• Авторизация


28 октября родились... 28-10-2025 07:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Keller (439x700, 209Kb)
1883
Александр Фёдорович Келлер
русский офицер, мистик и коллекционер из рода Келлеров; герой Первой мировой войны. Родилсяв городе Санкт-Петербург, Российская империя. Сын генерал-лейтенанта графа Фёдора Эдуардовича Келлера и княжны Марии Александровны Шаховской (1861—1944). Крещён по православному обряду. По окончании Пажеского корпуса в 1902 году произведен был из фельдфебелей в корнеты Кавалергардского полка. С началом русско-японской войны, 14 апреля 1904 года переведен в 52-й драгунский Нежинский полк и назначен ординарцем к командиру 17-го армейского корпуса барону Бильдерлингу, а затем адъютантом к главнокомандующему. В 1905 году был произведен в поручики. За боевые отличия награждён четырьмя орденами, в том числе орденом Святой Анны IV степени с надписью «за храбрость». 1 декабря 1905 года был переведен обратно в Кавалергардский полк корнетом и командирован в Эстляндскую губернию. 19 декабря 1906 года произведен в поручики. В 1907 году поступил в Николаевскую академию Генерального штаба. Затем был произведен в штабс-ротмистры, а 12 февраля 1911 года вышел в запас гвардейской кавалерии по Зарайскому уезду. С началом Первой мировой войны, 29 сентября 1914 года определен в Чеченский конный полк ротмистром. Удостоен Ордена Святого Георгия IV степени «За то, что 28 февраля 1915 года зашел во фланг и тыл обходящих наш отряд австрийцев и атакой в конном строю нанес им решительный удар, чем обеспечил победу у деревни Брынь.» Произведен в подполковники 30 ноября 1915 года «за отличия в делах против неприятеля», в полковники — 25 июля 1916 года на основании Георгиевского статута. С 1920 года в эмиграции во Франции. С 1925 года жил в Париже, затем в предместье города. Был служащим банка, с 1927 года — рантье. Работал в Лиге Наций, занимался археологическими исследованиями в Сирийской пустыне. Умер в городе Париж, Франция 18 июня 1946 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Награды: Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 24 декабря 1905); Орден Святой Анны IV степени с надписью «за храбрость» (Высочайший приказ 4 февраля 1906); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 20 марта 1906); Орден Святого Станислава II степени; Орден Святой Анны II степени с мечами (Высочайший приказ 6 июня 1915); Орден Святого Георгия IV степени. (Высочайший приказ 30 октября 1915).
Мистицизм
Граф Келлер был членом Великой ложи Франции, масонских лож «Гермес» № 535 и «Северное сияние» № 523, капитула «Астрея», а также хранителем архива ложи «Северное сияние» (1929). Для алхимических опытов приобрёл у А.Л.Соколовского ценную коллекцию минералов всех континентов, которая находится ныне в музее Вернадского и «включает бразильские алмазы, саксонское серебро, уральское золото и драгоценные камни, благородный опал из Австралии, редкие минералы: теллуриды золота и серебра, самородное железо, метеориты, урановые минералы». Также обладал обширной нумизматической коллекцией, около 3000 предметов из его коллекции (в основном греческие монеты) в 1919 году оказались в Государственном Эрмитаже.
Семья
Первая жена (с 2 февраля 1907 года) — Ирина Владимировна Скарятина (1888—1962), фрейлина, дочь генерал-лейтенанта Владимира Владимировича Скарятина от брака его с внучкой фельдмаршала И.Ф.Паскевича, княжной Марией Михайловной Лобановой-Ростовской. Брак их был не из счастливых. По воспоминанию родственника, брат Эры Скарятиной всячески отговаривал её от этого брака. В результате она развелась со своим мужем (20 июня 1916), великосветским плейбоем, четыре года спустя, после трагической смерти их маленького сына. Похоронена со вторым мужем Виктором Блэксли на Арлингтонском кладбище. Дети: Фёдор Александрович (1908—1911); Мария Александровна (1909—2002), воспитывалась бабушкой, графиней М.А.Келлер. Жила в Париже. Вторая жена (с 14 ноября 1916) — Нина Ивановна Крузенштерн (1893—1966), фрейлина, дочь Ивана Филипповича Крузенштерна. Её второй муж масон Голеевский. В браке родилась дочь: Анна Александровна (1919—1988), в замужестве Ратманн. Источники: Сборник биографий Кавалергардов: 1826—1908. — Санкт-Петербург, 1908. — Страница 377; Российское зарубежье во Франции 1919—2000. Л.Мнухин, М.Авриль, В.Лосская. — Москва, 2008.

Spiridonova (500x700, 366Kb)
1884
Мария Александровна Спиридонова
российская революционерка, один из руководителей партии левых эсеров. Родилась в городе Тамбов, Тамбовская губерния, Российская империя, в дворянской семье, дочь коллежского советника. Спиридонова уже в гимназии включилась в работу тамбовской эсеровской организации. В 1902 уйдя из 8-го класса (возможно, исключенная за политическую неблагонадежность), работала конторщицей в губернском дворянском собрании. Работала конторщицей в губернском дворянском собрании. Примкнула к местной организации эсеров, вступила в боевую дружину партии. С 1905 член боевой дружины; тогда же была в первый раз арестована за участие в антиправительственной демонстрации, но вскоре отпущена.
Spiridonovaв юности (408x700, 281Kb)
Спиридонова в юности
Покушение
29 января 1906 года на вокзале Борисоглебска смертельно ранила гражданского чиновника VI класса — советника тамбовского губернатора Г.Н.Луженовского, выпустив в него пять пуль. Советник отличился в жестоком подавлении революционных выступлений во время Революции 1905 года; Спиридонова сама вызвалась осуществить убийство. Она выслеживала Луженовского на станциях и поездах несколько дней, пока не предоставился случай убить его. После убийства Луженовского она пыталась застрелиться, но не успела, подбежавший казак оглушил её ударом приклада. Спиридонова была зверски избита: врач, осматривавший её в тюрьме, засвидетельствовал многочисленные повреждения. 25 марта 1906 года выездная сессия Московского военного окружного суда приговорила Спиридонову к смертной казни через повешение. Шестнадцать дней она провела в ожидании казни, как позже писала Спиридонова, такие моменты навсегда меняют человека. Мария боялась, что не сможет достойно встретить смерть, она сделала человечка из хлебного мякиша и, подвесив его на волоске, часами раскачивала. 10 апреля ей сообщили о замене смертной казни бессрочной каторгой, которую она отбывала на Нерчинской каторге.
SpiridonovaМария Школьник (700x512, 190Kb)
Мария Школьник, Ревекка Фиалка и Мария Спиридонова в Акатуйской тюрьме с конвоем, 1906 год
Нерчинская каторга
В Бутырской тюрьме Спиридонова встретилась с несколькими известными женщинами-террористками — Александрой Измайлович, Анастасией Биценко, Лидией Езерской, Ревеккой Фиалкой и Марией Школьник. В июле 1906 года террористок привезли в Акатуйскую каторжную тюрьму. До конца 1906 года режим в тюрьме был достаточно мягким — заключённым позволялось носить собственную одежду, получать книги и свободно разговаривать во время прогулок. Зимой 1907 поступило распоряжение, что женщины-«политические» должны быть этапированы в Мальцевскую тюрьму, что вызвало возмущение у заключённых, так как путешествие в суровый мороз могло быть крайне опасным для жизни и здоровья. Тем не менее начальник Алгачинской тюрьмы Бородулин (он будет впоследствии убит членом Северного боевого летучего отряда) жёстко потребовал выполнения распоряжения о переводе в отношении больных Спиридоновой и Школьник. В Мальцевской тюрьме содержались в основном женщины, осуждённые за уголовные преступления. Режим содержания заключённых и бытовые условия их жизни были крайне тяжёлыми.
