
1876
Фёдор Николаевич Синькевич
русский священник, монархический деятель. Отец архиепископа РПЦЗ Антония. Фёдор Синкевич родился в селе Цветна, Чигиринский уезд, Киевская губерния, Российская импермя, в семье священника Николая Фёдоровича Синькевича. В 1897 году семья переехала в Киев. Фёдор в 1897 году окончил Белоцерковскую гимназию и поступил в Киевский университет на медицинский факультет. Проучившись три года, он перевёлся на историко-филологический факультет, по окончании которого, сдав экзамен по богословским предметам, в 1904 году стал священником Николаевской церкви в селе Лука Киевского уезда. Там он вместе со своей супругой, дочерью урядника Марией Николаевной, преподавал в церковной школе. Решив, что ему не хватает знаний в области богословия, в 1906 году отец Фёдор поступил в Киевскую духовную академию. В 1909 году окончив академию, некоторое время прослужил в Вознесенской Демиевской церкви, а 12 октября 1909 года был переведён в Свято-Макарьевскую церковь на Юрковице. Там он возглавил Свято-Макарьевское приходское братство, заведовал Николаево-Александровской школой и Юрковицким церковно-приходским училищем, стал членом Дамского юрковицкого комитета при Макарьевском братстве, в 1910 году учредил Киевское Юрковицкое общество взаимопомощи на случай смерти. Синкевич обращался к помощи отца Тимофея Лященко, с которым они были знакомы с Академии, и тот находил средства для помощи нуждающимся. Отец Фёдор организовывал паломнические поездки по святым местам, миссионерские вечерни, а с 1910 года принял участие в образовании Юго-Западного общества трезвости, председателем которого стал его товарищ, И. А. Сикорский. Чтобы прокормить семью, отец Фёдор преподавал Закон Божий в 57 лыбедском мужском училище и в Киевском III городском училище. Кроме того, Фёдор Синькевич занимался патриотической, монархической деятельностью. Он состоял членом губернского отдела Союза русского народа с момента его основания, возглавлял отдел Союза в селе Лука, входил в Крещатикский отдел СРН. Также входил в Совет Киевской русской монархической партии и возглавлял Киевское Русское спортивное общество «Орёл» при Киевском губернском отделе Союза имени Михаила Архангела. В 1907 году стал участвовать в работе Патриотического общества молодёжи «Двуглавый орёл», с 1912 года был редактором газеты «Двуглавый орёл». Отец Фёдор участвовал в следствии по убийству Андрея Ющинского, давал показания по поводу смерти Жени Чебряка, публиковал статьи по делу в «Двуглавом орле». Деятельность «Двуглавого орла» вызывала неоднозначную реакцию киевских властей. Синькевич, являвшийся председателем общества, вызывался к губернатору А.Ф.Гирсу, ему было в резкой форме высказано недовольство относительно деятельности общества, и в частности поведения секретаря, В.С.Голубева, который был им лишен права голоса. Губернатор запретил посылать уведомления о собраниях общества полицмейстеру и угрожал жалобой к митрополиту. После публикации в газете статьи В.С.Голубева о попытках властей замять дело об убийстве Андрея Ющинского губернатор А.Ф.Гирс начал борьбу с обществом. Он направил рапорт на имя митрополита Флавиана (Городецкого), в котором обвинял газету «Двуглавый орёл» в разжигании розни по отношению к евреям, неправильном освещении работы полиции и призвал митрополита оказать воздействие на отца Синькевича. В 71 и 72 номерах газеты были опубликованы статьи с резкой критикой киевской администрации, за что Фёдор Синькевич был оштрафован на 250 рублей. В конце концов, рассмотрением деятельности Синькевича занялась Консистория, предписавшая отцу Фёдору отказаться от председательства в обществе «Двуглавый орёл». Он сложил с себя полномочия 10 июня 1912 года, однако губернатор продолжал слать митрополиту жалобы с обвинениями священника в антисемитской деятельности. Отец Фёдор не оставлял общества, постоянно организуя паломнические поездки. В 1916 году Фёдор Синькевич стал вторым священником Вознесенской церкви на Байковом кладбище. После Февральской революции в Киеве по указу Консистории были проведены выборы в приходские советы. Прихожане Вознесенской церкви избрали председателем отца Фёдора, на что Байковский исполнительный комитет направил заявление благочинному II округа с требованием новых выборов, обвиняя священника в монархической пропаганде. В 1918 году отец Фёдор участвовал в месячном съезде священников и миссионеров в Киеве. В 1919 году вместе со старшим сыном Александром бежал в Крым, откуда эвакуировался в Югославию с Русской армией Врангеля. В эмиграции был с 1921 по 1923 год настоятелем церкви в городе Нови-Сад, где также являлся председателем приходского Благовещенского братства. В 1921 году отец Федор избран на Русский Зарубежный Церковный Собор в Сремских Карловцах (Югославия) и участвовал в его работе. 15 марта 1923 года решением Временного Архиерейского Синода РПЦЗ награждён палицей ко дня Святой Пасхи того же года. В этот период он был избран членом Епископского Совета РПЦЗ и награждён митрой. Также был избран членом Коллегии по делам Русской Православной Церкви и просвещения в составе Лиги русских офицеров. С 1924 года стал служить в церкви Иоанна Крестителя в городе Белая Церковь. Там отец Фёдор организовал пастырские курсы. С 1928 года был настоятелем церкви в городе Земун под Белградом. В 1935 году он переехал в Палестину, где его старший сын, иеромонах Антоний, был назначен архимандритом и начальником Духовной миссии в Иерусалиме. Умер отец Фёдор Синькевич в Иерусалиме, Палестина, 15 апреля 1946 года.
Семья
С 1897 года был женат на дочери урядника Марии Николаевне Томасевич (1880—1969). Их дети: Георгий (1901—1919), воспитанник Киевской 6-й гимназии, участник Белого движения в составе ВСЮР, убит; Александр (1903—1996), окончил Крымский кадетский корпус (1924) и Белградский университет (1928). В монашестве Антоний, епископ РПЦЗ; Сергей (1905—2001), окончил Крымский кадетский корпус (1926) и Югославскую военную академию (1929), подпоручик. В эмиграции в Югославии, затем в США; Константин (1912—2005), окончил Первый Русский кадетский корпус (1932), студент Белградского университета. Служил в Русском корпусе, управляющий кофейной плантацией в Эфиопии, затем в США. Автор воспоминаний; Михаил (родилась в 1926); Ольга (родилась в 1899), воспитанница Ольгинской женской гимназии.
Труды: Обращение к духовенству. — Киев, 1907; Паломничество в Чернигов. — Киев, 1916; Поучение в день Вознесения Господня. — Киев, 1916; Слово пастыря. — Киев, 1907; Слово пастыря перед панихидой по случаю 300-летия со дня кончины народного героя Козьмы Минина. — Киев, 1916.
