[544x700]
1794
Егор Фёдорович Мейендорф
генерал-адъютант, генерал от кавалерии. Президент Евангелическо-лютеранской генеральной консистории (1845—1879). Родился в Эстляндской губернии, происходил из немецко-балтийского баронского рода, старший сын генерал-майора барона Берендта Фридриха Рейнгольда Мейендорфа от брака с Анной Гертрудой урождённой Штакельберг. Образование получил в училище колонновожатых, 27 января 1812 г. произведён в прапорщики и во время Отечественной войны 1812 года принял деятельное участие в сражениях под Витебском и Смоленском, а по отступлении русских войск от Смоленска находился при отряде генерала Тучкова 3-го и награждён орденом Святой Анны IV степени. В Бородинском сражении Мейендорф был тяжело ранен. По выздоровлении принял участие Заграничном походе, где был в сражениях под Люценом и Бауценом. За отличие в сражении под Кульмом Мейендорф был награждён орденом Святого Владимира IV степени и Кульмским крестом. В чине подпоручика Мейендорф сражался под Лейпцигом, при Бриенне, Арси-сюр-Об и Фер-Шампенуазе. В 1825 г. Мейендорф был произведён в полковники и назначен командиром Малороссийского кирасирского полка, с которым в 1831 г. участвовал в подавлении польского восстания 1831 г. В сражении при Грохове Мейендорф произвёл знаменитую кавалерийскую атаку на польский центр. За это блестящее дело 21 февраля 1831 года Мейендорф получил звание флигель-адъютанта и орден Святого Георгия IV степени (№ 4524 по кавалерскому списку Григоровича — Степанова) «За отличие в сражении с польскими мятежниками под Гроховым в феврале 1831 года, где произвел кавалерийскую атаку на центр польских войск, смял и рассеял два польских каре, защищавших батарею, прорвался сквозь три неприятельских линии и проскакал в тыл польской армии, к стенам Праги. Здесь, ввиду отсутствия поддержки, оказался отрезанным от русского отряда всеми польскими войсками. Не дав последним опомниться, с большим мужеством и отвагой совершил обратный прорыв.» Произведённый 22 августа того же года в генерал-майоры и награждённый орденом Святой Анны I степени (императорская корона к сему ордену пожалована была в 1833 году), Мейендорф в мае 1833 года был назначен командиром лейб-гвардии Конного полка, которым командовал до декабря 1837 года, а в 1838 г. — управляющим придворной конюшенной частью. 1 июня 1842 г. Мейендорф был награждён званием генерал-адъютанта, 11 апреля 1843 года произведён в генерал-лейтенанты, в 1845 г. назначен обер-шталмейстером двора Его Императорского Величества и президентом придворной конюшенной конторы, в 1853 году награждён орденом святого Александра Невского (алмазные знаки к сему ордену пожалованы в 1859 году). В качестве знатока лошади и опытного кавалериста Мейендорф участвовал во многих комиссиях, имевших целью улучшение ремонта кавалерии и артиллерии. В 1856 г. Мейендорф был произведён в генералы от кавалерии, в 1862 г. назначен вторым шефом кирасирского принца Альберта Прусского полка. В 1868 году награждён орденом святого Владимира I степени и в 1873 году — орденом святого Андрея Первозванного. Умер в Санкт-Петербурге 27 октября 1879 года (из служебных списков исключён 25 ноября).
Награды и премии: Орден Святой Анны IV степени (1812); Орден Святого Владимира IV степени (1813); Кульмский крест (1813); Орден Святого Георгия IV степени (1831); Орден Святой Анны I степени (1831); Орден «Pour le Mérite» (Пруссия, 1832); Орден Святого Александра Невского (1853); Орден Святого Владимира I степени (1868); Орден Святого Андрея Первозванного (1873); Орден Гвельфов I степени (Ганновер); Орден Людовика (Гессен-Дармштадт); Большой крест Даннеброг (Дания); Орден Красного орла (Пруссия); Орден Короны (Вюртемберг), Орден Слона (Дания).
[580x700]
Во второй половине XIX века барон Мейендорф предпринял попытку установить в историческом центре Таллина памятник Мартину Лютеру, однако не получил при этом поддержку российских властей. Тогда он решил соорудить монумент на принадлежавшей ему земле близ местечка Кегель (современный Кейла). Статуя по проекту Петра Клодта была установлена в 1862 году вблизи дороги из Кегеля в Ревель. Это был единственный памятник Лютеру, установленный в Российской империи и первый монумент с надписями на эстонском языке. В 1949 году мемориал был уничтожен советскими властями.
[571x700]
Е.Ф.Мейендорф, 1865 год.
Жена (с 26 января 1834) — Ольга Фёдоровна Потёмкина (1809—1852), фрейлина, вдова генерал-адъютанта Я.А.Потёмкина; дочь сенатора Фёдора Максимовича Брискорна (1760—1819) от брака с Ольгой Константиновной Струковой (1776—1836; урождённой Маврогени). Долли Фикельмон писала об их женитьбе: «Генерал Мейендорф, которому для полноты жизни недостает только состояния, ищет богатую невесту. Прекрасные глаза маленькой Потемкиной, как кажется, заставили его решиться, поскольку он настойчиво ухаживает за ней. Она понимает, что прежде чем плениться её глазами, он пленился её деньгами, по этой причине она и сторонится его, но в арсенале Мейендорфа — исключительно красивое лицо, известность, блестящая репутация военного и страстное желание нравиться.» Ольга Фёдоровна вместе с мужем была знакома с Пушкиным. Умерла от рака груди. В браке родились дети: Николай (1835—1906), генерал от кавалерии; Егор (1837—1841); Феофил (1838—1919), генерал от кавалерии; Кондратий (1840—1913); Ольга (1841—1902), с 1861 года замужем за князем Иваном Юрьевичем Трубецким (1841—1915); Фёдор (1842—1911), генерал-майор; Елизавета (1843— ?), с 1873 года замужем за М.Заграфо; Александр (1848—1907), генерал-лейтенант.
Источники: Военная энциклопедия / Под редакцией В.Ф.Новицкого и др. — Санкт-Петербург: товарищество И.В.Сытина, 1911—1915; Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. Л—Я. Москва, 2009; Милорадович Г.А. Список лиц свиты их величеств с царствования императора Петра I по 1886 год. Санкт-Петербург, 1886 Степанов В.С., Григорович П.И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия. (1769—1869). Санкт-Петербург, 1869; Федорченко В.И. Двор российских императоров. Москва—Красноярск, 2004; Федорченко В.И. Свита российских императоров. Книга 2. М—Я. Москва— Красноярск, 2005; Краткий послужной список барона Е.Ф.Мейендорфа; Мейендорф, Егор Фёдорович в словаре Baltisches Biographisches Lexikon digital.
[608x700]
1795
Николаос Халкиопулос Мандзарос (Мантзарос; Nikolaos Halikiopulos Mantzaros; греческое имя — Νικόλαος Χαλκιόπουλος Μάντζαρος; итальянское имя — Niccoló Calichiopulo Manzaro)
видный греческий композитор XIX века, основатель Семиостровной школы музыки и один из основоположников современной музыки Греции. Широкой публике более всего известен как автор музыки Национального гимна Греции, который с 1966 года является также Национальным Гимном Кипра.
[700x466]
Флаг Семиостровной республики.
