1891
Николай (в миру — Иван Ильич Карпов)
епископ Русской Православной Церкви Заграницей, епископ Лондонский, викарий Западноевропейской епархии. Родился в Сибири, Российская империя, в благочестивой старообрядческой семье. Его бабушка, боявшаяся, что новорожденный младенец не выживет, крестила его, не прибегая к помощи священника. Обеспокоенная этим не совсем «правильным» крещением, она дала обет, что её внук вырастет православным христианином. В 1913 году успешно окончил Тобольскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. Пострижен в монашество на I курсе, 29 ноября 1913 года, ректором академии епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским) с именем Николай в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Позднее епископ Николай вспоминал, что в молодые годы не учился особо иноческому житию, но старался следовать тому, о чем с юности знал, слыша рассказы о монастырях Афона и Киева. После окончания в 1915 году академии со степенью кандидата богословия состоял в преподавателем в духовно-учебных заведениях и проповедником в монастыре в Обояни Курской епархии. В 1916 году принимал участие в прославлении святителя Иоанна Тобольского, которого особенно чтил впоследствии. По-видимому, он покинул Обоянь в октябре 1919 года, когда епископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов) увозил чудотворную Курскую-Коренную икону Пресвятой Богородицы за границу, чтобы спасти святыню от большевиков. Епископ Феофан поехал через Белгород в сопровождении нескольких братьев из Обоянского монастыря. Очевидно, среди них был и Николай.
Священническое служение в Югославии
После революции эмигрировал и оказался в Королевство сербов, хорватов и словенцев, Николай был посвящён в сан пресвитера и назначен служить в различных приходах Сербии. 24 августа 1923 года определением Архиерейского Синода РПЦЗ награждён саном архимандрита. Начал преподавать в Битольской сербской православной семинарии в Македонии. Архимандрит Николай славился своей заботой о студентах и был любим ими. В Битоле он пользовался уважением как сотрудников семинарии, так и слушателей. В 1928 году отца Николая назначили назначен настоятелем Успенского прихода в Лондоне, основанный в 1919 году. Община насчитывала около 400 членов и состояла не только из русских эмигрантов — значительная часть прихожан были детьми, рождёнными в смешанных браках, которые жили в России, но потом вернулись в Англию уже со своими жёнами и детьми. Приход на тот момент был разделённым между «каловчанами», «евлогианами». Обе группы договорились между собой, что будут использовать здание храма поочередно — по неделе каждая. Своим благочестием он быстро завоевал себе симпатии прихожан и внёс умиротворение в приходскую жизнь.
Епископское служение
30 июня 1929 года состоялась его хиротония во епископа Лондонского, викария Западноевропейской епархии Зарубежной Церкви и первого православного архиерея Англии после великого раскола XI века. На хиротонию из Сербии прибыли митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), архиепископы Западно-Европейский Серафим (Лукьянов) и Курский Феофан (Гаврилов), епископ Берлинский Тихон (Лященко). Сослужили им: иеромонах Феодосий (Мельник), келейник Первоиерарха; митрофорный протоиерей Василий Виноградов из Брюсселя, протоиерей Василий Тимофеев из Парижа и иеродиакон Иоанникий из Болгарии. Лондон дотоле никогда не видел такого собрания выдающегося русского православного духовенства. Кроме священноначалия на торжестве присутствовала и Великая княгиня Ксения Александровна, жившая в Англии в изгнании. Архиепископ Феофан привез с собой в Лондон Курскую-Коренную икону. Пребывание в храме святыни привлекло на торжество многих верующих православных, англикан и представителей иных исповеданий.
При вручении жезла Митрополит Антоний сказал:
«…Указание свыше даётся тебе в этот день твоей хиротонии в том смысле, чтобы ты и вообще был в этой жизни не только православным служителем Божиим, но и служителем русским, разделяющим высшие симпатии нашего русского народа, его благоговейную любовь к святым угодникам, чего не понимают протестанты, утверждающие, будто русские, почитая святых, умаляют этим славу Христову. Между тем, Сам Христос дал нам к тому, твердое основание, сказав: «И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им» (Иоан. 17, 22). Впрочем, пребывая христианином и русским патриотом, ты, конечно, будешь далёк от того греховного шовинизма, которым теперь так сильно страдают все народы, именующие себя христианами, и даже, увы, народы православные. Можно смело сказать, что только русский народ в лице своих лучших людей, умеет совмещать любовь вселенскую с патриотизмом и взирает на эти два высокие понятия, не как на ограничивающие друг друга, но как взаимно проникающие друг друга.
…Господь послал тебе жребий начать своё архипастырское служение в стране народа, который имеет в своей стране много просвещенных сынов, сердечно любящих наш народ и нашу веру. В последнем я увердился, пребывая несколько дней в новоучреждённом англиканском монастыре-аббатстве «Наш Дом». Там я с утешением наблюдал глубокое и пламенное благочестие молодых монахов и убедился в том, что для них молитва не просто принятый церемониал, а горячий вопль души, горячо стремящейся к Богу и к духовному очищению. В том же убеждает нас и самое учреждение в последние годы англиканских монастырей, тогда как в других странах, даже православных, монастыри и монашество быстро уменьшаются. Итак, особое пастырское внимание устремляй на те души, преимущественно молодые, в Англиканской церкви, которые пожелали бы ознакомиться ближе и сердечнее с православной верой и Православной Церковью. Вмещай их в своё пастырское сердце и моли Бога о спасении и своих русских, и приближающихся к Церкви Православной англичан, дабы и ты мог сказать в меру дарований Божиих: «всем бых вся, да всяко некия спасу».
После хиротонии отца Николая было найдено помещение для резиденции епископа Лондонского. Его называли русским словом «Podvorie». При резиденции открылась школа для приходских детей, в которой епископ Николай преподавал катехизис. Трое монахов: иеромонахи Зосима и Каллист и монах Владимир — были отправлены из сербского монастыря Мильково помогать епископу Николаю. Когда «евлогианцы» по будним дням и воскресеньям проводили богослужения в храме святого Филиппа, русский приход служил в маленькой часовне при епископской резиденции. В августе 1932 года он поехал в Белград для участия в заседаниях Архиерейского собора Зарубежной Церкви. Когда заседания Архиерейского собора подходили к концу, у епископа случился приступ аппендицита. Последними его словами были: «Вложите мне свечу в руку, я ухожу в мир иной». Держа свечу, епископ Николай отошел в Вечность в городе Белград, Королевство Югославия, в ночь на 28 сентября 1932 года. Отпевание состоялось на следующий день в Иверской часовне на Новом Белградском кладбище. Тело архиерея было захоронено под иконой святителя Николая, находившейся снаружи на стене часовни. Митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Феофан (Гаврилов) и архиепископ Гермоген (Максимов) вместе совершили заупокойное богослужение.