1877
Гаэтано Артуро Крокко (итальянское имя — Gaetano Arturo Crocco)
итальянский учёный-механик; пионер воздухоплавания, основоположник итальянского общества «Rocket». Родился в городе Неаполь, Королевство Италия, в семье инженера. Детство и юность прошли на родине матери — в Палермо. Окончил гимназию и Университет Палермо, прошёл курс математики и физики. В 1897 году продолжил своё обучение в артиллерийской и инженерной школе в Турине, в 1900 году выпущен в звании лейтенанта инженерных войск. В 1902 году получил направление в университет Льежа в Бельгии, где повысил свой образовательный уровень. От предложения поступить на работу в компанию «Вестингауз» он отказался и вернулся в Италию. До 1905 года написал двенадцать научных работ по аэродинамике. С механиком Оттавио Рикальдони в 1907 году построил дирижабль, на котором в следующем году совершил полеты на озере Браччано и в Рим. За этим последовали более чем на 30 дирижаблей, из которых большая часть была использована в Первой мировой войне. Во время войны разработал специальный взрыватель для артиллерийских и зенитных орудий и вместе с Алессандро Гуидони создал первый гироскопический прибор для бомбы. В 1908 году основал Аэродинамический институт, который позже стал итальянским Центром развития авиационной техники. К 1914 году Крокко были построены три аэродинамических трубы, одна из которых позволяла разгонять поток до скоростей до 200 км/ч. В 1920 году ушел в отставку с действительной военной службы в звании полковника и занял пост Генерального директора и начальника отдела в Министерстве промышленности. В 1926 году стал профессором авиационной техники в университете Рима. В 1928 году возглавил технический отдел вновь созданного министерства авиации. В следующем годустал профессором университета в Риме, на кафедре технологии авиации общего назначения. Занимался разработкой твердотопливных ракет, в 1929 году спроектировал и построил первый в Италии жидкостный ракетный двигатель. Одним из первых начал (1932 год) работу с однокомпонентными топливами (горючее и окислитель объединены в одну химическую жидкость). В 1936 году был открыт центр развития авиационной техники в Гуидонии, названный в честь разбившегося там пионера авиации Алессандро Гуидони. С 1936 по 1945 и с 1948 по 1952 года был деканом факультета аэрокосмической инженерии в Университете Рима. В последние годы в университете работал в основном в области астрономии и ракетной тематики. Он сменил Луиджи Брольо. Глава школы аэронавтики Римского университета, выполнил исследования по механике высотного полета и конструкции летательных аппаратов. Запущенные в начале 1960-х годов итальянские спутники (по программе совместных работ NASA и Итальянской космической комиссии на американских ракетах-носителях), использовали его результаты. Крокко зарегистрировал в общей сложности более 50 патентов и опубликовал около 200 научных работ. Он был членом Национальной академии деи Линчеи и многих других академий наук в Италии и за рубежом. В 1951 году он основал итальянское ракетное общество. Умер в Риме 19 января 1968 года. Крокко занесен в Международный зал космической славы в Аламогордо, Нью-Мексико. Астероид (10606) и кратер на Луне названы в его честь. Был женат на баронессе Бике Пати-дель-Пирено, в браке имел семерых детей, в том числе Луиджи Крокко, инженера по авиа- и аэрокосмической технике, профессора в Риме и Принстоне.
Библиография: Устойчивость воздушных кораблей (перевод с итальянского). — Москва, 1927. — 42 страницы.
1877
Ли Гумбольдт Пеннингтон (Leigh Humboldt Pennington)
американский миколог, фитопатолог и физиолог растений. Ли Пеннингтон родился в городке Мейкон, штат Мичиган, США. Учился в Мичиганском университете, в 1907 году получил степень бакалавра искусств, после чего остался в университете для подготовки диссертации доктора философии, защищённой в 1909 году. С 1906 по 1909 год Пеннингтон работал в Мичиганском университете в должности ассистента. В 1909—1910 годах он являлся инструктором в Северо-Западном университете. Последующие четыре года Ли Пеннингтон преподавал в Сиракьюсском университете, сначала в звании доцента, затем — будучи профессором. С 1914 года Пеннингтон был профессором Нью-Йоркского лесоводческого колледжа штата, возглавлял отделение лесной ботаники. В 1929 году он, будучи на годичном отпуске, занимался исследованиями при поддержке Министерства сельского хозяйства. Пеннингтон скоропостижно скончался в Вашингтоне 21 апреля 1929 года. Пеннингтон был автором обработке рода Marasmius в 9-м томе монографии «Североамериканской флоры» под редакцией Натаниэля Лорда Бриттона.
Некоторые научные работы: Pennington, L.H. Marasmius // North American flora / ed. by N. L. Britton. — 1915. — Vol. 9(4). — P. 250—286.
Виды, названные в честь Л.Пеннингтона: Pholiota penningtoniana A.H.Sm. & Hesler, 1968; Polyporus penningtonii Speg., 1902; Puccinia penningtonii Syd., 1904.
Литература: Stafleu F. A., Cowan R. S. Taxonomic Literature : [англ.]. — Ed. 2. — Utrecht, Antwerpen, The Hague, Boston, 1983. — Vol. IV: P—Sak. — P. 155—156. — 1214 p. — ISBN 90-313-0549-9. — doi:10.5962/bhl.title.48631; T. S. P. Obituaries // The Auk : journal. — 1929. — Vol. 46, no. 3. — P. 427.
[554x700]
1878
Нараяна Менон Валлатхол (Narayana Menon)
индийский писатель и поэт. Писал на малаяльском языке, а также на санскрите. Родился в Ченнара (Керала), в богатой семье. Получил домашнее образование. Выступал как критик и историк литературы. Содействовал возрождению катхакали (одной из форм классического танца). Валлатхолу принадлежат свыше 70 книг (главным образом поэтических произведений). Многие его стихи посвящены национально-освободительному движению Индии («Детские подвиги Кришны», «Песня крестьянина», «Плач Индии» и др.), а также борьбе за мир («Ветер повеял», «Война будущего» и др.). Валлатхол прославил Октябрьскую революцию в России («Седьмое ноября») и установление народной власти в Китае (1949). Поэзия Валлатхола, согретая патриотическим пафосом, оказала большое влияние на развитие малаяльской литературы. Выполненные Валлатхолом переводы с санскрита («Рамаяна», 1905, «Шакунтала», 1946, «Ригведа», 1954) отмечены высоким мастерством. Выступая также как критик, историк литературы, он содействовал возрождению катхакали (одной из форм классич. танца), принимал участие в организации Академии искусств Кералы («Керала каламандалам», 1927). Летом 1951 года в составе большой делегации посетил СССР. Получил от правительства штата Мадрас звание поэта-лауреата. Находясь в СССР, написал цикл стихов «В России». Валлатхолу присвоены почетные звания махакави (великий поэт), кависатвабхауман (король поэтов) и др. умер 13 марта 1958 года. Сочинения в русском переводе: Валлатхол, Хариндранат Чаттопадхайя. Индийские стихи. Москва, 1954. Библиотека «Огонек» № 42.- 40 страниц; Индия говорит. Стихи индийских поэтов. Второе издание. Москва,1954. — Страницы 13-62; Избранное. Стихи, Москва, 1958.
