• Авторизация


28 октября родились... 28-10-2025 07:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ethel_Sargant (510x700, 104Kb)
1863
Этель Саржант (Ethel Sargant)
британская учёная-ботаник. Родилась в Лондоне. Этель была третьей дочерью выпускника английской юридической школы «Линкольнс-Инн» Генри Саржанта и Эммы Бил. Училась в Университетской школе Северного Лондона, а в 1881—1885 гг. — в кембриджском колледже Гертон. Несколько лет работала как ботаник на дому, а в 1892—1893 гг. — в лаборатории Джорделла в Кью-Гарденс под началом доктора Д.Х.Скотта. В дальнейшем изучала структуру семян, в 1907-м году читала курс лекций по ботанике в Лондонском университете и была руководителем секции ботаники на форуме Британской ассоциации в Бирмингеме в 1913-м году. В 1912-м году переехала жить в Олд-Ректори в кембриджском предместье Гертон, где в 1913-м году её выбрали почетным членом колледжа Гертон, а в 1918-м — президентом Федерации женщин-преподавательниц. Во время Первой Мировой войны составила реестр женщин-преподавательниц, имеющих квалификацию, достаточную для выполнения работ государственной важности. Впоследствии этот реестр был передан министерству труда. Свою библиотеку по ботанике и книжные шкафы она завещала колледжу Гертон. Умер в Сидмуте, Девон, Англия, Великобритания, 16 января 1918 года. В 1919-м году друзья Этель Саржант основали в память о ней стипендию её имени, выдаваемую на исследования в области естественных наук. Литература: Girton College Register 1869—1946, University Press, Cambridge, 1948

Frederick Webb Hodge (567x700, 187Kb)
1864
Фредерик Уэбб Ходж (Frederick Webb Hodge)
американский издатель, антрополог, археолог и историк. Родился в городе Плимут, Девон, Англия, Великобритания. Родители, Эдвин и Эмили Ходж, переехали из Великобритании в Вашингтон, когда Фредерику было 7 лет. В Вашингтоне он учился в Кембриджском колледже (Университет Джорджа Вашингтона). Ходж поступил на работу в Смитсоновский институт в 1901 году в качестве исполнительного ассистента, ответственного за международный обмен, однако перешёл на работу в Бюро американской этнологии в 1905 году, где он работал до 28 февраля 1918 года. В 1907 и 1910 годах под его редакцией был выпущен 2-томный труд «Справочник по американским индейцам к северу от Мексики» (Handbook of American Indians North of Mexico). Ходж редактировал объёмную серию индейских фотографий Эдварда Кёртиса. Справочник Ходжа оставался крупнейшей энциклопедией по североамериканским индейцам вплоть до выхода 20-томного справочника У.Стёртеванта. После увольнения из Бюро он переехал в Нью-Йорк, где стал редактором и помощником директора филиала Национального музея американских индейцев — фонда Джорджа Густава Хея. В 1915 году вместе с директором музея Дж.Г.Хеем и сотрудником музея Дж.Пеппером Ходж предпринял раскопки кургана Накучи близ города Хелен в штате Джорджия. После этого, в 1917—1923 годах, Ходж руководил раскопками руин Хавику близ поселения индейцев зуни. Умер в США 28 сентября 1956 года. Почётные степени: Колледж Помоны — доктор наук (1933); Университет Нью-Мексико — доктор права (1934); Университет Южной Калифорнии — доктор словесности (1943). Литература: Judd, Neil M., with M.R. Harrington, S.K. Lothrop, and Gene Meany. 1957. Frederick Webb Hodge, 1864—1956. American Antiquity. 22(4):401-404.

Меллер (568x700, 235Kb)
1865
Александр Петрович Меллер
генерал-майор, участник русско-японской войны, специалист в области артиллерийской техники, оптического и механического производства . Окончил Морской кадетский корпус (1887), Морскую учебно-стрелковую команду (1889), Михайловскую артиллерийскую академию (1895). С 1889 года помощник начальника Морской учебно-стрелковой команды. С 1895 года — служащий Обуховского сталелитейного завода. Конструктор ряда орудийных станков (в частности, для 47-мм пушки Гочкиса). Подполковник по адмиралтейству за отличие (19 апреля 1903 года). По личному предложению с разрешения управляющего Морским министерством вместе с 4 мастеровыми 14 февраля 1904 года командирован в Порт-Артур, куда и прибыл 5 марта. Активно участвовал в восстановлении поврежденных кораблей и орудий (как морского, так и военного ведомств). Назначен 2-м флагманским артиллеристом штаба наместника (25 мая). По приказу В.К.Витгефта на миноносце «Решительный» 10 августа 1904 года был отправлен с секретными документами в Чифу, после чего должен был следовать во Владивосток. В Харбине встречался с Е.И.Алексеевым, поручившим ему осмотреть артиллерию Владивостокской крепости и Отряда крейсеров; по выполнении поручения отпущен на завод «ввиду чрезвычайной слабости, явившейся результатом утомления». Награждён орденами Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (8 августа 1904) и чином полковника (17 октября 1904). Член правления Обуховского сталелитейного завода (1906—1907). Начальник Обуховского завода (25 ноября 1907 — 7 ноября 1912). Совещательный член комиссии морских артиллерийских опытов (с 23 апреля 1906 года), артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (с 11 марта 1908 года). Уволен в отставку по болезни 7 ноября 1912 года. Уйдя с государственной службы, Меллер становится видной фигурой в деловом мире: он входит в правление акционерных обществ, управлявшихся Русско-Азиатским банком (директором которого был А.И.Путилов, однофамилец создателя Путиловских заводов) — Путиловского, Невского, Русского и Русско-Балтийского. Меллер (совместно с К.К.Ракуса-Сущевским) стал одним из учредителей созданного в 1913 году Российского Акционерного Общества Оптических и Механических Производств (РАООМП), и оставался членом правления общества до 1917 года. Известно, что после 1917 года Меллер некоторое время являлся содиректором фирмы «Шнейдер-Крезо» в Париже. Публикации: Меллер А.П. По поводу статьи А.М.Герасимова "Заметки о морской артиллерии в войну 1904 года («Морской сборник», 1906, № 2 и 3). — «Морской сборник», 1906, № 7, страницы 117—131. Литература: «Кто стоял у истоков российской оптической промышленности», Панорама ЛОМО, № 9(09) 15/09/2000

Ramón_María_del_Valle (667x700, 315Kb)
1866
Рамон Мария дель Валье-Инклан (испанское имя — Ramón María del Valle-Inclán y de la Peña)
испанский писатель, драматург, поэт, одна из крупнейших фигур многонациональной испанской культуры конца XIX- первой трети XX в. Родился в Виллануова де Ароса, в мелкобуржуазной семье. Знатного дворянского происхождения, хотя из обедневшего рода. Внук либерального журналиста, сын либерального писателя, сторонников галисийского возрождения. Учился в Понтеведре, затем изучал право в университете Саньяго де Компостела, параллельно занимался рисованием в Школе искусств и ремесел. Путешествовал по Латинской Америке, познакомился с Рубеном Дарио. С 1896 обосновался в Мадриде. Крупнейшая фигура поколения 98 года. Активно участвует в литературной жизни столичной богемы, много публикуется в периодике. Снова путешествует по Латинской Америке. С 1924 встал в оппозицию диктаторскому режиму Примо де Риверы. В 1929 заключен в мадридскую тюрьму. Примыкает к Радикальной республиканской партии.
