[551x699]
1685
Джузеппе Доменико Скарлатти (итальянское имя — Giuseppe Domenico Scarlatti)
итальянский композитор и клавесинист; провёл бо́льшую часть своей жизни в Испании и Португалии. Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко. Доменико Скарлатти родился в Неаполе, в 1685 г. В том же году родились двое других мастеров барокко — Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Родился в Неаполе. Доменико был шестым ребёнком из десяти, младшим братом Пьетро Филиппо Скарлатти, также музыканта. Наиболее вероятно, что первым учителем Доменико был его отец — Алессандро Скарлатти, известный композитор того времени. Следующие композиторы тоже могли быть учителями молодого Доменико: Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини и Бернардо Пасквини, каждый из которых мог повлиять на его композиторский стиль. Он стал композитором и органистом королевской часовни в Неаполе в 1701. В 1704 году он перерабатывает оперу Карло Франческо Поллароло Irene для исполнения в Неаполе. После этого отец посылает его в Венецию. О следующих его четырёх годах ничего не известно. В 1709 он приезжает в Рим, служить Марии Казимире, польской королеве в изгнании. Там он встречает Томаса Розенгрейва, английского органиста, который позднее стал причиной восторженного принятия в Лондоне сонат Доминика Скарлатти. Великолепный клавесинист, он участвовал в соревновании исполнителей, проходившем во дворце кардинала Оттобони в Риме, и был признан лучше Генделя на этом инструменте, но хуже Генделя в игре на орга́не. Всю оставшуюся жизнь Скарлатти с благоговением говорил о мастерстве Генделя. Также во время пребывания в Риме Скарлатти написал несколько опер для частного театра королевы Казимиры. С 1715 по 1719 год он был капельмейстером в соборе Святого Петра, и в последний год он уехал в Лондон, где поставил свою оперу Narcisco в королевском театре. В 1720 или 1721 году он приезжает в Лиссабон, где даёт уроки музыки принцессе Марии Магдалене Барбаре. В Неаполь он возвращается в 1725 году. Во время своего визита в Рим в 1728 он женится на Марии Катерине Джентили. В 1729 он переезжает в Севилью, где и живёт следующие четыре года. Там он познакомился с музыкой фламенко. В 1733 он приезжает в Мадрид в качестве учителя музыки принцессы, которая породнилась с испанским королевским домом. Мария Барбара стала королевой Испании, поэтому Скарлатти на последние четверть века своей жизни остается в Испании, где у него рождается пять детей. После смерти своей жены Марии Катерины в 1742 году, он снова женится, на испанке Анастасии Махарте Хименес. В Мадриде Скарлатти пишет более пяти сотен сонат для клавишных. Именно эти его работы имеют сегодня наибольшую известность. Доминико Скарлатти был другом Фаринелли, знаменитого кастрата-сопрано, который также был уроженцем Неаполя, но проживал под королевским патронажем в Мадриде. Историк и музыковед Ральф Киркпатрик обнаружил корреспонденцию Фаринелли, в которой найдено бо́льшая часть известной сейчас информации о Скарлатти. Умер в Мадриде 23 июля 1757 года. На его доме в Calle Leganitos висит памятная доска с его именем, а его потомки до сих пор живут в Мадриде. Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в 1738 году сборник 30 своих самых знаменитых работ Essercizi(«Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе, и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Барни. Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен, Бела Барток, Генрих Шенкер и Владимир Горовиц. Сонаты Скарлатти весьма сильно повлияли на русскую школу игры на фортепьяно. Скарлатти написал более пяти сотен сонат, большинство имеют одночастную форму, с неизменяемым темпом и являются образцом старинной двухчастной формы. Современная техника игры на фортепьяно испытала сильное влияние этих сонат. Некоторые из них показывают смелую работу с гармонией, которая выражается как в использовании диссонанса и кластеров, так и в неожиданных модуляциях в непараллельные тональности. Следующие качества характерны для сочинений Доминико Скарлатти: На Скарлатти сильно повлияла испанская народная музыка. На это очевидно указывает использование Скарлатти фригийского лада и модуляций тональностей, нехарактерных для европейского музыкального искусства. В том числе и использование в высшей степени диссонансного звучания кластеров как имитации звучания гитары. Иногда он цитировал народные мелодии практически без изменений, что было очень необычно. До Белы Бартока и его современников никто, кроме Скарлатти, не достигал такого резкого звучания фольклорных цитат в своих произведениях. Доменико Скарлатти предвосхитил в своей музыке множество элементов формы, текстуры и стиля той музыки, которую позже назовут классицизмом. Знак нотного письма, после которого каждая половина сонаты подходит к поворотному моменту. Исследователь творчества Скарлатти, Ральф Киркпатрик называл этот знак «the crux», иногда этот знак подчеркнут паузой или ферматой. Скарлатти также является первопроходцем в царстве ритма и музыкального синтаксиса: синкопы и пересекающиеся ритмы весьма часто встречаются в его произведениях. Сонаты Доменико Скарлатти записывали многие клавесинисты и пианисты. Скотт Росс (Scott Ross) записал все 555 сонат на 34 CD-дисках. Большинство из них исполнены на клавесине, но те сонаты, которые считаются музыковедами инструменальными, исполнены на орга́не. Звукозаписывающий лэйбл Naxos выпустил все клавишные сонаты, исполненные на фортепьяно разными исполнителями. Датский клавесинист Питер-Ян Белдер (датск. Pieter-Jan Belder) также работает над записью всех 555 сонат для лэйбла Brilliant Classics. Все 555 сонат, исполненные на клавесине, органе и фортепьяно музыкантом Ричардом Лейстером, выпущены на лэйбле Nimbus Records. Из клавесинистов сонаты Скарлатти исполняли Ванда Ландовска, Густав Леонхардт, Пьер Антай, Ральф Киркпатрик. Киркпатрик также известен как исследователь творчества Скарлатти, опубликовавший собственную редакцию сонат мастера. Владимир Горовиц записал сонаты ре мажор (К33), ля мажор (K39), ля минор (К54), ре мажор (К96), фа мажор (К525), фа минор (К466), соль мажор (K146), ре мажор (К96), ми мажор (К162), фа-бемоль мажор (К474), ми минор (К198), ре мажор (К491) и фа минор (К481). Они были исполнены не на клавесине, а на современном рояле фирмы Стейнвей. Исполнение Горовица, пианиста, репертуар которого составляли в основном произведения эпохи романтизма, вызвало множество споров и дискуссий. Также на рояле Горовиц сделал запись сонат Клементи. Перед записью Скарлатти он консультировался с Ральфом Киркпатриком. Из пианистов сонаты Скарлатти записывали также Марта Аргерих, Артуро Бенедетти Микеланджели, Дину Липатти, Михаил Плетнёв, Эмиль Гилельс, Клара Хаскил, Мюррей Перайя, Николай Демиденко, Андраш Шифф, Кристиан Захариас (Christian Zacharias) и Иво Погорелич. Большую ценность представляет запись некоторых сонат в исполнении Белы Бартока. Некоторые клавишные сонаты Скарлатти записали бразильские гитаристы-виртуозы братья Ассад (Серджио и Одаир). Доменико Скарлатти появляется как эпизодический персонаж, в романе Балтазар и Блимунда нобелевского лауреата Жозе Сарамаго. В честь Скарлатти назван кратер на Меркурии. Список печатных работ о Доменико Скарлатти: Kirkpatrick R. Domenico Scarlatti. Princeton University Press. 1953; Скарлатти Д. Шестьдесят сонат для фортепиано. Под редакцией А.Б.Гольденвейзера. Москва, 1934—1935; Скарлатти Д. Сонаты для фортепиано / Под редакцией А.А.Николаева и И.А.Окраинец. Москва, 1973—1974; Кузнецов К. Эскизы о Д.Скарлатти // Советская музыка. — 1935. — № 10; Климовицкий А. Зарождение и развитие сонатной формы в творчестве Д.Скарлатти // Вопросы музыкальной формы. Выпуск 1. — Москва, 1966; Петров Ю.П. О циклическом принципе исполнения сонат Д.Скарлатти // Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Выпуск 27 — Москва, 1976; Valabrega С. 11 clavicembalista D. Scarlatti, 2 ed.[Parma 1955].
