духовенства и мирян под председательством архиепископа Брюссельского и Западноевропейского Иоанна (Максимовича). 2 января 1951 года, после панихиды по отцу Иоанне в Вознесенском соборе Нью-Йорка, Соллогубом был прочитан доклад, в котором перечислялся ряд случаев чудотворений по молитвам отца Иоанна Сергиева; доклад заключался призывом: «Да будет канонизация отца Иоанна Кронштадтского символом воскресения великой России, Русской Православной Церкви и всего русского народа.» Ожидалось, что решение о прославлении может быть принято архиерейским собором РПЦЗ в октябре 1953 года; однако, собор решил отложить канонизацию до времени, когда возможно будет созвать Поместный собор всей русской церкви. В июне 1964 года в Нью-Йорке Собор епископов РПЦЗ постановил : «1. Признать праведного отца Иоанна Кронштадтского Божиим Угодником, причисленным к лику Святых, в земле Российской просиявших; 2. Совершить торжественное прославление его 19 октября сего года в день памяти преп. Иоанна Рыльского, имя которого он носил от крещения; <…>» Послание митрополита Филарета (Вознесенского) (первоиерарх РПЦЗ с 27 мая того же года) от 1 ноября 1964 года по случаю прославления отца Иоанна подчёркивало правомерность такого акта и призывало «русских православных людей», вне зависимости от юрисдикции, прибегать к молитвенной помощи святого угодника. Был прославлен РПЦ для общецерковного почитания 8 июня 1990 года на Поместном Соборе РПЦ, на котором также был избран на Патриарший престол митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер). 31 октября — 2 ноября 2009 года в Санкт-Петербурге прошли торжества, посвященные 180-летию со дня рождения и 100-летию со дня его кончины, в которых приняли участие представители 144 храмов всего мира, ему посвященных; малой планете № 16395 было присвоено имя «Иоанн Праведный». Мощи праведного Иоанна Кронштадтского покоятся под спудом в Иоанновском монастыре на реке Карповке; здесь же находятся известная икона святого Иоанна с его епитрахилью и его облачения. Частица епитрахили имеется также в Троице-Измайловском соборе Санкт-Петербурга, в иконе, являющейся точным списком с монастырской иконы. Также в Ферапонтовом монастыре находится фелонь отца Иоанна, в которой он совершал там богослужения в 1906—1907 гг.
Храмы, посвящённые Иоанну Кронштадтскому
Иоанну Кронштадтскому посвящены храмы: при Сурском женском монастыре Иоанна Кронштадского в селе Сура Архангельской области; храм Иоанна Кронштадтского в Санкт-Петербурге; храм Иоанна Кронштадтского в Мелитополе; при Поморском государственном университете в Архангельске; в посёлке Березник, Архангельская область; в Мытищах (Московская область); в Гамбурге; в Сан-Диего, Калифорния, США; в Балабанове Калужской области; в Рязани; в Запорожье; в Костроме; во Владивостоке; в Выхине-Жулебине (Москва); в Черёмушках (Москва); в Головинском районе Москвы (на Кронштадтском бульваре); при Ростовском государственном университете путей сообщения в Ростове-на-Дону; в Волгограде; в Чебоксарах; в Электростали; в Домодедове (Московская область); в посёлке Кислуха (Алтайский край), женский монастырь; в Пестове (Новгородская область.); в Жигулёвске Самарской области; в посёлке Алексеевка Хвалынского района Саратовской области в Свято-Иоанновском женском монастыре; в посёлке Красный Ключ в Нижнекамском районе Татарстана; в Киеве; в Татарске Новосибирской области; в Соколе Вологодской области; в Нижнем Новгороде (храмовый комплекс в микрорайоне Щербинки-2 объединяет два храма: в честь великомученика и целителя Пантелеимона и в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского (освящён в 2013 году).
Памятники Иоанну Кронштадтскому
17 мая 2008 года был установлен первый памятник Иоанну Кронштадтскому работы Андрея Соколова. Памятник стал частью мемориального комплекса святого Иоанна Кронштадтского, в который входит мемориальная квартира, скверик, Андреевская улица, камень на месте Андреевского собора. Открытие монумента положило начало череде мероприятий, посвящённых 100-летию со дня преставления и 180-летию со дня рождения святого праведного. 1 ноября 2012 года, в день памяти Иоанна Кронштадтского, в Иркутске открыт памятник, идентичный кронштадтскому. Открытие монумента состоялось у храма Ксении Петербургской и Иоанна Кронштадтского на улице 1-й Советской. 14 июня 2015 года в Москве, в день 25-летия канонизации святого во Влахернском благочинии был открыт первый в Москве памятник Всероссийскому пастырю. Скульптором выступил Андрей Голубев, инициатором установки монумента — приход храма праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине. В апреле 2018 года началось создание 4-метровой бронзовой статуи Иоанна Кронштадтского для Воронежа, руководителем проекта выступил скульптор Салават Щербаков. Копии воронежского памятника планировалось установить также на территории Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (Нью-Йорк, США) и в Гамбурге на территории храма святого праведного Иоанна Кронштадтского, однако позднее эту идею изменили в пользу трёх оригинальных работ. 6 февраля 2019 года памятник был открыт в парковой зоне храма Ксении Петербургской, около часовни Иоанна Кронштадтского.
8 сентября 2019 года предстоятель Русской православной церкви заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) совершил чин освящения трёхметрового бронзового памятника Иоанну Кронштадтскому, установленного у входа в Иоанно-Предтеченский храм в Вашингтоне. Скульптура изображает праведного Иоанна в виде служащего священника в полном облачении, в левой руке он держит потир, а правой благословляющей рукой указывает на чашу.
Остров Иоанна Кронштадтского
В июне 2019 года распоряжением Правительства Российской Федерации острову, входящему в состав Валаамского архипелага Ладожского озера, присвоено наименование «остров Иоанна Кронштадтского».
Памятная монета
В 2012 году остров Ниуэ выпустил в обращение памятную монету номиналом 1 новозеландский доллар с изображением на её оборотной стороне праведного Иоанна Кронштадтского на фоне кронштадтского Андреевского собора. Монета изготовлена из серебра 925 пробы, весом 28,28 грамма и тиражом 5000 экземпляров.
Иное
Имя «Иоанн Кронштадтский» с 1897 по 1907 год носил российский пароход. Имя «Иоанн Кронштадтский» с 2017 года носит новый катер связи проекта 21270 Военно-Морского Флота Российской Федерации.
«Иоанновская семья»
В 2009 году во многих странах торжественно праздновали 100-летие со дня кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского. В связи с этой юбилейной датой приход Иоанновского монастыря Санкт-Петербурга 1—2 ноября 2009 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла организовал и провёл праздник «Прииди и виждь». Священнослужители и миряне, собравшиеся там, не только помолились у гробницы Всероссийского пастыря, но могли обсудить также планы совместных начинаний, направленных на прославление трудов Иоанна Кронштадтского. Так родилась «Иоанновская семья» — неформальное содружество Иоанновских приходов, связанных желанием помогать друг другу, совместно трудиться и молиться друг за друга. В начале 2016 года для работы с «Иоанновской семьёй», которая собралась в полном составе на Юбилейных торжествах, был образован благотворительный фонд «Иоанновская семья».