Николаос Мандзарос родился на, находившемся под венецианским контролем, острове Керкира, в семье юриста Яковоса Халикиопулоса Мандзароса. Семья была зажиточной и принадлежала старинному роду острова, брат деда Николаоса Мандзароса, Георгиос, был последним «Великим первым (православным) священником» острова, признаваемым католической властью, и первым избранным архиепископом Керкиры новейших лет. В силу своего благородного происхождения, Мандзарос унаследовал титул рыцаря. Детские годы и молодость Мандзароса прошли на фоне ряда исторических событий, затронувших Ионические острова. Он родился на Керкире в 1795 году, когда на остров прибыл последний венецианский губернатор. Ему было 2 года, когда в 1797 году закончилось венецианское правление и на острове высадились войска республиканской Франции. Ему было 5 лет, когда в 1800 году русская эскадра во главе с Ушаковым, после 4-месячной осады вытеснила французов с Корфу и на Ионических островах было образовано первое со времён падения Константинополя греческое государство, под именем «Республика Семи Островов». Ему было 12 лет, когда в 1807 году завершилась эта кратковременная русская интерлюдия и на остров вернулись французские войска, на этот раз императорские, наполеоновские. Ему было 19 лет, когда в 1814 году, после Ватерлоо, французы были вынуждены передать острова англичанам, после чего острова стали именоваться «Ионическая республика». В 1821 году на оккупированных османами греческих землях началась Освободительная война. Перипетии Ионических островов и продолжающаяся война в континентальной Греции и на островах Эгейского моря усилили национальное самосознание Мандзароса. Первый период Керкиры
[700x276]
Первые страницы 'Sinfonia' для фортепиано с автографом композитора. 1820 год
Театр San Giacomo» был основан на Керкире в 1720 году и с 1733 года функционировал как театр оперы, став одним из основных этапов и факторов для развития оперы на греческих землях. Историческое значение этого театра для греческой оперы подчёркивает тот сравнительный факт, что оперный театр появился в Париже только в 1860 году, в Барселоне в 1862 году, в Вене и Дрездене в 1869 году. В театре San Giacomo была впервые представлена опера греческого композитора: «Gli amanti confusi, ossia il brutto fortunato» (1791) Стефаноса Поягоса, который был музыкальным директором театра (1790—1820), скрипачом и, впоследствии, стал учителем скрипки Мандзароса. В этом же театре была поставлена работа Поягоса «Прибытие Одиссея на остров феаков» (греческое название — «Η παρά Φαίαξιν άφιξις του Οδυσσέως» 1819), на стихи Георгия Рикиса, которая описывается как «балет с песнями» и, вероятно, является первой оперой с греческим либретто. Эти оперы Поягоса считаются утерянными. Мандзарос учился музыке на Керкире у братьев Стефаноса (Клавишные музыкальные инструменты) и Иеронима (скрипка) Поягосов, у происходившего из итальянского города Анкона Стефано Моретти (теория музыки) и у неаполитанца Барбати (теория музыки, композиция). В 1813 году, в возрасте 18 лет, женился на единственной дочери графа Антония Джустиниани, Марианне, с которой имел 3 дочерей и 2 сыновей. Уже в 1815 году представил свои первые работы на Керкире. Среди первых работ Мандзариса числятся композиции, написанные им для театра San Giacomo, «комедийный акт» «Don Crepuscolo» (1815), сцену и арию «Sono inquieto ed agitato» (Я беспокоен и возбуждён, 1815), арию и речитатив Bella speme lusinghera (1815), арию «Come augellin che canta» (русское название — Как птичка что поёт — 1815), дуэт «Si ti credo amato bene» (1818), кантату «L’Aurora» (Аврора — 1818), кантату «Ulisse agli Elisi» (1820). Работы молодого Мандзароса опровергают мнение некоторых музыковедов о том, что его стиль сформировался в последующий, итальянский, период его жизни. Музыковеды уже в этот период отмечают его гармонический музыкальный язык, в котором присутствуют элементы раннего немецкого и итальянского романтизма. С 1819 года Мандзарос наездами посещал Италию. В 1823 году Мандзарос уехал с Керкиры и, объехав разные города Италии, обосновался в Неаполе. В определённой степени выбор был связан с тем, что директор Королевской консерватории Неаполя «San Sebastiano» (позже переименована в «San Pietro a Majella») Николо Дзингарелли посетил Керкиру в 1821 году, познакомился с семейством Мандзариса и признал талант Николаоса Мандзариса.
[560x699]
Музыканты продолжили свои контакты. Мандзарис работал и учился в Неаполе 2 года. Музыковед Костас Кардамис считает, что Неаполь можно считать alma mater «Семиостровной школы», поскольку большинство композиторов Ионических островов учились в этом городе. Мандзарос приобрёл славу отличного знатока Контрапункта и не перестал заниматься этим видом полифонической музыки. Он придавал контрапункту особенное значение, не только в силу его педагогического характера, но и в силу его художественной ценности. Это подтвержается множеством его работ основанных на технике контрапункта. В качестве музыкального педагога, Мандзарос написал специальную работу под заголовком Studio prattico di contrapunto (Практическая учёба контрапункта), которая однако осталась неизданной. В этот же период Мандзарос написал свои «Двенадцать фуг». Фуги основывались на итальянской поэзии, были написаны для смешанного хора, в сопровождении фортепиано, и были изданы в Неаполе в 1826 году. Согласно письму Мандзароса, которое сопровождало издание, фуги основывались на темах из Partimenti самого Николо Дзингарелли, в знак признания неаполитанского композитора, которому Мандзарис и посвятил свою работу. Кроме своего музыкального интереса, фуги Мандзароса были признаны значительным педагогическим инструментом, поскольку использовались для изучения контрапункта на протяжение 20 лет. Мандзарис вернулся на Керкиру в 1826 году, несмотря на попытки Николо Дзингарелли убедить его остаться в Неаполе и возглавить консерваторию города. Но Мандзарис решил посвятить себя музыкальному образованию своей родины. Для достижения этой цели, он давал бесплатно уроки теории и практики музыки и создал в 1840 году Филармоническое общество Керкиры, став его пожизненным художественным руководителем. Примечательно, что филармония Керкиры была создана после отказа англичан послать военный оркестр, для сопровождения шествия с иконой покровителя острова, Святого Спиридона, в августе 1839 года, ссылаясь на британскую военную инструкцию, запрещающую участие в ритуалах других религиозных догм. Благодаря этой педагогической деятельности Мандзароса, многие жители островов получили своё музыкальное образование и появилось первое поколение семиостровных композиторов, среди которых были Ксиндас, Спиридон (1812—1896), Каррер, Павлос и Доменигинис, Франгискос. В силу этого Мандзарос считается основателем Семиостровной школы музыки. В силу творчества Мандзароса и его общественного положения, многие итальянские композиторы и греческие поэты искали знакомства с Мандзаросом. Одним из них был Дионисий Соломос, с которым у Мандзароса установились дружественные отношения. Сам Мандзарос не считал себя профессиональным музыкантом и именовал себя «любителем». По этой причине он не брал денег за свои уроки. 29 марта 1872 года Мандзарос впал в кому в ходе урока и умер 12 апреля того же года.
[660x700]
«Гимн Свободе».