[700x525]
Памятник Валье-Инклану в Сантьяго де Компостела.
В 1932 республиканское правительство назначило Валье-Инклана хранителем национального художественного наследия, директором музея в Аранхуэсе. Почетный президент Ассоциации друзей СССР. В 1933 назначен директором Школы изящных искусств в Риме. В 1935 вернулся в Испанию, участвовал в Первом международном конгрессе писателей в защиту культуры. Затем перебрался в Сантьяго де Компостела и через несколько месяцев, 5 января 1936 года, скончался от рака в одной из лечебниц. Литературную деятельность начал как представитель "поколения 1898 года" или "поколения катастрофы" во время политико-экономического и культурного упадка Испании после потери колоний. Первая пьеса -"Пепел" (1899, театр "Лара"). С 1903 Валье Инклан писал для труппы известных испанских актёров М.Герреро и Ф.Диас де Мен-доса. В начале творчества Валье Инклан испытал влияние поэта-модерниста Р.Дарио (Никарагуа), проявившееся в лирических пьесах "Апрельская сказка" и "Голова дракона" (обе поставили в 1910, театр "Комедии"). Большим успехом среди пьес Валье Инклана пользовалась "Маркиза Роза-линда" (1912, театр "Принсеса" в Мадриде; в главной роли - М.Герреро), навеянная итальянской комедией дель арте. Валье Инклану принадлежит цикл драматических. диалогов из галисийской жизни (т. н. варварские комедии): "Геральдический орёл" (1907), "Романс волков" (1908), "Серебряное лицо" (1922) (не были поставлены на сцене). Пьеса "Колдовство" (1912), отличающаяся мрачным колоритом, отражавшая суеверия галисийской деревни, была отклонена М.Герреро, в результате чего произошёл разрыв между автором и труппой. Эту пьесу поставила в 1931 труппа И.Лопес Эредиа (театр "Муньос Сека", Мадрид). К галисийскому циклу относится также пьеса "Божественные слова" (1933, труппа М.Ксиргу, театр "Эспаньоль", Мадрид). Первая мировая война 1914-1918 определила перелом в творчестве Валье Инклана, гневно её осудившего. Валье Инклан отходит от утончённости выразительных средств, характерной для первого периода его литературной деятельности. Драматург затрагивает социальные проблемы; в "Фарсе об испанской королеве" в гротесковой форме бичуются нравы придворного быта Изабеллы II (1920; труппа И.Лопес Эредиа, театр "Муньос Сека", 1931).
[238x700]
Памятник Валье-Инклану в Мадриде.
Много переводил — Эса де Кейроша с португальского, А.Дюма — с французского и др. Романы: La cara de Dios (1900); Sonata de otoño (1902); Sonata de estío (1903); Sonata de primavera (1904); Flor de santidad (1904); Sonata de invierno (1905); Серия La guerra carlista: Los cruzados de la Causa (1908); El resplandor de la hoguera (1909); y Gerifaltes de antaño (1909); Una tertulia de antaño (1909); En la luz del día (1917); Tirano Banderas (1926); Fin de un revolucionario. Aleluyas de la Gloriosa (1928); Серия El ruedo ibérico: La corte de los milagros (1927); ¡Viva mi dueño! (1928); Baza de espadas: vísperas septembrinas (1932, не завершен); y El trueno dorado (1936, сохранился лишь фрагмент). Повести: Femeninas (1895); Epitalamio (1897); Corte de amor (1903); Jardín umbrío (1903); Jardín novelesco (1905); Historias perversas (1907); Corte de amor. Florilegio de honestas y nobles damas (1908); Cofre de sándalo (1909). Театр: Cenizas (1899); Серия Comedias bárbaras:Águila de blasón (1907); *Romance de lobos (1908); y Cara de plata (1923); El marqués de Bradomín. Coloquios románticos (1907); El yermo de las almas (1908); Cuento de abril (1910); La cabeza del dragón (1910); Voces de gesta (1911); El embrujado (1912); La marquesa Rosalinda (1912); Divinas palabras. Tragicomedia de aldea (1919); Luces de bohemia (1920); Farsa de la enamorada del rey (1920); Farsa y licencia de la Reina Castiza (1920); Los cuernos de don Friolera (1921); ¿Para cuándo son las reclamaciones diplomáticas? (1922); La rosa de papel (1924); La cabeza del Bautista (1924); Tablado de marionetas para educación de príncipes (1926); El terno del difunto (1926); Ligazón. Auto para siluetas (1926); La hija del capitán. Esperpento (1927); Sacrilegio. Auto para siluetas (1927); Retablo de la avaricia, la lujuria y la muerte (1927); Martes de carnaval. Esperpentos (1930). Поэзия: Aromas de leyenda (1907); La pipa de kif (1919); El pasajero. Claves líricas (1920); Claves líricas (1930, собрание стихотворений). Другие жанры: Las mieles del rosal (1910, избранные новеллы); La lámpara maravillosa (1916, эссе); La medianoche. Visión estelar de un momento de guerra (1916, хроники); Flores de almendro (1936, избранные новеллы). Публикации на русском языке: Избранные произведения в 2-х томах. Ленинград: Художественная литература, 1986. Литература: Gómez de la Serna R. Don Ramón María del Valle-Inclán. Madrid: Espasa-Calpe, 1959; Schiavo L. Valle-Inclán, hoy: estudios críticos y bibliográficos. Alcalá de Henares: Universidad de Alcalá, Servicio de Publicaciones, 1993.

Досифей_(Протопопов) (470x700, 210Kb)
1866
Досифей (в миру — Дмитрий Алексеевич Протопопов)
епископ Православной российской церкви, архиепископ Саратовский и Царицынский. Родился в селе Мольчино, Сычёвский уезд, Смоленская губерния, в семье священника. По окончании Смоленской духовной семинарии в 1887 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1891 году со степенью кандидата богословия. В сентябре того же года определён преподавателем Смоленского женского епархиального училища. В 1894 года рукоположён во иерея, назначен законоучителем мужской прогимназии города Егорьевска Рязанской губернии. С 1903 года преподавал Закон Божий в Егорьевской женской гимназии. В 1903 году овдовел. В 1904 году пострижен в монашество с именем Досифей. С июля того же года служил при Рязанском архиерейском доме. В октябре назначен смотрителем Раненбургского духовного училища (Рязанская губерния). В марте 1905 году переведён инспектором в Новгородскую духовную семинарию. В апреле 1906 года возведён в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии. 31 января 1909 года в саратовском Александро-Невском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. Настоятель Хвалынского Свято-Троицкого миссионерского мужского монастыря (1909). В 19190 году награждён орденом святого Владимира III степени В 1913 году временно управлял Уфимской епархией. 27 августа 1917 года избран епархиальным собранием правящим архиереем Саратовской и Царицынской епархии, получив 248 из 277 голосов делегатов. 25 августа его избрание было утверждено Синодом. Член Поместного собора Православной российской церкви 1917—1918 годов, участвовал в 1-й и 3-й сессиях, член III, V, VII отделов. С 4 октября 1918 года в связи с образованием Царицынской епархии именовался епископом Саратовским и Петровским. В 1919 году был заключён на 4 месяца в саратовскую тюрьму в качестве заложника. В 1920 году возведён в сан архиепископа. Пользовался уважением верующих жителей Саратова. Выступил против обновленчества. По воспоминаниям прихожан Духосошественского собора, в начале богослужения, проводившегося обновленческими священниками, архиепископ Досифей, молившийся в одном из его приделов, покинул храм. Вслед за ним ушли большинство прихожан. В апреле 1922 года арестован по групповому делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Первоначально находился под домашним арестом в архиерейском доме, в июне переведён в саратовскую тюрьму. В феврале 1923 года привлекался в качестве свидетеля по делу Патриарха Тихона. В том же году осуждён Саратовским губернским ревтрибуналом на 5 лет лишения свободы. Отбывал срок в Бутырской тюрьме в Москве и в Томском округе. В заключении не терял силы духа. Освобождён досрочно. 6 марта 1926 года вернулся к управлению епархией. В начале 1927 года упоминается в сане архиепископа. В феврале того же года приговорён к трём годам ссылки. 27 октября 1927 года уволен на покой в числе прочих архиереев, находившихся в заключении и ссылке. В январе 1929 года пребывал в Покровске. В 1930 году поселился в Саратове в доме митрополита Серафима (Александрова). В последние годы жил в большой бедности и вынужден был просить милостыню вместе с нищими в соборе. Скончался в Саратове 25 марта 1942 года. Похоронен на Воскресенском кладбище. Известны случаи благодатной помощи Божией после молитвы на его могиле.

