
1902
Ефим Ефимович Никонов
управляющий трестом «Мосжилстрой» Главмосстроя, город Москва. Родился на территории современной Владимирской области. С 1930-х годов и до последних дней своей жизни являлся управляющим трестом жилищного строительства «Мосжилстрой» в Москве. Под его руководством с каждым годом трест все увереннее переходил к индустриальным методам строительства, показавшим свое исключительное преимущество по сравнению с обычными методами строительства при застройке Большой Калужской улицы, осуществлявшейся поточно-скоростным способом. Переход на индустриальные методы строительства стал возможным после появления первых башенных кранов в 1938 году и организации производства сборных элементов зданий в подсобных предприятиях. В 1938 году появились сборные железобетонные перекрытия, плиты балконов и карнизов, лестничные, марши и площадки, а. также в широких масштабах стала применяться сухая штукатурка для облицовки стен и потолков. На строительные площадки треста стали поступать башенные краны типа СБК-1, производство которых в 1938 году было налажено в Москве на заводе «Красный металлист». В 1939 году трест имел уже 11 кранов. В 1940 году за работу по осуществлению генерального плана реконструкции Москвы награжден орденом Трудового Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны командовал строительным батальоном местной ПВО на Кировской трикотажной фабрике. Руководимым им трестом, кроме жилых зданий, были построены административные общественные здания: Институт Маркса – Энгельса – Ленина, Торфяной институт, здание Оргаметалла на Каланчевской улице, Планетарий, Мавзолей Ленина – Сталина, станции метрополитена – Измайловская и Сталинская (с ноября 1961 года – Семёновская), здание Облпартшколы, здание Института имени Гнесиных, 72 школьных здания в различных районах Москвы и ряд других объектов. К началу 1957 года трест производил комплексную застройку новых кварталов на Юго-Западе Москвы и Новых Черемушках, завершал строительство жилых домов в районе Песчаных улиц. В борьбе за успешное выполнение планов жилищного и культурно-бытового строительства, осуществлявшегося трестом, выросли замечательные кадры квалифицированных рабочих, инженеров и техников, передовики и новаторы строительного дела, многие имена которых были известны не только строителям других городов Советского Союза, но и в социалистических странах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1957 года за выдающиеся производственные достижения и большой вклад, внесенный в освоение и внедрение новых прогрессивных методов труда в жилищное, культурно-бытовое строительство, и создание индустриальной базы по производству строительных материалов и деталей трест «Мосжилстрой» Главмосстроя был награжден орденом Ленина. Таким же орденом был в этот же день награждён и управляющий трестом Е.Е.Никонов, большое количество работников треста «Мосжилстрой» также награждены орденами и медалями, а каменщик А.М.Горев и старший производитель работ И.Л.Лукьянов – удостоены звания Героя Социалистического Труда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1963 года за выдающиеся производственные достижения в жилищном, культурно-бытовом строительстве, производстве строительных материалов и изделий и внедрение новых прогрессивных методов труда Никонову Ефиму Ефимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Жил в Москве. Умер 20 мая 1967 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. Заслуженный строитель РСФСР. Лауреат Сталинской премии III степени (1951). Награжден 3 орденами Ленина (6 сентября 1947; 1 февраля 1957; 21 июня 1963), орденами Трудового Красного Знамени (13 июля 1940), «Знак Почёта» (2 ноября 1944), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (22 января 1944).
1902
Борис Яковлевич Петкер
русский советский актер, народный артист СССР (1963). Член КПСС с 1945. Родился в Харькове. Учился в 1918–1919 в Харькове в драматической школе литературно-художественного кружка у М.М.Тарханова. В 1919–1920 играл в харьковской труппе Н.Н.Синельникова. В 1922 окончил драматическую студию в Москве при бывшем театре Корша и работал в этом театре. Сыгранные им здесь роли: Таимиз в Болоте Паньоля, Бровик в Строителе Сольнесе Ибсена, Робинзон в Бесприданнице и др. С 1933, после ликвидации этого театра, перешел во МХАТ. 25 апреля 1933 сыграл на сцене МХАТ первую роль – графа Альбафиорита на премьере возобновленной Хозяйки гостиницы. Характерный актер, мастер бытовых деталей, сценической выдумки, Петкер наряду с точным психологическим рисунком уделяет большое внимание внешней выразительности. Последующие роли получил как вводы: Председатель суда в Воскресении, Плюшкин в Мертвых душах, Печенегов во Врагах). Темпераментный, заразительный артист, Петкер умел дать «формулу характера» персонажа одной точно найденной сценической деталью, интонацией, жестом. Был неповторимым исполнителем характерных ролей второго плана: адвокат в Анне Карениной (1937); часовщик в Кремлевских курантах (1942); ростовщик Салай Салтаныч в Последней жертве (1944); медиум Гросман в Плодах просвещения (1951); фокусник Рахума в Золотой карете (1957); доктор во Все кончено Олби (1980). Одной из последних ролей Петкер стала роль в спектакле Соло для часов с боем (Франтишек, 1973). Народный артист СССР (1963). Умер Петкер в Москве 30 января 1983 года. Лучшие роли: Плюшкин ("Мертвые души" по Н.В.Гоголю), Малинин ("Любовь Яровая" Тренева), Салай Салтаныч ("Последняя жертва" Островского), Василий Шуйский ("Царь Федор Иоаннович" А.К.Толстого), Гроссман ("Плоды просвещения" Л.Н.Толстого), Адвокат ("Анна Каренина" по Л.Н.Толстому), Часовщик ("Кремлевские куранты" Погодина), Рахума ("Золотая карета" Леонова). Снимался в кино. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер в Москве 30 января 1983 года.
1902
Лукьян Григорьевич Ткачук
украинский геолог, академик Академии Наук Украинской ССР (с 1972). Окончил Киевский институт народного образования (1926). Преподавал в Киевском геологоразведочном институте (1931-1935), Киевском университете (1935-1941), Львовском политехническом институте (1945-1961). В 1945-1961 гг. работал в Институте геологии и геохимии горючих ископаемых Академии Наук Украинской ССР, в 1961-1968 гг. - в Институте геологических наук Академии Наук Украинской ССР, с 1968 г. - в Институте геохимии и физики минералов Академии Наук Украинской ССР. Научные исследования посвящены петрографии изверженных и метаморфических пород, является одним из основоположников литологии и петрографии осадочных пород Украины. Указал на роль метасоматических процессов в постседиментационных превращениях и формировании полезных ископаемых. Один из авторов первых геологических, тектонических и литолого-палеографических карт Украины. Принимал участие в составлении первой карты метаморфитов Карпат, Балкан и Динарид.