Знакомство Мандзароса с Дионисием Соломосом ведёт отсчёт с 1828 года и совпадает с поворотом в его музыкальной манере. В этот период Мандзарос оставил работы сценического характера для голоса и оркестра и, почти полностью, посвятил себя написанию музыки к стихам греческих поэтов, для одного и более голосов, хора, в сопровождение фортепиано (реже арфы), приняв простой мелодичный стиль (иногда фольклорный), что однако не мешало ему создавать сложные произведения, часто замечательного полифонического богатства. Первое стихотворение Соломоса, к которому он написал музыку, было «Отравленная» (греческое название — η Φαρμακωμένη). Музыка к «Гимну свободы» Соломоса стала самым известным его произведением. Мандзарос не раз возвращался к «Гимну». Это не единственный случай в практике Мандзароса, который частично или полностью возвращался к стихотворениям, к которым он раннее написал музыку Так например к «Отравленной» (греческое название — Φαρμακωμένη), он написал 4 разных варианта, столько же к отрывку «Ступая по вершинам моря» (греческое название — «Στην κορυφή της θάλασσας πατώντας») из поэмы «Ламброс» Соломоса. Из этой же поэмы, Мандзарос дважды написал музыку к отрывку «Подобно ангелочкам» (греческое название — «Ομοίως τ’ αγγελούδια») и раз к отрывку «Голос с горечью призывает» (греческое название — «Φωνούλα με πίκρα με κράζει»). Созранились два варианта музыки к стихотворению «К монахине» (греческое название — Εις Μοναχήν), два к «Светловолосой» (греческое название — Ξανθούλα) Сохранилась рукопись (хоровой) музыки к отрывку «Ода лорду Байрону». Утеряны рукописи музыки к двум стихотворениям Соломоса, посвящённым «Разрушению Псара» (греческое название — Όνειρο και Καταστροφή των Ψαρών). Став «привилегированным композитором» поэзии Соломоса, Мандзарос в действительности стал эталоном авторской греческой песни. Гимн Свободе Соломоса -Мандзароса получил широкую известность задолго до того, как первая из 24 частей поэмы была принята в 1865 году как Национальный гимн Греции. Случай с Гимном Свободе уникален в творчестве Мандзариса. Поэма стала отдельным источником вдохновения в творчестве композитора, что привело к созданию двух вариантов музыки к поэме. Первый вариант был написан в 1829-1830 годах, Второй вариант был написан в 1842-1843 годах. Однако именно Первый вариант сегодня является известным, поскольку первая из 24 частей поэмы была принята в 1865 году как Национальный гимн Греции. Это событие оставило в тени Второй вариант который Мандзарос посвятил королю Оттону в 1844 году.
[525x700]
Бюст Мандзароса на родине.
Мандзарос использовал в этом своём произведении технику контрапункта и в, особенности, технику фуги. Оттон принял посвящение Мандзароса и отправил рукопись в Германию, где музыка Мандзароса получила самые лестные отзывы среди немецких музыкантов. Рукопись Второго варианта Гимна сохранилась в 3 экземплярах Продолжительность 46 частей Второго варианта Гимна составляет полтора часа. Известный неизвестный Мандзарос Музыковеды с сожалением пишут, что если все греки сегодня могут спеть первые стихи Гимна Свободе, то для большинства людей, поющих по национальным праздникам и во время баскетбольных и т.д игр «Узнаю тебя по лезвию меча…», через 140 лет после смерти композитора, Мандзарос практически неизвестен и мало кто из них отдаёт себе отчёт в том, что его вклад в греческую музыку не ограничивается одним лишь Гимном. Между тем Мандзарос является автором первой (сохранившейся) оперы греческого композитора (Don Crepuscolo, 1815), первого известного произведения на греческом языке для голоса и оркестра (Aria Greca Ι, 1827), первых известных греческих произведений для струнного квартета (Partimenti, 1850), первого греческого фортепианного репертуара, первого греческого произведения в форме фуги, первой упоминаемой (утеряна) греческой музыкальной симфонии, а также автором первого трактата музыкального анализа (Rapporto, 1851) и первых педагогических музыкальных работ в Греции. Его сборник песен «16 Arie Greche» (1830) включает в себя музыку к стихам Соломоса Ригаса Ферреоса, цикл 6 песен на стихи поэта Георгия Кандианоса Ромаса, но и своих стихотворений. Музыковеды отмечают в музыке Мандзароса осмосис особой музыкальной традиции Керкиры, с элементами немецкой, итальянской и французской музыки.
Литература: Χάρης Ξανθουδάκης, Κώστας Καρδάμης (επιμ.): Νικόλαος Χαλικιόπουλος Μάντζαρος: ερευνητική συμβολή στα 130 χρόνια από το θάνατο του συνθέτη, Κέρκυρα, Ιόνιο Πανεπιστήμιο — Τμήμα Μουσικών Σπουδών, 2003; Χάρης Ξανθουδάκης, Κώστας Καρδάμης, Δημήτρης Μπρόβας, O Άγνωστος Μάντζαρος; Κώστας Καρδάμης, Νικόλαος Χαλικιόπουλος Μάντζαρος: «Ενότητα μέσα στην πολλαπλότητα» (Κέρκυρα, Εταιρεία Κερκυραϊκών Σπουδών, 2008), στη σειρά Κερκυραίοι Δημιουργοί, ISBN 978-960-88037-5-6; Νικόλαος Χαλικιόπουλος Μάντζαρος, 'Πρώιμα Έργα για Φωνή και Ορχήστρα: Τρεις Άριες του 1815', Ιρμγκαρντ Λερχ-Καλαβρυτινού, «Μνημεία Νεοελληνικής Μουσικής» Τόμος 1 (Κέρκυρα, Ιόνιο Πανεπιστήμιο — Τμήμα Μουσικών Σπουδών, 2006); «Αφιέρωμα στον Νικόλαο Χαλικιόπουλο Μάντζαρο», 'Μουσικός Λόγος' 7 (Καλοκαίρι 2006); «Το τραγούδι για φωνή και πιάνο στην Ελληνική Έντεχνη Μουσική», Ιωάννης Φούλιας.
