• Авторизация


26 октября родились... 26-10-2025 07:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Leo Reinisch (459x700, 250Kb)
1832
Лео Райниш (немецкое имя — Leo Reinisch; полное имя — Симон Лео Райниш, Simon Leo Reinisch)
австрийский египтолог и африканист, педагог, основоположник австрийской египтологии и эфиопистики, один из пионеров описания кушитских языков. Родился в коммуне Остервиц. Образование получил в Венском университете на факультете классической филологии. С 1884 года являлся членом Австрийской академии наук. В 1935 году имя Лео Райниша присвоено одному из переулков города Вена в районе Дёблинга (Райнишгассе), с 1938 по 1947 переулок носил имя Юлиуса Лангбена. Умер в Мариа-Ланковиц 24 декабря 1919 года. Работы: Ägyptische Chrestomathie, 2 Bände, 1873/1875; Die Afar-Sprache, 3 Bände, 1886-1887; Die Bilin-Sprache, 2 Bände, 1887; Die Sprachen von Nordost-Afrika, 3 Bände, 1874-1879; Die Nuba-Sprache, 2 Bände, 1879; Die Saho-Sprache, 2 Bände, 1890; Die Somali-Sprache, 2 Bände, 1900/1902

1833
Иван Карлович Вагнер
российский медик, педагог, заслуженный профессор анатомии Харьковского университета, доктор медицины (1858). Действительный статский советник (1891). Основатель анатомического театра в Харькове. Родился в Риге. Выпускник Дерптского университета 1857 года. Получил звание доктора медицины. Работал сперва прозектором, позже приват-доцентом анатомии в том же университете. Читал лекции в Дептском университете по сравнительной анатомии мозга позвоночных животных и человека. В 1864 году был избран доцентом на кафедру патологической анатомии медицинского факультета Харьковского университета; с 1868 года — экстраординарный, с 1871 — ординарный, а с 1888 года — заслуженный профессор Харьковского университета. Служил в Харьковском университете более 27 лет, из них 24 года профессором анатомии. При нём в 1887 году был выстроен новый анатомический театр на Сумской улице. Дважды побывал в научных командировках за рубежом, посещал восточные и южные губернии России для изучения и развития вопроса прививки чумы рогатому скоту. Его помощниками были прозектор И.Вилкомирский (до 1874) и М.Попов (1874—1888). Среди его учеников — В.К.Высокович. Умер в Харькове 6 января 1892 года. Избранные труды: «De partibus mammalium os temporum constituentibus» (Дерпт, 1858); «Ueber den Ursprung des Sehnerven» (Дерпт, 1862); «Ueber einen theilweise doppelten Centralcanal im Rückenmarke des Menschen. Archiv v. Reichert u. Dubois Reymond» (1875); «O шейном ребре» («Протоколы медицинской секции Общества опытных наук», 1872); «Очерк анатомии человека» доктора Генле, перевод Вагнера и Попова (Харьков, 1881, текст и атлас). Награды: Орден Святого Владимира III и IV степеней; Орден Святой Анны II степени; Орден Святого Станислава II степени с императорской короной. Литература: Вагнер, Иван Карлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

ThomasMBowen (466x700, 98Kb)
1835
Томас Мид Боуэн (Thomas Mead Bowen)
губернатор территории Айдахо в 1871 году, сенатор от штата Колорадо в 1883—1889 годы. Томас Боуэн родился близ города Берлингтона в инкорпорированной территории Мичиган (ныне Айова). Начальное и высшее образование получал в городе Маунт-Плезант. Боуэн выбрал специальность адвоката и в 1853 году получил право адвокатской практики в суде. В 1856 году переехал в округ Уэйн и в том же году стал членом палаты представителей Айовы. В 1858 году Боуэн переехал в Канзас. Во время гражданской войны принимал участие на стороне армии Союза в ранге капитана, окончив войну полковником, вскоре получив временное звание бригадного генерала. После войны Боуэн поселился в Арканзасе, где в 1866 году стал президентом конституционного конвента штата. В 1867—1871 годы он занимал должность судьи верховного суда Арканзаса. В 1871 году президент США Грант назначил Боуэна губернатором территории Айдахо, последний находился в этой должности лишь без малого 5 месяцев: с 19 апреля по 15 сентября, поскольку своеобразный ландшафт штата пришёлся ему не по душе: <…> как только нашему взгляду предстали земли к северу от Большого Солёного Озера, мы с женой решили вернуться на восток. Мне никогда в жизни не встречалось столько невозделанной земли. Оригинальный текст Боуэн вернулся в Арканзас, но уже в 1875 году переехал в территорию Колорадо и там продолжил адвокатскую практику. После придания в 1876 году территории Колорадо статуса штата Боуэн был назначен судьёй четвёртого судебного округа и проработал в этой должности до 1880 года. В 1882 году он был избран членом Палаты представителей штата, но вскоре ушёл с этого поста. С 4 марта 1883 года по 3 марта 1889 года Томас Боуэн занимал должность сенатора от штата Колорадо. Будучи сенатором, Боуэн находился в должностях председателя комитета по законам, готовым к подписанию и комитета по добыче полезных ископаемых. Боуэн скончался в городе Пуэбло (штат Колорадо, США) 30 декабря 1906 года.

1838
Дмитрий Отиевич Микеладзе (грузинское имя — დიმიტრი მიქელაძე)
князь, генерал-майор, герой русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Образование получил в частном учебном заведении. В военную службу вступил 24 мая 1860 года юнкером в Севастопольский пехотный полк. 29 мая 1863 года был произведён в прапорщики и в конце того же года назначен в новосформированный Кубинский пехотный полк. В том же году Микеладзе принимал участие в завершающих походах графа Евдокимова по покорению Западного Кавказа. Продолжая службу в кавказских войсках Микеладзе последовательно получил чины подпоручика (3 января 1867 года), поручика (30 сентября 1867 года) и штабс-капитана (22 сентября 1871 года). В 1877—1878 годах князь Микеладзе с отличием участвовал в кампании против турок на Кавказе и был награждён орденами Святой Анны III степени с мечами и бантом (в 1878 году), Святого Станислава II степени с мечами (в 1879 году) и Святого Георгия IV степени (2 апреля 1879 года). Как было сказано в официальном донесении: «При штурме позиции Деве-Бойну капитан Микеладзе с вверенною ему ротою, не обращая внимания на сильнейший перекрёстный ружейный и картечный огонь, с редким самоотвержением и образцовою распорядительностью бросился вперёд, опрокинул прикрытие левой турецкой батареи на Узун-Ахмете, взял с боя одно неприятельское дальнобойное орудие и захватил при этом одиннадцать человек пленных. Затем, вступив во время самого боя в командование батальоном, по случаю выбытия за ранами командира его, он нанёс вместе с другими полное поражение неприятелю, перешедшему в наступление и обратил его в беспорядочное бегство.» Также он 9 апреля 1878 года был произведён в капитаны. Продолжая службу в Кубинском полку князь Микеладзе 1 января 1887 года получил чин подполковника и 26 ноября 1898 года — полковника. 22 мая 1901 года он был назначен командиром 3-го Кавказского стрелкового батальона и на этой должности находился до 16 марта 1906 года, когда был произведён в генерал-майоры и назначен комендантом крепости Аббас-Туман и начальником Аббас-Туманского госпиталя. В 1908 году вышел в отставку. Скончался князь Микеладзе 13 января 1910 года. Награды: Орден Святой Анны III степени (1878), Орден Святого Станислава II степени (1879), Орден Святого Георгия IV степени (1879), Орден Святого Владимира IV степени (1888), Орден Святой Анны II степени (1888), Орден Святого Владимира III степени (1903). Его брат Алмасхан был генерал-лейтенантом и за отличие в русско-турецкой войне 1877—1878 годов также имел орден Святого Георгия IV степени. Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. Л—Я. Москва, 2009; Гизетти А.Л. Сборник сведений о георгиевских кавалерах и боевых знаках отличий кавказских войск. Тифлис, 1901 на сайте Руниверс; Гогитидзе М. Грузинский генералитет (1699—1921). Киев, 2001; Список генералам по старшинству. Составлен по 1 июля 1906 года.

