• Авторизация


28 октября родились... 28-10-2025 07:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Robert_Daniel_Murphy0 (700x685, 165Kb)
1894
Роберт (Боб) Мерфи (Robert Daniel Murphy)
американский дипломат и мемуарист. Родился в городе Милуоки, штат Висконсин, США. По линии матери потомок иммигрантов из Германии, отец отца был иммигрантом из Ирландии. В 1909 году окончил приходскую школу, после чего сдавал экзамены на получение стипендии для обучения в милуокском университете Маркетта (Marquette University) и его подготовительной академии — заняв по сумме баллов второе место получил предложение на бесплатное обучение в течение четырех лет в академии, которое окончил за три года. В 1916 году переехал в Вашингтон, где устроился на работу в госучреждение — в офис третьего помощника главного Почтмейстера США, одновременно стал студентом юридического колледжа. (До этого всё время жил в Милуоки.) С 23 апреля 1917 года работал в госдепартаменте США. На дипломатической службе в 1917—1959 годах (всего сорок два года). В 1917—1919 годах работал в американской дипмиссии в Швейцарии. Затем снова в Вашингтоне, на госслужбе в департаменте Казначейства, одновременно окончив в конце 1920 года прерваное обучение в колледже, был допущен к адвокатской практике, однако вместо занятия ею поступил на консульскую службу, заняв пост вице-консула в Цюрихе. В 1921—1925 годах работник американского консульства в г. Мюнхен, исполнял обязанности Генерального консула. В 1930—1936 годах американский консул в Париже. Являлся американским поверенным в делах при режиме Виши. В сентябре 1944 года был назначен советником по германским вопросам при генерале Эйзенхауэре. В 1945—1949 годах главный представитель госдепартамента США в Германии. В 1949—1952 годах посол США в Бельгии. В 1952—1953 годах посол США в Японии. В марте — ноябре 1953 года помощник госсекретаря США по делам международных организаций. В августе — декабре 1959 года заместитель госсекретаря США по политическим вопросам. Умер в городе Вашингтон, США, 9 января 1978 года. Награды: Кавалер ордена Изабеллы Католической (Испания); Кавалер ордена Леопольда I; Орден Восходящего солнца 8 класса; Награда Сильвануса Тайера (1974). С 3 февраля 1921 был женат на Милдред Тейлор. Литература: Мемуары: Дипломат среди воинов. Тайные решения, изменившие мир (Нью-Йорк, 1965)

Nikitin (535x700, 130Kb)
1894
Владимир Александрович Никитин
советский инженер-кораблестроитель, кандидат технических наук, главный конструктор эскадренного миноносца проекта 41 и ракетного крейсера проекта 58. Участник Первой мировой и Гражданской войн. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя, в дворянской многодетной семье потомственного полевого артиллериста генерал-майора артиллерии Александра Владимировича Никитина (1865—1934) и его жены Юлии Михайловны (в девичестве Остророг, 1870—1942). В семье росло шесть сыновей, Владимир был старшим.
Ранние годы
В 1904 году, в неполных десять лет, поступил в 3-й Петербургский кадетский корпус императора Александра II. В корпусе дружил и сидел за одной партой с Акселем Бергом (в 1908 году Берг перевёлся в Морской кадетский корпус, впоследствии стал академиком и Героем Социалистического Труда). В 1911 году, после окончания 7 классов кадетского корпуса, Владимир поступил в Михайловское артиллерийское училище, которое окончил в 1914 году 15-м по списку (согласно успеваемости) из 118 юнкеров, за отличную учёбу был премирован 400 рублями. 12 июля 1914 года был произведён в первое офицерское звание подпоручик и направлен для дальнейшего прохождения службы в 23-ю Артиллерийскую бригаду, которая дислоцировалась в Гатчине и командовал которой его отец. Владимир был назначен командиром 4-го взвода в 4-ю батарею, командиром которой 10 лет назад, во время русско-японской войны 1904—1905 годов, был также его отец.
Участие в Первой мировой войне
С первых дней Первой мировой войны участвовал в боях на Юго-Западном фронте в составе 8-й русской армии. Отец направлял собственного сына на самые горячие участки боев. 7 ноября 1914 года Владимир был ранен в грудь. Находился на излечении в госпитале. В конце января 1915 года вернулся на фронт. Получил второе ранение во время Брусиловского прорыва. В октябре 1917 года капитан Никитин был назначен командиром 2-й батареи 23-й Артиллерийской бригады, а в декабре того же года был переизбран на эту должность революционными солдатами. В феврале 1918 года, вместе с остатками своей батареи, попал в плен к румынскими военным частям. Отказался поступать в украинизированные части Русской императорской армии, и вернулся в Петроград.
Участие в Гражданской войне
В начале лета 1918 года был принят на службу рядовым пограничником Управления Петроградского пограничного округа. Служил на заставе, охранял береговую черту Финского залива от контрабандистов. В июле был откомандирован в Гатчину и назначен командиром 1-й артиллерийской батареи 3-й Петроградской стрелковой дивизии. В начале октября 1918 года был назначен командиром 1-го Петроградского запасного артиллерийского дивизиона, в марте 1919 года — заместителем начальника артиллерии Управления артиллерии 1-й Стрелковой дивизии в Петрограде, а затем начальником штаба артиллерии дивизии. Участвовал в обороне Петрограда от войск Юденича, воевал в Карелии против белогвардейских войск Северной армии, на Кольском полуострове против интервентов, на Восточном фронте против Колчака, на Украине против войск Врангеля.
Никитин (462x700, 102Kb)
Кораблестроитель
В декабре 1920 года был откомандирован для поступления на учёбу в Петроградский политехнический институт. В январе 1921 года стал студентом кораблестроительного факультета института, где ему зачли большинство зачётов по аттестату Михайловского артиллерийского училища. Первую практику в 1921 году проходил в Петроградском торговом порту, вторую — на Адмиралтейском заводе, в 1923 году прошёл практику на танкере «III Интернационал» в Каспийском пароходстве. Параллельно с учёбой Никитин работал грузчиком, сторожем, лесорубом, инкассатором, посыльным, эвакуатором в 1922 году на эвакуационном пункте при станции Петроград-Товарная Варшавской железной дороги, менял телеграфные столбы вдоль Витебской железной дороги, был нештатным сотрудником газеты «Красный Флот», с 1923 по 1925 год работал копировщиком в типографии Артиллерийской академии. В 1925 году была опубликована его первая печатная работа под редакцией профессора Ленинградского технологического института П.С.Радецкого «Логарифмическая счётная линейка», которая была засчитана как преддипломная работа. 9 июня 1925 года защитил дипломный проект в Ленинградском политехническом институте на тему «проект зерновоза для линии Одесса—Лондон, грузоподъёмностью 10 000 тонн».