1891
Карло Рампини (итальянское имя — Carlo Rampini)
итальянский футболист, игравший на позиции нападающего. Известный по выступлениям за клуб «Про Верчелли», а также национальную сборную Италии. Родился в коммуне Кандия-Ломеллина, Ломбарлия, Италия.
Клубная карьера
Во взрослом футболе дебютировал в 1908 году выступлениями за команду клуба «Про Верчелли», цвета которого и защищал на протяжении всей своей карьеры, которая длилась семь лет. Отличался чрезвычайно высокой результативностью, забивая в играх чемпионата в среднем более одного гола за матч. За это время пять раз завоевывал титул чемпиона Италии.
Выступления за сборную
В 1911 году дебютировал в официальных матчах в составе национальной сборной Италии. В течение карьеры в национальной команде, которая длилась всего 3 года, провёл в форме главной команды страны 8 матчей и забил 3 гола. В составе сборной был участником футбольного турнира на Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме. Умер в городе Верчелли, Пьемонт, Италия, 28 марта 1968 года.
Титулы и достижения
Чемпион Италии (5): «Про Верчелли»: 1908, 1909, 1910/1911, 1911/1912, 1912/1913

1891
Карл Эльмендорф (немецкое имя — Karl Elmendorff)
немецкий оперный дирижёр. Родился в городе Дюссельдорф, Германская империя. Учился в Кёльнском музыкальном колледже, в 1913—1916 — в высшей школе музыки у Г. Абендрота и Ф. Штайнбаха. С 1927 по 1942 дирижировал на Байрейтском фестивале, регулярный приглашённый дирижёр в миланском театре Ла Скала. В 1937 вступил в НСДАП. Умер в городе Хофхайм-ам-Таунус, Гессен, ФРГ, 21 октября 1962 года.
Награды: почётный знак земли Гессен имени Гёте.
Дискография: Götterdämmerung — Live 1942 Bayreuth, Label: Music & Arts Program, 2000; Tannhäuser, Label: Naxos Records, 2001 (запись 1930); Tristan und Isolde, Label: Naxos, 2003 (запись 1928).

1892
Николас Мусурака (Nicholas Musuraca)
американский кинооператор, более всего известный своими работами 1940-х годов. Как пишет историк кино Эрик Шеффер, «имя Николаса Мусураки остаётся несправедливо обойдённым вниманием среди операторов золотой эпохи Голливуда. В свои лучшие годы на „РКО“ в 1940-е годы Мусурака курсировал между фильмами категорий А и В, престижными картинами и жанровой халтурой. По этой причине и потому, что многие фильмы, снятые Мусуракой, достигли статуса классики только в последнее время, он по-прежнему остаётся во многом забытым мастером». К числу лучших картин, снятых Мусуракой, относятся один из первых фильмов нуар «Незнакомец на третьем этаже» (1940), психологический фильм ужасов «Люди-кошки» (1942), нуаровый хоррор «Винтовая лестница» (1945), классический фильм нуар «Из прошлого» (1947), а также семейная драма «Я помню маму» (1948). Мусурака также был оператором таких успешных фильмов, как «Назад вернулись пятеро» (1939), «Седьмая жертва» (1943), «Медальон» (1946), «Холостяк и девчонка» (1947), «Стычка в ночи» (1952) и «Попутчик» (1953). В 1949 году за фильм «Я помню маму» (1948) Музурака был номинирован на Оскар за лучшую чёрно-белую операторскую работу. Николас Мусурака родился в коммуне Риаче, Италия. Свою карьеру в кинобизнесе Мусурака начал как шофёр одного из первых продюсеров и режиссёров немого кино, основателя киностудии «Вайтограф» Джеймса Стюарта Блэктона. Заметив склонность Мусураки к операторской работе, Блэктон взял его в свою творческую группу. В 1922 году Мусурака работал над субтитрами для фильма Блэктона «Славное приключение» (1922), а год спустя он уже был оператором фильмов режиссёра «На берегах Уобаш» (1923) и «Королева-девственница» (1923). В 1926 году Мусурака вместе с Блэктоном перешёл на студию «Уорнер бразерс», где они вместе сняли за год четыре фильма, после чего Блэктон по существу завершил карьеру в кино.
Работа на студии «РКО» (1929—1939 годы)
В 1928 году Мусурака перешёл на работу в кинокомпанию «ФБО», где в течение года снял 12 фильмов, преимущественно вестернов категории В. В 1929 году «ФБО» стала частью вновь созданной студии «РКО Радио Пикчерс», на которой Мусурака продолжил свою карьеру. «Большую часть звуковой эры Мусурака провёл на „РКО“, снимая всё от миллионных картин категории А до комедийных короткометражек». В 1929—1939 годах Мусурака снял на «РКО» в общей сложности 100 фильмов, к числу лучших из них относятся детективный вестерн «Заколдованное золото» (1932) с Джоном Уэйном, романтическая комедия «Самая богатая девушка в мире» (1934) с Мириам Хопкинс и Джоэлом МакКри, а также криминальные комедии «Убийство на школьной доске» (1934), «Роман на Манхэттане» (1935) с Джинджер Роджерс и «Убийство в медовый месяц» (1935). В 1938 году Мусурака был оператором некоторых более дорогостоящих картин — детективной комедии «Сумасшедшая мисс Ментон» (1938) с Барбарой Стэнвик и Генри Фондой в главных ролях, за которой последовали приключенческий триллер Джона Фэрроу «Назад вернулись пятеро» (1939), мелодрама Рубена Мамуляна «Золотой мальчик» (1939) со Стэнвик, Адольфом Менжу и Уильямом Холденом и приключенческий вестерн «Восстание на Аллегейни» (1939) с Клэр Тревор и Джоном Уэйном.
