• Авторизация


25 октября родились... 25-10-2025 08:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[514x700]
1864
Токтогул Сатылганов (киргизское имя — Токтокул Сатылганов)
киргизский советский народный акын-демократ, певец и комузист. Его имя ещё до Великой Октябрьской революции стало широко известно среди всех киргизов, среди узбеков в Ферганской долине, среди казахов, с которыми он общался и дружил во время побега из Сибири. При жизни Токтогула в Кетмень-Тюбе съезжались самые знатные киргизские акыны и певцы для встречи с ним. С конца тридцатых годов поэтическое и музыкальное наследие акына стало объектом сбора, записывались у народа его песни, издавались сборники в крупных советских издательствах, велись исследования его творчества Токтогул Сатылганов родился в семье бедняка-кочевника Сатылгана, на зимовье в горном урочище Кетмень-тюбинской долины (ныне Токтогульский район Ошской области). Отец Токтогула постоянно был занят заботой, как прокормить свою небольшую семью, часто страдал от унижений и оскорблений со стороны имущих. В детстве Токтогул был окружён лаской и любовью матери Бурмы, которая знала наизусть немало народных песен, дастанов, сама слагала кошоки (причитания), и часто напевала их сыну. Токтогул всю жизнь с большим вдохновением воспевал образ матери, посвятил ей немало песен. Для Токтогула мать — это синоним родного народа, мать и народ в его творчестве органически между собой связаны. Акын не случайно перед уходом на каторгу в Сибирь публично пел перед народом свои песни «Прощай, моя мать!» и «Прощай, мой народ!». И на каторге, в самых бесчеловечных условиях, он постоянно нёс в своём сердце и воспевал родные образы матери и народа, они давали ему веру и стали надёжной опорой в безысходные и отчаянные дни. Токтогул после всех страданий, лишений и мук, после побега на родную землю, опять перед народом спел свои известные песни «Здравствуй, мать!» и «Здравствуй, желанный народ!». Импровизационный талант юного Токтогула раскрылся примерно в 12 лет, когда из-за острой материальной нужды он вынужден был пасти овец местного бая Казанбака в дальних урочищах. Токтогул рано познал социальную несправедливость, собственными глазами видел тяжкую долю бедняцких сословий, открытый произвол над ними имущих людей, слёзы женщин, стариков и детей. В раннем возрасте Токтогул играл на комузе и пел в кругу пастухов, песней облегчал их участь, подбадривал метким словом. Он с мальчишеским задором пел о девушках, о восходе солнца, о закате дня, о крылатых тулпарах, о звуках горных рек, о красоте и богатстве природы. С каждым годом поэтический голос Токтогула звучал всё увереннее, его имя называли не только в своём аиле, но и в дальних местах. В четырнадцать лет Токтогул благодаря своим песням расстался с унизительной и трудной работой наёмного пастуха у бая и вышел на дорогу профессионального певца, получил возможность наряду с другими, уже признанными, акынами участвовать в больших поэтических сходах. Благодаря редкому импровизаторскому таланту, Токтогул быстро завоевал популярность и признание и, по свидетельству современника, несмотря на годы, получил у народа уважительное обращение — «Токо».
[700x376]
Поэтическое состязание. «Пять кабанов»
Токтогул отличался цельностью натуры и твёрдостью характера. Его хотели обласкать и одарить потомки кетмень-тюбинского манапа Рыскулбека, при условии, если он станет придворным певцом. Однако Токтогул выбрал другой путь. В 1882 году, когда ему исполнилось 18 лет, произошло событие, сделавшее его имя популярным в народе и ставшее роковым предвестием в его судьбе. В том году Токтогул на одном поэтическом состязании встретился с Арзыматом — придворным певцом известного манапа Дыйканбая, одного из сыновей Рыскулбека, предводителя рода саяк. Арзымат в своей песне стремился оскорбить и унизить молодого акына тем, что он из бедной семьи, плохо обут и одет, часто не сыт, но Токтогул не растерялся, перехватил инициативу, и в ответной песне гордо заявил, что он бедняк и в этом ничего постыдного нет. Не страшась гнева сыновей Рыскулбека, словами и меткими сравнениями он при всех вывел Арзымата на чистую воду как «прихлебателя» своих хозяев. Победа Токтогула над Арзыматом сопровождалась восторгом униженных и стала вызовом сыновьям Рыскулбека. Токтогул был на стороне слабых и обездоленных, защищал их честь и достоинство. Кульминационной точкой противоборства явилась песня акына «Пять кабанов» (1894), в которой он заклеймил сыновей Рыскулбека, перед всем народом «обрисовал их отвратительный социальный портрет».
Народное восстание. Ссылка в Сибирь
После песни Токтогул был обречён на расправу со стороны «пяти кабанов», впереди его ожидали беды и страдания. Акын понимал, с какими могущественными и безжалостными заправилами имеет дело, и был готов на худшее в жизни. Но и противники акына знали, что он популярен среди народа, широко известен за пределами Кетмень-тюбинской долины и открытый произвол над любимцем народа вызвал бы возмущение и гнев общества, а также нежелательные последствия для самих потомков Рыскулбека. Это опасение удерживало их от опрометчивого шага, и они ждали удобного случая для расправы. И такой случай представился в 1898 году — в городе Андижан вспыхнуло восстание, во главе которого стоял Мухаммед-Али, житель села Мин-Тюбе Маргиланского уезда. Сыновья Рыскулбека сфабриковали ложное донесение царским властям, что «безбожник и смутьян» Токтогул принимал активное участие в андижанском восстании. Впоследствии, он был арестован в числе других своих земляков, и в ночь с 10 на 11 июня был препровождён под конвоем солдат в наманганскую тюрьму. 3 августа временный военный суд приговорил Токтогула наряду с другими к смертной казни через повешение, которая потом была заменена семью годами каторжных работ в Сибири.
Сибирский период
Вершиной поэтического творчества Токтогула является сибирский цикл его песен. Токтогул, находясь в заключении, в кандалах, в невыносимых условиях каторжника, не терял своего достоинства, не расставался с песней. Токтогул сначала играл на балалайке, потом топором вытесал из ели комуз, виртуозно на нём играл и пел для всех. Свидетель тюремных лет Токтогула Болот Джыртаков так вспоминал о нём:
«Токо, как бывало раньше, радостный и возбуждённый, начал играть на балалайке. Барак дрожал от шума. Появился надзиратель с выпученными глазами и закрученными вверх усами: «Немедленно замолчите, — закричал он, — тут не место для пирушек!» Потом подошёл к Токтогулу, схватил его балалайку, разломал на две части, растоптал ногами и крикнул: «Всегда ты орёшь, одержимый чёрт!» Токо тут же сказал ему что-то очень едкое, за что надзиратель сильно ударил его по лицу. Я не вытерпел, скованными руками ударил что было сил по подбородку. От моего удара надзиратель свалился на бок...»
В Сибири Токтогулом были созданы такие песни, как «Мучительной стала жизнь», «Я, как беркут, кружил в горах», «Неужели таков закон», «Песня узника», «В изгнании», «Песня побега» и другие. Токтогул находился в омской тюрьме, потом был переведён в Александровский централ под Иркутском, где держали под стражей огромное количество политических ссыльных. Для Токтогула каторжная обстановка была адской: любимец своего народа, популярный певец, по ложному навету без вины оказался в страшной сибирской каторге, где не знали его языка, где не только не ценили его талант, ум, порядочность, наоборот, на каждом шагу избивают без всякой причины, подвергали открытому унижению его достоинство и честь. Находясь в отчаянных условиях, Токтогул не только сохранил свой талант, себя как личность, но ещё продолжил борьбу, закалился как акын, возмужал, поднимаясь на новую остросоциальную высоту. Он узнал о жизни других народов, расширил классовое самосознание, познакомившись с русскими, татарскими и казахскими ссыльными. Общение Токтогула с политическими ссыльными с Александровского централа имело огромное значение для расширения его кругозора, постижения классовой солидарности с представителями других народов.
Огляделся — народ вокруг,
Сотни крепких, надёжных рук,
Все — на каторге, все — друзья,
Обездоленные, как и я.
Вон казах, татарин, узбек,
Вон киргиз и русский, гляди!
Всех загнали в бескрайний снег,
И у всех страданье в груди.
— Перевод Ватагина М.
После побега
После отчаянного побега с каторги Токтогул провёл ещё полтора года в страшных мучениях и скитаниях по сибирской тайге и бескрайним казахским степям, испытав голод, холод, лишения, но выжил с помощью людей, протянувших руки и приютивших бездомного беглеца. В песнях с благодарностью вспоминал он русских ссыльных Харитона и Семёна, которые помогли ему бежать из тюрьмы. В 1910 году, после тяжких мытарств на каторге и трудного побега, Токтогул тайно, глубокой ночью переступил порог своего дома. Он узнал, что единственный сын Топчубай умер, жена давно вышла замуж за другого, мать ослепла, одна жила дома, ожидая сына. Самые близкие друзья и соратники считали его погибшим; боясь гнева сыновей Рыскулбека, не посещали его семью, не оказывали никакой поддержки, не отдали последний долг, когда умер Топчубай. Токтогул публично упрекал при первой встрече своего соратника, известного киргизского певца Эшмамбета, с которым до ссылке был близок и дружен. Токтогул мучительно пережил случившееся, что нашло своё выражение в послесибирском цикле произведений. В ряде стихотворений этих лет («На встрече с акыном Барпы», «В доме мельника Джаналы» и др.) Токтогул пророчески заявлял, что скоро придёт конец царскому и бай-манапскому правлению, рассказывал о людях, которые вели борьбу за счастье народа, призывал своих соотечественников к дружбе со «старшим братом» — «трудовым людом» России. Токтогул ввёл в словарный состав киргизского языка ёмкое и поэтическое слово «кербез», свои песни-исповеди он называл кербезами. Этот поэтический цикл сибирского и послесибирского периода читается как единая цельная книга стихов. После возвращения из Сибири несколько лет он нелегально жил в разных местах, скрываясь от преследований, и пел песни о проведённых годах в сибирской каторге. Очевидцы свидетельствуют, что во время исполнения этих песен народ, окружавший Токтогула, — старики, женщины, молодые, дети — не могли сдержать слёз. Песни акына возбуждали протест, и это настораживало местные власти. В 1913 году Токтогул снова был посажен в наманганскую тюрьму, опять ему грозила сибирская каторга. Народ встал на его защиту — в аилах и кочевьях была собрана большая сумма денег для выкупа его у судебно-административных чиновников.
Октябрьская революция
Когда победила Октябрьская революция в России, Токтогул уже был человеком преклонного возраста. Услышав известие о том, что был свергнут царь и пришёл конец произволу, он воспрял духом, взял в руки комуз, приветствовал народную власть, первым в киргизской литературе, следуя за традициями фольклора, создал легендарный образ Ленина в песне «Кандай аял тууду экен Лениндей уулду?» — в дословном переводе «Что за мать родила такого сына, как Ленин?» (1919). Токтогул, воспевая Ленина, обращался к национальной символике. Стихотворение стоит у истоков киргизской советской литературы. Советскую власть Токтогул встретил с радостью, перед ним не стояло вопроса — на чьей стороне ему быть, это была его власть, которую он искал, о которой мечтал всю жизнь. С первых дней установления Советской власти в Кетмень-Тюбе он стал её активным сторонником и певцом. Он бичевал бай-манапов, поддерживающих врагов Советской власти, заклеймил их в песне о «злодеяниях басмачей». Токтогул в самых трудных ситуациях не терял самообладания, чувства юмора, умел ценить прекрасное в жизни, восславлял доблесть, благородство и бескорыстие людей, труд простого дехканина. У Токтогула есть песня «Акбары», сложенная им совместно с киргизским акыном Алымкулом Усенбаевым в 1929 году в Аксы (ныне Караван), в местности Карасу на одном тое, при огромном стечении народа. В этом своеобразном состязании Алымкул выполнял роль «ассистента», представляя своему учителю во всём блеске продемонстрировать искусство поэтической импровизации. В этой песне естидесятипятилетний Токтогул воспел гимн в честь юной «несравненной красавицы Акбары».
[493x700]
Памятник Токтогулу Сатылганову в городе Бишкек.
Наследие
Последние годы Токтогула нельзя назвать безоблачными. Народ воспрянул духом, победила Советская власть, но в действительности шла острая классовая и родовая борьба, бай-манапское наследие имело сильные корни везде и всюду, акын это всё видел и переживал, не находя ответа на многие вопросы тех дней. Токтогул особенно остро переживал то, что он неграмотный, не умеет читать книги и газеты. Он сожалел об этом в одной из песен: «Отец не отдал в школу, я не постиг мудрости знаний». В 1928 году Токтогул был приглашён во Фрунзе, где известный музыковед, знаток музыкальной культуры казахов и киргизов Александр Затаевич записал ряд его популярных музыкальных пьес и мелодий. Эта поездка оставила горький осадок в душе Токтогула — среди организаторов этой встречи народных талантов были люди, которые холодно отнеслись к таланту акына. Об этом Токтогул при встрече с киргизским акыном, своим учеником Калыком Акиевым спел песню. Предчувствуя приближение смерти, акын выразил тревогу о своём творческом наследии в предсмертной песне, которая стала его поэтическим завещанием, подводящим итог его жизни. В своё время не были записаны многие песни, музыкальные сочинения, часть которых он унёс с собой. Токтогул скончался в 1933 году. В республиканских газетах о смерти акына сообщено не было. Его творческое наследие было высоко оценено в статьях и выступлениях А.А.Фадеева, М.И.Калинина и А.М.Горького и др.