Никитин01 (700x355, 333Kb)
Гвардейский сторожевой корабль «Метель» (типа «Ураган») на почтовой марке. Россия, 2013, (ЦФА [АО «Марка»] № 1695)
Летом 1925 года, после окончания института, вместе со своими однокурсниками О.Ф.Якобом и Ф.Е.Бесполовым был направлен инженером-конструктором в конструкторском бюро Северной судостроительной верфи. Никитин сначала занимался проектными работами по восстановлению эскадренных миноносцев типа «Новик», затем ему было поручено провести расчёт модернизации старых броненосцев Российского императорского флота «Цесаревич» и «Андрей Первозванный». Расчёт он сделал, но корабли не стали ремонтировать, и разобрали на металл. В 1925—1926 годах Никитин работал по переделке недостроенного лёгкого крейсера «Адмирал Спиридов» типа «Светлана» в нефтеналивное судно «Грознефть». С 1926 года руководил проектированием сторожевых кораблей типа «Ураган» — первых советских надводных кораблей. Закладка первых шести судов состоялась на Северной верфи в Ленинграде 1 августа 1927 года (головной корабль был спущен на воду 14 мая 1929 года). Всего было построено 18 кораблей данного проекта. Корабли были построены целиком из отечественных материалов и на них были установлены только советские механизмы. При строительстве этих сторожевиков была впервые в советском кораблестроении применена вместо клёпки сварка корпуса. В 1930—1932 годах под руководством Никитина был выполнен общий проект лидера эскадренных миноносцев проекта 1. Планировалось построить 6 лидеров этого проекта, но построены были только три «Ленинград», «Москва» и «Харьков». Головной корабль этой серии «Ленинград» был спущен на воду 18 ноября 1933 года. На ходовых испытаниях корабль развил скорость более 43 узлов (80,69 километра в час) при волнении моря в три балла. В 1932—1935 годах под общим руководством Никитина был разработан эскизный проект эсминца массовой (около 50 единиц), так называемой «сталинской серии», под номером 7 типа «Гневный». Головной корабль «Гневный» был заложен в 1935 году на заводе имени А.А.Жданова в Ленинграде. Сдан флоту в 1938 году. С лета 1938 года Никитин руководил эскизным проектированием тяжёлого крейсера проекта 69. Головной «Кронштадт» был заложен 30 ноября 1939 года на заводе имени А.Марти в Ленинграде. Однако в связи с начавшейся войной он так и не был достроен. В предвоенные годы Никитин в составе делегации советских специалистов неоднократно был командирован на судостроительные заводы в Италию и Германию. В годы Великой Отечественной войны Никитин вместе с сотрудниками Конструкторского бюро был эвакуирован в Казань. Основной задачей КБ была разработка усиления зенитного вооружения кораблей с учётом накопившегося опыта в войне, а также повышение прочности их корпусов. В конце 1943 года, после гибели эсминца «Сокрушительный» (корабль проекта 7 в 11-бальный шторм разломился и у него оторвало корму) на Северном флоте, Никитин был освобождён от должности главного инженера и до 1946 года работал старшим, затем главным конструктором по проектированию перспективных эсминцев.
Никитин02 (700x409, 181Kb)
Ракетный крейсер «Грозный»
После организации в 1946 году на Ленинградском судостроительном заводе нового конструкторского бюро (ЦКБ-53) Никитин был назначен его главным инженером. До 1951 года принимал участие в обеспечении достройки эсминцев типа проекта 30-К и постройки большой серии эсминцев проекта 30-бис. В 1947—1952 годах был главным конструктором эсминца нового типа «Неустрашимый» проекта 41, который был построен в единственном числе, но стал прототипом для создания в 1951—1957 годах более совершенных кораблей проекта 56. В 1957—1960 годах работал главным конструктором крейсера проекта 58, — принципиально нового типа, первого в мире специально спроектированного корабля с противокорабельным и зенитным ракетным оружием. В феврале 1960 года вышел на пенсию (был персональным пенсионером), но продолжал работать до 82-х лет ведущим конструктором проектно-конструкторского бюро (ЦКБ-53), а также вёл научно-педагогическую работу в Ленинградском кораблестроительном институте, ВВМИУ имени Ф.Э.Дзержинского, Военно-морской академии. 30 января 1976 года окончательно уволился с работы. Умер Владимир Александрович Никитин в родном городе 13 апреля 1977 года.
Семья
В январе 1920 года женился на Марии Александровне Федосеевой — учительнице из прионежского села Гангозеро. В 1926 году у них родился сын Игорь, который впоследствии окончил кораблестроительный факультет ВВМИУ имени Ф.Э.Дзержинского, стал офицером ВМФ, капитаном 1 ранга, служил на Черноморском флоте. Жена Владимира Никитина всю войну проработала в военном госпитале г. Казани, в начале 1945 года умерла от гриппозного воспаления лёгких. Награды и премии: Орден Ленина; Орден Октябрьской Революции; Орден Отечественной войны I степени; Орден Красного Знамени; Орден «Знак Почёта»; Медали; Сталинская премия первой степени (10 апреля 1942) — за разработку проектов боевых кораблей. Литература: Васильев А.М., Васильев П.А., Кожевников А.Н. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — Санкт-Петербург : История корабля, 2006. — Страница 296. — 304 страницы. — 1500 экземпляров. — ISBN 5-903152-01-5; Зубов Б.Н. Записки корабельного инженера: Развитие надводного кораблестроения в Советском Союзе. — Москва : Ключ, 2000. — Страницы 181-191. — 480 страниц. — ISBN 5-7082-0040-5; Стволинский Ю.М. Конструкторы надводных кораблей. — Ленинград : Лениздат, 1987. — Страницы 22-58, 66-76. — 270 страниц. — 100 000 экземпляров; Никитин В.А. О себе, времени и кораблях. — Санкт-Петербург : «Моринтех», 2004. — 376 страниц. — ISBN 5-93887-014-9; Балабин В. Первенец советского кораблестроения // «Морской сборник». — 1990. — № 12. Страница 53; Мелуа А. И. Инженеры Санкт-Петербурга . Энциклопедия. — Санкт-Петербург : Издательство Международного фонда истории науки, 1996. — Страница 419. — 814 страниц. — ISBN 5-86050-081-5.

1895
Гастон Давелья (Gastone Daveglia)
итальянский шахматист.

1895
Моше Паранов (Moshe Paranov, настоящее имя — Морис Перлмуттер, Morris Perlmutter)
американский дирижёр и музыкальный педагог. Родился в городе Хартфорд, штат Коннектикут, США. Сын Якова Перлмуттера и Марии Соловей — эмигрантов из России. С пятилетнего возраста учился играть на скрипке, затем под влиянием музыкального педагога Джулиуса Хартта перешёл на фортепиано. В дальнейшем женился на дочери своего учителя и в 1920 году вместе с ним основал в Хартфорде музыкальный колледж «Джулиус Хартт, Моше Паранов и присоединившиеся преподаватели» (Julius Hartt, Moshe Paranov and Associated Teachers), в дальнейшем преобразованный в Школу музыки Хартта и в 1957 году ставший одной из составных частей Хартфордского университета. Сохранив выдающееся творческое долголетие, Паранов был связан с Хартфордом на протяжении всей своей жизни: так, в 1930 году он дирижировал оркестром при открытии главного городского концертного зала Bushnell Memorial Hall — а в 1990 году в качестве дирижёра участвовал в праздничном концерте к 60-летию этого события. В 1947—1953 годах Паранов совместно со скрипачом Джорджем Хеком руководил Хартфордским симфоническим оркестром. Он привлёк к участию в музыкальной жизни Хартфорда многих выдающихся музыкантов; дружеские отношения, в частности, связывали его с такими фигурами, как Гарольд Бауэр, Эрнест Блох, Майра Хесс, Пауль Хиндемит. Умер в родном городе 7 октября 1994 года.