[590x700]
1796
Готтфрид Вильгельм Озанн (немецкое имя — Gottfried Wilhelm Osann)
немецкий химик и физик. Родился в Веймаре. Готтфрид Вильгельм Озанн — сын члена Веймарского Совета Управления — Фридриха-Генриха Озанна; а мать, после смерти первого мужа и отца Озанна вышла вторично за веймарского министра — Христиана Готтлиба фон Фойгта. С 1816 года он посещал университетские лекции в городах Берлин, Йена, Эрфурт и Эрланген. А в июне 1819 года Готтфрид Вильгельм Озанн защитил в Йене диссертацию на степень доктора философии. В тот же год Озанн был допущен советом Эрлангенского университета к прослушиванию лекций по физике и химии в качестве приват-доцента при университете в Эрлангене и Йенском университете, и, затем — профессором химии и фармации в Дерптском университете и, наконец, профессором химии и физики в университете в Вюрцбурге. В начале 1822 года Озанн переехал в Йену и, представив диссертацию (Dissertatio philosophica de natura affinitatis chemicae, Iena, 1822) в течение двух полугодий читал в местном университете лекции по химии, затем вернулся в Эрланген. С начала 1823 года Совет Дерптского университета пригласил Готтфрида Вильгельма Озанна ординарным профессором на кафедру теоретической и практической химии и фармацевтики, и с 28 февраля того года он читает лекции в Дерпском университете. В свободное время в Дерпте Готтфрид Вильгельм Озанн опубликовал исследования над платиновыми рудами («Untersuchungen des Russischen Platinerzes». «Poggendorffs Annalen» VIII, 1826; IX, XIII und XIV, 1828) и над явлениями фосфоресценции. 30 июня 1828 года Готтфрид Вильгельм Озанн получил приглашение в Вюрцбург на кафедру физики и химии. Уезжая, Готтфрид Вильгельм Озанн оставил в Дерптском университете о себе хорошее мнение, как профессор, так и человек. После перехода в Вюрцбургский университет Готтфрид Вильгельм Озанн посвятил себя исключительно физическим работам. Умер в Вюрцбурге 10 августа 1866 года. Большинство работ Готтфрида Вильгельма Озанна, касающихся гальванопластики и электричества, имеют тесную связь с химией. Лишь незначительное число работ имеет к иной сфере физики непосредственное отношение — работы Готтфрида Вильгельма Озанна по оптике. Озанн опубликовал больше сотни научных работ, главные из которых: «Disser. de natura affinitatis chemicae» (Йена, 1822); «Beiträge zur Chemie u. Physik»; «Messkunst der chemischen Elemente» (Дерпт, 1825);«Handbuch der theoret. Chemie» (Йена, 1827); «Erfahrungen im Gebiet des Galvanismus» (Эрланген, 1853); «Untersuchungen des Russischen Platinerzes»; «Versuche über Phosphorescenz und Beschreibung eines neuen Photometers» (1834); «Ueber Meteoreisen»; «Ueber Fluorescenz»; «Die Streifen bei Verlängerung des prismatischen Farbenspectrums»; «Anwendung des Undulationstheorie auf die Phänomene des polarisirten Lichtes»; «Electrolyse»; «Capillarität»; «Sphäroidaler Zustand u. Möglichkeit eines 4-ten Aggregatzustandes» (1858); «Elliptische Bahn einer Kugel auf einer Kreisförmig in der Mitte vertieften Ebene»; «Farbige Ringe einer mit Lycopodium bestreuten gegen eine Lichtflamme gehaltenen Glastafel»; «Activer u. passiver Zustand v. Sauerstoff u. Wasserstoff» (1860).
Литература: Озанн, Готтфрид Вильгельм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Озанн, Готтфрид Вильгельм // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—М., 1896—1918.
[509x698]
1797
Джудитта Паста (итальянское имя — Giuditta Pasta; до замужества — Джудитта Негри, Giuditta Negri)
знаменитая итальянская певица (сопрано) 1-й пол. XIX века. Родилась в Саронно, Варезе. Дядя ее был виолончелистом. Училась в Миланской консерватории у Азиоли, дебютировала (и неудачно) в Брешии (1815) и Лондоне (1817), куда попала, выйдя замуж за тенора Джузеппе Паста, на незначительное жалование. 27 марта 1817 года родилась ее дочь Клелия, для чего певица на некоторое время оставляла сцену. Потребовалось новое обучение, на сей раз под руководством Джузеппе Скаппа в Италии, чтобы ее талант стал явным. Первый успех пришел к ней в Венеции (1819), затем в Риме, Турине и Париже (1821—1822). В 1822 году в Париже она стала восходящей звездой. В 1824—1837 регулярно выступала в Лондоне, Париже, Милане, Неаполе в операх Моцарта, Беллини, Доницетти, Россини. Лучший период ее творчества проходил между гастролями в Париже и Лондоне. В 1827 году она выступала в Милане, где Беллини для нее написал «Норму» и «Соннамбулу». Соперничала с Малибран. В 1829 году сделала перерыв в выступлениях. В 1834 году возобновила выступления (1834 — Лондон, 1837 — Париж), но голос у нее уже пропал. Гастролировала в России в 1840—1841, а в 1850 — в Лондоне на благотворительном концерте. Скончалась на собственной вилле Роккабруна на озере Комо, где она поселилась в 1829 году 1 апреля 1865 года.
[700x690]
Имя певицы носит театр в Саронно. Современники отмечали высокое драматическое искусство Пасты, хотя её вокальная техника — а она пела партии сопрано, меццо-сопрано и контральто — была не лишена недостатков (особенно часто на них стали указывать в 1830-х годах). «Голос ее простирался от (малого) а до (трехчертного) d′», но даже в самую блестящую пору был не вполне свободен от шероховатостей и форсировок; привлекательность ее пения заключалась в страстности и правдивости экспрессии". Его можно причислить к soprano sfogato. Славилась исполнением партий в операх Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти. Для неё были написаны партии Нормы, Амины («Норма», «Сомнамбула» Беллини), Анны Болейн («Анна Болейн» Доницетти). Восторженные оценки её искусству дал Стендаль («Жизнь Россини»). В XX веке с Пастой сравнивали Марию Каллас. Имя певицы носит театр в Саронно. В 1940-1960-х художник Джозеф Корнелл (Joseph Cornell) создал Giuditta Pasta Dossier.
Литература: Giulini Ferranti M. Giuditta Pasta e i suoi tempi: memorie e lettere. Milano: Cromotipia E. Sormani, 1935; Тимохин В., Выдающиеся итальянские певцы. Очерки, Москва, 1962; Giuditta Pasta e i suoi tempi: memorie e lettere raccolte a cura di М.F.Giulini, Mil., 1935.
[511x700]
1798
Беда Вебер (немецкое имя — Beda Weber)
немецкий духовный писатель и поэт. Родился в Лиенце, ныне — Тироль, Австрия. Вступил в Бенедиктинский орден, в 1825 году стал преподавателем в Меранской гимназии, в 1848 году избран во Франкфуртское национальное собрание, где принадлежал к партии Гагерна. В 1849 году стал председателем капитула лимбургской епархии. Умер во Франкфурте-на-Майне 28 февраля 1858 года. Главные его произведения: «Das Land Tirol» и лирические стихотворения «Lieder aus Tirol»; им написана также драма «Spartacus». Вебер оставил несколько сочинений по тирольской истории, об Андреасе Гофере и другое. Его духовное сочинение «Blüten heiliger Liebe und Andacht» было очень распространено среди католического населения Южной Германии. Источник: Вебер, Беда // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1798
Алоизий Петрович (Алоиз Густав) Рокштуль
русский художник-миниатюрист, портретист. Родился в Вильно, (ныне Вильнюс, Литва). Сын миниатюриста П.Э.Рокштуля. А.П.Рокштуль родился в Вильно, в семье художника Петра Эрнста Рокштуля. С 1832 по 1835 год учился в Академии художеств у А.Г.Варнека. В 1840 году стал академиком живописи, в 1864 году — профессором. Алоизий Петрович являлся хранителем музея Царскосельского арсенала, был автором рисунков для издания «Царскосельского арсенала». Умер в Санкт-Петербурге 8 февраля 1877 года. Галерея: Портрет императрицы Марии Александровны,после 1855; Портрет императрицы Марии Александровны, 1859; Портрет императора Александра II; Портрет великого князя, цесаревича Николая Александровича, около 1861;
Литература: Коновалов Э. Новый полный биографический словарь русских художников. — Москва, 2008.