Статуя_Токтогула (479x700, 413Kb)
Статуя Токтогула в доме-музее в селе Чолпон-Ата, построенный к 125-летию акына в 1989 году
Оценки творчества
Чингиз Айтматов, в предисловии к книге «Токтогул» в 1989 году отметил, что «Наш Токтогул не имел академического образования. Но он был талантливейшим импровизатором, он был непревзойдённым певцом киргизской земли, и однако, по нашему глубочайшему убеждению, Токтогул как революционный поэт, как народный мыслитель, как борец и художник стоит в одном ряду с именами мировой поэзии. В одном ряду с теми, для которых миссия поэзии была неотделима от собственной жизни, от судьбы народа, с теми, которые в силы своей революционности и таланта стали могучими опорами поэтического моста истории». Камчыбек Дюшалиев отметил, что «Самым ярким и и популярным представителем акынов-импровизаторов был великий Токтогул Сатылганов, воспитавший целую плеяду профессиональных акынов устных традиций и создавший свою акынскую импровизаторскую школу. Одной из новаторских черт акынского песнетворчества Т. Сатылганова явилось то, что он по-новому интерпретировал некоторые бытовые фольклорно-песенные жанры, придал им для того времени актуальный революционный смысл. Такие старинные, простые по форме лирические-бытовые жанры, как "Арман", "Кербез" он развил до крупных акынских импровизационных песен-поэм с новым идейно-политическим содержанием, а иногда с элементами революционного маршевого ритма, как например, в популярной песенно-инструментальной поэме "Кербез возвращения"». Камбаралы Бобулов, в своей статье «Бессмертная песнь Токтогула» отметил, что: «Киргизскую литературу невозможно представить без имени Токтогула, как нельзя представить русскую литературу без Пушкина, украинскую — без Шевченко, казахскую — без Абая, грузинскую — без Руставели, латышскую — без Райниса, имён, сияющих на небосклоне этих литератур, как яркие звёзды. С самого детства в сознание и память каждого киргиза входят бессмертные песни Токтогула о социальной несправедливости жестокого времени, в котором он жил, страдал, боролся, песни о мужестве, стойкости и благородстве, чести и достоинстве человека, песни о нежной любви к матери, об отцовском безмерном страдании и неутешном горе по умершему сыну Топчубаю, песни о родном нарде и прекрасной киргизской земле. Сила и мощь творческого горения Токтогула в том, что великий акын с юных лет до конца дней своих честно, правдиво воспевал жизнь в своих замечательных песнях; можно смело сказать, что вся легендарная судьба Токтогула отражена в его поэзии. Мятежная жизнь и бескомпромиссная борьба акына с баями-манапами, его непреклонность и несгибаемость в самых невыносимых условиях, твёрдая воля и неугасимая вера в светлое будущее всегда вызывают восхищение и восторг в каждом благородном и отзывчивом сердце, у всех, кому дороги идеалы мужества и чести».
Токтогулмарка (495x700, 561Kb)
Токтогул на марке Киргизии, 2014
Память
В 1959 году на киностудии «Киргизфильм» был снят художественный биографический фильм «Токтогул» (режиссёр Владимир Немоляев); В 1964 году к столетию писателя выпущен памятный знак, представляющий собой диск с его портретом анфас, указанием периода (1864−1964) и имени с лицевой стороны и двух строк из стихотворения на русском («Умру, наступит мой черёд, но будет вечен мой народ») и киргизском языках. И ещё было написано произведение «Свиньи» про детей богатого бая; В 1965 году была учреждена Государственная премия Киргизской ССР имени Токтогула Сатылганова; В 1968 году городе Ош, скульптором Тургунбаем Садыковым был установлен памятник в честь Токтогула Сатылганова; В 1974 году во Фрунзе (ныне Бишкек), напротив Киргизского театра оперы и балета имени А. Малдыбаева был установление памятник, в честь Токтогула Сатылганова; В 1989 году на киностудии «Киргизфильм» был снят фильм «Кербез. Неистовый беглец» (режиссёр Георгий Николаенко); На лицевой стороне банкноты достоинством 100 сомов (2009 г.) изображён профиль Токтогула Сатылганова; Именем акына была названа самая мощная ГЭС в Киргизии; Имя акына присвоили Национальной филармонии Киргизии в Бишкеке; В честь акына авиакомпания «Air Kyrgyzstan» назвала своё воздушное судно Boeing 737-500; Имя акына носит Киргизский государственный музей литературы и искусства имени Токтогула Сатылганова; Международная организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства ТЮРКСОЙ объявила в странах тюркского мира 2014-й Годом Токтогула Сатылганова; Отделение гуманитарных и общественных наук Национальной академии наук Киргизии в 2014 году издало энциклопедию «Токтогул», посвящённую акыну; В 2014 году в Токтогульском районе Джалал-Абадской области был открыт памятник Токтогулу Сатылганову. В его честь названы пик, ледник и перевал к югу от Бишкека, поселок на севере Ошской области с 1940 г носит его имя, был ещё поселок Токтогул на востоке Киргизии, к северо-востоку от Каракола (бывший Пржевальск), но переименован в Зындан.
[700x337]
Токтогул Сатылганов на национальной валюте Киргизии
Проблема интерпретации творческого наследия
Произведения Токтогула Сатылганова при жизни не печатались и не записывались. Краткое сообщение о песенном состязании-айтыше Токтогула и Арзымата появилось в 1889 году в «Этнографическом обозрении», издававшемся в Ташкенте. В 1928 году Токтогул был приглашён из Кетмень-Тюбе во Фрунзе, и музыковед Александр Затаевич записал 18 музыкальных произведений акына. Сбор и публикация поэтического наследия Токтогула начались в 1937 году, чему способствовало постановление Президиума ЦИК Киргизской ССР об ознаменовании юбилея акына. Отсутствие прижизненных, тем более авторизованных, записей поэтических произведений Токтогула создало проблему текста. Наследие Токтогула сохранила народная память. Основной состав его произведений был записан от его учеников — известных киргизских акынов Калыка Акиева, Алымкула Усенбаева, Коргола Досуева и других. Достоверность этих текстов не подлежит сомнению в силу особенностей бытования акынской поэзии, с учётом принципа наследования репертуара учителя-акына. В творческом наследии Токтогула значительное место занимают коллективные произведения — айтыши, поэтические диалоги, совместные выступления на общественных собраниях и празднествах. Текст этих произведений записан от «соавторов», в их творческой интерпретации. Токтогул был непревзойдённым и популярнейшим акыном своего времени. Многие из современников, знакомые с Токтогулом, знали его произведения наизусть. Под их диктовку, начиная со второй половины 1930-х и до конца 1950-х годов, фольклористы, литературоведы, писатели и отдельные энтузиасты зафиксировали целый ряд его произведений. Большинство из них без всяких оговорок включено в собрание сочинений и сборники стихотворений акына. Но на целый ряд произведений, известных в записях, хранящихся в рукописном фонде Академии Наук Киргизской ССР (ныне НАН Киргизии), распространялась критическая точка зрения относительно их принадлежности Токтогулу. Текстологическое изучение и описание наследия Токтогула не теряет своей актуальности. Начало публикации стихотворений Токтогула на русском языке было положено переводом В. Винникова в журнале «Народное творчество» (1937, №7, «Проклятый век»). В тридцатые годы в республиканской и центральной периодической печати появлялись переводы отдельных произведений акына, выполненные Ф.Ощакевичем, Э.Беккером и В.Винниковым. Знакомство же русскоязычного читателя с творчеством Токтогула в переводах В.Гусева, А.Жарова, С.Липкина, П.Семынина, А.Тарковского, П.Шубина и других относят к 1940 году, когда вышел в свет сборник избранных произведений акына. Сборники избранных произведений 1958 и 1964 годов значительно расширили представление о творчестве киргизского акына. В них появились новые переводы, осуществлённые С.Северцевым, Н.Сидоренко, М.Тарловским, Ю. Нейман, Д. Бродским, Арк. Штейнбергом, В.Державиным, Б.Слуцким, Я.Козловским, Н. Гребнёвым, Ю.Гордиенко, С.Куняевым, Р.Мораном и С.Фиксиным. Стремление воплотить на русском языке поэтический мир Токтогула, образный строй его стихов стало одним из стимулов переводческой работы. Целый ряд произведений киргизского акына был представлен несколькими переводами. «Песню о Ленине» («Кандай аял тууду экен Лениндей уулду?») в хронологической последовательности переводили Ф. Ощакевич (1939), Д.Бродский (1940), А.Тарковский (1941), Ю.Гордиенко (1964), М.Ватагин (1978). Лирический шедевр Токтогула — «Алымкан» представлен переводами А.Жарова (1940), Арк.Штейнберга (1958) и Ю.Гордиенко (1964). Однако русскоязычный читатель ограничен в своей возможности узнать поэтическое творчество Токтогула во всём его значении. За крайне редким исключением, поэзия Токтогула переводилась на русский язык через посредничество подстрочника. Токтогул не расставался с комузом, мастерски играл на этом струнном инструменте и создал выдающиеся произведения, вошедшие в золотой фонд народной музыкальной культуры. В акынском сознании стих и мелодия составляют одно целое, стихотворная речь — это напевная речь. Метрическая форма семи-восьмисложника — обычная в акынской поэзии — допускала множество вариаций мелодического исполнения. В чтении стихов это выразительноое свойство произведений Токтогула подразумевается, а в переводе — утрачено. Присуще Токтогулу точность и меткость изречений, образность речи, виртуозная стихотворная техника вызывали у переводчиков большие затруднения. Так, например, Токтогул мастерски использовал звуковые повторы в начале стихотворных строк, зачастую тирада исполняемого произведения представляет собой каскад созвучных слогов, метрическую гармонию звуков. Такова «Предсмертная песня Токтогула». Искусно исполненная звуковая инструментовка тирады, обычная в стихах Токтогула, составляет редкое явление в переводах. Избранные труды: Токтогул Сатылганов. Избранное / Перевод с киргизского Ю.Гордиенко и др. — Фрунзе: Кыргызстан, 1964. — 278 страниц — (Циклы: Обличительные стихи. Песни узника. На казахской земле. Возвращение Токтогула. Состязание акынов. О том, что видел. Назидания. Навстречу красным знамёнам. Кедей-хан). — 3000 экземпляров — ISBN 5-660-00039-8; Токтогул Сатылганов. Избранное / Перевод с киргизского; Составитель и комментарии М.А.Рудова, Ответственный редактор К.Б.Бобулов. — Фрунзе: Адабият, 1989. — 326 страниц — 4000 экземпляров — ISBN 5-660-00039-8; Токтогул Сатылганов. Избранное : [Стихи] / Перевод с киргизского — Москва: Гослитиздат, 1958. — 279 страниц — 10 000 экземпляров; Токтогул Сатылганов. Избранные произведения / Перевод с киргизского — Москва: Гослитиздат, 1940. — 168 страниц — 7000 экземпляров; Токтогул Сатылганов. Избранные произведения / Перевод с киргизского — Фрунзе: Киргизгосиздат, 1950. — 108 страниц — 3240 экземпляров; Токтогул Сатылганов. Избранные произведения / Перевод с киргизского — Фрунзе: Киргизгосиздат, 1954. — 168 страниц — 15 000 экземпляров; Токтогул Сатылганов. Песня о Ленине [Что за мать родила такого сына, как Ленин?] / На языках народов СССР. — Фрунзе: Кыргызстан, 1965;— 110 страниц — 5000 экземпляров || — 1967. — 126 страниц — 10 000 экземпляров || Какая мать родила такого сына, как Ленин : стихотворение = What kind of a mother could bear such a son as Lenin / Перевод с киргизского; текст параллельно: киргизский, русский, английский — Фрунзе: Адабият, 1989. — 31 страница — 1000 экземпляров — ISBN 5-660-00096-7; Токтогул Сатылганов. Назидания: Стихотворения / Перевод с киргизского : Для среднего школьного возраста. — Фрунзе: Мектеп, 1987. — 21 страница — 9000 экземпляров; Токтогул Сатылганов. Певца послушай, молодёжь : Стихи / Переводы : Для среднего и старшего школьного возраста. — Фрунзе: Мектеп, 1964. — 59 страниц — 2500 экземпляров || — Фрунзе: Адабият, 1989. — 63 страниц — (Циклы: Вспоминайте меня, родные. Мы друг друга любить должны. Мой голос, неустанно пой. Пою о Родине моей). — 4000 экземпляров — ISBN 5-660-000176-9; Токтогул Сатылганов. Чыгармалырынын жыйнагы. — Тома 1-2. — Фрунзе, 1968. Литература: Абдраев М., Алагушов Б. Токтогул-композитор. — Фрунзе, 1964; Аманалиев Б. Общественно-политические и философские идеи Токтогула и Тоголока Молдо (дооктябрьский период). — Фрунзе: Киргизгосиздат, 1963. — 228 страниц — 3000 экземпляров; Богданова М.И. Токтогул Сатылганов : Критико-биографический очерк. — Москва: Гослитиздат, 1959. — 111 страниц — 3000 экземпляров; Бобулов К.Б. Бессмертная песнь Токтогула. — Фрунзе: Кыргызстан, 1989. — 41 страница — 1000 экземпляров — ISBN 5-655-00610-3; Виноградов В.С. Музыкальное наследие Токтогула. — Москва, 1961; Виноградов В.С. Токтогул Сатылганов и киргизские акыны. — Москва; Ленинград: Музгиз, 1952. — 216 страниц. — 13 000 экземпляров; Имаева Н. Идеи воспитания в творческом наследии Токтогула. — Фрунзе: Мектеп, 1971. — 126 страниц. — 1500 экземпляров; Краткая биография Токтогула (1864–1933) : (Матер. для докладов о жизни и творчестве акына) / Ответственный редактор А.Деев. — Москва, 1937. — 15 страниц. — 50 экземпляров; Маленов Б. Великий акын-демократ / Перевод с киргизского — Фрунзе: Кыргызстан, 1964. — 59 страниц; Кыдырбаева Р.З. Токтогул Сатылганов : Научно-популярный биографического очерка. — Фрунзе: Илим, 1989. — 144 страниц. — 1000 экземпляров— ISBN 5-8355-0362-8; История киргизской советской литературы. — Москва, 1970; Таштемиров Ж. Токтогул жана кыргыз адабияты. — Фрунзе, 1964; Акыны. Акыны Киргизии в переводах Марка Ватагина. — Бишкек: Адабият, 1991. — 220 страниц.