Фёдоров  (700x555, 189Kb)
1895
Василий Георгиевич Фёдоров
русский прозаик, поэт, публицист, актёр. Участник литературного объединения русских поэтов и прозаиков в Праге «Скит» («Скит поэтов»). Представитель первой волны эмиграции. Печатался в журналах «Будильник», «Воля России», «Годы», «Литературный современник», «Меч», «Родное слово», «Рубеж», «Современные записки» и газетах «Дни», «Последние новости», «Россия и славянство», «Сегодня», «Херсонское утро», «Херсонские новости», «Родной край». Художественное наследие составляет два десятка рассказов, две повести, пять публицистических статей, два незавершённых романа, незаконченная пьеса, несколько стихотворений и газетных заметок. Родился в городе Херсон, Российская империя, в семье мелкого чиновника Георгия Васильевича Фёдорова, школьного учителя, впоследствии служащего Херсонской губернской земской управы, проявлявшего склонность к литературному творчеству. (писал «наставления для народа» по разведению деревьев и уходу за ними). Примечательна брошюра Георгия Васильевича «Как разводить виноград» (Херсон, 1911) — практические советы для детей по разведению винограда были изложены автором в стихотворной форме, вероятно, для облегчения запоминания. Исследователи полагают, что автором мог быть не Георгий Васильевич, а его сын Василий Фёдоров, первые пробы пера которого относятся именно к этому времени, но в предисловии к брошюре об этом ничего не сказано. Окончил херсонскую 1-ю мужскую гимназию. В 1915 году поступил на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. В 1917 году был призван в армию, через два месяца отпущен по болезни, после чего вернулся в Херсон. Тогда же в местной газете «Херсонские новости» появились стихи молодого поэта: «Мародёрам тыла», «Балалаечка крещенская», «Весна», «Великой и свободной», «Я видел Вас…» и др. В годы гражданской войны был сторонником русского национально-патриотического «белого движения». Незадолго до того, как 19 августа 1919 года Херсон заняли белогвардейцы, в городе началась работа по созданию комитета помощи Добровольческой армии. В состав инициативной группы входило шесть человек, среди которых был и Василий Фёдоров. Впоследствии возглавил театрально-художественную секцию комитета. С чтением патриотических стихов выступал на народных лекциях, устраиваемых комитетом. Стихи Фёдорова, опубликованные на страницах издававшейся комитетом антибольшевистской газеты «Херсонское утро» («Светлой памяти Л. Г. Корнилова», «Москва», «Стихи о Родине», «Два года»… и др.) носят ярко выраженный национально-патриотический характер. Среди них есть и лирические (например, «Осень», «Домино», «Прошлое», «Юность»). Ранние стихи Василия Фёдорова не вошли ни в одну его книгу. После занятия Херсонщины большевиками, в 1921 году Фёдоров покинул Херсон. В «Автобиографии» объяснял этот шаг следующим образом: «… я решил на время покинуть родину, чтобы закончить своё образование». В апреле 1921 года, при пересечении украинско-румынской границы в пограничном городке Бендеры, был арестован. В тюрьме написал несколько стихотворений, которые переслал на волю. Стихи были напечатаны в газете «Неделя». В тюрьме Фёдорова посетили поэт-сатирик Пётр Потёмкин и критик Пётр Пильский, которые в тот момент находились в Кишинёве. Благодаря хлопотам Пильского, с которым Фёдоров был знаком ещё по Херсону, был освобождён из тюрьмы. До осени 1921 года работал на стройке, писал фельетоны, печатался в кишинёвских газетах. После Кишинёва перебрался в Бухарест, где работал маляром в железнодорожное депо. Вскоре получил место репетитора у дочерей примадонны Королевской оперы русской артистки Ивоны и артистки той же оперы Лучезарской. Подрабатывал платным хористом в церковном хоре, пел в украинской оперетте, исполнял роль Петра в комической опере Н.В.Лысенко «Наталка-Полтавка». Летом 1922 года Фёдоров перешёл румыно-чешскую границу и оказался в Кошице, где его снова арестовали. После освобождения перебрался в Прагу. Осенью 1922 года поступил на Русский юридический факультет, основанный бывшим ректором московского университета философом и правоведом П.И.Новгородцевым. Учёбу совмещал с работой в русском музыкально-танцевальном ансамбле, в составе которого гастролировал по всей Чехословакии. В ансамбле исполнял русские песни и цыганские романсы, часто аккомпанируя себе на балалайке. В 1924 году Фёдоров познакомился с Марией Штефловой и вскоре они поженились. Проживали в Ржичинах под Прагой. Здесь в 1926 году, не совсем ещё оправившись от крупозного воспаления лёгких (из-за которого ему пришлось оставить сцену), Фёдоров написал первые рассказы. Один из них, «Роман с сапогами», был напечатан в пражском иллюстрированном литературно-публицистическом журнале «Годы» (1926, № 3). А в варшавском еженедельнике «Родное слово» (1926, № 9) вышел рассказ «Чародейный плёс». В январе 1927 года, проучившись шесть семестров на Русском юридическом факультете, Фёдоров оставил его по собственному желанию. Был членом Союза русских писателей и журналистов в Чехословацкой республике, основанного в Праге в 1922 году. В 1928 году он вместе с русским писателем Е.Н.Чириковым участвовал от Чехословакии в работе съезда русских зарубежных писателей, проходившего в Югославии. Там познакомился с Владимиром Набоковым. Помимо литературы их сблизило и общее увлечение — коллекционирование бабочек. Был одним из постоянных участников собраний пражского литературного кружка «Далиборка». В 1926 году вошёл в пражское литературное объединение «Скит». В 1929 году под маркой «Скита» начала выходить серия изданий стихов и прозы. Первым изданием была книга стихов друга Фёдорова поэта Вячеслава Лебедева «Звёздный крен». Вторым — сборник рассказов Фёдорова «Суд Вареника». Книга вышла в Праге тиражом 1000 экземпляров, из них 200 — по предварительной подписке. Редактировал сборник А.Л.Бем; художественное оформление выполнил Калабин Е.Н. В книгу вошли пять рассказов, написанных в 1926—1930 годы. Критика положительно оценила первую книгу писателя. В отзывах подчёркивалась связь прозы Фёдорова с традициями русской литературы. Поэт, беллетрист и литературный критик Евгений Недзельский писал: «Я не сомневаюсь, что будущие поколения будут оценивать талант Фёдорова как юмориста жесточайшей эпохи…». Критик Герман Хохлов констатировал: «Фёдоров — настоящий писатель, и его грубоватая, ироническая и насмешливая книга рассказывает о подлинной жизни…». В 1927 году начал сотрудничать с одним из крупнейших эмигрантских журналов «Воля России», где в № 4 опубликовали его рассказ «Кузькина мать». Известный историк и библиограф С.П.Постников в связи с этим писал: «Одним ударом — своим рассказом „Кузькина мать“ — г(осподин) Фёдоров выдвинулся из толпы молодых писателей. <…> Несмотря на богатый бытовой материал рассказа, автор не соблазнился чистым бытописанием, но сумел выдержать своеобразный, „под Гоголя“, стиль рассказа и дать захватывающее читателя повествование. Как раз в тех местах рассказа, где молодой писатель мог бы увлечься описаниями и подробностями, Фёдоров иронически обрывает себя и спешит с развёртыванием сюжета. Первый дебют Фёдорова на редкость удачный и позволяет говорить о нём как о сложившемся писателе». В дальнейшем в журнале «Воля России» были опубликованы рассказы Фёдорова «Деревянный мир» (1927, № 10), «Русские праздники (Рассказ полковника Семёна Ипполитыча Недалёкого)» (1929, № 8-9) и повесть «Финтифлюшки» (1928, № 3-6). В 1932 году Фёдоров вместе с женой переехал в Ужгород, где получил по договору должность юриста магистрата. В письме от 29 сентября 1932 года к писателю В.И.Немировичу-Данченко (который в своё время помог Фёдорову получить небольшую литературную стипендию от чешского правительства) Василий Георгиевич писал: «...