Rojkov-bn (472x700, 204Kb)
1866
Николай Борисович Рожков
ведущий инженер-технолог текстильной отрасли России конца XlX начала XX вв. Инженер-технолог Орехово-Зуевской мануфактуры Саввы Морозова, директор прядильной и ткацких фабрик Прохоровской Трехгорной мануфактуры и мануфактуры Красильщиковых, заведующий производственным отделом Иваново-Вознесенского текстильного Треста.
Родился в Санкт-Петербурге. Обучался грамоте сначала дома, потом в школе. В 1878 году поступил в Санкт-Петербургское 1-е реальное училище, дополнительный класс которого окончил в 1885 году и в том же году поступил Санкт-Петербургский технологический институт (механическое отделение, технология волокнистых веществ). По окончании института, со званием инженера-технолога, в 1890 году поступил на Никольскую мануфактуру Саввы Морозова в Орехово-Зуево, на должность помощника приготовительного мастера (англичанина — И.И.Памфорда), под руководством которого работал в течение трех лет (в это же время изучил практический и теоретический английский язык). В 1894 году Н.Б.Рожков был командирован Правлением Никольской мануфактуры в Англию, для изучения ниточного производства и гребенной прочес хлопка и для последующего внедрения этой технологии на Никольской мануфактуре С.Морозова. В Англии пробыл 13 месяцев, работал сперва на заводах Аза-Лиз, Добсона-Барло и Гешерингтона, а затем на бумаго-прядильных фабриках Ольдгама, Болтона, Керкама и Манчестера. Возвратившись в 1895 году, Н.Б.Рожков (в должности мастера приготовительного, прядильного и крутильного отделов Никольской мануфактуры) собирает и устанавливает новейшие машины гребенного отдела, внедряет английскую технологию. В 1898 году Н.Б.Рожков приглашен на должность директора прядильной и ткацкой фабрик Прохоровской Трехгорной Мануфактуры в Москве, где работал до 1906 года в течение восьми лет и руководил реконструкцией предприятия. Основное внимание Н.Б.Рожкова было сосредоточено на ткацкой фабрике (расширено жаккардовое ткачество, усилена выработка тонких сатинов и фасонное ткачество летних и зимних тканей), кроме того, прядильная фабрика была расширена с 28 000 веретен до 42 000. В 1900 году Н.Б.Рожков был командирован правлением фабрики на Всемирную выставку в Париж на два месяца. Одновременно, с 1898—1906 года Н.Б.Рожков состоял членом Общества Содействия мануфактурной промышленности, принимал участие в издании журнала этого общества, писал переводные статьи, так же перевел книгу Юнга «Американская хлопчато-бумажная промышленность». После вооруженного восстания 1905 года на Пресне и на «трехгорке», в мае 1906 года Н.Б.Рожкову пришлось уйти с Прохоровской мануфактуры, вследствие недоразумения с владельцем. По рекомендации главного инженера П.Х.Матиссен, Н.Б.Рожков поступил сперва консультантом, потом директором на прядильную и ткацкую фабрики Мануфактуры А. Красильщиковой в Родниках. Здесь Н.Б.Рожковым был разработан и воплощен план расширения, оснащения и технологического усовершенствования прядильной (до 112 000 веретен) и ткацкой (до 4500 станков) фабрик. Построены новые трехэтажные корпуса (возможно, архитектором был Кузнецов, Иван Сергеевич), введено цветное меланжевое прядение и ткачество, вигоневое прядение и гребенное, разработана выработка высоких номеров пряжи и тонких сатинов из разных тканей (из Египетского хлопка). В 1910—1911 годах Н.Б.Рожков был членом комиссии при Московской бирже по выработке положения о Хлопковом комитете и Арбитражной Комиссии о торговле пряжей и тканями. В 1914 году Н.Б.Рожков был командирован Правлением фабрик мануфактуры А.Красильщиковой в Англию, в Германию и Швейцарию, для ознакомления с производством автоматических станков и технологиями крашения сырья и пряжи. Были изучёны — завод Гартмана (Саксония), фабрики около Гладбажа, завод Ливзе (Англия), изготовляющие станки-автоматы Нортропа, механический завод Рюти (Швейцария). Начавшаяся мировая война задержала реконструкцию мануфактуры А.Красильщиковой, удалось получить только часть английских станков-автоматов Нортропа. (В 1890 году англичанин Нортроп придумал способ автоматической зарядки челнока, в 1896-м фирма «Northrop» разработала и вывела на рынок первый автоматический ткацкий станок системы «Northrop»). После революции и национализации прядильных и ткацких фабрик мануфактуры Красильщиковых (1917 г.) Н.Б.Рожков, оставаясь директором, проводит новый способ управления фабриками через примирительные камеры, контрольные комиссии и Фабкомы. В 1918 году он был избран рабочими организациями в Правительственное Правление фабрик (Московское отделение правления), работал в комиссиях при Главтекстиле и ВСНХ по хлопчато-бумажным отделам. В течение 1918—1921 годах Н.Б.Рожков работал в Вичугско-Родниковском правлении и правлении Райтекстиля, участвовал в выработке программы и организации Текстильного факультета Иваново-Вознесенского политехнического института. С 1921 года Н.Б.Рожков избран в правление Иваново-Вознесенского текстильного Треста, на должность Заведующий производственным отделом Треста. По проекту Н.Б.Рожкова и под его личным руководством строится новая прядильная фабрика им. Дзержинского в Иваново-Вознесенске (работает с ноября 1927 года). По поручению К.И.Фролова (начальника Треста) Н.Б.Рожков проектирует крупнейший в стране Меланжевый комбинат в Иваново-Вознесенске, вновь едет за границу для ознакомления с последними достижениями текстильного машиностроения. Так же, в течение шестилетней работы в Тресте Н.Б.Рожковым проделана работа по стандартизации тканей и их выработки, по специализации фабрик и районированию продукции. Умер Николай Борисович Рожков внезапно (неожиданный паралич сердца, после операции на аппендицит), 6 декабря 1927 года.
