
1847
Константин Александрович Поссе
русский математик, специалист в области математического анализа, автор широко известного в России учебника по дифференциальному и интегральному исчислению, почётный член Санкт-Петербургской Академии Наук (1916), профессор математики Санкт-Петербургского университета. Родился в селе Петровское, ныне Новгородской области. По окончании образования во 2-й Санкт-Петербургской гимназии поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, где окончил курс кандидатом в 1868 г. C 1871 по 1895 г. преподавал высшую математику в Институте инженеров путей сообщения. Преподавал некоторое время математику на Высших женских курс и в Санкт-Петербургском технологическом институте. В 1873 г получил в Санкт-Петербургском университете степень магистра математики за сочинение: "О функциях, подобных функциям Лежандра". После этого начал в Университете чтение лекций по аналитической геометрии в качестве приват-доцента, а в 1880 г. был избран в штатные доценты. Степень доктора математики получил в 1882 г. за сочинение: "О функциях ? от двух переменных аргументов"; в 1883 г. был избран советом Университета в экстраординарные профессоры, с 1886 г. — ординарный профессор. Умер в Ленинграде 24 августа 1928 года. По свидетельству многочисленных учеников его, Поссе обладает даром ясного и точного изложения предмета.
Общественная деятельность
В годы Первой мировой войны был Председателем Совета Общества «Народная помощь семьям призванных на войну, пострадавших от военных действий и при исполнении служебных обязанностей военной службы».
Сочинения: Sur les quadratures, "Nouvelles annales de mathématiques", 1875, v. 14, p. 49—62; К вопросу о предельных значениях интегралов или сумм, Харьков, 1885; Sur quelques applications des fractions continues algébriques, St. —Pétersbourg, 1886; Курс дифференциального и интегрального исчисления, 2-е издание, Москва — Ленинград, 1929.
Библиография: О функциях, подобных функциям Лежандра: Рассуждение на степень магистра математики кандидата К.Поссе. — Санкт-Петербург: типография Императорской Академии Наук, 1873. 104 страницы; Об одном вопросе о наименьших величинах: Читана в заседании Физико-математического отделения 26 октября 1880 // «Записки Академии Наук». — 1880. — Том 38; Введение в анализ: Лекции, читанные в Санкт-Петербургском университете в 1880/1881 академическом году приват доцентом К.А.Поссе. — Санкт-Петербург: Л.А.Пипер, 1881. — 240 страниц; О функциях ϑ от двух аргументов и о задаче Якоби: Рассуждение на степень докторара математики. — Санкт-Петербург: типография Императорской Академии Наук, 1882. — XVI, 62, 50, 2 листа чертежей; Дифференциальное исчисление: Лекции, читанные профессором К.А.Поссе в 1882/1883 академическом году. — Санкт-Петербург, [1883]. — 352 страницы; О дополнительном члене в формуле П.Л.Чебышева для приближенного выражения одного определенного интеграла через другие, взятые в тех же пределах. — Харьков: Университетская типографии, 1883. — 14 страниц; К вопросу о предельных значениях интегралов и сумм (1885, ib.); Quelques remarques sur une certaine question de minimum («Mathematische Annalen», 1885, том 26); О функциях, подобных функциям Лежандра («Сообщения Харьковского математического общества», 1886); Об одном дифференциальном тождестве (1888, «Московский математический Сборник», том 13); Заметка по вопросу о наибольших и наименьших величинах (ib., том 14, 1890); Курс интегрального исчисления (Санкт-Петербург, 1891; 2-е издание, 1895); О трансцендентности чисел эпсилон и пи // «Известия Технологического Института», 1893 ([Санкт-Петербург]: типография Императорской Академии Наук, 1894. — 13 страниц); Очерк жизни и деятельности П.Л.Чебышёва (Критико-биографический словарь С.А.Венгерова, 1897 г.); Приложение анализа к геометрии: Лекции, читанные в 1901-1902 учебном году ординарным профессором К.Ал.Поссе в Электротехническом институте императора Александра III. — [Санкт-Петербург], [1902]. — 108 страниц; Интегральное исчисление: Лекции, читанные профессором К.Ал.Поссе студентам 2 курса Электротехнического института имени императора Александра III в 1901/1902 учебном году. — Санкт-Петербург: литография И.Трофимова, [1902]. — 154, VI страниц; Дифференциальное и интегральное исчисление : Лекции, читанные в Электротехническом институте. — Санкт-Петербург: литография И.Трофимова, 1903. — 215 страниц; О согласовании программ математики в средней и высшей школах : Доклад, прочитанный в общей собрание Первого Всероссийского съезда преподавателей математики 16 января 1912 г. / К.А.Поссе, заслуженный профессор Санкт-Петербургского университета, В.Б.Струве, директор Константиновского межевого института. — Одесса: типография Акционерного Южно-Русского общества печатного дела, 1912. — 16 страниц; Курс дифференциального и интегрального исчислений. — 4-е издание, исправленное и дополненное автором. — Берлин: Р.С.Ф.С.Р. Государственное издательство, 1923. — XII, 821 страница; Курс диференциального исчисления / К.Поссе и И.Привалов. — 5-е издание / Допущено ВКВШ при СНК СССР в качестве учебного пособия для студентов государственных университетов и педагогических институтов. — Москва-Ленинград: ГОНТИ, Редакуия технико-теоретической литературы, 1939 (Ленинград). 356 страниц.
Литература: Мелуа А.И. Инженеры Санкт-Петербурга: Энциклопедия / Международный фонд истории науки. — Санкт-Петербург; Москва, 1996; Поссе, Константин Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Поссе Константин Александрович // Математический энциклопедический словарь. — Москва : Советская энциклопедия, 1988; Поссе Константин Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978.
1848
Томас Милли Доу (Thomas Millie Dow)
шотландский художник-постимпрессионист, член группы Глазго Бойс. Доу родился в Дайсаре, Файф, в семье адвоката и сперва изучал право. Затем решает посвятить себя живописи и в 1877 году уезжает в Париж, где поступает в Национальную школу изящных искусств, в класс Жерома. С 1879 Доу учится в Академии Жюлиана. В это время он познакомился и подружился с английским художником Уильямом Стоттом, американцем Эбботом Тайером и молодыми шотландскими живописцами Джеймсом Патерсоном, Джоном Лавери, Александром Роше и Александром Манном. Начиная с 1877 года Доу, вместе с Патерсоном и Манном, совершает поездки на этюды в Барбизон, Грез-су-Луан и в Фонтенбло. Лето художник обычно проводит на восточном побережье Шотландии. В 1878—1879 годах Доу впервые выставляет свои работы в Королевской Шотландской Академии в Эдинбурге и в Королевском институте изящных искусств (Глазго). В этот период художник рисует в основном акварели и пастелью, лишь изредка создавая полотна маслом. В 1883—1884 он совершает путешествие по США. После возвращения в Глазго Доу вступает в художественную группу Глазго Бойс, в 1885 — в Королевское общество художников-акварелистов. В 1885-87 годы Доу живёт у Патерсона в Дамфрисшире; здесь он пишет свои первые аллегорические картины. Его работы выставляются в лондонских галереях Гросвенор и Графтон, а затем в Берлине, Мюнхене, на Венском сецессионе, в городах США. В 1887 году Доу вступает в Клуб художников Глазго и в Новый английский художественный клуб. Лето 1888 он проводит вместе с Уильямом Стоттом в швейцарских и немецких Альпах, где много рисует. Весной 1889 года художник совершает путешествие в Марокко, после которого осталась серия его пастельных работ. В 1894 Доу с семьёй переезжает в Корнуолл; живёт здесь летом, а на зимние месяцы едет в Италию, где создаёт многочисленные акварели и пастели, посвящённые красоте итальянской природы. Умер в городе Сент-Айвс, Корнуолл, 3 июля 1919 года
Галерея