Судьба моя сложилась так, что необходимо было навсегда покинуть Прагу, и я с женой переселился в Ужгород. Мне очень жаль, что я не смог с Вами попрощаться и с Еленой Самсоновной, Вы и графиня всегда были чрезвычайно добры ко мне и жене и во многом мне помогали. В последнее время мне было очень трудно жить в Праге, заработка не было никакого, и мы с женой изрядно голодали. Конечно, и в Ужгороде устроиться на какую-либо службу очень трудно, но здесь хоть есть какие-то надежды, а в Праге их вовсе не было. <…> Боюсь, что завязну в этой трясине по уши и разучусь даже говорить по-русски (здесь говорят на странном жаргоне — смесь польского, мадьярского и малороссийского языков). Живём мы с женой пока на винограднике под городом (или, вернее, над городом), платим за квартиру 230 крон с электричеством. Денег нам ещё хватит недели на две, а дальше всё покрыто мраком неизвестности». В 1933 году в Ужгороде вышла вторая книга писателя — сборник рассказов из жизни эмигрантов «Прекрасная Эсмеральда». Тогда же Фёдоров пробует свои силы и в публицистике: печатает в варшавском журнале «Меч» статью «Бесшумный расстрел: Мысли об эмигрантской литературе» (1934, № 9-10). На статью из Парижа откликнулся заметкой «Около важного» Д.С.Мережковский. В 1938 году в ужгородским издательстве «Школьная помощь» вышла в свет первая часть романа Фёдорова «Канареечное счастье», в котором он с тонким юмором и психологическими подробностями описал жизнь в эмиграции. Владислав Ходасевич писал о романе: «…Фёдоровская улыбка порою кажется несколько грустной, и можно допустить, что в дальнейшем эта грусть даже усилится, но всё-таки в основе замысла у Фёдорова лежит юмор, притом — лёгкий и добродушный. К несомненным достоинствам книги надо отнести то, что чувство меры и вкуса почти никогда автору не изменяют, а это как раз самые опасные места, на которых терпит крушения великое множество комических авторов». В Ужгороде Василий Фёдоров прожил семь лет и два года в городе Хуст, где служил актуарским адъюнктом земского уряда. Жена Фёдорова вспоминала: «В.Г.Фёдоров с детства любил природу, любил ловить рыбу, ходить на охоту, а также коллекционировать мотылей и бабочек. Во время пребываний в Ужгороде была возможность этим заниматься. Эта тема также находит своё отражение в его рассказах и новеллах. В 1938 году Ужгород заняли венгры, поэтому учреждения переселились в город Хуст. Коллекцию мотылей и бабочек Василий Георгиевич подарил ужгородскому музею». В 1940 году, в связи с оккупацией Чехословакии немцами, Фёдоровы из Хуста переезжают снова в Прагу. Фёдоров неоднократно арестовывался, отправлялся на принудительные работы. Всю войну Фёдоров оставался в Праге. После войны преподавал русский язык на различных курсах и в кружках, работал переводчиком. С конца 1949 года Василий Георгиевич работал в системе внешней торговли переводчиком в организациях «Ково», Техноэкспорте, «Мотоков» и «Инвесте». Для служащих «Инвесты» он составил чешско-русский словарь по турбинам . В 1951 году в первых номерах парижского журнала «Литературный современник» после длительного перерыва (с конца 30-х годов Фёдоров не печатался) появились две его статьи — «Зелёные скиты» и «Марк Шагал». С начала 1950-х годов Василий Фёдоров много работает над автобиографическим романом. Первоначально дал ему название «Жизнь наизнанку», однако в процессе работы заменил другим — «Человек задумался». Роман основан на впечатлениях и воспоминаниях самого Фёдорова. Сохранился авторский план романа. Фёдоров успел вчерне написать три части романа, над четвёртой работал до последнего своего дня. В 1956 году Василий Георгиевич вместе со своим другом Вячеславом Лебедевым начал сотрудничать в газете «Наша жизнь», которая выпускалась Обществом советских граждан в Чехословакии. В третьем ноябрьском номере газеты был опубликован отрывок из романа «Человек задумался». Одновременно он собирался издать сборник рассказов на чешском языке о военных годах в Чехословакии. В конце 50-х годов Фёдоров предпринимал попытки завязать сотрудничество и с советскими журналами. Он послал в редакцию журнала «Огонёк» свои рассказы, но редакция журнала под разными предлогами в публикации Фёдорову отказала. Василий Георгиевич Фёдоров умер в городе Прага, Чехословакия, 8 марта 1959 года. Захоронен на православном участке Ольшанского кладбища в Праге недалеко от могил А.Т.Аверченко, Е.И.Чирикова, Вас.И.Немировича-Данченко, Д.М.Ратгауза. Книги: Суд Вареника : рассказы. 1926—1930 /Василий Фёдоров; под общей редакцией А.Л.Бёма; художник оформитель Е.Н.Калабина. — Прага : В.Д.Колесников; типография П.Душека, 1930. — 156 страниц; 19 см. — Содерж.: Кузькина мать; Черкес; Микита — скрипач; Суд Вареника; Деревянный мир. — Книга вышла под № 2 в серии изданий «Скита». — На первой странице: Скит. Стихи и проза. II. — 1000 экземпляров; Прекрасная Эсмеральда : эмигрантские рассказы /Василий Фёдоров; художественное оформление М.Лосиевской. — Ужгород : Издательство общества «Школьная помощь», 1933. — 198 страниц; 18 см. — Содерж.: Прекрасная Эсмеральда: повесть; рассказы: Фермеры; Грибная история; Восемь моих невест; Настоящий актёр; Последнее гаданье Стивенса; Русские праздники; Жизнь за ширмой; Мёртвая голова; Мысли о Гоголе: речь, произнесённая в День русской культуры в Ужгороде / Василий Фёдоров. — Ужгород, 1934.- 8 страниц; Канареечное счастье : роман. Часть 1 / Василий Фёдоров. — Ужгород : Издательство общества «Школьная помощь», 1938. — 230 страниц; Канареечное счастье : сборник / В.Г.Фёдоров; составление, предисловие, примечания В.П.Нечаева. — Москва : Московский рабочий, 1990. — 479 страниц. — Содержание : Канареечное счастье : роман; повести: Финтифлюшки, Прекрасная Эсмеральда; рассказы: Роман с сапогами; Чародейный плёс; Кузькина мать; Микита Скрипач; Суд Вареника; Черкес; Деревянный мир; Фермеры; Грибная история; Восемь моих невест; Настоящий актёр; Последнее гаданье Стивенса; Русские праздники (рассказ полковника Семёна Ипполитыча Недалёкого); Жизнь за ширмой; «Мёртвая голова»; Счастье Франтишека Лоуды; За далью непогоды; статьи. — 85000 экземпляров. Фёдоров, Василий Георгиевич. Канареечное счастье : [Сборник] / В.Г.Фёдоров; [Составление, предисловие, примечания В.П.Нечаева]. — Москва : Моск. рабочий, 1990. — 477 страниц, листы иллюстраций. Литература: «Юморист жесточайшей эпохи…» — Василий Фёдоров (1895—1959) [Текст] : биографический очерк и библиографический указатель литературы. / Херсонская областная универсальная библиотека имени Олеся Гончара; автор-составитель О.В.Лянсберг; ответственный редактор Л.И.Зелёная, заслуженный работник культуры. — Херсон : ПАО «ХГТ», 2012. — 52 страниц : иллюстрации. — 100 экземпляров; «Скит». Прага 1922—1940 : Антология. Биографии. Документы / вступительная статья, общая редакция Л.Н.Белошевской; составление, биографий Л.Н.Белошевской, В.П.Нечаева. — Москва : Русский путь, 2006. — 768 страниц; А<ндрее>в Н. Литературный вечер в Праге /Н.Андреев // Россия и славянство. — Париж, 1932. — 13 февраля (№ 168); Андреев Н.Е. Пражские годы / Н.Е.Андреев // Новый мир.-1994.- № 11. — Страницы 136-182; Бем А.Л. О творчестве Василия Фёдорова / А.Л.Бем // Меч. — Варшава, 1938. — 3 апреля; Бем А.Л. Русская литература в эмиграции / А.Л.Бем // Меч. — Варшава, 1939. — 22 января; Білий берег : українська проза Херсонщини кінця XX- початку XXI століття / редактор В.Г.Піддубняк [та ін.]. — Херсон : Наддніпряночка, 2009. — Том 1. — 299 страниц. — (Літературні скарби Херсонщини); Вежі та вітрила: поезія Херсонщини кінця XX- початку XXI століття / редактор В.Г.Піддубняк [та ін.]. — Херсон : Наддніпряночка, 2007. — Том 1. — 299 страниц. — (Літературні скарби Таврії); Голобородько Я.