Литература: Краткая литературная энциклопедия. Том 1. Москва, 1962.- Страница 840
[456x700]
1878
Дмитрий Николаевич Егоров
русский историк-медиевист, историк культуры, библиотековед, библиограф, ученик П.Г.Виноградова. Родился в городе Елец Орловской губернии, в семье учителя. Рано лишившись отца, сумел окончить московское Петропавловское училище и в 1895 г. стал студентом историко-филологического факультета Московского университета. В университете Егоров учился блестяще. После окончания преподавал в МГУ (1901-1911, 1917-1930 гг.) и других высших учебных заведениях. Д.Н.Егоров занимался вопросами германской истории. Собственно исторические и источниковедческие сюжеты теснейшим образом переплетались с проблемами историографии и библиографии. Первые печатные работы Егорова в этой сфере относятся к 1912 г. Он начал с рецензии на указатель начинающего немецкого историка П.Херре "Источники всемирной истории", в которой попытался сформулировать свою точку зрения на некоторые принципиальные вопросы, связанные с библиографической деятельностью. В отличие от многих русских ученых, занимавшихся библиографией и ратовавших за максимально полные библиографические справочники, Егоров понимал утопичность таких попыток в условиях XIX в. с его огромной печатной продукцией. Выход он видел в создании выборочной библиографической информации, подготавливаемой специалистами. Почти одновременно с рецензией на книгу П.Херре вышел в свет редактировавшийся Егоровым и посвященный художественной литературе по всеобщей истории рекомендательный указатель Д.Г.Зандберг "Историческая беллетристика в школе". К этому труду своей слушательницы с Высших женских курсов, ценному нетрадиционной тематикой, четко сформулированными принципами отбора и подробным раскрытием содержания отобранных произведений, Егоров написал предисловие. В 1913-1915 гг. под редакцией Егорова издан в трех выпусках обзор "Русская литература по всеобщей истории". Этот указатель был не простым перечнем "новинок", а "библиографией осведомительной с кратким освещением существенного и, если возможно, краткой же критической акцентировкой", что достигалось наличием при библиографических описаниях сжатых рефератов. С 1919 г. Егоров работал в библиотеке Румянцевского музея заведующим отделом всеобщей истории. В феврале 1921 г. он был назначен одним из трех членов главной администрации Румянцевского музея и вскоре стал заместителем директора, сохранив заведование отделом всеобщей истории. Когда директором Библиотеки имени В.И.Ленина стал крупный советский и партийный работник, известный историк партии В.И.Невский, Егоров был утвержден заместителем директора и членом правления библиотеки. Обследовавшая библиотеку в 1924 г. комиссия Наркомпроса высказала ряд ошибочных рекомендаций: в частности, она предлагала постепенно свернуть работу над систематическим каталогом и значительно сократить количество работающих в научных отделах специалистов-отраслевиков. Против этих предложений выступил Невский. Единственным членом правления, у которого он нашел поддержку, был Егоров. Наиболее полно Дмитрий Николаевич выразил свое отношение к проекту новой структуры библиотеки на заседании ученого совета 17 ноября 1925 г. Он отметил, что в проекте игнорируются силы научных отделов, которые всегда оказывали библиотеке значительную помощь в решении экстренных задач, и указал на отсутствие в проекте внимания к систематическому каталогу, на подготовку которого уже затрачены огромные усилия и который не сможет быть закончен предусмотренными проектом силами. В 1920-е гг. Егоров опубликовал ряд статей о состоянии библиотечного дела в СССР. Он справедливо связывал коренную "ломку" библиотек, осуществленную в Советском Союзе, со сложившейся в стране социальной, экономической и политической обстановкой, а крупные мероприятия в области советского библиотечного дела объяснял такими особенностями развития советских библиотек, как государственный характер их деятельности, общедоступность, неуклонный рост количества читателей и т.д. Особенно характерно для Егорова в этот период внимание к потребностям массового читателя, к проблемам учета и планирования осуществляемой в его интересах библиотечной работы. "Работники книгоиздательского дела дают книге прицел, книгоснабженцы мчат ее к этой цели, но лишь библиотеки могут учесть процесс подлинных попаданий. Отсюда первое и основное пожелание: постоянная и действенная связь и совместная работа книгоиздания, книгораспространения и библиотечного книгопотребления", - писал Егоров в пожеланиях первому Всесоюзному книгорторговому совещанию, подчеркивая необходимость согласованной работы всех звеньев доведения книги до читателя в интересах широчайших масс советских людей. В качестве заместителя директора Библиотеки имени В.И.Ленина Егорову пришлось принять самое близкое участие в разработке концепции функционирования библиотеки в связи с постройкой комплекса новых зданий. Суть концепции, получившей название "теории трех уровней", Егоров изложил авторам статьи в журнале "Красный библиотекарь". Согласно "теории" библиотека функционально делилась на три "вертикальных" и три "горизонтальных" части. "По вертикали" это образующие квадрат четыре библиотечных корпуса, один из которых предназначен для обработки литературы, другой - для ее хранения и два - для обслуживания читателей; "по горизонтали" - корпуса, предназначенные для читателей, на различных этажах которых должны удовлетворяться потребности различных читательских групп. Концепция, сформулированная Егоровым, во многом была утопичной и не получила практического применения во вновь построенных зданиях ГБЛ. Тем не менее эта система вызвала большой интерес библиотечной общественности, что наглядно проявилось во время поездки Егорова в Германию, Данию и Норвегию в июле-августе 1928 г. Основной целью командировки было изучение западноевропейских библиотек, особенно новых библиотечных зданий. Вместе с тем Егоров принял участие в проходившей 7-14 июня в Берлине Русской исторической неделе, в рамках которой выступил с докладами. Отчет Егорова показывает, что в Германии и других странах он провел очень большую работу, давшую ряд ощутимых результатов: оживление обмена изданиями, открытие межбиблиотечного абонемента между советскими и германскими библиотеками, укрепление связей между Библиотекой имени В.И.Ленина и научными библиотеками Берлина, Бреслау, Лейпцига. Отдавая много сил и энергии разработке библиотековедения, Егоров не прекратил библиографическую деятельность. В сотрудничестве с Д.Г.Зандберг он составил, например, обзоры немецкой и французской литературы по вопросам колониальной политики и колонизации с приложением подробной библиографии. В середине 1920-х гг. Егоров в сотрудничестве с другими работниками Ленинской библиотеки составил списки советской исторической литературы за 1926 и 1927 гг. для библиографического ежегодника Международного комитета исторических наук. В дальнейшем Егоров был отстранен от начатой им работы. Другой библиографический указатель, подготовленный на основе материалов отдела всеобщей истории - капитальная "Библиография Востока". При всех недостатках, отмеченных критикой, это издание стало ценным вкладом в советское востоковедение. Большое значение Егоров придавал универсальной библиографии научной литературы. В 1923 г. он разработал и представил в Совет по изучению производительных сил при Госплане СССР проект библиографирования научной литературы, согласно которому составление библиографии новой литературы по всем отраслям знания должно было осуществляться на базе фондов и справочного аппарата Библиотеки имени В.И.Ленина при организационном руководстве Госплана СССР. Проект Егорова принят не был, поскольку в середине 1928 г. Совнаркомом РСФСР была утверждена и начала свою деятельность комиссия по индексам научной литературы, ставившая перед собой аналогичные цели. Егоров стал экспертом этой комиссии. Во второй половине 1920-х гг. деятельность Егорова в области науки и культуры достигла расцвета. Он является действительным членом Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР, Ассоциации востоковедения при ЦИК РСФСР и ее ученого совета, Археографической комиссии Академии наук СССР, руководит Московской секцией Российской академии истории материальной культуры. 14 января 1928 г. Егоров был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Совершенно неожиданно судьба ученого круто переменилась. 30 августа 1930 г. он был арестован по сфабрикованному ОГПУ "делу Академии наук". После годичного тюремного заключения Егоров был выслан в Ташкент. Здесь он начал работать в Государственной публичной библиотеке Узбекской ССР, но здоровье ученого было подорвано. Умер Василий Иванович в Ташкенте 24 ноября 1931 года. В начале XX в. Дмитрий Николаевич Егоров отдыхал в Силламяэ. Н.М.Гершензон-Чегодаева пишет в своих воспоминаниях о Cилламяги: «Помню полурусскую, полуиностранную жизнь, эстонцев и немцев, чистенькие магазины и курзал, из которого неслись вечерами звуки вальсов. Помню некоторых жителей: высокую фрейлейн Брокгаузен - владелицу дач и доктора Барнеля, лечившего нас, маленького Оскара - сына мельника, нашего приятеля, хорошо помню многих дачников, Санкт-Петербургских мальчиков Петю и Никишу Полибиных в матросских костюмчиках и их бонну. Многих московских литераторов, ездивших в Силламяги. Жили там Вячеслав Иванов с семьей и историки Дмитрий Моисеевич Петрушевский, и Дмитрий Николаевич Егоров. У Егорова были дети постарше нас. Они любили тискать меня и затаскивать к себе на дачу. Я почему-то этого ужасно боялась. Боялась даже проходить мимо их дачи. Особенный страх внушал мне старший мальчик Андрюша, так, что потом все детство и юность я не любила имя Андрей. Не могла же я тогда знать, что моя судьба сольется с этим именем и оно будет таким близким, родным. В одно из этих двух лет в дачном обществе образовались два круга теннисистов и любителей городков. Теннисом заправлял Егоров, красивый и элегантный, в белых фланелевых брюках. Я любила ходить на теннис, смотреть на нарядных мужчин и дам, слушать очень нравившиеся мне возгласы "Аут", "Гейм" и т.д.»
