• Авторизация


25 октября родились... 25-10-2025 08:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[596x700]
1875
Эмма Граматика (итальянское имя — Emma Gramatica; настоящее имя — Аида Лаура Арджа Граматика, Aida Laura Argia Gramatica)
итальянская актриса, сценическую деятельность начала под руководством Э.Дузе. К 1900 г. стала одной из крупнейших итальянских актрис. Играла роли: Гедда Габлер, Нора («Гедда Габлер», «Кукольный дом» Ибсена), Роза Бернд («Роза Бернд» Гауптмана), Анна («Мертвый город» Д`Аннунцио), Клеопатра («Цезарь и Клеопатра» Шоу) и др. С успехом выступала в произведениях современных французских драматургов (А.Батая, Ф.Кюреля и др.). В ранний период творчества развивала романтические традиции, позднее перешла на позиции веризма. Особенно удавались ей характеры тонких, «сумеречных» женщин. Умерла в Риме 8 ноября 1965 года.

1877
Адольф Мёллер (немецкое имя — Adolf Möller)
немецкий гребец, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1900. Мёллер входил на Играх в состав третьей немецкой команды четвёрок, которая не смогла пройти в финал по основной квалификации, однако его команда, и ещё две сборные устроили свой финальный заплыв, который признаётся МОКом. Мёллер в том финале занял третье место. Умер 10 ноября 1968 года.

Russell (528x700, 264Kb)
1877
Генри Норрис Расселл (или Рассел; или Рессел; Henry Norris Russell)
американский учёный-астроном, астрофизик, разработавший одну из первых теорий эволюции звёзд, определил содержание химических элементов в атмосфере Солнца, получил оценки содержания химических элементов во Вселенной, занимался исследованием связи между спектрами звезд и их светимостью. Родился в городе Ойстер-Бей, штат Нью-Йорк, США. В 1900 году окончил Принстонский университет. C 1903 по 1905 год проходил стажировку в Кембриджской обсерватории. В 1905 году стал преемником Янга в Принстоне. С 1912 по 1947 год — директор астрономической обсерватории Принстонского университета. С 1947 по 1952 год работал в Гарвардской обсерватории. Член Национальной академии наук США (1918), иностранный член Лондонского королевского общества (1937). Умер в городе Принстон, штат Нью-Джерси, США, 18 февраля 1957 года.
Научные достижения
В 1913 году независимо от датского астронома Э. Герцшпрунга построил диаграмму, связывающую эти характеристики (диаграмма Герцшпрунга — Рассела). В 1913—1914 годах сформулировал концепцию звездной эволюции, согласно которой основным источником энергии звезды является её гравитационное сжатие. К середине 1920-х годов Расселл пересмотрел свою теорию, предположив существование у звезд иных источников энергии. Ход эволюции определялся непрерывным изменением плотности звезды: от красных гигантов по ветви гигантов к звездам спектральных классов А и В (разогрев), затем по ветви карликов через звезды типа Солнца к красным карликам (остывание). В 1925 году награждён Медалью Кэтрин Брюс.
[474x699]
Память
В честь Г.Н.Расселла была названа малая планета (1762) Расселл, открытая 8 октября 1953 года в обсерватории им. Гёте Линка и кратер на видимой стороне Луны.
Сочинения: Determinations of stellar parallax, Wash., 1911; The masses of the stars, Chi., 1940; в русском переводе - Астрономия, тома 1-2, Москва - Ленинград, 1934-1935 (совместно с Р.С.Дэган, Д.К.Стюарт); Солнечная система и ее происхождение, Москва - Ленинград, 1944. Литература: Бронштэн В.А. Гипотезы о звездах и Вселенной. — Москва: Наука, 1974; Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Киев: Наукова думка, 1986. — 512 страниц; David H. DeVorkin. Henry Norris Russell and the Expanding Universe (англ.) // M. J. Way & D. Hunter, eds., ASP Conf. Ser.. — 2013. — Vol. 471. — arXiv:1302.0240.

1877
Дмитрий Григорьевич Торов
украинский советский художник-архитектор, педагог. Родился в Мелитопольском уезде, Таврическая губерния, Российская империя, в семье купца. В 1898 году поступил и в 1906 году окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств и получил звание художника-архитектора за проект кафедрального собора для губернского города. В 1906 году окончил педагогические курсы при этой же Академии художеств, где получил свидетельство I-го разряда на право преподавания рисования в средних учебных заведениях. В 1906—1910 годах преподавал рисование, черчение и чистописание в Киевском 2-х классном училище имени М.Х.Бунге, Киевской женской гимназии «Группы родителей», мужской гимназии М.А.Стельмашенко. Работал в Киеве и Харькове в начале XX века, употребляя формы модерна и модернизированных исторических стилей. Умер в Киеве 8 августа 1936 года. Похоронен в Киеве на Лукьяновском кладбище (участок № 20, ряд 8, место 4). Семья: Жена — Александра Амаевий. Дети: Наталья и Ольга. Постройки: Доходный дом Б.Мороза на улице Владимирской № 61/11 (1910); Торговый дом И.Закса на улице Крещатик № 6 (1910—1913 года, соавтор Иосиф Зекцер); Комплекс сооружений Общества скорой медицинской помощи на улице Рейтарской № 22, больницы — № 24 (1912—1914 года, соавтор Иосиф Зекцер. Литература: Пантеон зодчих Лук’янівського некрополю. Біографічний довідник. — Київ: «З-Медіа», 2008. — Страница 104. ISBN 96696-254-2-4. страницы 82—83; С.Н.Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Санкт-Петербург: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Том 2. — Страница 398. — 454 страницы.