1837
Кристофер Эйххорн (шведское имя — Christoffer Eichhorn)
шведский библиотекарь, историк литературы и искусства. Родился в Стокгольме, в семье пивовара. Среднее образование получил в стокгольмских школах, в 1851 году поступил в Стокгольмскую гимназию, в 1855 году — в Уппсальский университет. С 1864 года работал в Королевской библиотеке, с 1877 года будучи её главным секретарём, в 1881 году был назначен смотрителем коллекций Национального художественного музея. Был одним из основателей Шведского археологического общества, сотрудничал в ряде научных журналов, много писал по истории литературы, искусства и культуры, стоял за развитие художественной промышленности. Умер 3 декабря 1889 года. Основные труды: «Svenska Studier» (1869—1871); «Svenska Byggnadskonsten» (1871); биографии Эренсверда (1866), Стагнелиуса (1868) и Сомелиуса (1867) и других писателей.

Carl_Koldewey_-_Carl_Weber_Weber_Carl_btv1b8453314f (469x700, 193Kb)
1837
Карл Кольдевей (немецкое имя — Carl Koldewey)
немецкий путешественник. Родился в коммунеа Бюккен коммуна, земля Нижняя Саксония, Германия. Образование закончил в Ганноверском политехникуме и в Гёттингенском университете (1867). В 1868 по поручению Петермана встал во главе первой германской экспедиции к Северному полюсу, которую описал в «Die erste deutsche Nordpolar-Expedion» (в «Mittielungen» Петермана, 1871). В 1869 он совершил второе путешествие к Северному полюсу. Назначенный в 1871 ассистентом в гамбургской морской обсерватории, он под руководством Дове обработал метеорологические и гидрографические результаты этого путешествия в «Die zwete deutsche Nordpolarfahrt» (1873—1879). При организации имперской морской обсерватории в Германии Кольдевей был назначен начальником второго отделения. Его труды печатались в «Annalen der Hydrographie und maritimen Meteorologie» и в изданиях императорской обсерватории. Умер в Гамбурге 17 мая 1908 года. Литература: Кольдевей, Карл // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Комаров (563x700, 328Kb)
1838
Виссарион Виссарионович Комаров
русский журналист и общественный деятель, участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг., полковник русской и генерал сербской армий. Воспитывался во 2-м кадетском корпусе, по окончании которого в 1857 году был произведён в офицеры и назначен на службу в Самогитский гренадёрский полк. В 1861 году окончил Императорскую военную академию и по переводе в Генеральный штаб был назначен состоять при военно-учебном отделении штаба военно-учебных заведений. В 1863—1864 годах Комаров последовательно состоял для особых поручений при Виленских генерал-губернаторах M.H.Муравьеве и К.П.Кауфмане. В 1865 году на Комарова было возложено по Высочайшему повелению составление сборника сведений о Польском мятеже 1863 г., для чего он объехал весь западный край. В 1867 году Комаров был назначен состоять для особых поручений при штабе Московского военного округа, а в 1870 году — начальником штаба 37-й пехотной дивизии.
КомаровKomarov_Vissarion (534x700, 186Kb)
В.В.Комаров
Всё это время Комаров принимал самое деятельное участие в современной ему периодической печати, регулярно публикуясь на страницах «Русского инвалида», «Военного сборника», «Голоса» и «Московских ведомостей». В 1871 году Комаров решил всецело отдаться публицистической деятельности и вышел в отставку в чине полковника. Вместе с М.Г.Черняевым и Р.А.Фадеевым он основал в Санкт-Петербурге газету «Русский мир», в которой было уделено много места военным вопросам, причём газета эта стала в явную оппозицию военным реформам Д.А.Милютина. Славянское движение на Балканах в 1875 году захватило Комарова: он отправился в Сербию, вступил в ряды сербской армии, с началом военных действий её против Турции в 1876 году занял место начальника штаба сербской Тимоко-Моравской армии. За победу над турками под Шуматовицами Комаров получил чин генерала сербской армии, которую оставил лишь за 7 дней до Джунисского боя, приняв участие в 23 боях этой кампании. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Комаров состоял при русской армии на Дунае, находился при Плевны и в походе за Балканы. Вернувшись в Россию, Комаров принял на себя редактирование «Санкт-Петербургских ведомостей» (в 1877—1883 годах). При нём, по словам журналиста В.О.Михневича, газета «не имела ни таланта, ни своей мысли, ни физиономии, ни содержания, ни читателей» и была прозвана «старушечьими ведомостями». Одновременно, с 1 января 1882 года, Комаров стал издавать свою недорогую ежедневную народную газету «Свет», которую и вёл до конца жизни. В 1886—1891 годах Виссарион Виссарионович издавал журнал «Звезда», а в 1889—1891 годах — «Славянские известия», в 1902—1906 годах он был также издателем журнала «Русский вестник». В то же время Комаров нёс разнообразные обязанности общественного деятеля по городскому и земскому самоуправлению, а в 1901 году стал одним из учредителей первого русского политического клуба «Русское собрание». Виссарион Виссарионович Комаров умер 3 января 1908 года. Как патриот, убежденный монархист, Комаров много послужил делу объединения славян, упрочению связи их с Россией и пользовался широкой популярностью как в России, так и в заграничном славянском мире. У Комарова было три брата: Александр, Дмитрий и Константин. Источники: Комаровы // Военная энциклопедия : [в 18 томах.] / под редакцией В.Ф.Новицкого [и другие]. — Санкт-Петербург ; [Москва] : Типография товарищества И.Д.Сытина, 1911—1915; Комаров В.В. // Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества

1840
Виктор Доримедонтович Фартусов
русский художник, иконописец, писатель, академик. Родился в Москве, в семье московского цехового резчика по дереву Д.Ф.Фартусова и с детских лет обучался резному мастерству под руководством своего отца. Учился в воскресных классах при Строгановском училище, после чего в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1858-68 году; «записан на имя» члена Московского художественного общества А.А.Бруни) у С.К.Зарянко, Е.С.Сорокина. За картину «Поселянин благодарит преподобного Сергия за воскрешение сына» (1869 год) Виктор получает звание классный художник III степени, в 1870 он пишет две иконы для церкви святой Софии Премудрости Божией в Москве: «Всех скорбящих радость» и «Сошествие Святаго Духа», и за них получает звание классного художника II степени, 1873 — классного художника I степени за картину «Жёны-Мироносицы у Гроба Спасителя». Участвовал в написании икон для храма Христа Спасителя в Москве. Академик исторической живописи (с 1883, за живописные работы для храма Христа Спасителя). Действительный член Церковно-археологического отдела Московского общества любителей духовного просвещения. Написал иконы «Сошествие Святого Духа» и Богородицы «Всех Скорбящих Радость» для церкви Святой Софии Премудрости Божией в Москве. Для Московского педагогического музея выполнил модели Ноева Ковчега, Скинии Моисеевой, 1-го и 2-го Иерусалимских храмов, храма Гроба Господня в Иерусалиме, Силоамской купели. Участвовал в реставрации Благовещенского собора Московского Кремля (1882-1885).
В 1902 году разработал проект реформирования школы иконописцев при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. По мнению Фартусова, для занятий иконописью «лучше выбирать таких, которые, будучи не глупыми, почему-либо к наукам ленивы и малоспособны, но зато по природной наклонности и их любви к искусству чертили разнообразные рисунки и увлекались этим». Из литературной деятельности наиболее известна фундаментальная работа Фартусова «Руководство к писанию икон святых угодников Божиих. Пособие для иконописцев», изданная в 1910 году, которая содержит подробные указания по написанию образов святых угодников Божиих согласно канонам, основанным на исторических и археологических сведениях. Умер не ранее 1914 года. Семья: Отец — Доримедонт Филиппович Фартусов, был крепостным крестьянином ярославского помещика Шувалова и впоследствии был вольноотпущенным; московский цеховой резчик по дереву; Брат — Михаил Дормидонтович Фартусов, живописец; Сын — Алексей Викторович Фартусов (? — 1929), художник, захоронен на Новодевичьем кладбище; Правнук — Фёдор Алексеевич Фартусов (1926—1994), режиссёр. Труды: Об изображениях Воскресения Христа, явления Спасителя Жёнам-Мироносицам, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. Реферат, читанный 17 апреля 1901 в заседании Церковно-археологического отд. при Обществе любителей древней письменности. — Москва, 1901; Что желательно для поднятия современного иконописания. — Москва, 1901; По вопросу о наблюдении за иконописанием // Московские церковные ведомости, 1901, № 8; Об изображениях Благовещения Пресвятой Богородицы и посещении ею Елизаветы. Реферат.. в заседании ЦАО при ОЛДП // Там же, 1901, № 16; Из жизни иконописцев. — Москва : типо-литография Г.И.Простакова, 1902; Об изображении на иконе отроков вавилонских: Анании, Азарии и Мисаила [Текст] : читано в заседании Церковно-археологического отдела 27 сентября 1906 г Москва : Типолитография И.Ефимова, 1906; Изображения священных событий Библии и церковной истории Москва, 1910; «Руководство к писанию икон святых угодников Божиих. Пособие для иконописцев». — Москва, 1910. часть 1 (Сентябрь — Февраль), часть 2 (Март — Август); Описание моделей Ноева ковчега, скинии Моисеевой, первого и второго иерусалимских храмов, купели при Втором храме, гроба господня и вертепа Вифлеемского Москва : Городская типография, 1914.

Theodor_Ritter_von_Oppolzer_-_(...)Kroh_Carl_btv1b84529643_(cropped) (552x700, 219Kb)
1841
Теодор Оппольцер (немецкое имя — Theodor Egon Ritter von Oppolzer)
австрийский астроном. Родился в Праге, в 1865 окончил Венский университет. С 1875 — профессор там же. Член Венской Академии наук (1882), член Национальной академии наук США (1883). Основные труды в области определения орбит комет и планет, изучения солнечных и лунных затмений, теоретической астрономии, геодезии и гравиметрии. В 1880—1882 опубликовал двухтомный «Курс определения орбит комет и планет». В «Каноне затмений» (1887), явившемся результатом почти двадцатилетнего труда, вычислил элементы 8000 солнечных и 5200 лунных затмений за период с 1207 до нашей эры до 2163 нашей эры. В основу фундаментального исследования была положена теория движения Луны, развитая П.А.Ганзеном, а затем преобразованная Оппольцером. «Канон затмений» важен не только для астрономии, но и для истории и хронологии. Он позволил уложить в единую временную сетку многие события древней истории, расшифровать летосчисления древних цивилизаций Востока (Египта, Ассирии, Индии и Китая), уточнить теорию движения Луны, исследовать вековое замедление вращения Земли.
[700x326]
Написал две крупные работы: о проекте новой теории движения Луны и по исследованию астрономической рефракции. В 1873 возглавлял в Австрии работы, связанные с градусными измерениями, проводившимися в Европе. Организовал работы по определению долгот более 40 пунктов и принимал участие в них. В 1884 выполнил абсолютное определение ускорения силы тяжести, послужившее основанием так называемой венской системы относительных определений ускорений силы тяжести. Умер в Вене 26 декабря 1886 года. В его честь Ю.Пайер в 1874 г. назвал мыс на острове Мак-Клинтока, Земля Франца-Иосифа. В его честь назван кратер на Луне и астероид № 1492. Кроме того, астероид № 237 Целестина назван в честь его жены и астероиды № 153 Хильда и 228 Агата названы в честь его дочерей. Сочинения: Lehrbuch zur Bahnbestimmung der Kometen und Planeten, Bd 1-2, Lpz., 1880-1882; Canon der Finsternisse, ., 1887.Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы. Биографический справочник — Киев: Наукова думка, 1986.