RojkovМогила (525x700, 414Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
9 января 1928 года инженер Николай Борисович Рожков, посмертно, награждён орденом Трудового Красного Знамени. Источники: Исторический очерк С.-Петербургского первого реального училища, 1862—1912 г. — Санкт-Петербург, 1912. — Страница 166.

[517x699]
1867
Ханс Адольф Эдуард Дриш (немецкое имя — Hans Adolf Eduard Driesch)
немецкий биолог, эмбриолог. Разрабатывал новое направление витализма, духовную проблематику. Родился в Бад-Кройцнах, Южная Германия. Ханс Дриш решительно выступал против материалистического понимания жизни. Ещё в 1908—1909 годах он дал изложение своей системы витализма и резко обрушился на дарвинизм. Ханс Дриш утверждал, что основная задача биологии заключается в выяснении вопроса: «Зависит ли целесообразность процесса в организмах только от их определенной структуры или архитектуры, от их „машинного характера“ в самом широком смысле слова, подобно тому, как целесообразны процессы в созданных рукой человека машинах; или в основе органической жизни лежит особенный вид целесообразности? Мы должны признать для жизненных явлений особенную, присущую лишь им нерасчленяемую закономерность, результатом которой и является их „целесообразность“». Этим присущим только жизненным явлениям фактором, по словам Дриша, «может быть признано лишь „интенсивное“ многообразие; выражаясь другими словами, мы можем сказать: как понятие — энтелехия многообразна, как фактор природы — целостна, нераздельна». Обозначая этот фактор термином «энтелехия», Ханс Дриш замечал, что он вполне сознает, как это слово в его толковании получает новое содержание. Но применение данного понятия он все же считает уместным в силу этимологического значения слова «энтелехия», которое означает: заключать в себе цель. «Энтелехия», по мнению Дриша, является тем фактором, благодаря которому живое становится организованным и как таковое отличается от неорганизованного, неживого. Энтелехия — причина всех формообразований, причина осуществления некоторой части возможностей в каждой клетке. Энтелехия предоставляет возможность живому управлять материей для своих целей; от энтелехии зависит гармония между частями, то есть целостность, единство. При этом сама «энтелехия может быть только мыслима. Воспринятыми же могут быть лишь экстенсивные результаты её деятельности». Скончался в Лейпциге 16 апреля 1941 года.
Вклад в эмбриологию
В опытах на эмбрионах морского ежа и амфибий Дриш одним из первых открыл явление эмбриональной регуляции. Так, он обнаружил, что при разделении первых двух бластомеров у амфибий и иглокожих каждый из них даёт полноценного зародыша, а затем и личинку, из которой может развиться нормальный взрослый организм. В норме каждый из бластомеров образует только половину зародыша. Труды Ханса Дриша: Die Biologie als selbständige Grundwissenschaft, Leipzig 1893, umgearb. 19112; Analytische Theorie der organischen Entwicklung, Leipzig 1894; Die organischen Regulationen. Vorbereitungen zu einer Theorie des Lebens, 1901; The Science and Philosophy of the Organism. The Gifford Lectures delivered before the University of Aberdeen in the Year 1907 and 1908. 2 vols., London 1908, 19292, ND 1979, deutsch als: Philosophie des Organischen. 2 Bände, Leipzig 1909, umgearb. 19212, gekürzt 19284 (sic!), franz. 1921 (mit einem Vorwort von J. Maritain); The Problem of Individuality, London 1914; Leib und Seele. Eine Prüfung des psychophysischen Grundproblems, Leipzig 1916, verb. 19202, 19233, engl. 1927; Das Problem der Freiheit, Leipzig 1917, Berlin/Leipzig 19202; Wissen und Denken. Ein Prolegomenon zu aller Philosophie, Leipzig 1919, 19222; Das Ganze und die Summe, Leipzig 1921; Wie studiert man Philosophie? Ratschläge für Studierende, Leipzig 1922, 19242, erw. 19333; Bewusstsein und Unterbewusstsein, in: Deutsche Medizinische Wochenschrift, 1922, 1234—1235; Die Probleme der Naturphilosophie im Rahmen eines Systems, 1922; The Possibility of Metaphysics, London 1925, 19262, 19303; The Crisis in the Psychology, Princeton 1925, dt. Grundprobleme der Psychologie. Ihre Krisis in der Gegenwart, Leipzig 1926, 19292, griech. 1928, tschech. 1933; Die sittliche Tat. Ein moralphilosophischer Versuch, Leipzig 1927, engl. 1927, 19302; Der Mensch und die Welt, Leipzig 1928, 19452, engl. 1929, 19302, franz. 1930, tschech. 1933, span. 1960; Philosophische Forschungswege. Ratschläge und Warnungen, Leipzig 1930; Philosophische Gegenwartsfragen, Leipzig 1933; Die Maschine und der Organismus, 1935; Die Überwindung des Materialismus, Leipzig 1935, Zürich 19472; Biologische Probleme höherer Ordnung, Leipzig 1940, 19442. Литература: Дриш Г. Витализм. Его история и система. Перевод с немецкого. — Москва: URSS, 2007. — ISBN 978-5-382-00183-8.

Sœur_Nivedita (492x700, 187Kb)
1867
Сестра Ниведита (Sister Nivedita; имя при рождении — Маргарет Элизабет Нобль, Margaret Elizabeth Noble)
общественный и культурный деятель ирландского происхождения, просветительница, участница Индийского освободительного движения. Маргарет Нобль родилась в ирландском городе Данганнон, в семье священника. В возрасте 10 лет она осталась без отца. Перед смертью Сэмьюэль Нобль сказал жене: «Когда Небеса призовут, позволь Маргарет идти. Она должна проявить свои таланты и творить великие дела». Вскоре Мери Нобль переехала с детьми к своим родителям, которые окружили их любовью и вниманием, хотя и держали в строгости. Именно в это время Маргарет, глядя на своего деда, который был одним из лидеров освободительного движения Ирландии, приобрела такие свои качества, как патриотизм и мужество. Окончив в 1884 году школу в Лондоне, девушка стала учительницей. Хорошо понимая, что дети больше любят играть, чем учиться, Маргарет все время старалась сделать свои уроки не только полезными, но и интересными. Через 8 лет она уже была известна как блестящий учитель и смогла основать свою собственную школу в Уимблдоне. Маргарет также вела активную общественную жизнь, и её имя было хорошо знакомо лондонской интеллигенции. Она участвовала в церковных мероприятиях, была видной деятельницей группы «За освобождение Ирландии», секретарем Клуба, в который входил Бернард Шоу, писала статьи в журналы и газеты, читала лекции о психологии детства и правах женщин.