[549x700]
1688
Августин Фридрих Вальтер (немецкое имя — Augustin Friedrich Walther)
немецкий ботаник, директор Ботанического сада Лейпцига, анатом, врач, хирург, профессор анатомии и хирургии, а также профессор патологии и профессор терапии. Августин Фридрих Вальтер родился в городе Виттенберг. Своё медицинское образование он получал с 1705 года в университетах Виттенберга и Йены. В 1709 году Вальтер совершил большую научную поездку, которая вела его в Голландию и Англию. В 1713 году он стал доцентом в Лейпцигском университете. Здесь Вальтер был последовательно профессором анатомии и хирургии в 1723 году, в 1730 году — директором Ботанического сада Лейпцига, в 1732 году — профессором патологии, а в 1737 году — профессором терапии. Августин Фридрих Вальтер отличился при Лейпцигском университете тем, что уступил ценную часть своей собственной библиотеки университетской библиотеке, а также тем, что учредил видную стипендию для студентов-отличников. Вальтер был популярным врачом и преподавателем. Он также отличался чрезвычайно плодотворной писательской деятельностью в самых разных областях медицины. Августин Фридрих Вальтер умер в Лейпциге 12 октября 1746 года. Dissertationem inauguralem de secretione animal. Wittemberg, 1712 (Dissertation unter Johann Gottfried von Berger); De lingua humana novis inventis octo sublingualibus salivae rivis, nunc ex suis fontibus glandulis sublingualibus eductis irrigua exercitatio. Leipzig, 1724; Ad anatomiam publicam cadaveris feminae morbo convulsivo … affectae … invitat. leipzig, 1727; De articulis, ligamentis et musculis hominis incessu statuque dirigendis in Theatro Anatomico Lipsiensi observationes fecit, denuo recognovit, et iconibus illustravit. Leipzig, 1728; Arteriae coeliacae tabulam in anatomes studio desideratam et reliqua publici juris facit. Leipzig, 1729; Exercitatione angiologica de vasis vertebralibus observationem novam inter alia tradit. Leipzig, 1730; Observationes anatomicas selectas tres de ductu thoracico bipartito, vena bronchiali sinistra, et inferiore arteria hepatica, superioris meseraicae sobole exhibet, et panegyrin medicam indicit. 1731; Plantarum exoticarum indigenarumque index. Leipzig, 1732; Partus monstrosi historiam et sectionem describit deinde panegyrin medicam indicit. Leipzig, 1732; Paris intercostalis et vagi corporis humani nervorum et ab utroque ejus latere obviorum anatomen exhibet postquam expositionem cl. Winslow nuperrime cum cadavere contulit atque panegyrin medicam indicit. Leipzig, 1733. Observationes novas de musculis, et professionis anatomes atque chirurgiae ordinariae per decem annos administratae rationes reddit et exhibet, simul ad anatomen publicam viscerum atque sensuum organorum cadaveris masculini d. XXVIII. Ian. MDCCXXXIII. lectorem invitat. Leipzig, 1733; Designatio plantarum quas hortus A.F. Waltheri complectitur. Accedunt novae plantarum icones XXIV. Leipzig, 1735; De pulsu sanguinis in durae meningis sinu disserit et panegyrin medicam indicit. Leipzig, 1737; De structura cordis auricularum disserit et panegyrin medicam indicit. Leipzig, 1738; De aneurismate disserit et panegyrin medicam indicit. Leipzig, 1738; Panegyrin medicam indicit et de vena portae exercitationis anatomicae partem primam tradit. Leipzig, 1739; De hominis larynge et voce disserit et panegyrin medicam indicit. Leipzig, 1740; De plantarum structura disserit et panegyrin medicam indicit. Leipzig, 1740; De inflammatione disserit et panegyrin medicam indicit. Leipzig, 1741; De temperamentis et deliriis disserit et panegyrin medicam indicit. Leipzig, 1741;De atra bile disserit et panegyrin medicam indicit. Leipzig, 1741; De sulphure et marte disserit et panegyrin medicam indicit. Leipzig, 1743; De nitroso plurium medicatorum fontium sale disserit et panegyrin medicam indicit. Leipzig, 1744; De oleis vegetabilium essentialibus disserit et panegyrin medicam indicit. Leipzig, 1745. Почести: Карл Линней назвал в его честь род растений Waltheria семейства.
Литература: Julius Leopold Pagel: Walther, Augustin Friedrich. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 41, Duncker & Humblot, Leipzig 1896, S. 96; Walther, Augustin Friedrich. In: Zedlers Universallexicon, Band 52, Leipzig 1747, Spalte 1819—1827.
[700x700]
1694
Иоганн Хельмих Руман (шведское имя — Johan Helmich Roman)
был яркой фигурой в музыкальной жизни Швеции и признан одним из величайших шведских композиторов. За время обучения в Англии 1716-1721 г.г. и в течение его путешествия по Англии, Франции, Италии и Германии 1735-1737 г.г. он изучил музыкальные тенденции того периода. Он проделал огромную работу как дирижер придворного оркестра в 1720-1740-х годах. Кроме того, он представил в Швеции музыку Генделя и сыграл важную роль в развитии светской концертной жизни Стокгольма в 1730-х годах. Его работы включают как музыку для двора, так и произведения для церковных хоров, церковные и светские песни, инструментальные произведения для различных ансамблей. Стиль Румана отражает влияния разных направлений: в основном, Генделя, а так же таких итальянцев, как Лотти, Лео, Ариости, Бонончини и Джеминиани, частично Локателли и Тартини. На ранней стадии выделяется стилистическая манера позднего барокко в сочетании с «галантным стилем», что особенно заметно в его инструментальных работах – оркестровые сюиты из нескольких частей, трех-четырехчастные симфонии, сонаты для трио и сонаты для соло с basso continuo, сочинения для скрипки соло и клавишная музыка. В вокальной музыке его главным вкладом стало распространение шведского ритуального песнопения в форме песни с сопровождением и его осознанные попытки показать «пластичность шведского языка для церковной музыки». Сочинения Румана для скрипки соло составляют, пожалуй, самую интересную группу работ в его инструментальном творчестве. Он сам был виртуозным скрипачом, особенно в молодые годы. К сожалению, прогрессирующая глухота поставила крест на его исполнительской деятельности. Но он продолжал преподавать. Своими «assaggi», состоящими из разных частей (заметки, эксперименты, уроки) и маленькими этюдными пьесами для скрипки соло он внес внушительный вклад в репертуар музыкантов XVIII в. – произведений для скрипки без сопровождения, да еще в таком количестве, в то время создано не было. Многие из них не только музыкально насыщенны, но и чрезвычайно интересны как образец исполнительской техники, характерной для позднего барокко. Со стилистической точки зрения они напоминают сочинения Баха для скрипки соло, хотя Руман с ними не был знаком. Образцом для подражания для него всегда служил Джеминиани, в его музыке заметны переклички со скрипичным стилем Локателли и инструментальными «фантазиями» Телеманна. Руман ценил свои Assaggi, поскольку планировал напечатать их, однако издание произведений для скрипки соло так и не состоялось, возможно, по финансовым причинам. Единственное печатное издание его работ - "Sonate a flavto traverso, violone e cembalo" (Стокгольм, 1727 г.). Уникальный экземпляр первого издания двух частей в соль миноре (две страницы) хранится в библиотеке Королевской Академии Музыки. Скончался 20 ноября 1758 года.

