[517x700]
1888
Марек Вебер (немецкое имя — Marek Weber)
немецкий скрипач, руководитель эстрадного оркестра. Родился в городе Лемберг, Австро-Венгрия (ныне Львов, Украина). В 1906 году Вебер поехал в Берлин учиться в Консерватории Штерна. В 1908 году у Вебера уже был свой первый оркестр, а с 1914 года он управлял салонным оркестром берлинского отеля «Adlon». С начала 1920-х гг. танцевальный оркестр Марека Вебера стал записываться для Parlophon, затем для Deutsche Grammophon и с 1926 года для Electrola. В эти годы оркестр Вебера был одним из самых популярных в Европе. Репертуар оркестра был типичным для своего времени (польки, вальсы, танго, фокстроты и т. п.), и хотя сам Вебер недолюбливал современный ему джаз, в составе ансамбля работали лучшие музыканты-джазмены берлинской сцены. Имя Вебера было на афишах почти всех крупных отелей Берлина. Из-за еврейского происхождения, а также из-за того, что многие исполняемые его оркестром произведения стали при нацизме клеймиться как "дегенеративная музыка", Вебер разделил судьбу других музыкантов, исключённых из рядов Имперской музыкальной палаты. В 1933 году он эмигрировал из Германии. Через Лондон он выехал в США, где какое-то время выступал с оркестром и завоевал славу "короля вальсов на радио". После войны он завёл ферму и вёл уединённый образ жизни. Свои скрипки он подарил Музыкальной школе (консерватории) Индианского университета. Умер в Чикаго (штат Иллинойс, США) 9 февраля 1964 года.
[483x700]
1888
Моше Змора (имя на иврите — משה זמורה; немецкое имя — Мозес Змойра, Moses Smoira)
первый Председатель Верховного Суда Израиля (в период с 1948 по 1954 год). Моше Змора родился в Кёнигсберге, Пруссия (ныне Калининград, Российская Федерация), в семье выходцев из Российской империи Лейзера (Элиэзера) и Перл (Пнины) Змойра. Элиэзер Змора занимался торговлей и был приверженцем хасидизма. Пнина Змора была дочерью Аврум-Нусн Таращанского, уроженца города Белая Церковь, филолога и исследователя еврейской религиозной литературы. Змора окончил учёбу в Кнайпхофской гимназии в Кёнигсберге. В юности также выучил иврит с помощью ассоциации «Иврия» под руководством Ицхака Вилькански (Волкани). Затем изучал юриспруденцию в университетах в Кёнигсберге, Мюнхене и Берлине, а также семитологию в университетах в Гейдельберге, Гиссене и Франкфурте. В 1911 году получил степень доктора юриспруденции. Проходил практику в Каммергерихте, верховном суде Пруссии. В 1912 году был призван в артиллерийские войска немецкой армии. В начале Первой мировой войны был ранен в бою на российском фронте и вследствие этого переведён на службу в тыле. В 1914 году женился на Эстер (Эмме) Гурвиц (родилась в 1889, город Мир (ныне в Белоруссии) — умерла в 1951), дочери сионистского деятеля Михаэля Гурвица, владельца лесных угодий около Минска. У пары родились в дальнейшем две дочери: Михаль (родилась 13 февраля 1926) и Ада (родилась в 1932). С 1915 по 1918 год работал юридическим ассистентом в Берлине. Прошёл экзамены на получение титула правового асессора (немецкое название — Gerichtsassessor) и работал в адвокатской конторе Вильгельма Левенфельда.
[546x700]
В 1919 году, по предложению председателя Всемирной сионистской организации в Германии Феликса Розенблюта (Пинхаса Розена), основал в Берлине первую школу, преподавание в которой велось на иврите, и стал её директором. В ноябре 1922 года репатриировался вместе с женой в Палестину и поселился в Иерусалиме. По приезде в Палестину Зморе был предложен пост директора Еврейской гимназии в Иерусалиме (название на иврите - הגימנסיה העברית רחביה), однако он отвёрг данное предложение. В 1923 году, по приглашению правительства Британского мандата, начал преподавать гражданское процессуальное право и торговое право в Государственной школе юриспруденции в Иерусалиме. Продолжал преподавание до 1948 года. Змора также открыл адвокатскую контору в Иерусалиме. Помимо прочего, являлся юридическом советником «Гистадрута». Также был секретарём Верховного суда «Гистадрута» и вместе с Давидом Бен-Гурионом и Давидом Ремезом сформулировал членский устав «Гистадрута». Был также юридическим советником организации «Хеврат ха-овдим» (название на иврите - חברת העובדים), принадлежавшей «Гистадруту» и координировавшей от его имени его экономическую деятельность. В число клиентов конторы входили также Еврейское агентство, Еврейский национальный фонд, «Керен ха-Йесод» (название на иврите - קרן היסוד) и другие организации; во многих случаях Змора заложил основы определения организационно-правовой формы, структуры и правовых принципов деятельности организаций, которым предоставлял юридическую консультацию, а также ответвлений данных организаций. Пинхас Розен, в будущем первый министр юстиции Государства Израиль, был компаньоном Зморы в адвокатской конторе. Также в 1931 году был избран председателем объединения еврейских адвокатов в Палестине. В этой должности выступал в 1936 году перед «Комиссией Пиля» (Peel Commission) — британской комиссии по расследованию причин Большого арабского восстания. С 1931 года был членом правительственной комиссии по трудовому праву, с 1933 года — членом правительственного совета юстиции. Был одним из инициаторов закона о компенсации за увольнение. Жена Зморы, Эстер, также занималась общественной деятельностью, и с 1933 по 1947 год была первой председательницей палестинского отделения Международной женской сионистской организации ВИЦО (название на иврите - ויצו). Также Змора был избран судьёй внутреннего суда Всемирного сионистского конгресса (название на иврите - הקונגרס הציוני העולמי), а в 1937 году стал председателем суда чести Всемирной сионистской организации. Во время Второй мировой войны вёл активную общественную деятельность по сбору средств и оказанию помощи репатриантам из Европы. Накануне провозглашения независимости Государства Израиль в 1948 году, будучи членом партии «МАПАЙ», возглавлял по назначению Давида Бен-Гуриона комиссию по правовым вопросам, связанным с данным вопросом. Змора был также пианистом и принимал участие в концертах, а в его квартире в Иерусалиме часто проводились вечера с участием деятелей культуры и искусства. 23 июля 1948 года, по предложению министра юстиции Пинхаса Розена, Змора был назначен временным советом правительства вновь созданного Государства Израиль Председателем (Президентом) Верховного суда Израиля.
[700x456]
Моше Змора (3-й справа) на заседании Верховного суда.
Змора настоял на том, чтобы здание Верховного суда было размещено в Иерусалиме, а не на горе Кармель, как изначально желал Давид Бен-Гурион. За время исполнения должности Змора выпустил 71 постановление и 17 дополнительных решений суда. Змора стоял у истоков формирования правовой системы Государства Израиль. Среди его наиболее известных постановлений решение о правовом статусе Декларации независимости Израиля, определение конституционных принципов взаимодействия законодательной и судебной ветвей власти, определение основополагающих принципов израильского уголовно-процессуального права, установление границ доктрины «пригодности для судебного рассмотрения» (justiciability; название на иврите - שפיטות), толкование принципов международного частного право. Змора разрешил и один из центральных вопросов, вставших перед Верховным судом нового государства: взаимодействие между нормативными актами Государства Израиль и нормами права догосударственного периода, в первую очередь законодательства периода Британского мандата в Палестине и постановлениями Верховного суда того периода. Во избежание создания правового вакуума Змора установил строгие принципы, лишь в крайних случаях позволяющие утверждать о недействительности нормативных актов догосударственного периода, при этом позволяя внесение нового толкования права, отходящего от судебных прецедентов судов того периода. В своих постановлениях Змора заботился и о чистоте и правильности языка постановлений, наставляя и других судей подавать личный пример в развитии юридической терминологии иврита и в строгом соблюдении языковых норм. Также, будучи знатоком еврейских религиозных книг, Змора часто приводил в своих постановлениях цитаты из данной литературы, при этом однако не позволяя принципам религиозного права занять главенствующую роль в правовом толковании. В 1954 году вышел в отставку по состоянию здоровья, после того как заболел тяжёлой болезнью. Скончался в Иерусалиме 8 октября 1961 года.