[536x700]
1841
Жозе (Джузеппе) Фонтана (португальское имя — José Fontana)
деятель португальского рабочего движения, публицист. Родился в Каббио (Тессин, Швейцария). По национальности итальянец. Рабочий, затем служащий библиотеки. Один из создателей секции 1-го Интернационала в Португалии, член Португ. федерального совета Интернационала (1872–1873), организатор и секретарь "Рабочего братства" – первой массовой организации португальских рабочих, редактор газеты "Пенсаментососиал" ("О Pensamento social", 1872–1873). Находился под влиянием мелкобуржуазного социализма, которое преодолевал под воздействием К.Маркса, Ф.Энгельса и П.Лафарга (Фонтана с ними переписывался). Пропагандировал отдельные положения научного коммунизма, выступал за создание самостоятельной пролетарской партии в Португалии. Умер в Лисабоне 2 сентября 1876 года.

[503x699]
1842
Василий Васильевич Верещагин
крупнейший художник-баталист Родился в Череповце, в семье помещика. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Санкт-Петербургский морской кадетский корпус. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу Санкт-Петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником. В 1860 году, блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Начались трудные годы жизни. Верещагин упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин - "Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом". В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы "на свободе и просторе на интересных предметах учиться". Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа. В 1866 году, живя на берегу Шексны в селе Любец, Верещагин мог видеть тяжелый труд бурлаков. Он задумал создать большую картину, в которой хотел показать безысходную долю бедного люда в царской России. Верещагин выполнил эскиз картины, написал несколько этюдов, но закончить работу не удалось. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. "Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал...", - писал художник. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. В 1869-1870 годах Верещагин вновь предпринимает поездку в Туркестан: знакомится с этой своеобразной страной, изучает нравы и обычаи феодального Востока; в результате создает большую серию картин о Средней Азии. Экзотика солнечного Востока, нарядные и яркие костюмы не заслонили от художника-гуманиста нищету и бесправие народа. Так появились картины: "Нищие в Самарканде" (1870, Государственная Третьяковская Галерея), "Опиумоеды" (Государственный музей искусств Узбекистана), "Продажа ребенка-невольника" (1872, Государственная Третьяковская Галерея), "Самаркандский зиндан" (Государственный музей искусств Узбекистана), "Узбекская женщина в Ташкенте" (1873, Государственная Третьяковская Галерея) и многие другие. Художник свободно владеет кистью, и звучные, насыщенные краски передают знойное южное небо, весеннюю зеленую степь, прохладу горных вершин, покрытых снегом, сложнейшую орнаментацию древних построек Самарканда... Центральное место в этой серии занимают батальные полотна, именно они имели большой успех и в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина. Уже в самых ранних полотнах художник выступил с протестом против захватнических войн, с обличением тех, по чьей вине гибли люди. Антимилитаристский характер произведений - результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. "Солдаты Верещагина, - писал В.В.Стасов, - это все тот же народ, только... носящий мундир и ружье". В картине "У крепостной стены. Пусть войдут" (1871, Государственная Третьяковская Галерея) в напряжении ожидают боя русские солдаты. Суровы их лица, в позах твердая решимость. В картине "Вошли" - то же место в крепости, но после боя. Ряд батальных полотен объединен в серию, где художник развивает мысль о жестокости феодальных владык, дикости порядков, о героизме и мужестве русских солдат: "Высматривают" (1873, масло), "Нападают врасплох" (1871, Государственная Третьяковская Галерея), "Представляют трофеи" (1872, Государственная Третьяковская Галерея), "Торжествуют" (1872, Государственная Третьяковская Галерея) и "Апофеоз войны" (1871-1872, масло. В полотне "Апофеоз войны" на фоне разрушенного войной города и обугленных деревьев - пирамида из человеческих черепов. Первоначально замысел картины был связан с именем среднеазиатского завоевателя конца XIV - начала XV века Тамерлана, войска которого оставляли после себя такие пирамиды. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. Руины, черепа, пустыня во все времена воспринимались как символ смерти и разрушения, и Верещагин делает надпись на раме: "Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим". "Апофеоз войны" - суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. "Я не знаю, - писал И.Н.Крамской о Верещагине, - есть ли в настоящее время художник ему равный не только у нас, но и за границей...". Смелые обличительные картины вызвали враждебное отношение к художнику реакционных кругов России, которые обвиняли его в клевете на русское воинство. Тяжело переживая несправедливые обвинения, Верещагин сжег три картины: "Забытый", "Окружили - преследуют" и "Вошли". Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Только П.М.Третьяков купил большую часть туркестанских работ. В 1874-1876, 1882-1883 годах Верещагин совершил две поездки в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Во время путешествий ему пришлось терпеть лишения, подвергаться смертельной опасности: на снеговых вершинах Гималаев он едва не замерз; в условиях изнуряющей тропической жары заболел лихорадкой. Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов, изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов. К числу лучших этюдов относятся: "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-1875, Государственная Третьяковская Галерея), "Ледник на дороге из Кашмира в Ладак" (1875, Государственная Третьяковская Галерея), "Мавзолей Тадж-Махал" (1874-1876, масло). Ряд картин Верещагин решил посвятить истории захвата Индии англичанами. У него возник замысел создания большой живописной поэмы, которая должна была рассказать об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной независимой страны в колонию Британской империи. Художник успел выполнить только некоторые из этих картин, в частности "Процессию английских и туземных властей в Джейпуре" (1875-1879, Музей "Викториум-Мемориум", Калькутта). Вспыхнувшая в 1877-1878 годах русско-турецкая война вновь привела его на фронт. Всей душой сочувствуя освободительной борьбе славян против турецкого ига, художник участвовал во многих боях. В одном из сражений он был тяжело ранен и едва не погиб. "Выполнить цель, которой я задался, - писал Верещагин, - дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то". Война в полотнах Верещагина вновь предстала во всей суровой и мужественной правде, как драматическое событие. С болью и горечью переживал художник огромные людские потери в этой трудной кровопролитной войне. Картины Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Художник раскрыл и оборотную сторону войны: показал карьеризм и преступность царского командования, обрекавшего русских солдат на бессмысленную гибель.
[700x391]