1697
Джон Питер Зенгер (John Peter Zenger)
американский журналист немецкого происхождения, издатель и главный редактор «New York Weekly Journal», получивший известность благодаря «делу Зенгера», которое считается точкой отсчёта в становлении свободной американской прессы. Джон Питер Зенгер родился в Германии в Верхнем Пфальце. В 1710 году тринадцатилетний Зенгер переселился из Германии в Америку со свой семьёй. Его отец умер во время двухмесячного морского путешествия на пути в Нью-Йорк, и матери пришлось воспитывать Джона и его брата и сестру. По прибытии в Америку мать отправила Зенгера на обучение Уильяму Брэдфорду (William Bradford (Colonial printer)), единственному на тот момент издателю Нью-Йорка, работавшему на правительство и одновременно печатавшему политические памфлеты и критические статьи. Учеником Брэдфорда Зенгер оставался до 1718 года. Помимо обучения и работы Зенгер, будучи крайне религиозным, каждое воскресенье ходил в местную церковь, в которой играл на органе во время службы. В 1722 Зенгер женился на Анне Молист. В браке родилось пятеро детей. В 1725 году Джон становится партнёром Брэдфорда по бизнесу, после чего открывает собственную типографию. Свою самостоятельную издательскую деятельность Зенгер начал с издания первого напечатанного на территории американских колоний учебника по арифметике. До 1733 года в его типографии печатались религиозные труды, памфлеты и книги, после чего бывший генеральный прокурор Нью-Йорка Джеймс Александр (James Alexander (lawyer)) предложил Зенгеру издавать газету «New York Weekly Journal», где предлагалось публиковать обличительные материалы, направленные против действующего губернатора Уильяма Косби (William Cosby). Религиозность Зенгера, видевшего в губернаторе идолопоклонника, забывшего Бога и преклонившегося перед властью и богатством, не позволила ему отказаться от этого предложения. После окончания «Дела Зенгера» жил в Нью-Йорке, продолжал издавать «New York Weekly Journal» вплоть до своей смерти в Нью-Йорке 28 июля 1746 года (впоследствии изданием газеты занимался его старший сын Джон), получив официальный статус «публичного издателя» в Нью-Йорке (в 1937) и в Нью-Джерси (1938). Похоронен на кладбище Церкви Троицы в Нью-Йорке. Джон Питер был женат дважды (в 1719 и 1723), первая жена умерла (по другим данным — официально развелась с Зенгером вскоре после свадьбы), оставив ему сына; во втором браке родилось пятеро детей. Дело Зенгера знаменовало собой новый виток в развитии конфликта между колонистами в Америке и колониальным правительством. В 1731 году Георг II назначает губернатором Нью-Йорка Сэра Уильяма Косби (на тот момент действовавшего губернатора острова Менорка), который отличался грубостью в ведении дел и напрямую прибегал к незаконным методам для достижения своих целей, что вызвало волну возмущения в среде влиятельных нью-йоркцев. Группа горожан, возглавляемая юристом (бывшим прокурором) Джеймсом Александром и Льюисом Моррисом (судьёй, смещённым губернатором с должности за неповиновение), обратилась к Зенгеру с предложением издавать оппозиционную газету, первый выпуск которой увидел свет 5 ноября 1733 года. В конце 1733 года Зенгера начинают подозревать в клевете за публикацию материалов, порочащих честь действующего губернатора Нью-Йорка Уильяма Косби, который в статьях издания обличался как коррупционер и взяточник (в частности, в первом выпуске описывалась попытка губернатора изменить результат местных выборов путём давления на шерифа и признанием голосов, поданных квакерами, недействительными). Автором материалов был не сам Зенгер, а его коллеги-журналисты, использовавшие псевдонимы. Настоящим в газете оставалось только имя издателя, что и позволило привлечь его к суду. При этом вопрос о достоверности или ложности фактов не ставился на рассмотрение, поскольку речь шла о фигуре королевского губернатора, и по закону необходимо было лишь доказать, что Зенгер был издателем. «Закон есть закон. Правда не имела значения.»— Эдвард Резерфорд. «Нью-Йорк» 6 ноября 1734 года губернатор организовал очередное публичное сожжение очередного выпуска «New York Weekly Journal» — при первом сожжении 22 октября были уничтожены выпуски 7, 47, 48 и 49 — и назначил (безуспешно) награду в 50 фунтов тому, кто назовёт авторов публиковавшихся статей. В течение нескольких месяцев губернатор Косби пытался давить на суды, чтобы закрыть New York Weekly Journal, после чего 2 ноября судом было выдано постановление об аресте, и 17 ноября 1734 года Зенгер был посажен в тюрьму, в которой провёл до суда почти 9 месяцев. Адвокатам издателя Джеймсу Александру и Уильяму Смиту было запрещено принимать участие в судебном разбирательстве (в частности, первого отстранили по обвинению в неуважении к суду), освобождение под залог также было невозможно из-за непомерно высокой установленной судом (под давлением Косби) суммы. Как следствие, друзья и коллеги Зенгера наняли выдающегося адвоката из Филадельфии — Эндрю Гамильтона.
[700x570]
Эндрю Гамильтон, адвокат Зенгера.
На протяжении всего пребывания журналиста в тюрьме газета продолжала регулярно выпускаться семьёй (преимущественно супругой) и сторонниками Зенгера. Судебное заседание состоялось во вторник 29 июля 1735 года. Судьёй был назначен Джеймс ДеЛэнси, друг и соратник губернатора Косби. Прокурор в обвинительной речи настаивал исключительно на рассмотрении дела с точки зрения наличия публичной клеветы на губернатора и правительство колонии безотносительно достоверности фактов, изложенных в статье:
«Господин прокурор заявил, что не имеет представления, что можно сказать в защиту человека, так скандально оклеветавшего губернатора, высших чиновников и работников правительственных учреждений, обвинив их в лишении граждан прав и свобод, в устранении суда присяжных и, в целом, в низложении закона. Если это не клевета, заявил он, то тогда что?»