[546x700]
1799
Симонас Станявичюс (Станевичюс, польское имя — Szymon Tadeusz Staniewicz, литовское имя — Simonas Stanevičius)
литовский поэт, фольклорист и историк. Родился в деревне Канопенай, ныне Расейнского района Литвы. Гимназию окончил в Крожах. В 1822—1826 учился в Виленском университете. По окончании университета жил в Вильне, зарабатывая частными уроками и готовя свои издания. С 1829 жил в Россиенах у мецената графа Пляттера. Занимался его библиотекой, в которой собирались издания и рукописи, относящиеся к истории Литвы и литовскому языку. В конце 1830 или в начале 1831 Станявичюс и Пляттер посетили Кёнигсберг, познакомились с Людикасом Резой, собирали литуанистические материалы. После Кёнигсберга Пляттер уехал с научными целями в Ригу; предполагается, что его сопровождал Станявичюс. В Риге на средства Пляттера были изданы подготовленные Станявичюсом ноты литовских народных песен. После смерти Пляттера Станявичюс продолжал жить в Россиенах, затем переехал к его брату в деревню Стемплес. Там писал работу по литовской мифологии. Поддерживал связи с известными историками Литвы Теодором Нарбуттом, Михалом Балинским. Умер в деревне Стемплес, ныне Шилутского района 10 марта 1848 года. Похоронен в Швекшне. В студенческие годы написал оду «Слава жемайтов», проникнутую патриотическими идеями, чувством национального самосознания и единства литовцев. Писал басни. Часть из них основана на сюжетах литовского фольклора, часть сюжетов заимствована из басен Эзопа. Подготовил и издал сборники литовского фольклора «Жемайтские песни» («Daynas Žemaycziu surynktas yr yszdutas par Symona Stanewicze Mokslynynka Lyteraturas yr Gražiuju Prytirymu»; Вильно, 1829) и «Ноты к жемайтским песням» («Pažimes žemaytyszkas gaydas prydietynas pry Daynu Žemaycziu surynktu yr yszdutu Symona Stanewicze Mokslynynka Lyteraturas yr Gražiuju Prytirymu Wylniuje»; Рига, 1833). Издал также сборник «Шесть басен» («Szeszes pasakas Symona Stanewiczes žemaycze yr antras szeszes Kryžža Donalayczia lituwynynka prusa»; Вильно, 1829), в который вошли и басни К.Донелайтиса. Издания: Dainos Žemaičių: [fotogr. leidimas] / tekstus paruošė J.Lebedys. - Vilnius: Valst. grož. lit. l-kla, 1954; Pasakėčios. - Vilnius: Valst. grož. lit. l-kla, 1959; Raštai. - Vilnius : Vaga, 1967. - 656 p.
Литература: История литовской литературы. Вильнюс: Vaga, 1977. Страницы 71—74; Lebedys J., Simonas Stanevicius, Vilnius, 1955.
1800
Хельмут Карл Бернхард Граф (с 1870) фон Мольтке, Мольтке Старший (немецкое имя — Helmuth Karl Bernhard Graf von Moltke)
прусский и германский военачальник и военный теоретик, генерал-фельдмаршал Пруссии (1871) и Российской империи (1872), начальник Большого Генерального штаба Пруссии. Наряду с Бисмарком и Рооном считается одним из основателей Германской империи. Дядя начальника германского генерального штаба генерал-полковника Хельмута фон Мольтке (Мольтке-младшего). Родился в городе Пархим, Мекленбург-Шверин, Германская империя. Выходец из древнего дворянского рода Мольтке, известного в Дании и Швеции с XII века. С 1803 года семья Мольтке жила в Любеке. С 1809 года воспитывался с братьями в семье пастора в Хоэнфельде. С 1811 года воспитывался в кадетском корпусе в Копенгагене, который окончил в 1818 году. Произведён в секунд-лейтенанты датской армии и зачислен в Ольденбургский пехотный полк (Рендсбург). В 1820 году переведён в егерскую роту полка. Не имея перспектив на продвижение в датской армии, решил перейти в армию одного из крупных германских государств, выбрав в итоге Пруссию. В феврале 1822 года сдал экзамен и перешёл на прусскую службу секунд-лейтенантом фузилёрного батальона 8-го пехотного полка (Франкфурт-на-Одере). Через год сдал вступительные экзамены, а в 1826 году окончил Берлинскую Высшую военную школу. Ещё во время учёбы начал издавать военно-исторические и теоретические работы. После её окончания направлен преподавателем в офицерскую школу 5-й кавалерийской бригады. В 1828 году зачислен в топографическое отделение при прусском Генеральном штабе. В 1833 году зачислен в постоянный состав Генерального штаба, работал в его Топографическом бюро. В 1835 году произведён в капитаны. В 1835 году совершил путешествие в Османскую империю. Получив для путешествия шестимесячный отпуск, он по просьбе султана Махмуда II и с согласия императора остался в Стамбуле в качестве военного советника. Участвовал в реформировании и обучении турецкой армии. После открытия в 1837 году официальной прусской военной миссии в Османской империи был зачислен в её состав. Принимал участие в кампании 1838 года Таурузской армии Хафиз-паши против курдов. В 1839 году принял деятельное участие во Второй турецко-египетской войне на стороне Турции против фактического правителя Египта Мехмеда-Али. Был участником битвы при Незибе 24 июня 1839 года, в которой египетская армия Ибрагима-паша нанесла сокрушительное поражение османской армии. В 1839 году вернулся в Пруссию. Продолжил службу в прусском Генеральном штабе, получив известность после издания «Писем о жизни и событиях в Турции 1835—1839 гг.» и ряда других работ о Турции. С апреля 1840 года служил в штабе IV армейского корпуса (Берлин). 12 апреля 1842 года он был произведён в майоры. С декабря 1845 года — адъютант принца Генриха Прусского, жившего в те годы в Риме. После его смерти в декабре 1846 года назначен в штаб VIII армейского корпуса (Кобленц). В мае 1848 года назначен начальником отделения в Генеральном штабе, в августе 1848 — начальником штаба IV армейского корпуса (Магдебург), в 1850 году произведён в подполковники, а 2 декабря 1851 года — в полковники. В сентябре 1855 года назначен первым адъютантом кронпринца Фридриха Вильгельма. С принцем совершил несколько зарубежных поездок, в том числе в 1856 году посетил Россию для участия в коронационных торжествах императора Александра II. 15 октября 1856 года произведён в генерал-майоры.