[515x699]
1903
Ивлин Артур Сент-Джон Во (Evelyn Arthur St. John Waugh)
английский писатель. Родился в Лондоне; его отец – эссеист и издатель Артур Во, старший брат – прозаик, автор многочисленных путевых очерков Алек Во (1898–1981). Окончив Оксфордский университет, Во преподавал в двух частных школах. Тогда же написал свой первый роман «Упадок и разрушение» (Decline and Fall, 1928). Во время работы над вторым романом, «Мерзкая плоть» (Vile Bodies, 1930), перешел в католичество. В ознаменование своего обращения он впоследствии написал книгу-биографию «Эдмунд Кэмпион, иезуит и мученик» (Edmund Campion, Jesuit and Martyr, 1935). В 1930-е годы Во много путешествовал по Европе, Африке и Центральной Америке. Итогом этих путешествий стали путевые записки «Ярлыки» (Labels, 1930), «Далекие люди» (Remote People, 1932), «Девяносто два дня» (Ninety Two Days, 1934), «Во в Абиссинии» (Waugh in Abyssinia, 1935) и серия комических романов «Черная напасть» (Black Mischief, 1932), «Пригоршня праха» (A Handful of Dust, 1934) и «Сенсация» (Scoop, 1938). В них Во писал о пропасти, разделяющей цивилизацию и варварство. Во время Второй мировой войны Во служил в морской пехоте и в десантно-диверсионных частях, получил звание капитана, со специальным заданием побывал в Югославии. Война вдохновила его на создание одного из самых смешных его романов – Не жалейте флагов (Put Out More Flags, 1942) и послужила основой его самого католического произведения – трилогии Вооруженные люди (Men at Arms, 1952), «Офицеры и джентльмены» (Officers and Gentlemen, 1955) и «Безоговорочная капитуляция» (The End of The Battle, 1962). После войны Во написал «Незабвенную» (The Loved One, 1948), язвительное, кладбищенски мрачное описание жизни Голливуда, политическую сатиру «Современная Европа Скотта-Кинг»а (Scott-King's Modern Europe, 1949) и «Испытание Гилберта Пинфолда» (The Ordeal of Gilbert Pinfold, 1957). В числе произведений, где особенно выразился католицизм автора, – «Возвращение в Брайдсхед» (Brideshead Revisited, 1945), рассказ о распаде семьи католиков-аристократов, Елена (Helena, 1950), вымышленная биография матери императора Константина, «Жизнь Рональда Нокса» (The Life of Ronald Knox, 1959) – дань памяти писателю и священнику. Незадолго до смерти Во закончил первый том автобиографии «Недоучка» (A Little Learning, 1964). Умер Во у себя дома в Тонтоне (графство Сомерсетшир) 10 апреля 1966 года.
1904
Мери Ивлиановна Анджапаридзе (грузинское имя — მერი ანჯაფარიძე)
советский кинорежиссёр и сценарист. Родилась в Кутаисе (ныне — Кутаиси, Грузия), в семье нотариуса. С детства воспитывалась в творческой атмосфере. Окончила экономический факультет Тбилисского государственного университета (1928). Работала экономистом, с 1938 года ассистент режиссёра и режиссёр Тбилисской киностудии, затем киностудии «Мосфильм». Умерла в Москве 16 июля 1980 года. Похоронена в Москве на Кунцевском кладбище. Семья: сестра — Анджапаридзе Вера (Верико) Ивлиановна (1897—1987), актриса театра и кино, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда; муж — Данелия Николай Дмитриевич (1902—1981), военнослужащий, инженер-строитель, главный инженер Метростроя СССР; сын — Данелия Георгий Николаевич (родился в 1930), режиссёр, народный артист СССР.
Фильмография: Режиссёр: 1959 — Три рассказа Чехова; 1961 — В пути; 1963 — Слуша-ай!; 1963 — Большой фитиль. Сценарист: 1959 — Три рассказа Чехова.
Награды и премии: Сталинская премия первой степени (1950) — за работу в качестве сорежиссёра над кинокартиной «Падение Берлина» (1949)
1904
Климент (в миру — Андрей Адамович Перестюк)
епископ Русской православной церкви, архиепископ Свердловский и Курганский. Родился в селе Астраханка (ныне — Ханкайский район Приморского края), в семье бедных крестьян-переселенцев из Киевской губернии. В 1916 году окончил церковно-приходское училище. С января 1917 года стал послушником Уссурийского Троицко-Николаевского монастыря. Оставался в обители до её закрытия властями в ноябре 1925 года. В декабре 1925 года был назначен псаломщиком к церкви в селе Воздвиженка Владивостокской епархии. С 1929 по 1931 год состоял иподиаконом при епископе Хабаровском Пантелеимоне (Максунове) и псаломщиком кафедрального собора в Хабаровске. В 1931 году перебрался в Маньчжурию. 19 декабря 1931 года епископом Камчатским и Петропавловским Нестором (Анисимовым) пострижен в монашество с именем Климент при Радосте-Скорбященской церкви Камчатского подворья в Харбине, Китай. 27 декабря того же года рукоположён во иеродиакона и назначен ризничим Радосте-Скорбященской церкви. 25 мая 1933 года рукоположён во иеромонаха и назначен благочинным храма и монашествующей братии Обители милосердия при Камчатском подворье. В 1934 году окончил трёхгодичные Богословские курсы в Харбине. 31 мая 1937 года был причислен к братии Казанско-Богородицкого монастыря Харбинской епархии. 14 октября 1937 года командирован на станцию Барим для устройства церкви и организации прихода. 16 сентября 1939 года переведён на должность настоятеля Александринской церкви станции Бухэду. 14 апреля 1941 года назначен настоятелем Иоанно-Богословской церкви при приюте-училище «Русский дом» в Харбине и преподавателем Закона Божия в этом же училище. С 1941 по 1944 год прослушал полный курс Богословского факультета Института святого Владимира. С 1941 по 1945 годы преподавал в Харбинской духовной семинарии церковный устав и церковно-славянский язык. 8 июня 1945 года был назначен священником к молитвенному дому на станцию Ламадянцзы. 14 сентября 1948 года переведен на станцию Ананси временно исполняющим обязанности настоятеля Петропавловской церкви. 7 марта 1949 года вновь поставлен настоятелем Сергиевской церкви на станции Барим. 26 октября 1951 года архиепископом Китайским и Пекинским Виктором был возведён в сан архимандрита с назначением на должность настоятеля Казанско Богородицкого монастыря в Харбине. В сентябре 1955 года возвратился на Родину и архиепископом Иркутским и Читинским Палладием был определён священником, а в 1956 году — ключарем Иркутского Знаменского кафедрального собора. С 12 сентября 1957 года — настоятель Покровской церкви города Уссурийска Приморского края и благочинный церквей Приморского округа Хабаровской епархии. 23 октября 1966 года в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан во епископа Свердловского и Курганского, с поручением ему временного управления Челябинской епархией. Хиротонию совершали патриарх Алексий I, митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), архиепископ Мстислав (Волонсевич), епископы Волоколамский Питирим (Нечаев) и Дмитровский Филарет (Вахромеев). В сентябре 1977 года возведен в сан архиепископа. В 1979 году с ним случился инсульт и, как результат, парализация, что вынудило его подать прошение об уходе на покой. Решение Святого Синода от 8 августа 1980 года его прошение было удовлетворено. Скончался в Свердловске 14 мая 1986 года. Отпевание состоялось в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе при большом стечении народа, которое возглавил архиепископ Свердловский Мелхиседек (Лебедев). Погребён на Широкореченском кладбище Екатеринбурга. Епископ Никон (Миронов) в 1994 году принял решение о перезахоронении останков владыки Климента в крипту Иоанно-Предтеченского кафедрального собора.
