• Авторизация


29 октября родились... 29-10-2025 04:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[523x699]
1880
Абрам Федорович Иоффе
выдающийся советский физик, один из создателей советской физической школы, пионер исследований полупроводников, академик Академии Наук СССР. Родился в городе Ромны ныне Сумской области (Украина), в семье купца второй гильдии Файвиша (Фёдора Васильевича) Иоффе и домохозяйки Рашели Абрамовны Вайнштейн. Еврей. В 1888-1897 годах учился в реальном училище. По его окончании он переезжает в Санкт-Петербург и поступает в Санкт-Петербургский технологический институт, который оканчивает в 1902 году. С 1903 года продолжает свое образование в Мюнхенском университете под руководством одного из лучших экспериментаторов того времени, первого лауреата Нобелевской премии по физике, В.К.Рентгена. В годы работы в лаборатории Рентгена (1903-1906) А.Ф.Иоффе выполнил ряд крупных исследований. К их числу нужно отнести прецизионный эксперимент по определению «энергетической мощности» радия. Работы А.Ф.Иоффе по механическим и электрическим свойствам кристаллов, выполненные в мюнхенские годы, носили систематический характер. В процессе их проведения на примере кристаллического кварца им был изучен и правильно объяснен эффект упругого последействия. Изучение электрических свойств кварца, влияния на проводимость кристаллов рентгеновских лучей, ультрафиолетового и естественного света привели А.Ф.Иоффе к открытию внутреннего фотоэффекта, выяснению пределов применимости закона Ома для описания прохождения тока через кристалл и исследованию своеобразных явлений, разыгрывающихся в приэлектродных областях. Все эти работы Иоффе закрепили за ним репутацию физика, глубоко вдумывающегося в механизмы изучаемых им процессов и с исключительной точностью проводящего опыты, расширяющие представления об атомно-электронных явлениях в твердых телах. После блестящей защиты докторской диссертации в Мюнхенском университете в 1905 году А.Ф.Иоффе отказывается от предложения своего учителя Рентгена остаться в Мюнхене для продолжения совместных исследований и преподавательской работы и возвращается в Россию. С 1906 года А.Ф.Иоффе начал работу в должности старшего лаборанта в Санкт-Петербургском политехническом институте. В физической лаборатории института Иоффе в 1906-1917 годах были выполнены блестящие работы по подтверждению эйнштейновской квантовой теории внешнего фотоэффекта, доказательству зернистой природы электронного заряда, определению магнитного поля катодных лучей. В 1911 году А.Ф.Иоффе определил заряд электрона, использовав ту же идею, что и Р.Милликен: в электрическом и гравитационном полях уравновешивались заряженные частицы металла (в опыте Милликена – капельки масла). Однако эту работу Иоффе опубликовал в 1913 году (Милликен опубликовал свой результат несколько раньше, поэтому в мировой литературе эксперимент получил его имя). Первая работа Иоффе, составившая предмет его магистерской диссертации, была посвящена элементарному фотоэлектрическому эффекту и относилась к тому же кругу классических исследований, что и работы Дж.Томсона и Р.Милликена по определению заряда электрона. Он доказал реальность существования электрона независимо от остальной материи, определил абсолютную величину его заряда, исследовал магнитное действие катодных лучей, представляющих собой поток электронов, доказал статистический характер вылета электронов при внешнем фотоэффекте. В 1913 году, после защиты магистерской диссертации в Санкт-Петербургском университете, он был избран экстраординарным профессором. За эти и некоторые другие исследования Академия наук в 1914 году наградила А.Ф.Иоффе премией имени С.А.Иванова. К этим важнейшим циклам исследований А.Ф.Иоффе необходимо добавить еще два: одно из них – теоретическая работа ученого, посвященная тепловому излучению, в которой получили дальнейшее развитие классические исследования М.Планка. Другая работа также была выполнена им в физической лаборатории Политехнического института в соавторстве с преподавателем этого института М.В.Миловидовой-Кирпичевой. В работе исследовалась электропроводность ионных кристаллов. Результаты исследований по электропроводности ионных кристаллов были впоследствии, уже после окончания первой мировой войны, с блеском доложены А.Ф.Иоффе на сольвеевском конгрессе 1924 года, вызвали оживленную дискуссию у его знаменитых участников, и получили их полное признание. В это же время он становится деятельным членом Отделения физики Русского физико-химического общества, сотрудничая с выдающимся голландским физиком-теоретиком П.Эренфестом, работавшим тогда в Санкт-Петербурге. При этом он не прекращает исследования, начатые еще в Мюнхене. К этому периоду относятся его работы по изучению рентгеновских лучей и электрических свойств диэлектриков, элементарного фотоэлектрического эффекта и магнитного поля катодных лучей, механической прочности твердых тел и способов ее повышения. Следующим обширным исследованием Иоффе было продолжение его работы, выполненной в лаборатории Рентгена. Оно было посвящено изучению упругих и электрических свойств кварца и некоторых других кристаллов и легло в основу его докторской диссертации. Обе эти работы отличали феноменальная скрупулезность и аккуратность, а также неизменное стремление свести все наблюдаемые эффекты в единую стройную схему – черты, присущие всем ученикам школы Иоффе. После защиты докторской диссертации (Петроградский университет, 1915) А.Ф.Иоффе становится профессором кафедры общей физики. Наряду с интенсивной исследовательской работой, А.Ф.Иоффе много сил и времени уделял преподаванию. Он читал лекции не только в Политехническом институте, профессором которого стал в 1915 году, но также на известных в городе курсах П.Ф.Лесгафта, в Горном институте и в университете. Однако самым главным в этой деятельности Иоффе была организация в 1916 году семинара по физике при Политехническом институте. Именно в эти годы А.Ф.Иоффе – сначала участник, а потом и руководитель семинара – выработал тот замечательный стиль ведения такого рода собраний, который создал ему заслуженную известность и характеризовал его как главу школы. Семинар Иоффе в Политехническом институте по праву считается важнейшим центром кристаллической физики. Широкий кругозор и способность предвидения, выдающийся талант ученого и организатора дали Иоффе возможность воспитать большой отряд физиков, показать значение физики для техники и народного хозяйства. Из школы Иоффе вышли известные советские физики, многие из которых сами стали основателями собственных школ: Нобелевские лауреаты П.Л.Капица и Н.Н.Семенов, академики А.П.Александров, А.И.Алиханов, Л.А.Арцимович, И.К.Кикоин, И.В.Курчатов, П.И.Лукирский, И.В.Обреимов, Ю.Б.Харитон, член-корреспондент Академии Наук СССР Я.И.Френкель, академик Академии Наук Украинской ССР А.К.Вальтер, В.Е.Лашкарев, А.И.Лейпунский, К.Д.Синельников и многие другие. По инициативе А.Ф.Иоффе в октябре 1918 года был создан физико-технический отдел в Рентгенологическом и радиологическом институте в Петрограде, реорганизованный в 1921 году в Физико-технический институт, который более трех десятилетий и возглавлял А.Ф.Иоффе. В 1918 году он избирается членом-корреспондентом, а в 1920 году – действительным членом Российской Академии наук. Наряду с созданием ФТИ А.Ф.Иоффе принадлежит заслуга организации в 1919 году при Политехническом институте факультета нового типа: физико-механического, деканом которого он также был более 30 лет. Факультет стал прообразом учебных заведений такого типа в стране. По его инициативе начиная с 1929 года были созданы Физико-технические институты в крупных промышленных городах (Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Томске), Институт химической физики Академии Наук СССР. Научная работа А.Ф.Иоффе была сосредоточена в стенах ФТИ, одной из лабораторий которого он неизменно заведовал. В 1920-е годы основным направлением работы было изучение механических и электронных свойств твердого тела. Во многих статьях, вышедших из стен ФТИ в 1920-1940-х годах, фамилии Иоффе нет в числе авторов, хотя его вклад в них виден любому специалисту. Исключительная научная щедрость ученого отвечала его моральным принципам и была составляющей «искусства руководить молодыми сотрудниками», о котором написал его ученик, Нобелевский лауреат Н.Н.Семенов: «Если ты хочешь, чтобы ученик занялся разработкой какой-либо новой идеи, сделай это незаметно, максимально стараясь, чтобы он как бы сам пришел к ней, приняв ее за свою собственную... Не увлекайся чрезмерным руководством учениками, давай им возможность максимально проявить инициативу, самим справляться с трудностями». В 1919-1923 годах А.Ф.Иоффе – председатель Научно-технического комитета петроградской промышленности, в 1924-1930 годах – председатель Всероссийской ассоциации физиков. С 1925 года – действительный член Академии Наук СССР, в 1927-1929 и 1942-1945 годах – вице-президент Академии Наук СССР. Еще одна область исследований, где Иоффе были получены важные результаты, – физика кристаллов. В 1916-1923 годах он изучал механизм проводимости ионных кристаллов, в 1924 году – их прочность и пластичность. Совместно с П.С.