[499x700]
Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке
В октябре 1857 года произошло событие, имеющее огромные последствия для будущего Германии и всей Европы — генерал-майор Мольтке был назначен исполняющим обязанности начальника прусского Большого Генерального штаба. Назначение недавно ставшего генералом Мольтке на этот пост стало результатом компромисса между придворными кругами, военным министерством и военным кабинетом короля, а сам он считался не самостоятельной и потому устраивавшей всех фигурой. 18 сентября 1858 года он был утверждён в должности, а 31 мая 1859 года произведён в генерал-лейтенанты. Начал упорную кропотливую работу по повышению роли Генерального штаба в системе прусского военного управления (тогда роль Генерального штаба была очень скромна и никакого влияния на планирование военных операций он не имел). Тогда же начался рост его влияния на принца-регента Вильгельма I, ставшего в 1861 году королём Пруссии. Мольтке перестроил работу Генерального штаба — вместо подготовки планов по заданию короля теперь Генеральный штаб сам вёл непрерывную аналитическую работу, определял наиболее вероятные угрозы для Пруссии, делал самостоятельные военно-политические и стратегические выводы, на основе которых самостоятельно готовил планы военных действий. К 1864 году разработал план войны против Дании. Правда, назначенный главнокомандующим генерал-фельдмаршал Фридрих фон Врангель не сумел реализовать этот план, что привело к затягиванию военных действий Австро-прусско-датской войны 1864 года. На аудиенции у короля 30 апреля 1864 года Мольтке сумел добиться своего назначения начальником штаба союзных австрийских и прусских войск. Новый главнокомандующий кронпринц Фридрих Карл передал ему фактическое руководство войсками. 29 июня прусско-австрийские войска возобновили наступление, захватили укреплённый датчанами остров Альс и к середине июля оккупировали всю Ютландию. 18 июля было заключено новое перемирие, результатом которого стало подписание 30 октября в Вене мирного договора. Дания признала своё поражение, от неё были отторгнуты провинции Шлезвиг и Гольштейн, позже вошедшие в состав Пруссии. Мольтке был сторонником объединения Германии под властью Пруссии, и на этой почве был союзником ставшего канцлером в 1862 году Отто фон Бисмарка. Впрочем, друг к другу эти вернейшие политические союзники относились очень холодно и часто конфликтовали.
Памятник Мольтке в парке Большой Тиргартен (Берлин)
Когда после окончания войны с Данией стали резко обостряться австро-прусские противоречия на почве борьбы за лидерство в Германии, вопрос подготовки новой войны с Австрией быстро вышел на повестку дня. Теперь Мольтке уже не только готовил план военных действий, но и совместно с военным министром генералом Альбрехтом фон Рооном руководил всей подготовкой прусской армии к войне, а Бисмарк обеспечивал дипломатическую изоляцию Австрии. Мольтке разработал план кампании против Австрии как план молниеносной войны. Мольтке решительно концентрировал войска на направлении главного удара в Богемии, оставив для борьбы против германских союзников Австрии незначительные силы и фактически оголив границу с Францией. Среди прусского генералитета этот план вызвал большие возражения (среди противников плана Мольтке оказался и военный министр Роон и все трое командующих армиями), но в ходе нескольких совещаний при короле Мольтке удалось убедить и генералов и самого короля в своей правоте. Благодаря плану Мольтке прусская армия получила преимущества быстрой мобилизации и сосредоточения. Австрийская армия потерпела ряд поражений в Богемии и Моравии, а в генеральном сражении при Садове была окончательно разгромлена. План битвы при Садове целиком принадлежал Мольтке, основой плана была идея двух сходящихся ударов с целью расшатать позицию австрийцев и нарушить её связность. Несмотря на неблагоприятное стечение обстоятельств (пруссаков подвела техника — Эльбская армия не получила вовремя приказа на атаку из-за порчи телеграфа), план Мольтке удался, и австрийская армия была разбита. Сам он с началом войны был назначен начальником полевого штаба при короле, а фактически принял на себя руководство боевыми действиями на главном театре военных действий (впрочем, титулованные командующие прусскими армиями немало противодействовали его распоряжениям, и Мольтке часто приходилось обращаться к помощи короля). Так или иначе полный успех задуманного и осуществленного им блицкрига наконец-то вывел Мольтке и возглавляемый им Генеральный штаб на первые роли в прусской армии, а самого Мольтке сделал национальным героем. 8 июня 1866 года он был произведён в генералы от инфантерии.

Германская штаб-квартира в Версале (1870). Слева-направо: Блюменталь, Фридрих, Верди дю Вернуа, Вильгельм I, Мольтке, Роон, Бисмарк Важнейший шаг на пути к объединению Германии «железом и кровью» был сделан. На пути становления Германии как великой державы оставался последний и самый сильный противник — Франция. В 1866—1870 годах Мольтке целенаправленно занимался разработкой плана войны с Францией. Теперь завоёванный им авторитет позволял ему действовать полностью самостоятельно. В 1870 году возглавил штаб Вильгельма I в войне с Францией: фактически Мольтке был командующим войсками германских государств, сражавшихся с Францией. Руководил победоносным для германцев сражением при Седане, в результате которого в плен сдался император Франции Наполеон III и 110 000 французских солдат. Осенью-зимой 1870 года руководил осадой Парижа. Участвовал в подготовке провозглашения Германской империи в январе 1871 года и условий мирного договора с Францией. После провозглашения империи в 1871 году назначен начальником Большого Германского Генерального штаба. За победу в этой войне Мольтке получил все мыслимые награды: он был награждён Большим крестом Железного креста в марте 1871 года, а 17 июня произведён в генерал-фельдмаршалы. Известный своим германофильством российский император Александр II 27 декабря 1870 года наградил его орденом Святого Георгия II степени. 30 августа 1872 года назначен шефом 69-го пехотного Рязанского полка, оставаясь им до своей смерти. В том же году получил чин генерал-фельдмаршала Российской империи. Кроме того, был избран почётным членом Санкт-Петербургской академии наук 3 декабря 1871 года за военно-теоретические и военно-исторические труды. С 1867 по 1891 год был депутатом рейхстага от консерваторов. В рейхстаге он также играл заметную роль, выступая по военным вопросам. После разгрома Франции Мольтке стал фактически третьим лицом в Германской империи после самого императора и Бисмарка, а в армии его авторитет стал незыблем (офицеры между собой именовали его полубогом). Он сформулировал и воплотил на практике основные принципы воспитания прусского офицерского корпуса, переведя под контроль Генерального штаба Прусскую Военную академию. Был сторонником повторного разгрома Франции и укрепления военного союза с Австрией. Не будучи сторонником войны против России (впрочем, исключительно по военным соображениям), тем не менее опасался будущего военного союза Франции и России и планировал одновременную войну Германии на два фронта против них. В 1881 году он обратился к королю с прошением об отставке. Вильгельм ответил отказом, но разрешил учредить должность генерал-квартирмейстера с тем, чтобы он принял на себя повседневные служебные обязанности Мольтке, освободив его для решения важнейших стратегических вопросов и для военно-теоретической работы. По рекомендации Мольтке на этот пост был назначен генерал Альфред фон Вальдерзее, которого он готовил на роль своего преемника в Генеральном штабе. После смерти императора Вильгельма и бывшего на троне всего 99 дней Фридриха III Мольтке вновь подал в отставку. Новый император Вильгельм II её принял в августе 1888 года. Впрочем, Мольтке тут же был назначен главой Комиссии по обороне страны, и хотя эта специально созданная для него должность не имела постоянных функций, он активно участвовал в решении ряда важных военных и государственных вопросов. Сохранял бодрость и работоспособность до последнего дня жизни — за несколько часов до кончины выступал на заседании Прусской Палаты господ. Умер в городе Берлин, Германская империя, 24 апреля 1891 года.
[525x700]
Статуя Мольтке в Пархиме.