Труды: Опыт библиографии всеобщей истории: [рецензия на книгу: Herre P. Quellenkunde zur Weltgeschichte: ein Handbuch.- Leipzig, 1910].// Русская мысль.-1912.- Книга 1.-Страницы 45-48 (пагина 3-я); Зандберг Д.Г. Историческая беллетристика в школе: опыт систематического критического указателя Часть 1 Всеобщая история / под редакцией [и со вступительной статьёй (страницы 3-5)] Д.Н.Егорова.-Москва: Товарищество скоропечатня А.А.Левинсон, 1912.-75 страниц. Отзывы: Вестник Европы.- Санкт-Петербург, 1913.- Книга 4.- Страница 436 (Н.Л.); Новости детской литературы.-1913.-№ 5; Русская литература по всеобщей истории: библиографический обзор / под редакцией [и с предисловием Д.Н.Егорова.-Москва; Санкт-Петербург:Русская мысль, 1913-1915.-Выпуски 1-3. Выпуск 1: (декабрь 1911-декабрь 1912 г.).-1913.-55 страниц. Выпуск 2: (декабрь 1912- декабрь 1913 г.).-1914.-55 страниц. Выпуск 3: (декабрь 1913- декабрь 1914 г.).-1915.-50 страниц; То же // Русская мысль.-1912.- ; Книга 5.- Страницы 170-182; Книга 8.- Страницы 287-297; Кн. 11.- Страницы 393-402; 1913.- ; Книга 2.- Страницы 61-74; ; Книга 6.- Страницы 230-244; ; Книга 10.- Страницы 383-396; 1914.- ; Книга 2.- Страницы 62-79; ; Книга 6.- Страницы 223-240; 1915.- ; Книга 2.- Страницы 20-40. Рецензия: Мезьер А.В.// Русская школа- Санкт-Петербург, 1914.-№7/8.-Cтраница 14; Русские новости по всеобщей истории: [январь-май 1915 г.] // Русская мысль.-1915.- ; Книга 6.- Страницы 15-28; То же.- Исторические известия.-1916.-№3/4.- Страницы 200-213; Русские новости по всеобщей истории: [июнь 1915-апрель 1917 г.] / [под редакцией и с предисловием Д.Н.Егорова] // Исторические известия.-1916.-№1.- Страницы 141-169; №2.- Страницы 173-189; №3/4.- Страницы 182-199.-1917.-№1.- Страницы 92-207; №2.- Страницы 201-217; [Алфавитный и систематический указатели к "Русским новостям по всеобщей истории" за 1915-1916 гг.] // Исторические известия.-1916.-№3/4.- Страницы 214-235; Германская историческая литература за 1920 и 1921 гг. // Задруга: Бюллетень книжного магазина.-Москва, 1921.- Страницы 6-8; Немецкая колониальная литература за 1914-1923 гг. // Труды Государственного колонизационного научно-исследовательского института.-Москва, 1924.-Том 1.- Страницы 365-383; Публичная библиотека имени Ленина // Новый Восток.-Москва, 1925.- ; Книга 8/9.- Страницы 387-389; Труды Первой конференции научных библиотек РСФСР, [7-12 декабря. 1924] / под редакцией Г.К.Дерман, Д.Н.Егорова [и другое].-Москва, 1926.-248 страниц; [Выступление с приветствием участникам конференции от имени Н.К.Крупской, 7 декабря]// Труды Первой конференции научных бибилиотек РСФСР.-Москва, 1926.- Страницы 25-26; [Выступление в прениях по докладу Ю.М. Соколова "Положение о научных библиотеках", 9 декабря.] // Там же.- Страницы 81-82; [Выступление в прениях по докладам Е.Ф. Проскуряковой "Методы работы современных научных библиотек", Н.В.Пигулевской "Выставки как метод библиотечной работы", Л.И.Олавской "Справочно-библиографическая работа как метод библиотечной работы", 10 декабря] // Там же.- Страница 161; [Выступление при закрытии конференции, 12 декабря] // Там же.- Страницы 212-213; Библиотечный отчет: тезисы к докладу// Вторая всероссийская конференция научных библиотек, 3-9 декабря 1926 г. в Ленинграде.-Ленинград, 1926.- Страница 12; Материал по докладу о Библиотечном отчете в частях статистической и литературной.-Москва: [Всесоюзная Ленинская библиотека], 1926.-11 страниц.- Автор в книге не указан; Французская колониальная и колонизационная литература за 1914-1924 гг. // Труды Государственного колонизационного научно-исследовательского института.-Москва, 1926.-Том 2.- Страницы 1-20.-Совместно с Д.Г.Зандберг-Кучугуренко; International bibliography of historical sciences…1926.-Washington: Intern. сom. of historical sciences, 1926 .-366 p; Публичная библиотека СССР имени В.И.Ленина // БСЭ.-[Издание 1-е].-Москва, 1927.-Том 6.- Санкт-Петербург. 160-163; Публичная библиотека Союза ССР имени В.И.Ленина // Газета о книге: однодневка Центральной книжной палаты РСФСР.-Москва, 1927.-5 мая.-Страница 11; Гарелин Н.Ф. // Читатель и писатель.-1928.-№3.- Страница 8; Гарелин Н.Ф. // Публичная бибилиотека СССР имени В.И.Ленина.-1928.-Сборник 1.- Страницы [I-IV]; X лет библиотечного строительства // Там же.-Москва, 1928.-Сборник 1.- Страницы 3-32.-Автор в книге не указан. Авторство установлено по отчету Д.Н. Егорова ученому секретарю Института истории РАНИОН (Архив Российской Государственной Библиотеки); То же.-Москва, 1927.- 24. Библиография Востока.-Москва: Научная ассоциация востоковедения при ЦИК СССР, 1928.-Выпуск 1: История.-300 страниц; То же.-Leipzig, 1972. Рецензия: Пурецкий В. // Известия.-1928.-15 июля; Л.Д. // Историк-марксист.-1928.-Том 10.- Страницы 254-256; Аршаруни А. // Правда Востока.-Ташкент, 1928.-28 июня; Тагиров Р. // Труд и хозяйство.-1929.-№3/4.-Страницы 142-144; Владиславлев И.В. Япония и другие страны Востока в буржуазной и советской библиографии // Советская библиография 1934.-№3/4.- Страница 107; Мсерианц Л. Ватиканская библиотека и архив // БСЭ: [ 1-е издание].-Москва, 1928.-Том 9.-Столбцы 82-83.-О редактировании Д.Н.Егоровым данной статьи: Архив Российской Государственной Библиотеки. Опись 14. Единиц хранения 2/16. 1927. Листов 11; [Приветствие от Библиотеки имени В.И.Ленина, 3 декабря 1926] // Труды Второй всероссийской конференции научных библиотек: стенографический отчет.- Ленинград, 1929.- Страница 15; [Выступление в прениях по докладам Б.П.Гущина "Кооперирование научных библиотек" и И.Б.Симановского "Система государственных библиотек СССР и формы их кооперации", 4 декабря 1926] // Там же.- Страницы 58-59; [Выступление в прениях по докладу С.Ф.Ольденбурга "О Парижской национальной библиотеке", 4 дек. 1926] // Там же.- Страницы 71-72; [Выступление в прениях по докладу И.И.Яковкина "Междубиблиотечный обмен", 6 декабря 1926] // Там же.- Страницы 309-311; Библиотечный отчет: доклад [ в первой секции съезда, 8 дек 1926] // Там же.- Страницы 110-116; [Заключительное слово по докладу "Библиотечный отчет", 8 декабря 1926] // Там же.- Страницы 128-130; [Пожелания к Первому всесоюзному книготорговому совещанию] // На книжном фронте.-1929.-№20/21.- Страница 63; Das Bibliothekswesen in der Union der Sozialistischen Sovet-Republiken // Aus der historischen Wissenschaft der Soviet-Union: Vortrдge ihrer Vertreter wдhrend der "Russischen Historikerwoche" veranstaltet in Berlin 1928 von der Deutschen Gesellschaft zum Studien Osteuropas.-Berlin, 1929.-S. 79-87; Russian Libraries since the Revolution // Libr. Rev.-London, 1930.-№14.-P. 329-332.-В Архиве Российской Государственной Библиотеки хранится машинописный экземпляр статьи на русском языке (Опись 22. Единиц хранения 239. Листы 179-191); Le developpement des bibliothиques en URSS // Primo congresso mondiale delle biblioteche e di bibliografia, Roma-Venezia, 15-30 giugno 1929.-Roma, 1931.-A. 7. Atti publicati...Vol. 4.-S. 260-263. То же.-Roma, 1932. (Взято из: Горяинов А.Н. " Тут и вся наша с вами работа…" (Д.Н.Егоров и В.И.Невский в их переписке) // Библиография.-2004.- №2.- Страницы 93-95). Воспоминания о Д.Н.Егорове: Готье Ю.В. Мои заметки. Москва, 1997 Егоров Дмитрий Николаевич (1878-1931) - историк, профессор Московского университета (с 1915) // Богословский М.М. Историография, мемуаристика, эпистолярия. Москва, 1987; Горяинов А.Н. Человек неукротимой энергии // Советская библиография.- 1991.- №2.- Страницы 49-59.