[435x700]
В 1989 году была выпущена марка в память о Моше Зморе.
1888
Леон Том (французское имя — Léon Tom)
бельгийский фехтовальщик и бобслеист, чемпион мира и призёр Олимпийских игр. Родился в Антверпене. В 1912 году принял участие в Олимпийских играх в Стокгольме, но медалей не добился: занял 5-е место в командном первенстве на саблях и личном первенстве на рапирах, и 7-е — в личном первенстве на шпагах. В 1920 году завоевал серебряную медаль в командном первенстве на шпагах на Олимпийских играх в Антверпене. В 1922 году завоевал бронзовую медаль в личном первенстве на саблях на Международном первенстве по фехтованию. В 1924 году принял участие в Олимпийских играх в Париже, где вновь завоевал серебряную медаль в командном первенстве на шпагах. В 1926 году на Международном первенстве по фехтованию завоевал бронзовую медаль в личном первенстве на шпагах. В 1928 году на Летних Олимпийских играх в Амстердаме стал 4-м как в личном, так и в командном первенстве на шпагах, а на Зимних Олимпийских играх в Санкт-Морице принял участие в соревнованиях по бобслею (четвёрки), где занял 6-е место. На Международном первенстве по фехтованию 1930 года Леон Том завоевал золотую медаль в командном первенстве на шпагах. В 1937 году Международная федерация фехтования признала все проходившие ранее Международные первенства по фехтованию чемпионатами мира. О дальнейшей жизни Леона Тома информации нет; известно лишь, что он в итоге переехал в Нью-Йорк.
[479x700]
1889
Карл Бёттхер (немецкое имя — Karl Böttcher)
немецкий военачальник, генерал-лейтенант вермахта, командующий несколькими дивизиями во время Второй мировой войны. Кавалер Рыцарского креста Железного креста, высшего ордена Третьего рейха. Взят в плен войсками Союзников в 1945 году. Отпущен из плена в 1947 году. Умер в Бад-Вимпфене (ФРГ) 21 октября 1973 года.
Награды: Железный крест (1914); II класса (23 ноября 1914); I класса (27 июля 1916); Почётный крест ветерана войны (1 января 1935); Медаль «В память 22 марта 1939 года» (10 декабря 1939); Железный крест (1939); II класса (5 июня 1940); I класса (15 ноября 1940); Рыцарский крест Железного креста (13 декабря 1941); Офицер Савойского военного ордена (14 января 1942); Манжетная лента «Африка» (19 ноября 1943).
Литература: Walther-Peer Fellgiebel. Die Träger des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939—1945. — Friedburg: Podzun-Pallas, 1986. — 472 p. — ISBN 3-790-90284-5; Veit Scherzer. Ritterkreuzträger 1939—1945 Die Inhaber des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939 von Heer, Luftwaffe, Kriegsmarine, Waffen-SS, Volkssturm sowie mit Deutschland verbündeter Streitkräfte nach den Unterlagen des Bundesarchives. — 2. — Jena: Scherzers Miltaer-Verlag, 2007. — 864 p. — ISBN 978-3-938845-17-2.
[563x700]
1889
Абель Ганс (французское имя — Abel Gance; настоящее имя — Эжен Александр Перетон)
французский кинорежиссёр, актёр. Родился в Париже. Незаконнорождённый сын богатого врача Абеля Фламанта и Франсуазы Перетон. Мать была замужем за Адольфом Гансом. Прежде чем сделать карьеру актера в театре и кино, Ганс работал помощником адвоката. С 1908 года Абель Ганс выступал в театре (Париж, Брюссель). Написал две трагедии. В кино дебютировал в 1909 году как актер в фильме Леонса Перре «Мольер». Написал книгу поэм «Палец на клавиатуре». Затем увлекается сочинением сценариев. Первую картину, «Плотина» (La Digue), снял в 1911 году. В этот период Ганс написал сценарий и, используя искажающие линзы и зеркала для создания эффекта галлюцинаций, снял короткометражный фильм «Безумие доктора Тюба» 1915 год о бредовых видениях ученого. Он также продолжал создавать фильмы и экспериментировать с освещением, монтажом и камерой. После провала этого фильма поставил ещё десяток картин. Среди них многосерийный фильм «Барбаросса» получил популярность у зрителей. Был партнером Макса Линдера во многих фильмах. В 1910 году пишет сценарии для Луи Фейада, Альбера Капеллани, Камилла де Марлона. В 1914 году мобилизован в армию. Снимал пропагандистские фильмы («Героизм Падди» (1915), «Страс и К» (1915), «Смертельный газ» (1916)). К наиболее значительным фильмам Ганса, снятым после 1917 года можно отнести «Матерь скорбящую (Mater Dolorosa)», «Десятую симфонию», «Я обвиняю», «Колесо». В 1927 году ставит «Наполеон», где сам играл роль Сен-Жюста. Фильм задуман как трилогия, но на последующие две части Ганс не находит средств. 1929 — третья часть трилогии поставлена Лупу Пиком: «Наполеон на острове Святой Елены». В 1936 произошло его озвучение, а в 1971 вышла на экраны вторая, дополненная редакция. Английскому историку Кевину Браунлоу удалось воссоздать наиболее полную версию, которая произвела фурор в Нью-Йорке в 1981 году. «Критики охотно подчеркивали амбивалентность творчества Ганса, где соседствуют великолепие и убожество, напыщенность и лиризм, пафос и примитивный символизм, воображение и техническая изобретательность, которой он нередко злоупотребляет, „изобилие новшеств, наряду с жалкими штампами и дурным вкусом“…» (Л.Муссинак) Первый лауреат национального Гран-при в области кино 1974 года, Абель Ганс завоевал в 1980 году и почетный приз «Сезар». После выхода фильма «Я обвиняю» Муссинак написал о нём, что его нужно либо полностью принимать, либо полностью отвергать. Умер в Париже 10 ноября 1981 года.
[700x525]
Похоронен на кладбище Отей в Париже.
Признание и награды: 1939 — Номинант на Mussolini Cup Венецианского кинофестиваля за фильм «Дама с камелиями» / La Dame aux camelias; 1981 — Большая золотая медаль SEP.