Гальберштадт (525x700, 233Kb)
1878
Лев Исаевич Гальберштадт
российский журналист. Сын присяжного поверенного и общественного деятеля Исая Соломоновича Гальберштадта. Работал в администрации книгоиздательства И.Д.Сытина. Редактор переводов в книгоиздательстве В.М.Саблина (1907—1908); совместно с А.Смирновым перевёл «Автомобиль 628-Е8» Октава Мирбо для выходившего в издательстве собрания сочинений писателя. Член Правления Толстовского общества (1912). Автор статей о внешней политике России и военной истории в журналах и газетах «Новь» (вел иностранный отдел), «Русь» (ежедневная, 1908, был редактором газеты), «Русские ведомости», «Русская мысль» (с 1908 вел иностранное обозрение), «Московский еженедельник», «Возрождение», «Голос минувшего», а также в Энциклопедическом словаре братьев Гранат. Для юбилейного сборника «Три века» под редакцией В.В.Каллаша (1912—1913, к 300-летию Дома Романовых) подготовил обширные обзоры внешней политики России в царствование Александра I, Николая I и Александра II. Заведовал редакцией в журнале «Северное сияние», возглавлявшемся И.А.Буниным; Бунин упоминает о Гальберштадте в «Окаянных днях» как о сотруднике газеты «Голос красноармейца». После прихода советской власти поменял фамилию на Величко. В первой половине 1919 года он добровольцем начал службу в Красной армии, принимал участие в гражданской войне в России. В 1920 году был принят в члены РКП(б) (с 1925 года — ВКП(б)). В 1922 году начал работать в Народном комиссариате иностранных дел Украинской ССР, где продолжал работать до 1926 года, а в следующем году был назначен 1-м секретарём полномочного представительства Украинской ССР в Берлине, а в 1924 году стал советником полномочного представительства Украинской ССР в Турции. В книге «Нариси з історії Харківського національного економічного університету» под общей редакцией В.С.Пономаренко, говорится, что Лев Величко как дипломат запомнился исключительно своим «скандальным поведением». С 1926 по 1927 год (по другим данным с 1928 по 1929[2]) возглавлял Радио-телеграфное агентство Украины. С 1927 по 1929 год работал в отделе международной информации газеты «Вісті ВУЦВК», а также печатался в газетах «Комуніст», «Пролетарий» и «Пролетар». Совмещал с журналисткой деятельностью он занимался организацией высшего образования. В 1927 году он стал ректором Харьковского института народного хозяйства и одновременно будучи профессором преподавал предметы — «Советская внешняя политика» и «Империализм и колониальная политика» на экономическом факультете вуза. К концу ректорства Величко его вуз состоял из четырёх факультетов — правового, рабочего, статистического и экономического (по состоянию на 1926 год в вузе было шесть факультетов). Оценки деятельности Величко на должности ректора также разнятся, в книге об истории Харьковского национального экономического университета (один из правопреемников Харьковского института народного хозяйства) Величко назван «бесцветным выдвиженцем революционных лет», который «оказался неспособным выработать целостную стратегию реорганизации учебного процесса и возглавить её проведение». Умер в Киеве 17 сентября 1937 года. Публикации: Восточный вопрос. В сборнике «Отечественная война и русское общество: 1812—1912». Москва: Товарищество И.Д.Сытина, 1912. Литература: Кравчина И.Б. Величко Лев Исаакович // Служение Отечеству и долгу: Очерки о жизни и деятельности ректоров харьк. вузов (1805—2004 гг.) / Под общей редакцией: В.И.Астаховой, Е.В.Астаховой; [Редколлегия: В.И.Астахова, Е.В.Астахова и др.]. — Харьков: Издательство НУА: Золотые страницы, 2004. — Страница 111. — 748 страниц. — ISBN 966-8558-08-1. — ISBN 966-8494-51-2; Національний юридичний університет імені Ярослава Мудрого 1804—2014 / редколлегия: В.Я.Тацій (голов. ред.), Ю.П.Битяк, А.П.Гетьман. — Харьков: Право, 2014. — 616 страниц — ISBN 978-966-458-702-7; Нариси з історії Харківського національного економічного університету: Монографія (укр.) / Під заг. ред. В.С.Пономаренка. — Харьков: Видавничий Дім «ІНЖЕК», 2005. — 328 страниц — ISBN 966-392-005-Х.

Иаков_(Маскаев) (462x700, 155Kb)
1878
Иаков (в миру — Яков Иванович Маскаев)
епископ Русской православной церкви, архиепископ Барнаульский. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году. Яков Маскаев родился в городе Уральске Уральского уезда Уральской области Оренбургского генерал-губернаторства (ныне город Уральск (казахское название — Орал, Oral) — административный центр Западно-Казахстанской области Республики Казахстан). Отец, Иван Силантьевич, происходит из крестьян села Еделева Сызранского уезда Симбирской губернии (ныне село — административный центр Еделевского сельского поселения Кузоватовского района Ульяновской области). Мать - Калерия Георгиевна. В подписанных епископом Иаковом анкетах в судебно-следственных делах указано, что он родился 23 октября. В Уральске у семьи было небольшое гостиничное дело: сдавали комнаты постояльцам, действовала прачечная. Это дело впоследствии позволило дать детям образование. Калерия вела хозяйство, Иван занимался живописью, в том числе, росписью православных храмов. Яков был первым ребёнком в семье. Его назвали в память апостола Иакова Алфеева. Затем в семье Маскаевых родились Павел (1884), Евдокия (1888) и Агриппина (1894). Яков, как старший, раньше брата и сестёр покинул родной дом, в августе 1891 года поступив в Уральское духовное училище, которое с отличием окончил в июне 1895 года. В свидетельстве об окончании училища указано, что воспитанник Яков Маскаев причислен к 1 разряду, с правом поступления в Духовную семинарию без экзаменов. Учёбу продолжил в Оренбургской духовной семинарии.
Иаков_(Маскаев)Яков Маскаев (507x700, 119Kb)
Яков Маскаев. Ноябрь 1901 года, Оренбург
На последнем курсе женился на девице Валентине Петровне Никольской, дочери священника церкви Воскресения Христова слободы Воскресенской Челябинского уезда. В 11-летнем возрасте девочка осталась без матери, а ещё через год — без отца. Воспитывалась в семье Алексея Николаевича, своего дяди по отцу, священника Свято-Троицкой церкви Челябинска.
В 1901 году Яков окончил семинарию. В 1902 году у супругов родился сын Борис. Вскоре он смертельно заболел, и отец Яков, который только начинал свой путь священника, горячо молился о выздоровлении сына. В молитвах он обращался за помощью ко всем святым, но особенно горячо — к преподобному Серафиму Саровскому, и дал обет, что, если младенец выздоровеет, совершит паломничество в Саровский монастырь к мощам только что прославленного преподобного Серафима. По чудесному выздоровлению сына Яков исполнил обет. Впоследствии у них с супругой родились девятеро детей, четверо из которых умерли в младенчестве (известно, по крайней мере, об Ольге, родившейся 6 июля 1912). Остальные дети: Борис, 31 мая 1902 — 23 июня 1986; Александра, 13 июня 1905 — 16 июля 1992; Нина, 9 февраля 1910 — 15 февраля 1997; Константин, 19 марта 1914 — 1942 (пропал без вести во время войны); Зоя, 10 марта 1916 — 22 февраля .1997. Жена Валентина умерла вскоре после родов последнего ребёнка в 1918 году; скончался и младенец.