Гамильтон как адвокат обращался к присяжным, что было новшеством: традиционно адвокат и прокурор обращались в речи к судье, который затем объяснял присяжным, каким он видит дело и рекомендовал соответствующий вердикт, при этом в деле Зенгера судья Джеймс ДеЛэнси ещё до начала разбирательства указал присяжным на нужный ему и губернатору Косби вердикт. В своей речи Гамильтон подчеркнул, что данное разбирательство касается не только одного журналиста и одного губернатора, но затрагивает самые основы свободы прессы и свободы человека:
«Вопрос, поставленный перед судом и вами, господа присяжные, не относится к маловажным частным случаям. Это не слушание дела одного несчастного издателя или одного лишь Нью-Йорка. Нет! Последствия данного разбирательства могут в результате затронуть любого свободного человека, живущего в Америке под управлением Британии. Это основополагающий вопрос. Это вопрос самой свободы.»
После выступления прокурора и адвоката присяжные удалились на совещание, но десять минут спустя вернулись и огласили вердикт: невиновен, несмотря на то, что на тот момент подобный вердикт не имел под собой никаких юридических оснований. На следующий день Зенгер был освобождён. Впоследствии Говернер Моррис, один из отцов-основателей США назвал это решение суда «утренней звездой свободы, впоследствии коренным образом изменившей Америку». Дело Зенгера имело ряд крайне важных последствий как для судебной практики, так и для переоценки понятий «право» и «свобода»:
«Публичные заявления, в которых излагаются достоверные факты, отныне не считались клеветой. Однако потребовалось около 50 лет, чтобы этот прецедент стал общепризнанным во всех американских колониях.»
Были сформулированы, юридически оформлены и получили прецедент основы свободы прессы (в частности, получили защиту от незаконного преследования журналисты и издатели). Было заявлено, что законы, действующие в Британии, могут быть неприменимы на территории колоний. На дело Зенгера ссылались и цитировали речь Гамильтона протестующие против «Акта о гербовом сборе» в 1765 году.
Имя Джона Зенгера часто упоминалось в дебатах 1789—1791 гг., предшествовавших принятию «Билля о правах». В 1736 году после смерти губернатора Косби была опубликована «Краткая история дела и суда над Джоном Питером Зенгером, издателем „New York Weekly Journal“» (A Brief Narrative of the Case and Tryal of John Peter Zenger, Printer of the «New-York Weekly Journal»), которая впоследствии переиздавалась более 20 раз (в последний — в 1997 году). В 1954 году Университетом Аризоны была учреждена «Премия Джона Питера и Анны Катарины Зенгер», которая вручается раз в два года (до 1998 — ежегодно) журналистам, внёсшим значительный вклад в борьбу за свободу прессы.
Не существует и никогда не существовало ни одного портрета Джона Зенгера. Став губернатором, Уильям Косби своим первым указом потребовал у своего заместителя Рипа ван Дайка половину зарплаты, выплаченной ему как исполнявшему обязанности губернатора до вступления в должность самого Косби. Несмотря на свою «негативную характеристику», зафиксированную в истории, Уильям Косби активно боролся с отторжением земли от ирокезов богатыми жителями Нью-Йорка. «New York Weekly Journal» считается первой в Америке независимой политической газетой. В 1951 году режиссёр Пол Никелл посвятил один из эпизодов своего сериала «Studio One» делу Зенгера: 3 сезон, 22 серия от 22 января (по другим данным 5 сезон 16 серия от 12 января) — «The Trial of John Peter Zenger» («Суд над Джоном Питером Зенгером»).
[529x700]
1703
Бенигна Готлиба Бирон (немецкое имя – Benigna Gottlieb Biron; имя при рождении - Бенигна Готлиба Тротта фон Трейден, Benigna Gottliebe von Trotta genannt Treyden)
супруга герцога Курляндского Эрнста Иоганна Бирона. Дочь курляндского дворянина Вильгельма Тротта фон Трейдена (немецкое имя — Trotta, genannt Treyden). В 1720 году она стала фрейлиной (французское имя — dame d’honneur) при дворе герцогини курляндской Анны Иоанновны, а через три года после этого вышла замуж за Эрнста Иоганна Бирона. Сохранились очень нежные письма к ней Бирона 1721 и следующих годов; он её называл «einzige auserwahlte Seele». По словам современников, Бирон женился на Бенигне Готлибе против воли её родственников, но с согласия герцогини, имевшей в виду, как передают, предупредить слухи касательно отношений к ней Бирона. Бенигна Готлиба была некрасива и болезненна; лицо её было испорчено оспою, хотя, как отмечала жена английского посланника леди Рондо, «у нее прекрасный бюст, которого я никогда не видела ни у одной женщины». Во время коронования Анны Иоанновны супруга Бирона значилась уже в числе статс-дам Императрицы, а затем играла очень видную роль при дворе. Сестра Бенигны Готлибы Текла (Фекла, Thekla) была выдана Бироном замуж за верного ему генерала Лудольфа Августа фон Бисмарка. Когда муж её получил герцогство, она была пожалована званием кавалерственной дамы (1740, вторично 1760). Около 1737 года леди Рондо писала о герцогине Бирон как о женщине высокомерной и угрюмой; её все ненавидели, но из страха оказывали ей почтение: «Если признаться, то я, которая считаюсь её любимицей и, как думаю, больше всех пользуюсь её благосклонностью, я не чувствую к ней в сердце своём того, что называется почтением… Она не вмешивается в государственные дела, но показывает, что всё время, остающееся от личной службы Императрице, употребляет на воспитание детей и на работу; она редко бывает в обществах, не отличается особенным умом, однако ж и не глупа; любит наряды». Действительно, на наряды герцогиня Бирон употребляла огромные деньги; так, за несколько дней до свержения её супруга с регентства она заказала себе платье, унизанное жемчугом, ценой в 100 000 рублей; гардероб её ценился в полмиллиона, а обыкновенно носимые ею бриллианты — в два миллиона. Когда герцогу встречалась надобность по делам отлучаться от Императрицы, то при ней оставалась на это время герцогиня или её дети, так что все поступки и речи Анны Иоанновны доводились тотчас до сведения Бирона. Императрица часто делала ей ценные подарки. В 1734 году Линар писал королю Августу III, что ей надо подарить богато украшенный портрет; чтобы этот подарок, «был отличен от ежегодно делаемых ей Императрицей, он должен быть не дешевле 1200 рублей». Во время ареста регента пострадала и его жена. Когда муж её был схвачен гренадерами, герцогиня в одной рубашке выбежала на улицу вслед за своим мужем, увлекаемым солдатами. Один из них притащил её, полумёртвую от страха и окоченевшую от холода, к Манштейну и спросил, что с нею делать. Манштейн велел отвести герцогиню обратно во дворец, но солдат просто бросил её в снег. Караульный капитан, увидев герцогиню в этом положении, приказал одеть её и отнести в комнаты, где приставили к ней часовых. 9 ноября герцогиня с супругом была отправлена в Шлиссельбургскую крепость и затем сопровождала мужа во всех его скитаниях, а в 1763 году вернулась с ним в Митаву, где и оставалась до смерти 5 ноября 1782 года. Герцогиня Бенигна и её дочь были искусны в рисовании и женских рукоделиях; в Ярославле начали они вышивать на шёлковой материи изображения сибирских инородцев. Этой материей ещё в начале XX века были обиты стены одной комнаты Митавского замка. Кроме того, во время ссылки герцогиня Бенигна сочинила на немецком языке несколько стихотворений духовного содержания, которые были изданы были в Москве в 1777 году под заглавием: «Eine grosse Kreuztragerin». Дети: Пётр (1724—1800) — последний герцог Курляндии, Гедвига Елизавета (1727—1797) — гофмейстерина императрицы Елизаветы Петровны, Карл Эрнст (1728—1801).