Фильмография: 1911 — Плотина / La Digue; 1912 — Следы на потолке / Il y a des pieds au plafond; 1912 — Философский камень / La Pierre philosophe; 1912 — Маска ужаса / Le Masque d’horreur; 1912 — Белый негр / Le Negre blanc; 1915 — Цветок развалин / La Fleur des ruines; 1915 — Безумие доктора Тюба / La Folie du docteur Tube; 1915 — Загадка десяти часов / L’Enigme de dix heures; 1915 — Героизм Падди / L’Heroisme de Paddy; 1915 — Страсс и компания / Strass et Compagnie; 1915 — Драма в замке д'Акр / Un drame au château d’Acre; 1916 — О чём рассказывают волны / Се que les flots racontent; 1916 — Прикрасы / Fioritures; 1916 — Сумасшедший со скалы / Le Fou de la falaise; 1916 — Перископ / Le Périscope; 1916 — Смертоносные газы / Les Gaz mortels; 1917 — Барбаросса / Barberousse; 1917 — Зона смерти / La Zone de la mort; 1917 — Право на жизнь / Le Droit à la vie; 1917 — Матерь скорбящая / Mater Dolorosa; 1918 — Се человек / Ecce Homo; 1918 — Десятая симфония / La Dixième Symphonie; 1919 — Я обвиняю / J’accuse; 1923 — Колесо / La Roue; 1924 — На помощь! / Au secours!; 1927 — Наполеон / Napoléon; 1928 — Марины и кристаллы / Marines et cristeaux (к/м); 1931 — Конец мира / La fin du monde; 1932 — Матерь скорбящая / Mater Dolorosa; 1933 — Хозяин кузницы / Le Maître de forges (совместно с Фернаном Ривером); 1934 — Дама с камелиями / La Dame aux camélias (совместно с Фернаном Ривером); 1934 — Паяц / Poliche; 1935 — Жером Перро, герой баррикад / Jérôme Perreau héros des barricades; 1935 — Роман о бедном молодом человеке / Le Roman d’un jeune homme pauvre; 1935 — Лукреция Борджиа / Lucrece Borgia; 1935 — Наполеон / Napoléon; 1937 — Великая любовь Бетховена / Un grand amour de Beethoven; 1938 — Я обвиняю! / J’accuse; 1938 — Похититель женщин / Le voleur de femmes; 1939 — Луиза / Louise; 1940 — Потерянный рай / Раradis perdu; 1941 — Слепая Венера / Vénus aveugle; 1943 — Капитан Фракасс / Le Capitaine Fracasse; 1953 — Четырнадцатое июля / Quatorze juillet (документальный); 1955 — Нельская башня / La tour de Nesle; 1956 — Мажирама / Magirama; 1960 — Битва при Аустерлице / Austerlitz; 1964 — Сирано и Д’Артаньян / Cyrano et d’Artagnan; 1966 — Мария Тюдор / Marie Tudor (телевизионный); 1971 — Бонапарт и революция / Bonaparte et la révolution. Театральные постановки: 1958, октябрь : «Собор пепла» / «La Cathédrale de cendres», по пьесе Берты Домингес Д. (исполнитель Berta Dominguez D.), актёры: Таня Балашова, Джанни Эспозито, Антуан Бальпетре, Роке Карбахо (испанское название — Roque Carbajo) и др., — Театр «Альянс Франсез», Париж.
Библиография: Комаров В. История зарубежного кино. Москва: Искусство, 1965. Том 1. Немое кино; Кино. Всемирная история./ Ф.Кемп. - Москва.: Магма, 2013 г.
1889
Патрик Кервин (Patrick Kerwin)
с 1954 по 1963 главный судья Верховного суда Канады, член Тайного совета Королевы для Канады. Кервин родился в городе Сарния, Лэмбтон, провинция Онтарио, Канада, в семье Патрика Кервина и Эллен Гейвин. По окончании Сарнийского университетского института в 1906 году поступил в Юридическую школу Осгуд-Холл. Получив звание барристера в 1911-м, он решил переехать в Гуэлф, где занимался юридической практикой 21 год в компании «Guthrie & Guthrie». В 1932 он был назначен в Высший суд Онтарио, и так началась его судебная карьера. В 1954 году был назначен главным судьёй Канады и прослужил в этой должности до своей смерти 2 февраля 1963 года.
[700x529]
1889
Свен Готфрид Маркелиус (шведское имя — Sven Markelius)
шведский архитектор. Родился в Стокгольме. В 1910-е годы учился в Высшей технической школе. Окончил Королевский технологический институт и Академию художеств в Стокгольме (1910). Участвовал в создании архитектурной части известной Стокгольмской выставки 1930 года. Один из соавторов манифеста Acceptera!, призывавшего к функционализму, стандартизации и массовому производству. Его первые постройки 1930-х гг. — наиболее яркое проявление функционализма в архитектуре Швеции. К ним можно отнести концертный зал в Хелсингборге (1932). Для следующего десятилетия творчества архитектора характерно обращение к национальным истокам шведской архитектуры. Наиболее характерной постройкой этого периода является его собственный дом (1945). В 1944—1954 гг. — главный архитектор Стокгольма. В этой должности он приступает к разработке генерального плана Стокгольма, в основу которого положена идея создания вокруг столицы городов-спутников — «полусателлитов», имеющих свои общественные и торговые центры, развитую сферу обслуживания и соединенные с центром развитые магистрали линии метро. Он отказался от традиционной концентрической планировки города и предпочел линейную структуру, развивающуюся вдоль коммуникационных линий. В качестве консультанта работал в комиссиях по проектированию здания ООН в Нью-Йорке и здания ЮНЕСКО в Париже. В 1945 г. избран почетным членом Американского института архитекторов. В 1962 г. удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов. Преподавал в Технологическом институте в Стокгольме. В 1949 г. читал лекции в Йельском университете (США). Испытывал влияние Корбюзье, хотя никогда не порывал с национальной традицией, создав свой собственный вариант модернизма. Умер 24 февраля 1972 года.
Литература: Ray S., contributo svedese all` architettura contemporanea e l`opera di Sven Markelius, Roma, 1969. Некоторые работы: Вилла Маркелиус (1930); Вилла Маркелиус (1945); Вилла Мюрдаль; Концертный зал в Хельсингборге, 1932; Kollektivhuset; Народный дом в Стокгольме; Зал Экономического и социального совета ООН; Hochhaus drei Markelius; Дом Швеции в Стокгольме; Villagatan 10, Lidingö.