Работа на студии «РКО» (1940-е годы)
В 1940-е годы на студии «РКО» Музурака «стал известен как мастер света — один из его коллег как-то назвал его „художником света“ — в значительной степени привнеся неприукрашенную затемнённую операторскую работу, которая стала фирменным знаком студии». В 1940 году он снял приключенческую мелодраму о семье на необитаемом острове «Швейцарская семья Робинзонов» (1940), школьную драму Роберта Стивенсона «Школьные годы Тома Брауна» (1940) с Седриком Хардвиком, а также революционную картину Бориса Ингстера «Незнакомец на третьем этаже» (1940) с Питером Лорре. Как написал кинокритик Денис Шварц, «идя по стопам немецкого экспрессионизма, оператор Николас Мусурака великолепно использует тени и созданную в студии мрачную среду в своём барокковом операторском стиле. Этот низкобюджетный фильм категории В рассматривается многими как первый подлинный фильм нуар». По словам критика Эрика Шеффера, «наряду со съёмками Греггом Толандом фильма „Гражданин Кейн“ (1941) операторская работа Мусураки в „Незнакомце на третьем этаже“ (1941) определила визуальные рамки жанра фильм нуар и облик картин студии „РКО“ 1940-х годов. В 1942 году Мусурака снимал отдельные сцены для эпической мелодрамы Орсона Уэллса „Великолепные Эмберсоны“ (1942). Операторская работа Мусураки начинается и заканчивается тенями, многое заимствуя у немецкого экспрессионизма, и может рассматриваться как возрождение этого стиля в Голливуде 1940-х годов. Доминирующим цветом в его работе является чёрный, стилистический уклон, который идеально подошёл фильму нуар и мрачным фильмам ужасов Вэла Льютона“. В первой половине 1940-х годов Мусурака был оператором большинства фильмов знаменитой серии психологических хорроров продюсера Вэла Льютона, среди них „Люди-кошки“ (1942) режиссёра Жака Турнье, „самый влиятельный и умный психологический фильм ужасов из когда-либо созданных“, за которым последовали „Седьмая жертва“ (1943) и „Корабль-призрак“ (1943) Марка Робсона, „Проклятие людей-кошек“ (1944) и „Бедлам“ (1946) Роберта Уайза. В 1943 году Мусурака снял фильм нуар „Падший воробей“ (1943) с Джоном Гарфилдом и Морин О’Хара, где, как написал кинокритик Крейг Батлер, режиссёр Ричард Уоллес нашёл возможность использовать камеру и массивы теней для создания пугающего воздействия на зрителя». После военной драмы Эдварда Дмитрика «Возвращение на Батаан» (1945) с участием Джона Уэйна и Энтони Куинна Мусурака стал оператором серии замечательных фильмов нуар, первым из которых стал готический триллер Роберта Сиодмака «Винтовая лестница» (1945) с Дороти Макгуайр и Джорджем Брентом. Фильм наполнен жанровыми чертами картин о «старом мрачном доме», включая раскаты грома, тёмные комнаты с мерцающими свечами, скрипучими дверями, хлопающими от ветра ставнями, таинственно открывающимися окнами и зловещими звуками в просторном доме в отдалённой сельской местности". В 1946 году последовали фильмы нуар «Медальон» (1946) Джона Брама с Лорейн Дэй и Робертом Митчемом, а также нью-йоркский нуар по Клиффорду Одетсу «Крайний срок — на рассвете» (1946) со Сьюзен Хэйворд в главной роли. В 1947 году Мусурака снял классический фильм нуар «Из прошлого» (1947) с Робертом Митчемом, Кирком Дугласом и Джейн Грир в главных ролях. После выхода фильма журнал «Variety» оценил операторскую работу Мусураки как «первоклассную», а позднее Денис Шварц назвал «тёмную чёрно-белую операторскую работу Мусураки блестящей». В том же году Мусурака был оператором эксцентрической комедии «Холостяк и девчонка» (1947) с Кэри Грантом и Мирной Лой. Год спустя вышел вестерн режиссёра Роберта Уайза «Кровь на луне» (1948) с Робертом Митчемом и Барбарой Бел Геддес, а также одна из самых удачных картин Мусураки, семейная драма Джорджа Стивенса «Я помню маму» (1948) с Айрин Данн и Бел Геддес. Как пишет Шеффер, «даже в рамках ограничений студийной системы Мусурака смог перенести свой стиль и в другие жанры. Вестерн „Кровь на луне“ и ностальгическая семейная драма Джорджа Стивенса „Я помню маму“ насыщены теми же тёмными визуальными образами, которые Мусурака принёс в фильм ужасов „Люди-кошки“ (1942) и фильм нуар „Медальон“ (1946). Сквозь условности различных жанров и различающиеся требования многочисленных режиссёров Мусурака сохранил собственную целостную эстетику».
Карьера в 1950-е годы
В 1950—1951 годах наиболее успешные работы Мусураки вновь относились к жанру нуар, это картины «Где живёт опасность» (1950) Джона Фэрроу с Митчемом, «Рождённая быть плохой» (1950) Николаса Рэя с Мелом Феррером, Джоан Фонтейн и Робертом Райаном, «Выследить человека» (1950) и «Препятствие» (1951) с Чарльзом МакГроу, хотя они и уступали нуарам середины 1940-х годов. Более удачными были такие фильмы нуар, как «Стычка в ночи» (1952) Фритца Ланга с Барбарой Стэнвик, Робертом Райаном и Мерилин Монро, а также «Попутчик» (1953) Айды Лупино с Эдмондом О’Брайеном и Фрэнком Лавджоем. В 1953 году Мусурака снял ещё один фильм нуар Фритца Ланга — «Синяя гардения» (1953) с Энн Бакстер и Ричардом Конте, а также нуар актёра Дика Пауэлла, ставшего режиссёром, «Доля секунды» (1953) со Стивеном МакНэлли и Алексис Смит. После ухода с «РКО» в конце 1950-х годов Мусурака непродолжительное время проработал на «Уорнер бразерс». В 1958 году Мусурака снял там свой последний значимый фильм, биографическую мелодраму «Слишком много, слишком рано» (1958) об отношениях актёра Джона Бэрримора со своей дочерью, главные роли в картине исполнили Дороти Мэлоун и Эррол Флинн. В 1961 году Мусурака снял криминальную драму «Правонарушители» (1961), ставшую его последней работой для большого экрана. После этой картины Мусурака ушёл на студию «Десилу», проработав последние годы карьеры на телевидении, в частности, снимал различные шоу с участием Люсиль Болл (1958—1962) и популярный ситком «Программа Джека Бенни» (1962—1965, 56 эпизодов). Николас Мусурака умер в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 3 сентября 1975 года.