«Видения весны» (1902)
«Деревья» (1886)

«»Поздняя осень в Барбизоне» (1879)

Весна» (1886)

«Келпи» (1895)
«Лунный свет в Альпах»
«Гавань в Сент-Айвс»

1848
Никита Рафаилович Кокуев
российский энтомолог. Родился в городе Малоархангельск, ныне Орловской области, в богатой купеческой семье. Член Ярославского естественно-исторического общества с 1864 года. С 1894 года действительный член Русского энтомологического общества. Один из основателей и первый редактор (1901—1902) «Русского энтомологического обозрения». В первых своих работах исследовал жуков Ярославской губернии. В дальнейшем напечатал 43 статьи по систематике паразитических перепончатокрылых (Ichneumonidae, Braconidae) в изданиях Энтомологического общества и в «Ежегоднике Зоологического музея Академии наук», описал в них 208 видов. Самая крупная его работа — «Определитель пчёл средней России» («Труды Ярославского естественно-исторического общества», 1909). Коллекция Кокуева находится в Зоологическом музее Зоологического института Российской Академии Наук. Умер 31 марта 1914 года.
Основные публикации: Hymenoptera asiatica nova. // Русское Энтомологическое Обозрение. 3:285-288. (1903); Hymenoptera asiatica nova VI. // Русское Энтомологическое Обозрение. 5:10-15.(1905); Hymenoptera asiatica nova VII. // Русское Энтомологическое Обозрение. 5:208-210. (1905); Ichneumonidae (Hymenoptera) a clarissimis V.J. Roborovski et P.K. Kozlov annis 1894—1895 et 1900—1901 in China, Mongolia et Tibetia lecti. // Ежегодник Зоологического Музея. Académie Impériale des Sciences. Saint-Pétersbourg 14:12-47. (1909).
Литература: Семёнов-Тян-Шанский А.П. Жизнь и деятельность Никиты Рафаиловича Кокуева (1848—1914) // Русское энтомологическое обозрение, 1916, т. 16, № 1/2, страницы LV-LXX; 1 лист портрет.

1848
Давид Захарьевич Сараджишвили (Сараджев) (грузинское имя — დავით ზაქარიას ძე სარაჯიშვილი)
грузинский учёный, предприниматель и меценат. Основатель нескольких коньячных заводов в Российской империи, среди которых Тбилисский и Кизлярский коньячный завод. Давид Сараджишвили родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Отец — купец Захарий Давидович Сараджишвили (1810—1880). Мать — Елизавета Саванели. Сёстры — Екатерина и Мария. Родители проживали в доме на улице Сергиевской (сейчас — улица Мачабели), где и прошло детство Давида. В 1866 году он с отличием окончил Первую классическую гимназию Тифлиса. После чего поступил на факультет природоведения Петербургского университета, однако спустя год продолжил обучение в Германии в Гейдельбергском университете. Окончил университет в 1871 году, получив степень доктора химических и философских наук. После учёбы изучает сельское хозяйство в немецких городах Хоффенхайм и Галле. С 1878 года по 1879 год изучает виноделие во Франции, где знакомится с виноградарем Жаном Батистом Камю. В 1880 году Сараджишвили возвращается в Тифлис и селится в доме родителей на Сергиевской. В мае 1880 года умирает его отец и оставляет наследство в размере 700 тысяч рублей. Осенью 1880 года Сараджишвили женится на Екатерине Ивановне Поракишвили. Супруги в браке детей не имели. В начале 1880-х годов Сараджишвили путешествует по России изучая работу предприятий по производству крепкого алкоголя. В 1884-1885 года Сараджишвили закладывает фундамент под строительство будущего Тбилисского коньячного завода, который открылся в 1888 году. В 1885 году Сараджишвили вместе со своим тестем Иваном Поракишвили покупает у мещан Измирова, Арещева и Борова винокуренные цеха и создаёт Кизлярский коньячный завод. Также 1885 году в Тифлисе на Ольгинской улице (сейчас — Улица Мераба Коставы) Сараджишвили построил ректификационный завод по перегонке фруктовой и виноградной водки. В 1887 году он в Тифлисе открывает ликёрный завод. В 1894 году он открывает завод в Ереване, в 1895 году в Калараше, а 1896 году в Баку. Также он владел водочным заводом во Владикавказе.

Дом Сараджишвили на улице Сергиевской
Сараджишвили первым на своих предприятиях в Российской империи начал изготавливать коньяк путём выдерживания виноградного спирта в бочках из горного кавказского дуба. Предприятия Сараджишвили занимали почти монопольное положение в Российской империи. Общий объём продукции в 1890 году составлял — почти 218 тысяч бутылок, а в 1910 году — 600 тысяч бутылок.

Могила Сараджишвили у церкви Кашвети
В 1902 году Сараджишвили разрушил дом родителей на улице Сергиевской и временно переехал в дом № 3 на улице Фрейленской (сейчас улица Сулхан-Сабы Орбелиани). Архитектором проекта нового здания, строительство которого было окончено в 1905 году, являлся немецкий архитектор Карл Цаар. За заслуги в производстве алкогольных напитков Сараджишвили получил звание «Советник по коммерции», а в 1913 году его компания получила звание «Поставщик двора Его Императорского Величества». В последние годы Сараджишвили был тяжело болен — у него обнаружили рак. Своё предсмертное завещание он нотариально оформил в Ростове-на-Дону. Скончался в родном городе 20 июня 1911 года. Похоронной комиссией руководил Валериан Гуния. Отпевание прошло в храме Сиони. Одним из тех, кто произносил речь на похоронной процессии, был поэт Акакий Церетели. Тело Сараджишвили было захоронено на Дидубийском пантеоне. В 1938 году прах четы был перемещён на новое место в Ваке. По инициативе учредителя и президента акционерного общества «Сараджишвили» Гуджи Бубутеишвили в 1995 году останки Давида Сараджишвили и Екатерины Поракишвили были перезахоронены у церкви Кашвети.
Благотворительность
Давид Сараджишвили занимался благотворительностью, поддерживал многих известных грузинских художников и музыкантов. Сараджишвили был инициатором создания комитета под председательством Нико Цхведадзе, который занимался финансированием талантливой молодёжи и выдавал стипендии на получение образования в России и за рубежом. Среди стипендиатов Сараджишвили были композиторы Захарий Палиашвили, Дмитрий Аракишвили, Мелитон Баланчивадзе, Котэ Поцхверашвили, Иа Каргаретели; художники Георгий Габашвили, Моисей Тоидзе, Григол Месхи; скульптор Яков Николадзе; певцы Вано Сараджишвили, Валериан Кашакашвили; ученый Филиппе Гогичашвили; будущий грузинский патриарх Каллистрат. Спонсировал археологические раскопки под руководством Эквтиме Такаишвили. Также Сараджишвили был меценатом строительства здания дворянской гимназии (сейчас — Тбилисский государственный университет). Оказывал помощь грузинским социал-демократам, в частности в 1910 году, по данным департамента полиции, выделял ежемесячную стипендию в размере 150 рублей политику Ною Жордании.