Основную группу произведений составляют картины героической обороны Шипки: "Землянки на Шипке" (Государственный музей русского искусства, Киев), "Батареи на Шипке" (Государственный музей русского искусства, Киев), "На Шипке все спокойно" (1878-1879, местонахождение неизвестно), "Шипка-Шейново" (1878-1879, Государственная Третьяковская Галерея). Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: "Атака" (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), "После атаки" (1881, Государственная Третьяковская Галерея). Картины "Победители" (1878-1879, Государственный музей русского искусства, Киев), "Побежденные. Панихида по убитым" (1878-1879, Государственная Третьяковская Галерея) посвящены сражению под Телишем - здесь по вине "высочайших особ" был уничтожен почти целый полк егерей. В картине "Победители" изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат; другая - "Побежденные"- представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат. Картины Балканской серии отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Санкт-Петербурге. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. 1880-е годы в творческой жизни художника отмечены необычайной активностью, поисками новых тем. Он вторично едет в Индию (1882-1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884). Так возникает "Палестинская серия", состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Значительна работа художника над созданием "Трилогии казней": "Распятие на кресте во время владычества римлян", "Казнь заговорщиков в России" (1884-1885, Государственный музей Революции) и "Подавление индийского восстания англичанами" (около 1884, местонахождение неизвестно). Вторая картина была навеяна расправой самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года. Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880-1890 годах, явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие патриотические помыслы - "показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом". Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его "пьедестала героя, на который он вознесен". Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: "Наполеон на Бородинских высотах" (1897) и "Конец Бородинского боя" (1899-1900, Государственный исторический музей). Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Среди них: "В Успенском соборе" (1887-1895), "Пожар" (1896-1897), "Сквозь пожар" (1899-1900), "Расстрел в Кремле" (1897-1898, все в Государственном историческом музее) и другие. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: "В Гродно - пробиваться или отступать", "На этапе - дурные вести из Франции" (1887-1895), "На большой дороге. Отступление и бегство" (1887-1895), "Ночной привал великой армии" (1896-1897, Государственный исторический музей). Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Важно отметить и то, что художник изобразил не прославленных партизанских командиров, таких, как Д.Давыдов, Фигнер, а воссоздал подвиг простых крестьян, участников народного освободительного движения....Шапки пушистого белого снега покрыли ветви сосен. В засаде крестьяне ожидают врага. Впереди, пристально всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий старик с топором в опущенной руке. Приближается враг. Волнение и нетерпение видно на лицах партизан, но старый, опытный и мудрый руководитель сдерживает товарищей. "Не замай, дай подойти", - словно говорит он. Эти слова являются названием картины (1887-1895, Государственный исторический музей). Художник прибегает к широкой, несколько декоративной трактовке пейзажа, стремясь создать обобщенный эпический образ русской природы. В картине "С оружием в руках - расстрелять" (1887-1895, Гос. исторический музей) запечатлена расправа с партизанами, попавшими в плен к французам. В одном из последних произведений "Ночной привал великой армии" изображен бесславный конец захватчиков, полный разгром некогда непобедимого войска. Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века. До конца жизни художник не прекращал путешествовать. После поездки в Сирию и Палестину, в конце 1880-х - начале 1890-х годов он дважды был в Америке, в 1901-1902 годах - на Филиппинах и Кубе, в 1903 году - в Японии. Впечатления от Японии отразились в ряде этюдов, дающих представление о старинной, полной своеобразия архитектуре, национальных обычаях этой интересной страны. Русско-японская война застала Верещагина за работой над несколькими картинами; он все оставил и, по выражению Репина, "полетел" на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. "Одни, - писал Верещагин, - распространяют идею мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок". 13 апреля 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С.О.Макаровым погиб на броненосце "Петропавловск", взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром. В 1957 г. в Череповце ему открыт памятник, одна из улиц Владивостока и ныне носит его имя. В его честь художник А.Борисов в 1901 г. назвал мыс на юго-востоке Северного острова Новой Земли (у залива Незнаемый), а также с 1915 г. станция Очерская на западе Пермского края носит его имя. Живописные работы: Наполеон на Бородинских высотах, 1897; Перед атакой. Под Плевной, 1881; Апофеоз войны; Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой; Самарканд, 1869. Туркестанская серия: серия «Варвары»: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили — преследуют…» (1872); «Представляют трофеи» (1872); Торжествуют» (1872); «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше» (1865); «Улица в деревне Ходжагенте» (1868); «Бывшее укрепление Кош-Тигермень» (1868); «Ход в зиндан (подземная тюрьма) в Самарканде» (1868); «Въезд в город Катта-Курган» (1868); «После неудачи (Побеждённые)», 1868, Государственный Русский Музей; «Развалины театра в Чугучаке» (1869); «Киргизские кибитки на реке Чу» (1869); «Нищие в Самарканде» (1870); «Политики в опиумной лавочке. Ташкент» (1870); «Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент» (1870); «Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент» (1870); «Апофеоз войны» (1871), Государственная Третьяковская галерея; «Двери Тимура (Тамерлана)» (1871—1872), Государственная Третьяковская галерея; «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-1876), Государственная Третьяковская галерея; «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878—1879) Государственная Третьяковская галерея; «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881), Государственная Третьяковская галерея; «В турецкой покойницкой» (1881); «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884); Цветная гравюра «Наполеон в Кремле» (хранится в Музее-квартире А.М.Горького (Нижний Новгород). Сочинения: На войне в Азии и Европе. Воспоминания, Москва, 1894; Переписка В.В.Верещагина и В.В.Стасова, Москва, 1950; Наполеон I в России. Тверь, 1993. Память: Памятная почтовая марка России «150 лет со дня рождения Верещагина»; Улица Верещагина в Череповце; Улица Верещагина в Днепропетровске; Улица Верещагина в Ростове-на-Дону; Улица Верещагина в Запорожье; Улица Верещагина в посёлке художников «Сокол» в Москве; Переулок Верещагина в Липецке; Город Верещагино в Пермском крае; Памятник-бюст В.В.Верещагину в Череповце (1957 г.; скульпторы Едунов Б.В., Портянко А.М.; архитектор Гуляев А.В.); Дом-музей В.В.Верещагина (дом, где он родился в 1843 г. и жил до 1850 г.) на Социалистической улице, дом 22 в Череповце; Николаевский художественный музей имени В.В.Верещагина, Музей основан в 1914 году членами местного общества любителей изобразительных искусств в качестве памятника художнику. Интересно, что сам Верещагин описал жанр своей картины «Апофеоз войны» так — «если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского мёртвая природа…» В.В.Верещагин как-то воскликнул: «…Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого» Картина В.Верещагина «Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 г.», которая хранится в Мемориале Виктории в Калькутте — самое большое художественное полотно в Индии, написанное маслом. Библиография: Верещагин В. Детство и отрочество художника. — Том1. — Москва, 1895; Верещагин В.В. Воспоминания сына художника. Ленинград: Художник РСФСР, 1978; Володарский В. Василий Верещагин. Москва.: Белый город, 2000; Дёмин, Л.М. С мольбертом по земному шару. Мир глазами Верещагина. Москва: Мысль, 1991; Игнатова Е. Братья // Василиев остров. — Череповец, 1993; Лебедев А.К., В.В.Верещагин, Москва,1958; Лебедев А.К., Солодовников А.В. Василий Васильевич Верещагин. Ленинград: Художник РСФСР, 1987. Галерея: Араб на верблюде, 1869-1870; Бания (торговец). Бомбей, 1874-1876; Афганец, 1867-1868; Бухарский солдат (сарбаз), 1873; Бхил, 1884; В горах Алатау. 1869-1870; В покорённой Москве ('Поджигатели' или 'Расстрел в Кремле'), 1887-1888; Высматривают, 1873; Гималаи вечером, 1875; Гималайский пони, 1875; Всадник-воин в Джайпуре, 1881; Вид Крымских гор; Два еврея, 1883-1884; Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром, 1869-1870; Горный ручей в Кашмире, 1875; Двери Тимура (Тамерлана), 1872; Два ястреба (Башибузуки), 1878-1879; Японка, 1903; Священник парс (огнепоклонник). Бомбей, 1874-1876; Портрет бачи, 1867-1868; Икона Николы с верховья реки Пинеги, 1894; Мавзолей Тадж-Махал, 1874-1876; Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся, 1873; Киргизские кибитки на реке Чу, 1869-1870; Дервиши в праздничных нарядах, 1869-1870; Садовая калитка в Чугучаке, 1869-1870; Калмыцкая молельня, 1869-1870; Богатый киргизский охотник с соколом, 1871.