Влияние Мольтке на развитие военного искусства
В теории военного искусства поддерживал идею о неизбежностивойн и их «цивилизирующей» роли в развитии общества. Теоретически осмысливал в своих работах новые явления в военном деле, возникшие после появления массовых армий: разработал систему упреждающего развёртывания и сосредоточениявойск, принципы внеапного начала военных действий охватом противника с флангов и молниеносного его разгрома в генеральном сражении («врозь идти, вместе драться»). Мольтке не отрицал связи войны с политикой, однако считал, что политика оказывает решающее воздействие лишь на начало и наконец войны. Он не признавал действия объективных законов войны. Не отрицая взаимосвязи стратегии и тактики, не признавал руководящую роль первой по отношению ко второй. Весьма преувеличивал роль личности полководца в военном деле. Один из создателей теории тотальной войны, позднее развитой Эрихом Людендорфом. Обосновал и практически применил принципы быстротечной войны. В последние годы жизни сделал верный прогноз о затяжном характере будущей мировой войны, отвергнутый подавляющим большинством его современников, но подтвердившийся ходом первой мировой войны. Мольтке явился сторонником строжайшей дисциплины, точности исполнения всего, что составляло программу воспитания и образования войск. Он основывал всю мирную подготовку на строгом расчёте, предусмотрительности, доходившей до мелочей, на устранении возможных случайностей. Он заимствовал образцы у великих полководцев, но вместе с тем он категорически высказывался, что опытом прежних войн можно пользоваться лишь постольку, поскольку они отвечают условиям современности. Он проводил неустанно среди подчинённых идею, что первый бой есть экзамен всех соображений и расчётов, и не выдержать этот экзамен — значит провалить все эти соображения, а вместе с тем и доказать несостоятельность высшего персонала армии. В стремлении достичь большей готовности армии он упростил переход армии с мирного на военное положение сокращением требующегося на это времени (территориальная система укомплектования). Самое аккуратное снабжение каждой войсковой части всей необходимой для военного времени материальной частью, самым тщательным образом рассчитанная военно-конская и военно-повозочная повинность и, наконец, педантичный по часам расчет всех войсковых мобилизационных работ — вот чего добивался и добился Мольтке. Но если в указанном выше кое-что и было сделано до назначения его начальником генерального штаба, то в вопросе о сосредоточении армии ему пришлось создавать всё вновь. Понимая, что добиться точности в перевозках мобилизованных войск можно только тогда, когда железные дороги будут в руках правительства, Мольтке добился не только выкупа всех железных дорог в казну, но и того, что в проложении новых линий доминирующим условием должен быть замысел войны; он не допускал прокладки линий коммерческого значения ранее, чем будут осуществлены проекты стратегических дорог. Достигнув этого, он направил работу генерального штаба к составлению планов перевозок по корпусам и добился того, что впоследствии имел полное право сказать по объявлении войны Франции: «Я могу, наконец, отдохнуть». Написал несколько книг по военному искусству и военной истории, наиболее значимые из которых «Военные поучения» и «История франко-германской войны 1870—1871 гг.». Наряду с К.Клаузевицем и А.Шлиффеном является крупнейшим военным теоретиком XIX века, основоположником германской военной мысли. Военные кампании, проведенные Х.Мольтке, были положены в основу «Плана Шлиффена».
Интересные факты
21 октября 1889 года генерал-фельдмаршал сделал две аудиозаписи на новом цилиндрическом фонографе Томаса Эдисона. Первая содержит поздравительное послание Эдисону и отрывок из Фауста, вторая — из Гамлета. Это единственные аудиозаписи голоса человека, родившегося в XVIII веке — Мольтке родился в 1800 году (последний год этого столетия). По иронии судьбы Хельмут фон Мольтке был известен как der große Schweiger — «великий молчальник» за свою молчаливость.
Награды: Орден Чёрного орла (Королевство Пруссия, 28 июля 1866); Большой крест ордена Красного орла с дубовыми листьями и мечами (Королевство Пруссия, 28 июля 1866); Большой Крест с короной и бриллиантами ордена «Pour le Mérite» (Королевство Пруссия, 29 ноября 1889); Орден «Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste» (Королевство Пруссия, 24 мая 1874); Орден Дома Гогенцоллернов степени Великого командора со Звездой и мечами (Королевство Пруссия, 26 октября 1875); Большой крест Железного креста (Королевство Пруссия, 22 марта 1871); Орден Короны 1-го класса с мечами (Королевство Пруссия, 14 августа 1864); Орден Святого Иоанна Иерусалимского (Королевство Пруссия); Спасательная медаль (Пруссия); Династический орден Альбрехта Медведя (Герцогства Ангальт-Бернбург, Ангальт-Дессау, Ангальт-Кётен, 24 июня 1871); Военный орден Максимилиана Иосифа, большой крест (Королевство Бавария, 7 ноября 1870); Орден Генриха Льва (Герцогство Брауншвейг, 11 апреля 1871); Орден Верности (Великое герцогство Баден, 27 апреля 1871); Орден Военных заслуг Карла Фридриха, большой крест (Великое герцогство Баден, 2 июля 1868); Орден Вюртембергской короны, большой крест (Королевство Вюртемберг, 23 марта .1869); Орден «За военные заслуги», большой крест (Королевство Вюртемберг, 20 января 1871); Орден Людвига, большой крест (Великое герцогство Гессен, 8 апреля 1871); Крест «За военные заслуги» (Великое герцогство Гессен, 27 апреля 1871); Медаль «За военные заслуги» (Княжество Липпе-Детмольд); Крест «За отличие на войне» (Герцогство Мекленбург-Стрелиц); Орден Вендской короны, большой крест (Герцогство Мекленбург-Шверин, 11 апреля 1871); Крест «За военные заслуги» I класса (Герцогство Мекленбург-Шверин, 24 июня 1871); Орден Заслуг герцога Петра-Фридриха-Людвига, большой крест (Великое герцогство Ольденбург, 9 января 1871); Орден Саксен-Эрнестинского дома, большой крест (Герцогства Саксен-Альтенбург, Саксен-Кобург-Гота, Саксен-Мейнинген, 29 октября 1861); Орден Белого сокола, большой крест (Великое герцогство Саксен-Веймар-Эйзенах, 9 января 1871); Военный орден Святого Генриха, большой крест (Королевство Саксония, 26 октября 1870); Орден Рутовой короны (Королевство Саксония, 1876); Королевский венгерский орден Святого Стефана, большой крест (Австро-Венгрия, 1872); Австрийский орден Леопольда, большой крест (Австрийская империя, 21 августа 1864); Орден Леопольда I, большой крест (Бельгия, 30 апреля 1867); Высший орден Святого Благовещения (Королевство Италия, 26 сентября .1873); Орден Святых Маврикия и Лазаря, большой крест (Королевство Италия); Савойский военный орден, большой крест (Королевство Италия, 4 июля1867); Орден Короны Италии, большой крест (Королевство Италия); Орден Почёта (Османская империя); Орден Меджидие 1-й степени (Османская империя); Медаль «За отличие» («Имтияз») (Османская империя); Орден Башни и Меча, большой крест (Королевство Португалия); Орден Святого апостола Андрея Первозванного (Российская империя, 30 декабря 1871); Орден Святого Георгия II степени (Российская империя, 27 декабря 1870); Орден Святого Александра Невского (Российская империя, 25 июня 1867); Орден Белого орла (Российская империя); Орден Святой Анны I степени (Российская империя); Орден Белого слона, большой крест (Сиам); Орден Почётного легиона, большой крест (Французская империя, 20 июня 1867); Орден Серафимов (Шведско-норвежская уния, 10 августа 1881).