1917—1919 годы
После февральской революции освобождена по распоряжению министра юстиции А.Ф.Керенского и 21 марта 1917 года прибыла в Читу, а уже оттуда в мае приехала в Москву, где стала играть одну из главных ролей среди левых эсеров. Войдя в состав Оргбюро левого крыла партии, работала в Петроградской организации, выступала в воинских частях, среди рабочих, призывая к прекращению войны, передаче земли крестьянам, а власти — Советам. Она сотрудничала в газете «Земля и воля», была редактором журнала «Наш путь», входила в состав редколлегии газеты «Знамя труда»; выступая с программными заявлениями. Спиридонова была избрана председателем на Чрезвычайном и II Всероссийском крестьянском съездах, работала в ЦИК и в крестьянской секции ВЦИК.
Spiridonovaсреди делегатов (700x492, 246Kb)
Спиридонова среди делегатов съезда Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов
Спиридонова осознавала необходимость сотрудничества с большевиками. «Как нам ни чужды их грубые шаги, — говорила она на I съезде ПЛСР(и) 4 декабря 1917 года, — но мы с ними в тесном контакте, потому что за ними идёт масса, выведенная из состояния застоя». Она считала, что влияние большевиков на массы носит временный характер, поскольку у них «всё дышит ненавистью», и что большевики обанкротятся на второй стадии революции. Такой стадией, по её мнению, станет «социальная революция», которая скоро вспыхнет, но получит шансы на успех лишь в том случае, если превратится в мировую. Октябрьская революция как «политическая» есть лишь начало революции мировой. Советы она характеризовала как «самое полное выражение народной воли». Вплоть до провозглашения 1 декабря 1917 года левоэсеровским совещанием себя Первым съездом ПЛСР Спиридонова питала надежду на завоевание левыми большинства в ПСР. В то время Спиридонова выполняла важнейшую для левых эсеров задачу по завоеванию на их сторону крестьянского большинства на чрезвычайном и II Всероссийском съездах крестьянских депутатов. «Нам необходимо как молодой партии, — говорила она I съезду ПЛСР, — завоевать крестьянство». Ставка на Спиридонову была сделана левоэсеровским ЦК не случайно. К ореолу великомученицы она к тому времени сумела прибавить, во многом благодаря популизму, известность эмоционального оратора, публициста и политического деятеля, отстаивающего крестьянские интересы. Джон Рид называл её в тот момент «самой популярной и влиятельной женщиной в России». 17 января 1918 года была выдвинута большевистской фракцией на место Председателя Учредительного Собрания. При голосовании получила 160 голосов. Виктор Чернов получил 260 голосов и был выбран Председателем Учредительного Собрания. В январе 1918 года призвала III Всероссийский съезд Советов принять Закон о социализации земли. В феврале — марте 1918 года Спиридонова была членом Комитета революционной обороны Петрограда. Спиридонова поддерживала усилия российской делегации по заключению мира с Германией, полагая, что это пойдет на пользу мировой революции: «После поступков правительств Англии и Франции заключение сепаратного мира будет тем толчком, который заставит массы прозреть». В докладе 19 апреля 1918 года на II съезде ПЛСР Спиридонова призвала левых эсеров разделить ответственность за Брестский мир с большевиками: «Мир подписан не нами и не большевиками: он был подписан нуждой, голодом, нежеланием народа воевать. И кто из нас скажет, что партия левых эсеров, представляя она одну власть, поступила бы иначе, чем партия большевиков?»
Spiridonovaдо 1920 года (700x679, 302Kb)
Мария Спиридонова. Фотография сделана до 1920 года
В период апреля—июня 1918 года Спиридонова круто изменила свою политическую позицию. От сотрудничества с большевиками, она, одна из немногих резко осуждавшая выход левых эсеров из СНК, перешла в лагерь политических противников большевиков. По её собственным словам, она была после выхода левых эсеров из Советского правительства единственным связующим звеном с большевиками и ушла от них «позже других». В это же время резко изменилось отношение Спиридоновой к Брестскому миру. Вскоре за этим последовало восстание левых эсеров против большевиков. По словам доктора исторических наук Владимира Лаврова, Спиридонова была причастна к убийству германского посла фон Мирбаха — консультировала Якова Блюмкина. 6 июля 1918 во время V Всероссийского съезда Советов, в числе других руководителей левых эсеров, была арестована и отправлена на гауптвахту в Кремль. Находясь под арестом, Спиридонова писала, что руководство ПЛСР допустило ряд серьёзных тактических ошибок. 27 ноября 1918 года Верховный ревтрибунал при ВЦИК рассмотрел дело о «заговоре ЦК партии левых эсеров против Советской власти и революции» и приговорил Спиридонову к году тюрьмы, но, приняв во внимание «особые заслуги перед революцией», амнистировал и освободил её. 22 января 1919 года Спиридонова была снова арестована московской ЧК. Московским ревтрибуналом, на котором свидетелем обвинения был Николай Бухарин, Спиридонова была признана виновной в клевете на советскую власть и помощи тем самым контрреволюции и изолирована от политической и общественной деятельности на год, отправлена в Кремлёвскую больницу. В апреле 1919 года бежала оттуда с помощью эсеровского ЦК и находилась на нелегальном положении.
Репрессии со стороны советской власти
26 октября 1920 года Спиридонова была снова арестована, 18 ноября 1921 отпущена под поручительство руководителей эсеров И.З.Штейнберга и И.Ю.Баккала, и обязательство, что она никогда не будет заниматься политической деятельностью. Жила в подмосковной Малаховке под надзором ВЧК. В 1923 году неудачно пыталась бежать за границу и была осуждена на 3 года ссылки, содержалась в подмосковном совхозе ОГПУ «Воронцово». Затем находилась в ссылке в Самарканде (1925—1928) и Ташкенте (1928—1930). В 1931 году снова осуждена на 3 года ссылки. Этот срок, продлённый затем на 5 лет, отбывала в Уфе. Вышла замуж за И.А.Майорова. В Уфе жила «коммуной» с мужем, пасынком, свёкром и двумя своими подругами — Ириной Каховской и Александрой Измайлович. Работала в Башкирской конторе Госбанка. В 1937 году была снова арестована в Уфе. Военная коллегия Верховного суда СССР признаёт её виновной в том, что Спиридонова «до дня ареста входила в состав объединённого эсеровского центра и в целях развёртывания широкой контрреволюционной террористической деятельности организовывала террористические и вредительские группы в Уфе, Горьком, Тобольске, Куйбышеве и других городах…» Содержалась в Уфимской тюрьме, а затем в Москве в Бутырской тюрьме. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила её к 25 годам тюремного заключения. Отбывала срок в Ярославской и Орловской тюрьмах. 11 сентября 1941 года расстреляна сотрудниками НКВД в Медведевском лесу под Орлом вместе с другими 153 политическими заключёнными Орловской тюрьмы (среди них был её муж Илья Майоров, подруга Александра Измайлович). Расстрел объясняется тем, что перемещение осуждённых данной тюрьмы не представлялось возможным. Большую часть отбывающих наказание в таких случаях отпускали, либо приписывали к отступавшим войсковым частям. Наиболее опасных заключённых в ряде случаев убивали. Реабилитирована частично в 1988, полностью в 1992 году.