Литература: Бирон, Бенигна-Готлиба // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918.
1708
Антуан Лавалетт (французское имя — Antoine de Lavalette)
иезуит, торговые операции которого на острове Мартиника послужили поводом к изгнанию иезуитов из Франции. Умер в Тулузе 13 декабря 1767 года.
[425x700]
1725
Иоганн Петер Больё (немецкое имя — Johann Peter Freiherr Beaulieu de Marconnay; также Жан-Пьер де Больё; французское имя — Jean-Pierre de Beaulieu)
австрийский генерал бельгийского происхождения, участник многих войн XVIII века. Родился в Латюи, герцогство Брабант. Происходил из старинной нидерландской фамилии. В 1743 году поступил на службу. Начал службу в полку герцога Лотарингского и в течение 14 лет дослужился до капитанского чина. В 1757 году был взят в адъютанты к маршалу Дауну и за отличие произведен в майоры. В ходе Семилетней войны он много раз отличался умелым и храбрым вождением колонн в боях при Коллине, Бреславле, Лейтене и Гохкирке, Гере и Максене, при штурме Швейдница и деблокаде Ольмюца. в 1760 году получил чин подполковника генерального штаба. В 1768 году Больё был произведен в полковники. С началом восстания в 1789 году в Нидерландах Больё был назначен генерал-квартирмейстером войск, собранных в Люксембурге, и значительно способствовал успеху в сражениях против инсургентов при Тирлемоне, Лувене, Ремоне и на реке Маас. а при Насоне он одержал победу над превосходящими силами неприятеля. В 1790 году он получил чин генерал-майора, а в конце того же года произведен в фельдмаршал-лейтенанты. Ко времени начала революционных войн Больё командовал дивизией. он был в Монсе, когда Франция объявила войну (23 апреля 1792 года). Прибыв к своей дивизии, стоявшей тогда на границе и состоявшей только из 2000 человек пехоты и 1500 человек кавалерии, он был атакован 29 апреля при Жемаппе генералом Бироном, у которого было более 12 000 человек. Больё упорно оборонялся, а на следующий день, несмотря на слабость своих сил, сам напал на беспечных французов, обратил их в бегство, захватил 5 орудий и гнал их до самого Валансьенна. Поступил потом под начальство герцога Альберта Саксен-Тешенского. Больё с успехом прикрывал нидерландские границы, но когда пруссаки отступили из Шампани, Дюмурье обратил свои главные силы против Нидерландов и 5 августа разбил австрийцев при Жемаппе. Больё командовал в этом сражении левым флангом и должен был прикрывать отступление. После занятия австрийцами позиции за Эрфтом, Больё, угрожаемый с фронта и фланга превосходящими силами генерала Валанса, отступил к Арлону, где соединился с князем Гогенлоэ. В 1793 году ему было поручено прикрывать левый фланг Нидерландской армии и сохранять сообщение с дивизией князя Гогенлоэ, расположенной близ Трира. Ошибочные действия северной французской армии под командованием Дюмурье облегчили исполнение трудного поручения, возложенного на Больё. При поспешном отступлении этой армии он направился на Намюр, как на опорную точку её левого крыла, а в августе присоединился к принцу Кобургскому и был назначен для прикрытия реки Марки. Здесь Больё, командуя небольшим отрядом, оказывал важную услугу союзникам. После разбития герцога Йоркского при Гондшооте и Дюнкерке, а принца Оранского при Бервике и Менене, Гушар, командовавший французскими войсками, отрядил дивизию Гедувилля на Куртре, чтобы опрокинуть отряд Больё, состоявший из 8000 человек. Если бы предприятие французов удалось бы, герцог Йоркский, шедший к Менену, не избежал бы гибели, а его поражение повлекло бы за собой потерю всей Западной Фландрии и отступление принца Кобургского, прикрывавшего пространство между Маасом и Шельдой с 40 000 войск. Больё разбил при Куртрэ дивизию генерала Гедувиля, гнал его до Менена, занял этот город и тем обеспечил сообщение герцога Йорского и принца Оранского. В конце 1793 года и в начале 1794 года Больё действовал около Динана и Арлона, стараясь восстановить сообщение с Люксембургом. Оперировал против Журдана. Французы отрядили в апреле против Больё 20 000 человек. Он отступил от Арлона, но узнав недели через две, что противник стоит в беспечности, атаковал их сам и опрокинул французов, прогнал их от Арлона с большим уроном и захватил 6 орудий. В мае ему было поручено угрожать правому флангу Арденской армии. Больё причинил большой вред дивизии, действовавшей на этом фланге, отступая шаг за шагом до Намюра и со славой участвовал в деле не реке Самбре и в битве при Флерюсе. В походе 1795 года был генерал-квартирмейстером Рейнской армии, под командованием Клерфе. 4 марта 1796 года произведен в фельдцейхмейстеры и, уже в преклонном возрасте, Больё был назначен главнокомандующим союзными австро-сардинскими войсками в Италии. Прибыв к войскам, Больё тотчас же начал наступательные действия и двинулся левым флангом к Генуе. Но Бонапарт устремил главные силы против центра австрийцев и прорвал его, разбив в апреле генерала Аржанто при Монтенотте. Тогда Больё был вынужден отказаться от своего намерения и двинулся к Акви, чтобы присоединить к себе центр. Но соединение это произошло уже после сражения при Дего, где войска французов разбили по отдельности Аржанто и Вукасовича, отправленного вперед для укрепления центра. Между тем Бонапарт двинулся против Сардинских войск. Устрашенный Туринский двор предложил французам мир и в ожидании ответа из Парижа заключил перемирие. Больё, в связи с этим потерявший 20 000 союзных войск и ослабленный предыдущими поражениями, отступил за реку По. Он планировал защищать линию Тессина, но Бонапарт, переправившись 7 мая у Пьяченцы через По, обошёл таким образом позицию австрийцев. Не успев препятствовать переправе французов, Больё отступил за реку Адду. Оборона моста при Лоди не остановила Бонапарта. Австрийцы отступили за Минчио и заняли позицию, прикрытую с правого фланга крепостью Пескара, а с левого Мантуей. 30 мая французы ложным движением на Пескару заставили австрийцев ослабить центр напротив Боргетто и переправились через Минчио в этом пункте. Больё ещё хотел держаться на высотах Виллафранки и Валежио, но узнав, что дивизия Ожеро двинулась на Пескару, поспешно отступил за Адиж, боясь быть отрезанным от Тироля. Левый фланг его был отброшен к Мантуе. Этим закончилось военное поприще Больё. Он привел свои войска в Тироль, где сдал командование Вурмзеру и удалился в своё поместье близ Линца. Умер в Линце 22 декабря 1819 года.