Священник
С 31 октября 1901 года был законоучителем в двухклассном училище министерства народного просвещения. 10 ноября 1901 года епископом Владимиром (Соколовским-Автономовым) был рукоположён во диакона, а 17 ноября 1901 года — в сан иерея к Казанско-Богородицкой церкви села Зобово Оренбургской епархии (ныне в Путятинском сельсовете Шарлыкского района Оренбургской области), где священствовал в течение 22 лет. Проявил энергичным тружеником на ниве Христовой, много и неустанно проповедовал. Усилиями молодого пастыря в село Зобово, находящемся в 170 верстах от губернского центра, в 1902—1906 годы было построено новое каменное здание храма вместо обветшавшего деревянного. Несмотря на стеснённые обстоятельства в средствах и большую семью, отец Иаков слыл одним из самых щедрых жертвователей в епархии. Стал одним из деятельнейших участников и благотворителем Общества вспомоществования нуждающимся ученикам духовной семинарии. Горячо отзываясь на призыв Церкви и Отечества о помощи, активно собирал и пересылал пожертвования на нужды армии и флота ещё во время русско-японской войны 1904—1905 годов. В 1909 году отцом Иаковом было выстроено здание церковно-приходской школы в деревне Ворониной. За ревностные труды и усердное пастырское служение 21 апреля 1905 года епископ Оренбургский и Уральский Иоаким (Левицкий) наградил его набедренником. Затем в 1909 году был награждён скуфьёй и 1915 году — камилавкой от Святейшего Синода и возведён в сан протоиерея и включён в состав Оренбургского епархиального управления. С октября 1915 года о. Иаков — цензор проповедей 14 благочиния Оренбургского уезда. В годы Гражданской войны пастырь неоднократно спасал жителей села Зобова от расстрела белогвардейцами. В 1920—1922 гг. протоиерей Иаков Маскаев избирался членом Оренбургского епархиального управления и являлся ближайшим помощником и единомышленником епископа Оренбургского Аристарха (Николаевского), с 1920 года епископа Оренбургского и Тургайского. Среди прихожан и духовенства отец Иаков имел столь высокий авторитет, что когда в Оренбургской епархии было образовано Орское викариатство, в январе 1923 года на собрании духовенства и мирян под председательством епископа Оренбургского Аристарха (Николаевского) в Оренбурге был избран кандидатом в епископа Орского, викария Оренбургской епархии.
Обновленческий период
После возникновения обновленческого раскола в 1922 году правящий иерей епископ Аристарх (Николаевский) заявил о полном подчинении Патриарху Тихону и разослал воззвание ко всему духовенству и верующим города, в котором убеждал не подчиняться обновленческому Синоду до тех пор, пока он сам лично не побывает в Москве и не ознакомится с положением церковных дел. Перед отъездом он, в целях ограждения епархии от влияния обновленцев, созвал епархиальный съезд, на котором избрал себе в викарного епископа Иакова Маскаева, которого и послал в Москву для посвящения. В Москве 19 марта 1923 года по пострижению в монашество с именем Иаков, в честь апостола Иакова, брата Господня, с днём тезоименитства 23 октября, отец Иаков получил епископскую хиротонию, которую возглавил обновленец епископ Антонин (Грановский). Вторым участником хиротонии стал проживавший на покое в Москве архиепископ Екатеринославский Владимир (Соколовский-Автономов). По данным, которые приводит в своей книге «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия» церковный историк и агиограф игумен Дамаскин, архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов) сообщил нарекаемому в архиерейский сан отцу Иакову, что находится в подчинении Патриарха Тихона и никогда не прерывал с ним канонического общения. После чего епископ Иаков возвратился в Оренбург с назначением на Орскую кафедру, викарием Оренбургской епархии. Преосвященный Аристарх, не находя иного выхода, нашёл возможным допустить временно епископа Иакова к исполнению своих обязанностей, но запретил ему рукополагать духовенство. Выезжая 10 мая 1923 г. в Москву для доклада о положении дел в епархии, епископ Аристарх официально, грамотой, передал временное управление кафедрой своему Орскому викарию. С мая 1923 епископ Иаков — управляющий Оренбургской епархией. В июле 1923 на собрании православных священнослужителей города Орска с участием представителей от приходских советов городских церквей было принято решение поручить епископу Иакову отправиться в Москву и явиться к Патриарху Тихону или его заместителю «для получения исправления в епископском сане и благословения от Святейшего на служение в городе Орске». Кроме того, участники собрания просили Патриарха «оставить любимого нами архипастыря в городе Орске, как народного избранника и весьма ревностного деятеля на ниве Христовой, снабдив его установленной грамотой». 16 сентября 1923 года епископ Иаков направил прошение Патриарху Тихону, в котором изложил все обстоятельства дела и добавил:
«Смиренно прошу не считать меня как карьериста… а если я что и сделал по малоопытности, без злого умысла, то коленоприпадающе к стопам Святительским Вашего Святейшества умоляю простить меня недостойного и грешного, исповедую верность «до смерти» Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кормило коей в стране нашей Освященный Собор передал Вашему Святейшеству, рабски, как негодный раб, прошу, Ваше Святейшество, принять меня в общение; никаким обновленческим группам я не сочувствую и реформ в жизнь проводить никогда не буду. 26 июля я отправился к Вашему Святейшеству, но в вагоне в городе Оренбурге был арестован и возвращён обратно; собираюсь снова — но опять те же препятствия… Но буду надеяться на помощь Божию. <…> Согласно извещению архиепископа Серафима о спорности и неканоничности моей хиротонии, я добровольно, как крест, возложил на себя запрещение и теперь службу не служу.»
Православный архиерей
22 сентября, рассмотрев дело Орского викария собранием архиереев Патриарх Тихон сообщил владыке Иакову, что принимает его в молитвенное общение, но предложил епископу письменно заявить, что он не имеет ничего общего с обновленцами. В это время владыку беспрестанно вызывали в ОГПУ, грозили арестом, предлагали сотрудничать, делали невозможным выезд из города для встречи с Патриархом. Чтобы ослабить надзор, владыке пришлось делать вид, что он недостаточно твёрд в своей позиции по отношению к обновленцам. Для Оренбургской губернии в той же сводке говорилось об усилении, под влиянием епископа Иакова, борьбы православных с обновленцами: «Обновленческое духовенство, возглавляемое архиепископом Андреем [Соседовым], не имеет авторитета среди духовенства и верующей массы, в силу чего не достигает желаемых результатов по ликвидации реакционного течения. Кроме того, между обновленцами стали происходить разногласия в отношении реорганизации в Москве священного Синода. Реакционное течение, воспользовавшись этими раздорами, стало вести усиленную агитацию против архиепископа Андрея, критикуя его распоряжения и действия. От Патриарха Тихона приехал епископ Яков (Москаев), который своим приездом воодушевил реакционеров и усилил деятельность в борьбе с обновленцами». 13 августа 1924 года Святейший Патриарх Тихон назначил Иакова правящим епископом Оренбургским и Тургайским, где он продолжил противодействовать обновленческому расколу в епархии. В информационной сводке ПП ОГПУ по Оренбургской губернии за период с 1 по 15 февраля 1924 года отмечалось: «В отношении населения к духовенству преобладает популярность устоев тихоновской церкви. Духовенство вследствие колебаний с тихоновщины в сторону обновленческого движения значительно пало в авторитете». К концу 1924 года в отношениях оренбургского архиерея с гражданской властью возникло серьёзное напряжение, поскольку он категорически отказался от негласного сотрудничества с ОГПУ и открытого перехода в раскол. От него также требовали перестать проповедовать против обновленцев и вообще реже проповедовать. Тогда же, в 1924 году епископ активно противодействовал обновленческому расколу в г. Уральске.