Ю. Письменники і Херсон / Ярослав Голобородько. — Херсон : Персей, 2003. — Страницы 12-13; Литература русского зарубежья. Книги 1917—1940 : Материалы к библиографии / Составитель А.Д.Алексеев; Российская Академия Наук, Институт русской литературы. (Пушкинский Дом). — Санкт-Петербург : Наука, 1993. — Страница 175; Литературная энциклопедия Русского Зарубежья (1918—1940) / Российская Академия Наук, Институт научной информации по общественным наукам. — Москва : Росспэн, 1997. — [Том 1]. Писатели русского зарубежья. — 512 страниц, иллюстрации; Литературная энциклопедия Русского Зарубежья (1918—1940) : / Российская Академия Наук, Институт научной информации по общественным наукам. — Москва : Росспэн, 2000. — [Том 2]. Периодика и литературные центры — 640 страниц, иллюстрации; Мережковский Д.С. Около важного (О «Числах») / Д.С.Мережковский // Меч. — Варшава, 1934. — 5 августа (№ 13/14). — Страницы 3-5; Постников С.П. О молодой эмигрантской литературе / С.П.Постников // Воля России. — Париж, 1927. — № 5-6. — Страница 225; Степун Ф.А. Пореволюционное сознание и задача эмигрантской литературы : [полемика с позицией «Чисел»] / Ф.А.Степун // Новый град. — Париж, 1935. — № 10. — Страницы 12-28; Струве Г.П. Русская литература в изгнании / Г.П.Струве. — 3-е издание, исправленное и дополненное.; Краткий биографический словарь русского Зарубежья/ Р.И.Вильданова, В.Б.Кудрявцев, К.Ю., Лаппо-Данилевский; вступительная статья К.Ю.Лаппо-Данилевского. — Париж.: ИМКА-Пресс; М.:Русский путь, 1996. — 448 страниц; Сухопаров С.М. Возвращение Василия Фёдорова / Сергей Сухопаров // Народная трибуна. — 1991. — 4 вересня; Философов Д. В. Письма к неизвестным: В защиту «г. Фёдорова из Чехословакии» / Д.В.Философов // Меч. — Варшава, 1934. — 5 августа (№ 13/14). — Страницы 5-8; Философов Д. Как не надо учить культуре (Около «Современных записок» и «Чисел») / Д. Философов // Меч. — Варшава, 1934. — 19 авг. (№ 15/16). — Страницы 22-28; Ходасевич В. «Канареечное счастье» : [Рецензия] // Колеблемый треножник : избранное / В Ходасевич. — Москва, 1991. — Страницы 611—612. Источники: «Юморист жесточайший эпохи…» — Василий Фёдоров (1895—1959) : биографический очерк и библиографический указатель литературы / ХОУНБ имени Олеся Гончара; автор-составитель О.В.Лянсберг; ответственный редактор Л.И.Зелёная. — Херсон, 2012. — 51 страница.

Лаппо-Данилевский (507x700, 434Kb)
1895
Иван Александрович Лаппо-Данилевский
советский математик, член-корреспондент Академии Наук СССР (с 31 января 1931 года). Основные работы относятся к теории аналитических функций от матриц и её приложениям в теории линейных дифференциальных уравнений, где он получил ряд фундаментальных результатов. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя, в семье историка А.С.Лаппо-Данилевского и Елены Дмитриевны Данилевской (урожденной Бекарюковой). Окончил частную гимназию В. К. Иванова. Исключительная математическая одарённость И.А.Лаппо-Данилевского проявилась очень рано, ещё в гимназии. С 1 февраля по 17 октября 1916 г. состоял в качестве пажа Пажеского Его Императорского величества корпуса, в 1914, повторно в 1924 поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета (из-за слабого здоровья и крайней бедности учился с перерывами). После революции и гражданской войны в течение нескольких лет сменил ряд профессий, в частности, работал председателем правления кооператива одного из домов на Васильевском острове по адресу 6 линия, д. 5/5. Проживал в том же доме в кв. 4. Был женат на дочери известного ученого-физика, электротехника, радиотехника, геофизика А.А.Петровского Ольге. В 1925 г. окончил физико-математический факультет Ленинградского университета. Вскоре стал сотрудником физико-математического института Российской академии наук. В 1927 г. опубликовал первую научную работу «Théorie algorithmique des corps de Riemann» в журнале «Математический сборник». Основатель кружка для «изучения Вагнера с исторической, философской, литературной и музыкальной стороны» вместе с ленинградским архитектором А.М.Нечаевым. В апреле 1929 г. блестяще защитил диссертацию и вскоре получил премию Главнауки Наркомпроса и стипендию Фонда Рокфеллера. В течение 1929—1930 годов преподавал математику в Ленинградском горном институте и Ленинградском политехническом институте. 29 сентября 1930 г. по поручению Наркомпроса с семьей выехал в Гисен (Германия), к специалисту по дифференциальным уравнениям Л.Шлезингеру. Здесь он получил предложение прочитать курс лекций в местном университете. Аналогичное предложение поступило и из Сорбонны. В феврале 1931 г. заочно избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР по представлению академиков И.М.Виноградова, Н.Н.Лузина, А.Н.Крылова. Скончался в городе Гисен, Гессен, Веймарская республика (Германская республика), 15 марта 1931 года.
Лаппо-Данилевскийгроб (525x700, 285Kb)
Похоронен в Гисене на городском кладбище.
Академия наук СССР с глубоким прискорбием отнеслась к кончине выдающегося ученого. В некрологе, помещенном в «Известиях Академии Наук СССР» (1931, № 6), Н.Н.Лузин писал:
«Оставленное им наследство в виде готовых к печати мемуаров и подготовленных черновых работ для теории как регулярных, так и иррегулярных систем столь важно и столь значительно, что тщательный учёт и приведение в порядок к печати этого наследства является долгом академии. Это тем более естественно, что в течение своей короткой жизни Иван Александрович оставался, в сущности, автодидактом, и его идеи имеют в прошлом мало корней, по которым можно было бы восстановить его результаты.» Научные труды: J. A. Lappo-Danilevski, «Théorie algorithmique des corps de Riemann», Математический сборник, 34:2 (1927); J. A. Lappo-Danilevski, «Résolution algorithmique des problèmes réguliers de Poincaré et de Riemann (Mémoire premier: Le problème de Poincaré, concernant la construction d’un groupe de monodromie d’un système donné d'équations différentielles linéaires aux intégrales régulières)», Журнал Ленинградского физико-математического общества, 2:1 (1928); J. A. Lappo-Danilevski, «Résolution algorithmique des problèmes réguliers de Poincaré et de Riemann. (Mémoire deuxième: Problème de Riemann, concernant la construction d’un système régulier d'équations différentielles linéaires, admettant un groupe de monodromie donné)», Журнал Ленинградского физико-математического общества, 2:1 (1928); J. A. Lappo-Danilevski, «Théorie des matrices satisfaisantes à des systèmes d'équations différentielles linéaires à coefficients rationnels arbitraires. Mémoire premier», Журнал Ленинградского физико-математического общества, 2:2 (1929); J. Lappo-Danilevskij, «Les déterminations diverses d’une matrice régulière possédant les substitutions exposantés données aux points singuliers à distance finie», Известия Академии наук СССР. VII серия. Отделение математических и естественных наук, 1931, 6; J. A. Lappo-Danilevskij (J. A. Lappo-Danilevsky), «Mémoires sur la théorie des systémes des équations différentielles linéaires. Vol. I», Труды Физико-математического института имени В.А.Стеклова, 6 (1934); J. A. Lappo-Danilevskij (J. A. Lappo-Danilevsky), «Mémoires sur la théorie des systémes des équations différentielles linéaires. Vol. II», Труды Физико-математического института имени В.А.Стеклова, 7 (1935); J. A. Lappo-Danilevskij (J. A. Lappo-Danilevsky), «Mémoires sur la théorie des systémes des équations différentielles linéaires. Vol. III», Труды Физико-математического института имени В.А.Стеклова, 8 (1936). Сочинения: Применение функций от матриц к теории линейных систем обыкновенных дифференциальных уравнений, Москва, 1957.