Памятник в парке Рике (2006)
Память
В 2002 году в парке Рике по инициативе и на средства АО «Сараджишвили» Давиду Сараджишвили был воздвигнут пятиметровый памятник из бронзы (автор заслуженный художник Грузии Т.Кикалишвили); В 2005 году, в год 120-летия Кизлярского коньячного завода, на его территории был установлен памятник основателю предприятия — Давиду Сараджишвили; В 2012 году усадьба Давида Сараджишвили в селе Бакурцихе Гурджаанского района получила статус культурного наследия; В 2015 году в честь Давида Сараджишвили Кизлярский коньячный завод к своему 130-летию выпустил марку коньяка «Сараджев».

Коньяк «Сараджев» (2018)
Литература: ბერიძე გ., ღლონტი თ., ქართველი მეღვინეები, თბილისი, 1974; სტეფანიშვილი ა., ქართული საბჭოთა ენციკლოპედია, ტომი 9, გვერდი 100, თბილისი, 1985 წელი.
1848
Иван Михайлович Чельцов
русский химик. Родился в Егорьевске Рязанской губернии, сын священника. Среднее образование получил в духовной семинарии, в 1870 г. поступил в Санкт-Петербургский университет, который окончил со степенью кандидата по естественному отделению физико-математического факультета в 1875 г. и в том же году поступил лаборантом в только что тогда открытый в Кронштадте минный офицерский класс, где вел практические занятия с офицерами флота по аналитической химии и занялся самостоятельно изучением взрывчатых веществ. В 1879 г. был командирован за границу вместе с лейтенантом Л.Федотовым для изучения производства пироксилина и затем разработал совместно с ним для морского ведомства проект устройства первого в России пироксилинового завода, построенного в 1880 г. в Галерной гавани в Санкт-Петербурге. В 1880 г. Чельцову было поручено чтение в минном классе курса взрывчатых веществ, а вскоре затем и общего курса химии. В 1884 г. Чельцов сдал магистерский экзамен и летом 1885 г. работал по термохимии в лаборатории Бертело в Париже. Деятельность Чельцова в минном классе продолжалась до весны 1891 г. Начало ее почти совпало с открытием класса, и в истории этого учреждения, в его организации и последующем развитии Чельцов играл весьма видную роль. Сперва как ассистент и организатор практических занятий морских офицеров в лаборатории, затем как преподаватель и составитель специальных курсов, наконец, как самостоятельный исследователь в области термохимии и взрывчатых веществ, он дал серьезную и вполне научную постановку делу химии в минном классе. Как единственный в то время химик-специалист в морском ведомстве, Чельцов привлекался к решению разнообразных химических вопросов, возникавших в этом ведомстве. Особенно важны были его работы (совместно с инженер-механиком флота П.Я.Назаровым) по методике исследования взрывчатых веществ, касавшиеся сравнения работ этих веществ при взрывах в свинцовых бомбах и сравнения давлений, развиваемых ими при подводных взрывах в кольце Аббота. Это были первые произведенные в России научные исследования по взрывчатым веществам. В 1890 г. Чельцов был приглашен вместе с профессором Д.И.Менделеевым принять участие в разрешении вопроса о введении во флоте бездымного пороха и устроить в морском ведомстве научно-техническую лабораторию. С этой целью Чельцов был командирован за границу (в Англию и Францию) вместе с профессором Менделеевым и начальником морского пироксилинового завода Л.Г.Федотовым. Лаборатория была устроена в 1891 г. в Санкт-Петербурге и Чельцов состоял до 1904 г. ее начальником. Деятельность его здесь была посвящена всестороннему исследованию свойств бездымных порохов вообще, изучению и разработке условий фабрикации предложенного Д.И.Менделеевым пироколлодийного пороха, устройству (1893—1894 гг.) для выделки его завода в Санкт-Петербурге на месте прежнего пироксилинового, затем усовершенствованию его производства и установлению способов его испытания и условий хранения. Особенно много Чельцов работал по вопросу об увеличении химической стойкости бездымного пороха. Работы Чельцова по бездымному пороху помещены в «Отчете Научно-Технической Лаборатории» за 1891—1897 гг. Как начальник Научно-Технической Лаборатории Чельцов состоял также членом морского технич. комитета по вопросам о порохе и взрывчатых веществах. С преобразованием артиллерийского офицерского класса в Кронштадте Чельцову была поручена постановка преподавания в нем химии и взрывчатых веществ, каковые предметы им и читались там до 1900 г. Кроме работ, помещенных в «Отчёт Научно-Технической Лаборатории», Чельцов напечатал: «Определение азота во взрывчатых азотнокислых эфирах» («Журнал Русского Физико-Химического Общества», 1879); «Очерк современного состояния учения о взрывчатых веществах» (ib., 1883); «Теория механической волны при взрывах» (ib., 1884); «Chaleur de formation des picrates» («Comptes rendus», 1885); «Теплота образования перекиси свинца из окиси свинца и кислорода» (совместно с Н.Беклемишевым и В.Каниным, «Журнал Русского Физико-Химического Общества», 1885); «О теоретическом сравнении силы взрывчатых веществ» (ib., 1887); «О хлоргидрате и новом гидрате хлорного железа» (ib., 1887); «Об удельном весе растворов хлорного железа» (ib., 1888); «О разложении хлорного железа водой на основании удельного веса растворов» (ib., 1889); «О давлениях и работах при взрывах пироксилина, пикринового пороха и нитроманнита» (ib., 1890); «О вновь предложенном (Чельцовым) взрывчатом веществе» (1887); «Химический анализ». Курс минного офицерского класса 1880 г.; «Взрывчатые вещества». Курс минного офицерского класса 1880—1883 гг. Умер Чельцов 11 января 1905 года.
1848
Джордж Рассел Шоу (George Russell Shaw)
американский ботаник и архитектор, специалист по роду Сосна. Джордж Рассел Шоу родился в городе Паркман, штат Мэн, США. Учился в Гарвардском университете, в 1869 году окончил его со степенью бакалавра, после чего продолжил обучение и в 1872 году получил степень магистра. Шоу занимался архитектурой, в 1873 году он вместе с Генри Ханвеллом стали авторами проекта женской городской больницы Бруклайна. Также Шоу и Ханвелл были архитекторами библиотеки Колледжа Уэллсли, Физической лаборатории Джефферсона Гарвардского университета и Госпиталя глазных и ушных болезней в Бостоне. Кроме того, по их проекту было сооружено здание меднопромышленной компании «Calumet and Hecla Mining Company» в Мичигане. Затем Шоу решил оставить архитектурное дело и изучать ботанику. С 1903 по 1905 он путешествовал по Мексике вместе с Сайрусом Гернси Принглом. В 1909 году была выпущена его иллюстрированная статья по соснам этого региона. Также Шоу посетил Ботанические сады Кью (K) для изучения образцов растений гербария. Джордж Шоу скончался в городе Конкорд, штат Массачусетс, США, 15 января 1937 года. Гербарий Джорджа Шоу хранится в Арборетуме Арнольд Гарвардского университета (A).
Некоторые научные работы: Shaw, G.R. (1909). The pines of Mexico. 29 p., 22 pl; Shaw, G.R. (1914). The genus Pinus. 96 p., 39 pl.
Литература: Stafleu F. A., Cowan R. S. Taxonomic Literature : Ed. 2. — Utrecht, Antwerpen, The Hague, Boston, 1985. — Vol. V: Sal—Ste. — P. 552—553. — 1066 p. — ISBN 90-313-0631-2. — DOI:10.5962/bhl.title.48631.