Абельдяев_Дмитрий_Алексеевич+ (574x700, 270Kb)
1865
Дмитрий Алексеевич Абельдяев
русский писатель. Отец ― из крестьян, мать ― дворянка. Родился в селе Расховец, Щигровский уезд, Курская губерния, Российская империя. Детство и юность провёл в родительском имении, получил домашнее образование. Учился в Курском реальном училище (1875—1879; не окончил). Жил в Курске. Дебютировал в печати рассказом «Солдат Антип и жена его Пелагея» в журнале «Русское богатство» в 1895. Публиковал рассказы в журнале «Русская мысль». Автор романа «Тень века сего (Записки Абашева)», опубликованного с правкой В.Я.Брюсова и П.Б.Струве в «Русской мысли» (1912; отдельное издание Москва, 1913) и романа «Лилии» (Москва, 1914). Творчество относится к беллетристике начала XX века, испытавшей влияние натурализма и декаданса. Состоял в переписке с В.Г.Короленко, В.Я.Брюсовым, Н.К.Михайловским. Умер не ранее 1915 года. Избранные сочинения: Основной источник: Электронные каталоги РНБ; Абельдяев Д.А. Лилии : [Роман]. — Москва: типография П.П.Рябушинского, 1914. — 180 страниц; Абельдяев Д.А. Тень века сего : (Записки Абашева) : [Роман в 5 частях]. — Москва: товарищество А.А.Левенсон, 1913. — 701 страница. Литература: Войналович Е.В., Кармазинская М.А. Абельдяев Дмитрий Алексеевич // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь / главный редактор П.А.Николаев. — Москва : Советская энциклопедия, 1989. — Том 1 : А—Г. — Страницы 11—12. — 672 страницы — (Серия биографических словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). — 100 000 экземпляров — ISBN 5-85270-011-8.