1904
Луи Де Местер (нидерландское имя — Louis August Edmond Hendrik De Meester)
бельгийский композитор. Родился в Руселаре. Пианист-самоучка, Де Местер работал тапёром, играл в ресторанах, затем отправился путешествовать, по прежнему зарабатывая на жизнь как ресторанный музыкант, жил и работал во Франции и Алжире. В 1933 г. стал преподавателем, а затем и директором музыкальной школы в Мекнесе (Марокко). В 1937 г. вернулся в Бельгию, некоторое время брал уроки теории и композиции у Поля Жильсона и Жана Абсиля. После Второй мировой войны работал на радио. Вместе с Давидом ван ден Вустейне начал экспериментировать с электронной музыкой. В 1957 г. радио-опера Де Местера «Большое искушение святого Антония» (нидерландское название — De grote verzoeking van Sint-Antonius, на текст Мишеля де Гельдероде), использовавшая традиционную партитуру для солистов, хора и оркестра в сочетании с новейшими электронными эффектами, была представлена Бельгийским радио (дирижёр Леонс Грас) и получила международную премию Prix Italia. В 1962—1969 гг. художественный руководитель Института психоакустики и электронной музыки (IPEM) в Генте. Лауреат ряда премий, почётный доктор Гентского университета (1980). Умер в Генте 12 декабря 1987 года.
Литература: Peter Aspeslagh. Roeselaarse componisten. Louis De Meester, Roeselare, 2011.

1904
Парфён Петрович Савицкий (белорусское имя — Парфен Пятровіч Саві́цкі)
белорусский историк, государственный деятель. Кандидат исторических наук (1948). Ректор Белорусского государственного университета с 1938 по 1941 и с 1943 по 1946 год. Родился в деревне Гайшин Быховского уезда, Могилевской губернии (сейчас в Славгородском районе Могилёвской области Белоруссии), в семье безземельного крестьянина. Отец, не имея своей земли, работал на лесозаготовках и лесосплаве, мать умерла рано. В 1916 году окончил четырёхлетнюю деревенскую земскую начальную школу, в 1921 году — Пропойскское училище. Работал директором начальной школы в деревне Барсуковка, занимался сельским хозяйством. В 1925 году был избран председателем Гайшинского сельсовета, а в 1927 году вступил компартию Белоруссии. С 1929 по 1931 год работал секретарём Пропойского райисполкома. В 1934 году окончил пропагандистское отделение Коммунистического университета Белоруссии, где позже работал преподавателем истории партии, был редактором газеты «Ленинец». С 1935 по 1938 год работал на партийных должностях в Минске. В 1937 году заочно окончил Институт красной профессуры в Москве. С 1938 года член ЦК компартии Белоруссии. Депутат Верховного Совета БССР. С 1938 по 1946 год работал ректором Белорусского государственного университета. В период 1941 по 1943 год университет не работал по причине войны, Савицкий работал ректором Педагогического института в Нижнем Тагиле. 15 мая 1943 года деятельность университета была восстановлена в Сходне и Савицкий вернулся на прежнее место. С 1949 года по 1952 год доцент БГУ. Умер в Минске 11 августа 1954 года.
Похоронен на военном кладбище в Минске.
Награды и премии: Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Орден «Знак Почёта» (1949).
Литература: Васількоў В. Ф. Сялянскі сын — рэктар БДУ //Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка Слаўгарадскага раёна. — Минск, 1999. — Страница 151.
1905
Георгий Георгиевич Круглов
советский художник-керамист, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1945). Родился в Риге. Учился в Латвийской Академии Художеств (1921-1930) в Риге и у Э.Берделя и А.Хеннига в Государственной керамической профессиональной школе (1932-1933) в Бунцлау в Германии (ныне Болеславец в Польше). Преподаватель в школе художественного ремесла (1934-1940) и в Академии Художеств Латвийской ССР (с 1944; проректор в 1944-1945 и в 1947-1967, профессор с 1961) в Риге. Его творчество (преимущественно декоративные сосуды) отмечено поисками острых пластических решений, новых форм и средств декорирования (фактур, покрытий, глазурей), связанных со свойствами материалов и технологией изготовления керамики.
Литература: Каталог выставки работ... Г.Круглова, Рига, 1965 (на русском и латышском языках).
1905
Михаил Николаевич Михеев
российский физик, член-корреспондент Академии Наук СССР (1979). В 1923 г. по направлению Вятского губернского комитета комсомола поступил в Ленинградский университет (1923). По окончании университета (1930), был в аспирантуре и работал в возглавляемом А.Ф.Иоффе Ленинградском физико-технологическом институте (1928-1932). Директор Уральского физико-технологического института (1932-1969), переименованного в 1969 г. в Институт физики металлов Уральского научного центра Академии Наук СССР. Основные труды в области магнетизма. Заложил (совместно с Р.И.Янусом) основы магнитной дефектоскопии, в частности магнитного структурного анализа. Исследовал магнитные свойства ферромагнитных материалов (стали, чугуна) в зависимости от структуры и механических свойств, полученных в результате термических и химико-термических обработок. На этой основе были созданы новые магнитные методы неразрушающего контроля качества термической и химико-термической обработки металлов. Теоретически обосновал различные методы магнитного структурного и фазового анализа для конструкционных и инструментальных сталей, металлокерамики, сплавов порошковой металлургии и цветных металлов. Под его руководством разработаны многочисленные модификации коэрцитиметров и дифференциальных магнитных структуроскопов. Сталинская премия (1951).