Эренфестом обнаружил «квантовый» характер сдвигов при данной нагрузке, получивший теоретическое объяснение лишь в 1950-е годы, а также открыл явление «упрочнения» материала (эффект Иоффе) – «залечивания» поверхностных трещин. Свои работы по проблемам физики твердого тела Иоффе обобщил в известной книге «Физика кристаллов», написанной по материалам лекций, прочитанных им в 1927 году во время длительной командировки в США. В 1932 году А.Ф.Иоффе основал в Ленинграде Агрофизический институт, который возглавлял до 1960 года. Начало 1930-х годов ознаменовалось переходом ФТИ на новую тематику. Одним из основных направлений стала ядерная физика. А.Ф.Иоффе, наблюдая стремительный подъем этой области физики, быстро оценил её грядущую роль в дальнейшем прогрессе науки и техники. Поэтому с конца 1932 года физика ядра прочно вошла в тематику работ ФТИ. Собственная научная работа А.Ф.Иоффе с начала 1930-х годов сосредоточилась на другой проблеме – проблеме физики полупроводников, и его лаборатория в ФТИ стала лабораторией полупроводников. Первая работа в этой области была выполнена самим Иоффе совместно с Я.И.Френкелем и касалась анализа контактных явлений на границе металл – полупроводник. Ими объяснялось выпрямляющее свойство такого контакта в рамках теории туннельного эффекта, получившей развитие 40 лет спустя при описании туннельных эффектов в диодах. Работы по фотоэффекту в полупроводниках привели Иоффе к смелой гипотезе, что полупроводники способны обеспечить эффективное преобразование энергии излучения в электрическую энергию, что послужило предпосылкой к развитию новых областей полупроводниковой техники – созданию фотоэлектрических генераторов (в частности, кремниевых преобразователей солнечной энергии – «солнечных батарей»). Эти исследования положили начало целым направлениям в физике полупроводников, успешно развиваемым в последующие годы его учениками. За исследования в области полупроводников в 1942 году А.Ф.Иоффе был удостоен Сталинской премии. Иоффе и его учениками была создана система классификации полупроводниковых материалов, разработана методика определения их основных свойств. Изучение термоэлектрических свойств полупроводников послужило началом развития новой области техники – термоэлектрического охлаждения. В Институте полупроводников была разработана серия термоэлектрических холодильников, которые широко применяются во всем мире для решения ряда задач в радиоэлектронике, приборостроении, космической биологии и т.д. В годы войны А.Ф.Иоффе участвовал в строительстве радиолокационных установок в Ленинграде, во время эвакуации в Казани был председателем Военно-морской и Военно-инженерной комиссий. Максимальное приближение к практике результатов, достигнутых в фундаментальных областях знания, широчайшее распространение этих знаний – таким было стремление А.Ф.Иоффе. Особенно яркой была инициатива Иоффе в создании знаменитой Лаборатории № 2 (будущего Института атомной энергии, а ныне Курчатовского центра), где в годы войны начались работы по созданию ядерного оружия. Не менее важным стало и предложение А.Ф.Иоффе поставить во главе этих исследований одного из своих учеников – И.В.Курчатова. В декабре 1950 года, во время кампании по «борьбе с космополитизмом», А.Ф.Иоффе был снят с поста директора и выведен из состава ученого совета института. В 1952-1955 годах возглавлял лабораторию полупроводников Академии Наук СССР. В 1954 году на основе лаборатории организован Институт полупроводников Академии Наук СССР, которым академик Иоффе руководил до конца своей жизни. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1955 года Иоффе Абраму Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». А.Ф.Иоффе – автор множества монографий и учебников. Большой популярностью пользовались его Лекции по молекулярной физике (1919), им был написан 1-й том Курса физики – «Основные понятия из области механики. Свойства тепловой энергии. Электричество и магнетизм» (1927, 1933, 1940), а также (совместно с Н.Н.Семёновым) первая часть 4-го тома «Молекулярная физика» (1932, 1935), «Основные представления современной физики» (1949), «Физика полупроводников» (1957). В середине 1930-х годов под руководством Иоффе прошло обсуждение принципов построения курса физики для технических вузов; одним из результатов этих бурных дискуссий стало издание замечательного курса общей физики Г.С.Ландсберга. Подводя итоги многолетней деятельности академика А.Ф.Иоффе, можно выделить главные достижения его научной работы: измерение заряда электрона; обнаружение и измерение магнитного поля катодных лучей; открытие внутреннего фотоэффекта кристаллов; открытие и исследование механизма электропроводности ионных кристаллов; объяснение величины реальной прочности кристаллов («эффект Иоффе»); открытие эффекта прерывистой деформации кристаллов, сопровождаемой акустической эмиссией; создание теории туннельного выпрямления на границе металл-полупроводник; исследование электропроводности полупроводников в сильных и слабых полях. Кроме научных достижений важнейшей его заслугой считается создание советской школы физиков, из которой вышли многие крупные советские учёные. По разнообразию проблем, которыми в 1920-1930-е годы занимались её представители, по своей многочисленности, по полученным этой школой и её главой результатам, она является едва ли не самой крупной физической школой, сформировавшейся в XX веке. Во многом успехи школы Иоффе были предопределены личными качествами ученого – его большим талантом физика-экспериментатора, его выдающимися организаторскими способностями, его способностью быстро и точно ориентироваться в сложных проблемах новой физики, рождавшейся в то время, его чутьем к новому. Его выдающиеся личные качества привлекали к нему многочисленных учеников не только со всей нашей страны, но и из-за границы. Скончался 14 октября 1960 года в своём рабочем кабинете, две недели не дожив до своего 80-летия.
[525x700]
Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). На его могиле установлен памятник работы М.К.Аникушина. Награжден 3 орденами Ленина. Заслуженный деятель науки РСФСР (1933), лауреат Сталинской премии (1942), Ленинской премии (посмертно, 1961). Член-корреспондент Геттингенской (1924), Берлинской (1928) Академии Наук. Почетный член Американской Академии наук и искусств в Бостоне (1958), Академии Наук Германии «Леопольдина» (1958), Индийской Академии Наук (1958). Член Итальянской Академии Наук (1959). Почетный доктор Калифорнийского университета (1928), Сорбонны (1945), университетов Граца (1948), Бухареста и Мюнхена (1955). Почетный член Французского, Британского и Китайского физических обществ. Почетный член Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1956). В ноябре 1960 года имя А.Ф.Иоффе присвоено Физико-техническому институту Академии Наук СССР. Перед зданием института в 1964 году установлен бюст А.Ф.Иоффе, на зданиях, где он работал, установлены мемориальные доски. Также мемориальная доска установлена за здании бывшего реального училища в городе Ромны, где учился А.Ф.Иоффе (ныне школа № 2). В 2005 году в ознаменование 125-й годовщины со дня рождения А.Ф.Иоффе в этой школе был проведен международный научный семинар «прошлое, сегодняшнее и будущее термоэлектрики». В 1988 году в его честь названо научно-исследовательское судно Академии Наук СССР. Его именем названы малая планета, кратер на Луне, площадь в Санкт-Петербурге, улицы в Адлерсхофе (Германия) и Ромнах (Украина).
[451x699]
Бюст установлен в городе Санкт-Петербург перед зданием Физико-технического института имени А.Ф.Иоффе Российской академии Наук. Открыт в 1964 году.
[506x700]
Мемориальная доска установлена в городе Ромны Сумской области (Украина) на здании бывшего реального училища (ныне школа №2 имени академика А.Ф.Иоффе; улица Соборная, 33), в котором в 1888-1897 годах учился А.Ф.Иоффе.
[700x492]
Памятная доска установлена в городе Ромны Сумской области (Украина) на здании школы №2 имени академика А.Ф.Иоффе (улица Соборная, 33).
[700x517]
Вывеска установлена на здании Роменской специализированной общеобразовательной школы 1-3 ступеней №2 имени академика А.Ф.Иоффе (улица Соборная, 33).
[700x506]
Научно-исследовательское судно Научно-исследовательское судно «Академик Иоффе». Принадлежит Институту океанологии имени П.П.Ширшова Российской Академии Наук. Построено в 1988 году.
[543x700]
Мемориальная доска установлена в городе Санкт-Петербург на здании Физико-технического института имени А.Ф.Иоффе (набережная Кутузова, 10), в котором в 1952-1960 годах работал учёный. Открыта в 1961 году.
[525x700]
Мемориальная доска установлена в городе Санкт-Петербург на здании Физико-Технического института имени А.Ф.Иоффе (площадь Академика Иоффе).
[525x700]
Мемориальная доска установлена в городе Сакт-Петербург на здании 2-го учебного корпуса Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета (улица Политехническая, 29) (архитектор Е.П.Линцбах, 1963 г.).
[494x700]
Почтовая марка, выпущенная к столетию со дня рождения А.Ф.Иоффе.
Сочинения: Физика Москва-Ленинград, 1929; Физика полупроводников, 2-е издание, Москва-Ленинград, 1957; Основные представления современной физики, Ленинград-Москва, 1949. Литература: Френкель Я.И., Академик Абрам Федорович Иоффе (К 60-летию со дня рождения), "Вестник Академии Наук СССР", 1940, № 10; Сборник, посвященный семидесятилетию академика А.Ф.Иоффе, Москва, 1950; Кикоин И.К. и Соминский М.С., Абрам Федорович Иоффе (К восьмидесятилетию со дня рождения), "Успехи физических наук", 1960, том 72. выпуск 2; Соминский М.С., Абрам Федорович Иоффе, Москва-Ленинград, 1964.