[484x700]
1889
Александр Александрович Орлов
русский советский артист балета, оперетты, эстрады и кино. Заслуженный артист РСФСР (1936). Александр Орлов родился в Ростове-на-Дону. До 1904 года учился на балетном отделении Московского театрального училища (педагоги Василий Гельцер и Николай Домашёв). Затем поступил на балетное отделение Санкт-Петербургской театральной школы (педагоги Михаил Обухов, Михаил Фокин и Александр Ширяев), которое окончил в 1908 году. В 1908—1924 году — солист балета Мариинского театра (Ленинградского театра оперы и балета), в 1934—1941 — Ленинградского Малого театра. В 1909—1911 годы участвовал в Русских сезонах Сергея Дягилева, где стал первым исполнителем партий в легендарных балетах Михаила Фокина: Панталоне («Карнавал», 1909) и Арапа («Петрушка», 1911). Также Михаил Фокин создал для Орлова и Матильды Кшесинской фольклорный номер «Русские пляски» на музыку Анатолия Лядова. Много работал на эстраде, исполняя характерные танцы с Евгенией Лопуховой. В 1915 году впервые выступил в оперетте, дебютировав в партии Меркурия («Орфей в аду», на сцене Мариинского театра). В 1917—1920 году работал в Петроградском «Палас-театре», в 1920—1923 — артист Государственного театра комической оперы Константина Марджанова, в 1924—1929 — театра музкомедии М.Д.Ксендзовского. В 1929—1934 и 1941—1959 годы — артист Ленинградского театра музкомедии. В середине 1920-х годов вместе с Леонидом Утёсовым создал эстрадный театр «Утор» (Утёсов-Орлов). В 1928 году исполнил центральную роль «последнего извозчика» в спектакле-обозрении Ленинградского мюзик-холла «Чудеса XXI века». В 1920-х годах начал сниматься в кино, где играл в основном небольшие комические, порой эпизодические роли. Умер в Ленинграде 23 октября 1974 года. Репертуар: В Мариинском театре (Ленинградском театре оперы и балета): 1909 — «Тщетная предосторожность», хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова — Никез; «Карнавал», хореография Михаила Фокина — Панталоне; «Арагонская хота», хореография Михаила Фокина — Солист; «Привал кавалерии», хореография Мариуса Петипа — Корнет, Ротмистр; «Арлекинада», хореография Мариуса Петипа — Кассандр, Пьеро; «Конёк-Горбунок», хореография Мариуса Петипа и Александра Горского — малороссийский танец, Иван-дурачок; «Павильон Армиды», хореография Михаила Фокина — Шут; «Капризы бабочки», хореография Мариуса Петипа — Кузнечик-гуляка; «Корсар», хореография Мариуса Петипа — Исаак; «Волшебная флейта», хореография Льва Иванова — Маркиз; «Дочь фараона», хореография Мариуса Петипа — Джон Буль; «Дон Кихот», хореография Александра Горского — Санчо Панса; «Эсмеральда», хореография Мариуса Петипа — цыганский танец; «Раймонда», хореография Мариуса Петипа — мазурка, панадерос; «Лебединое озеро», хореография Мариуса Петипа — испанский танец. В Ленинградском Малом театре оперы и балета: 1934 — «Арлекинада», балетмейстер Ф.Лопухов — Кассандр; 1934 — «Коппелия», балетмейстер Ф.Лопухов — Коппелиус; 1935 — «Светлый ручей», балетмейстер Ф.Лопухов — Гармонист — первый исполнитель; 1936 — «Фадетта», балетмейстер Л.Лавровский — Барбо — первый исполнитель; 1937 — «Тщетная предосторожность», балетмейстер Л.Лавровский — Матушка Симона — первый исполнитель; 1938 — «Кавказский пленник», балетмейстер Л.Лавровский — Жених Черкешенки — первый исполнитель; 1940 — «Сказка о попе и о работнике его Балде», балетмейстер В.Варковицкий — Поп — первый исполнитель; 1940 — «Ашик-Кериб», балетмейстер Б.Фенстер — Паша — первый исполнитель. В Ленинградском театре музкомедии: 1931 — «Эх, миледи» М.Красева — Тетеркин — первый исполнитель; 1942 — «Свадьба в Малиновке» Б.Александрова — Яшка-артиллерист — первый исполнитель; 1942 — «Раскинулось море широко» В.Витлина, Н.Минха, Л.Круца — Боцман — первый исполнитель; 1943 — «Сорочинская ярмарка» А.Рябова — Черевик — первый исполнитель; 1945 — «Девичий переполох» Ю.Милютина — Сапун-Тюфякин — первый исполнитель; «Женихи» И. Дунаевского — Филат Игнатьевич Штобышов, гробовщик; «Вольный ветер» И.Дунаевского — Фома; «Цыганский барон» И. Штрауса — Зупан; «Сильва» И.Кальмана — князь Леопольд Воляпюк; «Баядера» И.Кальмана — Луи-Филипп ла Туретт; «Подвязка Борджиа» М.Краусса — Банкир; «Ночь любви» В. Валентинова — Исправник; «Птички певчие» Ж.Оффенбаха — Губернатор; «Ледяной дом» К. Листова — Тредьяковский.
Фильмография: 1919 — Мать — Андрей Находка; 1922 — Аэро НТ-54; 1928 — Ледяной дом; 1929 — Новый Вавилон — Менелай (в «Прекрасной Елене»); 1931 — Итальянка; 1932 — Для вас найдется работа; 1941 — Антон Иванович сердится — Кибрик Яков Григорьевич, комик Музкомедии; 1946 — Солистка балета — Аполлон Владимирович Иволгин; 1954 — Запасной игрок — Старик на пароходе; 1954 — Укротительница тигров — Василий Васильевич Воронцов, отец Лены; 1955 — Дело Румянцева — Доктор; 1957 — Улица полна неожиданностей — Продавец зоомагазина; 1958 — В дни Октября — Конферансье; 1958 — Шофёр поневоле — Руководитель самодеятельности; 1958 — У тихой пристани — член «Клуба пенсионеров»; 1958 — Дом напротив — Старичок; 1958 — Шли солдаты — человек из высшего общества; 1960 — Осторожно, бабушка! — Старик из «старой гвардии»; 1960 — Дама с собачкой — Артист с гитарой; 1961 — Старожил — работник манежа; 1961 — Горизонт — Артист; 1963 — Сорок минут до рассвета; 1963 — Крепостная актриса — Вахмистр; 1963 — Каин XVIII — Чиновник на балу; 1963 — Женихи и Ножи — эпизод; 1963 — Внимание! В городе волшебник! — Астроном; 1964 — Верьте мне, люди — Дядя Митя; 1964 — Хотите — верьте, хотите — нет… — дедушка Толика Шульгина; 1965 — Большая кошачья сказка — Советник; 1966 — В городе С. — эпизод; 1966 — Три толстяка — Август; 1966 — 12 стульев (телеспектакль) — Дядьев, хозяин «Быстроупака»; 1967 — Татьянин день — Артист; 1967 — Свадьба в Малиновке — Поп; 1967 — Зелёная карета — эпизод; 1968 — Интервенция — Конферансье; 1968 — Старая, старая сказка — Часовой с метлой; 1969 — Мама вышла замуж — эпизод; 1970 — Король Лир — старик, арендатор Глостера.
Признание и награды: 1936 — заслуженный артист РСФСР; 1939 — Орден «Знак Почёта»; 1945 — Орден Красной Звезды.
[700x506]
В январе 1995 года почта России выпустила серию из трёх марок и купона «Русский балет. Памяти М.М.Фокина». На правой нижней марке — сцены из балета «Петрушка». Постановка балета была осуществлена антрепризой Сергея Дягилева в период третьего Русского сезона в 1911 году в парижском театре Шале. В центре марки на фоновом рисунке, выполненном по декорациям Александра Бенуа и в костюмах, созданных им, изображены: Петрушка, которого танцевал Михаил Фокин. Слева изображён Арап — Александр Орлов. Справа в роли Куклы — Тамара Карсавина.
Сочинения: Орлов А. Из воспоминаний // Балет : журнал. — Москва, 1996. — № 1.
Библиография: Янковский М. Александр Орлов. — Ленинград, 1938; Бродерсен Ю.Бенефис Лопуховой и Орлова // Музыка и театр : журнал. — Москва, 1923. — № 22; Орлов, Александр Александрович // Материалы по истории русского балета / М.Борисоглебский. — Ленинград: Ленинградское Государственное Хореографическое Училище, 1939. — Том 2. — Страницы 184—185. — 356 страниц — 2250 экземпляров; Янет Н.А. А.Орлов // Театральный Ленинград : журнал. — Москва, 1958. — № 22; Бейлин А. Александр Орлов // Воображаемый концерт. — Ленинград: Искусство, 1971. — 208 страниц — 50 000 экземпляров; Красовская В.А. А.Орлов // Русский балетный театр начала ХХ века. Танцовщики. — Ленинград: Искусство, 1972. — Страницы 383—385. — 456 страниц — 30 000 экземпляров; Янковский М. Александр Орлов // Искусство оперетты. — Ленинград: Советский композитор, 1982. — 280 страниц — 10 000 экземпляров.