Награды: Кавалер Большого креста Военного ордена Марии Терезии (7 июля 1794); Командор Военного ордена Марии Терезии (31 мая 1790); Рыцарь Военного ордена Марии Терезии (23 января 1760).
Литература: Болье, Иоганн-Петр // Военная энциклопедия : [в 18 томах] / под редакцией В.Ф.Новицкого [и другие]. — Санкт-Петербург ; [Москва] : Типография товарищества И.Д.Сытина, 1911—1915; Энциклопедия военных и морских наук / Составлена под главной редакцией генерал-лейтенанта Г.А.Леера, заслуженного профессора Николаевской академии Генерального штаба. — Санкт-Петербург: типография В.Безобразова и К°. — Том 1;. Военный энциклопедический лексикон (в 14 томах). Второе исправленное издание под общим руководством М.И.Богдановича. Санкт-Петербург, 1852—1858. Том 2; Jan Ritter z Rittersberka. Biographien der ausgezeichnetesten Feldherren der k. k. österreichischen Armee, aus der Epoche der Feldzüge 1788 - 1821, nebst treuen Abbildungen derselben. — Bey C. W. Enders, 1829. — 1188 страниц. Ссылки:Больё, Жан-Пьер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1725
Фёдор Юрьевич фон Фрейман (немецкое имя — Magnus Ferdinand von Freymann)
генерал-поручик, участник подавления восстания Пугачёва. Родился в Лифляндии. В военную службу вступил в 1742 году. С 1760 года, в чине генерал-майора, Фрейман занимал должность Рижского коменданта и в 1762—1771 годах был в отставке. В 1772 году, когда яицкие казаки, увлечённые восстанием, убили своих старшин и высланного против них генерала Траубенберга, Фрейман был послан для усмирения мятежников. С пятитысячным отрядом он подступил к Яицку и готовился уже к приступу, но устрашённые казаки положили оружие. Подавив мятеж и выслав главных зачинщиков в Оренбург, Фрейман принял ряд мер к успокоению умов населения и тогда же составил перепись яицким казакам. В 1773 году с началом восстания Пугачёва Фрейман был назначен одним из командиров экспедиции генерала Кара. После поражения от восставших у деревни Юзеевой, Кар покинул войска под предлогом болезни и оставил командование генералу Фрейману. Войска были отведены к границам Казанской губернии и должны были не допустить на ее территорию восставших. Сам Фрейман с частью подразделений занял Бугульму и в течении двух месяцев оказался фактически в осаде татарскими и башкирскими повстанческими отрядами. В 1774 году Фрейман отличился при взятии крепости Татищевой и способствовал окончательному поражению Пугачёва. Бантыш-Каменский и вслед за ним Волков сообщают что Фрейман в 1774 году за подавление восстания Пугачёва был награждён орденом Святого Георгия III степени, однако это не находит подтверждения в официальных кавалерских списках. Поход против яицких казаков и Пугачёва Фрейман сам описал на немецком языке под заглавием «Getreue Darstellung der Expedition wider die jaikischen Kosaken, wie auch wider den Rebellen Pugutschew»; этот рассказ был напечатан в «Neue Nordische Miscellaneen», тт. VII и VIII. 26 ноября 1777 года Фрейман был награждён орденом святого Георгия IV степени (№ 297 по кавалерскому списку Григоровича — Степанова); в 1779 году произведён в генерал-поручики. Умер 3 ноября 1796 года.
Награды и премии: Орден Святого Георгия IV степени.
Источники: Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей земли русской. Том V; Волков С.В. Генералитет Российской империи. энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. Л—Я. Москва, 2009; Дубровин Н.Ф. Пугачёв и его сообщники. Эпизод из истории царствования Императрицы Екатерины II. Том II. — Санкт-Петербург: типография Н.И.Скороходова, 1884. — 424 страниц; ответственный редактор Мавродин В.В. Крестьянская война в России 1773—1775 годах. Восстание Пугачёва. Том II. — Москва: Издательство Ленинградского университета, 1966. — 512 страниц — 2000 экземпляров; Русский биографический словарь: В 25 томах / под наблюдением А.А.Половцова. 1896—1918; Рознер И.Г. Яик перед бурей. Восстание 1772 года на Яике - предвестник Крестьянской войны под руководством Е.Пугачева. — Москва: Издательство «Мысль», 1966. — 218 страниц; Степанов В.С., Григорович П.И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия. (1769—1869). Санкт-Петербург, 1869; Фрейман // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Фрейман Ф.Ю. Записки об экспедиции против мятежных яицких казаков и об участии в подавлении Пугачёвского восстания // Новая северная всякая всячина. — Рига, 1794. — № 7–8.
1733
Георг Генрих фон Беренхорст или Беренгорст (немецкое имя — Georg Heinrich von Berenhorst)
немецкий военный историк, писатель. Георг Генрих фон Беренхорст родился в Зандерслебене; побочный сын князя Ангальт-Дессау Леопольда I и Софии Элеоноры Зёльднер (1710—1779). В 1748 году в чине лейтенанта поступил на прусскую военную службу. В 1757—1760 годах был адъютантом принца Генриха Прусского, а в 1760 году служил адъютантом короля Пруссии Фридриха Великого. После Семилетней войны бросил военную службу, так как не смог вытерпеть презрительного отношения короля к своей свите. Начал службу при дворе князя Ангальт-Дессауского. Был назначен президентом верховной палаты, председателем королевского суда, а затем обер-гофмейстером наследного принца Леопольда Фридриха Франца Ангальт-Дессауского. Совершил с ним поездки во Францию, Италию и Англию. С 1790 года посвятил себя научной и литературной деятельности. По свидетельству современников обладал богатым личным опытом, знанием истории, критическим умом и блестящим остроумием. Георг Генрих фон Беренхорст умер в городе Дессау 30 октября 1814 года. Согласно «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона», Беренхорст является предшественником прусского военного писателя Бюлова. Являясь крупным военным авторитетом того времени, выступил с резкой критикой всей тогдашней военной системы и, в частности, Фридриховского военного искусства.
Избранная библиография: «Betrachtungen über die Kriegskunst» (рус.: «Размышления о военном искусстве») (1797—1799); «Aphorismen» (1805); «Aus Berenhorsts Nachlaß» (посмертное издание: 1845—1847).
Литература: Беренгорст, Георг-Генрих // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
[572x700]
1742
Шарль Франсуа Дюпюи (французское имя — Charles-François Dupuis)
французский учёный, политический деятель, философ, атеист. Родился в Три-Шато, Уаза, Франция, в семье сельского учителя. Благодаря блистательным способностям уже в 1766 году стал профессором риторики. Под влиянием Лаланда интересуется астрономией в её связи с мифологией. В 1787 году профессор латинского красноречия в Коллеж де Франс. Член Академии надписей c 1788 года. Занимался политической деятельностью. В 1792 году был избран членом Национального собрания, в дальнейшем член Совета пятисот. В 1806 году был награждён Орденом Почётного легиона. Объяснял мифологические и религиозные представления как астрономические аллегории. Его труды («Происхождение всех культов или всеобщая религия» и другие) оказали влияние на становление мифологического направления в исследовании христианства. Также Дюпюи приписывают изобретение оптических телеграфов, только улучшенных Шаппом. С именем Дюпюи связывают начало мифологической школы (течение в буржуазной историографии христианства, отрицающее историчность Христа). Умер в Эшван, И-сюр-Тий, Франция, 29 сентября 1809 года. Список сочинений: Mémoire sur l’origine des constellations et sur l’explication de la fable par le moyen de l’astronomie (1781); L’origine de tous les cultes, ou la religion universelle, en trois volumes de textes et un volume de planches in-4, ou douze volumes in-8 abondamment illustrés (1795). Réédité en 1822 et en 1835—1836; Abrégé de l’origine de tous les cultes (1798); " Sur le zodiaque de Tentyra " dans la Revue philosophique (mai 1806); Mémoire explicatif du zodiaque chronologique et mythologique, un volume in-4 (1806) — доказательство тождества астрономических представлений и религиозных мифов у древних народов..