Lubowicz (501x700, 250Kb)
1880
Артемий (Артём) Моисеевич Любович
советский государственный деятель, участник революционного движения, нарком почт и телеграфа РСФСР и СССР. Член ВКП(б) с марта 1917 года.Родился в городе Житомир, Волынская губерния, Российская империя. Сын строительного десятника (мещанина). В 1894 году окончил двуклассное городское училище в Житомире. 1896—1902 гг. — телеграфист в Житомире, затем в Киеве. 1902—1906 гг. — рядовой-телеграфист 2-й искровой роты. 1906—1914 гг. — телеграфист в Киеве, затем в Бердичеве (с 1908 года) и Белой Церкви (с 1912 года). 1914—1917 гг. — мобилизован в армию: служил рядовым 6-го железнодорожного батальона, затем телеграфистом Кронштадтской телеграфной роты. В 1917 году — член Кронштадтского комитета РСДРП(б), председатель Совета солдатских и матросских депутатов, делегат VII (Апрельской) Всероссийской конференции и VI и VII съездов РКП(б), член Петроградского ВРК на Главном телеграфе и комиссар Кексгольмского резервного полка. После Октябрьской революции редактор газеты «Известия Кронштадтского Совета», затем член коллегии наркомата почт и телеграфов и заместитель наркома. Январь — май 1918 г. — председатель Кронштадтского комитета РСДРП(б). 1918—1919 гг. — председатель Всероссийского Союза работников связи. 1919—1920 гг. — заместитель наркома почт и телеграфов РСФСР и начальник Управления связи РККА. 1920—1921 гг. — исполняющий обязанности народного комиссара почт и телеграфов РСФСР. с 1923 г. — заместитель наркома почт и телеграфа СССР. 1927—1928 гг. — исполняющий обязанности народного комиссара почт и телеграфа СССР. 1928—1934 гг. — уполномоченный наркомата связи СССР по Дальнему Востоку, Восточной Сибири. 1934—1935 гг. — в распоряжении ЦК ВКП(б). 1935—1937 гг. — заместитель председателя СНК Белорусской ССР и председатель Госплана республики. Делегат VII, X, XV съездов партии. Арестован 5 июля 1937 года. В мемуарах белорусского партийного работника Я.И.Дробинского описаны методы следствия в Минской центральной тюрьме в 1938 г.:
«В десять его вновь провели через этот коридор, в эту комнату — но какая разница! Днем это был тихий коридор, тихие кабинеты, в которых аккуратные, прилизанные люди листали папки. Вечером Андрей шел, как сквозь строй, — крики истязаемых, площадная брань истязующих неслись из всех комнат. Где-то промелькнуло лежавшее на полу тело. Андрей увидел побагровевшее знакомое лицо. Это был Любович — старый большевик, заместитель председателя Совнаркома республики, председатель Госплана. Он был в первом правительстве, созданном Лениным в октябре 1917 г. Он вошел туда как заместитель наркома связи Подбельского. Он был членом Малого Совнаркома, работал с Лениным. Сейчас он лежал на полу, его хлестали резиной, и он, старый шестидесятилетний человек, кричал: „Мама!“ Мгновенье, но оно врезалось в память навсегда». — Яков Дробинский. "Хроника одного следствия /август 1937 - декабрь 1939 гг./", страница85
Осуждён 28 июня 1938 года военной коллегией Верховного суда СССР к высшей мере наказания. Обвинение: статьи 69, 79, 76 (участие в антисоветских правых организациях, вредительство в промышленности и сельском хозяйстве). Расстрелян в городе Москва, РСФСР, СССР, в тот же день, похоронен в Минске. Реабилитирован 29 февраля 1956 года военной коллегией Верховного суда СССР.
Память
18 апреля 2013 года в Житомире на здании городской гимназии № 3 (бывшем городском училище) открыта мемориальная доска А.М.Любовичу. Источники:Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923—1991 гг. Москва, 1999.