Leistikow (700x676, 324Kb)
1865
Вальтер Лейстиков (немецкое имя — Walter Leistikow)
немецкий художник-пейзажист, работавший в манере югендштиля. Родился в Бромберге, ныне Быдгощ, Польша.
Жизнь и творчество
В 1883 году будущий художник приехал в Берлин поступать в Берлинскую академию художеств, но принят не был. Учился живописи до 1887 года у Германа Эшке и Ганса Гуде. В 1892 году вошёл в число основателей художественной группы «11», выступавшей против классического академизма в живописи и за развитие современного искусства. Отказ организаторов выставить картину Лейстикова «Озеро Груневальд» на художественной выставке привело к основанию Берлинского сецессиона в 1899 году.
LeistikowГруневальд (700x525, 684Kb)
«Груневальд». 1907. Государственные музеи Берлина
В своих пейзажах Лейстиков следовал в целом манере художников барбизонской школы, однако с течением времени стал избегать детализации и описательных элементов в своих полотнах, создавая крупноформатные произведения, заполненные силуэтами и образами из размытых линий. В то же время в его поздних работах заметна и подчёркнутая стилизация, вызванная влиянием на художника ар-нуво, не переходящая, однако, в декоративную формалистику пейзажа. 24 июля 1908 года Лейстиков застрелился в Целендорфе, Берлин, из-за своей в то время неизлечимой болезни — сифилиса. Он похоронен на Штеглицском кладбище в Берлине. Литература: Die Welt der Malerei, Gütersloh-Amstelveen 1997.