1905
Абу Сарсенбаев
казахский советский писатель. Член КПСС с 1928. Родился в селе Морское, ныне Денгизский район Гурьевской области. В 1931—1934 учился в Комвузе в Алма-Ате. В 1936—1941 директор Казгосиздата. Участник Великой Отечественной войны 1941—1945. Печатается с 1937. Автор сборников стихов и поэм "Дар сердца" (1938), "Песня любви и гордости" (1949), "Ненаписанная книга" (1962), "Высота и подъем" (1971) и др. В прозе Сарсенбаев пишет о жизни рыбаков и моряков (романы "Рожденные на волнах", 1953, русский перевод, 1957; "Мелодия моря", 1969; повесть "Сын капитана", 1961, русский перевод, 1963, и другое), о войне (сборник рассказов "Дневник офицера", 1960; сборник документальной прозы "Монолог воина", 1972). Награжден 3 орденами, а также медалями.
Сочинения: Элендер мен поэмалар, Алматы, 1956; Акша булттар, Алматы, 1965; Батырлардын, iзiмен, Алматы, 1974; в русском переводе — Берег моей молодости, Москва, 1969.
Литература: Писатели Казахстана. Биографические справки, Алма-Ата, 1958.
[498x700]
1906
Анель Судакевич (настоящее имя и отчество — Анна Алексеевна)
советская актриса, художник по костюмам. Анель Судакевич родилась в Москве, в семье хирурга Алексея Владимировича Судакевича и учёного-агронома Жозефины Владиславовны Косско. Училась в школе Фритьофа Нансена. Начала сниматься в кино в возрасте 19 лет. С 1925 года по 1927 год Анель училась актёрскому мастерству в студии Юрия Завадского. Там же она вскоре познакомилась с Марецкой, Мордвиновым и Пудовкиным. Карьера в кино Анель Судакевич сложилась удачно, так как в 1924 году между «Русью» и Межрабпомом был подписан договор, положивший начало процветанию студии «Межрабпомфильм», и её доля составляла 50 % всего советского киноэкспорта. В этот момент образ молодой актрисы, появившийся на экранах в конце 1920-х годов, был настолько необычным и настолько ярким, что со всех концов страны к ней шли тысячи писем взволнованных поклонников, а кокошник, в котором Анель Судакевич снималась в фильме режиссёра Юрия Желябужского «Победа женщины», был подарен американской актрисе Мэри Пикфорд в 1927 году, когда актриса прибыла на съёмочную площадку в сопровождении Дугласа Фэрбенкса во время съёмок фильма «Поцелуй Мэри Пикфорд». Обстоятельства сложились удачно ещё и потому, что Райзман стал снимать кино благодаря Алейникову, основному акционеру киностудии, с которым дружила Анель. Благодаря необычайной популярности картины «Победа женщины» и образа Судакевич, один из рекламных плакатов, издававшихся большими тиражами, установила на вершине труднодоступного перехода геологическая экспедиция, о чём свидетельствовало полученное от них письмо. А как-то раз открытки с Анель Судакевич скупил в одном из киосков Маяковский и начал раздавать всем встречным. Анель Судакевич вышла замуж за Асафа Мессерера, в 1933 году появился на свет сын, впоследствии театральный художник и сценограф Борис Мессерер. С 1934 года Анель Судакевич работает в кино, но уже в качестве художника по костюмам. С 1946 года работает в цирке, в 1950—1957 годах — главный художник Московского цирка. Создала много костюмов для артистов цирка, в котором многие годы работала с Никулиным. Именно Анель Судакевич придумала известную по всему миру клетчатую кепку для Олега Попова. В 1969 году ей было присвоено звание Заслуженного художника РСФСР. Анель Судакевич получила известность как художник-портретист и художник по костюмам, одной из её многочисленных работ было оформление «Вечера новых хореографических миниатюр» Голейзовского, премьера которых состоялась в 1960 году на сцене Большого театра. Скончалась в родном городе 22 сентября 2002 года.

Похоронена на Ваганьковском кладбище. Автор монумента — Борис Мессерер.
Фильмография: 1925 — Жена предревкома (короткометражный) — эпизод; 1926 — Мисс Менд («Приключения трёх репортеров») — стенографистка; 1927 — Земля в плену — Аня, дочь помещика; 1927 — Кто ты такой? («По ту сторону щели») — невеста Друмонда; 1927 — Победа женщины — Марфинька Байдурова; 1927 — Поцелуй Мэри Пикфорд — Дуся Галкина; 1928 — Дом на Трубной — Мариша, горничная; 1928 — Потомок Чингисхана — дочь коменданта; 1929 — Торговцы славой — Жермена Башлэ; 1929 — Два-Бульди-два — Майя; 1933 — Изменник родины — Невядомская; 1944 — Иван Грозный — дама при дворе Сигизмунда; 1974 — Хождение по мукам — женщина на конспиративной квартире; 1979 — Маленькие трагедии — зрительница; 1981 — Агония — графиня Головина.
[481x700]
1907
Алексей Павлович Казаматов
сапёр 70-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады Степного фронта, рядовой. Родился в деревне Филатово Глебовской волости Большесольского уезда Ярославской губернии, ныне Некрасовского района Ярославской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Образование начальное. Работал в колхозе, затем кровельщиком в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). В 1939 году вернулся домой, устроился лесником Заливного лесничества Ярославского лесхоза. В октябре 1941 года был призван в Красную Армию. С октября 1942 года сапёр Казаматов на фронте. Участвовал в боях за Сталинград, сражался на Орловско-Курской дуге. Особо отличился при форсировании реки Днепр. 2 октября 1943 года при форсировании Днепра в районе села Максимовка (Кременчугский район Полтавской области) рядовой Казматов на десантной лодке с расчётом и автоматчиками переправлялся на правый берег. Его лодка вырвалась далеко вперед и первой подошла к правому берегу. Казаматов первым открыл огонь по врагу из своего автомата и заставил близлежащие огневые точки умолкнуть. Огонь гитлеровцев ослаб. Он быстро причалил к берегу, схватил автомат лежащего на дне лодки убитого десантника и выпустил еще два диска по противнику. Затем первым выпрыгнул на берег. Личный пример Казаматова подняли боевой дух десанта. Автоматчики сошли на берег и заняли оборону захваченного плацдарма. Вскоре высадились другие десантные подразделения и закрепили успех. В течение ночи совершил еще 18 рейсов, доставляя личный состав и боевую технику. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра, рядовому Казаматову Алексей Павлович присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". В составе своего батальона Казаматов прошел до Победы. Он организовывал и держал переправы через водные рубежи - Днепр, Южный Буг, Днестр, Дунай. Отважный сапер принмал участие в штурме городов Фокшаны и Рымник, во взятие Дебрецена, овладение нефтяным районом Румынии, штурме Будапешта. День Победы встретил в районе Вены. Прошёл всю войну без единого ранения. После войны старший сержант Казаматов был демобилизован. Вернулся на родину. Работал лесником в Ярославском управлении лесного хозяйства. Жил в деревне Филатово Некрасовского района. Умер 11 июня 1987 года.