Jean_Alexandru_Steriadi (474x700, 269Kb)
1880
Жан Александр Стериади (румынское имя — Jean Alexandru Steriadi)
румынский художник, график и литограф. Родился в городе Бухарест, Румыния. В 1897—1901 годах Ж.Стериади изучает живопись и рисунок и бухарестской Школе изящных искусств (Scoala de Arte Frumoase). Затем, в 1901 году он поступает в Академию художеств в Мюнхене. Здесь он учится под руководством таких мастеров, как Вильгельм фон Диц, Габриэль фон Хакль, Эрнст Нойман и Генрих Вольф. Период с 1903 по 1906 год художник проводит в Париже, где учится в академии Жюлиана в классе Жан-Поля Лорана. После возвращения на родину Ж.Стериади, в 1906 году, проводит в бухарестском Атенее (Ateneul Roman) свою первую персональную выставку. Позднее был профессором живописи, дизайна и графики в бухарестской Школе изящных искусств, был президентом художественного общества Tinerimea Artistica, избирался в действительные члены румынской Академии. Ж.Стериади был выдающимся художником-портретистом, оставившим после себя мастерские изображения известных деятелей румынской культуры — поэтов и писателей Александру Мачедонски, Александру Влахуцэ, художника Штефана Лучиана и др. Был также талантливым карикатуристом и мастером литографии. Одной из последних работ художника был автопортрет, законченный в 1956 году. Умер в родном городе 23 ноября 1956 года.
Галерея
Jean_Alexandru_Steriadi01 (700x549, 390Kb)
Малярши
Jean_Alexandru_Steriadi02 (700x551, 381Kb)
Суда в порту Брэила