Lilienfeld (514x700, 91Kb)
1865
Анатолий Павлович Лилиенфельд-Тоаль (Анатоль Шарль Морис фон Лилиенфельд-Тоаль, немецкоеи имя — Anatole Charles Maurice von Lilienfeld-Toal)
пензенский губернатор в 1910—1914 гг., действительный статский советник, камергер. Родился в Санкт-Петербурге. По происхождению — остзейский немец. Сын социолога-органициста и сенатора Павла Лилиенфельд-Тоаля (1829—1903). Окончил Александровский лицей с золотой медалью (1887). Служил в Министерстве внутренних дел, чиновником особых поручений при Санкт-Петербургском губернаторе, правителем его канцелярии. С 7 октября 1902 по 13 августа 1905 гг. — Архангельский вице-губернатор, с 26 июня 1906 по 2 ноября 1910 гг. — Санкт-Петербургский вице-губернатор. С 2 ноября 1910 года до 29 ноября 1914 года — Пензенский губернатор. При нём в г. Пензе в 1910—1911 гг. было построено здание Пензенского отделения Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банка по проекту архитектора А.И. фон Гогена. Ныне в этом здании располагается Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого. Здание является одним из самых интересных архитектурных памятников старой Пензы. После начала Первой мировой войны принял решение уйти в отставку с государственной службы из-за немецкого происхождения. После ухода с государственной службы уехал из Пензы и жил в Петрограде. Летом 1917 года семья Лилиенфельд-Тоаля эмигрировала в Германию. Преподавал русский язык в Кильском университете в Германии. Скончался в Киле в ноябре 1931 года. Награды: Орден Святого Станислава III степени; Орден Святой Анны III степени; Орден Святого Станислава II степени; Орден Святой Анны II степени (1899); Орден Святого Владимира IV степени; Орден Святого Владимира III степени (1909); Орден Святого Станислава I степени (1912); Медаль «В память царствования императора Александра III» (1896); Медаль «В память коронации Императора Николая II» (1896); Медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения» (1897); Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913); Знак отличия за труды по землеустройству; Золотой нагрудный знак в память 50-летия земских учреждений; прусский Орден Короны IV степени (1890); французский ордена Почётного легиона кавалерский Крест (1890); болгарский орден «Святой Александр» IV степени (1898).; румынский Орден Короны командорский крест (1899).

[528x700]
1866
Георг Шуман (немецкое имя — Georg Schumann)
немецкий композитор и дирижер. Родился в Кёнигштейн. По композиции ученик К.Рейнеке и С.Ядассона. С 1896г. дирижер Бременского филармонического оркестра, с 1900г. - Берлинской вокальной академии. В 1913-1945г. преподавал композицию в Берлинской высшей музыкальной школе. Сочинения: для оркестра - 2 симфонии, увертюры, сюита "Во время карнавала", симфоническая поэма "В борьбе за идеал", Серенада, Вариации и фуга на веселую тему, Вариации на тему Баха, Вариации на тему Гайдна и др., камерные и инструментальные произведения; хоры в сопровождении оркестра - "Амур и Психея", "Руфь", "Тоска", "Кувшин для слез", «Давид и Авессалом» и др., мотеты, песни. Умер в Берлине 23 мая 1952 года. Литература: Biehle H., G.Schumann, Munster 1925.

[444x700]
1867
Уильям Эрнест Касл (William Ernest Castle)
американский зоолог, член Национальной Академии Наук США. Родился в Александрии, штат Огайо, США. Окончил Гарвардский университет (1893). В 1897 - 1936 работал там же (с 1908 - профессор), с 1936 - в Калифорнийском университете в Беркли. Основные научные исследования посвящены генетике животных. Изучал роль наследственности в определении соотношения полов у мышей и морских свинок, разрабатывал концепцию доминантности и рецессивности в наследовании пола. Впервые использовал плодовую мушку дрозофилу для лабораторных опытов по гибридизации, изучал на модели дрозофилы явления инбридинга и аутбридинга. Член Американской академии искусств и наук. Кимберовская премия по генетике (1955). Умер в Бернкли, Аламида, штат Калифорния, США, 3 июня 1962 года. Литература: George D. Snell and Sheldon Reed (1993) William Ernest Castle, Pioneer Mammalian Geneticist, Genetics; W.E. Castle and J.C. Philips (1914), Carnegie Institution of Washington Publication no. 195.

1868
Карл Карлович Григорович (немецкое имя — Charles Gregorowitsch)
российский скрипач. Последний ученик Генрика Венявского, занимался также в Москве у Василия Безекирского и в Вене у Якоба Донта, затем совершенствовал своё мастерство в Берлине у Йозефа Иоахима. Гастролировал по миру с 1883 г., в 1896—1897 гг. совершил концертное турне по США, получив весьма сочувственные отзывы критики, приветствовавшей его «блистательный пыл и натиск» в Вариациях Иоахима и «восхитительную технику и теплоту постижения» в Первом концерте Макса Бруха, в 1899—1901 гг. предпринял (вместе с финским пианистом Эдвардом Фацером) мировое турне по трём континентам (Америка, Азия, Африка). С 1903 — профессор Московского филармонического училища. С 1904 г. профессор Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. С 1910 — первая скрипка в Квартете герцога Мекленбургского. По свидетельству Генри Лахи, «по широте и плавности тона его сравнивали с Соре и Сарасате». После революционных событий 1917 года жил и работал в Витебске, преподавал в городской консерватории. В 1921 г. арестован за то, что «по приезду польской делегации в Витебск познакомился с польделегатами… и зарекомендовал себя в глазах представителей делегации с самой лучшей стороны, в результате чего делегация выдала Григоровичу документ о его полной лояльности по отношению к Польше, на предмет въезда в таковую», и приговорён к трём годам принудительных работ. Умер 25 марта 1921 года. До сих пор неясно, умер ли он от голода в заключении или был расстрелян при попытке бежать из России. Учеником Григоровича был Бронислав Губерман, говоривший, что Григорович «научил его всему, чему может научить учитель».