Избранная фильмография: 1923 — Королева-девственница / The Virgin Queen; 1923 — На берегах Уобаш / On the Banks of the Wabash; 1926 — Невеста шторма / Bride of the Storm; 1928 — Красные всадники Канады / Red Riders of Canada; 1929 — Переулок / Side Street; 1929 — Закон оружия / Gun Law; 1930 — Между строк / Inside the Lines; 1930 — Заговор / Conspiracy; 1930 — Полувыстрел на рассвете / Half Shot at Sunrise; 1930 — Целиком и полностью / Hook Line and Sinker; 1930 — Кукушки / The Cuckoos; 1931 — Расколотые орехи / Cracked Nuts; 1931 — Корабль греха / The Sin Ship; 1931 — Всё это Роузи / Everything’s Rosie; 1931 — Трое, которые любили / Three Who Loved; 1931 — Слишком много поваров / Too Many Cooks; 1931 — Умная женщина / Smart Woman; 1931 — Люди случая / Men of Chance; 1932 — Давай опасность! / Come on Danger!; 1932 — Заколдованное золото / Haunted Gold; 1933 — Парень из Кайенна / The Cheyenne Kid; 1933 — Алая река / Scarlet River; 1933 — Сын границы / Son of the Border; 1933 — Перекрёстный огонь / Cross Fire; 1933 — Летающие дьяволы / Flying Devils; 1933 — Охотник за сенсациями / Headline Shooter; 1933 — Гардемарин Джек / Midshipman Jack; 1933 — Шанс на небесах / Chance at Heaven; 1934 — Давно потерянный отец / Long Lost Father; 1934 — Где встречаются грешники / Where Sinners Meet; 1934 — Пою и люблю это / Sing and Like It; 1934 — Убийство на школьной доске / Murder on the Blackboard; 1934 — Мы снова богаты / We’re Rich Again; 1934 — Самая богатая девушка в мире / The Richest Girl in the World; 1934 — Без разрешения / By Your Leave; 1935 — Роман на Манхэттане / Romance in Manhattan; 1935 — Убийство в медовый месяц / Murder on a Honeymoon; 1935 — Деревенская история / Village Tale; 1935 — Старина ритм / Old Man Rhythm; 1935 — С большой силой / To Beat the Band; 1936 — Двое в темноте / Two in the Dark; 1936 — Фермер в лощине / The Farmer in the Dell; 1936 — Дурачки / Silly Billies; 1936 — Убийство на тропинке для всадников / Murder on a Bridle Path; 1936 — Вторая жена / Second Wife; 1936 — Дело усложняется / The Plot Thickens; 1937 — Мы присяжные / We’re on the Jury; 1937 — Китайский рейс / China Passage; 1937 — Слишком много жен / Too Many Wives; 1937 — Вот идёт моя девушка / There Goes My Girl; 1937 — Приграничное кафе / Border Cafe; 1937 — Важная персона / The Big Shot; 1937 — Полёт от славы / Flight from Glory; 1937 — Субботние герои / Saturday’s Heroes; 1937 — Жизнь в любви / Living on Love; 1937 — Опасный патруль / Danger Patrol; 1937 — Быстрые деньги / Quick Money; 1938 — Ужасный Голливуд / Crashing Hollywood; 1938 — Все это делают / Everybody’s Doing It; 1938 — Ночной клуб / Night Spot; 1938 — Приговорённые женщины / Condemned Women; 1938 — Закон преступного мира / Law of the Underworld; 1938 — Слепое алиби / Blind Alibi; 1938 — Воздушный гигант / Sky Giant; 1938 — Разгром рэкета / Smashing the Rackets; 1938 — Сумасшедшая мисс Ментон / The Mad Miss Manton; 1938 — Потускневший ангел / Tarnished Angel; 1939 — Тихоокеанский лайнер / Pacific Liner; 1939 — Двенадцать многолюдных часов / Twelve Crowded Hours; 1939 — Они превратили её в шпиона / They Made Her a Spy; 1939 — Женское общежитие / Sorority House; 1939 — Назад вернулись пятеро / Five Came Back; 1939 — Золотой мальчик / Golden Boy; 1939 — Восстание Аллегени / Allegheny Uprising; 1940 — Швейцарская семья Робинзонов / Swiss Family Robinson; 1940 — Свидетельство о разводе / A Bill of Divorcement; 1940 — Школьные годы Тома Брауна / Tom Brown’s School Days; 1940 — Незнакомец на третьем этаже / Stranger on the Third Floor; 1940 — Маленькие мужчины / Little Men; 1941 — Девушка с вечеринки / Play Girl; 1941 — На долгую муку / Repent at Leisure; 1941 — Быстрее, Чарли, быстрее / Hurry, Charlie, Hurry; 1941 — Леди со шрамом на лице / Lady Scarface; 1941 — Дерзкий Сокол / The Gay Falcon; 1942 — Вызов морпехов / Call Out the Marines; 1942 — Любезная молодая леди / Obliging Young Lady; 1942 — Таттлы с Таити / The Tuttles of Tahiti; 1942 — Рейнджер-бандит / Bandit Ranger; 1942 — Флот не подведет / The Navy Comes Through; 1942 — Пираты прерии / Pirates of the Prairie; 1942 — Люди-кошки / Cat People; 1943 — Вечность и один день / Forever and a Day; 1943 — Бомбардир / Bombardier; 1943 — Падший воробей / The Fallen Sparrow; 1943 — Седьмая жертва / The Seventh Victim; 1943 — Путь в завтрашний день / Gangway for Tomorrow; 1943 — Корабль-призрак / The Ghost Ship; 1944 — Проклятие людей-кошек / The Curse of the Cat People; 1944 — Морские пехотинцы / Marine Raiders; 1944 — Невеста по ошибке / Bride by Mistake; 1944 — Лихорадка по поводу девушек / Girl Rush; 1944 — Сокол в Голливуде / The Falcon in Hollywood; 1945 — Небо Китая / China Sky; 1945 — Возвращение на Батаан / Back to Bataan; 1945 — Винтовая лестница / The Spiral Staircase; 1946 — Крайний срок — на рассвете / Deadline at Dawn; 1946 — Бедлам / Bedlam; 1946 — Медальон / The Locket; 1947 — Холостяк и девчонка / The Bachelor and the Bobby-Soxer; 1947 — Из прошлого / Out of the Past; 1948 — Я помню маму / I Remember Mama; 1948 — Кровь на Луне / Blood on the Moon; 1949 — Парень с дилижанса / Stagecoach Kid; 1949 — Таинственный головорез / The Mysterious Desperado; 1949 — Женщина на пирсе 13 / The Woman on Pier 13; 1950 — Заминированный проход / Dynamite Pass; 1950 — Всадник из Тусона / Rider from Tucson; 1950 — Где живёт опасность / Where Danger Lives; 1950 — Рождённая быть плохой / Born to Be Bad; 1950 — Выследить человека / Hunt the Man Down; 1951 — Её компания / The Company She Keeps; 1951 — Препятствие / Roadblock; 1951 — Хозяин положения / The Whip Hand; 1951 — Горячая наводка / Hot Lead; 1952 — Девушка в каждом порту / A Girl in Every Port; 1952 — Следопыт / Trail Guide; 1952 — Стычка в ночи / Clash by Night; 1953 — Синяя гардения / The Blue Gardenia; 1953 — Попутчик / The Hitch-Hiker; 1953 — Доля секунды / Split Second; 1953 — Каньон дьявола / Devil’s Canyon; 1953—1956 — Театр четырёх звёзд / Four Star Playhouse (телесериал, 5 эпизодов); 1954 — Здесь спала Сьюзен / Susan Slept Here; 1954—1957 — Опознание / The Lineup (телесериал, 5 эпизодов); 1954—1955 — Одинокий волк / The Lone Wolf (телесериал, 13 эпизодов); 1955 — Жизнь Райли / The Life of Riley (телесериал, 1 эпизод); 1955 — Сцена 7 / Stage 7 (телесериал, 6 эпизодов); 1957 — История человечества / The Story of Mankind; 1957 — Охотник / Man on the Prowl; 1957 — Вертолёты / Whirlybirds (телесериал, 2 эпизода); 1957 — Мэверик / Maverick (телесериал, 1 эпизод); 1957 — Эти девушки Уайтинг / Those Whiting Girls (телесериал, 7 эпизодов); 1957 — Свидание с ангелами / Date with the Angels (телесериал, 7 эпизодов); 1958 — Декабрьская невеста / December Bride (телесериал, 2 эпизода); 1958 — Слишком много, слишком скоро / Too Much, Too Soon; 1958 — Театр Десилу «Вестингауз» / Westinghouse Desilu Playhouse (телесериал, 1 эпизод); 1959 — Час комедии Люси-Деси / The Lucy-Desi Comedy Hour (телесериал, 1 эпизод); 1960 — Театр «Алкоа» / Alcoa Theatre (телесериал, 1 эпизод); 1960—1961 — Шоу Барбары Стэнвик / The Barbara Stanwyck Show (телесериал, 2 эпизода); 1961 — Правонарушители / The Lawbreakers; 1961 — Асфальтовые джунгли / The Asphalt Jungle (телесериал, 2 эпизода); 1962 — Шоу Люси / The Lucy Show (телесериал, 2 эпизода); 1962—1965 — Программа Джека Бенни / The Jack Benny Program (телесериал, 56 эпизодов); 1965—1966 — Флот МакХэйла / McHale’s Navy (сериал, 3 эпизода); 1965 — Бежать ради жизни / Run for Your Life (телесериал, 1 эпизод); 1966 — Отряд «Ф» / F Troop (сериал, 3 эпизода); 1966 — Тэмми / Tammy (сериал, 1 эпизод).
1892
Максим Владимирович Сергиевский
российский филолог, профессор, один из основателей изучения романских языков в СССР. Труды по основам романского языкознания, истории французского и румынского языков, румынско-молдавской диалектологии, а также по истории немецкого языка, цыганским и новогреческим диалектам. Родился в городе Москва, Российская империя. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1915), где учился у Поржезинского и др. известных филологов. За работу, выполненную на последнем курсе («Романские элементы в вульгарнолатинских надписях сборника Diehl»), был награждён золотой медалью. Оставлен при кафедре западноевропейских литератур, в 1918 году выдержал магистерские испытания и получил звание приват-доцента. Учёный секретарь историко-филологического факультета 1-го МГУ (1920—1925); заместитель декана этнологического факультета (1925—1930), заместитель ректора 1-го МГУ по учебной части (1930—1931). Профессор педагогического факультета 2-го МГУ (1924), заведующий кафедрой романо-германского языкознания (1925). С 1934 года в МИФЛИ: профессор, декан факультета литературы и языка, заведующий кафедрой романо-германской филологии. Параллельно с 1919 года работал научным консультантом Румянцевской библиотеки, в начале 1930-х годов был заместителем директора по научной части. Является автором классического «Введения в романское языкознание»; внёс также большой вклад в изучение историко-филологических особенностей балканского региона, в особенности румынско-молдавских, цыганских и новогреческих диалектов. Занимался как описательными, так и сравнительно-историческими исследованиями, много внимания уделяя проблеме ареального взаимодействия языков и диалектов, бывшей в начале XX века ещё относительно слабо изученной. Умер в родном городе 20 июня 1946 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Сочинения: К истории создания литературного языка в Румынии. — Москва, 1928; Цыганский язык, Москва, 1931; Молдавские этюды, Москва — Ленинград, 1936; История французского языка. — Москва, 1938; Цыганско-русский словарь, Москва, 1938 (совместно с А.П.Баранниковым); Молдавские этюды, "Труды Московского института истории, философии и литературы", том 5, 1939; Введение в романское языкознание. — Москва, 1952; Молдавско-славянские этюды, Москва, 1959.
Литература: Сборник статей по языкознанию. Памяти заслуженного деятеля науки профессора М.В.Сергиевского, Москва, 1961; Филологический факультет Московского университета. Энциклопедический словарь / Главный редактор М.Л.Ремнёва. — Москва : Издательство Московского университета, 2005. — Страницы 241-242. — ISBN 5-211-05068-1.
1893
Леонид Коханский (Коханьский, польское имя — Leonid Kochański)
пианист польско-еврейского происхождения. Брат скрипача Павла Коханьского и виолончелиста Эли Коханского; настоящая фамилия братьев, по некоторым сведениям, была Кахане (польское имя — Kahane). Родился в городе Орёл, Российская империя. Окончил Лейпцигскую высшую школу музыки (1910), ученик Леонида Крейцера. В 1925 году по рекомендации своего учителя прибыл в Японию, в июне дебютировал на японской сцене с программой из произведений Вольфганга Амадея Моцарта. До 1931 года профессор Токийской школы музыки; покинул Японию по истечении контракта (его сменил Лео Сирота), однако затем в 1953—1966 годах вновь преподавал в Японии, в Токийском университете искусств и в музыкальной академии Мусасино. Среди учеников Коханского, в частности, композитор Сабуро Морои[англ.], пианисты Мотонари Игути и Хироко Накамура. Умер 12 января 1980 года.
1893
Джон Джордж Смит (John (Jackie) George Smyth)
офицер британской службы Индийской армии, член парламента в 1950—1960 годах. Родился в городе Тинмут, Англия, Великобритания, оокончил Королевский военный колледж в Сандхерсте.
Первая мировая война
В возрасте 21-го года Смит был в звании лейтенанта 3-й лахорской дивизии Индийской армии в период Первой мировой войны. В июне 1915 года он был удостоен Креста Виктории за отвагу в бою.
Лейтенант Смит в Первую мировую войну, август 1915
В сентябре 1920 года в звании майора 43-й индийской пехотной бригады Смит был удостоен Военного креста Великобритании за заслуги в Вазиристане.