[472x700]
1843
Дмитрий Николаевич Зернов
профессор анатомии Московского университета, ректор университета (1898—1899). Родился в Москве, в дворянской семье профессора математики Московского университета Н.Е.Зернова. Закончив в 1865 медицинский факультет Московского университета, Зернов через два года защитил диссертацию («О микроскопическом строении хрусталика у человека и позвоночных животных», Москва, 1867) на степень доктора медицины. В том же году Зернов занял место сверхштатного ассистента в кабинете гистологии. В 1869 году Зернов был утверждён в должности доцента медицинского факультета Московского университета для преподавания анатомии. В том же году он совершил заграничную командировку в Вену, где занимался анатомией под руководством известных австрийских анатомов. Летом 1871 года в продолжение своих зарубежных стажировок он посетил ведущие анатомические институты Вены, Праги, Лейпцига, Геттингена, Гейдельберга, Фрейбурга и Тюбингена. В 1873 году Зернов становится экстраординарным, а в 1880 — ординарным профессором Московского университета по кафедре анатомии здорового человека. В период с 1879 по 1884 год был секретарём медицинского факультета, а в 1898 — 1899 годах ректором Московского университета. Оставив пост ректора Зернов продолжал работать в университете, преподавая по совместительству на Высших женских медицинских курсах. Был секретарём, а потом председателем Московского физико-медицинского общества. Сотрудник многих медицинских изданий. Отдельно появились: «Об истинном гермафродитизме у высших животных» (Москва, 1874); «Индивидуальные типы мозговых извилин у человека» (Москва, 1877); «О пределах индивидуальных и племенных видоизменений типических бороздок и извилин мозга» (Москва, 1883); «Об атавизме микроцефалов» (Москва, 1883, 2-е издание, 1885); «Сочленение костей (синдесмология)» (Москва, 1885); «Об анатомических особенностях мозга интеллигентных людей» (Москва, 1887); его же «Руководство описательной анатомии человека» (Москва, 1890—1892, части I—III; некоторые из этих частей уже вышли вторым изданием) включают в себя описание органов в систематическом порядке, в связи с морфологическими учениями и отчасти с эмбриологией. В 1898—1899 ректор Московского университета. В 1902 году был утверждён судьёй профессорского дисциплинарного суда. С 1906 по 1914 годы занимал должность декана медицинского факультета. Дмитрий Николаевич приложил много усилий для создания при Московском университете анатомического театра. При театре существовал и музей, который при непосредственном его участии пополнялся новыми экспонатами. Научная школа Зернова известна классическими работами об индивидуальной изменчивости борозд и извилин головного мозга, а также по сравнительной морфологии кишечника. Умер 13 марта 1917 года.