[427x700]
Похоронен на Борском кладбище (вблизи села Бор) Некрасовского района Ярославской области. Награжден орденами Ленина (22 февраля 1944), Отечественной войны I степени (11 марта 1985), медалями.
1907
Эдит Хед
американский художник по костюмам.
1907
Джон Хьюитт (John Hewitt)
ирландский поэт. Образование получил в университете Белфаста, долгие годы работал в Художественной галерее Белфаста. Патриот родного города, Хьюитт немало сделал для пропаганды его культуры, стремясь смягчить национальные конфликты в этом регионе (издал сборник ольстерских поэтов, 1974; том статей «Искусство Ольстера», 1951; содействовал деятельности «Лирик тиэтра» Белфаста. Стихи Дж. Хьюитт начал писать в 1940-е–1950-е гг. (сборники «Компас», 1944; «Эти лебеди запомнят», 1956) – в основном подражая У.Вордсворту, а также английской пейзажной лирике ХУIII в. В 1960-е–1970-е гг. в его поэзию вошли политические и социальные темы (сборник «О моем времени», 1974), хотя пейзажные описания, ирландские предания и легенды по-прежнему – один из основных мотивов стихов и прозаических зарисовок Хьюитта (к последним относится сборник «Голоса предков. Избранная проза Дж.Хьюитта», 1987). С годами в его творчестве все слышнее ностальгическая интонация по разрушающимся рукотворным и духовным ценностям. Умер 17 июня 1987 года.
1908
Альберт Мальц
американский сценарист и писатель.
1908
Артуро Фрондиси
аргентинский государственный и политический деятель. По образованию юрист. С 1930 г. лидер левой группировки в партии Гражданский радикальный союз. В 1946-1952 гг. депутат Национального конгресса. В 1957 г. после раскола Гражданского радикального союза стал лидером партии Гражданский радикальный союз непримиримых. В 1958-1962 гг. президент Аргентины. Проводил политику репрессий против демократических сил, сделал ряд уступок олигархии и иностранному капиталу, заключив контракты, поставившие нефтяную промышленность под контроль США. Лишенный поддержки демократических сил, был, свергнут в результате государственного переворота (1962). С 1963 г. лидер одной из фракций партии Гражданский радикальный союз непримиримых (Партии Непримиримости) под названием Движение за интеграцию и развитие.
[488x700]
1908
Елена Нестеровна Ярох
звеньевая колхоза «Красный Октябрь» Таврического района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР. Родилась в 1908 году в селе Таврия Туркестанского края, ныне посёлок Таврическое Уланского района Восточно-Казахстанской области Казахстана, в семье крестьянина. Русская. С образованием местного колхоза «Красный Октябрь» с 19-летнего возраста работала в полеводческой бригаде, осенью 1946 года она возглавила звено по выращиванию зерновых. В 1947 году звено Е.Н.Ярох получило урожай пшеницы 30,06 центнеров с гектара на площади 8 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 марта 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы в 1947 году звеньевой Ярох Елене Нестеровне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». По итогам работы в 1948 году звеньевая Е.Н.Ярох награждена вторым орденом Ленина. Избиралась депутатом Таврического районного Совета депутатов трудящихся (1948). Проживала в родном посёлке Таврическом. Награждена 2 орденами Ленина (28 марта 1948, 6 июня 1949), медалями.
1909
Фрэнсис Бэкон
английский художник. С 1950-х гг. один из крупнейших представителей новой фигурации. Его живописные портреты, фигурные композиции, реплики картин старых мастеров полны острого трагизма, мрачного ощущения «ада на земле». Родился в семье отставного военного, жёсткого и авторитарного человека; мать — культивированная и общительная женщина. В 1914 г. семья переезжает в Лондон. Частые переезды, болезнь (астма) помешали Фрэнсису получить систематическое образование. В 1925 г. за незначительный проступок мальчик изгнан отцом из дома. Фрэнсис, чтобы выжить, подрабатывает. Через год отец отправляет его в Берлин под присмотром дяди. Бэкон соблазнён этим городом; через два месяца он — в Париже, где изучает французский язык и работает, как декоратор и дизайнер. Посещение выставки Пикассо в 1927 г. оказало на него решающее влияние — он начинает заниматься живописью и по возвращении в Лондон устраивает в одном из гаражей, в районе South Kensington мастерскую; там он работает до 1932 г. К 1933 г. относится "Распятие". Картина экспонировалась в лондонской галерее и вошла в каталог "Art New". Коллекционер покупает работу и заказывает две других; но после неудачи на другой выставке Бэкон оставляет живопись и уничтожает большую часть своих работ. К 1937 г. относится начало дружбы Бэкона с другим знаменитым художником, Грэхемом Сутерлэндом. После войны (Бэкон служил в Гражданской обороне) он возвращается к живописи и считает этот период, как отправную точку отсчёта. "Три этюда фигур в ногах Распятия", 1944 г. экспонируются в галерее "Лефевр" и делают много шума. "Живопись 1946", 1946 г. куплена немецкой галерейщицей Эрикой Браузен за 200 долларов. С этой суммой Бэкон уезжает в Монте-Карло и там пребывает до 1950 г. Он работает с "Ханновер Гэлери" до 1958 г. и некоторое время преподаёт в Королевском колледже искусства в Лондоне. К этому периоду относятся первые серии картин на тему "Портрета папы Иннокентия Х" Веласкеса. В 1952 г. он совершает поездку на юг Франции, в места, где жил и работал Ван-Гог. Он пишет цикл удивительных пейзажей. К 1953 г. относятся портреты и этюды на тему всё того же портета Веласкеса. "Три этюда фигур в ногах Распятия", 1944 г. подарены коллекционером Тэйт Гэлери. В следующем году Бэкон представляет Англию на ХХVII Венецианском Бьеннале; он посещает Рим, но не хочет видеть оригинала "Портрета папы Иннокентия Х" Веласкеса. В 1955 г. — первая ретроспективная выставка Ф.Бэкона в Институте современных искусств, в Лондоне. К этому времени относится серия работ на тему уничтоженной во время войны картины Ван-Гога "Художник на дороге в Тараскон". До 1960 г. Бэкон живёт в Танжере (Марокко), где знакомится с авангардными писателями, — такими, как Вильям Буррух, Аллен Гэнсбург и др. После выставок в Париже (1957 г.), в Турине, Милане и Риме Ф.Бэкон подписывает контракт с "Мальборо Файн Гэлери". Он участвует в "Документа II", в Касселе и Пятом Бьеннале в Сан-Паулу. В 1960 г. он устраивает мастерскую (опять-таки в гараже: Reece Mews) в том же районе, в South Kensington и там работает до смерти (в настоящее время это музей-мастерская Бэкона). К 1962 г. относится ретроспектива художника в Тэйт Гэлери. В следющем году — встреча с Жоржем Дайером, который становится моделью многих его работ. Ретроспективы в музее Гугенхейм и в Чикаго. Важный триптих "Три фигуры в комнате" датирован 1964 г. (обычные размеры триптихов Бэкона: каждый холст — 198х147,5 см.), новый триптих "Распятие", 1965 г.(Мюнхен, Госуд. Галлерея современного искусства). Большая редкость в искусстве Бэкона — женские портеты — портреты и этюды Изабель Рауторн, 1964-1967 г.г. В 1960 г.г. Бэкон осыпан почестями и премиями, от которых обычно отказывается: например, премию Рубенса он отдал для реставрации флорентийской живописи эпохи Возрождения. В 1968 г. — первая поездка в Нью-Йорк. "Триптих на тему поэмы Т.С.Элиота", 1967 г. В 1971 г. — ретроспектива в Гран-пале, в Париже: свыше 100 картин и 11 триптихов. Смерть Жоржа Дайера — триптих "Этюд для портрета Жоржа Дайера", 1971 г. Портреты и представление смерти Ж.Дайера — так же в ряде других работ. К 1974 г. относится знакомство с Джоном Эдвардсом, который станет его новой моделью и наследником. Бэкон совершает ещё одну поездку в Нью-Йорк (выставка художника в Метрополитэн- музее) и знакомится с Э.Вархолом (1975 г.). Он так же выставляется в Мадриде и Барселоне (1978 г.). "Триптих на тему "Орестейи" Эсхила", 1981 г. — одна из важных работ этого периода. В конце 1980 г.г. Бэкон экспонировался в восточном Берлине и даже — в Москве, в Третьяковской Галерее (1988 г.). Фрэнсис Бэкон посетил большую выставку Веласкеса в Прадо, в 1990 г. Он скончался в Мадриде 28 апреля 1992 года от сердечного приступа.