[453x699]
1896
Михаил Федорович Романов
русский актер, режиссер. Родился в Санкт-Петербурге, в семье сапожника. С 1908 по 1917 учится в Коммерческом училище, с 1917 служит конторщиком на заводе. В 1919 уходит добровольцем в Красную Армию, руководит солдатскими театральными кружками. Изучает актерское мастерство на шестимесячных курсах культработников при политотделе штаба Петроградского укрепленного района; на выпускных экзаменах играет роль помещика Смирнова в Медведе А.Чехова (1920). В 1920–1921 – артист театра Петроградского укрепрайона. Первая роль – рабочий Акимов во Врагах М.Горького. В 1921 Романов демобилизуется по болезни и переезжает к матери в село Рождествено (Петроградская губерния, ныне Ленинградская область), где организовывает самодеятельный театр при Народном доме. Ставит Без вины виноватых и Позднюю любовь А.Островского (играет в этих спектаклях роли Незнамова и Николая), Огни Ивановой ночи Г.Зудермана, Революционную свадьбу В. Сарду и др. Далее – Петроградский театр Пролеткульта «Новая драма» (1923–1924), в котором исполняет роль Мужа в спектакле Человек-масса Э.Толлера (режиссер А.Грипич). В 1924 Романов поступает в Ленинградский Академический театр драмы имени А.С.Пушкина. Здесь в течение 12 лет (до 1936) переиграл более 50 ролей (в основном второстепенных или вовсе незначительных) в спектаклях ярких и очень разных режиссеров: Феликс Дабльмен, а позже Эллери Джексон Губерд («Волчьи души» Дж.Лондона, 1924, режиссер С.Радлов), Офицер («Живой труп» Л.Толстого, 1924, режиссер Е.Карпов), Третий понтер, а затем князь Звездич («Маскарад» М.Лермонтова, 1924, режиссер В.Мейерхольд), Лорд Серстон («Авантюрист» С.Моэма, 1924, режиссер Б.Горин-Горяинов), Фредди («Пигмалион» Б.Шоу, 1925, режиссер Л.Вивьен), Лудовико (Отелло У.Шекспира, 1927, режиссер С.Радлов), Молчалин («Горе от ума» А.Грибоедова, 1932, режиссер Н.Петров), Гильмар Теннесен (Столпы общества Г.Ибсена, 1943, режиссер Б.Сушкевич) и др. Несмотря на прекрасную технику и четкое амплуа, из множества сыгранных ролей (некоторые из которых признавались удачными: Редендорф в Яде А.Луначарского, 1925, режиссеры Н.Петров, К.Хохлов; Меньшиков в Петре I А.Н.Толстого, 1935, режиссер Б.Сушкевич) ни одна из них не стала событием. В 1936 судьба Романова круто меняется: он покидает Театр имени Пушкина, женится на актрисе М.Стрелковой и после недолгой работы в Ленинградской эстраде поступает в Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки. Здесь Романов сразу занимает значительное место. Первые роли – дон Фелипе (Благочестивая Марта Тирсо де Молина, 1937, режиссер Б.Норд), дон Гуан (Маленькие трагедии А.Пушкина, 1937, режиссеры В.Аксенов, Ю.Недзвецкий). В том же 1937 Романов играет Павла Протасова (Дети солнца М.Горького, режиссер Б.Норд), который предстает у него «пророком, проповедником, почти мессией». В этой роли проявляется главная, трагическая, тема творчества Романова: его герои добры и открыты миру, но, как Дон Кихот, беззащитны перед его жестокостью и цинизмом. В 1940 выступает в роли Федора Протасова (Живой труп Л.Толстого), в которой с наибольшей полнотой раскрыл себя как личность и как художник. Романов играет Протасова более 20 лет (до конца жизни, всего около 400 представлений). За 22 года работы в Киевском театре Романов сыграл около 50 ролей, среди них: Лаврецкий (Дворянское гнездо И.Тургенева, 1941), Хиггинс (Пигмалион Б.Шоу, 1945), Командор (Каменный властелин Л.Украинки, 1946), Телегин (Хождение по мукам А.Н.Толстого, 1946), Тригорин (Чайка А.Чехова, 1950), Арбенин (Маскарад М.Лермонтова, 1952), Окаемов (Машенька А.Афиногенова, 1959), Войницкий (Дядя Ваня А.Чехова, 1960), Несчастливцев (Лес А.Островского, 1962). Романов поставил здесь ряд спектаклей, а в 1953–1959 возглавлял театр. Неоднократно приезжал в Москву с гастролями – не только с труппой Киевского театра, но и (уникальный случай в середине 20 в.) актером-гастролером (выступал в роли Федора Протасова в спектаклях Малого театра, 1955, и Театра имени Ленинского комсомола, 1959). В 1962 Романов покидает Киев и переезжает в Москву, вступив в труппу Театра имени Моссовета, где перед смертью в 1963 успевает сыграть только роль Бернарда Шоу в Милом лжеце Дж. Килти с Л.Орловой в роли Кэмпбелл (режиссер Г.Александров). Романов публикует ряд статей, посвященных театру и драматургии, в том числе очерк О товарищах по искусству («Литературная газета»). Статья имела широкий резонанс в театральных кругах, в прессе появились ответные публикации, в Доме актера ВТО состоялось обсуждение проблемы. Романов много и плодотворно работал на радио. Сохранились записи его чтецких программ (А.Пушкин, М.Лермонтов, Л.Толстой, А.Чехов, М.Горький, Р.Бернс, М.Пришвин, А.Куприн, сонеты Шекспира) и радиопостановок (Маскарад М.Лермонтова, Петр I А.Н.Толстого, Небо и ад П.Мериме, Овод Э.Войнич). Народный артист СССР (1951). Умер в Москве 4 сентября 1963 года.