1889
Фридрих Мартин Палитш (немецкое имя — Friedrich Martin Palitsch)
немецкий шахматный композитор, теоретик и редактор. Палич добился определенных успехов на региональных турнирах. На 4-м Конгрессе Саксонской шахматной федерации в Грайце в 1910 году он занял второе место в главном турнире 1B, а год спустя - на 5-м Конгрессе в Фалькенштейне / Фогтле, в основном турнире 1А он финишировал, отстав от Макса Блюмиха, занявшего 2-3 места. В 1912 году на 6-м Конгрессе в Мейсене он занял третье место. Как общий победитель чемпионата на 10-м Конгрессе в Миттвейде в 1922 году, он был удостоен звания саксонского мастера. Дальнейшие места в чемпионате: на 13-м Конгрессе в 1925 г. в Хемнице 5-6-е, на 14-м Конгрессе в 1926 г. в Дрездене с 3-4-е, на 15-м Конгрессе в 1927 г. в Бад-Шандау с 12-13. Умер в Дрездене 2 апреля 1932 года.
[539x700]
1890
Флойд Беннет (Floyd Bennett)
американский летчик. Родился близ Уорренсберга (штат Нью-Йорк). Учился в средней школе в Уорренсберге и в школе механиков в Скенектади (штат Нью-Йорк). В 1917 завербовался в ВМС ВША, проходил подготовку по курсу пилота и борт-механика в Пенсаколе (штат Флорида) и Хамптон-Родсе (штат Виргиния). В 1920–1925 служил на корабле «Ричмонд», был приглашен адмиралом Р.Бэрдом принять участие в экспедиции на Гренландию. 9 мая 1926 Беннет и Бэрд вылетели с базы на Шпицбергене на Северный полюс и совершили первый успешный полет в эту точку земного шара. По возвращении были награждены медалью Конгресса и Золотой медалью Национального географического общества США. В 1925 Беннет совершил полет над территорией США протяженностью 12 875 км, чтобы продемонстрировать возможность организации дальних авиалиний. 16 апреля 1927 серьезно пострадал при испытаниях самолета «Америка», на котором собирался вместе с Бэрдом совершить трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж. После выздоровления Беннет и Бэрд планировали полет к Южному полюсу, но во время операции по спасению двух немецких летчиков, совершивших вынужденную посадку на остров Гринли в заливе Святого Лаврентия после трансатлантического перелета, Беннет заболел воспалением легких. Умер в Квебеке (Канада) 25 апреля 1928 года.
1890
Павел Анастасович Горбатый (украинское имя — Павло Анастасович Горбатий)
украинский советский педагог, методист в области математики. Заслуженный учитель Украинской ССР (с 1941). Лауреат премии имени К.Д.Ушинского (1955). Родился в городе Бар (теперь Винницкой области Украины). Задолго до Октябрьской революции окончил учительскую семинарию. Педагогическую деятельность начал в 1905 году. Работал преподавателем математики, в 1920-х годах был первым директором Барской трудовой школы. В 1931 окончил Харьковский институт народного образования. В 1930-х годах семья П.А.Горбатого переехала на жительство в Киев. Здесь он работал в школе № 33. В 1934 года получил диплом Московского инженерного педагогического института, где заочно учился на отделении теоретической механики. В годы Великой Отечественной войны проживал в селе Уварово Тамбовской области. Работал директором и учителем математики средней школы № 3. Автор многочисленных трудов по методике преподавания математики в школе, среди них «З досвіду викладання математики в середній школі» (премия имени К.Д.Ушинского, 1955), «Уроки по вивченню логарифмічної лінійки в середній школі» (1959). Награждён орденом Ленина. Умер в Киеве 25 июня 1962 года.
[475x700]
1890
Михаил Иванович Гусев (Михаил Кулебакский)
священнослужитель Русской православной церкви, протоиерей. Причислен к лику святых новомучеников 6 октября 2001 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви. Родился в селе Дивеево (Арзамасский уезд, Нижегородская губерния), в семье священника Серафимо-Дивеевского монастыря Иоанна Гусева. Михаил Иванович в 1913 году был рукоположен во священника и назначен в Серафимо-Дивеевский монастырь. По воспоминаниям, батюшка отличался добросердечием, справедливостью, пользовался любовью и уважением прихожан и соседей, помогал чем мог сёстрам разорённой Дивеевской обители, а также не забывал детей арестованных. В 1927 году монастырь был закрыт. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы милиционер запретил сестрам звонить ко всенощной. Отец Михаил в это время готовился к службе. Он вышел из храма узнать, почему не благовестят, ведь дивеевские звонарки никогда не опаздывали. Только батюшка подбежал к колокольне, как тут же был арестован. Его увезли в Арзамасскую тюрьму. Волнуясь о судьбе мужа, Нина Ивановна поехала в село Пузо к блаженной Марии Ивановне. Та сказала: «Он будет служить, где большие трубы». Отца Михаила арестовали 31 августа 1937 года, ему было 47 лет. Накануне ареста отца Михаила дважды вызывали в НКВД, предлагая отречься от сана, но он отказался. Он оставил жене записку со словами: «Не плачь, не ропщи — тому времени быть. На нас сбылись слова Спасителя…» В вину ему поставили организацию на территории Кулебакского района «контрреволюционной церковно-фашистской группы». На следствии священник вёл себя стойко, обвинения категорически отверг. Приговорён 11 ноября 1937 г., по обвинению: статья 58-10-11. Приговор: Высшая мера наказания. Расстрелян 20 ноября 1937 года. Протоиерей Михаил Гусев был расстрелян накануне дня своего Ангела — праздника собора Архистратига Михаила — 7/20 ноября.
[494x700]
Икона
Священномученик протоиерей Михаил Гусев канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года Священный Синод, Определение от 6 октября 2001 года. По представлению Нижегородской епархии.