Вторая мировая война
В феврале 1940 года Смит был назначен командовать 127-й стрелковой бригадой, которая с апреля вела операции во Франции в составе Британского экспедиционного корпуса. После эвакуации из Дюнкерка он продолжал командование бригадой в Великобритании, пока не был снова вызван в Индию в марте 1941 года. После краткого командования 36-й индийской пехотной бригадой в Кветте Смит принял в октябре командование 19-й индийской пехотной дивизией (в качестве исполняющего обязанности генерал-майора), затем был назначен командующим 17-й индийской пехотной дивизией в декабре 1941 года. Смит был подвергнут критике за действия 17-й индийской дивизией в феврале 1942 года, во время сражения у реки Ситаун в Бирме. Не сумев удержать плацдарм у моста против японских войск, 17-я дивизия отступила, что привело к потере Рангуна и Нижней Бирмы. Шеф-командующий войсками в Индии генерал сэр Арчибальд Уэйвелл в ярости уволил Джона Смита из армии. Не получив никаких других постов, Смит вернулся в Соединенное Королевство и вышел на пенсию по существу в чине полковника и почётным званием бригадира.
Послевоенная деятельность
Умер в квартале Марилебон, Вестминстер, Большой Лондон, Англия, Великобритания, 26 апреля 1983 год,а и был кремирован. Прах находится в крематории Голдерс-Грин. Его Крест Виктории находится в лондонском военном музее.
Награды
Награждён орденом Святого Георгия IV степени (25 сентября 1915). Также награждён Крестом Виктории, Военным крестом и другими многими наградами.

1894
Луис Альберто Альба Ларреа (испанское имя — Luis Alberto Larrea Alba)
эквадорский военный офицер и политический деятель, министр внутренних дел в 1931 году и в этом качестве — исполняющий обязанности президента Эквадора в период после отставки Исидро Айора с 24 августа по 15 октября 1931 года. Родился в городе Гуаякиль, Эквадор. В 1935 году его кандидатура предлагалась блоком левых сил (Социалистическая партия Эквадора и Коммунистическая партия Эквадора) на пост президента. В 1944 году, будучи лидером Эквадорского демократического альянса, участвовал в революции 28 мая, возглавив революционную хунту в Гуаякиле, свергнувшую президента Карлоса Арройо дель Рио. Умер в городе Кордова, Аргентина, 17 апреля 1979 года.
1894
Клод Каон (французское имя — Claude Cahun; в некоторых источниках ошибочно Кахун, имя при рождении — Люси Рене Матильда Швоб, Lucy Renée Mathilde Schwob)
французская писательница и фотохудожница-сюрреалистка. Родилась в городе Нант, департамент Атлантическая Луара, Франция, в зажиточной еврейской семье, детство провела на острове Джерси, племянница писателя-символиста Марселя Швоба. В 1898 её мать пережила острый душевный кризис, впоследствии не раз лечилась от психических расстройств, пыталась покончить с собой. C 1908—1909 была в любовной связи с Сюзанной Малерб, ставшей её пожизненной спутницей. В 1917 году взяла псевдоним, под которым и стала известна. В 1919 познакомилась с Филиппом Супо, скульпторами Ханой Орловой и Жаком Липшицем, Орлова оставила её скульптурный портрет. В 1918 поселилась в Париже, где к ней в 1920 присоединилась подруга. Печатала рассказы и статьи в известном журнале «Mercure de France», её авторству принадлежат несколько книг, в том числе «Парижи открыты» (1934), познакомилась с Анри Мишо, Робером Десносом, Сильвией Бич, Иваном Мозжухиным, Людмилой и Жоржем Питоевыми.
В 1929 начали публиковаться фотографии Каон. Чаще всего она работала в жанре автопортрета, создав яркую и разнообразную галерею собственных образов. Она была единственной женщиной-фотографом в группе сюрреалистов. В 1930-е сблизилась с Ассоциацией революционных писателей и художников, вошла в группу сюрреалистов, участвовала в их выставках в Париже и Лондоне (1936). В 1935 году, вместе с Жоржем Батаем и Андре Бретоном участвует в создании движения «Контратака». В 1937 вместе с Сюзанной Малерб переехала на Джерси. В годы Второй мировой войны участвовала в Сопротивлении, была в 1944 арестована и больше года провела в нацистских застенках, пыталась покончить с собой. Приговорённая к смерти, чудом избежала казни. При этом многие работы Каон были утрачены. Умерла в городе Сент-Хелиер, Джерси, Англия, Великобритания, 8 декабря 1954 года.
Могила Люси Швоб (Клод Каон) и Сюзанны Малерб на кладбище в Джерси
Творчество
Сквозной мотив творчества Каон — поиск себя в смене псевдонимов и гендерных ролей, в игре зеркал и театральных масок.
Признание
В 1990-е гг. ретроспективные выставки Каон прошли в крупнейших музеях Парижа, Лондона, Нью-Йорка.
Сочинения: Écrits. Paris: Jean-Michel Place, 2002.
Литература: Adamovich E. Sous ce masque, un autre masque : Claude Cahun ‘s photomontage// Exposure: revealing bodies, unveiling representations. Oxford: Peter Lang. 2004. — P.49-65; Calle-Gruber M. Créer à la proue de soi-même. [on-line].Метод доступа:
http://www.sens-public.org/spip.php?article421; Claude Cahun: photographe. Paris: Jean-Michael Place, 1995; Cottingham L. Cherchez Claude Cahun. Lyon: Carobella ex-natura, 2002; Colvile G.M.M. De l’Éros des femmes surréalistes et de Claude Cahun en particulier.[on-line].Метод доступа:
https://web.archive.org/web/20070523135448/http://...v-paris3.fr/astu/Colville.htm; Dean C.J. Claud Cahun’s double//Yale French Studies № 90, Same Sex/Different Text. Gay and Lesbian Writing in French, 1996. — P.71-92; Hétu J. Le motif du masque dans l’oeuvre littéraire et photographique de Claude Cahun. Montréal: Université de Montréal, 2005; Inverted Odysseys: Claude Cahun, Maya Deren, Sindy Sherman/ Shelley Rice, ed. Cambridge: MIT Press, 1999; La subversion des images Surréalisme, photographie, film : Catalogue de l’exposition. — Paris : Éditions du Centre Pompidou, 2010. — 480 p., 450 ill; Lai Y. Les impossibles autoportraits de Claude Cahun:
http://www.sens-public.org/spip.php?article418//; Latimer Т. Т. Acting Out: Claude Cahun and Marcel Moore:
http://www.queerculturalcenter.org/Pages/Tirza/TirzaEssay4.html; Leperlier F. Claude Cahun (Lucy Schwob 1894—1954) du symbolisme au surréalisme et à la résistance. Lille: A.N.R.T. Université de Lille III, 1990; Leperlier F. Claude Cahun: l’exotisme intérieur. Paris: Fayard, 2006; Solomon-Godeau A. The equivocal 'I': Claude Cahun as lesbian subject// Inverted Odysseys: Claude Cahun, Maya Deren, Cindy Sherman. — NY: Grey Art Gallery and Cambridge, MA University Press, 1999. — P.111-125; Topdjian, C. Shape-shifting beauty: the body, gender and subjectivity in the photographs of Claude Cahun// Resources for Feminist Research. — Toronto, Ontario: York University, 2007; Дубин С. Колдунья, дитя, андрогин: женщина(ы) в сюрреализме // Иностранная литература, 2003, № 6; Розалинда Краусс. Холостяки. — Москва: Прогресс-Традиция, 2004. — Страницы 32-37.