Посвящение
В 1895 году Маргарет по приглашению подруги пришла на встречу с известным индийским философом Свами Вивеканандой. Его личность и его идеи настолько увлекли девушку, что в 1898 году она последовала за ним в Индию, чтобы использовать свои незаурядные педагогические способности для реализации просветительских проектов свами. Вивекананда лично пришел встретить её в порту Калькутты. Она быстро освоилась в городе, где ей предстояло жить и работать, и сразу начала учить бенгальский язык, что было совершенно необходимо для завоевания доверия и симпатии местных жителей. Через две недели в Индию прибыли и две другие американские ученицы свами: миссис Сара Булл и мисс Джозефин МакЛеод, которые быстро подружились с Маргарет. Их дом стал настоящим ашрамом. Каждый день Свами Вивекананда приходил туда, один или со своими братьями-монахами, и часами занимался с девушками. Он говорил об Индиию, её истории, святых и героях, эпосах и Пуранах, поэтах и архитекторах, скульпторах и художниках, и, главное, о её великой мудрости. Одновременно Свами подверг Маргарет суровой нравственной дисциплине, в результате которой она должна была стать истинно индийской женщиной с соответствующими мыслями и привычками. 18 марта 1898 года Свами публично представил Маргарет местным жителям, назвав её «лучшей жемчужиной Британской короны, которую Англия приносит в дар Индии». 25 марта 1898 года Маргарет Нобль была посвящена в брахмачарью. Она получила имя Ниведита, что значит «Посвященная», став первой западной женщиной, допущенной в индийский монашеский орден. Летом Вивекананда отправился в Гималаи, в Альмору, взяв с собой группу ближайших учеников. Это путешествие дало Ниведите бесценный опыт общения с простыми индийцами, глубокое понимание индийской культуры. Там она впервые начала постигать таинство медитации. Ниведита сопровождала Свами и в паломничестве в Амарнатскую пещеру, где перед ледяным изваянием Вивекананде было видение Шивы.
Просветительская и социальная работа
13 ноября 1898 года Ниведита в арендованном коттедже открыла свою небольшую школу. Преодолевая непонимание и предрассудки местных жителей, она с трудом набрала несколько девочек разных возрастов. Ей пришлось учить их не только чтению, письму, рисованию и скульптуре, но и шитью, элементарным правилам гигиены, уходу за детьми и больными. Отношения Ниведиты с местными жителями начали постепенно меняться. Её глубокая и искренняя любовь ко всем окружающим людям растопила лед в сердцах индийцев, и вскоре для каждого в северной Калькутте она стала сестрой Ниведитой. В марте 1899 года в городе вспыхнула эпидемия чумы, быстро распространявшаяся по городу и ежедневно уносившая сотни жизней. Чтобы спасти город из этих смертоносных объятий, Ниведита чистила канавы, мела улицы и убирала мусор. Она также размещала в английских газетах воззвания о помощи, раздавала несчастным памятки о мерах предосторожности. Личный пример самоотверженности и участия помог ей преодолеть привычную пассивность бенгальской молодежи и собрать группу добровольцев, чтобы организованно бороться с чумой. Отряды её ревностных и преданных сотрудников во всех уголках города чистили улицы и ухаживали за заболевшими. Она и сама ходила по домам зараженных, часами находясь с ними рядом и щедро даря им свою любовь и утешение. Так, часто рискуя жизнью, она смогла спасти сотни людей. Все это время Ниведита ела только молоко и фрукты, а иногда отказывалась даже от молока, чтобы купить лекарства для больных. Поэтому, когда через тридцать дней чума начала отступать, здоровье самой Ниведиты оказалось серьёзно подорванным.
Деятельность в Европе и Америке
В июне 1899 года, чтобы собрать денег на школу, которая отчаянно нуждалась в средствах, она едет в Европу, а затем — в Америку. Прибыв в Новый Свет, Ниведита сразу поняла, что сбор средств придется отодвинуть на второй план. Ей предстояла куда более сложная задача: познакомить американцев с Индией и её великой культурой. Под влиянием блестящего выступления Вивеканады перед Всемирным съездом религий в 1893 году, а также растущей популярности индуизма и веданты в Европе и Америке, христианские миссионеры усилили свою антииндийскую пропаганду. При этом они намеренно преувеличивали бедность, невежество и предрассудки Индии, описывали её как дикую страну с изуверскими обычаями, не имеющую право на самостоятельный выбор своего пути. Чтобы показать американской аудитории истинное положение дел в Индии, Ниведита должна была задействовать все своё ораторское искусство и все свои знания. Она отправилась в тур по штатам, выступая перед большими собраниями и рассказывая им о современной Индии, её великом прошлом, культурном и духовном наследии, а также об истинных причинах её бедствий. Живым языком в ярких красках описывая индийскую историю, религии и священные писания, Ниведита приоткрывала саму душу страны и заставляла слушателей усомниться в правдивости слухов о ней.
Новый дом
В 1901 году Ниведита вернулась в Индию. Прибыв в Калькутту, она сняла помещение в доме № 17 на Босепара лейн, который с этого момента стал её жилищем, работой, а также местом паломничества интеллигенции и видных деятелей политического движения за освобождение страны. Примерно в это время к Ниведите присоединилась Кристин Гринштидель, молодая девушка, приехавшая из Германии. Школа снова начала свою работу. На этот раз учиться приходили не только девочки, но и их матери. Обеспечивать работу школы было крайне сложно, и часто Ниведита и Кристин испытывали крайнюю нужду.
Культурная и политическая деятельность
1902 год стал самой мрачной страницей в жизни Маргарет. В ночь на 3 июля 1902 года ушел из жизни Свами Вивекананда. Это известие ввергло Ниведиту в глубочайшее горе. Но плакать и отчаиваться было не в характере Маргарет, и, оставив в стороне собственные страдания, она все свои силы посвятила служению своему Учителю и его идеям. Все индийское стало теперь для неё объектом любви и почитания, а освобождение страны — делом всей жизни. Имя Ниведиты стало известно по всей Бенгалии. С призывами к свободе и независимости она выступала перед огромными собраниями в Бомбее, Мадрасе, Нагпуре, Патне, Бенаресе и Лакхнау. Британцев возмущали её действия, но они не рисковали предпринимать что-либо против неё. Напротив, несколько известных подданных Короны, таких как Джеймс Макдональд, избранный впоследствии премьер-министром Великобритании, и леди Минто, чей муж стал вице-королём Индии, посетили её школу, дав высокую оценку проводимой там работе по просвещению индийских женщин. Ниведита произвела революцию в бенгальской культуре. Она поддерживала научные исследования Д.Ч.Боса, неоднократно помогала ему найти необходимые средства и должное признание у Британского Правительства. Впоследствии в основанном им исследовательском институте Бос установил в память о Ниведите изображение ведущей вперёд женщины со светильником в руке. Ниведита вдохновляла и индийских художников, которые до этого времени лишь копировали западные образцы, на возвращение к историческим корням и канонам. Она поддерживала одаренных художников, таких как Абаниндранат Тагор, Нандалал Бош, Асит Халдар, иногда даже оказывая им финансовую помощь. Благодаря её участию они смогли совершить паломничества в Аджанту, Эллору и другие центры исконно индийского искусства для того, чтобы вдохновиться творениями великих индийских художников прошлого. Большое влияние Ниведита оказала и на известного тамильского поэта Субрахманью Бхарати, хотя их встреча, состоявшаяся в 1906 году, была очень короткой. Она писала книги, рассказывающие индийцам об их собственном искусстве, поддерживала в целях сохранения национальной самобытности древние ритуалы, почитание идолов, религиозные фестивали и священные праздники, защищала уникальные священные писания, возвышенные эпосы и Пураны. В конце концов, ей удалось научить индийцев гордиться всеми бесценными сокровищами культуры, которых до этого они только стыдились. Под её благотворным влиянием индийское искусство в то время переживало свой расцвет. Жизнь Ниведиты превратилась в бесконечную череду политических консультаций и кампаний, общественных собраний и выступлений, написания книг и ведения обширнейшей переписки. Круг её друзей, последователей и почитателей рос день ото дня. Она стала любимой дочерью Святой Матери (Шри Шарада Деви, жены Рамакришны), объектом уважения и любви ближайших учеников Рамакришны, неиссякаемым источником вдохновения Рабиндраната Тагора, другом и идеологом видных деятелей освободительного движения и настоящим идолом для индийской молодежи. Великие лидеры нации Бал Гангадхар Тилак и Махатма Ганди приходили к ней, чтобы выразить своё уважение. Все это не только занимало её время, но и отнимало силы. Трудясь без отдыха, Ниведита была настолько измучена, что в 1905 году серьёзно заболела. Едва поправив здоровье, она, нисколько не заботясь о себе, вновь продолжила работу, приняв активное участие в агитации против разделения Бенгалии Британским Парламентом.