1850
Василий Юльевич Виллуан
русский скрипач, пианист, композитор, дирижёр, педагог, музыкальный и общественный деятель, основоположник профессионального музыкального образования в Нижнем Новгороде. Племянник А.И.Виллуана. Родился в Москве, в семье учителя 1-й мужской гимназии, француза по происхождению, Юлия Ивановича Виллуана (французское имя — Villoine). Его мать, Каролина Ивановна, немка, содержала частный пансион. В детстве Василий прекрасно овладел немецким, французским, английским и итальянским языками, получал уроки игры на скрипке у артиста Большого театра А.Пфицнера. С 1866 по 1873 годы учился в Московской консерватории у скрипача-виртуоза Ф. Лауба, композитора П.И.Чайковского и директора консерватории Н.Г.Рубинштейна. Весной 1873 года по инициативе Н.Г.Рубинштейна было создано Нижегородское отделение Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). В.Ю. Виллуан был направлен Рубинштейном в Нижний Новгород возглавить развитие музыкального образования и просвещения. 24 ноября 1873 года в Нижнем Новгороде открылись Музыкальные классы при ИРМО, одно из старейших образовательных музыкальных учреждений России, организатором и первым директором которых был В.Ю.Виллуан. Ему лично приходилось решать финансовые проблемы, собирать ноты, книги, инструменты, он неоднократно жертвовал в пользу учащихся, внося за них плату за обучение. Остро стояла проблема педагогических кадров, так как по уставу ИРМО здесь могли работать лишь преподаватели с высшим образованием, которые на периферию не стремились. Долгие годы Виллуан был единственным педагогом в классах скрипки, фортепиано, камерного ансамбля, в теоретическом и оркестровом классах. Постепенно, по переписке и посредством личных контактов сложился коллектив из музыкантов высокой квалификации: под началом В.Ю.Виллуана работали выпускники Санкт-Петербургской, Московской, Рижской, Пражской, Венской консерваторий. Лучшие педагоги и их талантливые ученики с успехом солировали на сценах Дворянского собрания, Коммерческого клуба. В 1907 году благодаря усилиям Виллуана классы были преобразованы в училище, директором которого до 1918 года оставался Василий Юльевич. В 1918 году Виллуан организовал народную консерваторию. Помимо преподавательской деятельности Виллуан был основателем симфонического оркестра ИРМО, в течение 30 лет проводил симфонические и камерные концерты, сам участвуя как дирижёр оркестра, солист-скрипач, скрипач струнного квартета. Он участвовал в работе съездов Дирекции музыкальных обществ в Москве (1904) и Санкт-Петербурге (1917), в 1917 избран заместителем председателя Союза музыкантов Нижнего Новгорода. Имел чин коллежского советника и звание "свободный художник". В 1918 в связи с 45-летием творческой деятельности и за вклад в развитие музыкальной культуры получил звание профессора и Героя труда. Умер в Нижнем Новгороде 15 сентября 1922 года. Василий Виллуан написал около 70 музыкальных сочинений, среди которых: 3 оперы, в том числе "Принц и Лелио" (1907, Казань); 4 струнных квартета; фортепианные пьесы; романсы. Он также автор методических руководств по теории музыки. Несколько изданий выдержало его Практическое руководство к изучению элементарной теории музыки: (С задачами) / Составил свободный художник В.Ю.Виллуан. – Нижний-Новгород: Печатано в типографии П.А.Косарева, 1878. Известные ученики: Пианист И.А.Добровейн; Пианист и композитор С.М.Ляпунов; Пианист В.И.Исакович-Скрябина; Скрипач Д.А.Крейн; Композитор А.А.Крейн. Именем В.Ю.Виллуана названа детская школа искусств № 8, выросшая из Музыкальных классов при ИРМО. Проводится Международный конкурс юных пианистов имени В.Ю.Виллуана.
Литература: Коллар В.А., Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода - города Горького, Горький, 1979; FaIke D. u. a., Deutsche und Russen im Gouvernement Nishnij Novgorod: Geschichte und Gegenwart, Munster-New York, 1995.