[700x525]
1896
Хоуард Харолд Хансон (Howard Harold Hanson)
американский композитор, дирижер и педагог. Родился в городе Уаху, штат Небраска, США, в семье шведских иммигрантов. Первым учителем музыки была его мать. Именно она дала маленькому Говарду первые уроки игры на фортепиано. В 1911 году он получает диплом колледжа Лютера в родном городе, а затем продолжает учится композиции в Институте музыкального искусства в Нью-Йорке. В 1920 г. сочинения Хансона получают признание, а в 1921 он первым из американских композиторов награждается премией Американской академии Prix de Rome, что даёт ему возможность поехать в Италию. Там он продолжает учиться композиции у О.Респиги( брал уроки оркестровки у Н.А.Римского-Корсакова), чей красочный оркестровый язык, безусловно, влияет на творчество Хансона. По возвращении из Рима Хансон становится известным - его симфонию №1 исполняет Нью-Йоркский симфонический оркестр. В 1921 г. получил американскую Римскую премию. В 1924 году произошло событие, которое повлияло на всю оставшуюся жизнь Хансона - он знакомится с Джорджем Истменом, изобретателем камеры Кодак. Именно Истмен предложил Хансону стать директором Истменской школы музыки в Университете Рочестера. Более 40 лет Хансон руководил этой школой музыки. Под его руководством Eastman стал одним из выдающихся музыкальных учебных заведений Америки. На базе Eastman школы Хансон основал Рочестерский симфонический оркестр, где стал за дирижёрский пульт. За то время, которое он возглавлял симфонический оркестр Рочестера, были впервые исполнены более 2-х тысяч произведений почти 700 американских композиторов. Все эти года Хансон продолжает активно заниматься композицией - по заказу С.А.Кусевицкого пишет Вторую "Романтическую" симфонию, посвящённую 50-летию Бостонского симфонического оркестра. В 1935 г. Хансон был избран членом Национального института искусств и Президентом Национальной ассоциации музыкальных школ. Наиболее характерными сочинениями являются его семь симфоний. Первая из них, "Нордик" (по поэме "Северо-Запад",1922), написана, когда Хансон был в Риме. Вторая симфония ( "Романтическая") - самое известное сочинение, характеризующее Хансона как мастера лирики.За сочинение Симфонии №4 "Реквием" (1943 г.) Хансон был награждён Пулитцеровской премией. В 1977 г. композитор пишет последнюю, Седьмую симфонию, сочинённую под влиянием поэзии Уолта Уитмена. Умер в городе Рочестер, штат Нью-Йорк, США, 26 февраля 1981 года.

Edith Head (566x700, 189Kb)
1897
Эдит Хэд (Edith Head; имя при рождении — Эдит Клэр Познер, Edith Claire Posener)
американская художница по костюмам, которая за свою долгую карьеру в Голливуде была номинирована 35 раз на премию Американской киноакадемии (в том числе ежегодно с 1948 по 1966 год), и получила восемь премий «Оскар» (больше, чем любая другая женщина в истории мирового кинематографа). Эдит Клэр Познер родилась в городе Сан-Бернардино, штат Калифорния, США, в еврейской семье Макса Позенера и Анны Леви. Её отец, Макс Позенер, был натурализованным американским гражданином-выходцем из Пруссии, который приехал в Соединённые Штаты в 1876 году. Её мать родилась в Сент-Луисе, штат Миссури; её отец был из Австрии, а мать из Баварии. В 1919 году Эдит Хэд получила степень бакалавра искусств с отличием в Калифорнийском университете в Беркли, а в 1920 году степень магистра по романским языкам в Стэнфордском университете. Знакомство Эдит Хэд с миром кино можно назвать делом случая. Работая учителем французского языка в школе для девочек в Голливуде, Эдит познакомилась со знаменитым режиссёром Сесилом Блаунтом де Миллем, став репетитором его дочерей. Получив приглашение посетить съёмочную площадку в студии Paramount, Эдит была невероятно впечатлена съёмочным процессом, и особенно, костюмами героев. Узнав о вакансии костюмера на студии, Эдит, только недавно начавшая осваивать рисование, принесла на собеседование эскизы студентов художественного колледжа, который сама посещала. В итоге, работы были высоко оценены, и, несмотря на то, что обман раскрылся, упорство и азарт молодой девушки впечатлили начальство, и Эдит получила заветную должность. Первые работы над костюмами были ещё в немом кино. За свою долгую карьеру, продолжительностью почти в шесть десятилетий, Эдит Хэд успела поработать более чем в тысяче фильмов в кино и на телевидении. Она работала в 11 фильмах Альфреда Хичкока. Создавала образы, как на экране, так и в жизни для множества голливудских актрис: Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро, Грейс Келли, Одри Хепбёрн, Мэй Уэст, Бетт Дейвис. Для фильма «Леди в ночи», вышедшего на экраны в 1944 году, Эдит Хэд создала наряд, который стал на тот момент самым дорогим в Голливуде. Стоимость костюма, отделанного норкой и украшенного тысячами разноцветных пайеток, составила 35 000 долларов. Он выставлялся в Лондоне в музее Виктории и Альберта. В 1973 году Эдит Хэд появилась в роли самой себя (камео) в телесериале Коломбо, эпизод № 14 «Реквием для падающей звезды» (Requiem for a Falling Star); главную роль в эпизоде исполнила знаменитая голливудская кинозвезда Энн Бакстер (Anne Baxter). В конце 1970-х годов Эдит Хэд попросили спроектировать униформу для женщин-служащих береговой охраны США, в связи с увеличением их числа в штате. За эту работу была награждена почётной грамотой государственной службы. Умерла в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 24 октября 1981 года. Эдит Хэд — единственный художник по костюмам, обладательница именной звезды на «Аллее славы». Образ Эдит был использован для персонажа мультфильма «Суперсемейка» студии Pixar Эдны Моуд — создательницы костюмов для супергероев. 24 апреля 1974 года в честь Эдит Хэд была заложена звезда на Голливудской «Аллее славы» за вклад в развитие киноиндустрии, по адресу: 6504 Hollywood Blvd. 28 октября 2013 года Google выпустил дудл к 116-летию со дня рождения Хэд.
Награды и номинации
Screenshot 2025-09-27 at 10-31-42 Хэд Эдит — Википедия (483x551, 42Kb)
Screenshot 2025-09-27 at 10-31-57 Хэд Эдит — Википедия (484x582, 47Kb)

Шендеров0 (547x700, 126Kb)
1897
Александр Семёнович Шендеров
русский и советский художник, живописец. Ученик М.В.Добужинского, К.С.Петрова-Водкина. Родился в городе Ростов-на-Дону, Область Войска Донского, Российская империя. Начинает рисовать в школьные годы в Ростове-на-Дону. После окончания классической гимназии проходит курс анатомии в Университете и курс истории искусств в Археологическом Институте. В 1918-19 гг. успешно участвует в городских художественных выставках. В 1921 году переезжает в Петроград, где знакомится с А.Н.Бенуа, который заведует в это время картинной галереей Эрмитажа. Изучение живописи старых мастеров под руководством Бенуа определяет художественные пристрастия молодого Шендерова. Его особенно привлекает наследие итальянского Возрождения, шедевры эрмитажной коллекции «малых голландцев». Академическое образование Шендеров начинает в мастерской К.С.Петрова-Водкина, но занимается там недолго и переходит в художественную школу А.Ф.Гауша, где учится у М.В.Добужинского, что, по мнению А. Корзухина, «определило его прочную принадлежность к ленинградской школе художников». В кругу его друзей и единомышленников — ленинградские художники Н.Лансере, Г.Верейский, В.Воинов, В.Гринберг. Вместе с ними он участвует в 1924 году в последней выставке произведений членов художественного объединения «Мир искусства», у истоков которого стоял А.Бенуа. Первые произведения Шендерова отмечены особым вниманием к классической традиции. Острота образного замысла сочетается в них с тщательностью живописной техники в духе старых мастеров. В портретах актёра М.Гипси (1923 и 1924), в «Натюрморте с курицей» (1926) он мастерски использует гладкое письмо с лессировками и виртуозной передачей фактуры предметов и тканей.