19 марта 1925 года, ОГПУ г. Оренбурга арестовало епископа Иакова, отпустив из-под стражи под подписку о невыезде 22 августа 1925 г. — в связи с окончанием следствия и ожиданием приговора. По свидетельству современника из числа недоброжелателей, освобождение владыки было встречено православными с ликованием: «фанатично настроенная головка духовенства стала демонстрировать в глазах массы Еп[ископа] Якова как мученика за веру, гонимого властью, страдальца, устраивало ему овации, триумфальные встречи с произнесением речей погромного характера, с поднесением хлеба-соли, усыпая путь его шествия цветами и т. д.» Следует отметить, что ещё в марте-апреле 1925 года епископ Иаков, находившийся под арестом, инициировал ходатайство о создании легальных органов управления православной епархией. 13 ноября 1925 года особым Совещанием при Коллегии ОГПУ РСФСР епископ Иаков (Маскаев) был осуждён по статье 58-11 УК РСФСР и приговорён к двум годам высылки за пределы Оренбургской губернии с формулировкой: «за антисоветскую деятельность». Первоначальным местом отбывания наказания был определён город Алма-Ата Казахской ССР, однако затем его заменили на Самару, где архиерей отбыл полный срок ссылки до 1927 года. По окончании ссылки, 2 января 1928 года Преосвященный Иаков (Маскаев) был назначен епископом Курганским, викарием Тобольской и Сибирской епархии, но к месту назначения, видимо, не выезжал. В том же году назначен епископом Осташковским, викарием Тверской епархии. С 6 февраля 1929 года епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии. В этот период ОГПУ сообщало, что епископ Иаков «упрям, настойчив, категорически отказался выполнять наши поручения и на явки не являлся». В городе Балашове Нижне-Волжского края проживал по адресу: Большая Уральская улица, дом № 36 (ныне улица Горохова). 12 февраля 1930 года Балашовским окружным отделом ОГПУ в г. Балашове Саратовской области был арестован по делу о «контрреволюционной церковной организации» вместе с четырнадцатью священнослужителями, монахинями и мирянами по обвинению в антисоветской деятельности. Виновным себя не признал. Один из свидетелей показал, что епископ в одной из проповедей говорил:
«Для нас, верующих, настало невыносимо тяжёлое время, власть всюду нас притесняет, не даёт нам свободно мыслить; закрывая церкви, она оставляет нас, верующих, без куска хлеба, храм Божий это наша духовная пища, а советская власть нас лишает этого». В то же время сам заявил на допросе, что «в своих проповедях я исключительно касался евангельских тем, не сопоставляя их с современной жизнью и не касаясь в них современных политических и бытовых вопросов».
Власти обнаружили, что при балашовском соборе собралась дружная община верующих во главе с правящим епископом Иаковом. Из свидетельских показаний:
«…епископ Иаков, являясь враждебно настроенным по отношению к советской власти, имеет тесную связь с монашествующим элементом и реакционными церковниками, с коими частенько ведёт беседы на дому, где он проживает; его квартиру очень много посещает не только городских церковников, но и приезжих, коим он даёт советы для борьбы с мероприятиями советской власти и высказывает своё недовольство таковыми…»
«…с приездом в Балашов Маскаев объединил чёрные силы церковников из монашествующего, торгового и чиновничьего элемента и является вдохновителем их в борьбе с советской властью»
Давали показания в качестве лжесвидетелей и отступники от веры, священники, снявшие с себя сан:
"Мне, как бывшему священнику Преображенской церкви и бывшему благочинному города Балашова, хорошо известно, что кафедральный собор города Балашова… квартиру епископа Иакова Маскаева стали посещать черносотское духовенство, реакционные церковники и монашествующий элемент не только города Балашова, но и окрестных сёл и районов за получением советов и обмена мнениями. <…> …в своих беседах и советах определённо восстанавливал посещающих его квартиру и подстрекал их против проводимых советской властью мероприятий. Примерно в мае 1924 года, в разговоре со мной по вопросу закрытия Преображенской церкви и положения коллектива сказал: «Гонения на Православную Церковь растут с каждым днём; несмотря на издаваемые законы, советская власть их сама же и нарушает, заточили сотни невинных отцов духовных, грабят и разоряют народное имущество и преследуют верующих вплоть до заточения по тюрьмам, вот плоды завоеваний русским народом свободы»
"…в беседе с крестьянами, примерно в сентябре 1929 года, по вопросу хлебозаготовок говорил: «Тяжёлое настало время для народа, советская власть — власть рабоче-крестьянская, а своими мероприятиями разорила крестьянство, обобрала, что называется, дочиста, какой же крестьянин после этого скажет, что ему нужна советская власть».
«Маскаева очень часто и много посещает монашек, коих он настраивал для обработки местного населения, особенно в защиту церквей на случай кампании по закрытию последних, благодаря чему никому небезызвестно то, что, наряду с проводимыми кампаниями по закрытию церквей в округе, имелся ряд случаев открытых выступлений верующих против закрытия, вплоть до оказания сопротивления представителям советской власти и общественным работникам, как-то: в селе Андреевки Аркадакского района, в селе Мача Тамалинского района, в селе Репно-вершины Балашовского района и так далее».
Один из членов приходского совета городского собора показал:
«Во время одной из проповедей в соборе Маскаев, призывая верующих к сплочению для защиты религии, произнёс: „Претерпевайте, верующие, все обиды, наш Отец, Иисус Христос, терпел за нас, придёт время и вы возрадуетесь“».
«…Оставшийся представитель всей этой кучки Иаков Маскаев играет видную роль среди обиженных советской властью кулаков, монашек и антисоветского элемента. К нему часто и много ездят из сёл монашек и священнослужителей, кои, получив должное внушение и наказ, какой точки придерживаться, возвращаются обратно в сёла. Мне, например, известно со слов, или вернее из разговоров, отдельных лиц о том, что Маскаев советует приезжим к нему священнослужителям, монашкам и церковникам возбуждать соответствующие заявления перед вышестоящей советской властью на мероприятия советской власти на местах и организованно не допускать закрытия церкви…»
9 июня 1930 Особое Совещание (ОСО) при Коллегии ОГПУ СССР приговорило епископа Иакова к трём годам заключения в исправительно-трудовых лагерях (по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР). Наказание отбывал в Вишерском отделении Соловецкого ИТЛ ОГПУ в Пермской области. К месту заключения направлялся через пересыльный лагерь на станции Кемь.