Otto Flake (497x700, 201Kb)
1880
Отто Флаке (немецкое имя — Otto Flake; 29 октября 1880, Мец — 10 ноября 1963, Баден-Баден) —
немецкий писатель и эссеист. Родился в городен Мец, в принадлежавшей тогда Германской империи Лотарингии. Окончил гимназию в Кольмаре, затем изучал германистику, философию и историю культуры во Страсбургском университете. Вместе с Рене Шикеле участвовал в работе группы творческой интеллигенции «Молодой Эльзас» (Das jüngste Elsaß). Начал свою профессиональную деятельность, находясь в Париже и в Берлине как сотрудник издания «Neue Rundschau». В период, предшествовавший Первой мировой войне, писатель много путешествует, о чём пишет в своём сборнике эссе «Книга логики» (Das Logbuch, издана в 1917). В 1914 году в Константинополе он знакомится с немецкими журналистами Фридрихом Шрадером и Максом Рудольфом Кауфманом, и в дальнейшем они ездят вместе по Турции. Во время Первой мировой войны О.Флаке был направлен в гражданскую администрацию оккупированного немцами Брюсселя, где находится в тесном контакте с работающими там также немецкими литераторами — Готфридом Бенном, Фридрихом Айзенлором, Карлом Эйнштейном и др. Перед самым окончанием войны, в начале 1918 года некоторое время возглавляет отдел фельетонов в берлинской Нойе Альгемайне Цайтунг, позднее переезжает в Цюрих и присоединяется там к художественному движению дадаистов. В 1920 году в свет выходит его перевод романа О. де Бальзака «Утраченные иллюзии». В 1928, после высылки из Южного Тироля, писатель со своей семьёй возвращается в Германию и селится в Баден-Бадене. После прихода в Германии в 1933 году к власти национал-социалистов О.Флаке, наряду с 87 другими немецкими писателями, подписывает приветственное письмо А.Гитлеру, за что был решительно осуждён такими авторами, как Б.Брехт, Т.Манн и А.Дёблин. Нужно, впрочем, признать, что таким образом Флаке пытался защитить своего издателя, Самуэля Фишера (бывшего евреем), и жену, наполовину еврейку. После окончания Второй мировой войны в 1945 году О.Флаке работает во французской оккупационной администрации в качестве советника в области культуры Баден-Бадена; как урождённый лотарингец он много делает для восстановления дружественных отношений между французами и немцами. В этот период О.Флаке мало пишет, а то, что выходит — подписывает псевдонимами. В 1954 году ему присуждается премия Иоганна Петера Гебеля земли Баден-Вюртемберг. С 1958 года к писателю возвращается признание читателей, за последующие 28 месяцев в книжной торговле расходятся более 1 миллиона его произведений. Писатель занимался также художественными переводами, в первую очередь французской художественной и исторической литературы: Бальзака, Александра Дюма-сына, Гобино, Монтеня, Лесажа, Д.Дидро, Мирабо и многих других. Умер в городе Баден-Баден, Карлсруэ, Баден-Вюртемберг, ФРГ, 10 ноября 1963 года.
Otto_Flakeгроб (699x700, 767Kb)
Похоронен на главном кладбище Баден-Бадена.
Награды: Командорский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»; Литературная премия Баварской академии изящных искусств (1960). О.Флаке был женат пять раз, в том числе дважды на матери своей дочери Евы-Марии. Фридрих Зибург так описывал О.Флаке: «Моралист с потребностью дать образование человеческой природе, пророк, которому не верили, учитель, за которым не следовали…». В ГДР одно из произведений писателя Конец революции (Das Ende der Revolution, 1920) было внесено в список запрещённой литературы. Сочинения (избранное): Эльзасский вопрос как культурная проблема (Die elsässische Frage als Kulturproblem), in: März. Halbmonatsschrift für deutsche Kultur. Erster Jahrgang 1907; Страсбург и Эльзас. В восьми картинах (Strassburg und das Elsass. Mit acht Vollbildern) 1908; Вокруг эльзасского вопроса (Rund um die elsässische Frage) Karlsruhe-Leipzig, Dreililienverlag, 1911; Французский роман и новелла. История от истоков и до современности (Der französische Roman und die Novelle. Ihre Geschichte von den Anfängen bis zur Gegenwart.) 1912; Шаг за шагом (Schritt für Schritt.) Roman 1912; Пятничный ребёнок (Freitagskind.) Roman. 1913; Карамба. рассказ (Caramba. Erzählung.) Neue Rundschau. Jahrgang 24 von Freie Bühne (Zeitschrift). 11. Heft, November 1913; Пророчество и другие новеллы (Die Prophezeiung und andere Novellen.)1915; Кольцо Горна (Horns Ring.) Roman. 1916; Книга логики (Das Logbuch.) Berlin 1917; Путешествие (Wandlung. Novelle.) Steegemann, Hannover 1919; повторно в: Neue deutsche Erzähler, 1. (Max Brod u.a.) Paul Franke, Berlin o. J. (1930); Город разума (Die Stadt des Hirns.) Roman. 1919, (один из известных экспрессионистских романов в немецкой литературе); Более чем политизация (Politisierung mehr als je), эссе, в: Das Ziel. Jahrbücher für geistige Politik. изд. Kurt Hiller. Jahrbuch 3, 1. Halbband, 1919; Конец революции (Das Ende der Revolution) 1920; Ульрих фон Гуттен, с восемью иллюстрациями (Ulrich von Hutten. Mit 8 Bildbeigaben.) 1920; Германская республика (Republik Deutschland), в: Der Neue Merkur. Monatshefte. 4. Jahrgang. Heft 8, November 1920; Нет и да (Nein und Ja.) 1920, роман о дадаистах Цюриха; Пять тетрадей (Die fünf Hefte.) 1920, также как Вещи времени (Dinge der Zeit) 1921. Здесь автор описывает своё отношение к экспрессионизму и дадаизму; Малая книга логики (Das kleine Logbuch.) 1921; Императрица Ирина. В четырёх частях (Kaiserin Irene. In vier Aufzügen). 1921; Пандемониум. Философия идентичности (Pandämonium. Eine Philosophie des Identischen). 1921; Моральная идея. Критическое исследование (Die moralische Idee. Eine kritische Untersuchung). 1921; Новоантичное мировоззрение (Das neuantike Weltbild). 1922; Die Simona (извлечение из «Die Stadt des Hirns») 1922; Романы о Руланде: Ruland (1922); Детство (Eine Kindheit); Добрый путь (Der gute Weg, 1924); Villa U.S.A. (1926); Друг мира (Freund aller Welt) (1928); Рассказы (Erzählungen) 1923, содержит: между бойнями (Zwischen den Schlachten), Гепард (Der Gepard), Мальчик (Der Knabe), Брат (Bruder), Императрица (Die Kaiserin), Byk; Несовершенство мира. Химия Господа (Die Unvollendbarkeit der Welt. Eine Chemie Gottes). 1923; Немцы (Die Deutschen). 1923; Вторая молодость (Die zweite Jugend). рассказ 1924; У доброго европейца. 12 хроник Верренвага (Zum guten Europäer. Zwölf Chroniken Werrenwags). 1924; Летний роман (Sommerroman) 1927; Распознавший. Философия быть свободным (Der Erkennende. Philosophie der Freiwerdung). 1927; Наше время (Unsere Zeit). 1927;Эротическая свобода (Die erotische Freiheit). 1928; Время пришло… (Es ist Zeit …) 1929; Знаменитые дамы эпохи барокко. Исторические портреты (Große Damen des Barock. Historische Portraits). 1929; Маркиз де Сад. Со ссылкой на Ретифа де ла Бретона (Marquis de Sade. Mit einem Anhang über Retif de la Bretonne). 1930; Выезд и возвращение. рассказы и дорожные заметки (Ausfahrt und Einkehr. Erzählungen und Reiseskizzen). 1930; Криста. Детский роман (Christa. Ein Kinderroman). 1931; История Мариетты (Die Geschichte Mariettas). 1931; Баланс. Попытка духовного обновления (Bilanz. Versuch einer geistigen Neuordnung). 1931; Мария в саду на крыше, и другие сказки (Maria im Dachgarten, und andere Märchen). 1931; Монтихо, или Поиск нации (Montijo oder Die Suche nach der Nation). Roman 1931; Французская революция (Die französische Revolution). 1932; Шаг за шагом (Schritt für Schritt). Roman 1932; Гортензия, или Возвращение в Баден-Баден и(Hortense oder die Rückkehr nach Baden-Baden). 1933; Страссбургский пряник, и другие сказки (Der Strassburger Zuckerbeck und andere Märchen). 1933; Дочь Норы (Die Töchter Noras). 1934; Молодой Монгивер (Die junge Monthiver). 1934; Ансельм и Верена (Anselm und Verena). 1935. Этот роман стал предлогом к запрету приобретать сочинения О.Флаке библиотекам Третьего рейха; Шуточно (Scherzo). 1936; Звёздные ночи на Босфоре (Sternennächte am Bosporus). 1936; Прекрасная Бербель фон Оттенгейм (Schön Bärbel von Ottenheim). 1937; Турецкий Луи. Кратина из времён (Türkenlouis. Gemälde einer Zeit). 1937; Четыре дня (Die vier Tage). 1937; Личности и личины (Personen und Persönchen). Roman. 1938; Страсбург. История немецкого города (Straßburg. Geschichte einer deutschen Stadt). 1940; Купец (Der Handelsherr). Roman 1940; Квинтет (Das Quintett). 1943; Немцы (Die Deutschen). 1946; Ницше. Философское обозрание (Nietzsche. Rückblick auf eine Philosophie). 1946; Заметки о Стендале (Versuch über Stendhal) München 1946; Заметки об Оскаре Уайльде (Versuch über Oscar Wilde). 1946; Князь Пюклер-Мускау (Fürst Pückler-Muskau). в: Karussell. Literarische Monatsschrift. 1.Jg. 1946, Heft 5; Фортунат (Fortunat). (в двух томах: «Горы и долины остаются (Berge und Täler bleiben stehen)», «Люди узнают себя (Menschen begegnen sich») 1946; Человек мира (Ein Mann von Welt) (в двух томах: «Fluctuat nec mergitur», «Оружие Парижа (Wappen von Paris») 1947; Амедей, восемь рассказов (Amadeus. Acht Erzählungen)., в двух томах, том 1; Сыновья, семь рассказов (Die Söhne. Sieben Erzählungen) в двух томах, том 2, 1947; Попутчики (Der Reisegefährte). рассказы 1947; человек на Луне и другие сказки (Der Mann im Mond und andere Märchen), 1947; О пессимизме (Vom Pessimismus). 1947 (под псевдонимом Leo F. Kotta); Якоб Буркхард (Jakob Burckhardt). 1947; Трактат об Эросе (Traktat vom Eros). эссе 1947 (под псевдонимом Leo F. Kotta); Примечания, эссе и сочинения (Zuweisungen. Essais und Aufsätze)., о Якобе Буркхарде, Пюклер-Мускау, Анри Бёйле, И.С.Тургеневе, Генрихе Гейне, Фридрихе Ницше, 1948; Детская страна. Семь сказок (Kinderland. Sieben Märchen.) 1948; Kamilla. 1948; 'Когда ещё были города. малая проза ('Als die Städte noch standen. Kleine Prosa). 1949; Трактат об интенсивных (Traktat vom Intensiven.) 1950 (под псевдонимом Leo F. Kotta); Песочные часы (Die Sanduhr). Roman. 1950; Каспар Хаузер. Предыстория, история, последствия. Оценка фактов (Kaspar Hauser. Vorgeschichte, Geschichte, Nachgeschichte. Der Tatsachenbericht). 1950; Книги о Боденском озере (Die Bücher von Bodensee). 1950; Девочки Монтгивер (Die Monthiver Mädchen). 1950, в трёх вариантах (1936, 1947, 1959); Замок Ортенау (Schloß Ortenau). 1955; Пианист. рассказ (Der Pianist. Erzählung). 1960; Финские ночи. Рассказы (Finnische Nächte. Die Erzählungen). 1960, предисловие Friedrich Sieburg; Будет вечер. Об одной долгой жизни (Es wird Abend. Bericht aus einem langen Leben), автобиография 1960; О женщинах (Über die Frauen)., афоризмы. 1961; Искушение судьи (Die Versuchung des Richters), короткие рассказы; Дерево свободы и гильотина. Эссе, собранные за шесть десятилетий (Freiheitsbaum und Guillotine. Essays aus sechs Jahrzehnten). издатели Rolf Hochhuth, Peter Härtling, 1969. Литература: Peter de Mendelssohn: Zu Otto Flakes 100. Geburtstag. (Nachwort in Es wird Abend.) Fischer TB, 1980, S. 609—614; Ferruccio Delle Cave (издатель): Die Unvollendbarkeit der Welt. Ein Symposium. (über Flake) Edition Rætia, Bozen 1992; Friedrich Sieburg: Otto Flake und die Deutschen. Nachwort in: Otto Flake: Schloß Ortenau. Sommerroman. Old Man. Drei Romane. S. Fischer, Frankfurt 1974 ISBN 9783100211033 S. 777—781; Michael Farin, Raoul Schrott (издатель): Otto Flake und Dada: 1918—1921 (= Vergessene Autoren der Moderne; Bd. 56). Universität-Gesamthochschule Siegen, 1993.

John_DeWitt (579x700, 122Kb)
1881
Джон Ригель Деуитт (John Riegel DeWitt)
американский легкоатлет и игрок в американский футбол, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1904. Родился в городе Филлипсбург, штат Нью-Джерси, США. На Играх 1904 года в Сент-Луисе Деуитт участвовал только в метании молота. С результатом 50,26 м он занял второе место и выиграл серебряную медаль. Умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 28 июля 1930 года.