Идеи
Открытое письмо Марии Спиридоновой ноября 1918 в ЦК партии большевиков:
«Своим циничным отношением к власти советов, своими белогвардейскими разгонами съездов и советов и безнаказанным произволом назначенцев-большевиков вы поставили себя в лагерь мятежников против советской власти, единственных по силе в России.
Власть советов — это при всей своей хаотичности большая и лучшая выборность, чем вся Учредилка, Думы и Земства. Власть советов — аппарат самоуправления трудящихся масс, чутко отражающий их волю, настроения и нужды.
И когда каждая фабрика, каждый завод и село имели право через перевыборы своего советского делегата влиять на работу государственного аппарата и защищать себя в общем и частном смысле, то это действительно было самоуправлением.
Всякий произвол и насилие, всякие грехи, естественные при первых попытках массы управлять и управляться, легко излечимы, так как принцип неограниченной никаким временем выборности и власти населения над своим избранником даст возможность исправить своего делегата радикально, заменив его честнейшим и лучшим, известным по всему селу и заводу.
И когда трудовой народ колотит советского своего делегата за обман и воровство, так этому делегату и надо, хотя бы он был и большевик, и то, что в защиту таких негодяев вы посылаете на деревню артиллерию, руководясь буржуазным понятием об авторитете власти, доказывает, что вы или не понимаете принципа власти трудящихся, или не признаёте его.
И когда мужик разгоняет или убивает насильников-назначенцев — это-то и есть красный террор, народная самозащита от нарушения их прав, от гнёта и насилия.
И если масса данного села или фабрики посылает правого социалиста, пусть посылает это её право, а наша беда, что мы не сумели заслужить её доверия.
Для того, чтобы советская власть была барометрична, чутка и спаяна с народом, нужна беспредельная свобода выборов, игра стихий народных, и тогда-то и родится творчество, новая жизнь, новое устроение и борьба.
И только тогда массы будут чувствовать, что всё происходящее — их дело, а не чужое.
Что она сама [масса] творец своей судьбы, а не кто-то её опекает и благотворит, и адвокатит за неё, как в Учредилке и других парламентарных учреждениях, и только тогда она будет способна к безграничному подвигу.
Поэтому мы боролись с вами, когда вы выгоняли правых социалистов из советов и ЦИК.
Советы не только боевая политико-экономическая организация трудящихся, она и определённая платформа.
Платформа уничтожения всех основ буржуазно-крепостнического строя, и если бы правые делегаты пытались его сохранить или защищать в советах, сама природа данной организации сломила бы их, или народ выбросил бы их сам, а не ваши чрезвычайки, как предателей его интересов.
Программа октябрьской революции, как она схематически наметилась в сознании трудящихся, жива в их душах до сих пор, и масса не изменяет себе, а ей изменяют.
Неуважение к избранию трудящимися своих делегатов и советских работников, обнаруживаемое грубейшим пулемётным произволом, который был и до июльской реакции, когда вы уже часто репетировали разгоны съездов советов, видя наше усиление, — даст богатые плоды правым партиям.
Вы настолько приучили народ к бесправию, создали такие навыки безропотного подчинения всяким налётам, что авксентьевская американская красновская диктатура могут пройти, как по маслу.
Вместо свободного, переливающегося, как свет, как воздух, творчества народного, через смену, борьбу в советах и на съездах, у вас — назначенцы, пристава и жандармы из коммунистической партии».
В культуре
В фильме «Шестое июля» (СССР, 1968 г.) Спиридонову играла Алла Демидова. В фильме «Поимённое голосование» («Штрихи к портрету В.И.Ленина», 1967—1969 гг.) Спиридонову сыграла Людмила Возиян. В фильме «Бой на перекрёстке» (СССР, 1982 г.) роль Спиридоновой исполнила Зинаида Славина. Литература: Швецов С.П. Дело М.А.Спиридоновой. — Санкт-Петербург, 1906. — 72 страницы; Кравченко Т. Возлюбленная террора. — Москва: Олимп; Смоленск: Русич, 1998. — 474 страницы. — 11 000 экзепмпляров. — (Серия «Женщина-миф»); Мещеряков Ю.В. Мария Спиридонова. Страницы биографии. — Тамбов: Центр-пресс, 2001. — 178 страниц; Безбережьев С.В. Мария Александровна Спиридонова // Вопросы истории. — 1990. — № 9. — Cтраницы 65—81; «Она могла умереть…»: (М.А.Спиридонова в тюремной психиатрической больнице) / Публикации подготовили В.В.Крылов, Т.Ф.Павлова // Кентавр. — 1994. — № 1. — Cтраницы 49—60; Лавров В.М. Мария Спиридонова: террористка и жертва террора: Повествование в документах. — Москва: Прогресс-Академия, 1995. — 288 страниц; Рид Дж. 10 дней, которые потрясли мир. — Москва, 1957. — Cтраница 247; Владимирова В. Левые эсеры в 1917—1918 гг. // Пролетарская революция. — 1927. — № 1. — Cтраница 112; Протоколы I съезда ПЛСР. — Москва, 1918. — Cтраницы 34—35; Ю.Фельштинский, С.Юшенков. Открытое письмо Марии Спиридоновой ЦК партии большевиков. ru/HISTORY/FELSHTINSKY/f3.txt

1884
Лев Александрович Суховых
эсер-террорист, делегат Всероссийского учредительного собрания. Лев Суховых родился в Ташкенте, в дворянской семье контролера Госбанка, статского советника Александра Суховых. Окончив Кишинёвское реальное училище, Константин учился в Киевском политехническом институте. Он был впервые арестован в 1905 году за хранение нелегальной (революционной) литературы. На тот момент он был членом партии социалистов-революционеров (ПСР). В 1908 году Лев Суховых стал член Боевой организации партии эсеров. Он являлся организатором «экспроприации» казначейства в Чарджуе (современное название — Туркменабад), совершенного в том же году. 17 октября 1908 года в результате массовых арестов в Ташкенте и других городах России (46 человек) была выявлена дальнейшая судьба похищенных денег: помощник присяжного поверенного в Ташкенте Иван Чарковский, «из ограбленных в Чарджуе денег» перевёл 6200 рублей в Киев на имя эсерки Елены Крыжицкой, передавшей их жене Василия Иванова, а последняя перевела эти деньги в Париж уже на своё имя. Кроме того Чарковский перевёл ещё 10 тысяч рублей в Одессу на имя торгового дома братьев Зензиновых, откуда эта сумма послана была в Москву той же фирме, а затем опять же переведена в Париж на имя «какого-то доктора Тафта». Как и его брат Константин, Лев Суховых был избран делегатом Учредительного собрания по Бессарабскому округу (список № 2 — эсеры). О его дальнейшей судьбе — как в период Гражданской войны, так и после нее — сведений на сегодня нет.
Семья
Брат: Константин Александрович Суховых (родился в 1881) — литератор, также эсер и делегат Всероссийского учредительного собрания.