Архиепископ_Кипрский_Кирилл_II (522x700, 423Kb)
1845
Кирилл II (греческое имя —Αρχιεπίσκοπος Κύριλλος Β΄; в миру Константинос Пападопулос, Κωνσταντίνος Παπαδόπουλος)
епископ Кипрской православной церкви, Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. Родился в деревне Продромос, район Лимасол. В 1860 году при поддержке архиепископа Кипрского Макария I поступил в Греческую школу Левкосии, которую окончил в по 1866 году. Затем учился в Богословской школе Креста Христова в Иерусалиме, которую окончил в 1872 году. В 1873 году вернулся на Кипр и был рукоположен в сан диакона, после чего служил священнопроповедником Кипрской архиепископии. Одновременно работал преподавателем в Греческой школе Левкосии. 20 апреля 1889 года тогдашний епископ Керинийский Хрисанф (Иоаннидис) занял Китийскую епископию, которая была не только большей по размеру, но и выше в иерархии по сравнению с Керинийской. На вакантную должность епископии Керинии через несколько дней был избран Кирилл (Пападопулос). Его епископская хиротония состоялась 3 мая того же года. На Керинийской кафедре епископ Кирилл оставался только четыре года. В 1893 году после смерти епископа Китийского Хрисанфа и, следуя его примеру, Кирилл также перешёл на Китийскую епископию. Будучи митрополитом Кериниийским и позже Китийским, был вовлечён в политику, начиная с 1889 года. Был членом Законодательного совета, то есть депутатом парламента, и избирался туда последовательно в течение пяти сроков: 1889—1891, 1891—1896, 1896—1901, 1901—1906 и 1906—1911. В 1899 году умер митрополит Пафский Епифаний и в 1900 году умер и архиепископ Кипрский Софроний. После этих двух смертей Кипрская Церковь осталась только с двумя иерархами: митрополитом Китийским Кирллом (Пападопулосом), прозванным Кириллацосом, и митрополитом Керинийским Кириллом (Василиу), прозванным Кириллудис. Оба выдвигались кандидатами на пост Архиепископа Кипрского. Отсутствие полной церковной иерархии, которая бы являлась Синодом и узаконенных методов процедуры избрания архиепископа, вскоре привели к тупику, в результате которого возник острый антагонизм между двумя Кириллами. Сам народ разделился на «китийцев» (сторонников митрополита Китийского Кирилла) и «керинийцев» (сторонников митрополита Керинийского Кирилла). Это противостояние, которое разделило Церковь и народ, продлилось около 10 лет и стало известно в новейшей истории Кипра под именем «архиепископский вопрос» (αρχιεπισκοπικό ζήτημα). Эта борьба, первоначально чисто церковная, приняла впоследствии и более широкие политические и общественные оттенки. Это противоборство было не только долговременным, но и особенно острым, поскольку имело и другие последствия. Каждый из двух митрополитов Кириллов выражал свою линию по национальному вопросу Кипра. Сторонники двух Кирилов, китийцы и керинийцы, стали известны также под характеристиками умеренные и непримиримые, в силу политической линии каждой из сторон. Противоборство двух Кириллов и их сторонников прошло через многие стадии и в вопрос вмешались патриархии Консантинополя Иеруслима и Алексндрии. Англичане, во всяком случае официально, не приняли участие в этом противоборстве которое. Однако очевидно, что продолжение кризиса между самими греками Кипра было им на руку. В 1907 году тогдашний губернатор Кинг-Харман представил в Законодательный совет законопроект «О выборе Архиепископа», подготовку которого он поручил «белому политику» Иоаннису Кирьякидису. Митрополит Керинийский Кирилл отверг этот законопроект, против которого выступил и Патриарх Константинопольский Иоаким III. В июне того же года на Кипр прибыли Патриарх Алексндрийский Фотий и клирик Иерусалимской православной церкви архимандрит Мелетий (Метаксакис), а также митрополит Анхиальский Василий, дабы внести свой вклад в разрешении кризиса. Однако в конечном итоге и они сами оказались вовлечены в него: Патриарх Александрийский Фотий поддерживая митрополита Китийского Кирилла, а митрополит Василий — митрополита Керинийский Кирилла. В феврале 1908 года Константинопольская Патриархия после обсуждения с англичанами приняла необдуманное решение самостоятельно избрать нового архиепископа Кипрского, назначив на эту должность митрополита Керинийского Кирилла. Реакция сторонников «китийцев» была немедленной и решительной, в то время как керинийцы праздновали. Массы китийцев собрались в Левкосии с греческими флагами скандируя лозунги. Между тем, керинийцы заняли архиепископию в которой находились как Кирилл Китийский так и Кирилл Керинийский, и требовали начать процедуру возведения на трон. Британские власти во избежание кровопролития выдворили людей из архиепископии и перевезли двух митрополитов в здание губернатора. Кирилл Керинийский, также боявшийся кровопролития, объявил что не принимает своего избрания, поскольку не хотел, по его выражению, шагать по трупам. Однако столкновений и камнеметаний избежать не удалось, и губернатор объявил о введении военного положения. После этого было ускорено голосование по законопроекту о выборе архиепископа, который был 22 апреля 1908 года одобрен Законодательным Советом, в котором подавляющее большинство из 9 греков членов составляли сторонники Кирилла Китийского. После чего стало возможным провести выборы представителей. 2 апреля 1909 года состоялись выборы генеральных делегатов и 9 апреля — архиепископа Кипрского. В этот день полиция открыла архиепископский дворец. На заседании председательствовал митрополит Халеппский Нектарий. Митрополит Китийский Кирилл был единогласно избран архиепископом. Верховный комиссар утвердил результаты выборов и после этого состоялась его интронизация с именем Кирилла II. Полиция жестко пресекала все попытки протеста сторонников митрополита Киринийского Кирилла. До февраля 1910 года «киринийская партия» не признавала нового архиепископа. 12 февраля 1910 года на Кипр прибыли посланцы Патриарха Фотия митрополит Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) и епископ Трипольский Феофан (Мосхонас) с целью примирения сторон. Они уговорили конфликтующие стороны встретиться на подворье Киккского монастыря 17 февраля 1910 года. В конечном счёте митрополит Киринийский Кирилл подал 18 февраля 1910 года прошение об отставке Константинопольскому патриарху, а архиепископ Кирилл II оставил ему титул «Блаженнейший» и «Предстоятель Киринии». По просьбе митрополита Киринийского Кирилла была снята кандидатура на Пафосскую кафедру архимандрита Макария (Мирианфевса), поскольку он являлся племянником архиепископа Кирилла II. Оба Кирилла встретились и примирились утром 18 февраля 1910 года. Скончался в Никосии 6 июля 1916 года. Похоронен в Продроме. Архиепископом Кипрским стал некогда уступивший ему митрополит Киренийский Кирилл по именем Кирилла III.

1845
Владимир Николаевич Майнов
русский педагог, этнограф, географ, писатель. Родился в Санкт-Петербурге. Из дворянской семьи. В 1865 году окончил Александровский лицей. Прослушал курс лекций на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Работал в Министерстве финансов, Министерстве просвещения. Преподавал в Гельсингфорском университете, во 2-м Санкт-Петербургском кадетском корпусе. В 1875 году участвовал в составлении «Этнографической карты Европейской России». Действительный член Русского географического общества (РГО), секретарь этнографического отделения РГО. Как популяризатор научных знаний и беллетрист, В.Н.Майнов известен под псевдонимом В.Корниевский. Является автором более 40 научных работ историко-географического содержания. Умер в родном городе 23 февраля 1888 года. Похоронен в Усманском уезде Тамбовской губернии в родовом имении. Сочинения: Осударева дорога в Повенецком уезде Олонецкой губернии // Древняя и Новая Россия. 1876. Книга 2; Поездка в Обонежье и Корелу. — Санкт-Петербург , 1877; Приоятская чудь. (Весь — Вепсы) // Древняя и Новая Россия. 1877, том 2. № 5, страницы 38—53; № 6, страницы 133—143; Скопческий ересиарх Кондратий Селиванов (Ссылка его в Спасо-Евфимьев монастырь) // Исторический вестник. 1880, апрель, том 1; Майнов В. Мёртвый городок (Из путевых заметок) // Исторический вестник. 1880. Том 3. Страницы 525—546; Майнов В. Живые покойники // Исторический вестник. 1881. Том 6. Страницы 747—772; Вотчина Зосимы и Савватия (Соловки) // Живописная Россия. 1881. Выпуск 1; Несторова Весь и Корельские дети. // Живописная Россия. 1881. Том I. Часть 2 страницы 493—527; Результаты антропологических исследований среди мордвы-эрзи / [сочинение] действительный член В.Н.Майнова. — Санкт-Петербург: Типография А.С.Суворина, 1883. - IV, 559 страниц; 23. — (Записки Русского географического общества по отделению этнографии под редакцией действительного члена В.Н.Майнова; Том 11); Очерк юридического быта мордвы / [сочинение] Владимира Майнова. — Санкт-Петербург: Типография Министерства внутренних дел, 1885. -X, 267, страница 24. — (Записки Императорского русского географического общества. По отделению этнографии; том 14, выпуск 1); Майнов В. Осударева дорога // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Выпуск 2. Петрозаводск, 1886. Страницы 25-34. Литература: Григорьев С.В. Биографический словарь. Естествознание и техника в Карелии. — Петрозаводск, «Карелия», 1973—291 с.