Hatvany-Ferenc (513x700, 114Kb)
1881
Ференц Хатвани (правильнее Хатвань, венгерское имя — Hatvany Ferenc)
венгерский барон, художник и известный в первой половине XX века коллекционер произведений искусства. Еврей по национальности, крупный сахаропромышленник. Родился в городе Будапешт, Австро-Венгрия, в семье промышленника и мецената барона Шандора Хатвани. Изучал искусство в Будапеште пд руководством Адольфа Феньеша. Позже окончил парижскую Академию Жюлиана. Провёл несколько лет в Италии, Германии и Испании, с 1899 участвовал во многих коллективных выставках за рубежом (в 1912 году в Берлине и Париже), в Венгрии (1914, 1918). Увлекался коллекционированием. В его знаменитой коллекции были картины выдающихся мастеров живописи, среди них, полотна Тинторетто, Сезанна, Пьера Огюста Ренуара, Энгра, Делакруа, Мане, Эль Греко, Коро, Констебла, Гюстава Курбе, Пикассо и др.
Hatvany-Ferencхудожник (700x511, 181Kb)
Хатвани, Ференц - художник и коллекционер, 1958.
В собрании Ф.Хатвани хранились картина «Происхождение мира», купленная им в 1910 году у галереи Бернхайма-младшего в Париже и привезенная в Будапешт, «Обнаженная» Гюстава Курбе и «Подведение лодки к берегу. Брайтон» Джона Констебла. В 1944 году Хатвани сумел поместить своё собрание в банковское хранилище в Будапеште, прежде чем покинуть Венгрию. После освобождения страны вернулся в столицу и обнаружил, что хранилище разграблено, некоторые из картин Хатвани удалось позже выкупить. Часть картин (примерно 5 процентов от общего числа), в том числе, скандально известное полотно Курбе «Происхождение мира», при не вполне ясных обстоятельствах барону удалось вернуть в течение второй половины 1940-х годов. Но «Обнаженная» была найдена только в 2000-м году. В 1947 году он эмигрировал в Париж. В 1955 году «Происхождение мира» была продана на аукционе за 1,5 млн франков (покупателем был психоаналитик Жак Лакан). Картины из коллекции Хатвани до сих пор находятся музеях Будапешта, Лондона, Москвы и Нижнего Новгорода. В 2008 году, «Обнаженная» и «Происхождение мира» из собрания Хавтани, были показаны вместе впервые за шестьдесят с лишним лет. Умер в городе Лозанна, Швейцария, 7 февраля 1958 года.
Картины из коллекции Ференца Хатвани
Hatvany-Ferenc01 (700x588, 314Kb)
«Подведение лодки к берегу. Брайтон» Джона Констебла. 1824
Hatvany-Ferenc02 (700x542, 379Kb)
«Обнаженная» Курбе. 1862
Hatvany-Ferenc03 (700x579, 429Kb)
«Происхождение мира» Курбе. 1866
Hatvany-Ferenc04 (700x544, 388Kb)
«Игра в мяч» Яна Стена. Около 1655

Голохвастов (562x700, 306Kb)
1882
Георгий Владимирович Голохвастов
русский поэт, один из самых значительных представителей русской поэзии первой волны эмиграции в США. Родился в городе Ревель, Российская империя, ныне Таллин, Эстония. Происходил из потомственных дворян Ярославской губернии. В 1902 окончил Пажеский корпус, служил в лейб-гвардейском Егерском полку, участвовал в Первой мировой войне. С конца 1916 служит в Генеральном штабе, в январе 1917, в чине полковника, командирован за границу. После октябрьского переворота принимает решение не возвращаться в Россию. С 1920 живёт в США. В конце 1920-х годов (или несколько позже) был избран председателем Нью-йоркского русского Общества искусств и литературы, в 1937 — вице-председателем Американского Пушкинского комитета. Работал также в нескольких частных компаниях. Умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 15 июня 1963 года. Похоронен на кладбище Новая Коренная пустынь, Махопак, Нью-Йорке.
Творческая деятельность
Стал публиковаться уже в США, хотя писать стихи начал ещё в России. Дебютировал в 1924 в первом коллективном сборнике русских американских поэтов «Из Америки» (вместе с В.Ильяшенко, Д.Магула и Е.Христиани), куда, наряду с другими стихами Голохвастова, вошли около двух десятков септетов, или полусонетов — эту стихотворную форму, впервые применённую Владимиром Ильяшенко, Голохвастов в своём творчестве довёл до совершенства. В 1931 он издал целый том «Полусонетов», включивший триста септетов.
В 1938 вышло в свет главное произведение Голохвастова — эпическая поэма «Гибель Атлантиды» с иллюстрациями А.Н.Авинова. Поэма проникнута историческими, философскими, теософскими, оккультными, мифологическими аллюзиями и доктринами. Поэма восходит как к европейским образцам эпического жанра — «Божественной комедии», «Освобождённому Иерусалиму», «Фаусту», — так и к произведениям Ницше, Шопенгауэра, Вл. Соловьёва, Тютчева. Стихотворения 1930-х гг. вошли в сборники «Жизнь и сны» (1943) и «Четыре стихотворения» (1944). Также в 1944 году в «Новом журнале» опубликована поэма-стилизация «Святая могила», основанная на старинной крымской легенде. Из поэтических переводов Голохвастова до недавнего времени были известны лишь перевод знаменитого стихотворения «Ворон» Э.А По (сборник «Четыре стихотворения») и переложение «Слова о полку Игореве» (1950). В сборник «Жизнь и сны» вошли переводы из Гейне, Шамиссо и др. Посмертные издания: Гибель Атлантиды: Стихотворения. Поэма / Составление, подготовка текста В.А.Резвого; статья А.Воронина; послесловие Е.В.Витковского. — Москва: Водолей Publishers, 2008. — 352 страницы. — (Серебряный век. Паралипоменон); Лебединая песня: Несобранное и неизданное / Составление и подготовка текста В.А.Резвого. — Москва: Водолей, 2010. — 352 страницы. — (Серебряный век. Паралипоменон). Литература: Мансветов В. Литературный блокнот: Гибель Атлантиды // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1941.— 23 февраля (№ 10242).— Страница 8; Франкфурт К. Лицо Нарцисса: Поэма Г.В.Голохвастова // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1941.— 1 июня (№ 10340).— Страница 8; Слоним М. «Жизнь и сны» // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1944.— 23 июля (№ 11775).— Страница 8; Дерюжинский Г. Новый перевод «Слова о Полку Игореве» // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1951.— 10 июня (№ 14290).— Страница 4; Седых А. Они шли лесами: [О книге: Рихтер К.Дебри / Перевод с английского Г.Голохвастова.— Нью-Йорк, 1954] // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1954.— 6 июня (№ 15380).— Страница 8; Гребенщиков Г. «Гибель Атлантиды» // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1957.— 3 марта (№ 15954).— Страница 5; Скончался поэт Г. В. Голохвастов // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1963.— 17 июня (№ 18361).— Страница 1; Алл Н. Георгий Владимирович Голохвастов (11 ноября 1882 — 15 июня 1963) // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1963.— 10 ноября (№ 18507).— Страница 8; Этчес Е.А. Памяти Г.В.Голохвастова // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1965.— 19 июня (№ 19094).— Страница 4; Словарь поэтов Русского зарубежья / Под ред. В. Крейда.— Санкт-Петербург: РХГИ, 1999.— Страницы 77—78. ISBN 5-87516-249-X; Воронин А.А. Русский эпос об Атлантиде Георгия Голохвастова и Атлантическая Традиция // Голохвастов Г.В. Гибель Атлантиды. Стихотворения. Поэма. Москва : Водолей, 2008; Воронин А.А. «Гибель Атлантиды» Георгия Голохвастова // Дельфис. 2009. № 2.