Литература: Н.М.Гершензон-Чегодаева. Первые шаги жизненного пути (Воспоминания дочери Михаила Гершензона). Москва : Захаров, 2000. страницы 15-19, 99, 104.
Источники: Горяинов А.Н. Человек неукротимой энергии // Советская библиография.- 1991.- №2.- Страницы 49-59.

1878
Хосе Москардо Итуарте (испанское имя — José Moscardó Ituarte)
испанский военный деятель, генерал-капитан, начальник обороны Алькасара. Родился в Мадриде. Москардо — профессиональный военный. Участвовал в колониальных войнах испанской монархии, служил на Филиппинах (1897—1898) и в Марокко (1909—1926). В 1929 году произведен в чин полковника и, как заслуженный ветеран, назначен директором школы для сирот в Толедо. В 1931 году, после свержения монархии, республиканские власти устроили в армии «чистку», в ходе которой многие офицеры, отличившиеся в колониальных войнах, были понижены в чинах. В результате, Москардо из полковников вновь стал подполковником. После выборов 1933 года, на которых победили правоцентристские силы, Москардо был восстановлен в чине полковника и назначен в 1934 г. военным комендантом Толедо. В 1936 году являлся начальником военной школы в Толедо и должен был представлять Испанию в качестве делегата на Олимпийских играх 1936 года в Берлине.
Начальник обороны Алькасара
18 июля 1936 года Москардо возглавил антиреспубликанский мятеж в Толедо (в рамках мятежа военных на всей территории страны под руководством Франсиско Франко и других генералов). Однако, республиканская милиция, имевшая подавляющее численное превосходство, вынудила Москардо и его сторонников занять оборону в Алькасаре — полукрепости-полудворце, находящемся на господствующей над городом возвышенности. В распоряжении Москардо оказалось 1300 мужчин (800 гражданских гвардейцев, 100 офицеров, 200 вооруженных активистов правых партий, 190 кадетов военной школы). Кроме того, в Алькасаре укрылись члены их семей — 550 женщин и 50 детей. Также в крепости находились заложники — гражданский губернатор Толедо с семьей и около ста левых активистов. Оборона Алькасара длилась 70 дней. Осаждённые страдали от нехватки продовольствия: его стало несколько больше после вылазки, в результате которой в соседнем зернохранилище удалось добыть две тысячи мешков зерна. Кроме того, в начале осады в Алькасаре находились 177 лошадей, которые также были использованы в пищу (исключая одного племенного жеребца). Вместо соли использовалась штукатурка со стен. В отсутствие священника погребальные обряды в крепости выполнял сам Москардо (по аналогии с капитаном корабля). На территории Алькасара демонстративно проводились парады, а в день Успения (15 августа) состоялась фиеста с танцами фламенко. В сентябре республиканцы активизировали боевые действия, и 18 сентября им удалось взорвать одну из башен крепости. 20 сентября стены Алькасара были залиты горючей жидкостью и забросаны гранатами, но это не причинило крепости большого урона. 25 сентября была взорвана ещё одна башня. Однако, к тому времени франкистские войска генерала Варелы уже находились на расстоянии 15 километров от Толедо. 27 сентября Толедо был взят франкистами, устроившими кровавую расправу над попавшими к ним в плен республиканцами, в том числе ранеными. 28 сентября состоялся торжественный въезд в город генерала Варелы, который принял парад защитников Алькасара. Москардо приветствовал генерала и сказал ему, что рапортовать не о чём — «Всё нормально». Оборона Алькасара во франкистской Испании была символом самоотверженного героизма. В 1939 году художник Игнасио Сулоага написал монументальную картину «Осада Алькасара». В настоящее время в крепости находится военный музей, несколько залов которого посвящены событиям 1936.
Полковник Москардо и его сын
Наиболее известным и трагическим эпизодом осады Алькасара стали события 23 июля. В этот день полковнику Москардо позвонил глава толедской милиции Кандидо Кабельо. Он потребовал от полковника сдачи Алькасара в течение десяти минут, пригрозив в случае отказа расстрелять находящегося в его руках сына Москардо — Луиса. Для подтверждения своих слов он передал последнему трубку. Состоялся следующий разговор.
«Сын: «Папа!» — Москардо: «Что там происходит, мой мальчик» — Сын: «Ничего особенного. Они говорят, что расстреляют меня, если Алькасар не сдастся». — Москардо: «Если это правда, то вручи свою душу Богу, крикни: „Да здравствует Испания!“ и умри как герой. Прощай мой сын, прими мой последний поцелуй.»
По другим сведениям, Москардо сказал сыну:
«Сын мой, умри за Бога и за Испанию!»
После этого трубку снова взял командир милиции, которому Москардо заявил: «Ваш срок ничего не значит. Алькасар никогда не сдастся!», после чего повесил трубку. Сын полковника был расстрелян.
Существуют и другие варианты этого разговора, отличающиеся незначительными деталями. Однако, республиканские деятели утверждали, что этого телефонного разговора быть не могло, так как телефонная связь между городом и Алькасаром была отключена ещё 22 июля. Они заявляли, что эта история — часть франкистской пропаганды в ответ на сообщения о плохом обращении в Алькасаре с республиканскими заложниками. Однако, бывший в сентябре 1936 года в Толедо Михаил Кольцов утверждал, что в кабинете губернатора Толедо был телефон для связи с Алькасаром — и это опровергает информацию об отключенном телефоне. Ведь у него в кабинете не снят телефон, прямой провод с Алькасаром! (…) Телефон оставлен «на случай пожелания мятежников сообщить о намерении сдаться». М.Кольцов, «Испанский дневник», 11 сентября.
В то же время республиканцы не отрицали самого факта расстрела сына Москардо.