Последние годы жизни
В 1906 году на Восточную Бенгалию обрушилось разрушительное наводнение, за которым последовал голод. В стремлении помочь страдающим от голода и стихии людям, не обращая внимание на собственное плохое самочувствие, Ниведита многие мили шла по залитым водой местностям, обходя одну деревню за другой. Этот самоотверженный труд в тяжелейших условиях окончательно ухудшил её здоровье, а к изначально болезненному состоянию добавилась ещё и малярия. Последние годы своей жизни Ниведита преимущественно провела в Европе и Америке, продолжая работать ради освобождения Индии. В 1909 году она вернулась на свою вторую родину, где и скончалась в Дарджилинге, Британская Индия, на рассвете 13 октября 1911 года. На её скромном могильном памятнике у подножия Гималаев высечена простая эпитафия: «Здесь покоится сестра Ниведита, которая все отдала ради Индии». По завещанию Ниведиты её имущество, деньги и права на рукописи были переданы в монастырь Белура для просвещения индийских женщин, а основанная ею школа до сих пор дает тысячам девочек и девушек возможность получить по-настоящему национальное образование. Литературные труды Ниведиты: Kali the Mother; Studies From an Eastern Home, 1913; Footfalls of Indian history, by Sister Nivedita (Margaret E. Noble). London, New York, Longmans, Green, 1915; An Indian study of love and death, by the Sister Nivedita of Ramakrishna-Vivekananda. London, New York, Longmans, Green, 1908; The master as I saw him; being pages from the life of the Swami Vivekananda. London and New York, Longmans, Green and co., 1910; Myths of the Hindus & Buddhists; with thirty-two illustrations in colour by Indian artists under the supervision of Abanindro Nāth Tagore, C. I. E. New York, H. Holt & company, 1914); Religion and Dharma; with a preface by S. K. Ratcliffe. London : Longmans, Green and co., 1915; Select essays of Sister Nivedita Madras, Ganesh & co., 1911; Studies from an Eastern home, by the Sister Nivedita (Margaret E. Noble) with a prefatory memoir by S. K. Ratcliffe and a portrait. London, New York [etc.] Longmans, Green and co., 1913; The web of Indian life, by the Sister Nivedita (Margaret E. Noble) of Ramakrishna-Vivekananda. With an introd. by Sir Rabindranath Tagore. London, Longmans, Green, 1918); Cradle Tales of Hinduism. Longmans, 1907; Civic & National ideals. Udbodhan Office, 1929; Solving Children’s Day-to-day Problems (ISBN 8178061716); Siva and Buddha; Aggressive Hinduism; Swamiji and His Message (ISBN 0-7025-0098-4); My India My People. Литература: Pravrajika Atmaprana, Sister Nivedita of Ramakrishna-Vivekananda, Sister Nivedita Girls’ School, Kolkata, 1961; Свами Никхилананда. Вивеканада. Краткая биография, Спб, 1991

James_Brendan_Connolly,_1906_1 (525x700, 212Kb)
1868
Джеймс Брендан Коннолли (James Brendan Connolly)
американский спортсмен, первый олимпийский чемпион современности. Родился в Бостоне, в семье многодетных эмигрантов из Ирландии, в которой Джеймс был одним из 12 детей. Спортом увлекался с детства: играл в американский футбол, занимался легкой атлетикой. В 1895 году поступил в Гарвардский университет. А спустя год, в 1896-м, был отчислен: студент, самовольно оставив занятия, отправился на грузовом корабле в Афины, чтобы принять участие в I летних Олимпийских играх. Эта Олимпиада сделала Джеймса Коннолли знаменитым: он завоевал сразу три медали, в том числе и первое в мире олимпийское «золото». Судьбоносным днем для Коннолли стало 6 апреля 1896 года: участвуя в соревновании по тройному прыжку, он прыгнул почти на метр дальше своего основного соперника – француза Александра Тюффери, – показав рекордный результат 13,71 метра и став первым олимпийским чемпионом современности. Еще две медали – «бронзу» и «серебро» – Коннолли выиграл в соревнованиях по прыжкам в длину (5,84 метра) и по прыжкам в высоту (1,65 метра) соответственно. Кстати, серебряную медаль он разделил со своим соотечественником Робертом Гарретом. В 1900 году в Париже Коннолли вновь принял участие в летних Олимпийских играх. Но повторить успех ему не удалось: чемпионский титул достался другому американцу – Майеру Принштайну. Коннолли занял второе место.
[700x544]
Спустя еще два года, в 1906-м, он участвовал в неофициальной летней Олимпиаде в Афинах. Однако там фортуна совсем от него отвернулась: 18-е место в тройном прыжке и только 27-е – в прыжках в длину. Завершив спортивную карьеру, Коннолли подвизался в самых разных сферах: работал в морских доках, участвовал в Испано-Американской войне, был журналистом (писал о войне и летней Олимпиаде-1904 в Сент-Луисе). Позднее он написал несколько романов о море, за что в 1949 году был удостоен докторской степени в Гарвардском университете. Умер Джеймс Коннолли в Бруклине 20 января 1957 года.
[700x525]
В память о его достижении – первой в мире олимпийской медали – в одном из бостонских парков установлена скульптура, изображающая Коннолли в момент приземления после прыжка.