Jean_Giraudoux (492x700, 171Kb)
1882
Жан Жироду (французское имя — Jean Giraudoux; полное имя — Ипполит-Жан Жироду, Hippolyte Jean Giraudoux)
французский драматург и романист, прославившийся своими остросатирическими фантазиями. Ипполит-Жан Жироду родился в коммуне Беллак, департамент Верхняя Вьенна, детство и юность провел в провинции Лимузен. В ранних книгах (сборник рассказов Провинциалки – Provinciales, 1909, и роман Жюльетта в стране мужчин – Juliette au pays des hommes, 1924) прихотливо отразились поэтические воспоминания о жизни родного городка и школе в Шатору, которую Жироду оставил, чтобы продолжить образование в Лаканале под Парижем. Позднее, в Высшей нормальной школе, он сосредоточился на изучении немецкой литературы, стипендиатом проучился год в Мюнхене (1905) и год в Гарвардском университете (1907). Однако рвение к учебе убывало по мере того, как возрастал интерес к писательскому ремеслу. Решив стать профессиональным литератором, Жироду для заработка поступил на службу в Министерство иностранных дел. Жироду всегда очаровывал своих читателей изящным стилем и богатым воображением, но далеко не все, особенно критики его первых сочинений, смогли угадать за внешней легкостью его письма основательность и глубокий ум. К примеру, многие сочли его военные дневники Круг чтения для тени (Lectures pour une ombre, 1917) непростительно легкомысленными, но их отношение могло бы перемениться, знай они, что автор был дважды ранен в бою (Жироду находился в действующей армии с 1914 по 1918). В 1928 Л.Жуве (1887–1951) поставил первую пьесу Жироду Зигфрид (Siegfried, 1928). Творческому союзу Жироду и Жуве был уготован триумф, их дебютная постановка стала вехой в истории французского театра. В недавние годы было принято считать Жироду страдающим философом. Более трезвый взгляд на его творчество позволяет увидеть в нем не столько философа, сколько художника, главная заслуга которого – безупречный и блестящий стиль. Когда в 1939 началась Вторая мировая война, Жироду находился на вершине успеха, достигнув признания в литературной и дипломатической деятельности. Хорошо расходились сразу две его книги – роман Выбор избранников (Choix des lus, 1939) и сборник эссе Полнота власти (Pleins Pouvoirs, 1939), где широко и смело излагалась программа будущей Франции; пьеса Ундина (Ondine, 1939) с большим успехом шла в театре Жуве «Атеней». Однако в последние годы жизни благодушную философию писателя постигли тяжкие испытания: к горечи от постигшего страну краха добавилась мучительная тревога за сына, который убежал из дома с намерением присоединиться к де Голлю. Долгое время Жироду питал иллюзии относительно правительства Виши, но затем подал в отставку, целиком посвятив себя литературному творчеству. Умер в городе Париж, Франция, 31 января 1944 года. В число его пьес, кроме названных, входят также Амфитрион 38 (Amphitryon 38, 1929), Юдифь (Judith, 1931), Интермеццо (Intermezzo, 1933), Троянской войны не будет (La guerre de Troie n'aura pa lieu, 1935), Электра (Electre, 1937), Аполлон из Беллака (L'Apollon de Bellac, 1938), Содом и Гоморра (Sodome et Gomorrhe, 1943), Безумная из Шайо (La Folle de Chaillot, 1944; поставлена и опубликована в1946). Сочинения: Тéâtre complet, v. 1-16, P.,1945-1953; Or dans la nuit. P., (1969); в русском переводе- Сюзанна островитянка, Ленинград, (1928); Троянской войны не будет, в книге: Пьесы современной Москва, 1960. Литература: История французской литературы, том 4, Москва, 1963; Жуве Л., Мысли о театре, Москва, 1960; Гозеннуд А., Пути и перепутья, Ленинград, 1967; Toussaint F., J. Giraudoux, P., 1953; Le Sage L., L"œuvre de J. Giraudoux, P.,1956; Albérès R. М., Esthétique et morale chez J. Giraudoux, P., (1957).

Jenő_Fuchs (437x700, 139Kb)
1882
Енё Фукс (венгерское имя — Fuchs Jenő)
австро-венгерский фехтовальщик еврейского происхождения, олимпийский чемпион 1908 и 1912 годов. Родился в городе Будапешт, Австро-Венгрия. В 1908 и 1912 годах завоевал золотые медали Олимпийских игр в личном и командном первенствах на саблях, выступая под флагом венгерской сборной. После распада Австро-Венгрии стал гражданином Венгрии, пытался принять участие в Олимпийских играх 1924 и 1928 годов, но безуспешно. Окончив университет по специальности «Государство и право», стал юристом. В годы Второй мировой войны добровольно пошёл в немецкую армию, служил в сапёрах и был награждён медалью. После Второй мировой войны был арестован за пособничество. Умер в родном городе 14 марта 1955 года. В 1982 году Енё Фукс был внесён в Международный еврейский спортивный зал славы. Литература: Фехтование: Энциклопедия / Авторы-составители М.С.Ракита, В.Л.Штейнбах. — Москва : Человек, 2011. — ISBN 978-5-904885-46-5. — Страницы 549—550.

[500x700]
1882
Максимилиано Эрнандес Мартинес (испанское имя — Maximiliano Hernández Martínez)
сальвадорский военный и политический деятель, диктатор. Временно исполняющий обязанности президента Сальвадора с 4 декабря 1931 по 28 августа 1934 (1-й раз) и президент Сальвадора с 1 марта 1935 по 9 мая 1944 (2-й раз). Родился в городе Сан-Матиас, Сальвадор. Выпускник военной академии в Гватемале. Согласно сальвадорскому избирательному законодательству тех лет, кандидат, избранный президентом, после подтверждения полномочий должен был назвать своего вице-президента, и на сей раз победитель, реформист Артуро Араухо, при посредничестве влиятельных групп выбрал вице-президентом Мартинеса, действующего офицера. После военного путча был водворён в качестве президента, и на этом посту прославился решительным применением репрессий против любых оппонентов, особенно кровавым подавлением восстания 1932 года. В середине 1940-х вступил в конфликт с олигархией, в 1944 году подал в отставку в результате массовых выступлений студенчества, армии и оппозиционных политических групп. За пристрастие к оккультным наукам получил прозвище «Колдун». Его именем назван был один из эскадронов смерти времен гражданской войны в Сальвадоре. Умер в Данли (Гондурас) 15 мая 1966 года.

1883
Габриэль Леон-Мартин (французское имя — Gabriel Leon-Martin)
французский шахматный композитор, международный арбитр по шахматной композиции (1957). Умер в городе Лонг Бич, штат Калифорния, США, 31 мая 1970 года.

1883
Виктор Ошпье (французское имя — Victor Hochepied)
французский пловец, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1900. Родился в городе Лилль, департамент Нор, Франция. На Играх Ошпье участвовал в нескольких плавательных дисциплинах. В гонке на 200 м вольным стилем он занял третье место в полуфинале и не получил возможность соревноваться в заключительной гонке. В заплыве на 200 м с препятствиями он прошёл последним к финишу в полуфинале, и снова не смог пройти дальше. В командной гонке на 200 м его команда заняла вторую позицию, и Ошпье стал серебряным призёром Игр. На Играх он выступал вместе со своим братом Морисом. Умер в родном городе 26 марта 1966 года.