1852
Клавдий Васильевич Лебедев
русский живописец. художник-передвижник, мастер жанровых картин и исторических композиций, представителя русской реалистической школы живописи рубежа XIX-XX веков. О нем знают в основном только те, кто хорошо знаком с творчеством архитектора Константина Тона, ибо возведенный по проекту последнего Вознесенский собор в Ельце расписывал именно Лебедев. Единственная небольшая книжечка, посвященная ему, вышла в 1948 году. Родился в крестьянской семье. Занятия отца церковной живописью, как думается, определенным образом повлияли на выбор мальчиком жизненного пути, и это, пожалуй, все, что можно сказать достоверного о детской и юношеской поре будущего художника. В начале 1870-х годов он поступил в Строгановское училище, в 1875 году перешел в Училище живописи, ваяния и зодчества, где в то время преподавали И.М.Прянишников, А.К.Саврасов, В.Г.Перов, В.Е.Маковский. Любимым учителем Клавдия Лебедева стал Перов, а ближайшим другом и сподвижником – Маковский. Огромную роль в его творческой судьбе сыграл представитель академической школы рисования Е.С.Сорокин, уроки которого заложили основы последующей славы Лебедева как одного из лучших рисовальщиков своего времени и великолепного книжного графика. Годы учебы совпали с началом проведения по инициативе В.Г.Перова регулярных ученических выставок. Выставка 1877 года, первая среди них, стала первой и в жизни Клавдия Васильевича. 1870 – 1880-е годы XIX века в русском искусстве ознаменовались всплеском интереса к отечественной истории, стремлением осмыслить ее в художественных образах.
«Крещение киевлян»
Исторический жанр становится преобладающим и в творчестве К.В.Лебедева. Его привлекает яркий колорит древнерусской жизни, красочность нарядов, архитектура наших старинных городов, эпические характеры людей далекого прошлого. Созданная в 1880 году, то есть еще в ученические годы, картина "Молодой боярин за столом" никоим образом не свидетельствует о желании молодого автора противопоставить что-либо оригинальное установкам небезызвестного В.Г.Шварца, призывавшего с буквальной точностью копировать поддающиеся изучению реалии воспроизводимой эпохи. Но уже за картину "Выход боярышни из церкви", отмеченную куда большей самостоятельностью видения, художник получил большую серебряную медаль. Особый интерес вызывали у Лебедева XVI-XVII века. Ими навеяна "Боярская свадьба" – первое его большое историческое полотно, демонстрировавшееся в 1884 году на XII выставке передвижников. Критика оценила картину неоднозначно. "Санкт-Петербургские ведомости" писали, что представленные здесь "типы невозможны, безобразны до крайности, на них противно смотреть".
«Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная»
В.В.Стасов, напротив, посчитал самым привлекательным в "Боярской свадьбе" именно "типы и характеры, превосходно понятые и выраженные". По мнению О.Сопоцинского, художник "предстал в этой картине как законченный мастер исторической жанровой сцены". Имя Лебедева приобретает известность. В 1888 году Константин Савицкий в письме В.М.Васнецову, размышляя о развитии исторического жанра, отметил, что "москвичи будто главенствуют в этом; говорят, что большие вещи можно ждать от Лебедева". Такой "большой вещью" стало полотно "Уничтожение новгородского веча", впервые показанное публике в 1891 году на XIX выставке передвижников. Затем, в 1894 году, появилась картина "Полонянник", исполненная по мотивам рассказа Н.А.Полевого "Русский полонянник" из времен монголо-татарского ига. В этом же ряду стоят "Угощение шута" (1892), "Дурка" (1892), "В Московском приказе XVII в." (1898), "Отдохнул" (1900), "К боярину с наветом" (1903). Среди произведений К.В.Лебедева, посвященных крупным событиям и деятелям русской истории, особо выделяется "Смерть царя Федора Алексеевича", за которое автор в 1897 году удостоился звания академика.
«К сыну» (1884)
Далее последовал живописный цикл, изображающий Петровскую эпоху: "Царевич Петр Алексеевич и дьяк Зотов" (1903), "Прощание царицы Н.К.Нарышкиной с братом Иваном перед тем, как выдать его стрельцам" (1908), "Петр I в Саардаме" (1908). В 1911 году исторические работы Клавдия Васильевича были литографированы и изданы в виде альбома. О.Сопоцинский отмечает, что "картины К.В.Лебедева "обладают одним очень ценным качеством – возможностью быстро прочесть композицию. Зритель, даже не зная заглавия, легко улавливает нить рассказа. Малейшая деталь является в картине необходимой и не становится лишней"; Лебедев, по словам исследователя, "непревзойденный и увлекательный рассказчик".
«Боярская свадьба» (1883)
Будучи членом Товарищества передвижных выставок, Клавдий Васильевич не остался в стороне от известного пристрастия художников этого круга к жанровой живописи, ограничившись здесь, правда, весьма скромными по замыслу и формальным приемам работами, что, однако, не помешало ему достичь в них весьма широкого социально-бытового обобщения. Таковы полотна "К сыну" (1894), "На родине" (1897), "Что-то случилось", "В церкви", "Иконописец" и другие. Главным событием в творческой биографии К.В.Лебедева стала роспись Вознесенского собора в городе Ельце (совместно с товарищем по передвижническому цеху академиком Алексеем Ивановичем Корзухиным). Над реализацией елецкого проекта Константина Тона, известного авторством храма Христа Спасителя в Москве, трудился с 1845 года архитектор Александр Каминский.
«Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году»
В 1877 году начались штукатурные работы, а потом за дело взялись художники. Поистине титаническая работа длилась шесть лет. Своеобразным продолжением этой работы можно назвать создание К.В.Лебедевым иллюстраций к библейским книгам. В итоге появился целый цикл произведений, отлитографированных и изданных в начале XX века. Со временем иллюстрирование книг начинает занимать все более заметное место в творчестве художника. Среди первых известных его опытов в данной области – иллюстрации к ряду рассказов из "Записок охотника" И.С.Тургенева, датированные 1883-1884 годами.
«Иван Грозный»
Выполненные с большим мастерством и глубоким пониманием поэтичности тургеневской прозы, они вызвали столь широкий интерес у читающей публики, что почти сразу же были изданы в виде отдельного альбома, обложку которого весьма оригинально оформил сам Клавдий Васильевич. До сих пор иллюстрации Лебедева к "Запискам охотника" признаются непревзойденными. В оформлении знаменитого многотомного издания Н.И.Кутепова "Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси" наряду с такими прославленными мастерами, как И.Е.Репин, В.А.Серов, А.П.Рябушкин, принимал достойное участие и К.В.Лебедев.. Второй том открывался выполненным им фронтисписом "Выезд Царя Алексея Михайловича (…) из Спасских ворот города Москвы".
«Избрание на царство Михаила Романова»
Замечательны и другие его произведения, помещенные в "Царской охоте": "Отведывание" соколов под селом Коломенским стольником и московским ловчим А.И.Матюшкиным послу Римского императора Леопольда барону Маейербергу", "Пожалование из рядовых сокольников в начальные в присутствии Царя Алексея Михайловича", "Вечер на Измайловском потешном дворе города Москвы в начале XVIII столетия", "Привоз и сдача подсокольничему соколов на Семеновском потешном дворе города Москвы холмогорскими помытчиками в конце XVII столетия", "Обучение соколов. "Выноска и справка" на Семеновском потешном дворе г. Москвы кречетниками и сокольниками". Глубокое знание отечественной старины и книжных традиций Древней Руси позволило К.В.Лебедеву талантливо проиллюстрировать ряд произведений известного русского писателя Н.А.Полевого.
«Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча»
В конце 1890-х годов Клавдий Васильевич иллюстрирует и оформляет исторические произведения Общедоступной библиотеки А.Д.Ступина. Тогда же он становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем профессором натурного класса Высшего художественного училища при Санкт-петербургской академии художеств, действительным членом которой был избран в 1906 года. Умер в Москве 4 октября 1916 года. Последняя его работа – картина "Иван Грозный" – осталась неоконченной. Из воспоминаний современников: «… был художником среднего дарования, не поднимавшимся над уровнем второстепенных передвижников… Сам мягкий и робкий, он и внешность имел такую же, несколько сладкую, «истинно художественную»: мягкие вьющиеся волосы, кокетливую небольшую бородку и носил мягкий фуляровый галстук» — И.Э.Грабарь. Умер в Москве 4 октября 1916 года.
Галерея: Крещение киевлян; Освоение русскими новых земель; Размолвка на террасе; Сострунка медведя в лесу; Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная; К боярину с наветом; К сыну (1884); Портрет мальчика; Причащение народа; Боярская свадьба (1883); Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году; Подаяние; Иван Грозный в палатах Иван Грозный; Избрание на царство Михаила Романова; Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча; Пляска; Ночь на Ивана-Купалу; Царь иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи; Ассамблея при дворе Петра I.
Библиография: Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках / Составление, вступительная статья и комментарий В.М.Володарского. — Москва: Республика, 2001. — 495 страниц. — ISBN 5-250-01789-4; Сопоцинский О. К.В.Лебедев. — Москва; Ленинград, 1948.