Zuzin (521x700, 141Kb)
1868
Борис Николаевич Зузин
председатель Костромской губернской земской управы в 1908—1917 годах, член IV Государственной думы от Костромской губернии, Действительный статский советник. Окончил Костромскую губернскую гимназию (1886) и Санкт-Петербургский университет по юридическому факультету (1891). Православный. Из потомственных дворян Костромской губернии. Дед - Зузин Александр Иванович (1795-1879), отставной лейб-гвардии майор, построил усадьбу Денисово, которая считается лучшим в Костромской области памятником усадебной архитектуры 19 века. Дети Александра Ивановича, "Зузинята", упоминаются в стихотворении Некрасова Н.А. «Коробейники». Среди них:
ZuzinНиколай Александрович (573x700, 160Kb)
Зузин Николай Александрович
его отец: Зузин Николай Александрович (1835-1901), Штабс-капитан (13 июля 1863) в отставке (8 декабря 1863). Участник Крымской войны (1853-1856) и Севастопольской обороны (1854-1855). Подпоручиком в составе 6-й легкой батареи 16-й артиллерийской бригады, участвовал в Альминском сражении (20 сентября 1854 г.) и в сражении на Черной речке (16 августа 1855 г.). В дальнейшем, являлся видной фигурой в костромском земстве. Владелец усадьбы Денисово Костромского уезда с 715 десятинами земли. Статский советник.
ZuzinЗузина (622x700, 293Kb)
Зузина (Шахматова) Варвара Алексеевна
мать: Зузина (Шахматова) Варвара Алексеевна (24 июня 1840-24 июня 1908), из древнего русского дворянского рода Шахматовых саратовской (курмышской) ветви, дочь отставного капитан-лейтенанта Шахматова Алексея Александровича «старшего» (1797—1868), который с 1822 г. служил по ведомству Министерства Финансов, Действительного статского советника и Варвары Петровны из младшей ветви дворянского рода Столыпиных (около 1800—1865). Варвара Алексеевна родная тетя академика-лингвиста Шахматова Алексея Александровича «младшего» (1864—1920). Братья/Сестры: Зузин Сергей Николаевич (1866 года рождения); Зузин Михаил Николаевич (1870-1940), был губернским предводителем дворянства, женат на Зузиной (Князевой) Вере Леонидовне; Трирогова (Зузина) Наталья Николаевна (~1875-1942), жена двоюродного брата по матери - Трирогова Григория Владимировича, сына тайного советника, директора департамента общих дел Министерства Государственных Имуществ - Трирогова Владимира Григорьевича (1834-1891). Имущество: Землевладелец Костромского уезда (262 десятины), домовладелец Костромы.
Государственная служба
В 1892 году поступил на службу в Санкт-Петербургский окружный суд, откуда в 1897 году перешел в Земский отдел Министерства внутренних дел. В 1903 году занял должность непременного члена Костромского губернского присутствия, а в 1908 году был избран председателем Костромской губернской земской управы, в каковой должности состоял до 1917 года. Дослужился до чина действительного статского советника (1913). Участвовал в общеземском съезде в Москве (1905) и в 4-м областном историко-археологическом съезде в Костроме (1909). Сотрудничал в местной печати. Кроме того, состоял почетным попечителем Костромского реального училища. В 1912 году был избран членом IV Государственной думы от Костромской губернии. Входил во фракцию прогрессистов. Состоял секретарем комиссии по местному самоуправлению, а также членом комиссий: по запросам, по судебным реформам, финансовой и по Наказу. 18 мая 1914 года сложил полномочия члена Государственной Думы. Послужной список: Секретарь 5-го гражданского отделения Санкт-Петербургского окружного суда (1892-1897); Делопроизводитель земского отдела Министерства внутренних дел (1897-1903); Непременный член костромских губернских правления (1904) и присутствия (1907); Участник Общеземского съезда в Москве (1905) и IV Областного историко-археологического съезда в Костроме (1909). Председатель Костромской губернской земской управы (1908-1917); Гласный Костромской городской думы и член подготовительной и финансово-экономической комиссий (1909-1916); Член IV Государственной Думы, избранный от общего состава выборщиков Костромской губернии (2 ноября 1912); Член Прогрессивной фракции и комиссий по местному самоуправлению (с 1-й сессии - секретарь), запросам, судебным реформам, наказу, финансовой и о 300- летии юбилея Дома Романовых. Сложил полномочия (18 мая 1914); орреспондент «Новой Костромской жизни» и «Поволжского вестника» (Кострома); Действительный Член Костромского Научного Общества по изучению местного края (1917-1918). Семья: Был женат на Елизавете Николаевне Купреяновой (родилась в 1875). По воспоминаниям историка А.А.Григорова, в 1920-х годах Зузины переехали из Костромы в Вологду. Дальнейшая их судьба неизвестна. Награды: Орден Святого Станислава II степени (1902); Орден Святой Анны II степени (1905); Орден Святого Владимира IV степени (1908); медаль «В память царствования императора Александра III»; медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» Литератур: Список гражданским чинам четвертого класса на 1915 год. — Петроград, 1915. — Страница 2024; 4-й созыв Государственной думы: Художественный фототип. альбом с портретами и биографиями. — Санкт-Петербург: издание Н.Н.Ольшанскаго, 1913; Государственная дума Российской империи: 1906—1917. — Москва: РОССПЭН, 2008.

[700x700]
1868
Токутоми Рока (псевдоним; настоящее имя — Кэндзиро)
японский писатель. Родился в провинции Хёго (ныне префектура Кумамото), учился в университете Досися. Рока получил разностороннее образование: под влиянием отца он научился читать старинные китайские книги конфуцианской и буддийской направленности, а обучаясь в европейской школе, подпал под влияние христианских идей. Рока едет в Токио, где устраивается на работу в журнал «Кокумин-но томо» («Друзья народа»), который издавал его старший брат Токутоми Сохо, к тому времени ставший преуспевающим журналистом и публицистом. Первый роман писателя «Лучше не жить» (1899; русский перевод, 1905) о судьбе женщины из аристократической семьи, погибающей под бременем феодальных устоев, имел невероятный успех. Книга в течение десятилетий оставалась в числе бестселлеров. Издавалась она и в Санкт-Петербурге, Бостоне, Милане, Хельсинки. Через десять лет после выхода романа в свет состоялось уже сотое издание произведения. Токутоми Рока, в области теории литературы следуя за Толстым, считал, что в романе главным должны быть три принципа — новизна содержания, формы и серьезное отношение автора к описываемому предмету. Увлечение Рока учением Толстого и посещение прославленного русского писателя в Ясной Поляне в 1906 г. вылилось в то, что по возвращении на родину он решает начать вести такой же образ жизни. С женой они уезжают из Токио и селятся в деревне, приступив к занятиям сельским хозяйством. Однако из затеи жить отшельниками ничего не вышло, и со временем Токутоми Рока превращается в преуспевающего помещика. Собственно, сам себя он подверг уничижительной критике в серии рассказов на эту тему под общим названием "Бормотание земляного червя" (1913). Другим его известным произведением "идейной" и политической направленности стал роман "Куросио" (1902; русский перевод,). В нем поднимаются две проблемы, которые идут параллельно, - критика политической системы и коррупции в правящей верхушке и осуждение все еще тяжелого и фактически бесправного положения женщины в эпоху Мэйдзи. В романе «Чёрные глаза и карие глаза» (1914) рисует чистую юношескую любовь. Автор романов «Новая весна» (1918) и «Фудзи» (1925—1928). Умер близ Токио 18 сентября 1927 года. Сочинения в русском переводе: Природа и человек, в сборнике: Восточный альманах, выпуск 1, Москва, 1958; Японский паломник, Воспоминания Токутоми Рока, в книге: Литературное наследство, том 75, книга 2, Москва, 1965. Литература: История современной японской литературы, перевод с японского, Москва, 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, Москва, 1964; Конрад Н.И., Японская литература, Москва, 1974.

[517x700]
1869
Жан Брюн (французское имя — Jean Brunhes)
французский географ. Ввёл в науку термин «социальная география». Один из первых теоретиков французской школы «географии человека». Создатель серии географических учебников («Collection de J.Bruhnes») и монографии о Франции. Родился в Тулузе, в семье профессора математики. Окончил Высшую нормальную школу в Париже, затем Лионский университет; в 1892 году стал профессором истории и географии. По совету Поля Видаля де ла Блаша более года провёл в Испании, где учился и собирал материалы для своей будущей диссертации. Диссертация была защищена в 1902 году, темой исследования стала ирригация на Пиренейском полуострове и в Северной Африке и её организация. В 1896 году во Фрибуре он впервые в науке употребил термин «социальная география», а в 1907 году в Лозанне — термин «социально-экономическая география». В 1913 году принял предложение банкира и филантропа Альбера Кана принять научное руководство над Archives de la planète, музеем, включавшим собрание коллекций географических фотографий со всего мира. В 1927 году был избран членом Академии моральных и политических наук, но полноценной академической карьеры сделать не смог — в первую очередь из-за своих необычных для того времени научных и политических взглядов (поддерживал одновременно социалистическое и католическое движение Sillon). За свою жизнь опубликовал большое количество работ, в которых стремился популяризировать социальную географию, но признание получил лишь в последние годы жизни. Умер в городе Булонь-Бийанкур 25 августа 1930 года. Библиография: Musée Albert Kahn, Boulogne, Jean Brunhes autour du monde, regards d'un géographe / regards de la géographie, Vilo, Paris, 1993, 348 p.