Октябрь 1940 г. Германо-испанские переговоры. Москардо (в шинели) вместе с Суньером, Гиммлером, Вольфом, Далюге
После обороны Алькасара
После освобождения Толедо полковник Москардо был произведён в генералы и назначен командиром дивизии «Сориа», во главе которой участвовал в битве при Гвадалахаре. В 1938 — командир Арагонского армейского корпуса, воевал в Каталонии. После окончания гражданской войны был главой военного кабинета Франко (1939), командующим фалангистской милицией (1941), генерал-капитаном (командующим войсками) II и IV военных округов (Каталония и Андалузия). С 1939 — дивизионный генерал, затем генерал-лейтенант. Был президентом Олимпийского комитета Испании, прокурадором кортесов (депутатом парламента). Входил в состав Национального совета по образованию. Занимал почётный пост канцлера учреждённого Франко имперского ордена «Ярмо и стрелы» (Orden Imperial del Yugo y las Flechas — назван в честь древних символов Арагона и Кастилии). В 1944 г. отбил неудачную попытку республиканских партизан прорваться через Валь-д’Аран в Льейду. В 1948 году Франко присвоил Москардо титул графа Алькасара де Толедо (es:Conde del Alcázar de Toledo), что сделало его грандом Испании. С 1972 г. носителем титула является его внук Хосе Луис Москардо-и-Моралес-Вара-дель-Ре. Генерал умер в родном городе 12 апреля 1956 года и был погребен в самом Алькасаре, среди 124 погибших во время обороны франкистов. Посмертно ему было присвоено звание фельдмаршала (Capitan General).
Спортивная деятельность
Хосе Москардо был страстным футболистом. Был тренером испанской футбольной команды на Олимпийских играх 1948 г. (Лондон) и 1952 г. (Хельсинки). В 1947 г. по его настоянию футбольной команде Мадрида был возвращён традиционный красный цвет формы, который у команды отобрали в 1939 г., чтобы избежать ассоциаций с республиканцами.
Литература: Томас Х. Гражданская война в Испании. 1931—1939 гг. — Москва: Центрполиграф, 2003. — 573 страниц. — ISBN 5-9524-0341-7; Лампе фон А.А. Пути верных. — Париж, 1960. — 258 страниц.
[469x700]
1880
Андрей Белый (настоящее имя — Борис Николаевич Бугаев)
русский писатель, поэт, математик, критик, мемуарист, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом. Автор романов «Петербург», «Котик Летаев», «Серебряный голубь», поэм «Первое свидание» и «Глоссолалия», множества рассказов и стихотворений, цикла экспериментальных произведений «Симфонии» и мемуаров о литературных кругах эпохи Серебряного века. Родился в городе Москва, в семье Николая Васильевича Бугаева (1837—1903), декана физико-математического факультета Московского университета, и его жены Александры Дмитриевны, урождённой Егоровой (1858—1922). До двадцати шести лет жил в самом центре Москвы, на Арбате; в квартире, где он провёл детские и юношеские годы, в настоящее время расположена мемориальная квартира Андрея Белого. Бугаев-старший обладал широкими знакомствами среди представителей старой московской профессуры; в доме бывал Лев Толстой. Отец Андрея Белого был выдающимся математиком и философом-лейбницианцем.
[700x496]
Доска на доме по улице Арбат, 55, где родился и вырос Андрей Белый.
Отличался рассеянностью и чудачествами, из-за чего стал легендой среди московского студенчества. Был некрасив, в отличие от красавицы-супруги; неоднократно говорил — «Я надеюсь, что Боря выйдет лицом в мать, а умом в меня». Семья была недружной, её постоянно сотрясали ссоры и скандалы, свидетелем которых был маленький Боря. Семейные неурядицы произвели на ребёнка сильнейшее впечатление, которое было отражено и в его творчестве, в особенности — в его главном романе «Петербург». В период с 1891 по 1899 год Борис Бугаев обучался в московской гимназии Л.И.Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. Особое влияние на Бориса оказывали тогда Достоевский, Ибсен, Ницше. Здесь у него пробудился интерес к поэзии, в особенности к французским и русским символистам (Бальмонт, Брюсов, Мережковский). В 1895 году сблизился с Сергеем Соловьёвым и его родителями — Михаилом Сергеевичем и Ольгой Михайловной, а вскоре и с братом Михаила Сергеевича — философом Владимиром Соловьёвым. Под влиянием Соловьёвых молодой Бугаев стал интересоваться новейшим искусством, философией (прежде всего Шопенгауэром и буддизмом в интерпретации Шопенгауэра), оккультизмом. В 1899 году по настоянию отца поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. С юношеских лет пытался соединить художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. В университете он специализировался по зоологии беспозвоночных, изучал труды Дарвина, химию; при этом не пропускал ни одного номера «Мира искусства». Осенью 1899 года Борис, по его выражению, «всецело отдается фразе, слогу». В 1903 году он окончил физико-математический факультет университета, получив 28 мая диплом I степени. На следующий день умер его отец. В сентябре 1904 года он поступил на историко-филологический факультет; посещал семинары профессора С.Н.Трубецкого (по Платону) и профессора Л.М.Лопатина (по «Монадологии» Г.Лейбница). Увлёкся теоретической философией и точным знанием, но под влиянием Г.Риккерта пришёл к заключению, что точные науки не объясняют мир как целое: они ограничивают предмет познания и тем самым «систематизируют отсутствие познания»; а подлинная жизнь раскрывается не через научное познание, а через творческую деятельность, которая «недоступна анализу, интегральна и всемогущественна». Уже в 1905 году он прекратил посещать занятия, а в 1906 году подал прошение об отчислении и стал заниматься исключительно литературной работой.
Вхождение в круг символистов
В 1900 году Андрей Белый написал своё первое сочинение — «Северная симфония» (1-я, героическая), создав тем самым новый литературный жанр — литературную симфонию. В декабре 1901 года Белый знакомится со «старшими символистами» — Брюсовым, Мережковским и Зинаидой Гиппиус, которые публиковались в издательствах «Гриф» и «Скорпион». В 1902 выходит в свет «Симфония (2-я, драматическая)», и потом «Северная симфония» (1904) «Возврат» (1905) и «Кубок метелей» (1908). Тогда же Михаил Соловьёв предложил молодому писателю взять псевдоним «Андрей Белый». Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты». В 1904 году «аргонавты» собирались на квартире у Астрова. На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906 году вышли две книги этого сборника. В 1903 году Белый вступил в переписку с Александром Блоком, а через год состоялось их личное знакомство. С момента основания журнала «Весы» в январе 1904 года Андрей Белый стал тесно сотрудничать с ним. В 1904 году издан первый поэтический сборник «Золото в лазури», в который вошло знаменитое стихотворение «Солнце».
Карандашный набросок Леона Бакста
После мучительного разрыва с Блоком и его женой Любовью Менделеевой (неудачный роман с которой, по его мнению, предопределил всю его дальнейшую жизнь) Белый полгода жил за рубежом. В начале 1905 года Андрей Белый приехал к Мережковскому и Гиппиус в Петербург. Там он стал свидетелем первой русской революции, которую воспринял восторженно, но в событиях не участвовал. Конец осени и начало зимы 1906 писатель жил в Мюнхене, потом перебрался в Париж, где оставался до 1907 года. В 1907 году Андрей Белый вернулся в Москву, где работал в журнале «Весы» и сотрудничал с изданием «Золотое руно». В 1909 году стал одним из сооснователей издательства «Мусагет». В 1911 году совершил ряд путешествий через Сицилию — Тунис — Египет — Палестину (описано в «Путевых заметках»). В 1910 году Бугаев, опираясь на владение математическими методами, читал начинающим поэтам лекции о просодии — по словам Д.Мирского, «дата, с которой можно отсчитывать само существование русского стиховедения как отрасли науки». С 1912 года редактировал журнал «Труды и дни», основной темой которого были теоретические вопросы эстетики символизма.
Штейнерианство
В 1912 году в Берлине он познакомился с Рудольфом Штейнером, стал его учеником и без оглядки отдался своему ученичеству и антропософии. Фактически отойдя от прежнего круга писателей, работал над прозаическими произведениями. Когда началась Первая мировая война, Штейнер со своими учениками, в том числе и с Андреем Белым, находились в швейцарском Дорнахе, где начиналось строительство Гётеанума. Этот храм строился собственными руками учеников и последователей Штейнера. Перед началом Первой мировой войны А.Белый посетил могилу Фридриха Ницше в деревушке Рёккен под Лейпцигом и мыс Аркона на острове Рюген. В 1916 году Б.Н.Бугаев был вызван в Россию «для проверки своего отношения к воинской повинности» и окружным путём через Францию, Англию, Норвегию и Швецию прибыл в Россию. Жена за ним не последовала. Летом того же года литератора призвали на военную службу, но в сентябре дали отсрочку. Андрей Белый жил то в Подмосковье, то в Царском Селе под Петроградом.