1894
Йохан Вильгельм (Юкка) Рангелл (финское имя — Johan Wilhelm Rangell)
государственный и политический деятель Финляндии, спортивный функционер; член Национальной прогрессивной партии. Родился в селе Хаухо, Уезд Хаухо Тавастгусская губерния, Великое княжество Финляндское, Российская империя. По образованию юрист, окончил Императорский Александровский университет, сделал карьеру в Банке Финляндии. Активно участвовал в продвижении Хельсинки для проведения летних Олимпийских игр 1940, после того как Международный олимпийский комитет отменил решение о проведении Олимпиады 1940 в Токио. После избрания Ристо Рюти президентом Финляндии 19 декабря 1940 года, последний назначил Рангелла премьер-министром. В качестве премьера Рангелл занимался главным образом вопросами экономики, внешнеполитические и военные вопросы решали президент Р.Рюти, главнокомандующий Карл Густав Эмиль Маннергейм и министр иностранных дел Рольф Виттинг. В феврале 1946 году был осуждён на 6 лет лишения свободы по обвинению в военных преступлениях, а амнистирован в 1949 году. После освобождения политикой не занимался. С 1961 по 1963 годы работал в Олимпийском комитете Финляндии и до 1967 года в Международном Олимпийском комитете. Скончался в городее Хельсинки, Финляндия, 12 марта 1982 года.
1895
Дмитрий Сергеевич Альперов
русский советский артист цирка, клоун. Родился в городе Москва, Российская империя. Сын московского клоуна Сергея Сергеевича Альперова (1859—1923). Начал свою творческую деятельность как акробат-эксцентрик. После, с 1914, стал работать партнёром в клоунадах своего отца С.Альперова. Позже по причине разладов во взаимоотношениях с отцом начал выступать самостоятельно как клоун-сатирик. Принимал участие в постановке пантомим «Махновщина» по сценарию Масса (1929) и «Москва быстро горит» Маяковского (1930) в Московском цирке на Цветном бульваре. Автор книги «На арене старого цирка» (1936). Умер в родном городе 16 октября 1948 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (4 участок.).
Награды: Медаль «За трудовое отличие» (19 ноября 1939) — за выдающиеся заслуги в деле развития советского искусства, в связи с двадцатилетием советского цирка.
Литература: Дмитрий Альперов. На арене старого цирка. Записки клоуна. Литературная обработка, предисловие и примечания В.Е.Беклемишевой. Москва : Художественная литература. 1936. 404 страницы; Советская цирковая энциклопедия; Энциклопедия для детей и родителей. Мир цирка. Том 1. Клоуны. Москва : Кладезь. 1995 г.
1895
Роберт ван Генехтен (нидерландское имя — Robert van Genechten)
фламандско-голландский юрист, экономист, писатель, политик и коллаборационист. Во время Первой и Второй мировых войн сотрудничал с немецкими оккупантами Бельгии и Нидерландов соответственно. «Он предал два отечества» (нидерландское название — Hij heeft twee vaderlanden verraden). Ван Генехтен родился в городе Антверпен, Бельгия, изучал юриспруденцию в Гентском университете. После оккупации Бельгии немецкими войсками в ходе Первой мировой войны, ван Генехтен сотрудничал с немцами. В 1918 году бежал в Нидерланды. В Бельгии ван Генехтен был заочно приговорён к восьмилетнему тюремному заключению. В Голландии Роберт ван Генехтен работал адвокатом, также преподавал в Утрехтском университете. 14 июня 1930 года получил голландское гражданство. В 1934 года ван Генехтен вступил в партию Национал-социалистическое движение. С 1938 года являлся главным редактором «Nieuw Nederland». Публиковал статьи, в которых с правых позиций критиковал рационализм и гуманизм. В 1937 году написал цикл антисемитских статей «Van den vos Reynaerde». В 1941 году эти статьи были переизданы в качестве книги, а в 1943 — анимированы. В 1940 году незадолго перед немецким вторжением, ван Генехтен был посажен в тюрьму в Хорне. После оккупации Нидерландов был выпущен из тюрьмы, предлагался на пост министра образования в оккупационном правительстве Артура Зейсс-Инкварта, но позднее немцы отказались от идеи его формирования. В феврале 1943 года был назначен комиссаром Южной Голландии. После освобождения Голландии, ван Генехтен был арестован и приговорён к смертной казни. 13 декабря 1945 года он повесился в тюремной камере в городе Схевенинген, Гаага, Нидерланды.
Награды: Ereteken Strijd en Offer (14 декабря 1941).
Литература: David Littlejohn. The Patriotic Traitors — William Heinemann Ltd, 1972. — 400 p. — ISBN 0-434-42725-X; Philip Rees. Biographical Dictionary of the Extreme Right Since 1890 — Simon & Schuster, 1991. — 422 p. — ISBN 0-13-089301-3.
1895
Артур Шмидт (немецкое имя — Arthur Schmidt)
немецкий генерал вермахта во Второй мировой войне, начальник штаба 6-й армии во время Сталинградской битвы в 1942—1943 годах. В течение 12 лет был военнопленным в СССР, освобождён после визита канцлера ФРГ Конрада Аденауэра в Москву в 1955 году. Родился в городе Гамбург, Германская империя, в купеческой семье. Добровольцем вступил в германскую армию 10 августа 1914 года. 8 мая 1915 получил звание лейтенанта. Занимал различные должности в вермахте, в том числе: начальник оперативного управления 5-й (25 августа 1939-12 октября 39) и 18-й армий (5 ноября 39-1 октября 40). 25 октября 1940 года полковник Артур Шмидт назначен на должность начальника штаба 5-го армейского корпуса, где он проработал до 25 марта 1942 года, когда он был переведён в резерв фюрера] при Верховном командовании сухопутных войск 26 января 1942 года награждён Немецким крестом в золоте. 15 мая 1942 года Артур Шмидт назначен начальником штаба 6-й армии (генерал Ф.Паулюс), сменив полковника Ф.Гейма после контрнаступления против войск маршала Тимошенко во время второй битвы за Харьков. Британский историк Энтони Бивор характеризует Шмидта следующим образом:
«[Он был] худым штабным офицером с заострившимися чертами лица и хорошо подвешенным языком, родом из гамбургской купеческой семьи. Шмидт, будучи уверенным в своих качествах, долго просиживал штаны в штабе 6-й армии, прежде чем нашёл своих сторонников. Паулюс сильно полагался на его мнение, и поэтому он играл большую, можно сказать, чрезмерную роль в определении хода событий далее в этом году.»