1909
Иосиф Наумович Вейнерович
российский оператор. В 1934 г. окончил ВГИК. Работает в кино с 1925 г., первоначально как художник-мультипликатор на киностудии «Белгоскино», затем как режиссер-оператор и оператор кинохроники на киностудии «Беларусьфильм». Снимал сюжеты для киножурналов (Сталинская премия, 1943 за съемки документальных фронтовых материалов, вошедших в кинохронику 1942). Принимал участие в съемке документальных фильмов «День войны», «В тылу врага» (оба в 1942), был главным образом оператором фильмов «Народные мстители» (1943), «Освобождение Советской Белоруссии» (1944); режиссер-оператор картин «Новоселье» (1946), «Неоценимое богатство» (1954), «Над рекой Аресой» (1957), «Беларусь индустриальная» (1958), «Славный юбилей» (1959), «Дом на проспекте» (1960), «Песня родного края» (1961), «Утро над Бугом», «Моя семья» (оба в 1962), «Рядом друзья» (1963), «Дорога без привала» (1965).
1909
Стахим (Станислав) Сазонович Данильчук
председатель колхоза имени Кирова Вербского района Ровенской области, Украинская ССР. Родился в селе Шатерники Острожского уезда Волынской губернии, ныне – Шепетовского (до 2020 года – Славутского) района Хмельницкой области Украины, в семье крестьянина. Украинец. С юного возраста трудился в сельском хозяйстве, с ноября 1931 года проходил военную службу в Красной армии. Повторно был призван в армию в начале февраля 1944 года Подгоренским райвоенкоматом Воронежской области. Участник Великой Отечественной войны. Боевой путь прошёл командиром огневого взвода батареи 57-мм пушек 883-го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии. За умелое руководство взводом и мужество, проявленное при освобождении города Данциг (ныне – Гданьск, Польша), младший лейтенант Данильчук был награждён орденом Красной Звезды. После демобилизации в сентябре 1946 года вернулся к мирному труду, позже возглавил колхоз имени Кирова (село Семидубы) Вербского района Ровенской области Украинская ССР. Труженики колхоза из года в год увеличивали урожайность зерновых, сахарной свёклы и других сельскохозяйственных культур, успешно развивали животноводство. В период 5-й пятилетки (1951–1955) и в последующие годы свекловоды вербского колхоза имени Кирова получали стабильно высокие урожаи сахарной свёклы в среднем по 250–300 центнеров корнеплодов с каждого гектара. В 1957 году на 186 гектарах колхоз получил урожай сахарной свёклы по 558 центнеров, а передовая бригада Максимова – по 674 центнера корнеплодов с каждого гектара. В звеньях Лищук, Шевелы, Цомпель урожай составил более 700 центнеров, а передовое звено Меланьи Бондарчук получило 800 центнеров сахарной свёклы с каждого гектара. Успех колхозных свекловодов был оценен на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) Большой золотой медалью. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1958 года за особые заслуги в развитии сельского хозяйства и достижение высоких показателей по производству зерна, сахарной свёклы, мяса, молока и других продуктов сельского хозяйства и внедрение в производство достижений науки и передового опыта Данильчуку Стахиму Сазоновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания была удостоена и передовая звеньевая колхоза М.С.Бондарчук. В последующие годы труженики руководимого им колхоза продолжали удерживать первенство среди свекловодов Вербского (с 1959 года – Дубенского) района Ровенской области. Председатель колхоза ещё дважды награждался орденами – по итогам 7-й семилетки (1959–1965) «Знак Почёта», 8-й пятилетки (1966–1970) – Октябрьской Революции. Многие труженики хозяйства также были удостоены правительственных наград. С 1971 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в Ровенской (с 1991 года – Ровненской) области Украинской ССР (ныне – Украины). Дата его кончины не установлена. Награждён орденами Ленина (26 февраля 1958), Октябрьской Революции (8 апреля 1971), Красной Звезды (11 октября 1945), «Знак Почёта» (22 марта 1966), медалями, а также Большой золотой медалью ВСХВ (30 мая 1958).
1909
Морис Кэмпбелл Корнфорт (Cornforth)
английский философ-марксист. Родился в Лондоне. Окончил Лондонский (1929) и Кембриджский (1931) университеты. В 1934—1946 член окружного комитета КПВ в Восточной Англии, в 1946—1950 заместитель редактора журнала "Soviet News", с 1950 руководитель издательства "Лоренс энд Уишарт". Активный пропагандист диалектического материализма. В своих работах Корнфорт подвергает критике неопозитивизм (логический позитивизм, философию лингвистического анализа), выступает против антикоммунистических теорий. Сочинения в русском переводе: Диалектический материализм, Москва, 1956; Наука против идеализма, Москва, 1957; Марксизм и лингвистическая философия, Москва, 1968; Открытая философия и открытое общество, Москва, 1972.