1854
Жан Мари Гюйо (французское имя — Jean-Marie Guyau)
французский философ. Родился в Лавале. Приёмный сын философа Альфреда Фулье, мать — писательница Августина Фулье, публиковавшаяся под псевдонимом G.Bruno. С детства проявлял разнообразные способности, занимался математикой и поэзией. В юности увлекся философией, читал Платона и Канта; особенно сильное впечатление произвела на него этика Эпиктета. Первым руководителем в его занятиях была мать, автор известных в ту пору сочинений по педагогике, одно из которых было удостоено премии Французской Академии, а затем его воспитанием занялся отчим, философ Альфред Фуйе. В 17 лет Гюйо была присвоена степень агреже по словесности. В 1873 Академия моральных и политических наук присудила ему премию за сочинение об утилитарной морали (от Эпиктета до современной английской школы). В 1874 Гюйо начал читать курс философии студентам лицея Кондорсе. В 1877–1885 сотрудничал в журналах «Revue philosophique» и «Revue des Deux Mondes», где публиковал статьи и фрагменты своих работ. В последние годы жизни почти не мог работать вследствие болезни, причинявшей ему иногда невыносимые страдания. Жил сначала в Италии, затем в Провансе, где он и умер в Ментоне от туберкулёза 31 марта 1888 года.
Философские взгляды
Все произведения Гюйо носят печать замечательной ясности мышления и мастерского уменья, не теряясь в грудах научного материала, извлекать из него всё ценное для своих выводов. Гюйо не был ни пессимистом, ни оптимистом; преувеличения, в которые впадают оба эти направления, превосходно разобраны в его Esquisse d’une morale и L’Irréligion de l’avenir. Основная мысль, развитием которой задался Гюйо, заключается в идее жизни как общего плодотворного начала, на котором зиждется всё: мораль, религия, социология, искусство. Жизнь в самой своей интенсивности уже заключает начало естественного стремления к распространению, совершенно так же, как жидкость, переполняющая сосуд, разливается вокруг; в идее жизни объединяются обе точки зрения, индивидуальная и социальная, как нечто нераздельное, и нет никакой надобности противополагать их одну другой, как это делают утилитарные теории. Но если вся жизнь представляется в нашем сознании нераздельно личною и коллективною, то тем же характером должно быть запечатлено и то чувство, которое нам дает жизнь, как только она достигает в нас наибольшей интенсивности и свободы — чувство удовольствия. В самом деле, говорит Гюйо, существует ли удовольствие чисто личное и вполне эгоистичное? Чтобы подыскать такое удовольствие, надо спуститься очень низко по лестнице живых существ — до полипа, моллюска, прикрепленного к одному месту. Но стоит лишь подняться хоть немного выше, чтобы скрещивание сферы деятельности неделимого с областью деятельности других существ сделалось совершенно неизбежным. В человеке чистый эгоизм был бы не только самоизувечением, а просто невозможностью. Ни его удовольствия, ни его страдания не могут считаться безусловно его собственными; начиная с момента рождения, все радости и печали человечества запечатлеваются в нашем сердце. Подобно тому, как личное я в глазах психолога является чистейшею иллюзией, ибо мы представляем собою сочетание бесконечного множества существ и отдельных состояний сознания, точно так же можно утверждать, что и эгоистичное удовольствие не более, как иллюзия. Моё собственное удовольствие не существует отдельно от удовольствия других; я чувствую, что всё общество должно в большей или меньшей степени в нём участвовать, начиная с маленького общественного союза — моей семьи, и кончая всем обществом, в среде которого я живу. Это понятие жизни как внутреннего слияния индивидуального и коллективного существований Гюйо последовательно переносит в эстетику, мораль и религию. Основным началом эстетической эмоции является чувство солидарности; такая солидарность может существовать как между различными частями одного и того же неделимого, так и между различными особями. Греки считали гармонию одним из существенных признаков красоты; эта гармония для новейшей психологии сводится к органической солидарности, к своего рода коллективному самосознанию в неделимом существе. Более возвышенною эстетическою эмоцией является та, которая вытекает уже из более широкой солидарности — социальной. К своей оригинальной попытке построить мораль независимо от понятия нравственного долга и какой бы то ни было санкции Гюйо пришёл на основании анализа учения гедонистов вообще и в частности английского утилитаризма, в котором он видит отголоски морали эпикурейцев. Современная английская мораль, по его мнению, слишком выдвигает на первый план мотив удовольствия, становясь почти исключительно на точку зрения целесообразности поведения, то есть причинности сознательного, а не бессознательного. Научный анализ мотивов не должен, по мнению Гюйо, ограничиваться одними только сознательными побуждениями, так как большинство наших движений отнюдь не исходят из сознания и не образуют сознательных стремлений к намеченной цели. Сознание — это только маленькая светлая точка в громадной тёмной среде жизни, крошечное выпуклое стекло, собирающее в своем фокусе небольшой пучок световых лучей. Естественная пружина действия прежде своего появления в сознании уже должна была влиять в области подсознательной, в темной сфере человеческих инстинктов; сознательная цель действия первоначально должна была служить двигательною причиною более или менее бессознательных стремлений, ещё не достигших той степени яркости, которая необходима для самосознания. Цель, которою фактически определяется всякое сознательное действие, лежит в той двигательной причине которая производит всякое бессознательное действие, — но это и есть сама жизнь. С накоплением в теле энергии ощущается потребность траты: если трате этой силы что-нибудь мешает, сила эта становится желанием; когда желание удовлетворено, является чувство удовольствия, в противном случае — неудовольствия. Но отсюда вовсе не вытекает, как думают Эпикур и утилитаристы, чтобы накопившаяся энергия развивалась единственно ввиду ожидаемого удовольствия; удовольствие скорее сопровождает жизнедеятельность, чем вызывает её; надо прежде всего жить, а уж потом наслаждаться; первым и последним звеном в цепи существования всегда будет функция, жизнь, которая развивается и протекает только потому, что она жизнь. Антогонизм между эгоизмом и альтруизмом находит себе разрешение в том же принципе жизни. Эгоизм является результатом уменьшения жизнедеятетьности благодаря разным неблагоприятным для жизни внешним условиям — а из нормальных жизненных стремлений, из интенсивности жизни необходимо вытекает альтруизм. Эгоист — это тот, кто не живёт жизнью в достаточной степени интенсивною, у кого отсутствует сознание о социальном по природе вещей характере индивидуальной жизни.