Lewis Boss (508x700, 384Kb)
1846
Льюис Босс (Lewis Boss)
американский астроном. Родился в Провиденсе (штат Род-Айленд), в 1870 окончил Дартмутский колледж. Работал клерком в различных государственных учреждениях в Вашингтоне, а также в Морской обсерватории США. В 1872—1870 работал астрономом в экспедиции, занимавшейся проведением границы между США и Канадой вдоль 49-й параллели. С 1876 — директор обсерватории Дадли (Олбани, штат Нью-Йорк). Основные труды в области позиционной астрономии. Создал фундаментальную систему звездных положений. Выполнил критический обзор около 100 фундаментальных звездных каталогов, составил таблицы систематических поправок к ним и в 1878 на основании своих наблюдений создал каталог склонений и собственных движений 500 звезд на эпоху 1875. Этот каталог сразу же начали использовать при составлении американского астрономического ежегодника. Выполнил позиционные наблюдения по международному плану AGK и подготовил каталоги для зон от +0º50' до +5º10' (1886) и от −23 до −37 (1896—1903). Составил «Предварительный общий каталог» (PGC), содержащий положения и собственные движения 6188 ярких звезд (опубликован в 1910). Подготовленный им «Общий каталог» (GC), в котором содержатся 33 342 звезды до 7-й величины, был издан его сыном Бенджамином в 1937. В 1879 начал наблюдения комет и вычисление их орбит; в течение нескольких лет обсерватория Дадли была основным центром по вычислению орбит новых комет. В 1878 участвовал в экспедиции в штат Колорадо для наблюдения полного солнечного затмения, в 1882 возглавлял экспедицию в Сантьяго (Чили) для наблюдения прохождения Венеры по диску Солнца. С 1909 — редактор журнала «Astronomical Journal». Член Национальной Академии Наук США (1889), иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук (1910), член Берлинской Академии Наук (1910). Золотая медаль Королевского астрономического общества (1905), премия имени Ж.Ж.Ф.Лаланда Парижской Академии Наук (1911). Умер в Албани, штат Нью-Йорк, США, 5 октября 1912 года. В его честь назван кратер на Луне. Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы. Биографический справочник — Киев: Наукова думка, 1986.

Dimitar_Agura (499x700, 189Kb)
1849
Дмитрий Дмитриевич Агура
болгарский историк, ректор Софийского университета. Дмитрий Агура родился в селе Чешма Варуита (Чушмелий), Бессарабия, в семье болгарских переселенцев. Учился в Болграде, затем окончил семинарию в Яссах (1868), изучал историю в Ясском университете (1872). Затем работал в Бырладе учителем и школьным инспектором в Яссах и Васлуе. Также несколько лет преподавал румынский язык и болгарскую историю в Болградской гимназии (1875—1878). После освобождения Болгарии Дмитрий Агура в 1878 г. прибыл в страну и работал чиновником в Министерстве внутренних дел (1879—1883). В правительстве генерала Леонида Соболева временно возглавлял Министерство образования. После этого возглавил Софийскую (1884—1885) и Пловдивскую мужские гимназии (1885—1889). После открытия Высшей школы (сегодня Софийский университет имени Святого Климента Охридского) в 1889 году Дмитрий Агура стал профессором истории в нем. Трижды возглавлял и сам университет (1889—1890, 1892—1895, 1907—1908). В 1900 году стал действительным членом Болгарского литературного общества (будущей Академии наук). В 1901 году был в числе основателей болгарского исторического общества и был его председателем до своей смерти. Скончался 11 октября 1911 года в Яссах, где находился на торжествах, посвященных 50-летию Ясского университета. Библиография: «Новейшая история на Френската революция до днешно време» (1890); «Бележки по едно научно пътуване в Румъния» (1893; в соавторстве); «Дако-ромъните и тяхната славянска писменост» (1893; в соавторстве); «Средновековна история. Лекции» (1904).

Frobenius,_Georg_Ferdinand_(1849-1917)-Portrait-Portr_12004.tif (548x700, 265Kb)
1849
Фердинанд Георг Фробениус (немецкое имя — Ferdinand Georg Frobenius)
немецкий математик, известный своим вкладом в теорию эллиптических функций, дифференциальных уравнений и теории групп. Он также был первым, кто ввёл понятие рациональной аппроксимации функций (ныне известный как аппроксимации Паде), и дал первое полное доказательство теоремы Гамильтона — Кэли. Также он внёс свой вклад в определение дифференциально-геометрических объектов в современной математической физике, известных ныне как многообразия Фробениуса. Фердинанд Георг Фробениус родился в Шарлоттенбурге, пригороде Берлина, от родителей Фердинанда Фробениуса и Кристины Элизабет Фридрих. В 1860 году, когда ему было почти одиннадцать лет, он поступил в Иоахимстальскую гимназию. В 1867 году один семестр посещал занятия в Гёттингенском университете, затем продолжил обучение в университете Гумбольдта в Берлине, где он посещал лекции Леопольда Кронекера, Эрнста Эдуарда Куммера, Карла Вейерштрасса. В 1870 году защитил там диссертацию под руководством К.Вейерштрасса и Э.Э.Куммера. Некоторое время преподавал в берлинской гимназии. В 1874 году, без обычной для этого хабилитации, был принят на должность профессора в Берлинский университет. В течение семнадцати лет, между 1875 и 1892, Фробениус работал в Цюрихе. Именно там он женился, создал семью, и проделал важную работу в самых различных областях математики. В 1892 году вернулся в Берлинский университет, заняв место умершего Леопольда Кронекера. Член Прусской академии наук (с 1893). Вместе с Кронекером, Лазарусом Иммануэлем Фуксом и Германом Амандусом Шварцем принадлежал к узкому кругу известнейших берлинских математиков своего времени. Умер в родном городе 3 августа 1917 года.
FrobeniusWilliam_Pape_-_Ohne_Titel_(Portraitstudie_Georg_Frobenius)._Studie_zu_dem_verschollenen_Gemälde_'Letzte_Sitzung_der_Preußischen_Akademie_der_Wissenschaften_im_alten_Haus'_-_BG-M_12015-12_-_Berlinische_Galerie (499x700, 326Kb)
Портрет работы Вильяма Пайпа (1859-1920)
Научная деятельность
Основные работы Фробениуса относятся к теории групп, в частности, к теории представлений. Он первым доказал, что алгебры с делением над вещественными числами R существуют только в пространствах размерности один (вещественные числа), два (комплексные числа) и четыре (кватернионы). (Теорема Фробениуса). По имени Фробениуса названы следующие математические понятия: Гомоморфизм Фробениуса из коммутативной алгебры; Критерий Фробениуса интегрируемости распределения; Матрица Фробениуса; Формула Фробениуса (для обращения блочной матрицы); Норма Фробениуса; Группа Фробениуса; Неравенство Фробениуса; Теорема Фробениуса; Полином Фробениуса; Оператор Перрона — Фробениуса; Теорема Фробениуса — Перрона; Факторизация по Фробениусу; Теорема взаимности Фробениуса; Автоморфизм Фробениуса. Сочинения в русском переводе: Теория характеров и представлений групп, Харьков, 1937. Литература: G.Frobenius, "Vierteljahrsschrift des naturforschenden Gesellschaft in Zürich", 1917, Bd 62, S.719
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 26 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»