Литература: Л.Г.Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. Москва, РОСПЭН, 2008; Государстенный Архив Российской Федерации. Фонд 102 — Департамент полиции Министерства внутренних дел, 7 д/п, 1905, дело 6665, часть 4; ОО, 1910, дело 143; Городницкий Р.А. Боевая организация партии социалистов-революционеров в 1901—1911 гг. Москва, 1998.

Барвинский_В (528x700, 122Kb)
1885
Виктор Александрович Барвинский
украинский советский историк, архивист. Ученик Д.Багалея. Родился в селе Базалиевка, Волчанский уезд, Харьковская губерния (ныне Чугуевский район Харьковской области). Учился во 2-й гимназии в Харькове. Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета (1909), оставлен при университете как профессорский стипендиат. Одновременно преподавал историю в средних образовательных заведениях Харькова. В 1915—1919 годах работал в библиотеке Харьковского университета. С 1919 года — приват-доцент университета, преподаватель Академии теоретических знаний, Харьковского института народного образования (1920—1924). Член Полтавской губернской учёной архивной комиссии и Харьковского историко-филологического общества. С 1922 по 1929 ─ старший помощник библиотекаря в библиотеке Харьковского университета. В 1922—1934 годах — настоящий член Научно-исследовательского института истории украинской культуры имени академика Д.Багалея, В 1923—1926 годах руководил исторической секцией. В 1926—1927 годах — внештатный сотрудник Комиссии по изучению западнорусского и украинского права при ВУАН. Работал заведующим отделом архивоведения архивно-библиотечной секции Всеукраинского комитета охраны памятников искусства и старины и Центрального архивного управления (ЦАУ) УССР (1921-25), ученый архивист и инспектор-инструктор ЦАУ УССР. С 1929 года — заведующий Центрального архива древних актов в Харькове, позже — старший научный сотрудник архива. Исследовал историю Левобережной Украины XVII—XVIII веков, в том числе вопросы заселения и положения крестьян в тот период. Автор статей историко-этнографического и историографического характера, по вопросам архивного дела. В 1937 году арестован по сфальсифицированным обвинениям, приговорён к 10 годам лишения свободы. Умер в заключении (Тайшетлаг ГУЛАГ НКВД СССР). Дата смерти неизвестна. Сочинения: Крестьяне в Левобережной Украине XVII—XVIII ст. — Харків, 1909; Д.П.Миллер: Биографический очерк. // Вестник Харьковского историко-филологического общества. — Выпуск5. — Хальков, 1914; Замітки до історії мануфактури в Лівобережній Україні XVIII ст. // Наук. зб. Харків. наук.-дослід. каф. історії укр. культури. — № 2-3. — Харків, 1926. До питання про індукту та евекту в Гетьманщині. — Наук. зб. Харків. наук.-дослід. каф. історії укр. культури. — № 6. — Харків, 1927; Короткий нарис історії архівної справи на Україні та діяльності Укрцентрархіва за 1924 р. // Архівна справа. — 1925. — № 1; Архівознавство: Підручн. — Харків, 1932. (у співавт.); До 50-річчя заснування Харківського Центрального історичного архіву (1880—1930). «Архівна справа», 1930, № 3(14); До історії архівної справи в гетьманщині за часів Розумовського. «Радянський Архів», 1931, № 2(17). Литература: Березюк Н.М. Библиотека Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина за 200 лет (1805—2005) / Н.М.Березюк, И.Г.Левченко, Р.П.Чигринова. — Харьков: Тимченко, 2006. — Страницы 293-294; Юркова О.В. Барвіньський Віктор Олександрович // Енциклопедія історії України : у 10 т. : [укр.] / редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. ; Інститут історії України НАН України. — К. : Наукова думка, 2003. — Т. 1 : А — В. — 688 с. : іл. — ISBN 966-00-0734-5; Наука и научные работники СССР. Часть 6. — К., 1969; Історія Національної академії наук України. 1924—1928: Документи і матеріали. — К., 1998; Бутич І. Барвінський Віктор Олександрович / Бутич І., Коваль О. // Українські архівісти: Біобібліографічний довідник. Вип. 1. — К., 1999.

1885
Александр Николаевич Татарчуков
историк, экономист, статистик, педагог. Уроженец Воронежа. Из дворян. Окончил Острогожскую мужскую гимназию (1903). Учился на юридических факультетах Московского (1903-1904), Санкт-Петербургского (1904-1905), Новороссийского (1907-1908), Воронежского (1918-1919) университетов. Участник революционного движения (с 1905). Выслан в Воронеж (1905-1906), где принимал участие в создании профессиональных союзов и был одним из руководителей профсоюза торговых служащих. Впоследствии находился в ссылке в Архангельской и Астраханской губерниях. Гласный Воронежской городской думы (1917-1918). В 1920-е годы заведующий секцией промышленности и труда Губернского статистического бюро, председатель секции экономического районирования Воронежской плановой комиссии (с середины 1920-х годов), доцент педагогического факультета Воронежского государственного университета, преподаватель других учебных заведений. В 1930-е годы профессор Института потребительской кооперации, Планово-экономического института, Института народно-хозяйственного учета. Автор около 20 книг по экономике, финансам и статистике, в том числе: «Биржи труда» (Петроград, 1916), «Исторический очерк профессионального движения в Воронежской губернии» (Воронеж, 1921), «Материалы по истории революционно-социалистического движения в Воронежской губернии» (Воронеж, 1922), «Воронежский рабочий. Его бюджет и заработная плата» (Воронеж, 1923), «Материальное положение студентов Воронежского университета» (Воронеж, 1928), «Магистраль Москва - Донбасс» (Воронеж, 1932). Репрессирован по так называемому «делу меньшевиков», расстрелян в Воронеже 28 октября 1937 года..

[548x698]
1885
Пер Альбин Ханссон (шведское имя — Per Albin Hansson)
шведский политический и государственный деятель; председатель Социал-демократической рабочей партии Швеции и премьер-министр Швеции в 1932—1936 и 1936—1946. Параллельно с «Новым курсом» Франклина Делано Рузвельта в США провёл ряд социально-экономических реформ, которые позволили Швеции первой восстановить нормальное функционирование экономики после «Великой депрессии». Пер Альбин Ханссон родился в Фоси близ Мальмё, в семье рабочего-каменщика. Финансовое положение семьи позволило Перу Альбину окончить лишь четырехлетнюю школу, после чего он отправился работать служащим на склад. В 1903 стал одним из соучредителей Социал-демократического союза молодёжи Швеции, а вскоре вступил в Социал-демократическую рабочую партию.
Рост в партии
В 1905—1909 редактировал журнал «Фрам» («Вперёд»), издаваемый СДСМШ. Деятельность в качестве партийного журналиста принесла Ханссону признание в партийной среде, и с 1908 он был членом Правления Социал-демократической рабочей партии Швеции, а с 1911 — Исполнительного комитета партии. В 1914 он был назначен председателем городской парторганизации СДРПШ. Вскоре он заменил Карла Яльмара Брантинга на посту главного редактора печатного органа СДРПШ «Социал-демократия» («Social-Demokraten»). В 1918 он был избран во вторую палату шведского Риксдага. Пер Альбин Ханссон приветствовал революционные события 1917 в России и некоторое время был близок к радикальному крылу партии. В частности, он требовал замены монархии республикой в противовес позиции Брантинга, бывшего руководителем СДРПШ и правительства. Тем не менее, Ханссон в своих выступлениях называл коалицию с либералами более предпочтительной, чем коалицию с коммунистами. В 1920 Ханссон был назначен министром обороны в социал-демократическом кабинете Брантинга, сохраняя пост до 1926 (с перерывами в 1920—1921, 1923—1924 и 1925). На этой должности он активно добивался сокращения расходов на наращивание военного потенциала в пользу социальной сферы. После смерти Брантинга в 1925 Ханссон возглавил СДРПШ. Для укрепления позиций партии в 1929 Ханссон написал ряд программных статей, в которых обосновывал свою концепцию «Народного дома» (Folkhemmet), предполагавшую необходимость создания общества всенародного благоденствия путём осуществления социального партнёрства между рабочими и предпринимателями. Именно ему было суждено стать первым левоцентристским политиком, получившим возможность реализовать принципы умеренной социал-демократии в государственном управлении.