После революции
Февральскую революцию воспринял восторженно. Ей он посвятил поэму «Христос воскрес» и сборник стихов «Звезда». После Октябрьской революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей. Как показывал в 1933 году на допросе в ОГПУ М.И. Сизов, в 1920 году вместе с Апполоном Карелиным Андрей Белый создал «Восточный отряд Тамплиеров Всемирного ордена Тамплиеров» (в других источниках его называют еще «Орден света») — законспирированную организацию, которая сочетала в себе элементы масонства и мистического анархизма. С конца 1919 года Белый задумывался о возвращении к жене в Дорнах; за границу его выпустили только в начале сентября 1921 года. Из объяснения с Асей стало ясно, что продолжение совместной семейной жизни невозможно. С октября 1921 по октябрь 1923 года жил в Берлине. «Белый — покойник, и ни в каком духе он не воскреснет», — писал в то время в «Правде» председатель Реввоенсовета Лев Троцкий. Владислав Ходасевич и другие мемуаристы запомнили его изломанное, скоморошеское поведение, «выплясывание» трагедии в берлинских барах. По свидетельству его знакомой Н.А.Северцевой-Габричевской, он очень любил танцы (особенно фокстрот и шимми) и великолепно танцевал, что продолжилось и после его возвращения в Москву в октябре 1923 года.
«Меня влечёт теперь к иным темам: музыка «пути посвящения» сменилась для меня музыкой фокстрота, бостона и джимми; хороший джозбэнд предпочитаю я колоколам Парсиваля; я хотел бы в будущем писать соответствующие фокстроту стихи.»
«Его фокстрот», — писала Марина Цветаева, — «чистейшее хлыстовство: даже не свистопляска, а (моё слово) христопляска».
Дом в Кучино, где жил поэт Андрей Белый
В марте 1925 года Андрей Белый снял две комнаты в Кучино в Подмосковье. Писатель умер на руках у своей жены Клавдии Николаевны 8 января 1934 года от инсульта — следствие солнечного удара, случившегося с ним в Коктебеле. Эта судьба была предсказана им в сборнике «Пепел» (1909):
«Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.»
[588x700]
Могила Андрея Белого на Новодевичьем кладбище Москвы
Осип Мандельштам откликнулся на известие о смерти Белого поэтическим циклом, начинающимся строками: «Голубые глаза и горячая лобная кость — Мировая манила тебя молодящая злость…» В газете «Известия» был опубликован некролог Белого за авторством Б.Л.Пастернака и Б.А.Пильняка, в котором Белый, не являвшийся центральной или значительной фигурой в складывавшейся советской литературе, трижды был назван «гением». Власти распорядились изъять его мозг и передать на хранение в Институт мозга человека.
Личная жизнь
В годы, когда символисты пользовались наибольшим успехом, Белый состоял в «любовных треугольниках» сразу с двумя собратьями по течению — Валерием Брюсовым и Александром Блоком. Отношения Белого, Брюсова и Нины Петровской вдохновили Брюсова на создание романа «Огненный ангел» (1907). В 1905 году Нина Петровская стреляла в Белого. Треугольник Белый — Блок — Любовь Менделеева замысловато преломился в романе «Петербург» (1913). Некоторое время Любовь Менделеева-Блок и Белый встречались в съёмной квартире на Шпалерной улице. Когда же она сообщила Белому, что остаётся с мужем, а его хочет навсегда вычеркнуть из жизни, Белый вступил в полосу глубокого кризиса, едва не закончившегося самоубийством. Ощущая себя покинутым всеми, он уехал за границу. По возвращении в Россию в апреле 1909 года Белый сблизился с Анной Тургеневой («Ася»), внучатой племянницей И.С.Тургенева. В декабре 1910 года она сопровождала Белого в путешествии по Северной Африке и Ближнему Востоку. Церемония бракосочетания состоялась в Берне 23 марта 1914 года. В 1921 году, когда писатель вернулся к ней в Германию после пяти лет пребывания в России, Анна Алексеевна предложила ему разойтись навсегда. Она осталась жить в Дорнахе, посвятив себя служению делу Рудольфа Штейнера. В октябре 1923 года Андрей Белый вернулся в Москву. 18 июля 1931 г. вступил в брак с антропософкой Клавдией Николаевной Васильевой (урожд. Алексеева; 1886—1970).
Творчество
Литературный дебют — «Симфония (2-я, драматическая)» (М., 1902). За ней последовали «Северная симфония (1-я, героическая)» (1904), «Возврат» (повесть, 1905), «Кубок метелей» (1908) в индивидуальном жанре лирической ритмизованной прозы с характерными мистическими мотивами и гротескным восприятием действительности. Войдя в круг символистов, участвовал в журналах «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно», «Перевал». Ранний сборник стихов «Золото в лазури» (1904) отличается формальным экспериментаторством и характерными символистскими мотивами. После возвращения из-за границы выпустил сборники стихов «Пепел» (1909; трагедия деревенской Руси), «Урна» (1909), роман «Серебряный голубь» (1909; отд. изд. 1910), очерки «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой» (1911). Итоги собственной литературно-критической деятельности, отчасти символизма в целом, подведены в сборниках статей «Символизм» (1910; включает также стиховедческие работы), «Луг зелёный» (1910; включает критические и полемические статьи, очерки о русских и зарубежных писателях), «Арабески» (1911). В 1914—1915 вышла первая редакция романа «Петербург», который является второй частью трилогии «Восток или Запад». В романе «Петербург» (1913—1914; переработанная сокращённая редакция — 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Роман широко признан в качестве одной из вершин прозы русского символизма и модернизма в целом. Первый в задуманной серии автобиографических романов — «Котик Летаев» (1914—15, отдельное издание. 1922); серия продолжена романом «Крещёный китаец» (1921; отд. изд. 1927). В 1915 Белый пишет исследование «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (Москва, 1917). Понимание Первой мировой войны как проявления общего кризиса западной цивилизации отражено в цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III. Кризис культуры», 1918). Восприятие животворной стихии революции как спасительного выхода из этого кризиса — в очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922). Также в 1922 году в Берлине публикует «звуковую поэму» «Глоссолалия», где, опираясь на учение Р. Штейнера и метод сравнительно-исторического языкознания, разрабатывает тему создания вселенной из звуков. По возвращении в Советскую Россию (1923) создаёт роман-эпопею «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом», «Маски»), пишет мемуары — «Воспоминания о Блоке» (1922—23) и мемуарную трилогию «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934).
Дарственная надпись Иосифу Сталину на титульном листе книги «На рубеже двух столетий», 1931 год
Среди последних работ Андрея Белого — теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и „Медный всадник“» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934), которые позволили В.В.Набокову назвать его «гением въедливости». Сокращённое изложение теоретических выкладок Белого о ритме русского стиха приведено Набоковым в приложении к переводу «Евгения Онегина» на английский язык («Заметки о стихосложении», 1964).
Влияние
«Даже его романы оставались чтением преимущественно интеллектуальной элиты. Это был "писатель для писателей" прежде всего, мэтр, изобретатель, изобретениями которого пользовались многие из русских романистов более молодых поколений. Язык его книг - это язык Белого, совершенно так же, как язык "Улисса" не английский, но язык Джойса.» — Евгений Замятин. Андрей Белый. Первая публикация: Andrey Belyi (1880—1934) // Slavische Rundschau. Bd. 6. № 2. S. 108—111; на русском языке; Лица. Страницы 73-80.