Последние годы жизни (на Барнаульской кафедре)
Незадолго до окончания срока заключения, 16 декабря 1932 года, Особое Совещание при Коллегии ОГПУ распорядилось отправить епископа на три года ссылки на Урал. Однако учётные документы, в которых сообщалось, в какой именно лагерь был отправлен епископ, потерялись. 27 июня 1934 года Свердловское ОГПУ обратилось к своему начальству в Москву с рапортом, что епископ Иаков в Свердловск не прибыл, и просило объявить его во всесоюзный розыск.
Между тем епископ Иаков не скрывался, но сразу же после освобождения посетил фактического руководителя РПЦ, заместителя Патриаршего местоблюстителя (арестованного митрополита Петра) Сергия (Страгородского) и 4 апреля 1933 года получил от него назначение на Барнаульскую кафедру (епископ Барнаульский) с поручением временно также управлять Бийской епархией. В 1935 году возведён в сан архиепископа. Проживал в Барнауле по адресу: улица Никитинская, 58, квартира 1 в одноэтажном каменном доме в арендованных комнатах. (Строение не сохранилось. Ныне на этом месте находится пятиэтажное здание под тем же номером, где расположена администрация Центрального района г. Барнаула). Несмотря на хронические болезни, почти ежедневно проводил службы в кафедральном Знаменском соборе, на которые собирались прихожане не только из Барнаула, но и из окрестных сёл. Ввёл в епархии всенародное пение — для сознательного восприятия прихожанами богослужения. По городу и везде, куда бы ни отправлялся, несмотря на хулу и насмешки, всегда ходил в священнической одежде и с посохом, хотя в то время уже одно это было исповедничеством. Святитель отличался крайней нестяжательностью, жил в бедности и для богослужений имел только одно архиерейское облачение. В будние дни совершал богослужения по священническому чину, во время праздничных богослужений всегда сам выходил к народу, совершая елеопомазание всех. После окончания литургии всех благословлял, независимо от того, много или мало было народа. В эти годы здоровье владыки, сокрушённое заключением в лагерях, сильно пошатнулось, и в 1936 году он в сопровождении дочери Нины выехал на лечение в Одессу. Когда после непродолжительного лечения он вернулся в Барнаул, стало очевидно, что близится новое гонение, и он завёл себе сумку, в которой было собрано всё необходимое на случай ареста.
Арест и мученическая кончина
23 сентября 1936 года были арестованы и заключены в тюрьму в городе Бийске благочинный, протоиерей Даниил Матвеевич Носков и мирянин Гектор Николаевич Захарьин. 29 сентября был арестован священник Николай Николаевич Пальмов. На основе их показаний было составлено обвинительное заключение, в котором, в частности, написано: «23 сентября 1936 года 4-м отделом УГБ НКВД по Западно-Сибирскому краю в Смоленском районе ликвидирована контрреволюционная повстанческая организация, возглавляемая Барнаульским епископом Маскаевым Иаковом и благочинным священником Носковым Даниилом Матвеевичем. Деятельностью контрреволюционной организации были охвачены: Смоленский, Алтайский и Грязнухинский районы и города: Бийск и Барнаул. В состав контрреволюционной организации входило 6 оформленных повстанческих ячеек с числом участников 28 человек… Организация подготовляла повстанческие кадры для вооружённого выступления против советской власти в момент интервенции…» 3 октября 1936 года владыку Иакова арестовали по обвинению в руководстве «контрреволюционной повстанческой организацией». Его этапировали в Бийск, где 29 октября 1936 года поместили в тюремную больницу, а 19 ноября перевели в тюрьму. Во время допросов, длившихся несколько месяцев, архиепископ Иаков держался с большим мужеством и достоинством. Обвинение отверг. 25 декабря 1936 года архиепископу Иакову был предъявлен протокол об окончании следствия. Владыка его подписать отказался, сказав, что он не признаёт себя виновным и поэтому протокол подписывать не станет. 9 апреля 1937 года выездная сессия Специальной коллегии Западно-Сибирского краевого суда, не найдя достаточных доказательств по предъявленным обвинениям, постановила отложить слушание дела и отправить его на доследование. После издания распоряжения Политбюро ЦК ВКП(б) от 2 июля 1937 года «Об антисоветских элементах» дело архиепископа Иакова было направлено на рассмотрение во внесудебном порядке. 25 июля 1937 года тройка при УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорила подсудимых к расстрелу. Архиепископ Иаков, священники протоиерей Пётр (Пётр Гаврилович Гаврилов), Иоанн (Иван Михайлович Можирин) и инок Феодор (Фёдор Васильевич Никитин) были расстреляны 29 июля 1937 года. Мирянин Иван Протопопов расстрелян 4 августа 1937 года. Все они впоследствии тоже были причислены к лику святых. Место расстрела и погребения святителя и других казнённых вместе с ним остаётся неизвестным. В ходе следствия арестованных по данному делу перемещали из Бийска в Барнаул, где на территории ранее изъятого у церкви Богородице-Казанского женского монастыря (основан в 1894 году) в 1925 году сделали тюрьму № 1 НКВД (сейчас — следственный изолятор ФБУ ИЗ22/1 УФСИН России по Алтайскому краю). Расстрелы производились в стенах бывшего монастыря в городе Барнауле Западно-Сибирского края (ныне административный центр Алтайского края), либо в лесу поблизости. По другим данным, расстрелян в городе Бийске Бийского района Западно-Сибирского края (ныне Алтайского края).
Реабилитация

5 сентября 1959 года реабилитирован Президиумом Алтайского краевого суда по приговору 1937 года, дело прекращено за отсутствием состава преступления. 20 июня 1989 реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 года по приговору 1930 года. 2 декабря 1999 года реабилитирован Прокуратурой города Алма-Аты по приговору 1925 года.
Прославление и канонизация
В Барнауле монахини, священники и прихожане почитали его как святого ещё в советское время. Канонизирован Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 г. по представлению Барнаульской епархии.
В марте 2017 году профессор, доктор юридических наук Виталий Сорокин выпустил книгу «Архиепископ Иаков (Маскаев). Претерпевший до конца», ставшую первой монографией, посвящённой Иакову (Маскаеву). 13 октября 2017 года епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий (Владимиров) освятил памятную доску в честь священномученика Иакова (Маскаева) на здании Епархиального управления.
Дни памяти
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, первое воскресенье, начиная с 7 февраля. 29 июля, в День памяти Барнаульских новомучеников.