[529x700]
1890
Афзал Мухитдинович Тагиров (башкирское имя — Афзал Мөхитдин улы Таһиров)
государственный и общественный деятель, председатель ЦИК БАССР (1931—1937). Башкирский советский писатель, татарский прозаик и драматург. Заслуженный деятель советской литературы и искусства Башкирской АССР (1934). Тагиров Афзал Мухитдинович родился в деревне Абдрахманово Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевского района Татарстана). В списках жертв политического террора указана национальность А.М.Тагирова — башкир. Начальное образование получил в родном селе. В 1905—1906 годах обучался в медресе «Марджания» (город Казань), а в 1910—1911 годах — в медресе «Хусаиния» (город Оренбург). С 1911 года Тагиров служил в рядах царской армии участвовал в Первой мировой войне (1914—1918) и Гражданской войны (1918—1920). С 1920 года являлся редактором газеты «Юҡһылдар һүҙе» («Слово пролетариата», город Оренбург). С 1921 года заведовал агитационно-пропагандистским отделом Самаркандского областного комитета РКП(б). В 1922—1925 годах являлся председателем Хорезмского центрального комитета РКП(б) и в то же время — редактором газеты «Инкилоб куяши», принимал участие в борьбе за установление власти Советов в Средней Азии. В 1927 году окончил курсы при Коммунистической академии в Москве. В 1928 году начал работать секретарем партколлегии Башкирского областного комитета ВКП(б). В 1931 году Афзала Мухитдиновича избирают председателем ЦИК Башкирской АССР. В то же время, с 1934 года, являлся председателем Союза писателей БАССР. С 1932 года — член Президиума ВЦИК СССР (1932—1937). С 1936 года работал директором Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы. Тагиров Афзал Мухитдинович был репрессирован в 1937 году и реабилитирован посмертно в 1956 году. Литературную деятельность начал в 1907 году. Комедия «Бисура» (1907), разоблачающая религиозные невежество и предрассудки. Повесть «Босяки» (1915—1916), написанная под влиянием М.Горького, посвящена жизни сезонных рабочих. Драмы «Алатау» (1921—1922, поставлена 1932—1936), «В переходный период» (1923) Повести «Первые дни» (1927, опубликована 1929), «Протоки могучей реки» (1928) отражены революционные события в Поволжье и Средней Азии, в повестях «Фабрика зерна» (1929, русский перевод, 1930), «Комсомол» (1928, опубликована в 1929, русский перевод, 1931) — коллективизация, в повести «Кровь машин» (1932—1933, русский перевод, 1935) — открытие башкирской нефти. Тагиров Афзал является одним из зачинателей жанра романа в башкирской литературе. Его трилогия «Солдаты» (части 1—2, 1932—1933, русский перевод, 1933), «Красногвардейцы» (1934—1935, рус. пер. 1935) и «Красноармейцы» (1937, русский перевод, 1961) показывает приход народных масс к революции и борьбу за упрочение Советской власти. Произведения Тагирова Афзала Мухитдиновича переведены на многие языки народов СССР. Его именем названа улица в городах Октябрьский, Уфа и Учалы. Книги: На башкирском языке: Әҫәрҙәр. 1 т. — Өфө: Башгиз, 1932. — 319 б; Әҫәрҙәр йыйылмаһы. 2 т. — Өфө: Башгиз, 1934. — 258 б; Һайланма әҫәрҙәр. 1—3 т. — Өфө: Башкнигоиздат, 1958—1959: 1 т. Повестәр, хикәйәләр һәм очерктәр. — 1958. — 546 б; 2 т. «Һалдаттар» романы. — 1958. — 474 б; 3 т. «Ҡыҙылармеецтар» романы, повесть һәм пьесалар. — 1959. — 593 б. Бәләкәс Әхәт хикәйәһе. Балалар өсөн пьеса, 3 шршауҙа. — Өфө: Башюниздат, 1934. — 24 б. На русском языке: Комсомол. Рассказ. Перевод с башкирского Н.Газизова. — Уфа: Башгиз, 1932. — 103 страницы;. Фабрика зерна. Повесть. Перевод с башкирского Н.Газизова и С.Мухтарова. — Москва.—Ленинград : ГИХЛ, 1933. — 96 страниц; Солдаты. Авториз. обработка по подстрочнику с башкир. Вступит. статья от редакции. — Москва: ГИХЛ, 1934. — 207 страниц;Кровь машин. Повесть. Часть1. Перевод с башкирского Н.Газизова. — Уфа: Башгиз, 1935. — 81 страница; Красногвардейцы. Роман. Перевод с башкирского — Москва : Гослитиздат, 1935. — 192 страницы; Солдаты. Авториз. перевод. Издание 2-е. — Москва : Гослитиздат, 1935. — 384 страницы; Красногвардейцы. Роман. Перевод с башкирского Издание 2-е. — Москва : Гослитиздат, 1936. — 165 страниц; Солдаты. Подстрочный перевод с башкирского Н.Газизова и Галиева. Издание 2-е исправленное — Москва Гослитиздат, 1936. — 296 страниц; Красногвардейцы. Роман. Перевод с башкирского Галиева. — Москва : Гослитиздат, 1937. — 222 страницы; Красногвардейцы.— Красноармейцы. Роман. Перевод с башкир. Предисловие М.Ф.Гайнуллина. — Москва : «Советский писатель», 1961. — 374 страницы. На татарском языке: أﻪفزار تاهیرف أﻪترﻪگﻪلﻪملﻪر,حیكﻪیﻪ, مﻪسكﻪیﻪ 1927; Tahirof, Әfzal. Igen fabrige : xikәjә / Ә. Tahirof .— Mәskәy : SSSR xalqlarьnьñ yzәk nәşriatь, 1930 .— 119 b; Tahirof, Әfzal. Yrnәk : 4 pәrdәdә, 7 kartinada : kolxoz tөzeleşennәn alьnьp jazlgan piesa / Ә. Tahirof .— Qazan : Tatizdat, 1931 .— 52 b; Tahirof, Әfzal. Komsomol : xikәjә / Ә. Tahirof .— Mәskәy : Sintrizdat, 1931 .— 84 b; Tahirof, Әfzal. Şturvalcь / Ә. Tahirof. — Qazan ; Mәskәy : Tatizdat, 1932. — 79 b; Tahirof, Әfzal. Soldatlar / A. Tahirof .— Qazan : Tatizdat, 1933. Kit. 1-2 .— 1933 .— 286 b.: portr; Tahirof, Әfzal. Jәmәlkә tauь : Pugacoftan qalgan arxif materiallarь bujnca : xikәjә / A. Tahirof .— Qazan : Tatgosizdat, 1933 .— 46 b. — (Massa kөtpxanәse); Таһиров, Афзал. Кызылармеецләр : Роман / Баш сүз авт. М.Гайнуллин .— Өфе : Башкорт.кит.нәшр., 1962 .— 268б; Таһиров Афзал Мөхетдин улы. Сайланма әсәрләр : роман, повесть, хикәяләр / А.М.Таһиров .— Казан: Рухият, 2008 .— 471, б. : портрет — ISBN 978-5-89706-116-7. На чувашском языке: Машинӑсен юнӗ. — Ӗпхӳ, 1937. — 71 страница.
Литература: Бараг Л. и Гредель В. История башкирской советской литературы, часть 1, Уфа, 1963; Байсар, В. Хаксыз онытылган талант : [язучы, дәүләт эшлеклесе, репрессия корбаны Афзал Таһировның тууына 125 ел] / В. Байсар // Мәдәни җомга: газета.— 23 октябрь (№ 41) .— Б.17; Бәдретдинов, Р. Каһәрләнгән язмыш корҗаны: [язучы Афзал Таһиров тур. ] / Р. Бәдретдинов // Мәдәни җомга: газета. — 9 июль. № 27. — Б ноября; Бадретдинов Р.Ф. Из истории татарской литературы: творческое наследие Афзала Тагирова (1890—1938).
1891
Карп Павлович Гордеенко
русский офицер, герой Первой мировой войны, участник Белого движения, командир 1-го Корниловского ударного полка. Галлиполиец. Родился в городе Ялта, Таврическая губерния Российская империя. Среднее образование получил в Ялтинской гимназии. В 1914 году окончил Владимирское военное училище, откуда выпущен был подпоручиком в 1-й стрелковый полк, с которым и вступил в Первую мировую войну. Пожалован Георгиевским оружием «За то, что будучи начальником команды разведчиков 9 июня 1915 года в бою у деревни Жджарки, обнаружил внезапное наступление противника, быстро занял передовой оборонительный окоп и удержал его до подхода поддержки и в это время около часу оборонялся от наседавшего в значительно больших силах противника; оценив важное значение своей позиции, он, по личной инициативе, выбрав удобный момент, во главе своих 16-ти разведчиков бросился на «ура» на значительно превосходящего противника и, обратив его в бегство, захватил 17 пленных.» Произведен в поручики 22 февраля 1916 года «за отличия в делах против неприятеля», в штабс-капитаны — 8 июля, в капитаны — 26 августа того же года. 10 декабря 1916 года переведен в 13-й Особый пехотный полк. В 1917 году — временно командующий 13-м Особым пехотным полком. С началом Гражданской войны полковник Гордеенко прибыл в Добровольческую армию и был зачислен в Корниловский ударный полк. 28 октября 1918 года назначен командиром офицерской роты Корниловского полка, с которой участвовал в обороне Каменноугольного бассейна. Отличившись в этих боях, в июле 1919 года переведен был на должность командира 1-го батальона, с которым принимал участие во взятии Белгорода и Курска. Во время боев за Орел 14 октября 1919 года назначен командиром 1-го Корниловского ударного полка. Продолжал командовать полком и в составе Русской армии, вплоть до эвакуации Крыма. 1 сентября 1920 года был удостоен чести принять из рук генерала Врангеля Георгиевское знамя, которым Корниловская дивизия была награждена за отличия в боях с красными. В бою на Юшуньских позициях получил четвертое за войну ранение. На 18 декабря 1920 года — в штабе Корниловского полка в Галлиполи. По воспоминаниям офицера-корниловца Е.Э.Месснера:
«Полковник Гордеенко был природой создан для командования полком: храбрость, отвага, решимость, находчивость, энергия — внутренние свойства этого офицера, а внешними были: высокий рост, отличное сложение, мужественное лицо и громовой голос.»