[600x668]
1743
Яков Иванович Булгаков
русский дипломат, литератор, почетный член Санкт-Петербургской Академии наук. Учился в Московском университете (с 1759). С 1762 по 1792 на дипломатической службе. В 1781-1789 гг. чрезвычайный посланник и полномочный министр в Константинополе. Добился признания Турцией присоединения к России Крыма, Тамани и земель по реке Кубань. С 1790 г. посланник в Варшаве. В 1770-е гг. перевел прозой поэму М.М.Боярдо «Влюбленный Роланд» (1777-1778, тома 1-3) и занимался переводом сочинения Ж. де Ла Порта «Всемирный путешествователь» (1778-1794, тома 1-27), над которым продолжал работать и во время заточения в Семибашенном замке. Ему приписывается также ряд других переводов и сочинений, опубликованных в журналах того времени без подписи автора. Ряд переводов был выполнен им по заданию Екатерины II, А.А.Безбородко и др. Когда после выхода в отставку Булгаков поселился в Москве, его дом стал одним из самых знаменитых литературных салонов. Он был заядлым театралом, завсегдатаем концертов, библиофилом, обладателем обширной библиотеки, большая часть которой погибла в московском пожаре 1812 г. Умер 19 июля 1809 года. В последние годы занимался переводами, среди которых «Всемирный путешествователь» Жозефа де ла Порта (27 томов), «Образование древних народов» М.Ф.д’Андре-Бардона (в 4 частях), «Влюбленный Роланд» Ариосто и др. Переводы Булгакова отличались простотой изложения, естественностью и гибкостью слога, богатством и чистотой языка. В своих письмах к сыну Александру (1781—1863) упоминал о своей работе над «Словом о полку Игоревым». В письме от 26 ноября 1806 он сообщает, что с флорентийцем дипломатом Болоньи пришлет ему «Игореву песню, которую, — пишет Булгаков, — желал бы я, чтобы ты показал какому сербу или славянину и попросил его, чтобы он ее перевел на славянский язык, ежели будет ее разуметь. Она писана старинным русским языком; мы ее (ибо и я мешался) переводили; но половины слов и выражений сами не понимали. Не лучше ли поймут ее славяне? А ты тем великую услугу сделаешь» (Русский Архив, 1898. Том 1. Страница. 214). Булгаков был дружен с А.И.Мусиным-Пушкиным и мог работать над переводом «Слова о полку Игорева».. не ранее начала 1793, когда начался «русский» период его служебной деятельности. Булгаков был знаком с М.М.Херасковым, и через него последний мог получить информацию об открытии «Слова о полку Игорева», о котором он сообщил в 1797 в примечании к тексту своей поэмы «Владимир». Идея дать «Слово о полку Игорева» для перевода кому-либо из сербохорватов или словенцев (их Булгаков называет в письме «славянами») могла возникнуть у Булгакова в обстановке нарождающегося интереса к славистике. В начале XIX в. Булгаков дружил с А.И.Тургеневым, совершившим в 1804 вместе с А.С.Кайсаровым науч. поездку по сербским и чешским землям. Из ответа А.Булгакова отцу (Прийма. «Слово» в историко-литературном процессе. Страницы 43—45) явствует, что он активно включился в занятия «Словом о полку Игорева»... В декабре 1807 Булгаков вновь спрашивает сына: «Помнишь ли ты об Игоре? Послал я к тебе сию песнь с тем, чтобы ты нашел кого-нибудь из славян, сербов и др., который бы перевел ее на свой язык, ибо сильно мы намучились, всего не поняв; а их перевод много бы нам помог ее выразуметь» (Русский Архив, 1898. Том 1. Страница 219). Эти отрывки из переписки Булгакова с сыном — новое подтверждение того, каких мучительных раздумий и напряженных усилий стоила подготовка к печати Игоревой песни ее первым издателям.
Литература: Прийма Ф.Я. 1) Он также был причастен... // РЛ. 1975. № 2. Страницы 130—133; 2) «Слово» в историко-литературном процессе. Страницы 41—45.
[538x700]
1746
Джузеппе Саверио Поли (итальянское имя — Giuseppe Saverio Poli)
итальянский физик и биолог. В 1766 году поступил в Падуанский университет, где изучал медицину. После окончания университета работал врачом в родном городе. В 1790 году переехал в Неаполь, где преподавал историю и географию в военной армейской школе «Nunziatella». Позже преподаёт физику в медицинском колледже при больнице Complesso degli Incurabili в Неаполе. Затем становится профессором экспериментальной физики Неаполитанского университета. Умер 7 апреля 1825 года. Его самая известная работа шеститомная «Элементы экспериментальной физики». Вместе с тем, Джузеппе Саверио Поли опубликовал ряд исследований по биологии. В частности, монументальное Testacea utriusque Siciliane eorumque istoria et anatome tabulis aeneis (описание моллюсков). Основные работы: La formazione del tuono, della folgore, e di varie altre meteore, spiegata giusta le idee del signor Franklin, Campo, Napoli 1772; Riflessioni intorno agli effetti di alcuni fulmini, Campo, Napoli 1773; Lezioni di geografia e di storia militare, 2 voll., Di Simone, Napoli 1774—1776; Testacea utriusque Siciliane eorumque istoria et anatome tabulis aeneis, 3 voll., 1791—1827; Elementi di fisica sperimentale, 6 voll., Stella, Venezia, 1793—1794; Memoria sul tremuoto de' 26 luglio del corrente anno 1805, Orsino, Napoli 1806.