Литература: Ходатайство приходских общин г. Оренбурга об освобождении арестованных священнослужителей // Церковь и Время. 1999. — № 2/3. — Страницы 16-19; Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5. — Тверь: «Булат», 2001. — Страницы 131—168. — 480 страниц; Константин Кочевников Иаков из Уральска // «Новое поколение»: газета, 2004. — № 29 (321) 23 июля 2004; Дамаскин (Орловский), игум., Никитин Д.Н. Иаков // Православная энциклопедия. — Москва, 2009. — Том XX : «Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь — Иверия». — Страницы 480-481. — 752 страницы — 39 000 экземпляров. — ISBN 978-5-89572-036-3; Зимина Н.П. «Полуобновленчество» в патриаршей Церкви в середине 1920-х гг.: епископ Иаков (Маскаев) на Оренбургской кафедре (1923—1925) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2014. — № 61 (6). — Страницы 91—112; Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Пётр Гаврилов и Иоанн Можирин и преподобномученик Феодор (Никитин) // Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Часть 1. — Тверь: Булат, 2016. — Страницы 332—353. — ISBN 978-5-9905640-0-8; Сорокин В.В. Архиепископ Иаков (Маскаев). Претерпевший до конца: документальная биография. — Барнаул: Барнаульская духовная семинария, 2017. — 167 страниц. — 300 экземпляров. — ISBN 978-5-98550396-8.

Maxim_(Ruberovsky) (511x700, 125Kb)
1878
Максим (в миру — Михаил Иванович Руберовский)
епископ Русской православной церкви, епископ Полонский, викарий Волынской епархии. Родился в селе Пестяки, Гороховецкий уезд, Владимирская губерния, Российская империя, в семье потомственных священнослужителей. Отец — Иван Алексеевич Руберовский, священник Успенской церкви села Пестяки Гороховецкого уезда. Мать — Мария Ивановна Руберовская (Троицкая), дочь предыдущего настоятеля пестяковского храма Ивана Григорьевича Троицкого. Имел пять братьев. В 1899 году окончил Владимирскую семинарию, после чего несколько лет служил учителем двухклассной церковно-приходской школы погоста Архангельский Гороховецкого уезда, а затем в преподавал народном двухклассном училище села Давыдово Владимирского уезда. В 1910 году он подал прошение об увольнении с учительской должности и волонтером поступил учиться в Московскую Духовную Академию. В 1914 году пострижен в мантию и рукоположен во иеромонаха. В том же году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. С 12 августа того де года — помощник смотрителя Житомирского духовного училища. 6 мая 1916 года награждён правом ношения наперсного креста. С 28 декабря 1916 года — инспектор Волынской духовной семинарии. Служба иеромонаха Максима в семинарии продолжалась вплоть до её закрытия в 1921 году. В 1923 году хиротонисан во епископа Полонского, викария Волынской епархии. Чин хиротонии совершил епископ Аверкий (Кедров) в сослужении с другими епископами Волыни. Управление Житомирской епархией легло на плечи епископа Максима. На епархиальном съезде в конце февраля 1924 года значительная часть духовенства признала обновленческий Харьковский синод, но часть духовенства, в первую очередь, из братства протоиерея Аркадия Остальского не согласилась с этим решением и покинула собрание. Епископ Максим 25 января 1925 года писал в Губликвидком: «Я лично присоединился к резолюции меньшинства, отвергающего современное обновленчество и не признающее Харьковский обновленческий синод как высший орган церковной власти на Украине и, в частности, на Волыни, так как я сохраняю за собою права по управлению Волынской епархией, переданной мне епископом Аверкием перед отъездом из Житомира 6.XI. 1924 года, то в силу вышеизложенного считаю долгом донести до сведения Губликвидкома, что отныне я персонально независимо от избранного съездом епархиального управления, если Бог благословит, буду управлять Волынской епархией, разумеется, в той части её, которая, держась со мною одинаковой религиозной ориентации, признает меня своим законным епископом и найдет необходимым обращаться ко мне по церковным делам». Временно управлял Волынской епархией до 30 апреля 1925 года. С марта 1927 по март 1928 года проживал в Харькове без права выезда. Сохранилось письмо епископа Максима от 13 октября 1927 года к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому) по поводу нового церковного курса, осуществляемого Заместителем в связи с изданной им Декларацией от 16 июля 1927 года. В письме епископ Полонский Максим полностью поддерживает новый церковный курс на легализацию, то есть установление «добрых нормальных отношений Православной Церкви со властью при условиях переживаемого времени». 12 августа 1928 года епископа Максима административно выслали на Урал в Берездов на три года на три года, за то что он «примыкал к тихоновскому движению и занимался антисоветской агитацией». В ссылке за «антисоветскую агитацию» ему продлили срок ещё на три года. По версии следствия, в Любарском, Чудновском и других районах Житомирской области действовала организация, имевшая два направления: одно за Украинскую Народную Республику во главе с Вдовиченко, и другое, русское — за создание «Единой Неделимой России» с конституционно-демократическим строем, которое возглавлял некий Николай Панкевич, давший показания на епископа. По его свидетельству, «епископ Максим делал нелегальные собрания в доме священника Голубовича, а потом в доме Петрука и говорил, что нужно всеми силами возбуждать в народе враждебное отношение к советской власти и не подчиняться обновленческому Харьковскому синоду» и т. д. Отбыв наказание, в июле 1935 года вернулся Житомирскую епархию. Поселился на квартире священника Анатолия Скалозубова, в комнате, которую уже снимал архимандрит Спиридон (Лукич), в прошлом насельник Почаевской лавры. К ним поселился ещё один монах, и они жили вместе, разделив комнату ширмой. При этом епископ Максим принимал ежедневно посетителей из Житомира и окрестных деревень. Епископ Максим по сути руководил Волынской епархией, так как архиепископ Житомирский Филарет (Линчевский) жил в Киеве. За советами по церковным вопросам к нему приезжали и из других городов. 7 сентября 1937 года оперуполномоченный IV отдела НКВД Житомира лейтенант В.И.Камраз выписал постановление об аресте группы антисоветски настроенных священнослужителей, которые объединились вокруг вернувшегося из ссылки в родную епархию епископа Максима (Руберовского). В «Постановлении» было сказано, что епископ Максим и те, кто сгруппировался вокруг него, «проводят организованную контрреволюционную работу, направленную против всех мероприятий советской власти, внедряют населению пораженческие настроения и искажают Сталинскую Конституцию». 13 сентября 1937 года епископ Максим был арестован в своей квартире. При обыске ничего особенного, кроме нескольких золотых монет царской чеканки и священнических облачений у него не нашли. В тот же день состоялся первый и единственный допрос. На допросе епископ Максим держался мужественно и категорически отрицал все обвинения следствия. Расстрелян 23 ноября 1937 года в Житомире. Расстрелян вместе с 200-ми человек духовенства Волыни. Похоронен на Смоленском кладбище Житомира.