С 24 декабря 1921 года был назначен помощником командира, а затем командиром Корниловского полка в Болгарии. Во второй половине 1920-х годов переехал на юг Франции, где занимался фермерским хозяйством. После предательства Скоблина просил командование вновь назначить его командиром полка, однако не получил ответа. В 1967 году участвовал в торжествах по случаю 50-летнего юбилея Корниловского ударного полка в Париже, на которые приехал с сыном и внучкой. Скончался в госпитале города Грас, департамент Приморские Альпы, Франция 29 июля 1969 года. Похоронен там же, на кладбище Святой Бригитты.
Награды: Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 18 ноября 1914); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 28 февраля 1915); Орден Святой Анны IV степени с надписью «за храбрость» (Высочайший приказ 8 июня 1915); Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 2 декабря 1915); Георгиевское оружие (Высочайший приказ 11 сентября 1916); Орден Святого Станислава II степени с мечами (Высочайший приказ 9 декабря 1916); Орден Святителя Николая Чудотворца (Приказ Главнокомандующего № 3772, 2 декабря 1920).
Источники: Левитов М.Н. Материалы для истории Корниловского ударного полка. — Париж, 1974. — Страница 313; Волков С.В. Белое движение. Энциклопедия гражданской войны. — Санкт-Петербург: «Нева», 2002. — Страница 137; Клепов М.Ю. Офицеры — Георгиевские кавалеры Первой мировой войны. — Москва : «Минувшее», 2015.

1891
Чарльз Кофлин (правильно — Коглин; Charles Edward Coughlin)
американский религиозный деятель канадского происхождения, популярный радиопроповедник в 1930-х годах. Его выступления на радио характеризовались как антисемитские и антикоммунистические, симпатизирующие политике Гитлера и Муссолини. Родился в городе Гамильтон, провинция Онтарио, Канада, в семье ирландских католиков. В 1923 году переехал в Детройт. С 1926 года Кофлин начинает выступать на радио. В 1930-х годах аудитория его радиопрограмм достигала 40 миллионов человек, в неделю ему поступало до 80 тысяч писем от слушателей. Будучи первоначально сторонником Франклина Рузвельта, Кофлин затем стал одним из главных критиков американского президента и его «Нового курса». Кофлин нередко выступал с поддержкой режимов Гитлера и Бенито Муссолини, считая их противовесом большевизму. Он утверждал, что Великая депрессия и Октябрьская революция в России являлись результатом «заговора еврейских банкиров». В издаваемой Кофлином газете Social Justice были опубликованы «Протоколы сионских мудрецов». В декабрьском номере газеты за 1938 год вышла статья Кофлина, основанная на речи Геббельса с критикой евреев, коммунистов и атеистов. В том же году, по словам американского историка Уильяма Манчестера, выступая в Бронксе, Кофлин отдал нацистское приветствие, сказав: «когда мы покончим с евреями в Америке, они поймут, что воздействие, которое они получили в Германии, — это ничто». Историк Даниэль Романовский считает, что Кофлин — вероятно, «самый влиятельный антисемит в истории США». В 1936 году был одним из основателей партии Союза, участвовавшей в президентских выборах. В конце 1930-х годов его деятельность на радио и в прессе была серьёзно ограничена властями, так как Кофлин непрерывно выступал с критикой администрации Рузвельта. До самой своей смерти Кофлин писал памфлеты антикоммунистического характера. Умер в городе Блумфилд-Хилс, округ Окленд, штат Мичиган, США, 27 октября 1979 года.
Библиография: Athans, Mary Christine. A New Perspective on Father Charles E. Coughlin. Church History. 56:2 (June 1987), pp. 224—235; Athans, Mary Christine. The Coughlin-Fahey Connection: Father Charles E. Coughlin, Father Denis Fahey, C.S. Sp., and Religious Anti-Semitism in the United States, 1938—1954. New York: Peter Lang Publishing, 1991. ISBN 0820415340; Boyea, Earl. «The Reverend Charles Coughlin and the Church: the Gallagher Years, 1930—1937.» Catholic Historical Review. 81:2 (1995), 211—225; Brinkley, Alan[англ.]. Voices of Protest: Huey Long, Father Coughlin, and the Great Depression. New York: Knopf Publishing Group, 1982. ISBN 0394522419; General Jewish Council. Father Coughlin: His «Facts» and Arguments. New York: General Jewish Council, 1939; Hangen, Tona J. Redeeming the Dial: Radio, Religion and Popular Culture in America. Raleigh, N.C.: University of North Carolina Press, 2002. ISBN 0807827525; Kazin, Michael. The Populist Persuasion: An American History. New York: Basic Books, 1995. ISBN 0465037933; Marcus, Sheldon. Father Coughlin: The Tumultuous Life Of The Priest Of The Little Flower. Boston: Little, Brown and Co., 1972. ISBN 0316545961; O’Connor, John J. «Review/Television: Father Coughlin, 'The Radio Priest.'» The New York Times. December 13, 1988; Schlesinger, Jr., Arthur M. The Age of Roosevelt: The Politics of Upheaval, 1935—1936. New York: Houghton Mifflin Company, 2003. (Originally published in 1960.) ISBN 0618340874; Sherrill, Robert. «American Demagogues.» The New York Times. July 13, 1982; Smith, Geoffrey S. To Save A Nation: American Counter-Subversives, the New Deal, and the Coming of World War II. New York: Basic Books, 1973. ISBN 046508625X; Tull, Charles J. Father Coughlin and the New Deal. Syracuse, N.Y.: Syracuse University Press, 1965. ISBN 0815600437; Warren, Donald. Radio Priest: Charles Coughlin The Father of Hate Radio. New York: The Free Press, 1996. ISBN 0684824035
1891
Леонид Леонидович Кузьмин
русский художник, живописец, скульптор, один из участников русского футуристического движения[1](вместе с братом, издателем, Георгием Кузьминым), сооснователь Общества русских художников в Финляндии (в 1933 году), учредитель и первый председатель Русского культурно-демократического союза в Финляндии (в 1945 году). Леонид Леонидович Кузьмин родился в городе Рославль, Смоленская губерния, Российская империя, в семье генерал-майора, начальника Варшавского гарнизона Л.С.Кузьмина (умер в 1898 году). Его мать Марья Михайловна Кузьмина (умерла в 1925 году в Париже) вела домашнее хозяйство, а старший брат, Георгий, был авиатором.

Владимир Маяковский (слева) и Леонид Кузьмин (1912)
С ранних лет Леонид Кузьмин увлекался искусством и в 1910 году, после окончания Владимирского Киевского кадетского корпуса, поступил на курс в студию художника П.И.Келина, где познакомился и подружился с Владимиром Маяковским. После подготовительных курсов у Келина Маяковский и Кузьмин подали документы сразу в два престижных учебных заведения, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. В первое Кузьмина не приняли, а во второе не поступил Маяковский. Есть сведения, что последний попросту не явился на экзамены. По воспоминаниям Л.А.Евреиновой, ученицы студии Келина в 1910 году:
«Маяковский и его друг Леня Кузьмин, застенчивый юноша небольшого роста, сразу же после экзаменов (в Москве) выехали в Петербург: они решили одновременно сдавать в Академию художеств. О результатах московских экзаменов друзьям сообщили телеграммой «Большой поступил, маленький — нет».