Могила Гюйо в Ментоне
Закон нормального соотношения между нарастанием жизненной энергии и её альтруистическою тратою Гюйо называет законом морального плодородия (loi de fécondité morale). Существование этого закона Гюйо доказывает тем, что в силу основного биологического закона жизнь есть не только питание, но и производительность. Производительная функция для физиологов составляет не что иное, как эксцесс питания и роста. Переходя от физического мира к умственному, мы и здесь встречаемся с тем же законом. Заключить в себе умственную силу так же трудно, как удержать пламя; она создана для того, чтобы испускать лучи. Тем же стремлением к производительности отличается и наша воля: мы постоянно чувствуем потребность действовать. Таким образом всё наше существо по природе своей общежительно во всех своих стремлениях; жизнь не может быть вполне эгоистичною, хотя бы она этого и хотела. Происхождение идеи нравственного долга Гюйо объясняет тем, что сознание долга есть прежде всего импульс избытка силы, которая требует себе деятельности и, встречаясь на пути с препятствиями, вступает с ними в борьбу. Долг вытекает из сознания возможности осуществить что-либо; вместо того, чтобы говорить: «я должен, следовательно, я могу», правильнее сказать: «я могу, стало быть, я должен». В последней своей книге, «L’Irréligion de l’avenir», не удовлетворяясь прежними гипотезами, Гюйо полагает, что истинным источником происхождения религиозных верований является стремление социальной жизни к расширению сферы человеческого общения не только на всех живущих на земле, но и на те существа, которыми мысль человека населила надземный мир. Социологическая основа религии отразилась и на её форме. Общественная жизнь является моделью, типом, по которому в древних верованиях строятся взаимные отношения людей и высших существ. Чтобы обеспечить себе дружбу и покровительство богов, древний человек прибегал к тем же средствам, как и в отношениях с себе подобными: мольбам, подаркам, выражениям покорности и т. п. Религия является, таким образом, социологией, которая эволюционирует вместе с человеческим обществом, отражением которого она является.
Список произведений: Vers d’un philosophe, 1881; Les Problèmes de l’esthétique contemporaine, 1884; Esquisse d’une morale sans obligation ni sanction, 1885; L’Irréligion de l’avenir, étude sociologique, 1886; L’Art au point de vue sociologique, 1889; Éducation et hérédité: étude sociologique, 1889; La genèse de l’idée de temps, 1890.
Издания на русском языке: Гюйо Ж. М. Иррелигиозность будущего = L'Irreligion De L'Avenir / перевод В. Фриче. — Москва Либроком, 2011. — 404 страницы. — ISBN 978-5-397-01886-9; Гюйо Ж. М. Искусство с социологической точки зрения. Перевод с французского под редакцией Л.Е.Оболенского. / журнал «Мир Божий», № 2—5, 1897; Гюйо Ж. М. Происхождение идеи времени. Перевод с французского А.И.Е-ва. Смоленск, 1891; Гюйо Ж.М. Искусство с социологической точки зрения. [С портретом автора, исполненным фирмою Дюжардена в Париже] / Перевод Д. А.М. — Санкт-Петербург, 1900. — 464 с.; 20 см. — (Издания товарищества «Знание» / Редакция Г.Фальборка и В.Чарнолуского; № 7); Гюйо Ж.М. Безверие будущего. Социологическое исследование. С биографической заметкой о Гюйо Ал.Фуллье и с предисловием Д.Н.Овсянико-Куликовского / Перевод с французского (11 издание) под редакцией Я.Л.Сакера. Санкт-Петербург, 1908; Гюйо Ж.М. Собрание сочинений. Тома 1-5. Санкт-Петербург, 1898—1901; Гюйо Ж. М. Задачи современной эстетики. Санкт-Петербург, 1891; Гюйо Ж. М. Искусство с точки зрения социологии. Санкт-Петербург, 1891; Гюйо Ж.М. Воспитание и наследственность. Санкт-Петербург, 1891; Гюйо Ж.М. Принцип искусства и поэзии Санкт-Петербург, 1895; Гюйо Ж.М. История и критика современных английских учений о нравственности. Санкт-Петербург, 1898; Гюйо Ж.М. Задачи современной эстетики. Очерк морали. Санкт-Петербург, 1899; Гюйо Ж.М. Происхождение идеи времени. Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями. Санкт-Петербург, 1899; Гюйо Ж.М. Стихи философа / Перевод Ив.Ив.Тхоржевского. — Санкт-Петербург : Знание, 1901. — 122 страницы; Гюйо Ж.М. Нравственность без обязательства и без санкции Москва, 1923.
Литература: Латышев С.М. Гюйо, Жан Мари // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Фуллье, Альфред. Личность и идеи Гюйо (Введение к книге "Искусство с социологической точки зрения"). Перевод с французского под редакцией Л. Е. Оболенского. / журнал "Мир Божий", № 2, 1897, страница 25; Радлов Э.Л. Принципы философии Гюйо.// Журнал Министерства народного просвещения,1894.№ 5; Криль Т. Мысли Гюйо о нравственности и воспитании.// Образование, 1896.№ 2-3, отдел 2; Кони А.Ф. М.Гюйо. Стихи философа. Перевод И.И.Тхоржевского. 1901 г. — Санкт-Петербург — Санкт-Петербург: типография Академии наук, 1905. — 17 страниц; Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Том 1. Москва, 1993.- Страницы 241-242; Желудева Е.В. «Белые пятна» на карте социальной философии (к характеристике моральной философии Ж.-М.Гюйо) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2008. № 2. Страницы 73-77; Тажуризина З.А. Гуманистическое свободомыслие Жана Мари Гюйо // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. № 3. Страницы 157-187; Гюйо / M.M.Федорова // Новая философская энциклопедия : в 4 томах / председатель научно-редакционного совета В.С.Стёпин. — 2-е издание, исправлённое и дополненное. — Москва : Мысль, 2010. — 2816 страниц; Желудева Е.В. Жан Мари Гюйо и Фридрих Ницше: нравственность без обязательств и санкций//Человек. Общество. Инклюзия. 2014. № 3 (19). Страницы 98-106; Шилов А.И., Щеголева А.С. Жан Мари Гюйо об эстетическом воспитании детей //В сборнике: Актуальные проблемы образования: история и современность сборник научных статей. Красноярск, 2015. Страницы 279-285; Ansell-Pearson, K. (2014). "Morality and the philosophy of life in Guyau and Bergson." Continental Philosophy Review 47(1): 59-85; Michael C. Behrent, Le débat Guyau-Durkheim sur la théorie sociologique de la religion, Archives de sciences sociales des religions no. 142, avr.-juin 2008, 9-26; Ilse Walther-Dulk, Materialen zur Philosophie und Ästhetik Jean-Marie Guyaus, Verlag die brigantine Hamburg, 1965.
1854
Бирдж (Лоуэлл) Харрисон (Lovell Birge Harrison)
американский художник-пейзажист, педагог и писатель. Практик и пропагандист стиля тонализм. Родился в Филадельфии, Пенсильвания, брат художника Александра Харрисона. Сначала учился в Пенсильванской академии изящных искусств (с 1874 года), позже — у Томаса Икинса, который оказал существенное влияние на Харрисона. Затем он по совету Джона Сарджента отправился в Париж, где обучался у Каролюса-Дюрана и в Школе изящных искусств у Александра Кабанеля. В 1881 году Харрисон выставлялся в Парижском салоне, а в 1882 году его работа Novembre стала одной из первых картин американских художников, приобретенных французским правительством. В настоящее время находится в музее французского города Ренн.