Семья
Отец — Иван Алексеевич Руберовский, священник. Мать — Мария Ивановна Руберовская (Троицкая), дочь священника. братья: Алексей Иванович Руберовский — священник в селе Взорново Шуйского уезда. Осужден на «десять лет без права переписки» в 30-х годах XX века. Умер от разрыва сердца в лагере под Сосьвой на Северном Урале (1864—193…); Николай Иванович Руберовский — священник в селе Нижний Ландех Гороховецкого уезда (1870 — 1 сентября 1907); Иван Иванович Руберовский — унаследовал место отца и служил в пестяковском храме. На его содержании жил брат Евгений, который был слабоумным. Расстрелян в подвале храма вместе с другими священно служителями (священники Александр Гиляревский, Василий Сиротинский, Василий Юницкий, псаломщики Михаил Сиротинский, Михаил Шалыгин, дьякон Иван Ладин) в 30-е годы XX века (родился около 1874—193…); Михаил; Евгений; Ксенофонт Иванович Руберовский — инженер-конструктор, кораблестроитель (1886—1938). Литература: Николай Доненко, прот. Епископ Житомирский Максим (Руберовский) // XVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. — 2005. — Том I. — Страницы 172—176; Фролова Э.В. Уроженцы Гороховецкого уезда Михаил и Ксенофонт Руберовские // «Да будет Время с нами вечно!» : Сборник краеведческих работ по итогам II Булыгинских литературно-краеведческих чтений. Гороховец, 2006. — Выпуск 1. — Страницы 29-33; Максим (Руберовский) // Православная энциклопедия. — Москва, 2016. — Том XLIII : «Максим — Маркелл I». — Страницы 25-26. — 752 страницы — 30 000 экземпляров. — ISBN 978-5-89572-049-3.

Giovanni_Battista_Traverso (479x700, 130Kb)
1878
Джованни Баттиста Траверсо (итальянское имя — Giovanni Battista Travèrso)
итальянский миколог и фитопатолог. Джованни Баттиста Траверсо родился в городе Павия, Ломбардия, Королевство Италия. Учился в Университете Павии у Джованни Бриози, в 1900 году ему была присвоена степень доктора философии. Затем Траверсо стал работать ассистентом в Ботаническом институте Падуанского университета. В 1905 году стал доктором Падуанского университета. С 1915 года Траверсо работал заместителем директора Римской фитопатологической станции, где познакомился с Джузеппе Кубони. В ноябре 1923 года Джованни стал профессором фитопатологии в Миланском сельскохозяйственном училище. В 1948 году Траверсо ушёл на пенсию. Джованни Траверсо скончался в городе Милан, Италия, 22 января 1955 года. Большая часть гербарных образцов, собранных Траверсо, хранится в гербариях Павианского (PAV) и Падуанского (PAD) университетов. Некоторые образцы находятся в Миланском университете (MIPV), Моденском университете (MOD) и Римском институте фитопатологии (ROPV). Письма Траверсо американскому микологу Фарлоу находятся в Гарвардском университете (FH). Некоторые научные работы: Traverso, G.B. (1898). Flora urbica pavese // Nuov. giorn. bot. ital. 5: 57—75; Traverso, G.B. (1900). Micromiceti di Trevezzina // Malpighia 14: 457—479; Traverso, G.B. (1902). Note critiche sopra le "Sclerospora" parassite di Graminacee // Malpighia 16: 280—290; Traverso, G.B. (1903). Micromiveti della provincia di Modena // Malpighia 17: 163—228; Traverso, G.B. (1903). Elenco bibliografico della micologia italiana; Saccardo, P.A., Traverso, G.B. (1904). Micromiceti italiani; Traverso, G.B. (1905). La nomenclatura delli organi // Nuov. giorn. bot. ital. 12: 261—280; Traverso, G.B., Trotter, A., Petri, L., Ferraris, T., Saccardo, P.A., Ciferri, R., Colla, A.S. (1905). Flora italica cryptogama 1; Saccardo, P.A., Traverso, G.B. (1905). La flora delle vette di Feltre; Traverso, G.B. (1905). Bilbiotheca mycologica // in Saccardo, P.A., Saccardo, D. Sylloge fungorum 17; Traverso, G.B., Spessa, C. La flora micologica del Portogallo saggio; Traverso, G.B. (1910—1911). Index iconum fungorum // in Saccardo, P.A. Sylloge fungorum 19—20; Traverso, G.B. (1912). Manipolo di funghi della Valle Pellina; Грибы, названные в честь Дж. Б. Траверсо; Traversoa Sacc. & Syd., 1913 [syn. Lasiodiplodia Ellis & Everh., 1896]; Alternaria traversoi Peyronel, 1913; Guignardia traversoana Gonz.Frag., 1916. Литература: Stafleu, F.A., Cowan, R.S. Taxonomic Literature. — Utrecht: Bohn, Scheltema & Holkema, 1986. — Vol. 6. — P. 452—454; Baldacci, E. Obituary: Giovanni Battista Traverso (англ.) // Mycopathologia (англ.)рус. : journal. — 1959. — Vol. 11, no. 3. — P. 250—251. — doi:10.1007/BF02063082.

1878
Александр Петрович Фидельман (первоначально — Рувим Пейсахович Фидельман; немецкое имя — Александр Фидеман, Alexander Fiedemann)
российско-немецкий скрипач виртуоз и музыкальный педагог. Родился в Киеве. В возрасте 6 лет получил свои первые уроки игры на скрипке от своего отца. Занимаясь со своим отцом, учился так быстро, что уже в возрасте 8 лет впервые выступил на публике в Киеве. В 1887—1891 годах учился в Киевском училище Императорского музыкального общества у Отакара Шевчика. Затем учился в Лейпцигской консерватории у Адольфа Бродского. В 1891—1895 годах вместе с Бродским гастролировал в Америке, в 13 лет выступив в Карнеги-холле. В период обучения у Бродского фактически жил с его семьёй. По словам жены Бродского, «мы не могли расстаться с юным Фидельманом, которого мы вырастили и чьё музыкальное образование не было окончено; так мы взяли его с собой (в Америку)».
1896—1907: Одесса
В 1895 году, после трёх с небольшим лет пребывания в Америке, Бродские с Фидельманом вернулись в Европу. После этого сам Фидельман вернулся в Российскую империю. В 1897—1907 годах Фидельман преподавал в Одесском Музыкальном Училище ИРМО (здесь у него учились, в частности, Миша Эльман, Наум Блиндер, Николай Молдаван, Александр Шайхет) и концертировал как солист. Некоторое время возглавлял струнный квартет Одесского отделения ИРМО, затем его заменил за пультом примариуса Ярослав Коциан.