Шендеров01 (700x447, 441Kb)
Танцовщицы
Отмечая эти свойства живописи Шендерова, некоторые исследователи склонны сближать его произведения начала 1920-х годов с идеями и живописным методом «Новой вещественности». 18 ноября 1934 года был арестован, осуждён на три года ИТЛ. Пребывание в тюрьме и исправительно-трудовом лагере на канале Москва-Волга, а затем и запрет жить в Ленинграде, искусственно вырывают его из привычной художественной среды. После досрочного освобождения в 1936 году, Шендеров переезжает в Ростов и продолжает работать. Возобновляется интерес к анималистическому рисунку, который занимал его и прежде. Он обращается к жанровой живописи, к лирической трактовке обнаженной натуры («Женщина, моющая ноги», 1936), к натюрморту ("Натюрморт с зеркалом, 1936) к портрету. Именно в это предвоенное время создан, редкий в иконографии композитора, портрет молодого Д.Д.Шостаковича, недолго концертировавшего в Ростове весной 1941 года. Стилистика произведений этого короткого периода до начала сороковых годов меняется. От гладкого письма с лессировками и от элементов монохромности ранних работ художник переходит к плотному выразительному мазку, к глубокому и звучному цвету, к сложным импрессионистическим эффектам в передаче состояния природы и архитектуры в ней. После пережитого в тюрьме и лагере, естественно его обращение к миру домашнего уюта («В ванной», 1937), к пейзажу Ленинграда, оставленного не по своей воле. В 1938 году он совершает туда краткий визит и пишет ряд пейзажей, полных ностальгического любования разнообразными ликами любимого города («Невский проспект», «Эрмитаж», «Мойка ночью» — все 1939 г.). В это же время продолжается разработка темы балета: («У стены (Три балерины)», 1937, " «Балерина Ирина С.», 1938). В июне 1941 года А.С.Шендеров уходит добровольцем в действующую армию, где служит рядовым санитаром. После досрочной демобилизации из-за обострившейся болезни, приобретенной в лагере, он в 1944 году возвращается в Ростов, недавно освобожденный от оккупации, и узнает, что все его произведения, хранившиеся в мастерской, вывезены оккупационной администрацией в Германию. Состояние личного смятения, переживание разрушений, которым подвергся его родной город, когда в нём хозяйничали вражеские войска, — все это находит выражение в остро эмоциональных полотнах 1944- 45 годов. «Трагический пейзаж», «Троллейбусы на Садовой» (оба 1944) отличаются повышенным динамизмом композиции и цвета. В первом преобладают густые, тяжелые оттенки синего, темно красного и чёрного. Во втором особо акцентируется мотив движения, волнения в природе и атмосфере города, звучат темно зеленые и охристые сочетания. Постепенно художник находит в себе силы для воплощения более оптимистических настроений. Он создает ряд крупно форматных полотен, на былинно-сказочные темы. Яркие цветовые акценты «Сказки о царе Салтане» (1945) и «Сказки о золотом петушке» (1944) несут в себе музыкальные реминисценции, усиленные воспоминаниями о мире русской оперы периода «Могучей кучки», которым художник был увлечен в молодости. Теперь он пишет и лирические жанровые полотна с обнаженной фигурой в интерьере. Настойчиво разрабатывает новые приемы живописной трактовки предмета и фона («Спящий мальчик», «Обнаженная с веером» — оба 1945 г.) Однако новый прилив творческих сил и успешное участие Шендерова в выставке произведений художников Ростовской области в 1946 году, снова искусственно прерываются. После печально известного партийного постановления "О журналах «Звезда» и «Ленинград», в обстановке всеобщей подозрительности и перестраховки от возможных обвинений в отклонении от единого метода социалистического реализма, его исключают из Ростовского Союза художников за «формализм и эстетство», лишают работы и средств существования. Ряд неудачных попыток найти своё законное место в художественной среде, заставляют художника покинуть Ростов. Он уезжает на Урал и в 1950-51 годах и преподает рисунок и живопись в Уральском художественно-промышленном училище Нижнего Тагила (педагогическую деятельность он с успехом вел и раньше в Ленинградском Институте промышленного строительства). Заслуженное признание приходит к Шендерову в середине 1950-х годов.
Шендеров02 (700x483, 357Kb)
Обнаженная на голубом покрывале
После реабилитации и отмены административных ограничений, он, наконец, возвращается в Ленинград и целиком отдается творчеству, свободному от всяких наветов. Здесь он снова в близком круге ленинградских единомышленников. Много рисует в зоопарке, с увлечением работает в экспериментальной литографской мастерской Ленинградского Союза художников, создает несколько серий автолитографий на темы балета и жизни животных. В этих новых произведениях он добивается оригинального использования цвета, извлекая из техники литографии эффекты, близкие масляной живописи. Живописность особенно характерна для серии листов по мотивам «Книги Джунглей» Р.Киплинга (1960). Такое отношение к цвету совпадает с аналогичными поисками известных ленинградских живописцев: Пакулина, Ведерникова, Русакова, Каплана. После множества натурных штудий балерин, отдыхающих или ожидающих выхода на сцену, естественным оказался переход художника к живописным композициям на темы балета в живописи («Танец с веерами», «На репетиции», «Балерины с солнышком» — все 1961). Шестидесятые годы стали особенно плодотворными для Шендерова. За недолгие семь лет им было создано множество совершенно оригинальных полотен. Иначе трактует он жанровые мотивы. Иногда художник сочетает женскую фигуру с натюрмортом. Иногда — погружает её в интерьер. Таковы например, «Обнаженная на голубом покрывале» (1962), или «Спящая и натюрморт» (1963). Особое место среди живописных композиций этого времени занимает цикл из пяти полотен посвященных цирку: «Воспоминания о цирке 1», «Выход слонов», «Дрессировщица леопардов» (все 1960), «Морской лев-жонглер» (1965), «Вальс. Сиреневый конь» (1967). Яркость и торжественность общего колорита, звонкие сочетания локальных цветовых плоскостей и предельное заполнение пространства холста близки в этих композициях приемам иконописи. Фантазия и реальность сплетается здесь то в глубоко поэтических, то в брутальных сценах цирковой жизни, знакомой художнику также хорошо, как жизнь балета. Последние четыре года жизни оказались необычайно плодотворными для Шендерова. Хотя возобновились его прежние недуги, художник проводил все время за мольбертом, все чаще обращаясь к миру воспоминаний, не пользуясь натурой, а доверяя своему безошибочному глазу. Так была создана новая серия натюрмортов последних лет: «Пять стульев»(1964), «Ломберный стол», «Бильярд», «Натюрморт с шахматной доской» (все — 1966) и другие. Теперь художника интересовал не просто мир вещей. Он смотрел на предметный мир, как на особую часть человеческого окружения. В его новых композициях сложился тип интеллектуального натюрморта, картины-размышления, предполагающей незримое присутствие человека. Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 2 ноября 1967 года. В 1975 году в Ленинграде в залах ЛОСХа состоялась большая посмертная выставка произведений Шендерова, показанная затем в нескольких городах: во Львове, Баку и Ростове-на-Дону. Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Художественном музее Ростова-на-Дону, в художественных галереях Петрозаводска, Архангельска и Перми, в Музее Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге и др. Источники: Волков В. Ростовские художники. Каталог выставки работ художников Ростовской области — Ростов-на-Дону 1946. Страницы 15-18,47; Каталог выставки произведений А.С.Шендерова. Ленинград. Художник РСФСР,1974. Вступительная статья Н.З.Ганкиной; Каган М.С. Хроника выставок. Советская живопись. 1976/1977.М.: Советский художник,1979. — Страницы 337—340; Корзухин А.О выставке в ЛОСХе — Художник.1976, № 1, Страница 145; Манин В.С, Муратов А.М. Живопись 1920-1930-х годов — Санкт-Петербург, Художник РСФСР,1991. Страница 145; Несветайло Т.Н. «Дух творческий неугасимый». Вступительная статья к каталогу произведений А.С.Шендерова. — Санкт-Петербург : НУК «Серебряный век».2000. Страницы 3-9; Чугунов Г.И. Александр Семенович Шендеров. Монография.- Ленинград : Художник РСФСР,1985; Александр Шендеров. Судьба художника в зеркале времени. Альбом. К 110-летию со дня рождения художника. Вступительные статьи О.И.Родичкиной и Э.З.Ганкиной. Киев. Мистецтво, 2007
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 28 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»