Barbara_Antonie_Barth_(von_Bartolf) (501x700, 134Kb)
1871
Барбара Антония Барт (немецкое имя — Barbara Antonie Barth)
вторая супруга герцога Людвига Вильгельма Баварского. Антония Барт родилась в городе Мюнхен, Бавария, в семье Людвига Барта и Марии Клары, урождённой Бейль, и выросла в Мюнхене. Служила танцовщицей балета в Мюнхенском придворном театре и там привлекла внимание овдовевшего герцога Людвига. Морганатический брак был заключён 19 ноября 1892 года. Спустя три дня после заключения брака Антония была возведена в дворянство как Антония фон Бартольф. Большая разница в возрасте с самого начала неблагоприятно сказывалась на супружеских отношениях. Антония вступила в связь с молодым Максимилианом Майром (1878—1960) из Байройта и родила от него в 1913 году дочь. Развод с герцогом Людвигом состоялся 11 июля 1913 года в Мюнхене, а 14 июня 1914 года Антония вступила в брак с отцом своего ребёнка. В 1971 году дочь Антонии Хелена Майр (1913—2006) вышла замуж за Фридриха Кристиана Шаумбург-Липпского (1906—1983), который в 1939 году некоторое время рассматривался кандидатом в короли Исландии. Антония Барт умерла в городе Гармиш-Партенкирхен, Верхняя Бавария, Бавария, ФРГ, 23 мая 1956, года.

Венедикт (420x700, 206Kb)
1872
Венедикт (в миру — Виктор Васильевич Плотников)
епископ Русской православной церкви, с 7 декабря 1936 архиепископ Казанский и Свияжский. Родился в селе Лижма, Кондопожская волость, Петрозаводский уезд, Олонецкая губерния. Окончил Олонецкую духовную семинарию (1893). С 1893 года — псаломщик Петрозаводского кафедрального собора и учитель пения духовного училища. 20 июля 1894 года женится на Лидии Малиновской, дочери учителя Петрозаводского духовного училища. С 15 августа 1894 года — священник Петрозаводского кафедрального собора. В 1895—1898 году — священник Вытегорского Воскресенского собора. В 1902 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1902—1918 годах — законоучитель и настоятель церкви Петроградского Павловского женского института и законоучитель разных учебных заведений. В 1918 году служил в Никольском Морском соборе в Кронштадте. В 1919—1920 — ключарь Исаакиевского кафедрального собора Петрограда. Овдовев, в 1919 году принял монашество. В мае 1920 был арестован, затем освобождён. С 28 августа 1920 года — епископ Кронштадтский, викарий Петроградской епархии (хиротонию возглавил митрополит Вениамин (Казанский)). В 1922 году арестован по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Был одним из обвиняемых на процессе митрополита Вениамина и других петроградских церковных деятелей, приговорён к расстрелу, который был заменён пятью годами заключения. 30 ноября 1923 года освобождён. С 9 января 1924 года управлял Олонецкой епархией, в феврале 1924 — декабре 1925 года — Петроградской епархией. Активно боролся с обновленческим движением, был решительным противником компромиссов с обновленцами, за которые выступала часть патриархийного духовенства, включая известного ленинградского протоиерея Николая Чукова. Издавал антиобновленческие воззвания, адресованные духовенству и мирянам Петроградской епархии. Когда по настоянию епархиального совета владыка Венедикт встретился с обновленческим иерархом Николаем Платоновым, то заявил, что «без разрешения центра он вступить в переговоры не имеет права и, что следует сначала Синоду договориться с митрополитом Петром Крутицким. Да и говорить о примирении нет особой надобности: желающие мира всегда могут получить его, покаявшись в своих заблуждениях.» 18 декабря 1925 года вновь арестован по делу «нелегального Совета епископов». 26 апреля 1926 года приговорён к трём годам ссылки в Сибирь. Находясь в ссылке, поддержал Декларацию Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В апреле 1929 года освобождён из ссылки, жил в Нижнем Новгороде. С 1931 года — управляющий Вологодской епархией (с титулом епископа Кронштадтского). 4 апреля 1933 года возведён в сан архиепископа. С 16 июня 1933 года — архиепископ Вологодский и Тотемский. С 5 октября 1933 года — архиепископ Новгородский. В 1934 году Вызывался на летнюю сессию Временного Патриаршего Священного Синода. В том же году поддержал возведение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в достоинство митрополита Московского и Коломенского, направив 10 мая рапорт, в котором писал: «Незадолго перед этим я получил и другой Указ — о вызове меня для заседаний во временном Патриаршем Синоде на летнюю сессию. Приношу Вам мою глубокую благодарность и за этот, новый знак милостивого Вашего внимания к моему недостоинству и постараюсь оправдать его, насколько хватит моих сил и уменья. Это было для меня большей неожиданностью и вызвало у меня много недоуменных вопросов, связанных с предстоящим устроением моим на новом месте моего временного пребывания в смысле помещения и содержания. Я знаю, что в частных домах теперь очень трудно найти мало-мальски приличное помещение, но меня ободрил и уверил Владыка Алексий, м[итрополит] Ленинградский, что этот вопрос при Вашем благосклонном участии и содействии может быть устроен в благожелательном смысле <…> У меня все обстоит пока благополучно, слава Богу! Погода, на редкость стоит теплая, хорошая и благоприятная, все цветет и благоухает. Надеюсь скоро Вас видеть и лично приветствовать». 5 сентября 1936 года уволен на покой (очевидно, в связи с лишением его гражданскими властями регистрации в качестве «служителя культа»). С 20 декабря 1936 года — архиепископ Казанский и Свияжский. 28 февраля 1937 был арестован в Казани как «идейный вдохновитель и организатор контрреволюционной организации церковников, существовавшей в Ленобласти с 1932 г.» Этапирован в Ленинград. 11 августа 1937, одним из первых, был осужден к ВМН "тройкой" УНКВД Ло в рамках "кулацкой операции " НКВД. Расстрелян 16 августа 1937 г. Место захоронения- спецобъект УНКВД Ло "Левашово". Реабилитирован посмертно. Литература: Багдасарова Ж.Р., Шкаровский М.В. Венедикт (Плотников) // Православная энциклопедия. — Москва, 2004. — Том VII; «Варшавская епархия — Веротерпимость». — Страницы 580—582. — 752 страницы. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2; Лобанов В.В. «Противообновленческий катехизис» епископа Венедикта (Плотникова) // Отечественные архивы. 2010. — № 4. — Страницы 49-56.