1909
Николай Зиновьевич Ломодуров
старший механик Базановской МТС Бирского района Башкирской АССР. Родился в селе Старое Базаново Бирского уезда Уфимской губернии, ныне – Бирского района Республики Башкортостан, в семье крестьянина-середняка. Русский. После окончания 3 классов начальной школы с 1920 года работал в хозяйстве отца, а в 1928 году вступил в товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ), ставшее в 1930 году колхозом имени М.Горького (село Старое Базаново). В 1927 году Николай Ломодуров стал первым комсомольцем в селе, организовал комсомольскую ячейку. В 1930 году он окончил курсы трактористов и стал работать механизатором Бирской машинно-тракторной станции (МТС) до призыва на военную службу в Красную Армию в конце 1932 года. После увольнения в запас в 1935 году вернулся на прежнее место и продолжил работать трактористом. После окончания курсов бригадиров-комбайнеров при Бирской школе механизации с 1936 года работал в Бирской МТС комбайнером, с 1938 года – механиком-контролёром, с 1942 года – старшим механиком вновь созданной Базановской МТС, механизаторы которой ударно трудились в период Великой Отечественной войны. В послевоенные годы 4-й пятилетки (1946–1950) по инициативе Н.З.Ломодурова в МТС были созданы 4 ремонтные бригады: 1-я занималась разборкой тракторов и промывкой деталей, 2-я – ремонтом и обкаткой моторов, 3-я – ремонтом задних мостов, 4-я – окончательной сборкой и обкаткой тракторов. В результате чёткой и умелой организации труда все 38 тракторов Базановской МТС были своевременно подготовлены к весенне-полевым работам 1947 года. По его же предложению для проведения профилактического и текущего ремонта была создана походная мастерская по оказанию технической помощи с привязкой к шести узлам. В 1947 году механизаторы Базановской МТС выполнили план тракторных работ на 108,8 процента: вместо 21,6 тыс. гектаров было выработано 25,1 тыс. гектаров, на каждый 15-сильный трактор – 586,4 условных гектара. В обслуживаемых МТС колхозах получили урожай ржи 21,12 центнера с гектара на площади 654 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1948 года за получение высокого урожая пшеницы, ржи и сахарной свёклы в 1947 году Ломодурову* Николаю Зиновьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены старший агроном Базановской МТС Б.И.Титов и бригадир передовой тракторной бригады Ф.А.Рябов. После окончания годичных курсов переподготовки при Челябинском институте механизации и электрификации сельского хозяйства (ныне – Южно-Уральский государственный аграрный университет) Н.З.Ломодуров с 1950 года работал старшим механиком Базановской МТС, с 1954 года – механиком-контролёром, а после расформирования МТС с 1960 года – заведующим мастерской Базановской ММС (позже – «Сельхозтехника») до выхода на пенсию в 1969 году. Проживал в родном селе Старое Базаново. Скончался 3 мая 1976 года. Похоронен на Старобазановском кладбище. Награждён орденом Ленина (2 апреля 1948), медалями.
1909
Адольф Петрович Скулте
советский композитор и педагог, народный артист Латвийской ССР (1965). Родился в Киеве. В 1934 окончил консерваторию в Риге по классу композиции у Я.Витола, в 1936 - там же курс мастерства. С 1936 преподаватель, с 1952 профессор, в 1948-1972 заведующий кафедрой композиции Латвийской консерватории. Среди его учеников - А.Гринуп, Р.Калсонс, Им.Калнинь. В 1952-1956 председатель правления Союза композиторов Латвийской ССР. Скулте - автор преимущественно крупных симфонических (5 симфоний - "За мир", 1954; "Ave sol!", по поэме Я.Райниса, 1959; "Космическая", 1963; Четвертая, 1965; Пятая, 1974; симфонические поэмы и сюиты) и музыкально-сценических произведений (опера "Принцесса Гундега", 1971; балеты - "Сакта свободы", по мотивам драмы Я.Райниса "Играл я, плясал", 1951, Сталинская премия, 1951; "Гроза весной", 1967), а также музыки к фильмам (в том числе к фильму "Райнис"; Сталинская премия, 1950). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Литература: Красинская Л., А.Скултэ, Москва, 1959.
1909
Александр Иванович Шокин
министр электронной промышленности СССР. Родился в Москве. Из семьи подпрапорщика гренадерского полка, затем рабочего. Русский. Учился в гимназии, затем во 2-м Московском промышленно-экономическом техникуме имени Г.В.Плеханова, который окончил в 1927 году. Успешно поступил в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского, но до начала занятий заболел и был отчислен по состоянию здоровья. С 1927 года работал слесарем в авторемонтной мастерской ПромВТУ - заводе-ВТУЗе при Высшем механико-машиностроительном училище имени Н.Э.Баумана. В мае 1930 года поступил на дневное отделение МВТУ имени Баумана, в 1932 году из-за тяжелого материального положения семьи перевелся на вечернее отделение МВТУ и поступил на работу на Московский завод точной электромеханики (ЗАТЭМ) Наркомата тяжелой промышленности СССР. Член ВКП(б)/КПСС с 1936 года. После окончания МВТУ находился в заграничной командировке в США по изучению их опыта, по возвращении назначен начальником механического цеха ЗАТЭМ, в котором изготовлялись приборы управления артиллерийским зенитным огнём, затем - заместитель начальника цеха по технической группе, начальник цеха, ведущий инженер по освоению новых морских приборов управления огнем, ответственным сдатчиком продукции завода представителям флота. В 1937 году переведён в заводское проектно-конструкторское бюро по морским и сухопутным приборам управления зенитным артиллерийским огнём: ведущий конструктор, начальник этого бюро. Руководил разработкой приборов управления торпедной стрельбой «ТАС» (торпедный автомат стрельбы на основе того же ЦАС-2), упрощённых приборов управления артогнём для сухопутных войск, других видов приборов для строящихся советских эсминцев новейших типов и крейсера «Киров». С мая 1938 года - заместитель начальника и главный инженер Главного управления промышленности военных приборов и телемеханики Наркомата оборонной промышленности СССР. С января 1939 по 1943 годы - главный инженер 8-го, а затем 4-го Главного управления Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР. На этих постах руководил разработкой систем управления стрельбой артиллерии главного калибра крейсеров, зенитного калибра эсминцев и сторожевых кораблей, береговой артиллерии. В первый день Великой Отечественной войны назначен Особым Уполномоченным наркома судостроительной промышленности по изготовлению боеприпасов на московских заводах №№ 205, 251, 252 и 192 и в НИИ-10, а затем организовывал их эвакуацию. С октября по декабрь 1941 года – в эвакуации в Петропавловске (Казахская ССР) и Сталинске-Кузнецком (ныне Кемеровская область), затем возвращён в Москву. Отвечал за выпуск в Москве приборов управления артиллерийским огнём в первую очередь для зенитной артиллерии, но также и для нужд флота, а также за разработку новейших гирокомпасов. В июле 1943 года назначен начальником промышленного отдела Совета по радиолокации при Государственном Комитете Обороны СССР. Сыграл большую роль в успешном выполнении задачи по оснащению Вооружённых сил новейшими РЛС: в течение только первого года «с