Anohin (527x700, 109Kb)
1869
Андрей Викторович Анохин
российский и советский учёный-этнограф, композитор, основоположник профессиональной музыки алтайцев, просветитель. Родился в селе Правые Ламки, Моршанский уезд, Тамбовская губерния. Окончил Бийское катехизаторное училище, затем учился в Московском Синодальном училище церковного пения и Петербургской Придворной певческой капелле. Преподавал пение и музыкальные дисциплины в учебных заведениях Томска, руководил церковным хором архиерейского кафедрального собора. Являлся членом Томского отделения Русского музыкального общества и Томского общества изучения Сибири, которым руководил исследователь Сибири, общественный деятель Г.Н.Потанин. Под влиянием Потанина занялся изучением культуры тюркских народов Южной Сибири. В 1908—1909 гг. совершил экспедицию в Туву, Хакасию, Монголию и Горный Алтай. В 1910—1912 и 1913—1914 гг. по поручению Российского комитета для изучения Средней и Восточной Азии собирал материалы по шаманству у алтайцев, кумандинцев, телеутов, шорцев. Экспедицию сопровождали художницы А.А.Воронина-Уткина и С.К.Просвиркина, которые выполнили сотни этнографических рисунков. С 1918 года преподавал в школе в Чемале. С 1921 года жил в Барнауле, где преподавал музыку и пение в школе имени III Интернационала. Среди его барнаульских воспитанников — Андрей Новиков. С 1926 года жил на Алтае в Улале (ныне Горно-Алтайск) и преподавал в педагогическом училище. С 1906 по 1931 гг. совершил многочисленные этнографические и фольклорные экспедиции по Южной Сибири, Монголии и Восточному Казахстану. В 1923 году за исследования верований южных алтайцев Анохин избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР. Умер в Республике Алтай, Алтайский край, РСФСР, СССР, 31 августа 1931 года. Похоронен в урочище Куюм под Элекмонаром. Архив учёного хранится в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии Наук. Труды: Автор многих работ по мифологии, верованиям, музыкальной культуре и шаманизму тюрков Алтая («Богатырский эпос», «Буддийская храмовая музыка», «Материалы по шаманству у алтайцев», «Бурханизм в Западном Алтае», «Душа и её свойства по представлению телеутов»). Память: Бюджетное учреждение Республики Алтай «Национальный музей имени А.В.Анохина».
AnohinЭлмузей (700x525, 381Kb)
Эл (национальный) музей Республики Алтай имени Анохина
Интересные факты
А.В.Анохин был близким другом знаменитого алтайского художника Григория Ивановича Гуркина. Именно он уговорил молодого Гуркина поехать учиться в Санкт-Петербург, в Академию художеств и сопровождал его в этой поездке. А. В. Анохин — один из создателей краеведческого музея в Горно-Алтайске. Полное название музея: Национальный музей Республики Алтай имени А.В.Анохина. В долине реки Куюм, примерно в пяти километрах выше села Нижний Куюм, установлен памятник А.В.Анохину. На памятнике имеется надпись на двух языках — алтайском и русском. Эта надпись представляет собой фразу, сказанную когда-то самим Анохиным: «Я мог бы жить в любом краю России, но гигантская мощь красоты Алтая, как магнитом притянула меня к себе». Именем Анохина названа небольшая пещера на хребте Иолго.
Anohinв названии (700x525, 357Kb)
Имя Анохина в названии в национального музея Республики Алтай
Библиография: Предания алтайцев о своих царях-богатырях // Томские епархиальные ведомости. — 1912. — № 14, 15; Шаманизм у телеутов // Сибирская жизнь. — 1916. — № 253; Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910—1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии // Сборник МАЭ. — Ленинград, 1924. — Том 4, выпуск 2. — 152 страницы; переиздание: Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910—1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. — Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1994. — 150 страницы; Бурханизм в Западном Алтае // Сибирские огни. — 1927. — № 5; Душа и её свойства по представлению телеутов // Сборник МАЭ. — Ленинград, 1929. — Том 8. — Страницы 253—269; Кузнецкие инородцы Томской губернии // Шорский сборник. — Выпуск 1. Историко-культурное и природное наследие Горной Шории. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. — Страницы 49-64; Мистерия Эжик-Тенгерези [пер. с телеутского, вст. статья и примеч. Д.А.Функа] // Функ Д.А. Телеутское шаманство: традиционные этнографические интерпретации и новые исследовательские возможности. — Москва, 1997. — Страницы 103-192, 250—258; Бубен бачатских телеутов Кузн(ецкого) уезда Томск(ой) г(убернии) // ЭО. — 1997. — № 4. — Страницы 41-47; Талай-хан // Телеутский фольклор / Составление, вступительная статья, запись, перевод, комментарии Д.А.Функа. — Москва: Наука, 2004. — Страницы 110-160; [из фонда А.В.Анохина (МАЭ, фонд 11, опись 1, дом 94)] // Бурханизм — Ак-Jанг: документы и материалы. — Горно-Алтайск: Юч-Сюмер — Белуха, 2004. — Страницы 128—130; Лекции по алтаеведению / Подготовка текста и предисловие А.В.Малинова. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2012. – 166 страниц. ISBN 978-5-7422-3586-6; Материальное производство ойротов и шорцев / подг. текста и послесл. А.В.Малинова. Санкт-Петербург: Издательский дом Мост, 2013. - 224 страницы. ISBN 978-5-905310-02-7. Литература: Анохин Андрей Викторович (28 октября 1869 — 31 августа 1931) // Бурханизм — Ак-Jанг: документы и материалы. — Горно-Алтайск: Юч-Сюмер — Белуха, 2004. — Страницы 65—67; Данилин А.Г. Архив А.В.Анохина // Советская этнография. — 1935. — № 5—6; Функ Д.А. Материалы А.В.Анохина по телеутскому шаманству в архиве НИИ МАЭ // Современные проблемы исторического краеведения (К 375-летию основания Кузнецка и 50-летию образования Кемеровской области): тезисы докладов региональной научно-практической конференции. — Кемерово, 1993. — Стрницы 51—52; Функ Д.А. Материалы по шорскому шаманству в архиве А.В.Анохина // Шаманизм и ранние религиозные представления: К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л.П.Потапова. — Москва, 1995. — Страницы 180—206; Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. — Москва: Наука, 2005. — Страницы 47—56; Функ Д.А. Неизвестное описание шаманского бубна телеутов из архива А.В.Анохина // Этнографическое обозрение. — 1997. — № 4. — Страницы 40—41; Функ Д.А. Проблемы исследования шаманства в трудах А.В.Анохина и Н.П.Дыренковой // Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики». Москва, Россия, 7—12 июня 1999 г. — Москва, 1999. — Страница 31. (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, Том 5, часть 1).

Mamontov_K._K._1869-1920_Lt_Gen1 (568x700, 332Kb)
1869
Константин Константинович Мамонтов (настоящая фамилия — Мамантов)
военачальник русской Императорской армии и Донской армии Всевеликого Войска Донского и Вооружённых Сил Юга России (ВСЮР), генерал-лейтенант (1919). Родился в Санкт-Петербурге. Приписной и почетный казак станиц Усть-Хопёрской и Нижне-Чирской. «Настоящая фамилия генерала — Мамантов (с ударением на втором слоге), именно так она писалась в приказах и послужных списках. Сознательно исказил настоящую фамилию Л.Д.Троцкий, впервые назвавший генерала Мамонтовым. Впоследствии под этой фамилией он поминался в трудах советских историков. ... Род Мамантовых был известен с XV века». На военной службе с 1888. Окончил Николаевское кавалерийское училище (1890). Первое образование получил в кадетском корпусе; в 1890 из взводных портупей-юнкеров Николаевского кавалерийского училища выпущен кор­нетом в Лейб-Гвардии Конно-гренадерский полк; через три года перевёлся в Харьков­ский драгунский полк, но вскоре отчислен в запас ар­мейской кавалерии; в 1899 по особому ходатайству принят в штат офицеров Войска Донского и командирован на службу в 3-й Донской казачий полк. «Белый» командир. В 1904 есаул Мамантов ушёл добровольцем на Японский фронт и провёл войну в рядах 1-го Читинского Забайкальского казачьего полка в составе Отдельной Забайкальской казачьей бригады генерала П.И.Мищенко. В чине войскового старшины возвратился в Донское Войско на должность помощника командира 1-го Донского казачьего полка. В 1914 вышел на фронт Первой мировой войны во главе 19-го Донского казачьего полка, через год получил первоочередной 6-й Донской казачий полк, а после производства в чин генерал-майора принял от генерала И.Д.Попова бригаду в 6-й Донской казачьей дивизии.