Стилистическая манера Белого предельно индивидуализирована — это ритмическая, узорчатая проза с многочисленными сказовыми элементами. По словам В.Б.Шкловского, «Андрей Белый — интереснейший писатель нашего времени. Вся современная русская проза носит на себе его следы. Пильняк — тень от дыма, если Белый — дым». Для обозначения влияния А.Белого и А.М.Ремизова на послереволюционную литературу исследователь использует термин «орнаментальная проза». Это направление стало основным в литературе первых лет советской власти. В 1922 году Осип Мандельштам призывал писателей к преодолению Андрея Белого как «вершины русской психологической прозы» и к возвращению от плетения словес к чистому фабульному действию. Начиная с конца 1920-х гг. беловское влияние на советскую литературу неуклонно сходило на нет. В 2000 году состоялось открытие мемориального музея Андрея Белого в доме, где писатель прожил первые двадцать шесть лет своей жизни. Интерес к творчеству Белого резко возрос с зарождением на Западе модернизма и постмодернизма, на что часто обращалось внимание отечественными и зарубежными критиками.
Андрей Белый, «Первое свидание», «Алконост», Петроград, 1921 год.
Произведения
Повести и романы: Серебряный голубь (роман, 1909); Петербург (роман, 1913, вторая редакция — 1922); Котик Летаев (роман, 1918); Крещёный китаец (роман, 1921); Записки чудака (повесть, 1922); Возвращенье на родину (отрывки из повести, 1922); Москва (роман-эпопея, 1926—1932). Рассказы: Рассказ № 2 (1902); Световая сказка (1903); Мы ждем его возвращения (1903); Аргонавты (1904); Куст (1906); Горная владычица (1907); Адам (1908); Йог (1918).
Поэмы: Глоссолалия (1917); Христос воскрес (1918); Первое свидание (1918).
Сборники стихотворений: Золото в лазури (1904); Пепел (1909); Урна (1909); Звезда (1919); Королевна и рыцари (1919); После разлуки (1922); Стихи о России (1922).
Симфонии: Северная симфония (1-я, героическая) (1900, первое издание — 1904); Симфония (2-я, Драматическая) (1902); Возврат. III симфония (1905); Кубок метелей. Четвертая симфония (1908).
Переводы на греческий язык: Αντρέι Μπέλι. Συμφωνία 1η και Συμφωνία του Βορρά [Андрей Белый. 1-я Симфония; 2-я Северная Симфония : перевод на греческий язык Д.Триантафиллидиса]. — Афины: Samizdat, 2020. — ISBN 978-618-5220-47-1; Αντρέι Μπέλι. Μετά το χωρισμό [Андрей Белый. После разлуки : перевод на греческий язык Д.Триантафиллидиса]. — Афины: Samizdat, 2018. — ISBN 978-618-5220-21-1; Αντρέι Μπέλι. Η τραγωδία της δημιουργίας - Ο Συμβολισμός - Η τέχνη του μέλλοντος [Андрей Белый. Трагедия творчества и другие эссе : перевод на греческий язык Д.Триантафиллидиса]. — Афины: Samizdat, 2016. — ISBN 978-618-81561-7-3.
Дом по адресу Арбат, 55, где находится Мемориальная квартира Андрея Белого, в которой он прожил первые 26 лет.
Память
В 2000 году в Москве, в доме на углу Арбата и Денежного переулка, где прожил свои первые двадцать шесть лет Борис Бугаев, была открыта «Мемориальная квартира Андрея Белого», филиал государственного музея А.С.Пушкина. 18 ноября 2005 года в микрорайоне Балашихи Кучино, в доме, где с сентября 1925 года по апрель 1931 года жил и работал поэт, был открыт мемориальный дом-музей Андрея Белого. 27 октября 2015 года напротив дома-музея поэта в Кучино, был установлен первый в России памятник поэту — бронзовая скульптура высотой около двух с половиной метров, авторы Сергей Ялоза и Наталия Базюк.
Адреса поэта в Петербурге: январь.1905 года — квартира Мережковского в доходном доме А.Д.Мурузи — Литейный проспект, 24; — февраль.1905 года — меблированные комнаты «Париж» в доходном доме П.И.Лихачёва — Невский проспект, 66; Декабрь 1905 года — меблированные комнаты «Париж» в доходном доме П.И.Лихачёва — Невский проспект, 66; апрель — август 1906 года — меблированные комнаты «Париж» в доходном доме П.И.Лихачёва — Невский проспект, 66; 12 февраля. — 21 марта 1917 года — квартира Р.В.Иванова-Разумника — Царское Село, Колпинская улица, 20; весна 1920 — октябрь 1921 — доходный дом И.И.Дернова — улица Слуцкого, 35 (с 1918 по 1944 год так называлась Таврическая улица).
Литература: А.Белый, Э.Метнер. Андрей Белый и Эмилий Метнер. Переписка. 1902–1915 / публикация и комментарии А.В.Лаврова. — Москва: Новое литературное обозрение, 2017. — ISBN 978-5-4448-0870-2;. Белый Андрей // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Гармаш, Л.В. Танатологические мотивы в прозе русских символистов: монография / ХНПУ имени Г.С.Сковороды. Харьков: Щедрая усадьба плюс, 2015. 311 страниц; Гармаш, Л.В. Художественное своеобразие симфоний Андрея Белого: диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Харьков, 2000. 194 страницы; Дёмин В.Н. Андрей Белый. — Москва: Молодая гвардия, 2007. — 413 с. (Жизнь замечательных людей); Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». Ленинград : Советский писатель, 1988. 416 страниц; Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [перевод с немецкого.]. — Москва : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491 страница. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-8334-0019-8; Кедров К.А. Многоочитая сфера Андрея Белого // Поэтический космос. — 1989 (то же: Метаметафора, 1999; Параллельные миры, 2002; Метакод, 2005); Кожевникова Н.А. Язык Андрея Белого. — Москва: Институт русского языка Российской Академии Наук, 1992. — 256 страниц; Лавров А.В. Белый Андрей // Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь, главный редактор П.А.Николаев, Том 1: А — Г. — Москва, 1992. — С. 225—230; Мочульский К.В. Андрей Белый. — Москва: Водолей, 1997. — 254 страниц; Никитин В.А. Белый // Православная энциклопедия. — Москва, 2002. — Том IV : «Афанасий — Бессмертие». — Страницы 565-571. — 752 страницы. — 39 000 экземпляров. — ISBN 5-89572-009-9; Переписка Андрея Белого и Вячеслава Иванова // Русская литература. 2015. № 2; Полянская М. Foxtrot белого рыцаря. Андрей Белый в Берлине. — Санкт-Петербург: Деметра, 2009. — ISBN 978-5-94459-030-5; Свасьян К.А. Белый // Новая философская энциклопедия : в 4 томах / председатель научно-редакционного совета В.С.Стёпин. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва : Мысль, 2010. — 2816 страниц; Смерть Андрея Белого (1880—1934): Сборник статей и материалов, документы, некрологи и письма, дневники, посвящения, портреты / Составители М.Л.Спивак, Е.В.Наседкина. — Москва: Новое литературное обозрение, 2013. — 968 страниц. — (Критика и эссеистика). 1000 экз., ISBN 978-5-4448-0114-7; Сотникова Н. Кучинский отшельник // Балашиха в очерках и зарисовках (К 300-летию Российской прессы) / Авторский коллектив; Научный консультант С.Нелипович. — Москва: АСТ, 2003. — Страницы 138—144. — 192 страницы. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-17-019096-4; Спивак М. Андрей Белый — мистик и советский писатель. — Москва: РГГУ, 2006. — 578 страниц. ISBN 5-7281-0758-3; Томсинов В.А. Белый Андрей // А.Ю.Андреев, Д.А.Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — Страница 63. — ISBN 978-5-8243-1429-8; Щербак Н. «Не осуди мое молчанье». Андрей Белый // Щербак Н. Любовь поэтов серебряного века. Москва: Астрель, Санкт-Петербург: Астрель-СПб, 2012. Стрвницы 23-34.