Экономические реформы
На фоне всемирного экономического кризиса, начавшегося в 1929 и вызвавшего ухудшение положения трудящихся Швеции, СДРПШ на парламентских выборах 1932 предлагала реальную программу восстановления экономики с помощью введения государственного регулирования экономики. Буржуазные партии согласились на создание нового правительства во главе с социал-демократами, и в 1932 Пер Альбин Ханссон впервые возглавил правительство. Пост премьер-министра (с кратким перерывом в 1936) он сохранял до конца жизни, а сама Социал-демократическая партия стала ведущей партией Швеции, формируя вплоть до 1976 исполнительную власть самостоятельно или во главе прочной коалиции. Программа выхода из экономического кризиса Ханссона предусматривала увеличение социальных расходов, введение всеобщих пенсий, пособий по безработице, создание новых рабочих мест (в том числе и путём введения общественных работ), государственный контроль над и национализацию и сохранение в государственной собственности стратегических предприятий, а также стимулирование экономики с помощью незначительного дефицита государственного бюджета. Народу надо было дать денег. Таким образом, министр финансов в кабинете Ханссона, Эрнст Вигфорс, ответственный за проведение этих преобразований, был, по сути, первым кейнсианцем, проводившим кейнсианскую политику ещё до написания Джоном Мейнардом Кейнсом его главного сочинения. В результате успешного осуществления программы социал-демократов Швеция окончательно преодолела экономический кризис к 1934, а СДРПШ в 1941 впервые завоевала абсолютное большинство в парламенте. Тем не менее, Ханссон не сформировал однопартийного правительства, а образовал коалицию «национального единства» с тремя центристскими партиями. Первое однопартийное правительство социал-демократы сформировали только в 1945.
Внешняя политика
В 1932—1939 Ханссон активно выступал в поддержку курса на разоружение и международное сотрудничество в формате Лиги Наций. В условиях немецкой экспансии в Европе Швеция под руководством Ханссона с 1939 готовилась к оборонительным действиям (см. Сконская линия). Опасаясь немецкого вторжения из Норвегии и надеясь сохранить нейтралитет во Второй мировой войне, Ханссон дал разрешение немцам использвать шведские железные дороги для переброски войск на территорию Норвегии и Финляндии. В 1940 премьер-министр отказал своему министру иностранных дел Рикарду Сандлеру в вопросе создания оборонительного союза с Финляндией против СССР. Хотя сосуществование с нацистским режимом противоречило убеждением большинства членов СДРПШ, но именно благодаря поставкам железной руды в Германию (составлявшим приблизительно 25 % импорта руды в Германию), продолжавшимся до 1943, Ханссону удалось избежать оккупации страны вермахтом. Дипломатические отношения Швецией с нацистской Германией были расторгнуты лишь накануне капитуляции 7 мая 1945.
Кончина
Пер Альбин Ханссон до конца жизни жил весьма скромно и всегда пользовался общественным транспортом, как любой рядовой гражданин. Именно на остановке трамвая в Стокгольме 6 октября 1946 года у премьер-министра Швеции случился сердечный приступ, оборвавший жизнь Пера Альбина Ханссона.

1886
Альберт Чарльз Гладстон (Albert Charles Gladstone)
британский гребец, чемпион летних Олимпийских игр 1908. Родился в Хардене. На Играх 1908 в Лондоне Гладстон входил в первый экипаж восьмёрок Великобритании. Его команда, обыграв Венгрию, Канаду и Бельгию, стала лучшей и выиграла золотые медали. Умер в Фордингбридже 2 марта 1967 года.

[545x700]
1886
Николай Николаевич Казагранди
полковник, видный деятель белого движения в Сибири. Родился в Кяхте, Троицкосавский округ, Забайкальская область, Российская империя. Окончил Троицкосавское реальное училище, также получил военное образование. Во время Первой мировой войны — офицер русской армии, поручик инженерных войск, отличился в составе Ревельского морского батальона смерти при обороне Моонзунда на Балтийском море в 1917 году. После развала русской армии выехал на родину через Сибирь, однако до Кяхты так и не доехал. Участвовал в деятельности тайной офицерской антибольшевистской организации. После начала восстания против большевиков в Сибири под руководством подполковника А.Н.Гришина-Алмазова сформировал и возглавил 1-й партизанский офицерский отряд, в который первоначально вошли 72 человека. Выступил на фронт во главе отряда 7 июня 1918. В конце июля 1918 года отряд Казагранди в составе 6-го Степного стрелкового полка участвовал в ожесточенных боях под Тобольском и Тюменью, а в начале сентября 1918 года под Камышловым — Ерёмино — Ирбитом — Алапаевском, заставивших красные войска отступить к Уральским горам. Отличившийся в ходе этих боёв Казагранди был произведён в капитаны и назначен командиром 16-го Ишимского Сибирского стрелкового полка, основой которого стал его отряд. 13 октября 1918 года полк занял город Верхотурье, спустя неделю — Турьинские Рудники. Участник белого движения в Сибири Б.Б.Филимонов считал, что Казагранди был несомненно, офицером исключительного мужества и боевой доблести, обладающим к тому же и свойствами хорошего организатора в обстановке Гражданской войны. Никогда не унывающий, весьма энергичный и дисциплинированный, он, пользуясь любовью и преданностью своих подчиненных, умел прививать им эти личные свои свойства. Отряд Казагранди, благодаря неустанным заботам своего командира, редко испытывал материальные затруднения и, следуя его примеру, доблестно и всегда успешно выполнял ставимые ему боевые задачи… Имя Казагранди, как офицера и начальника, связанное со многими блестящими и лихими делами белых, приобрело в Сибири и в Приуралье широкую и вполне заслуженную большую и добрую известность. 27 октября 1918 года Казагранди был назначен командиром Боевой колонны правительственных войск, в состав входили 16-й Ишимский полк, 19-й Петропавловский полк и ряд других подразделений. В ноябре под контроль белых перешёл весь Верхотурский уезд. 30 ноября колонна Казагранди разгромила 3-я бригаду 29-й стрелковой дивизии Красной армии, пленив до тысячи красноармейцев и захватив большие трофеи, включая два бронепоезда (правда, один взорванный). К концу 1918 года белые войска заняли Северный Урал, затем войска Казагранди участвовали во взятии Перми. С декабря 1918 — подполковник, с февраля 1919 — полковник. Тогда же направил начальнику 4-й Сибирской стрелковой дивизии рапорт, в котором, в частности, говорилось: «Достаточно фронту отойти вперед от захваченного пункта на несколько десятков верст, как жители этой местности, и в особенности так называемый торгово-промышленный класс и, к сожалению, большая часть нашей интеллигенции, совершенно позабыв о прошедших ужасах большевизма и о нас, своих «избавителях», предаются спекуляции, разгулу и т. п. Совершенно забывают, что существует фронт, на обслуживание которого нужно отдать все свои силы, так как там жертвуют собой, быть может, лучшие люди за счастье дорогой родины и там куется будущее России. Такое отношение тыла к фронту вызывает вполне справедливое возмущение.» К концу февраля 1919 Боевая колонна Казагранди заняла свыше 250 населенных пунктов, от красных войск была очищена площадь свыше 1000 кв. верст. Наступление продолжилось весной. 