1907—1933: Берлин
В 1907 году Фидельман уехал в Берлин и сменил там фамилию на Фидеман. Как писал Михаил Гольдштейн, «по-немецки Фидельман примерно означает клезмер — скрипач-самоучка. Негоже профессору консерватории иметь такую фамилию. Так Фидельман стал Фидеманом». Впрочем, уже в период своих ранних выступлений в Америке в Карнеги-холле на афишах его фамилия писалась как Fiedemann. Благодаря помощи Миши Эльмана, его бывшего ученика, Фидемана взяли на работу в Консерваторию Штерна. Здесь он преподавал в 1908—1919 гг., среди его учеников были Тоша Зайдель, Борис Кройт и Рафаэль Хильер. Несмотря на то, что образ жизни Фидемана, увлекавшегося посещением ресторанов, бильярдом, азартными играми и многочисленными любовными приключениями, не располагал к серьёзным педагогическим занятиям, он относился к своим ученикам чутко и с любовью, способствуя развитию их творческой индивидуальности. Одновременно Фидеман руководил струнным квартетом (в котором его ученик Кройт вскоре начал играть на альте). Рецензии музыкальных критиков были полны хвалебных отзывов о виртуозной игре Фидемана. Так, в одном из концертных обзоров в октябре 1918 года «Новая музыкальная газета» отозвалась о Фидемане как об «одном из первых ныне живущих скрипачей». 20 декабря 1927 году в Берлине, в возрасте 49 лет, Фидеман женился на Фанни Руден (1888, Вильна—1944, Освенцим). Их сын рано умер от воспаления лёгких.
1933—1940: Прага
В Берлине Александр и Фанни прожили до 1933 года, но после прихода к власти национал-социалистов были вынуждены покинуть страну из-за своего еврейского происхождения. Остаток жизни Фидеман прожил в Праге, в начале 1940 года супруги пыталась перебраться в Америку, но не смогли из-за финансовых трудностей. Александр Фидеман умер 28 января 1940 года и похоронен на Новом Еврейском кладбище (секция 26, ряд 10). Некролог в пражской еврейской газете «Jüdisches Nachrichtenblatt» 8 марта 1940 года характеризовал Фидемана как любимого ученика Бродского и учителя Эльмана и Зайделя, руководителя одного из лучших в мире квартетов, значительного музыканта и благородного человека. Жена Фидемана Фанни в 1942 году оказалась в концентрационном лагере Терезин (Transport AAw, no. 538 (3 августа 1942, Prague -> Terezín), где пробыла два года, а в 1944 её оттуда отправили в Освенцим (Transport Es, no. 435 (19 октября 1944, Terezín -> Auschwitz), где она и погибла.
Семья
У Александра (Рувима) Фидельмана была сестра Феня и брат Макс. Сестра Александра Фидельмана, Феня Петровна Фидельман (?—1890) была первой женой Льва Моисеевича Чернявского, музыканта из потомственной семьи клезмеров (родственник Льва, Вольф Чернявский, был зятем известнейшего скрипача-клезмера из Бердичева, Иосифа Друкера, известного так же как Стемпеню). У Фени и Льва Чернявских было четверо детей, Евгения, Владимир, Сицилия и Йозеф. Йозеф Чернявский впоследствии так же стал известным музыкантом. Брат Александра Фидельмана — Макс Петрович Фидельман (1882—?) — был музыкальным педагогом, в начале XX века в Одессе он содержал «музыкальные курсы свободного художника М.П.Фидельмана» (по адресу Ришельевская, 17).

[476x700]
1879
Константин Феофанович Лебединцев
русский педагог, математик-методист, автор многих методических работ, пособий и учебников по алгебре для средней школы, в которых пропагандировал идею функциональной зависимости и графическо-координатного метода. Родился в Радоме, Польша. В 1900 окончил Киевский университет. Преподавал в Киевской гимназии (1900- 1901), в 1-м коммерческом училище (1901—1905) и на Высших женских курсах Л.В.Жекулиной. В 1904 в первых своих статьях Лебединцев подверг критике теорию свободного воспитания. В 1906 за статьи в журнале «Педагогическая неделя», содержавшие критику политики правительства в отношении учащихся и за то, что на педагогических советах и в заседаниях педагогического общества требовал амнистии ученикам, принимавшим участие в политической забастовке Лебединцев был привлечён к суду. Генерал-губернатор Сухомлинов и попечитель учебного округа Зилов принуждают К.Ф.Лебединцева прекратить работу в Киеве. С 1909 г. по 1916 г. К.Ф.Феофанович преподаёт в одном из лучших частных учебных заведений города Москвы — гимназии Е.А.Кирпичниковой. В 1916 г. либеральный министр граф Игнатьев назначает К.Ф.Лебединцева окружным инспектором Петроградского учебного округа и включает в работу по реформе средней школы. В 1917 г. Лебединцев избирается председателем педагогического совета частной женской гимназии нового типа М.X.Свентицкой в Москве. После Великой Октябрьской социалистической революции он привлекается консультантом при отделе реформы школы Наркомпроса. В 1919 г. К.Ф.Лебединцев возвращается в Киев, читает курс математики на украинских педагогических курсах и затем с 1921 г.— в Киевском институте народного образования. Одновременно он принимает активное участие в работе Наркомпроса Украины и в губернском отделе народного образования. Умер в Киеве 26 октября 1925 года. Автор многих методических работ, пособий и учебников по алгебре для средней школы, в которых пропагандировал идею функциональной зависимости и графическо-координатного метода. Ему принадлежат такие широко известные в свое время учебники: «Курс алгебры», «Основы алгебры». В 1918 г. вышло его «Учение о простейших функциях, их графики и теория пределов», в 1925 г. – «Введение в современную методику математики». Им составлены первый учебный план единой трудовой школы для Украины и первая программа по математике для 7-летней школы. Учебники алгебры К.Ф.Лебединцева получили признание не только в России, но и за границей (переведены на польский и немецкий языки). Работа над ними продолжалась более 10 лет. Путём кропотливой и тщательной переработки автор добивался их усовершенствования. В книгах К.Ф.Лебединцева параллельно развиваются понятие о числе и понятие о функциональной зависимости. Глава "Функции первого порядка и их наглядное изображение" помещается сразу же после уравнений и неравенств первой степени. За квадратными уравнениями идут «Функции второго порядка и их наглядное изображение». Автор стремится от абстрактно-дедуктивного изложения перейти к конкретно-индуктивному методу (действия над относительными числами). Наряду с этим даётся логически обоснованная теория иррациональных чисел. Формальное учение о логарифмах излагается на основе исследования показательной и логарифмической функций. Методические интересы К.Ф.Лебединцева не ограничивались вопросами алгебры. Ему принадлежит ряд книг по другим вопросам. Сочинения: Новое направление в области методики арифметики и его практические результаты, Киев, 1906; Курс алгебры для средних учебных заведений, части 1 — 2, Киев, 1910 — 1911; Метод обучения математике в старой и новой школе. Собрание статей, Москва, 1914; Математика в народной школе (Первая ступень), Москва, 1918; Введение в современную методику математики, [Киев], 1925; Руководство алгебры, часть 1, 11-е издание, часть 2, 9-издание, Москва — Ленинград, 1928. Литература: Pупасов К.А., К.Ф.Лебединцев, Математика в школе, 1954, №1; Андронов И.К., Полвека развития школьного математического образования в СССР, Москва, 1967, страницы 122 — 127.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 25 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»