В 1911 году Леонид Кузьмин переезжает в Петербург и поступает вольнослушателем на скульптурное отделение в Императорскую академию художеств.
Фото для манифеста к «Пощечине общественному вкусу» Сидят: В.В.Хлебников, Г.Л.Кузьмин, С.Д.Долинский Стоят: Н.Д.Бурлюк, Д.Д.Бурлюк, В.В.Маяковский
Футуристы
Летом 1912 года Леонид Кузьмин навещает родню на даче в Соломенной сторожке, где знакомит Владимира Маяковского и Алексея Крученых со своим старшим братом Георгием Кузьминым и его другом музыкантом Сергеем Долинским. Маяковский и Крученых на тот момент уже были широко известны в авангардной московской среде и собирались совместно с другими футуристами издавать «своё детище», «Пощечину общественному вкусу». Алексей Крученых в своей книге «Наш выход: к истории русского футуризма» вспоминает:
«Я снял летом 1912 г. вместе с Маяковским дачу в Соломенной сторожке, возле Петровско-Разумовского. Тут же, поблизости, через 1-2 дома, жили авиатор Г. Кузьмин и музыкант С. Долинский. Воспользовавшись тем, что оба они были искренно заинтересованы новым искусством и к нам относились очень хорошо, Маяковский стал уговаривать их издать наше «детище» — «Пощёчину». Книга была уже готова, но «бубнововалетчики» нас предали. А Кузьмин, лётчик, передовой человек, заявил: — Рискну. Ставлю на вас в ординаре! Все мы радовались. — Ура! Авиация победила!
Действительно, издатель выиграл — «Пощёчина» быстро разошлась и уже в 1913 г. продавалась как редкость.»
Накануне выхода книги был издан известный футуристический манифест. На сопровождавшей манифест фотографии Георгий Кузьмин и Сергей Долинский занимают почетные места в первом ряду. «Пощечина» стала первой книгой Издательства Г.Л.Кузьмина и С.Д.Долинского.

Хлебников, Долинский, Кузьмин, Маяковский (слева направо)
В знак благодарности семье Кузьминых за издание сборника и манифеста, Велимир Хлебников посвятил матери Леонида и Георгия поэму «Суд над старым годом». Произведение он прочитал в московской квартире Кузьминых в ночь с 31 декабря-на 1 января 1912-13 годов. «Пиеса» была преподнесена хозяйке дома с инскриптом: стихи написаны Марье Михайловне Кузьминой[9].Позже в 1917 году Георгий Кузьмин войдет в «Общество председателей земного шара» Велимира Хлебникова.С издания «Пощечины» началось сотрудничество братьев Кузьминых и С. Долинского с футуристами и, в частности, с издательством Алексея Крученых «ЕУЫ» и продолжилось плоть до 1914.Собственных средств для издательской деятельности у Крученых не хватало, поэтому именно финансовая поддержка Г.Л.Кузьмина и С.Д.Долинского сделала возможным существование издательства. Книги печатались, в большинстве своём, маленькими тиражами (300—480 экземпляров) в небольших литографских заведениях Москвы и Петербурга. Основными «клиентами» издательства были сами футуристы, входившие в группу Гилея (группа). Свои литографированные книжки «гилейцы» называли «самописьма» (по выражению Велимира Хлебникова). Художники рисовали не только иллюстрации, но и шрифты. Издания были похожи на древние летописи. Футуристическая «антикнига» разрушала эстетические шаблоны и стереотипы восприятия дешевой бумагой, картонными обложками, небрежной брошюровкой. Сегодня эти издания считаются большой редкостью, и их цена на аукционах достигает нескольких миллионов рублей. Издательство выпустило и первый сборник стихов Владимира Маяковского «Я». В 1914, с началом Первой мировой войны Леонида Кузьмина призывают на фронт, где он служит военным летчиком. Несмотря на вынужденную службу, в 1917 году он с золотой медалью оканчивает Императорскую академию художеств. В 1918—1919 он работает заведующим одного из отделов Эрмитажа.

Леонид Кузьмин в кругу семьи, Финляндия
Эмиграция в Финляндию
В 1920 году Леонид Кузьмин вместе с семьей переезжает в Финляндию.Позже его брат Георгий и мать Марья Михайловна эмигрируют в Париж. В 1933 году он становится одним из основателей Общества русских художников в Финляндии и участвует в его ежегодных выставках, где выставляет преимущественно живописные портреты и пейзажи. В 1936—1938 Кузьмин выставляется в Париже, в Салоне независимых. В 1939 с началом боевых действий СССР против Финляндии деятельность общества прекратилась и вновь активизировалась только после войны. В годы Второй мировой войны Леонид Кузьмин отказывается служить в Финляндской армии, вследствие чего вместе с семьей попадает на каторгу, которая сильно подрывает его здоровье. В 1945, после окончания войны, приостановившее работу Общество русских художников в Финляндии было преобразовано в Союз русских художников. В следующем году эта организация стала коллективным членом Русского культурно-демократического союза, основателем и первым председателем которого является также Леонид Леонидович Кузьмин (до 1946 года). Леонид Леонидович Кузьмин умер в городе Хельсинки, Финляндия, 13 марта 1951 года. Похоронен на русском кладбище в Хельсинки.
Семья
Жена Леонида Леонидовича Кузьмина, Нина Григорьевна Кузьмина (Волкова) (родилась 20 февраля 1889 (Дерпт Лифляндской губернии, ныне Тарту) — 1951 (Финляндия)) также была художницей. С Леонидом Леонидовичем они познакомились в Императорской академии художеств, где оба были вольнослушателями скульптурного отделения. После окончания академии, в 1918 году они поженились. У них было трое детей: Георгий, Леонид и Светлана. Леонид работал дизайнером, ювелиром и гравером. В 1955 он вместе с семьей вернулся в СССР, где возглавил одну из дизайнерских групп Горьковского автомобильного завода, а затем более 30 лет работал диктором Гостелерадио в Москве. Внуки: Т.Л.Кузьмина, Л.Л.Кузьмин, Г.Л.Кузьмин. Известно, что продолжателями художественной династии являются Григорий Леонидович Кузьмин (одился в 1955) — фотограф, известен серией фотографий «Дорога к храму», за которую отмечен церковными отличиями, и правнук, Денис Семенов, художник.
«Кузьминские альбомы»
Владимир Поляков, известный исследователь русского футуризма в своей книге «Книги русского кубофутуризма, издание второе и дополненное» рассказывает о фотографических альбомах авиатора Георгия Кузьмина, брата Леонида Леонидовича Кузьмина. Известно, что альбомы сменили много хозяев: они хранились у актрисы и портнихи М.П.Болотовской, та получила их от известного голливудского гримера 50-60х годов Бориса Карабанова, брата Зои Карабановой, актрисы «Летучей мыши», работавшей в Голливуде. Как альбомы достались Карабановой неизвестно. По словам исследователя «кузьминские альбомы», помимо семейных снимков, содержат множество фотографий русских авангардистов, среди которых уникальное фото Велимира Хлебникова с черепом в руке, которое сам поэт считал свидетельством своего «брака со смертью» и о котором упоминал в одном из своих ранних стихотворений («Я переплыл залив Судака…»).