28 марта 1919 колонна одержала победу в ожесточённом бою в районе Черновского. Частями колонны взяты в плен 4750 красноармейцев и 10 командиров, захвачены 11 орудий, 52 пулемёта и др. С апреля 1919 — командир 18-й Сибирской стрелковой дивизии (в составе 1-го и 2-го штурмовых полков, 1-го егерского полка, егерского батальона 7-й Сибирской стрелковой дивизии и кавалерийского дивизиона), которая была фактически им создана. Однако уже в июле 1919 был снят с поста из-за разногласий с командованием: это решение привело к падению духа дивизии и её развалу. Затем командовал отрядом во 2-й армии. Совершал Великий Сибирский ледяной поход вместе с казаками генерал-майора генерала Перхурова и отрядом генерала Сукина и полковника Камбалина. На Ангаре, в феврале 1920, отряд Перхурова — Казагранди был отделён генералом Сукиным и полковником Камбалиным от своих сил из-за царившего в нём «духа партизанщины и своеволия», потери подвижности и боеспособности из-за наличия в нём большого количества беженцев. Во время отступления вверх по реке Лена в направлении Забайкалья отряд Перхурова — Казагранди был окружён красными войсками и капитулировал в обмен на обещание свободы, которое не было выполнено. Вместе с отрядом был направлен на принудительные лесозаготовительные работы в город Балаганск Иркутской губернии. Возглавил партизанский отряд из бывших колчаковцев, и в течение нескольких месяцев боролся с большевиками в тайге на юго-востоке от Иркутска. Затем отвёл свой отряд в окрестности озера Хубсугул, а позднее, под давлением красных войск был вынужден отступить в Монголию. Осень и зиму отряд в тяжелейших условиях провел в верховьях Эгийн-Гола и Селенги, выжив лишь благодаря помощи нескольких живших в этом районе русских колонистов. К середине февраля 1921, продвигаясь дальше на юг, отряд достиг Ван-Хурэ; к этому времени в нём было около 200 человек. Во главе своего отряда присоединился к войскам барона Р.Ф.Унгерна-фон-Штернберга. Врач Н.М.Рибо (Рябухин), служивший в войсках Унгерна, вспоминал, что при первой встрече Казагранди произвел на него впечатление «интеллигентного, порядочного и образованного офицера». Предложил план кампании против Красной армии, основанный на самостоятельных действиях нескольких отрядов — сам Казагранди во главе своих подчинённых должен был наступать на иркутском направлении в сторону озера Косогол. При этом расчёт белого командования основывался на том, что наступление приведёт к массовому восстанию населения против советской власти и, следовательно, к огромному притоку добровольцев. Однако эти планы не осуществились — в мае отряд Казагранди, перешедший советскую границу, был разбит красной конницей и был вынужден отступить в Монголию. Военные неудачи белых войск привели к росту конфликтов в их рядах, один из которых привёл к тому, что Унгерн отдал приказ казнить Казагранди. По некоторым данным, полковник был обвинён в хищении ценностей и забит палками до смерти в Заин-Хурэ 17 июля 1921 года. Награды и премии: Орден Святого Владимира IV степени. Действительной причиной гибели Казагранди могло стать его стремление к самостоятельности, неприемлемое для Унгерна. В литературе: Немытов О.А., Дмитриев Н.И. «16-й Ишимский Стрелковый Полк» (Издательство УМЦ-УПИ, 2009, Екатеринбург); Фердинанд Оссендовский. «Звери, Люди и Боги» (Книгоиздательство Г.Л.Биркганъ, Рига,1925); Серебренников И.И. «Великий Отход. Рассеяние по Азии Белых Русских Армий. 1919—1923» (Издательство М.В.Зайцева, Харбин, 1936); Телицын В.Л. 16-й Ишимский стрелковый полк и его командир Николай Казагранди: нереализованные возможности 1919 года // Белое дело. 2-й съезд представителей печатных и электронных изданий. Резолюция и материалы научной конференции. «Белое дело в гражданской войне в России, 1917−1922 гг.». — Москва: Посев, 2005.

1886
Александр Виссарионович Худяшев
русский художник, один из организаторов художественного музея в Барнауле. Александр Худяшев родился в Барнауле, в семье канцелярского служащего Главного управления Алтайского горного округа. Художественное образование получил в Казанском художественном училище и частных студиях Москвы, где обучался живописи и скульптуре. В 1909 году закончил обучение и стал учителем рисования в Томской женской гимназии. В августе 1912 организовал в Томске выставку молодых художников. Его картина «Эллада» была признана одной из лучших. В 1922 художник переезжает в Барнаул, где поступает учителем рисования в Барнаульский педагогический техникум. Во второй половине 1920-х Александр Виссарионович Худяшев помогает А.Н.Борисову в организации художественной студии и школы в Барнауле. В 1924 году Барнаульский окружной отдел народного образования поручил А.В.Худяшеву на общественных началах заняться восстановлением коллекции Барнаульского художественного музея, пришедшей в упадок к этому времени. За полтора года художник смог разыскать у водовозов, сторожей и в других случайных местах половину былой коллекции — около 200 работ. А.В.Худяшев восстанавливает авторство, ремонтирует рамы собрания западноевропейских, русских и советских мастеров живописи. Памятники искусства располагались в плохих условиях, после смерти художника 19 августа 1927 года коллекция пропала окончательно. Известные произведения: «Эллада»; «Пир во время чумы»; «Гибель Атлантиды»; «Персей и Андромеда»; «Испанский кабачок». Литература: Снитко Л.И. Первые художники Алтая.—Ленинград:"Художник РСФСР", 1983.—156 страниц; Изобразительное искусство Алтая.—Барнаул, 1977.—104 страницы.

[494x700]
1888
Карл(ис) Зале (латышское имя — Kārlis Zāle; в русском обращении - Карл Фёдорович Зале (Залите)
русский, советский и латвийский скульптор. Родился в ныне Кулдигском район Латвии. Карл Зале — будущий мастер монументальной скульптуры Латвии, школьные годы провёл в Лиепае, где его старший товарищ, а впоследствии соавтор — Эрнест Шталберг, подготовил к поступлению в художественное училище. В 1913 году успешно окончил, хорошо известное в России, Казанское художественное училище. Впоследствии Зале учился в Санкт-Петербурге в школе Общества поощрения художников. Практику живописца проходил у художника Г.Р.Залемана. Закончил эту школу в 1915 году. В 1917 году поступил и в 1920 году закончил ВХУТЕИН (бывшую Академию художеств) в Петрограде, где учился у скульптора, профессора А.Т.Матвеева. Параллельно с этим занимался в «Свободных художественных мастерских». В это же время в городе, который тогда уже именовался Петроградом, Карл Зале вместе с Эрнестом Шталбергом, который в это время уже был преподавателем ВХУТЕИНа, участвовал в практической реализации ленинского плана монументальной пропаганды. Идея плана заключалась в кардинальном переоформлении художественного наполнения Петрограда, то есть в создании новых памятников, которые соответствовали бы концепции культуры молодой Советской республики. В процессе работы над осуществлением плана монументальной пропаганды Карлом Зале был создан памятник русскому литературному критику и публицисту Николаю Александровичу Добролюбову.