Память
В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Мольтке кратеру на видимой стороне Луны. С 1942 по 1944 год имя Х. Мольтке носила улица Реймерса в Риге. Имя Х.Мольтке носит автодорожный мост в Берлине.
Сочинения: Militärische Werke, Bd 1—4, В., 1892—1911; Zwei Freunde (Novelle), 1827; Briefe über die Zustände und Begebenheiten in der Türkei 1835-1839, 1841 (В сборнике: Unter dem Halbmond (Projekt Gutenberg)); Der russisch-türkische Feldzug 1828-1829, 1845; Briefe aus Rußland, 1877; Geschichte des Deutsch-Französischen Krieges von 1870-1871, 1891 (перевод на русский язык: Фельдмаршал Мольтке;. История германо-французской войны 1870–1871 гг. — Москва, Воениздат, 1937. — 360 страниц; Briefe an seine Braut und Frau, 1893;Gesammelte Schriften und Denkwürdigkeiten, 1899; Moltke. Aufzeichnungen, Briefe, Schriften, Reden. 1922; Первая Датская кампания (1848–1849 гг.). — Санкт-Петербург, 1898; Военные поучения. Оперативная подготовка к сражению. Перевод с немецкого. — Москва, 1938; История германо-французской войны 1870—1871 гг. Перевод с немецкого. — Москва, 1937.
Литература: Власов Н.А. Гельмут фон Мольтке — полководец индустриальной эпохи. — Санкт-Петербург : Издательство СПбГУ, 2011. — 356 страниц; Власов Н.А. Гельмут фон Мольтке. Отец современной войны. — Санкт-Петербург: Наука, 2018. — 240 страниц. — ISBN 978-5-02-039677-7; Ипатов А.М. Рецензия на книгу: Власов Н.А. Гельмут фон Мольтке. Отец современной войны. – Санкт-Петербург: Наука, 2018. – 239 страниц; Иванова Н.И. Страницы истории Германии. — Санкт-Петербург, 2010; Военные поучения. Оперативная подготовка к сражению. Перевод с немецкого. Москва, 1938; История германо-французской войны 1870—1871 гг. Перевод с немецкого. Москва, 1937; В сборнике Стратегия в трудах военных классиков. Том II. — Москва: Госвоениздат, 1926; Генерал-Фельдмаршал Граф Мольтке Гельмут Карл Бернгард; Мольтке, фон // [Минный офицерский класс — Нисса]. — Санкт-Петербург ; [Москва] : Типография товарищества И.Д.Сытина, 1914. — Страницы 383—387. — (Военная энциклопедия : [в 18 томах.] / под редакцией К.И.Величко … [и другие.] ; 1911—1915, том 16).

1801
Дмитрий Сергеевич Левшин
генерал от инфантерии Русской императорской армии, попечитель Харьковского учебного округа (1858—1863) и Императорского Московского университета (1863—1867). Происходил из дворян Слободско-Украинской губернии, родился 26 октября 1801 года (по другим данным — в 1803 году). Воспитание получил в московской школе колонновожатых, откуда в 1820 году был выпущен прапорщиком в свиту Его Величества (под порядковым общим № 78, в списке выпускников — под № 18). В 1827 году он был назначен дивизионным квартирмейстером 4-й пехотной дивизии, а в следующем году принял участие в русско-турецкой войне. Состоя в рядах 2-го пехотного корпуса, он в кампанию 1828 года участвовал в блокаде крепости Силистрии. Во время рекогносцировки пути в Шумлу был ранен пулей в бок, и, несмотря на полученную рану, привёл обратно состоявшую при нём команду казаков. В войну 1831 года против польских мятежников, кроме исполнения различных возлагавшихся на него поручений, Левшин принимал участие в штурме Варшавы. 5 мая 1832 года он был награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость». После войны он был назначен дивизионным квартирмейстером 6-й кавалерийской дивизии, в 1835 году произведён в полковники, а в 1841 году назначен исправляющим должность квартирмейстера, сначала 6-го пехотного корпуса, а затем Отдельного Гренадерского корпуса. 5 декабря 1841 года за беспорочную выслугу был награждён орденом Святого Георгия IV степени (№ 6434 по кавалерскому списку Григоровича — Степанова). В 1844 году Левшин назначен был в число штаб-офицеров, состоявших при военном министре и генерал-квартирмейстере главного штаба Его Величества. Произведённый в 1849 году в генерал-майоры, он командирован был с особым поручением в Сербию для разрешения недоразумений, возникших у неё с австрийским правительством. По возвращении из Сербии Левшин был назначен инспектором батальонов, полубатальонов и рот военных кантонистов, а по преобразовании последних в училища военного ведомства — директором их. В этом преобразовании Левшин принимал самое деятельное участие, за что удостоился получить орден Святого Владимира II степени. В 1857 году он был произведён в генерал-лейтенанты, в 1860 году назначен попечителем Харьковского учебного округа, а в 1863 году переведён на ту же должность в Московский учебный округ. Одновременно с января 1864 года по 13 мая 1867 года — директор Румянцевского музея. В 1867 году назначен членом Александровского комитета о раненых. В 1870 году получил чин генерала от инфантерии. Умер в Эмсе 1 июля 1871 года.
Награды и премии: Орден Святой Анны I степени с императорской короной; Орден Святого Станислава I степени; Орден Святого Георгия IV степени за 25 лет службы в офицерских; чинах; Орден Святой Анны II степени; Золотое оружие с надписью «За храбрость»; Польский знак отличия за военное достоинство IV степени. Его сын Владимир был Уфимским и Ярославским гражданским губернатором.
Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. Л—Я. Москва, 2009; Исмаилов Э.Э. Золотое оружие с надписью «За храбрость». Списки кавалеров 1788—1913. Москва, 2007; Коваль Л.М. Сотворение: Николай Васильевич Исаков. Дмитрий Сергеевич Левшин // На благое просвещение: Из истории Российской государственной библиотеки: (К 150-летию основания Московского публичного и Румянцевского музеев) / Л.М.Коваль; Художественное оформление: В.В.Покатов; Российская государственная библиотека. — Москва: Пашков дом, 2012. — Страницы 33-98. — 500 страниц. — 300 экземпляров. — ISBN 978-5-7510-0546-7. (обложка); Русский биографический словарь: В 25 томах / под наблюдением А.А.Половцова. 1896—1918; Степанов В.С., Григорович П.И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия. (1769—1869). Санкт-Петербург, 1869

1801
Константин Пекёр (французское имя — Constantin Pecqueur)
французский экономист и теоретик социализма. Родился в городе Арль, департамент Буш-дю-Рон, Франция. Сочинения его, отчасти отражая воззрения Сен-Симона, Фурье и Пьера Леру, не лишены оригинальности. Важнейшие из них: «Economie sociale des intérêts du commerce, de l’industrie, de l’agriculture et de la civilisation en général etc.» (Париж, 1839—1848); «Des améliorations matérielles dans leurs rapports avec la liberté» (Париж, 1839); «De la législation et du mode d’exécution des chemins de fer» (Париж, 1840); «De la paix, de son principe et de sa réalisation» (1842); «Théorie nouvelle d’économie sociale et politique» (Париж, 1842); «La république de Dieu» (1843—1845). Умер в Таверни (епартамент Валь-д'Уаз, Франция) 17 декабря 1887 года.
Литература: Пекер, Константин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.