нуля» было организовано производство и к концу войны армии передано 607 РЛС дальнего обнаружения, 124 радиолокационных станции орудийной наводки СОН-2от, 230 авиационных бортовых РЛС, а на флоте аппаратурой РЛС оснащено 30 % кораблей основных классов (с началу войны – 1 корабль). В июле 1945 – мае 1946 года находился в командировке в Германии по линии аппарата Особого комитета по Германии при СНК СССР, занимался работой по изучению, освоению и вывозу трофейной радиолокационной техники. Инженер-капитан 1-го ранга (1945). С 10 июля 1946 года - заместитель Председателя Комитета № 3 при Совете Министров СССР («комитет по радиолокации»), курировал разработку и проектирование морской, авиационной и артиллерийской радиолокационной техники, отвечал за выработку и реализацию планов НИОКР по созданию новых образцов этой техники и последующее оснащение ими Вооружённых Сил. По существу, этот комитет стал первым органом радиопромышленности СССР, сыграв исключительно важную роль в её дальнейшем развитии. С октября 1949 года – заместитель по специальной технике Министра промышленности средств связи СССР. Отвечал за разработку и производство радиоэлектронной аппаратуры, например, для знаменитой московской системы противоракетной обороны С-25. С 16 апреля 1953 года - начальник 4-го спецотдела Министерства электростанций и электропромышленности СССР. С 21 января 1954 года – заместитель министра в Министерстве радиотехнической промышленности СССР, наряду с развитием военной электроники отвечал за выполнение программы создания комплекта аппаратуры для телевизионного вещания и приема телепередач на территории СССР (сначала черно-белого, а затем и цветного). При очередной реорганизации отрасли наименование должности изменилось (хотя сфера ответственности оставалась той же): с ноября 1957 года он - заместитель Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике. С марта 1961 года - председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по электронной технике - министр СССР, с марта 1963 года - Председатель Государственного комитета по электронной технике при Высшем Совете народного хозяйства СССР, с марта 1965 года - Министр электронной промышленности СССР. За 25 лет руководства А.И.Шокина этой отраслью она была им по существу создана - ранее электроникой занималось каждое ведомство в своих узких целях. Благодаря единой системе подготовки кадров, созданию сети разнообразных НИИ и их тесной связи с производством электроника в СССР переживала подлинный расцвет. Был почти ликвидирован чудовищный разрыв в этой отрасли между СССР и США, во всяком случае отставание СССР перестало быть критическим. При решающем участии А.И.Шокина был основан город Зеленоград (центр советской и российской электроники), Московский институт электронного машиностроения, Московский институт электронной техники. Ассортимент новейшей продукции в военной, космической, авиационной и гражданской сферах не поддаются учёту. По праву считается «отцом отечественной электронной промышленности». За выдающиеся заслуги в развитии советской электронной промышленности, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1975 года Шокину Александру Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». За выдающиеся заслуги в развитии советской электронной промышленности, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1979 года Шокину Александру Ивановичу вторично присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и второй золотой медали «Серп и Молот». С ноября 1985 года – на пенсии. Жил в городе-герое Москве. Скончался 31 января 1988 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Кандидат в члены ЦК КПСС в 1961-1966 годах. Член ЦК КПСС в 1966-1986 годах. Депутат Верховного Совета СССР 6-11 созывов (1962-1989). Лауреат Ленинской премии (1984), двух Сталинских премий (1952, 1953). Награждён семью орденами Ленина (1939, 1961, 1966, 1969, 1974, 1975, 1979), орденами Октябрьской Революции (1984), Трудового Красного Знамени (1959), двумя орденами Красной Звезды (1943, 1944), медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «В память 800-летия Москвы».

Бронзовый бюст Героя установлен в городе Зеленоград Московской области. В Зеленограде на здании завода «Ангстрем» установлена мемориальная доска (2009). Его именем названа площадь в Зеленограде.
[455x700]
1910
Александра Ивановна Евдокимова
заведующая фермой колхоза «Пятилетка» Костромского района Костромской области. Родилась в деревне Палачево ныне Костромского района Костромской области, в многодетной семье крестьянина – середняка Ивана Егорова. После окончания 4 классов сельской школы в 1922 году работала в хозяйстве отца, а после замужества в 1934 году её семья стала проживать в селе Петрилово и она поступила работать в местный колхоз. В 1941 году с уходом мужского населения на фронт Александру Ивановну назначили бригадиром полеводческой бригады колхоза «Пятилетка», которая первой в Костромском районе перешла с подённой на сдельную оплату труда. В 1942 году А.И.Евдокимова стала заведующей животноводческой фермой колхоза. Тесное сотрудничество с соседним племсовхозом «Караваево» и его старшим зоотехником С.И.Штейманом позволило переоснастить колхозное стадо, выведенной последним, коровами породы «Костромская», что незамедлительно сказалось на получении высоких надоев молока. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1949 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1948 году Евдокимова Александра Ивановна, получившая от 24 коров по 5144 килограмма молока с содержанием 197 килограммов молочного жира в среднем от коровы за год, удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В феврале 1949 года А.И.Евдокимову избрали председателем колхоза «Пятилетка» Костромского района. По результатам работы в 1949 году за перевыполнение годового плана прироста поголовья по каждому виду продуктивного скота и птицы по колхозу не менее чем на 80% и получение от 32 коров по 5067 килограммов молока с содержанием 199 килограммов молочного жирав среднем от коровы за год председатель колхоза «Пятилетка» А.И.Евдокимова была награждена вторым орденом Ленина. В 1951 году она была удостоена Сталинской премии за разработку метода выращивания сельскохозяйственных животных, обеспечивающего высокую молочную продуктивность. За 20 летний период руководства А.И.Евдокимовой колхоз «Пятилетка» постоянно был в лидерах и одним из первых в Костромском районе стал получать миллионные доходы. В центральную усадьбу колхоза село Петрилово была подана электроэнергия, построены скотные дворы и тёрочный завод, Дом культуры, детский сад, жилые дома для колхозников. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР 2-4 созывов (1946 - 1958). После ухода на пенсию в 1969 году жила в Костроме и скончалась 22 января 1975 года. 27 сентября 2010 года к 100-летию А.И.Евдокимовой на здании колхозной конторы в Петрилово была установлена мемориальная доска. Награждена 2 орденами Ленина (4 июля 1949, 16 августа 1950) и орденом Трудового Красного Знамени (23 июля 1948), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (10 сентября 1948).