Картина «Novembre», 1881 год
Во время своих путешествий по Австралии Харрисон встретился с художницей Элеонорой Ритчи (англ. Eleanor Ritchie), на которой он женился и они вместе вернулись в Америку. Здесь художник ежегодно выставлялся в Национальной академии дизайна и Пенсильванской академии изящных искусств. По состоянию здоровья в 1889—1893 годах Харрисон временно был вынужден прекратить занятия живописью и значительное время провел в путешествиях по Австралии, южным морям, посетил Нью-Мексико. Во время этих путешествий писал статьи для публикаций и иллюстрировал их. В 1891 году Харрисон с женой переехал в Калифорнию, но после её смерти в 1895 году (в ожидании первого ребенка), Харрисон повторно женился и переехал в Плимут, штат Массачусетс, где стал лидером школы тонализма. Затем на рубеже веков он переехал в Вудсток, Нью-Йорк, где основал собственную школу, основанную на его экспериментах в тонализме. В 1906 году принимал участие в летней школе Лиги студентов-художников в Вудстоке, где среди учеников художника были его племянница, а также архитектор и живописец Маргарет Фултон Спенсер. Здесь Харрисон стал особенно известен своими снежными пейзажами. Умер в 1929 году.
Заслуги
За свою творческую деятельность Бирдж Харрисон получил многочисленные призы и медали, включая золотую медаль Пенсильванской академии изящных искусств в 1910 году. Был членом Национальной академии дизайна (с 1910 года), Общества американских художников, Нью-Йоркского акварельного клуба и Американской академии искусств и литературы. Также был директором школы пейзажной живописи Лиги студентов-художников. Его лекции были опубликованы в 1909 году в виде книги под названием «Landscape Painting».
Некоторые работы
«Квебек из гавани» (Quebec from the Harbor)
«Розовая Луна у Чарлстонской гавани» (Rosy Moon Off Charleston Harbor)

«Портовый свет» (The Harbor Light)
1855
Фрэнсис Джеймс Гиллен (Francis James Gillen)
австралийский антрополог и этнограф. Родился в Литл Пара, штат Южная Австралия, в семье сельскохозяйственного рабочего Томаса Гиллена, выходца из Ирландии. В 1867 поступил на государственную службу почтальоном в городе Клэр, в 136 километрах от Аделаиды. В 1871 году был переведён в Аделаиду, где к его обязанностям добавились телеграфные операции. Параллельно с работой на телеграфе по вечерам учился в Южноавстралийской школе горного дела и промышленности (англ. South Australian School of Mines and Industries). В 1875 году принял участие в строительстве Австралийской Сухопутной Телеграфной Линии (Australian Overland Telegraph Line), прошедшей через весь материк и связавшей Дарвин на севере Австралии и Порт-Огаста на юге. Женился 5 августа 1891 года, в городе Маунт-Гамбир, имел шестерых детей. В 1892-м году был назначен начальником почтовой и телеграфной станции в Алис-Спрингс. Фактически исполнял обязанности администратора в центральной Австралии, был Протектором аборигенов в Алис-Спрингс — должностным лицом, в чьи обязанности входила защита прав коренного населения, но которое фактически определяло жизнь австралийских аборигенов полностью, вплоть до выдачи разрешений на вступление в брак. В июле 1894-го года в Алис-Спрингс прибыла научная экспедиция, снаряженная и спонсируемая Вильямом Остином Хорном (Horn Scientific Expedition), задачей которой было исследование малоизученных областей центральной Австралии. Гиллен познакомился с её участником — австралийским биологом и антропологом, профессором, сэром Уолтером Болдуином Спенсером, который был увлечён наблюдениями Гиллена за жизнью коренных австралийцев. В 1896-м году, после окончания работы над материалами экспедиции Спенсер снова приехал в Алис-Спрингс и продолжил работу с Гилленом, пользуясь его знанием языка аборигенов и его авторитетом среди них. Работа продолжалась около двух лет. В 1899-м году вышла их совместная работа «Первобытные племена Центральной Австралии» (The Native Tribes of Central Australia, 1899). Работа заслужила высокие оценки в антропологическом сообществе, в частности была отмечена Джеймсом Фрэзером. В том же году Гиллен был переведён в город Мунта (англ. Moonta, South Australia) в 165 километрах от Аделаиды. В 1900-м году Гиллен был президентом этнографической и антропологической секции проходившего в Мельбурне конгресса Австралийской Ассоциации содействия развитию науки (англ. Australasian Association for the Advancement of Science). Также им было прочитано несколько публичных лекций. В 1901-м году Гиллен по разрешению губернатора Южной Австралии снова присоединился к Спенсеру в экспедиции к заливу Карпентария. В 1903 он вёл со Спенсером активную переписку — свыше 150-ти писем, содержащих этнографический материал. Результатом в 1904-м году стала их совместная работа «Северные племена Центральной Австралии» (The Northern Tribes of Central Australia, 1904). В 1908-м году из Мунты Гиллен по семейным обстоятельствам был переведён в Порт-Пири — город на побережье залива Спенсер в 224 километрах к северу от Аделаиды. В 1911-м году здоровье Гиллена существенно ухудшилось, он оказался прикован к инвалидному креслу. 5 июня 1912 года он скончался от неврологических нарушений, явившихся следствием депрессии, в Вудвиле (Woodville, South Australia), предместье Аделаиды.
Литература: My Dear Spencer : the Letters of F. J. Gillen to Baldwin Spencer — Edited by John Mulvaney, Howard Morphy and Alision Petch, 1997, Hyland House, South Melbourne; Francis James Gillen — Dictionary of Australian Biography
1855
Рафаэль Лопес Гутьеррес (испанское имя — Rafael López Gutiérrez)
гондурасский государственный и политический деятель, президент Гондураса (1920-1924). Родился в Тегусигальпе, Гондурас. Был генералом гондурасской армии. Пытался продлить срок своих полномочий сверх того, что было разрешено конституцией. Это ему не удалось, и он был вынужден отказаться от власти под давлением политической элиты. Умер в Амапале (Гондурас) от диабета 21 декабря 1924 года.