1746
Курт Богислаус Людвиг Кристофер фон Стедингк (Стединк; шведское имя — Kurt Bogislaus Ludvig Kristoffer von Stedingk)
шведский военный и государственный деятель. Родился в Померании, в семье майора Кристофера Адама фон Стедингка и графини Кристины Шарлоты фон Шверин — дочери прусского фельдмаршала Курта Кристофа фон Шверина. Его младший брат Виктор фон Стедингк командовал шхерным флотом и получил чин генерал-адмирала. Во время Семилетней войны, будучи в возрасте 13 лет, поступил фенрихом в вербованный полк кронпринца. По окончании войны отправился в Швецию, чтобы ходатайствовать о возмещении убытков, которые понесли померанские владения семьи во время войны. Результата поездка не дала, зато он был представлен ко двору и сделался желанным гостем у кронпринца — будущего короля Густава III, который был ему ровесником. В 1763 году Стедингк поступил в Упсальский университет, где проучился два года. В 1766 году он получил разрешение поступить на французскую службу и в том же году был зачислен унтер-лейтенантом в Королевский шведский полк. В 1770 году получил чин капитана, в 1773 году — капитан-майора, в 1776 году — подполковника. В Швеции в 1777 году он был назначен королевским камергером и произведён в капралы корпуса лейб-драбантов, а в 1783 году сделался полковником Карельского драгунского полка. Когда Франция выступила против Англии, поддержав борьбу американских колоний за независимость, Стедингк под командованием вице-адмирала графа д’Эстена был отправлен в Америку. Командовал пехотной бригадой. 3—4 июля 1779 года отличился при захвате Гренады, а затем, 9 октября того же года — при штурме Саванны. По возвращении во Францию был награждён орденом Военных заслуг, а также получил пожизненную пенсию в размере 6 тысяч ливров и патент на чин полковника. Одновременно в Швеции он был произведён в генерал-адъютанты и получил рыцарский крест ордена Меча. Также за заслуги в войне за независимость был награждён американским орденом Цинцинната. Во время русско-шведской войны назначен командующим Саволакской бригады. 18—19 июня 1789 года ему удалось отбросить наступающие русские войска от Поррассалми, а 21 июля одержать победу возле Парккумэки, за что он был произведён в генерал-майоры и получил большой крест ордена Меча. В 1790 году, после заключения мирного договора с Россией, Густав III назначил его послом в Санкт-Петербург. В 1792 году произведён в генерал-лейтенанты. В 1794 году награждён орденом Серафимов. В 1800 году ему было пожалован титул барона. При русском дворе пользовался уважением императрицы Екатерины II, императоров Павла I и Александра I. 1 декабря 1800 года он был награждён российскими орденами Андрея Первозванного, Александра Невского и Святой Анны I степени. В 1808 году, с началом новой русско-шведской войны, был вынужден покинуть русский двор. По окончании военных действий участвовал в 1809 году в подписании Фридрихсгамского мирного договора. В этом же году получил графский титул. В 1809—1811 годах продолжал исполнять обязанности посла в России. В 1811 году произведён в фельдмаршалы. В 1813 году, после вступления Швеции в войну против Наполеона, стал командующим шведской армии в Германии с подчинением кронпринцу Карлу Юхану. После того как тот принял командование Северной армией, Стедингк стал главнокомандующим шведскими силами. Принимал участие в сражениях при Гросберене, Денневице и Лейпциге. Впоследствии участвовал в военных действиях на территории Голштинии и в походе на Брабант. В 1814 году сопровождал кронпринца в Париж. Награждён прусским орденами Чёрного и Красного орлов. В 1818—1826 годах — канцлер Карлбергской военной академии. В 1826 году отправлен с чрезвычайным посольством в Россию, чтобы выразить соболезнования по поводу кончины Александра I и присутствовать на коронации нового императора Николая I. Умер в Стокгольме 7 января 1837 года. В 1844—1846 годах в Лондоне были изданы его мемуары, получившие при публикации название «Mémoires posthumes de Feldmaréchal comte de Stedingk» («Посмертные мемуары фельдмаршала Стедингка»). По сути это были лишь извлечения из его депеш. Ценность публикации была довольно низкой из-за её тендезиозности и большого количества сокращений. Был женат на Ульрике Фредерике Экстрём (1767—1831). Из его пяти дочерей наиболее известна Мария Фредерика фон Стедингк (1799—1868) — прославилась как композитор. Его сын Людвиг Эрнест фон Стедингк (1794—1875) — генерал-лейтенант шведской армии, отец барона Евгения Фредерика Оскара Людвига фон Стедингка (1825—1871) — дипломата, музыканта и театрального руководителя.
Награды: Американский орден Цинцинната (1783); Французский орден Военных заслуг (1783); Шведский орден Меча, рыцарский крест (I класса) (1783); ведский орден Меча, большой крест (1789); Шведский орден Серафимов (1794); Русский орден Святого апостола Андрея Первозванного (1 декабря 1800); Русский орден Святого Александра Невского (1 декабря 1800); Русский орден Святой Анны I степени (1 декабря 1800); Прусский орден Чёрного орла (1814); Прусский орден Красного орла I степени (1814).
Источники: Nekrolog des Königl. Schwedischen Feldmarschalls Ludvig Bogislav Grafen von Stedingk. In: Literatur- und Intelligenzblatt für Neu-Vorpommern und Rügen. Beilage zur Sundine. Nr. 11, Stralsund, 6. Februar 1837, S. 41-42 (Google Books); Gabriel Anrep: Svenska Adelns Ättar-Taflor. 4. Teil, Norstedt & Söner, Stockholm 1864, S. 133—134 (Google Books).
Литература: Kurt Bogislaus Ludvig Kristofer von Stedingk. Nordisk familjebok. Band 26. Zweite Auflage. Stockholm 1904—1926, S. 1139 f; Svenskt biografiskt handlexikon. Stockholm, 1906; Платен К. Х. Курт фон Стединк (1746—1837) — космополит, воин и дипломат при Людовике XVI, Густаве III и Екатерине Великой / Перевод со шведского. Санкт-Петербург, 1999; Göran Norrby: Curt B L C Stedingk, von (v Steding). In: Svenskt biografiskt lexikon. Band 33 (2007—2011), S. 181 f.
[551x700]
1747
Джованни Мане Джорновики (итальянское имя — Giovanni Mane Giornovichi; собственное хорватское имя — Иван Мане Ярнович, Ivan Mane Jarnović; иногда также Ярновик; немецкое имя — Jarnowick)
итальянский скрипач и композитор хорватского происхождения. Родился в Палермо. Учился, по-видимому, у Антонио Лолли. В 1770—1779 гг. жил и работал в Париже, выступал как солист-виртуоз, в том числе с собственными сочинениями. В результате конфликта со скрипачом шевалье де Сен-Жоржем и отказом принять вызов на дуэль вынужден был переехать в Берлин, где работал до 1782 г. Далее Джорновики некоторое время работал в Варшаве, где, в частности, давал уроки Михаилу Огиньскому. В 1783—1786 гг. состоял на службе в Санкт-Петербурге как придворный скрипач Екатерины II, затем после краткого пребывания в Стокгольме обосновался в Вене. С 1791 г. вёл активную концертную деятельность в Лондоне, однако после приезда в Англию другого итальянского скрипача Джованни Баттиста Виотти вызвал его на музыкальное состязание и проиграл. Кроме того, после ссоры с пианистом Иоганном Крамером Джорновики вновь отказался принять вызов на дуэль и вновь столкнулся с необходимостью отъезда. В 1796—1801 гг. он работал в Гамбурге, в 1802 г. в Берлине, а в последние два года жизни в Санкт-Петербурге, где умер 23 ноября 1804 года и был похоронен; на похоронах Джорновики был исполнен Реквием Осипа Козловского (второй раз после похорон Станислава Понятовского, для которых он был написан). Джорновики написал около 20 скрипичных концертов (сохранилось 17), ряд камерных произведений (из которых наиболее интересны три гамбургских квартета), другие камерные и симфонические сочинения. Внук Джорновики — французский виолончелист Ю-Дефорж.
Литература: Ivan Mane Jarnovic: hrvatski skladatelj. — Zagreb: Osor, 1978—1980.