[559x700]
1883
Мария Каспаровна Яроцкая
российская актриса. Родилась в городе Саратов, Российская империя, в семье ссыльного поселенца. Отец Марии умер, когда дочери было шесть лет. Мать осталась с двумя детьми, зарабатывала шитьём белья и домашними обедами. После окончания гимназии Мария стала домашней учительницей, сдав для этого специальный экзамен. В это же время она продолжалу учиться в Боголюбовском училище живописи и работала в Управлении Рязано-Уральской железной дороги. Со временем такая жизнь наскучила и Мария Яроцкая твёрдо решила попробовать свои силы в актёрской профессии. Для этого она брала частные уроки у знаменитого саратовского артиста и антрепренёра Михаила Николаевича Строителева. В 1905 году Мария отправилась на гастроли в Херсон. Там она познакомилась там с блистательным комедийным актёром и драматургом Сергеем Ивановичем Антимоновым. Вскоре они стали мужем и женой. В Херсоне Яроцкая играла два сезона. Яроцкая играла в театрах главные и второстепенные роли в самых разных по жанру спектаклях Уже в 1908 году сыграла бенефисную роль в пьесе Антимонова «Притча о любви».Сезон 1907—1908 года Яроцкая играла на сцене театра в Красноярске, затем вместе с мужем в Санкт-Петербурге с 1908 по 1919 год в созданном ими театре «Кривое зеркало». Сезон 1919—1920 года в театре имени Луначарского Покровской Слободы (ныне город Энгельс, затем перебравшись через Волгу вернулась в родной Саратов и три сезона играла в Саратовском театре драмы имени К.Маркса. Сезон 1923—1924 года в театре «Кривой Джимми» в Москве. С 1924 по 1941 год работала в театре сатиры в Москве, тогда же параллельно начала сниматься в кино. В 1942—1945 гг. – актриса киностудии «Союздетфильм». С 1945 года – в Театре-студии киноактёра. С 1927 года Мария Яроцкая снималась в кино, на её счету 25 фильмов. Среди наиболее заметных её работ: «Поезд идёт на восток» (Мария Ивановна), «Молодая гвардия» (мать Тюленина), «Сталинградская битва» (мать солдата), «Два капитана» (Нина Капитоновна), «Попрыгунья» (дачница). Яроцкая на экране играла роли женщин мягких и добрых, способных поддержать морально и духовно. На сцене Театра-студии киноактёра Мария Каспаровна сыграла одну из лучших своих ролей — Мать в спектакле «Дети Ванюшина». Скончалась в городе Москва, РСФСР, СССР, 28 октбяря 1968 года.
[700x592]
Похоронена на Введенском кладбище (22 участок) в Москве рядом с мужем и родственниками.
Фильмография: 1927 — Третья Мещанская — медсестра; 1936 — Девушка с Камчатки; 1936 — Партийный билет — мать Анны; 1936 — Последняя ночь — Захаркина, мать; 1938 — Морской пост; 1940 — Любимая девушка — мать Вари; 1944 — Человек № 217; 1945 — Это было в Донбассе — старуха; 1946 — Первая перчатка — тётка; 1947 — Весна — домработница; 1947 — Поезд идёт на восток — Захарова; 1947 — Свет над Россией — Даша, прислуга у Забелиных; 1948 — Молодая гвардия — мать Тюленина; 1948 — Первоклассница — мать учительницы; 1948 — Повесть о настоящем человеке — нянечка; 1949 — Сталинградская битва — мать солдата; 1950 — Кавалер Золотой Звезды — Ниловна; 1952 — Возвращение Василия Бортникова — Василиса; 1954 — Надежда; 1954 — Повесть о лесном великане — бабушка; 1955 — За витриной универмага; 1955 — Попрыгунья — дачница; 1956 — Крутые горки — Матвеевна; 1957 — Повесть о первой любви — тётка Оли. Озвучивание мультфильмов: 1953 — Непослушный котёнок

Edwin Lindner by HugoErfurth (549x700, 321Kb)
1884
Эдвин Линднер (немецкое имя — Edwin Lindner)
немецкий дирижёр. Родился в городе Брно, Земли Чешской короны, Цислейтания, Австро-Венгрия. Начал учиться музыке в своём родном городе у Генриха Яноха. По окончании гимназии отправился изучать право в Вену, однако затем всё же решил посвятить себя музыке. Занимался в Вене под руководством Германа Греденера, затем учился в Лейпцигской консерватории у Альфреда Рейзенауэра (фортепиано) и Артура Никиша (дирижирование). Работал как пианист и дирижёр в Бельгии и Нидерландах, в 1913 г. обосновался в Дрездене. Руководил различными певческими академиями. В 1915—1923 гг. главный дирижёр Дрезденского филармонического оркестра. Поднял оркестр на новый уровень качества, с самого начала каденции приглашал ведущих солистов (одной из первых выступила с Линднером Тереса Карреньо), осуществил ряд премьер (в том числе симфонии Доры Пеячевич, 1920). Затем перебрался в Берлин, где в конечном итоге занял пост главного дирижёра Берлинского радиовещания. Умер в городе Берлин, Германия, от последствий неудачной медицинской операции.

Lasar_lukin (580x700, 264Kb)
1884
Лазарь Прокопьевич Лукин
большевик, заводской кузнец в городе Реж, герой гражданской войны на Урале. Участник Октябрьской социалистической революции, член Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. 8 марта 1918 года назначен командиром боевого отряда Режевских добровольцев, отправившихся на дутовский фронт. Позже — один из организаторов подпольного сопротивления войскам Колчака, затем — командир батальона. Погиб в ноябре 1918 года в сражении за Молебский завод против частей Екатеринбургской группы Чехословацких войск Радолы Гайда. Именем Лазаря Лукина названа улица в городе Реж. Источники: «Реж», под ред. И. Шакинко, 1968 г., издательство «Уральский Рабочий», город Свердловск; Медведева Н. К биографии героя Гражданской войны Лазаря Прокопьевича Лукина // Пермский родовед. – Пермь, 2016. – Выпуск 3. – Страницы75-78.

[503x698]
1885
Вера Ильинична Глебова (до замужества - Шмулевич)
советский химик и минералог, доктор естественных наук (1913), специалист по редкоземельным элементам и редким металлам, организатор научных исследований и промышленных разработок. Родилась в городе Самара. В 1904 году вступила в РСДРП. Принимала участие в трёх революциях (1905 года, Февральской и Октябрьской 1917 года). В 1918–1919 годах участвовала в Гражданской войне. С 1919 года — секретарь губернского комитета партии. Окончила Московский университет. В 1931 году — один из организаторов Государственного института редких металлов (Радиевый институт Министерства атомной энергии и промышленности) и первый его директор.
[700x431]
В 1931–1934 годах — директор Государственного научно-исследовательского института редких элементов Всесоюзного объединения редких элементов и тонкой металлургии ВСНХ СССР (Гиредмет). Под руководством Глебовой в СССР начались промышленная добыча и переработка урановых руд. В 1920-е годы Глебова одной из первых указала на ценность радия для военной техники. В тоже время стала первой в России женщиной, представившей за рубежом научные и хозяйственные интересы страны. Организовала разработку промышленных методов получения урана, вольфрама, ванадия, стронция, светящихся составов постоянного действия. Под руководством Глебовой была создана советская редкометаллическая промышленность. С именем Глебовой связано создание отечественной радиевой и редкометаллической отраслей промышленности; разработка методов порошковой металлургии; создание производства полуфабрикатов из тантала, а также твёрдых сплавов; основание журнала «Редкие металлы». Кроме того, Глебова занималась исследованиями в области инертных газов. Умерла в Москве.16 декабря 1935 года
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 29 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»