[525x698]
1873
Джон Норт Уиллис (Виллис; John North Willys)
американский предприниматель-автопроизводитель. При жизни Дж.Виллис внес значительный вклад в развитие американской автомобильной промышленности, а назначение в 1930 году первым послом США в Польшу лишь свидетельствует об огромном уважении, с которым к нему относились государственные деятели. Но еще большую (уже посмертную) славу его имя приобрело в годы второй мировой войны, когда для фронта был создан легкий внедорожник, обладающий феноменальной проходимостью. В союзных армиях этот автомобиль так и звали - «виллис». Он стал первым в новом классе автомобилей, которые сегодня называют джипами. В 1905 году он приобрел компанию, основанную двумя годами ранее, которая выпускала велосипеды, а затем легковые автомобили в местечке Терр-От (штат Индиана), и дал ей свое имя "Виллис". В 1907 году Дж.Виллис приобрел компанию «Оверленд», переименовав ее в «Виллис Оверленд». Фирма выпускала грузовые автомобили. Для производства грузовиков компания приобрела цеха разорившейся фирмы «Pope-Toledo» и переехала в город Толедо (штат Огайо). Позднее Дж.Виллис модернизировал свою фирму для производства легковых машин, взяв за образец автомобиль Генри Форда. В 1914 году модель "Overland " с четырехлитровым мотором вошла в число американских автомобилей, имеющих самый высокий спрос. В том же году компания продала 80 тысяч своих машин, что стало высшим достижением в те годы. После первой мировой войны, переименованная в «Willys Corporation» компания наладила производство легковых машин, грузовиков и шасси для автобусов. В 1920 году Дж.Виллис создает в Англии филиал фирмы, которая собирает автомобили, оснащая их американскими двигателями в 2,4 литра или местными "Моррис" рабочим объемом 1,8 литра. С выпуском в 1923 году нового автомобиля RedBird (модель 92) сбыт вновь поднимается до рекордной отметки - 196 тысяч штук. Одна за другой в 1920-е годы появляются новые автомобили компании: небольшой экономичный «Willys-Knight 70», 60-сильная «модель 66», шикарный и элегантный «Great Schico» и самая мощная 87-сильная «модель 66В». В 1930-е годы, не самые удачные для компании вследствие мирового экономического кризиса, «Willys Corporation» выпускает недорогой «Willys 772 (немногим более 500 долларов). Эта модель осталась единственной опорой «Willys» вплоть до начала войны. Во время второй мировой войны появился армейский джип «Willys MB», который получил мировую известность. Именно эта модель военного времени позволяет причислить «Willys Corporation к числу ведущих автомобильных компаний, а основателя корпорации к числу выдающихся инженеров-конструкторов и организаторов производства. В 1929 году Джон Виллис передал бразды правления компанией вице-президенту Л.А.Миллеру, а сам в 1930 году отправился в Польшу в качестве посла. В 1932 году президент США Э. Гувер отзывает Дж. Виллиса, чтобы он снова вернулся к руководству фирмой. 26 августа 1935 года Джон Виллис скончался от сердечного приступа, оставив после себя память на многие десятилетия. Именно под руководством Дж.Виллиса была разработана известная серия автомобилей «Willys Knight», ставшая прообразом легендарных армейских «виллисов».

1875
Артур Эрнест Баррингтон Биркетт (Arthur Ernest Barrington Birkett; 25 октября 1875, Эксетер — 1 апреля 1941, Лондон) — британский крикетчик, чемпион летних Олимпийских игр 1900. Родился в городе Эксетер, графство Девоншир, Англия, Великобритания. На Играх Биркетт участвовал в единственном крикетном матче Великобритании против Франции, выиграв который, он получил золотую медаль. Всего он набрал 1 очко. Умер в Лондоне 1 апреля 1941 года.

[616x700]
1874
Хуан Син (имя на пиньинь — Huáng Xīng)
китайский государственный и военный деятель, революционер-милитарист, первый руководитель армии Китайской республики (c 28 октября по 27 ноября 1911 года). Родился в городе Чанша. В 1893 году окончил Южную академию в Чанша, получив учёное звание цзиньши в возрасте 22 лет. С 1898 по 1901 год учился в Ухане, в 1902 году был отобран в числе студентов, отправленных изучать военное дело в Токийский университет в Японии. В 1903 году, однако, вернулся в Китай во главе отряда из сокурсников, недовольных экспансией Российской империи в Маньчжурию. Годом позже основал и возглавил революционное общество, которое назвал своим именем (Хуансинхой). Его члены начали подготавливать восстание в Чанша против династии Цин, но их заговор был раскрыт, поэтому членам общества пришлось бежать в Японию. В 1905 году в Японии совместно с Сунь Ятсеном Хуан Син основал организацию Тунмэнхой, став вторым после него человеком в её иерархии. В 1907 году тайно вернулся в Китай и организовал целый ряд вооружённых восстаний против центральной власти в провинциях Гуандун, Гуанси и Юньнань, а в апреле 1911 года — крупное Хуахуаганское восстание в Гуанчжоу, однако все эти восстания окончились неудачей. С октября 1911 года принимал активное участие в Синьхайской революции, в январе 1912 года был назначен военным министром республиканского правительства в Нанкине, сохранив этот пост до марта, после чего до июня 1912 года был военным наместником в Нанкине и возглавлял войска в Центральном и Южном Китае. В августе 1912 года участвовал в создании партии Гоминьдан, возглавив её правое крыло. В 1913 году президент Юань Шикай снял представителей Гоминьдана со всех постов в правительстве и перенёс столицу в Пекин. Хуан Син остался в Нанкине и попытался создать Южную армию для противостояния Юань Шикаю, но его солдаты взбунтовались из-за нехватки денег и продовольствия, ввиду чего ему пришлось бежать в иностранную концессию в Шанхае. Летом 1913 года он принял активное участие в так называемой «второй революции», но, потерпев поражение, был вынужден покинуть страну и бежать сначала в Японию, затем в США, где занимался сбором средств для создания армии в Юньнани. В июне 1916 года Хуан Син возвратился в Китай, но умер через несколько месяцев в Шинхае после тяжёлой болезни 31 октября 1916 года. Библиография: Новая история Китая, Москва, 1972; Hsüeh Chün-tu, Huang Hsing and the Chinese revolution, Stanford, 1961.

1874
Фрэнк Ханнингтон (Frank Hannyngton)
ирландский энтомолог, который жил и работал в Индии. Был самым младшим сыном судьи и резидента в Мадрасе, а затем Траванкора, Джона Чилда Ханнингтона (англ. John Child Hannyngton). Первое образование получил Тринити-колледже в Дублине. Затем Фрэнк Ханнингтон переехал в Рена и прошел изучение индийской гражданской службы в 1897 году. Службу в Индии начал 30 января 1899 года на должности помощника сборщика и магистрата в Южном Аркоте (сейчас — Тамилнад). Его места службы включали Тирунелвели, Малабар, Мадрас и Ути. В 1912 году он был назначен комиссаром округа Кодагу. На этой должности он проработал до 1918 года, когда он переехал в Беллари.
Parnassius_hunnyngtoni_ulster (700x482, 200Kb)
Аполлон Ханнингтона (Parnassius hannyngtoni)
Во время своего пребывания в Кодагу Фрэнк Ханнингтон опубликовал статью о бабочках Кодагу в «Журнале Бомбейского общества естественной истории» (Journal of the Bombay Natural History Society). Он также занимал должность почтмейстера в Бенгалии. Находясь на этом посту он отправлял коллекторов в долину Чумби. Здесь он нашел новый вид бабочек рода Parnassius, экземпляры которого он отправил американскому энтомологу русского происхождения Андрею Авинову. Последний назвал новый для науки вид в честь самого Фрэнка Ханнингтона — аполлон Ханнингтона (Parnassius hannyngtoni). Фрэнк Ханнингтон также собрал коллекцию бабочек Кумаона. Умер в городеБомбей, Британская Индия, Британская империя, 1 апреля 1919 года. Публикации: Hannyngton, F. List of Butterflies from Kumaon. // A Guide to Collecting Butterflies of India. Appendix C / Peile, H.D. — London: Staples Press, 1937. — P. 234–238; Hannyngton, F. M. Notes on Coorg butterflies with a detailed list of Hesperiidae // J. Bombay Nat. Hist. Soc. — 1915. — № 24. — P. 578-581; Hannyngton, F. Life history notes on Coorg butterflies // J. Bombay Nat. Hist. Soc. — 1919. — № 26. — P. 371-872.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 25 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»