Mamontov19180 (651x700, 225Kb)
Генерал-майор К.К.Мамантов — командующий восточным (Царицын) направлением Донских армий. Фото 1918 года.
Гражданская война
После революции 1917 и развала фронта генерал Мамантов возвратился с бригадой на Дон и квартировал в станице Нижне-Чирской, где в январе 1918 сформировал партизанский отряд и пробился с ним между большевиками в Новочеркасск. 25 февраля он вышел в Степной поход на­чальником группы партизанских отрядов и неоднократно бил нарождающиеся полки красной конницы Будённого и Думенко. 4 апреля того же года генерал Мамантов выступил со своим отрядом на помощь восставшим против большевиков станицам Второго Донского округа, и тогда станица Нижне-Чирская провозгласила его своим почётным Казаком. Остальные месяцы 1918 он командовал сборными станичными полками и дружинами на Царицынском направлении. После образования ВСЮР и переформирования Донской армии с 23 февраля 1919 года — командующий 1-й Донской армией. Затем командир 2-го сводного казачьего корпуса. В июле 1919 назначен командиром 4-го Донского конного корпуса. Осенью 1919 генерал-лейтенант Мамантов получил назначение на пост командующего конной группы, в состав которой входили 4-й конный корпус Мамонтова, остатки 3-го конного корпуса Шкуро и сводная кавалерийская дивизия. В декабре месяце по неизвестным соображениям группа была передана в распоряжение командующего Кавказской армией барона Врангеля. Последний нашёл нужным отобрать командование группой от генерала Мамантова, оставив его командиром 4-го конного корпуса и подчинив младшему по службе генералу Улагаю. Обиженный назначением генерала Улагая, Мамантов 7 декабря 1919 года, когда генерал Улагай фактически ещё не вступил в командование группой, бросил свой корпус и всю группу и уехал на станцию Лиман. Отъезд его произвел крайне неблагоприятное впечатление на донцев и остальные части, что привело к отступлению белых. 9 декабря генерал Мамонтов телеграфировал: «Командарму Донской, Донскому атаману, Председателю Войскового Круга, копии генералу Деникину и генералу Врангелю. Доколе генерал Романовский и генерал Врангель будут распоряжаться Донцами как пешками, я не считаю возможным занимать ответственные должности под их командованием. Полагаю, что насильное принуждение меня остаться в должности командира корпуса при создавшихся взаимоотношениях не принесёт пользы, а посему, дабы не вредить делу, прошу меня и моего начальника штаба, разделяющего мой взгляд, освободить от должностей и назначить на любую должность, начиная с рядового казака» Донской атаман А.П.Богаевский и командующий Донской армией генерал-лейтенант Сидорин В.И. его поддержали, но потребовался недельный обмен телеграммами, прежде чем генерал Деникин пошёл на уступки. Наконец Донские части, входившие в конную группу, были изъяты из рядов Добровольческой армии и возвращены под команду оскорблённого генерала Мамонтова, который после этого нанёс ряд поражений коннице Будённого. В начале января 1920 генерал Мамантов выехал в Екатеринодар для участия в заседаниях Верховного Круга Дона, Кубани и Терека, где его встретили восторженны­ми овациями. Круг готов был, устранив Деникина и Врангеля, передать ему главнокомандование всеми казачьими армиями. Это могло поправить дела на фронтах, так как генерал Мамантов пользовался у казаков огромным авторитетом и смог бы укрепить утраченный в неудачах дух бойцов. Но он заболел тифом и должен был оставаться в госпитале. «Я считал Мамантова наиболее способным кавалерийским командиром из всех командиров конных корпусов армий Краснова и Деникина. Его решения в большинстве своём были грамотные и дерзкие. При действии против нашей пехоты он, умело используя подвижность своей конницы, добивался значительных успехов.» - С.М.Будённый.
MamontovКомандование  (700x473, 227Kb)
Командование (второй состав) Донской армии (февраль 1919). Сидят слева направо: начальник штаба Донской армии генерал-лейтенант А.К.Кельчевский, командующий Донской армией генерал-лейтенант В.И.Сидорин, командующий Восточным фронтом, а затем 4-м Донским корпусом, генерал-лейтенант К.К.Мамантов (после его смерти в феврале 1920 года, владелец фотографии нарисовал над его головой крест). Стоят слева направо: первый генерал-квартирмейстер штаба Донской армии полковник Г.Я.Кислов, начальник оперативного отделения генерального штаба полковник В.В.Добрынин
Благополучный кризис наступил после долгой и тя­жёлой болезни. К генералу начали возвращаться силы и консилиум врачей решил, что через два-три дня он мог бы выехать в батумское имение жены. Поэтому его неожиданная смерть поразила всех и вызвала подозрение, что тут действовала злая воля каких то казачьих врагов, может быть даже соперников по командованию. Проверить эти подозрения тщательным следствием никто не пытался, хотя профессор Сиротинин, освидетельствовавший его незадолго перед смертью, тоже предполагал отравление. Генерал Мамантов умер в полдень 1 февраля 1920 года и погребён в усыпальнице Екатеринодарского собора святой Екатерины, в Екатеринодаре. Тайна смерти Мамантова отчасти приоткрылась после разоблачений его жены Е.В.Мамантовой, опубликованных в журнале «Родимый Край» № 52 (май-июнь 1964 года). Она категорически утверждает, что её муж был отравлен и что яд был вспрыснут ему под кожу в её присутствии, несмотря на её сопротивление, в ночь на 31 января, одним из фельдшеров, который тотчас же скрылся из госпиталя. Пока остается не выясненным, кто руководил действиями этого тайного агента, белые ли враги генерала или красные враги казачества. Во время борьбы против большевиков генерал Мамантов считался одним из лучших вождей Донской армии. Многие его достоинства, так же, как и его популярность среди казаков, большое значение его рейда по тылам, признавали и его враги. Подобной славой и преклонением у рядовых казачьих масс пользовались лишь немногие начальники-генералы, как А.М.Каледин, А.К.Гусельщиков, П.Н.Краснов, А.Г.Шкуро, С.В.Павлов (походный атаман). Казакам было трудно примириться с его потерей. Имя Мамантова носил легкий бронепоезд Донской армии — бронепоезд «Генерал Мамантов». Награды и премии: Орден Святой Анны II степени; Орден Святого Станислава II степени; Орден Святой Анны III степени; Орден Святого Станислава III степени; Орден Святой Анны IV степени; Крест «За Степной поход»; Почетный казак Усть-Хопёрской и Нижне-Чирской. Источники: Рымшан М.Б. Рейд Мамонтова Август−сентябрь 1919 г. — Москва, 1926; Казачий словарь-справочник / Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор-издатель А.И.Скрылов — США, Калифорния, Сан-Ансельмо, 1968; Хайрулин Марат. Полеты Донской авиации для связи с 4-м конным корпусом Мамонтова // Альманах «Донские казаки в борьбе с большевиками», 2010. — № 4.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 28 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»