Артур Шмидт сильно недооценил противостоящие силы советских войск после начальных успехов 6-й армии под Сталинградом, причём эту свою ошибку, в отличие от Паулюса, он так и не признал впоследствии. Из-за постоянных ложных сообщений об опасности, поступавших от румынских войск, Шмидта не оповестили, когда пришло радиосообщение о начале советской операции «Уран». Его разбудили лишь 20 минут спустя, когда уже было очевидно, что в этот раз это не дезинформация. 21 ноября штаб 6-й армии был эвакуирован из станицы Голубинской в Нижне-Чирскую. 22 ноября на запрос А.Шмидта о подкреплениях с воздуха, командующий 8-го авиационного корпуса генерал Мартин Фибиг ответил, что «у люфтваффе недостаточно самолётов.» Позже в этот же день состоялось совещание с участием генералов Паулюса, Гота и Пикерта, на котором больше всех выступал Артур Шмидт. При этом Паулюс заговорил сам лишь однажды, подтвердив, что согласен со своим начальником штаба. Шмидт настаивал на прорыве из окружения на юг, однако как он сам позднее отмечал:
«Рано утром 24 ноября, когда Паулюс и я принимали необходимые меры для прорыва на юг, от руководства группы армий было получено «решение фюрера» […] В нём говорилось, что 6-я армия должна остаться в Сталинграде и дожидаться помощи. Мы были удивлены этим решением, так как ожидали какой-то дискуссии с руководством группы армий и были достаточно уверены в необходимости прорыва из окружения.»
Позднее, 19 декабря 1942 года, когда Манштейн предложил Паулюсу и Шмидту свой план по выводу из окружения 6-й армии, Шмидт, по воспоминаниям Манштейна, настаивал, что это не требуется и неминуемо приведёт к катастрофе. Паулюс также отказался от каких-либо действий без прямого приказа сверху.
Пленённые командующий 6-й армией генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс (слева), его начальник штаба генерал-лейтенант Артур Шмидт (в центре) и адъютант Вильгельм Адам (справа) возле штаба 64-й армии в Бекетовке, 31 января 1943 года
По оценке историков Бивора и Митчема, Паулюс практически самоустранился от принятия решений и отдал всю инициативу своему начальнику штаба Шмидту. В частности, именно Шмидт решил не принимать советских парламентёров 8 и 9 января 1943 года, которые высылались советской стороной, чтобы передать Паулюсу ультиматум. А когда утром 9 января в сталинградский котёл вылетел генерал Хубе с посланием от Гитлера, в нём отмечалось, что «это укрепит непримиримую позицию генерала Шмидта в штабе 6-й армии.» Предположительно такое перераспределение ролей между Паулюсом и Шмидтом произошло из-за того, что Шмидт был убеждённым нацистом, в отличие от Паулюса, а Паулюс боялся Гитлера (и Шмидта в его лице), так как считал себя ответственным за катастрофическое положение 6-й армии. 6 января 1943 года, когда Паулюс сообщал генералу Курту о том, что «армия умирает от голода и замерзает, нет боеприпасов и танкам не на чём больше ездить», Гитлер наградил Артура Шмидта Рыцарским крестом Железного креста, а 17 января — повысил его до генерал-лейтенанта. Историк Энтони Бивор со ссылкой на советские источники отмечает, что 31 января, когда командующего 6-й армией генерал-фельдмаршала Паулюса и начальника штаба генерал-лейтенанта Артура Шмидта допрашивали в штабе Донского фронта в Бекетовке, Шмидт позволял себе фамильярности и отдельные фразы, которые подчёркивали его пренебрежение к Паулюсу. Находясь в советском плену, Артур Шмидт, в отличие от Паулюса, отказался сотрудничать, несмотря на все попытки НКВД наладить с ним контакт. Он был специально переведён в лагерь № 48 в селе Чернцы (пленные его называли Войково) по-дальше от Паулюса, чтобы оградить последнего от его негативного влияния. После этого он содержался в лубянской тюрьме вплоть до 1955 года, когда вместе с другими высокопоставленными немецкими военнопленными офицерами был освобождён после визита президента ФРГ Конрада Аденауэра в Москву. По оценке Манштейна, то катастрофическое упрямство, которое Шмидт проявил в Сталинграде, «позже в плену дало ему большое преимущество. Говорили, что он высоко оценивал себя как солдата и товарища, приговорив при этом самого себя к двадцати пяти годам принудительного труда.» Умер в городе Карлсруэ, ФРГ, 5 ноября 1987 года.
Награды: Рыцарский крест Железного креста (6 января 1943); Немецкий крест в золоте (26 января 1942).
Литература: Bastable, Jonathan. Voices from Stalingrad: Unique First-Hand Accounts from World War II's Cruellest Battle — London: David and Charles[англ.], 2007. — ISBN 9780715327258; Antony Beevor. Stalingrad — London: Penguin, 1999. — ISBN 0140249850; Erickson, John. The Road to Berlin (неопр.). — London: Weidenfeld and Nicolson, 1983. — ISBN 0297772384; Fellgiebel, W. P. Elite of the Third Reich, The Recipients of the Knight's Cross of the Iron Cross 1939-1945: A Reference — Solihull: Helion & Company Limited, 2003. — ISBN 1874622469; Manstein, Erich von; Powell, Anthony G. Lost Victories. — Zenith Imprint, 2004. — ISBN 9780760320549; Patzwall, K.; Scherzer, V. Das Deutsche Kreuz 1941-1945, Geschichte und Inhaber — Norderstedt: Verlag Klaus D. Patzwall, 2001. — ISBN 393153345X; Pois, Robert A.; Langer, Philip. Command Failure in War: psychology and leadership — Bloomingdale: Indiana University Press, 2004. — ISBN 9780253343789; Roberts, Geoffrey. Victory at Stalingrad: the battle that changed history (англ.). — London: Longman, 2003. — ISBN 9780582771857; Stein, Marcel. Field Marshal von Manstein, a Portrait: the Janus Head. — Solihull: Helion & Company, 2006. — ISBN 9781906033026; Thyssen, Mike (1997), A Desperate Struggle to Save a Condemned Army: a critical review of the Stalingrad airlift, Research Department, Air Command and Staff College, pp. 1—55; Verlag Media Data. Die Ordensträger der Deutschen Wehrmacht — Osnabrück: VMD-Verlag GmbH, 2002. — ISBN 0297772384.