[453x700]
А.В.Луначарский и скульптор Карл Зале на открытии памятника Гарибальди в Петрограде, 1919 год.
В это же время, мастер работал над образом народного героя Италии, военного вождя национально-освободительного движения — Джузеппе Гарибальди, в 1919 году монумент был установлен в Петрограде. Памятники Добролюбову и Гарибальди, были созданы из недолговечных материалов и не сохранились до наших дней. В 1919 году Карл Зале работал над эскизом памятника борцам революции в Риге. В 1923 году Карл Зале, вместе со многими художниками латвийского происхождения (Рихардом Зариньшем, Теодором Залькалном, Карлисом Миесниеком, Эрнестом Шталбергом и другими), по приглашению правительства, вернулся в Латвию, которая в это время стала независимым государством. Скульптор Карл Зале был принят в свои ряды представителями творческой интеллигенции, которые с энтузиазмом начали создавать современное и «национальное по форме» искусство молодого Латвийского государства. Департамент культуры Латвии стал поручать скульптору масштабные работы. C 1924 по 1936 год Карл Зале, вместе с группой архитекторов, работает над созданием крупного мемориального ансамбля рижского Братского кладбища. В этот период, соавторами Карлиса Зале, были: его старый лиепайский товарищ, преподаватель архитектурного факультета Латвийского университета — архитектор Эрнест Шталберг, к этому времени ставший — председателем «Товарищества Архитекторов Латвии»; и архитектор Александр Бирзениекс (1893—1980), впоследствии — доцент университета и Политехнического института. Вместе с этими мастерами было разработано и выполнено несколько мемориальных сооружений. В 1931 году была начата работа над главным монументом этого периода — Памятником Свободы.
[469x700]
Фигура, венчающая монумент.
Он возвышается на том же месте, где ранее с 1910 по 1913 год находился памятник Петру Первому (скульптор Шмидт). Скульптурное оформление памятника — плод трудов Карлиса Зале. Соавтором скульптора, при создании монумента, был архитектор Эрнест Шталберг, выпускник Императорской Академии Художеств, а с 1919 по 1922 год ректор ВХУТЕМАСа в Петрограде. Монумент Свободы был сооружён на народные пожертвования. Памятник, торжественно открыт в 1935 году. Высота монумента достигает 42 метров. С юго-западной стороны (по причинам инсоляции, самой выгодной для любого объёмного изображения) находится ключевая фигура ансамбля — символическая скульптура Матери-Латвии со щитом свободы.
[700x700]
Памятник Свободы. Фрагмент горельефа, с автопортретом Карла Зале.
С восточной стороны монумента изображён «прикованный герой», который запечатлён скульптором в момент, когда он разрывает стесняющие его цепи. На северной стороне памятника расположен барельеф, посвящённый событиям 13 января 1905 года, это была реакция пролетариата Риги на кровавое воскресенье в Санкт-Петербурге. На барельефе можно отчётливо разглядеть фигуру всадника унтер-офицерской роты, замахнувшегося нагайкой. На одном из рельефов постамента изображён строй латышских красных стрелков, а с северной стороны — особым эмоционально-образным настроением отличается фигура Лачплесиса, героя одноимённого эпоса, созданного Андреем Пумпуром и программной пьесы Райниса «Огонь и ночь». Богатырь Лачплесис изображён разрывающим пасть медведя. По эскизам и гипсовой модели Карла Зале, модельщик из Швеции Рагнар Мюрсмедден исполнил в материале женскую фигуру ( получившую имя Милда), перекликающегосяся с именем древнебалтийской богини любви Мильде. Сама идея увековечить освобождение латышского народа от ига остзейских помещиков и от режима царского самодержавия родилась в кабинетах ведомства культуры в начале 1920-х годов. Скульптурная идея памятника отражает могущество физической и духовной силы народа и воспевает высоту его нравственно-этических принципов. Во многом скульптурное осуществление идеи ансамбля памятника Свободы, как и в случае с ансамблем мемориального комплекса Братского кладбища, можно соотнести с переосмысленными (в рамках новой эпохи) мотивами национального модерна.
[522x700]
Братское кладбище. Центральная композиция.
А весь монумент — это образец латвийского варианта стиля ар-деко. При создании скульптур был использован аллажский известковый туф, итальянский травертин и песчаник. Первый проект планировки кладбища был разработан в 1917 году ландшафтным архитектором Андреем Зейдаксом и мастером рижского модерна Эйженом Лаубе. После провозглашения независимости Латвии в 1920 году в рамках нового ведомства «Культуры и охраны памятников» был учреждён специальный Комитет Братского кладбища, курировавший строительство архитектурного ансамбля и общее благоустройство территории. Скульптор Карл Зале и архитекторы: Александр Бирзениекс, Петерис Феддер и ландшафтный дизайнер Андрей Зейдакс работали над созданием этого комплекса на протяжении двух десятилетий. Мемориал окружён стеной, на которой выполнены скульптурные изображения гербов городов и уездов Латвии.
[559x700]
Фигуры главной арки.
В центре, над этой девятиметровой стеной, под которой покоятся латышские стрелки, возвышается монументальная скульптура Матери-Латвии, благословляющей павших воинов. Рядом со стеной Карл Зале выполнил четыре символические фигуры витязей, олицетворяющих регионы Латвии — Курземе, Земгале, Латгале и Видземе. Примечательны, почти четырёхметровая скульптурная композиция «Умирающие всадники» и горельеф «Павшие братья» в средней части ансамбля. Скульптурные группы органично соединяются с композицией всего ансамбля. Монументальные фигуры и рельефные изображения выполнены с применением форм и приёмов латышского национального романтизма, господствовавшего с 1908 по 1915 год, и получившего новое развитие в тридцатые годы.
[528x700]
«Судрабкалныньш».
В середине 1950-х годов, на территории Братского мемориального кладбища, под руководством архитектора П.П.Саулитиса, были проведены широкомасштабные реставрационные работы. Карлис Зале автор памятника собирателю народного фольклора, автору эпоса, латышскому поэту — Андрею Пумпуру (кстати, штабс-капитану русской армии). В творческом наследии Зале важное место занимает и станковая скульптура, это — бюст Райниса, выполненный в 1927 году, станковая композиция «На борьбу» (1931), «Рыбак» (1939) и другие. Мемориальный комплекс «Судрабкалниньш» — стрелкам Рижского 6-го полка, защищавшим город от наступления армии генерала Бермонта в 1919 году (1937, архитектор Эрнест Шталберг). С 1936 по 1942 год Карлис Зале руководил скульптурной мастерской в Латвийской Академии Художеств. Умер в Инчукалнсе, близ Риги 19 февраля 1942 года.
[700x525]
Надгробие Карла Зале на Братском кладбище в Риге.
Карлу Зале посвящали свои произведения многие литераторы Латвии. Народный поэт Латвийской ССР Мирдза Кемпе (1907—1974), посвятила скульптору стихотворение, в котором есть такие строки:
Повезло тебе с именем, ваятель,
Зелень — Зале. Трава — неистребима!
Та — растёт, рассекая гранитные скалы,
Ты — принявший волшебную силу,
Напрягая могучие руки,
Вырубил образы, в каменных скалах,
Наших героев — почивших на веки.

Хорошо тебе на покое —
За чертой жизни, если с этой —
Великаны твои на чеку, и волшебная сила
Наполняет их мощные руки.

— Мирдза Кемпе
перевод: © В.Лукьянов.
[700x359]
В 2012 году Банк Латвии выпустил памятную серебряную монету «Kārlis Zāle», номиналом — 1 лат. Графический дизайн: Кришс Салманис (Krišs Salmanis), пластика: Лигита Франкевича (Ligita Franckeviča). Диаметр монеты: 35 мм, вес: 22 грамма. Серебро: 925°. Кроме широко известных монументов и мемориалов, созданных Карлисом Зале, в Риге находятся ещё два памятных места, связанных с именем великого скульптора: План монументальной пропаганды; Достопримечательности Риги; Шталберг, Эрнест Екабович; Братское кладбище (Рига); Памятник Свободы; Судрабкалниньш; Памятники Риги. Литература: Jānis Siliņš,"Brīvības Piemineklis", —Brīvības Pieminekļa Komiteja, —Рига, —1935; "Художественный календарь 100 памятных дат", —Москва, —1978; С. Циелава, Искусство Латвии, —«Искусство», —Ленинградское отделение, —1979, страницы 149—151; Apsītis V. Brāļu kapi. —R., —1982; Apsītis V. Kārlis Zāle. —R., —«Liesma», —1988, ISBN 5-410-00439-6; Энциклопедия «Рига». —Рига: Главная редакция энциклопедий, —1989, Зале Карлис, —стр. 322, ISBN 5-89960-002-0; Birzenieks A., Briedis Е. (sāstād.), āļu kapi, Rīga, 1959.

[488x700]
1888
Андрей Васильевич Иванов
революционер, советский партийный и государственный деятель. Председатель Киевского, Харьковского и Одесского (1923—1925) губисполкомов. Кандидат в члены ЦК РКП(б) (1924—1925). Один из руководителей Арсенальского Январского Восстания рабочих Киевского завода в 1918 году. Член Коммунистической партии с 1906. Родился в деревне Кукшево Костромской губернии, ныне Костромской области. Член Коммунистической партии с 1906 года. Во время Революции 1905—1907 годов вёл партийную работу во Владимирской губернии и Москве. В 1916 году в Киеве возглавил большевистскую группу на заводе «Арсенал». После Февральской революции 1917 года на первых демократических (всенародных) выборах в Киевский городской думу, состоявшемся 23 июля (5 августа) 1917 года, был избран гласным по списку РСДРП(б). Член Киевского комитета РСДРП(б), делегат VI съезда РСДРП(б). Во время Октябрьского (1917) и январского (1918) вооруженных восстаний в Киеве член Ревкома. Один из руководителей Январского восстания. С декабря 1917 года член ЦИК Украины, с марта 1918 года член Президиума ЦИК Украины, народный секретарь внутренних дел Украинской Социалистической Советской Республики, также был уполномоченным ЦК РКП(б) в Курске по поставкам вооружения и партийной литературы КП(б) Украины в ЦК КП(б) Украины. С декабря 1919 года по июль 1920 года — председатель Киевского губревкома, затем Харьковского и Одесского губисполкомов. Член Президиума и секретарь ВУЦИК. Делегат XII и XIII съездов партии, на XIII съезде избирался кандидатом в члены ЦК РКП(б). С 1925 года — член ЦИК СССР. Был членом Президиума, заместителем председателя бюджетной комиссии, секретарём Совета Союза ЦИК СССР. С 1925 года до дня смерти занимал должность заместителя директора Института советского строительства в Москве. Скончался в Москве 10 июня 1927 года. Похоронен в Мариинском парке в Киеве.
[700x628]
Памятник Андрею Иванову в Киеве.
В 1927 году имя Андрея Иванова было присвоено Одесскому русскому драматическому театру, с 1929 года — Киевскому фуникулёру. Его имя носила улица в Киеве (1944—2014, сейчас — Бутышев переулок). В период 1927—1940 его имя носила другая улица Киева — бывшая Левандовская, ныне улица Анищенко. В 1976 году в Киеве был установлен памятник Андрею Иванову. В ночь на 27 мая 2015 года памятник был разрушен «неизвестными». Литература: Иванов Андрей Васильевич // Ива — Италики. — Москва : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров ; 1969—1978, том 10); Вулиці Києва : довідник : за ред. А. В. Кудрицького. — К. : Українська енциклопедія ім. М.П.Бажана, 1995. — Страница 85. — ISBN 5-88500-070-0; Киев : энциклопед. справ. / под ред. А. В. Кудрицкого. — К. : Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии, 1982. — Страницы 200–201.

[430x700]
1888
Карел Недбал (чешское имя — Karel Nedbal)
чехословацкий дирижер, композитор, музыкально-общественный деятель. Родился в Кёнигинхофе-ан-дер-Эльбе (ныне Двур Кралове над Лабем; чешское название — Dvůr Králové nad Labem; Чехия). Племянник Оскара Недбала. Изучал композицию у Витезслава Новака и Йозефа Богуслава Фёрстера, в значительной мере перенял опыт своего дяди Оскара Недбала, под руководством которого играл на скрипке в венском Тонкюнстлер-оркестре. В 1910—1911 годах дирижировал в различных театрах Моравии, руководил студенческим симфоническим оркестром. В 1911—1920 годах возглавлял хоровое общество «Виноградский глагол» в Праге, одновременно с 1914 года руководил оркестром в пражском «Театре на Виноградах». В 1920—1928 годах работал в Оломоуцкой опере. В 1928—1938 годах был главным дирижёром Словацкого национального театра в Братиславе, унаследовав этот пост от своего дяди. В 1938—1940 годах дирижировал оперой в Брно, в 1941—1945 годах — вновь в Оломоуце. С 1945 года — дирижёр Национального театра в Праге. Умер в Праге 20 марта 1964 года. Недбал известен, прежде всего, своими постановками чешской оперной классики — прежде всего, произведений Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака, Леоша Яначека, а также своего учителя Фёрстера. Гастрольные выступления Недбала с чешским репертуаром на оперных сценах Вены (1924), Кракова (1927), Барселоны и др. вызывали критический резонанс. Недбал обращался также и к русской музыке, в том числе новейшей: к 1931 году относится его постановка оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трём апельсинам», к 1935 году — «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича. Недбалу принадлежит несколько собственных произведений — два балета, два оркестровых интермеццо, соната для виолончели и фортепиано, вокальный цикл; он также обработал около 50 словацких народных песен. Оставил воспоминания «Полвека с чешской оперой» (чешское название — Půl století s českou operou; 1959). Литература: Nejen o třech generacích Nedbalů: Před pamětní deskou – R. Kukačka (Týdeník Kotnov-Palcát, č. 41 (26 октября 2005), s. 7; Šulc Miroslav: Cesta k nesmrtelnosti Oskara Nedbala; Nakladatelství – Jaroslava Pokerová, 2007, ISBN 978-80-903601-7-4; Burghauser Jarmil: Slavní čeští dirigenti; 1. vyd., Státní hud. vydavatelství, Praha, 1963.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 28 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»